Взаимопонимание отцов и детей

Взаимоотношения «отцов и детей»

Вообще, проблема взаимоотношения поколений часто представляется социологам, философам, культурологам слишком сложной, во всяком случае сложнее, чем она выглядит в конкретной культурологической практике. Собственно культурологический аспект, то есть аспект ценностный достаточно просто описывается в той или иной из предложенных ниже моделей. При этом, разумеется, следует помнить, что этот процесс осуществляется в первую очередь в семье и лишь во вторую, в третью, в четвертую — в более широких или вообще иных культурологических образованиях (дружеские или любовные отношения, компании, коллектив). И конечно, всегда надо помнить, что процесс перехода из детской во взрослую жизнь с культурологической точки зрения означает выработку собственной системы ценностей, а не обретение, например, независимого источника доходов, закрепления и том или ином социальном статусе и т.п.

Взаимоотношения старших и младших под этим углом зрения можно разделить на три этапа. Первый — детство, которое еще не создает особых культурологических проблем. Этот период может быть более или менее счастливым (в частности, Чехов грустно иронизировал по этому поводу: «В детстве у меня не было детства»), но для нас сейчас важно не это, а то, что младшие практически всегда безоговорочно принимают ценностную систему старших.

Итогом развития на этом этапе является формирование в основных чертах ценностной системы и типа эмоционально-ценностной ориентации.

Наконец, третий этап — это вхождение юноши или девушки во взрослую жизнь, которая начинается не с определенного возраста, а с оформлением определенной ценностной ориентации, принципиально своей системы ценностей. Такая система лишь редко совпадает с ценностной системой старших целиком и полностью, да это и не обязательно, потому что наступит время, когда «ребенок» будет обязан жить своим умом, если он не хочет обратиться в «вечного ребенка», в пассивный объект воспитания (неважно, кто его будет воспитывать — родители, жена, теща, свекровь, приятели в компании, начальник трудового коллектива и т.п.).

В этом возрасте отношения старших и младших, конечно, изменяются, но все же не перестают, как правило, существовать. Здесь можно отметить три тенденции развития этих взаимоотношений. Первой и самой благополучной является более или менее полное сочетание ценностных систем старших и младших (откуда может развиться свободный разговор, непринужденное общее проведение досуга, взаимная радость общения и т.п. положительные культурологические последствия). При этом варианте, как правило, устанавливаются отношения взаимопомощи: не только старшие помогают младшим, но и наоборот — младшие могут оказать существенную поддержку, помогая старшим поддерживать контакт с изменяющейся реальностью. Примером этой модели взаимоотношений могут быть взаимоотношения отца и сына Кирсановых, описанные в эпилоге тургеневского романа «Отцы и дети».

Второй вариант — это полная несовместимость ценностных систем «отцов и детей», порождающая часто не просто неприязнь, но и прямую ненависть

Наконец, третий вариант — это полное взаимное равнодушие, иногда слегка завуалированное в соответствии с этикетом и нормами общественной нравственности. Последний тип отношений, правда, не всегда является результатом взаимного равнодушия; существуют ситуации, когда люди разного возраста не могут друг друга понять, несмотря ни на какие взаимные.

Как видно из всего сказанного, проблема воспитания — не частная, а общая проблема, которую не решить по отдельности ни педагогам, ни родителям, ни иным причастным к воспитанию людям. И до тех пор, пока эта проблема будет рассматриваться узко-профессионально, результаты воспитательной работы будут далеки от желаемых. Вполне возможно поэтому, что именно культурологический подход к воспитанию свяжет отдельные педагогические усилия в общую структуру, способную оптимально сформировать эмоционально-ценностную ориентацию человека и конкретную систему его ценностей.

Источник:
Взаимоотношения «отцов и детей»
Вообще, проблема взаимоотношения поколений часто представляется социологам, философам, культурологам слишком сложной, во всяком случае сложнее, чем она выглядит в конкретной культурологической
http://studbooks.net/2043395/pedagogika/vzaimootnosheniya_ottsov_detey

Отношения отцов и детей: роль папы в жизни человека

Отношения отцов и детей: роль папы в жизни человека

Материнская роль в жизни человека, влияние взаимоотношений с матерью на психологическое благополучие личности – это широко освещенные темы в современной психологии. Вроде бы никто и не оспаривает, что отец также играет очень важную роль в жизни человека, но все же в литературе эта проблематика рассмотрена недостаточно полно, отцовское влияние представляется неясным и явно недооцененным.

Несмотря на недостаточное внимание к вопросу о роли отца в процессе воспитания, эта тематика не лишена актуальности. Уже во взрослой жизни фигура отца продолжает влиять на такие сферы человеческого существования, как сфера отношений с противоположным полом, взросления и самореализации, а также на формирование идентичности. Рассмотрим подробнее особенности этого отцовского влияния.

У мужчин и женщин фигура отца по-разному влияет на построение отношений в будущем. Однако, в обоих случаях взаимоотношения с отцом, его отношение к ребенку влияет на формирование поло-ролевой идентичности.

Так, если отец хвалил и восхищался девочкой, подчеркивал ее «женственность» («Какая ты у нас красавица», «Вот, хозяюшка в доме растет» и т.д.), то и девочка начнет испытывать гордость по поводу своей половой принадлежности. Тогда в девочке начинает расти прекрасное чувство «я – девочка, дочка. Я удивительная и красивая», приходит понимание своего отличия от мальчиков; понимание того, что она может вызывать восхищение у отца (а значит, в будущем, и у других мужчин). Если же отец демонстрировал свое разочарование по поводу рождения дочки, а не сына, девочка в будущем будет усиленно пытаться вызвать чувство восхищения и любви (которое недополучила в детстве от своего отца) у мужчин: флиртовать, заигрывать, вновь и вновь сменять партнеров, пытаясь заполучить мужское внимание. Или же девушка может попытаться «быть как мужчина»: реализовываться в карьере, пытаться всегда и во всем быть на равных с мужчинами.

У мальчиков же фигура отца влияет на формирование мужской идентичности: отец становиться идеалом, мальчик хочет во всем быть как папа, быть таким же сильным, умным и умелым. Ради получения одобрения со стороны отца, мальчики готовы идти на достижения, демонстрировать свои умения. Если отец поощряет эти действия, мужская идентичность сына находит свое подтверждение. Бывают случаи, когда, напротив, ребенок не желает быть похожим на отца (например, в ситуации развода папы с матерью, где ребенок занял сторону мамы) – тогда фигуру отца заменяет образ другого значимого мужчины в жизни мальчика.

Второй стороной проблемы отношений является выбор партнера.

У женщин эта проблема проявляется в ситуации, когда все мужчины «не то», отношения с любым мужчиной не устраивают, не удовлетворяют. Часто в процессе психологического консультирования с такими женщинами выясняется, что сами-то партнеры тут ни при чем, а дело – в отце. Часто окружающие просто «не дотягивают» до священного идеала отца и ни один мужчина не может завоевать женское сердце, так как оно уже безраздельно принадлежит папе. Возможна и другая ситуация – когда дочери «по наследству» от матери передаются претензии к отцу, которые дочь распространяет на всех мужчин в принципе. Задача консультанта в обеих ситуациях – провести границу между отцовско-детскими и партнерским отношениями, отказаться от психологического «слияния» с отцом, чтобы найти свое место в отношениях типа «мужчина-женщина».

У мужчин же от отца передается схема ролевого поведения в семье. От отца он перенимает убеждения про надлежащее поведение и роль женщины, а также про роль и поведение мужчины в отношениях и семье. Глядя на взаимоотношения отца с матерью, мальчик учится, как мужчина должен общаться со своей женщиной, и как он в будущем будет строить отношения со своей женой. Если отец долго отсутствовал в семье (физически или психологически), плохо обращался с детьми и женой, сын может испытывать сложности при построении отношений и создании семьи. В терапевтической работе с такими клиентами психолог стремится помочь отделить возможности построения реальных отношений от искаженной схемы, наследованной от отца, помочь научиться создавать семью, опираясь на «мужское Я» внутри себя.

Идентичность для человека – это ответ на вопрос о том, кем же он является, это целостный образ себя. Проблемы с идентичностью означают появления внутриличностных конфликтов, нарушение целостности образа себя, непринятие некоторых сторон своей личности и т.д. В плане взаимоотношений с отцом, проблемы с идентичностью могут появляться в двух случаях:

  • Неприятия отцом ребенка;
  • Неприятие ребенком своего отца.

Вторым вариантом причины возникновения проблем с идентичностью является непринятие отца ребенком. Сразу следует заметить, что подобное непринятие начинается только в случае, если отец негативно воспринимается окружением ребенка (мамой, бабушкой и дедушкой). Это происходит, например, в случае развода между мамой и папой: ребенок вынужден выбирать сторону, принимая участие в подобных «семейных войнах». Чаще всего ребенок принимает именно материнскую сторону, а фигура отца со временем становиться все более «однобокой»: на отца навешивается ярлык «предателя» и связь с позитивными сторонами детско-отцовских отношений прерывается. Задача для психолога в этой ситуации – восстановить полноту образа отца, со всеми реальными достоинствами и недостатками, а также возвратить уважение к роли отца в семье.

Если благодаря матери мы с детства чувствуем всю «нужность» кому-то, понимаем, что значит быть по-настоящему любимым, то отец привносит чувство стабильности и надежности. Именно «за спиной отца» ребенок чувствует себя «как за каменной стеной», чувствует уверенность в себе и собственной безопасности. Если же отец был дисфункционален (не выполнял отцовские обязанности, не осуществлял функцию поддержки), был деструктивен (нападал вместо защиты), то и у ребенка не выходит испытывать уверенность в собственных силах, выказывать достаточную открытость к внешнему миру.

Исходя из этого, следует высветлить некоторые аспекты влияния папы, которые способствуют чувству уверенности и помогают успешно самореализовываться в будущем:

Если же какой-то их этих аспектов отцовско-детских отношений не был реализован в детстве, в психологической работе делается акцент на переход клиента к более зрелому и адаптивному состоянию при помощи опоры на внутренний отцовский образ-архетип, дарующий силу и энергию для свершений.

Источник:
Отношения отцов и детей: роль папы в жизни человека
Влияние отца на сферу отношений с противоположным полом, взросления и самореализации и на формирование идентичности.
http://psyhosoma.com/otnosheniya-otcov-i-detej-rol-papy-v-zhizni-cheloveka/

Психолог Сергей Ключников — Проблема отцов и детей

Психолог Сергей Ключников — Проблема отцов и детей. Семейная психология и профилактика конфликтов

Проблема отцов и детей. Семейная психология и профилактика конфликтов

По определению психолога С. М. Емельянова, семейные конфликты — «это противоборство между членами семьи на основе столкновения противоположно направленных мотивов и взглядов».

Специалисты утверждают, что семейные конфликты как серьезное противостояние членов семьи друг другу происходят в 80-85% современных семей, в остальных же 15-20% периодически происходят семейные ссоры по различным поводам.

Так что бесконфликтных семей практически не существует, тем более тех, где есть дети. Отцы и дети, находящиеся в состоянии постоянного противостояния друг другу, — вечная проблема.

С одной стороны, отцы (разумеется, и матери) подарили детям жизнь, воспитали, дали образование, помогли поставить на ноги и дали путевку в огромный мир, где так легко затеряться и даже погибнуть без их помощи.

С другой стороны, родители хотят по инерции контролировать детей, навязывать свои жизненные программы, учить уму-разуму, постоянно делать замечания, влиять на выбор друзей, подруг, будущих супругов, род занятий, интересов и увлечений.

Даже если родители образованны, умны и мудры, и не только на словах, но и на деле предоставляют отпрыскам желанную свободу, все же помимо воли сковывают их самостоятельность и мешают реализовать планы, программы.

Потому дети рано или поздно уходят: кто-то со скандалами и желанием отстоять свое право на выбор собственной судьбы, а кто-то с теплом и благодарностью.

Отцы и дети: проблема поколений

Отцы и дети принадлежат к разным поколениям, и у них различная психология. Среди них нет хороших и нет плохих, они просто разные, причем каждое поколение несет в себе свою правду, поэтому между ними никогда не может быть абсолютного единства и гармонии.

Если в раннем детстве этот изначально заложенный семейный конфликт проявляется в форме детских капризов и слез, то по мере взросления он становится все острее и драматичнее.

Поначалу ребенок требует внимания, заботы и любви, но чем старше становится, тем больше настаивает на полной свободе во всех отношениях. Под одной крышей становится тесно. Семейные конфликты между поколениями предопределены и неизбежны. Весь вопрос, в какой форме они проходят.

Отцы и дети: проблема воспитания

В гармоничной семье умные уравновешенные родители умеют выстроить отношения единой команды, где у каждого свое место, роль и назначение. В этом случае различные взгляды детей и родите­лей будут дополнять друг друга и работать на общие цели: давать каждому возможность реализовать свою мечту, занять какое-то место в социуме, духовно совер­шенствоваться.

В семье, где у родителей преобладают такие черты, как самость, раздражительность, авторитарность, неспособность понять и принять другого человека, конфликт из скрытой формы легко перерастает в открытую.

Он может быть бурным, острым или вялотекущим, хроническим. Это зависит от силы «сшибки» интересов и темперамента личностей.

Если семейный конфликт затягивается на длительное время, без перспективы договориться, отношения между сторонами резко ухудшаются, родители и дети наносят друг другу такие психологические травмы, что в дальнейшем примирение делается маловероятным.

Олегу и Татьяне по 40 лет, они владельцы небольшого кафе, в прошлом преподаватели ВУЗа, люди интелли­гентные, начитанные, способные передать свои чувства и разобраться в происходящем.

После того как я в течение 20 минут беседовал с ними, у меня возникло чувство удивления: зачем им психолог, если сами могут свободно сделать анализ поведения членов семьи и конфликта, который возник несколько лет назад между родителями и непокорным сыном Максимом.

Он связался с криминальной уличной компанией.Родители пытались жестко противостоять дружбе сына, но все оказалось безрезультатным. Более того, компания совершила какое-то преступление, Максим тоже в этом участвовал и только чудом избежал суда.

После этого Олег не выдержал и сильно избил сына. И вот уже в течение трех лет они практически не разговаривают, и все попытки родителей восстановить отношения не имеют успеха. «Я физически ощущаю, что между мной и сыном стена», — поделился со мной Олег.

Он был абсолютно прав: результатом такого «воспитания» стала непреодолимая преграда между отцом и сыном. Произошел «разрыв» связей с родителями.

Сущность семейного конфликта, порожденного столкновением разнонаправленных сил родителей и детей, можно описать как взрыв. Более подробно он описан в моей книге «Семейные конфликты».

После этого взрыва разрушается и видоизменяется вся система тонких связей, существовавших в семье. Сойдясь в конфликтном «клинче», стороны отдаляются друг от друга, выстраивается новая система взаимоотношений, которая может восприниматься как «стенка».

Правда, в случае семейного конфликта между такими ближайшими родственниками, как родители и дети, длительное ощущение «стенки» скорее исключение, чем правило.

Трудности переходного возраста

Особенно ярко проблема взаимоотношений отцов и детей проявляется в период переходного возраста у подростков. Именно тогда семейные конфликты из скрытых форм переходят в открытые: в противостояние детей и «надоевших предков».

В дело вступает подростковая среда, стихия улицы, которая по-своему влияет на детей, усиливая их претензии к родителям. Она по большому счету формирует вкусы, стереотипы поведения, любимые занятия, язык, взгляд на жизнь, далеко не во всем совпадающие с мнением старших.

Конфликт в семье, выражающийся в столкновении интересов, становится неизбежным. Родители, без которых маленькие дети не могли ступить ни шагу, раздражают. Но в то же время они нужны как обслуга и спонсоры. Вот тут-то родители и хватаются за голову: «Переходный возраст. Что делать?»

Одна из основных проблем переходного возраста – вопрос власти. Семейная психология утверждает, что этот вопрос стоит в семьях всегда, но особенно остро проявляется именно в подростковый период.

Родители призывают к порядку, который, они считают, необходимо поддерживать во что бы то ни стало. Дети же, как правило, настаивают на собственной модели власти, построенной на своеволии и подражании своим идеалам, популярным в молодежной среде.

Когда в семье вспыхивают ссоры о времени прихода детей домой или о громкости звучащего магнитофона, это означает, что идет борьба за власть.

Сложности переходного возраста начинаются тогда, когда молодежь пробует изменить уклад жизни и навязывает свой порядок, в котором родителям отводится второстепенная роль. Сына может не устраивать авторитарность отца, которую он терпел в детстве, скупость матери, ограничивающей в карманных расходах, придирчивость обоих родителей к внешнему виду или манере разговаривать.

Дочь может быть недовольна тем, что мать все еще считает ее маленькой, хотя сама девочка полагает, что давно выросла. Детям кажется, что они слишком долго подчинялись родительскому диктату, а теперь пришел час их свободы.

Родители, привыкшие, в свою очередь, полностью управлять семейной лодкой и попеременно делить место у руля, не могут принять тех изменений, которые произошли с повзрослевшей «командой».

Отпрыски стали дерзить, меньше помогать по дому, а больше требовать, привносить в пространство жилья ритмы, традиции улицы.

А на это родители часто не могут согласиться. К тому же напряжение, связанное с борьбой двух жизненных программ (обычно это бывает трудовая программа родителей и развлекательно-потребительская программа детей-подростков), усугубляется ощущением неблагодарности, которое чувствуют родители.

«Я столько лет убила на тебя, переживала, тянула, стремилась поставить на ноги, вывести в люди, деньги за институт платила, а в результате что?» — в отчаянии восклицает мать великовозрастного сына, которого отчисляют из института за регулярные пропуски и неуспеваемость.

Но в ответ — наглая усмешка и обидные слова: «Я тебя не просил меня рожать!» Отец, который ездил с сыном на рыбалку, катался на лыжах, вдруг наталкивается на пренебрежительный тон и категоричное нежелание проводить вместе с родителями выходные и помогать в работах на даче.

Отцы и дети: советы психолога

Конечно, наилучшим средством решения проблемы отцов и детей и устранения скандалов является профилактика. Надо вести себя так, чтобы «взрывов» не было вообще.

Если же не в силах предотвратить их, то будьте готовы: придется заниматься по­следствиями конфликта в семье – обычно это чувство усталости, стресс. Чем чаще семейные ссоры, тем сильнее стресс. Но сильная усталость и стресс, в свою очередь, легче провоцируют людей на конфликты.

Американский психолог Дж. Виткин в своей книге «Мужчина и стресс» утверждает, что «семейные неурядицы являются причинами стрессов для подростков».

То же самое можно сказать и о психологическом состоянии родителей. Как практикующий психолог вот уже много лет я провожу тренинг «Основы семейной конфликтологии». И на мой вопрос: «С кем у вас чаще всего бывают конфликты: с супругом(ой) или с детьми?» получаю от участников семинара неизменный ответ — «с детьми».

Потому для любой семьи, желающей быть счастливой и гармоничной, важно уметь предупреждать конфликты и гасить возникающие ссоры.

Неумение родителей понять детей приводит последних к депрессии. По мнению специалистов, в разных странах мира ей подвержены от 11,8 до 33,2 % подростков, причем девочки значительно больше мальчиков. Нередки депрессивные состояния у подростков из неполных семей, у родителей-одиночек.

По мнению психиатра Ларисы Ким, недостаток средств в семье также является причиной депрессии у детей и тесно связан с конфликтами — ведь перепады настроения от тоски и ярости очень распространены в подростковом возрасте.

Прежде чем говорить о стратегии решения проблемы отцов и детей, надо выяснить: кто будет миротворцем, инициатором прекращения семейных ссор? Ведь если таких людей не найдется, и каждый член семьи станет на тропу войны с желанием морально уничтожить оппонентов, то ни о каком примирении говорить не следует.

Конечно, стать миротворцем должен кто-то из родителей, при этом необходимо запастись терпением. Некоторые родители в случае малейшего сопротивления со стороны ребенка тут же устраивают истерику.

Другие, неудовлетворенные жизнью, срывают это настроение на детях. Есть и такие, которые, сталкиваясь со строптивостью подростков и не понимая, что многие поступки диктуются переходным возрастом, реагируют на выходки детей дикой яростью.

Доброжелательность, мудрость — эти качества помогут в разрешении конфликта в семье.

Помимо миролюбивого настроя и терпения родитель должен прежде всего жить в ладу с собой. Поэтому, если отца или мать раздирают противоположные чувства и желания, идет внутренняя борьба, и это влияет на ребенка и других членов семьи, то о примирении не может быть и речи.

Решив стать миротворцем, выявите основные внутренние противоречия в своем характере, проанализируйте их, найдите способы преодоления негативных черт, почитайте специальную литературу, сходите на прием к психологу.

Порядок и гармония в семье во многом зависят от того, насколько каждого из ее членов устраивает сложившаяся иерархия. Российская семья по своей природе патриархальна, что предполагает жестко фиксированную систему распределения ролей в ней: обычно это авторитарный отец-добытчик, строгая мать-хозяйка, слегка ершистые, но в целом послушные дети.

Увы, времена меняются, и проблема отцов и детей сегодня провоцируется тем, что отец нередко получает меньше матери, и у него подчас просто не остается сил быть лидером в семье.

Мать далеко не всегда стремится быть хозяйкой, которая тянет на своих плечах всех домочадцев (по данным статистики, только 29% российских женщин нравится роль хозяйки). Дети далеко не так уж послушны. В результате создается негативное поле, которое влияет па атмосферу в семье, возникают напряженные отношения.

Иногда зерна будущих семейных конфликтов и проблем закладывает слишком назойливая опека родителей, что нередко служит одной из причин детских неврозов. Этим, как правило, грешат так называемые матери-наседки, которые следят за каждым движением чада.

С годами развивается болезненная зависимость, которая, по мере взросления ребенка, перерастает в ссоры и обиды.

О том, что еще нужно сделать для решения проблемы отцов и детей, читайте в следующем цикле моих статей.

Источник:
Психолог Сергей Ключников — Проблема отцов и детей
Психолог Сергей Ключников — Проблема отцов и детей. Семейная психология и профилактика конфликтов Проблема отцов и детей. Семейная психология и профилактика конфликтов По определению
http://www.kluchnikov.ru/prakticheskaya-psixologiya/problemy-v-seme/848-problema-otczov-i-detej-semejnaya-psixologiya-i-profilaktika-konfliktov.html

COMMENTS