Воспитание детей в семье

Воспитание детей в семье – отношения ребёнка – главное

Воспитание детей в семье – отношения ребёнка – главное

Последнее обновление: 28.02.19

Воспитание детей в семье. Отношения ребёнка – это главное

СОДЕРЖАНИЕ СТАТЬИ отвечает на такие вопросы:

Воспитание детей в семье – проблема каждого родителя

Воспитание детей в семье – это проблема каждого родителя, даже если оно не видится ему таковой или он его, воспитание детей, не считает, для себя, проблемой.

Ибо, воспитание детей в семье и в целом – становление их личностями – это длительный процесс со множеством факторов влияния на него.

И, просчитать и осмыслить, все их и сам этот процесс. А главное, его стратегические и тактические результаты – что есть наш ребёнок сейчас и что из него выйдет в дальнейшем – это не под силу ни одному человеческому уму.

Ибо это равносильно, что осмыслить, скажем, Вселенную – хотя бы потому, что, каждый человек – это своеобразный Мир в Мире. И наш ребёнок – не исключение.

А если мы и считаем, что постигли Мир ребёнка, как и всякого человека, — это не более, чем кажимость или заносчивость наших скудных знаний и, извините, тупости ума.

Я, как отец и воспитатель четырёх детей, и как педагог по основному образованию, естественно, ВСЕГДА, в той или иной степени, был и есть, озадачен темой воспитания детей в семье.

И именно сложность этого процесса, его часто непредсказуемые и, прямо скажем, иногда удручающие результаты. Заставляют меня искать основное, главное, стержневое в воспитании детей в семье.

А иначе, я, как и большинство родителей, буду идти по проторённым миллиардами родителей дорожкам неосознанности и непонимания: кого и зачем мы взращиваем из своих детей. Действуя по принципу: Хотели как лучше, а получилось — как всегда.

Воспитание детей в семье, главное – это отношения ребёнка

В своих раздумьях по поводу своей состоятельности, как родителя-воспитателя, у меня постепенно выкристаллизовалась такая мысль:

Главное, в воспитании детей в семье, – это те отношения, в которых он, ребёнок, находится сам, и которые он наблюдает в семье.

Конечно, это не оригинальная и не гениальная мысль. Об этом, в той или иной степени, знают или догадываются большинство не только педагогов, но и родителей.

НО, позвольте, быть хоть несколько оригинальным мне, утверждая, что: отношения ребёнка в семье – это не один из факторов воспитания, а это ГЛАВНЫЙ, основной и СТЕРЖНЕВОЙ фактор воспитания детей в семье. Почему?

Факторы воспитания, которые нужно понимать родителю

Потому что при воспитании детей в семье нужно понимать и учитывать такие факторы:

1. Человек, САМ ПО СЕБЕ, с рождения и до смерти, является, извините за сравнение: полуфабрикатом человека.

Человеком же его делают отношения с людьми и вещами, в связи с которыми, он вступает в процессе своей жизни.

То есть, социализация – отношения с людьми, и вещи вокруг – это и есть жизненное поле человека, по которому он не только идёт, но и которое его делает таким или другим.

Конечно, нужно не забывать, что «полуфабрикат» человека – наследственные свойства человека, тоже имеют колоссальное значение в формирование личности человека.

Установилась уже такая цифра «готовности» человека при рождении: 75% свойств личности уже заложены в человеке, как наследственная память. И лишь остальные 25 – продукт его социализации – воспитания и условий жизни.

25% — это мало? Это — очень много! Котлета становится котлетой после её приготовления. А не пока она находится кусочком перекрученного мяса и добавок – полуфабрикатом.

Влияние отношений на воспитание ребёнка

2. По своей сути, отношения – продукт не только взаимодействия двух субъектов, но и двух объектов. Находясь в отношениях, люди не только влияют друг на друга, но и сами являются объектами влияния и исследования-понимания.

В нашем случае: родитель, находясь в отношениях с ребёнком, не только влияет на ребёнка, но и сам меняется в этих отношениях, а функции ребёнка в отношениях с родителем, соответствующие.

При этом, обращаю ваше внимание на то, что: это суть отношений, а не желание или не желание родителя и ребёнка. Взаимосвязь и взаимовлияние вытекает из самого наличия отношений, а не из действий и желаний участников этих отношений.

3. Следовательно, от того, какого качества и количества будут связи между родителем и ребёнком в их отношениях, зависит и их взаимовлияние друг на друга.

И это взаимовлияние друг на друга, — по сути, и есть воспитание детей в семье родителями, если давать короткое определение этого понятия «Воспитание детей в семье».

Дополнительно, об отношениях, читать:

4. Естественно, что во взаимоотношениях родитель-ребёнок, приоритет установления той или иной формы и содержания отношений имеется у родителя.

НО, не редки случаи, когда родитель, добровольно и, прямо скажем, от недалёкого ума, отдаёт бразды управления в своих отношениях с ребёнком, самому ребёнку.

То есть, есть родители, которые, отдав ребёнку приоритет и доминирование влияния в отношениях с ним, сами становятся на позицию воспитанника. А ребёнок становится воспитателем своего родителя.

К сожалению, картины таких отношений – плоды такого воспитания детей в семье, можно наблюдать довольно часто.

Притом не только в подростковом и старшем возрасте детей, но и, буквально, в возрасте младенчества, когда родитель «вытанцовывает под дудку» своего неуправляемого чада.

Воспитание и авторитарность родителя

5. Безусловно, если говорить о воспитании детей в семье, то роль родителя в отношениях с ребёнком должна быть АВТОРИТАРНОЙ – родитель должен быть авторитетом в отношениях с ребёнком. Притом вне зависимости от того, папа это или мама — отец или мать.

Более того, в идеале, эта авторитарность должна быть непререкаемой и даже не обсуждаемой со стороны ребёнка. Ибо, если родитель не будет авторитетом для ребёнка в их взаимоотношениях, то он, автоматически, априори, перестаёт быть и воспитателем ребёнка.

Извините, но в практике отношений родителя и ребёнка это выражается простым рассуждением, а иногда и озвучивается ребёнком: А ты кто такой, чтобы мне указывать, чтобы меня учить, чтобы меня заставлять, и прочее!?

Позитивное воспитание, без любви к ребёнку, невозможно

6. Воспитание ребёнка в семье, НЕВОЗМОЖНО без искренней и БЕЗУСЛОВНОЙ – без всяких условий, любви к ребёнку. Ибо, только любовь к ребёнку может породить ответную, осознанную, а не только инстинктивную, любовь ребёнка к своему родителю.

И, ибо, только любовь ребёнка, а не страх, не боязнь, не принуждение, не «заигрывание» с ним, способны породить у ребёнка отношение к родителю, как авторитету в своей жизни.

7. Авторитарность родителя в отношениях с ребёнком, таким образом, состоит из двух составляющих:

1) Безусловной взаимной любви родителя и ребёнка.

Кстати, как и в любви женщины и мужчины, взаимность – это свойство любви, а не желательный её компонент. Если нет взаимности в любви родителя и ребёнка, то и любви, как таковой, не может быть.

А если она и есть, то это только кажимость: её изображение в отношениях, и иллюзии родителя, реже, ребёнка.

Можно почитать об этом:

2) Состоятельности родителя, и как человека, и как родителя, и как воспитателя В ГЛАЗАХ РЕБЁНКА.

То есть, ребёнок должен воспринимать своего родителя состоявшимся, успешным – знающим, понимающим, умеющим человеком, и в жизни, и в роли родителя-воспитателя. Понятно, что, как воспринимает ребёнок родителя, так и будет относиться к нему.

Значимость родителя в семье — его значимость, как воспитателя

8. Безусловно, ребёнок рассматривает и делает свои умозаключения относительно своего родителя не только на основании его отношения к себе. Но и на основании состоятельности родителя в семье – его отношений и отношений к нему в самой семье.

Поэтому, говорить о состоятельности и значимости родителя в качестве воспитателя в семье невозможно. Если в семье, в целом и в частностях, не установлены НОРМАЛЬНЫЕ отношения.

Например, если мать и отец, как муж и жена, как родители, и как люди, в целом, не имеют нормальных отношений.

То не только эти обстоятельства будут негативно влиять на процесс воспитания детей в семье. Но и будут делать несостоятельными воспитателями самих ОБОИХ родителей.

Если мать не уважает и не любит отца, а отец — мать, если они показывают ребёнку свою неспособность наладить собственную жизнь. То, извините, о какой авторитарности родителей для ребёнка может идти речь!?

9. Так же безусловными факторами воспитания детей в семье являются отношения ребёнка с другими членами семьи и отношения других членов семьи между собой.

В частности: отношения с другими детьми в семье и между ними, и отношения к ним родителей. Отношения с бабушками, дедушками и прочими, имеющимися на горизонте, родственниками.

Воспитание детей в семье и цели воспитания

10. Воспитание детей в семье, в принципе, мотивируется и управляется тем: А кого вы, как родитель, хотите вырастить – кого вы хотите видеть в лице своего ребёнка сейчас и в перспективе?

Ведь именно это определяет отношение родителя к своему ребёнку, как к объекту воспитания. Притом, неважно, осознаёт это родитель или нет.

Ибо образ того, кем родитель хочет видеть своего ребёнка, служит для него мерилом, лекалом – идеалом того, через что и как родитель будет оценивать своего ребёнка в целом и в частностях.

Именно несоответствие реального поведения ребёнка и того, что рисуется в голове родителя «каким он должен быть», заставляет родителя заниматься воспитанием ребёнка, корректируя, тем или иным образом, его поведение.

Следовательно, если родитель не представляет себе, кем он хочет видеть ребёнка – чего он от него хочет. То, он может считаться воспитателем ребёнка не более, чем другие обстоятельства жизни ребёнка: как и воздух воспитывает.

То есть, воспитание ребёнка в семье родителями, может быть ТОЛЬКО ОСОЗНАННЫМ воспитанием родителями своего ребёнка.

Все остальные отношения и действия родителя воспитывают ребёнка, как все остальные вещи и явления в его жизни. Ребёнок сам устанавливает с ними отношения в силу своих потребностей, интересов, чувств и разумения.

А воспитание же ребёнка людьми, в частности родителями, а не вещами и явлениями вокруг ребёнка, – есть процесс осознаваемого ЦЕЛЕПОЛАГАЮЩЕГО воздействия на ребёнка.

Воспитание детей в семье и влияние окружающих вещей и людей

11. Воспитание детей в семье не может происходить без учёта влияния отношений ребёнка с людьми не только в семье и вне семьи. Но и его отношений с вещами и явлениями – отношениями не в быту, а с бытом.

Какие вещи имеет ребёнок, как он с ними обращается – как к ним относится. Какие явления-факторы жизни имеются в его жизни, и как он к ним относится – всё это существенно влияет на воспитание ребёнка в семье.

12. Воспитание детей в семье – это комплексное воздействие на чувства и сознание ребёнка, посредством вовлечения его в отношения с родителями и другими членами семьи.

И создание в семье нормальных, адекватных – соответствующих представлениям о нормах общечеловеческой достаточности в быту и на отдыхе, отношений к вещам и явлениям в бытии семьи и в своём собственном.

Вспомните и проанализируйте отношение ребёнка к компьютеру, например. Или его кормление – как, что и когда ребёнок ест, как постоянное и сущностное явление в его жизни.

И на этих примерах, поймёте, что я имею в виду, когда говорю о влиянии отношений ребёнка к вещам и явлениям в воспитании ребёнка в семье.

Источник:
Воспитание детей в семье – отношения ребёнка – главное
Воспитание детей в семье – это проблема каждого родителя, даже если оно не видится ему таковой или он, воспитание детей, не считает, для себя, проблемой.
http://love-family-life.info/vospitanie-detey-v-seme/

Воспитание ребенка — методы воспитания детей в семье

Воспитание ребенка — методы воспитания детей в семье

Основная роль, которую берут на себя родители с появлением детей — это их развитие и обучение. От этого зависит, насколько этот маленький человек будет в будущем любить самого себя, своего отца и мать. Кем он вырастет, какой характер и поведение у него будут.

Тем, что заложено ребенке с младенчества, определяется даже их здоровье (как физичесое, так и психологическое состояние). Не стоит возлагать эту миссию на «плечи» школы, детского сада и пр. Именно в семье должны применяться основные методы, для правильного воспитания детей.

Взаимодействие с родными – это важный аспект развития. И здесь нужно постараться избежать ошибок.

Воспитание ребенка в семье должно начинаться с первых дней его жизни. Ведь чем старше он будет становиться, тем сложнее входить в доверие, давать советы и усмирять.

Основной принцип, позволяющий воспитывать правильно – словесное общение и собственный пример.

Нужно не только объяснять, как поступать в той или иной ситуации, как вести себя в обществе и дома, а и подтверждать эти слова своим примером. Ведь малыши чаще склонны копировать родительское поведение и даже на подсознательном уровне вести себя так же во взрослой жизни.

К сожалению, в школах и институтах не учат, как воспитать детей. А советы бабушек и дедушек могут оказаться губительными. Но любящий родитель всегда может самостоятельно изучить этот вопрос, прочитав советы специалистов.

Основные методы воспитания:

1. Общение (убеждение). Спокойные, добрые беседы в положительном тоне способствуют правильному нравственному развитию. Нужно быть уверенными в своих словах, твердыми, но не авторитарными.

2. «Кнут и пряник» или позитивное и негативное подкрепление. Этот педагогический метод знаком всем. Заключается в том, что в случае неправильного поведения или проступка нужно поругать, использовать наказание. А за хороший поступок следует обязательно похвалить, поощрить. Нельзя использовать только один прием, должна быть система наград и ограничений.

3. Метод «от обратного». Если чадо отказывается выполнять поручение, долгий процесс его убеждения не всегда будет эффективным. Лучше отталкиваться от обратного, и не объяснять, зачем делать то и это, а сказать что будет, если этого не сделать.

4. Досчитать до трех. Эффективный способ, который подходит для любого возраста. Нужно досчитать до трех и дать осмыслить, что в случае непослушания последует наказание. Пользоваться этим методом нужно редко, в крайних случаях.

Стили семейного воспитания – физическое и нравственное воспитание

Выше описаны разные типы воздействия и способы воспитания. Нельзя забывать, что воспитание личности формирует не только духовное, но и телесное здоровье. Поэтому основной является физическое и нравственное развитие.

Последнее подразумевает способность корректно проявлять себя в социуме (школа, работа), строить правильный диалог с окружающими. Детям нужно давать советы, помогать преодолевать трудности общения со сверстниками.

А физическое воспитание – это должный пример с целью развития силы, здоровья, правильного образа жизни.

Основная форма воздействия заключается в применении:

  • упражнений;
  • прогулок;
  • правил личной гигиены.

Формирует отношение к вредным привычкам, спорту. Повышает трудоспособность. Оказывает влияние на пищевые привычки.

Родители – это основа модели поведения, которую воплотят в жизнь их дети. Они могут являться примером для подражания или, наоборот, в случае асоциального образа жизни, становиться антипримером, что бывает реже.

Главная роль семьи в детском воспитании – сложить правильное представление об отношениях между родителями и детьми, мужем и женой.

На этом будет строиться то, как поведут себя дети в собственной семье в будущем. Поэтому важно выбирать метод, который устраивает каждую сторону, чтобы не возникла проблема разногласий и конфликтов между отцом и матерью.

Дети нуждаются в любви и внимании обоих родителей, несмотря на возраст или пол. Отец может воспитать в детях активность, чувство долга и такое полезное качество, как самостоятельность.

Но нельзя позволять себе унижать, насмехаться над чадом. Это может развить определенные комплексы. Девочкой отец должен восхищаться, любить. Мальчику – подавать пример, относиться с пониманием и терпением.

Главный совет – это не применять силу и уважать права. Часто, по причине отсутствия опыта, мы пытаемся воплотить в жизнь модель, по которой пытались воспитать нас – с физическими наказаниями.

Это самая неудачная методика, из-за которой могут возникать проблемы с социально -психологической адаптацией, неуверенность в себе, и, как результат, – сложный характер. К сожалению, наша страна слабо борется с этой проблемой. Но роль семьи – принять для себя условие не унижать детей ни морально, ни физически, а искать к ним индивидуальный подход.

  • Исходя из вышеизложенного, стоит принять во внимание такие советы, чтобы воспитать детей в любви и сделать их достойными членами общества:
    ни одно учреждение не заменит внимание родителей;
  • любовь должна быть безусловной, малыш должен чувствовать нужным и получать помощь;
  • проводить больше времени вместе, играть в игры;
  • если у родителей разный подход к методам воздействия, нужно искать компромисс;
  • не спорить при сыне или дочери, стараться не раздражаться и не проявлять агрессию;
  • хвалить и отмечать достижения, замечать не только плохое, а и хорошее в поведении.

Эти простые советы помогут наладить контакт и воспитать чадо умным, спокойным, уверенным в себе. Ему будет обеспечен личностный рост и раннее развитие творческих способностей.

Источник:
Воспитание ребенка — методы воспитания детей в семье
Воспитание ребенка — особенности воспитания ребенка в семье
http://mentallab.ru/zhizn/deti/vospitanie-rebenka-metody-vospitaniya-detej-v-seme.html

Воспитание ребенка в семье: секреты и тонкости

Воспитание ребенка в семье – самая ответственная работа взрослых. Хорошими мамами и папами не рождаются, ими становятся. Но все не так просто, как кажется на первый взгляд.

Формирование личности с малых лет

Добрые сказки, задушевные беседы с малышом, интересные и захватывающие истории, где главными героями выступают сами домочадцы, благоприятно влияют на его внутренний мир, помогают ему воспринимать окружающее, развивают фантазию. Кроме того, можно вместе рисовать, читать книги, да и сказки сочинять тоже. Это поможет сплотить семью, ребенок почувствует себя нужной и важной ее частью.

Как справиться с проблемным ребенком?

Воспитание ребенка в семье состоит из нескольких аспектов:

Дорогие мамы и папы, не забывайте учитывать эти особенности воспитания ребенка в семье. При этом вы должны действовать сообща, выработав общую линию поведения. Ведь ваше чадо все чувствует и понимает. И в худшем варианте ребенок перестанет слушать родителей, почувствует их слабину.

Полезная трудотерапия

Труд воспитывает. Это уже проверено-перепроверено. Ребенок, собрав свои игрушки сам, уже не будет их разбрасывать по всей комнате в следующий раз. Кроме того, у него развивается ответственность за свои действия. Также рекомендуется уделять ребенку внимание. Его не должно быть очень много, ведь это мешает выработке самостоятельности, но и его нехватка вызывает у ребенка чувство неполноценности, одиночества.

Общаясь с ребенком, родители открывают ему свое сердце, а используя в своем воспитании похвалу, поддерживают свою кровинку, развивают в ней и любовь к творчеству, и трудолюбие, и уверенность.

Все проблемы начинаются с детства. Помните об этом!

Источник:
Воспитание ребенка в семье: секреты и тонкости
Воспитание ребенка в семье – самая ответственная работа взрослых. Хорошими мамами и папами не рождаются, ими становятся. Но все не так просто, как кажется на первый взгляд.
http://fb.ru/article/103499/vospitanie-rebenka-v-seme-sekretyi-i-tonkosti

Секреты семейного воспитания детей

Характер, здоровье, жизненная успешность, вера в себя у человека начинается с семьи, с его семейного воспитания. С него начинается формирование личности человека. Оптимистом он станет или пессимистом, эгоистом или альтруистом, будет прятать голову в песок, как страус, или не бояться брать на себя ответственность — все это зависит от воспитания человека и примера его родителей. Итак, разберемся в тонкостях воспитания в семье здорового ребенка в разные возрастные периоды и воспитания детей не совсем здоровых.

В наше время задачи семейного воспитания существенно отличаются от периода советских времен. Если раньше главенствующей и общей задачей семьи и школы было воспитание коллективизма, патриотизма, активности, трудолюбия на благо общества, то сегодня семья и школа воспитывает личность, открывает индивидуальные таланты и способности, никто никого под одну линейку и шаблонно не воспитывает. Сегодня дети знают свои права и нередко цитируют Конвенцию ООН о защите прав ребенка. Возможно ли такое было 30 лет назад?

Вместе с тем, раньше граждане страны все время находились под защитой государства, им гарантировалось право на труд, охрану здоровья, бесплатную учебу и стабильные цены, а сегодня, во времена капитализма и демократии, уже с детства ребенок приучается к тому, что за свое право на полноценную жизнь нужно бороться, завоевывая свое место в обществе, отстаивая себя в жесткой конкуренции. И все это он видит и слышит на примере своих родителей. Именно они доходчиво и систематически демонстрируют необходимость приспосабливаться к требованиям сегодняшнего времени, а иногда и бороться с его вызовами.

Семейное воспитание — это, прежде всего, система отношений родителей с детьми. Конечно, ведущими в этой системе выступают папа с мамой. Особенность семейного воспитания заключается в эмоциональном окрасе взаимоотношений.

Но есть и другая форма семейного воспитания, которую выбирают мудрые и современные родители. Это отношения партнерства. Дитя четко знает, что можно, а что категорически нельзя (при этом для бабушек и дедушек не должно быть исключений); когда можно что-то не делать, а когда выполнение просьб (не приказов) родителей обязательно. В таких семьях ребенок не будет обманывать, потому что его приучили всегда говорить правду, какой бы она ни была. Он не боится быть наказанным, а скорее переживает за то, что расстроит папу с мамой.

Особенности семейного воспитания сегодня — это умение родителей видеть перспективу в жизни своей крохи. Это обозначает, что с раннего детства нужно распознать его способности, наклонности, уважать его как личность, формировать веру в себя, свою успешность. Семейное воспитание в наше время — это умение формировать у ребенка правильные представления о реальной стороне жизни, а не надевать на него „розовые очки” и прятать от проблем за своей широкой спиной.

Воспитание в семье начинается с пеленок. Однако много родителей как раз сменой подгузников и удовлетворением физических потребностей своих детей и ограничивается. Все это начинается с периода младенчества. Затем семейное воспитание протекает хаотично, поскольку родителям мешают следующие обстоятельства:

  1. Дефицит времени и усталость. Сегодня родители настолько заняты, что даже в выходные дни не считают нужным (или просто не имеют на это сил) уделять несколько часов ребенку. Походы в зоопарк бывают лишь по праздникам, когда есть дополнительный выходной, или в отпуске. Вечерние семейные прогулки после ужина заменяются отслеживанием на диване ввиду усталости родителей.
  2. Непонимание важности семейного воспитания и ориентация на воспитание в детском учреждении. К сожалению, многие молодые родители считают, что воспитывать их ребенка должен профессионал — воспитатель, учитель. Такие папа и мама с удовольствием приходят на детские утренники и рьяно интересуются, почему их дитя не в главной роли. Они ”делегируют” свои функции педагогам и поэтому не считают нужным уделять систематически собственное время для прогулок, игр, чтения книг, складывания пазлов, сочинения сказок, рисования.
  3. Замена родительского воспитания компьютером. Да, сегодня дети прекрасно ориентируются в компьютере, умеют с ним правильно обращаться, и поэтому родители считают, что технические познавательные умения могут дать ребенку знания о мире, развлечь его и вместе с тем не беспокоиться о том, где он, с кем, в какую погоду. Дети проводят время за играми и мультяшками, при этом испытывая дефицит живого общения и, конечно же, развития речи.

Вот такое неумение родителей воспитывать своих чад в семье с дошкольного возраста приводит к конфликтам в подростковом возрасте, в учебе, социальной адаптации.

К началу учебы ребенка в школе уже можно четко проследить за стилями взаимоотношений между родителями и детьми. Их есть несколько:

  1. Генеральский стиль. При таком типе взаимоотношений четко прослеживаются армейские замашки родителей. Альтернатив во взаимоотношениях нет, все сказанное папой и мамой должно четко выполняться. Способы воздействия на чадо при таком стиле отношений — это указания и угрозы, целью которых является тотальный контроль над поведением малышей.
  2. Психологический стиль. Некоторые родители пытаются анализировать, почему ребенок поступил так, а не иначе. Вопросы и детализация в этом случае направлены на то, чтобы скорректировать его поведение на правильный путь.
  3. Судейский стиль. Это оценочное поведение родителей, когда ребенка дома ждут чтения морали за низкую оценку, опоздания и другие неправильные поступки. К этому стилю близким является и стиль священника, когда все свои разговоры с чадом родители начинают с фразы ”Ты должен… обязан. надо. ”.
  4. Циничный стиль. Это самый опасный стиль взаимоотношений, когда ребенок постоянно слышит насмешки и унижения, даже прозвища. Такие родители всегда демонстрируют свое господство и таким образом не только отчуждают свое дитя, а и формируют в нем комплексы, неуверенность, чувство вины и страх. У таких родителей дети часто грызут ногти, обманывают, боясь быть наказанными.
  5. Дружественный стиль. Быть другом дочке или сыну — означает уметь выслушать, понять, не ругать и помочь решить ребенку свою проблему самостоятельно, но правильно. Сотрудничество является самым продуктивным типом взаимоотношений между детьми и родителями. Это и самый сложный для родителей тип отношений, когда нужно чувствовать грань, которую переходить нельзя. Как правило, в семье, где царит сотрудничество, детишки хорошо учатся в школе, они всюду успевают, умеют общаться со сверстниками и взрослыми. Дитя считают личностью и полноценным членом семьи. Поэтому оно и совершает уже в школьном возрасте взрослые и самостоятельные поступки. Обычно при таком стиле взаимоотношений в семье подростковый возраст ребенка проходит более-менее гладко. Ведь понимание и партнерство с родителями не заставляют его искать отдушину вне семьи. Уважение и взаимоподдержка, любовь и ответственность всегда присутствуют в семейном воспитании школьника при дружественном типе взаимоотношений.

Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии

Что может быть лучше, чем здоровый и умный ребенок? Но, к большому сожалению, многие родители таким счастьем не обладают. Их детки имеют отклонения в развитии и, конечно, они вынуждены корригировать семейное воспитание. Существуют разные отношения родителей к дефекту их ребенка. Это отношение и определяет методы воспитания:

  1. Охранительное воспитание. Это всегда переоценка дефекта, которая проявляется чрезмерной опекой. Дитя балуют, позволяют буквально все, оберегают от всех. Ему ничего не дают делать, ограничивают даже те функции, которые вполне доступны больному. Такая модель поведения родителей является искусственной изоляцией ребенка-инвалида. Даже если его недуг в развитии и можно исправить, то охранительное воспитание формирует из него эгоиста и потребителя.
  2. Равнодушное воспитание. Отношение родителей формирует у ребенка чувство собственной неполноценности и ненужности. Дитя становится робким и закомплексованным. У него формируется недоброжелательное отношение к другим деткам, а также к родным и чужим людям.

Оба типа отношения родителей к ребенку с отклонениями в развитии приводят к формированию у него психической травмы. У таких деток благодаря родителям возникают вторичные отклонения в психическом развитии. Во избежание этого родители таких детишек на всех возрастных этапах должны консультироваться со специалистами — психологами, врачами, реабилитологами. Только систематическое взаимодействие с ними поможет не только грамотно формировать ребенка-инвалида как личность, а и адаптировать его к жизни в обществе.

Постоянный тандем „родители — специалисты” призван научить членов семьи ребенка с особенными потребностями помогать, совершенствоваться и побеждать все трудности вместе со своим малышом.

Если зреть в корень, как говорил Козьма Прутков, то в большинстве случаев виноватыми в умственной отсталости детей являются их родители. У одних это безответственное отношение к беременности, у других — наследственность, у третьих — карма.

У 13% таких детей родители — алкоголики, наркоманы и правонарушители. Следует знать, что треть детей с нарушениями интеллекта рождается у родителей — выпускников коррекционных школ. То есть их родители сами имеют определенную форму интеллектуальной недостаточности. Родители таких деток имеют тот же уровень образования и социальный статус. Подобные семьи чаще распадаются либо функции воспитания в них делегируются бабушкам. Дети с нарушениями интеллекта очень часто воспитываются в интернатах. И это, конечно же, разрушает их взаимоотношения с родителями.

В таких семьях обычно проявляются тоже два типа взаимоотношений: гиперопека или полное равнодушие. Гиперопека формирует у ребенка поведение страуса. Тогда не может быть и речи о воспитании какой-либо самостоятельности.

Полное равнодушие к умственно отсталому малышу — это дальнейшее его отставание в умственном и психическом развитии. Когда же родители, а чаще всего это мама, привязаны к ребенку, любят и занимаются с ним, консультируются со специалистами в вопросах развития, то он приобретает уверенность в себе, активно познает мир. Семейная психотерапия с матерями способна существенно облегчить семейное воспитание и развитие такого малышва. Оказывая помощь маме и такой семье в целом, специалист дает конкретные рекомендации и акцентирует на том, что духовное общение со своим чадом является мощным источником положительных изменений в нем.

Очень много родителей не понимает, почему же именно их деткам характерны нарушения в развитии речи. Они часто обижены и свое недовольство вымещают на детях. Однако таким родителям следует понимать, что все познается в сравнении. И нарушение речи по сравнению с тяжелой инвалидностью, умственной отсталостью — не такая уж катастрофа. Сегодня, когда логопедия идет вперед прогрессирующими шагами, родителям нужно найти хорошего специалиста для занятий с ребенком. И, конечно же, создавать для него в семье такую обстановку, которая бы гармонизировала его развитие.

Терпение, понимание, любовь к крохе должны быть доминирующими принципами семейного воспитания. Ведь иногда именно неправильный стиль взаимоотношений с детьми формирует дефекты речи у последних. Неадекватные родительские установки, авторитарный стиль воспитания являются факторами возникновения речевых нарушений. Именно поэтому главной задачей учителя-логопеда в работе с такими родителями является оптимизация отношений между родителями и детьми. Работа над дефектами детской речи — это общая задача специалиста и родителей. Если ребенок будет видеть, что с ним занимается и мама, и логопед, он будет больше стараться, а повторения будут только способствовать коррекции речи. Кроме этого, родительское внимание к ребенку всегда производит должный эффект.

Диагностика речи ребенка, как правило, проводится в детском саду. С детками уже там работают логопеды, и, возможно, они посоветуют родителям определенные направления работы и коррекции. Речь идет о подрезании уздечки языка, которая иногда мешаетвыговаривать звук «р». Конечно, есть родители, которые инертны к советам специалистов, не имеют времени заниматься этим. А потом такие детки вырастают с комплексом неполноценности, они зажаты, с них смеются в школе по поводу картавости речи.

Мудрое семейное воспитание — это всегда внимание к ребенку, его радостям, переживаниям, дефектам и проблемам. Нет проблем, с которыми бы не справились любовь и терпение мамы.

Источник:
Секреты семейного воспитания детей
В чем особенности современного семейного воспитания детей? Как правильно воспитывать детей дошкольного, школьного возраста, с отклонениями в развитии, с нарушениями речи и интеллекта.
http://nashidetki.net/vospitanie-detej/semejnoe-vospitanie-detej.html

COMMENTS