Стили взаимоотношений в семье обществознание

Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания и развития личности

Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания и развития личности

12.3. Стили взаимоотношений в семье. Отношения родителей и детей

Под стилем семейного воспитания понимают способ отношений родителей к ребенку.

Выделяют два аспекта семейного воспитания, которые являются особенно важными в детском и подростковом периоде развития ребенка: одобрение / чувствительность и требовательность /контроль родителей.

Одобрение / чувствительность означает величину поддержки и любви, показываемой родителями. Родители, характеризуемые как одобряющие и чувствительные, часто улыбаются, хвалят, поощряют своих детей, относятся к ним с теплотой, хотя могут и критиковать их за плохое поведение. Напротив, менее одобряющие и относительно бесчувственные родители часто резки в критике, унижают, наказывают или игнорируют ребенка; они редко общаются с детьми, которых ценят или любят.

Требовательность / контроль означает величину регуляции и надзора родителей за детьми. Контролирующие / требовательные родители ограничивают свободу поведения детей, устанавливая множество требований, и активно инспектируют их поведение для обеспечения выполнения всех правил. Менее контролирующие / требовательные родители выдвигают меньше требований и дают детям большую свободу в принятии решении об их собственной деятельности.

В зависимости от соотношения в семейном воспитании параметров одобрение / чувствительность и требовательность / контроль выделяют четыре стиля воспитания, основные характеристики которых показаны на рис. 12.4.

Рассмотрим позитивные и негативные стили семейного воспитания.

Источник:
Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания и развития личности
Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания и развития личности 12.3. Стили взаимоотношений в семье. Отношения родителей и детей Под стилем семейного
http://www.intuit.ru/studies/courses/3465/707/lecture/16772?page=2

Стили взаимоотношений в семье

Стили взаимоотношений в семье. Имейте ввиду, что эти типы реагирования используют и мужчины, и женщины, и дети, и взрослые. — презентация

Презентация была опубликована 3 года назад пользователемСофия Данилова

Презентация на тему: » Стили взаимоотношений в семье. Имейте ввиду, что эти типы реагирования используют и мужчины, и женщины, и дети, и взрослые.» — Транскрипт:

1 Стили взаимоотношений в семье

2 Имейте ввиду, что эти типы реагирования используют и мужчины, и женщины, и дети, и взрослые

3 Стили взаимоотношений в семье 1 тип. Заискивающий (миротворец) 2 тип. Обвиняющий (обвинитель) 3 тип. Расчетливый (компьютер) 4 тип. Отстраненный (приятель)

4 1 тип. Заискивающий (миротворец) разговаривает в заискивающей манере, пытаясь угодить, извиняясь и никогда ни о чем не споря; больше всего боится конфликтов; испытывает постоянное чувство вины. По сути, «миротворец» все время избегает душевного напряжения, сопутствующего конфликтам.

5 Заискивающий (миротворец) Результат: одних детей данная позиция провоцирует на манипуляцию родителем — «миротворцем»

6 Заискивающий (миротворец) Результат: у других детей формируется страх возникновения проблем (проблемы ребенка так расстраивают родителя, что когда у ребенка что-то случается, он чувствует себя не вправе сказать об этом и испытывает чувство вины)

7 2 тип. Обвиняющий (обвинитель) от детей требует прежде всего послушания; постоянно ищет, кто в том или ином случае виноват; он – диктатор, хозяин, который ведет себя надменно и словно без конца упрекает: «Если бы не ты, все было бы хорошо»; говорит максимально резко и жестко, обрывая всех и вся, не давая возможности высказаться по-иному.

8 Обвиняющий (обвинитель) любой разговор начинает словами «ты никогда не делал этого…», «ты всегда делаешь это…», «почему ты всегда…», «почему ты никогда…»

9 Обвиняющий (обвинитель) « Обвинитель» стремится любыми путями завоевать авторитет у окружающих, его мало интересует истинное положение дел.

10 Обвиняющий (обвинитель) Результат: конфликты, обиды, «бунт» ребенка, отсутствие искренности во взаимоотношениях

11 Обвиняющий (обвинитель) Результат: «уход в себя», угнетенность, пассивность ребенка.

12 3 тип. Расчетливый (компьютер) «компьютер» очень корректен, рассудителен и не умеет выражать никаких чувств; внешне очень спокоен, холоден и собран; его можно сравнить с настоящим компьютером или словарем; голос монотонный, слова в основном носят абстрактный характер.

14 Результат: снижение у ребенка уверенности в себе; отсутствие у ребенка положительных эмоций; нежелание общаться с родителем- компьютером

15 4 тип. Отстраненный Родитель — «приятель» от ребенка требует хорошего отношения к себе; снисходительный товарищ, всегда и все готовый простить (независимо от возможных последствий).

16 Родитель — «приятель» Такой родитель ведет себя беззаботно и по сути равнодушно по отношению к ребенку и его проблемам.

17 Родитель — «приятель» Результат: Отсутствие у ребенка чувства ответственности.

18 Уравновешенный, гибкий Партнерский поведение последовательно и гармонично; отношения открытые, свободные и честные; снижается потребность в заискивании, обвинении, расчете, суете; способствует преодолению препятствий, нахождению выхода из затруднительного положения.

19 Уравновешенный, гибкий Партнерский

21 Партнерский стиль взаимодействия, основанный на уважении личности и прав ребенка, на равенстве партнеров по общению, эмоциональной открытости и доверии друг к другу важен как для развития личности ребенка в целом, так и его одаренности в частности.

22 Совет первый. Как завоевать и сохранить доверие ребенка. Советуйтесь с ребенком. Попробуйте делиться с ним собственными проблемами, спрашивать его совета. Пусть даже этот совет будет неправильным поблагодарите ребенка за помощь и либо объясните ему, в чем он ошибается («совет интересный, но. »), либо просто скажите что-то вроде «спасибо, возможно, так и поступлю». Главное то, что ребенок почувствует себя значимым для вас. Он почувствует, что вы ему доверяете.

23 Как завоевать и сохранить доверие ребенка. 2. Не бойтесь показывать свое незнание Не пытайтесь увернуться от вопроса ребенка, если вы не знаете ответ. Дети чувствуют подобные вещи и всегда говорят: «мой папа мне врет». Самая обычная фраза: «Извини, но я этого не знаю» намного выше поднимет вас в глазах ребенка, чем любая попытка объяснить необъяснимое.

24 Как завоевать и сохранить доверие ребенка. 3. Исключи те из своего общения аргументы типа «потому что я так сказал». Это верный способ потерять доверие ребенка, который чувствует, что вы с ним неискренни.

25 Как завоевать и сохранить доверие ребенка. 4. Не наказывайте ребенка бездумно или основываясь на чужих словах. Попытайтесь поговорить с ним откровенно и выяснить причины поступка. Если вы чувствуете, что он врет и пытается увернуться, то объясните ему, почему вы так думаете. Возможно, вы ошибаетесь и он сумеет вам на это указать. Ребенок не должен бояться рассказывать вам о плохом ведь это лучший способ для вас контролировать его поведение и вовремя останавливать негативное влияние с чьей-либо стороны. Подобный стиль вашего поведения покажет ребенку, что вы верите ему больше, чем чужим людям.

26 Как завоевать и сохранить доверие ребенка. 5. Относи тесь к ребенку так, как хотите, чтобы он относился к вам. Помните это, и если вы всерьез решили заполучить доверие ребенка, то нам осталось только пожелать вам удачи на этом нелегком пути!

27 Совет второй. Начнем с уверенности. Для того, чтобы вести себя с ребенком спокойно и уверенно, быть в ладу с собой и со своими чувствами — руководствуйтесь практическими советами и учите этому своих детей: 1. Не надо себя недооценивать. Чаще вспоминайте о своих удачах. 2. Начинайте с небольших поступков. 3. Будьте наблюдательны и предприимчивы. 4. Всегда заранее обдумывайте альтернативы (варианты действий).

28 Совет второй. Начнем с уверенности. 5. Учитесь на своих ошибках. 6. Почаще пересматривайте свою точку зрения. 7.Помните: почти все еще можно исправить. 8. Не топчитесь на одном месте. Добившись успеха – действуйте дальше. 9. Если что-то не удалось, не тратьте время на сожаление. Лучше думайте, как поступить 10. Стремитесь к большему. Ваш выбор – показатель вашего уровня. Действие всегда лучше бездействия.

29 5 шагов к уверенности. Сделайте их, пожалуйста. 1. Ищите причины своего поведения в социальных, политических и экономических вопросах нынешней ситуации, а не в недостатках собственной личности. 2. Никогда не говорите о себе плохого, особенно избегайте приписывать себе отрицательные черты – «глупый», «неспособный», «невезучий».

30 5 шагов к уверенности. Сделайте их, пожалуйста. 3. Позволяйте себе расслабляться, прислушиваться к своим мыслям, заняться тем, что вам по душе, наедине с собой. Так вы сможете лучше себя понять. 4. Ваши действия могут подлежать любой оценке. Если это конструктивная критика, используйте ее для своего блага, но не позволяйте другим критиковать вас как личность. 5. Помните, что иное поражение – это удача; из него вы можете заключить, что преследовали ложные цели, которые не стоили усилий, а возможных последующих более крупных неприятностей удалось избежать.

Источник:
Стили взаимоотношений в семье
Стили взаимоотношений в семье 1 тип. Заискивающий (миротворец) 2 тип. Обвиняющий (обвинитель) 3 тип. Расчетливый (компьютер) 4 тип. Отстраненный (приятель)
http://www.myshared.ru/slide/1172910/

Стили взаимоотношений в семье обществознание

Как вы думаете, могут ли первые ссоры в молодой семье и их пути решения рассказать о том, что ждет ссорящуюся семейную пару в дальнейшем и в целом спрогнозировать их общее будущее? Психологи утверждают, что как раз первые разногласия между парочкой влюбленных являются самыми показательными в плане распределения ролей в семье.

Именно первые ссоры задают тон дальнейшим отношениям, и то какую позицию выберет каждый из супругов сегодня, станет решающим фактором в выборе стиля взаимоотношений в данной семье в будущем. О пяти различных моделях поведения партнеров в семье рассказывает женский сайт Красивая и Успешная.

Но сначала я хочу объяснить вам, почему мы решили написать именно на эту тему. Прежде всего, мы хотим предать гласности выводы, сделанные психологами. Ведь они позволят вам не только разобраться, чем на самом деле являются ваши семейные отношения и правильно классифицировать свой стиль взаимоотношений в семье, но и понять на чем они основываются.

Как распределены роли внутри вашей семьи? Есть ли у каждого из вас своя, и только своя личная территория? Каким образом вы улаживаете конфликты? На что идет каждый из вас ради примирения?

И быть может, сделанные выводы станут для вас настоящим открытием.
Стили взаимоотношений в семье: давайте пройдем тест!

Супруги каждый день сталкиваются с проблемой выбора. Каждый день они принимают решения, приспосабливаются, идут на компромиссы, отказываются от своих интересов ради интересов партнера, ищут пути решения конфликтов.

Именно такие ситуации являются самыми показательными, именно они могут рассказать о будущем данной семьи.

Итак, предлагаю пройти маленький тест. Представьте себе ситуацию: у вас выдалась парочка свободных дней, и вы с супругом решаете, как их провести. Муж, к примеру, хочет отлежаться на диване, а вы тянете его в лес по грибы, или же он хочет съездить к своим родителям на тихий семейный ужин, а вы планируете грандиозную вечеринку с участием ваших общих друзей.
Между вами разгорается спор, и вы…
Тут возможны пять ситуаций и столько же способов решения конфликта. Итак…

Стиль 1
Один из вас даже слушать не хочет о желании другого и упрямо стоит на своем. Никакие доводы, просьбы и убеждения не могут повлиять на его решение: «Диван и только диван, я зверски устал на работе, я хочу выспаться и отдохнуть». Второму не остается выбора, он (чаще все-таки она) подчиняется воле упрямца и вопреки своему горячему желанию поехать на природу отправляется на кухню готовить завтрак.
Специалисты называют такой стиль взаимоотношений в паре стилем избегания.

Стиль 2
В этом случае супруги садятся за стол переговоров. Внимательно выслушав желания друг друга, они решают остановиться на варианте, который устроил бы сразу двоих. Каждый из них соглашается частично пожертвовать своими интересами, они находят компромиссное решение: до обеда валяются в постели, а потом отправляются в ближайший парк подышать свежим воздухом.
В данном случае действует стиль компромисса.

Стиль 3
Один из супругов, зная как другой хочет отдохнуть или съездить в лес и, не желая обострять отношения, идет на уступки. Делает он это ради семьи отношений с обязательным условием, что в следующий раз уступит другой: «Сегодня обедаем у родителей, а завтра приглашаем друзей». Психологи называют такое поведение стилем приспособления.

Стиль 4
Каждый из супругов стоит на своем и изо всех сил старается реализовать свое желание. В ход идут приказы, крики, упреки, обвинения, истерики, слезы. И муж, и жена настаивают на своем варианте, ни в коем случае не желая идти на уступки. Разгорается спор: «Или ужин в семейном кругу, или ничего. И если ты меня любишь, то согласишься!» и в ответ: «Если бы ты любил меня, то этот разговор даже не начался бы. Все, звоню друзьям и приглашаю их!». Спор превращается в конфликт: «Ну, если ты не хочешь уступать, то о каких отношениях может вестись речь?».
Налицо стиль соперничества со всеми вытекающими из него последствиями.

Стиль 5
Супруги ведут мирные переговоры, терпеливо выслушивая друг друга и с уважением относясь к желаниям «оппонента». В ходе переговоров выясняется, что муж, к примеру, хотел в кругу близких людей объявить о своем повышении по службе, а потому настаивал на семейном ужине. Жена же мечтала в романтической обстановке (осенний лес, золотистая листва) признаться мужу в вечной любви и сказать, что беременна В итоге они проводят замечательный день в лесу с родителями и близкими друзьями, празднуя сразу два знаменательных события!

Специалисты выделяют тут стиль сотрудничества.

Выводы
Из приведенного выше примера стает ясно, что, во-первых, семейная жизнь ох как нелегка и над ней нужно трудиться, не покладая рук, а во-вторых, не все то «золото, что блестит», и не так уж хороши компромисс и жертвенность для урегулирования конфликтов между супругами.

Да, они помогут спасти семью, но какой ценой? Затаенная обида в душе одного из супругов (стиль компромисса), вечная неудовлетворенность (стиль приспособления) и необходимость приносить жертвы (стиль избегания) психологически отдаляют супругов, делая их брак несчастным и бесперспективным (стиль избегания, стиль соперничества).

Рано или поздно супруги устанут жертвовать своими интересами и идти на уступки, полностью игнорируя собственные желания. Им захочется полноценных равноправных отношений и личного пространства.

Сотрудничество – вот самый мудрый, самый грамотный и самый действенный способ решения семейных конфликтов. Именно он может заложить крепкий фундамент взаимопонимания в семье.

Но как быть, если вашей паре далеко до сотрудничества и понимания? Как быть, если один из вас тянет одеяло на себя и требует жертв со стороны партнера?

И почему мы все такие умные, начитанные и продвинутые зачастую забываем о необходимости слушать и, главное, слышать друг друга? Куда девается наша дипломатичность, понимание и уступчивость уже при первом намеке на посягательство на нашу территорию? И реально ли изменить стиль взаимоотношений в своей семье?

Слышали выражение: «Он/она не ведает, что творит»? Вот так и с нами! Мы выбираем невыгодный стиль поведения в семье по незнанию. Уступив один раз из благих намерений, мы сами того не подозревая, примеряем на себя роль вечной жертвы и замыкаем круг. В следующий раз от нас будут ждать аналогичного поведения.

Да, можно в отдельных случаях, когда это уместно и имеет смысл, пойти на уступки или, наоборот, настоять на своем. Но без понимания истинных желаний и потребностей друг друга далеко не уйти. Только уважением, трепетным отношением и сотрудничеством можно добиться полного взаимопонимания в семье.

И лишь осознав многогранность семейных отношений, заново пересмотрев свое отношение к браку и освоив непривычную для себя роль полноценного партнера, вы сможете создать справедливый и благородны семейный тандем. А бросить все и уйти можно в любой момент. Сложнее понять, переоценить и что-то изменить.

Источник:
Стили взаимоотношений в семье обществознание
Как вы думаете, могут ли первые ссоры в молодой семье и их пути решения рассказать о том, что ждет ссорящуюся семейную пару в дальнейшем и в целом спрогнозировать их общее будущее? Психологи утверждают, что как раз первые разногласия между парочкой в…
http://www.liveinternet.ru/users/4580447/post187443980/

Стили отношений в семье

Частота возникновения и характер поведения подростков в конфликте с родителями связаны с существующим в семье типом родительского отношения: типы отношений, основанные на утверждении силы и лишении ребенка любви, чаще провоцирует подростково-родительские конфликты, чем отношения, построенные на уважении и доверии к подростку.

В литературе принято выделять два основных стиля отношений в семье, а значит и два стиля воспитания и социализации: «авторитарный» (традиционный) и «свободный» (современный). Обновление жизни в различных обществах сопровождается переходом от традиционного стиля к современным образцам семейного воспитания.

Авторитарный стиль отношений к детям в семье основан на жестком соблюдении интересов родителей, беспрекословной власти старших, подчинении их воле. Авторитаризм в воспитании игнорирует права и свободы личности, индивидуальные особенности ребенка, проявление инициативы «снизу», подавляет самостоятельность человека. Такой способ воспитания вызывает детский страх и подавляет инициативу, порождает протест и конфронтацию в семье, приучает к показному поведению, приводит к падению авторитета родителей в глазах детей. А.С.Макаренко характеризовал «авторитет подавления» как «самый страшный сорт авторитета».

Свободный стиль отношений к детям ориентирован на потребности ребенка. Процесс воспитания характеризуется: 1) большей дозволенностью по отношению к спонтанным желаниям ребенка; 2) более свободным выражением любви и привязанности к детям со стороны родителей; 3) увеличением роли психологических методов воздействия и уменьшением или полным устранением физических наказаний, брани или угроз.

Свободный (современный) стиль семейного воспитания приводит к появлению в обществе «современных» детей. Тесные семейные связи и прямой контроль за детьми в родительском доме частично замещаются активностью ребенка вне семьи и возросшей ориентацией на группы сверстников. П. Бюхнер, Г.-Г. Крюгер и М. Дюбуа в своей работе «Современный ребенок» в Западной Европе» пишут: «Дестандартизация уклада жизни сопровождается ослаблением поддержания нормативных традиций семейной жизни и проведения досуга и усилением ориентации на ценность самореализации в противовес исполнению обязанностей перед другими».

Влияние семьи на социальное и духовное становление подростков трудно переоценить, поэтому интерес социологов к детско-родительским взаимоотношениям не случаен. Разрушение семейных связей, отсутствие любви в отношениях между родителями и детьми — одна из главных причин неполноценной социализации личности. Дети, лишенные социализирующего воздействия семьи, оказываются наименее подготовленными к взаимодействию с другими людьми. Степень их социальной свободы незначительна.

Дестабилизирующее влияние на функционирование семьи как социального института оказывают структурные изменения, происходящие в обществе: экономический кризис, тяжелый переход к рыночным отношениям, безработица, введение платных медицинских и образовательных услуг, в том числе в системе государственных образовательных учреждений, — все это снижает способность большинства семей удовлетворять насущные потребности детей.

Сегодня специалисты отмечают, что далеко не все дети чувствуют себя комфортно в собственной семье. «Каждого седьмого подростка беспокоят отношения с родителями, 12% опрошенных ребят регулярно конфликтуют с ними, у 59% конфликты возникают иногда».

Исследователи утверждают, что семья в современной России уже не может дать детям полноценные уроки нравственной и здоровой жизни, так как: 1) многие семьи заражены аномией и девиантным поведением; 2) даже культурные и нравственно здоровые родители потеряли четкие ориентиры относительно ценностей и норм, к которым следует стремиться.

Источник:
Стили отношений в семье
Частота возникновения и характер поведения подростков в конфликте с родителями связаны с существующим в семье типом родительского отношения: типы отношений, основанные на утверждении силы и лишении
http://studbooks.net/1679019/psihologiya/stili_otnosheniy_seme

Характеристика основных стилей взаимоотношений в семье

Характеристика основных стилей взаимоотношений в семье

Существуют разные подходы к классификации стилей взаимоотношений родителей и детей. Например, А. Болдуин выделяет два стиля:

1) демократический, который характеризуется высокой степенью вербального общения родителей с детьми, включенностью детей в обсуждение семейных проблем, постоянной готовностью родителей прийти на помощь, стремлением к объективности в воспитании детей;

2) контролирующий, предполагающий существенные ограничения в поведении ребенка с пониманием смысла этих ограничений, четкость и последовательность требований родителей и признание ребенком их как справедливых и обоснованных.

Приведем другую классификацию стилей взаимоотношений в семье – авторитарный и демократический.

Авторитарный стиль характеризуется властностью родителей. При этом существует убеждение, что подобным воспитанием можно выработать у ребенка привычку беспрекословного подчинения. Однако в семьях такого типа нет душевного единения, дружбы. Взрослые мало считаются с индивидуальностью ребенка, его возрастными особенностями, интересами и желаниями. Хотя дети растут послушными, дисциплинированными, эти качества складываются у них без эмоционально-позитивного и осознанного отношения к требованиям взрослого. Чаще это слепое послушание основано на опасении быть наказанным. В результате у детей слабо развиваются самостоятельность, инициатива, творчество. Именно в таких семьях подростки чаще всего вступают в конфликты с родителями, отдаляются от семьи.

При демократическом стиле взаимоотношения характеризуются взаимной любовью и уважением, вниманием и заботой взрослых и детей друг о друге. В семьях с взаимоотношениями демократического стиля дети являются полноценными участниками жизни семьи, ее труда и отдыха. Родители стараются глубже познать своих детей, выяснить причины их дурных и хороших поступков. Взрослые постоянно обращаются к чувствам и сознанию ребенка, поощряют его инициативу, уважают его мнение.

32. Особенности авторитарного стиля общения: подавление интересов и желаний ребенка, диктат, проблема жестокости и насилия в семье

Авторитарный стиль характеризуется властностью родителей. При этом существует убеждение, что подобным воспитанием можно выработать у ребенка привычку беспрекословного подчинения. Однако в семьях такого типа нет душевного единения, дружбы. Взрослые мало считаются с индивидуальностью ребенка, его возрастными особенностями, интересами и желаниями. Хотя дети растут послушными, дисциплинированными, эти качества складываются у них без эмоционально-позитивного и осознанного отношения к требованиям взрослого. Чаще это слепое послушание основано на опасении быть наказанным. В результате у детей слабо развиваются самостоятельность, инициатива, творчество. Именно в таких семьях подростки чаще всего вступают в конфликты с родителями, отдаляются от семьи.

Дата добавления: 2015-02-16 ; просмотров: 9 | Нарушение авторских прав

Источник:
Характеристика основных стилей взаимоотношений в семье
Характеристика основных стилей взаимоотношений в семье Существуют разные подходы к классификации стилей взаимоотношений родителей и детей. Например, А. Болдуин выделяет два стиля: 1)
http://lektsii.net/2-62598.html

COMMENTS