Воспитание в семье

Воспитание детей в семье

Семейное воспитание отвечает не только обще­ственной заинтересованности в социализации личнос­ти ребенка, но и индивидуальной заинтересованности родителей в духовном воспроизведении себя в детях, а детей –в покровительстве, защите, нравственной по­мощи со стороны родителей.

В семейной жизни складываются социально-био­логические, хозяйственно-бытовые, нравственно-пра­вовые, психологические и эстетические отношения. Каждая из этих сфер внутрисемейной жизни играет важную социализирующую роль. В семье ребенок по­лучает первые трудовые навыки, когда участвует в самообслуживании, оказывает помощь старшим в до­машнем хозяйстве, делает школьные уроки, играет, помогает организовать досуг и развлечения; учится потреблению различных материальных и духовных благ. Семья во многом влияет на выбор будущей про­фессии. В семье развивается умение ценить и уважать труд других люд ей: родителей, родственников; проис­ходит воспитание будущего семьянина.

Воспитание детей в семье – дело сложное, дели­катное, требующее от родителей заинтересованности в положительных результатах, терпения, такта, знаний в области детской психологии и педагогики. Специфика воспитания в семье определяется и ее типом, и услови­ями проживания, и степенью подготовленности роди­телей к реализации воспитательной функции в семье.

Как отмечает Л.А. Никитина, есть два главных пре­пятствия на пути женщин к достойному и счастливому материнству: психологическая неподготовленность их к этой сложнейшей миссии и непомерные перегрузки в профессиональном и домашнем труде.

Воспитательный потенциал семьи составляет ком­плекс факторов и условий, определяющих ее педагоги­ческие возможности. В качестве компонентов воспита­тельного потенциала семьи можно выделить:

– численность и структуру семьи;

– нравственно-психологическую атмосферу, ха­рактер внутрисемейного общения;

– жизненный и профессиональный опыт родите­лей, уровень их образованности и педагогической куль­туры;

– распределение обязанностей (в том числе вос­питательных) в семье;

– материальные и бытовые условия семьи;

– организацию семейного досуга, наличие семей­ных традиций;

– взаимосвязь семьи со шкодой и другими соци­альными институтами.

Нами рассмотрены различные по структуре типы семей. Количество детей в семье, отсутствие одного из родителей или замена его неродным, наличие в семье старшего поколения (бабушки, дедушки) – все это вли­яет на становление личности ребенка.

Как свидетельствует статистика, семьи с двумя-тремя детьми более стабильны, т. к. дети сближают, скрепляют супружеский союз и повышают ответствен­ность за семью. Супруги реже прибегают к разводам в случаях конфликтных вспышек, носящих, как правило, временный характер. В таких семьях больше семейных дел, совместных проблем и трудностей, а равно и радо­стей, которые несет с собой общение не только между лицами разного пола, но и разного возраста.

Воспитание в семье осуществляется не только ро­дителями, но и самими детьми: младшие учатся у стар­ших, перенимают их привычки и опыт. Многие педаго­ги считают, что многодетная семья лучше исполняет свою функцию подготовки детей к трудностям взрос­лой жизни. Такие дети, как правило, не капризны, расторопны, ловки и самостоятельны, в них больше сер­дечного тепла и заботы о других, меньше зазнайства и эгоцентризма. Их успеваемость мало отличается от успеваемости единственных. Демографы считают, что наиболее оптимальна трех-четырехдетная семья. Такое число отвечает потребностям общества в расширенном воспроизводстве населения и дает возможность всем членам испытать полную гамму родственных чувств.

Важное значение в воспитании имеют родствен­ные связи между братьями и сестрами. Кровные братья остаются братьями, даже когда у каждого своя жизнь, свои стремления, потому что в их сознании выработался «рефлекс соучастия», который лежит в основе отношений между ними. Возникнув в самые ранние годы совместных игр, испытаний, даже проказ, этот рефлекс развивается на протяжении первого эта­па жизни, становясь неразрушимой привычкой под­ставлять плечо под жизненную ношу брата.

Существенную роль в отношениях братьев и сестер играет возраст. Взаимосвязь сильней всего проявляется у погодок и у детей с разницей в два-три года. В отноше­ниях братьев и сестер, разница в годах между которыми значительная, могут возникать сложности. В таких семь­ях наблюдаются проблемы взаимоотношений между детьми.

Если в семье один ребенок, его детство и дальней­шая жизнь во многом обеднены, т. к. он лишается край­не важных родственных связей (брат – сестра), кото­рые делают человека эмоционально богаче, являются ценной психологической поддержкой.

Воспитание ребенка в неполной семье осуществ­ляется в более трудных условиях. Поэтому чрезвычай­но разумно поступает родитель, один воспитывающий ребенка, когда осмысливает, понимает ситуацию и ищет правильные пути для определения препятствий, чтобы избежать опасности. Необходимо осознать, что источ­ником многих трудностей является сам воспитатель, поэтому он и должен их ликвидировать. Например, одинокая мать остро переживает свои жизненные об­стоятельства, осмысливает их и передает ребенку в виде своих пожеланий, требований, воспитательных мето­дов и т. д. Она создает атмосферу дома, которую ребе­нок впитывает всем своим существом, сохраняя ее на протяжении всей последующей жизни.

Многое из того, что матери кажется препятствием в воспитании, очень часто таковым не является. Не надо спешить исправить у ребенка некоторые наклон­ности, если они чем-то не нравятся матери (например, мальчишеские наклонности у девочек и девичьи – у мальчиков, интерес к отцу, тоску по нему, проявление самостоятельности и т. д.). Хорошо, когда у матери с ребенком отношения взаимно одинаковы. И очень пло­хо, когда самоотверженной позиции придерживается только одна сторона, то есть мать приносит себя в жертву. Следует учитывать, что полная самоотдача не делает ребенка счастливым человеком. Наоборот, са­мопожертвование матери утяжеляет атмосферу вос­питания настолько, что даже целенаправленные вос­питательные усилия могут не привести к успеху.

В современных условиях сохраняется тенденция к стремлению молодых семей жить отдельно от родите­лей. Вместе с тем, чем больше расстояние, отделяющее стариков от молодых, тем слабее родственные связи. Уже проверено временем и доказано исследованием: обще­ние бабушек и дедушек с внуками в больших городах во многом зависит от местожительства тех и других.

Решающей в воспитании ребенка является нрав­ственно-психологическая атмосфера семьи, отношения между поколениями и между самими супругами. Как отмечал В.А. Сухомлинский, главная школа воспитания детей – это взаимоотношения мужа и жены, отца и матери. «Воспитание детей – это отдача особых сил, сил духовных. Человека мы создаем любовью –любо­вью отца к матери и матери к отцу, глубокой верой в достоинство и красоту человека. Прекрасные дети вырастают в тех семьях, где мать и отец по-настоящему любят друг друга и вместе с тем любят и уважают людей» (151, с. 15).

Говоря о взаимоотношениях между супругами, мож­но воспользоваться делением в социальной психологии всех видов отношений между людьми на следующие. Сотрудничество – идеальный случай взаимоотноше­ний, предполагающий взаимопонимание и взаимопод­держку. Паритет – ровные, «союзнические» отноше­ния, основанные на взаимной выгоде членов союза. Соревнование –желание добиться большего и лучшего в благожелательном соперничестве. Конкуренция – стремление главенствовать над другими, подавлять их в каких-либо сферах. И, наконец, антагонизм – резкие противоречия между членами группы, при которых их объединение носит явно вынужденный характер, сохра­няется из-за сильного давления извне. Естественно, что наилучшим видом для семьи выступает сотрудничество.

К сожалению, возможность сохранения подобных взаимоотношений дарована далеко не всем семьям, и в случае избыточного взаимопривыкания, усталости, а то и эрозии семейных чувств общесемейные взаимоотно­шения могут перейти в паритет, т.е. равенство и рав­ноправие сторон при разбирательстве каких-либо кон­фликтов.

Так же приемлемо и соревнование между членами семейного союза, если оно направлено на достижение действительно нужных и полезных и для семьи, и для общества целей. Однако, наличие «семейной состяза­тельности» зачастую таит в себе и момент нервозности, не всегда полезный для развития детей (особенно в неустойчивом юношеском возрасте), а в случае отсут­ствия выдержки, такта, да и простой уверенности в себе может переходить в конкуренцию.

Конкуренция пагубна во всем, даже в том, что ка­жется нам малым и незначительным, как раковая опу­холь, за не столь уж и долгое время она уничтожает здоровое тело семьи. И остается в итоге лишь антаго­низм, непримиримые противоречия, которые незримой, но прочной стеной отделяют членов семьи друг от дру­га, когда никакие принципы мирного сосуществова­ния – декларируемые или реализуемые – не смогут скрыть того печального факта, что семьи как внутрен­него единства больше не существует.

Стили семейных взаимоотношений в современной психологии делятся на три основных: попустительский (либеральный), авторитарный и демократический..

Первый из них обычно проявляется в семье как отсутствие всяческих отношений: отстраненность и отчужденность членов семейного союза друг от друга, их полное безразличие к делам и чувствам другого, что в плане воспитания детей обычно находит свое выра­жение либо в принятии и последующей реализации юношами и девушками таких же «принципов», либо в их полном отказе от какого-либо усвоения родительс­кого опыта, отчуждении от родителей.

Два других –авторитарный и демократический – образуют своеобразную шкалу, на одном полюсе кото­рой царит жесткая авторитарность: безапелляционное и бесцеремонное отношение членов семьи, их жесто­кость, агрессия, диктат, черствость и холодность по отношению друг к другу, а на другом – коллегиальная демократия, предполагающая сотрудничество, взаимо­помощь, развитую культуру чувств и эмоций, а также подлинное и полное развитие всех участников семей­ного союза.

Важной и неотъемлемой частью семейной педаго­гики является любовь родителей к детям. Дефицит ро­дительской любви, особенно в младенчестве, часто ве­дет к невротическим последствиям в подростковом возрасте. Для полноценного развития ребенку необхо­дима любовь обоих родителей.

Образ жизни родителей, их поведение в значитель­ной степени влияют на воспитание детей. А.С. Мака­ренко писал: «Ваше собственное поведение – самая решающая вещь. Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы обращае­тесь с друзьями и с врагами, как вы смеетесь, читаете газету –все это имеет для ребенка большое значение. Малейшее изменение в тоне ребенок видит или чувству­ет, все повороты вашей мысли доходят до него невидимыми путями, вы их не замечаете» (76, с. 347).

Определенную роль в формировании авторитета родителей играет их ответственное отношение к слову – приказанию, требованию. Требования должны быть твердыми и серьезными по тону и содержанию.

Если же родители хотят добиться от своих детей выполнения требований, которым не следуют сами, то это удается только при помощи мер принуждения: ре­бенок будет выполнять требования родителей формаль­но, из-за страха перед наказанием. Этот страх порож­дает обман, лицемерие, хитрость и т.п. Ребенок, не понимающий смысла требования, не испытывающий потребности в добрых поступках, не может обрести привычки нравственного поведения. Стремление во что бы то ни стало добиться (иногда буквально) послуша­ния вызывает в ребенке внутреннее сопротивление, а затем и активный протест.

Воспитание детей в семье зависит от возраста роди­телей, их жизненного опыта. Стали супруги родителями в 17 лет, 25 или 35 лет – это существенно скажетсянаих отношении к ребенку (возможно, нежелательному или, наоборот, долгожданному).

Чем выше уровень образования родителей, тем больше времени они уделяют воспитанию детей. И если женщины с высоким уровнем образования имеют мень­шее количество детей, то объяснить это можно тем, что они, как правило, стремятся дать детям образование не ниже своего собственного. Увеличивается и требова­тельность к воспитанию каждого ребенка.

Так уж складывается жизнь в современной семье, что основной груз семейных проблем (бытовых, воспи­тательных, а иногда и финансовых) ложится на женс­кие плечи. Равноправное участие мужа наряду с женой в домашнем труде чаще встречается в семьях молодых супругов. Это, очевидно, объясняется тем, что молодые супруги, как правило, ближе по роду деятельности, образовательному уровню, эмоциональной культуре. Характерно и то, что мужья в молодых семьях рассмат­ривают труд по дому как вполне достойную мужчины обязанность. Участие отцов в домашнем труде имеет огромное воспитательное значение для детей: видя дружную работу родителей в домашнем труде, к нему тянутся и дети, помощь матери воспитывает в детях уважение и бережное отношение к женщине, которому дети учатся у отцов.

Встречается немало семей, отцы которых устраня­ются от воспитания детей. У них «нет времени» зани­маться детьми, посещать родительские собрания. Вме­сте с тем, роль мужчины в воспитании детей очень важна.

Для девочки отец – первый образ мужчины, пер­вый пример положительного (или отрицательного) по­ведения мужчины. Отец вместе с матерью не только обеспечивает ее материально, но и воспитывает, под­держивает морально. Есть прямая зависимость между хорошим примером отца и счастливой семьей, создан­ной его дочерью.

Существенным фактором воспитания являются материальные и бытовые условия семьи. Социальное расслоение общества привело к тому, что рядом сосед­ствуют семьи богатые и нищие, в них растут дети, рос­кошно обеспеченные и обездоленные. Разница прояв­ляется во всем: в питании, одежде, доступе к искусству и видеопродукции, в воспитании духовных ценностей.

Структура домашнего труда обычно включает око­ло 50 операций. Их соотношение обусловлено объек­тивно складывающимися жизненными обстоятель­ствами семьи в данный период и в перспективе. Факторами, определяющими содержание хозяйствен­ной деятельности семьи и влияющими на объем домашней работы, являются уровень доходов, число де­тей в семье, а также внутренняя структура семьи, под которой понимают весь строй морально-психологи­ческих и нравственных взаимоотношений в семье, ее установки и ценностные ориентации. Кроме того, ха­рактер семейно-бытовой деятельности определяется размером жилой площади, уровнем обеспеченности бытовой техникой и т.д.

Сфера свободного времени семьи создает возмож­ности прежде всего для воспитания детей, духовного развития членов семьи, их психической и физической подготовки к дальнейшей трудовой деятельности и т.д. Внутрисемейное общение в рамках межпоколенного общения (родители –дети) приобретает черты воспи­тательной функции и предполагает совместное осуще­ствление супругами досуговых занятий.

При организации семейного досуга следует учи­тывать, что он предполагает сочетание личных интере­сов с интересами других членов семьи, т.е. наличие определенного психологического компромисса. Семей­ный досуг с очевидностью обнажает те внутренние противоречия и проблемы, которые во всех прочих сферах деятельности семьи отодвигаются на задний план как второстепенные. Наличие этих противоречий обусловлено целым рядом причин (как объективных, так и субъективных), связанных с индивидуальными осо­бенностями супругов, их психологическим складом, установками, ориентацией на семью как ценность и т.д. Именно досуговое общение создает наиболее благопри­ятные возможности для эффективной реализации ряда семейных функций, а некоторые из них осуществляются преимущественно в сфере досуга и отдыха, как, например, функция духовного потребления, восстанов­ления физических сил и др.

Особенно большим воспитательным потенциалом в сфере семейного досуга обладают семейные тради­ции. Ими могут быть: семейные праздники, совмест­ные прогулки, выезды за город и др. Традиции как ос­нова, как порядок, принятый всеми членами семьи, способствуют сплочению семейного коллектива.

Традиции – это не только определенные дни праз­днования юбилеев и дней рождения, или выбор про­фессии членами семьи, или традиционные увлечения семьи, это гораздо большее. Прежде всего, в традициях находит свое выражение культура семьи: рыцарство мужчин и нежность женщин, уважение к старшим и любовь к младшим; чувство такта, неизменное даже в самые ожесточенные моменты спора или обсуждения; великодушие, душевная щедрость, снисходительность, уступчивость, т.е. все то, без чего не может существо­вать семья.

Эффективность воспитания детей в семье зависит от единства требований к ребенку со стороны родите­лей и педагогов (воспитателей детского сада, учителей школы).

Взаимодействие семьи и школы – важнейшее ус­ловие успеха в воспитании детей, но оно возможно в том случае, когда учителя и родители становятся еди­номышленниками, способными вовремя заметить и устранить причины тревожного поведения ребенка; найти эффективные средства включения его в личностно и общественно значимую деятельность, обеспечи­вающую развитие внутренних сил и нравственное ста­новление растущего человека.

Однако родители и учителя, семья и школа часто не могут услышать и понять друг друга, а значит, помочь детям. Неспособность и нежелание многих учителей видеть собственные педагогические ошибки, неумение анализировать конфликтные ситуации, вскрывать их истинные причины становятся источником конфронта­ции с родителями, постоянных претензий к последним, требований «принять меры», обвинений в нежелании помочь школе. Родители реагируют на упреки в свой адрес по разному. Одни безропотно их принимают и признают свою вину; другие оправдываются; третьи переходят «в наступление» и начинают обвинять учителей. В последнем случае возникают всевозможные тяжбы, выяснения от­ношений, сведение счетов и т.д. В результате «военных действий» страдают дети, обе стороны допускают новые педагогические ошибки, нравственно деформирующие взаимоотношения между ними, усиливающие взаимное непонимание и отчуждение.

Наиболее полезна для детей позиция родителей – друзей и помощников школы и позиция учителей – друзей и помощников семьи. Для установления пра­вильных взаимоотношений со школой необходимо лич­ное общение родителей с учителями и взаимное инфор­мирование друг друга об успехах и неуспехах детей как в учении и поведении в школе, так и в семье.

Знание общих тенденций развития семьи и факто­ров, влияющих на социализацию личности в семье, необходимо социальному педагогу для выработки стра­тегии и тактики педагогически грамотного воздействия на конкретную семью, оказания ей квалифицирован­ной психолого-педагогической и социальной помощи.

Вопросы и задания для самостоятельной работы

1. Проанализировать определение семьи, данное А.Г. Хар­чевым.

2. Из многообразия типов семей выбрать один и рас­крыть содержание и специфику работы социального педагога с данным типом семей.

3. Назвать социальные проблемы современной семьи.

4. Показать, как социальные процессы влияют на жизнь и благосостояние семьи. Привести конкретные примеры.

5. Раскрыть воспитательный потенциал семьи. Проана­лизировать те компоненты воспитательного потенциа­ла, которые в большей или меньшей степени влияют на ребенка (или детей) в семье (показать на примере любой семьи).

Источник:
Воспитание детей в семье
Семейное воспитание отвечает не только обще­ственной заинтересованности в социализации личнос­ти ребенка, но и индивидуальной заинтересованности родителей в духовном воспроизведении себя в детях, а
http://studopedia.ru/8_73183_vospitanie-detey-v-seme.html

Развитие и воспитание ребенка в семье

Каждый родитель мечтает вырастить успешного, умного, счастливого ребенка. Все это возможно, при правильном воспитании детей в семье. Взрослые должны придерживаться определенной стратегии, помогающей сформироваться личности. С их помощью ребенок познает мир, учится новому, понимает, как вести себя в обществе, узнает о моральных ценностях. Какой сложится картина мира, во многом определяет атмосфера в доме. Самое важное в воспитании детей в семье — домашняя культура, любовь и индивидуальный подход родителей. Поэтому, воспитательную стратегию важно составить правильно и гармонично.

  • 1 Роль семьи в воспитании детей
    • 1.1 Совместное воспитание ребенка в семье
    • 1.2 Участие отца в жизни ребенка
  • 2 Современный взгляд на метод воспитания
    • 2.1 Принципы семейной педагогики
    • 2.2 Как развивать ребенка
  • 3 Советы родителям по воспитанию детей

Члены семьи и родители, ответственны за интеллектуальное развитие, они стимулируют ребенка к покорению гранитных вершин науки. Если малыши наблюдают пренебрежительное отношение взрослых к саморазвитию, чтению, изучению мира, то перенимают эту манеру. Когда родитель говорит: «книжки для дураков, а мы уже все знаем», » я устаю, мне не до книг», «потом почитаю сказку, лучше поспать» — ребенок истолковывает фразы, так «чтение — малонужное занятие, его можно отложить». Продумайте кто сможет почитать ребенку на ночь, договоритесь с малышом читать не больше одной страницы в будни. Семья должна приучать чадо к умственному развитию, начиная от развивающих игр до занятий в прописях. Если они входят в привычку, то ребенок будет хорошо учится в школе, быстро усваивать информацию, о таких говорят «схватывает на лету». Мотивировать на это должна семья, самостоятельно ребенок к этому не придет.

1.1 Совместное воспитание ребенка в семье

Если совет абсолютно «мимо», то поблагодарите за помощь и… Все! Не заставляйте себя следовать чужим сомнительным рекомендациям. Делайте, как велит родительское сердце и чутье. Но, не забывайте прислушиваться к рассудку. Ищите компромиссы с членами семьи, рассказывайте почему нужно воспитывать так, умейте друг друга слышать. Иначе, скандалы и оживленные споры, навредят ребенку: будет винить себя, считать, что стал яблоком раздора. Совместное воспитание — как плыть на лодке, и грести в одну сторону всем вместе.

Кто катает на плечах, шутит смешнее всех, готов побыть «лошадкой», даже после работы и покатать на могучей спине. В воспитании детей в семье, важную роль играет папа. Вне зависимости от пола ребенка, дочка и сын одинаково нуждаются во внимании и любви отца. На уровне подсознания, он первый защитник. Обычно папы выбирают более строгие стили воспитания, чем мамы. Это объясняется разницей мужчин и женщин. Основной проблемой является неправильное представление, о малозначимой роли отца в жизни ребенка. Мало только обеспечивать едой, одеждой, игрушками. Нужно общаться, проводить совместно время, учить новому. Не расстраивайтесь, если муж только играет с ребенком. Игра — тоже способ развития и воспитания. Предложите найти общие интересы, которыми бы они могли заниматься вместе. Выжигание по дереву, футбол, катание на коньках по выходным, игра на музыкальном инструменте, домино.

Если семья неполная, то найдите представителя мужского пола, который бы компенсировал отсутствие отца. Он его не заменит, но окажет необходимую психологическую поддержку. Это может быть дедушка, крестный, дядя, близкий друг семьи, которому доверяете.

2 Современный взгляд на метод воспитания

Воспитательный процесс в семье состоит из:

Детские психологи отмечают, что вредит не только безучастность к жизни ребенка, но и гиперопека.

Существует множество способов, позволяющих повысить уровень знаний и навыков. Воспитание ребенка в семье, как и развитие — ежедневный процесс. Занятия должны быть разными, чтобы развивать разностороннюю личность. Чередуйте их, чтобы они не наскучили.

  • Чтение. Первые книги крохе читают родители, формируя у него интерес к занятию. Потом он сам начнет делать первые попытки. Поощряйте стремления. Для разнообразия, читайте вслух по ролям. Можно выучить диалоги и разыгрывать кукольные спектакли. Расширяйте жанры книг: от сказок до детских энциклопедий.
  • Теплые беседы. По вечерам делитесь впечатлениями, воспоминаниями. Так, ребенок получает из ваших уст драгоценный жизненный опыт, учится на чужих ошибках, понимает как устроен мир. Постарайтесь «дозировать» негативные истории. Ребенок должен о них знать, но преподносите их правильно. Разъясните, почему так случается, как на это реагировать.
  • Придумывайте вместе сказки, героями которых будет ваша семья. Развивайте у ребенка фантазию, обогащайте внутренний мир. Проектируйте возможные жизненные сюжеты, прививая через них манеры поведения. Пример: праздник, поход в школу, решение спора.
  • Развиваем творческое мышление, оно пригодиться не только для креативных заданий. Такие дети умеют с легкостью выходить из трудных ситуаций, благодаря нестандартному виденью проблемы.
  • «Очумелые ручки». Занимайтесь создание поделок, мастерите. Научите ребенка видеть, как можно использовать повторно ненужные предметы, создавать из них новые.
  • Лепим, творим, вытворяем, в общем занимаемся рукоделием. В распоряжении множество вариантов, найти нечто по душе не составит труда. Скрапбукинг, создание топиариев, лепка из теста, фелтинг, ошибана, вышивка крестиком на картоне. Возможно, одно из них станет хобби.

Обучение ребенка в семье, сочетается с воспитанием. Поэтому, чадо будет получать двойную пользу от занятий. Проводите их весело — они отложатся в памяти и будут ассоциироваться с самым приятным.

3 Советы родителям по воспитанию детей

Родители несут ответственность за детей, их будущее. Некоторых, это по-настоящему пугает, ведь страшно совершить проступок. Быть мамой и папой не так просто, как кажется. Тяжелый груз изнуряет, бывает родители начинают считать себя плохими. Есть несколько советов, которые могут облегчить родительскую ношу.

Пример: папа обжегся, закономерная реакция выпустить пар и выругаться. Ребенок скорее всего продублирует ее в будущем. Хорошо, если близкий готовый объяснить, почему так повторять нельзя. Но вряд ли, отцу понравится, когда его начнет отчитывать в следующий раз ребенок. Это подрывает авторитет главы семейства. Поэтому, нужно справляться с вредными привычками и контролировать реакции.

Ребенок еще не знает, что хорошо и плохо. Поэтому отрицательный пример, который показывают взрослые, чадо может расценивать как норму. Его будет трудно переубедить в обратном, ведь основы уже заложены. Если себя так нельзя вести, то почему маме или папе позволительно? Это распространенная проблема в воспитательном процессе. Взрослые должны избавиться от вредных привычек и контролировать себя.

Главное в семейном воспитании ребенка — это любовь. Говорите, как сильно вы любите ребенка, проявляйте внимание, заботу. Дети, растущие в ласке, вырастают счастливыми людьми. Они реже страдают от психологических недугов, добиваются высоких положений в обществе.

Источник:
Развитие и воспитание ребенка в семье
Развитие и воспитание ребенка в семье. Все о воспитании, здоровье и развитии ребенка — сайт о детях imom.me
http://imom.me/razvitie-i-vospitanie-rebenka-v-seme/

Семья и ее роль в воспитании детей

Развитие детей начинается с семьи. Близкие вкладывают в личность основы поведения, духовные и общественные нормы. Роль семьи в воспитании детей настолько велика, что влияет на становление личности как положительно так и отрицательно. Как же вести себя членам семьи, чтобы воспитать полноценную, адекватную личность? Какие задачи стоят перед родителями?

Обычно члены семьи принадлежат одному поколению, но бывает вместе живут много поколений семьи (бабушка, дедушка, мама, папа). Благоприятным моментом роста является то, что ребенок ощущает защиту и получает духовный подъем общаясь с мамой, папой, сестрами, братьями, бабушкой или дедушкой. В такой семье самопроизвольно вырабатываются знания и готовность проявлять внимание, спешить помочь. Вспомните теплые вечера с бабушкой, добрые сказки и вкусный чай с вареньем.

Это прививает заботу о близких, ценность семейного очага. Дедушка — символ мудрости и мужества, научит ремеслу. Многодетная семья дает огромную возможность получить многогранное развитие мальчикам и девочкам. Дети из такой семьи вырастают чуткими, внимательными, самостоятельными.

Также положительную роль семьи в воспитании ребенка играет личный пример родителей. Чтобы сын стремился быть сильным и поступать правильно, просто необходимо видеть перед собой такой пример. Дочь вырастет женственной, достойной, любящей только если ее мама была таковой.

На главном месте в воспитании подрастающего человека стоит духовный союз, открытая связь родителей с малышом. Ни за что на свете не стоит бросать на произвол судьбы воспитание ребенка или оставлять подростка самим с собой.

Каждый родитель видит в чаде продолжение самого себя. Некоторые родители видят свою крошку, как объект для реализации несбывшихся желаний, впоследствии такой малыш становится частью родителей. Нередко мы, родители, выбираем занятия по своему усмотрению, по своим интересам.

Нелегко отказываться от реализации желаний. Главная задача — принять решение, которое удовлетворяло бы обоих участников (маму, папу), помнить о мнении другого родителя. Еще одной задачей взрослых является соответствие слов и дел. Кроха не понимает, почему курение вредно, если папа или мама не стесняясь курят. Также немаловажно обсуждать противоречия без присутствия детей. Маленькие слушатели легко усваивают информацию, а также используют выгодно для себя, обычно их выбор склоняется в сторону лени, нежелания учиться, упрямства.

Во время контакта родителей с детьми вырабатывается понятие общения:

  • Кроха воспринимается таким, какой он есть;
  • Взрослый смотрит на ситуацию глазами ребенка;
  • Родитель верно оценивает ситуацию.

Некоторые родители любят свое чадо просто так, ни за достижения или красивую внешность, а просто за то, что он есть. Это есть безусловная любовь.

Бывает, что детей любят за поступки, хорошие оценки или яркую внешность. Однако, когда школьник приносит плохую оценку, он чувствует, что никому не нужен, отношения ухудшаются. Тогда дите не ощущает защиту, которая так необходима. Такую любовь называют обусловленной.

Самое страшное для детей — это полное безразличие. Такое отношение играет пагубную роль семьи в воспитании личности ребенка. Если младенец был нежеланный или случились серьезные проблемы, может внешность малыша не удовлетворяет желаний родителей, это приводит к отвержению отпрыска или безразличию. Нередко такое отношение складывается подсознательно, т.е. не контролируется.

Семья закладывает физическое развитие, здоровье индивидуума. Также немаловажна роль семьи в воспитании нравственных ценностей. Влияние семьи на воспитание ребенка ежедневно оказывают родные, умственный рост зависит от ценностей родителей, обстановки в семье, познавательных потребностей.

Роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста

По натуре своей дети любопытны, они постоянно о чем то спрашивают взрослых, тем самым развивают свой кругозор и словарь. Дети дошкольного возраста интересуются всем, что неизвестно или непонятно им. Дошколята, умеющие читать сами, черпают информацию из литературы, былин, потешек. Роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста очень велика, дошкольникам необходимо посещать спектакли, просматривать познавательные передачи, следить за выставками, ходить в музеи. Посещая культурные общественные места прививается умение правильно общаться, страсть к искусству.

Познавательные умения начинают развиваться раньше, чем предполагают часть родителей:

  • первая улыбка мамы;
  • забота о младенце;
  • чтение сказок, стишков;
  • разговоры по дороге домой и много другое.

Обыденные для взрослых действия имеют большое значение воспитания дошкольника.

Большую роль развития дошкольника играет стиль семейного воспитания.
Проанализируйте свое отношение к ребенку, Ваше общение. Если Вы понимаете, что действующий стиль не приведет к положительному результату, постарайтесь сменить тактику воспитания. Стиль семейного воспитания играет огромную роль в становлении личности.

Роль семьи в духовно нравственном воспитании детей дошкольного возраста.
Родители — основоположники рождения личности, роль семьи в воспитании ребенка, продвижение его нравственного уровня, безоговорочно, велика. Дошкольный возраст очень доверчивый и дети впитывают информацию “как губка”. Поэтому ученые и педагоги подтверждают, что эти годы очень важны для закладки морально-нравственного фундамента. Семья представляет первое общество, которое оказывает мощное влияние на формирование человека как личность.

Началом нравственного воспитания является духовность окружения, в котором дошкольник проводит основное время. Нравственное воспитание выражается вежливостью, уважением к старшим, тактичностью.

Детям непрерывно нужно получать родительскую любовь. Во время сложных ситуаций малышу необходима родительская поддержка. Семью нельзя чем то заменить. Какую же роль играют родители в воспитании детей? Родители являются показателем норм поведения в обществе, правил коммуникации с близкими, реализации себя как личность. Некоторые считают, что до трех лет заниматься воспитанием нецелесообразно, однако именно этот период роста является основополагающим для закладки знаний, умений, ценностей, отношения к себе и окружающим. Главную роль здесь играют мать и отец.

Мама — это единственный человек, с которым дети чувствуют себя в полной безопасности. Только находясь с мамой можно быть собой и не переживать о том, что кто-то посмеется или обидит. Находясь под материнской защитой, кроха перестанет боятся чужих насмешек и начинает строить взаимоотношения с обществом. Основная роль матери в воспитании ребенка ведет к тому, чтобы она стала хорошим примером и верным другом. Мать должна спокойно объяснять малышу, если он поступил неправильно, неприемлемы физические наказания или приказной тон. Детям необходимо озвучить круг их обязанностей по дому, опираясь на возрастные и физические особенности. Вопрос состоит в том, чтобы мама приучила выполнять задания с любовью, ответственностью и удовольствием.

Женщине необходимо делиться своими ценностями, знаниями, взглядами, но не навязывать. Дочери или сыну важно, чтобы его мнение было услышано. Когда в семье не один ребёнок, а два, три или более, маме сложнее распределить свое внимание на всех детей поровну. Нужно учитывать заинтересованность каждого, не обделяя вниманием ни старших ни младших, взрослые дети нуждаются в материнской любви не меньше остальных.

Мама является показателем того, какая должна быть женщина в семье: заботливая, мудрая, уравновешенная, адекватная. Дочь проецирует поведение на себя в будущем, а сын свою супругу. Поэтому матери следует следить за своими поступками и словами. Брошенное в чувствах слово, поступок сгоряча схватывается малышами “на лету”.

Даже в зрелом возрасте за советом или добрым словом мы идем к маме, потому что она всегда выслушает, приласкает, не осудит.

Для абсолютного согласия в семье необходимо, чтобы два родителя принимали содействие в развитии детей.

Мама — символ тепла, заботы, нежности. Папа — символ защиты, прочности, постоянства.

В большинстве семей принято “не трогать” папу после трудового дня, однако дочери или сыну просто необходимо некоторое время провести в общении отца. Достаточно поинтересоваться о делах малыша, почитать книгу или поиграть. Роль отца в воспитании ребенка заключается не только в материальном обеспечении. Отец должен проводить выходные в семье, вместе гулять, ходить в кино, в гости.

Говорят: если родился сын, мужчина стал отцом, если дочь — папочкой. Так вот для девочек папа является символом устойчивости, целенаправленности. Такого мужчину она будет искать себе в будущем. Маленькие принцессы вырастают с чувством уважения к мужчине, благодаря правильному воспитанию отца, а также его отношению ко всем членам семьи.

Отец для мальчиков является образцом для подражания. Папам требуется следить за собой, за словами и действиями. Наоборот, мальчики, выросшие без отца, не имеют представления, как поступает мужчина в той или иной ситуации. Сын, выросший в полноценной семье владеет представлением о взаимоотношениях между мужчиной и женщиной, в будущем у него в голове уже сложилась картинка счастливых отношений.

Папа знакомит с выносливостью, спортом, здоровым образом жизни. Физкультура развивает дисциплинированность и организованность. Папино одобрение оценивается мальчиком очень высоко, поэтому стоит поощрять сына, радоваться его успехам. Отец является самым близким другом, необходимо брать маленького мужчину на рыбалку, в походы, обсуждать с ним мужские вопросы (в соответствии с возрастом).

Роль отца в воспитании детей в семье неразрывно связана с развитием полноценной личности. Если мужчина не знает как участвовать в воспитании детей, женщина направляет его:

  • отправлять на прогулки с детьми;
  • обсуждать проблемы, связанные с ребенком;
  • не стесняться обращаться за помощью к мужу;
  • просить мужа решить конкретный вопрос вместе с ребенком.

Подводя итоги, выделим факторы, играющие положительную роль в воспитании детей:

  • Необходимо принимать активное участие в жизни детей;
  • Прислушиваться к мнению крохи;
  • Обсуждать семейные вопросы вместе;
  • Принимать кроху таким какой он есть;
  • Исключить физическое, психологическое насилие;
  • Позволять малышу самостоятельно принимать решения.

Проводите максимум своего времени с детьми, они должны быть уверенными в вашей поддержке и их важности. Только так из маленького человека вырастет уверенная полноценная личность с чувством собственного достоинства.

Источник:
Семья и ее роль в воспитании детей
Развитие детей начинается с семьи. Близкие вкладывают в личность основы поведения, духовные и общественные нормы. Роль семьи в воспитании детей настолько
http://detiivzroslie.ru/vospitanie/semya-i-ee-rol-v-vospitanii-detej

Тип семейного воспитания

Тип семейного воспитания. Современная семья и методы воспитания

В последние десятилетия понятие «семья» претерпело изменения, которые делают его сложным и интересным одновременно. Семья представляет собой ядро, тип идеального сообщества, потому что она едина во всех аспектах: экономическом, правом, социокультурном и т. д.

Есть много определений семьи, если коротко, то это социальная структура, в которой связаны родители и дети. Эти отношения основаны на сильных аффективных связях. Каждое семейство является эксклюзивным, уникальным, подразумевает постоянный контакт всех его членов, не теряя при этом своей индивидуальности. То, что влияет на одного, прямо или косвенно затрагивает всю семью.

Важность моральных ценностей, таких как истина, уважение, дисциплина, автономия помогает детям адекватно сталкиваться с окружающим миром. Семья существовала на протяжении всей истории человечества. Что касается функций, которые она имеет, независимо от характеристики, она выполняет базовые требования.

Семья органически объединена с обществом, в этом смысле она трансформирует общество, она революционно вносит существенные изменения.

Любовь, как основа семейной ценности, создает отношения взаимовыручки. Вот почему семья является первостепенным местом, где каждый человек учится жить в обществе с отношением уважения, служения, братства и привязанности к другим.

Важно признать, что дети сегодня больше нуждаются в близости, чем прошлое поколение. Большинство родителей понимают, что дети, которые не испытывают недостатка в чем-либо, идут в хорошую школу, имеют одежду, но им не хватает эмоционального присутствия родителей. Близость внушает безопасность, поэтому отцовство, материнство — это личные отношения, которые нельзя передать.

Если у родителей не хватает активного и стабильного эмоционального присутствия, дети будут чувствовать себя одинокими, окруженные всевозможными игрушками, будут замкнуты и недоверчивы к людям. Что не хватает тогда? Что нужно делать родителям для выполнения этих задач?

Школа жизни сегодня уже недостаточна. Настало время для родителей взять на себя ведущую роль в обучении и контроле над детьми. Эта задача может быть решена только волей каждого из родителей. А при поддержке школы, решить многие из задач, которые родители не могут или не хотят принимать. Что могут сделать родители, чтобы улучшить семейную жизнь?

Обеспечение точного определения семьи является сложной задачей из-за огромных разновидностей, с которыми мы сталкиваемся, и широкого спектра культур в мире.

Семья исторически оказалась незаменимым ядром для развития человека, который зависит от него для выживания и роста.

Существует разница воспитания в некоторых семьях. Например, у одинокой матери, разлученных родителей, которые имеют своеобразную внутреннюю динамику.

  1. Классическая или элементарная семья: это основная семейная единица, состоящая из мужа (отца), жены (матери) и детей.
  2. Расширенное (инбредное) семейство: оно состоит из более чем одной ядерной единицы, простирается за два поколения и основано на связях крови большого числа людей. Включая родителей, бабушек и дедушек, дядюшек, тети, племянники, двоюродные братья и т.д.; например, семья с тройным поколением включает родителей, их замужних или одиноких детей и внуков.
  3. Семейство с одним родителем — это семья, состоящая из одного родителя. История семьи имеет разное происхождение. Например, родители развелись, а дети остались с одним из родителей, как правило, с матерью. Или на ранней беременности, когда в семье одинокой матери формируется другой тип семьи.
  4. Семья одинокой матери. Семья, в которой мать с самого начала принимает воспитание только на себя. Именно из-за женщины, которая большую часть времени принимает на себя эту роль, отец дистанцируется и не признает отцовства. В этом типе семьи существуют отличия от классической семейной модели.
  5. Семья разлученных родителей. Семья, в которой родители разделены. Они отказываются жить вместе, они не пара, но они продолжают выполнять свою роль родителей, какими бы отдаленными ни были. Они отказываются от отношений пары, но не отцовства и материнства.

Нет недостатка в людях, которые обвиняют других в невыполении порученной миссии, будь то путем преднамеренной халатности или моральной усталости. Но, конечно, такие обвинения являются абсурдными, потому что семья не человек или вещь, а сообщество.

Однако некоторые из них правы, когда признают, что родители не всегда правильно воспитывают своих сыновей и дочерей.

Это касается насилия в семье, сексуального насилия, отказа от родительских обязанностей, проблем общения, которые приводят к тому, что семья становится слабой. Подрастающее поколение уязвимо перед бесконечными рисками «на улице», такими как наркотики, насилие и другие преступления против общества.

Как мы видели, существует несколько типов воспитания в семье, поэтому существует множество способов, которыми каждый из его членов связан и живет ежедневно. Чтобы лучше понять, как стать семьей, мы увидим некоторые из ее наиболее важных характеристик.

В семейной реальности женщина имеет определенную роль, так же как и мужчина. Оба являются взаимодополняющими, каждый нуждается в другом, чтобы быть действительно собой и выполнять одну из основных функций пары, такую ??как материнство, отцовство и воспитание детей.

Дети учатся в соответствии с тем, что делают их родители и основанные на их опыте внутри дома, будут устанавливать отношения вне его. Родители — это зеркало, в котором они стремятся открыть мир и в большинстве случаев приобретают личность, жизненные обычаи, способ общения и действия.

Семья рассматривается как единое целое или живая система, которая рождается, растет, развивается, размножается и умирает. Существует жизненный цикл, в котором определены этапы: знакомства, брак, первый ребенок, школьный возраст, юность, молодость, уход детей и воссоединение пары, поскольку гнездо становится пустым. Пара проходит серьезный тест, когда дети уходят, потому что, если их объединяет любовь, они будут консолидированы друг с другом. Напротив, если связь была детьми, профсоюз вступает в серьезные конфликты.

Поэтому мы попытаемся определить некоторые из действий, которые отец и мать развивают в отношении своих детей, как способ нести ответственность за свою роль.

Об этом нелегко говорить, когда мы живем в эпоху перемен, столь резких. Это не позволяет нам легко говорить о том, какою матерью становится женщина сегодня. Идеал, к которому каждая женщина стремилась, теперь заменена множеством разных идеалов в каждом социальном слое, в каждой среде и очень часто в конфликте с материнством.

Мы понимаем, что женщины сегодня должны принимать весьма радикальные решения, такие как: жить в своей классической роли, абсолютно зависящей от мужчины или выбора карьеры. Уже не предполагается, что в начале нашего века профессия подразумевает для женщин отказ от брака и возможность создания семьи. Напротив, женщины смогли продемонстрировать, что они могут взять на себя все эти роли, заплатив иногда, да, очень высокую цену.

Но материнская любовь — это чувство, и как таковая она хрупкая и переменчивая. Поэтому, чтобы быть хорошей матерью, нужно учиться жертвенности, делиться опытом с другими. Роль матери имеет основную функцию физически и психологически кормить своих детей, предоставляя им защиту и стимулируя их к росту.

Поэтому в общих чертах мы могли бы обобщить функции матери:

  1. Аффективные отношения: малыш приносит при рождении ожидание того, какая мать встретится. Оптимальное материнство позволяет детям преодолевать многие трудности, присущие развитию. Аффективные отношения, которые мать поддерживает с детьми, являются ключом к их интегральному развитию. Благодаря приобретению этой способности направлять свои чувства, человек обучается формированию всех последующих социальных отношений.
  2. Требования и правила: по мере взросления детей они узнают о том, как быть взрослым, и в этом смысле мать диктует требования, ставит запреты и даже санкции. Основная идея заключается в том, что мать учится исправлять и через это учит своих детей достигать собственной оценки.

То же самое происходит с отцовством, потому что с той же интенсивностью, с которой дети нуждаются в матери при рождении, им понадобится отец, когда они постепенно начнут отдаляться от матери и особенно от уникальных отношений с ней. Нахождение рядом отца дает не только возможность правильно отделиться от матери, но и найти источник мужского начала, необходимого как для девочки, так и для мужчины, потому что бисексуальное состояние человека заставляет добиваться развития гармоничной личности.

На протяжении всей истории отец являлся сильной и защитной фигурой, проводником, авторитетом и добытчиком семьи. Мужчина считается уважаемой фигурой, носит брутальный имидж. Но общество изменилось, семьи стали меньше, а роль мужчин и женщин трансформировалась.

Роль отцовства

Отец как аффективная поддержка и защита: традиционно отец дает защиту в смысле крыши, пищи, одежды и образования, являясь экономическим поставщиком семьи. Он должен выйти на работу, чтобы удовлетворить основные потребности и обеспечить безопасность тем, кто от него зависит. Надо понимать, что сегодня это требование превосходит его силы, он чувствует себя подавленными и востребованным окружающей средой, которая просит больше, чем он способен дать.

Другие родители чрезмерно требовательны, думая, что их фундаментальная роль заключается в обеспечении экономической безопасности.

Таким образом, экономика становится центральной причиной бытия, которой они посвящают всю свою энергию, и у них нет времени или духа, чтобы находиться рядом с членами семьи (говорить, гулять, играть и т. д.)

Считается, что самая важная роль мужчины в семье состоит в том, чтобы быть фигурой власти, он должен распоряжаться, дисциплинировать и принимать решения. Хотя это имеет свою ценность, одна из основных обязанностей родителей – воспитывать. Это действие приходится передавать матери и другим членам семьи. Установление границ, правил и требований для его выполнения — совместная работа обоих супругов!

Близкий папа, открытый для диалога, ласковый, даст позитивный образ мира, придав ребенку чувство защиты в те годы, когда очень важно его иметь. Напротив, карающий, далекий и авторитарный родитель порождает страх и неуверенность, и в будущем его дети столкнутся с жизнью, более обременительной, более страшной и с большей вероятностью неудачи.

Отец как дверь в мир. Снова традиция показывает, что мать дает любовь и заботу той, которая остается в доме. Отец указывается как на человека, обращенного к миру; но есть тенденция, что женщины берут на себя другие обязанности, и также идут на работу. Несмотря на это, отец — очень важная фигура в соединении детей с внешним миром, в мире труда, учебы, политики, спорта и т. д.

Какие задачи у папы?

Контролируйте задачи, посмотрите, хорошо ли дети учатся, какой тип помощи требуется. В школьном возрасте роль отца очень важна. Когда дети начинают ходить в школу, отец становится фигурой поддержки и мотивации. Было замечено, что дети с отсутствующим отцом (его нет или он проводит с ними мало времени), гораздо хуже учатся. Позже, в период полового созревания, дети нуждаются в большей близости и поддержке, чем когда-либо прежде. Идея состоит в том, чтобы следить, поддерживать и стимулировать малыша, а не контролировать или наказывать, поскольку равнодушные родители склонны генерировать в детях равнодушие к успеху в школе и творчестве.

Источник:
Тип семейного воспитания
Что такое семья: типы воспитания семьи, ориентация семьи. Быть родителями: как выполнить эту роль? Функции отца и матери в воспитании ребенка
http://mama.guru/razvitie-detey-ot-goda-i-vospitanie/tip-semeynogo-vospitaniya-sovremennaya-semya-i-metody-vospitaniya.html

COMMENTS