Цели воспитания ребенка в семье

ЗАДАЧИ И СОДЕРЖАНИЕ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ

ЗАДАЧИ И СОДЕРЖАНИЕ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ. РОДИТЕЛЬСКИЙ АВТОРИТЕТ.

100 р бонус за первый заказ

Целью семейного воспитания является формирование таких качеств личности, которые помогут безболезненно адаптироваться к взрослой жизни, достойно преодолеть трудности и преграды, встречающиеся на жизненном пути.

Задачи семейного воспитания состоят в том, чтобы:

— создать максимальные условия для роста и развития ребенка;

— передать опыт создания и сохранения семьи, воспитания в ней детей и отношения к старшим;

— научить детей полезным прикладным навыкам и умениям, направленным на самообслуживание и помощь близким;

— воспитывать чувство собственного достоинства, ценности собственного Я.

Задачи семейного воспитания можно объединить в три группы:

1. Воспитательные задачи:

— формирование основ характера ребенка, его исходных нравственных установок и позиций;

— закладывание основ трудолюбия, стремления к общественно полезной деятельности, порядку и дисциплине, соблюдению норм жизни общества.

2. Образовательно-воспитательные задачи:

— осуществление нравственно-эстетической подготовки ребенка к формированию в будущем собственных семейных отношений;

— формирование чувства любви, доброжелательности, глубокого уважения к отцу и матери, сестрам и братьям;

— взращивание чистого чувства уважения и любви к представителям другого пола, мужского достоинства и девичьей чести;

— вооружение умениями и навыками организации быта, семейного досуга, ведения семейного хозяйства.

3. Личностно-развивающая задача — создание условий для физического, нравственного, умственного, трудового, эстетического и т.д. становления детей в процессе повседневной деятельности и общения.

Наиболее общими принципами семейного воспитания являются:

— гуманность и милосердие к растущему человеку;

— вовлечение детей в жизнедеятельность семьи как равноправных участников;

— открытость и доверительность отношений в семье;

— оптимальность взаимоотношений в семье;

— оказание посильной помощи ребенку, готовность отвечать на вопросы.

Семейное воспитание – это система воспитания и образования, складывающаяся в условиях конкретной семьи силами родителей и родственников.

Содержание воспитания в семье обусловливается генеральной целью демократического общества. Семья обязана формировать физически и психически здоровую, нравственную, интеллектуально развитую личность, готовую к предстоящей трудовой, общественной, семейной жизни.

Содержание семейного воспитания охватывает все направления. В семье осуществляется физическое, эстетическое, трудовое, умственное и нравственное воспитание детей, и оно видоизменяется от возраста к возрасту. Постепенно родители, бабушка и дедушка, родственники дают детям знания об окружающем мире, природе, обществе, производстве, профессиях, технике, формируют опыт творческой деятельности, вырабатывают некоторые интеллектуальные навыки, наконец, воспитывают отношение к миру, людям, профессии, жизни в целом.

Особое место в семейном воспитании занимает нравственное воспитание, в первую очередь воспитание таких качеств, как: доброжелательность, доброта, внимание и милосердие к старшим и слабым, честность, открытость, трудолюбие.

Составные компоненты семейного воспитания:

физическое — основывается на здоровом образе жизни и включает правильную организацию распорядка дня, занятия спортом, закаливание организма и т. д.;

нравственное — стержень отношения, формирующих личность. Воспитание непреходящих моральных ценностей — любви, уважения, доброты, порядочности, честности, справедливости, совести, достоинства, долга;

интеллектуальное — предполагает заинтересованное участие родителей в обогащении детей знаниями, формировании потребностей их приобретения и постоянного обновления;

эстетическое — призвано развить таланты и дарования детей или просто дать им представление о прекрасном, существующем в жизни;

трудовое — закладывает основу их будущей праведной жизни. У человека, не приученного трудиться, един путь — поиск «легкой»» жизни.

Авторитет (от лат. autoritas — власть) — влияние какого-либо лица, основанное на знаниях, нравственных достоинствах, жизненном опыте. Иногда авторитет определяют как отношения, в которых одна личность доминирует над другой, нуждающейся в опоре.

Превосходство родителей, которые авторитетны для ребенка, определяется их зрелостью, а не насилием, не подавлением его личности. Быть авторитетным родителем — значит притягивать ребенка силой и обаянием своей личности, руководить и помогать там, где это необходимо. Принять такое доминирование родителей означает для ребенка не столько подчинение, сколько доверие, обретение защиты.

Ощущение жизненной уверенности — одна из потребностей психики ребенка, поэтому ему необходимо найти опору, поддержку в лице взрослого, прежде всего родителей.

К числу важных субъективных условий, оказывающих заметное влияние на особенности семейного воспитания, относят семейные традиции.

Слово «традиция» (от лат. tratitio — передача) означает исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение обычаи, порядки, правила поведения.

Если проанализировать разные сферы жизнедеятельности семьи, то очевиден вывод: они строятся в соответствии с различными типами образцов (традициями), которые воспроизводятся каждым новым поколением семьи и регламентируют создание новой семьи, супружеские, родительские отношения, ведение домашнего хозяйства, проведение досуга и т.д.

Семейные традиции — один из основных способов воспитания, т.к. прежде, чем попасть в школу (ясли, другой коллектив), ребенок познает себя и идентифицирует в семье. Традиции нескольких поколений, позволяют ребенку осознать свою связь с бабушками, дедушками, общими предками, позволяют ребенку гордиться своей семьей.

К сожалению, в наше сложное время, когда были разрушены многие семьи, многие родственники утратили связь, почитать семейные традиции стало очень сложно. Тем сильнее потребность выработать традиции свои собственные, помогающие семье чаще собираться вместе с тем, чтобы люди, живущие под одной крышей чувствовали себя настоящей семьей. Здесь встает вопрос о том, какие традиции, которые вырабатываются в семье, наиболее значимы.

Неплохо, если в семье сложилась традиция проводить каждое лето в путешествии, это расширяет круг знакомств, помогает ребенку узнать и увидеть мир, учит его общению.

Традицией могут стать и необычные встречи нового года или дня рожденья, совместные поездки за город, даже субботние обеды, — когда дети знают, что в этот день и в это время их в семье очень ждут. Такие традиции способствуют сближению, идентификации себя, как члена семьи, способны поднять самооценку ребенка, когда он осознает, что дома его не только кормят, что это место, где можно поделиться своими переживаниями, новыми впечатлениями. Все это скажется на формировании личности ребенка, будет способствовать ее гармоничному развитию.

Во многих семьях сложились традиции посадки дерева в честь новорожденного малыша или новобрачных, празднования дня поступления ребенка в школу, передачи от отца к сыну первой самостоятельно прочитанной книги, ведение семейной фотолетописи (а сегодня — видеолетописи) и т.д.

Передаваясь из поколения в поколение, традиции, адаптируясь к условиям современной жизни, не остаются застывшими, раз навсегда данными. Неизменным остается их назначение в человеческом обществе: они призваны служить упрочению семейно-родственных связей и отношений, которые функционируют в качестве механизмов передачи таких личностно и социально ценных качеств человека, как любовь, доброта, сострадание, взаимопонимание, готовность прийти на помощь близкому человеку

Источник:
ЗАДАЧИ И СОДЕРЖАНИЕ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ
Целью семейного воспитания является формирование таких качеств личности, которые помогут безболезненно адаптироваться к взрослой жизни, достойно преодолеть трудности и преграды, встречающиеся на жизненном пути. Задачи семейного воспитания состоят в том,
http://students-library.com/library/read/53437-zadaci-i-soderzanie-semejnogo-vospitania-roditelskij-avtoritet

Программа воспитания детей в семье: цели и задачи

Программа дошкольного воспитания детей представляет собой комплексный подход к реализации основных задач по развитию личности ребенка, формированию у него нравственных понятий и моральных ценностей, привитию хороших привычек и обучению полезным навыкам. Только в тех семьях, где программа воспитания реализуется целенаправленно, дети вырастают социально адаптированными и способными свободно коммуницировать.

Родители ответственны за воспитание и образование своих детей. Семья — самая подходящая среда для всестороннего развития человека. Основные принципиальные установки относительно жизни, моральной и религиозной ориентации, ответственного использования свободы и развития индивидуальности в целом, как правило, постигаются в лоне семьи. Именно в семье человек получает первый и самый решающий толчок для своего развития.

Если образовательная активность семьи более осознанная, постоянная и искренняя, то ее влияние на детское развитие будет сильнее. Если образовательная активность семьи недостаточна, в развитии детей будут обнаружены серьезные пробелы. Общее времяпрепровождение очень важно для гармоничного развития ребенка и создания здоровой обстановки в семье. Это означает, что мы должны, прежде всего, проводить время с нашими детьми, посвящая время им. И здесь важно в первую очередь качество, а не количество.

Наличие семейной программы воспитания означает серьезный взгляд на следующие основные вопросы:

  • Какими бы мне хотелось видеть своих детей?
  • Какие цели я ставлю для их воспитания и образования? В рамках комплексного воспитания принимаю ли я во внимание их физическое, интеллектуальное развитие, воспитание воли, чувств и трансцендентное существование человека?
  • Какие идеалы, ценности, хобби, знания, отношения и т. д. я собираюсь помочь им приобрести?
  • Какие средства я собираюсь использовать, чтобы достичь этих целей?
  • Какие трудности я собираюсь преодолевать при необходимости?
  • На чью помощь я могу рассчитывать?

Чтобы реализовать задачи семейной программы воспитания дошкольника, жизненно важно использовать первые годы — от времени до рождения и после, вплоть до начала подросткового периода, потому что именно в это время протекает большинство сензитивных периодов.

Программа воспитания детей родителями должна относиться к развитию личности ребенка в целом, то есть всех его (ее) возможностей:

  • физических;
  • интеллектуальных;
  • силы воли.
  • эмоциональности;
  • убеждений и верований.

Эти возможности раскрываются в трех средах в такой последовательности:

Любая программа нравственного воспитания детей должна учитывать особенности, соответствующие возрасту каждого ребенка и целям, которые будут достигнуты. Как только программа составлена, планы действий станут практическим инструментом для достижения заявленных целей.

Каждому ребенку необходима персональная программа воспитания.

Все дети разные, и программы воспитания должны быть персонифицированными.

Когда дело доходит до определения целей, одни из них будут краткосрочными, другие — среднесрочными, третьи — долгосрочными. Здесь имеется в виду подготовка, которую мы хотим дать нашим детям — младшим школьникам, подросткам, студентам, молодым специалистам, молодым родителям и т. д.

Полученные стимулы влияют на человека в большей или меньшей степени в течение всей его жизни. Это означает, что нам нужно позитивное воспитание: иметь цель, двигаться вперед, знать, чего мы хотим от наших детей.

Подрастая, дети будут выбирать собственный путь, но их выбор будет ограничен альтернативами в пределах полученных возможностей.

Если мы учили их играть в теннис, или говорить на другом языке, или быть упорными, у них будет большая свобода выбора: играть в теннис или нет, говорить на другом языке или нет. Но если они не знают, как это делается, тогда выбор ограничен. Во-первых, они должны будут решить: им нужно выучить язык или научиться играть в теннис, то есть если ли у них средства, настойчивость и время делать это.

Будет ли у ребенка хорошая память, живое воображение, способность находить причины явлений и высокая концентрация внимания — все это находится в большей степени в руках родителей. Если программа воспитания детей реализуется с раннего возраста, все возможности развиты правильно, и, кроме того, ребенок обладает сильной волей, позволяющей ему учиться (и это еще не все, что должно бьггь развито), то хорошая учеба — ожидаемый результат.

Способности ребенка не развиваются сами по себе. Необходимо иметь намерение развивать их и знать, как это делать. Другими словами, это означает наличие программы воспитания, в которой есть эти цели и которую планируется осуществить.

Приступая к составлению программы воспитания в семье, следует принять во внимание возраст ребенка и сензитивные периоды, соответствующие возрасту. Привычки, отвечающие сензитивному периоду, ребенок приобретает без каких-либо затруднений.

Позитивное воспитание означает наличие программы воспитания.

Источник:
Программа воспитания детей в семье: цели и задачи
Программа и развития личности ребенка в условиях семьи: какие цели и задачи должны ставить родители
http://vkapuste.ru/?p=9628

Цели и задачи воспитания

Решая вопросы воспитания, следует помнить, что существует немалое количество моделей воспитания, которые зависят от средств, целей и форм предполагаемого воздействия на личность. Например, существует религиозное и светское, демократическое и авторитарное, интернациональное и национальное и так далее.

Главным остается вопрос цели воспитания. Не осознавая его целостной задачи, невозможно правильно воспитать ребенка. Л. Н. Толстой полагал, что любое вмешательство в жизнь ребенка может иметь смысл только в том случае, если оно способствует развитию индивидуальности, раскрытию талантов и устранению любых факторов, препятствующих гармоничному внутреннему развитию. Работа над собой, помощь в процессе становления личности человека — вот задачи воспитания в семье. Если в результате человек находит себя в окружающем мире, а не беспрерывно ограничивается жестким воздействием, от воспитания будет толк.

Задачи семейного воспитания

Важнейшей задачей семейного воспитания является подведение ребенка в самостоятельной работе над собой на протяжении всей жизни, к умению пользоваться даром внутренней свободы. Нередко родители, ограничивая свободу ребенка, оказываются правы, но они должны помнить, что искусственно усиливать давление не нужно: такое воздействие имеет смысл только в том случае, если обучает ребенка владеть собственной свободой и ценить ее, а также в полной мере контролировать свои силы.

Задачи воспитания не так просты — взять, например, вопрос дисциплины. Если ребенка с детства приучили к тому, что у него есть много прав, но нет никаких обязанностей, это не только говорит о неумении родителей воспитывать, но также способно привести к сложностям в самостоятельной жизни ребенка в будущем.

Место дисциплины в воспитании

Обучение дисциплине начинается с первых дней жизни — в этом заключаются основные задачи нравственного воспитания. Необходимо четко разграничить, что дозволено, а что нет — за что накажут всегда, а не под плохое настроение воспитателя. Задача семьи — приучить ребенка к его обязанностям с самого детства. Никогда не задумывались, почему сейчас большая часть молодежи склонна к легкому, зачастую даже преступному заработку? Это все последствия неправильного воспитания: в детстве этих людей не обременяли трудами и заботами, полностью их обеспечивая. Если ребенку все позволено, и при этом он ни за то не несет ответственности, он со временем начинает «командовать» своими родителями.

Задачи воспитания состоят в том, чтобы разграничить принятие дисциплины и обязательных правил и попытки навязать ребенку свой взгляд на мир, свои вкусы, настроения, чувства и переживания. Важно, чтобы перед глазами был хороший пример: семья должна следовать единым правилам. Также важно, чтобы родители стремились понять точку зрения своего ребенка, его интересы и вкусы. У каждого в семье должны быть свои обязанности, которые способны закрепить в человеке чувство собственной значимости, чувство ответственности.

Также задачи воспитания состоят в том, чтобы создать условия для гармоничного развития личности ребенка. Очень важно вовремя определить таланты ребенка и его слабые стороны, ведь нередко какое-то дарование ребенка, лежащее на поверхности, заслоняет основное. К примеру, дающее быстрые результаты сочинение стихов может отвлечь ребенка от таящегося в нем исследовательского таланта. Для выявления и развития последнего необходима долгая и кропотливая работа, но детям свойственно отдавать предпочтение боле легким путям.

Однако задачи умственного воспитания не стоят на первом плане. Куда важнее воспитать из ребенка личности, а не ученого. Важно не то, до каких высот взлетит в будущем карьера ребенка, а то, каким он станет человеком.

Понравилась статья? Смотрите похожие публикации:

Источник:
Цели и задачи воспитания
Решая вопросы воспитания, следует помнить, что существует немалое количество моделей воспитания, которые зависят от средств, целей и форм предполагаемого в
http://4-women.ru/otnosheniya/otnosheniya-s-detmi/celi-i-zadachi-vospitaniia.html

Цели и задачи воспитания в семье

Цели воспитания в семье могут быть весьма различными по спектру, содержанию и по характеру.

Так, спектр целей семейного воспитания включает в себя привитие младшим гигиенических навыков, бытовых умений, культуры общения, физическое, интеллектуальное, экспрессивное, личностное развитии; культивирование отдельных способностей; подготовку к определенной профессии или сфере деятельности.

По содержанию цели могут быть сугубо инструментальными, направленными на достижение конкретных результатов, или дополняться определенными духовно-ценностными составляющими. Характер целей семейного воспитания не обязательно соответствует общественно одобряемым установкам.

Развитие интеллекта и творческих способностей, познавательных сил и первичного опыта трудовой деятельности, нравственное и эстетическое формирование, эмоциональная культура и физическое здоровье детей — всё это зависит от семьи, от родителей, и всё это составляет задачи семейного воспитания.

Воспитание — это такой процесс взаимодействия родителей и детей, который непременно должен доставлять удовольствие как той, так и другой стороне.

В первый год жизни ребёнка основная забота родителей заключается в том, чтобы создать нормальные условия для физического развития, обеспечить режим питания и всей жизни, нормальные санитарно-гигиенические условия. В этот период ребёнок уже заявляет о своих потребностях, реагирует на приятные и неприятные впечатления и по-своему выражает свои желания. Задача взрослых состоит в том, чтобы научиться различать потребности и капризы, так как потребности ребёнка должны удовлетворяться, а капризы пресекаться. Таким образом, ребёнок в семье получает свои первые нравственные уроки, без которых у него не может быть выработана система нравственных привычек и понятий.

На втором году жизни ребёнок начинает ходить, стремится всё потрогать своими руками, достать недостижимое, а подвижность иногда доставляет ему много огорчений. Воспитание в этот период должно строиться на разумном включении ребёнка в разные виды деятельности, следует ему всё показывать, объяснять, учить наблюдать, вместе с ним играть, рассказывать и отвечать на вопросы.

Но, если его действия выходят за границы дозволенного, надо приучить ребёнка понимать и беспрекословно подчиняться слову нельзя.

В дошкольном возрасте основным видом деятельности ребёнка является игра. Дети трёх, четырёх лет предпочитают строительные и бытовые игры. Сооружая различные постройки, ребёнок познаёт окружающий его мир. Ситуации для игр ребёнок берёт из жизни. Мудрость родителей заключается в том, чтобы незаметно подсказывать малышу, как должен поступить в игре герой (главное действующее лицо). Тем самым они приучают его понимать, что хорошо, а что плохо, какие нравственные качества ценятся и уважаются в обществе, а какие порицаются.

Дошкольники и младшие школьники получают в семье первый нравственный опыт, учатся уважать старших, считаться с ними, учатся делать людям приятное, радостное, доброе.

Нравственные начала у ребёнка формируются на основе и в связи с интенсивным умственным развитием ребёнка, показателем которого являются его действия и речь. Поэтому важно обогащать словарь детей, в разговоре с ними подавать образец хорошего произношения звуков и в целом слов и предложений. С целью развития речи родители должны учить детей наблюдать явления природы, выделять в них сходное и различное, слушать сказки и рассказы и передавать их содержание, отвечать на вопросы и задавать свои. Развитие речи является показателем повышения общей культуры ребёнка, условием его умственного, нравственного и эстетического развития.

В дошкольном возрасте дети очень подвижны, не могут продолжительное время сосредоточиваться на одном деле, быстро переключаться с одного вида занятий на другое. Школьное обучение потребует от ребёнка сосредоточенности, усидчивости, прилежания. Поэтому важно ещё в дошкольном возрасте приучать ребёнка к тщательности выполняемых поручений, учить его доводить начатое дело или игру до конца, проявлять при этом упорство и настойчивость. Вырабатывать эти качества необходимо в игре и бытовом труде, включая ребёнка в коллективный труд по уборке помещения, на огороде или играя с ним в бытовые или подвижные игры.

Успех воспитания в семье может быть обеспечен в том случае, когда созданы благоприятные условия для роста и всестороннего развития ребёнка.

Источник:
Цели и задачи воспитания в семье
Цели воспитания в семье могут быть весьма различными по спектру, содержанию и по характеру. Так, спектр целей семейного воспитания включает в себя привитие младшим гигиенических навыков, бытовых
http://vuzlit.ru/735304/tseli_zadachi_vospitaniya_seme

COMMENTS