Взаимодействие родителей и детей

Взаимодействие родителей и детей в современной семье Текст научной статьи по специальности — Социология

Взаимодействие родителей и детей в современной семье Текст научной статьи по специальности «Социология»

Аннотация научной статьи по социологии, автор научной работы — Анашкина Елена Николаевна, Журавлёв Дмитрий Николаевич

В статье анализируется состояние современной семьи в условиях кризиса внутрисемейных и общественных отношений. Определены негативные признаки современной семьи , ставящие под угрозу существование института семьи как одного из важнейших институтов воспитания человека и гражданина.

Похожие темы научных работ по социологии , автор научной работы — Анашкина Елена Николаевна, Журавлёв Дмитрий Николаевич,

In the article, the state of a present-day family is being analysed in the conditions of the crisis within family and social relations. The negative features of a present-day family that put a family as one of the most important institutions of upbringing an individual and a citizen under the threat of existence are being identified.

Текст научной работы на тему «Взаимодействие родителей и детей в современной семье»

? Взаимодействие родителей и детей в современной семье Е. Н. Анашкина, Д. Н. Журавлёв

В статье анализируется состояние современной семьи в условиях кризиса внутрисемейных и общественных отношений. Определены негативные признаки современной семьи, ставящие под угрозу существование института семьи как одного из важнейших институтов воспитания человека и гражданина.

Ключевые слова: семья, система, кризис, семейные отношения, нравственное воспитание, воспитательный потенциал.

A Present-Day Family: Problems and Prospects E. N. Anashkina, D. N. Zhuravliov

In the article, the state of a present-day family is being analysed in the conditions of the crisis within family and social relations. The negative features of a present-day family that put a family as one of the most important institutions of upbringing an individual and a citizen under the threat of existence are being identified.

Key words: family, system, crisis, family relations, moral education, educational potential.

Семья — это общество в миниатюре, от целостности которого зависит безопасность всего большого человеческого общества.

Семья во все времена была одной из основ формирования общества. Особенно актуальной она стала сейчас, когда социально-экономические изменения рикошетом ударили по самым незащищенным членам семьи — детям. Семья представляет собой относительно замкнутую систему межличностных и межгрупповых отношений и вместе с тем элемент более широкой социальной системы. Как система семья относительно стабильна (хотя степени и критерии ее стабильности различны в разные эпохи). Прочность и устойчивость семейных связей могут обеспечиваться за счет внешнего воздействия на семью, через которое реализуются господствующие в данном обществе социальные нормы. Однако семья может быть стабильной системой и благодаря своим внутренним «силам сцепления», в качестве которых должны выступать нравственные ценности.

Содержание семейного воспитания отражает глубинные переориентации семантических пластов, форм и видов человеческой деятельности. Это платформа, на которой строится как воспитательная, так все другие виды деятельности: трудовая, умственная, социальная, учебная, которые должны быть пронизаны нравственной направленностью. Семейное воспитание органично сливается со всей жизнедеятельностью растущего человека. В семье ребенок включается в жизненно важные виды деятельности, проходит все ее этапы. Формируя у ребенка определенное эмоционально-психическое состояние, семья тем самым закладывает необходимую основу его нравственного развития, во многом

определяет будущую моральную позицию личности, подготавливая процесс интеграции социальных образцов поведения.

Исследования роли семьи в нравственном и психологическом формировании личности проводились авторами в 1993 г. Уже в то время специалисты отмечали тенденции к началу глубокого кризиса семьи и семейного воспитания. Цель настоящей работы — исследовать состояние современной семьи и диагностировать ее возможности выполнять возложенные на нее обществом функции.

В ходе исследования в 1993, 2005 и 2008-2009 гг. проведено анкетирование учащихся 8-11 классов разных районов г. Ярославля (564 чел.) и 127 семей г. Ярославля (в каждом исследовании, случайная выборка).

В настоящее время в обществе сложилась крайне неблагоприятная ситуация относительно духовно-нравственного воспитания молодого поколения. Характерными причинами этого являются отсутствие четких положительных жизненных ориентиров для молодого поколения и ухудшение морально-нравственной обстановки в обществе. Все это происходит на фоне направленной на детей пропаганды жестокости и насилия, порнографии, агрессивной рекламы алкогольной продукции и табачных изделий при неспособности правоохранительных и иных органов государственной власти реагировать на факты нарушения прав детей. Специалисты отмечают, что развитие рыночных отношений в стране вызвало социальное расслоение общества, снижение жизненного уровня большинства населения. Эти изменения отрицательно сказались на жизни всего общества, но первой их отрицательное воздействие почувствовала на себе семья.

Ослабевает ее нравственный и воспитательный потенциал, снижается ответственность родителей за воспитание и содержание детей. Многие люди не сумели приспособиться к новым условиям, сформировать необходимые защитные механизмы. Это, вероятно, одна из основных причин дезорганизации жизни большинства семей, разрушения сложившихся нравственно-этических норм и традиций семейного уклада. В условиях экономической нестабильности родители вынуждены больше времени отдавать зарабатыванию денег, в результате чего предоставленные сами себе дети становятся более самостоятельными, ослабевают связи между поколениями.

Потеря мужчиной роли единственного кормильца семьи и поэтому ее главы привела к ослаблению, а то и к полной утрате специфических форм и методов мужского воспитания. Этому способствовали и изменения, которые претерпели представители сильного пола. Сегодня определенная часть мужчин характеризуется целым рядом индивидуальных и социально-психологических особенностей, которые совершенно не были присущи им всего несколько десятилетий назад. К числу таковых относится некоторое снижение волевой активности, чувства ответственности за воспитание детей, повышение уровня невротизма (мужчины стали более раздражительны, импульсивны, обидчивы), удель-

ного веса развлекательных видов досуга. Женщина — жена и мать — берет в свои руки не только экономические бразды правления, но и воспитательные. Это смещение ролей в семье доходит иногда даже до «замещения» — в тех случаях, когда отец полностью самоустраняется от выполнения воспитательских обязанностей. Вследствие правовой, моральной, экономической незащищенности усилилась конфликтность отношений между супругами, родителями и детьми. Отмеченные негативные тенденции сопровождаются снижением воспитательного воздействия семьи, ее роли в социализации детей.

Претерпела значительные изменения и система сложившихся ранее педагогических воздействий на детей, значительно ослабло их воспитание вне школы, что повлекло разрушение взаимосвязей в системе «школа — семья — общественность». Государство же практически устранилось из этой сферы, сняв с себя функции защиты, воспитания и образования молодежи, в то время как гражданское общество и общественные институты, которые должны этим заниматься, еще не сформировались. В настоящее время приходится признать, что семья зачастую перестает выполнять не просто функции подлинного, духовного воспитания, но и воспитательные функции вообще. Об этом свидетельствуют и данные проведенных исследований (Табл. 1).

Результаты анкетирования школьников

1993 2005 2008-2009

Конфликты в семье между родителями и детьми 31 % 39 % 57 %

Конфликты в семье между родителями 27 % 34 % 46 %

Духовная близость между родителями и детьми, доверительные отношения 18 % 11 % 7 %

Проводят с родителями свободное время 21 % 15 % 4 %

Хотят быть похожими на родителей 46 % 21 % 9 %

Удовлетворены жизнью в семье 73 % 67 % 36 %

Семья как определенная социальная общность выступает прежде всего как конкретная система связи и взаимодействия между ее членами, возникающими по поводу удовлетворения их разнообразных и многоплановых потребностей. Отношения этого рода играют особую роль в формировании личности. И, в первую очередь, это относится к отношениям между супругами и между родителями и детьми. В результате проведенного исследования установлено, что за последние 16 лет почти в два раза увеличилось число конфликтов между родителями и детьми на фоне осложнившейся конфликтной ситуации между самими родителями. В настоящее время 89 % школьников не удовлетворены отношениями с родителями (лишь 7 % расценивают отношения с родителями как доверительные), 60 %

высказывают неудовлетворенность жизнью в семье. Значение внутрисемейных отношений в становлении и развитии индивида обусловлено как тем, что они являются первым специфическим образцом общественных отношений, с которыми человек сталкивается с момента рождения, так и тем, что в них как бы фокусируется и находит своеобразное выражение все богатство общественных отношений, а стало быть, создается возможность раннего включения ребенка в их систему.

Ведущая роль семейных отношений заключается в том, что их состоянием определяется функционирование и эффективность других компонентов воспитательного процесса семьи. Внутрисемейные отношения выступают в форме межличностных отношений, осуществляющихся

в процессе непосредственного общения. Межличностное же общение является одним из социально-психологических механизмов становления и развития личности. Именно в процессе общения со взрослыми ребенок приобретает навыки речи и мышления, предметных действий, овладевает основами человеческого опыта в различных областях жизни, познает и усваивает правила человеческих взаимоотношений, качества, свойственные людям, их стремления и идеалы, воплощая постепенно нравственные основы опыта жизни в собственной деятельности.

Низкий уровень педагогической культуры родителей, отсутствие у них времени для занятий с детьми, нестабильное материальное положение способствуют ослаблению духовно-нравствен-

жению авторитета родителей. Об этом свидетельствуют и данные анкетирования — за последние 16 лет число детей, желающих быть похожими на своих родителей, уменьшилось в 5 раз и составляет всего 9 %.

Состояние супружеских отношений выступает в качестве главной детерминанты, от которой зависит успех или неуспех семейного воспитания как сознательного, целеполагающего процесса. Кризис семьи проявляется и в соотношении браков и разводов. Согласно данным, предоставленным департаментом социально-экономического развития г. Ярославля, каждый второй брак распадается, такая ситуация наблюдается на протяжении последних 10 лет, несмотря на увеличившееся число заключаемых браков (Табл. 2).

ной связи между членами семьи, приводят к сни-

Показатели 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008

Количество браков, ед. 4039 4213 4493 4728 4904 4796 5189 5210 5646 5287

Количество разводов, ед. 2087 2631 3453 3428 3299 2650 2657 2769 2932 3077

52 % 62 % 77 % 73 % 67 % 55 % 51 % 53 % 52 % 58 %

Очевидно, что кризис семьи и семейных отношений продолжает усугубляться. Для современной семьи характерны следующие негативные признаки:

— инфантилизм родителей, отсутствие у них ответственности и интереса к воспитанию детей;

— недостаток духовной близости между родителями и детьми, взаимопонимания, доверительных отношений;

— низкий уровень педагогической культуры родителей;

— отсутствие четкого понимания современной ситуации, недостаток знаний и путей выхода из кризиса;

— злоупотребление родителей вредными привычками;

Эти и другие причины ставят под угрозу существование семьи как одного из важнейших институтов воспитания человека и гражданина. Воспитывать ребенка должны родители, а все социальные институты могут лишь помочь в обеспечении условий для саморазвития ребенка, помогая ему познать свои индивидуальные задатки, склонности и реализовать их в приемлемой форме, полезной для него самого и общества. Духовно-нравственное воспитание детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед родителями, обществом и государством в целом, поэтому необходимо направить усилия всего общества на нормализацию семейных отношений, преодоление кризиса семьи как важнейшего элемента системы безопасности государства. Взаимодействие родителей и детей в современной семье

1. Антонов, А. И. Динамика населения России в XXI веке и приоритеты демографической политики [Текст] / А. И. Антонов. — М. : Ключ-С, 2006. — 157 с.

2. Буева, Л. П. Человек, культура и образование в современной России [Текст] / Л. П. Буева // Безопасность Евразии. — 2001. — № 2. — С. 7-35.

3. Титаренко, В. Я. Семья и формирование личности [Текст] / В. Я. Титаренко. — М. : Мысль, 1987. — 203 с.

4. Яновский, Р. Г. Глобальные изменения и социальная безопасность [Текст] / Р. Г. Яновский. — М. : Academia, 1999. — 216 с.

Источник:
Взаимодействие родителей и детей в современной семье Текст научной статьи по специальности — Социология
В статье анализируется состояние современной семьи в условиях кризиса внутрисемейных и общественных отношений. Определены негативные признаки современной семьи, ставящие под угрозу существование института семьи как одного из важнейших институтов воспитания человека и гражданина.
http://cyberleninka.ru/article/n/vzaimodeystvie-roditeley-i-detey-v-sovremennoy-semie

Взаимоотношение детей и родителей

Теория привязанности во взаимодействиях родителей с детьми. Специфика процесса взаимодействия родителей и детей в психологической, психиатрической и педагогикой литературе. Установки ребенка по отношению к родителям и к себе согласно Г.Т. Хоментаускасу.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

1. Теория привязанности

2. Анализ взаимодействия и отношений родителей с детьми

Список использованных источников

В современном мире все больше растет понимание семьи как определяющий не только развитие ребенка, но и в конечном итоге развитие всего общества.

Взаимодействие ребенка с родителем является первым опытом взаимодействия с окружающим миром. Этот опыт закрепляется и формирует определенные модели поведения с другими людьми, которые передаются из поколения в поколение. В каждом обществе складывается определенная культура взаимоотношений и взаимодействия между родителями и детьми, возникают социальные стереотипы, определенные установки и взгляды на воспитание в семье и вряд ли будет преувеличением сказать, что цивилизованность общества определяется не только отношением к женщинам, но и отношением к детям.

Рост интереса к проблемам семейного воспитания в нашей стране связан с новыми социально-экономическими условиями. Смена идеологических ориентиров или полное их отсутствие создают трудности, с которыми приходится сталкиваться современным родителям.

Многие родители достаточно хорошо осознают недостатки своего воспитания, но очень часто им не хватает элементарной психологической грамотности, чтобы решить свои проблемы. Анализ семейных ситуаций в группе помогает родителю взглянуть на себя со стороны,”глазами других”, и тем самым как бы обьективизировать свое поведение. Родители начинают лучше понимать собственные стереотипы воспитания, которые не являются результатом осознанного выбора воспитателя, а обычно перенимаются либо”по наследству ” от своих родителей, либо являются следствием представлений об отношениях ребенка и родителя, полученных из близкого соц. окружения, средств массовой коммуникации и информации.

Дети группы «В» огорчаются и плачут (либо не плачут) при разлуке с матерью и сильно радуются, стремясь к близости и к взаимодействию при ее появлении. Тип привязанности этой группы детей получил название «безопасная привязанность».

Дети группы «А» обычно не огорчаются и не плачут при разлуке с матерью и игнорируют или даже избегают ее при встрече. Такое поведение ребенка свидетельствует об отчуждении и избегании матери и об отсутствии чувства безопасности у ребенка. Этот тип привязанности назван «избегающая, небезопасная привязанность».

Наконец, дети группы «С» дают яркую, гневную реакцию на разлуку с матерью, но сопротивляются контакту с ней при встрече: сердятся, плачут, не идут на руки, хотя явно хотят, чтобы на них обратили внимание и взяли «на ручки». Данный тип привязанности обычно называется «тревожно-амбивалентной привязанностью».

Качество привязанности ребенка определяется отношением к нему матери и высоко коррелирует с материнским поведением. Так, дети группы «В» имеют наиболее чутких, внимательных и теплых матерей, которые понимают и удовлетворяют все их потребности. Матери детей группы «А» отличаются эмоциональной холодностью, невнимательным отношением к потребностям ребенка и излишней требовательностью. У детей группы «С» матери характеризуются неустойчивостью, непоследовательностью и непредсказуемостью поведения.

В известном Балтиморском лонгитюдном исследовании М. Эйнсворт использовала для наблюдения шкалы, включающие 4 измерения материнского отношения к ребенку.

1. Чувствительность — нечувствительность к потребностям младенца, в которой выявляется способность матери понимать потребность ребенка и видеть все с его точки зрения.

2. Принятие — отвержение, свидетельствующее о ценностной значимости ребенка и его роли для матери.

3. Кооперативность — вмешательство, в котором отражается уважение матери к самостоятельности и индивидуальности ребенка и ее склонность поддерживать его инициативу или навязывать собственные желания.

4. Поддержка — игнорирование, шкала, которая выявляет степень эмоциональной адекватности матери и ее эмоциональность и эмоциогенность. Матери группы «В» отличались высокими показателями по всем измерениям этих шкал.

Исследование показало, что дети с безопасным типом привязанности (группа «В») могут иметь значительные проблемы в дошкольном возрасте, но, несмотря на это, они имеют более высокий потенциал интеллектуального развития, который реализуется в школьном возрасте. У детей с амбивалентной привязанностью вся энергия и все силы направлены на установление более прочных личностных связей с учителем, который мог бы восполнить недостаток теплых отношений с матерью, что препятствует развитию познавательной активности и исследовательского поведения ребенка.

Важной заслугой психоаналитического направления является то, что его основатели обращали внимание на ранний опыт взаимодействия родителей с детьми и на различные виды психической травматизации в детском возрасте. Сведения, полученные в работах А. Фрейд, З. Холла, К. Хорни, Дж. Боулби, Э. Эриксона, В. Шутца и других, снискали широкую популярность и признание.Они подчеркивали важность ухода за детьми в раннем возрасте и гуманного к ним отношения.

В русле психоаналитического направления приобрела известность трехмерная теория интерперсонального поведения В. Шутца (1958). По мнению Шутца для каждого индивида характерны три межличностных потребности:

1) потребность включения;

2) потребность в контроле;

3) потребность в любви.

Нарушение этих потребностей может приводить к психическим расстройствам. Сложившиеся в детстве поведенческие образцы всецело определяют способы ориентации взрослой личности по отношению к другим. Это положение теории Шутца воспроизводит фундаментальное положение психоанализа об определяющей роли раннего детства в развитии личности. Если ребенок неадекватно интегрирован в семейную группу, в дальнейшем он может проявлять недостаточное социальное поведение или сверхсоциальное поведение.

2. Анализ взаимодействия и отношений родителей с детьми

Существует обширная литература в области психологии, психиатрии и педагогики, в которой рассматриваются отношения и взаимодействия родителей и детей, а также темы образования, воспитания и терапии родителей. Следует отметить богатство категорий, используемых для описания системы родитель — ребенок. Так, используются разные термины: «типы воспитания», «тактика воспитания», «стиль воспитания», «родительские позиции», «родительские установки», «родительские отношения» и т.д. В отличие от педагогических теорий, претендующих на раскрытие правильных моделей воспитания, психология пытается расчленить эту проблему на составные части, которые могли бы стать предметом экспериментальных исследований.

Одна из наиболее ранних классификаций родительских установок предложена в 1937 году О. Коннер. Он различал четыре типа позиций: принятие и любовь; явное отвержение; излишняя требовательность; чрезмерная опека.

Особенности взаимодействия родитель-ребенок, как двустороннего процесса, отражаются различными авторами в большей или меньшей степени и не являются, как правило, основанием для классификации типов или стилей воспитания, что оправданно, если рассматривать воспитание как целенаправленный воздействующий процесс, осуществляемый на осознанном и неосознанном уровне.Под стилем семейного воспитания чаще всего понимают систему приемов и способов воспитательного поведения родителей, обусловленную их личностными качествами и служащую средством эффективного приспособления к объективным требованиям. Вместе с тем, нам близка позиция Г. Т. Хоментаускаса, который излагает свои взгляды на процесс взаимодействия родителей и детей в следующих положениях.

1. Ребенок не просто продукт воспитательных воздействий родителей. Ребенок активен. Он сам осмысляет семью и себя в ней, определяет свое поведение, отношение к семье и к самому себе.

2. Дети вследствие своего ограниченного опыта, своеобразного мышления иначе, чем мы, воспринимают и оценивают происходящее вокруг. Понять их поведение, эмоциональные переживания и помочь им можно, лишь взглянув на мир их глазами.

3. Семейная ситуация развития ребенка не тождественна той, которую воспринимаем мы. Для каждого члена семьи она выглядит несколько иначе. Каждый ребенок в семье получает собственный уникальный опыт. В сущности, каждый из них развивается в других условиях.

4. На детей влияют не только ваши преднамеренные воспитательные воздействия, но в равной или даже большей степени все особенности поведения родителей, в том числе ни вами ни ими не осознаваемые.

После таких вступительных замечаний обратим теперь внимание на специфику родительско-детских отношений и взаимодействия. Проблеме изучения отношений в этой области уделено достаточно много внимания. Анализ литературы, в которой так или иначе рассматривается взаимодействие и отношения родителей и детей позволяет выделить нам следующие направления исследований.

Во-первых, это анализ отдельных параметров, свойств, качеств взаимодействия и отношений взрослого и ребенка; при этом чаще всего изучается возможное влияние этих параметров на развитие личности ребенка

Во-вторых, взаимодействие ребенка и родителя рассматривается как целостное явление и выделяются определенные типы взаимодействия взрослого с ребенком или типы общения родителя и ребенка

И, наконец, третье направление, при этом чаще речь идет скорее о воздействии на ребенка, чем о взаимодействии ставит в центр анализа нарушения процесса взаимодействия ребенка

Многие авторы выделяют любовь и контроль, как основные факторы схемы родительского поведения. Так, Е. С. Шефер самыми общими характеристиками этой схемы считал два полярных фактора: «любовь — ненависть» и «автономия — контроль».

Первый фактор — эмоциональный, второй — поведенческий. Различные комбинации этих факторов могут приводить к различным аспектам родительского поведения.

П. Слатер выделил два аналогичных основных фактора родительского воспитания:

1) эмоциональная поддержка и теплота;

2) подавление ребенка и дисциплина

Е. Е. Маккоби включает в родительский контроль следующие моменты:

1) ограничительность — установление границ детской активности;

2) требовательность — ожидание высокого уровня ответственности от детей;

3) строгость — принуждение детей к чему-либо;

4) навязчивость — влияние на планы и отношения детей;

5) произвольные проявления власти.

Е. Е. Маккоби подчеркивала значение последовательности в контроле за поведением детей. При последовательности родительского контроля у детей обнаруживаются:

а) способность контролировать агрессивные импульсы;

б) высокая самооценка в возрасте 10-11 лет;

в) активность — способность подойти к новой ситуации с доверием, проявить инициативу и настойчивость в начатых делах, общее хорошее настроение.

Е. Е. Маккоби отмечала также, что разный уровень требований приводит к различным результатам. Если родители предъявляют к детям достаточно требований, то у их детей можно обнаружить низкую агрессивность, альтруизм чаще, чем эгоизм, достаточный уровень самостоятельности и активности. С низким уровнем требовательности родителей связывается высокая агрессивность, неконтролируемость своих побуждений, незрелость. Уровень родительских требований должен соответствовать возрасту детей и сопровождаться приучением детей к этим требованиям. При авторитарном типе родительского контроля у детей отсутствует эмпатия, отмечается низкая самооценка, слабость внутренних моральных норм поведения, ориентация на внешние требования и наказания. При этом у них возникают трудности взаимоотношений с ровесниками, отсутствие независимости и привязанностей.

Существуют целые направления, ставящие принятие и любовь в центр терапии и образования родителей. Важность любви и признания ребенка как уникальной личности подчеркивал еще А. Адлер. Принятие как базовое отношение к личности другого является основным понятием клиент-центрированной терапии К. Роджерса. Р. Кэмпбелл, известный своими христианскими взглядами на проблемы воспитания детей, уделяет много внимания безусловно любви.

Изучение отношений между родителем и ребенком, проведенное Болдуином в институте Фелса в 1945 году, показало, что из всех сочетаний различных отношений наиболее способствует развитию отношение «принятие — демократичность». Дети, имеющие с родителями теплые и равноправные отношения, показали ускорение интеллектуального развития, развитие творчества, эмоциональной защищенности и контроля; они менее возбудимы, чем дети, не имеющие с родителями таких отношений. Вопрос о соотношении любви и принятия решается неоднозначно. Так, по В. В. Столину любовь как отношение сочетает в себе симпатию, близость, уважение и таким образом как бы включает в себя принятие, как его понимает Роджерс.

Под принятием Роджерс понимал «теплое расположение к нему как к человеку, имеющему безусловную ценность, независимую от его состояния, поведения или чувств. Это значит, что он вам нравится, вы уважаете его как индивида и хотите, чтобы он чувствовал по своему»

Таким образом, он включал в принятие уважение и симпатию. Хоментаускас подчеркивал, что родительская любовь — двустороннее отношение, и ее нельзя оценить с одной точки зрения. Она предполагает двух участников — родителя и ребенка, которых связывают взаимопонимание, взаимоуважение и взаимная симпатия. «Родительская любовь как чувство не должна быть самоцелью, самоценностью. Она имеет мало смысла, если не воспринимается детьми»

Ребенок чувствует любовь родителя, и родитель воспринимает себя любимым, любящим в том случае, если:

— родитель умеет доступно выражать свои чувства ребенку;

— ребенок соответственно понимает своего родителя;

— родитель понимает внутренне состояние ребенка и способен воспринять выражаемые ребенком чувства любви и привязанности.

Важно отметить, что проявление любви со стороны ребенка тоже может носить разный характер. На основании своего жизненного опыта ребенок может прийти к разным внутренним позициям. Г. Т. Хоментаускас выделяет четыре обобщенные установки ребенка по отношению к родителям и к себе.

1. Я нужен и любим, и я люблю вас тоже. В этом случае родительским отношениям с ребенком характерны такие три особенности:

а) общий положительный эмоциональный фон взаимодействия;

б) признание автономности, своеобразности личности ребенка, его права на выбор;

в) признавая права ребенка, родители в то же время не забывают о своих желаниях и устремлениях, стремятся реализовать собственные жизненные планы.

2. Я нужен и любим, а вы существуете ради меня. Такая позиция чаще возникает в семьях с преобладающим культом ребенка, в которых все дела и заботы сосредоточены вокруг маленького идола.

3. Я нелюбим, но я от всей души желаю приблизится к вам. Семьи, в которых ребенок может ощущать свою нелюбимость, внешне очень разнообразны. В одних семьях детям уделяется много внимания, а в других дети явно педагогически запущены. Это говорит о том, что самочувствие ребенка зависит не от видимых особенностей жизни семьи, а от более глубоких, психологических ее особенностей. Например, таких, как появление ребенка вследствие нежелательной беременности, недовольство ребенком таким, каков он есть, чрезмерная требовательность, авторитарность родителей, отвержение ребенка в любой форме.

4. Я не нужен и не любим. Оставьте меня в покое. Ребенок может демонстрировать свою глупость, плохие привычки, неуклюжесть — все ради того, чтобы «отпугнуть» от себя взрослого.

Интересно, что все же, несмотря ни на что, дети чаще считают, что родители любят их. Так, в нашем исследовании, когда 45 подростков отвечали на вопрос «Мать (отец) любит меня», 44 человека отметили степень согласия с этим утверждением на пять баллов (максимальное количество), и лишь одна девочка оценила свое согласие в один балл. Законы конструирования методики таковы, что нам пришлось исключить этот вопрос из опросника, как «неработающий».

Противоположным полюсом понятия «принятие» является понятие «отвержение». Отвержение понимается как нарушение родительско-детских отношений и выделяется многими психологами в неблагоприятный тип воспитания. Вместе с тем, нам близка точка зрения Гордона, который пишет о том, что каждый родитель время от времени испытывает к детям два различных чувства — принятие и непринятие.. Степень принятия может зависеть от разных причин.

Во-первых, она может быть характеристикой личности самих родителей. Это люди обычно уверенные, с высоким уровнем толерантности, их чувства относительно себя независимы, от того что происходит вокруг и т. п.

Во-вторых, область принятия детерминирована самим ребенком. Дети могут быть высоко агрессивны, физически непривлекательны, обладать чертами, которыми трудно восхищаться.

1. Андреев Г.М. Социальная психология.

2. Азаров Ю.П. Педагогика любви и свободы.

3. Гозман Л.Я. Взаимосвязь отношения к себе к себе и отношения к другим.

4. Дружинин В.Я. Психология сеьи.

5. Куприянчик Л.Психология любви.

6. Джайнотт Х.Дж. Родители и дети.

7. Хоментаускас Г.Т. Семья глазами ребенка

8. Обукова Л.Ф. Шаграева О.А. Семья и ребенок: Психологический аспект детского развития.

9. Фрамм А. Азбука для родителей.

10. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений.

Источник:
Взаимоотношение детей и родителей
Теория привязанности во взаимодействиях родителей с детьми. Специфика процесса взаимодействия родителей и детей в психологической, психиатрической и педагогикой литературе. Установки ребенка по отношению к родителям и к себе согласно Г.Т. Хоментаускасу.
http://otherreferats.allbest.ru/psychology/00487250_0.html

Взаимоотношения между родителями и детьми в семье

Рубрика: 11. Семейная педагогика

Дата публикации: 22.11.2017

Статья просмотрена: 334 раза

Абраменкова Н. Ф., Асланиди В. А., Лукина М. В., Манцева А. Ю., Ускова Н. М., Чугунова О. Е. Взаимоотношения между родителями и детьми в семье [Текст] // Аспекты и тенденции педагогической науки: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2017 г.). — СПб.: Свое издательство, 2017. ? С. 186-189. ? URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/273/13334/ (дата обращения: 10.03.2019).

Малыш должен быть уверен, что он очень нужен в этом мире. Ему необходимо знать, что бы рядом всегда были любящие и понимающие взрослые.

Мир взрослого и мир ребёнка — две вселенные, но в семье эти два мира должны не просто существовать, а взаимодействовать друг с другом. «Дети — это мира нежные загадки и в самих загадках кроется ответ…» эти строки М. Цветаевой имеют глубокий смысл. Люди всегда рады видеть маленьких детей. Их появление вызывает множество улыбок и внимания. Дети являются сильным источником счастья. Но ребёнок является величайшей загадкой, он не похож на взрослых, так как мыслит, чувствует, воспринимает окружающее не так как они. Взрослым необходимо знать и понимать это.

К сожалению, в последние годы происходит подмена истинных ценностей ложными, искажение морали — всё больше отделяет общество от того высокого и вечного, на чем всегда держалась жизнь. Согласно концепции гуманистической психологии (А. Маслоу, К. Роджерс и другие) стремление человека к защищенности является одной из важных жизненных потребностей. Защита прав и интересов детей в России отражена в Конституции РФ, федеральных законах «Об образовании РФ» и «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ», в Указе № 701 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы». Первичным институтом защиты ребенка выступает семья. Только вместе с семьей можно решить великую задачу — воспитать достойного, успешного, здорового духовно и физически человека.

Необходимо развивать у ребенка стремление к изучению нового, удовлетворять и поощрять его стремление к знаниям. Пусть ребенок играет в разные полезные игры развивающего характера, смотрит энциклопедии, читайте ему интересные книги, стимулируйте тягу к познанию нового. «Действительное понимание общественного опыта возможно лишь при условии включения ребёнка в проблемные ситуации, где он сам действует как субъект, сам видит вопросы и проблемы, над которыми трудились другие люди и трудятся современники и сам включается в процесс решения, в общий поток творческих поисков и усилий. Без такой самостоятельной включенности ребёнка в творчество не может быть истинного понимания или адекватного усвоения никаких фрагментов человеческой культуры, как созидаемой и воспроизводимой непрерывно процессом предметной деятельности людей» — к такому выводу приходит Н. П. Батищева. (1905 год).

Самое главное — любите своего ребенка, каким бы он не был. Любите его капризного и хандрящего. Не провоцируйте и не шантажируйте малыша любовью. От этого у детей начинают развиваться комплексы и возникает страх лишиться маминой любви. Мы все в ответе за детей, которых воспитываем собственными поступками, своими взглядами на мир. И великое счастье для ребёнка — идти по жизни с добрым и мудрым человеком, будь то мама, папа или хороший педагог — которые помогут быть малышу тем, как предназначено ему стать с момента рождения. Ведь каждый ребёнок имеет право быть счастливым сегодня, завтра, а не в будущем далеком. И задача педагогов социально педагогического отдела — оказание помощи родителям в создании в семье доверительных отношений и взаимопонимании.

2. Минина А. В. Структура и содержание педагогической компетентности родителей в воспитании самостоятельности у детей дошкольного возраста / Образование. Наука. Инновации: Южное измерение. Ростов-на-Дону: ИПО ЮФУ. 2013. № 2 (28). С. 93–98.

Источник:
Взаимоотношения между родителями и детьми в семье
Рубрика : 11. Семейная педагогика Дата публикации : 22.11.2017 Статья просмотрена: 334 раза Абраменкова Н. Ф., Асланиди В. А., Лукина М. В., Манцева А. Ю., Ускова Н. М., Чугунова
http://moluch.ru/conf/ped/archive/273/13334/

Отношения между родителями и детьми

С маленькими детьми отношения у родителей, как правило, складываются легко. Между ними редко возникает ощущение отдаленности. Пока ребенок ходит в садик и младшие классы школы, все тоже протекает спокойно. Родители устанавливают правила, а дети им послушно следуют, не вызывая тем самым недовольства со стороны родителей.

Характер взаимоотношений чаще всего меняется, когда у ребенка наступает, так называемый, период переходного возраста (12-14 лет) и длится около 5 лет. В это время и со стороны ребенка и со стороны родителей нарастает недовольство, возникает напряженность и отчужденность. Родители начинают критиковать детей и придираться к ним. Подростки же, проявляют упорство и желание противостоять взрослому, стараясь доказать тем самым свою независимость. Дети начинают по-другому смотреть на мир, не желая беспрекословно подчиняться родителям, что зачастую накаляет обстановку и ставит под угрозу близкие отношения детей и их родителей.

Если в этот период родители с пониманием относятся к ребенку и стараются не управлять им, а пытаются построить взаимоотношения, основанные на уважении и, прислушиваясь к мнению ребенка, признавая его взрослым и самостоятельным человеком, то очень скоро отношения могут наладиться и перейти на новый уровень. Если же родители желают подчеркнуть свой авторитет перед детьми, тем самым только разрушая отношения, период построения нормальных отношений может затянуться на много лет.

Для того, чтобы сохранить с детьми доверительные отношения, родители должны поддерживать ребенка при возникновении у него сложных жизненных ситуаций, давая возможность использовать свой жизненный опыт и накопленные знания. При этом, не стоит говорить ему, что надо поступать именно так, а не иначе, достаточно просто проявлять участие и понимание. Принимать решение ребенок должен самостоятельно, так же, как и нести за него ответственность. Таким образом, дети благополучно пройдут этап преодоления своих сомнений и трудностей, и выберут свой собственный разумный путь для достижения своих целей.

Все подростки активно стремятся к познанию окружающего мира. В это время у них обычно активно развивается интеллект, память и воображение. Также в этот период ребенок проходит стадию самоутверждения и самоопределения. Он часто начинает употреблять местоимение «Я», причем не всегда уместно. Ему становится не безразлично, как он выглядит и во что одет, и если ребенка кто-то критикует по этому поводу, то он воспринимает это весьма болезненно. Не нужно критиковать ребенка за то, что он очень много внимания уделяет своему внешнему виду. В этот период, как правило, подростки не терпят над собой превосходства, желают любым способом подчеркнуть свою правоту. Взрослым к этому необходимо просто относиться с пониманием.

Одной из главных причин возникновения конфликтов в семьях является личностная реализация. Зачастую родители пытаются воплотить свои несбывшиеся желания за счет своих детей. Записывают детей на различные секции и занятия. Но не всегда ребенку этого хочется, и на этой почве возникает конфликт. Иногда подобные ситуации возникают, даже когда дети выросли. Родители навязывают свое мнение, учат детей как жить. Чтобы избежать конфликтов, родителям необходимо понимать, что даже собственные дети, являются, прежде всего, личностью, которая сама в состоянии решать свои проблемы и выстраивать свое будущее. Помочь ребенку можно, но не нужно решать за него, что для него будет лучше.

Еще одной главной причиной возникновения конфликтов является гиперопека со стороны родителей. Родителям не стоит активно ограждать детей от всех сложностей современного мира, ведь детям в любом случае рано или поздно придется с ними столкнуться. Только потом дети могут оказаться к этому неподготовленными, что приведет к печальным последствиям.

Нужно всегда стараться находить компромисс со своими детьми, давая им максимум свободы. Не следует «ломать» ребенка, подчиняя его своей воле, лучше чаще разговаривать с ним по душам. А также, необходимо помнить, что у каждого человека свой путь в жизни, пройти который придется самостоятельно. Поддерживайте детей в сложных жизненных ситуациях, и тогда отношения между детьми и родителями будут полны гармонии и взаимопонимания.

Дети могут становится не послушными по следующим причинам:
— Сильная опека родителей;
— Высокая гиперактивность ребенка;
— Чувствительность и ранимость ребенка;
— Не правильное воспитание;
— Болезни какие то физические и психические;

Ребенку нужно давать свободу воли, и показывать что такое хорошо и что такое плохо. Не манипулируйте ребенком, например, сделай что то и получишь что то.
Не давайте капризничать ребенку, иначе ему будет сложно в дальнейшем жить, он будет считать что капризы это основа достижения целей.
Поощряйте достижения ребенка.

Источник:
Отношения между родителями и детьми
Отношения родителей и детей в разных семьях развиваются по-разному. Во многом они зависят от воспитания детей и от поведения самих родителей. Немалую роль во взаимоотношениях играет и возраст ребенка
http://kubinard.ru/housefamily/8.html

COMMENTS