Влияние родителей на характер ребенка

Влияние воспитания на характер и поведение ребенка

Влияние воспитания на характер и поведение ребенка

Решающее влияние на характер ребенка оказывает воспитание. Не существует детей, характер которых нельзя было бы перевоспитать и которым нельзя было бы привить определенные положительные качества, устранив даже как будто бы уже укоренившиеся у них отрицательные черты.

Влияние воспитания на характер и поведение ребенка

Необходимым условием воспитания характера является формирование мировоззрения, убеждений, и идеалов. Мировоззрением определяется направленность человека, его жизненные цели, устремления, из мировоззрения вытекают моральные установки, которыми люди руководствуются в своих поступках. Задача формирования мировоззрения, убеждений должна решаться в единстве с воспитанием определенных форм поведения, в которых могла бы воплотиться система отношений человека к действительности. Поэтому для воспитания общественно ценных черт характера необходима такая организация игровой, учебной, трудовой деятельности ребенка, при которой он бы мог накопить опыт правильного поведения.

В процессе формирования характера надо закреплять не только определенную форму поведения, но и соответствующий мотив этого поведения, ставить детей в такие условия, чтобы их практическая деятельность соответствовала их идейному воспитанию, чтобы они применяли на практике усваиваемые принципы поведения. Если условия, в которых жил и действовал ребенок, не требовали от него, например, проявления выдержки или инициативности, то соответствующие черты характера у него и не выработаются, какие бы высокие моральные идеи ни прививались ему словесно. Нельзя воспитать мужественного человека, если не поставить его в такие условия, когда бы он мог и должен был проявить мужество. Воспитание, устраняющее все трудности на жизненном пути ребенка, никогда не может создать сильного характера.

Важнейшим средством воспитания характера является труд. В серьезном и общественно значимом труде, связанном с преодолением трудностей, воспитываются лучшие черты характера — целеустремленность, коллективизм, настойчивость. Важнейшее условие правильной организации воспитательных мероприятий — тесная согласованность учебно-воспитательной работы школы с соответствующими влияниями семьи.

На воспитание характера влияют литература и искусство. Образы литературных героев и их поведение часто служат для школьника своеобразным образцом, с которым он сравнивает свое поведение.

На воспитание характера влияет и личный пример воспитателя, будь то родители или педагоги. То, что делают воспитатели, часто гораздо больше влияет на жизнь ребенка, чем то, что они ему говорят. Как учитель относится к работе, как он следует общественным нормам поведения, владеет ли собой и своими чувствами, каков стиль его работы — все это имеет огромное значение для воспитания характера детей.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Эгоизм и эгоцентризм

Важную роль в формировании характера играет живое слово учителя, воспитателя, с которым он обращается к ребенку. Значительное место занимают, в частности, этические, или моральные, беседы. Их цель — формировать у детей правильные моральные представления и понятия. Для более старших школьников один из путей формирования характера — самовоспитание. Однако и у младших школьников учитель должен воспитывать стремление изжить у себя те или иные недостатки, нежелательные привычки, выработать полезные привычки. Особенно важна необходимость индивидуального подхода в воспитании характера.

Индивидуальный подход требует выбора и осуществления таких воспитательных мероприятий, которые соответствовали бы особенностям личности школьника и состоянию, в котором он в данное время находится.

Совершенно необходимо принимать во внимание мотивы поступков, так как различия в мотивах определяют и различия в воспитательных мероприятиях, которые должны быть осуществлены учителем в ответ на тот или иной поступок учащегося. Индивидуальный подход требует опоры на то положительное, что уже есть у каждого ребенка в области его интересов, отношений к людям, к отдельным видам деятельности и т. д. Всемерно развивая уже имеющиеся ценные черты, поощряя положительные поступки, педагог легче может добиться преодоления отрицательных черт характера у детей.

Для того чтобы воспитывать характер школьника с учетом его индивидуальных особенностей, следует хорошо знать их, т. е. всесторонне и глубоко изучить индивидуальность ученика. Изучение ребенка — сравнительно длительный процесс. Только хорошее знание учащегося позволит наметить индивидуальные мероприятия по его дальнейшему воспитанию или перевоспитанию и приведет к желаемым результатам.

Впервые встречаясь с учениками в самом начале первого года обучения, учитель должен внимательно наблюдать их, побеседовать с родителями об условиях и некоторых особенностях развития ребенка, о проявлениях его характера. На основании наблюдений и бесед необходимо составить определенную программу формирования характера ребенка с учетом его индивидуальных особенностей.

Источник:
Влияние воспитания на характер и поведение ребенка
Решающее влияние на характер ребенка оказывает воспитание. Не существует детей, характер которых нельзя было бы перевоспитать и которым нельзя было бы…
http://family-child.ru/?p=9081

Влияние детей на поведение родителей

Один из способов увидеть влияние детей на родителей — посмотреть на то, как изменяется воспитание по мере взросления детей. Одни методы воспитания очень эффективны, когда их применяют к младенцам и только начавшим ходить детям, и совершенно не подходят для подростков.

Родительское тепло оказывает благотворное воздействие на всем протяжении развития ребенка: и малышам, и подросшим детям одинаково приятно знать, что другие заботятся о них. Однако проявление родительской любви со временем меняется — любовь становится более сдержанной по мере того, как дети подрастают. Восторженные поцелуи и объятия, доставляющие удовольствие малышам, смутят подростков.

Контроль родителей также постепенно изменяется. Так как дети развиваются и лучше справляются с принятием собственных решений, родители со временем ослабляют контроль и ждут, что дети сами будут нести за себя ответственность.

Стили воспитания и поведение родителей несомненно изменяются под влиянием детей. Когда маленький ребенок стремится понравиться взрослым и не очень активен, родители могут обнаружить, что умеренного контроля будет достаточно. Но если ребенок не стремится нравиться взрослым и очень активен, то родителям нужно быть более контролирующими и директивными.

Родь бабушек и дедушек

Выделяют пять стилей отношений бабушек и дедушек с внуками:

0 формальные бабушки и дедушки — проявляют большой интерес к внукам, но занимают позицию невмешательства в их воспитание;

0 бабушки и дедушки — затейники — видят себя в роли основных организаторов веселья для внуков, но уклоняются от более серьезных взаимодействий с ними;

0 отдаленные бабушки и дедушки — мало общаются с внуками, разве что по праздникам или во время семейных торжеств;

й бабушки и дедушки — носители семейной мудрости — снабжают информацией и советами как своих детей, так и внуков;

й бабушки и дедушки — суррогатные родители — берут на себя большую часть ролей и обязанностей родителей.

Первенцы, последующие и единственные дети

Первые дети у большинства родителей зачастую оказываются подопытными кроликами. Родители с энтузиазмом берутся воспитывать ребенка, но им еще не хватает практики общения с детьми. Как правило, родители много ожидают от своих первенцев и относятся к ним с нежностью, но вместе с тем наказывают их строже. Когда в семье появляются следующие дети, родители лучше справляются со своей ролью, поскольку они уже усвоили «уловки» родительской профессии с детьми, появившимися раньше. С более поздними детьми родители ведут себя спокойнее и их ожидания более реалистичны.

Различия между первенцами и детьми, родившимися позже, во многом объясняются разницей в подходе родителей к их воспитанию. Первенцы, как правило, показывают более высокие результаты в тестах интеллекта. Они охотнее подчиняются просьбам родителей и других взрослых. Дети, родившиеся позже, может быть потому, что им приходится налаживать отношения со старшими братьями и сестрами, более популярны среди сверстников и восприимчивы к новизне.

А как же единственные дети в семье? Эти дети лучше успевают, у них выше уровень интеллекта, лидерства и зрелости. Оказывается, народная мудрость, гласящая, что родители души не чают в своих единственных детях, и в результате такие дети вырастают самовлюбленными и эгоистичными, ошибается. Исчерпывающий анализ результатов более 100 исследований свидетельствует, что это не так.

Источник:
Влияние детей на поведение родителей
Влияние детей на поведение родителей: Один из способов увидеть влияние детей на родителей — посмотреть на то, как изменяется воспитание по мере взросления детей. Одни методы воспитания очень эффективны, когда их применяют к младенцам и только начавшим ходить детям, и совершенно не … — —
http://texts.news/psihologiya-obscheniya-detskaya/vliyanie-detey-povedenie-34418.html

Влияние родителей на детей

Многие, наверное, слышали, что родители оказывают влияние на своих детей. Речь не о том, как родители воспитывают своих детей, как они с ними общаются, ругают, поощряют, читают сказки, разрешают что-то или запрещают. Речь пойдёт о том, что люди не контролируют, по большей части потому, что не знают, как это происходит, и вообще, что происходит. Почему дети ведут себя также, как родители, перенимая характер, манеры поведения, поступки. В контексте данной темы под детьми подразумеваются все люди с момента рождения и до момента, пока живы родители. Конечно, многие слышали о генетическом коде. Источник — Эзотерика. Живое Знание

«Генети?ческий код — свойственный всем живым организмам способ кодирования аминокислотной последовательности белков при помощи последовательности нуклеотидов» (Википедия).

А теперь совмещаем эти два явления и получаем непрерывное подсознательное обучение, программирование детей родителями. Хотя обе стороны об этом не подозревают. Программируется характер, манеры поведения, реакции на события, психологические состояния. Любое действие человека, любой образ, каждая фраза, промелькнувшая в уме человека или произнесённая в слух, имеет чувственно-эмоциональный окрас и направление. Мы испытываем чувства, эмоции по отношению к кому-либо или чему-либо, при условии, что это наши личные чувства, отношения. Очень частое явление, когда человек чувствует чужие чувства, эмоции, намерения и т.д., но воспринимает их как собственные. Это явление также можно считать программированием, если оно довольно часто повторяется. К примеру, коллеги по работе, друзья, в общем люди, проводящие довольно много времени вместе, программируют друг друга.

Для изменения какой-либо привычки человека достаточно от одного до трёх месяцев, в зависимости от прилежности ученика. Это значит, что каждый человек легко может поменять свой характер, манеру поведения, привычки. Для этого нужно найти черту своего характера, привычку, которая вам не нравится и в место неё выбрать привлекательную на ваш взгляд черту характера. Далее остаётся только наблюдать за собой, и в момент, когда складывается ситуация, в которой вы себя проявляли ранее негативно, нужно просто остановить себя и проявить себя иначе, не так как вам привычно, а так как вы выбрали для себя в новом, положительном варианте. Или же можно просто никак себя не проявлять. Иначе говоря, отказавшись от негативной привычки ничем её не заменять, а просто не позволять себе негативное проявление. Это один из самых простых и эффективных способов работы с собой.

Многим кажется, что это непомерный объём работы, просто неосуществимый — ничего подобного. Стоит только один раз сделать, как это станет в радость, видеть свою победу, и захочется ещё и ещё творить это чудо. Хотя можно и дальше киснуть на диване, жалуясь самому себе какие все вокруг злые и бессердечные. У каждого человека в жизни есть масса времени потраченного бестолково и бесполезно, вот его и можно использовать для улучшения самого себя.

Если для того, чтобы перевоспитать себя достаточно три месяца, то что будет, если ребёнок на протяжении всей своей жизни находится погружённым в чувственно-эмоциональную среду родителей? Он просто будет тем, во что он погружён. В народе подобные явления называются «весь в папу пошёл, или в маму». А так же подобные проявления называют родовыми программами. Да, это можно назвать программой передаваемой по роду, но в контексте этой темы не нужны никакие шаманы и экстрасенсы для того, чтобы эту программу нейтрализовать. Нужно просто перепрограммировать себя, как я писал выше, или научиться тому, что не умеешь.

К примеру, говорят: «У неё по роду идёт программа одиночества». Знаете, что часто скрывается под этими словами? Обычное не умение любить — не научили просто родители. Не научили потому, что сами не умели. Есть ещё довольно частое проявление, относящееся к этой программе, передающееся подобным путём — страх. Страх неправильного выбора партнера, или страх боли при расставании, это всё чувства они передаются от родителей к детям по «кабелю» кровной связи или по «WI-Fi» от подруг, друзей, коллег. Да, и, конечно же, через ум, путём рассказов различных страшилок про сердечную боль при разлуке, измены и т.д. При условии, что не было подобного собственного опыта, но иногда внедрённая от родителей программа действует сильней, чем собственный опыт разлуки.

Что это всё значит, как это всё выглядит в реальности?

О каждом человек мы что-то можем сказать — о его характере, поступках, поведении. К примеру: «Этот человек злой, а этот добрый, а этот обиженный на весь мир, а этот непонятно почему, но у него просто красивая душа». Таким образом, мы характеризуем людей по их поступкам, словам, манере поведения. Иначе говоря, большую часть времени человек находится в этих состояниях. Так вот, именно это и программируется в их детях.

Источник:
Влияние родителей на детей
Многие, наверное, слышали, что родители оказывают влияние на своих детей. Речь не о том, как родители воспитывают своих детей, как они с ними общаются, ругают, поощряют, читают сказки,
http://naturalworld.guru/article_vliyanie-roditeley-na-detey.htm

Как психологический тип мамы влияет на будущий характер ребенка

Как психологический тип мамы влияет на будущий характер ребенка — 5 вариантов

Содержание статьи:

Ребенок появляется на этот свет абсолютно беззащитным и беспомощным. Довольно длительное время мама для него является не только «руками» и «глазами», но и зеркалом, отображающим незнакомый ему мир. В первые месяцы своей жизни малыш не отделяет себя от матери, он очень чутко реагирует на ее психологический настрой. Мама раздражена, неуверенна, агрессивна. Ребенок – тревожен, плаксив, неуравновешен. Мама – спокойна, весела, позитивна и малыш чувствует себя прекрасно. Именно мама является главным автором жизненного сценария собственного ребенка. Она передает ему свой опыт, свое отношение к миру, учит правильному взаимодействию с окружающими людьми, формирует уклад его дальнейшей жизни.

  • Теме влияния психологического симбиоза ребенка и матери посвящены научные труды австрийского психолога Зигмунда Фрейда.
  • Об эмоциональном материнском наследии много писал английский психиатр Джон Боулби. Он утверждал, что благополучие ребенка напрямую зависит от его здоровой привязанности к матери, от их психологической совместимости.
  • Американский семейный психотерапевт Стефан Поултер в своих работах отмечал, что «фактор матери» может являться не только позитивной силой, но и разрушающей.

Основываясь на результатах целого ряда исследований, проведенных отечественными и зарубежными учеными, можно сделать вывод, что поведение матери (ее жизненный сценарий) оказывает огромное влияние на формирование психики ребенка. В этой статье мы поговорим о 5 деструктивных стилях материнства и попытаемся понять, как эмоциональное наследие матери влияет на дальнейшую жизнь ребенка. Данная поведенческая классификация была разработана на основе практического опыта американских ученых Г. Клауди и Д.Таунсенда.

Мать-призрак — отсутствие контакта с ребенком

  • Матери-призраки очень часто оставляют ребенка в одиночестве, тем самым, отдаляясь от него.
  • Нередко такие женщины испытывают трудности в личной жизни. Они поглощены решением своих проблем.
  • «Разговоры по душам» с ними исключены.
  • Ребенок, не имеет возможности поделиться с мамой своими мыслями, проблемами и переживаниями.
  • Мать-призрак контролирует не только свои эмоции, но и эмоции ребенка.
  • Детям не хватает душевной теплоты, они постоянно ощущают чувство одиночества, что накладывает негативный отпечаток на всю их дальнейшую жизнь. Они не могут найти контакта с окружающими их людьми, им сложно проявлять свои чувства.

Мать – «фарфоровая кукла»: как истерики и неуравновешенность влияют на ребенка?

  • Последствия такого воспитания приводят к тому, что выросшие дети, нуждаясь в духовной близости, отвергают ее. Они осуждают проявления любых эмоций.
  • Человек, воспитанный «фарфоровой» куколкой часто уходит в себя, критикует и избегает эмоциональных (с его точки зрения) людей, боится попасть в любую зависимость и не доверяет чувствам.
  • Такие люди, чаще всего, пытаются укрыться в сфере чистого интеллекта. Они не рискуют «открываться» перед кем-либо, они не умеют принимать любовь.
  • У фарфоровых мам вырастают эмоционально неуравновешенные дети.

Какие дети вырастут у властной матери?

  • Подавляя собственным авторитетом любые стремления ребенка к независимости, властные матери воспитывают безответственных детей. Детей, которые вынуждены беспрекословно подчиняться любым требованиям матери.
  • Как показывает практика, властные мамы хотят, чтобы их ребенок был «лучше всех». Для достижения этой цели они записывают ребенка во всевозможные кружки, секции, нанимают репетиторов, водят свое чадо в музыкальную школу, изостудию и т.д. При этом желания и склонности ребенка не учитываются.
  • Дети, стараясь угодить маме, старательно выполняют все ее требования.
  • Вырастая, такие дети не умеют говорить «нет», они постоянно загоняют себя в жесткие «рамки».
  • Дети либо остаются на всю жизнь «безынициативными детьми», либо начинают бастовать. Формы забастовки могут носить самый разный характер. Например, ребенок становится безразличным ко всему, или наоборот слишком агрессивным.
  • У таких детей нередко наблюдаются садистские наклонности, они могут причинять себе боль и получать от этого удовольствие.
  • Властные мамы редко счастливы в браке, то же самое ждет и их детей.
  • Доминирующее поведение матери загоняет ребенка в тупик, ограничивает его свободу.
  • Вырастая, такие дети отличаются неорганизованностью и безответственностью. У них не складывается карьера, они чаще всего несчастливы в браке.

Охотница за скальпами — почему у детей развивается перфекционизм и неуверенность в себе?

  • Дети таких матерей страдают перфекционизмом.
  • Они стараются утаивать свои промахи, сильно страдают, не достигнув идеала.
  • Таким детям свойственно испытывать постоянную тревогу и чувство вины за свое несовершенство.
  • Они боятся разочаровать окружающих и изо всех сил стараются им угодить.
  • Постоянное ожидание похвалы, страх оказаться «не самым лучшим» нередко приводят к нервным срывам и депрессиям.
  • К сожалению, психологические проблемы у подросших детей «охотниц за скальпами» нередко приводят к алкогольной и наркотической зависимости.
  • Идеалистические представления о себе и об окружающем мире не приносят ребенку счастья.

Мать-наседка: к чему приводит сверхзабота?

  • Выросшие рядом с такими матерями дети, не способны самостоятельно принимать решения, они инфантильны и психологически зависимы.
  • Благодаря «сверхзаботливой» маме, они теряют свою индивидуальность, их «Я» рассыпается.
  • Даже в зрелом возрасте такие дети остро нуждается в постоянной опеке и в самом скрупулезном уходе.
  • Мамы-наседки готовы прожить жизнь за своих детей. Но готовы ли к этому их выросшие дети?

Как избавиться от стереотипов заложенных в детстве — советы психологов

Что же делать тем кто, будучи в зрелом возрасте, обнаружил в себе негативное влияние матери и не хочет передавать этот «груз» своему ребенку?

Бесспорно, многие психологические проблемы и комплексы идут из детства. Как жить с ними и не повторять родительских ошибок?

Психологи утверждают, что виновниками 80% психологических травм в детстве являются родители. Как провести работу над ошибками и избавиться от негативных программ?

  • Мысленно вспомнить историю ваших отношений с матерью и, проанализировав их, выделить основные причины проблем. Затем, попытаться понять, насколько вы следуете установкам вашей мамы. Какую роль жизненный сценарий матери играет в ваших взаимоотношениях с ребенком?
  • На втором этапе работы над ошибками займитесь «стиранием» программы, оказывающей негативное влияние на вас.

Упражнение №1

Смысл данного упражнения заключается в «перепроживании» поступков матери. Закрыв глаза, необходимо представить свою мать в тех ситуациях, когда она (по вашему мнению) вела себя неправильно. Затем нужно проанализировать, как в похожих ситуациях вели себя вы? Если ваше поведение было аналогичным, простите себя и постарайтесь «стереть» чужую программу. Поймите, навязанный стиль поведения не принесет счастье ни вам, ни вашему ребенку. Перепроживая те или иные ситуации, ведите себя так, как требует ваша душа.

Упражнение №2

Попытайтесь абстрагироваться от «материнской» программы. Убедите себя в том, что данная программа больше не работает. Этот метод менее травматичный в психологическом плане. Постарайтесь запустить свою собственную программу, которая будет работать во благо вашего ребенка.

Эти упражнения необходимо выполнять регулярно.

Если самостоятельно не удается избавиться от негативного влияния родительской программы и смоделировать новую модель поведения с ребенком, нужно обратиться за помощью к опытному психологу. В данном случае главное не прятать голову в песок и не убегать от проблемы. Ведь вы любите своего ребенка и хотите, чтобы он был счастлив. Мы уверены – у вас обязательно все получится!

Источник:
Как психологический тип мамы влияет на будущий характер ребенка
5 психологических типов матерей — как определить свой? Узнайте, какие дети чаще всего вырастают у властных, вечно отсутствующих, сверхзаботливых, склонных к неуравновешенности и истерикам, подавляющих личность своего чада мам. Как молодым мамам избавиться от заложенных в детстве негативных форм мышления и передать детям только лучшее от себя.
http://baragozik.ru/vospitanie/kak-psixologicheskij-tip-mamy-vliyaet-na-budushhij-xarakter-rebenka-5-variantov.html

Какой характер у Вашего ребенка

Унаследует ли ребенок характер родителей?

Унаследует ли ребенок характер родителей? С какими чертами характера человек рождается, а какие из них можно формировать? Узнай какой же на самом деле твой ребенок.

Психологи много лет рассуждают, в какой мере дети наследуют характер, не только родителей, но также дедушек и бабушек. Некоторые считают, что малыш приходит на свет, как чистая карточка, без никаких записанных данных, а после приобретает и принимает все со временем. Но наверное, человек рождается с определенными склонностями, обусловленными генетически, которые можно развить или заглушить в поздней жизни.

Ты смотришь на своего новорожденного ребенка и думаешь, каким он будет, и чем займется в жизни. Очевидно, что внешние признаки в значительной степени наследуются. Но не все знают, что в наследство ребенок получает также темперамент. Случается, что родители вспоминают, что их малыш был очень похож на них в детстве.

Многое зависит также от влияния окружения и среды, в которой ребенок развивается, — близкие и далекие родственники, друзья семьи, дошкольное учреждение, школа. Большое значение имеет также общественная среда, в которой живет семья, — или родители являются религиозными лицами, занимаются спортом, имеют какую-либозаинтересованность, и на каком финансовом уровне располагаются.

Слишком сильная опека родителей является признаком, который часто встречается. Она ограничивает правильное развитие характера ребенка, не позволяет ему развить самостоятельность. Если ты дашь ребенку шанс на то, чтобы самому разобраться с затруднительной ситуацией, со сварливым другом или претенциозным братом, то малыш научится преодолевать проблемы. Небольшие жизненные трудности не угроза.

Важнейшими лицами в формировании характера ребенка являются родители. С ними обычно он имеет наибольший контакт, отношения папа-мама малыш наблюдает ежедневно, видя, или папа уважает маму, как они ежедневно между собой разговаривают, как относятся друг к другу. Ребенок познает, каких ценностей придерживаются родители, какую имеют заинтересованность и что в себе развивают. Участвуя в жизни семьи, малыш наблюдает, как родители ведут себя в различных жизненных ситуациях – приветствуют ли соседей и продавщиц в магазине, каким образом папа трактует других водителей на дороге. Примеры можно приводить, но каждый из них производит воздействие на детей и их характер, которые являются прекрасными наблюдателями и подражателями.

Формирование характера у ребенка – длительный процесс

Характер ребенка складывается с первых дней жизни. Определенных признаков темперамента не удастся изменить, однако над некоторыми удается работать.

Как родители наблюдайте, прежде всего, прочные, хорошие стороны ребенка — если он энергичный, то не заставляйте его сидеть спокойно за столом сорок минут в ожидании обеда. Если любит двигаться, а возврат из дошкольного заведения это для него полоса препятствий, по которой можно бегать, скакать, прыгать, позвольте ему эту форму активности, очевидно в пределах разумного. В противном случае ваша радость в другую сторону направит свою энергию, например, побьет собаку или укусит брата.

Сопровождайте своего ребенка, наблюдайте и поддерживайте его. Помните, что вы для ребенка первые учителя. Когда вы посмотрите на игру своих детей, то увидите себя как в кривом зеркале – ребенок подражает вашему поведению, тону голоса, жестам или крику и насилию, если они присутствуют в вашем доме.

Не оценивайте и не обвиняйте ребенка в чертах характера — вы мечтали, что сын будет храбрым спортсменом, но из твоего малыша вырастет скорее несмелый книжный червь. Заинтересованность миром и желание получения знаний это хороший знак. Может так, вдохновленный примером родителей малыш полюбит плавание?

Будьте самокритичны. Если ребенок кричит, может вы тоже на него кричите. Будьте отважны признаться в воспитательной ошибке и попросить у ребенка о прощения. Это не потеря авторитета, а наоборот — малыш увидит, что для вас действительно важно и выражение слова «я прошу прощения» присуще даже вам. Ему тогда также будет легче извиниться, когда он ошибется.

Источник:
Какой характер у Вашего ребенка
Унаследует ли ребенок характер родителей?
http://www.vospitaj.com/blog/kakojj-kharakter-u-vashego-rebenka/

Пример родителей – влияние родителей на детей

Последнее обновление: 28.02.19

Пример родителей – влияние родителей на детей

СОДЕРЖАНИЕ СТАТЬИ отвечает на такие вопросы:

Пример родителей и влияние родителей на детей, не всё так просто

Влияние родителей на детей, в частности, пример родителей, как образец для подражания или как показатель того, как не надо жить, настолько сложно и запутано, что разобраться, где здесь причины, а где следствия, не так-то просто.

Более того, существует масса лживых представлений об этом, и на обывательском уровне и порождённых доблестными психологами и педагогами.

Например, чего стоит только одно представление, что «яблоко от яблони…», которое мы применяем, что характерно, избирательно: в случае, когда отпрыск явно взял от родителя худшие свойства или черты характера и поведения.

Или, например, говорим, что «природа отдыхает на детях», оправдывая факт, когда ребёнок менее знаменит и успешен, чем родитель.

Поэтому, в своих рассуждениях, я предлагаю опереться на очевидные знания и факты, когда мы видим, как пример родителей влияет на детей. При этом, я буду пользоваться простейшей логикой причинно-следственных связей.

Влияние родителей на детей, общие факторы

Мы, уже, относимся к таким знаниям как к аксиомам:

1. 70-80% своих свойств и качеств, дети получают, в готовом виде, от родителей в виде наследственной, генной памяти, и лишь остальное приходится на воспитание;

2. Пример родителей, как фактор влияния на детей, никем не оспаривается, но мы видим, что он не «заразен».

Вовсе не обязательно, например, что в семье учителей вырастет «воспитанный ребёнок». Так же как, не обязательно, что в неблагополучной семье, «дети пойдут по стопам родителей».

Мы всё это видим и наблюдаем повсеместно.

3. Аксиоматично, хотя и не широко известно и то, что всего лишь 10-20% людей рождаются с «геном самостоятельности», а остальные – склонны к мышлению и поведению «как все».

Такая наследственность, которая имеет глубокие корни животного стадного образа жизни людей, делит людей на самодостаточных – имеющими своё выраженное «Я» — относительную независимость от окружающих людей в своих суждениях и в поведении.

И на людей, склонных к самосознанию «Мы» — воспринимающих себя, как часть какой-либо социальной группы, принимающих, как свои, её мировоззрение, мышление и поведение.

То есть, грубо говоря: люди унаследовали на генном уровне, из глубины веков, деление на вожаков, отщепенцев и на стадо. Где вожаки и отщепенцы – «не такие как все», — вынуждены проявлять неординарность мышления и поведения, а «стадо» — должно быть стадом.

4. В воспитании, действительно, важно, прежде всего, отношение родителей к ребёнку, как пример родителей в отношении ребёнка и к самим себе, и к другим людям, в том числе, и в отношении ребёнка к самому себе.

Отношение к ребёнку, как пример родителя в отношениях

Как мы можем наблюдать, отношение родителей к своим детям может градировать в таких параметрах:

1. «Слепая любовь», когда любовь к ребёнку, буквально, затмевает объективный взгляд на него.

Как правило, слепая любовь проявляется, как это ни странно, в тотальном контроле над ребёнком и в подавлении его самостоятельности.

2. Нормальное отношение к ребёнку – когда родитель, наряду с любовью, способен видеть своего ребёнка «без прикрас» — таким, какой он есть.

А, самое главное здесь: родитель способен сознательно выстраивать своё воспитательное воздействие на ребёнка, в том числе, используя пример родителей.

3. Отсутствие внимания к ребёнку, в той или иной степени, когда ребёнок преимущественно растёт сам по себе.

4. Безразличное отношение к ребёнку – игнорирование, в той или иной степени, наличия своего ребёнка.

5. Неприятие, непризнание своего ребёнка – отсутствие родительских чувств к своему ребёнку.

Вот этих знаний, перечисленных выше, на мой взгляд, вполне достаточно, чтобы объяснить влияние родителей на детей и понять, почему пример родителей является для детей не «заразным», но, часто, повторяемым.

Пример родителей влияет на детей, но по-разному

Вот, в основном учителя, любят рассуждать о дурном примере родителей и о положительном примере родителей, как об обязательном условии воспитания детей.

В самом деле, они совершенно правильно констатируют факт основополагающего и главного влияния родителей на ребёнка в виде их примера для своих, да и чужих детей.

Но и они же, вместе с «бедными» родителями, констатируют факт, что часть детей, несмотря на воспитание родителей, с рождения, а дальше всё больше, не поддаются положительному воспитанию.

А часть детей из неблагополучных семей, наоборот, на удивление всех, проявляют «странную» непохожесть на родителей.

Более того, все знают, что в семье из нескольких детей, при равных условиях воспитания, бывают дети, непохожие своими внутренними свойствами и чертами на родителей. Как говорится: «В семье — не без урода».

Как это объяснить? Почему дети у одних и тех же родителей разные? Почему не все дети, в той или иной степени, не копируют своих родителей, а отличаются от них, иногда разительно?

Почему пример родителей не является обязательным для подражания детьми?

А причины лежат, как раз, в тех факторах влияния родителей на детей, которые я перечислил выше:

1. Да, ребёнок наследует свои свойства, и даже черты проявления этих свойств, от своих биологических родителей.

Да – это наследование является доминирующим в определении того, каким будет человек, ибо 80% наследственности в формировании личности человека, «никуда не денешь».

И, к тому же, эти 70-80% являются встроенными в самого человека – принадлежат ему с момента его зачатия. В отличие от воспитания, которое, здесь, является вторичным фактором формирования личности.

То есть, с рождения ребёнка, воспитывается УЖЕ КТО-ТО, а не, как представляют некоторые, ребёнка в виде чистого листа, для рисования воспитателя и учителя.

НО, почему мы понимаем наследственность, как правило, не дальше 2 колена – не дальше, чем «он, она, похож на бабушку, на дедушку»?

Ведь, совершенно очевидно, что генная память простирается, по крайней мере, на сотни поколений назад к периоду формирования персонального генного кода человека, как такового.

То есть, ребёнок имеет наследственную память о свойствах предков, буквально, «от обезьяны».

И, к тому же, не следует забывать, что генное наследство ребёнок получает от двух родителей, которое у него сложно переплетается в доминантных и рецессивных связях.

Добавьте сюда и наследство, которое получает ребёнок «со стороны», в виде генов, которые получила его мать, при половых связях с другими мужчинами – явление телегонии.

В результате, мы, «на выходе», получаем такого ребёнка, который часто абсолютно не похож на родителей не только внутренними свойствами, но, даже, и внешне. Ибо, доминанты родителей, возможно, стали рецессивными, и наоборот.

2. Далее, смотрите, что происходит: если ребёнок родился с «геном самостоятельности», он, с детства, начинает её, самостоятельность, реализовать.

Это проявляется в повышенном, относительно других детей, непослушании родителей и других взрослых, и некой отстранённости от других людей.

У такого ребёнка обострённо формируется самосознание: ребёнок стремится на всё смотреть с точки зрения своего «Я», как правило, ничего не берёт на веру, а старается самостоятельно исследовать вещи и явления вокруг себя.

Как следствие, иногда, его успехи в обучении не радуют, а отношения не только с родителями и взрослыми, но и со сверстниками неоднозначны.

Если взрослые не признают его самостоятельность, главным образом не столько в поведении, а в мышлении, то он отстраняется от них, часто может вступать в конфликт, при давлении на его личность.

Если окружающие сверстники не признают его, даже не лидерства, а значимости, то он с ними не дружит и скрытно или явно конфликтует.

3. Если же у ребёнка отсутствует «ген самостоятельности», то, буквально, родители «не могут нарадоваться на него»: он послушен, как правило, хорошо учится, не конфликтен с окружающими взрослыми и сверстниками.

Родители находят его похожим на себя, ибо так оно и есть – такой ребёнок осознанно, а более, подсознательно, копирует своих родителей и в мировоззрении, и в мышлении, и в чувствовании, и в поведении.

А если родители и недовольны таким ребёнком, то лишь потому, что «мы же хотим для тебя как лучше».

Отношения родителей, как пример родителей для детей

Понятно, что у любого ребёнка, несмотря на его инстинктивную любовь к своим родителям, со временем, может сформироваться негативное отношение к родителю или обоим родителям, если они будут проявлять в отношении ребёнка только негатив. Или, их отношения между собой, будут негативны.

В особенности, это проявляется у самостоятельного ребёнка. Но и ребёнок, более зависимый от влияния родителей, может встать на позицию осуждения родителей.

То есть, здесь, пример родителей сводится к тому, что они показывают, как не надо жить, как не надо относиться к детям, как не надо строить отношения в семье, в частности.

Вот, здесь то, и возникает феномен: Встав взрослым, ребёнок повторяет пример родителей, хотя сам же его не перестаёт осуждать.

Это явление психологи пытаются объяснять окольными и мудрёными путями, в основном.

К тому же, это делает не каждый ребёнок – некоторые дети, отстранившись от родителей ещё в детстве, устраивают жизнь совершенно по-другому.

Что вообще нарушает теории психологов о том, что ребёнок, неизбежно, заражённый примером родителей, «будет повторять их судьбу, пока не отречётся от родителей в себе самом», и прочую, извините, ахинею.

В самом же деле, объяснение разного восприятия примера родителей их детьми и повторения или не повторения их судьбы, лежит на поверхности, но в иной плоскости, нежели привыкли смотреть психологи. А именно:

1. Одни дети, наследственно способные к самостоятельному восприятию жизни, не нуждаются, в принципе, в примере родителей для устройства своей жизни.

Они, всё равно, будут жить её по-своему, — не повторят судьбу родителей. Даже, имея их свойства, и даже, поняв их и простив, за всё нехорошее в своей жизни, кажущееся им или реально существующее.

Или, что характерно, даже, если эти дети будут считать, что пример родителей – это пример для подражания. В данном случае, их жизни, возможно, будут похожи, но не в качестве подражания детей родителям, а в качестве подобного, НО самостоятельного построения жизни.

2. Другие дети, не рождённые быть самодостаточными в жизни, с рождения нуждающиеся в коллективном разуме и в подражательном способе поведения, неизбежно повторят судьбу своих родителей, лишь в разных вариациях.

Причина простая: окружённые большим вниманием, заботой и любовью родителей, так как они, такие дети, с рождения подражают им и слушаются их, эта «плоть от плоти» формируется копией своих родителей.

Даже, если на какой-то стадии своего развития, такие дети начнут осуждать своих родителей, когда пример родителей сильно уж не будет вписываться в «рамки приличия».

Такие дети, просто-таки обречены на повторение судьбы своих родителей, в общих чертах, конечно.

Но, на мой взгляд, отношение и пример родителей, здесь имеют вторичное значение. Главным является именно самосознание ребёнка – то, в какой форме оно развивается: в форме выраженного «Я» или в форме «Мы».

Ибо это «Мы», если ребёнок, даже просто растёт с родителями, и просто наблюдает примеры из жизни родителей, не подвергаясь их целевому воспитанию, неизбежно будет семейным, родительским «Мы».

Родители НАВСЕГДА становятся примером родителей для подражания – руководством в собственной жизни, даже, повторяю, если сам взрослый ребёнок это не понимает и не признаёт.

Если же, при всех прочих равных условиях, у ребёнка будет развиваться персонифицированное «Я», то пример его родителей, значит для него не более, чем примеры из жизни других людей. Просто, примеры родителей он знает лучше, в отличие от других примеров жизни людей.

Резюме: Пример родителей и влияние родителей на детей

Я неоднократно говорил на этом сайте, и ещё раз прихожу к тому же выводу:

— Задача родителя увидеть в своём ребёнке его естественные, врождённые свойства, и с любовью развивать положительные из них и подавлять отрицательные, в том числе, показывая пример родителей.

А не пытаться сделать из ребёнка что-то и кого-то, чем и кем он, всё равно, в конечном счёте, не будет. Ибо «не написано на роду».

Дополнительно, можно почитать:

Источник:
Пример родителей – влияние родителей на детей
Задача родителя увидеть в ребёнке его врождённые свойства, и с любовью развивать положительные из них и подавлять отрицательные, показывая пример родителей.
http://love-family-life.info/primer-roditeley/

COMMENTS