Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми

Консультация для воспитателей «Формирование дружеских отношений между детьми во время игр»

Консультация для воспитателей «Формирование дружеских отношений между детьми во время игр»

«Формирование дружеских отношений между детьми во время игр»

«Игра — это огромное светлое окно,

через которое в духовный мир ребенка

вливается живительный поток представлений,

понятий об окружающем мире.

Игра — это искра, зажигающая огонек

пытливости и любознательности».

В. А. Сухомлинский

Дошкольное детство — короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер. Основной вид деятельности детей дошкольного возраста — игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка; его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость. Кроме того, игра — это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта. В игре формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития. Этим объясняются огромные воспитательные возможности игры, которую психологи считают ведущей деятельностью дошкольника.

Создавая игровой образ, ребенок не только выражает свое отношение к выбранному герою, но и проявляет личные качества. Все девочки бывают мамами, но каждая придает роли свои индивидуальные черты.
Игра с куклами в дочки-матери существовала во все времена. Это естественно: семья дает ребенку первые впечатления об окружающей жизни, родители — самые близкие, любимые люди, которым, прежде всего, хочется подражать. Закономерно также, что куклы привлекают главным образом девочек, ведь о детях больше заботятся мамы и бабушки.

В игре, как во всякой творческой коллективной деятельности, происходит столкновение умов, характеров, замыслов. Именно в этом столкновении складывается личность ребёнка, формируется детский коллектив. При этом обычно наблюдается взаимодействие игровых и реальных взаимоотношений. Если ребёнок увлечён своим замыслом, своей ролью, игровые взаимоотношения побеждают. Если же он равнодушен к игре, наблюдается другая картина: роль мало влияет на его поведение, его взаимоотношения с товарищами. Только та игра, которая захватывает ребёнка, мобилизует его ум и волю, пробуждает сильные чувства, может подчинить замыслу эгоистические побуждения, дурные привычки.

В игре ребёнок испытывает сложные и высокие чувства коллективной ответственности, дружбы и товарищества, он приучается согласовывать свои действия с действиями других детей, подчинять свои стремления ходу игры, воле товарищей.
Умение организовать игру, сговориться, распределить роли необходимо для того, чтобы получилась увлекательная игра. Даже при достаточных знаниях, богатых впечатлениях об изображаемом, замысел не осуществляется, если у детей не воспитаны моральные качества, необходимые для коллективной творческой игры. Чтобы поддерживать и развивать интересы детей, их активность, самостоятельность, целенаправленность, необходима организация детского коллектива. Высокий уровень игрового творчества, богатое содержание игр, сплочённый общими интересами коллектив — всё это достигается благодаря длительной вдумчивой работе педагогов.

Семья, детский сад показывают детям пример любви к труду, к своему городу, дружеские отношения друг к другу. Все эти качества проявляются в играх детей. У детей игры занимают самое большое место. В игре ребёнок испытывает сложные и высокие чувства коллективной ответственности, дружбы и товарищества, он приучается согласовывать свои действия с действиями других детей, подчинять свои стремления ходу игры, воле товарищей. Для выполнения взятой на себя роли, ребёнок использует игрушки и различные предметы, которые способствуют созданию образов.

Сюжетные игрушки (кукла, мишка, лошадка, автомобиль и др.) наталкивают ребёнка на определённые игры. Например: на лошадке можно ездить верхом, возить грузы, поить её. В посуде – готовить обед или угощать из неё чаем куклу и т.д. Что касается предметов и материалов, то их дети в играх используют по-разному. Кубики и кирпичики – изображают хлеб, пирожное или стол, стул. Чем содержательнее и интереснее игра, чем более устойчивы правила в игре, тем больше дети говорят друг с другом, лучше понимают друг друга, умеют быстрее найти общие интересы и запросы. Речь их совершенствуется, становится ярче. В их речи формируются мысли о тех сторонах жизни, которые они изображают в игре.

Игра — самостоятельная деятельность, в которой дети впервые вступают в общение со сверстниками. Их объединяет единая цель, совместные усилия к ее достижению, общие интересы и переживания. Дети сами выбирают игру, сами организуют ее. Но в то же время ни в какой другой деятельности нет таких строгих правил, такой обусловленности поведения, как здесь. Поэтому игра приучает детей подчинять свои действия и мысли определенной цели, помогает воспитывать целенаправленность. В игре ребенок начинает чувствовать себя членом коллектива, справедливо оценивать действия и поступки своих товарищей и свои собственные, учится управлять собой, соблюдая правила игры, сдерживая свои непосредственные желания ради поддержания совместной игры со сверстниками, уже без контроля со стороны взрослых.

Задача воспитателя состоит в том, чтобы сосредоточить внимание играющих на таких целях, которые вызывали бы общность чувств и действий, способствовать установлению между детьми отношений, основанные на дружбе, справедливости, взаимной ответственности.
Игра — вовсе не пустое занятие, она не только доставляет максимум удовольствия ребенку, но и является мощным средством его развития, средством развития полноценной личности.

Исследования показывают, что ребенку, который «не доиграл» в детстве, будет труднее учиться и налаживать контакты с другими людьми, чем детям, имеющим богатый игровой опыт, особенно опыт совместной игры со сверстниками.
Таким образом, игра важное средство всестороннего развития детей связана со всеми видами их деятельности, в которой наиболее ярко проявляется их общительность, стремление вместе с другими товарищами осуществлять свои замыслы, сообща жить и работать. Этим определяется ее место в педагогическом процессе детского сада.

В программе «От рождения до школы » указано, что игра — самостоятельная важнейшая деятельность, которая имеет большое значение для становления индивидуальности и формирования детского коллектива. Для каждой группы определены задачи воспитания, которые решаются с помощью игры.

Просмотр содержимого документа
«Консультация для воспитателей «Формирование дружеских отношений между детьми во время игр» »

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №17

Источник:
Консультация для воспитателей «Формирование дружеских отношений между детьми во время игр»
Формирование дружеских отношений между детьми во время игр Игра это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток пре
http://kopilkaurokov.ru/doshkolnoeObrazovanie/prochee/konsul-tatsiia-dlia-vospitatieliei-formirovaniie-druzhieskikh-otnoshienii-miezhdu-diet-mi-vo-vriemia-ighr

Проект Формирование дружеских взаимоотношений у детей старшего дошк

Проект «Формирование дружеских взаимоотношений у детей старшего дошк. возраста»

    li» data-url=»/api/sort/PersonaCategory/list_order» id=»folders»>
  • Перспективное планирование (3)
  • Рассказы детей (3)
  • Для Вас, родители! (7)
  • Практический материал для работы с детьми (5)
  • Доклады (4)
  • Конспекты занятий (12)

Проект «Формирование дружеских взаимоотношений у детей старшего дошк. возраста»

Формирование дружеских отношений у детей старшего дошкольного возраста

Введение

В современном мире большое значение и актуальность приобретает изучение ребенка в системе его отношений со сверстниками. Дошкольный возраст является возрастом первоначального становления личности ребенка. В это время в общении ребенка со сверстниками возникают довольно сложные взаимоотношения, существенным образом влияющее на развитие его личности.

Общение с детьми — необходимое условие психического развития ребенка. Потребность в общении рано становится его основной социальной потребностью. Она является условием формирования общественных качеств личности ребенка, проявления и развития начал коллективных взаимоотношений детей.

Особое значение в формировании личности старших дошкольников имеют отношения, которые строятся на основе доброжелательности.

Наиболее важные правила дружбы отображают, по своей сути, идеальные отношения между людьми.

Проблема межличностных отношений дошкольников является на сегодняшний день очень актуальной. Современные дети отличаются эмоциональной бедностью и равнодушием к окружающим их людям. Не умеют общаться, сопереживать другим. Зло, насилие, которое они видят с экрана телевизора делает их жестокими, агрессивными. Дети не проявляют сочувствия к другим людям, конфликтуют с другими детьми, становятся эгоистами. Поэтому очень важно научить ребенка, уже с самого маленького возраста умению правильно общаться со сверстниками, формировать дружеские взаимоотношения.

В отечественной психологии проблемой межличностных отношений занимались такие авторы как В.Н. Мясищев, В.А. Лосенков, И. С. Кон, Н. Н. Обозов, Л.Я. Гозман, Л.А. Гордон, Э.В. Клопов, А.В. Мудрик.

Проблема дружбы, дружеских взаимоотношений были рассмотрены в работах Р. И. Жуковской, К. А. Климовой, В. Г. Нечаевой, Л. А. Пеньевской и др.

Цель проекта: формировать дружеские взаимоотношения у детей, научить детей решать проблемные ситуации, использовать в жизни опыт, полученный от чтения рассказов, сказок, пословиц и поговорок на тему дружбы;

Задачи проекта:

— Формировать представления детей о дружбе, друзьях.

— Воспитывать умения и навыки общения со сверстниками.

— Учить детей видеть, понимать, оценивать чувства и поступки других, мотивировать, объяснять свои суждения.

— Развивать групповую сплоченность.

— Развивать у детей способность к сопереживанию.

— Развивать дружелюбие и терпимость по отношению к сверстникам.

Конспект занятия №1 «Что такое дружба»

Задачи: формировать представления детей о дружбе, друге, о доброжелательном отношении между детьми; воспитывать умения и навыки общения со сверстниками; развивать умение сотрудничать; учить детей взаимопомощи, взаимовыручке; учить детей видеть, понимать, оценивать чувства и поступки других, мотивировать, объяснять свои суждения.

Оборудование: кубики, повязки для глаз.

Ход занятия

1. Ритуал начала занятия «Дружба начинается с улыбки»

Сидящие в кругу дети берутся за руки, смотрят соседу в глаза и молча

улыбаются друг другу.

2. Чтение рассказа «Подруги» Фоминой

— Как можно назвать этот рассказ: «Больной зуб», «Как Зоя и Аня помогли Лизе», « Подруги»?

— Почему девочек можно назвать подругами?

3. Беседа «О дружбе»

— Что значит дружить?

— Кого можно назвать другом?

— Какие слова вспоминаются, когда говоришь о дружбе?

— А сейчас скажите самые ласковые слова о друге.

4. Пословицы о дружбе

Один за всех, и все за одного.

Дружба как стекло: разобьешь – не сложишь.

Педагог просит объяснить детей как они понимают эти пословицы и

предлагает их запомнить.

  1. Игра «Найди друга»

Детей делят на две группы, одной из которых завязывают глаза и дают возможность походить по помещению. Им предлагают подойти и узнать друг друга. Узнать можно с помощью рук, ощупывая волосы, одежду, руки. Затем, когда друг найден, игроки меняются ролями.

6.Игра «Построй башню» (в парах)

Дети в парах. Одному партнеру завязывают глаза, другой встает рядом.

Участникам нужно вдвоем построить башню из кубиков. Тот, кто видит, берет кубики руками партнера и ставит их поочередно друг на друга.

Правило: строить башню только вместе. Затем дети меняются местами, игра-сотрудничество повторяется.

7.Чтение отрывка из стихотворения И. Моднина «Давайте дружить» и сопровождение его движениями.

8. Эстафета дружбы

Взяться за руки и передавать, как эстафету, рукопожатие. Начинает

воспитатель: «Я передам вам свою дружбу, и она идет от меня к Маше, от Маши к Саше и т. д. и, наконец, снова возвращается ко мне. Я чувствую,

что дружбы стало больше, так как каждый из вас добавил частичку своей дружбы. Пусть же она вас не покидает и греет. До свидания!»

Конспект занятия №2 «Настоящий друг»

Задачи: показать, какими качествами должен обладать настоящий друг, какую роль играют друзья в нашей жизни; расширять представления о дружбе, друге; продолжать содействовать улучшению общения со сверстниками; продолжать учить детей видеть, понимать, оценивать чувства и поступки других, мотивировать, объяснять свои суждения; формировать взаимопонимание, умение доверять другому; развивать умение сотрудничать; воспитывать стремление дружить с окружающими сверстниками и взрослыми.

Оборудование: повязки для глаз, листы бумаги, карандаши.

Ход занятия

1. Ритуал начала занятия «Дружба начинается с улыбки»

Сидящие в кругу дети берутся за руки, смотрят соседу в глаза и молча

улыбаются друг другу.

2. Чтение Стихотворения « Мы поссорились с подружкой…»

— О чем стихотворение?

— Что произошло с подружками?

— А с мальчиками такое могло произойти?

— Как вы думаете, какие у девочек были лица? Покажите.

— Как помочь подружиться?

— Какие способы примирения вы знаете?

3.Этюд «Мирись, мирись, мирись и больше не дерись…»

Дети выполняют этюд в парах.

4. Пословицы о друзьях:

Человек без друзей, что дерево без корней.

Друзья познаются в беде.

Нет друга – ищи, а нашел – береги.

Дети объясняют эти пословицы и запоминают их.

Педагог: А вот можно ли сказать про вас, что вы все «хорошие друзья», мы и проверим сегодня. В дружбе обязательно все помогают друг другу.

5.Игра «Самая дружная пара» или «Не намочи ноги»

Дети делятся на пары. Одному завязывают глаза. На полу между двумя стульями раскладываются крупные игрушки. Второму ребенку необходимо провести партнера от одного стула к другому так, чтобы ни одна игрушка не была сбита.

6. Рисование: «Подарок другу»

Педагог предлагает детям нарисовать то, что они хотели бы подарить своему другу.

7. Ритуал окончание занятия «Круг друзей»

Стоя или сидя в круге, всем взяться за руки, пожать их, посмотреть по очереди на всех.

Конспект занятия №3 «Вместе веселее»

Задачи: развивать групповую сплоченность; преодолевать трудности в общении; продолжать учить детей взаимопомощи, взаимовыручке; развивать у детей способность к сопереживанию, желание придти на помощь другу в сложной ситуации; продолжать учить детей видеть, понимать, оценивать чувства и поступки других, мотивировать, объяснять свои суждения.

Воспитывать дружеские взаимоотношения.

Оборудование: Мультфильм «Давай дружить» из серии «Кити и Мити», дощечки по три на пару детей, видеоклип «Друзья» гр. «Барбарики».

Ход занятия

1. Ритуал начала занятия «Дружба начинается с улыбки»

Сидящие в кругу дети берутся за руки, смотрят соседу в глаза и молча

улыбаются друг другу.

2.Просмотр мультфильма Кити и Мити с обсуждением проблемной ситуации. В середине мультфильм останавливается и детям предлагается найти выход из сложившейся ситуации.

  1. Игра «Закончи предложение»

– Я радуюсь с другом, когда… (нам весело)

– Я грущу, когда… (друг уезжает)

– Я доволен другом…

– Я радуюсь за друга, когда… (ему хорошо)

– Я помогаю другу, когда… (он не может одеться)

– Я люблю друга за то, … (что он мой друг)

– Я забочусь о друге, когда… (он болеет)

– Я доверяю другу во всем

4.Игра «Поварята».

Все встают в круг — это кастрюля. Сейчас мы будем готовить суп. Пусть каждый придумает, чем он будет (мясом, картошкой, морковкой, луком, капустой, петрушкой, солью и т.д.).

Педагог называет по очереди, что он хочет положить в кастрюлю. Узнавший себя должен впрыгнуть в круг. Игра продолжается до тех пор, пока все «продукты» не окажутся в «кастрюле».

Педагог: Посмотрите, ребята, какое у нас вкусное блюдо получилось, просто объедение. Каждый человек вкладывает в дружбу какую-то частичку себя: кто-то – доброту, кто-то — весёлость, кто-то – заботу о других.

5. Упражнение «Договорись взглядом».

Хорошие друзья понимают друг друга с полуслова, иногда им стоит только посмотреть друг на друга, и они поймут, о чём хотел сказать другой. Вот и мы сейчас попытаемся это сделать. Рассаживайтесь по кругу. Вам необходимо найти себе пару при помощи одного взгляда, без слов. Когда вы услышите мой хлопок, поменяйтесь местами с выбранным партнёром. Старайтесь, чтобы никто у нас без пары не остался. (Дети выполняют задание.)

6. Игра «Не намочи ноги» (игру можно провести в виде соревнования). Условно разделим нашу комнату на две части: сушу и болото. Через болото можно перейти по этим дощечкам (педагог выкладывает на пол дощечки), но только в паре. Найдите себе пару. Каждой паре необходимо по этим дощечкам-мостикам перейти на другой берег. Один ребёнок должен встать спереди, другой пойдёт за ним следом. Второй каждый раз передаёт дощечку вперёд, а первый кладёт её и осторожно переступает на неё и т.д. Победит та пара, которая дружно и быстро доберётся до края болота. (Дети разбиваются на пары и выполняют задание.)

7. «Кто больше назовет пословиц о дружбе»

Дети называют знакомые им пословицы и поговорки о дружбе.

8.Просмотр видеоклипа «Друзья» группы «Барбарики». Дети танцуют и подпевают.

Заключение

Рекомендации по реализации проекта:

— для выявления характера взаимоотношений детей следует провести социометрический эксперимент, рекомендованный Я.А.Коломенским, определить принципы по которым одни дети становятся авторитетами, лидерами, а другие оказывается в положении отверженных. Воспитатель должен правильно определить свою роль в формировании правильных норм общения между детьми.
— провести наблюдения направленные на выявление особенностей тематики и содержания игр и реальных взаимоотношений между детьми, провести беседу с детьми, с целью выявления мотивов игрового общения со сверстниками.

— воспитателю необходимо изучить литературу по воспитанию дружеских взаимоотношений

— Разучивание песен, пословиц и поговорок, стихотворений о дружбе; разучивание подвижных игр.

— Тест на выявление лидера в группе.

— Чтение рассказов о дружбе : Осеева «Три товарища», «До первого дождя», «Хорошее», «Синие листья» и др.

— Рассматривание картин, иллюстраций из серии «Наши поступки»

— Заучивание стихов, песен, пословиц о дружбе

— Разыгрывание этюдов: «Два барана», «Как помириться», «Пожалей зайку» и т.п.

Таким образом, воспитатель должен понимать и помнить, что ему принадлежит ведущая роль в формировании дружеских взаимоотношений у детей, т. к. в детском саду закладываются основы всей дальнейшей жизни ребенка. Важно чтобы уже в детском саду он научился ценить дружбу, товарищество, умел соглашаться с наиболее оптимальными решениями, признавать себя правым и несправедливым.

Воспитание дружеских взаимоотношений в детском саду не заканчивается, оно подкрепляется в семье, а затем продолжается в школе.

Роль воспитателя в формировании дружеских взаимодействий у детей.

Формирование личных качеств детей дошкольного возраста в значительной степени происходит в процессе их взаимоотношений. Под влиянием взаимоотношений к детей могут складываться как положительные, так и отрицательные качества личности. Ведущая роль в формировании правильных взаимодействий между детьми в детском саду принадлежит воспитателю.

Воспитатель должен знать, что для выявления характера взаимоотношений детей следует провести социометрический эксперимент, рекомендованный Я.А.Коломенским, определить принципы по которым одни дети становятся авторитетами, лидерами, а другие оказывается в положении отверженных. Воспитатель должен правильно определить свою роль в формировании правильных норм общения между детьми.
Ему нужно провести наблюдения направленные на выявление особенностей тематики и содержания игр и реальных взаимоотношений между детьми, провести беседу с детьми, с целью выявления мотивов игрового общения со сверстниками.

Список литературы:

Источник:
Проект Формирование дружеских взаимоотношений у детей старшего дошк
Проект «Формирование дружеских взаимоотношений у детей старшего дошк. возраста» li» data-url=»/api/sort/PersonaCategory/list_order» id=»folders»> Перспективное планирование (3)
http://myshkina-shahds-3.edumsko.ru/folders/post/74034

Сайт для воспитателей детских садов

«Работа по формированию дружеских взаимоотношений между детьми»

Первую школу человеческого общения ребенок проходит в семье. Там он приобретает первоначальный опыт отношений с близкими людьми, основанных на гуманных чувствах, усваивает азы нравственности, обогащает интеллект.

Однако для полноценной социализации личности растущему человеку необходимы сверстники, с которыми бы он мог взаимодействовать как внутри семьи, так и за ее пределами. Детское общество – одно из необходимых условий всестороннего развития ребенка. Черты нового человека – коллективизм, основы правильного отношения к трудовым обязанностям, товарищество, взаимопомощь, сдержанность, навыки общественного поведения – легче формируются в результате взаимодействия с другими детьми.

Ребенок воспитывается в жизненных ситуациях, в том числе и в тех, которые возникают в результате сотрудничества самих детей. Любая деятельность – игра, занятия, труд, развлечения – наполняются для него особым содержанием при условии, что у него есть партнер, разделяющий его начинания и замыслы. И здесь ценно то, что дети самостоятельно решают, во что и как играть, чем заниматься, планируют ход действий, прикидывают, как поступить в спорных случаях – отнять или попросить, поделиться или единолично владеть «сокровищем», пожаловаться на товарища или попытаться договориться… А постоянно меняющиеся ситуации, возникающие в процессе совместного взаимодействия детей, требуют от них обоюдной и оперативной согласованности.

…Ребенок пришел в детский сад. В детском саду он получает много преимуществ, отвечающих его естественному стремлению быть большим, самостоятельным. Если дома он был лишен общества сверстников, то здесь находится среди таких же, как он сам. Из самого младшего члена семейного коллектива он становится одним из равных его членов.

Дети по-разному проявляют себя, переступая порог детского сада. Одни контактны и общительны, чувствуют себя среди сверстников спокойно и естественно, другие с трудом расстаются с близкими, отказываются от игр с детьми, третьи отличаются неорганизованностью, четвертые бойки и шустры, в общении со сверстниками раскованны, но одновременно проявляют агрессивность, стремление отнимать, повелевать…

В уже сформированную группу приходит новенький ребенок, круг его общения ограничивался взрослыми членами семьи. Моя задача – быть к ребенку предельно чутким и в этой связи хорошо знать его привычки, запросы, особенности общения с близкими, чтобы сделать по возможности безболезненным переход его в новые условия – в детский сад. Важно, чтобы и дети встретили новенького дружелюбно, не обижали его, были внимательны к нему. Я соответственно стараюсь настроить ребят, заранее рассказываю им, как зовут новенького, что он умеет, что ему покажут, какие игрушки предложат, во что поиграют с ним. Мы договариваемся с детьми, что встретим его приветливо: пусть почувствует, что здесь его ждали, что он не чужой.

Когда группа комплектовалась впервые, старалась подмечать, есть ли у детей какие-либо, пусть незначительные, проявления общительности. Это проблема первостепенной важности в воспитании у детей элементарной потребности к общению, к объединению в играх.

…Проходили дни, недели, и я уже много знала о своих детях. Да и дети привыкли ко мне, друг другу. Теперь моей задачей стояло объединить детей в дружный коллектив, привить им элементарную культуру поведения и общения, которая поможет им устанавливать контакты со сверстниками, регулировать свои желания.

Не секрет, что отдельные дети «приносят» из дома заряд негативных установок, например, проявляют недоброжелательность, чувство зависти к успехам товарищей. В этих случаях требуется формирование у ребенка коллективистских черт, создание общих интересов. Важно заставить ребенка поверить в себя, в то, что он хороший, и тем самым посеять семена доброго в его душе.

Важно, чтобы дети приобретали опыт общения на основе чувства доброжелательности. Всегда стараюсь побуждать детей проявлять приветливость, внимание, вежливость, при необходимости делиться, уступать, помогать друг другу.

Ребят стараюсь объединить в интересной игре, вокруг забавной игрушки, увлекательной книжки. Все это радует их, создает общие переживания. И театр игрушек, и песня, спетая на прогулке, и собранный по цветочку букет, которым ребята украсят группу, содействуют объединению, заставляют тянуться к сверстникам.

На общих делах побуждаю детей к сопереживанию. Это и ожидание экскурсии или праздника, совместная уборка групповой комнаты или участка, увлекательная игра или интересное занятие. Все это становится стимулом для дружеских взаимоотношений.

… Каждый день, отмечая отсутствующих детей в табеле, спрашиваю: «Кого у нас нет? Все ли сегодня пришли? Кто знает, почему нет Антона? Как жаль, что все еще не пришел Егор: сегодня собираем урожай на нашем огороде, а ваш друг будет лишен этого удовольствия». Всего несколько фраз, обращенных к ребятам, но они заставляют их думать о том, кого сегодня нет в этой дружной семье, что его ждут, ему надо посочувствовать. Так я стараюсь учить ребят беспокоиться, проявлять внимание к заболевшему. Обычно в таких случаях завязывается обсуждение: чем его порадовать? Может быть, передать ему вкусных овощей, что выросли на нашем огороде, а может быть отослать ему лучший рисунок, который сегодня рисовали: пусть знает, что ребята не забыли о нем. А еще лучше, если сами ребята решают, что сделать для друга.

После долгого отсутствия ребенок вернулся в детский сад. Теперь время порадоваться его приходу, тепло встретить, расспросить о самочувствии, рассказать о новостях. Стараюсь находить много добрых слов для него: «Как ты вырос, тебя трудно узнать!», «Ребята соскучились по тебе», «новые игрушки заждались: «Когда же Дениска придет в детский сад?». И ребята, вторя мне, наперебой рассказывают о событиях. Всегда подчеркиваю: как хорошо, когда все ребята вместе!

В своей работе намеренно использую любую ситуацию, которая ставит ребенка перед необходимостью подчиняться правилам жизни в коллективе, и этим самым упражняю детей в положительных формах общения: сначала ты помоги своему другу, потом он тебе; принес из дома интересную книгу – покажи ее и дай рассмотреть картинки в ней, а потом ее почитаем все вместе; сегодня дежурные потрудились для тебя, а завтра – ты для них; он вежлив с тобой, будь и ты вежлив с ним; он просит поделиться – откликнись на его просьбу…

Детям прививаю элементарную культуру общения, регулирующую их отношения и помогающую им жить в коллективе: умение без крика и ссор договариваться, вежливо обращаться с просьбой; если необходимо, то уступать и ждать; делиться тем, с чем играешь и занимаешься; спокойно разговаривать; не нарушать игры неуместным вторжением.

Старших детей учу проявлять к друг другу предупредительность и внимание, вежливость и заботливость (благодарить за оказанную помощь, извиняться в случае оплошности, просить разрешения пройти или подождать, посторониться, чтоб пропустить друга). Когда дети знают и выполняют эти правила, то общение между ними протекает более спокойно, они не ссорятся, относятся друг к другу доброжелательно.

К концу пребывания в детском саду каждый ребенок благодаря целенаправленному воспитанию овладевает элементарными умениями строить отношения со сверстниками.

Источник:
Сайт для воспитателей детских садов
Доклад из опыта работы: «Работа по формированию дружеских взаимоотношений между детьми»
http://dohcolonoc.ru/cons/2800-doklad-iz-opyta-raboty-rabota-po-formirovaniyu-druzheskikh-vzaimootnoshenij-mezhdu-detmi.html

Советы воспитателям по воспитанию дружеских отношений между детьми

Советы воспитателям по воспитанию дружеских отношений между детьми

Советы воспитателям по воспитанию дружеских

отношений между детьми»

Подготовила: педагог-психолог Луганская П.П.

Предлагаю вашему вниманию 10 пунктов, советов психолога воспитателю ДОУ, реализуя которые можно достичь значимых результатов в формировании уважительного отношения и дружбы между детьми в условиях детского сада.

«Я тебе сочувствую!», «Чем я тебе могу помочь?», «Не знаю, что так получилось!», «В следующий раз у тебя обязательно получится», «Это с каждым может случиться!», «Я с тобой! », «Ты заслуживаешь уважения», «Тебе есть за что любить себя», «Ты достоин доверия», «Мне кажется, ты все понял и больше так не будешь делать»; жесты — взять за руку, погладить по голове, похлопать по плечу, подмигнуть; поступком — пригласить к игре, поделиться игрушкой и тому подобное.

9. Обустройте в группе уголок мира или коврик доверия. Для этого выделите отдельное уютное место, поставьте туда кресло, положите коврик, на котором могут разместиться двое-трое детей. Вместе с детьми украсьте это место, обозначьте выразительным символом. Цель такого мероприятия в том, чтобы стимулировать детей к самостоятельному мирному решению проблем, возникающих в отношениях (не могут поделить игрушку, определиться с местом в колонне, договориться об очереди и т.д.) и сформировать внутреннее спокойствие и уверенность в том, что любые спорные ситуации будут решаться справедливо. Воспитатель постоянно проводит мысль о том, что любую проблему следует обсуждать и находить приемлемое для всех решение.

Для начала проиллюстрируйте на конкретном случае, как можно пользоваться уголком мира. Например, в группе появилась новая заводная машина. Сергей и Саша оба хотят поиграть с ней. Предлагается сесть на коврик и обсудить, как можно поделиться. Возможно, кто-то сам захочет уступить. Если-нет, можно воспользоваться считалкой или бросить жребий. Обсуждается также продолжительность игры каждым ребенком.

Постепенно этот уголок станет символом дружбы, партнерства, доверия. Впоследствии предложение воспитателя сесть на коврике мира будет означать для детей обсудить и справедливо решить проблему.

10. Организуйте совместные партнерские проекты. Для этого актуализируйте для детей проблемы, требующие совместного обсуждения и решения. Например, уход за комнатными растениями, подготовка к празднику, сбор информации об определенном явлении и его презентация; организация выставки детских рисунков к празднику, организация музыкального конкурса, организация туристического похода и тому подобное. Не стоит ожидать от детей, особенно на первых порах, оригинальных предложений и активных действий.

Рассмотрим для примера, какой может быть реализация проекта «Поможем нашим меньшим братьям перезимовать». Воспитатель рассказывает детям о том, что зимой животные и птицы переживают тяжелые времена: им не хватает пищи, они мерзнут, часто становятся жертвами автомобилистов. Предлагает детям выразить свои предложения, как можно облегчить их жизнь. Принимаются любые предложения, в том числе и те, которые не могут быть реализованы. Из всего предложенного выбирают несколько, над которыми будет работать группа, например, чтобы привлечь внимание взрослых к проблеме, подготовить выставку рисунков о жизни животных зимой; изготовить кормушки для птиц и взять под контроль их постоянное наполнение семенами и крошками; взять за правило носить еду бездомным животным.

Далее предлагается детям самостоятельно решить, кто из них и чем хочет заниматься. Воспитатель предлагает определиться, кто из детей хочет рисовать, кто будет делать кормушки и, наконец, кто берет под свой контроль своевременное наполнение их семенами, крошками. Желательно зафиксировать детский выбор (с помощью специальных листовок или предложить детям вписать свои имена в список). Это нужно для того, чтобы лишний раз сосредоточить внимание детей на характере их выбора (без этого дети могут быстро забыть, что они собирались делать).

Вся дальнейшая работа может быть завершена только при условии поддержки и непосредственной помощи воспитателя.

Источник:
Советы воспитателям по воспитанию дружеских отношений между детьми
Советы воспитателям по воспитанию дружеских отношений между детьми — — МБДОУ №12 с. Юца Предгорный район
http://mbdou-12.siteedu.ru/forteachers/760/

COMMENTS