Субъектом родительских отношений является

Личностные особенности субъектов детско-родительских отношений как детерминанта их развития и трансформации Текст научной статьи по специальности — Психология

Личностные особенности субъектов детско-родительских отношений как детерминанта их развития и трансформации Текст научной статьи по специальности «Психология»

Аннотация научной статьи по психологии, автор научной работы — Кириленко И.Н.

В статье рассматриваются детско-родительские отношения как особая форма межличностного взаимодействия . Автор статьи подчеркивает, что семья , образуя особую микросреду взаимодействия своих субъектов , придает детско-родительским отношениям базовую специфику, которая обусловлена предза-данностью эмоциональности, фиксированностью динамических характеристик и неравнозначностью позиций их субъектов . В статье показано, что детско-родительские отношения вооружают ребенка жизненными ориентирами; облегчают овладение навыками межличностного взаимодействия , сопровождают социализацию , обладают компенсаторными возможностями, способны аккумулировать жизненные ресурсы, т.е. выступают источником поддержки позитивных начинаний и личностных преобразований.

Похожие темы научных работ по психологии , автор научной работы — Кириленко И.Н.,

Personal peculiarities of the subjects of parent-children relations as a determinant of their development and transformation

The article deals with parent-children relations as a special form of intercultural interaction. The author underlines the fact that that the family , creating unique microenvironment of its subjects’ interaction, provides parent-children relations with basic specifics which is stipulated by its presupposed character, emotionality, rigid dynamic characteristics and inequality of the subjects’ positions. The article shows that parent-children relations arm children with life orientations, help to master the skills of interpersonal interaction , accompany socialization , have compensatory resource, can accumulate life resources i.e. serve as a source of support positive starts and personality transformation.

Текст научной работы на тему «Личностные особенности субъектов детско-родительских отношений как детерминанта их развития и трансформации»

ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СУБЪЕКТОВ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ КАК ДЕТЕРМИНАНТА ИХ РАЗВИТИЯ И ТРАНСФОРМАЦИИ

Для ребенка образ значимого Другого изначально связан на эмоциональном уровне с образом родителя как безусловно привлекательного, авторитетного, обладающего широкими властными полномочиями, распространяющимися на значительный период его жизни, с возможностью удовлетворения ряда потребностей. Значимость родителя как особого Другого для него, очевидно, закреплена архетипически, так как даже утрата родителем авторитетных и властных функций относительно ребенка (например, в случае лишения родительских прав) не сопровождается потерей их значимости, сохраняющейся на эмоциональном уровне. Соответственно, можно предполагать, что детско-родительские отношения создают возможности для воспроизводства особого механизма передачи социального опыта, традиций, личностных качеств от родителей к ребенку, что затруднено в рамках иных межличностных отношений.

Наряду с концептом «значимого Другого», семья, образуя особую микросреду взаимодействия своих субъектов, придает базовую специфику детско-родительским отношениям, которая воспроизводится:

— предзаданностью эмоциональности — детско-родительские отношения исключают безразличие своих субъектов, они всегда эмоционально насыщены и содержат позитивную эмоциональную окраску;

— фиксированностью динамических характеристик — детско-родительские отношения, оформляясь после рождения ребенка, носят устойчивый, достаточно длительный характер, ограниченный в большинстве случаев жизнью своих субъектов и характеризующийся относительной стабильностью выстраиваемого в их рамках взаимодействия;

— неравнозначностью позиций их субъектов — значительный период выстраиваемого взаимодействия родители выступают образцом для подражания и источником поддержки для детей, изменяясь лишь при достижении ими определенного уровня развития.

Названные признаки определяют трансформацию в пространстве семьи феноменов, присущих непосредственно детско-родительским отношениям, рождающихся в контексте решения задач, стоящих перед родителями и детьми. Анализ детско-родительских отношений позволяет увидеть, что в современных исследованиях детально проработанной является только их направленность на развитие ребенка (Захаров А.И., Карабанова О.А., Лишин О.В., Марковская Н.Г., Овчарова Р.В., Сапоровская М.В., Спиваковская А.С., Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В. и др.). Она способствует созданию условий, наиболее благоприятных для его личностного и интеллектуального развития [11]. Вместе с тем, очевидно, что детско-родительские отношения обладают более широким потенциалом удовлетворения личностных потребностей не только ребенка, но и его родителей, что практически остается неизученным.

Согласно нашим представлениям, детско-родительские отношения применительно к ребенку:

— содействуют его целеполаганию, т.е. вооружают его личность жизненными ориентирами;

— облегчают ему овладение навыками межличностного взаимодействия, т.е. обладают фасилитирующим влиянием;

— сопровождают социализацию, т.е. содействуют принятию им на личностном уровне социальных норм поведения, овладению просоциальным поведением;

— обладают компенсаторными возможностями, т.е. могут смягчать остроту переживания личностью негативных последствий внешних стрессоров;

— способны аккумулировать жизненные ресурсы, т.е. выступают источником поддержки позитивных начинаний и личностных преобразований.

Относительно родителей детско-родительские отношения способны, как минимум:

— предоставить возможность самовоспроизведения личности родителя в жизни другого человека, продление своей личности, своих привычек, своего стиля жизни через развивающегося ребенка и его бытие;

— решить задачи самоудовлетворения, т.к. позволяют ему подтвердить

свою способность быть родителем, отвечать за жизнь и воспитание слабого, беззащитного существа — ребенка;

— добиться самообогащения личности, так как любовь к ребенку способствует культурному преобразованию, усовершенствованию и обогащению личности родителя;

— получить определенное социальное признание, перейти от субъекта бездетной семьи к субъекту детной семьи, стать родителем, вызывающим общественное уважение;

— проявить властные возможности, руководя и управляя поведением и организацией жизни другого человека — ребенка, распоряжаться властью относительно него с собственных позиций целесообразности;

— стимулировать жизнестойкость, пробуждать у родителей на личностном уровне новые силы, которые необходимы для защиты и организации достойной жизни своего ребенка.

Свое индивидуальное выражение в конкретной семье детско-родительские отношения получают под влиянием личностных особенностей образующих их субъектов — родителей и детей. Поэтому проведем наиболее общую ментальную реконструкцию феноменов детско-родительских отношений, которые на практике, как мы предполагаем, неизбежно окрашиваются личностным началом своих субъектов. Именно личностный пласт данных феноменов оказывает непосредственное влияние на построение детско-родительских отношений и, в свою очередь, «впитывает» влияние этих отношений, определяя специфику содержания их феноменологии.

Все многообразие феноменов детско-родительских отношений, попадающее в поле личностного модуса рассмотрения, структурируем путем выделения в нем нескольких составляющих. Обозначим их в качестве когнитивной, коммуникативной, эмотивной, аксиологической и конативной составляющих детско-родительских отношений. Выделение когнитивной составляющей детско-родительских отношений обусловливается необходимостью обозначить феномены, образующие ту или иную степень взаимопонимания субъектов этих отношений. В целом, подобные феномены отражают способность субъекта межличностных отношений воспроизводить обстоятельства, важные для эффективной самореализации в системе «родитель — ребенок» и функционирования самой этой системы.

Базовый уровень когнитивной составляющей детско-родительских отношений образуется представлениями их субъектов друг о друге и, в целом, о построении детско-родительских отношений. Представления субъектов детско-родительских отношений в качестве элементов их когнитивной составляющей определяются как индивидуальная проекция особенностей детско-родительских отношений на актуальную для субъектов систему знаний. Эти представления вырабатываются в процессе познания субъектом различных аспектов семейного окружения. Познание такого рода носит выборочный характер, обусловленный личностными приоритетами (потребностями, интересами, установками,

Итогом обозначенного процесса выступает интеграция соответствующих представлений в особый фрагмент субъективной «картины мира» — в субъективный образ детско-родительских отношений, образуемый под влиянием комплекса внешних (экономические, социальные, бытовые и пр. условия) и внутренних (развитие внимания, мыслительных способностей, рефлексивности и пр.) факторов. Разнообразие ситуаций построения детско-родительских отношений в сочетании с личностным своеобразием их субъектов способствует образованию значительной вариативности представлений об этих отношениях.

Эмпирически выявлено, что в зависимости от личностных приоритетов родителей и детей их представления могут охватывать разные сферы детско-родительских отношений, различаться своей полнотой, адекватностью, структурированностью и системностью [3]. Представления субъектов о детско-родительских отношениях выполняют сигнальную, регулирующую и настроечную функции [6].

В качестве компонента когнитивной составляющей детско-родительских отношений нами обозначаются также стереотипы, которые, как и представления, представляют собой некоторый фрагмент субъективного образа, позволяющий им ориентироваться в соответствующей реальности. Однако в отличие от представлений, стереотипы в сфере детско-родительских отношений имеют более узкую функциональную направленность, обусловливающую их достаточно жесткую фиксацию в системе поведенческих механизмов. Особенностью стереотипов именно в сфере детско-родительских отношений является то, что они присваиваются субъектом на более позднем этапе онтогенеза, чем представления о них. Таким образом, стереотипами о детско-родительских отношениях руководствуются, в основном, родители.

Родители могут переносить на выстраиваемые ими семейные отношения стереотипы взаимодействия и воспитания ребенка, почерпнутые ими из своего детства или каких-либо иных источников. Свойственная такому переносу избирательность, очевидно, обусловливается личностными качествами родителей, относимыми к его познавательной, эмоциональной, ценностно-смысловой и мотивационной сферам. Будучи более устойчивыми, чем субъективные представления, стереотипы обеспечивают воспроизводимость заложенных в них моделей поведения в течение более длительного периода времени. Иногда они образуют стабильную характеристику поведения своего субъекта.

В когнитивную составляющую детско-родительских отношений нами включается также родительская компетентность [1]. Основываясь на представлениях о должном, эффективном и возможном в детско-родительских отношениях, компетентность содержит в себе оценочный компонент. Он образуется только на определенном этапе социализации и делается актуальным с принятием субъектом на себя вполне конкретных функций.

Коммуникативная составляющая детско-родительских отношений

выделяется в связи с необходимостью обозначить особенности построения общения родителей и детей. Общение образует то особое пространство, в котором все остальные феномены детско-родительских отношений проявляются и закрепляются. Наиболее изученной характеристикой коммуникативной составляющей детско-родительских отношений выступают стили, обладающие качественным своеобразием. Проведенные исследования обнажили значительную вариабельность стилей общения родителей и детей [9].

Анализ научных источников позволяет выделять личностную обусловленность стилей общений родителей и детей. Находясь в непосредственной связи с когнитивной составляющей детско-родительских отношений, стили общения родителей и детей могут зависеть от таких их личностных качеств как открытость, эмпатийность, рефлексивность, коммуникативность и пр.

Эмотивная составляющая детско-родительских отношений характеризует эмоциональную окраску этих отношений, обусловленную удовлетворенностью имеющихся усубъектов потребностей. Веесоставвходятокрашенныеличностным началом феномены, определяющие сближение или отдаление родителей и детей друг от друга. К таким феноменам мы относим эмоциональные реакции субъектов на ситуацию, в которой они находятся (проявления эмоционального контакта, раздражение и др.), а также более устойчивые чувства, возникающие между родителями и детьми (эмоциональная привязанность, любовь).

Эмоциональный контакт характеризует собой эмоциональную регуляцию детско-родительских отношений, отражающую уровень принятия и неприятия (отвержения) друг друга сторонами взаимодействия. Его отсутствие обнаруживается в форме эмоциональных девиаций [12]. Таким образом, в качестве крайних проявлений эмоционального контакта рассматривается излишняя эмоциональная вовлеченность и отчужденность родителей и детей.

внутреннего мира ребенка, изменением сензитивности, совершенствованием его рефлексивности и нравственности и другими обстоятельствами как субъективного, так и объективного характера.

Нарушения эмоционального контакта, принимающие различные формы, современные авторы [5] предлагают рассматривать в качестве симптомокомплекса, который на операциональном уровне выступает как объемное, континуальное, типологическое образование, обозначаемое как синдром «эмоционального холода». Имеется опыт градации состояния эмоционального контакта между родителями и ребенком, начиная от его отсутствия и до тесного эмоционального контакта.

Эмоциональная составляющая детско-родительских отношений обладает наибольшей насыщенностью феноменологического ряда по сравнению с прочими составляющими этих отношений. В ее состав можно включить родительское (детское) принятие или непринятие субъектами второй стороны детско-родительских отношений, их эмоциональную привязанность, родительскую любовь.

Аксиологическая составляющая детско-родительских отношений характеризуется ценностным наполнением, придающим им ту или иную направленность. Семейные ценности объединяют в себе эмоции, чувства, убеждения и поведенческие проявления, характеризующие специфику детско-родительских отношений. На уровне традиций от родителей к ребенку обычно передаются ценности уважения к старшим, заботы о младших, взаимопомощи, совместного труда и отдыха, трезвого образа жизни, гостеприимства и многое другое. Концентрированным выражением аксиологической составляющей детско-родительских отношений является их ответственность друг за друга, глубоко проникнутая личностным началом. Аксиологическая проявляется в форме семейных ценностей, одним из проявлений которых является родительская ответственность.

Конативная составляющая детско-родительских отношений проявляется в готовности их субъектов к построению и осуществлению совместной деятельности. В рамках личностного модуса она объединяет в себе намерения или интенции вести себя определенным образом в детско-родительских отношениях, а также конкретный способ (стратегия, стиль) построения этих отношений.

При рассмотрении конативной составляющей детско-родительских отношений необходимо учитывать их градуированность по открытости, по уровню контроля, по степени соотношения поощрения и наказания и т.д. Так, по открытости детско-родительские отношения подразделяются на закрытые, ситуационно открытые и открытые отношения; по разумности реализуемого в них контроля — недостаточный, разумный, избыточный; по присутствию поощрения и наказания — недостаточный, адекватный и чрезмерный.

Целостное представление о конативной составляющей детско-родительских отношений дает используемый родителями стиль воспитания (Адлер А., Бомринд Д., Сикорский И.А., Захаров А.И., Лесгафт П.Ф., Личко А.Е., Мухина

В.С., Субботский Е.В., Эйдемиллер Э.Г., Юститскис В. и др.). Вариативность их распределения по классификациям указывает на значительное разнообразие родительских стилей воспитания.

В качестве компонента конативной составляющей детско-родительских отношений нами также рассматривается родительский контроль за детьми. Условно он может быть подразделен на отношение родителей к дисциплине и его конкретное выражение в виде санкций. Чрезмерный контроль или строгая дисциплина в семье выражается стремлением родителей во всем контролировать детей, проверять каждый шаг; следить за их попытками сделать что-либо по-своему; ограничивать активность и самостоятельность; предписывать образ действий; часто запрещать; ругать за малейшие промахи и недостатки; прибегать к различным санкциям.

В состав конативной составляющей детско-родительских отношений входит также психологическая культура родителей. Соответственно, психологическую культуру родителей как компонент конативной составляющей детско-родительских отношений вполне допустимо рассматривать в качестве специфического способа преобразования способностей и умений в такую структуру и такой способ, устойчивость и качество которого наполняется, наряду с предметным, ценностно-смысловым, развивающим содержанием [4].

Как и прочие составляющие детско-родительских отношений, конативная составляющая подвержена деформациям, принимающим различные формы. Проявлением нарушения конативной составляющей детско-родительских отношений может быть и родительская депривация, под которой понимается прерванный родителями контакт со своим ребенком [34]. Нарушение данной составляющей детско-родительских отношений проявляется, в первую очередь, в форме воспитательной неуверенности родителя, «фобии утраты» ребенка, родительской депривации.

В целом, в структуре детско-родительских отношений нами были выделены составляющие, имеющие когнитивную, коммуникативную, эмотивную, аксиологическую и конативную природу. Каждая составляющая конкретизируется определенной группой психологических феноменов. Личностный пласт детско-родительских отношений проявляется и в ряде интегративных образований, объединяющих в себе элементы, относимые сразу к нескольким компонентам детско-родительских отношений. В их состав входит родительская установка и позиция, как интегративные феномены детско-родительских отношений, которые имеют ярко выраженный личностный ракурс.

1. Берулава Г.А. Новая методологическая платформа развития личности // «Гуманизация образования». — 2013. — №3. — С. 11-24.

2. Дейниченко Л.Б. Динамика представлений супругов о детско-родительских отношениях в зависимости от этапа семейного развития / Л.Б.

Дейниченко // Семейная психология и терапия. — 2005. — №2.

3. Забродина Л.А. Психологическая поддержка родителей в формировании конструктивных родительско-детских отношений: Автореф. дис. . психол. наук / Л.А. Забродина. — Самара: Поволжская государственная социально-гуманитарная академия, 2010. — 25с.

4. Исаева Н.И. Психология достижения матерями родительского АКМЕ / Н.И. Исаева, Е.А. Овсянникова // Научные ведомости Белгородского государственного университета. — 2010. — №18 (89). — С.317-327.

5. Котова И. Б. Родительство как личностная и социальная цен-ность: Монография / И.Б. Котова, Е.В. Евдокимова. — Ростов н/Д.: Изд-во РО ИПК и ПРО, 2013.

6. Макклелланд, Д. Мотивация человека / Д. Макклелланд. — СПб.: Евразия, 2007. — 672с.

7. Овчарова Р.В. Исследование этнопсихологических особенностей родительства / Р.В. Овчарова, Н.П. Мальтинникова // Вестник Курганского гос. ун-та. — 2005. — №3. — С.181-190.

8. Петровский А.В. Дети и тактика семейного воспитания / А.В. Петровский.

9. Смирнова Е.О. Опыт исследования структуры и динамики родительского отношения / Е.О. Смирнова, М.В. Быкова // Вопросы психологии. — 2000. — №3.

10. Смолярчук И.В. Воспитательные стратегии поощрения и наказания в детско-родительском взаимодействии / И.В. Смолярчук // Актуальные инновационные исследования наука и практика. — 2009. — №1.

11. Спиваковская А.С. Как быть родителем (о психологии родительской любви) / А.С. Спиваковская. — М.: Педагогика, 1986. — 158с.

12. Belsky J. Personality and parenting / Handbook of parenting / J. Belsky, N. Barends / M.H. Bornstein ^d.). — 2nd ed. Children and parenting. Mahwah. — New Jersey: Lawrence Erlbaum Associates, 2002. — Vol. 1. — Р.415-438.

13. Mangelsdorf S. Infant proneness-to-distress temperament, maternal personality and mother-infant attachment: Associations and goodness of fi t. / S. Mangelsdorf M. Gunnar, R. Kestenbaum // Child Development. — 1990. — Vol. 61. -Р. 820-831.

Источник:
Личностные особенности субъектов детско-родительских отношений как детерминанта их развития и трансформации Текст научной статьи по специальности — Психология
В статье рассматриваются детско-родительские отношения как особая форма межличностного взаимодействия. Автор статьи подчеркивает, что семья, образуя особую микросреду взаимодействия своих субъектов, придает детско-родительским отношениям базовую специфику, которая обусловлена предза-данностью эмоциональности, фиксированностью динамических характеристик и неравнозначностью позиций их субъектов. В статье показано, что детско-родительские отношения вооружают ребенка жизненными ориентирами; облегчают овладение навыками межличностного взаимодействия, сопровождают социализацию, обладают компенсаторными возможностями, способны аккумулировать жизненные ресурсы, т.е. выступают источником поддержки позитивных начинаний и личностных преобразований.
http://cyberleninka.ru/article/n/lichnostnye-osobennosti-subektov-detsko-roditelskih-otnosheniy-kak-determinanta-ih-razvitiya-i-transformatsii

Материал по теме: Субъект-субъектные взаимоотношения «учитель-родитель»

Материал по теме:
Субъект-субъектные взаимоотношения «учитель-родитель»

Выступление на педсовете в качестве руководителя группы

Субъект — субъектные взаимоотношения «учитель-родитель»

Субъект — субъектные отношения – это межличностные отношения, которые основываются, прежде всего, на принятии друг друга как ценностей самих по себе и предполагают ориентацию на уникальность каждого из субъектов (словарь по психологии).

г. Муром Владимирская область

Снисар Г.Д. учитель I категории

Выступление на педсовете в качестве руководителя группы

Субъект — субъектные взаимоотношения

Субъект — субъектные отношения – это межличностные отношения, которые основываются, прежде всего, на принятии друг друга как ценностей самих по себе и предполагают ориентацию на уникальность каждого из субъектов (словарь по психологии ).

Необходимой предпосылкой и одновременно результатом осуществления субъект — субъектных отношений между учителем и родителем является педагогическая деятельность, которая осуществляется не в форме воздействия на родителей (субъект — объектные отношения), а в форме взаимодействия учителя и родителя. В этих отношениях предполагается открытость для взаимодействия, необходимость равноправного сотрудничества и взаимопонимания. Это взаимодействие выступает как интегрирующий фактор педагогического процесса, способствующий появлению личностных новообразований у каждого из субъектов этого процесса. Переход к педагогическому взаимодействию позволяет обеспечить развитие, как учителя, так и родителя.

В своей работе, почти каждому учителю приходилось быть классным руководителем. Будучи классным руководителем, учитель выполняет очень важные и ответственные задачи. Он является организатором воспитательной работы в классе и наставником учащихся, организует и воспитывает ученический коллектив, объединяет воспитательные усилия учителей, родителей и общественности, взаимодействует с родителями. Индивидуальность ребёнка изначально формируется в семье. Воспитательная работа школы не может строиться без учёта этого фактора развития школьника. Только создание единой воспитательной среды может гарантировать, возможно, высокое достижение планируемых результатов.

Работа с родителями направлена на то, чтобы семейное воспитание находилось в гармонии с системой школьного воспитания, и воспитательные результаты школы «не стирались» семьёй. Чтобы не было педагогического противостояния семьи и школы, от которого страдает, в первую очередь ученик и его развитие.

Необходимо создать единую воспитывающую среду, в которой воспитание родителей имеет две основные задачи: «накопление педагогических знаний, необходимых родителям для воспитания детей и саморазвитие (самовоспитание) родителей».

По своему статусу классный руководитель в школе – основной субъект воспитательной работы с родителями учащихся. Он вырабатывает основную стратегию и тактику взаимодействия школы и семьи в воспитании личности школьника; будучи специалистом, в области педагогики и психологии, он помогает родителям в разрешении противоречий семейного воспитания. В корректировке воспитательных воздействий окружающей социальной среды. Эти задачи определены статусом классного руководителя.

Родители сами определяют судьбу своего ребёнка, имеют собственную педагогическую позицию, свой стиль и тон взаимоотношения с ребёнком, своё собственное отношение к педагогическим воздействиям общества и соответственно школы. Поэтому классный руководитель, руководствуясь чувством педагогического такта, во взаимоотношениях с родителями учащихся выступает в роли советчика, консультанта-специалиста, непосредственного представителя учебно-воспитательного процесса, осуществляемого школой. Для него работа с родителями – одна из его забот, а именно – создание воспитывающей среды для оптимального развития учащихся.

Согласно воспитательной позиции взаимодействии школы и семьи можно выделить пять основных функций классного руководителя:

  1. ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно-воспитательного процесса;
  2. психолого-педагогическое просвещение родителей;
  3. участие во всех видах внеурочной деятельности
  4. корректировка воспитания в семьях отдельных учащихся;
  5. взаимодействие с общественными организациями родителей.

Так, ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно-воспитательного процесса, организуемого школой, обусловлено необходимостью выработки единых требований. Общих принципов, определения цели и задач воспитания, отбора его содержания и организационных форм в семейном воспитании и в учебно-воспитательном процессе школы. Будучи классным руководителем всё, что происходит в жизни класса и школы, довожу до сведения родителей, советуюсь с ними, вовлекаю в совместную работу.

При психолого-педагогическом просвещении провожу тематические классные часы и лектории, приглашаю учителей предметников, школьного психолога, интересуюсь мнением родителей на проводимую учебно-воспитательную работу в школе, провожу индивидуальные встречи с родителями, и родителей с учителями предметниками, при необходимости посещаю семьи учащихся.

Участие во всех видах внеурочной деятельности включает в себя походы и экскурсии, а так же их организацию, вечера, турниры, ремонт и благоустройство школы. Участие в работе Управляющего Совета, школьных и классных родительских комитетах.

Корректировка воспитания в семьях отдельных учащихся — первый аспект-оказание психолого-педагогической помощи учащимся. Другое направление заботы классного руководителя – это оказание родителям психолого-педагогической помощи в решении трудных проблем семейного воспитания: разрешение противоречий подросткового возраста, профилактика формирования вредных привычек, профилактика правонарушений, пагубного влияния улицы, вовлечение в кружки, секции во внеурочное время.

Взаимодействие классного руководителя с общественными организациями родителей предусматривает работу с родительскими комитетами школы и класса, Управляющим Советом и т.д.

При проведении родительского собрания стараюсь руководствоваться следующим правилом:

  1. перед началом собрания «оставляю за дверью» плохое настроение
  2. длительность собрания не более 1,5 часов
  3. самый приятный звук для человека – его имя, кладу перед собой список с именами и отчествами родителей
  4. перед началом собрания объявляю вопросы, которые планирую обсудить
  5. начинаю с позитивного, затем говорю о негативном, завершаю собрание предложениями на будущее
  6. предупреждаю родителей, что не вся информация может стать достоянием детей
  7. благодарю всех, кто нашёл время придти
  8. в личной беседе оцениваю успехи детей относительно их возможностей
  9. довожу до родителей мысль, что «плохой ученик» не означает «плохой человек»
  10. родитель должен уйти с собрания с ощущением, что он может помочь своему ребёнку
  1. осуждать присутствующих родителей за неявку в прошлые разы;
  2. сравнивать успехи отдельных учащихся и разных классов;
  3. давать негативную оценку всему классу;
  4. ругать нерадивого ребёнка при всех, а прошу задержаться родителя после собрания;
  5. избирать для общения назидательный тон.

По-разному складываются отношения с родителями школы в целом и классного руководителя в частности. От этого зависит степень взаимопонимания и взаимодействия и, в конечном счёте – эффективность воспитательного процесса, как школьного, так и домашнего. И наилучшая ситуация, когда родители полностью, всецело принимают и понимают школу, когда хотят, чтобы ребёнок учился именно в этой школе. В этой ситуации родители, как правило, полностью принимают все требования, способствуют их выполнению детьми, с удовольствием помогают в организации учебно-воспитательного процесса.

Источник:
Материал по теме: Субъект-субъектные взаимоотношения «учитель-родитель»
 Выступление на педсовете в качестве руководителя группы Субъект — субъектные взаимоотношения «учитель-родитель»     Субъект — субъектные отношения – это межличностные от
http://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2012/05/04/subekt-subektnye-vzaimootnosheniya-uchitel-roditel

Общая характеристика правоотношений между родителями и детьми

Общая характеристика правоотношений между родителями и детьми

Родительское правоотношение — это урегулированная нормами семейного законодательства совокупность личных и имущественных отношений между родителем и его ребенком.

Как самостоятельная разновидность семейного правоотношения родительское правоотношение характеризуется спецификой своего элементного состава, а также особенностями его возникновения, развития и прекращения. Это правоотношение имеет отдельные элементы, делающие его похожим на некоторые другие семейные правоотношения (например, наличие прав и обязанностей по материальному содержанию; прав и обязанностей по воспитанию — с опекунскими и т.д.).

Близость его с некоторыми другими семейными правоотношениями составляет впечатление возможности его существования лишь как органической части этого правоотношения (например, супружеского). Однако родительское правоотношение — самостоятельная разновидность семейных правоотношений. Его название не вполне отражает разнообразие его содержания. Оно оттеняет в нем главное — именно родительские права и обязанности взрослых по отношению к детям, хотя в состав его содержания входят также права и обязанности детей по отношению к родителям.

К субъектам родительского правоотношения относятся родители и дети.

Ребенок — лицо, не достигшее возраста 18 лет (совершеннолетия). Ребенок, родившийся от не состоящих в браке родителей, имеет такие же права и обязанности по отношению к родителям и их родственникам, какие имеют дети, родившиеся от лиц, состоящих в браке между собой.

Родитель — женщина или мужчина, материнство или отцовство которой (ого) в отношении ребенка удостоверено в установленном законом порядке. В качестве родителя может выступать несовершеннолетний гражданин, поэтому Семейный кодекс РФ особо регулирует их участие в родительских правоотношениях. Согласно п.2 ст.62 СК РФ по достижении 16 лет они могут самостоятельно осуществлять родительские права по отношению к своему ребенку. Несовершеннолетний родитель независимо от возраста имеет право признавать и оспаривать свое отцовство (материнство) в административном и судебном порядке, а с 14 лет имеет право требовать установления отцовства в отношении своих детей в судебном порядке Антокольская М.В. Лекции по семейному праву. — М., 2009. — С. 32..

Таким образом, родителями являются лица, от которых происходит данный ребенок. Биологическое происхождение связывает между собою родителей и детей не только актом родства, но и совокупностью прав и обязанностей. Сами по себе эти права и обязанности разрабатываются обществом, государством. Они не являются «естественной» принадлежностью участников родительских правоотношений. С актом рождения связывается лишь возникновение этих прав у данных конкретных лиц.

Особенностями родительских отношений являются:

— срочный характер данных отношений: они существуют с момента рождения ребенка и до достижения им возраста 18 лет или приобретения полной дееспособности ранее этого возраста;

— односторонний характер отношений: у ребенка есть только права, но нет обязанностей, а у родителей по отношению к ребенку есть только обязанности;

— юридическое равенство родителей при осуществлении родительских прав независимо от возраста, пола, места жительства, факта совместного проживания с ребенком и других обстоятельств;

— осуществление родительских прав только в интересах ребенка;

— особые меры защиты и ответственности за невыполнения родительских обязанностей, которые носят, как правило, личный неимущественный характер. Родители несут ответственность, предусмотренную уголовным, административным и семейным законодательством.

Правоотношения между родителями и их детьми, которые не достигли совершеннолетия, в полном объеме регламентируются семейным законодательством, за исключением случаев признания несовершеннолетнего полностью дееспособным до достижения возраста восемнадцати лет. В данных правоотношениях субъекты должны именоваться как родители и ребенок (дети), то есть без упоминания признака несовершеннолетия. Отношения между родителями и их детьми, которые являются совершеннолетними, регулируются лишь в случаях, прямо предусмотренных СК РФ. Алиментные правоотношения могут возникать с участием как трудоспособных, так и нетрудоспособных совершеннолетних детей.

И.П. Бахтиаров считает, что субъекты данных правоотношений должны именоваться следующим образом: родители; трудоспособные совершеннолетние дети; нетрудоспособные совершеннолетние дети Бахтиаров И.П. Физические лида как субъекты семейных правоотношений. Дисс. канд. юрид. наук. М., 2010. — С. 11..

Среди них определяющими являются личные правовые отношения между родителями и детьми. Содержание родительского правоотношения образуют права и обязанности родителя и его ребенка в отношении друг друга. Родительское правоотношение включает различные по характеру права и обязанности.

Родительское правоотношение складывается между каждым из родителей с каждым из их детей. Представление о родительском правоотношении как таком правоотношении, в котором на любой из сторон может быть множественность лиц — оба родителя или все дети, приводит к ситуации, когда невозможно объяснить, почему права и обязанности, связывающие родителя с одним ребенком, существенно отличаются от прав и обязанностей применительно к другому ребенку, а с третьим ребенком родительское правоотношение юридически считается прекратившим свое существование.

Конечно, интересы всех членов семьи взаимосвязаны. Вопросы жизни семьи должны решаться с учетом мнения всех детей и обоих родителей. Но объем прав и корреспондирующих им обязанностей может быть с большей достоверностью установлен при расщеплении родительского правоотношения на такие, которые складываются между одним из родителей и каждым из его детей Макеева О.А. Регулирование семейных отношений в России — исторические уроки и современные проблемы / История государства и права. — 2012. — N 3. — С. 12-14..

Характерным признаком родительского правоотношения является то, что оно, во-первых, имеет срочный характер и прекращается по достижении детьми совершеннолетия, а также с приобретением детьми полной дееспособности до достижения ими совершеннолетия. Во-вторых, при осуществлении родительских прав обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей. В-третьих, родительские права на равных началах предоставляются матери и отцу. Наконец, родительские права имеют весомое социальное значение, так как в них сочетаются личные и общественные интересы.

Наделяя родителей правами в отношении детей, государство в то же время возлагает на них обязанности, в том числе обязанность не осуществлять родительские права в противоречии с интересами детей. В этом смысле принято говорить, что права родителей являются в то же время и их обязанностью.

Родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей (ст.65 СК).

Источник:
Общая характеристика правоотношений между родителями и детьми
Общая характеристика правоотношений между родителями и детьми Родительское правоотношение — это урегулированная нормами семейного законодательства совокупность личных и имущественных отношений
http://studbooks.net/1039713/pravo/obschaya_harakteristika_pravootnosheniy_roditelyami_detmi

Субъектом родительских отношений является

Субъектами семейного правоотношения являются члены семьи, а также иные лица в случаях, предусмотренных действующим законодательством; участники семейных отношений выполняют свою четко обозначенную роль члена семьи, что является следствием их неотъемлемых личностных качеств, например иола, возраста, а также пребывания в таких состояниях, как нуждаемость и нетрудоспособность, родство, свойство и т.п.

Нормы семейного права, определяя права и обязанности субъектов, всегда четко указывают на выполняемую ими ролевую функцию – родителя, ребенка, супругов, бабушки, дедушки, внуков, братьев и сестер, нетрудоспособных совершеннолетних детей, нетрудоспособных нуждающихся в помощи отчима и мачехи и т.д.

Субъектный состав семейных правоотношений всегда прямо определен законом и не может быть произвольно изменен их участниками. В качестве субъектов семейных правоотношений выступают члены семьи, а следовательно, физические лица.

При этом выделяется «узкий» круг членов семьи, в который включаются супруги, родители и дети, а также «расширенный» круг членов семьи, в который входят другие родственники, свойственники и иные лица. К ним относятся родные (полнородные и неполнородные) братья и сестры, бабушки, дедушки и внуки, отчим, мачеха и пасынки, падчерицы, а также фактические воспитатели и фактические воспитанники.

При этом «расширенный круг» членов семьи является открытым. Так, согласно ст. 67 СК РФ помимо дедушек, бабушек, сестер и братьев ребенок имеет право на общение также с другими родственниками. Нормы семейного права не позволяют четко определить этот круг. В связи с этим круг родственников ребенка будет устанавливаться судом исходя из конкретной ситуации. Достаточно часто близкие отношения у ребенка могут складываться с тетей, дядей, двоюродными и даже троюродными братьями и сестрами. Вряд ли указание в ст. 67 СК РФ на «близкое» родство позволит судам отказать в удовлетворении заявленных требований об общении с ребенком со ссылкой на «неблизкий» характер родственных отношений между ним и ребенком.

В настоящее время появилось мнение о том, что участниками семейных правоотношений являются органы опеки и попечительства. Сегодня их функции исполняют органы исполнительной власти субъектов РФ, при этом Законом об опеке предусмотрена возможность передачи данных полномочий органам местного самоуправления. Орган опеки и попечительства, выступая в качестве стороны договора об установлении опеки (попечительства), приобретает права и обязанности, корреспондирующие правам и обязанностям опекунов (попечителей), установленным семейным правом; кроме того, именно орган опеки и попечительства выбирает форму устройства детей, оставшихся без попечения родителей.

Вместе с тем представляется, что орган опеки и попечительства в данном случае выполняет публичную функцию, функцию контроля и надзора, правоприменителя, а по своей правовой природе отношения, которые складываются между органом опеки и попечительства и опекунами (попечителями), являются либо гражданско-правовыми, либо административно-правовыми.

Необходимой предпосылкой для того, чтобы стать участником правоотношения, в том числе семейного правоотношения, является наличие у лица такого правового свойства, как правосубъектность.

Правосубъектность физического лица является сложной правовой категорией, включающей в себя правоспособность и дееспособность. Правоспособность как условие обладания субъективными правами наступает у лица с момента его рождения. Момент наступления полной дееспособности в силу объективных причин (достижения определенного возраста) всегда отличен, оторван во времени от момента приобретения правоспособности. Но особый характер семейных правоотношений нивелирует это отличие.

Семейное законодательство не раскрывает понятия правоспособности и дееспособности, поэтому в науке семейного права для этих целей заимствуются положения гражданского права.

Семейная правоспособность – это способность лица иметь личные неимущественные и имущественные субъективные права, нести юридические обязанности, установленные нормами семейного права.

Семейной правоспособностью в равном объеме наделены все субъекты семейных правоотношений. Возникает она с момента рождения и прекращается смертью лица, при этом ее объем возрастает по мере взросления лица. Так, в определенных ст. 57 СК РФ случаях органы опеки и попечительства или суд могут принять решение только с согласия ребенка, достигшего возраста 10 лет. Иными словами, способность обладать «определяющим мнением» ребенок получает в 10 лет, а способность признавать и оспаривать свое отцовство и материнство лицо приобретает лишь при достижении им определенного уровня физиологического развития. Способность вступать в брак или принимать на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей, возникает у лица при достижении им возраста 18 лет.

Семейная дееспособность – это способность лица своими волевыми действиями либо в предусмотренных законом случаях непосредственно приобретать и осуществлять семейные права; своими волевыми действиями создавать для себя семейные обязанности и исполнять их.

Тем не менее приобретение и исполнение семейных обязанностей всегда требует совершения субъектом семейных правоотношений самостоятельных волевых действий. Поскольку в содержание правоспособности детей до достижения ими возраста 18 лет не входят семейно-правовые обязанности, то не возникает необходимости в восполнении недостающей дееспособности ребенка в этой части через действия его законных представителей.

Специфичное проявление семейной дееспособности, связанное с личным характером отношений между субъектами семейного права, было неоднократно отмечено в литературе [1] . А. М. Нечаева считает, что в сфере регулирования семейных отношений дееспособность не имеет самостоятельного значения [2] .

В семейном праве не выделяются привычные для гражданского права возрастные рубежи (этапы) увеличения объема дееспособности. Однако порой возраст члена семьи имеет значение для приобретения и осуществления им своих семейных прав. Так, ребенок может выражать свое мнение по вопросам, касающимся его судьбы, независимо от возраста, лицо может самостоятельно осуществлять родительские права при достижении им возраста 16 лет, а требовать установления отцовства в отношении своих детей в судебном порядке – с 14 лет (ст. 62 СК РФ). Кроме того, независимо от возраста ребенок имеет право самостоятельно обращаться за защитой своих нарушенных прав в орган опеки и попечительства, а с 14 лет – в суд (ст. 57 СК РФ).

Представляется, что термин «семейная правосубъектность», включающий семейную правоспособность и семейную дееспособность, является собирательным понятием по отношению ко всем субъектам семейных правоотношений. Однако наиболее точным было бы выделять из общей семейной правосубъектности ролевую правосубъектность членов семьи (родителей, детей, супругов), поскольку именно по такому признаку выстраивается правовой статус членов семьи и происходит наделение их правами и обязанностями.

Можно выделить, например, брачную правосубъектность или правоспосубъектность супругов, правосубъектность родителей и правосубъектность детей.

При таком делении наиболее отчетливо проявляется отраслевая особенность рассматриваемой категории, которая необходима не для участия в гражданском обороте (товарном обороте) «усредненного» субъекта, а для выполнения семьей основных социальных функций через действия различных по своему правовому статусу и социальной функции членов семьи.

Брачная правосубъектность – это способность лица вступать в брак, приобретать и осуществлять личные неимущественные и имущественные права и обязанности супругов, исполнять их.

Брачная правосубъектность не имеет деления на право- и дееспособность, поскольку возникает она у лица в возрасте 18 лет и с этого момента может быть реализована им самостоятельно, своими действиями.

Возможность вступления лица в брак до достижения им брачного возраста, установленная в ст. 13 СК РФ, при условии получения им соответствующего разрешения от уполномоченного органа, подтверждает, что недостающая правосубъектность не восполнятся действиями других лиц, так как она отсутствует. А восполнить то, чего нет, невозможно. Вместе с тем метод ситуационного регулирования (учет особенностей реальной жизненной ситуации) позволяет игнорировать общее требование о брачном возрасте и в качестве исключения разрешать вступать в брак отдельным лицам при недостающей правосубъектности путем принятия органом местного самоуправления соответствующего акта.

Родительская правосубъектность – это способность лица устанавливать свое отцовство или материнство, способность иметь и осуществлять родительские права и обязанности, а также нести ответственность за их неисполнение или ненадлежащее исполнение.

Поскольку родительская правосубъектность может быть реализована лишь с момента рождения у лица ребенка, то ее возникновение по общему правилу связано с достижением лицом определенного уровня физиологического развития. В этом заключается основная особенность возникновения данного вида семейной правосубъектности.

Родительскую правосубъектность можно условно разделить на право- и дееспособность только применительно к несовершеннолетним родителям.

При рождении ребенка у несовершеннолетнего лица объем его родительской правоспособности в полном объеме возникает лишь в возрасте 18 лет. До достижения этого возраста ее объем неодинаков: с 14 лет оно может в судебном порядке устанавливать свое отцовство, с 16 лет – самостоятельно осуществлять родительские права. При этом ребенку до достижения родителями возраста 16 лет может быть назначен опекун, который будет осуществлять его воспитание совместно с несовершеннолетними родителями (п. 2 ст. 62 СК РФ).

Родительская право- и дееспособность для совершеннолетних лиц возникает в полном объеме одновременно в возрасте 18 лет: именно с этого момента у лица есть способность иметь права, нести обязанности, а также осуществлять их своими действиями и нести ответственность за их неисполнение или ненадлежащее исполнение.

Правосубъектность детей – это способность несовершеннолетних детей иметь и осуществлять как непосредственно, так и через действия законных представителей предоставленные им личные неимущественные и имущественные права.

Выше уже упоминалось, что для приобретения и реализации ряда личных неимущественных прав ребенка закон не требует наличия у него дееспособности. Однако ряд прав возникает у ребенка при достижении им определенного возраста (10 или 14 лет), а некоторые права могут быть приобретены через действия его законных представителей.

На правосубъектность участников семейных правоотношений, на их семейно-правовой статус оказывают влияние ограничение гражданской дееспособности (ст. 30 ГК РФ) или признание лица недееспособным в порядке ст. 29 ГК РФ.

Лицо, признанное судом недееспособным, лишается не только возможности самостоятельно осуществлять семейные права и обязанности имущественного характера, но также иметь и приобретать семейные права неимущественного характера; например, им запрещено вступать в брак (ст. 14 СК РФ), принимать па воспитание детей, оставшихся без попечения родителей (и. 5 ст. 35 ГК РФ). Недееспособность лица может стать основанием для ограничения его в родительских правах (ст. 73 СК РФ). В силу личного характера семейных отношений недееспособное лицо даже через своего опекуна не может заключать семейно-правовые договоры, за исключением соглашения об уплате алиментов в силу прямого допущения закона (ст. 99 С К РФ).

Лица, ограниченные судом в дееспособности, только с согласия своих попечителей могут заключать семейно- правовые договоры имущественного характера, однако договоры неимущественного характера (например, соглашение об определении места жительства ребенка) могут заключать самостоятельно, равно как свободно приобретать и осуществлять права и обязанности в личных неимущественных отношениях. Обусловлено данное обстоятельство тем, что ограничение дееспособности имеет целью ограничить лицо в реализации им своих имущественных прав. Но вместе с тем лица, ограниченные в дееспособности, априори не могут принимать на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку основаниями для ограничения в дееспособности являются пристрастие к азартным играм, злоупотребление ими спиртными напитками или наркотическими средствами [3] .

В семейных правоотношениях, как правило, исключена множественность лиц (активная или пассивная): любая из сторон правоотношения представлена обычно одним субъектом. Даже несмотря на наличие у ребенка двух родителей, между ребенком и каждым из родителей складывается самостоятельное родительское правоотношение [4] .

С определенной долей условности о множественности лиц можно говорить в алиментных обязательствах и обязательствах по несению дополнительных расходов совершеннолетних детей в пользу родителей (ст. 87, п. 3 ст. 98 СК РФ). А. М. Рабец по этому поводу пишет, что здесь налицо долевые обязательства, и размер доли определяет суд [5] . Существование данного исключения объясняется необходимостью реализации одного из основных принципов семейного права – обеспечения приоритетной защиты прав и интересов нетрудоспособных членов семьи. Введение множественности обязанных лиц здесь является гарантией реального удовлетворения потребностей нетрудоспособного нуждающегося родителя. Еще один случай множественности лиц, как исключение из общего правила, уже упоминался нами ранее (приемные родители, выступающие опекунами (попечителями) ребенка, оставшегося без попечения родителей.

Источник:
Субъектом родительских отношений является
Субъектами семейного правоотношения являются члены семьи, а также иные лица в случаях, предусмотренных действующим законодательством; участники семейных отношений выполняют свою четко обозначенную
http://studme.org/59791/pravo/subekty_semeynyh_pravootnosheniy

Субъекты семейных правоотношений и их функции

Во всех семьях присутствуют свои отношения согласно закону. Они появляются со дня совершения бракосочетания. Например, в результате регистрации брачных отношений либо появлении на свет детишек.

Юридически значимые отношения в семье появляются между конкретными сторонами. Именно они являются участниками ячейки общества.

Субъекты семейных правоотношений это люди, непосредственно связанные определенными узами.

Дорогие читатели! В наших статьях мы рассматриваем типовые способы решения юридических вопросов, но каждый случай носит индивидуальный характер. Если вы хотите узнать как решить именно Вашу проблему — обращайтесь через форму онлайн-консультанта справа или звоните нам по телефонам:

+7 (499) 350-66-97 Москва, Московская область
+7 (812) 627-16-82 Санкт-Петербург, Ленинградская область
Остальные регионы: онлайн-консультант>>
Это быстро и бесплатно!

В любых отношениях есть участвующие стороны, а также объекты. Без этих двух факторов не может быть взаимосвязи.

Субъектами семейных правоотношений являются непосредственные их участники. Иные стороны, например, юридические лица непосредственного участия в таких отношениях не принимают.

Все субъекты семейных правоотношений являются правоспособными. А вот дееспособность не считается обязательным фактором. Ведь человек появляется на свет недееспособным лицом, с возрастом он ее приобретает. К объектам можно отнести действия и имущество.

При этом первый пункт является только положительным: выбор фамилии, оплата содержания. Также действие выражается в виде воздержания. К примеру, сохранение тайны усыновления.

Со вторым понятием все гораздо проще. Любое имущество относится к объекту отношений между супругами. Так же оно может передаваться от родителей детям и так далее.

Субъекты и объекты семейных правоотношений, понятия не разрывные между собой. К примеру, супруги, официально зарегистрированные в браке, считаются участниками подобных отношений. Они имеют равное право на приобретаемое в браке имущество, которое считается объектом отношений.

Субъекты, объекты и содержание семейных правоотношений регламентируются законом РФ.

Каждая ячейка общества состоит из определённых членов. Они же выступают и субъектами. К субъектам семейных правоотношений относятся:

  • супруги;
  • детишки;
  • мамы, папы;
  • бабули, дедули;
  • усыновители, усыновленные;
  • братья, сёстры;
  • падчерицы;
  • пасынки;
  • отчим;
  • мачеха.

Следует понимать, что в любых отношениях должно быть как минимум два человека. Ведь отдельное лицо не может находиться в отношениях сам с собой.

Ни один нормативный документ не содержит исчерпывающего списка лиц, которые могут относиться к участникам ячейки общества.

При этом следует учитывать, что для появления прав между членами семейства должна присутствовать официальное юридическое взаимодействие. В противном случае прав и обязательств у членов ячейки общества относительно друг друга не будет.

Каждый член семейства или субъект имеет определенные функции. Они направлены на осуществление семейных прав и исполнение семейных обязанностей. Сейчас бытует мнение, что к участникам таких отношений относятся органы опеки.

Эта инстанция приобретает права, а также обязанности идентичные попечителям на время передачи несовершеннолетнего лица в детский дом. Именно орган опеки избирает форму определения ребенка, который остался без родителей.

Соответственно, эта инстанция исполняет идентичные матери, а также отца функции определенный период времени:

  • публичная;
  • контроля и надзора;
  • право определения.

Чтобы стать участником подобных отношений человек должен приобрести правосубъективность. Это сложная категория, которая включает правоспособность и дееспособность субъектов семейных правоотношений.

Семейное законодательство не дает полной информации этим понятиям. Поэтому, чтобы дать точное определение, требуется позаимствовать информацию с гражданского права.

Правовой статус субъекта семейного правоотношения включает оба фактора правоспособность, а также дееспособность. При этом второй не считается обязательным.

Правоспособностью считается возможность людей приобретать имущественные и неимущественные личные права. Ею наделены все участники подобных отношений.

Возникает она с дня появления человека на свет. С возрастом людей она расширяется. Например, с момента исполнения восемнадцати лет человек приобретает следующие возможности:

  • стать опекуном;
  • зарегистрировать брак;
  • выступать в роли приемного родителя.

Важно! Правоспособность устанавливается законом вне зависимости от желаний субъектов.

При исполнении человеку восемнадцать лет, он приобретает возможность зарегистрировать брак, независимо от того хочет он этого или нет. Фактически, конечно, он вправе и не делать этого, но право уже приобрел.

Дееспособностью считается возможность человека действиями приобретать и осуществлять личные права. Здесь учитывается именно наступление определенного возраста. В основном он равен восемнадцати годам. В исключительных случаях он может быть снижен до шестнадцати лет.

До исполнения ребенку восемнадцати лет появляется частичная дееспособность. Начиная с десяти лет, малыш вправе дать согласие:

  • на усыновление;
  • восстановление прав родителя;
  • на возможность остаться с тем или иным родителем.

Уже с четырнадцатилетнего возраста родители, не достигшие совершеннолетия вправе устанавливать отцовство по отношению к своим детям через судебную инстанцию.

Даже только что родившиеся дети – это субъекты семейных правоотношений. Правоспособность и дееспособность членов семейства являются составляющими частями отношений в ячейке общества.

Все субъекты семейных правоотношений приобретают индивидуальные права и обязанности. При ненадлежащем исполнении второго, нарушении первого, может наступить ответственность.

К основным мерам ответственности относят:

  • лишение или ограничение в правах;
  • прекращение отношений. Предположим, отмена факта усыновления;
  • вынуждение исполнять обязанности. К примеру, уплате алиментного содержания.

Стоит понимать, что к ответственности автоматически человек не может привлекаться. Поэтому одна из сторон для этого должна подать в судебную инстанцию.

Так же ходатайствовать о наказании вправе уполномоченные органы. К примеру, опека, прокурор. Также подобное право есть у других родственников.

Предположим, мать пьет и гуляет, при этом бьет ребенка. Бабушка желает забрать ребенка.

Она имеет право обратиться в органы опеки и суд, с целью лишить женщину родительского права. Только придется привести веские доказательства недостойного поведения матери.

Дети как субъекты семейных правоотношений до определенного возраста имеют только права. Конечно, они должны учиться, но юридически включить это право в обязанности нельзя. Это мать и отец должны обеспечить возможность обучения своему отпрыску. Обязанности у детей появляются с момента появления дееспособности.

Дети имеют обязательство содержать своих родителей, если они становятся недееспособны либо им не хватает средств к существованию.

Семейные правоотношения: понятие, виды, субъекты и объекты регламентируются законодательством РФ. Субъектами семейных правоотношений выступают люди: вступающие в брак и наделенные правами родителя.

При этом человек уже рождается с таким правом, у него юридически всегда есть мать. А чтобы возникли юридически значимые отношения достаточно двух сторон.

Правоспособность и дееспособность считаются составляющими семейных правоотношений. При этом второе не считается обязательным условием. Появляется на свет малыш недееспособным лицом. Но, он сразу приобретает права. Впоследствии он растет, соответственно приобретает обязательства.

Дорогие читатели, информация в статье могла устареть, воспользуйтесь бесплатной консультацией позвонив по телефонам:

+7 (499) 350-66-97 Москва, Московская область
+7 (812) 627-16-82 Санкт-Петербург, Ленинградская область
Остальные регионы: онлайн-консультант>>
или задайте вопрос юристу через форму обратной связи, расположенную ниже.

Источник:
Субъекты семейных правоотношений и их функции
Кто ясвляется субъектами семейных правоотношений. Правоспособность и дееспособность субъектов семейных правоотношений. Дети как субъекты.
http://zakonsovet.com/semejnoe/pravootnoshenija/subekty.html

COMMENTS