Стили общения и взаимодействия родителей с ребенком

Особенности общения дошкольника

В три года ребенок переживает сильное потрясение: она понимает, что не является центром не только мира, но и своей семьи. Особенно ее поражает открытие, что папа любит маму, а мама — папу. До этого она неосознанно чувствовала себя центром семьи, чувствовала, что именно вокруг нее, по его поводу происходили эмоциональные всплески в семье. Разочарована ребенок начинает капризничать, проявлять агрессию. В действительности она стала более самостоятельной, и взрослые почувствовали, что могут уделять ей меньше внимания. Уходят формы общения, которые были ведущими в период младенца и раннем возрасте: взрослый — ребенок. Теперь ребенку дают понять, что общение будет строиться иначе, хотя такие отношения не совсем устраивают ребенка. Она ревнует, проявляет недовольство, однако вынуждена принять эти новые формы общения.

Особая ситуация складывается тогда, когда в семье отсутствует один из родителей. Типичной является ситуация, когда при разводе ребенок остается с матерью. Маленький ребенок не задумывается над этой ситуацией. Но повзрослев ребенок выясняет, что у нее есть только одна мама. Это впечатляет ребенка, она становится озабоченной, легко возбуждается. Но лучший выход из такой ситуации, это когда воспитанием ребенка будет заниматься родной отец. Хорошие родители, создав или не создав новые семьи, не должны снимать с себя ответственность за свою совместную ребенка.

Хорошие родители дают пример своему ребенку, не давят на него, стараются воспитать у него чувство личности. Для этого надо уважать своего ребенка, любить его, давать ему возможность исполнять допустимые желания, воспитывать у него сознательное отношение к своим поступкам.

В этом возрасте ребенок учится новым формам общения с незнакомыми взрослыми и детьми, посещая детский сад. Как бы не нравилось ребенку в детском саду, она ждет того момента, когда ее заберут домой. Она не может обойтись без родительского внимания и нежности.

В дошкольном возрасте ребенок интенсивно овладевает речью как средством общения: с помощью речи он учится рассказывать о значимых для него событиях, делиться своими впечатлениями; строить с людьми адекватные лояльные отношения, узнавая от взрослых, что к человеку следует обращаться по имени, учится здороваться с людьми, благодарить за внимание.

Язык как средство общения выполняет не только функцию обмена информацией, но и экспрессивную функцию. Используется не только интонация, но и мимика, позы и жесты. Подражая родителям и близким людям, ребенок бессознательно перенимает стиль общения, эмоциональные проявления, языковую культуру. Недисциплинированное с точки зрения речевой культуры и эмоциональных проявлений семья получит в своем ребенке слепок своих недостатков в общении.

Существуют следующие стили воздействия взрослых на ребенка.

Авторитарный стиль — жесткий стиль руководства с опорой на наказания, подавление инициативы, принуждение. Несмотря на возраст ребенка, ей ставят требования безоговорочного подчинения. Мнение ребенка, как правило, не учитывается. Такие родители ожидают от ребенка достижений, которые превосходят ее возможности.

Либерально-потуральний стиль характеризуется использованием принципа вседозволенности. Ребенок лишен представлений о том, что можно, а что нельзя, а потому не сможет вовремя и нормально войти в социальное пространство человеческих отношений. Любовь родителей слепа: получая избыточность ласки, ребенок не может стать самостоятельным человеком, ориентирующимся в мире прав и обязанностей.

самым Эффективным стилем воспитания является ценностное отношение к ребенку и понимание необходимости его нормальной и своевременной социализации. Этот стиль опирается на потребности ребенка в положительных эмоциях и в реализации притязаний на признание. При доброжелательности и любви к ребенку родители учат ее подражанию, используя внушение и убеждение.

Еще одна проблема возникает, когда в семье появляется второй ребенок. В этом случае ребенок может испытывать отчуждение, отстранение. Чтобы избежать этого, родители должны уделять ей достаточно внимания. Если ребенок будет чувствовать себя уверенно, то не только не будет ревновать, но и почувствует себя старшим братом или сестрой.

В повседневной жизни отношение окружающих к ребенку имеет разные проявления чувств, вызывая у нее различные ответные чувства — радость, гордость, обиду и тому подобное. Ребенок чрезвычайно зависит от отношения, которое ему демонстрируют взрослые. Она, будучи зависим от любви взрослого, сам испытывает чувство любви к близким людям, прежде всего, родителей, братьев, сестер.

Любовь и нежность к близким людям связаны с возмущением и гневом против тех, кто выступает в глазах ребенка обидчиком. Ребенок, не осознавая, ставит себя на место человека, к которой он привязан, и переживает боль или несправедливость, которую испытывает этот человек, как свою собственную. Это свидетельствует о зарождении таких механизмов взаимопонимания, как идентификация и эмпатия. Потребность в любви и одобрении вызывает чувство ревности к тем, кто пользуется, как кажется ребенку, большим вниманием, даже если это брат или сестра.

В общении через подражание ребенок осваивает способы взаимодействия между людьми. Это взаимодействие обусловлено исключительной зависимостью человека от других людей. Идентификация как отождествление позволяет человеку эмоционально, символически «присваивать» чувства другого, а также переносить свои чувства, ценности и мотивы на другого. Именно во взаимодействии эти механизмы идентификации дают человеку возможность развиваться, рефлексировать и отвечать социальным ожиданиям общества.

Общение в группе сверстников существенно отражается на развитии личности ребенка. От стиля общения, от положения среди сверстников зависит, насколько ребенок чувствует себя спокойным, удовлетворенным, в какой мере он усваивает нормы отношений со сверстниками. В общении детей весьма быстро складываются отношения, в которых проявляются лидеры и аутсайдеры. Общение со сверстниками — жесткая школа социальных отношений. Именно такое общение требует высокого эмоционального напряжения. Дети дошкольного возраста активно проявляют заинтересованность друг другом, у них появляется выраженная потребность в общении со сверстниками. В условиях специального дошкольного воспитания, когда ребенок постоянно находится с другими детьми, вступает с ними в разнообразные контакты, складывается детское общество, где ребенок приобретает первые навыки поведения среди равных участников общения.

Общение со сверстниками влияет на развитие личности ребенка. Именно в условиях такого общения ребенок постоянно сталкивается с необходимостью применять на практике усвоенные нормы поведения.

Кроме этого, ребенок обнаруживает внешние различия между мужчинами и женщинами в одежде и манере себя вести. Дети подражают все: формы поведения, которые являются полезными и приемлемыми для окружающих, стереотипные формы поведения взрослых, являющимися вредными социальными привычками (употребление нецензурных слов, курение и тому подобное).

Осознание своего «Я» включает и осознание собственной половой принадлежности. Чувство собственной половой принадлежности в норме уже становится устойчивым у ребенка дошкольного возраста. Соответственно восприятие самого себя как мальчика или девочку ребенок начинает выбирать игровые роли. При этом дети часто группируются в игре по признаку пола. Это определяет развитие самосознания в аспекте половой идентификации.

Общение детей в дошкольном возрасте показывает их причастность к социальным ролям мужчин и женщин. В играх и в практике реального общения дети усваивают не только социальные роли, связанные с половой идентификацией взрослых, но и способы общения мужчин и женщин, мальчиков и девочек.

Ребенок нуждается в доброжелательном контроле и в положительной оценке взрослого. Правильное поведение в присутствии взрослого — первый этап морального развития поведения ребенка. И хотя потребность вести себя по правилам и приобретает личностный смысл для ребенка, его чувство ответственности наилучшим образом раскрывается в присутствии взрослого. Психологический смысл происходящего в поведении ребенка, заключается в том, что хотя и с помощью взрослого, но психологически самостоятельно она приобретает чувство ответственности за свое поведение.

Потребность в признании проявляется в стремлении ребенка утвердиться в своих моральных качествах. Ребенок рефлексирует, пытается проанализировать собственное психическое состояние, прогнозировать возможные реакции других людей на свой поступок, при этом она хочет, чтобы люди испытывали к нему благосклонность, благодарность, признавали и ценили его хороший поступок. Ребенок испытывает постоянную потребность обращаться к взрослым за оценкой результатов своей деятельности и достижений. В этом случае очень важно поддержать ребенка, поскольку невнимание, пренебрежение, неуважительное отношение взрослого могут привести к потере уверенности в своих возможностях.

Общение с взрослыми и сверстниками дает возможность ребенку усваивать эталоны социальных норм поведения. Ребенок в определенных жизненных ситуациях сталкивается с необходимостью подчинить свое поведение моральным нормам и требованиям. Поэтому важным моментом в нравственном развитии ребенка становится знание норм общения и понимание их ценности и необходимости.

За период дошкольного детства ребенок проходит большой путь в овладении социальным пространством с его системой нормативного поведения в межличностных отношениях с взрослыми и детьми. Ребенок осваивает правила адекватного лояльного взаимодействия с людьми и в благоприятных для себя условиях может действовать в соответствии с этими правилами.

Источник:
Особенности общения дошкольника
В три года ребенок переживает сильное потрясение: она понимает, что не является центром не только мира, но и своей семьи. Особенно ее поражает открытие, что папа любит маму, а мама — папу. До этого
http://studbooks.net/37076/psihologiya/osobennosti_obscheniya_doshkolnika

Психолого-педагогический подход в общении с детьми

Как взрослым общаться с детьми? Любого возраста: с рождения до 18 лет? Чтобы в глазах детей стать другом, уважаемым авторитетом, доверительным лицом и просто близким человеком…. Задача не из простых. И не каждому под силу… Давайте по порядку.

Общение – это взаимодействие двух или нескольких людей с помощью слов, жестов, мимики, целью которого является:

  • обмен информацией, опытом, деятельностью;
  • получение внимания и заинтересованность в жизни собеседника;
  • предоставление помощи, поддержки, совместное решение проблем;
  • проявление воспитательной функции и др.

Общение многоаспектно, но мы остановимся на отношениях «Педагог (воспитатель) – ребенок».

Психология общения с ребенком (детьми) предполагает руководствоваться при контакте с ребятами такими чувствами как:

  • чуткость;
  • теплота;
  • заинтересованность;
  • ласковое обращение;
  • умение слушать, объяснять, одобрять, порицать;
  • обратить конфликт в шутку.

Педагогическое же общение воспитателя с детьми – это взаимодействие педагога и детей с целью оказания на них воспитательного, обучающего воздействия.Сплетение этих двух форм взаимодействия воспитателя и детей образует психолого-педагогические основы общения воспитателей с детьми.

Проблема привыкания ребенка к детскому саду – вечна.

Немногие родители могут похвастаться быстрой адаптацией ребенка к саду, отсутствием слез при расставании с мамой утром в раздевалке детского сада, скорым привыканием к воспитателю. Кроме того, даже у 4-5-летних ребят существуют барьеры в общении с педагогом.

Напротив, некоторые ребята, с первых дней вприпрыжку бегут к новому воспитателю, о детском саде вспоминают с улыбкой. От чего это зависит? Причины:

Тревожным детям, беспокойным, стеснительным, боязливым – необходимо чувство безопасности, которое дают им родители, домашняя обстановка. Все чужое воспринимается ими очень болезненно и трагично.

Задача педагога заключается в том, чтобы максимально возможно предоставить таким ребятам подобную атмосферу:

  • разговаривать с ними тихо, не повышая голоса;
  • угадывать желания ребенка – и действовать в соответствии с ними;
  • первое время помогать ему больше, чем остальным (умыться после обеда, уложить во время тихого часа, рассматривать с ними картинки);
  • искренне дружелюбное отношение, улыбаться;
  • если ребенок позволяет – брать его на руки;
  • не ругать и не наказывать, а объяснять, как нужно сделать.

Психологи говорят о следующих стилях педагогического общения педагога с детьми:

  • произнесено вежливо, с использованием «волшебных слов»: пожалуйста, будьте добры;
  • произнесено решительным уверенным тоном, который не предполагает отказа;
  • дать четкую инструкцию, рассказать пошагово действия ребенка, привести аргументы;
  • довести требование до конца, чтобы ребенок понял важность задания и его обязательность выполнения.

Конечно же, педагог не может руководствоваться только лишь своими чувствами, желаниями и суждениями во время сотрудничества с ребенком. Существуют нормы, педагогические требования в общении с детьми, организуются специальные семинары, курсы повышения квалификации для воспитателей-педагогов, различные тренинги по психологии общения с детьми, издано огромное количество книг по психологии общения с детьми.

Источник:
Психолого-педагогический подход в общении с детьми
Мы все хотим, чтобы к нашим детям воспитатели относились не хуже, чем мы сами. Но стили общения педагога с детьми бывают различными. Выбор стиля педагог выбирает индивидуально, опираясь на свой характер, нрав, профессиональные качества. В чем же заключается психология общения с ребенком?
http://vrach365.ru/stili-obshcheniya-pedagoga-s-detmi-psihologiya-obshcheniya-s-rebenkom-a9186/

Стили общения родителей с детьми

Важнейшие переменные в родительской позиции: эмоциональное принятие и контроль. Изучение особенностей авторитарного и либерального стилей воспитания. Частые ссоры родителей как источник психического нездоровья ребенка. Методы воспитательного воздействия.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

HTML-версии работы пока нет.
Cкачать архив работы можно перейдя по ссылке, которая находятся ниже.

Семейное воспитание, его особенности, стили и виды. История стилей в соответствии со временем. Современные стили общения (авторитарный, либеральный, демократический). Сравнительная характеристика стилей. Типы современного общения детей и родителей.

реферат [21,4 K], добавлен 10.12.2008

Анализ психолого-педагогических особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья. Проблемы родителей, имеющих ребенка-инвалида. Изучение моделей и стилей семейного воспитания и общения семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии.

дипломная работа [185,4 K], добавлен 26.10.2010

Характер детско-родительских отношений в семье и степень их воздействия на ребенка. Стили семейного воспитания. Изучение особенностей личности родителей, сложившиеся в детстве или более позднем возрасте, мешающие им быть эффективными родителями.

курсовая работа [106,0 K], добавлен 22.10.2012

Анализ позитивной динамики уровня педагогических знаний родителей, которая является показателем эффективности воспитательного процесса в школе. Методика для изучения уровня семейного воспитания и выявления проблем ребенка при проживании в кровной семье.

дипломная работа [19,4 K], добавлен 21.06.2010

Стили воспитания в зависимости отношений поддержки родителей ребенка и особенности контроля за его поведением. Демократический и авторитарный стили воспитательных отношений, формирующиеся в результате их черты характера. Особенности гипо- и гиперопеки.

презентация [571,8 K], добавлен 29.05.2014

Семья как социальный институт формирования личности подростка. Классификация родительских стилей воспитания в зарубежной и отечественной психологии. Исследование взаимосвязи развития личностных особенностей подростка от стиля родительского воспитания.

курсовая работа [49,9 K], добавлен 27.05.2016

Значение воспитания родителей на первых возрастных этапах ребенка. Условия успешного воспитания детей в семье. Факторы тенденции ослабления семейных связей. Коллективные формы взаимодействия педагогов и родителей в совместном воспитательном процессе.

реферат [18,2 K], добавлен 13.03.2015

Семья как социальный институт формирования личности ребенка. Роль семьи в воспитании ребенка. Общение родителей и детей как детерминант развития ребенка. Психолого-педагогическая работа по изучению и коррекции детско-родительских отношений.

курсовая работа [179,5 K], добавлен 14.12.2006

Виды насилия над детьми. Формы и признаки физического, психического и сексуального насилия, отсутствия заботы о ребенке. Особенности психического состояния и поведения ребенка, родителей или попечителей, позволяющие заподозрить физическое насилие над ним.

презентация [8,9 M], добавлен 07.02.2016

Организация и проведение опытно-экспериментального исследования по выявлению путей влияния на успешную социализацию младшего школьника посредством воздействия семейного воспитания. Методические рекомендации для родителей по воспитанию их ребенка.

курсовая работа [603,8 K], добавлен 30.04.2014

Источник:
Стили общения родителей с детьми
Важнейшие переменные в родительской позиции: эмоциональное принятие и контроль. Изучение особенностей авторитарного и либерального стилей воспитания. Частые ссоры родителей как источник психического нездоровья ребенка. Методы воспитательного воздействия.
http://otherreferats.allbest.ru/pedagogics/00515664_0.html

Стили общения с родителями

Стили общения с родителями.

«Поиск и установление контактов с разными людьми –

основа педагогической профессии»

Кибернетик Н. Винер

Когда говорят о профессиональном уровне педагога, всегда стремятся дать представление о стиле его взаимоотношений с родителями детей. Построение деловых, продуктивных отношений с родителями – особая профессиональная работа. Для её грамотного выполнения педагог должен многое знать и уметь: представлять себе психологию родителей, владеть техникой общения, убеждения, разъяснения, методиками проведения различного рода встреч, собеседований, переговоров. Но для установления контакта с родителями мало быть профессионалом – нужно прилагать усилия, чтобы стать человеком, который «просто нравится». Иначе, многие усилия педагога будут разбиваться о стену родительской отчужденности. От непривлекательного воспитателя родители не воспринимают даже самые правильные и точные суждения относительно их ребенка.

Анализ литературы и личного опыта работы с родителями позволил условно выделить девять вариантов родительского поведения.

1. Строгий – родитель действует в основном силовыми, директивными методами, навязывая свою систему требований, жестко направляя ребенка по пути социальных достижений, при этом зачастую блокируя собственную активность и инициативность ребенка. Этот вариант в целом соответствует авторитарному стилю.

2. Объяснительный – родитель апеллирует к здравому смыслу ребенка, прибегает к словесному объяснению, полагая ребенка равным себе и способным к пониманию обращенных к нему разъяснений.

3. Автономный – родитель не навязывает решение ребенку, позволяя ему самому найти выход из сложившейся ситуации, предоставляя ему максимум свободы в выборе и принятии решения, максимум самостоятельности, независимости; родитель поощряет ребенка за проявление этих качеств.

4. Компромиссный – для решения проблемы родитель предлагает ребенку что-либо привлекательное взамен совершения ребенком непривлекательного для него действия или предлагает разделить обязанности, трудности пополам. Родитель ориентируется в интересах и предпочтениях ребенка, знает, что можно предложить взамен, на что можно переключить внимание ребенка.

5. Содействующий – родитель понимает, в какой момент ребенку нужна его помощь и в какой степени он может и должен ее оказать; он реально участвует в жизни ребенка, стремится помочь, разделить с ним его трудности.

6. Сочувствующий – родитель искренне и глубоко сочувствует и сопереживает ребенку в конфликтной ситуации, не предпринимая, однако, каких-либо конкретных действий. Родитель тонко и чутко реагирует на изменения в состоянии, настроении ребенка.

7. Потакающий – родитель готов предпринять любые действия, даже в ущерб себе, для обеспечения физиологического и психологического комфорта ребенка. Родитель полностью ориентирован на ребенка: он ставит потребности и интересы ребенка выше своих, а часто и выше интересов семьи в целом.

8. Ситуативный – родитель принимает соответствующее решение в зависимости от той ситуации, в которой он находится; у него нет универсальной стратегии воспитания ребенка. Система требований родителя к ребенку и стратегия воспитания гибкая.

9. Зависимый – родитель не чувствует уверенности в себе, своих силах и полагается на помощь и поддержку более компетентного окружения (воспитателей, педагогов и ученых) или перекладывает на них свои обязанности. Большое влияние на родителя оказывает также педагогическая и психологическая литература.

Работая с родителями, подразделяю семьи на 4 типа.

Семьи, в которых отмечаются высокий уровень отношений и воспитания, относят к первому типу (их опыт надо изучать, пропагандировать, хотя и этим семьям необходима помощь воспитателей ДОУ).

Ко второму типу относятся семьи с неустойчивыми педагогическими условиями для психологической и практической подготовки детей к жизни в социуме. Положительной стороной этих семей является их достаточно высокая социальная направленность, взаимоотношения между членами семьи не плохие. Но вследствие занятости, перегрузок, неуравновешенности характеров, недостаточно высокой степени образования одного или двух родителей, их настроения, суждения, поведение могут резко меняться. В связи с этим возникают трудности во взаимоотношениях, отрицательно влияющие на семейный микроклимат.

Считаю, что здесь необходимо помочь родителям установить более стабильные взаимоотношения, то есть повысить эмоциональную культуру взаимоотношений.

Уверена, что также целесообразно знакомить родителей с возрастными особенностями, показывать на примерах необходимость единством взглядов родителей.

Семьи, где по тем или иным причинам отсутствуют условия для нравственно-эстетического, целенаправленного воспитания детей, относят к третьему типу. Для этих семей типичны споры, острые конфликты из-за несовпадения взглядов супругов на жизнь и воспитание детей.

Таких родителей вовлекаю в обсуждение проблем воспитания детей. Работу веду с обоими родителями и каждым в отдельности, приглашая их на индивидуальные и групповые беседы и консультации. Советую им, как руководить процессом воспитания детей в семье.

Семьи, в которых присутствует алкоголизм, безнравственное поведение, грубость, частые ссоры, нестабильность во взаимоотношениях – семьи четвертого типа. Таких семей в нашей группе нет.

Убеждена, что совершенно разные по составу, семейным ценностям и культурным традициям, по разному понимающие место ребенка в жизни общества, открыты положительным инициативам детского сада и готовы откликнуться на них.

Источник:
Стили общения с родителями
Стили общения с родителями. «Поиск и установление контактов с разными людьми – основа педагогической профессии» Кибернетик Н. Винер Когда говорят о профессиональном уровне педагога,
http://sundekor.ru/kursovaya-2/vypuskniku/stili-obshcheniia-s-roditeliami/

Стили семейного общения

Стили семейного общения с детьми – своего рода закрепленные позиции, ценности образа жизни, устойчиво проявляющиеся способы родительского поведения. Таким образом, под стилем семейного воспитания следует понимать наиболее характерные способы отношения родителей к ребенку, применяющих определенные средства и методы педагогического воздействия, которые выражаются в своеобразной манере словесного обращения и взаимодействия. В психологической литературе выделяют следующие стили семейного воспитания: попустительский, состязательный, рассудительный, предупредительный, контролирующий, сочувствующий, гармоничный.

Стили семейного воспитания формируются под воздействием объективных и субъективных факторов и генетических особенностей родителей и ребенка. На выбор стиля семейного воспитания оказывают влияние:

· типы темпераментов родителей, их совместимость;

· традиции семей, в которых воспитывались сами родители;

· научная психолого-педагогическая литература, которую читали родители;

· уровень образования родителей.

Рассмотрим классические стили родительского поведения. Среди них выделяются: авторитарный, демократический и либеральный.

Демократический стиль поведения родителей соединяет высокую степень контроля с теплотой, принятием и поддержкой растущей автономии своих детей. Хотя такие родители налагают определенные ограничения на поведение своих детей, они объясняют им смысл и причины этих ограничений. Их решения и действия не кажутся произвольными или несправедливыми, и потому дети легко соглашаются с ними. Демократические родители готовы выслушать возражения своих детей и уступить, когда это целесообразно. Дети превосходно адаптированы6 уверены в себе, у них развит самоконтроль и социальные навыки, они хорошо учатся в школе.

Авторитарный стиль поведения родителей проявляется в жестком контроле за поведением своих детей и выполнении установленных ими правил. Они обычно сдержаны в отношениях с детьми, хотя бывают и исключения. Авторитарные родители отдают команды и ожидают, что они будут выполнены. Они ведут себя так, словно установленные ими правила высечены на камне и они бессильны их изменить. Все попытки ребенка обрести независимость от таких родителей могут оказаться для него фрустрирующими. Их дети, как правило, замкнуты, боязливы, угрюмы, непритязательны и раздражительны. Девочки обычно остаются пассивными и зависимыми на протяжении подросткового и юношеского возраста; мальчики могут стать неуправляемыми и агрессивными. В процессе контролирующего стиля семейного воспитания формируется тревожный социально-психологический тип личности.

Либеральный стиль поведения родителей заключается в том, что они почти совсем не ограничивают поведение детей. При таком избытке свободы дети почти лишены родительского руководства, поэтому склонны к непослушанию и агрессивности, на людях ведут себя неадекватно и импульсивно, нетребовательны к себе. Даже если поступки детей сердят их и выводят из равновесия, либеральные родители стараются подавить свои чувства. Они перестают выполнять свои непосредственные родительские функции, в частности устанавливать запреты для своих детей. В результате такого воспитания формируется конформный социально-психологический тип личности. Однако либеральные родители относятся к детям с сердечностью и душевной теплотой, принимают их такими как они есть.

Выделяется еще один стиль родительского поведения – индифферентный (описан Маккоби и Мартином в 1983 г.). Этот стиль отличается низким контролем за поведением детей и отсутствием теплоты и сердечности в отношениях с ними. Такие родители не устанавливают ограничений для своих детей либо вследствие недостатка интереса и внимания к детям, либо в результате того, что тяготы повседневной жизни не оставляют им времени и сил на воспитание детей. Если безразличие родителей сочетается с враждебностью, в этом случае ребенка ничто не удерживает от того, чтобы дать волю своим самым разрушительным импульсам и проявить склонность к делинквентному поведению. Исследования малолетних правонарушителей показывают, что во многих случаях эти дети воспитывались в семьях, где попустительство сочеталось с враждебностью.

Выше перечисленная информация поможет классному руководителю сделать сотрудничество с родителями и детьми интересным, позволит избежать ошибок и просчетов, найти выход из сложных ситуаций в воспитании. Знание стилей семейного воспитания может существенно повлиять на организацию работы классного руководителя с детским коллективом, помочь создать ситуации успеха для многих учащихся и преодолеть проблемы в развитии некоторых ребят.

Кроме того, особый интерес представляют такие стили, как: гиперопека (сверхзащита); гипопротекция (дефицит защиты); запрет-репрессия (наказания); сотрудничество; конструктивное сотворчество. Каждый из них по-разному содействует становлению самостоятельности и творческой индивидуальности ребенка в детстве, а в будущем в значительной мере воспроизводится в ведущих отношениях личности к себе и к окружающему миру.

Гиперопека у матерей возникает чаще либо в неполных семьях, либо при одном ребенке, либо вследствие детских впечатлений самой матери (если она выросла в семье без тепла и любви), либо из-за бедности женских контактов с мужем при неблагополучно-конфликтных отношениях в семье, как способ компенсации. Данный стиль воспитания приводит к созависимому поведению, синдрому «избалованного» ребенка, снижает способность личности преодолевать трудности, мобилизовать себя, принимать собственные решения, проявлять волю, самостоятельность, творческость, заботу о других.

Гипопротекция – столь холодного общения. Возникает чаще по отношению к нежеланному рожденному, у родителей, равнодушных к судьбе ребенка, занятых только своими проблемами и социальными ролями. Приводитк детскому одиночеству, страху перед трудностями, агрессивности либо безынициативности в действиях и общении с людьми. Порождает комплекс неполноценности, эмоциональную беззащитность, социальную заброшенность ребенка при принятии ответственных жизненных решений, неуверенность личности в своих силах и собственном будущем.

Стиль сотрудничества – конструктивная и гибкая форма взаимоответственных отношений родителей и ребенка в совместной деятельности. Интенсивно развивает волю и ответственность, чувство собственного достоинства личности в деятельности и отношениях как в семье, так и вне дома. Задает соответствующий тон общения с окружающими.

Источник:
Стили семейного общения
Стили семейного общения с детьми – своего рода закрепленные позиции, ценности образа жизни, устойчиво проявляющиеся способы родительского поведения. Таким образом, под стилем семейного воспитания
http://mylektsii.ru/12-16866.html

COMMENTS