В семье растет ребенок

В семье растет обидчивый ребенок

Постоянно обижается на всех, реагирует на все очень болезненно, может внезапно заплакать и закрыться надолго в комнате. У нас начались проблемы в школе: с Даниилом никто не хочет дружить, учительница жалуется, что с ним очень сложно общаться, любой диалог он воспринимает как критику в свой адрес. Я очень волнуюсь, что из-за обидчивости ему будет сложно в будущем выстраивать отношения с людьми. Подскажите, что нам делать в этой ситуации?»

— У обидчивого ребенка есть ощущение своей недооцененности, непризнанности. Он чувствует себя отверженным, хотя в реальности это может не соответствовать истине, а является лишь результатом его воображения. Сложность ситуации для такого ребенка заключается в том, что, с одной стороны, он очень ориентирован на одобрение окружающих и требует от них постоянной демонстрации уважения и внимания. С другой стороны, ребенок считает, что другие люди его недооценивают, и поэтому настроен на негатив. Часто он сам инициирует ситуации, в которых оказывается отверженным. Он обвиняет других, играет роль «жертвы», уходит в себя вместо того, чтобы разрешить ситуацию конструктивно.

В основе обидчивости – напряженно-болезненное отношение к себе и неустойчивая самооценка. Как ее укрепить и сделать ребенка — более уверенным? А если принять за аксиому утверждение, что любое поведение ребенка, и хорошее, и плохое – это способ получить любовь и признание от взрослых, прежде всего от родителей? Тогда любое «плохое» поведение ребенка — это информация к размышлению, способ изменить отношения между собой и ребенком, пересмотреть модели поведения и даже всю семейную ситуацию в целом.

1.Проявите внимание и уважение к эмоциям и душевному настрою вашего ребенка. Взрослые часто бывают настолько заняты собственными проблемами, что совсем не замечают, как общаются с собственными детьми, и часто просто делают вид, что слушают их. Очень важно слушать ребенка внимательно, это значит не только вслушиваться в слова, но и следить за выражением его лица и понимать, что он чувствует. Такая заинтересованность поможет ребенку ощутить свою значимость и вашу любовь.

2. Избегайте вешать на ребенка ярлыки.

«Он бестолковый», «Он отстает», «Он слишком обидчивый». Ярлыки загоняют детей в жесткие рамки, искажают представление о самих себе.

3. У каждого ребенка есть способности к чему– либо.

И если в одном деле у него что-то не ладится, то это можно компенсировать в другом. Если ребенок в чем-то успешен, это укрепляет его уверенность в своих силах. И более трудное дело будет даваться ему гораздо легче.

4. Дайте возможность ребенку выражать свои чувства.

«Большие мальчики не плачут», «Хорошие дети себя так не ведут», «Обижаться глупо». Суждения такого рода лишают права ребенка чувствовать то, что он действительно чувствует. Они учат не доверять самому себе, подавлять свои естественные проявления. Укреплению собственного «Я» ребенка будет способствовать то, что мы можем с ним спокойно говорить о его чувствах и о причине их возникновения.

5. Почаще давайте почувствовать детям их значимость.

Можете попросить совета у ребенка в вопросе, в котором он достаточно компетентен, попросите помощи в каком-нибудь посильном для него деле, не забудьте отметить, как важна для вас была его помощь.

6. Действуйте так, чтобы ваш ребенок мог справиться с чем-то самостоятельно.

Часто нам проще сделать что-то за ребенка, это экономит время и силы, но не добавляет вашему ребенку уверенности в себе. Когда ребенок говорит «Я не смогу», постарайтесь дать ему понять, что вы в него верите.

7. Подчеркивая личные заслуги детей, не сравнивайте его со сверстниками.

Сравнение порождает соперничество. Когда заслуги вашего ребенка не сравнивают с заслугами кого-то еще, он гораздо охотнее делает то, что от него требуется. Это поможет ему избавиться от чувства разочарования, если кто-то делает что-то лучше, чем он.

8. Избавьте ребенка от унижений.

Будьте осторожны в использовании слов «всегда», «никогда», и т.д. «Ты всегда оставляешь после себя беспорядок», « Ты никогда не сможешь сделать это правильно». Побочные эффекты такого воздействия – неуверенность в себе, желание отомстить и недоверие.

Людмила ПЕТРУНЬКОВА, семейный психолог

Источник:
В семье растет обидчивый ребенок
Все о Ростове и Ростовской области
http://www.nvgazeta.ru/news/12391/493324/

В семье растет одаренный ребенок»

Каждый родитель считают своего ребенка самым способным, самым смышленым, самым талантливым, наблюдая это с самого раннего развития малыша. Но что же это такое «одаренность» и как она проявляется в совсем маленьком ребенке? Что заставляет родителей увидеть в малыше талант и потом искать подтверждения своего открытия у специалистов?

Хочется отметить, что одаренность многогранна и может проявляться в разных видах и сферах деятельности: познавательной, учебной, творческой, музыкальной, художественной, двигательной.

Наиболее частое проявление одаренности – это ранняя речь и большой словарный запас. Наряду с этим замечается необычайная внимательность («Он все замечает!»), ненасытное любопытство («Куда он только не влезет!») и отличная память («Она после двух раз все сказки слово в слово повторяет»).

Учебные достижения одаренного малыша проявляются в ранней тяге к чтению. Иногда ребенок начинает читать в 3-4 года, при этом взрослые не прилагают к этому почти никаких усилий. Малыш любит рассматривать книжки, рассказывать по картинкам, проявляет интерес к написанию букв, может подолгу слушать, как читают взрослые.

Одаренный ребенок с раннего возраста проявляет интерес к вычислениям, измерениям. Отличается необычно ранним для своего возраста пониманием математических отношений. Он легко воспринимает и запоминает математические символы.

Иногда ребенок выказывает ранний интерес к живой природе, к различным явлениям из области естествознания. Часто задает вопросы о происхождении и функциях различных предметов.

В сфере художественной деятельности одаренный ребенок проявляет себя раньше, чем в других: рано начинает рисовать, много времени проводит, например, за лепкой из пластилина, демонстрируя ручную умелость, экспериментирует с композицией, цветом, материалом и т. п.

Так же рано проявляется интерес к музыке — ребенок чутко реагирует на характер и настроение музыки, узнает мелодии по первым звукам; с удовольствием подпевает и т. п.

В двигательной сфере одаренность проявляется, прежде всего, в предпочтении различных действий, требующих тонкой и точной моторики; ребенок имеет хорошую зрительно-двигательную координацию, любит бегать, прыгать, заниматься различными акробатическими упражнениями, прекрасно удерживает равновесие. Такой ребенок необычайно ловок, силен, координирован и т.д.

Не смотря на все положительные стороны одаренности, есть свои особенности, которые могут способствовать возникновению проблемных ситуаций. Выделим черты характерные одаренным и талантливым детям в сфере психосоциального развития:

· Сильно развитое чувство справедливости, проявляющееся еще в раннем возрасте. Личные системы ценностей у одаренных детей очень широки. Они остро воспринимают общественную несправедливость, устанавливают высокие требования к себе и окружающим и живо откликаются на правду, справедливость, гармонию и природу.

· Для одаренных детей, как правило, характерны преувеличенные страхи, поскольку они способны вообразить множество опасных последствий. Они также чрезвычайно восприимчивы к неречевым проявлениям чувств окружающими и весьма подвержены молчаливому напряжению, возникающему вокруг них.

· Одаренные дети очень любопытны и не терпят ограничений своей исследовательской деятельности. В них очень сильно стремление к познанию, к поиску новой информации. Они буквально забрасывают взрослых вопросами. Именно способность задавать вопросы и видеть проблему там, где другие ничего особенного не замечают, — важнейшая характеристика одаренности.

· Одаренные дети обладают большим словарным запасом, позволяющим им достаточно четко излагать свои мысли. Для обозначения понятий и воображаемых событий могут придумывать свои слова.

· Они с удовольствием занимаются сложными задачами и сопротивляются предоставлению готового ответа, стремятся сделать то, что им пока не по силам. Большинство одаренных детей отличаются живым воображением и богатой фантазией. Им присуще чувство юмора, они любят смешные несоответствия, игру слов.

· Способность к прогнозированию проявляется в умении представить возможные последствия действий. Уже в раннем возрасте такие дети прослеживают причинно-следственные связи и делают соответствующие выводы.

· Одаренным детям часто свойственна оригинальность мышления — способность выдвигать новые, неожиданные идеи, отличающиеся от принятых стандартов. Гибкость мышления проявляется в способности находить альтернативные способы решения проблем, быстро менять направление поиска решения. Обычно одаренные дети обладают хорошей памятью, «впитывают как губка» огромный поток информации. Обнаруживают необычную для своего возраста способность надолго концентрировать внимание, полностью погружаясь в задачу, и упорство в достижении цели в интересующих их видах деятельности.

Независимо от того, одарен ребенок во многих областях или только в одной, ваша задача заключается в том, чтобы заметить этот природный дар и помочь ему развиться. Мы предлагаем некоторые рекомендации, которые помогут в воспитании одаренного ребенка:

1. Будьте честными, потому что все дети весьма чувствительны ко лжи, а к одаренным детям это относится в большей степени.

2. Оценивайте уровень развития ребенка.

3. Избегайте длинных объяснений или бесед.

4. Старайтесь вовремя уловить изменения в ребенке, так как они могут выражаться в неординарных вопросах или в поведении и являются признаком одаренности.

5. Уважайте в ребенке индивидуальность и не стремитесь проецировать на него собственные интересы и увлечения.

6. Стремитесь развивать в своих детях следующие личные качества:

· уверенность, базирующуюся на сознании самоценности;

· понимание достоинств и недостатков в себе самом и в окружающих;

· интеллектуальную любознательность и готовность к исследовательскому риску;

· уважение к доброте, честности, дружелюбию, сопереживанию, терпению и душевному мужеству;

· привычку опираться на собственные силы и готовность нести ответственность за свои поступки;

· умение помогать находить общий язык и радость в общении с людьми всех возрастов, рас, социо-экономических и образовательных уровней.

7. Демонстрируйте собственным поведением, что верите в ребенка и позволяете ему самому искать выход из сложившейся ситуации, решать каждую задачу, которая ему под силу, даже если сами могут сделать все быстрее и лучше; практически не оказываете давления на ребенка в его делах, но всегда готовы прийти на помощь в случае необходимости или предоставить дополнительную информацию в сфере, к которой ребенок проявляет интерес.

И в заключение. Главное — дайте понять ребенку, что его любят и ценят за то, какой он есть, а не за какой-то особый талант. Цените в своих детях такие хорошие качества, как щедрость, готовность помочь, терпение, ответственность, надежность, целенаправленность, чувство юмора. И тогда в вашем ребенке раскроются все таланты, которые со временем принесут свои плоды.

Источник:
В семье растет одаренный ребенок»
Каждый родитель считают своего ребенка самым способным, самым смышленым, самым талантливым, наблюдая это с самого раннего развития малыша. Но что же это такое «одаренность» и как она проявляется в
http://planeta-detstva183.ru/sovety/1102/

Идеи для мам и малюток

В мире все чаще говорят о рождении на свет очень необычных одаренных детей, которые получили название «индиго».

Околонаучные круги поговаривают, что эти новые дети должны зародить новую расу на Земле. Кто-то верит этому, а кто-то – нет. Но уже все врачи, педагоги и психологи утверждают неопровержимый факт появления таких малышей с уникальными умственными способностями.

Для детей индиго не существует правил

Все, наверно, заметили, как в последнее время взрослым стало трудно общаться с детьми и подростками. Учителя не могут справиться со своими учениками, родители – с собственными детьми.

Педагоги жалуются: «Современные дети стали абсолютно неуправляемыми, как с цепи сорвались, для них нет никаких норм и авторитетов, и они всегда ведут себя, как им того хочется».

Еще буквально 10-20 лет назад такие трудные подростки встречались лишь один на 40 учеников. В наше время на 20 человек приходится уже по 6 таких неуправляемых индивидуумов. И пока еще точно не определено, кто же именно относится к детям индиго, то общество сталкивается с проблемой, как отделить истинно одаренных детей от просто невоспитанных и неадекватных учеников. Ведь и те и другие никак не хотят учиться в школе, но отличие в том, что дети-индиго слишком быстро схватывают весь новый материал и им потом просто скучно на уроках, а дети-разрушители просто не успевают учиться из-за своей низкой способности к обучению. С первого взгляда у этих детей много общих черт, но внутри они совершенно разные. Так как же разобраться, кто есть кто? Как узнать ребенка индиго?

Главной отличительной чертой необычных детей-индиго считается присутствие у них синдрома дефицита внимания (СДВ) и синдрома гиперактивности. Такие детки от рождения уверены в своей безупречности, и поэтому, сталкиваясь по жизни с неприятием себя, сначала могут растеряться, а потом и вовсе в себе замкнуться. Но при этом, они всегда верны себе и никогда не станут вести себя, как положено и принято в обществе! Если родители всегда считали, что из детей, как из пластилина надо годами лепить человека, то индиго уже в раннем возрасте проявляются как вполне сформировавшиеся люди, и вмешательства в свой существующий мир не терпят.

Поэтому родители приходят в смятение от неадекватного поведения своих ненаглядных чад, и начинают выстраиваться в очереди на прием к невропатологам, психотерапевтам и дефектологам. Последние, кстати, обнаружили, что многие проблемные дети почему-то имеют огромный интеллектуальный уровень и прекрасно развиты. А еще такие необычные дети имеют свое представление об устройстве мира и постоянно рассказывают об этом взрослым. Поэтому во многих развитых странах мира к таким детям-индиго относятся очень серьезно и занимаются ими на государственном уровне. И скорее всего это не будет напрасной тратой сил и времени.

Сам термин «дети индиго» первой стала использовать известный американский цветотерапевт Нэнси Энн Тэпп , которой принадлежит идея концепции цвета в жизни человека. Смысл этой теории в том, что каждый человек имеет цвет своей жизни, а иногда и несколько цветов сразу. Эти цвета и образуют ауру человека, а также определяют схожие черты характера и поведения у людей с одной цветовой группой. Индиго – это дети, у которых цвет ауры что-то среднее между фиолетовым и темно-синим цветом. Такие цвета наделяют ребенка очень нелегкими для общества свойствами характера. В последние годы, на основе изучения таких детей, выделили несколько признаков, определяющих их отношение к «индиго».

10 признаков того, что у вас в семье растет ребенок индиго:

Источник:
Идеи для мам и малюток
В мире все чаще говорят о рождении на свет очень необычных одаренных детей, которые получили название «индиго». Околонаучные круги поговаривают, что эти новые дети должны зародить новую расу
http://malutka63.ru/child-psychology/vozmozhno-v-vashej-seme-rastet-rebenok.html

Оптом дешевле? Как живёт семья, в которой 37 детей

С емья Маториных многодетная. У Елены Арифовны четверо взрослых детей и 7 родных внуков. Она долго работала по профессии – воспитателем, психологом, преподавателем, директором в различных образовательных учреждениях. И всегда любила детей. Сейчас живёт в самом детском городе России – в Анапе.

Семью Маториных постоянно пополняют приёмные дети. Первыми были Даниил, Владислав и Татьяна, сейчас они уже взрослые и строят свою жизнь. Елена Арифовна помогла им выбрать свой путь в жизни, получить хорошее образование. С 2007 года в семье появилось ещё 22 ребёнка. Некоторые находятся под патронатом, некоторые взяты в семью. Самому маленькому сейчас 5 лет, а старшему – 22. Сироты должны получать жильё по достижении ими 18-летнего возраста, но очередь в Краснодарском крае большая, только в Анапе несколько десятков приёмных семей.

В этом доме всегда много веселья, шума, смеха, но также и сложностей. Программа обучения садиковская, начальной и средней школ, вопросы поступления в ссузы и вузы – всё это много лет на повестке дня.

А постоянные детские болячки? Из года в год Елена учит и лечит одновременно всех детей. Это стало нормой, и необычная мама не ждёт перемен: «быстрей бы выросли», «перерастёт», «когда уже эта школа закончится» и пр. Она получает удовольствие от самого процесса «взращивания» личности. Дети без ума от мамы. Они благодарны и отдают единственное, что у них есть – любовь. Даже то, кто обзавёлся своими семьями, в постоянном контакте с мамой, стремятся проводить с ней побольше времени. Потому что она, как сама пишет у себя на страничке в соцсетях, принимает их любыми: « Мои дети самые невероятные во вселенной! Что бы вы не натворили, знайте, что я люблю вас, всегда прощаю и жду!».

Понятно, что дети приходят в семью разные, часто проблемные. Она залечивает их физические и душевные раны, помогает забыть о горестях, показывает яркий мир. Пляж – почти круглый год. Да, мама и почти все её дети стараются закаливаться и купаться даже зимой, когда температура морской воды около 5-10 градусов и такая же – воздуха. С таким подходом дети и в самом деле перестают болеть респираторными заболеваниями.

«Теплота, «чувство локтя», ощущение, что тебя всегда ждут и помогут, крайне важно, это то, что я стараюсь дать. И ещё, на мой взгляд, нужно обучение, кружки, секции. Они развивают кругозор. Как и совместные поездки, походы в лес, горе, на море, пикники»

Елена Арифовна сожалеет только о том, что общество неохотно принимает такие семьи, как у неё: «Мы шумные, мы большие, мы создаём проблемы, но зато мы самые дружные и весёлые».

Так, недавно она узнала, что ей, оказывается, положен бесплатный лежак на городском пляже Анапы. Один на всю семью из 30 человек. Место под солнцем стоит дорого.

Но эти проблемы – пустяк по сравнению со сложностями, с которыми она сталкивается внутри семьи. Наиболее тяжёлые дети поначалу не знают элементарных правил поведения дома, в школе, обществе. Есть и такое понятие, как «несохранный интеллект» – неспособность к обучению. Подходить к каждому ребёнку нужно индивидуально. Кому-то помогают психологические тренинги, кому-то секции (тут надо подбирать: йога, борьба, лепка, рисование), кому-то дополнительное или даже коррекционное образование. К тому же, отмечает Елена, необходим постоянный (желательно незаметный) контроль за всеми, чтобы никого не упустить, чтобы каждый был морально и физически здоров, образован и мог стать хорошим и успешным человеком. Старшие родные и старшие приёмные тоже помогают заботиться о младших.

Родная дочь Елены – Анна, член Союза журналистов Кубани, победитель многочисленных профессиональных конкурсов: «Конечно, сначала родные отговаривали нашу маму брать на себя такой тяжкий труд, как воспитание чужих детей. Но не зря на Кубани есть такой лозунг: «Чужих детей не бывает». Мамино решение повлияло и на родственников: её родная сестра тоже стала приёмной матерью. У неё уже семеро приёмных детей. Старшие получают специальное образование. Это такой труд – вырастить нормального человека, дать образование, помочь обустроить собственную семью. Но что может быть важнее и интереснее этого? Моей родной дочери Ольге 6 лет. Стараюсь растить её так, как моя мама всех своих детей».

Воспитать творческую яркую успешную личность (а это необходимое веяние времени) сложно даже в семье с одним ребёнком, а с тридцатью семи – недостижимая задача. Но они, удивительные Маторины, с этим, кажется, справляются.

Источник:
Оптом дешевле? Как живёт семья, в которой 37 детей
Ребёнку требуется много внимания, времени, любви и денег. И мы, мамы, конечно, жалуемся на нашу нелёгкую долю – вырастить малыша. Но как живёт мама, которая одна растит 26 своих и приёмных детей и 11 внуков? Она, кажется, совсем себя не жалеет – у неё просто нет на это времени.
http://lucky-child.com/blog/optom-deshevle-kak-zhivyet-semya-v-kotoroy-37-detey/

COMMENTS