Взаимодействие старших и младших дошкольников

Взаимоотношения между старшими и младшими детьми в семье

Взаимоотношения между старшими и младшими детьми в семье

Мама, родившая второго ребенка, безотчетно «записывает» старшего во Взрослые. И начинает, сама того не осознавая, ждать от него Понимания и Помощи. А старший вместо этого начинает конкурировать с маленьким, кто больше нуждается в маме и ее внимании, чем разбивает все мамины надежды хоть немного «облегчить» себе жизнь.

Помните известный сказочный сюжет, как к царевне по очереди сватаются три брата, как проходят они различные испытания для того, чтобы один из них оказался счастливым мужем красавицы, а заодно – и унаследовал полцарства?

Сказочные красавицы в такой ситуации обычно предпочитают младшего из братьев, который на первый взгляд, всем казался дурачком. А как дело обстоит в жизни? Влияет ли порядок рождения на семейную жизнь, характер, взаимоотношения?

Проблема состоит и в том, что, привыкнув к своему исключительному, «монопольному» положению, единственный ребенок с трудом изживает естественный детский эгоцентризм и зачастую до зрелых лет остается инфантильно сосредоточенным на собственной персоне. Поскольку он не привык к близкому общению с другими детьми, он порой не знает, как вести себя в межличностных отношениях. Ему бывает трудно понять нормальные изменения в настроении другого человека, так как единственной точкой отсчета он привык считать самого себя. Неудивительно, что единственные дети нередко бывают избалованными, капризными, чрезмерно требовательными.

В воспитании единственного ребенка родителям надо учитывать эти его особенности. Важно ставить перед растущим человеком достаточно высокие, но не завышенные требования, помогать ему справляться с неудачами. Общение с близкими взрослыми — отцом и матерью, бабушками и дедушками — для нормального развития личности совершенно необходимо, но недостаточно. Надо, чтобы ребенок с малых лет приобретал опыт общения со сверстниками, иначе впоследствии ему трудно будет уживаться с людьми. И от лица единственного ребёнка в семье хотелось бы зачитать такое пожелание.

Если в семье воспитывается не один ребенок, а два или даже несколько, то, помимо воспитания матерью и отцом, на формирование детского характера всегда влияют его взаимоотношения со старшими и младшими братьями и сестрами.

Как деревья развиваются на просторных полях и долинах совсем по-другому, чем в заросших лесах, так и младшие и старшие дети растут в своих особых жизненных условиях, которые отличаются социальными, психологическими, биологическими и другими факторами развития. Именно поэтому старший и младший ребенок в семье, где есть только двое детей — это абсолютно разные жизненные сценарии, в которых есть и свои положительные, и отрицательные стороны.

Считается, что «самое лучшее положение” в семье у того ребенка, который родился первым.

Его любят на несколько лет дольше. Один на один, трепетно и нежно. Именно рождение первенца делает взрослых мамами и папами. Сила первой любви к «наследнику» на время затмевает другие чувства и мысли, весь мир. Но почему-то когда ребенок был единственным, не так заметны промахи в его воспитании. Как внимательно прислушивались к советам других, как бережно копили личный опыт для «следующего раза»!

Воспитание старшего — это всегда плод ошибок трудных, трудный выбор, практический опыт… и отчасти» первый блин».

Абсолютная родительская любовь, получаемая им ласка и забота близких людей, формируют у первенца чувство защищенности и уверенности в том, что родители будут любить его несмотря ни на что. Второй ребенок в семье, несмотря на родительскую любовь, иногда чувствует, что его волей-неволей начинают сравнивать со старшим братом или сестрой. Желание догнать старшего развивает в ребенке честолюбие и целеустремленность, желание во чтобы то ни стало достичь своей цели: стать первым. Поэтому постоянные ссоры с братом или сестрой в этом случае практически неизбежны. Старший же ребенок боится, что средний или младший займет в сердце родителей то место, которое принадлежит ему.

Детство первого ребенка заканчивается тогда, когда рождается следующий» — поговаривают в народе. Быть может, оно просто переходит на качественно иной уровень? С рождением малыша старший некоторое время болезненно остро реагирует на «вторжение» на свою территорию. Его самая известная роль — страдальца: то и дело переспрашивает, кого больше любят, просит его поцеловать столько же раз, сколько и плачущего младенца, внимательно подсчитывая и «взвешивая» порции ласки.

Мама, родившая второго ребенка, безотчетно «записывает» старшего во Взрослые. И начинает, сама того не осознавая, ждать от него Понимания и Помощи. А старший вместо этого начинает конкурировать с маленьким, кто больше нуждается в маме и ее внимании, чем разбивает все мамины надежды хоть немного «облегчить» себе жизнь. Мама может не избежать и еще одной психологической «ловушки» — противопоставить «хорошего» маленького «плохому» старшему. Свойство человеческой психики делить мир на черное — белое. Однако «плохое — хорошее» играет в данном случае против самих родителей.

Вот такая просьба к вам от ваших старших детей:

1. На меня всегда можно положиться, но я так устал от этой ответственности, которая постоянно ложится на мои хрупкие плечики. Я ребенок, а чувство ответственности за младшего — это такое взрослое чувство. Я тоже еще ребенок!
2. Мне приходится постоянно взвешивать свои поступки и слова, думать о том, как воспримет их младший, не научится ли у меня плохому. От этого я перестаю быть самим собой, я теряю непосредственность и становлюсь не по годам взрослым. Я еще буду взрослым, а сейчас помогите мне оставаться ребенком.
3. Несмотря на внешнюю открытость и общительность, я внутренне много переживаю. Говорите мне о том, что вы меня любите, мне так не хватает ваших подтверждений в любви.
4. Ваша строгость и излишняя требовательность по отношению ко мне вызывают у меня чувство неза­щищённости.
5. Когда я не прав, проявите терпение, объясните мне мою неправоту, я и сам пойму это со временем.

Младший ребенок в семье с детства растет в окружении всеобщего обожания: он ведь самый маленький! Ему многое прощают, стараются не давать много поручений, закрывают глаза на его шалости. Поэтому развитие младшего ребенка в семье может пойти двумя путями. Он может начать пытаться доказывать окружающим, что он сам прекрасно справится с тем, что обычно делают за него, что он лучше в том или ином деле (и часто так оно и бывает). Либо (если ребенок недостаточно уверен в своих силах или его очень сильно балуют), он не стремится что-то делать и доказывать окружающим, что он лучший. Он становится зависимым от них, легко подчинятся их воле или внешним обстоятельствам и совершенно не умеет разрешать различные жизненные ситуации. Кроме того, привыкнув быть в центре внимания, такой ребенок не может полноценно строить взаимоотношения с окружающими.

Советы родителям по воспитанию младшего ребенка

Пугает чаще всего при воспитании разновозростных детей в семье драки между детьми. И именно «рукоприкладство» обычно больше всего раздражает и беспокоит родителей.

Важно понимать, почему дети обычно решают свои споры кулаками, а не словами. Чаще всего это происходит потому, что они просто еще не умеют разрешать конфликты более мирными способами. В попытках поделить что-то (игрушки, время за компьютером, внимание мамы), ребятам оказывается легче подраться и защитить свою точку зрения, чем договориться между собой и попытаться понять чувства другого. Пресекая драки в доме, обучая детей мирному решению проблем, родители тем самым помогают им в будущем создавать здоровые дружеские отношения и вне собственной семьи, с другими людьми.

Все дети балуются и порой не слушаются своих родителей. Это абсолютно нормальное явление, и хуже было бы, если бы такого не происходило. Однако в некоторых случаях проделкам стоит уделить особое внимание: если виноватым оказывается всегда один и тот же ребенок, чаще всего — младший. При более тщательном рассмотрении ситуации обычно выясняется, что малыш не сам догадывается измять важные бумаги, рассыпать крупу, сломать игрушку. Часто старшие дети, будучи не уверены в любви родителей, стремятся таким образом подшутить над маленьким «любимчиком», спровоцировать его наказание и продемонстрировать на фоне всего этого свое «примерное» поведение.

Как только старшие и младшие обретут уверенность в том, что родители любят их вне зависимости от побед и поражений, соревнование друг с другом непременно будет слабеть, а со временем исчезнет, превратившись в крепкую дружбу.

Литература:
? Научно-методический журнал «Классный руководитель»
? Научно-методический и психолого-педагогический журнал «Начальная школа плюс До и После»
? «Здоровьесберегающие технологии: школьник и компьютер» В.И. Ковалько, Москва «Вако», 2007 год
? «Родительские собрания в начальной школе» Г.Г. Кулинич, Москва «Вако», 2009 год

Источник:
Взаимоотношения между старшими и младшими детьми в семье
Взаимоотношения между старшими и младшими детьми в семье Мама, родившая второго ребенка, безотчетно «записывает» старшего во Взрослые. И начинает, сама того не осознавая, ждать от него Понимания
http://pedsovet.su/publ/28-1-0-1138

Мама и дети

Появление второго ребенка в семье для старшего всегда стресс. Мама была целиком его, и вдруг ее надо с кем-то делить?!
Придя из роддома с младшим ребенком, мама полностью погружается в заботы о нем.
Старшим, конечно, занимаются другие члены семьи.
Но эмоционально старший ребенок может страдать так, что начинает болеть.
С малышом (в любом возрасте!) надо говорить на сложные темы, объясняя ему, что происходит в семье и как по-прежнему его все любят.

Родителям обязательно нужно участвовать в разбирательстве конфликтов старшего и младшего с самого начала.
Учить делиться, учить играть вместе, учить мириться и извиняться.
У каждого должны быть свои вещи и игрушки, чтоб не было обидно ни одному.

Если покупаете подарок на день рождения первого, то и второй что-то должен получить в этот день. И наоборот.

Любовь детей друг к другу никогда не возникает автоматически, просто от того, что они родились в одной семье.
Более того, всегда, абсолютно всегда присутствует ревность.
Родителям придется приложить немало усилий, чтобы наладить контакт между детьми, пресечь агрессию, основанную на ревности и соперничестве за внимание мамы и папы.

Часто ревность бывает основана на том, что старший чувствует, что его вытесняют с его территории, ущемляют в правах, говоря, что нельзя младшему давать сдачи, когда он задирается, или надо немедленно отдать все, что тот просит. У каждого из детей должна быть своя территория, где ребенок чувствует себя хозяином собственных вещей. Когда у ребенка пропадает боязнь, что у него что-то несправедливо отнимут, он готов делиться.

Став подростками, ваши дети нуждаются в любви так же, как и в раннем детстве, хотя они, конечно, стали самостоятельнее и независимее. В этом возрасте ребенку важно делиться переживаниями, обсуждать проблемы со взрослыми. И если у вас нет такого контакта — плохо.

Чтобы обратить на себя внимание родителей, многие дети начинают плохо учиться или совершать поступки, требующие разбирательства со взрослыми. Причем иногда это делается детьми практически подсознательно.

Если у вас в доме это уже есть значит пора бросать дела и заниматься выстраиванием отношений с детьми заново.

Каждый из ваших детей должен чувствовать, что он важен для семьи, любим, его будут защищать, заботиться, беспокоиться. И ни за одного чуть больше или меньше. Заболел один — бойтесь в этот момент обделить вниманием второго. Иначе и второй начнет «мнимо» болеть, чтобы получить свою порцию любви и внимания.

Обязательно разграничьте домашние обязанности между детьми. Чтобы никто не мог свалить свою вину на другого. Родители должны всегда быть справедливыми судьями, следящими, чтобы все было по-честному и поровну: лакомства, игрушки, нежности, обязанности, права и свобода.

Ревность будет присутствовать все равно, сколько бы лет ни было вашим детям. Но справедливость во всем лишает их желания проявлять эту ревность в драках, ссорах, конфликтах.

И, наконец, как их подружить? Просто.

Нужно как можно больше времени проводить всей семьей вместе.
И дела домашние делать вместе. И поручения давать им выполнять вместе.

Слово «вместе» должно звучать как можно чаще. «Давайте вместе испечем пирог, а потом поедем к бабушке». «Давайте вместе приготовим все для пикника и пригласим ваших общих друзей». «Давайте вместе сделаем номер для школьной самодеятельности и поразим всех».

Когда ваши дети поймут, что вместе лучше, чем врозь, потому что вместе они сильнее, потому что вместе веселее, тогда их дружба станет прочной… И на всю жизнь.

Источник:
Мама и дети
Появление второго ребенка в семье для старшего всегда стресс. Мама была целиком его, и вдруг ее надо с кем-то делить?! Придя из роддома с младшим ребенком, мама
http://mamaideti.com/20110212273/detskaya-psihologiya/vzaimootnosheniya-starshih-i-mladshih-detey-v-seme.html

Организация совместной деятельности детей в разновозрастной группе

Организация совместной деятельности детей в разновозрастной группе

При организации обучения детей разного возраста очень важно использовать такие его формы, которые обеспечивали бы успешное функционирование процессов взаимодействия и взаимообучения.

Необходимо, чтобы младший ребёнок воспринимал старшего как партнёра в совместной с ним деятельности. При этом условии младший сможет принять опыт старшего и усвоить его. Формы участия старших и младших в процессе взаимодействия и взаимообучения могут быть разными. Индивидуальная форма предполагает объединение младшего и старшего ребёнка в паре. При использовании групповой формы процесс обучения строится на основе опосредованного через взрослого общения детей.

Педагог сообщает старшим новые знания, ставя перед ними задачу последующей передачи этих знаний младшим. Например, старшие, побывав на экскурсии, в речевой форме передают свои впечатления младшим: рассказывают о том, что узнали сами, отвечают на вопросы малышей. В ходе свободного общения младшие получают новые знания, а старшие их закрепляют и обобщают. Педагог осуществляет косвенное руководство процессом межвозрастного общения.

Организация взаимообучения детей разного возраста в совместной деятельности возможна, если старшие владеют содержанием и способами выполнения деятельности, а малыши только начинают овладевать этим. Наиболее благоприятной для этого деятельностью является совместная игра, в которой между детьми должны установиться отношения партнёрства. Самые простые формы взаимодействия формируются в дидактической игре, в которой участвуют старший и младший ребёнок. Взаимодействие и взаимоотношения детей регулируются с помощью правил игры как нормы, обязательной для всех играющих. Необходимо, чтобы хотя бы один из участников игры (в данном случае старший ребёнок) владел знанием её правил и осуществлял контроль за деятельностью играющих.

Совместная сюжетно-ролевая игра детей разного возраста может быть организована при определённой позиции старшего ребёнка, который владеет игровыми умениями, представляет себе, как и во что он может играть с малышом, доброжелательно относится к нему.

Организация взаимообучения полезна как для младших, так и для старших дошкольников. Младший ребёнок реально видит, чем овладел старший и чему он может научиться в ближайшем будущем. Старший же может продемонстрировать младшему образец действия, объяснить словесно способы выполнения задания, проконтролировать выполнение игрового задания малышом, оказать ему помощь. Показывая и объясняя младшему способы выполнения игрового задания, старшие осознают их сами, уточняют и углубляют собственное понимание этих способов. У старших детей появляются возможности для самосовершенствования, формирования самоконтроля, развивается чувство ответственности за малышей (О.В. Соловьёв).

Организация совместной деятельности детей разного возраста является эффективной как для младших, так и для старших дошкольников. Участие в процессе совместного обучения способствует умственному и социальному развитию детей в условиях разновозрастной группы.

Источник:
Организация совместной деятельности детей в разновозрастной группе
При организации обучения детей разного возраста очень важно использовать такие его формы, которые обеспечивали бы успешное функционирование процессов
http://vscolu.ru/articles/organizaciya-sovmestnoj-deyatelnosti-detej-v-raznovozrastnoj-gruppe.html

Педагогический потенциал организации сотрудничества старших дошкольников и младших школьников в досуговой деятельности

Педагогический потенциал организации сотрудничества старших дошкольников и младших школьников в досуговой деятельности

Педагогический потенциал организации сотрудничества старших дошкольников и младших школьников в досуговой деятельности

В современном образовании остро стоит вопрос о социализации детей, которая происходит, в первую очередь, через общение. Как показывает обращение к психолого-педагогическим исследованиям (, , , , , ) именно общение внутри семьи, общение со взрослыми, общение со сверстниками, подготавливает детей к их будущей жизни, является ведущим стимулом процесса социализации подрастающего поколения. Однако мало научить ребенка правилам общения – необходимо научить его активно и результативно сотрудничать с различными людьми, чтобы процесс социальной адаптации протекал более успешно, создавая условия для оптимального личностного развития.

Что же такое сотрудничество? Возьмем за основу анализа определение, представленное в толковом словаре , согласно которому в общем смысле – это чья-либо совместная, взаимосвязанная деятельность, стремление человека к согласованной, слаженной работе с людьми. При этом автор рассматривает понятие «сотрудничество» как «совместную деятельность, труд». Именно поэтому в качестве ведущего показателя сотрудничества выступает такое взаимодействие, при котором люди содействуют удовлетворению интересов друг друга, соблюдая примерный паритет. Следовательно, сотрудничество предполагает оказание участниками деятельности взаимного содействия в ходе решения ими какой-то задачи, движения к определенной цели (, , , ). А главное, при этом в равной мере соблюдаются интересы обеих сторон, т. е. присутствует субъект – субъектное взаимодействие участников диалога,

Своеобразие взаимодействия старших дошкольников и младших школьников проявляется в том, что дети именно этих возрастных групп тянутся друг к другу, стремятся к общению между собой, но при непосредственном контакте часто возникают конфликтные ситуации. Часто причина кроется в том, что у детей нет опыта совместной деятельности и общения с представителями другого возраста. В детском саду или в школе ребенок имеет дело с детьми своей возрастной группы, дома – со взрослыми людьми, а в редких случаях со своими братьями и сестрами. Таким образом, если ребенок в семье единственный, он не имеет реальных навыков общения с детьми более старшего или младшего возраста, что и порождает развитие многочисленных конфликтов между ними.

Анализ научных работ, посвященных проблемам организации сотрудничества детей дошкольного и младшего школьного возраста (, , . , ) ориентирует на выделение трех формальных моделей их взаимодействия:

1. Групповая модель сотрудничества.

2. Индивидуально-групповая модель сотрудничества.

3. Индивидуальная модель сотрудничества.

Первая, «групповая модель сотрудничества» предполагает сотрудничество группы детей младшего школьного возраста и группы детей дошкольного возраста. Именно эта модель может плодотворно использоваться при организации различных игр (в том числе традиционных народных).

Вторая, «индивидуально-групповая модель сотрудничества» – сотрудничество целой группы детей и одного ребенка разного возраста. Эта модель подразделяется на два типа:

— сотрудничество группы детей младшего школьного возраста и одного дошкольника. Такой тип сотрудничества детей встречается достаточно редко. Если все же он присутствует, то главная задача педагога – чтобы дошкольник не почувствовал себя изгоем среди младших школьников. Однако, как показывает реальный опыт, агрессия по отношению к младшему ребенку не проявляется, более того младшие школьники в подобной ситуации с удовольствием его опекают.

— сотрудничество одного ребенка младшего школьного возраста и группы дошкольников. Такой тип можно увидеть, когда ребенок младшего школьного возраста выступает в качестве «педагога» и организует работу дошкольников. Как уже подчеркивалось выше, информация, полученная не от взрослого, а от ребенка постарше воспринимается порой с большим интересом.

И, наконец, третья, «индивидуальная модель сотрудничества» – сотрудничество ребенка младшего школьного возраста и дошкольника. Конечно, подобную модель чаще всего встречается в семьях, где двое детей соответствующего возраста. Естественно, те дети, кто имеет братьев или сестер легче находит общий язык с ребенком другого возраста, поскольку имел подобный опыт дома.

Перечисленные выше модели сотрудничества детей дошкольного и младшего школьного возраста можно применять в различных видах совместной деятельности детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. При этом существенным становится определенная мотивация для участия во взаимодействии, так как дети должны вступать в сотрудничество добровольно. Оно должно держаться на равной, обоюдной значимости и ценности. Именно поэтому, рассматривая совместное сотрудничество детей избранных возрастных групп, современные исследователи приходят к выводу о том, что в качестве таковой может быть выбрана досуговая деятельность (, , , , ), поскольку именно она позволяет ребенку раскрепоститься, способствует самовыражению, самоутверждению и саморазвитию личности через свободно выбранные действия.

Это детерминировано тем, что:

— во-первых, досуговая деятельность основана на абсолютной добровольности участия, на свободе выбора и, поэтому всегда интересна ребенку (конечно, если это действительно досуговая деятельность, а не ее имитация);

— во-вторых, в досуговой деятельности дети максимально раскрепощены, раскованы, могут проявлять свои возможности и реализовывать присущие им индивидуальные способности;

— в-третьих, именно досуговая деятельность создает простор для неформального общения между собой, поскольку, как уже подчеркивалось выше, она основана на добровольности участия и соучастия детей.

На этом основании следует боле детально охарактеризовать различные формы досуговой деятельности детей 5-10 лет (отдых, развлечения, праздники, творчество, самообразование).

Отдых – культурно-досуговая деятельность, снимающая усталость и напряжение, восстанавливающая как физические, так и эмоциональные ресурсы ребенка. В структуру отдыха входят самостоятельные занятия физическими упражнениями, работа на территории детского сада или школы, спортивный отдых, игры со снегом, песком, водой, прогулки, непринужденная беседа со взрослыми, игровая деятельность с игрушками, чтение книг, просмотр мультфильмов (диафильмов) и т. п.

Следующий вид детского досуга – развлечения, которые носят компенсационный характер: возмещает рутину будничной и однообразной жизни. Этот вид досуга имеет значительный организационный потенциал, особенно при учете всего разнообразия видов детских развлечений.

Еще один вид детского досуга – праздник. Что же такое праздник? Для начала стоит обратиться к определениям праздника в толковом словаре русского языка. Под словом праздник понимается: день, посвященный отдыху; день, празднуемый по уставу церкви, в память события гражданского, государственного или поместному обычаю. (В. Даль «Толковый словарь живого великорусского языка»). Праздники в детском саду имеют свои цели и задачи, главная из которых – создать у детей радостное настроение, вызвать положительный эмоциональный подъем и сформировать праздничную культуру (традиции праздников, их организация, правила приглашения гостей, гостевой этикет). Праздник имеет несколько этапов:

-Первый этап — подготовительный: постановка целей, определение программы праздника и сценария мероприятия, выбор места проведения праздника (музыкальный зал, спортивный зал, улица и т. д.), определение круга участников, распределение ролей, репетиции, изготовление необходимых атрибутов, украшение места проведения;

-Второй этап — собственно праздник: яркое и торжественное начало праздника; развертывание сюжета праздника, в котором отражается основная идея (детские выступления, инсценирование сказок, сюрпризные моменты, игры, песни, танцы, чтение стихов и т. д.); кульминация, в конце которой, как правило вручаются подарки, что всегда усиливает эмоциональное состояние детей.

-Третий этап — анализ результатов: необходимо выяснить удалось ли достичь поставленных целей мероприятия, проанализировать ошибки и форс-мажоры;

Творчество также рассматривается в современной педагогике как вид культурно-досуговой деятельности. Основные виды творческой деятельности старших дошкольников и младших школьников это – изобразительная деятельность, художественно-продуктивный труд (лепка, аппликация), театрализованная деятельность, музицирование (пение, игра на музыкальных инструментах).

Самообразование – это целенаправленная познавательная деятельность по приобретению систематических знаний в какой-либо сфере науки, культуры и техники, управляемая самой личностью. Самообразование осуществляется под руководством взрослых и может быть опосредованным или прямым. Для того чтобы самообразование стало средством самовоспитания детей, взрослым необходимо формировать у них интерес к новым знаниям умение их добывать; воспитывать такие нравственно-волевые качества, как умение доводить дело до конца, упорство, навыки самостоятельной и совместной работы, уважение к мнению других детей и т. п. К видам самообразования относятся игры ( компьютерные, деловые, настольные, дидактические и др.); коллекционирование различных предметов, хобби, экспериментирование. В этом виде досуговой деятельности, сотрудничество детей в котором невозможно, поскольку самообразование подразумевает самостоятельную работу.

Остановимся подробнее на особенностях организации различных видов досуга старших дошкольников и младших школьников на основе их сотрудничества.

2)Развлечения имеют огромное поле для совместной деятельности детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Возможен совместный просмотр диафильмов или мультфильмов с последующим обсуждением, обменом мнениями. Можно организовать представление детского кукольного или драматического театра, концерт детской самодеятельности, будет ли это совместный проект детей дошкольного или младшего школьного возраста или старшие дети выступят перед младшими (а может наоборот), можно варьировать в зависимости от интересов детей и возможностей педагогов. Можно провести совместное спортивное развлечение: соревнование с участием разновозрастных команд.

3)Праздник по определению «это день объединяющий всех, наполненный радостью и весельем». Уже в самом определении данной формы досуга содержится коммуникативная функция, следовательно, в нем заложен огромный потенциал для совместной деятельности детей разных возрастов.

На первом, подготовительном, этапе праздника, дети старшего дошкольного и младшего школьного возраста могут вместе украшать место для проведения праздника и изготовлять необходимые для праздника атрибуты, что создает праздничное настроение у детей и воспитывает чувство взаимовыручки, поддержки. Если роли распределены между дошкольниками и младшими школьниками, необходимо проводить совместные репетиции.

Конечно, больше всего возможностей для сотрудничества старших дошкольников и младших школьников, дает собственно праздник, т. е. второй этап. Дети старшего дошкольного и младшего школьного возраста могут совместно инсценировать сказки, стихи, вместе играть в игры (в том числе традиционные народные). Педагог, который занимается подготовкой праздника, может так организовать все мероприятие, чтобы и старшие дошкольники, и младшие школьники имели возможность участвовать в танцах, пении песен. Один из наиболее важных этапов праздника – сюрпризный момент. Очень необычно получается, если такого рода сюрпризы готовят друг другу дети изучаемых возрастных групп, а не педагоги.

Организуя досуг детей, следует помнить, что в общении со другими детьми для них уже важен вопрос самооценки, нравственных позиций, лидерства. Кроме того, освоения детьми опыта сотрудничества, содействует формированию уважительного отношения к педагогу, эмпатии к другим детям, доброжелательного и заботливого отношения к младшим, уважения к старшим, а также умение понимать состояние и мотивы поступков других и соответственно на них реагировать. Все это без сомнения поможет детям в дальнейшем легко строить отношения с другими людьми, как с взрослыми, так и со сверстниками и детьми младшего возраста.

Источник:
Педагогический потенциал организации сотрудничества старших дошкольников и младших школьников в досуговой деятельности
Педагогический потенциал организации сотрудничества старших дошкольников и младших школьников в досуговой деятельности Педагогический потенциал организации сотрудничества старших
http://pandia.ru/text/80/076/22089.php

Развитие взаимодействия и общения дошкольников со сверстниками

Развитие взаимодействия и общения дошкольников со сверстниками

С материалом «Развитие взаимодействия и общения дошкольников со сверстниками» Маврина И.В. можно ознакомиться на следующей странице.

В дошкольном возрасте происходят существенные изменения во взаимодействии детей. В младшем дошкольном возрасте оно ситуативно либо инициируется взрослым, неустойчиво, кратковременно. В старшем возрасте дети уже сами выступают инициаторами совместной деятельности, их взаимодействие в ней становится длительным, устойчивым, избирательным, разнообразным по формам.

Наиболее ярко развитие взаимодействия и общения детей проявляется в игре — ведущей деятельности дошкольников. Возможности сотрудничества детей можно пронаблюдать и на занятиях, если создать для этого необходимые условия — предложить детям специальные задания, при выполнении которых они будут вступать в отношения сотрудничества (согласования и соподчинения действий). Организация деятельности сотрудничества детей на занятиях позволяет взрослым оказывать влияние на общение детей в игре, что становится весьма актуальным в старшем дошкольном школьном возрасте, когда возросшая самостоятельность детей снижает возможность взрослого контролировать и корректировать их игровое взаимодействие.

Характер взаимодействия и общения ребенка, конечно же, зависит от личностных особенностей: кто-то охотно играет с большинством детей группы, кто-то только с 1—2, одни активны, агрессивны в контактах, а другие пассивны, подчиняются сверстникам и т. д.

Однако, какими бы ни были личностные особенности ребенка, основные тенденции развития взаимодействия и общения остаются общими для всех.

ДЕТИ 5—6 ЛЕТ (старшая группа)

I. Игровое взаимодействие детей и общение

В своем взаимодействии и общении старшие дошкольники в большей мере, чем младшие, ориентированы на сверстников: они значительную часть свободного времени проводят в совместных играх и беседах, для них становятся существенными оценки и мнение товарищей, все больше требований они предъявляют друг другу и в своем поведении стараются учитывать их.

У детей этого возраста повышается избирательность и устойчивость их взаимоотношений: постоянные партнеры могут сохраняться на протяжении всего года. Объясняя свои предпочтения, они уже не ссылаются на ситуативные, случайные причины («рядом сидим», «он мне сегодня машинку дал поиграть» и т. п.), как это наблюдается у младших детей, а отмечают успешность того или иного ребенка в игре («с ним интересно играть», «нравится играть с ней» и т. п.), его положительные качества («он добрый», «она хорошая», «он не дерется» и т. п.).

Существенные изменения начинает претерпевать и игровое взаимодействие детей: если раньше в нем преобладало ролевое взаимодействие (т. е. собственно игра), то в этом возрасте — общение по поводу игры, в котором существенное место занимает совместное обсуждение ее правил. Вместе с тем согласование своих действий, распределение обязанностей у детей этого возраста чаще всего возникает еще по ходу самой игры.

При распределении ролей дети, как и ранее, придерживаются индивидуальных решений («Я буду продавцом», «Я буду учительницей» и т. п.) или решений за другого («Ты будешь моей дочкой» и т. п.). Однако у них можно наблюдать и попытки решить эту проблему совместно («Кто будет. »).

В ролевом взаимодействии старших дошкольников увеличиваются попытки контролировать действия друг друга — они часто критикуют, указывают, как должен вести себя тот или иной персонаж.

При возникновении конфликтов в игре (а они в основном происходят, как и у младших детей, из-за ролей, а также из-за неправильности действий персонажей) дети стремятся объяснить, почему они так поступили, или обосновать неправомерность действий другого. При этом они чаще всего аргументируют свое поведение или критику другого различными правилами («Надо делиться», «Продавец должен быть вежливым» и т. д.). Однако детям не всегда еще удается согласовать свои точки зрения, и их игра может быть разрушена.

Общение вне игры у детей этого возраста становится менее ситуативным, дети охотно делятся своими ранее полученными впечатлениями (например, о просмотренном фильме, спектакле и т. п.). Они внимательно слушают друг друга, эмоционально сопереживают рассказам друзей.

Внимание воспитателя должно быть обращено не только на детей, отказывающихся участвовать в играх сверстников, отвергаемых ими, но и на детей, которые во взаимодействии и общении придерживаются исключительно своих желаний, не умеют или не хотят согласовывать их с мнениями других детей.

II. Взаимодействие детей на занятиях

Выполнение в младших возрастах совместных заданий вдвоем—втроем подготавливает детей к более сложным коллективным работам в старших возрастных группах.

Приблизительно с 5 лет при сотрудничестве на занятиях ребенок способен предложить сверстникам план общего дела, договориться о распределении обязанностей, достаточно адекватно оценить действия товарищей и свои. Во время взаимодействия конфликты и упрямство уступают место конструктивным предложениям, согласию и помощи. Прослеживается четкое различие в отношении к взрослому. Если младшие дошкольники чаще обращаются к нему при возникновении различного рода конфликтов, то старшие могут самостоятельно разрешить их, а обращение к взрослому связывается с теми или иными познавательными проблемами.

Приведем пример совместного конструирования группы детей. Воспитатель предлагает сконструировать из строительного материала детский парк. Дети объединяются в подгруппы по 4—5 человек. В каждой группе всегда найдутся несколько человек, которые в основном планируют работу, предлагают разнообразные варианты построек. Высокий уровень сотрудничества в группе характеризуется тем, что каждый ребенок может высказать свои предложения, которые будут поняты и приняты. Кто-то из детей чертит план постройки, другие могут дополнить его или немного изменить. Постепенно дети приходят к общему согласию и начинают распределять обязанности — кто строит загородку, кто скамейки, горки, качели и т. д. Менее умелые дети с готовностью соглашаются приносить нужные строительные детали. По завершении работы в парк помещаются игрушечные человечки, звери, деревья.

Совсем необязательно, чтобы дети четко следовали первоначальному замыслу. Важно, чтобы он не менялся кардинально (например, вместо парка — корабль). В процессе работы замысел может уточняться, расширяться. Так, если кто-то принесет несколько мелких игрушечных зверей, это может натолкнуть детей на мысль отвести место для зоопарка. Другой ребенок, увидев красивую формочку, наполняет ее водой, и получается пруд, который тоже размещается в парке. Каждый вносит посильный вклад при реализации общей идеи — кто-то может быть инициатором замысла, кто-то исполнителем или контролером. Ребенок чувствует сопричастность общему делу, радуется своему вкладу.

По окончании работы детям нравится обыгрывать свои постройки, они могут довольно продолжительное время находиться вместе, ревностно следя за тем, чтобы кто-нибудь случайно не разрушил их сооружение. Они также сравнивают свои постройки с постройками других групп, могут позаимствовать что-то от них, сказав, что «у них тоже хорошо получилось». Таким образом, можно отметить появление доброжелательного внимания к работе других.

Требуют помощи взрослого те дети, которые не могут договориться со сверстниками и найти свое место в общем деле. Часто, чтобы как-то обратить на себя внимание, они начинают ломать постройки детей, кричать, зовя то одного ребенка, то другого, предлагая им побегать и порезвиться. Обычно, не добившись результата, они говорят взрослому: «Со мной не хотят играть!»

Источник:
Развитие взаимодействия и общения дошкольников со сверстниками
Центр развития для детей 3-7 лет и взрослых. Психологический подход, в соответствии с темпераментом и склонностями ребенка. Развивающие занятия
http://fusionpiter.ru/articles/communication

Социализация детей младшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия ДОУ и семьи

Социализация детей младшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия ДОУ и семьи

Дата публикации: 06.09.2017 2017-09-06

Статья просмотрена: 489 раз

Билялова З. Ш. Социализация детей младшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия ДОУ и семьи // Молодой ученый. ? 2017. ? №35. ? С. 82-83. ? URL https://moluch.ru/archive/169/45470/ (дата обращения: 11.03.2019).

В статье рассматриваются вопросы ранней социализации детей в процессе взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи. Предлагаются два основных направления работы с родителями: информационного плана и обучающего характера.

Ключевые слова: социализация детей, младший дошкольный возраст, взаимодействие ДОУ и семьи

Как известно, человек — существо социальное и формируется при наличии общественных условий жизни. Адаптация личности к обществу путем усвоения социального опыта, норм, установок, присущих как обществу в целом, так и отдельным группам называется социализацией личности. Так же она происходит через процесс саморазвития и самореализация.

В дошкольном возрасте огромное влияние на процесс социализации оказывают лица, с которыми у ребёнка происходит непосредственное взаимодействие. Ими являются родители или лица, заботящиеся и общающиеся с ребенком и детский сад — в первую очередь воспитатели.

Семья имеет важное значение в вопросах социально — эмоционального развития детей. Только сотрудничая с родителями дошкольников, можно добиться хороших результатов в воспитании детей. Взаимодействие с семьей эффективно при условии доверия между педагогами и родителями, понимания и принятия общих целей, методов и средств социально — эмоционального развития [3].

Семья и детский сад — два воспитательных института, каждый из которых даёт ребенку определенный социальный опыт, но только во взаимодействии друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Семья имеет приоритет как основной источник социализации и обладает огромными возможностями в формирование личности.

Родители и педагоги должны объединять свои усилия, чтобы обеспечить детям защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду и дома.

В младшем дошкольном возрасте рассматриваются проблемы развития ребенка и решаются вопросы ранней социализации детей в процессе взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи.

Методы, формы работы с родителями в настоящее время очень разные. Но, обобщив, в практической работе можно выделить два направления взаимодействия с семьей. Первое — информационного плана — знакомство родителей с возрастными особенностями детей. Для этого разрабатываются консультации «Я — детсадовец», «Навыки и привычки», «Познай себя как родитель» и т. п. С целью привлечения внимания родителей к оздоровительным мероприятиям им предлагается ознакомление с тематической подборкой консультаций: «Обойдемся без лекарств», «Значение режима для воспитания», «Нетрадиционные формы оздоровления», «Прогулки» и т. д.

Второе направление работы — обучающего характера, научить родителей руководить детской деятельностью, показать игровые приемы.

Одной из форм взаимодействия является круглый стол с целью помочь родителям найти ответы на интересующие вопросы. Главный момент — личное взаимодействие педагога и родителей по поводу трудностей и радостей, успехов и неудач, сомнений и размышлений в процессе воспитания ребенка в семье.

С целью изучения семей, установления контакта с ее членами для согласования воспитательных воздействий на ребенка родителями заполняются социальные анкеты: «Будем знакомы», «Любимые игрушки детей», проводятся беседы, анализ детских работ, оформляются фотовыставки.

На заседаниях родительского клуба родителям демонстрируются фрагменты детской совместной деятельности с взрослым. Совместные праздники, семейные фестивали и досуги дают бесценную возможность родителям поиграть, порисовать, пообщаться со своим ребенком. Оформление фотовыставки «Режим дня» помогает родителям увидеть режимные моменты группы. Живой интерес и даже удивление у родителей вызывают детские работы — аппликации, рисунки и поделки. Особую радость приносят работы, посвященные праздникам.

Таким образом, социализация ребёнка в группе сверстников, способствует осознанию своего социального «я».

Именно в системе взаимодействия дошкольного учреждения и семьи возможна полноценная социализация ребёнка. Поэтому воспитатель в своей работе должен опираться на помощь семьи, а родители согласовывать свои действия с работой детского сада, с целью достижения общего результата- правильной и полной подготовки ребенка к условиям внешнего мира, которая возможна только в единстве и сотрудничестве детского сада и семьи.

  1. Бочкарёва О. И. Взаимодействие ДОУ и семьи. — Волгоград: ИТД «Корифей». 112 с.
  2. Иванова Т В. Адаптация ребенка в ДОУ — Волгоград: ИТД «Корифей».-96с.
  3. Иванова Н. В., Бардинова Е. Ю., Калинина А. М. Социальное развитие детей в ДОУ: Методическое пособие. — М.:ТЦ Сфера, 2008.-128с.

Источник:
Социализация детей младшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия ДОУ и семьи
В статье рассматриваются вопросы ранней социализации детей в процессе взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи. Предлагаются два основных направления работы с родителями: информационного плана и обучающего характера.
http://moluch.ru/archive/169/45470/

COMMENTS