Влияние ребенка на семью

Влияние ребенка на молодую семью

Когда в молодой семье рождается ребенок, они порой не знают, что с ним делать. И тут на помощь приходят бабушки и дедушки со своим опытом. И это хорошо. Ведь откуда у молодых людей возьмутся знание и сноровка, если не будет полезного совета вовремя. А если нет никого родного рядом, чтобы помог? Или если молодые родители хотят сами вырастить сына или дочь, то где найти полезную информацию среди тысяч томов по педагогике?

Трудно полностью описать, как влияет появление ребенка на ту или другую семью. Вместе с радостью в дом приходит и кратковременный хаос. И все потому, что жизнь родителей теперь полностью сосредоточена на маленьком чуде. Кому-то приходится менять график работы, а другой и вовсе увольняется, меняются формы и время отдыха, в семейный бюджет вписываются новые строки расходов, да и связь между супругами явно не та. Но многих молодых пар это не пугает, они смело становятся родителями, и радуются новой, более высокой ступени развития их взаимоотношений.

Вначале, похоже, что своим появлением в семье ребенок занимает все время и все чувства родителей; воспитывает взрослых, приучая к дальнейшим тревогам за него. Но это, конечно, правда только наполовину. На самом деле, новорожденный малыш беззащитный и слабый, и только наша сильная, но пока безответная любовь, делает возможным такое превращение дитя в главу семьи. Действительно, малыш круглые сутки не может без нашего внимания и защиты.

Ребенок на ранних этапах развивается с огромной скоростью. И каждые родители могут помочь ему это делать качественно, уверенно и быстро. Но для этого нужно выделять время, быть терпеливыми и положительно настроиться. Например, когда родители разговаривают с малышом, не стоит коверкать слова, выговаривая их неправильно. Если хочется научить ребенка чисто говорить, нужно и самим безошибочно произносить слова.

«Когда человека кто-то гладит, то у него вырабатываются гормоны, способные смягчить боль и унять волнение»,— говорится в «Ю. С. Ньюс Энд Уорд Рипорт». Особенно, если этот человек – ребенок.

Источник:
Влияние ребенка на молодую семью
Когда в молодой семье рождается ребенок, они порой не знают, что с ним делать. И тут на помощь приходят бабушки и дедушки со своим опытом. И это хорошо. Ведь откуда у молодых людей возьмутся знание и сноровка, если не будет полезного совета вовремя…
http://taxikarapuz.ru/information/influence-on-the-young-childs-family/

Влияние рождения ребенка на семейные отношения

Статья о взаимопонимании партнеров в семье при рождении ребенка

Рождение ребенка для каждой семьи является самым важным событием, которое не может не повлиять на взаимоотношения в семье. Поэтому будущая мама переживает не только счастье и радость, но и чувства тревоги и даже страха.

Внимание женщины, которая ждет ребенка, полностью направлено на свои ощущения. И прекрасно, если муж с пониманием относится к переживаниям супруги. Но зачастую это вызывает у партнера раздражение, что и приводит к конфликтам. Однако это период труден и для будущего отца. Отсутствие отцовского инстинкта приводит к проблемам привыкания к новому порядку жизни. Да и бремя материальной ответственности теперь ложится только на его плечи. Но если в семье есть любовь, уважение и понимание, то все конфликты решатся быстро и легко.

И вот, наконец- то, появился на свет маленький человек, которого так долго ждали. Но вместе с этим все внимание теперь переключается на малыша, потому что ему так необходима забота и опека. Уход за ребенком – непростая задача, которая требует полной самоотдачи. Часто на этом этапе один из родителей не готов к такому повороту событий. Обсудите с партнером, кто и какой вклад может внести по уходу за ребенком. Кого из родственников или няню привлечь, чтобы побыть вдвоем.

Вот теперь роль отца играет огромное значение, потому что ребенок переходит под сферу его влияния. Он знакомит малыша с окружающим миром, водит в садик и школу, рассказывает, что такое хорошо, и что такое плохо. Папа может многое не позволять и запрещать ребенку, но есть мама, которая всегда любит просто так. И ребенку очень важно знать и чувствовать эту любовь. Это хорошо для его развития. Но часто мамы берут на себя слишком много функций, уверяя себя, что никто не сможет заботиться о ее чаде лучше, чем она. Отчасти она права. Однако, дайте время папе побольше быть с ребенком и результат превысит ваши ожидания.

В этот период девочки полностью переходят под влияние матери, которая учит ее быть женщиной. Мальчики же остаются в сфере влияния отца и, соответственно, учатся быть мужчинами. Но и здесь часто возникает дисбаланс. Мама начинает учить мальчика быть мужчиной, или, наоборот, папа учит дочку быть женщиной. Этот метод воспитания приводит к тому, что такой ребенок вырастет неуверенным в себе и не сможет выражать себя на 100 %.

Мужчина, как правило, чувствует, что из-за ребенка он многого недополучает. Такая ситуация часто становится причиной конфликтов (так старшие дети чувствуют неосознанную ревность к родителям из-за младших братьев и сестер). Чтобы избежать подобной ситуации, убедитесь, что вы уже эмоционально выросли.

Берегите себя и свою семью. Только взаимопонимание может спасти любую ситуацию.

Источник:
Влияние рождения ребенка на семейные отношения
Статья о взаимопонимании партнеров в семье при рождении ребенка
http://f-journal.ru/vliyanie-rozhdeniya-rebenka-na-semejjnye-otnosheniya/

Влияние семьи на развитие личности ребенка, его благополучие

Влияние семьи на развитие личности ребенка, его благополучие

Рубрика: 11. Семейная педагогика

Статья просмотрена: 13034 раза

Чукреева В. В. Влияние семьи на развитие личности ребенка, его благополучие [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2011 г.).Т. II. — Пермь: Меркурий, 2011. ? С. 180-183. ? URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/17/322/ (дата обращения: 11.03.2019).

Согласно «Педагогическому энциклопедическому словарю», семья как направляющая сила и образец для подражания играет ни с чем не сравнимую роль в становлении подрастающего человека как личности. Она выступает первичным коллективом, в котором человек получает представления о жизненных целях и ценностях, первые практические навыки применения этих представлений во взаимоотношениях с другими людьми, усваивает нормы, которые регулируют поведение в различных ситуациях повседневного общения

По данным исследований, семья опережает и школу, и средства массовой информации, влияние улицы, друзей, литературы и искусства.

Вопросы семейного воспитания всегда привлекали внимание российских и зарубежных ученых.

Но несмотря на возросший во всем мире интерес к изучению семьи со стороны различных наук, Д.О. Дзинтере и Т.А. Маркова утверждают, что многие важные педагогические вопросы семьи и семейного воспитания еще не исследованы. Это можно объяснить наличием чрезвычайно большого количества факторов, находящихся в сложном взаимодействии, от которых зависит воспитание ребенка в семье [2].

Являясь социальным институтом, семья реализует конкретные функции (репродуктивная, хозяйственно-экономическая, коммуникативная, функция организованного досуга, воспитательная), важнейшей из которых является воспитательная функция.

По мнению А.Г. Харчева, воспитательная функция семьи имеет три аспекта. Первый — формирование личности ребенка, развитие его способностей и интересов, передача детям взрослыми членами семьи накопленного обществом социального опыта, выработка у них высоконравственного отношения к труду, потребности и умения быть гражданином и хозяином. Второй аспект — систематическое воспитательное воздействие семейного коллектива на каждого своего члена в течение всей его жизни. Аспект третий — постоянное влияние детей на родителей, побуждающее их активно заниматься [ 7].

Исследование многочисленных педагогических теорий доказывает, что:

— влияние семьи на ребенка сильнее всех других воспитательных воздействий на него; с возрастом оно ослабевает, но никогда не утрачивается полностью;

— в семье формируются те качества, которые нигде, кроме как в семье, сформированы быть не могут;

— семья осуществляет социализацию личности, являющуюся концентрированным выражением ее усилий по физическому, моральному и трудовому воспитанию; семья воспитывает гражданина, патриота, будущего семьянина, законопослушного члена общества.

Таким образом, определяется объективная закономерность, выражающаяся зависимостью успешности формирования и развития личности ребенка, его социализации от характера воспитательного влияния семьи. Важность учета данной закономерности обусловлена тем, что, выступая социальным институтом воспитания подрастающего поколения, семья определяет не только поведение, качество и жизненный уклад отдельной личности, но и социальный уклад, характер общественной жизни и историческую судьбу целого общества.

Успех выполнения воспитательной функции зависит от воспитательного потенциала семьи, который представляет собой комплекс условий и средств, определяющих педагогические возможности семьи. Этот комплекс объединяет материальные и бытовые условия, развитость семейного коллектива и характер отношений между его членами. Он включает идейно-нравственную, эмоционально-психологическую и трудовую атмосферу, жизненный опыт, уровень образования и профессиональные качества родителей.

Педагогическая культура, по определению Т.В. Лодкиной, это составная часть общей культуры человека, в которой воплощен накопленный человечеством опыт воспитания детей в семье [3].

Помимо сознательного, полноценного и целенаправленного воспитания, которое дают ему родители, на ребенка воздействует вся внутрисемейная атмосфера, причем эффект этого воздействия с возрастом накапливается, преломляясь в структуре личности.

Данная проблема издавна интересовала представителей философской, психологической и педагогической мысли. Так, формулируя философские основания духовного становления личности, В.В. Зеньковский подчеркивал, что «моральное здоровье детской души является самым важным, самым глубоким фактором ее духовного развития» .

Семейное воспитание — составная часть относительно социально контролируемой социализации человека, в то же время в любой семье человек проходит и стихийную социализацию. Результаты социализации определяются объективными характеристиками семьи (социальным статусом, материальными условиями семьи, уровнем образования родителей и др.), ценностными установками (просоциальными, асоциальными, антисоциальными), стилем жизни и взаимоотношений членов семьи.

Являясь для ребенка микромоделью общества, семья оказывается важнейшим фактором в выработке системы социальных установок, формирования жизненных планов, социальной направленности личности. Общественные правила впервые осознаются в семье, культурные ценности общества потребляются через семью, познание других людей начинается с семьи. Диапазон воздействия семьи на воспитание детей столь же широк, как и диапазон общественного воздействия.

В процессе интериоризация детьми системы ценностей и норм, характерных для семьи, образцов нравственного поведения, формирование морального сознания существенная роль принадлежит идентификации. Как показано современными исследователями Й. Раншбургом, П. Поппером, в основе идентификации стоят, прежде всего, процессы подражания. Здесь важно отметить связь между поведением родителей и их подходом к оценке поступков детей. Родители должны обладать тем престижем или социальной властью, которая вызывает у ребенка желание подражать [5].

В современной науке сформировалось своеобразное представление о норме, которая складывается как результат отражения в сознании и поступках людей объективных закономерностей функционирования общества. Чаще всего под нормами подразумевают образцы, эталоны, модели и схемы поведения, распространенные в обществе и принятые большинством его членов.

Нормы могут либо соответствовать законам общественного развития, либо отражать их недостаточно адекватно, а то и вступать с ними в противоречие. Тогда норма становится анормальной, появляются отклонения. Основной проблемой в определении нормы и отклонения в социальном поведении является, во-первых, изменчивость социальных норм, во-вторых, отсутствие четких критериев конструктивности и деструктивности поведения человека.

Нельзя не отметить тот факт, что семья, как и все существующие социальные институты, испытывает на себе влияние тех процессов, которые определяют на данном историческом этапе характер развития общества. Масштабы, тенденции, глубина и особенности влияния трансформации российского общества на состояние современной семьи обусловлены общесистемными факторами. Наиболее важные из них связаны:

— с глубинными изменениями в экономической сфере, особенно в условиях кризиса;

— с коренными переменами в системе занятости, распределения и использования рабочей силы, следствием которых стали высокий уровень безработицы, рост социальной и имущественной дифференциации, кризис трудовой мотивации работников;

— с социальной аномией и ростом социальной депривации среди значительных слоев населения, проявлением которых является ограничение либо лишение доступа к материальным и духовным ресурсам, необходимым для удовлетворения собственных жизненных потребностей.

Семья как основополагающий институт в структуре общества особенно чувствительна ко всякого рода реформаторским изменениям государственного масштаба, поскольку их результаты напрямую отражаются на ее стабильности и уровне жизни.

Ухудшение экономической ситуации в стране все заметнее отражается на состоянии семьи, приводя к ее кризису, который выражается в том, что семья все хуже реализует свою главную функцию — воспитание детей; снижение уровня жизни семьи отрицательно сказывается на процессе социализации подрастающих поколений.

В результате экономических реформ, семья оказалась в нетипичной воспитательной ситуации, не имеющей исторических аналогий. Известно, что родители детей-школьников составляют возрастную группу 30-49-летних представителей общества, которые к указанному возрасту достигают определенной стабильности социального и профессионального положения. Перестройка экономических отношений в России отбросила эти семьи за грань среднего прожиточного уровня, разрушила их стереотип самовосприятия, поселила в них неуверенность, низкую самооценку. Драматизм ситуации усугубляется тем, что материальные и психологические трудности, переживаемые семьей, привели к возникновению совершенно новых проблем воспитательного характера. Неуверенные в себе родители перестают быть авторитетом и образцом для подражания у своих детей.

Кроме того, переход России на рыночные рельсы привел к падению престижа ряда рабочих профессий и появлению в стране реальной безработицы, которая наиболее болезненно отразилась на рассматриваемой самой трудоспособной возрастной группе населения. По данным Госкомстата РФ, из статистически выделяемых семи возрастных групп занятого населения от 15 до 60 лет безработные в возрасте 30-49 лет составляют 62% .

Однако благое желание государства защитить население от безработицы повлекло за собой переход к паразитарному образу жизни части населения, особенно в сельской местности, нежелание определенной его доли трудоустраиваться.

Пути выхода семьи из кризиса на государственном уровне пока не определены, и этому есть ряд причин.

Основной из них является тот факт, что изменения качественных особенностей менталитета российской семьи сегодня было бы неверным рассматривать в свете негативного влияния одних лишь экономических реформ. Анализ складывающейся ситуации показывает, что новые экономические принципы взаимодействия в обществе привели к значительным переоценкам нравственных основ жизни. Российская семья сегодня испытывает сильное давление со стороны новых общественных норм, диктующих совершенно иную, отличную от старой логику поведения, связанную с изменением экономических и политических условий.

Последствием переживаемых обществом духовного кризиса и потери нравственных идеалов, ярко выраженного социального неравенства стали бездуховность молодежи, превалирование в качестве жизненных ориентиров материальных ценностей, карьеризм и цинизм.

Первостепенная задача государственной важности — это приоритетность поддержки, укрепление статуса социально здоровой семьи, дающей обществу здоровое, трудоспособное, воспитанное, грамотное поколение. В то же время в особой помощи нуждается часть семей, чей социальный статус и материальное положение резко понизились в последние 10-15 лет, которые оказались не способными самостоятельно справиться с возникшими проблемами экономического, социального, психологического порядка. При недостаточном внимании со стороны государства такие семьи зачастую переходят в категорию неблагополучных.

Неблагополучная семья – это семья с низким социальным статусом, не справляющаяся с возложенными на нее функциями в какой-либо из сфер жизнедеятельности или нескольких одновременно. Адаптивные способности неблагополучной семьи существенно снижены, процесс семейного воспитания ребенка протекает с большими трудностями, медленно и малорезультативно [1]. В такой семье ребенок испытывает дискомфорт, стресс, пренебрежение со стороны взрослых, подвергается насилию или жестокому обращению. Главной ее характеристикой является отсутствие любви к ребенку, заботы о нем, удовлетворения его нужд, защиты его прав и законных интересов.

Проблемы, с которыми сталкивается подобная семья, касаются разных сторон жизни: социальной, правовой, материальной, медицинской, психологической, педагогической.

По мнению В.М. Целуйко, неблагополучные семьи можно условно разделить на две большие группы:

1. Семьи с явной (открытой) формой неблагополучия (конфликтные, проблемные, асоциальные, аморально-криминальные семьи и семьи с недостатком воспитательных ресурсов (неполные семьи)).

2. Семьи со скрытой формой неблагополучия (внутренне неблагополучные): внешне респектабельные семьи, образ жизни которых, взаимоотношения их членов не вызывают беспокойства и нареканий со стороны общественности. Однако ценностные установки и поведение родителей резко расходятся с общечеловеческими моральными требованиями, что сказывается на воспитании детей, их нравственном облике [8].

Л.С. Алексеева выделяет в этой системе аморальную и асоциальную семьи [6].

Обобщение исследований И.В. Макаренковой и др. позволило выделить три группы, к которым можно отнести все категории неблагополучных семей с точки зрения таких системообразующих критериев, как степень проявления социального неблагополучия и характер десоциализирующего влияния, оказываемого семьями на детей:

1. Превентивные — семьи, в которых проблемы имеют незначительное проявление и находятся на начальной стадии развития неблагополучия (педагогически несостоятельные, конфликтные семьи и др.). Превентивные семьи не оказывают на детей прямого десоциализирующего влияния, но, как правило, имеют низкий уровень педагогической культуры.

2. Асоциальные (от ? — отрицательная приставка и лат. socialis — общественный) — семьи, в которых социальные и другие противоречия обостряют взаимоотношения членов семьи друг с другом и окружением. Агрессивное или деструктивное поведение членов таких семей ведет к непрерывным конфликтам, кризисам, повторяющимся из поколения в поколение циклами потерь, отчуждений.

Относящиеся к данной группе аморально-асоциальные семьи отличаются десоциализирующим влиянием, откровенными стяжательскими ориентациями, жизнью по принципу «цель оправдывает средства»; в них отсутствуют моральные нормы и ограничения.

3. Семьи, потерявшие всякую жизненную перспективу, инертные по отношению к своей судьбе и судьбе собственных детей. Как правило, это семьи алкоголиков, наркоманов, безработных; криминогенные, социально дезадаптивные [4].

Для таких семей, часто неполных, свойственна тяжелая степень социального неблагополучия, социальной неустроенности родителей и, как следствие этого, — постоянный психологический надрыв. Состояние кризиса является для такой семьи нормой.

Рассматриваемая нами проблема неблагополучности семьи особенно остро стоит в сельской местности. Рабочие места в селе — это бюджетные места (работа в школе, библиотеке, здравпункте). Надо заметить, что далеко не в каждом селе есть такие учреждения. Практически всеобщая безработица в сельской местности привела к обнищанию населения. В семьях обострились многие ранее не заметные проблемы, такие как бытовое пьянство, жестокость членов семьи по отношению друг к другу, тунеядство.

В современной России работа с такими семьями строится на основе ряда нормативно-правовых актов, определяющих их социально-правовой статус, устанавливающих права и обязанности родителей. Конституция РФ законодательно закрепляет гарантии жизнеобеспечения семьи, детей, включая получение образования, социальное обеспечение, медицинское обслуживание и т.д.; устанавливает, что забота о детях, их воспитание — равное право и обязанность родителей (ст. 38).

В Конвенции ООН о правах ребенка закреплено право несовершеннолетнего жить с родителями, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам (ст. 9).

В соответствии с положениями Конвенции о правах ребенка и Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей отечественные нормативные документы последних лет общей целью государственной политики определяют стабилизацию положения детей. В качестве приоритетных задач называются: поддержка семьи как естественной среды жизнеобеспечения детей; укрепление правовой защиты детства; обеспечение безопасного материнства и охраны здоровья детей; обеспечение воспитания, образования и развития детей; поддержка детей, находящихся в особо трудных обстоятельствах.

В большинстве субъектов РФ приняты программы поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Однако эти программы не имеют достаточного финансового обеспечения. Сеть реабилитационных учреждений, приютов для несовершеннолетних явно недостаточна.

Своевременные и решительные меры, принятые по отношению к неблагополучным семьям, смогли бы существенно снизить их опасное влияние на своих и чужих детей. Однако это не происходит, поскольку органы профилактики и различные комиссии не имеют четкого представления, кто из них должен в первую очередь заниматься такими семьями. Не только четко не определены органы и социальные институты, в компетенцию которых входит социально-правовая охрана и поддержка детей, лишенных нормальной родительской заботы из-за социальной деградации родителей, но и не отработана в достаточной мере нормативно-правовая база охраны и защиты детства.

Необходимо отработать механизмы взаимодействия различных ведомств, семьи и школы, что позволит частично предотвратить деградацию семьи и снизить негативное влияние ее последствий. Межведомственные комиссии, например, могут взять на себя функции обязательного трудоустройства временно безработного населения.

Особое внимание должно уделяться детям, проживающим в семьях, находящихся в социально опасном положении.

Таким образом, анализ современной социально-экономической ситуации в России убедительно свидетельствует о наличии признаков дезорганизации семьи, ее кризисном состоянии и увеличении количества неблагополучных семейных союзов, которые оказывают на детей прямое десоциализирующее влияние, демонстрируют асоциальное поведение и антиобщественные ориентации, выступая, таким образом, институтами десоциализации. В таких ситуациях детям требуется помощь со стороны государства и профессионально подготовленных специалистов.

Гончарова, Т. Неблагополучные семьи и работа с ними [Текст] / Т. Гончарова // Народное образование. — 2002. — № 6, с. 98.

Д.О. Дзинтере. Методы исследования семейного воспитания. М., Педагогика, 1979.- с. 202.

Т.В.Лодкина Социальная педагогика/ Защита семьи и детства.Москва. Издательский центр «Академия» 2008 .- 195с.

Макаренкова, И.В. Социальная дезадаптация детей и подростков (психолого-педагогические основы коррекционно-профилактической работы) [Текст] / И.В. Макаренкова, А.В. Мисько. — М.: АРГУС, 2004. – 267 с.

Й. Раншбург, П. Поппер Секреты личности. М. Педагогика 1983.- с. 85-92.

Технологии социальной работы с детьми, пострадавшими от семейного насилия: научнометод. пособие [Текст] / под ред. Л.С. Алексеевой. — М.: ГосНИИ семьи и воспитания, 2001. – 208 с.

Харчев А.Г. Социология воспитания. М . , 1990.- с.222

Целуйко, В.М. Психология неблагополучной семьи: книга для педагогов и родителей [Текст] / В.М. Целуйко. — М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006. – 271 с.

Особенности воспитания в неблагополучных семьях

семья, ребенок, неблагополучная семья, семейное неблагополучие, воспитание детей, отношение, отношение родителей, неблагополучие семьи, родитель, семейная жизнь.

Особенности семейного воспитания в полной и неполной семьях.

неполная семья, ребенок, семейное воспитание, семья, воспитание детей, жизнедеятельность семьи, родитель, большинство случаев, полная семья, член семьи.

О проблеме правового воспитания подростков | Статья в журнале.

семья, ребенок, норма, воспитание детей, социальный статус, семейное воспитание, сельская местность, воспитательная функция, неблагополучная семья, негативное влияние.

Семья как социальный институт. Неблагополучная семья как.

Неблагополучные семьи — это семьи с низким социальным статусом, в какой-либо из сфер

Дети, находящиеся в таких семьях, получают неблагоприятный жизненный опыт. Негативные образы детства обуславливают мышление, чувства и поступки детей.

Изучение личностных особенностей детей из неблагополучных.

Особенности воспитания в неблагополучных семьях. семья, ребенок, семейное неблагополучие, родитель, развитие ребенка, неблагополучная семья, неблагополучие семьи, Классификация типов, девиантное поведение, воспитание детей.

Семья как субъект правовой социализации несовершеннолетних

семья, ребенок, семейное неблагополучие, родитель, развитие ребенка, неблагополучная семья, неблагополучие семьи, Классификация типов, девиантное поведение, воспитание детей. семья.

Особенности воспитательной позиции современных родителей

Ключевые слова:семья, семейное воспитание, методы воспитания, семейная педагогика, методы воспитания, родительство. Одной из основных функций семьи является воспитательная функция.

семья, неблагополучная семья, ребенок, педагогическое.

Педагогическое сопровождение социализации подростка из. семья, неблагополучная семья, ребенок, педагогическое сопровождение, социальный педагог, ситуация развода, социальная среда, окружающий мир, подросток, общественное поведение.

Роль семьи в формировании социальной защищенности детей.

Ключевые слова: семья, социальная защита детей, воспитание, любовь.

Семейное воспитание — общее название для процессов воздействия на детей со стороны родителей и других членов семьи с целью достижения желаемых результатов.

Источник:
Влияние семьи на развитие личности ребенка, его благополучие
Влияние семьи на развитие личности ребенка, его благополучие Рубрика : 11. Семейная педагогика Статья просмотрена: 13034 раза Чукреева В. В. Влияние семьи на развитие личности
http://moluch.ru/conf/ped/archive/17/322/

Влияние состава семьи на развитие личности ребенка

Влияние состава семьи на развитие личности ребенка

По мнению Т.В.Андреевой, главным фактором состава семьи, влияющим на развитие ребенка, является число взрослых членов семьи, воспитывающих ребенка, точнее, соотношение числа взрослых и количества детей в семье, определяющее, какой уровень внимания взрослых достается каждому ребенку [2]. Чем больше взрослых людей занимаются с ребенком, тем больший опыт приобретает ребенок, и тем, как правило, интенсивнее осуществляется его развитие.

Кроме того, «в исследованиях, проведен­ных под руководством Т. А. Репиной (1979), была обнаружена прямая связь между числом взрослых, воспитывающих ребенка, и такими его качествами, как умение проявить сочувствие к другому, отсутствие агрессивности и общая зависимость, организаторские умения, самостоятельность, настойчивость. Если в воспитании ребенка наряду с родителями принимают участие бабушки и дедушки, он в боль­шей степени проявляет сочувствие к окружающим, более доброжелателен к лю­дям, но одновременно менее самостоятелен, менее настойчив, в меньшей мере владеет организаторскими качествами» [4, с.242]. Таким образом, количество взрослых людей в семье ребенка определяет развитие его коммуникативных и нравственных качеств.

В современных семьях наиболее распространена однодетность [2]. Единственному ребенку в семье достается, как правило, больше внимания, чем каждому из двоих или более детей в семьях с несколькими детьми, поэтому, с одной стороны, единственный ребенок оказывается в условиях, более благоприятных для развития. Результаты исследований подтверждают, что единственные дети в семье обычно хорошо учатся в школе, обладают более высокоразвитым интеллектом и стремлением к самосовершенствованию, непринужденно чувствуют себя наедине с собой и имеют высокий уровень самооценки [там же].

С другой стороны, единственный ребенок «долго нахо­дится под контролем матери и ожидает такой же заботы и защиты от других. Главной особенностью этого стиля жизни становится зависи­мость и эгоцентризм. Такой ребенок на протяжении всего детства продолжает быть средоточием семьи. … потом единственный ребенок как бы пробуждается и открывает для себя, что больше не находится в центре внимания. Единственный ребенок никогда ни с кем не делил своего центрального положения, не боролся за эту позицию с братом или сестрой. В результате … у него бывают трудности во взаимоотношениях со сверстниками» [2, с.275-276]. При этом неблагоприятные последствия для ребенка порождает не столько однодетность семьи как таковая, сколько характерный для таких семей тип воспитания («кумир семьи») [8].

Дети из многодетных семей характеризуются, как правило, более низкой самооценкой, чаще болеют, испытывают материальные и жилищные затруднения, более подвержены влиянию асоциальных факторов и т.п. [2], что случается значительно реже с единственными детьми в семье. Однако социализация детей из многодетных семей имеет и положительные стороны, такие как [2]:

  • Раннее приобщение подростков из многодетных семей к труду в связи с их включением в работу по дому;
  • Привязанность между братьями и сестрами;
  • Обогащение жизненного опыта ребенка благодаря примеру стар­ших братьев (сестер) и заботе о младших и опыту повседневного общения на равных с братьями и сестрами;
  • Воспитание в семейном коллективе в условиях, более близких, чем суще­ствование единственного ребенка в семье, к дальнейшей взрос­лой жизни с ее необходимостью учитывать интересы других людей, взаимодействовать на равных, заботиться о слабых и т.п.

На развитие ребенка оказывает влияние и то, является ли его семья полной или неполной. Неполной называется семья, в которой отсутствует один из родителей (в большинстве случаев отец). В неполных семьях снижается соотношение количество взрослых и детей, оказывающее значимое воздействие на развитие ребенка, т.е. у ребенка ограничивается опыт близких взаимоотношений, и все эмоциональные привязанности ребенка концентрируются на матери. В результате у ребенка возникает зависимость от матери и сложности в процессе адаптации к обществу [8].

Поскольку в неполных семьях матери в одиночку осуществляют не только воспитательные, но и экономические функции, такие семьи чаще испытывают экономические трудности. Но экономические проблемы неполных семей оказывают влияние на развитие ребенка не столько как таковые, сколько в связи с тем, что «женщины, возглавляющие такие семьи, нередко отличаются психической неурав­новешенностью вследствие постоянного напряжения в непрекращающейся борьбе за выживание. Многие из них страдают депрессией и невротической тревогой, что мешает им стать внимательными и заботливыми матерями» [5, с.516]. Повышенная занятость матерей-одиночек приводит к тому, что они меньше уделяют времени своим детям [8]. В неполных семьях возникает и опасность «однобокости» в воспитании и в формировании половой идентичности ребенка, особенно если одинокий родитель воспитывает ребенка противоположного пола [там же].

Однако в зависимости от индивидуальных особенностей родителей, прародителей и их взаимоотношений между собой расширенная структура семьи может накладывать и негативный отпечаток на психическое развитие ребенка: «Потенциальные и реальные, скрытые и открытые конфликты, прежде всего, между представителями разных поколений … психологически не совместимы его эмоциональные привязанности к различным членам семьи. Ребенок часто сталкивается с несовместимыми требованиями, исходящими от разных взрослых. Ребенка это травмирует, однако, тем не менее, когда он вырастает и поступает в школу, его уже не шокируют различные, часто не совместимые ожидания по отношению к нему, идущие от товарищей, учителей и родителей. Он легко лавирует между теми, другими и третьими» [там же, с.23].

Таким образом, состав семьи (а именно соотношение количества взрослых членов семьи и детей, наличие или отсутствие сиблингов и прародителей, присутствие в семье обоих родителей или только одного из них) оказывает существенное влияние на психическое развитие ребенка. Однако состав семьи воздействует на формирование личности ребенка не прямо, а опосредованно, через те взаимоотношения, которые складываются между ребенком и другими членами семьи и определяют его позицию и роли в семье.

Источник:
Влияние состава семьи на развитие личности ребенка
Влияние состава семьи на развитие ребенка: особенности детей, воспитывающихся в однодетных, малодетных и многодетных, полных и неполных, расширенных семьях
http://psy-diplom.ru/teoreticheskie-kursovye/semeynoe-vospitanie/vliyanie-sostava-semi-na-razvitie-rebyonka/

Роль и влияние семьи на развитие личности ребенка

Никто не станет оспаривать постулат о том, что семья является основой развитии личности ребенка, именно здесь закладываются все основные представления о социуме, в котором малышу предстоит жить. Влияние внутрисемейных отношений на формирование личности ребенка настолько высоко, что было бы крайне неосмотрительно полностью передоверять эту функцию воспитателям и педагогам.

Какое влияние оказывает семья и внутрисемейные отношения на формирование личности ребенка

Одной из важнейших функций семьи является воспитание детей — нового поколения. Это влияет на существующие в семье правила, распределение ролей между родителями и их поведение. Родителям приходится ухаживать за детьми, воспитывать их, нести за них ответственность, способствовать их развитию. Роль семьи в развитии личности ребенка и основная задача взрослых на первых порах заключается в том, чтобы заложить у малыша доверие к миру, чувство привязанности и потребность в общении.

Гармоничная семья положительно влияет на развитие личности ребенка, ведь в ней человек может проявлять себя во всех формах жизнедеятельности. В семье ребенок вырабатывает определенный образ жизни и приобщается к культуре. С самого рождения он включается в семью и под влиянием внутрисемейных отношений ребенок в процессе воспитания усваивает, что хорошо и что плохо. Он учится длительному, беспрерывному взаимодействию на примере своих родителей, контактируя с ними, приобретает свой опыт. Если семейные взаимоотношения гармоничны, на развитии личности ребенка это скажется самым положительным образом. Если отношения в семье основаны на любви и принятии, то ребенок бессознательно перенимает такой механизм взаимодействия.

Важную роль в целостности семьи занимают детско-родительские отношения. Влияние семьи на развитие личности ребенка очень длительно, ведь отношения между детьми и родителями непрерывны и изменяются в зависимости от возраста и отношения к семейным ценностям. На контакт с малышом влияет эмоциональное отношение родителей к ребенку — наличие любви и принятия, а также ответное отношение ребенка — привязанность и другие возникающие эмоции. Детско-родительские отношения всегда имеют большое значение для обеих сторон, чаще ставятся выше других межличностных отношений. Их особенности зависят от того, насколько родители вовлечены в них, насколько уделяют внимание ребенку и удовлетворяют его потребности, от способов общения, разрешения конфликтов и методов воспитания, от степени предоставления ребенку самостоятельности и контроля, а также последовательности в воспитании.

Влияние внутрисемейных отношений на личность ребенка основано на феномене родительской любви, которая невозможна без принятия ребенка, т.е. признания его самоценности. От степени принятия зависит эмоциональная близость или дистанция между взрослыми и ребенком.

Привязанностью называют отношение ребенка к родителям. Она может иметь положительное значение, если последние проявляют безусловную любовь и помогают в развитии личности. А как семья влияет ребенка, если привязанность имеет негативное значение, если родительская любовь условна? В этом случае привязанность к родителям приобретает форму психологической зависимости, приводящую к появлению психосоматики.

Становление ребенка: как семья влияет на формирование и социализацию личности

В случае безусловной родительской любви ребенок находится в безопасности, получает удовлетворение своих потребностей и понимает свою самоценность, а значит, чаще здоров.

А как семья влияет на становление личности ребенка, если любовь в ней условна, и малышу приходится все время ее добиваться в качестве награды за что-то? Часто лишение любви используется для наказания и различных манипуляций. Такие отношения для ребенка наполнены тревогой, страхом и неуверенностью.

Отношение родителей к ребенку может быть амбивалентным, когда на смену любви приходит враждебность, и ребенка начинают отторгать, или родители могут не понимать, что именно они чувствуют по отношению к нему.

Отношение родителей к ребенку может быть индифферентным — равнодушным, с низким уровнем понимания и дистантностью. Обычно так проявляют себя психологически незрелые люди, у которых не развился родительский инстинкт, и не выработалась родительская позиция.

Но наиболее негативно влияние семейной атмосферы на развитие ребенка там, где родители могут скрыто отвергать ребенка — выражать по отношению к нему негативные эмоции, игнорировать.

Учитывая то, какое влияние оказывает семья на формирование ребенка, многим родителям необходимо корректировать свое отношение к малышу. В ходе коррекции, без которой нельзя вернуть в семью мир и гармонию, супругов учат видеть и принимать себя и своего партнера. Такой же подход необходим и в коррекции отношений с ребенком — нужно принимать его просто потому, что он есть, он ваш, и он индивидуален.

Семья как основа гармоничного развития личности ребенка: функции и взаимодействие

Согласно выводам американской писательницы Э. Галински, автора многих книг по воспитанию детей, в детско-родительских отношениях существует шесть стадий. Каждая из них оказывает огромное влияние на ребенка, для которого семейные отношения – залог будущего психического здоровья.

1. Формирование образа ребенка. Стадия начинается в момент зачатия и является основной для выработки позиции родителей. Она становится основой для влияния семейных отношений на личность ребенка, а также представлений о воспитании, образце родителей, ребенке и способах взаимодействия с ним.

2. Выкармливание младенца. Стадия продолжается от рождения до конца первого года жизни. Семья учится взаимодействию, и хотя развитие личности ребенка в этот период минимально, между родителями вырабатывается привязанность, формируется структура ценностей, и распределяются роли в семье.

3. Стадия авторитета. Приходится на 2 — 5-й годы жизни малыша. Родители обучают ребенка многим навыкам, общению, правилам поведения в семье и обществе. В этот период они дают первые оценки своей воспитательной деятельности.

4. Стадия интерпретации. Совпадает с младшим школьным возрастом ребенка. Функции семьи в развитии личности ребенка и подходы родителей к воспитанию в этот период пересматриваются.

5. Взаимозависимость. Ребенок находится в подростковом возрасте. Влияние семейных отношений на развитие личности ребенка в этот период максимально. В семье происходит изменение структуры власти, так как родителям приходится считаться с его самостоятельностью и независимостью. В этот период взрослые становятся для подростка либо старшими друзьями и партнерами, либо между ними возникают противоборство и конфликты.

6. Расставание. Взрослые понимают, что дети выросли, стали независимыми, и отпускают их. Они переосмысливают свою жизнь и определяют то, какими были родителями.

Влияние семейных взаимоотношений на развитие личности ребенка

Родители с безусловной любовью проходят через все шесть стадий воспитания ребенка. В семьях с нарушенными отношениями взрослые не могут пройти первые три стадии детско-родительских отношений, а значит, не могут перейти и к последующим. В таких семьях ребенок не получает истинной любви, не может полноценно развиваться как личность, находится в постоянном нервно-психическом напряжении и заболевает.

Мать учит ребенка любви и умению проявлять заботу по отношению к другим. Наказание от нее дети всегда воспринимают как отторжение, враждебность, проявление нелюбви. Между тем мать играет большую роль в формировании у ребенка чувства принадлежности к социуму, осознанию себя в этом мире. Именно от нее ребенок ждет безусловной любви и нежности, от нее он усваивает модели определенного поведения в семье и обществе. Взаимоотношения с ней влияют на формирование его дружеских и других связей. Однако мама не должна полностью сосредотачиваться на ребенке, так как отношения с другими членами семьи и другая социальная деятельность тоже имеют большое значение.

Влияние семейной атмосферы на развитие ребенка и ошибки воспитания

Искаженные проявления материнской и отцовской любви нарушают развитие ребенка и отражаются на его характере и здоровье.

На взаимоотношения родителей и детей влияют разные факторы, например возраст, количество детей и порядок их рождения в семье. Особенности взаимоотношений между супругами также оказывают воздействие на отношение их как отца и матери к детям разного пола. Если супруги живут в согласии, то отец полноценно занимается воспитанием детей, он способствует развитию у дочери женских качеств и поведения, а сыну помогает вырабатывать мужество, ответственность, самостоятельность, настойчивость. Если между супругами нарушается гармония, то между членами семьи могут возникать различные противодействующие группировки, например, мать и дочь объединяются против отца или отец настраивает сына против матери. Влияние семейных конфликтов на ребенка настолько высоко, что дети часто страдают от недостатка любви и неврозов.

Нарушение супружеских отношений может вызвать у одного из родителей эмоциональную холодность к ребенку противоположного пола. Иногда в сыне/дочери один из родителей пытается найти недостающие качества своего партнера по браку. Например, мать ищет опору и поддержку в сыне, в результате требует от него слишком многого, возлагает на него большую ответственность и при этом лишает детства.

Если в семье несколько детей, то отец чаще всего уделяет больше внимания старшему. Он связывает с ним свои надежды и ожидает значительных успехов. Мать чаще более привязана к младшему ребенку, поэтому относится к нему более снисходительно, делает поблажки, а иногда и во всем потакает. Это серьезные ошибки семейного воспитания, их влияние развитие ребенка может немалое воздействие.

Для отца и матери в принятии ребенка большое значение имеет его послушание. Обычно ребенок растет дисциплинированным при сформированной позиции отца в семье. Дети с трудным характером чаще растут в проблемных семьях и чаще отвергаются матерями. Это вносит определенные коррективы в семейные отношения и также становится причиной конфликтов и психосоматических болезней.

Для здоровья ребенка важны сохранение в доме гармоничных отношений и авторитет родителей. В семье ребенок перенимает их опыт, наследует их особенности характера и поведения. Для срабатывания этих механизмов социализации авторитет родителей имеет большое значение. Он может быть формальным, зависящим только от роли; функциональным, связанным с опытом и компетентностью; и личным, основанным на личностных качествах. Там, где слишком часты семейные конфликты, влияние их на формирование личности ребенка в итоге оказывает решающее значение, родительский авторитет неуклонно падает.

На авторитет родителей также влияют частота и особенности общения с ребенком, способность понимать его и помогать решать волнующие его проблемы, информированность о его делах, стремление к самосовершенствованию и развитию отношений. Ошибками родителей являются попытки завоевать авторитет ребенка с помощью притеснения, подкупа и высокомерия.

Источник:
Роль и влияние семьи на развитие личности ребенка
Какое влияние оказывает семья на развитие детской личности, и как влияют на психику ребенка семейные конфликты
http://vkapuste.ru/?p=8049

Статья Влияние семьи на психическое развитие ребенка

Статья «Влияние семьи на психическое развитие ребенка»

Влияние семьи на психическое развитие ребенка

Современная семья переживает кризис. Катастрофически высок процент разводов. Их причинами является алкоголизм, наркомания, взаимная неверность супругов, неспособность материально обеспечить семью, отсутствие нормальных жилищных условий. Но в решающей степени нестабильность семьи и утрата родителями умения надлежащим образом воспитывать своих детей объясняется не внешними, а внутренними факторами жизни людей: разрушением христианской духовно-нравственной семейной традиции, падением общего уровня культуры человеческих взаимоотношений, невежеством людей в области понимания духовного смысла семьи, брака, отцовства и материнства.

В таких условиях рождение и воспитание ребенка воспринимается как тяжелое, непосильное бремя. Но даже когда ребенок растет и воспитывается в семье, он, как правило, не знает настоящего отцовства и материнства, становится фактически “сиротой при живых родителях”. Родители утратили психологический контакт с детьми, поэтому они лишились возможности узнавать и понимать истинные причины их нервно-психических срывов, суицидов, неуспеваемости в школе, плохого поведения…

Л. Б. Шнейдер пишет что: “Гармоничное развитие личности ребенка возможно при сохранении и укреплении его здоровья, определяемого как состояние физического, психического и социального благополучия. Психическое здоровье включает в себя благополучие ребенка в эмоциональной и познавательной сфере, развитии характера и формирование личности, нервно психическое состояние детей”. Это возможно только в семье. Ребенок является частью семьи. Семья без ребенка не является полной, так же как ребенок без семьи. “Ребенок берет от семьи все, что необходимо для его роста и развития. В свою очередь и семья получает от ребенка все, что необходимо для ее роста и развития”. Наблюдается определенная взаимозависимость и взаимовлияние, идущие в обоих направлениях, от ребенка к семье и обратно.

Связь между родителями и детьми относится к наиболее сильным человеческим связям. “Разрушение единства семьи влечет за собой и разрушение архиважных для развития детской личности чувственных связей, микросреды развития”.

Взаимоотношения между родителями и детьми всегда тесно связаны с взаимоотношениями самих родителей, образом жизни семьи, здоровьем, благополучием, ее счастьем.

благополучию ребенка способствует доброжелательная атмосфера, и такая система семейных взаимоотношений, которая дает чувство защищенности и одновременно стимулирует и направляет его развитие.

Подчеркивая специфичность воздействия на ребенка внутрисемейных отношений, особо Л. Б. Шнейдер выделяет родительскую любовь. “Человек должен быть зачат в любви, выношен и рожден в любви и все свое детство провести в атмосфере любви и взаимного уважения людей”.

Любовь величайший и незаменимый источник духовного развития ребенка, эмоций, нравственных качеств, уверенности в себе и мажорного мироощущения. Она является источником отзывчивости, чуткости, заботливости, любви к людям.

Семья для ребенка- это место рождения и основная среда обитания. И только в семье познает ребенок тот образ жизни, который физически и духовно разовьет его.

Влияние семьи осуществляется и проявляется следующим образом:

Семья обеспечивает базисное чувство безопасности, гарантируя безопасность ребенку при взаимодействии с внешним миром, освоении новых способов его исследования и реагирования.

Дети учатся у родителей определенным способам поведения, усваивая определенные готовые модели поведения.

Родители являются источником необходимого жизненного опыта.

Родители влияют на поведение ребенка, поощряя или осуждая определенный тип поведения, а также применяя наказания или допуская приемлемую для себя степень свободы в поведении ребенка.

Общение в семье позволяет ребенку вырабатывать собственные взгляды, нормы, установки и идеи. Развитие ребенка будет зависеть от того, насколько хорошие условия для общения предоставлены ему в семье; развитие также зависит от четкости и ясности общения в семье.

Семья — это определенный морально- психологический климат, это для ребенка школа отношений с людьми. Именно в семье складывается представления о добре и зле, о порядочности, об уважительном отношении к материальным и духовным ценностям. Ребенок в семье получает азы об окружающем мире. С близкими людьми он переживает чувства любви, дружбы, долга, ответственности, справедливости…

Ребенку нужны оба родителя- любящие отец и мать. Отношения между супругами имеют громадное влияние на развитие личности ребенка. Конфликтная, напряженная обстановка делают ребенка нервным, плаксивым, непослушным, агрессивным. Трения между родителями травмирующим образом влияют на малыша.

Патология супружеских отношений продуцирует широкий спектр аномалий, и притом весьма серьезных, как в психике, так и в поведении личности.

“ От того, кто окружает малыша, какие взаимоотношения царят в семье, зависит дальнейшая жизнь ребенка, то, каким он вырастет: жестким, эгоистичным или любящим, добрым человеком”.

Семья, в которой вырос ребенок, дает образец для той семьи, которую он образует в будущем.

Исследователями были выявлены качественные отличия в отношении отцов и матерей к воспитанию ребенка в семьях с разновозрастными и моновозрастными родителями. Разновозрастные семьи, когда между мужем и женой большая разница в возрасте 10-15 лет и более. Моновозрастные семьи, когда супруги одного возраста или разница в возрасте не велика.

Данные, которые получили исследователи при экспериментальном исследовании, свидетельствуют о том, что в семье с одновозрастными родителями функцию основной опеки и контроля занимает мать. Она более авторитарна в отношениях с ребенком, причем симбиотически авторитарна. Во взаимодействиях с ребенком она демонстрирует опеку через подавление, она действует и исходит из собственных потребностей и представлений о том, что лучше для ребенка, тем самым подавляет его волю и потребности. Отец занимает более отстраненную, но, как и мать, авторитарную позицию и не является лидером в данном типе семьи. Ребенок вынужден активно заявлять о своих потребностях и реализовывать собственную активность. Данная ситуация гипер опеки и подавления провоцирует демонстрацию ребенком позиций потребителя. В ситуациях частых напряжений между родителями и ребенком формируется активный тип личности ребенка.

Ребенок из разновозрастной семьи склонен принимать во взаимодействиях функции “субъекта – оценщика”, “субъекта- координатора” и “субъекта- “объекта потребности”. Исследователи предполагают, что такие изменения в позиции ребенка определяются более сложной организацией межличностных отношений между разновозрастными родителями.

Ребенок в такой семье находится между двумя конкурирующими позициями, и, как следствие формируется функция “субъекта – оценщика”, “субъекта- координатора”. Основным условием формирования таких функций является рассогласование позиций отца и матери.

В разновозрастных семьях наблюдается определенное смещение в структуре детско-родительских отношений. Мужчины часто по отношению к жене занимают позицию “муж-отец”, а жена по отношению к мужу – “жена-ребенок”. Данная диспозиция ролей является самодостаточной. Ребенку же сложно включится в данную семью, его позиция “ребенка” уже занята. Тогда ему приходиться бороться за свою значимость в семье, за свою функцию объекта потребления этой социальной системой.

Данные исследования подтверждают факт, что в семье с разновозрастными родителями позиции матери и ребенка близки друг к другу: они соратники, партнеры. Разновозрастные отцы выполняют функцию социальной защиты, они опекают и контролируют как собственного ребенка, так и жену. Отец в такой семье более авторитарный и опекающий. Эти условия позволяют занять в семье ребенку позицию оценщика или координатора, что вообще является наиболее характерной ролью для старших и опытных субъектов в организации деятельности.

Таким образом, дети разновозрастных родителей по сравнению с детьми моновозрастных родителей склонны к более сложным формам реализации себя; они реализуют себя через оценку или координацию действий другого человека.

Семья создает личность или разрушает ее, во власти семьи укрепить или подорвать психическое здоровье индивида. Процесс семейного взаимодействия избирательно контролирует проявление эмоций, поддерживая одни каналы разрядки эмоций и подавляя другие. Семья поощряет одни личностные влечения, одновременно препятствует другим, удовлетворяет или пресекает личностные потребности. Она указывает границы идентификации, способствует появлению у индивида образа своего “Я”. Семья определяет опасности, с которыми индивиду предстоит столкнуться в жизни.

Опыт семейных взаимоотношений играет для ребенка важную роль не только в формировании его личности, определенных схем поведения и отношений с окружающими. Он также является важнейшим фундаментом, на котором ребенок формирует и строит свое восприятие Бога, общение с Ним, а также семейный опыт формирует психическое развитие ребенка.

Родителями не рождаются. Родителями становятся. Это естественный закон жизни. Человеческая история свидетельствует нам о том, что отправной точкой развития личности является жизнь в семье и отношения с родителями. “Одно из самых ответственных и священных призваний человека — быть отцом и матерью — доступно при минимальном здоровье и половой зрелости. Но лишь личная религиозность позволяет отнестись к этой возможности серьезно”.

Гармония отцовства и материнства вводит ребенка во взрослый мир подготовленным. Авторитет и пример отца и матери являются главными факторами взросления, воспитания психически и духовно здоровой личности.

Источник:
Статья Влияние семьи на психическое развитие ребенка
Cкачать: Статья "Влияние семьи на психическое развитие ребенка"
http://infourok.ru/statya-vliyanie-semi-na-psihicheskoe-razvitie-rebenka-1857479.html

COMMENTS