Воспитание любви к семье

Воспитание любви к природе в семье

Воспитание любви к природе в семье. Именно в семье закладываются азы об окружающей действительности.

Просмотр содержимого документа
«Воспитание любви к природе в семье»

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«Воспитание любви к природе в семье»

Семья для ребенка — это место его рождения и основная среда обитания. В семье у него близкие люди, которые понимают его и принимают таким, каков он есть. Семья — это для ребенка школа отношений с людьми. Именно в семье ребенок получает азы об окружающем мире, откладываются представления у ребенка о добре и зле. С близкими он переживает чувства любви, дружбы, долга. По своей природе семейное воспитание основано на чувстве. Чувства любви со всей гармонией различных нюансов его проявления сопровождают ребенка в семье, начиная с внутриутробного развития до взрослости. Эта гамма чувств благотворно влияет на развитие и воспитание ребенка: дает ему проходящее ощущение счастья, нежности существования, чувство защищенности от внешних невзгод, а в лице родителей — помощников, советчиков, старших друзей.

Семейное воспитание продолжается всю жизнь человека, в любое время суток. Его благотворное влияние ребенок испытывает даже тогда, когда вне дома: в школе, на отдыхе. Дети очень любознательны. Они задают массу вопросов: «Что это?», «Зачем оно?», «Какое оно?», «Почему?». На все детские вопросы надо стремиться отвечать серьезно, доступно. Никак нельзя от них отмахиваться, перекладывать ответ на потом. В этих вопросах выражается качественно новый этап развития детей, их мышления. Очень эффективным для развития детей являются прогулки в природу.

Удивительный мир природы. Он встречает ребенка морем звуков, запахов, сотней загадок и тайн, заставляет смотреть, слушать, думать. В сердце каждого из нас с детства остаются нежные и щемящие воспоминания: узкая тропинка в лесу, пронизанном особым светом, наполненном звуками и запахами; тихий пруд с зелеными берегами и голубым отражением небес; золотистое поле пшеницы в знойный летний день; крошечный кузовок, доверху заполненный земляникой. Эти памятные картины согревают сердце во взрослой жизни, соединяя тонкими невидимыми нитями с детством, где было так много света и красоты. А если бы ничего этого не было, и вы никогда не бродили по шелковым травам, не видели разноцветья лугов, не смотрелись в лесные озера — зеркал, не слышали соловьиных трелей, потому что детство было отгорожено от живой природы безразличным отношением к ней взрослых, дефицитом жизненного пространства?

Человек — это часть природы, без взаимодействия с которой его жизнь не может быть полноценной. Благодаря природе развивающийся организм постепенно накапливает здоровье и силы. Мир движений и мир природы, объединяясь, становятся мощным средством разностороннего развития ребенка в условиях психологического комфорта. Необходимо взрослым организовывать с детьми прогулки — походы с целью глубокого познания окружающего мира. Каждый поход должен стать эмоционально значимым событием в жизни детей, поэтому необходимо тщательно отбирать разнообразные, интересные маршруты путешествий, обеспечивающие тесное общение с природой.

Природа полна необыкновенных чудес. Она никогда не повторяется, поэтому следует учить детей искать и находить новое уже в известном. Приобщение ребенка к самостоятельному посильному труду, его знакомство с работой- взрослых является важнейшим средством формирования именно нравственных основ личности ребенка, ее гуманистической направленности, волевых качеств. Непосредственное общение с живой природой дает ребенку более яркие представления, чем книжки и картинки. Поэтому уже в группах раннего возраста создаются условия для повседневного общения детей с природой, организуются уголки природы, где дети имеют возможность наблюдать.

Человеческая деятельность в последние годы наносит всё больший ущерб природе – это и загрязнение, и чрезмерное нерациональное расходование её ресурсов.

Деятельность человека в природе должна быть разумной: охраняющей и созидающей. Это отношение к природе нужно воспитывать у детей с ранних лет. Именно с ранних лет человек начинает познавать красоту, разнообразие природы.

Основы характера, жизненная позиция ребёнка закладываются в семье. И чтобы объяснять детям, как беречь природу, чтобы привить им какие-то природоведческие навыки, очень важен личный пример родителей! Их бережное, любовное, заботливое отношение к природе.

В воспитании у ребёнка бережного отношения к природе нет и не может быть мелочей. Сорванный просто так цветок, пойманная из любопытства бабочка, растоптанный жучок – всё это при безразличном отношении со стороны взрослых может привести к крайне нежелательным последствиям.

Любовь детей к природе начинается с осмысления её ценностей. Поэтому прежде всего нужно показать познавательную и эстетическую ценность природы. Благодаря этому со временем и разовьётся бережное, ответственное отношение к окружающей природной среде.

Каждая семья располагает всеми возможностями для того, чтобы пробудить, развить у ребёнка интерес к жизни природы, потребность постоянного общения с ней.

Большое воспитательное значение имеют регулярные семейные поездки в лес, поля, на реку или озеро. Ребёнок, под благотворным влиянием родителей, постепенно воспринимает красоту и прелесть природных ландшафтов, вникает в таинства жизни природы. В непосредственном соприкосновении с природой у детей развивается наблюдательность, любознательность, интерес к природным объектам.

Очень большое значение имеет чтение вслух книг о природе, жизни животных. Вовлекая ребёнка в обсуждение прочитанного, взрослые разъясняют непонятные моменты, направляют его мысли и интересы на жизнь природы.

Особенно ребёнка тянет к животным. Он страстно желает иметь и опекать какое-либо живое существо. Содержание в доме животного связано с дополнительной нагрузкой и трудностями. И всё-таки, трудно переоценить воздействие, которое оказывает на формирование личности ребёнка общение, забота и уход за слабым живым существом. С животными ребёнок может эмоционально общаться — играть и разговаривать. Игры с братьями меньшими (особенно с собаками и кошками) тренируют детей физически. Ребенок становится более подвижным и ловким, совершенствуется его моторика и координация движений. Наличие животного в доме делает дружнее и сплочённее семью.

Так же огромное значение имеет художественно-творческая деятельность детей. Лепка из глины, пластилина, все виды аппликаций, конструирование с применением круп, теста и природных материалов, рисование с помощью растительных элементов – всё это способствуют воспитанию любви к природе у дошкольников. Стремление сделать красивее, лучше влияет на мир чувств, позволяет раскрыть творческий потенциал, повышает уровень развития речи у дошкольников, дети учатся создавать, учатся понимать и видеть красоту и богатство природы.

Экологическое воспитание будет действеннее только в том случае, если в семье существует постоянное, каждодневное общение взрослых с детьми. Не жалейте своего времени на игры с домашними животными, на ботанические эксперименты, на чтение добрых стихов и рассказов о природе, на прогулки. И тогда ваши дети и во взрослой жизни будут осознанно и заботливо относиться ко всему живому и неживому на Земле.

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Воспитывайте у детей любовь и бережное отношение к растениям и животным, учите их правильно вести себя в лесу, в поле, у водоемов. Рассказывайте, как губительно действует на обитателей леса шум. Из-за шума птицы бросают гнезда, а лесные зверюшки убегают из леса. Поэтому в лесу, да и вообще в природе, необходимо соблюдать тишину. Рассказывайте детям об опасности пожаров и о том, что нельзя портить деревья, разорять гнезда, добывать березовый сок, засорять территорию пойм, водоемов битым стеклом, разорять муравейники и еще многое другое.

Уже в дошкольном возрасте дети должны УСВОИТЬ и ЗНАТЬ:
– надо охранять и беречь полезные виды растений, животных,
– надо осторожно вести себя в природе, помнить, что в лесу, в поймах, в речке живут постоянные жители (птицы, рыбы, животные, насекомые), для которых эта среда – родной дом! Поэтому нельзя разрушать его, портить растения, собирать цветы, мусорить, шуметь; нельзя забирать живые существа из места их обитания;
– надо заботливо относиться к земле, воде, воздуху, поскольку это среда, где существует все живое;

– воду следует расходовать экономно, ведь она нужна растениям, животным, людям. Нельзя загрязнять водоемы, разжигать костры на их берегах.

1. Т.М.Бондаренко «Экологические занятия для детей 5-6 лет».Воронеж, 2002.

2. Т.М.Бондаренко «Экологические занятия для детей 6-7 лет».Воронеж, 2002.

Н. А. Рыжова «Наш дом – природа».- Москва, 2006.

Источник:
Воспитание любви к природе в семье
Воспитание  любви к природе в семье. Именно в семье закладываются азы об окружающей действительности.
http://multiurok.ru/files/vospitaniie-liubvi-k-prirodie-v-siem-ie.html

Женские беседы и новости шоу-бизнеса

На этом женском сайте я публикую все, что мне интересно: скандалы и новости шоу-бизнеса, истории женского успеха и особенности привлекательных женщин!

Здравствуй, весна! И здравствуйте, уважаемые посетители самого семейного Ловеласа!

В сегодняшней статье речь пойдёт о самых прекрасных семейных отношениях отцов и детей. Воспитание любви к семье является основополагающей для проекта LOVElus.com, поэтому миновать стороной такие замечательные отношения мы просто не в силах.

Итак, взаимоотношения между папой и ребёнком являются одним из самых удивительных моментов нашей жизни. Теплота, которую видит мама при контакте отцов и детей, не может остаться незамеченной. Но даже в этих, казалось бы, безупречных отношениях могут быть проблемы. Но обо всём по порядку.

О чём думает мужчина, который узнаёт, что скоро станет папой? Отцы и дети, любовь, воспитание ребёнка? О, я прошу вас!

Первое, что приходит в голове будущему папаше, так это приставучие и пугающие мысли вроде: а смогу ли я обеспечить свою семью? А готов ли я к появлению ребёнка? Хороший ли из меня выйдет папа? Где мы будем жить? Достанет ли у меня средств для качественного образования своих детей? Хочу ли я быть папой?

Именно сомнение и неготовность оказываются причинами первых трещин, возникающих в отношениях между отцом и ребёнком. Многие мужчины, получив статут папаши, начинают реже проводить время дома, чаще «зависать» в компании друзей, интуитивно задерживаться на работе и так далее. Ребёнок начинает страдать от нехватки папиного внимания.

Разумеется, любая мама не сможет отнестись к этому спокойно. Но терпение не резиновое, как говорится, а потому часто такие ситуации приводят к трагическому исходу – разводу. А что после развода? Матерям приходится просить неудавшихся отцов видеться с детьми, чтобы их эмоциональное состояние не подвергалось опасности.

Да, именно эмоциональный фон страдает в первую очередь, когда дети растут без отца. Где она, крепкая папина рука, которая научит работать с молотком? Где папин кулак, который даст за тебя сдачи в начальных классах? Где, наконец, папина поддержка, когда ты впервые крутишь педали? Если её нет, дети могут вырасти неуверенными.

Более того, отсутствие отца в детстве может способствовать наработке определённых негативных стереотипов поведения, формированию модели поведения у ребёнка, при которой он на подсознательном уровне будет избегать отцовства.

Следует понимать, что наличие папы в семье одинаково важно как для мальчишек, так и для девочек. Отношения отцов и детей — тема любви, которая всегда будет актуальна.

Сегодня во многих семьях существует мнение, что роль отца в период подрастания малыша не так высока. Мама может сказать, что папа ничего не знает о том, как нужно ухаживать за ребёнком, не знаком со многими премудростями материнского дела и вообще может всё испортить. Папа же вполне может отказаться от активного участия в воспитании, спихнув всё на стереотипную модель женского поведения: дескать, мужчинам не положено заниматься ребячеством и сидеть с ребёнком.

А ведь именно на этом этапе и начинает погибать, ещё не успевшая укрепиться, любовь к семье. Безусловно, прежде всего, в семействе отец играет роль добытчика и защитника. Однако, отсутствие папиного внимания в младенческом возрасте негативно сказывается в перспективе — отношения между отцами и детьми ослабевают с каждым днем. Детишки, которые были обделены в детстве отцовской заботой и уважением, нередко вырастают закомплексованными, а иногда и феминными мальчиками.

Поэтому важно понимать, что воспитание любви к семье нужно с первых дней жизни малыша. Отчуждение и нежелание остро чувствуется ребёнком. Авторитет отца как главы семейства непременно должен базироваться на ласке и внимании по отношению к детям. А как часто бывает в семьях? Если ребёнок не слушается или сделал что-то нехорошее, в целях воспитания мама начинает пугать его папиным ремешком или угрозами о том, что если папа увидит – несдобровать. Таким образом, из пап рисуются «чудовища», которые всегда рады наказать малыша.

Ещё один вариант нежелательного сценария: глава семейства часто задерживается на работе. В этом случае важно не потерять контакт, не ограничивать отношениям между отцом и ребенком. Если он будет видеть папу только лежащим на диване по выходным, это может сформировать в подрастающем сознании определённую модель поведения. Точно так же папа превратится в отдалённого человека, который редко «попадается» на глаза, а больше всего на свете любит смотреть телевизор, лёжа на диване.

Чтобы исправить подобное, занятому папе не помешает проявить постоянное внимание к детям. Если вы задерживаетесь на работе, обязательно звоните домой, интересуйтесь делами детей, как они провели день. Это не всегда легко, но это и есть воспитание любви к семье у ребенка. После рабочего дня непременно позанимайтесь с детьми: поиграйте, сделайте что-нибудь вместе, просто проведите время вместе. Подрастающему ребёнку важно понимать, что папа не далёкий человек, а такой же родной, как мама.

Подобная практика и внимательное отношение помогают успешно сформировать любовь к семье и укрепить отношения между отцами и детьми.

Источник:
Женские беседы и новости шоу-бизнеса
Как вырастить ребенка, который любит свою семью? В этом вопросе важно не потерять роль отношений между отцами и детьми — ведь часто папа является примером…
http://lovelus.com/news/otcy-i-deti-tema-lyubvi/

О воспитании детей, «безусловной любви» и родительской строгости

О воспитании детей, «безусловной любви» и родительской строгости

Беседа с семейным психологом Ольгой Лысовой-Бродиной

Воспитание из всех святых дел – самое святое.

Мне не раз приходилось исповедовать людей перед смертью. В своих исповедях они никогда не сокрушаются о том, что не заработали лишний миллион, не построили роскошный дом, не добились успеха в делах. Но люди в последние часы сокрушаются в первую очередь о том, что не смогли сделать какое-то добро, помочь, поддержать родных, близких, даже случайных знакомых. А второе, что мучает перед смертью почти всех, – это то, что уделяли мало внимания детям.

Что делать маме или папе, которые и от природы не обладают педагогическим талантом, и от своих родителей восприняли неверную модель воспитания, тем, у кого больше вопросов, чем интуитивных прозрений? Книжки читать, конечно. Так сказать, «алгеброй гармонию поверять». Книжки очень вдохновляют. Кажется, сейчас вот пойду и всё сделаю правильно. Но на деле всё не так просто: знания, почерпнутые из книг, встречают часто серьезные, а иногда непреодолимые препятствия в нашей натуре, привычках, глубоко укоренившейся педагогической модели, воспринятой от родителей, усталости, сосредоточенности на себе, на жизненных проблемах.

Кроме того, мне кажется, нам часто не хватает не какого-то специфического педагогического дара, а простых общечеловеческих качеств: остроумия, доброты, любви, собственно. Дети, даже с самым сложным характером, очень любят веселых, добрых, «легких» взрослых.

Так что же делать тем, кто родители, но не гении, уже мамы и папы, но еще даже не умелые ремесленники? Тем, кто понимает, что трудность воспитания не столько в детях, сколько в них самих? Ведь, скажем, остроумие – это дар, доброта и любовь приобретаются многолетним подвигом, а неправильных и, может быть, губительных шагов за это время можно сделать немало.

Эти и другие вопросы о делах родительской любви мы адресуем православному семейному психологу Ольге Лысовой-Бродиной.

Любви и доброте можно учиться вместе с детьми, поддерживая друг друга душевно и молитвенно

Чтобы не загонять себя в тупик, надо не забывать, что любви, доброте, деликатности можно учиться вместе с детьми, поддерживая друг друга душевно и молитвенно. И что никогда не поздно заняться педагогическим самообразованием. Психологам часто приходится сталкиваться и с серьезными запущенными ситуациями, когда оскудение любви между детьми и родителями доходит до взаимной неприязни, до открытого противостояния, а порой и до вражды. И даже в таких ситуациях нельзя опускать руки. При оскудении любви между родителем и ребенком (часто это происходит, когда ребенок становится подростком) может помочь совет преподобного Амвросия Оптинского: «Если хочешь иметь любовь, то делай дела любви. Господь увидит твое желание и старание и вложит в сердце твое любовь». И не только в родительское сердце, но и щедро ребенку дарует любовь к родителям, уважение и благодарность!

– Так ведь на том этапе духовного становления, когда любовь исходит из не преображенного страстного сердца, понять, чтО в каждой конкретной ситуации будет «делом любви», а чтО может навредить, часто бывает весьма непросто, особенно если речь идет о детях.

Одно из самых главных дел родительской любви – это очищение своего сердца от страстей

Очень важно получить пусть даже самые минимальные педагогические и психологические знания

А чтобы творчески, гибко и мудро подходить к вопросам воспитания, необходимо иметь богатую педагогическую палитру. Поэтому очень важным делом родительской любви является получение пусть даже самых минимальных педагогических и психологических знаний. Сегодня есть много возможностей получить базовые знания: это и книги, и интернет, и посещение психолога или педагогического семинара. Всё это поможет избежать многих грубых ошибок и перейти от примитивной и поверхностной (так называемой кустарной) педагогики к творческой и созидательной.

– Как вы считаете, с каких тем лучше начать свое самообразование родителям, на какие из них обратить внимание в первую очередь?

Нужно не забывать говорить детям теплые и ласковые слова, не дожидаясь прилива тепла и нежности

– Думаю, многие любящие родители просто не умеют выразить свою любовь, а лишний раз сказать ласковое слово боятся из опасения разбаловать своего ребенка, думая, что строгий тон удержит его от капризов. А многие просто от природы неласковы и считают, что ежедневная забота о детях и есть выражение родительской любви. Но некоторую дисгармонию в отношениях должны чувствовать и такие родители.

– Конечно, ведь теряется возможность построить теплые доверительные отношения. А без этого процесс воспитания становится похожим на дрессировку.

Если мы чувствуем, что излишне рациональны и холодны, то надо взять за правило хотя бы раз в неделю отложить все дела, сесть рядом с ребенком, обнять его и сказать ему о своей любви, спросить, нужна ли в чем-то помощь. А если он не захочет обняться, то попросить просто вместе попить чаю и спокойно, никуда не спеша, поговорить – без назиданий и оценивания – по душам, посмотреть хороший фильм, поделиться впечатлениями. Мы часто переоцениваем силу обличающего слова и строгих, пусть даже самых правильных вразумлений и недооцениваем силу простой теплой родительской улыбки и доброго ласкового ободрения. А ведь именно они вместе с нашей молитвой о детях способны творить чудеса.

Несколько лет назад меня очень порадовала одна мама. Мы ехали в метро, и она рассказывала мне о серьезном кризисе своей подросшей дочери, о ее резкости, прогулах, сложных отношениях с молодыми людьми, желании бросить учебу в медицинском колледже. Я стала ей говорить о том, что будем помогать дочке пережить этот трудный период, что надо с ней пообщаться психологу, а окружающим запастись терпением… Вдруг мама достала телефон и стала писать смс. Через минуту пришел ответ. Она заулыбалась. У нас очень близкие отношения, и она показала мне переписку. Там было всего по одной фразе в каждой: «Я тебя люблю!» – и ответ: «И я тебя». Сейчас они лучшие подруги, дочка стала медсестрой, готовится поступать в медицинский институт, вышла замуж и стала мамой.

В завершении первой беседы мне хочется привести слова выдающегося исследователя темы любви – философа и психолога Эриха Фромма:

«Установка, что нет ничего проще, чем любить, представляет собой наиболее широко распространенную концепцию любви, несмотря на сокрушительную очевидность обратного… Если бы речь шла о любой другой деятельности, люди стремились бы во что бы то ни стало выяснить причины неудачи… Первый шаг в этом направлении – уяснить себе, что любовь – это искусство… Если мы хотим научиться любить, мы должны поступать так же, как если бы мы хотели овладеть любым другим искусством… Кроме изучения теории и практики есть еще и третий фактор: овладение искусством должно быть делом совершенно исключительной важности; не должно быть на свете ничего важнее этого искусства».

Безусловная любовь

Что же понимается под словами «безусловная любовь»?

– Недавно по одному из каналов для родителей крутился ролик с педагогическими правилами. Одно из основных выглядело так: необходимо принимать ребенка таким, какой он есть, со всеми его достоинствами и недостатками. И точка. Ничего больше. У любого думающего человека возникает сразу масса вопросов. Основной из них: зачем же я приму его недостатки? кто же поможет ему с ними справиться? Чтобы найти ответ на эти вопросы, имеет смысл обратиться к истокам понятия «безусловная любовь» и истории его развития в психологии и педагогике. Любовь – это слишком большое и слишком глубокое понятие, чтобы быть полностью понятым, измеренным и описанным словами, а это, в свою очередь, вызывает массу неправильных представлений.

Прежде чем разбираться с нюансами, давайте попробуем понять, что же подразумевается на самом деле под таким красивым и терапевтическим словосочетанием, как безусловная любовь.

В толковом словаре С.И. Ожегова мы видим следующее толкование смысла слова любовь: «Любовь – чувство самоотверженной, сердечной привязанности». Это определение сразу же отсылает нас к теме жертвенной безусловной любви. Как первый пример такой любви Ожегов приводит материнскую. И это удивительно точно. История понятия безусловной любви напрямую связана с чудом материнства Пресвятой Богородицы. Ведь именно благодаря Ее чистоте и кротости жертвенная и безусловная Любовь смогла воплотиться на земле. И именно Пресвятая Богородица является ее первым примером и источником (вспомним икону «Живоносный Источник»).

Свое начало понятие безусловной любви берет в христианском мировоззрении. Наиболее полно оно раскрывается в притче о блудном сыне

Свое начало понятие безусловной любви берет в христианском мировоззрении. Наиболее полно оно раскрывается в притче о блудном сыне, так как именно в ней особенно ярко звучит тема всепрощающей любви Бога к человеку, существующей независимо от послушания и любви человека к Богу! И любовь эта жертвенная, крестная. Ее абсолютное воплощение мы видим в любви Христа, отдающего Свою жизнь за каждого из нас, независимо от того, как мы ответим на нее. Откликнемся, начнем меняться и захотим войти в пространство Вечной Любви или пойдем путем развития и удовлетворения своих страстей. Именно Евангелие является основным путеводителем в мир безусловной любви.

К этой теме мы еще не раз обратимся в следующих беседах. А сейчас рассмотрим, как это понятие трансформировалось в философии, психологии и педагогике.

В 60-х годах XX века в Америке зарождается гуманистическая психология. Эта психологическая школа и явилась той площадкой, на которой развивалось западноевропейское понятие безусловной любви.

Термин гуманистическая психология был предложен группой психологов, которые в начале 60-х годов XX века под руководством Абрахама Маслоу (1908–1970) в Америке объединились с целью создать теоретическую альтернативу двум наиболее важным психологическим теориям – фрейдизму и бихевиоризму. В противовес тем направлениям, оценивающим человека как полностью зависимого либо от окружения, либо от бессознательных инстинктов, гуманистическая психология рассматривает его как ответственного за свою судьбу, свободно делающего выбор среди предоставленных возможностей, стремящегося к самосовершенствованию, находящегося в процессе становления, изменения на протяжении всей жизни. В антропологической концепции Маслоу человек – единое уникальное организованное целое. Эта школа изучает психически здоровую личность, достигшую вершины своего развития, предела самоактуализации.

Гуманистический подход

Гуманистическая психология исходит из постулата, что человек по своей природе хорош и ему просто не надо мешать

Духовно-ориентированный глубинный подход

Православное мировоззрение в корне отличается от гуманистического

Православное мировоззрение в корне отличается от гуманистического, так как кроме светлого и добродетельного начала рассматривает и глубинную поврежденность человека и говорит нам о первородном грехе, о родовых повреждениях, о страстях и личном грехе как основном препятствии к безусловной любви и у родителя, и у ребенка. Святоотеческое учение о природе человека говорит нам о том, что душа часто бывает настолько опалена страстями, что, даже понимая умом необходимость проявления любви, тепла, терпения и развития прежде всего добродетельной части души ребенка (а если и наказания, то редкого и без злобы), родитель не может применить это на практике. Ему не хватает мудрости и сил, он остро нуждается в Божественной помощи.

Поэтому в духовно-ориентированном глубинном подходе к воспитанию понятие безусловной любви мы будем рассматривать с нескольких сторон, так как оно содержит в себе гораздо больше составляющих, чем их видит западноевропейская гуманистическая школа. Это и евангельские корни, и темы образа и подобия Божиего в человеке, и свободы, и мудрой строгости, и уважения к личности ребенка, и тема страстей и греха, врачующихся посредством стяжания Благодати.

Безусловная любовь – это самая высокая планка, которую может поставить перед собой родитель, это прекрасная цель, о которой мы читаем у апостола Павла:

«Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; всё покрывает, всему верит, всего надеется, всё переносит. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут» (1 Кор. 13: 4–8).

В молитвах к Богоматери о наших детях мы соприкасаемся с тайной безусловной любви и получаем возможность положить ей начало

Самым прекрасным примером безусловной родительской любви является кроткая, светлая и жертвенная любовь Богородицы. Именно в молитвах к Ней о наших детях мы соприкасаемся с тайной безусловной любви и получаем возможность положить ей начало и возрастать в ней. Сердцем же ее является Христос, а единственно верным основанием и фундаментом может быть только смиренномудрое устроение.

Камни преткновения

Основная проблема, возникающая у многих родителей, которые узнают о безусловной любви, заключается в том, что может показаться, будто бы безусловно любить – это принимать ребенка таким, какой он есть, включая и все его недостатки. Это ошибочное умозаключение становится камнем преткновения на пути к безусловной любви, смущает и запутывает, особенно когда дело доходит до практики. Дело в том, что любить ребенка безусловно – это любить не за ЧТО-ТО, а просто за то, что он есть. Любить с благодарностью Богу за чудесный дар родительства. Любить просто так.

Видеть негативные стороны ребенка и помогать ему с ними справляться – неотъемлемые составляющие безусловной любви!

Более того, что касается негативных сторон, которые есть у каждого, то видеть их и помогать ребенку с ними справляться – неотъемлемые составляющие безусловной любви! Разрушает безусловную любовь не строгость, а родительские злоба, нетерпение и энергия осуждения.

Если мы обратимся к Божественной педагогике, примеры которой даны нам Богом в Евангелии, то увидим, как именно мы призваны бороться со страстями и грехом у детей. Первое – дать знания о природе человека, рассказать, с чем именно необходимо бороться (о страстях и греховных помыслах) и почему, просвещать ум и сердце святоотеческими знаниями о нашей вечной душе. Важно не только рассказывать о страстях, но и вдохновлять на духовную внутреннюю работу, ставить перед собой и ребенком прекрасные светлые цели, раскрывать тему Любви Бога к нам и нашей любви к Нему и ближним. Господь давал все эти знания в притчах и заповедях блаженства, и мы должны передать их детям.

Важно не только рассказывать ребенку о страстях, но и вдохновлять его на духовную внутреннюю работу

Очень важно впускать кислород любви, молитвы и радости в отношения! У недавно прославленного старца Паисия есть такой пример:

«Родители, насколько могут, должны объяснять детям доброе по-доброму: с любовью и с болью. Помню одну мать, которая, видя, что сын вел себя плохо, со слезами в глазах и с болью говорила: “Не надо делать этого, мой золотой ребенок”. И видя такой пример, ее дети учились подвизаться с радостью, чтобы избегать жизненных искушений, не пасовать перед трудностями, но преодолевать их молитвой и доверием к Богу».

Чтобы оставаться в поле безусловной любви, необходимо четко выстроить для ребенка границы дозволенного и наказывать его без злобы и оскорблений

Но бывает, что этого недостаточно, ребенок после долгих увещеваний продолжает упорно игнорировать просьбу или запрет. И тогда необходима мудрая строгость и даже ощутимое наказание. Но чтобы оставаться при этом в поле безусловной любви, необходимо четко выстроить границы дозволенного и наказывать без злобы и оскорблений. Есть известное святоотеческое изречение, которое очень емко объясняет, почему всё сказанное в гневе, со злобой чаще всего не усваивается, не принимается душой: «Правда без любви – клевета».

И тут мы подошли к следующему камню преткновения – родительскому гневу, который детское подсознание и душа воспринимают как нелюбовь. Именно страсть гнева чаще всего, объединяясь с гордостью и нетерпением, не дает родителю создавать в семье пространство безусловной любви. Преподобный Паисий Афонский очень образно говорит об этом:

Энергия гнева и гордости, дух фарисейства в общении вызывают противостояние у детей (особенно чутко реагируют и резко защищаются от них подростки), а энергия безусловной смиренномудрой любви, молитва, добрый юмор и творческий подход вызывают любовь, уважение и изменения к лучшему.

Что же может помочь нам создать пространство безусловной любви? Прежде всего, это желание укутать теплом душу ребенка, стремление к мирному решению возникающих проблем, сердечность, снисхождение к немощам, великодушие, молитвенное терпение, строгое отношение к себе и милостивое к ребенку. Также желание помочь, войти в его боль и разделить ее, тепло поддержать. А в случаях, когда необходимо ребенка вразумить и остановить, на помощь может прийти мудрая строгость, в основании которой лежат глубокое уважение к личности ребенка и деликатность. При создании в семье пространства безусловной любви особое место занимает просвещение ума и сердца ребенка мудрыми святоотеческими знаниями о душе и Царствии Божием в ее глубине, о спасительной тайне смирения и жертвенной Любви.

Источник:
О воспитании детей, «безусловной любви» и родительской строгости
О воспитании детей, «безусловной любви» и родительской строгости Беседа с семейным психологом Ольгой Лысовой-Бродиной Воспитание из всех святых дел – самое святое. Мне не раз
http://pravoslavie.ru/80788.html

Система работы — Ребенок и его семья — (о воспитании у детей любви и уважения к близким людям)

Система работы «Ребенок и его семья» (о воспитании у детей любви и уважения к близким людям)

Исходя из этих проблем, были выявлены противоречия:

  • между необходимостью сформировать у родителей и детей умение общаться на основе сотрудничества, научиться передавать опыт микрокультуры семьи и отсутствием педагогической системы работы по данной теме;
  • между желанием педагогов вооружить родителей знаниями и умениями, сформировать у детей правильное представление о семье и неумением сделать это.

Для разрешения этих противоречий была разработана система работы “Ребёнок и его семья”, целью которой является создание единого пространства детского развития. Эта система работы включает в себя несколько направлений и решает следующие задачи:

  • формирование у родителей и детей умения общаться на основе сотрудничества;
  • разработка и реализация игр и занятий на тему “Мой дом, моя семья” с целью воспитания любви и уважения к близким людям.

Для того, чтобы ребёнок рос и развивался, чувствовал эмоциональную близость и поддержку, имел интересную и содержательную жизнь в детском саду и дома, родителям и воспитателям необходимо объединить свои усилия и обеспечить малышу защиту, эмоциональный комфорт. Необходимо, чтобы родители стали полноправными активными партнёрами воспитательного процесса.

Для того, чтобы установить связь между домом и детским садом, в группе оборудованы домашние зоны. Эффект домашней обстановки достигается путём замены стандартной мебели на диваны, коврики, подушечки. Над диваном развешиваются семейные фотографии, на столиках размещаются альбомы. Такая обстановка способствует эмоциональному раскрепощению, ребёнок чувствует себя спокойно и уверенно. Чтобы каждый ребёнок имел в группе свою личную вещь, индивидуальное место, мамы сшили коврики и подушечки, украсив их аппликацией. Эти предметы используются в игровой деятельности, для совместных бесед. На такую подушечку можно было сесть на пол и обсудить вопросы, касающиеся жизни группы.

Для того, чтобы родители стали участниками воспитательно-образовательного процесса, в группе создаются центры активности. Центр кулинарии “Маленькая хозяюшка” был организован по инициативе мам, одна из которых каждую неделю учила детей готовить разные блюда: салаты, печенье, торты. Такие занятия заканчивались чаепитием. Работа в центре “Маленькая хозяюшка” способствовала развитию индивидуального творческого потенциала, как детей, так и родителей. В то же время эта работа развивает у детей элементарные трудовые навыки.

Становление родительства — длительный и нелёгкий процесс. Информирование родителей о жизни детей в детском саду, их участие в мероприятиях активизирует воспитательные умения, но кроме этого необходимо учить молодых родителей переосмысливать свои стереотипы и установки, развивать рефлексию, учить анализировать собственную деятельность. Всему этому способствуют методы активизации, формирующие рефлексию. Одним из таких методов стало обращение к опыту семейного воспитания. Родители участвовали в конкурсе на лучшее оформление материалов “Здоровый образ жизни”, победителем которого стала семья Санталовых. Семья Смагиных, Есиковых оформили книги-ширмы “Как мы знакомили своего ребёнка с природой родного края”.

Система занятий “Мой дом, моя семья” направлена на формирование у детей представлений о семье, о родственных связях, об обязанностях каждого члена семьи по отношению к остальным. Разработке и реализации системы предшествовала аналитическая педагогическая деятельность, которая была направлена, прежде всего, на изучение семейной микросреды, в которой воспитывается ребёнок.

Исследования проводились как с детьми, так и с родителями.

В работе с дошкольниками были использованы такие формы, как:

  • индивидуальные интервью с детьми;
  • беседы по художественным произведениям;
  • рассматривание картин;
  • эксперимент;
  • тестовые игры и др.

Так, для того, чтобы выяснить знания детей о семье, о том, какую роль дети отводят родителям в своей жизни, у детей старшей и подготовительной группы было взято интервью. Всего в опросе участвовало 40 детей. На вопрос: “Что такое семья?” — 80% детей старшей группы ответили “это жить вместе”, “это весь дом”. 20% детей затруднились ответить. Дети подготовительной группы ответили на вопрос более полно, более развёрнуто: “Семья — это когда кто-нибудь живёт вместе, когда хорошо”, “там живут 3 или 4 человека: муж, жена, сын, дочь”, “семья — это всё в одном месте, а не в разных точках, без семьи всё врассыпную, в каждом углу”. Большинство детей в понятие “семья” включает родителей, братьев и сестёр. 10% опрошенных детей включили в понятие “семья” бабушку и дедушку, так как проживают вместе.

Таким образом, индивидуальное интервью показало, что у детей понятие о семье неполное. С этим понятием дети связывают лишь совместное проживание детей и родителей.

У дошкольников не сформированы такие нравственные семейные аспекты, как:

  • помощь членов семьи друг другу;
  • семьи создаются, чтобы растить и воспитывать детей;
  • каждый член семьи связан особыми родственными отношениями.

На второй вопрос, предложенный дошкольникам: “Для чего нужны родители?”, 60% опрошенных ответили: “Чтобы готовить кушать и всё покупать”, “зарабатывать деньги”, “ухаживать за нами”, “покупать подарки”, “чтобы не умерли с голоду”, “делать для нас всё хорошее”. 20% детей считают, что родители нужны “чтобы защищать от бандитов, врагов, от краж, от разбойников”. И лишь 4 ребёнка отметили воспитательную роль родителей. Сюзанна: “Родители нужны, чтобы детей воспитывать, без них скучно и страшно, чтобы знали, что можно, а что нельзя”.

Таким образом, мы видим, что у многих дошкольников в понятие “родители” входит только потребительское отношение.

Для того, чтобы выяснить ценностные ориентации старших дошкольников, была проведена методика “Три желания”. Перед детьми ставилась воображаемая ситуация: “Если бы у тебя была золотая рыбка, и она могла исполнить три твоих желания, что бы ты пожелал?”. Ответы детей подготовительной группы были такими: 80% детей все три желания пожелали для себя (игрушки, сладости). Два ребёнка пожелали не только для себя.

1 — чтобы семья жила хорошо

2 — попугай Кеша никогда не умирал

3 — чтобы у нас была хорошая квартира

1 — чтобы у всех в мире было всё хорошо, дела хорошие

2 — книгу, которую мне 100 лет не прочитать

3 — самокат, мне очень хочется

В целом результаты теста показали, что у 80% детей преобладают эгоистические желания, и лишь 15% дошкольников заботятся не только о себе, но и об окружающих их близких людях.

Результаты анализа педагогической диагностики показали, что у большинства детей не сформированы нравственно-этические качества, преобладает потребительский подход к окружающим, не развиты эмпатические чувства.

Практика проведения занятий показывает, что если на первых занятиях дети не знали ответов на такие вопросы, как, «Где работают твои родители?», «Какие обязанности в семье у мамы, папы и у тебя?» и др. в дальнейшем после проведения занятий “Ты и твои родители”, “Никого роднее мамы в целом мире нет”, дети не просто овладели знаниями, но и в их отношении чувствовалось уважение к старшим, эмоциональная отзывчивость по отношению к ним. Ребёнок стал активным субъектом эмоционально-нравственных проявлений в разных видах деятельности, что является положительным результатом системы “Ребёнок и его семья”.

Источник:
Система работы — Ребенок и его семья — (о воспитании у детей любви и уважения к близким людям)
Система работы "Ребёнок и его семья" направлена на воспитание у детей дошкольного возраста любви и уважения к близким людям. Это достигается путём создания взросло-детского сообщества (педагоги — родители — дети), в результате которого родители становятся активными участниками воспитательного процесса, приобретают умения общаться с детьми на основе сотрудничества. Цикл занятий "Мой дом, моя семья" формирует у детей представления о семье, воспитывает уважение к старшим, развивает эмоциональную отзывчивость по отношению к ним.
http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/211879/

Тема: «Любовь и воспитание детей в семье»

Тема: «Любовь и воспитание детей в семье»

Покинут счастьем будет тот,

Кого ребенком плохо воспитали.

Побег зеленый выпрямить легко,

Сухую ветвь один огонь исправит.

Родительские чтения. Чего ждут от них учитель, родитель, ребенок? Конечно, в первую очередь, здесь должен быть конкретный, серьезный разговор об общих проблемах, основанный на прочном фундаменте полного взаимопонимания. Если хочешь, чтобы твои доводы были весомы и доступны, аргументы убедительны, а слова точно попадали в цель, готовя доклад, не раз и не два вспомнишь лица своих учеников, их родителей, стараясь выбрать верный тон разговора, точно подобрать тему.

Тема нашей беседы «Любовь и воспитание детей в семье». Воспитание детей – очень сложное, тонкое и ответственное дело. Работая классным руководителем, я заинтересована в том, чтобы оказывать помощь молодым родителям в овладении содержанием и организацией детей в семье. С целью изучения взаимоотношений родителей и учащихся использую различные тесты, анкетирование, проективные методики. Эффективность использования проективных методик состоит в том, что методики неоконченных предложений можно использовать, как для учащихся, так и для родителей. Учащиеся и родители дают ответ на одни и те же вопросы, это позволяет определить причины конфликтов во взаимоотношениях детей и родителей. Ни для кого, ни секрет, что несовпадение точек зрения, мнений родителей и детей может привести к конфликтным ситуациям и проблемам в воспитании ребенка.

Можно приводить много различных исследований, с помощью которых классный руководитель сможет вызвать у родителей интерес к воспитанию своих детей. Главное, чтобы родители усвоили одно очень важное и глубокое правило, продиктованное жизнью «Воспитание детей в семье – это обучение их умению обходиться без родителей».

актуализировать проблему воспитания детей в семье;

побудить родителей к тому, чтобы они задумались о стиле взаимоотношений со своими детьми;

содействовать формированию у родителей представлений об истинном родительском авторитете.

распространение положительного опыта воспитания;

предупреждение родителей от совершения наиболее распространенных ошибок;

привлечение родителей к активному участию в воспитательном процессе.

Ребёнок учится тому,

Что видит у себя в дому,

Родители пример ему.

Кто при жене и детях груб,

Кому язык распутства люб,

Пусть помнит, что с лихвой получит

От них всё то, чему их учит.

Готовясь к беседе, я заглянула в толковый словарь, чтобы уточнить смысл слова семья. И должна вам сказать, что семья – слово многозначное. Одно из лексических значений звучит так: «Семья – это группа живущих вместе родственников (муж, жена, родители с детьми)».

Действительно, семья – это одно из немногих мест, где человек может почувствовать себя личностью, получить подтверждение своей значимости и уникальности.

Семья даёт первые уроки любви, понимания, доверия, веры.

Родительская любовь, с одной стороны, доверие ребёнка к родителям – с другой, создают совершенно особые условия для познания мира человеческих отношений, прав и обязанностей.

Семья держится на любви. По этому поводу Конфуций писал: «Государство – это большая семья, а семья – это маленькое государство. И держится оно на любви». Умение любить, лежащее в основе стабильного брака, относится к важнейшим элементам нравственной культуры личности.

Поэтому родители должны учить детей видеть в любви красоту подлинных человеческих отношений. Способность к любви воспитывается с первых лет жизни ребёнка в родительском доме. Макаренко, например, считал, что настоящее чувство между отцом и матерью, их уважение друг к другу, помощь и забота, допустимые проявления нежности и ласки, происходящие на глазах у ребёнка, с первого года его жизни являются могучей движущей силой развития способности любить у детей. Постепенно, по мере взросления ребёнка, эта способность распространится не только на близких, но и на объект личных симпатий.

Цените в своём ребёнке индивидуальность, самостоятельность, то, что он у вас необычный, не ординарный, не такой, как все. Не бойтесь того, что он иногда не вписывается в общепринятые рамки. Психологи говорят, что тот, кто не вписывается в рамки, — талант. А талантливые люди – золотой фонд наций, их надо беречь.

Воспитывайте в ребёнке гордость: «Я есть в мире, я ценность!» Человек, который сам себя уважает, — уважаем другими, сам себя любит, — любим другими. Помните и то, что неуважения к себе ребёнок не прощает, и то, что любят не за что, а уважают за что-то.

Каждому ребёнку определите его «потолок», не совершайте насилия над личностью и здоровьем, заставляя его быть таким, как Маша, Петя, требуя стать только отличником, хорошистом. Главное, – какого человека растим.

Жалейте детей, когда им не повезло, когда поссорились с друзьями или задано много уроков.

Будете вы их жалеть, и они вас пожалеют. Тот, кому неведомо чувство жалости, — жалок сам. Не умеющий жалеть – опасный, страшный человек, для него не существует ничего святого. Доброта равносильна красоте, а жестокость, безжалостность равнозначны уродству. Добрый, сердечный, жалостливый человек ценился в любом веке, а в нашем, полном зла и насилия, — особенно. Помните также, что ничто так не отнимает силы, как жалость к себе и обвинение других.

Объясните детям, что каждый человек имеет право на ошибку, что на ошибках учатся и что только слабый человек не прощает ошибок, сильный признаёт их – он ориентирован на дело.

Умейте попросить прощения у ребёнка, если вы не правы, тогда и он будет уметь просить прощения. И что очень важно, учите иногда не замечать чужие просчеты, а больше работать над собой. Как в народе говорят: «В чужом глазу и соринку увидел, а в своём и бревно не замечает».

Принимайте себя и детей такими, как Бог дал; «с грехами, с ошибками», такими какие есть. Не дал Бог ребёнку высокого разума, пусть живёт с «низким», ведь он, как всё живое, хочет жить. Не коверкайте ему детство, ругая за неудачи в школе.

Помните, что показателем хорошего психологического климата в семье является работоспособность, здоровье, ощущение счастья, деловой мажор.

Жёсткие меры обращения с ребёнком только усиливают его дефекты. Одним из психологов было проведено исследование в нескольких тюрьмах и сделан вывод: все заключённые, совершившие самые жестокие преступления, с раннего детства были биты. Если вы наказываете своего ребёнка физически, значит, вы отнимаете у него самое главное – тепло родительского дома, радость жизни, делаете ребёнка сиротой при живых родителях. Где есть страх, там не может быть ни дружбы, ни доверия. Разрушая душевную связь между собой и ребёнком, родители готовят себе одиночество в будущем.

Учите детей быть сильными в этом жестоком мире, не оберегайте искусственно от трудностей, делайте им «прививку» с детства, прямо рассказывая о болезнях века. Чем раньше ребёнок пройдёт через трудности, тем лучше, так как внутренний мир человека выстраивается не только песней, улыбкой, но и размышлениями, отчаянием, а иногда и слезами.

Наблюдайте: если девочка в семье ближе к отцу, значит, в своей семье она будет счастлива. И ещё, на кого бы ни была похожа девочка внешне, в физическом развитии она повторит мать, её физическое совершенство и несовершенство. Помните, что девочки реагируют на слово, а мальчики – на дело, что женский организм – носитель стабильности, мужской – носитель изменчивости. Поэтому больше разговаривайте с девочками и больше практически работайте с мальчиками.

Ограничивайте отрицательную оценку действий ребёнка: она ранит, озлобляет, отталкивает, дети постепенно становятся равнодушными ко всему. Но не злоупотребляйте публичными оценками личности. Что греха таить: при детях мы порой говорим нелестно о ребёнке соседки, учительницы. Для детей это большая травма. Мудрые писали: как можно больше требования. Так давайте требовать, уважая, и уважать, требуя.

У любящих друг друга родителей воспитание идёт как бы само собой. В чём же дело? Давайте любить и быть любимыми.

Обратим внимание на ребёнка, который постоянно меняет одежду. Психологи говорят, что это признак общей неудовлетворённости собой, неверия в свои силы.

Мудрецы советуют: «Будьте осмотрительны к слову, чтобы оно не стало кнутом, который, прикасаясь к нежному телу, обжигает, оставляя на всю жизнь грубые рубцы». Слово матери, отца должно, прежде всего, успокаивать, вселять надежду. Воспитание ребёнка только тогда может быть полноценным, всесторонним и естественным, когда в нём участвуют оба родителя. Главное – это любовь мамы и папы к своему ребёнку, их преданность ему, желание ему только добра и счастья.

Ребёнок, окруженный разумной родительской любовью, растёт, чаще всего, дружелюбным, приветливым по отношению ко всему окружающему миру.

Уважаемые родители! Попробуйте ответить на вопрос: «Что значит «любить» детей?»

Любить детей – это значит их понимать. Есть такое понятие, как «воспитывающая любовь». Любовь, направленная на помощь человеку. От такой любви детям будет уютно и надёжно и в семье, и в школе.

Уважаемые родители! Мы не должны забывать о любви и воспитании детей в семье. Я думаю, многие со мной согласятся, что счастье семьи в детях. Ведь дети — это дополнение, обогащение жизни двух людей, связавших себя узами брака. Дети приносят радость и заботу, которые делают любовь между мужем и женой более глубокой, осмысленной, полной. Вспомним замечательные слова : «Ребёнок – зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца».

Я желаю счастья вашим семьям и успехов в воспитании детей, ведь дети – это не только наше будущее, но и наше настоящее.

Закончить своё выступление я хочу, прочитав стихотворение

С. Осиашвили «Посадите дерево».

Весёлое дерево листьями машет,

Весёлые дети под деревом пляшут,

И мне потому так спокойно на свете,

Что есть это дерево, есть эти дети.

Ведь этот мальчишка и эта девчонка –

Кровинка моя, колосочек мой, тонкий,

И дерево это – зелёное пламя –

Посажено было моими руками.

Кружится земля, наши годы уходят,

И этот порядок извечен в природе…

Но мы не исчезнем бесследно, как ветер,

Останутся наши деревья и дети.

Пускай они вместе растут и мужают

И землю в наследство от нас получают,

А чтобы она становилась добрее,

Научим детей – пусть сажают деревья.

Воспитайте мальчика, воспитайте девочку,

Чтоб на белом свете продолжаться вам.

Посадите дерево, маленькое деревце,

И оно потянется к небесам.

Самое дорогое, что есть в нашей жизни, — наши семьи, наши близкие. Храните мир и покой Вашей семьи! Мира и радости Вашему дому!

Спасибо за внимание.

Макаренко для родителей. – М., 1983.

Макаренко воспитание. – М., 1957.

Матенчек Э. Родители и дети.

О воспитании. – М., 1982.

Миллер по-настоящему любить детей.

Попов И. В семье растет ребенок. Начальная школа, № 1, 1994.

Мудрость воспитания. Книга для родителей -Бад, , . – М., Педагогика, 1987.

Источник:
Тема: «Любовь и воспитание детей в семье»
Тема: «Любовь и воспитание детей в семье» Покинут счастьем будет тот, Кого ребенком плохо воспитали. Побег зеленый выпрямить легко, Сухую ветвь один огонь исправит. Родительские
http://pandia.ru/text/80/015/38176.php

COMMENTS