Стили семейных отношений

Семейное воспитание

Семейное воспитание. Типичные стили взаимоотношений в семье

В современной психологии выделяются три стиля семейных взаимоотношений: либеральный, авторитарный и демократический. Эти особенности семейных взаимоотношений формируют у детей из этих семей определенные взгляды на семью, на отношение между супругами, на стиль отношений родителей и детей. Подрастающее поколение либо принимает и впоследствии реализует такие же принципы взаимоотношений, либо сознательно или неосознанно отказывается от усвоения родительского опыта вплоть до отчуждения от родителей.

Либеральный стиль проявляется в семье, члены которой живут своей собственной жизнью, не интересуясь жизнью других членов семьи. Для такой семьи характерны отчужденность и отстраненность, безразличие к делам и чувствам друг друга.

Два других стиля — авторитарный и демократический — образуют своеобразную шкалу, на одном полюсе которой — полная авторитарность, диктат, безапелляционность, бесцеремонность, черствость, холодность и даже жестокость одних членов семьи (чаще всего родителей) по отношению к другим (чаще всего к детям). На другом полюсе — коллегиальность, демократия в принятии решений, сотрудничество, взаимопомощь и взаимоподдержка, полное равноправие всех участников семейного союза.

Очень важной характеристикой семейных взаимоотношений является существующая в семье модель распределения обязанностей. Выделяются две основные модели: традиционная (или асимметричная) и современная (симметричная).

В традиционных семьях муж является главой семьи и основным добытчиком материальных благ. Именно он определяет статус семейного союза, устанавливает круг ее общения и принимает важные решения, касающиеся всех сторон существования семьи. Жена в традиционной семье либо совсем не зарабатывает, либо зарабатывает, но значительно меньше мужа, отчего главной ее обязанностью является хорошее выполнение домашних функций — ведение домашнего хозяйства, организация быта семьи, воспитание детей и присмотр за ними. При подобном распределении обязанностей именно на нее ложатся основные заботы по формированию и воссозданию семейного микроклимата.

В отличие от традиционной модели симметричная семья основывается на практике полного равноправия мужа и жены, которые обеспечивают примерно равный (пропорциональный) вклад в материальное благосостояние семьи, совместно ведут домашнее хозяйство, сообща принимают все важнейшие решения и в равной степени заботятся о детях и воспитывают их. Роль и значение каждого из супругов в формировании психологического климата в семье равны. Статус семьи устанавливает супруг, имеющий более высокое положение. Круг общения формируется сообща.

Основное отличие благополучной семьи от неблагополучной заключается в том, что в первых выполняются три важнейших условия: наличие высокой культуры общения, взаимоинформированности и доверительности супругов, а также их отказа от посягательств на хорошее представление другого о самом себе, тогда как в неблагополучных семьях не выполняется либо какое-то одно, либо два, либо все три условия.

Источник:
Семейное воспитание
Семейное воспитание. Типичные стили взаимоотношений в семье В современной психологии выделяются три стиля семейных взаимоотношений: либеральный, авторитарный и демократический. Эти особенности
http://lektsii.org/6-27538.html

Семья, стили взаимоотношений в семье

a) Основные понятия психологии семьи

Семья — это малая социальная группа, которая основана на супружеском союзе и родственных связях (отношения мужа с женой, родителей и детей, братьев и сестер), которые живут вместе и ведут общее домашнее хозяйство. Важнейшие характеристики семьи это ее функции, структура и динамика.

То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.

Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей — матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.

Семья — это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль.

Под функцией семьи понимается сфера жизнедеятельности, которая связана с удовлетворением членами семьи своих определенных потребностей.

Классификация потребностей по Маслоу — 6 уровней. Более простая — потребность в безопасности, привязанности и достижений.

Функции семьи по потребности:

Состоит в удовлетворении членами семьи их психологических потребностей в отцовстве, материнстве, взаимодействии с детьми, воспитании детей и самореализации себя в детях.

Функция семьи относится не только к индивидуальным потребностям человека, но она имеет отношение и к социуму. В отношении к обществу семья, воспитывая детей, выполняет функцию социализации подрастающего поколения. Они воспитывают сына или дочь, а также и члена общества. Функция эта является достаточно длительной — от рождения до взрослости. Эта функция еще и обеспечивает преемственность поколений. Чтобы себя продлить в детях, важно чтобы дети могли продлить себя. А для этого нужно им дать максимум психического, физического и социального здоровья.

Она заключается в удовлетворении членами семьи своих биологических и материальных потребностей и в удовлетворении потребности в сохранении их здоровья — физического, психического и социального. В ходе выполнения семьей этой функции происходит восстановление физических и психических сил, которые были затрачены в сфере работы.

3.Функция эмоционального обмена

Эта функция считается реализуемой, если между семьей и окружающей средой происходит постоянный эмоциональный взаимообмен. Это значит, что семья выделяет в виде эмоций в окружающую среду и получает в ответ какие-то переживания. Если этот взаимообмен нарушается, семья переполняется невыраженными и неосознаваемыми чувствами. Это приводит к болезням семьи в целом.

Она состоит в удовлетворении потребности семьи в совместном проведении времени (досуг), взаимном культурном и духовном обогащении и эта функция способствует духовному развитию членов общества. Степень развитости коммуникации в семье соответствует степени развитости коммуникации в обществе. Благодаря коммуникации происходит серьезный личностный рост. Реализация этой функции ведет к серьезному личностному росту членов семьи.

5.Функция первичного социального контроля

Цель общества — не только помочь человеку выжить, но она предполагает и функцию контроля — введение ограничений и запретов, которые помогают выживать их создавшему. Семья- малая социальная группа, в ней новый член общества рождается. Обеспечение выполнения членами семьи социальных норм — важная черта. Особенно те члены семьи, которые не обладают достаточной способностью строить свое поведение в соответствии с существующими социальными нормами. Такими факторами, ограничивающими способность строить свое поведение, являются возраст (семья контролирует детей, престарелых и пожилых членов семьи), факт болезни кого-то из членов семьи, приводящей к инвалидизации (родственники должны осуществлять социальный контроль, как опекуны).

Существует для удовлетворения сексуальных потребностей семьи, регулирует сексуальное поведение членов семьи. Обеспечение биологического воспроизводства общества, благодаря чему семьи превращаются в роды, идущие в поколения.

Также как и человек имеет дату рождения и смерти, также и семья существует во времени, на каком-то этапе возникает и затем исчезает. У нее также имеются свои фазы развития. Динамический компонент состоит в том, что с течением жизни семьи удельный вес каждой из функций может меняться. Какие-то функции могут выходить на 1-й план, а какие-то на 2-й или вообще исчезать. Появление детей в семье выдвигает на 1-й план функцию воспитания и быта. В молодой семье на 1-м месте может быть секс, в пожилой семье функция воспитания может исчезать. Функции меняются не только в самом цикле развития семьи, но и в историческом цикле. В истории были этапы, когда семья из поколения в поколения передавала частную собственность (дворцы), социальное положение (палата Лордов в Британии).

Семья, которая адекватно выполняет всю совокупность своих функций, называется функциональной. Если в семье отмечаются нарушения какой-либо функции или нескольких функций вместе, то такая семья называется дисфункциональной. Она является основным объектом социальной работы, семейного консультирования или семейной терапии. Психолог помогает семье в целом, а не отдельному ее члену. Все эти функции связаны друг с другом и на практике очень редко можно столкнуться с изолированным нарушением функции.

Нарушение функции семьи — это такие черты ее жизни, которые затрудняют или препятствуют выполнению семьей ее основных функций. Например, в семьях моряков нарушаются сексуально-эротические функции семьи.

Это число и состав членов семьи, а также совокупность отношений между ее членами. Она тесно связана с ее функцией. Они взаимно влияют друг на друга. Например, развод влияет на все функции. Выделяют следующие формы семьи:

Базовой формой семьи является нуклеарная семья. Это треугольник — родители и один ребенок. Она представлена представителями 2-х поколений — родители и дети. Существует 2 разновидности — полная нуклеарная семья (двое родителей и дети) и неполная нуклеарная семья (отсутствие одного из родителей). Семья без детей это тоже неполная нуклеарная семья.

Нарушения структуры семьи также встречаются, как и нарушение функции. Это такие особенности структуры семьи, которые затрудняют или препятствуют выполнению семьей основных ее функций. Например, часто хозяйственно-бытовая функция разделена асимметрично, когда муж не принимает в этом участия, а все делает жена. Основной формой, в которой проявляются нарушения структуры отношений, становится семейный конфликт. Он препятствует выполнению семьей ее различных функций. Общество пытается восстанавливать структуру семьи. Здесь 2 линии:

  • -не психологическая линия, восстанавливает физическую структуру семьи (службы знакомств, гадалки, астрологи);
  • -психологическая линия — позволяет восстанавливать структуру взаимоотношений в семье. Изучение структуры семьи и отношений является чрезвычайно важной.
  • § Динамика семьи

Семья имеет свой жизненный цикл, который начинается с момента заключения брака, которая проходит через определенный жизненный этап, исчезая в 2-х вариантах:

  • -развод;
  • -смерть одного из членов семьи.

В литературе по психологии семьи выделяют много классификаций этапов жизнедеятельности семьи. Каждый этап имеет свои задачи и имеет свои кризисы, которые важно преодолеть, чтобы перейти на следующий этап. Это нормативное положение.

1 стадия — этап молодой семьи (0-5 лет). Начинается от рождения семьи до появления 1-го ребенка в семье. Грегори Бейтсон называл это стадией диады. Основные задачи развития на этой стадии — проблемы адаптации молодых супругов друг к другу. Адаптация включает взаимную сексуальную адаптацию, а также задача первоначального семейного накопления. На этом этапе складываются отношения семьи с другими семьями. Особенно травма, когда молодая семья не имеет собственного жилья. Психологи семьи считают, что брак заключается не между людьми, а между семьями. Формируются внутрисемейные привычки и ценности. Этот период адаптации вызывает сильное эмоциональное напряжение. Многие молодые семьи этого не выдерживают — пик разводов в этом возрасте.

Причины высокой частоты разводов:

-неподготовленность к супружеству;

плохие бытовые условия;

отсутствие жилой площади;

вмешательство родственников во взаимоотношения молодых.

2я стадия — семья с несовершеннолетними детьми. Это триада, квадрат, пентада и пр., в зависимости от количества детей. От рождения первого ребенка и завершается, когда последний ребенок покидает семью. Это центральный этап жизненного цикла, длительностью минимум 18 лет. В процессе семья становится зрелой. Это период наибольшей хозяйственно-бытовой активности. Здесь очень актуальной становится воспитательная функция. С одной стороны семья становится более стабильной, с другой стороны в триаде появляется 3 стороны и дистанция между людьми увеличивается. Появление 1-го ребенка для отца очень травматично. Кто-то назвал это первичным разводом, когда любовь мамы переключается от отца на ребенка. Пик разводов в возрасте ребенка от 2-х до 5-ти лет.

Воспитательная функция — основная особенность стадии. Характерны перегрузки супругов, перенапряжения их сил и отсутствие возможности восстановиться. Дилема — что сохранять — себя или семью. Необходимость адаптации к постоянным изменениям структуры отношений и функций в семье. Можно выделить под стадии, зависящие от возраста детей:

семья с младенцем;

семья с дошкольником;

семья со школьником до 12 лет;

семья с подростком — юношей (12-21 год);

затем синдром пустого гнезда.

Эту стадию сопровождает 2-й кризис в семье, который также знаменуется пиком разводов. Этот кризис происходит в возрасте 17-2 5 лет семейной жизни. Жил для детей, а теперь поживу для себя — начать новую семью. Этот кризис интересен тем, что с одной стороны это кризис семьи (седина в голову, а бес в ребро), с другой — это ситуация, когда внутри семьи ее члены переживают свои кризисы (для детей — кризис эго идентичности — поиск себя; папе с мамой под 40 — у них кризис достижений). Получается очень травматическая ситуация. Трудно взрослым родителям принять своих взрослых детей, которые имеют право на существование. Добавить кризис обстоятельств (папа утратил карьеру, кто-то умер и пр.), получается чрезвычайное давление на семью при стечении 3 — 4-х кризисов. Очередной кризис может оказаться фатальным, семья распадается.

3-я стадия — завершающий. Начинается с момента, когда последний из детей уходит из семьи и начинает трудовую деятельность — кризис пустого гнезда. Муж вдруг начинает видеть свою жену спустя 25 лет совместной жизни. Стадия начинается с утраты, нужна новая адаптация друг к другу в конце зрелого, начале пожилого возраста. Исчезает воспитательная функция. Интенсивное сопротивление повзрослевших детей, нарушение эмоционального взаимодействия. Проблема принятия пожилым родителем взрослого сына или дочери. Ослабляются физические силы, отдых приобретает важное значение, проблема здоровья. Освоение ролей бабушек и дедушек, проблема суррогатных мам. Основная проблема этого возраста — удовлетворение потребности в признании, уважении, особенно со стороны детей.

b) Типы семейных взаимоотношений

В каждой семье объективно складывается определенная, далеко не всегда осознанная ей система воспитания. Здесь имеется в виду и понимание целей воспитания, и формулировка его задач, и более или менее целенаправленное применение методов и приемов воспитания, учет того, что можно и чего нельзя допустить в отношении ребенка.

Гиперопека — излишняя забота о ребенке, чрезмерный контроль за всей его жизнью, основанный на тесном эмоциональном контакте, — приводит к пассивности, несамостоятельности, трудностям в общении со сверстниками.

Трудности возникают и при высоких ожиданиях родителей, оправдать которые ребенок не в состоянии. С родителями, имеющими неадекватные ожидания, в подростковом возрасте обычно утрачивается духовная близость. Подросток хочет сам решать, что ему нужно, и бунтует, отвергая чуждые ему требования.

Демократичные родители ценят в поведении полростка и самостоятельность, и дисциплинированность. Они сами предоставляют ему право быть самостоятельным в каких-то областях своей жизни; не ущемляя его прав, одновременно требуют выполнения обязанностей. Контроль, основанный на теплых чувствах и разумной заботе, обычно не слишком раздражает подростка; он часто прислушивается к объяснениям, почему не стоит делать одного и стоит сделать другое. Формирование взрослости при таких отношениях проходит без особых переживаний и конфликтов.

Сотрудничество как тип взаимоотношений в семье предполагает опосредованность межличностных отношений в семье общими целями и задачами совместной деятельности, ее организацией и высокими нравственными ценностями. Именно в этой ситуации преодолевается эгоистический индивидуализм ребенка. Семья, где ведущим типом взаимоотношений является сотрудничество, где родители общаются в детьми на равных, где каждый может обратиться к другому с вопросом или просьбой и получить помощь обретает особое качество, становится группой высокого уровня развития — коллективом.

Опека в семье — это система отношений, при которых родители, обеспечивая своим трудом, удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждают его от каких-либо забот, усилий и трудностей, принимая их на себя. Вопрос об активном формировании личности отходит на второй план. В центре воспитательных воздействий оказывается другая проблема — удовлетворение потребностей ребенка и ограждение его от трудностей. Родители, по сути, блокируют процесс серьезной подготовки их детей к столкновению с реальностью за порогом родного дома. Именно эти дети оказываются более неприспособленными к жизни в коллективе.

По данным психологических наблюдений именно эта категория подростков дает наибольшее число срывов в переходном возрасте. Как раз эти дети, которым, казалось бы, не на что жаловаться, начинают восставать против чрезмерной родительской опеки. Если диктат предполагает насилие, приказ, жесткий авторитаризм, то опека — заботу, ограждение от трудностей. Однако результат во многом совпадает: у детей отсутствует самостоятельность, инициатива, они так или иначе отстранены от решения вопросов, лично их касающихся, а тем более общих проблем семьи.

Диктат в семье проявляется в систематическом поведении одними членами семейства (преимущественно взрослыми) инициативы и чувства собственного достоинства у других его членов.

Большое значение в становлении самооценки имеет стиль семейного воспитания, принятые в семье ценности.

3 стиля семейного воспитания:

При демократическом стиле, прежде всего, учитываются интересы ребенка. Стиль «согласия».

При авторитарном стиле родителями навязывается свое мнение ребенку. Стиль «подавления».

При попустическом стиле ребенок предоставляется сам себе.

Дошкольник видит себя глазами близких взрослых, его воспитывающих. Если оценки и ожидания в семье не соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям ребенка, его представление о себе кажутся искаженными.

М.И. Лисина проследила развитие самосознания дошкольников в зависимости от особенностей семейного воспитания. Дети с точным представлением о себе воспитываются в семьях, где родители уделяют им достаточно много времени; положительно оценивают их физические и умственные данные, но не считают уровень их развития выше, чем у большинства сверстников; прогнозируют хорошую успеваемость в школе. Этих детей часто поощряют, но не подарками; наказывают, в основном, отказом от общения. Дети с заниженным представлением о себе растут в семьях, в которых с ними не занимаются, но требуют послушания; низко оценивают, часто упрекают, наказывают, иногда — при посторонних; не ожидают от них успехов в школе и значительных достижений в дальнейшей жизни.

От условий воспитания в семье зависит адекватное и неадекватное поведение ребенка.

Дети, у которых занижена самооценка, недовольны собой. Это происходит в семье, где родители постоянно порицают ребенка, или ставят перед ним завышенные задачи. Ребенок чувствует, что он не соответствует требованиям родителей. (Не говорите ребенку, что он некрасив, от этого возникают комплексы, от которых потом невозможно избавиться.)

Неадекватность также может проявляться с завышенной самооценкой. Это происходит в семье, где ребенка часто хвалят, и за мелочи и достижения дарят подарки (ребенок привыкает к материальному вознаграждению). Ребенка наказывают очень редко, система требования очень мягкая.

Адекватное представление — здесь нужна гибкая система наказания и похвалы. Исключается восхищение и похвала при нем. Редко дарятся подарки за поступки. Не используются крайние жесткие наказания.

В семьях, где растут дети с высокой, но не с завышенной самооценкой, внимание к личности ребенка (его интересам, вкусам, отношениям с друзьями) сочетаются с достаточной требовательностью. Здесь не прибегают к унизительным наказания и охотно хвалят, когда ребенок того заслуживает. Дети с пониженной самооценкой (не обязательно очень низкой) пользуются дома большей свободой, но эта свобода, по сути, — бесконтрольность, следствие равнодушия родителям к детям и друг к другу.

Школьная успеваемость является важным критерием оценки ребенка как личности со стороны взрослых и сверстников. Отношение к себе как к ученику в значительной мере определяется семейными ценностями. У ребенка на первый план выходят те его качества, которые больше всего заботят его родителей — поддержание престижа (дома задаются вопросы: «А кто еще получил пятерку?»), послушание («Тебя сегодня не ругали?») и т.д. В самосознании маленького школьника смещаются акценты, когда родителей волнуют не учебные, а бытовые моменты в его школьной жизни («В классе из окон не дует?», «Что вам давали на завтрак?»), или вообще мало что волнует — школьная жизнь не обсуждается или обсуждается формально. Достаточно равнодушный вопрос: «Что было сегодня в школе?» рано или поздно приведет к соответствующему ответу: «Ничего особенного», «Все нормально».

Родители задают и исходный уровень притязаний ребенка — то, на что он претендует в учебной деятельности и отношениях. Дети с высоким уровнем притязаний, завышенной самооценкой и престижной мотивацией рассчитывают только на успех. Их представления о будущем столь же оптимистичны.

Дети с низким уровнем притязаний и низкой самооценкой не претендуют на многое ни в будущем, ни в настоящем. Они не ставят перед собой высоких целей и постоянно сомневаются в своих возможностях, быстро смиряются с тем уровнем успеваемости, который складывается в начале обучения.

Личностной особенностью в этом возрасте может стать тревожность. Высокая тревожность приобретает устойчивость при постоянном недовольстве учебой со стороны родителей. Допустим, ребенок заболел, отстал от одноклассников и ему трудно включиться в процесс обучения. Если переживаемые им временные трудности раздражают взрослых, возникает тревожность, страх сделать что-то плохо, неправильно. Тот же результат достигается в ситуации, когда ребенок учится достаточно успешно, но родители ожидают большего и предъявляют завышенные, нереальные требования.

Из-за нарастания тревожности и связанной с ней низкой самооценки снижаются учебные достижения, закрепляется неуспех. Неуверенность в себе приводит к ряду других особенностей — желанию бездумно следовать указаниям взрослого, действовать только по образцам и шаблонам, боязни проявить инициативу, формальному усвоению знаний и способов действий.

Взрослые, недовольные падающей продуктивностью учебной работы ребенка, все больше и больше сосредотачиваются на этих вопросах в общении с ним, что усиливает эмоциональный дискомфорт. Получается замкнутый круг: неблагоприятные личностные особенности ребенка отражаются на его учебной деятельности, низкая результативность деятельности вызывает I соответствующую реакцию окружающих, а эта отрицательная реакция в свою очередь, усиливает сложившиеся у ребенка особенности. Разорвать этот круг можно, изменив установки и оценки родителей. Близкие взрослые, концентрируя внимание на малейших достижениях ребенка. Не порицая его за отдельные недочеты, снижают уровень его тревожности и этим способствуют успешному выполнению учебных заданий.

Если для ребенка с высокой тревожностью основная проблема — постоянное неодобрение взрослых, то для демонстративного ребенка — недостаток похвалы.

Третий вариант — «уход от реальности». Наблюдается в тех случаях, когда у детей демонстративность сочетается с тревожностью. Эти дети тоже имеют сильную потребность во внимании к себе, но реализовать ее не могут благодаря своей тревожности. Они мало заметны, опасаются вызвать неодобрение своим поведением, стремятся к выполнению требований взрослых. Неудовлетворенная потребность во внимании приводит к нарастанию еще большей пассивности, незаметности, что затрудняет и так недостаточные контакты. При поощрении взрослыми активности детей, проявлении внимания к результатам их учебной деятельности и поисках путей творческой самореализации достигается относительно легкая коррекция их развития.

Четыре способа поддержки конфликтных ситуаций:

  • 1. Уход от проблемы (чисто деловое общение).
  • 2. Мир любой ценой (для взрослого отношения с ребенком дороже всего). Закрывая глаза на отрицательные поступки, взрослый не помогает подростку, а наоборот — поощряет отрицательные формы поведения ребенка.
  • 3. Победа любой ценной (взрослый стремится выиграть, пытаясь подавить ненужные формы поведения ребенка, если он проигрывает в одном, то будет стремиться выиграть в другом. Эта ситуация бесконечна.)
  • 4. Продуктивный (компромиссный вариант). Этот вариант предполагает частичную победу и в одном и в другом лагере. К этому обязательно нужно идти вместе, т.е. это должно стать результатом совместного решения.

После развода родителей мальчики нередко становятся неуправляемыми, теряют самоконтроль, проявляя одновременно завышенную тревожность. Эти характерные черты поведения особенно заметны в течение первых месяцев жизни после развода, а к двум годам после него сглаживаются. Такая же закономерность, но с менее выраженными отрицательными симптомами наблюдается в поведении девочек после развода родителей.

Таким образом, для того, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательное влияние семьи на воспитание ребенка необходимо помнить внутрисемейные психологические факторы, имеющие воспитательное значение:

  • -принимать активное участие в жизни семьи;
  • -всегда находить время, чтобы поговорить с ребенком;
  • -интересоваться проблемами ребенка, вникать во все возникающие в его жизни сложности и помогать развивать свои умения и таланты;
  • -не оказывать на ребенка никакого нажима, помогая ему тем самым самостоятельно принимать решения;
  • -иметь представление о различных этапах в жизни ребенка;
  • -уважать право ребенка на собственное мнение;
  • -уметь сдерживать собственнические инстинкты и относиться к ребенку как к равноправному партнеру, который просто пока что обладает меньшим жизненным опытом;
  • -с уважением относиться к стремлению всех остальных членов семьи делать карьеру и самосовершенствоваться.

Источник:
Семья, стили взаимоотношений в семье
a) Основные понятия психологии семьи Семья — это малая социальная группа, которая основана на супружеском союзе и родственных связях (отношения мужа с женой, родителей и детей, братьев и сестер),
http://vuzlit.ru/708233/semya_stili_vzaimootnosheniy_seme

Стили отношений в семье

По мнению швейцарских социологов, существует пять основных типов брачных союзов. Создать подобную классификацию удалось после проведения тщательного исследования и наблюдения за более чем полутора тысячами пар разных возрастов (которые не менее одного года прожили в гражданском или законном браке).

Рассмотрим какие же стили семейных отношений существуют.

Между партнерами существует тесная взаимосвязь. Они поддерживают друг друга в бедах, радуются удачам партнера. Всегда стараются прийти к единому мнению.

Характерной чертой в данном случае является то, что супруга, часто, не работает. Супруг же, наоборот, строит карьеру. Жена помогает ему в этом морально и ведет домашнее хозяйство. У нее нет претензий к тому, что она не реализуется в работе. У пары царит негласное распределение ролей на главную и второстепенную. Но решения, тем не менее, семья принимает сообща.

Часто жена не имеет желания выходить в свет. Для нее дом, семья — это все, что нужно. Внешний мир для нее больше угроза, чем развлечение. У мужа ситуация обратная. Порой, он как министр иностранных дел, отвечает за внешнее взаимодействие.

Эта семья стабильна, распределяя между собой роли — они минимизируют конфликты и вносят гармонию.

Но, такие отношения находятся в шаге от рутинного болота. Живя все время по уставу, следуя семейным традициям, пара рискует утонуть в рутине. Необходимо реализовывать какие-либо новые проекты в жизни семьи, тем самым, внося разнообразие.

Каждый партнер в паре стремится к автономии для себя лично. Здесь речь идет о реализации себя в жизни как личности. Они строят карьеру и жертвовать ею ради семьи считают неправильным.

В отношениях царит принцип «все равны». Оба партнера стремятся извлечь максимальную выгоду из отношений, а также из своих эмоций и интересов. Если оба хотят решить проблемный вопрос, то они, непременно, смогут найти компромисс. Но только, если этого хотят действительно оба.

Если супруги умеют управлять ситуацией, они смогут получить от жизни все: и радость совместного проживания, и способность реализовывать себя как личность.

Но проблемы берут свое начало там, где интересы супругов противоположны. Там, где семья преграждает путь к личному росту каждого.

Если жертвы на благо семьи становятся слишком велики, то пара, чаще всего, предпочитает расстаться.

Семья отгораживается от внешнего мира и организует свой мир, в котором правит любовь, забота, защита. У таких партнеров, как правило, много общих интересов, вкусов и совместной деятельности. Это дает им чувство защищенности и безопасности.

В семье у супругов равные обязанности. Присутствует очередность в исполнении домашних дел.

Примечательно, что мужчины особенно стремятся к домашнему уюту, здесь они находят убежище от забот внешнего мира.

Профессиональные успехи для членов семьи вторичны, главное — это их союз.

Ввиду последнего не трудно предположить, что такая семья может испытывать частые материальные трудности. Порой, супруги предпочитают жалеть и утешать друг друга, нежели принимать решительные действия.

Конфликты, часто, не решаются, а замалчиваются. Так как считается, что ссоры могут разрушить хрупкий семейный мир.

Но в целом члены данного союза ощущают себя счастливыми.

Союз параллельных миров.

Этот стиль отношений схож с союзом-ассоциацией. Оба партнера стремятся реализовать свою личность. Но этот союз больше похож на сосуществование двух систем. Члены союза не стремятся делиться друг с другом переживаниями или чувствами. Они вместе потому, что по каким-то причинам им это удобно или выгодно или же просто нет других вариантов.

Супруги, часто, обращены спиной к внешнему миру. Поэтому у них так редко бывают гости. Но, в отличии от союза-кокона, где пара отгораживается от окружающих, чтобы насладиться друг другом, здесь нет ни капли сентиментальности. Партнеры не стремятся побыть наедине.

Правила в семье четко определены и не подлежат изменениям. В доме порядок, а поступки супругов довольно предсказуемы.

В целом члены союза могут жить вместе довольно спокойно и очень долго, супруги не навязывают свои ожидания партнеру, тем самым защищая себя от разочарований.

Члены союза стремятся к взаимопониманию, стараются не иметь друг от друга секретов.

Примечательно, что пара не стремится быть обращенной только в глубь своих отношений, наоборот, супруги хотят иметь обширные связи с внешним миром, принимать участие в общественной жизни.

У членов семьи есть определенные правила, но супруги стараются оставаться гибкими по отношению друг к другу.

Задачи партнера на день и распорядок дел меняются по необходимости.

Интересно, что хозяйстве существует полная взаимозаменяемость.

Супруги стремятся найти баланс между профессиональным ростом и благом семьи. Каждый готов на ряд жертв ради отношений.

Пара ставит семейные отношения выше, чем личностные.

Считается, что последний союз является самым счастливым, удачным и перспективным.

Источник:
Стили отношений в семье
Стили семейных отношений — типы семей
http://www.kotilda.ru/page/stili-otnoshenij-v-seme

COMMENTS