Взаимоотношения между членами семьи

Взаимоотношения в семье какие бывают для характеристики ученика

Взаимоотношения в семье какие бывают для характеристики ученика

Как составляется характеристика на учеников разного возраста: примеры и образцы

Следующий пункт — об условиях семейного воспитания ученика. Описывается состав семьи, её материальное благополучие, психологическая атмосфера в семье учащегося, его отношения с родственниками. Необходимо указать возраст, профессию и место работы родителей, контактную информацию для связи с ними.

Поэтому преподавателю часто приходится писать их большое количество, из-за чего текст получается шаблонным и содержит информацию общего характера, не представляя характеристику личности в должном объёме. Это в итоге может негативно повлиять на ученика и на его взаимоотношения с новым педагогом. Характеристика на учеников — это документ, который знаком практически каждому человеку, она должна максимально отражать четы характера учащегося, его психологические и личностные особенности.

Андрей быстро запоминает и точно воспроизводит полученную информацию. У него преобладает зрительная память. Он довольно сообразителен и склонен к абстрактному мышлению. У Андрея четкая, грамотная речь, наблюдается полный объем знаний, которые носят устойчивый характер.

Из индивидуальной беседы с Андреем (анкета КОС, изучение темперамента по анкете А.В.Белова) выяснилось, что у него доминируют сангвинистические качества, он коммуникативен, вежлив, доброжелателен, чему способствует влияние семьи и университета. Он обладает организаторскими способностями.

  1. Ф.И.О., год рождения, образование, место работы и должность, контактные телефоны матери, отца или людей, которые их заменяют.
  2. Информация о других членах семьи (Ф.И.О., кем приходятся ученику, сфера деятельности, контактные данные): бабушек, дедушек, братьев, сестер и других.
  3. Информация о других людях, которые не являются членами семьи, но длительное время проживают в одном доме (Ф.И.О., сфера деятельности, кем приходятся остальным членам семьи, контактные данные).
  4. Адрес, по которому проживают члены семьи.
  1. Провести беседу с учеником, понаблюдать за его поведением, использовать психологические методики, направленные на изучение восприятия ребенком своей семьи, оценку им психологического климата внутри семьи.
  2. Посетить место проживания ребенка и его семьи, составить акт обследования жилищных условий.
  3. Побеседовать с родителями на предмет взаимоотношений с ребенком. Оценить степень участия родителей в школьной жизни ученика можно по участию их в родительских собраниях, проверке его дневника, посещению учебного заведения по собственной инициативе.

Характеристика семьи: особенности, правила составления и образец

  • По числу детей:
    • бездетная;
    • малодетная (1-2 ребенка);
    • многодетная.
  • По составу:
    • неполная;
    • простая (дети и родители);
    • сложная (несколько поколений, проживающих на одном пространстве);
    • большая;
    • семья повторного брака;
    • материнская.
  • По структуре лидерства:
    • демократическая (все члены семьи равноправны);
    • тоталитарная (четко прослеживается авторитет одного из родителей).
  • По семейному укладу:
    • «отдушина»;
    • детоцентрическая;
    • комфортоцентрическая;
    • командная.
  • По однородности (национальность, уровень образования, профессия):
    • однородная;
    • неоднородная.
  • По семейному стажу:
    • молодая;
    • ожидающая ребенка;
    • среднего возраста;
    • старшего возраста;
    • пожилая.
  • По атмосфере и качеству взаимоотношений:
    • благополучная;
    • неблагополучная;
    • устойчивая;
    • нестабильная;
    • организованная;
    • дезорганизованная.
  • По географическому признаку:
    • городская;
    • сельская;
    • отдаленная (проживающая в труднодоступном месте).
  • По потребительскому поведению:
    • физиологическая;
    • интеллектуальная;
    • переходная.
  • По характеру досуга:
    • открытая (члены семьи любят проводить время вне дома, со знакомыми, родственниками или в общественных местах);
    • закрытая (досуг, как правило, домашний, в узком кругу).
  • По психологическому состоянию:
    • здоровая;
    • виктимогенная;
    • невротическая.
  • Описание структуры семьи. Оно должно быть достаточно кратким и тезисным. Внимание стоит уделить защищенности, стабильности, открытости, духовности семьи. Также важно понять и описать роли внутри данной ячейки общества, а также иерархию.
  • Описание психологического климата. Для этого вам придется поработать над определением психотипа каждого из членов семьи. В отчете должно содержаться их описание, а также выводы о совместимости.
  • Родительская позиция. Речь идет об описании образа жизни взрослых членов семьи, их социальном положении, роде деятельности. По возможности стоит упомянуть их жизненные цели и способы достижения.
  • Позиция ребенка в семье. Определение степени доверия к родителям и другим взрослым членам семьи, наличие целей и стремлений, соответствующих возрасту, наличие представлений о самореализации, успехи относительно учебы, состояние физического и психического здоровья.

Бывают ситуации в жизни, связанные как с профессиональными, так и с социальными нюансами, когда для получения учреждением или частным лицом требуется характеристика на семью. Это официальный бланк документа, предоставленный с учебного заведения, рабочего места или из социальной организации, в котором охарактеризован отдельный гражданин или вся семья.

Как и для всех видов подобных документов (от школы, для учащегося, для получения финансовой помощи, если речь идет про многодетную семью) она должна содержать определенный список требований (образец представляется). Характеристика должна быть составлена в корректной форме, сдержанной, конкретно описывать ситуацию в семье и написанной в настоящем времени от имени третьего лица. Все факты, которые содержит характеристика, описываются не на основании эмоций, а существующего положения вещей и реальной обстановки.

Взаимоотношения в семье какие бывают для характеристики ученика

Если же люди понимают, что всё-таки несмотря ни на что они любят друг друга и верят что есть шанс всё исправить, должны обратиться к хорошему Психологу, который профессионально растолкует какие бывают взаимоотношения в семье и поможет узнать друг друга получше, настроить на позитив и на решение всех проблем касаемо взаимоотношений между супругами. Но бывает и такое, что брак спасти не в силах даже самый опытный психолог, тут уже, как ни крути, помочь никто не сможет.

Для счастливого брака нужно в первую очередь взаимопонимание во взаимоотношениях между членами семьи, нужно уметь прислушиваться и слышать друг друга, уметь подстраиваться в каких-то моментах под свою вторую половинку и под настроение, которое не всегда бывает располагающим, нужно уметь прощать, уметь вовремя сказать себе СТОП и не повышать голос, уметь поддержать в трудную минуту, доказать что ради любимого человека ты способен на всё, нужно уметь находить слова, которые так часто бывают для нас важны.

Взаимоотношения в семье какие бывают для характеристики ученика

В материале отражены основные требования, предъявляемые к характеристике выпускников, поступающих в военное училище. В документе на конкретных фактах раскрыты основные черты характера выпускника, решившего стать профессиональным военным, отражены его умения и навыки.

Также этот документ можно использовать в качестве образца для составления характеристики на награждение. В характеристике отображены сведения о системе семейного воспитания, об отношении ученика к учёбе, об участии в общественной жизни школы и класса, о характере и личных качествах.

Отношения в семье, какие могут быть – характеристика

Зависимые отношения в семье – Построены на зависимости одного человека, к другому и стремлении удовлетворять его желания, потребности в ущерб своим. Присутствует иллюзия и страх потерять любимого человека, поэтому ему все разрешается, прощается. Что в итоге может вызвать созависимость.

Традиционные отношения в семье – отношения строятся исходя из традиционных семейных ценностей. Большое значение уделяется бытовым, практическим вопросам. Свободное творческое самовыражение возникает крайне редко и не вписывается в систему традиционных ценностей, где главное вписаться в общество, заработать и прокормить семью. Самый распространенный тип отношений в семье.

Лучше всего применять разновидность этой характеристики – графическую психолого-педагогическую карту. Она представляет собой шкалы, в начале и в конце которой стоят противоположные по значению характеристики школьника. Например, «Учится с интересом» и «Учебой не интересуется». Карта разбита на блоки. Например, «Учеба», «Поведение», «Общение в семье», «Общение в школе», «Общественная активность», «Личные качества». Этот документ позволяет по шкале оценить также степень развития качеств ребенка.

  1. В начале этого документа указываются личные данные ребенка: Ф.И.О., его класс, возраст. Здесь же можно записать сведения о его родителях и национальности.
  2. Далее нужно заполнить информацию о состоянии здоровья и физическом развитии школьника.
  3. В этом разделе классному руководителю необходимо описать атмосферу в семье ребенка, его взаимоотношения с родителями и степень их влияния на него.
  4. Этот абзац характеристики посвящен интересам ребенка. В нем лучше всего рассказать, что любить он делать, чем увлекается, какие секции и кружки посещает, сведения о его хобби.
  5. В этом разделе составитель характеристики должен описать развитие интеллекта ученика, имеющиеся способности к определенным наукам, а также предметы, которые школьнику труднее всего даются. Обязательно необходимо указать его успеваемость.
  6. В этом подразделе учитель характеризует особенности темперамента и наличие волевых качеств у ребенка.
  7. Важным для преподавателя является абзац, посвященный описанию взаимоотношений школьника с одноклассниками, другими школьниками, а также с другими учителями.
  8. В последнем разделе нужно описать моральные качества ученика, рассказать о его самооценке.

Отец и мать уполномочены обществом, воспитать будущего гражданина нашего общества, они отвечают за него. На этом основывается их родительская функция и их авторитет в глазах своих детей. Отец и мать в глазах ребенка должны иметь авторитет. Часто приходится слышать вопрос: «Что делать, если ребенок меня не слушается?». Вот это самое «не слушается» и есть признак того, что родители в глазах детей не имеют авторитета. Откуда же он берется?

Авторитет расстояния — родители с детьми не общаются, изредка выступают в виде начальника. Присуще интеллектуальным семьям. У отца свой кабинет, редко показывается, свои распоряжения говорит через мать. Есть такие родители, которые занимаются только лишь своей жизнью, дети, живущие с бабушками.

Источник:
Взаимоотношения в семье какие бывают для характеристики ученика
Как составляется характеристика на учеников разного возраста: примеры и образцы Следующий пункт — об условиях семейного воспитания ученика. Описывается сос
http://lawyertop.ru/dekretnye-vyplaty/vzaimootnosheniya-v-seme-kakie-byvayut-dlya-harakteristiki-uchenika

Партнерские отношения как основа взаимоотношений между членами семьи

Партнерские отношения как основа взаимоотношений между членами семьи

Специфика внутреннего пространства семьи осознанно или бессознательно ориентируется на определенную модель. На сегодняшнем этапе развития российского общества, так же как и западного, существует тенденция к построению отношений в семье на основе признания ценности и значимости каждого из ее членов. Работа семейного психолога базируется на тех же принципах. Взаимодействие на основе уважения всех членов семьи и рассмотрения позиции и потребностей каждого при решении проблемных ситуаций получило название «партнерские отношения».

Обычно тему партнерства принято рассматривать в рамках супружеских отношений и супружеской терапии. Отчасти эта тема раскрывается в рамках системного подхода, где семья рассматривается как единая и целостная система. Но структура и технология построения именно партнерских отношений между всеми членами семьи является на сегодняшний день еще недостаточно разработанной.

Термин партнерские отношения давно используется в бизнес-среде, когда присутствует четкое прописывание прав и ответственности сторон, а также система штрафов и компенсаций в случае нарушения договоренностей. Существуют технологии согласования предмета договора, который обоюдно интересен договаривающимся сторонам.

Часто понятие «партнерские отношения в семье» воспринимается как нечто холодное, жесткое, не связанное с теплотой чувств членов семьи друг к другу. Но если обратиться к практике, то настоящие семейные партнерские отношения – это, прежде всего, те отношения, в которых комфортно каждому из членов семьи и каждый может получить то, что ему необходимо; в которых присутствует возможность открыто обсуждать происходящее. Это те отношения, в которых мечта становиться реальностью.

Из каких же составляющих должно состоять взаимодействие, чтобы его можно было назвать партнерским? Можно выделить основные составляющие или так называемую «Формулу партнерства», термин, введенный и разработанный Е. Д. Проскуряковой. Отчасти эта формула напоминает составляющие зрелой любви, описанные Э. Фроммом, но уже применительно к реализации в практической деятельности и повседневной жизни; отчасти – это составляющие бизнес-процессов, но перенесенные с деловой сферы в сферу семейную. Несомненно, к истокам относится и клиент — центрированный подход, описывающий модель взаимоотношений и распределения ответственности клиента и терапевта (К. Роджерс, Р. Мэй); а также методология терапии зависимостей и асоциального поведения.

Формула партнерства включат в себя следующие составляющие:

— уважение — признание ценности партнера и его мнения,

— интерес к партнеру,

— наличие общей цели,

— диалог как форма контакта,

— договор о взаимодействии, который включает в себя:

— понимание и соблюдение собственных прав и прав партнера,

— разделение ответственности — принятие на себя ответственности за свои и действия в отношении себя и партнера и передача ответственности партнеру за него и его действия (14).

Без каждой из этих составляющих партнерство невозможно. Остановимся на их рассмотрении подробнее.

Уважение подразумевает, прежде всего, признание ценности и значимости партнера и его мнения («ты важен и ценен», «твое мнение важно»). Признание ценности и значимости каждого из членов семейного взаимодействия, уважение его (ее) как личности – это основа, без которой не возможно именно партнерское, а не ролевое, формальное, манипулятивное или иное другое взаимодействие. Значимость этой составляющей формулы партнерства берет начало в гуманистическом клиент — центрированном подходе, где признается ценность клиента, его опыта и взглядов. Э. Фромм говорит и об уважении как об одной из составляющих зрелой любви. Большой вклад в признание уважения каждой личности внесла антидискриминационная работа, прежде всего связанная с признанием гендерного равенства, а также с признанием прав ребенка и ценности его опыта.

Любой вид дискриминации отрицает равную ценность партнеров. В наибольшей степени дискриминируемой группой являются женщины и дети. При отсутствии уважения к каждому участнику семейных отношений не возможно изначальное ценностное отношений к каждому. В такой ситуации существуют важные члены семьи и не важные; есть те, чьи интересы первичны, и те, чьи незначимы, которые не обязательно рассматривать, учитывать или относиться к ним серьезно. Такая позиция ведет к ролевому, авторитарному (не путать с авторитетным) и дискриминационному взаимодействию «Над» — «Под»: есть уважаемые (как правило, это взрослые и мужчины) и неуважаемые (в больше степени дети), которых не обязательно слушать и слышать, так как они еще не заслужили уважения.

В практической работе при анализе отношений важно привнести уважение в реальное взаимодействие. Если это является затруднительным, то прояснить, что мешает партнеру признать ценность мнения каждого. Часто за данными проблемами стоят стереотипы, собственный опыт как объекта дискриминации и страхи потери уважения и контроля над ситуацией.

Интерес к партнеру – это то, что дает возможность видеть партнера, чтобы далее выстраивать с ним отношения. Если партнер интересен, то присутствует стремление узнать его и его потребности и особенности, получить о нем максимум информации, увидеть реального человека. Нарушение интереса приводит к стереотипному видению («про тебя и так все понятно», «и так известно, что ты скажешь, хочешь, думаешь» и т.д.). Так наличие интереса к партнеру отличает влюбленных от многолетней пары, когда постепенно формируется позиция: «я уже про него (нее) все знаю, так как мы уже живем вместе много лет». Но человек не статичен. Изменения происходят порой явно, порой незаметно. Интерес – это процессуальная сторона отношений, в отличие от стагнации. Это готовность исследовать как партнера, так и отношения.

Отсутствие интереса делает бесполезным все остальные усилия построить партнерские отношения. Тема интереса к партнеру в большей степени описана в супружеской терапии. Но потеря интереса часто присутствует и в детско-родительских отношениях – как на этапе нахождения в родительской семье (когда, например, родителю не интересно играть в игры с ребенком), так и после выхода в самостоятельную жизнь, особенно по отношению к престарелым родителям (например, неинтересно слушать, как мать «опять говорит одно и то же»).

Потеря интереса к партнеру часто связана с собственными обидами по отношению к партнеру (фокус внимания только на себе), потерей значимости партнера в собственной жизни (изменение ценностей), отсутствием новизны в отношениях (высокая прогнозируемость событий по отношению к которым существует высокий уровень адаптации вызывает скуку, а соответственно выключение поисковой активности).

Включение интереса тесно связано с возможностью удовлетворения какой-либо собственной потребности. Например: неинтересно читать уже прочитанную книгу, так как мы не получим новую информацию, но если изменить цель «получение информации» на другую — «проследить аналогии», «увидеть художественные приемы» и т.д., то это снова позволит ощутить интерес к вроде бы уже известному. Поэтому осознание своих потребностей во взаимодействии помогает активизации интереса или, как это определяет В. Ротенберг, поисковой активности.

Восстановлению интереса к партнеру способствует осознание, чем мой партнер (ребенок, родитель, муж/жена, брат/сестра) отличается от других, что мне в нем нравиться/ нравилось раньше и т.п. – то есть возможность посмотреть на партнера как совершенно незнакомого человека, стать исследователем.

Наличие общей цели

Общая цель – это поле, это пространство, в контексте которого происходит взаимодействие. Цель – это связующее звено и сам предмет взаимодействия. Чем более значима это цель, чем больше ее удовлетворении связано с партнером (-ами), тем крепче и значимее существующие отношения.

Если у членов семьи в принципе нет пересекающихся целей, то их взаимодействие отсутствует как таковое – «мы соседи, живущие в параллельных вселенных». Если цели каждого неизвестны членам семьи, но каждый пытается их осознанно или неосознанно удовлетворять в совместных отношениях, то это путь как минимум непонимания, как максимум – построения манипулятивных отношений. Если цели членов семьи касаются одного предмета, но являются разнонаправленными, то они ведут к конфликтам. Для построения же партнерства, необходимо:

— понять потребности каждой стороны – «что Я хочу, что ТЫ хочешь»;

— найти общее поле, единую цель — «что ОБЩЕЕ есть в наших целях, даже разнонаправленных или на первый взгляд не связанных между собой»;

— договориться том, как их удовлетворять, уважая потребности партнера, не нарушая значимых принципов друг друга (путь сотрудничества).

Исходя из этого, мы выходим на три значимых аспекта партнерских отношений.

Первый аспект: осознанное понимание, чего хочу я сам. Чем более четко и правильно сформулированы собственные желания, тем легче выстраиваются отношения. А для этого необходимо быть в контакте с самим собой. Очень часто люди постулируют, что хотят одного, но реально за этим скрывается другая истинная потребность. Контрольный вопрос на определение истинности заявленной потребности: для чего тебе это?

Второй аспект: понимание того, что хочет мой партнер. Чтобы это понимание произошло, необходим контакт, разговор с партнером, так как при отсутствии контакта цели партнера остаются или не проявленными или являются мнимыми.

Третий аспект: умение согласовать цели всех сторон взаимодействия, признавая ценность каждой, не игнорируя или не оценивая как не значимые ни свои цели, ни партнера. И в итоге прийти к некоторому соглашению или договору об их удовлетворении или реализации.

Контакт и Диалог

Контакт – это то, что делает реальным взаимодействие партнеров, дает возможность прояснить позицию каждой стороны. Контакт с другими людьми необходим для благополучного существования и развития человека. Значимость контакта в наибольшей степени описана детскими психологами и педагогами, особенно в аспекте взаимодействия в диаде «мать-младенец». Среднестатистический родитель общается с ребенком глаза в глаза, параллельно не решая другие актуальные вопросы, не читая нотации, а именно общается, то есть обменивается в двустороннем порядке информацией около 10 минут в день.

Вне контакта между партнерами невозможно понимание целей каждой стороны и их согласование. Стратегия согласования предполагает использование диалога, когда учитывается позиция каждой стороны, и каждый партнер имеет возможность сказать о своих потребностях и быть услышанным. Диалог – это ВСТРЕЧА двух (и более) партнеров, возможность открыто обсудить происходящее, а значит, по-настоящему увидеть партнера.

Избегание участия в диалоге может быть связано с разными причинами: отсутствие умения строить диалог, стереотипы, страхи, обиды, обученная беспомощность. Отсутствие диалога (и вообще контакта между партнерами) – это одна из наиболее типичных проблем при построении партнерских отношений.

В практической работе для разрешения данных трудностей используется анализ того, как происходит взаимодействие: каким образом клиент дает знать партнеру о том, что ему нравиться/ не правиться, какие есть желания и потребности, а также к чему это приводит в отношениях и насколько это устраивает. Значимыми в этой работе являются отработка умений формулировать свои потребности и говорить о них (классическая техника «Я – высказывания») и умений слушать и слышать (опять же классические техники активного слушания).

Любой грамотно составленный договор прописывает предмет договора, права и обязанности сторон, его заключающих, сроки выполнения взятых обязательств, а также санкции в случае несоблюдения сторонами договоренности или способы компенсации. Чем меньше способность партнера гарантировать соблюдения договоренности, тем важнее четкость прописывания санкций (или компенсаций), которые должны быть адекватны и реально выполнимы. Те же принципы действуют в отношении семейного договора.

Каждая семья имеет гласный или негласный договор о правилах взаимодействия как внутри семейной системы, так и с внешним миром (как вести себя в конфликтной ситуации, сообщать о неудачах, распределять обязанности, какую информацию делать публичной, а какую оставлять приватной и многое другое).

И до тех пор, пока происходящее в семье всех устраивает, договор может оставаться негласным. Но как только отношения себя «перерастают» или перестают по тем или иным причинам устраивать кого-либо из членов семьи, возникает потребность пересмотра правил, а для этого как существующие правила в семье, так и желаемые должны быть озвучены. Если стороны в результате переговоров пришли к обоюдному соглашению и договорились о новых правилах взаимодействия – это значит, произошло заключение нового договора. Если стороны не договорились или каждая сторона поняла предмет договора по-своему, то это поле для конфликтов и недопонимания.

Договор – это результат сотрудничества, одной из наиболее эффективных, но в то же время трудоемких стратегий построения отношений. Причины, которые могут затруднять заключение или выполнение договора, как правило, связаны с темой прав или с темой ответственности.

Права – это сложное многообразное явление, характеризующее систему общественных отношений. Права – совокупность признаваемых в данном обществе и обеспеченных официальной защитой нормативов равенства и справедливости, регулирующих борьбу и согласование свободных воль в их взаимоотношении друг с другом. То есть права – это нечто неотъемлемо принадлежащее индивиду, то, чем он может свободно распорядиться без вмешательства со стороны.

Основные права человека закреплены в Конституции РФ, Всеобщей декларации прав человека, принятой на генеральной ассамблее ООН, Международном билле о правах человека и т.д. Права детей отдельно прописаны в Женевской декларация прав ребенка, Конвенции ООН о правах ребенка, которая ратифицирована в России и других документах. То есть права детей находятся на том же уровне, что и права взрослых. Права выступают как регулятор взаимоотношений, гарант соблюдения присущих человеку свобод. Большинство потребностей и ценностей включаются в понятия права.

В процессе психологической работы в качестве базовых прав рассматриваются такие права, как: право быть собой, право на собственное мнение и собственный выбор, право на психологическую и физическую безопасность, право на информацию, право на уважение, право просить о помощи, право получать заботу и признание и т.д.

Знание собственных прав и умение ими пользоваться неразрывно связано с признанием и уважением прав партнера. Невозможно в партнерских отношениях реализовывать права ассиметрично, признавая их только одностороннем порядке.

Право – означает возможность, которую человек может использовать или не использовать по-своему усмотрению (например, право сказать «Нет» не означает постоянного отказа окружающим, но это возможность, которую можно использовать в ситуации необходимости).

В психологической практике существует целый спектр проблем, связанный с темой соблюдения и реализации прав. К ним относятся:

— неравное распределение прав в отношениях — отрицание наличия определенных прав у себя или у партнера, например, один партнер не имеет права на личную информацию, а другой не имеет права на проявление слабости и на ошибку;

— признание собственных прав, но невозможность их использования в силу различных причин;

— неумение заявлять о своих правах и обвинение партнера за их несоблюдение;

— отрицание наличия у себя большинства прав (это происходит в случае ранее пережитого сильного подавления/ дискриминации/ насилия – терминология в зависимости от научной парадигмы — то есть ситуации лишения удовлетворения базовых потребностей);

— непризнание/ несоблюдение большинства прав партнера (как правило, это следствие воспитания в семейной системе, в которой ребенок или был свидетелем отрицания/ нарушения прав других людей со стороны его близких, или сам систематически подвергался нарушению своих прав и свобод, что приводит к непринятию и несоблюдению этих прав у других людей).

— реализация ранее ущемленных прав в гиперкомпенсированном варианте.

Работа семейного психолога по теме «Права» происходит в рамках общей антидискриминационной работы в широком смысле этого слова. Технология работы с правами хорошо представлена в рамках работы с гендерной и этнической дискриминацией и семейным насилием. Основными направлениями работы являются: осознание прав своих и партнера; привнесение их в реальную жизнь; понимание того, что препятствует реализации прав; отреагирование опыта как объекта дискриминации; анализ опыта как субъекта/ источника дискриминации; актуализация опыта побед и преодоления дискриминации как в свой адрес и так в адрес другого человека; принятие решения об отказе от дискриминационного поведения.

Ответственность за себя и свои действия

Ответственность – это готовность держать ответ за принятые на себя обязательства, одна из важнейших характеристик зрелой личности.

Существует множество подходов к определению понятия «ответственность» и пониманию его сущностной стороны. Ответственность возможна тогда, когда есть возможность выбора, то есть существуют альтернативы поведения, есть прогноз последствий того или иного поведения как для себя, так и для окружающих, есть возможность принятия самостоятельного решения и совершения определенных действий (или бездействия) и есть самостоятельное принятие как позитивных так и негативных последствий сделанного выбора. Только в совокупности этих параметров можно говорить об ответственном поведении. Анализ этих параметров делает четким и понятным, на что необходимо обращать внимание, чтобы сформировать у ребенка ответственное поведение.

Часто вместо осознания ответственности за себя и свои действия у ребенка формируют созависимые представления: «я отвечаю за тебя, а ты отвечаешь за меня». Такие представления не дают возможности жить собственной жизнью.

Основными проблемами в рамках данной темы являются сверхответственность и безответственность. В первом случае – это готовность принимать на себя ту ответственность, которую должен нести другой человек и приписывание себе всей полноты ответственности за отношения с партнером; во втором – непринятие ответственности как за себя и свою жизнь, так и за построение отношений.

И в том и другом случае мы имеем дело с нарушением границ своей ответственности. Поэтому основным направлением психологической работы будет принятие на себя ответственности за свою жизнь и свое состояние и передача ответственности партнеру за его жизнь. Если у клиента при этих словах возникает страх, что у партнера не получиться справиться с поставленной задачей отвечать за себя самого, то получается, что он (клиент) достаточно полноценен, чтобы отвечать за себя, а его партер не совсем, и более того, он (клиент) настолько силен и хорош, что готов отвечать не только за себя, но и за партнера – то есть готов принять на себя роль «Господа Бога». А противоположная тенденция – «я не могу справиться с ситуацией /или не хочу/ и поэтому просто перестаю заботиться о том, как она будет решена; это больше не моя проблема».

Технологии работы с ответственностью наиболее разработаны в терапии зависимости, так как там это один из ключевых моментов в преодолении заболевания; а также в рамках бихевиорально-когнитивного подхода в работе с подростками группы риска.

Формула партнерства – это удобная, эффективная и практическая схема для анализа семейной ситуации и понимания стратегии и тактики работы с различными проблемами, препятствующими построению партнерских отношений в семье.

Источник:
Партнерские отношения как основа взаимоотношений между членами семьи
Специфика внутреннего пространства семьи осознанно или бессознательно ориентируется на определенную модель. На сегодняшнем этапе развития российского общества, …
http://www.b17.ru/article/922/

Психология семейных отношений

Отношения между взрослыми членами семьи, их отношение к детям, отношения между детьми — это первые взаимодействия, которые видит, чувствует, познает новый человек. Межличностные отношения, царящие в родительской семье, являются тем образцом, по которому человек строит свои отношения с другими людьми в течение всей жизни, в частности в своей семье. Отсюда понятно непреходящее значение системы отношений, возникающих в семье. В зависимости от структуры организации внутрисемейных отношений можно выделить несколько типов семей как малой группы.

Первый тип — иерархическая семья. В такой семье существует достаточно жесткая структура взаимоотношений с четко выраженной иерархией. Все члены семьи имеют свое место и свои функции. Есть глава семьи, у него вся власть, и он принимает наиболее важные решения. Остальные члены подчиняются, рассчитывают на его ответственность и поддержку. Члены семьи сильно взаимосвязаны, любое значимое событие возможно лишь с санкции главы. Для такого типа семей характерны жесткость, ригидность отношений, которые не меняются в различных ситуациях, например, младший всегда подчиняется старшему независимо от его возможности разобраться в конкретной ситуации. Основная ценность в таких семьях — традиции, устойчивые сложившиеся отношения. Такой тип семьи иногда еще называют патриархальным.

Другой полюс — так называемая случайная форма организации семьи, где нет иерархии, жесткости, традиционности в отношениях. Каждый член такой семьи независим от других, решения принимаются самостоятельно. Выше всего в такой семье ценится индивидуальность, свобода, творчество, инициатива. Особое внимание уделяется поиску своего пути, своего предназначения, возможности реализоваться в профессии, в творческом отношении к жизни (например, Владимир Высоцкий и Марина Влади).

Третий тип — семья открытого типа, в которой все решения принимаются согласованно. В таких семьях любят беседовать, часто за обеденным столом или чаем. Все обмениваются информацией друг с другом, кто что делает, чувствует, о чем думает. Для них характерны открытость ко всем, отношения взаимопонимания и согласия. Общее благо важнее распределения ролей. Отсутствует жесткая структура взаимоотношений, часто происходит ротация ролей в семье, если кто-то из детей или взрослых в данной ситуации оказывается более компетентным и желает взять на себя ответственность за общее дело — это поощряется остальными членами семьи.

Четвертый тип — семья синхронного типа. Ее основой является внутренняя гармоничная согласованность благодаря тому, что все думают, чувствуют и понимают ситуацию одинаково, так как все имеют сходные системы ценностей и жизненных целей. Есть общее представление, понимание сути бытия, которое объясняет частные вопросы. Это могут быть религиозные идеи, идеологические либо какие-то другие представления, общие для членов данной семьи, например, совместный семейный бизнес. В таких семьях главное не индивидуальность, а участие в реализации идеи, ради которой они живут.

В случае серьезных жизненных затруднений особенности, характерные для того или иного типа семьи, становятся более выра-

Выделяют несколько видов семейных отношений. Типичная современная семья в развитых европейских странах состоит из двух—шести человек: мужа, жены, детей и ближайших родственников по материнской и отцовской линии, бабушек и дедушек. Обычно выделяют следующие виды отношений: супружеские (между мужем и женой), родительские (между родителями и детьми, бабушками, дедушками и внуками), детские (между братьями и сестрами). Из этих видов отношений строятся более сложные системы внутрисемейных, личных, деловых связей.

Можно сказать, что семейная жизнь — самый трудный вид деятельности в мире. Семейные отношения напоминают организацию совместной деятельности разных предприятий, объединяющих свои усилия. Членам семьи необходимо помогать друг другу, но решение о помощи должно быть принято по обоюдному согласию сторон и с учетом возможностей каждого. К сожалению, иногда взаимный договор о помощи подменяется требованием помощи и поддержки под прикрытием любви и родственных отношений, что часто приводит к обидам друг на друга. Вообще семья — это микрокосмос всего мира. Проявления любви, власти, интимности, независимости, спонтанности, доверия, навыков общения, существующие в ней, — ключ к разгадке многих явлений жизни. Если мы хотим изменить мир, нужно изменить семью.

Источник:
Психология семейных отношений
Отношения между взрослыми членами семьи, их отношение к детям, отношения между детьми — это первые взаимодействия, которые видит, чувствует, познает новый человек. Межличностные отношения, царящие в
http://studref.com/442288/sotsiologiya/psihologiya_semeynyh_otnosheniy

Хорошие отношения между родными в семье: искусство быть счастливыми

Хорошие отношения между родными в семье: искусство быть счастливыми

У многих людей при слове «семья» на лице начинает играть улыбка, а в душе возникают образы любимых родственников. Семейные отношения являются одной из главных составляющих нашей жизни. Хорошо, когда у человека всё сложилось, и он может позволить себе прийти домой и расслабиться в кругу родных. Но бывает так, что и возвращаться не хочется. Почему это происходит и какие бывают взаимоотношения в семье?

До заключения официального брака партнёры стараются хорошо выглядеть, быть в добром расположении духа, делать приятные сюрпризы. Иными словами, хотят завоевать сердце своей половинки.

После росписи в Загсе сказка остаётся в прошлом, и постепенно супруги начинают проявлять свои негативные качества. И это абсолютно нормально. Главное – быть готовым к такому развитию событий и принимать любимого человека со всеми его недостатками.

Все люди разные от природы, и если вас всё устраивает в браке, не нужно ничего менять и подвергаться влиянию общественного мнения. Какие отношения должны быть в конкретной семье, подскажет только собственный опыт и время.

Межличностные отношения в семье между супругами – это результат сочетания изначальных факторов (характер, условия жизни, воспитание) и последующего взаимодействия мужчины и женщины. Чтобы достичь партнёрства и уважения, нужно научиться с первого дня знакомства с предполагаемой половинкой отстаивать свои границы.

Многочисленные социальные опросы подтверждают ухудшение качества брака в первый год жизни ребёнка. Этому способствуют завышенные ожидания от будущего родительства, отдаление жены от мужа в угоду малышу, разногласия по поводу воспитания.

В Семейном кодексе РФ есть статья, которая предусматривает невозможность расторжения брака по инициативе отца, если совместному ребёнку не исполнился один год.

Женщина и мужчина в этот период испытывают колоссальный стресс. Отношения после рождения ребенка меняются: из любовников они превращаются в ответственных родителей и порою не узнают друг друга. Кардинальная смена ролей вытаскивает наружу многие доселе неизвестные черты характера, иногда слишком порочные, чтобы сохранить брак. Психологи утверждают, что если пара переживёт этот трудный период сообща, то союз только укрепится.

Отношения в семье после рождения ребёнка не бывают простыми. Столько проблем и новых непредвиденных ситуаций выдержать с улыбкой под силу только роботу. Главное напутствие в этой ситуации: старайтесь придерживаться золотой середины между супружеством и родительством.

Помните, что главное в любом деле – знать меру. Лишь золотая середина между кнутом и пряником и искренняя любовь поможет в воспитании ребёнка. Благоприятными отношения в семье между родителями и детьми станут тогда, когда обе стороны будут уважать друг друга и испытывать взаимное доверие. Чтобы познать богатый внутренний мир подрастающего поколения, не нужно постоянно диктовать условия и наказывать дитя. Какие могут быть взаимоотношения в семье, в которой не дают слова детям? Серьёзный разговор на равных гораздо больше повлияет на мнение ребёнка, чем угрозы и запреты. Поделитесь своим собственным опытом, вспомните себя в юности и соотнесите воспоминания с текущими событиями в жизни ваших детей. Так вы сблизитесь и найдёте общий язык.

Как правильно выстроить отношения с родственниками

Хорошо, если супруги живут в собственном жилье отдельно от других родственников, или проживание на совместной территории не доставляет дискомфорта. Тогда наслаждайтесь общением с родными людьми, собирайтесь на праздники и помогайте друг другу в любой ситуации. Но какие бывают отношения в семье между близкими, которые не хотят держать дистанцию в общении? Чаще всего негативному влиянию наглых родственников подвержены неконфликтные совестливые люди. Что делать в случае третирования близкими? Как настоять на своём, не провоцируя конфликт? Когда родные так и норовят сунуть нос в вашу семью и начинают наставлять на путь истинный с высоты своего бесценного опыта, необходимо расставить свои собственные границы.

Обычно сложность вызывает традиционное отношение к таким близким: «родственникам нужно помогать, слушать, это ж родная кровь». Даже если эти люди откровенно неприятны, приходится поддерживать хоть какие-то отношения между членами семьи.

Несмотря на родственные связи, вы должны научиться говорить «нет». Вы не обязаны терпеть то, что вам не нравится. Родственные отношения в семье не повод давать себя в обиду.

7 важных рекомендаций как сохранить гармонию в семье

При соблюдении данных рекомендаций вы не получите сразу волшебного эффекта, если ваша семейная лодка еле держалась на плаву. Но попробовать стоит, ведь семья должна быть личным маленьким раем для каждого. Верьте в хорошее, настраивайтесь на позитив, и всё у вас получится!

Источник:
Хорошие отношения между родными в семье: искусство быть счастливыми
Типы семейных отношений между супругами. Как правильно относиться к детям? Как прекратить разрушительные отношения с родственниками? Как сохранить брак после рождения ребёнка? 7 рекомендаций для гармонии в семье
http://otnoshenij.net/horoshie-otnosheniya-mezhdu-rodnymi-v-seme-iskusstvo-byt-schastlivymi

COMMENTS