Взаимоотношения семьи и общества

Взаимоотношения семьи и общества

Тема 3. Взаимодействие личности с обществом и семьей

Цели и задачи темы: показать влияние общества на всестороннее развитие человека, раскрыть сущность взаимоотношений личности с обществом, с семьей.

Основные понятия: коллектив, коллективизм, взаимодействие.

Литература: Основы коммунистической морали. М., 1980; Харчев Г. А., Алексеева В. Г. Образ жизни, мораль, воспитание. М., 1981.

Основные вопросы темы и их краткое содержание

Личность и общество

Карл Маркс писал в «Капитале»: «. человек сначала смотрится, как в зеркало, в другого человека. Лишь относясь к человеку Павлу как к себе подобному, человек Петр начинает относиться к самому себе как к человеку» * .

* (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 23, с. 62.)

В эмоциональных контактах с другими людьми у человека вырабатывается ощущение собственного достоинства, чувство защищенности. Человек не может жить без общества людей. Всегда и всюду люди живут в каких-то группах (семья, класс, школа, спортивная секция, дружеская компания и т. д.). Именно участие в таких группах дает возможность развить человеческие качества. В продолжительных и повседневных контактах люди научаются ценить друг друга, считаться с индивидуальными особенностями каждого.

Высшей формой развития социальной общности людей является коллектив. Учение о коллективе в советской педагогике создано А. С. Макаренко, Н. К. Крупской и др. Коллектив — это группа людей, объединенных общими целями совместной деятельности, побуждаемой общественно полезными мотивами. Люди в нем объединены деятельностью, явно полезной для общества. Взаимоотношения людей в коллективе устойчивы, носят характер взаимопомощи.

Свойства личности формируются лучше всего в коллективе, как наиболее высокоорганизованной группе. «Только в коллективе индивид получает средства, дающие ему возможность всестороннего развития своих задатков. » — писали К. Маркс и Ф. Энгельс в «Немецкой идеологии» * .

Коллектив — частица общества, он неизбежно несет в себе политические, нравственные, эстетические и другие идеи общества. Отсюда и личность руководствуется ими в своем поведении. Через коллектив личность соотносится с другими коллективами и обществом в целом. Именно в коллективе формируются общественно значимые качества личности, и прежде всего коллективизм.

Коллективизм — это чувство солидарности личности с коллективом, ставшее ее свойством. Он определяется единством целей личности, группы и общества. Ярче всего коллективизм формируется и проявляется в условиях трудовой деятельности. «Мы должны воспитывать коллективиста, т. е. человека, умеющего подчинить личное общественному», — писала Н. К. Крупская. Коллективизм предполагает умение подчиняться общим решениям, заботиться о чести коллектива, отстаивать ценность идеалов даже в условиях конфликта или давления.

Взаимоотношения личности и коллектива многообразны: и коллектив влияет на личность и личность влияет на коллектив. Чем человек духовно богаче, тем выше его авторитет и сильнее влияние на коллектив.

Коллектив в свою очередь способен формировать индивидуально неповторимую личность, отвечающую требованиям общества. Здесь нет никакого противоречия, так как именно коллектив заинтересован в том, чтобы каждый человек, входящий в него, максимально развивал свои способности и индивидуальность, поскольку только в этом случае человек принесет наибольшую пользу обществу. Коллективный труд необходимо порождает не только чувство коллективизма, но и чувство соревнования, неотрывное от взаимопомощи, коллективного творчества и трудового энтузиазма (здесь учителю уместно поставить перед учащимися ряд вопросов, с тем чтобы они попытались дать характеристику своего коллектива и подумали над тем, каково их место в коллективе, насколько сформировано у них чувство коллективизма).

Личность и семья

Семья — ячейка общества, один из его коллективов. Она, несомненно, имеет свою специфику, но вместе с тем является формой коллективной жизни, и поэтому к высшему уровню развития семьи можно с полным правом отнести слова «Манифеста Коммунистической партии» о коллективе, в котором сказано, что свободное развитие каждого является условием свободного развития всех * . Любая семья, если она хочет сохранить себя как семью, должна быть коллективом, где каждый стремится жить интересами другого, помогать другому, чувствовать ответственность друг за друга.

* (См.: Маркс К., Энгельс Ф. Манифест Коммунистической партии. — Соч., т. 4, с. 447.)

Умеет ли понимать человек другого человека, осознает ли свои недостатки, работает ли над их устранением — все эти вопросы, от которых зависит счастье в браке, объединены в одном — насколько человек стал личностью, насколько он умеет отдавать и есть ли ему что отдавать в духовном плане?

Ребенок ежедневно видит вокруг себя живую действительность и непосредственно участвует в ней, он слышит суждения и оценки родителей, наблюдает их отношение к другим людям и друг к другу. «Каждый день с утра до вечера, а иногда и до поздней ночи семья в лице родителей, старших братьев и сестер, бабушки развертывает перед ребенком образцы самых разнообразных форм поведения, своего рода «ассортимент» образцов слов, жестов, манер, отношения к труду, к людям, к политическим событиям в нашей стране и за ее пределами» * . Следовательно, в семье ребенок оказывается включенным в социальные отношения, которые составят содержание будущей личности, именно в семье начинается общественное воспитание.

* (Аркин А. А. Родителям о воспитании. М., 1957, с. 12.)

И формирующееся отношение ребенка к другому человеку, к другим людям определяется отношением прежде всего родных и близких к нему самому. Под влиянием этих отношений формируется и его самосознание. С самого раннего возраста ребенок учится у взрослых. Он учится не только ходить, говорить, правильно употреблять различные предметы, играть, учиться, трудиться, но и чувствовать, думать, переживать, относиться к другим людям и к себе самому. В общении со старшими ребенок усваивает целостную систему нравственных ценностей и идеалов, типичных для данного общества и специфической социальной среды.

Коротко следует остановиться на вопросе о том, что такое межличностные отношения в семье (отношения взрослых членов семьи друг к другу, взрослых к детям, детей к бабушке и дедушке, отцу и матери, друг к другу) и как они влияют на самочувствие всех членов семьи. Привести примеры разных вариантов этих взаимоотношений. Сказать, что в дальнейшем мы рассмотрим более подробно особенности межличностных отношений в семье, когда будем говорить о психологическом климате семьи.

Итак, воспитание ребенка теснейшим образом связано с проблемой сформированности личности родителей. Чтобы воспитать у ребенка отзывчивость, нравственное отношение к людям, родителям необходимо самим быть на должном уровне. Еще Л. Н. Толстой предупреждал, что ребенок «заражается» примером в сто раз сильнее, чем самыми красноречивыми и разумными поучениями. Часто бывает, что супруги осознают необходимость своего самовоспитания только тогда, когда у них появляются дети.

Мы уже говорили, что коллективизм — наиболее существенное качество личности советского человека. Работа по воспитанию у детей коллективизма вместе с тем является и одной из основных линий подготовки их к будущей семейной жизни, так как очевидно, что коллективизм — одно из необходимейших качеств семьянина. А. С. Макаренко писал, что, воспитывая в ребенке честность, работоспособность, искренность, прямоту, уважение к другому человеку, к его переживаниям и интересам, любовь к своей Родине, мы тем самым воспитываем его и в половом отношении, формируем его готовность к семейной жизни.

Здесь уместно провести беседу с ребятами: большие ли у них семьи, как они относятся к старшим и младшим братьям или сестрам, помогают ли дома родителям, делятся ли со взрослыми своими переживаниями, мыслями, знакомы ли родители с их друзьями, бывают ли друзья в доме, как себя чувствует бабушка или дедушка, знают ли ребята друзей родителей, как они представляют себе основные обязанности, трудности, успехи родителей на работе и т. д.

Заканчивая этот раздел, необходимо подвести учащихся к мысли о том, что они должны серьезно задуматься над собой, что от того, какой сформируется их собственная личность, будет зависеть их жизнь, счастье любимого человека, будущей семьи и будущих детей.

Источник:
Взаимоотношения семьи и общества
Тема 3. Взаимодействие личности с обществом и семьей Цели и задачи темы : показать влияние общества на всестороннее развитие человека, раскрыть сущность взаимоотношений личности с
http://heshe.ru/books/item/f00/s00/z0000031/st006.shtml

Глава 21

Жить в браке. всю жизнь – это большой, ни с чем не сравнимый труд. Духовный труд, напряжение. Для этого нужна огромная духовная культура, духовная подготовка, школа мудрости.

В. Л. Сухомлинский

21.1. Семья как первичная ячейка общества и социокультурная сфера человека

Семья – это первичная ячейка общества, в которой межличностные отношения основаны на любви, привязанности и интимности. Выдающийся социолог П. А. Сорокин (1889–1968) считал вопрос об устройстве семьи гораздо более важным, чем вопрос о формах правления. Анализируя типы семьи у разных народов, с точки зрения воспитательного механизма он выделил три основных типа семьи (1923).

Русская семья, полагает ученый, занимает среднюю линию между семьей патриархальной и ложноиндивидуалистической. Молодые поколения в ней воспитывались или как будущие чиновники государства, или как «общинники», члены «мира», обязанные во всем походить па пего и считаться с ним. Индивидуальности и личной инициативе не давалось простора [1] .

Основным вопросом взаимоотношений семьи и государства является вопрос отношений семьи и школы, воспитания подрастающих поколений, подготовки их к самостоятельной жизни и труду.

Из работ В. О. Ключевского (1841 – 1911), Б. А. Рыбакова (1908–2001) мы знаем, что Древняя Русь стремилась утвердить школу у домашнего очага и включить ее задачи в число обязанностей семьи. Характерно, что в древнерусском воспитании главное внимание обращалось не на научные знания, а на житейские правила. «Наука о христианском жительстве«, этот своеобразный кодекс сведений, чувств и навыков, необходимых для усвоения указанных правил, состояла из трех частей:

  • 1) строение(наука)душевное – учение о долге душевном, или о спасении души;
  • 2) строение мирское – наука о гражданском общежитии;
  • 3) строение домовое – наука хозяйственного домоводства.

Усвоение этих трех дисциплин и составляло задачу общего образования в Древней Руси.

Воспитание в семье осуществлялось через живой пример, совместную деятельность (никто никого специально не воспитывал, дети вместе со взрослыми участвовали во всех делах: приготовление пищи, сенокос, уборка урожая, уход за скотом и т.п.) и наказание. Говоря о наказании, Ключевский, в частности, проводит соответствующее место из «Науки о христианском жительстве»: «Любя сына, учащай ему раны, не жалей жезла, ибо от жезла твоего он не умрет, а еще здоровее станет».» Известно, – комментирует историк, – что любящая рука бьет небольно и, во всяком случае, больнее бьет того, кому принадлежит, чем того, на кого поднимается».

Так, Фридрих Энгельс в «Принципах коммунизма» (1847) говорит об общественном воспитании детей, вследствие чего, но его мнению, уничтожаются обе основы современного брака, связанные с частной собственностью: зависимость жены от мужа и детей от родителей [3] . В ответе на 18-й вопрос Энгельс пишет: «Воспитание всех детей с того момента, как они могут обходиться без материнского ухода, в государственных учреждениях и на государственный счет. Соединение воспитания с фабричным трудом» [4] .

Тоталитарное государство целенаправленно разрушало институт семьи, чтобы у человека не оставалось никакой отдушины, ниши, ничего личного и он бы полностью принадлежал государству. В те годы широко практиковались свидетельствования по делу родственников, доносы на родственников, причем недоносительство наказывалось чрезвычайно строго. В советское время широкое развитие получают школы-интернаты, где воспитанники были освобождены от всех хозяйственных забот.

На наших глазах происходит изменение парадигмы отношений семьи, школы, государства в сторону утверждения приоритета семьи в воспитании. Если прежде парадигма отношений выглядела следующим образом: семья помогает школе, государству воспитывать детей, то сегодня она прямо противоположна – государство, школа помогают семье воспитывать ребенка.

В свое время С. Т. Шацкий теоретически обосновал социальную роль школы и выделил три подхода взаимодействия школы со средой. Поскольку в понятие среды входит в том числе и прежде всего семья, то с некоторыми оговорками можно использовать обозначенные Шацким подходы к взаимоотношениям семьи и школы. Разумеется, понятие среды шире понятия семьи, которая, являясь одним из элементов среды, в вопросах воспитания и социализации играет ведущую роль.

  • [1] См.: Сорокин, П. А. То. о чем часто забывается // Сорокин, П. А. Социология революций. – М„ 2005. – С. 433–435.
  • [2]Блонский, ?. П. Курс педагогики. – М„ 1918.
  • [3] См.: Маркс, К. Соч. / К . Маркс, Ф. Энгельс. – Т. 4. – С. 337.
  • [4] Там же. – С. 333.

Источник:
Глава 21
Жить в браке. всю жизнь – это большой, ни с чем не сравнимый труд. Духовный труд, напряжение. Для этого нужна огромная духовная культура, духовная подготовка, школа мудрости. В. Л. Сухомлинский
http://studme.org/38959/psihologiya/pedagogika_psihologiya_semi

Семья и брак

3.14. Семья и брак

Семья – это основанная на браке и кровном родстве малая социальная группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью. Семья представляет собой систему отношений между мужем и женой, родителями и детьми. Как социальный институт, семья взаимодействует с государством и другими социальными институтами. Социология рассматривает семью с двух основных позиций: как малую социальную группу; как социальный институт.

1. Как малая социальная группа – предметом исследования являются внутрисемейные отношения (отношения между супругами, между родителями и детьми, между другими членами семьи).

2. Как социальный институт – акцент делается на взаимоотношения семьи и государства (общества), а также социальные функции семьи.

Семья, более широкое понятие и социальное явление, включает в себя, как правило, и институт брака. Однако возможны случаи, когда брак и семья существуют как бы сами по себе. Такие внебрачные отношения в семье принято называть гражданским браком.

Семья – единая социальная общность, целостность которой обеспечивается за счет взаимодополняемости полов, социальных функций и ролей.

Семейный социальный статус – один из видов социальных статусов в обществе и определяет место индивида не только в семейной структуре, но и в общей структуре общества. Семейные статусы подразделяются на: супружеские (жена, муж); родительские (мать, отец); детские (сын, дочь, брат, сестра); межпоколенные (дед, бабушка, внук, внучка и т. д.).

Семейная социальная роль – предписываемое и ожидаемое поведение, обусловленное занимаемым семейным статусом.

Социальные функции семьи

* Репродуктивная – рождение детей, воспроизводство биологического вида. Благодаря этой функции семья не только воспроизводит самое себя, но и обеспечивает замещение уходящих поколений новыми членами общества.

* Экзистенциональная – функция заботы и защиты своих членов, обеспечение их социальной и психологической безопасности.

* Экономическая и хозяйственно-бытовая – совместное производство материальных благ и их распределение, организация совместного проживания членов семьи и поддержание их физического здоровья и благополучия.

* Функция первичного социального контроля – моральная и социальная регламентация поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности.

* Рекреативная – функция восстановления и укрепления физических, моральных и духовных сил человека.

* Социально-статусная – воспроизводство социальной структуры общества. Путем приобретения новых социальных статусов в семье («мужа», «жены», «отца», «матери» и др.) индивид замещает в социальной структуре статусы своих предшественников (родителей) и тем самым воспроизводит социальную структуру.

* Досуговая – организация рационального досуга для всех членов семьи.

* Гедонистическая (от греч. – удовольствие) – функция взаимного удовольствия, наслаждения, любви, счастья и т. п.

Брак – 1) исторически сложившиеся, социально регулируемые отношения между мужчинами и женщинами, устанавливающие их взаимные права и обязанности в семейной организации; 2) нормативно-правовой институт, регулирующий отношения между всеми членами семьи, между семьей и государством.

* групповой брак – брачный союз нескольких мужчин и женщин (наиболее характерен для ранних стадий развития первобытного общества);

* полигамный брак – брак одного супруга с несколькими. Полигамия бывает двух видов: полигиния – брак одного мужчины с несколькими женщинами; полиандрия – брак одной женщины с несколькими мужчинами (Юго-Восточная Индия, Тибет, Цейлон, Новая Зеландия, Гавайские острова);

* моногамный брак – брак одного мужчины с одной женщиной. Такие браки являются наиболее характерными для христианского мира и для демократических стран, в которых существует правовое равенство полов. Но такие браки встречаются в 5 раз реже, чем полигамные;

* парный брак – равноправный брачный союз мужчины и женщины, имевший место в период перехода от матриархата к патриархату (период варварства);

* экзогамные браки – основаны на обычаях, запрещающих браки внутри определенной социальной общности, например, внутри рода, фратрии, общины. Такие браки предполагают создание супружеских отношений вне данной родственной группы;

* эндогамные браки – основаны на обычаях заключения браков внутри определенной социальной общности – племени, касты, нации, конфессии и т. д.

Существуют также такие разновидности брачных отношений, как: брак по любви, брак по расчету, священный брак, династический брак, гражданский брак, покупной брак, брак с похищением, неравный брак, повторный брак и другие.

Социальные функции, свойственные браку

– социальное одобрение и юридическое оформление прав и обязанностей супругов по отношению друг к другу и к детям, а также детей к их родителям;

– регулирование сексуальных отношений между мужчинами и женщинами в обществе;

– регулирование экономических и хозяйственно-бытовых отношений между супругами, а также между всеми членами семьи;

– регулирование отношений между семьей и государством;

– правовое оформление социального статуса каждого члена семьи. Например, зарегистрировав брак, человек в тот же миг приобретает статус «жены» или «мужа», «совладельца» и/или «наследника» определенных материальных ценностей (состояния).

1. По критериям доминирования в семейной организации:

Матриархальная семья – женщины занимают доминирующее положение в семье. Родословная идет по женской линии.

Патриархальная семья – главенствующую роль в семье играет мужчина-собственник. Женщина в такой семье, как правило, также является собственностью мужа. Родословная идет по мужской линии.

Эгалитарная семья – равные властные отношения супругов со взаимозаменяемыми социальными ролями.

2. В зависимости от сложности семейной структуры:

Расширенная семья – сложная семья, включающая в себя представителей нескольких поколений родственников (прародителей – дед, бабушка, родителей – мать, отец, детей – сын, дочь и др.).

Нуклеарная семья – состоящая из двух поколений – родителей и детей.

3. В зависимости от количества детей в семье: малодетные (1–2 ребенка); среднедетные (3–4 ребенка); многодетные (5 и более детей); бездетные (супружеские пары, не желающие или не имеющие возможности обзавестись детьми); неполные (семьи с детьми, но без одного или обоих родителей).

Наиболее характерными для современного состояния общества являются два основных типа семьи: патриархальная и эгалитарная.

Признаки патриархальной семьи

• Приоритет общесемейных (родовых) интересов над индивидуальными.

• Основным критерием вступления в брак является не личный выбор молодых, а экономические и другие интересы патриархальной семьи.

• Сложный социальный состав, как правило, включающий в себя несколько поколений мужчин с женами, детьми и другими родственниками.

• Многодетность. Иметь большое количество детей в условиях натурального способа производства выгодно с экономической точки зрения.

• Запрет индивидуального вмешательства в репродуктивный цикл (предупреждение и прерывание беременности).

• Слабая социальная и географическая мобильность. Дети усваивают и наследуют социальные статусы и роли своих родителей и остаются в семье.

• Все имущество семьи находится в коллективном владении и наследуется по мужской линии.

В традиционной патриархальной семье все отношения строятся на основе обычаев и традиций, не учитывающих индивидуальные особенности и предпочтения супругов и других членов семьи.

Признаки эгалитарной семьи

• Приоритет индивидуальных интересов над общесемейными (родовыми).

• Основным критерием вступления в брак является личный выбор самих брачующихся.

• Простая двухпоколенная социальная структура, состоящая, как правило, из родителей и детей.

• Малодетность. Удлинение периода социализации детей и увеличение расходов на их содержание, воспитание и обучение, а также стремление супругов самореализоваться в иных внесемейных видах деятельности, ослабление репродуктивной мотивации.

• Индивидуальное планирование рождаемости.

• Интенсивная социальная и географическая мобильность. Каждый член семьи (как и семья в целом) может выбирать и неоднократно менять вид деятельности и место жительства.

• Правовое равенство во владении и наследовании семейного имущества.

Основные признаки кризиса современной семьи

– Малодетные и бездетные семьи. Поздние браки и желание супругов самореализоваться в бизнесе, творчестве и других внесемейных видах деятельности не позволяет им уделять достаточное количество времени на рождение и воспитание детей. Личный эгоизм супругов побеждает природные чувства сохранения и воспроизводства своего рода.

– Снижение брачности. Увеличение общего количества людей, которые никогда не вступали в брак.

– Увеличение числа разводов. В демократическом обществе развод является одним из атрибутов личной свободы.

– Рост числа неполных семей. Увеличение числа разводов и внебрачных рождений приводит к росту неполных семей.

– Увеличение числа детей-сирот, а также беспризорных и безнадзорных детей. Кризис семьи, внебрачные роды приводят к тому, что роженицы отказываются от своих детей; другие родители лишаются родительских прав из-за того, что они не в состоянии (по тем или иным причинам) исполнять свои родительские обязанности.

– Детское сиротство, беспризорность и безнадзорность, являясь следствием кризиса института семьи, на следующем этапе становятся одной из причин этого кризиса. Повзрослевшие дети, выросшие вне семьи или в неблагополучной семье, как правило, и сами не в состоянии создать полноценную семью.

– Снижение отцовской воспитательной роли. Увеличение числа разводов и внебрачное рождение детей приводят к увеличению количества неполных материнских семей. В таких семьях отцовское воспитание фактически отсутствует. Дети, выросшие в материнских семьях, усваивают стереотипы материнского воспитания и переносят их на воспитание своих детей. О кризисе современной семьи свидетельствуют также факты появления и юридического оформления в некоторых демократических странах так называемых однополых квазисемей, которые, по причине однополости «брачных» партнеров, не могут иметь совместно нажитых детей.

Государственное признание ценности семьи, ее роли в общественном развитии и воспитании будущих поколений закреплено в Конституции Российской Федерации. Основные обязательства по материальному содержанию, социально-правовой защите, воспитанию, образованию детей несут семья и государство. Разработаны и осуществляются следующие федеральные программы:

1. Концепция федеральной целевой программы «Дети России» на 2007–2010 гг., включающая подпрограммы: «Здоровое поколение», «Одаренные дети» и «Дети и семья».

2. Национальная программа демографического развития России на период 2006–2015 гг.

3. С 1 января 2007 г. по 31 декабря 2016 г. оказывается форма государственной поддержки российских семей, воспитывающих детей – материнский (семейный) капитал.

4. Программа государственной поддержки многодетных семей в Российской Федерации на 2008–2015 гг.

5. Национальная благотворительная программа «Поддержка семьи и ребенка на 2012–2017 гг.».

6. Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 гг.».

7. 24 мая 2013 г. в г. Москве состоялся Учредительный съезд Общероссийской общественной организации «Национальная родительская ассоциация социальной поддержки семьи и защиты семейных ценностей».

Источник:
Семья и брак
3.14. Семья и брак Семья – это основанная на браке и кровном родстве малая социальная группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью.
http://info.wikireading.ru/35327

Тема 1

Проблема психологии семейных отношений возникает в плане реализации жизненной и личностной идеологии человека, в плане становления семейного сценария человека и в плане реализации смыслов и целей семейной жизни. Лучше всего это выразил С. Л. Рубинштейн: «Отношение к другому человеку, к людям составляет основную ткань человеческой жизни, ее сердцевину. «Сердце» человека все соткано из его человеческих отношений к другим людям; то, чего оно стоит, целиком определяется тем, к каким человеческим отношениям человек стремится, какие отношения к людям, к другому человеку он способен устанавливать. Психологический анализ человеческой жизни, направленный на раскрытие отношений к другим людям, составляет ядро подлинной психологии».

Семейные отношения — это сложный феномен, сложная психическая реальность, включающая и мифологические и современные уровни сознания, и индивидуальные и коллективные, онтогенетические, социогенетические и филогенетические основания.

Семья— социальная группа, обладающая исторически определенной организацией, члены которой связаны брачными или родственными отношениями (а также отношениями по взятию детей на воспитание), общностью быта, взаимной моральной ответственностью, и социальная необходимость которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения.

Слово «Семья» восходит к корню «сем», имеющему отношение к семени и продолжению рода, то есть рождению и воспитанию детей, которое традиционно считается основным предназначением создания семьи. Иногда для обозначения семьи или родословной используется латинское слово «фамилия», которое в русском языке в первую очередь обозначает «общее имя для членов семьи»

Семья как социальный институт, характеризующийся определенными социальными нормами, санкциями, образцами поведения, правами и обязанностями, регулирующими отношения между супругами, между родителями и детьми.

Семья экономическая: объединяет лиц, связанных экономически — общим семейным бюджетом.

Семья территориальная, объединяет лиц по признаку совместного проживания.

Биологическая: состоит из родителей и детей.

В российском праве семейными отношениями считаются личные неимущественные и имущественные отношения между гетеросексуальными супругами, а также между родителями и детьми.

Брак (производное от глагола брать), или бра?чный сою?з, — регулируемая обществом (в том числе государством) постоянная связь между мужчиной и женщиной (в некоторых странах — также между двумя мужчинами или двумя женщинами), как правило, основанная на личных чувствах и сексуальных отношениях, преследующая цель создания семьи.

Согласно Брокгаузу и Ефрону (словарь, изданный в 1890—1907 г), «брак (брачный союз) — постоянный союз мужчины с женщиной с целью создания семьи и продолжения рода». Люди, состоящие в браке, называются супругами или супружеской парой. Мужчина — муж или супруг, женщина — жена или супруга.

В браке упорядочивается и реализуется естественная потребность людей в продолжении рода, преобразованная социальными условиями и культурой. Именно этим объясняется запрет на близкородственные (характер этого запрета, однако, различен в разных обществах) браки, существующий практически во всём мире, — он связан с большой вероятностью получения детьми в таком браке наследственных болезней. Хотя, с другой стороны, браки, в которых детей не может быть ввиду бесплодия одного или обоих супругов, а также браки между глубоко престарелыми мужчинами и женщинами не запрещены, что указывает на более широкую функцию брака, далеко выходящую за рамки продолжения рода.

Как правило, брак подразумевает ведение супругами совместного хозяйства и наличие общего имущества, передаваемого по наследству, а также воспитание ими детей. Брак пользуется охраной и покровительством законов лишь при совершении по известным формам, с соблюдением установленных в законах условий; влечет за собой известные юридические последствия в области личных и имущественных прав и обязанностей супругов по отношению друг к другу и к детям (право на содержание, наследование и пр.).

В то же время в различных странах мира, помимо брака как союза мужчины и женщины, на различных исторических промежутках времени, а в некоторых странах — и в настоящее время практикуется полигамный брак. Кроме того, в ряде стран Европы с недавних пор регистрируют однополые брачные союзы.

Бракосочетание — церемония регистрации брака. В России проводится в органах записи актов гражданского состояния, а по желанию и при условии, что хотя бы один из пары вступает в брак впервые, — во Дворцах Бракосочетания. Согласно Семейному кодексу Российской Федерации, заключается в личном присутствии лиц, желающих заключить брак, по истечении месяца со дня подачи ими заявления (указанный срок может быть по ряду обстоятельств как увеличен, так и сокращен вплоть до регистрации в день подачи заявления).

Условием заключения брака являются:

добровольное согласие лиц, желающих заключить брак.

достижение лицами, желающими заключить брак, брачного возраста (по общему правилу — восемнадцать лет, но может быть снижен до шестнадцати, а по закону субъекта РФ — до четырнадцати лет).

В России не допускается заключение брака:

если одно из лиц уже состоит в зарегистрированном браке.

Источник:
Тема 1
Проблема психологии семейных отношений возникает в плане реализации жизненной и личностной идеологии человека, в плане становления семейного сценария человека и в плане реализации смыслов и целей
http://studfiles.net/preview/3221198/

Энциклопедия молодой семьи

Понятие о семье. Семья — это основанное на браке или кровном родстве объединение людей, связанных общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью. Как необходимый компонент социальной структуры любого общества, выполняющий многие социальные функции, семья играет важную роль в общественном развитии. Через семью сменяются поколения людей, в ней осуществляется продолжение рода, происходит первичная социализация и воспитание детей вплоть до достижения ими гражданской зрелости, в значительной части реализуется забота о нетрудоспособных членах общества. Семья является также основной ячейкой организации быта и культурного досуга людей.

Основу семьи составляет брачный союз между мужчиной и женщиной, санкционированный обществом. Своим возникновением, существованием и развитием семья обязана прежде всего общественным потребностям, нормам и санкциям, предписывающим супругам заботиться о своих детях. Как социальное явление семья изменяется в процессе развития экономического базиса общества; в то лее время развитие семьи обладает относительной самостоятельностью.

В историческом плане семейные отношения развивались от ничем не ограниченных отношений между полами через групповой брак к парному и моногамному браку, то есть единобрачию. Для ранней стадии первобытнообщинного строя был характерен так называемый дуально-родовой, или групповой, брак, связывавший не отдельных мужчин и женщин, а роды (внутри рода половые связи были строжайше запрещены). На смену ему пришёл брак, связывающий представителей разных родов, но одного поколения. Следующим шагом был переход от группового брака к парному. На начальном этапе в парных браках связи между мужем и женой были весьма непрочными, каждый из них продолжал жить в своём роду. Позже муж стал переходить в род жены, а ещё позже — жена в род мужа. Однако при этом ещё долго сохранялись и пережитки группового брака.

С переходом от охоты, собирательства и рыболовства к земледелию и скотоводству значение мужчины как основного кормильца семьи резко возросло. В связи с этим парный брак становится более прочным и со временем переходит в моногамный (единобрачный). Семья с этого момента становится основной экономической ячейкой общества.

Первая историческая форма моногамной семьи — патриархальная семья, управляемая отцом,— стала возможной благодаря закрепощению женщины, происшедшему в результате уменьшения её экономической роли и сосредоточения богатства в руках собственника — мужчины. Патриархальная семья была строго моногамной лишь для женщин. Для мужчин же развитие рабства и других форм зависимости и господства предоставляло возможности для многоженства. Например, в странах Востока многоженство было возведено в ранг законной формы брака. Но и европейская патриархальная семья включала в себя кроме родственников (потомков одного отца с их жёнами и детьми) ещё и домашних рабов, в том числе наложниц, поэтому Ф. Энгельс определяет её как «промежуточную форму» между многоженством и единобрачием.

Феодальная патриархальная крестьянская семья обычно была многочисленной. Она являлась и производственной, и потребительской единицей. Распад натурального патриархального хозяйства, которое было экономическим базисом старой семьи, повлёк за собой исчезновение и самой этой семьи. Вместо неё стали складываться трудовая семья и семья буржуазная.

Капиталистическая индустриализация разрушила, по крайней мере в городах, характерную для феодализма связь между жизнью семьи и производством. В связи с этим при капитализме отпала необходимость в больших «неразделённых» семьях и их патриархальной структуре. Семья в основном стала состоять из супругов и их детей (нуклеарная семья), а семейные отношения приобрели менее иерархический характер.

В капиталистическом обществе действуют две противоречивые тенденции изменения семьи: её обновление («реконструкция») на основе промышленного и культурного прогресса и дезорганизация. Первая из этих тенденций характерна для трудовых семей, вторая — для паразитических слоев. Частнособственнические отношения при капитализме способствуют распространённости браков, основанных на экономической выгоде (по расчёту), так как важнейшей функцией буржуазной семьи стало накопление богатства. Экономические, политические и моральные противоречия капитализма стимулируют также отчуждение семьи от общества. Сосредоточение внимания семьи на внутренних, семейных проблемах ведёт её к «самоизоляции». В то же время возрастают возможности внутрисемейных неурядиц и конфликтов и уменьшаются шансы их урегулирования без ущерба для единства семьи.

В результате социалистических преобразований семейные отношения освобождаются от многих регламентации старого общества (собственнического права, влияния церкви, классовых, сословных и национальных предрассудков и т. д.). Уничтожаются все формы дискриминации женщин, расширяется сеть общественных учреждений, призванных помогать семье в воспитании детей и ведении домашнего хозяйства. Рост благосостояния и культуры населения ведёт к формированию социалистического типа семьи.

Взаимодействие социалистической семьи с другими ячейками общества. Семья как элемент социалистического общества, как его основная ячейка является объектом постоянного внимания Коммунистической партии и Советского государства. В Программе КПСС отмечается, что «общество кровно заинтересовано в прочной, духовно и нравственно здоровой семье». И это не случайно. Именно в семье начинается процесс социализации человека, осуществляется подготовка детей к жизни, закладываются основы для будущего их участия в созидательном труде и общественной деятельности. Для взрослых людей семья в большинстве случаев является местом, где проходит большая часть жизни, где восстанавливаются физические силы и духовная энергия, где всегда можно найти поддержку и понимание.

Семья тесно взаимодействует с различными ячейками общества и, как правило, именно с теми, с которыми в той или иной степени связаны члены данной семьи. Это государственные и общественные организации, трудовые коллективы, дошкольные и учебные заведения, другие семьи. Забота общества и государства о семье и отдача семьи обществу и государству выступают наглядным показателем тесной их взаимосвязи, важнейшие аспекты которой нашли воплощение в соответствующих нормах советского права.

Большое внимание семьям работников уделяют также партийные и комсомольские организации, администрация. Проводя общественно-политические мероприятия, индивидуальную работу, партийные и комсомольские органы, идеологический актив, администрация держат в поле зрения проблемы семейного воспитания и морально-психологического климата в семьях работников.

Успех воспитания детей во многом зависит от уровня взаимодействия и координации усилий семьи и школы, а также семьи и дошкольных учреждений. Наибольшей эффективности взаимодействие родителей и школы достигает при сознательной заинтересованности и активной позиции родителей, их инициативности и творческом подходе к организации различных мероприятий в школах, где занимаются их дети, а также в детских садах и яслях.

Советские семьи, как правило, тесно контактируют между собой. Соседи по дому, сослуживцы, живущие недалеко друг от друга или находящиеся в приятельских отношениях, совместно проводят свободное время, мелкие и средние ремонты в квартирах, вместе отдыхают, путешествуют, обмениваются интересными книгами, периодикой с последующим обсуждением прочитанного и т. д. В таких контактах активно участвуют также дети — члены этих семей.

Взаимодействие советской семьи с другими ячейками общества безусловно способствует совершенствованию семейных отношений.

С 1986 г. при Минском горисполкоме работает служба знакомств. Посетителям предлагается анкета, в которой содержатся вопросы о себе и о желаемом спутнике жизни. Данные закладываются в ЭВМ, которая на основе научных рекомендаций выявляет наиболее совместимых людей. Далее служба предоставляет возможность этим людям встретиться, после чего они сами должны решать, быть или не быть им вместе.

В некоторых городах используются и другие формы знакомств, например организация знакомств посредством публикации объявлений в газете. Этот вид обладает некоторыми преимуществами (быстрота, большой выбор претендентов), однако при этом снижается достоверность информации. Для вступающих в брак организуются лекции и беседы по психологии семейной жизни, по правовым проблемам брака и вопросам интимных отношений. В настоящее время в 9-х и 10-х классах общеобразовательных школ, в училищах и средних специальных учебных заведениях введён предмет «Этика и психология семейной жизни», цель которого — подготовка молодёжи к выполнению родительских и других семейных обязанностей.

Служба семьи проводит специальную работу с разводящимися супругами с целью помочь им принять правильное решение в конфликтной ситуации.

К работе по оказанию помощи молодым и многодетным семьям, работающим матерям привлекаются и трудовые коллективы. На многих крупных предприятиях созданы комиссии по вопросам семьи и брака. В их задачу входит анализ состава семей работающих, контроль за обеспечением льгот родителям, имеющим трёх и более детей (при предоставлении им отпусков, распределении общественных фондов потребления), расширение видов бытовых услуг для работающих женщин на предприятии, создание для матерей, имеющих малолетних детей, условий, позволяющих работать неполную рабочую неделю или неполный рабочий день, осуществление мероприятий, направленных на повышение престижа семьи.

Литература: Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства //Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2 изд. Т. 21; Бестужев-Лада И. В. Семья вчера, сегодня, завтра. М., 1979; Лаптёнок С. Д. Советская семья: соц.-этич. пробл. Мн., 1985; Рубинов А. 3. Семья, одиночество, любовь. М., 1986; Семья и общество. М., 1982; Служба семьи: изуч. опыта и принципов орг. М., 1981; Харчев А. Г. Брак и семья в СССР. 2 изд. М., 1979; Юрке-вич Н. Г. Семья и личность. Мн., 1986.

Источник:
Энциклопедия молодой семьи
Понятие о семье. Семья — это основанное на браке или кровном родстве объединение людей, связанных общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью. Как необходимый компонент
http://www.bibliotekar.ru/enc-Semya/2.htm

COMMENTS