Воспитание дошкольника в семье

Главные условия воспитания детей в семье

Как надо воспитывать своего ребенка? Как правило, родители ждут конкретного ответа на этот вопрос: воспитывать строго или снисходительно? наказывать или не наказывать? воспитывать авторитетно или по-товарищески? чувством или разумом? Эти и другие подобные вопросы, конечно, имеют право на существование, однако в настоящее время становится ясно, что вопросы эти не являются главными. Кроме того, с этими вопросами связано возникновение у родителей опасения, что воспитывать они не умеют, что что-то делают плохо, что-то уже неисправимо испортили, а сама эта неуверенность плохо отражается на воспитании детей.

Воспитание в широком смысле этого слова — это не только умышленное воздействие на ребенка в моменты, когда мы его поучаем, делаем замечания, поощряем, браним или наказываем. Часто значительно больше действует на ребенка пример родителей, хотя те свое влияние могут и не осознавать. Несколько слов, которыми машинально перебросятся между собой родители, могут оставить в ребенке значительно больший след, чем долгие поучения, которые часто не вызывают в нем ничего, кроме отвращения; точно такое же действие может оказать и понимающая улыбка, брошенное мимоходом слово и т. п.

Результаты исследований показали, что между детьми, которых воспитывали в строгости (с наказаниями) с детьми, воспитывавшимися более мягко (без наказаний) — если не брать крайние случаи — нет большой разницы. Следовательно, воспитательное воздействие семьи — это не только ряд целенаправленных воспитательных моментов, оно состоит в чем-то более существенном.

Что, собственно, остается в нашей памяти от детства, когда мы уже стали взрослыми, когда уже забываются отдельные случаи, происходившие с нами в этот период? Очевидно, в памяти остается что-то, что нас формировало прежде всего: какая-то особая атмосфера родного дома, связанная со многими ежедневными незначительными событиями, или страх, который мы переживали в связи со многими, непонятными для нас событиями. Именно такая спокойная и радостная или напряженная, полная опасения и страха атмосфера больше всего действует на ребенка, на его рост и становление, накладывает глубокий отпечаток на все его последующее развитие.

Само собой разумеется, что семейный климат меняется; на нем отражаются трудности, с которыми люди встречаются, что здесь не все время стоят солнечные дни. Многое меняется по мере того, как дети подрастают, а силы родителей убывают, они стареют. Как в природе, например, меняется погода, так меняется и семейная атмосфера — один день может быть ясным и солнечным, а другой — пасмурным, иногда может разразиться и гроза. И все-таки можно говорить о существовании определенного климата, характерного для той или иной семьи, он и составляет то главное, что в большей мере определяет эмоциональное, социальное и другие виды развития ребенка.

Мы уже говорили, что в воспитании ребенка решающую роль играет семейный климат, обусловленный взаимоотношениями членов семьи. Однако нельзя полностью отрицать значения воспитательных методов и приемов, с помощью которых родители целенаправленно воздействуют на ребенка. Разные позиции, с которых взрослые подходят к воспитанию своих детей, можно охарактеризовать следующим образом: прежде всего — это различная степень эмоционального участия, авторитетности и контроля за воспитанием детей, и, наконец, — это степень участия родителей в переживаниях детей.

Холодное, эмоционально нейтральное отношение к ребенку неблагоприятным образом отражается на его развитии, оно тормозит его, обедняет, ослабляет. В то же время эмоциональное тепло, в котором ребенок нуждается так же, как и в пище, не следует выдавать в избыточном количестве, заваливая малыша массой эмоциональных впечатлений, привязывая его к родителям в такой мере, что он становится неспособным оторваться от семьи и начать жить самостоятельной жизнью. Воспитание не должно стать идолом разума, куда чувствам, эмоциям вход запрещен. Здесь важен комплексный подход.

Следует подробнее остановиться на вопросах авторитета в воспитании детей. Еще в начале прошлого века воспитание ребенка сводилось к тому, что малыш должен был научиться, прежде всего, слушаться родителей, слушаться беспрекословно, ему следовало слушаться точно так же своих учителей, мастера, начальника, беспрекословно соблюдать законы, действовавшие в его обществе. Этот дух абсолютного слепого послушания сейчас полностью или частично исчез из наших семей. Сегодня мы являемся свидетелями уважительного отношения родителей к своим детям, большей демократичности их взаимоотношений. Демократизация общественных отношений, естественно, способствовала и развитию демократизации внутри семьи.

Однако не следует забывать, что семья является особым общественным институтом, где между родителями и детьми не может быть такого равенства, как между взрослыми членами общества. И хотя мы считаем, что сегодня следует предоставлять ребенку больше свободы, чтобы он был более самостоятельным, мог действовать с большей ответственностью, все-таки не следует забывать, что жизненный опыт ребенка еще слишком ограничен. Поэтому он должен знать, что есть определенная область, где он волен действовать свободно, но есть и другая, где он должен подчиниться. В тех семьях, где отсутствует контроль за поведением ребенка и он не знает, что правильно, а что — нет, из этой неуверенности вытекает и его собственная нетвердость, а иногда даже и страх.

Из сказанного вытекает и наш взгляд на роль наказаний в воспитании детей. Ребенок учится многое понимать таким образом, что ему ясно дают знать, что является правильным, а что — нет: он нуждается в поощрении, признании, похвале или иной форме одобрения в случае, если он поступает правильно, и в критике, несогласии и наказании в случае неправильных поступков. Дети, которых хвалят за хорошее поведение, но которых не наказывают при неправильных действиях, обычно учатся всему более медленно и с трудом. Такой подход к наказанию имеет свою обоснованность и является вполне резонной составной частью воспитательных мер.

При этом не следует забывать, что положительные эмоциональные переживания должны преобладать над отрицательными в процессе воспитания детей, поэтому ребенка следует чаще хвалить и поощрять, чем бранить и наказывать. Об этом родители часто забывают. Им иногда кажется, что они могут испортить ребенка, если лишний раз похвалят его за что-то хорошее; хорошие поступки они считают чем-то обычным и не видят того, с каким трудом дались они малышу. И родители наказывают ребенка за каждую, плохую отметку или замечание, принесенные им из школы, тогда как успеха (хотя бы относительного) они не замечают или намеренно недооценивают. На самом же деле им бы следовало поступать наоборот: за каждый успех ребенка надо похвалить и постараться не заметить его неудач, которые случаются с ним не так уж часто.

Далее в вопросе о наказании не следует забывать о том, что оно должно следовать сразу же за проступком. Если ребенок не знает, за что его наказывают, то и наказание не имеет никакого смысла и даже может принести ребенку вред.

Естественно, наказание никогда не должно быть таким, чтобы оно нарушало контакты между ребенком и родителями. Физические наказания, кроме скорее символических шлепков совсем маленького ребенка, не должны применяться, чаще всего они свидетельствуют о бессилии воспитателя. Физические наказания вызывают в детях чувство унижения, стыда и не способствуют развитию самодисциплины: дети, которых наказывают подобным образом, как правило, бывают послушными лишь под надзором взрослых, и ведут себя совсем по-другому, когда рядом с ними их нет.

Развитию сознательности скорее способствуют наказания «психологические»: если мы дадим ребенку понять, что не согласны с ним, что хотя бы на какой-то момент он не может рассчитывать на нашу симпатию, что мы на него сердимся и т. п. Чувство вины, пробужденное нами в ребенке, является сильным регулятором его поведения и тогда, когда ребенок остается без надзора взрослых. Необходимо помнить, что и чувство вины может быть слишком сильным, отчего начинает страдать любая активность ребенка. Каким бы ни было наказание, оно не должно вызывать в ребенке чувство, что он потерял родителей, что его личность унижена и отвергнута. Итак, можно сказать, что хотя наказание и играет определенную роль в воспитании детей, к нему следует прибегать с большой осторожностью.

Дети вообще очень верно изображают поведение своих родителей и весь семейный климат с помощью типичных ситуаций каждодневной семейной жизни. Некоторые ребята на предложенную тему: «Отдых семьи в воскресенье» рисуют сценку отдыха семьи, где все довольны и держатся за руки. Другие дети изображают семью, дружно сидящую за столом, где все вместе заняты чем-то интересным. Темой же иных детских рисунков становятся проявления взаимной грубости членов семьи, битье и угрозы. Не являются редкостью и рисунки, на которых ребенок изображает себя одиноким, изолированным от всех людей, или рисунки, где люди вообще отсутствуют, где родной дом пуст, похож на какую-то ночлежку, куда люди приходят лишь переночевать.

Семья с одним ребенком была раньше исключением, сегодня таких семей очень много. В некотором роде одного ребенка воспитывать легче, родители могут уделить ему больше времени и сил; ребенку также не приходится с кем-то делить любовь родителей, у него не возникает повода для ревности. Но, с другой стороны, положение единственного ребенка незавидное: ему не хватает важной жизненной школы, опыт которой лишь частично может восполнить его общение с другими детьми, но которую в полной мере нельзя заменить.

Однако влияние братьев и сестер на развитие ребенка не столь сильно, чтобы можно было утверждать, что единственный ребенок в своем социальном развитии обязательно должен отставать от ребенка из большой семьи. Дело в том, что жизнь в большой семье несет с собой ряд конфликтных ситуаций, которые не всегда удается правильно решить детям и их родителям. Прежде всего это взаимная ревность детей: наблюдения показали, что в больших семьях это обычное явление, что просто нет таких братьев и сестер, которые бы не ревновали друг друга. Однако большинство детей умеет преодолеть это чувство, найти путь к урегулированию своих взаимоотношений, хотя, может быть и не сразу.

Проблемы, обычно, возникают там, где родители неразумно сравнивают детей друг с другом и говорят, что один из детей лучше, умнее, милее и т. п. Очень часто ссоры между братьями и сестрами родители пытаются решить так, что ответственность за них обычно сваливают на старшего ребенка, который, с их точки зрения, должен быть разумнее, который во всем, что бы ни случилось, бывает виноват. Если ребенка все время и не в его пользу сравнивают с его братом или сестрой, если вину постоянно сваливают на него, у него возникает чувство несправедливости, горечи, гнева против того, кто к нему так относится.

Иногда родители считают, что ревности между братьями и сестрами не будет, если они справедливо разделят все между детьми и каждому из них дадут одинаковую долю вкусных вещей, игрушек, подарков и т. д. Однако вещи и предметы — это скорее повод для спора и зависти, чем их прямая причина. Очевидно, не так важно справедливо делить вещи, как сделать то же самое в отношении симпатии, похвал, — признания и восхищения, точно так же, как и брани и наказаний. Невыгодное положение старшего и младшего ребенка в семье также несет с собой ряд проблем. Конечно, у старшего ребенка должно быть больше обязанностей, но взрослым не следует забывать похвалить его, признавать его авторитет, что укрепит в нем чувство собственной значимости.

Однако надо следить и за тем, чтобы обязанности, которые возлагаются на старших детей, были им под силу и не в ущерб занятиям другими интересными делами. Старшие дети, сравнивая себя со своими товарищами, часто таят обиду на своего младшего братишку или сестренку, которых им приходится «таскать за собой», а оставшись с ним наедине, они могут и обидеть их. Младшие дети в таком случае в отместку начинают реветь громче обычного, жаловаться по каждому пустяку.

Родители, которым приходится решать мелкие детские споры, должны вести себя дипломатично. Им следует обращать внимание детей и на то, что какие-то невыгодные стороны, связанные с существованием братьев и сестер, компенсируются многими выгодными моментами. Хуже всего, конечно, если споры между детьми перерастают в конфликт между родителями, которые начинают упрекать друг друга в неумении воспитывать, в слишком снисходительном отношении к ребенку, в результате внутри семьи возникают враждебные группировки. Обвинять человека в том, что он плохо что-то делает — это значит вызвать чувство горечи или резкую реакцию с его стороны, что обычно не приводит ни к чему хорошему. Родители, умеющие жить в мире и согласии, являются лучшей моделью хороших отношений между детьми. Итак, семейные отношения учат ребенка умению найти путь к сосуществованию с другими людьми в духе дружбы и сотрудничества.

Семья — это не только родители и дети. Большую или меньшую роль в ней часто играют бабушки и дедушки, а иногда и другие родственники. Независимо от того, живут они вместе с семьей или нет, их влияние на детей нельзя упускать из виду.

Прежде всего следует сказать о помощи, которую оказывают сегодня бабушки и дедушки в уходе за детьми. Они заботятся о них, пока родители на работе, ухаживают за ними во время болезней, сидят с ними, когда родители по вечерам уходят в кино, театр или в гости, тем самым в какой-то мере облегчая родителям их труд, помогая им снять напряжение и перегрузки. Бабушки и дедушки расширяют социальный кругозор ребенка, который благодаря им выходит из тесных семейных рамок и приобретает непосредственный опыт общения со старшими людьми.

Дедушки и бабушки всегда отличались способностью дать детям какую-то долю своего эмоционального богатства, чего не успевают иногда сделать родители ребенка или из-за недостатка времени, или из-за своей незрелости. Говорят, что между старыми людьми и детьми существует какая-то «мистическая связь»: сказка, которую рассказывает дедушка, намного интереснее, чем та же самая, рассказанная отцом. Дедушка и бабушка занимают в жизни ребенка и потому такое важное место, что они ничего не требуют от него, не наказывают его и не бранят, но постоянно делятся с ним своим душевным богатством. Следовательно, роль их в воспитании малыша бесспорно важна и довольно значительна. Однако не всегда она положительна.

Нередко многие бабушки и дедушки портят детей излишней снисходительностью, чрезмерным вниманием, тем, что исполняют каждое желание ребенка, задаривают его подарками и чуть ли не покупают его любовь, перетягивая на свою сторону. В отношениях бабушек и дедушек со своими внуками есть и другие «подводные рифы». Дело в том, что они подрывают авторитет родителей, когда разрешают ребенку делать то, что они запретили. Случается, что бабушки берут на себя роль матери, заслоняя собой настоящую мать ребенка. Иногда бабушки и дедушки требуют, чтобы все с ними делились, хотят быть в курсе всех семейных дел, все решать сами, во все вмешиваются и т.п. Главная трудность здесь в том, что они оказывают иногда решающее воздействие на ребенка, однако ответственности за него уже не несут, и когда в воспитании что-то идет не так, они обвиняют в этом родителей.

Трудности, связанные с влиянием на детей бабушек и дедушек, конечно, в каждой семье бывают разными, многое зависит от близости отношений (совместное или отдельное проживание), от периода жизни семьи (самым серьезным является период начального приспособления), от того, чьи это родители (матери или отца), от социальной зрелости семьи и от многий других обстоятельств. Для молодых и старых сегодня, идеальной представляется модель «близкие отношения на известном расстоянии»: молодая семья живет отдельно, но ходит в гости и пользуется услугами старых родителей, в свою очередь, молодые помогают старикам пережить болезни и одиночество.

Однако в любом случае совместное сосуществование поколений является школой личной зрелости, иногда суровой и трагической, а иногда — приносящей радость, обогащающей взаимоотношения людей. Больше, где бы то ни было, люди здесь учатся взаимопониманию, взаимной терпимости, уважению и любви. И та семья, которой удалось преодолеть все трудности отношений со старшим поколением, дает детям много ценного для их общественного, эмоционального, нравственного и психического развития.

Не только сам ребенок, но и семья как социальная единица в своем развитии проходит через какие-то трудности, иногда переживая и серьезные кризисные моменты. В некоторых случаях трудности, наблюдаемые в развитии ребенка, являются отражением проблем семьи, признаком нарушения нормальных семейных отношений. И чтобы помочь ребенку, надо прежде всего помочь его семье.

Современная семья во многом отличается от семьи прошлого. Много сегодня говорится о ее шаткости, ранимости, кризисном положении. Слишком часто сегодняшние семьи распадаются, а среди тех, которые все-таки сохраняются, многие переживают внутренние коллизии и конфликты. Конечно, влияние семейных коллизий, распада семей на ребенка может быть очень сильным, особенно в том случае, если родители не смогут уберечь ребенка от ссор и взаимных обид. Нередко можно слышать, что сегодняшняя семья уже изжила себя и что ее следовало бы чем-то заменить.

Но, несмотря на потери и кризисные ситуации, которые приходится, переживать и преодолевать семье, приспосабливаясь к новым общественным условиям, значение ее не исчезает, а скорее даже возрастает. Нет никаких сомнений в том, что семья, как правило, является лучшей средой для воспитания детей, а часто и прочным эмоциональным «убежищем» для взрослых. Усилия помочь семье в решении ее экономических, социальных и других проблем являются в настоящее время более уместными, чем разговоры, осуждающие семью как изживший себя и устаревший институт.

Однако нельзя проходить мимо тяжелого нравственного ущерба, наносимого ребенку постоянными ссорами, грубостью, упреками, взаимными обвинениями родителей. Любой ценой сохранить семью ради ребенка — это не всегда лучшее решение для детей. Развод с договоренностью о взаимных контактах родителей с ребенком может стать разумным выходом из сложной ситуации, часто и ребенок в таких случаях становится более спокойным. Перед неполной семьей или семьей, претерпевшей изменения, в вопросах воспитания стоят более трудные задачи, многие проблемы здесь как бы возводятся в степень. Но если ей удастся создать для ребенка спокойную обстановку, удовлетворить его самые элементарные эмоциональные потребности, то и эта семья может обеспечить ему не только счастливое детство, но и явится хорошим примером правильного выполнения родительских обязанностей, что пригодится ему в будущей жизни.

В настоящее время задачи воспитания стали более сложными. Дело в том, что во всех областях жизни происходят сегодня резкие изменения. В течение жизни одного поколения полностью изменился образ жизни людей. Если раньше родители готовили своих детей для вступления в мир, который они хорошо знали, который был таким же, как и тот, в котором они жили сами, где действовали те же самые законы и требования, то сегодняшние родители готовят своих детей для вступления в жизнь, которой они не могут знать, о требованиях которой они не имеют понятия. Недостаточно сегодня дать детям одни лишь готовые знания: через двадцать-тридцать лет они, возможно, не будут иметь никакой цены; привитые навыки и умение их тоже вряд ли выручат, т.к. в корне изменится все производство и весь образ жизни; едва ли им поможет и послушание — кого они будут слушать, став взрослыми?

Думается, что здесь есть только один выход: учить ребенка с малых лет самостоятельному, творческому мышлению, помогающему находить новые решения в новых ситуациях, учить его критически относиться к чужим взглядам и мнениям, быть терпимым к мнению других, но принципиальным и требовательным к себе самому. Воспитание ребенка сегодня должно стать чем-то большим, чем простой передачей готовых знаний, умений, навыков и стиля поведения. Подлинное воспитание сегодня — это постоянный диалог воспитателя с ребенком, в процессе которого ребенок все в большей мере осваивает способность к принятию самостоятельных решений, что поможет ему стать полноправным членом общества, наполнит его жизнь смыслом.

Источник:
Главные условия воспитания детей в семье
Психологос энциклопедия практической психологии
http://www.psychologos.ru/articles/view/glavnye-usloviya-vospitaniya-detey-v-seme

Методы современного воспитания детей с выгодой для родителей и пользой для ребенка

Методы современного воспитания детей с выгодой для родителей и пользой для ребенка

Методы воспитания детей являются неоспоримым атрибутом жизни каждой семьи. Основы этого самого воспитания закладываются, как известно, именно в семье. И львиная доля того, что ляжет в основу поведенческих реакций детей, их жизненных принципов и суждений, идет еще из дошкольного возраста. Только настоящие родители «с большой буквы» смогут доходчиво объяснить разницу между противоположными по смыслу явлениями действительности. Равно как это сделал папа из знаменитого стихотворения Маршака, когда к ним пришел его «крошка сын».

На стадиях школьного возраста, когда у детей начинается познание окружающего мира глазами одноклассников, нужно будет просто провести повторение ранее изученного. Конечный успех этого процесса будет зависеть от того, как четко прошел первый этап воспитания.

И во многом от того, как папы и мамы сумеют справиться со своими чадами и какие при этом они будут использовать методы и приемы, зависит и то, как окружающие будут взаимодействовать с их детьми. Это касается и контакта со сверстниками во дворе, и общения с воспитателями в учреждениях дошкольного образования, и в младших классах школы.

Все хотят гордиться успехами своих детей. Ведь в этот самый момент, когда родители видят счастье ребенка от нового свершения, к ним приходит осознание того, что в этой его победе и их заслуга тоже.

Так вот чтобы помочь вам, уважаемые папы и мамы, справиться с нелегкой задачей воспитания подрастающего поколения, мы предлагаем использовать следующие проверенные теорией и практикой методы.

Под таким девизом родителей растут дети в семье, которой присущ авторитарный стиль воспитания. Причем, такие семьи были не редкостью в советский период, когда уже начиная с дошкольного возраста упор делался на строгость морали и непререкаемый авторитет родителей. Это было общеизвестно, и такая ситуация считалась вполне естественной.

Сегодня авторитаризм родителей является не менее важным инструментом в процессе грамотного и правильного воспитания. Конечно, если вдруг вы решили, что будете именно в этом ключе прививать ребенку какие-либо жизненные понятия и принципы, не стоит забывать о следующих результатах подобного воздействия на ребенка (какого бы он возраста ни был).

Далеко не всегда можно предугадать, какой реакцией со стороны детей может обернуться очередной приступ авторитарного поведения их пап и/или мам. Да, на начальном этапе детского становления маленький сын (или тем более маленькая дочь) будут беспрекословно подчиняться слову родителей. Особенно остро будут реагировать дети дошкольного возраста, чья психика слаба и находится в процессе становления. В результате раз за разом они будут виновато опускать глаза, считая, мол «раз мама с папой на меня кричат, значит, я что-то сделал(а) плохое».

Но с переходом на ступени более старшего возраста в детском сознании может накопиться злоба на родителей за то, что те им не давали свободу в выборе и действиях. И вот тут уже роль свою играет генетический фактор воли или, наоборот, ее отсутствия. Если в ребенке заложено первое, то он просто дождется момента и выскажет все, что думает о родителях.

Дети, относящиеся ко второму типу, ничего не скажут родителям, а просто станут «забитыми» и зажатыми, наделенными целым букетом комплексов и надуманных недостатков. Точнее сказать, тех, о которых постоянно твердили папы и мамы. От них дети уже не избавятся, ведь основы и поведения, и мышления закладываются уже начиная с дошкольного этапа детского развития.

В спектр таких «анти-комплиментов» входит обычно все: от упоминания об избыточном весе до указания на неспособность ребенка выполнить какое-либо действие с добавлением метафоры о месте, из которого у него, по словам родителей, растут руки. Поверьте, в учреждениях дошкольного образования придется очень несладко, если, применив, как вам казалось, уместные методы, вы «закроете» своего малыша от мира и ключ потом не подберете. И на пользу семье это не пойдет.

Если хотите добиться для ваших детей лучшего через строгость и назидательность, а не просто показать собственное превосходство в семейной иерархии, нужно правильно дозировать этот метод. В противном случае в такой семье у ребенка с раннего возраста разовьется безынициативность, он будет с низкой активностью и таким же низким уровнем самооценки. А это вряд ли можно будет назвать положительным исходом воспитания.

Будьте аккуратны, дорогие родители! Ведь существует явная разница между тем, что дети к вам прислушиваются, уважают, делая так, как вы говорите, и тем, что они беспрекословно вам подчиняются, но при этом слепо и бездумно, боясь лишь показаться непокорными.

Так можно охарактеризовать манеру воспитания, присущую мамам (и даже в некоторых случаях папам), которые пытаются продемонстрировать метод, условно названный в психологии «демонстрацией нелюбви». Если говорить кратко, то такого рода методы состоит в том, чтобы научить детей сопереживать другим людям. Родители говорят ребенку о том, что он обидел их чувства и что он с ними должен считаться.

Но категоричность высказываний при этом заставляет детей думать, что они совершили что-то чудовищное и поэтому заслуживают того, чтобы быть отвергнутыми. Они начинают плакать, пытаются загладить свою вину или просто показывают, что им необходимо родительское внимание.

Родители же, в свою очередь, продолжают гнуть собственную линию и не подпускают детей к себе. Как вы понимаете, у такого метода тоже есть «побочные эффекты».

Так что если у вас нет намерения своей выдуманной обидой обидеть вашего ребенка по-настоящему, лучше подумайте несколько раз, прежде чем применять подобные методы на практике. Ведь отвернувшись от детей один раз, вы можете сделать так, что потом дети отвернутся от вас самих. А вот на то, чтобы вернуть доверие своего ребенка, потребуется гораздо больше усилий, чем на то, чтобы оттолкнуть его.

Многие современные родители, возможно, не знают, но существует и такой способ воспитания ребенка. Индукция (научное название метода) основана на демонстрации ребенку того, что и он в семье тоже имеет на что-то право. Главное здесь дать понять, но не в грубой форме, в чем у детей есть возможность участвовать, а в какие темы им вникать еще рано да и совершенно бессмысленно.

В семье должно быть разумное равноправие. В годы дошкольного, да и раннего школьного периода ребенка, родители все делают для него и иногда даже за него. Но в дальнейшем ребенку захочется полноценно участвовать в семейных делах. И при правильном подходе ребенок будет знать, по какому поводу ему стоит высказаться, а где стоит промолчать.

Если вы хотите добиться именно такого исхода процесса воспитания, нужно уметь прибегать к индукции. Нужно уметь обсуждать с ребенком ваши семейные планы, показывать, что вы с ним на одной стороне. Но помните, что перегибать палку тоже не стоит. Нельзя смешивать предоставление свободы выбора с полной свободой действия.

Последнее приведет его к ощущению собственной безнаказанности и заставит вас потом снова и снова пожинать плоды недостатков воспитания. А итогом может быть что угодно, вплоть до агрессии по отношению к вам и откровенного пренебрежения вашими чувствами в ответ на попытки вернуть утраченное.

Каждой семье присущи разные стили общения с ребенком — будь он дошкольного или раннего, или даже среднего школьного возраста, а также различные меры поощрения и наказания. Одним словом, каждая семья сама выбирает себе методы общения с детьми и то, как их использовать в повседневной жизни как можно естественнее.

Но какие бы методы воспитания своих детей вы ни использовали, помните, уважаемые родители, о самом главном. Одна английская пословица гласит, что ваши дети в любом случае будут похожи только на вас и их воспитание нужно начинать с самих себя.

Не желаете слышать брань от ваших детей — следите за своей речью! Не хотите, чтобы ваш сын начал курить — бросьте сами! Если хотите, чтобы у вашего ребенка не было вредных привычек, попробуйте посчитать, сколько есть у вас и следите, чтобы «губка» дошкольного возраста их не впитала!

В общем, создайте в семье такие условия, чтобы ему было комфортно и дома, и позднее в остальном социуме. И когда ваш ребенок подойдет к вам, обнимет и скажет, что он вас любит — вот это и будет настоящим успехом родительского воспитания.
(3 оценок, средняя: 3,67 из 5)

Источник:
Методы современного воспитания детей с выгодой для родителей и пользой для ребенка
Методы детского воспитания с учетом специфики дошкольного этапа развития ребенка. Особенности применения методов в семье, их преимущества и слабые стороны.
http://rebenokzdorov.com/vospitaniye/metody-dlya-detey-doshkolnogo-vozrasta-v-semye.html

Нравственное воспитание дошкольника в семье и детском саду Содержанием нравственного воспитания является формирование таких нравственных качеств дошкольника

Нравственное воспитание дошкольника в семье и детском саду Содержанием нравственного воспитания является формирование таких нравственных качеств дошкольника

Нравственное воспитание дошкольника в семье и детском саду

Нравственное воспитание детей происходит на всем протяжении их жизни, и определяющее значение в становлении нравственности ребенка играет среда, в которой он развивается и растет. Поэтому переоценить важность семьи в нравственном воспитании дошкольников невозможно. Способы поведения, принятые в семье, очень быстро усваиваются ребенком и воспринимаются им, как правило, в качестве общепринятой нормы.

Одной из важных задач детского сада по социально-нравственному воспитанию является установление тесной связи с семьёй. Семья и дошкольное учреждение — два важных института социализации ребенка. И хотя их воспитательные функции различны, для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие (приложение №1 «Алгоритм взаимодействия с семьей»). Необходимость подключения семьи к процессу ознакомления дошкольников с социальным окружением объясняется особыми педагогическими возможностями, которыми обладает семья и которые не может заменить дошкольное учреждение; любовь и привязанность к детям, эмоционально-нравственная насыщенность отношений, их общественная, а не эгоистическая направленность. Всё это создаёт благоприятные условия для воспитания высших нравственных чувств.

Детский сад в своей работе с семьёй должен опираться на родителей не только как на помощников детского учреждения, а как на равноправных участников формирования детской личности. Поэтому так важна тесная взаимосвязь педагогического коллектива, детей и родителей. Именно от совместной работы, от единства мнений по основным вопросам воспитания детей зависит, каким вырастет ребенок. Только при этом условии возможно воспитание цельной личности.

Так как, по мере своего развития ребенок примеряет на себя различные общественные роли, каждая из которых позволит ему подготовиться к выполнению различных социальных обязанностей — ученика, капитана команды, друга, сына или дочери. Каждая из таких ролей имеет огромное значение в формировании социального интеллекта и предполагает развитие своих собственных нравственных качеств: справедливости, отзывчивости доброты, нежности, заботы о близких. И чем разнообразнее будет репертуар ролей малыша, тем с большим количеством нравственных принципов он познакомится и тем богаче будет его личность.

Совместные формы работы детского сада и родителей по формированию нравственных качеств

Работа с семьей — важная и сложная сторона деятельности воспитателя и других работников дошкольного учреждения. Она направлена на решение следующих задач:

установление единства в воспитании детей;

педагогическое просвещение родителей:

изучение и распространение передового опыта семейного воспитания;

ознакомление родителей с жизнью и работой дошкольного учреждения.

Единство в воспитании детей обеспечивает выработку правильного поведения детей, ускоряет процесс усвоения навыков, знаний и умений, способствует росту авторитета взрослых — родителей и воспитателей в глазах ребенка. Основой такого единства являются педагогические знания родителей, их осведомленность о работе дошкольных учреждений.

Семья является институтом первичной социализации. Детский сад входит в систему опосредованного, или формального, окружения ребенка и представляет собой институт вторичной социализации. Все этапы процесса социализации тесно связаны между собой.

В настоящее время необходимость общественного дошкольного воспитания не вызывает ни у кого сомнений. Отношения дошкольного учреждения с семьей должны быть основаны на сотрудничестве и взаимодействии при условии открытости детского сада внутрь (вовлечение родителей в образовательный процесс детского сада) и наружу (сотрудничество ДОУ с расположенными на его территории социальными институтами: общеобразовательными, музыкальными, спортивными школами, библиотеками).

Привлекать родителей к мероприятиям, способствующим совместной деятельности родителей и детей. Необходимо широко применять как групповые, так и индивидуальные формы работы с родителями:

консультации: «Воспитание самостоятельности и ответственности», «Как организовать труд детей дома»:

совместные конкурсы: «Дары Осени», «Мой гербарий» поделки из природного материала, поделки из овощей, сезонные выставки совместных работ «Новогодние игрушки»;

совместные работы детей и родителей на темы: «Моя семья», «Спортивная семья», «Как я провел лето». Оформляется фотоальбом, к которому ребята потом постоянно обращаются, показывают друг другу фотографии своей семьи. Дети делятся своими впечатлениями, учатся слушать друг друга, проявляют интерес к собеседнику. Это может получить подкрепление в виде семейной проектной деятельности на тему «Я и вся моя семья». Данный детско-родительский проект относится к долгосрочным и включает в себя: «Моя родословная», «Древо моей семьи», «Герб семьи», «Девиз семьи», обычаи и традиции семьи. Основной целью является воспитание любви к своим родным, семье;

досуги, праздники: «День матери», «Папа, мама, я -дружная семья», «Веселые старты»;

Для коллектива родителей организуются общие консультации, групповые и общие родительские собрания, конференции, выставки, лекции, кружки; оформляются информационные и тематические стенды, фотомонтажи; проводятся вечера вопросов и ответов, встречи за круглым столом.

В старших группах, возможно, организация разнообразной совместной деятельности педагогов, детей и родителей, В фольклорных праздниках и развлечениях, где с удовольствием участвуют и родители. Благодаря таким праздникам и развлечениям, и дети, и родители приобщаются к истокам народного творчества, к истории своего народа, его традициям. Возможно, создание мини музеев, например, «Русская изба», «Музей кукол», где дети могут познакомиться с национальными костюмами, старинной мебелью, посудой, орудиями труда, тем самым приобщиться к истокам народной культуры.

Наиболее активным родителям по итогам года на родительских собраниях вручать грамоты, благодарственные письма от администрации дошкольного учреждения.

Также пропагандировать знания о социально-нравственном воспитании через систему наглядной агитации:

Информационно-ознакомительная: через информационные стенды ознакомление родителей с самим дошкольным учреждением, особенностями его работы, с педагогами, занимающимися воспитанием детей. Информационно-просветительская: направлена на обогащение знаний родителей об особенностях развития и воспитания детей дошкольного возраста.

Источник:
Нравственное воспитание дошкольника в семье и детском саду Содержанием нравственного воспитания является формирование таких нравственных качеств дошкольника
Скачать: Нравственное воспитание дошкольника в семье и детском саду Содержанием нравственного воспитания является формирование таких нравственных качеств дошкольника
http://infourok.ru/nravstvennoe-vospitanie-doshkolnika-v-seme-i-detskom-sadu-soderzhaniem-nravstvennogo-vospitaniya-yavlyaetsya-formirovanie-takih—450676.html

Православное развитие и воспитание детей дошкольного возраста в семье

Православное развитие и воспитание детей дошкольного возраста в семье

Объяснить что-то ребенку дошкольного возраста не так сложно как кажется. Тяжелее самому поступать так же. Мама и папа должны многое знать. Дети любят задавать вопросы. Хорошо, если родители водят детей в воскресные школы при храмах. Еще лучше, если мама или папа помогают там с другими малышами.

Для каждого православного христианина семья должна быть превыше всего. Ни работа, ни друзья, ни какие-либо увлечения не должны быть важнее детей. Все пройдет. Останется только семья.

Детей дошкольного возраста можно воспитывать только личным примером. Бесполезно говорить, что курить плохо. Мама и папа сами должны обходиться без сигарет.

Очень хорошо, если у родителей есть хобби. Для мальчика походы с отцом на рыбалку или в туристические походы не пройдут бесследно. Мама, научившая дочь шить, станет ей еще ближе и роднее.

Совместное времяпрепровождение, занятия, поездки связывают людей. Здесь возникают не просто родственные связи, но и дружеские. Взрослые дети с удовольствием продолжают заниматься тем, чему их научили родители.

Иногда они забывают друзей детства, но способны запомнить спектакль, на который ходили с мамой и папой. Как был строг и торжественен папа, как красива мама. И как малыш гордился тем, что идет за ручку с такими родителями. Самыми лучшими на свете!

Задача родителей – помочь ребенку определить его путь в этой жизни. Воспитание не ограничивается обучением наукам и основам Христианства. Можно держать ребенка в строгости, развивать его ум и заставить делать так, как хотят родители. Ответьте на вопросы:

  • Это ли Божий промысел?
  • Хочет ли Господь, чтобы ребенок помимо своей воли поступил в духовную семинарию?
  • Станет ли он потом хорошим священником?
  • Будет ли счастлив?

Наблюдайте за своим чадом, направляйте, но не заставляйте. Если у человека нет способностей к рисованию, можно научить. Но картины такого художника не принесут в мир ничего. От них не будет радости. В результате жизнь ребенка будет покалечена, родители в нем разочаруются.

Проще было в раннем детстве увидеть, что малыш тянется к животным, бинтует им лапки и дает микстуру. Богом было предназначено этому человечку стать ветеринаром, спасать Его творения.

Да. Иногда нужно заставлять. Дети, как и взрослые, склонны к лености. Приучайте к труду и последовательности занятий с детства. Но не настаивайте, если видите, что у малыша не получается. Попробуйте предложить ребенку что-то еще.

Детей любого возраста нельзя обманывать. Если обещали поиграть после ужина, поиграйте. И так каждый раз. Выполняйте свои обещания, чтобы можно было просить ребенка выполнять его обеты.

Не уверены, что сможете сделать что-то, — скажите, что постараетесь. Не получилось – сделайте это в другой раз.

Ребенок дошкольного возраста должен уметь доверять людям. Но задача родителей – научить отличать добро от зла. Малышу дошкольного возраста нужно разъяснить, что есть свои и чужие. К посторонним подходить нельзя. Своим, знакомым, друзьям и родственникам, можно верить.

Детей дошкольного возраста придется приучить к смирению. Ошибиться в человеке легко. Простить и понять трудно. Малышу нужно объяснить, что люди могут солгать и предать. Настоящий христианин воспримет это как испытание, но не будет держать зла на обидчика.

Только в доверии к людям, можно вырастить доброго христианина.

Малыш должен знать, что Бог любит все свои творения. Он добрый и мудрый. Детей дошкольного возраста необходимо приучить к тому, что все их поступки Бог оценивает и видит.

Да, Он и плохих детей любит. Бог верит, что они станут лучше. Только зачем расстраивать Его? Будь хорошим сейчас. А если сделал что-то дурное, покайся, расскажи родителям. Они, как и Бог, тебя любят и простят.

Православие не есть только посещение церкви. Нельзя просто отправлять детей с няней или кем-то из родственников на воскресную службу или в воскресную школу. Нужно отвести малышей самому и так показать, что это правильно. Если родители в выходной день предпочитают отдыхать – это плохой пример.

Тяжело требовать от маленьких смирного поведения во время службы. Тяжело стоять с ними в церкви. Терпите! Тихонько рассказывайте о том, что происходит, об иконах, о Святых делах. Дайте подержать и поставить свечу.

Помните: истинные христиане никогда не сделают замечание, если уставшие дети будут шалить. Православные либо по-доброму помогут родителям, либо будут смотреть на это с умилением. Дети в церкви – это прекрасно.

Детей любого возраста освобождают от обязанности соблюдать пост. Растущему организму необходимо сбалансированное питание. Православное воспитание в данном случае может заключаться в ограничении малыша в сладостях. Очень хорошо, если ребенок сможет сделать это сознательно.

Детей дошкольного возраста нужно приучать к самоограничению. Не только ради Господа. Малыш должен уметь отказаться от чего-то ради Человека. Не обязательно папы, мамы или братьев и сестер. Христианин должен уметь жертвовать и помогать. И учить этому нужно с раннего детства.

Есть мама и папа. Их дети видят, как они относятся друг к другу. Модель родительской семьи будет воссоздана выросшими детьми.

Взрослые должны уважать и помогать друг другу. Взаимная поддержка, особенно в тяжелые для семьи времена, очень важна. Малыши должны видеть, что мама ухаживает за папой, а папа за мамой. Дети особенно остро чувствуют любую фальшь, поэтому отношения супругов должны быть искренними. В противном случае, наверно, и создавать семью нет смысла.

Нельзя ссориться в присутствии детей любого возраста, а дошкольного тем более. Крик пугает малышей. Ребенок тонко чувствует отношения взрослых между собой.

Унижение матери отцом породит неуважение матери детьми. Как объяснить малышу, что папа может проявлять неуважение к своей жене, ребенок нет? Как сохранить авторитет мамы как родителя и воспитателя без должной поддержки отца?

Помните, что основа счастливой семьи – любовь родителей друг к другу и детям.

Дети должны слушаться родителей. В теории. На практике все совершено не так. Малыши шалят. Иногда просто ради забавы. Иногда проверяют собственную власть над родителями. В последнем случае нужно быть особенно настойчивым и разумным. Малейшую слабину дети расценивают как слабость.

Всем известно, что физическое наказание совершенно недопустимо. Избежать применения методов, за которые потом будет стыдно, можно только успокоившись.

Ребенок что-то натворил и заслужил наказание? Вдох, выдох и… отступление. Переждите первый прилив гнева. Поругайте детей про себя. Выпейте стакан воды. Вдох, выдох. Продумайте обидное, но не унизительное наказание.

Нельзя наказывать тем, что вменяется в обязанности или используется как способ воспитания определенных качеств. Помощь по дому – просто уважительное отношение детей к родителям. Ухаживать за кем-то из близких – значит показать свою любовь. Не иначе! В противном случае будет выработано отвращение к выполнению просьб взрослых.

Чувствуете, что способны адекватно разговаривать с виновным – идите, нет – повторите все сначала. Православное воспитание это, прежде всего, терпение и всепрощение. Поговорите с малышом о том, как плох его поступок и почему. Не сам ребенок, а именно совершенное им. Скажите, что расстроены, и что Бог не понимает, как такой чудесный малыш мог так поступить. Позвольте ребенку раскаяться и примите его огорчение по поводу проступка.

Запретить сладости, просмотр мультиков или прогулки – более чем серьезное наказание для детей дошкольного возраста.

Воспитание – сложный процесс. Будьте последовательны и настойчивы. Если что-то запрещено, то это навсегда. Конфеты можно есть только по праздникам? Так будет всегда. За особые успехи можно угостить сладостями. Это семейный праздник! Все члены семьи искренне радуются достижениям друг друга и могут устроить праздничный ужин. Но это не является исключением.

Родители должны поддерживать решения друг друга. Ситуация, когда ребенок пошел просить к папе то, что запретила мама, недопустима. Малыш быстро научится лавировать между родительскими запретами. Он будет просто манипулировать взрослыми.

Воспитание детей – единая политика мамы и папы. Если один из родителей запретил что-то, второй может обратиться к супругу с просьбой отменить решение, приведя веские доводы. Православные родители никогда не пойдут на отмену запрета без согласования с супругом.

Воспитание малыша начинается в самом раннем возрасте. Мало прочитать книги по воспитанию, цитировать Библию или Жития святых. Православное воспитание невозможно без ежедневного самосовершенствования.

Родители сами должны вести себя как христиане. Нужно быть добрым к людям, трудолюбивым и набожным. И помните, что родительская любовь и ласка растопят сердце даже самого строптивого малыша.

Нелегок родительский крест. Воспитание детей дошкольного возраста требует много терпения. Господь не посылает испытаний тяжелее, чем человек способен вынести.

А самое главное, это то, что Он одарил Вас детьми. Это чудо, которое не каждому дано. Берегите его! Воспитывайте в лучших христианских традициях и Вы станете замечательными родителями. Ваши усилия окупятся сторицей!

Источник:
Православное развитие и воспитание детей дошкольного возраста в семье
Воспитание детей требует много мудрости и терпения. Православное воспитание детей подразумевает личный положительный пример родителей и обучение христианским
http://azbyka.ru/deti/pravoslavnoe-razvitie-i-vospitanie-detejj-doshkolnogo-vozrasta-v-seme

Роль семьи в воспитании дошкольника

Разговаривая с детьми, особенно старшего дошкольного возраста, наблюдая за ними, еще раз убеждаешься, как сильно влияет семейная обстановка на личность ребенка, на его умственное, нравственное, эстетическое развитие. Дошкольник очень восприимчив к различным воздействиям со стороны окружающих, очень эмоционален, склонен подражать. При этом он не всегда может разобраться в том, что хорошо, что плохо — ведь ребенок еще плохо различает границы между этими понятиями.

На психику и поведение ребенка могут влиять как позитивные, положительные, так и негативные явления окружающей жизни. Это важно учитывать при организации жизни взрослых и детей в семье. Родители должны быть образцом для подражания. Для этого есть объективные условия: возможность трудиться, поместить ребенка в детское дошкольное учреждение на время работы взрослых и многое другое.

Прирожденные особенности (например, музыкальные, художественные способности), а также и другие индивидуально-типологические своеобразия нервной системы (одни дети энергичные, другие пассивные, третьи медлительные, хотя и достаточно активные) являются биологическими предпосылками, общими условиями психического развития ребенка, которые обязательно надо учитывать в процессе воспитания и обучения. Нельзя требовать от ребенка с замедленными нервными процессами быстрой реакции на указание взрослого. Ему надо дать немного времени, что бы перестроиться, подготовьте его к этому.

Имеет значение и состояние здоровья ребенка.

В каждой семье, которая хочет хорошо воспитать своих детей, есть такие общие особенности, такие условия, которые важны для нравственного и трудового воспитания дошкольников.

Во-первых, особый эмоциональный характер семейного воспитания, который основанный на родственных чувствах, глубокой любви родителей к детям и наоборот, детей к родителям. Ребенок-дошкольник ежедневно ощущает заботу, ласку, семейное тепло, которые исходят от родных: мамы и папы, бабушки и дедушки. Если в семье нет отца, то двойную заботу берет на себя, как правило, мать, но, не смотря на это, находятся и другие, любящие малыша, родственники или знакомые семьи.

Однако, если со стороны матери, отца, других взрослых членов семьи любовь приобретает жертвенный характер, то есть оказывается односторонней (все ребенку, для ребенка и ничего от него) или очень непоследовательной (то балуют, то требуют непосильного), у детей возникают эгоистические тенденции (НОТКИ) в поведении. В противном случае, когда детям недостает любви, рано или поздно это драматически сказывается на их духовном и нервно-психическом развитии.

Даже если у ребенка и есть семья, он все равно может жить фактически в одиночестве. Например, когда отец и мать пьянствуют, ведут аморальный образ жизни или в доме постоянные конфликты, грубость, упреки, то родителям зачастую не до детей. Свое время и силы они тратят совершенно на другое. В подобной ситуации педагогам и общественности нельзя пускать все на самотек, им следует помогать в воспитании детей.

Доказано, что чем больше мать и отец познают ребенка; организуют дома его занятия, отдых и труд, тем спокойнее атмосфера в семье. Содержательное общение взрослых и детей обогащает и семейные отношения.

Взаимоуважение, согласие и доверие в семье, надежность семейного очага развиваются и укрепляются лишь в том случае, когда родители сознательно преодолевают недостатки семейных отношений. Прежде всего, это следует делать ради детей.

Существует несколько факторов, которые оказывают большое влияние в воспитании ребенка-дошкольника.

Важнейшим фактором и движущей силой процесса семейного воспитания является любовь родителей и детей. Однако любовь эта обесценится, если она не будет нравственно значимой, созвучной идеалам нашей Родины.

Следующим фактором, несущим немаловажную роль и определяющим силу и стойкость семейного воспитания, является постоянство и длительность воспитательных воздействий на детей со стороны родителей и других членов семьи. Эти воздействия происходят в разных жизненных ситуациях. Они могут осуществляться сознательно (взрослые заранее ставят цель: например, научить ребенка что-нибудь мастерить, помогать по дому, пересказывать сказку) и стихийно (по дороге в детский сад отец рассказывает сыну поучительную историю из своего детства или обращает внимание ребенка на то, как красиво украшены улицы города к празднику).

Дети в дошкольном возрасте всецело подражают своим папам и мамам, дедушкам и бабушкам, воспитателям и героям сказок. Часто можно узнать свою собственную интонацию в беседах с детьми, или обнаружить откровенное сходство в поведении с героем любимого мультфильма.

Это значит, что необходимо следить за собственной речью и действиями, как минимум. Не стоит плохо говорить о людях, совершать некрасивые поступки в присутствии детей. Для дошкольников семья является главным обществом, помимо детского сада, в котором он живет.

Третьим фактор семейного воспитания является возможность естественной включения ребенка дошкольного возраста в совместную со взрослым деятельность: наведение порядка в квартире, уход за растениями и животными, организация «воспитательной работы» старших дошкольников со своими младшими братьями, сестрами, изготовление с детьми каких-либо подделок, игрушек.

Интересным и полезным для воспитания дошкольника, сплачивающим всех членов семьи, может стать общий семейный досуг: прогулки в парк и лес, организация спортивных игры, литературных конкурсов, хоровое пение, игра на инструментах и многое другое.

Посещая детский сад, ребята живут, играют, трудятся, учатся в коллективе сверстников. Ими руководит педагог, формируя у них опыт коллективной жизни. Находясь в группе детского сада, ребенок привыкает связывать свои желания, потребности с желаниями и потребностями своих одногруппников. Педагоги стремятся воспитать у ребенка заботу о других, умение не только руководить, командовать, но и подчинятся, идти на уступки.

Полноценное воспитание ребенок получает в хорошей, полноценной семье. Для ребенка-дошкольника в качестве семьи воспринимает то, что находится с ним под одной крышей, то, что входит в его «поле» общения. Это могут быть, не включая родителей, бабушку и дедушку, кошка, собака, телевизор, шкаф.

Источник:
Роль семьи в воспитании дошкольника
Разговаривая с детьми, особенно старшего дошкольного возраста, наблюдая за ними, еще раз убеждаешься, как сильно влияет семейная обстановка на личность ребенка, на его умственное, нравственное,
http://studwood.ru/1926872/psihologiya/rol_semi_vospitanii_doshkolnika

Семейное воспитание детей

Семья – главный институт воспитания человека. Семейное воспитание детей – это система воспитательных и образовательных процессов, регулирующаяся определенными традициями и нормами, принятыми в условиях отдельно взятой семьи, и реализуемая силами всех членов семьи. Главной целью семейного воспитания является формирование нравственной, интеллектуально развитой личности, подготовленной к жизни в современном обществе. Семья является для ребенка естественной средой существования, отличающейся от прочих коллективов, с которыми ему предстоит взаимодействовать в дальнейшей жизни. Какова роль семьи и семейных традиций в воспитании детей? Чем отличается семейное воспитание от воспитательных процессов, реализуемых прочими образовательными и воспитательными институтами?

Семейное воспитание детей: общие принципы и положения

Семейное воспитание детей – это совокупность методов и мер, предпринимаемых членами семьи последовательно и регулярно с целью формирования у ребенка социальных и личностных норм поведения, моральных и нравственных ценностей и устоев, общегражданских и общечеловеческих идеалов.

Семейное воспитание детей – один из основных механизмов, обеспечивающих подготовку личности к интеграции в современное общество. Именно в семейной среде ребенок получает первые представления о взаимодействии личности и общества, об интересах и приоритетах, о выгодах обеих сторон.

Характер семейного воспитания обусловлен следующими факторами:

  • Физическое и психическое здоровье членов семьи;
  • Наследственность;
  • Материально-экономический статус семьи;
  • Социальный статус семьи;
  • Уклад жизни;
  • Количество членов семьи;
  • Условия проживания;
  • Отношения между членами семьи;
  • Культурный, моральный, нравственный потенциал семьи.

Основными задачами семейного воспитания детей являются:

  • Создание максимально благоприятных условий для умственного, физического и психического развития ребенка;
  • Передача жизненного опыта и знаний, систем ценностей;
  • Обучение детей базовым навыкам и умениям, привитие интереса к знаниям и познанию;
  • Воспитание чувства собственного достоинства, ценности собственного «я».

Основными методами реализации семейного воспитания детей являются:

  • Убеждение (беседы, советы, внушение);
  • Личный пример;
  • Поощрение и развитие в ребенке чувства удовлетворенности своими успехами;
  • Наказание (ограничение удовольствий ребенка, однако без применения физических мер).

Основные принципы семейного воспитания детей сводятся к следующим положениям:

  • Признание ребенка равноправным членом семьи, уважительное отношение к его личности, интересам, потребностям;
  • Восприятие своего ребенка таким, каким он есть, не предъявляя завышенных требований к его деятельности и достижениям;
  • Создание благоприятной, эмоционально-комфортной, доверительной атмосферы для установления контакта с ребенком;
  • Оказание необходимой помощи ребенку, избегая при этом гиперопеки;
  • Последовательность в своих действиях и требованиях, как в воспитательном процессе, так и в повседневной жизни;
  • Построение воспитательных стратегий с учетом возрастных, гендерных и личностных особенностей ребенка.

Ребенок воспринимает семью, ее традиции и принятые в семейном кругу нормы, как должное. Семья для малыша является первым воспитательным институтом, являющимся наиболее авторитетным в отличие от каждого последующего. А также тем естественным фильтром, который имеет непосредственное воздействие на формирование личности. Так, родители в первые годы жизни ребенка определяют основной круг его интересов, круг его общения, места его пребывания и точки соприкосновения с социумом. Именно в атмосфере семьи ребенок познает первый опыт межгендерных отношений (матери и отца), опыт отношений поколений (отцы и дети). Дети подсознательно копируют поведение взрослых, принимая их модели поведения как истинные и единственно правильные. В дальнейшей жизни ребенку будет крайне сложно понять, почему у него не складываются отношения в коллективе, с друзьями, личные отношения с противоположным полом.

  • Признание материальных благ приоритетными над духовными и моральными ценностями;
  • Низкий культурный, нравственный и духовный потенциал родителей, их аморальное, безнравственное поведение;
  • Авторитаризм и безнаказанность, а также чрезмерное физическое наказание детей;
  • Тяжелая психологическая атмосфера в семье.

Семейные традиции – это совокупность принятых и соблюдаемых норм, правил, обычаев и взглядов, определяющих поведение каждого члена семьи в отдельности, а также семьи в общем, передаваемые из поколения в поколение. Семейные традиции в воспитании детей играют первостепенную роль. Это именно тот фактор, который отличает семью от других коллективов, с которыми ребенку предстоит взаимодействовать. Семейные традиции укрепляют родственные связи, развивают чувства долга и ответственности, гордости за семью и переживания за ее целостность и единство. С падением ценности института семьи в современном обществе семейные традиции являются инструментом укрепления семьи.

Соблюдение семейных традиций упорядочивает жизнь человека. Традиции объединяют поколения, позволяя детям в процессе воспитания лучше усваивать механизмы взаимоотношений поколений. Соблюдение традиций прививает ребенку чувства любви, привязанности, уважения. Совместный досуг на выходных, совместные воскресные обеды, празднование важных событий способствуют не только укреплению семейных связей и ценностей, но и формируют положительную атмосферу семьи.

Источник:
Семейное воспитание детей
Семейное воспитание детей – это идеальная система формирования личности. Любовь и внимание со стороны родителей, эмоциональный контакт позитивно влияют на развитие и социализацию ребенка.
http://www.neboleem.net/stati-o-detjah/6696-semejnoe-vospitanie-detej.php

COMMENTS