Внутрисемейные отношения это

Влияние внутрисемейных отношений на развитие ребенка

Влияние внутрисемейных отношений на развитие ребенка

Каркусова Кристина Давидовна
Влияние внутрисемейных отношений на развитие ребенка

Влияние внутрисемейных отношений на развитие ребенка.

«Великие дела рождаются в семье»

«Любовь воспитывается любовью!»

Детство – самый важный период в жизни человека. То как оно пройдет, зависит от взрослых, которые находятся рядом. Особую роль играет семья в воспитании и формировании личности ребенка, так как это первая и зачастую почти единственная среда, развивающая его личность. В семье дети опосредуют нормы человеческого общежития, усваивают нравственные ценности.

Трудно воспитывать детей в непростом современном обществе. Проблемы, нагрузки на работе сказываются на родителях и в последствии несомненно на детях. Родители искренне любят свое чадо, но не все могут правильно проявлять ее. Они понимают, что ребенку необходимы — одежда, дом, еда, образование, любовь. Секрет любви как к ближнему, так и к детям очень прост: это безусловная любовь, независящая от таких приходящих моментов как: (поступков, возраста и так далее). Нужно любить вне зависимости ни от чего.

Ценностные ориентации, характер взаимоотношений между людьми, нормы поведения, ребенок усваивает, в первую очередь, в семье. Если его любят, с ним считаются, беседуют, играют, то он будет открыт для общения, энергичен, любознателен, здоров, счастлив. У него стремительно происходит формирование интеллекта, чувств, воли. Однако, к сoжалению, так бывает редко.

Тип семьи и ее общественно – экономический статус связаны с индивидуальным формированием ребенка. Полная/неполная, материнская/отцовская, многодетная, альтернативная (отношения не оформлены юридически, маргинальная, студенческая и другие – с такими типами подобных семей, приходится встречаться психологам в своей работе. По статистике, каждые две семьи из трех оказываются проблемными. Согласно наблюдениям и результатам психологических диагностик возможно выяснить у подростков высокий уровень тревожности. Это выражается в наличии отклонений в эмоциональном формировании, в общении (логоневрозы, страхов, агрессии, негативных эмоций (замкнутости). У детей незначительный уровень саморегуляции. Как мы видим, картина печальная.

Как при нехватке воздуха человек начинает задыхаться, а при недостатке ласки он болеет, становится нервным и раздражительным, у него бывают значительные психические срывы. Зачастую это становится причиной болезней желудка, сердца, бессонницы и падение иммунитета. Мало того, «недоласканность» – одна из причин проституции, причем не ради наживы, а для удовлетворения голода на прикосновения.

К примеру, когда ребенок плачет, он ищет поддержку либо у матери, либо у отца, а затем, немного стихнув, начинает рассказывать о случившемся. Что же делает взрослый человек в это время? Он гладит ребенка по голове, по спине. Это один из способов успокоить его. Немаловажную значимость играет частота поглаживания (40 движений в минуту, получается своеобразный массаж. Есть подтверждение, что после сеанса массажа ребенок значительно лучше справляется с математическими задачами.

Проведенные опыты на животных, которые получали постоянные «дозы» ласк позволили выявить то, что те они психологически устойчивее и храбрее. Они быстрее развиваются, лучше соображают и реже болеют. Равнодушное отношение делает животное жестоким и пугливым. То же и с людьми.

Главная суть семейных отношений заключается в том, что их состоянием определяется мера функционирования и эффективности других компонентов воспитательного потенциала семьи. Любое значительное отклонение внутрисемейных отношений от нормы обозначает неполноценность, а нередко и кризис данной семьи, и, как правило, ее воспитательных возможностей (Коломинский Я. Л.).

Влияние семьи осуществляется и проявляется следующим образом:

• Семья обеспечивает чувство защищенности, тем самым гарантирует безопасность ребенку при взаимодействии с окружающим миром.

• Дети перенимают от родителей определенные «шаблоны» поведения.

• Родители дают ребенку необходимый жизненный опыт.

• Они влияют на поведение своего чадо, подбадривая либо осуждая конкретные действия, а кроме того используя наказания либо позволяя приемлемую для себя степень свободы в поведении ребенка.

Развитие ребенка зависит от созданных родителями условий для общения, также от четкости и ясности семейного общения.

Принимая какие-либо решения, на первое место родители должны ставить не собственные взгляды, а то, что будет более полезным для ребенка.

В общении у взрослых и детей вырабатываются несколько принципов общения:

1) Принятие ребенка таким, какой он есть.

Вопрос жизненных ценностей в воспитании всегда имел место быть. От того, какие ценности были первенствующими для родителей, зависели, направление воспитательной работы и требуемый результат.

Семья как социальная община выступает, прежде всего, взаимосвязью и взаимодействием между ее членами.

Сухомлинский В. А. писал, человеческая любовь – это могущественная сила воспитания. Тот, кто умножает жизнью своей это бесценное богатство человеческого духа, — тот, Воспитывая самого себя, воспитывает своих детей.

1. Шнейдер Л. Б. Семейная психология. – М, 2005.

2. Клейберг Ю. А. Психология девиантного поведения. — М.:2001

3. Хрестоматия. Семейная психотерапия. Эйдемиллер Э. Г., Александрова Н. В., Юстицкис В. – Питер, С-П., Москва, Харьков, Минск, 2000.

4. Лесгафт П. Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение. – М.: “Педагогика”, 1991

Исследование личностных особенностей родителей и воспитанников, влияние семьи на развитие ребенка Анкета для родителей № 1 Фамилия, имя, отчество___ Определите, что является наиболее важным.

Консультация для родителей «Влияние гаджетов на развитие ребенка» «Влияние гаджетов на развитие ребенка» Нынешние дети, кажется, уже рождаются с умением пользоваться различными гаджетами. Но стоит ли позволять.

Консультация для родителей «Влияние сказок на развитие ребенка» Сказки являются важным воспитательным средством, выработанным и проверенным народом в течение столетий. Жизнь, народная практика воспитания.

Консультация для родителей «Влияние театрализованной игры на развитие речи ребенка» Грамотная, четкая, чистая и ритмичная речь ребенка — это не дар, она приобретается благодаря усилиям. В настоящее время, к сожалению, нечасто.

Родительское собрание «Влияние художественной литературы на речевое развитие ребенка» В сентябре в старшей группе проведено родительское собрание. Тема: «Влияние художественной литературы на речевое развитие ребенка». Цель:.

Семинар-практикум для родителей «Стиль семейного воспитания и его влияние на развитие личности ребенка» Цель: просвещение родителей, повышение их психолого-педагогической компетентности в формировании личности ребенка. Ход семинара: 1. Введение.

Влияние детско-родительских отношений на личность ребенка. Старший дошкольный возраст характеризуется тем, что происходит базисное становление самооценки. Без преувеличения можно сказать, что самооценка.

Влияние игры на развитие ребенка. Консультация для родителей Ранний возраст ребенка – это очень ответственный период в развитии человека, когда происходит закладка фундамента его личности. Дошкольное.

Влияние мультфильмов на личностное развитие ребенка. Сегодня телевидение стало чем-то вроде игрушки, поэтому проблема «дети и телевидение» волнуют всех: и родителей, и педагогов. Внутренний.

Влияние театрализованной деятельности на развитие речи ребенка Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребёнка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не даётся.

Источник:
Влияние внутрисемейных отношений на развитие ребенка
Влияние внутрисемейных отношений на развитие ребенка
http://www.maam.ru/detskijsad/vlijanie-vnutrisemeinyh-otnoshenii-na-razvitie-rebenka.html

Внутрисемейные отношения по Домострою

В российском религиозном мировоззрении корни язычества, «двоеверия» дос­таточно сильны. Возможно, поэтому православное христианство встало в борьбе между двумя языческими началами — женским и мужским — на сторону мужского, приводя семью к «нрав­ственному» доминированию мужа над женой и детьми. В Домо­строе, например, много внимания отдано распределению ролей в семье и тому, как сделать, чтобы главное место в доме при­надлежало не жене, а мужу.

Однако тот же Домострой предлагает «силовое» и язычес­кое решение вопроса: «Любя же сына своего, увеличивай ему раны, и потом похвалишься им». Прямо реализация принципа «битие определяет сознание». «Воспитывай дитя в запретах и най­дешь в нем покой и благословение; не улыбайся ему, играя. »

(Домострой. Памятники литературы Древней Руси. Середина XVIв. М., 1985. С. 85-93).

Л. П. Найденова проанализировала сферу «приватного» по Домострою, соотношение семейного пространства с публичным. Для русского зажиточного горожанина существовала сфера жиз­ни, отличная от публичной. Более того, она имела зримую гра­ницу — высокий забор вокруг усадьбы. В такой усадьбе жило все семейное сообщество, включая домочадцев и слуг. По И. Е. Забе­лину «целостной личностью» в Домострое оказывается лишь хо­зяин, «государь» дома. Слуги, челядь входят в понятие «домочад­цы». Именно по отношению к челяди в Домострое употребляет­ся термин «семья». Статус женатого человека в Домострое выше, чем статус одинокого.

Термина «семья» в ее современной трактовке Домострой не знает. Он оперирует понятием «дом» как обозначением неко­его единого хозяйственного и психологического целого, члены которого находятся в отношениях господства-подчинения, но равно необходимы для нормальной жизни домашнего организ­ма.

Дом стремится оградить себя от вмешательства извне тем, что представляет себя окружающим наиболее благополучной своей стороной. Домашнее сообщество стремилось оградить себя от вмешательства сплетен и пересудов в свою домашнюю жизнь, которые были очень характерны для русских горожан.

Самое страшное наказание, известное автору Домостроя, — «от людей смех и осуждение», что свидетельствует о зависимости семьи от равного социального окружения, с одной стороны, и стремлении сохранить семейные отношения в тайне. Наказанием оказывается «позор» как «всеобщее обозрение».

Л. П. Найденова отмечает семейные удовольствия, которые присутствуют в Домострое. К ним отнесены: удовольствие от вкус­ной разнообразной еды, от хорошо сделанной вещи, от «устроя в доме», куда «как в рай войти», от почета и уважения со сторо­ны соседей и «людей Знаемых».

Обязанность главы дома — забота о благосостоянии дома и воспитании, в том числе и духовном, его членов. Жена обязана сама заниматься рукоделием и знать всю домашнюю работу с тем, чтобы учить и контролировать слуг. Кроме того, она зани­мается воспитанием и обучением дочерей (обучение сыновей — обязанность отца). Все решения, связанные с «домовым строе­нием», муж и жена принимают совместно. Они должны обсуж­дать семейные проблемы ежедневно и наедине.

Источником высокой оценки роли жены и матери в Домо­строе является представление о браке как христианском таинстве. Жена в Домострое является регулятором эмоциональных отно­шений в семье, она же отвечает за семейную благотворительность.

Домострой рекомендует жене «мужу уноровить», т. е. посту­пить сообразно с его желаниями и представлениями. Из текста следует, что в семейных отношениях осуждаются всякие «непо­добные дела: блуд, сквернословие и срамословие, и клятва, и ярость, и гнев, и злопамятство. »

Любовь к детям в Домострое рассматривается как чувство вполне естественное, так же как и забота об их телесном благо­получии, менее распространенной считается забота о духовном развитии чад. Однако по своему положению в семье они ближе к слугам, чем к родителям. Главная обязанность детей — любовь к родителям, полное послушание в детстве и юности и забота о них в старости. Избивающий родителей подлежит церковному отлучению и смертной казни.

Все человеческие поступки делятся на «доброе дело» и «злое дело». Среди добрых дел особенно чтятся «труды праведные». По Домострою, нормой оказывается умеренная достаточность как в имущественном, так и в эмоциональном планах.

Немалым образом характер межличностных отношений проявляется через рекомендации о наказаниях: бить следует за большую вину, наедине и потом «примолвить» и «пожалеть».

На наш взгляд, наиболее интересным для понимания на­ционального характера семейных отношений является упомина­ние о зависимости от людского мнения. Вместе с тем, что при этом социальному окружению положено всегда демонстрировать семейное благополучие и строжайше запрещается разглашать семейные тайны, возникает представление о двойственности морали: «для себя» и «для людей». Домострой указывает средне­вековому человеку, что страшнее нет беды, чем «от людей смех и осуждение», впоследствии над русским человеком повиснет вопрос такого же рода: «Что станет говорить княгиня Марья Алексевна?», — возможна ли в таком контексте индивидуализа­ция человека, можно ли хотя бы в перспективе, «выдавив из себя раба», стать свободным человеком, отвечающим за себя и добровольно, охотно принимающим на себя ответственность за свою семью. Или это неуничтожимо.

Воплощение идеальной модели православной семьи в рус­ский быт имело свои особенности. У русских, как и у всех вос­точных славян, долгое время преобладала большая семья, объе­динявшая родственников по прямой и боковой линиям. Несколько брачных пар совместно владели имуществом и вели хозяйство. Среди семей различались «отцовские» и «братские». Первые вклю­чали деда, сынов, внуков, правнуков. Руководил семьей «боль­шак», наиболее зрелый, опытный, трудоспособный мужчина, власть которого распространялась на всех членов семьи. Его со­ветницей была «болынуха», старшая женщина, которая вела до­машнее хозяйство. Нужно отметить, что ее роль существенно изменилась по сравнению с XII—XIVвеками, когда «большуха» имела реальную власть над мужчинами семьи. Положение остальных женщин было вовсе незавидным (достаточно сказать, что вдовы не наследовали имущество мужа).

Позже, в XVIIIвеке и к серединеXIXвека, в России нача­ла преобладать индивидуальная семья из 2—3 поколений род­ственников по прямой линии. КXIXвеку в российской культуре низших слоев утвердился тип малой семьи со структурой, со­ответствующей модели православной семьи: отец — сын — мать (В. Н. Дружинин).

К концу XIX— началуXXвека все сильнее давала себя знать патриархальность семейной модели. Она взрывалась как бы изнутри, ее распирало внутренними противоречиями, которые завершались тяжелыми семейными кризисами (вспомним, к примеру, Анну Каренину, Анну Сергеевну фон Дидериц, мадам Бовари — эти образы мировой литературы символизируют женщин, которые никак не могли вписаться в рамки традиционно­го патриархального брака).

Грядущие социальные перемены подготавливались не только в недрах экономики и производственных отношений — они подготавливались и в недрах брачных отношений. Прошло время. Резкие социальные перемены привели к гибели патриархальной семьи. Авторитарная власть мужчины пошла на убыль, сведясь к нулю в городе, уменьшившись в деревне. Современная семья ут­ратила функции домашнего производства, из экономических функций сохранилась лишь организация быта, большинство се­мей состоит из супругов и детей (нуклеарная семья).

Социологи определяют нынешнее семейное главенство как «выполнение распорядительных, регулирующих функций, суще­ственных для жизнедеятельности семьи». В чьих руках сосредото­чиваются сейчас «регулирующие функции»? Согласно многочис­ленным исследованиям 80-х годов, своего рода министром се­мейных финансов в большинстве случаев является женщина. Она же организует семейное потребление. И главным педагогом, вос­питателем в семье является женщина.

Структура власти не всегда совпадает с фактическим рас­пределением семейных ролей между мужем и женой, мнение о главе определяет моральный характер отношений, но еще не их действенную суть.

Источник:
Внутрисемейные отношения по Домострою
В российском религиозном мировоззрении корни язычества, «двоеверия» дос­таточно сильны. Возможно, поэтому православное христианство встало в борьбе между двумя языческими началами — женским и
http://xstud.ru/117201/sotsiologiya/vnutrisemeynye_otnosheniya_domostroyu

Внутрисемейные отношения это

В качестве основных подсистем в семье следует различать супружеские отношения (муж — жена), родительские (родитель — ребенок), детские (старшие дети — младшие дети), а также отношения между семьями родителей супругов и их собственной. Неразличение супругами этих подсистем также является причиной ухудшения брачно-семейных отношений. Какие же основные отличия можно выделить при сравнении этих подсистем? Рассмотрим некоторые из них. Кроме собственных разработок, я буду использовать некоторые положения Б. Хеллингера.

Супружеская и родительская подсистемы

А) Супружеские отношения — это отношения непосредствен но между мужем и женой, а родительские опосредованы ребенком (рис. 6).

Если бы не было ребенка, то не было бы и родительских отношений. Отсюда следует вывод о том, что в супружеских отношениях муж и жена сами решают, согласно их договоренностям, кто из них «хороший», а кто «плохой». Муж может сказать жене: «Ты плохая жена». На родительском же уровне сказать: «Ты плохая мать» — может только сам ребенок. Поэтому здесь критика супругами друг друга как родителей, возможно, не имеет оснований.

Важно, чтобы у ребенка были отдельные отношения с каждым из родителей. Если мать начинает говорить отцу о том, как воспитывать ребенка, то она начинает образовывать отдельное «Мы» с ребенком и вставать между ним и отцом. Поведение каждого из родителей — это вопрос личной ответственности. В родительских отношениях каждый занимается собой как родителем. После развода дети должны остаться с тем из родителей, кто больше уважает в детях другого родителя.

Другая крайность — когда родитель постоянно сообщает ребенку, например, дочери, какой она должна быть, чтобы ее «взяли замуж». В этом случае, если отец (или мать) знает, какой должна быть «настоящая жена» и воспитывает дочь соответствен но этому («Иначе тебя никто замуж не возьмет»), происходит усиление супружеских отношений между отцом (матерью) и дочерью. Если в этом случае критерии супружеского поведения задает мать, то именно она и является для дочери образцом «настоящего мужа».

Если же мать говорит дочери, какого мужа она достойна, то значит, мать неосознанно ищет другого мужа для себя. В этом случае, чтобы отдать «должное» матери, девушки иногда выбирают мужа согласно ее характеристике. У такого мужа будут очень хорошие отношения с тещей, но сама девушка в браке будет чувствовать себя свободной.

Б) Между супружескими и родительскими отношениями должна проходить четкая граница. Происходящее между супругами не должно касаться детей. Тем более нельзя рассказывать об абортах или о том, что «папа тебя не хотел». Не надо спрашивать ребенка о том, надо ли выходить замуж или разводиться. Надо поступать так, как считаете нужным.

Серьезные проблемы возникают, когда кто-либо из родите лей начинает вовлекать ребенка в свой конфликт с супругом. Например, мать рассказывает дочери, какой папа плохой муж (рис. 7).

Такую вовлеченность часто приходится замечать на консультации. Например, девушка утверждает, что ее папа был «плохой». Спрашиваю, почему. — «Он постоянно пил, маме денег не давал, гулял направо и налево и т. д.», — уверенно отвечает она. Если вслушаться, то это речь не дочери, а ее матери как жены. Оказавшись вовлеченной в конфликт, дочь взяла на себя сторону матери. Теперь она смотрит на отца не своими глазами, а глаза ми своей матери. За счет того, что супружеские и родительские уровни оказались смешаны, отрицание дочерью роли «мужа» у родителя приводит к отрицанию его в роли «отца». Плата за смешение отношений состоит в том, что девочка психологически осталась без отца. Ее неудовлетворенное детское состояние будет приводить к тому, что, даже став взрослой, она под видом мужчины неосознанно будет искать себе нового, «хорошего» отца.

Приведу другой пример смешения. Женщина на консультации вспомнила, как в детстве мать периодически посылала ее утихомиривать пьяного отца. Дочь служила своего рода буфером в их отношениях. Она успокаивала отца, укладывала его спать и сама иногда спала рядом с ним. Это привело к тому, что в ее детском сознании она стала воспринимать себя как младшая жена. Естественно, в ее собственной семейной жизни это повлекло за собой серьезные последствия.

Если происходит смешение супружеских и родительских отношений, то у ребенка возникает впечатление, что это его семья, и он равноправный, наряду с супругами, член семьи. Подобный вариант может быть усугублен, когда, например, жена отдает предпочтение ребенку, а не мужу. Ребенок, в этом случае, считает себя не на равных, а даже выше мужа. Например, критика при детях пьющего мужа может сформировать у ребенка чувство превосходства над отцом, которое усиливается наблюдением за его беспомощным состоянием. Все это приводит к повышению ответственности ребенка («Я теперь за папу») и, как следствие, усилению «супружеских» отношений с матерью (рис. 8).

Это не зависит от пола ребенка, более того, часто такое переплетение вызывает формирование мужественной установки у девочки. Она тоже может выполнять роль «функционального» мужа. Но так как сексуальные отношения с родителем куль турой запрещены, то дочь под видом замужества находит мужчину-«донора». После рождения ребенка, как правило, происходит развод, и дочь приносит его (ребенка) своим родителям.

В) Развод возможен только на супружеском уровне, но не на родительском. Наглядным примером смешивания двух под систем является такая фраза, как: «Когда мои папа и мама раз велись…» Я долгое время на консультациях не обращал внимания на эту фразу, но однажды она меня здорово зацепила. Я задумался и понял, что развод возможен только у мужа и жены, а не между родителями. Страх детей при разводе взрослых заключается, прежде всего, в опасении потери одного из родите лей, потому что детям трудно разделять супружеский и родительский уровень. Ребенку важно объяснить, что развод про исходит у мужа и жены, а как папа и мама они с ним не расстанутся.

Путаница этих отношений создает проблему и у супругов. Это выражается в словах: «Я бы давно от нее ушел, но у нас же дети!» Приходится объяснять клиентам, что развод — это изменение отношений только на супружеском уровне, а родителями они остаются навсегда.

Г) Супружеские отношения имеют приоритет над родительскими. Сточки зрения системной теории, если в ней появляется новый элемент, то он должен считаться с теми, которые были до него. Появившийся раньше имеет преимущества перед тем, кто приходит позже.

Из этого следует, что любовь к ребенку должна идти через любовь к партнеру, то есть партнерские отношения имеют приоритет перед родительскими. Ошибкой бывает то, что если в партнере что-то не ладится, родитель начинает искать недостающее в ребенке. Происходит путаница: отец ищет в ребенке то, что не соответствует отношениям с супругой — ребенок приходит в замешательство. Самое приемлемое, это когда отец любит в ребенке свою жену, также и у жены — любовь к сыну идет через мужа. Отец должен показывать дочери, что он жену ценит больше, чем ее: «Вырастешь, станешь такой же красивой, как мама». Партнерские отношения должны давать силы на родительские.

Достаточно распространена ситуация, когда при появлении ребенка, на котором жена концентрирует все свое внимание, у мужа начинают возникать романы «на стороне». Жена возмущена изменой мужа, но она сама первая «изменила» мужу с ребенком.

Д) Возникновение инцеста связано с проблемами между мужем и женой. Если на супружеском уровне у мужа и жены возникает отторжение друг друга, то в качестве компромисса дочь неосознанно предлагает себя, либо жена предоставляет дочь мужу.

Источник:
Внутрисемейные отношения это
Читать онлайн, без регистрации, бесплатно.
http://bookitut.ru/Lyubovj-i-drugie-chelovecheskie-otnosheniya.10.html

Внутрисемейные отношения это

2.1 Понятие и виды семейных взаимоотношений. Значение межличностных отношений супругов для семьи и брака

В отечественной психологии существует множество мнений по поводу того, какое место занимают межличностные отношения в реальной системе жизнедеятельности людей. Но прежде, выясним, как определяется понятие «межличностные отношения». В «Психологическом словаре» дано такое определение: «Межличностные отношения — субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний людей в ходе совместной деятельности и общения» [32, с.38].

Семейные взаимоотношения — это субъективно переживаемые взаимосвязи между членами семьи, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний на личностном уровне в ходе совместной жизнедеятельности и общения. Они определяют эмоциональное и деловое состояние семьи, ее микроклимат.

Отношения между людьми в семье из всех человеческих отношений бывают наиболее глубокими и прочными. Они включают четыре основных вида отношений:

1. Психофизиологические — это отношения биологического родства и половые отношения.

2. Психологические включают открытость, доверие, заботу друг о друге, взаимную моральную и эмоциональную поддержку.

3. Социальные отношения содержат распределение ролей, материальную зависимость в семье, а также статусные отношения — авторитет, руководство, подчинение и прочее.

4. Культурные — это особого рода внутрисемейные связи и отношения, обусловленные традициями, обычаями, сложившимися в условиях определенной культуры (национальной, религиозной и т.п.), внутри которой данная семья возникла и существует. Вся эта сложная система отношений оказывает влияние на семейное воспитание детей. Внутри каждого из видов отношений могут существовать как согласие, так и разногласие, которые положительно или отрицательно сказываются на воспитании [36, с. 403].

На современном этапе развития общества, благодаря индустриализации и развитию бытового обслуживания, наблюдается снижение роли семьи как хозяйственной ячейки и повышение роли межличностных отношений членов семьи, то есть возрастает значение социально-психологических факторов.

Брак определяется как комплекс духовно-этических и эмоционально-сексуальных санкционированных обществом отношений между мужчиной и женщиной. Семья же определяется как малая группа, сформированная на основе брачных отношений и объединяющая супругов и их потомство.

Весь комплекс супружеских отношений предлагается разделять на два основных периода: 1) до вступления в брак (период становления брачных отношений), 2) после вступления в брак (период развития брачных отношений).

В супружестве авторы выделяют и рассматривают 4 достаточно независимых уровня отношений: психофизиологический, психологический, социально-психологический и социокультурный.

Психофизиологический контакт выходит за рамки непосредственного сексуального контакта, проявляясь в виде различных эротических игр: флирта, поцелуев, объятий, прикосновений за пределами и без цели сексуального контакта. Поэтому для психофизиологического общения имеют значение не только чисто сексуальные характеристики партнеров (тип половой конституции, половая потенция и т.п.), но и особенности телосложения, реактивность организма, оформление внешности.

Психологический уровень супружеских отношений имеет много общего с интимно-исповедной формой дружбы и любовными отношениями (например, добрачными отношениями молодоженов). Известно, что главной функцией этих видов межличностных отношений является избирательный контакт, способствующий наиболее полному самовыражению личности. Психологическая дисгармония часто выражается в виде отчуждения брачных партнеров, напряженной атмосферы столкновений и конфликтов личностного порядка, когда критике и неприятию подвергаются особенности темперамента и характера партнера. Психологически несовместимые партнеры испытывают трудности в распределении инициативы, власти и главенства.

«Сложность психологического приспособления супругов, — как утверждают некоторые исследователи, — заключается в том, что адаптация супругов в этом аспекте требует перестройки личности, ломки присущих ей индивидуальных черт. Речь идет не о просто перевоспитании личности, а о коренном изменении глубинных особенностей, что является чрезвычайно проблематичной задачей» [17, с.148]. Полнота и благополучие семейной жизни зависит от того, насколько партнеры могут обеспечить выполнение всех семейных функций.

Социокультурный уровень супружеских отношений позволяет согласовать общую направленность и мотивацию поведения. Духовное общение супругов позволяет им согласовать жизненные позиции, ценностные ориентации, взгляды на окружающий мир и свое место в нем, интересы и мотивы социального поведения. Наиболее показательными признаками духовной гармонии являются: высокое взаимопонимание, одобрение жизненной позиции партнера, высокое уважение к нему как члену общества. Причем, в отличие от других видов супружеской дисгармонии духовное несоответствие чаще и отчетливее осознается супругами.

Четыре основные уровня супружеского взаимодействия имеют и соответствующие виды супружеской дисгармонии, каждый из которых имеет специфические проявления и критерии для распознавания.

Исследования межличностных супружеских отношений, проведенные как отечественными, так и зарубежными специалистами, убеждают нас в одном: невозможно насильно сделать людей счастливыми, но разработанные специалистами и опробированные методики психодиагностики супружеских отношений убеждают в главном: можно помочь супружеским парам уцелеть в семье, которой они еще дорожат, дать друг другу еще один шанс начать все сначала и, может быть, пронзительнее чем когда-либо ощутить смысл слов классика семейной психотерапии Карла Виттера: «Состоять в браке поистине ужасно. Хуже этого может быть только одно — в браке не состоять».

Таким образом, гармонию семейно-брачных отношений с точки зрения личных параметров определяют несколько основных элементов:

— эмоциональная сторона супружеских отношений, степень привязанности;

— сходство их представлений, видений себя, партнера, социального мира в целом;

— сходство предпочитаемых каждым из партнеров моделей общения, поведенческие особенности;

— сексуальная и, шире, психофизиологическая совместимость партнеров;

— общий культурный уровень, степень психической и социальной зрелости партнеров, совпадение систем ценностей супругов.

Особенно большую значимость в семейно-брачных отношениях имеют ценностная и психофизиологическая совместимость людей. Все остальные виды совместимости или несовместимости подвержены динамическим изменениям и достаточно легко изменяются в процессе взаимной адаптации членов семьи или в ходе психотерапии.

Итак, проблема семейного благополучия связана в первую очередь с тем, насколько психологически совместимыми оказываются друг с другом члены семьи. Совместимость как многоуровневый феномен связана не только с актуальным состоянием и личностными особенностями супругов, но также и с их опытом прошлой жизни, опытом межличностных отношений в родительской семье. Наиболее оптимальной является ситуация, когда опыт и усвоенный тип взаимоотношений супругов носят в целом позитивный характер, сходны или взаимодополнительны, не противоречат общесоциальной системе правил и норм взаимодействия и взаимоотношений.

Источник:
Внутрисемейные отношения это
2.1 Понятие и виды семейных взаимоотношений. Значение межличностных отношений супругов для семьи и брака В отечественной психологии существует множество мнений по поводу того, какое место
http://psy.bobrodobro.ru/5439

Скачать работу

Выполнила: студентка гр . 2052
Николаева Анна
Проверила: преподаватель
Сахарова Наталья Алексеевна

Оглавление
Введение 3
I. Теоретическая часть. 5
1.1 Семья — социальный институт 5
1.2 Типы семейных взаимоо тношений 5
1.3 Основы формирования г армоничных взаимоотношений в семье 6
1.4 Взаимоотношения в сем ье как фактор благополуч ия её членов 9
1.5 Внутрисемейные отношени я 12
1.6 Семьи с нарушением вн утрисемейный отношений 17
II. Практическая часть 20
2.1 Методика «Цветовой Те ст Отношений» А. М. Этки нда 20
2.2 Методика «Рисунок сем ьи» 21
2.3 Методика PARI 23
Заключение 26
Библиография 27
Приложение 1 28

1.3 Основы формирования гармоничных взаимоотношений в семье

1.4 Взаимоотношения в семье как фактор благополучия её членов

На сегодня в пси хологии достаточно распространенной является позиция, с которой семья рассмат ривается как система. При таком подходе пробл ема одного из членов семьи — уже не его личная проблема, а проблема семейной системы. В ней можно выделить ряд подсистем, которые желательно различать.
В качестве основных подсистем в семье следу ет различать супружеские отношения (муж — жена), родительские (родитель — ребенок), детские (старшие дети — младшие дети), а также отношения между семьями родителей супругов и их собственной. Неразличение супругами этих подсистем также является причиной ухудшения брачно-семейных отношений.
Супружеская и родительская подсистемы
А) Супружеские отношения — это отношения непосредственно между мужем и женой, а родительские опосредованы ребенком (рис. 6).

Рис. 9. Ложная модель
детско-родительски х отношений
Но можно посмотр еть на эту проблему шире. Тогда мы увидим, что у наших родителей т оже были родители. Они дали им и жизнь, и любовь, и материальное обеспечение. Получается, что наши родители все уже давно получили от своих родителей, и их требования от нас предполагают уже двойную оплату.
Поэтому долг перед родителями, в принципе, остается, но он передается не им обратно, а вперед, своим детям. (рис. 10).

Рис. 10. Схема развивающих детско-родительских отношений
Обычно ситуация воспитания ребенка как должника связана с тем, что родители считают, будто их родители чего-то им не додали. Поэтому формирование у ребенка желания воспо лнить долг перед родителями является включением его в конфликт родителей со своими родителями.

Источник:
Скачать работу
На бирже курсовых и дипломных проектов можно получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, диссертаций, рефератов, а также самостоятельно и бесплатно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.
http://www.webkursovik.ru/kartgotrab.asp?id=-113809

COMMENTS