Стиль родительского отношения

Стили родительских отношений

Вот вы и пережили самые первые трудности родительских будней. Хочется верить, что основные проблемы позади и дальше будет легче, радостнее и интереснее. А как же пословица «Маленькие детки — маленькие бедки»? Молодые родители не склонны верить таким пессимистическим прогнозам. И правильно: все дело в стилях родительских отношений и в самой проблеме.

Симбиоз мамы и дитя

Бывает, что мама со всей нежностью обнимает кроху, а он убегает и прячется, пытаясь втянуть ее в более интересную теперь для него игру. Значит, пришло время перемен. После года наиболее подходящим типом материнского отношения будет некоторое увеличение дистанции и совместные с малышом игры с разнообразными предметами. Назовем такой стиль родительских отношений «принятие и кооперация». Принятие крохи с его новыми запросами, заинтересованность его делами и планами, а также поощрение его инициативы и самостоятельности будут самым подходящим вариантом. После 1 года замечательно работает подход Марии Монтесори. Организация специальной среды, развивающей возможности маленького человечка, увлекательные совместные занятия помогают малышу успешно перейти на следующую возрастную ступеньку.

После 3 лет малыши уже готовы к играм со сверстниками, что как раз и соответствует ведущей деятельности этого возраста — ролевой игре. Детям уже не интересно просто строить домик из конструктора, они хотят играть в строителей. Поэтому родительский совет: «Иди, построй домик» — не то, что ребенку в данный момент нужно. Лучше завести разговор о том, что «мы плывем на корабле, я здесь кок, ты — матрос, и надо после шторма починить корабль». Это вызовет гораздо больше энтузиазма у 3-летнего мальчика. Вот несколько способов изменить отношения с ребенком к лучшему.

  • Начните водить малыша в группу развития или организуйте регулярные встречи нескольких семей с детьми. Не ограничивайтесь совместными застольями, можно проводить концерты, спортивные игры, походы, работать на дачном участке.
  • Плодотворное общение папы с ребенком и его внимание к жене трудно переоценить. Это сразу решает несколько задач: увеличивает дистанцию ребенка с матерью и выстраивает здоровую иерархию в семье.
  • Общение малыша с бабушками и дедушками тоже пойдет малышу на пользу.

Послушный — это не идеал

А вот неудачные родительские подходы.

Работа над ошибками

Умение встать на позицию ребенка, посмотреть на мир его глазами — очень хороший урок для нас, взрослых. На первый взгляд это непросто. Но попробуйте!

Напишите сочинение от имени ребенка о своей маме (то есть о себе самой) — так, как его написал бы, по вашему мнению, малыш, если бы мог формулировать свои мысли и описывать свои переживания.

Существует замечательный принцип воспитания детей, придерживаясь которого родителям удается избежать многих ошибок и разочарований в будущем: «Стоит жить не ради детей, не отдельно от детей, а вместе с детьми».

Как помочь ребенку хорошо учиться: советы психолога

Как растянуть кроссовки или кеды в домашних условиях на размер больше в длину или увеличить в ширину

Источник:
Стили родительских отношений
Вот вы и пережили самые первые трудности родительских будней. Хочется верить, что основные проблемы позади и дальше будет легче, радостнее и интереснее. А как
http://worknet-3.ru/o-detyax/stili-roditelskix-otnoshenij

Стили родительских отношений

Семейное воспитание в педагогике понимается как управ­ляемая система взаимоотношений родителей с детьми. Вза­имоотношения родителей с детьми всегда имеют воспита­тельный характер. Воспитательная работа родителей в семье — это прежде всего самовоспитание. Следовательно, каждому родителю нужно учиться быть педагогом, учиться управлять взаимоотношениями с детьми. Изучение воспита­тельных, педагогических отношений, возникающих между родителями и детьми, имеет особое значение для преду­преждения отклонений в нравственном развитии школь­ников.

В современной практике семейного воспитания довольно определенно выделяются три стиля (вида) отношений: авторитарное, демократическое и попустительское отно­шение родителей к своим детям.

1. Авторитарный стиль родителей в отношениях с детьми характеризуется строгостью, требовательностью, безапелля­ционностью. Угрозы, понукания, принуждение — главные средства этого стиля. У детей он вызывает чувство страха, незащищенности. Психологи утверждают, что это ведет к внутреннему сопротивлению, проявляющемуся внешне в грубости, лживости, лицемерии. Родительские требования вызывают либо протест и агрессивность, либо обычную апа­тию и пассивность.

В авторитарном типе отношений родителей к ребенку Макаренко А.С. выделял две разновидности, которые он на­зывал авторитетом подавления и авторитетом расстояния и чванства. «Авторитет подавления» он считал самым страш­ным и диким видом авторитета. Жестокость и террор – вот основные черты такого отношения родителей (чаще отца) к детям. Всегда держать детей в страхе — таков главный принцип деспотических отношений. Этот способ воспитания неизбежно приводит к воспитанию детей безвольных, трус­ливых, ленивых, забитых, «слякотных», озлобленных, мсти­тельных и нередко самодурствующих.

«Авторитет расстояния и чванства» проявляется в том, что родители либо «в целях воспитания», либо по сло­жившимся обстоятельствам стараются быть подальше от детей — «чтобы они лучше слушались». Контакты с детьми у таких родителей — явление чрезвычайно редкое: воспитание они поручили бабушкам и дедушкам. Родителе не хотят уронить свой родительский престиж, а получают обратное. Начинается отчуждение ребенка, а вместе с ним приходят непослушание и трудновоспитуемость.

2. Либеральный стиль предполагает всепрощенчество, терпимость в отношениях с детьми. Источником его являет­ся чрезмерная родительская любовь. Дети растут недисцип­линированными, безответственными.

Попустительский тип отношения Макаренко А.С. называ­ет «авторитетом любви». Суть его заключается в потакании ребенку, в погоне за детской привязанностью путем прояв­ления чрезмерной ласки, вседозволенности. В своем стрем­лении завоевать ребенка родители не замечают, что воспи­тывают эгоиста, человека лицемерного, расчетливого, уме­ющего «подыгрываться» к людям. Это, можно сказать, соци­ально опасный способ отношений с детьми. Педагогов, про­являющих такое всепрощенчество по отношению к ребенку, Макаренко А.С. называл «педагогическими бестиями», осу­ществляющими самый неумный, самый безнравственный вид взаимоотношений.

3. Демократический стиль характеризуется гибкостью Родители, мотивируя свои поступки и требования, прислу­шиваются к мнению детей, уважают их позицию, развивают самостоятельность суждений. В результате дети лучше по­нимают родителей, растут разумно послушными, инициатив­ными, с развитым чувством собственного достоинства.

Дети видят в родителях образец гражданственности, тру­долюбия, честности и желания сделать их такими, какими яв­ляются сами.

Важно вовремя понять в какой семье воспитывается и развивается ребёнок. И уже от этого и зависит весь ход воспитательно-корекционной работы.

Источник:
Стили родительских отношений
Семейное воспитание в педагогике понимается как управ­ляемая система взаимоотношений родителей с детьми. Вза­имоотношения родителей с детьми всегда имеют воспита­тельный характер. Воспитательная
http://infopedia.su/16×2843.html

Стиль родительского отношения

Профессионально об аутизме

28 февраля – 2 марта 2014 года PSYCON, совместно с Университетом Северной Каролины, впервые в Украине проводят семинар по основам структурированного обучения в методе TEACCH. Структурированное обучение основано на понимании уникальных черт и особенностей учащихся, связанных с природой аутизма.

Основные стили детско-родительских отношений были выделены на основании анализа взаимодействия матери и ребенка: сотрудничество, псевдосотрудничество, изоляция, соперничество.

Под стилем воспитания в научной литературе понимается определен-ная стратегия воспитания, включенность детей в обсуждение семейных проблем, успешность ребенка при готовности родителей всегда прийти на помощь и стремления к объективности в видении ребенка. Авторы выделяют два стиля родительского воспитания — демократический и контролирующий.

Контролирующий стиль воспитания — поведение ребенка ограничено рядом дисциплинарных мер при непонимании ребенком смысла ограниче-ний. Требования родителей могут быть жесткими, но предъявляются последовательно и постоянно, и ребенок признает их справедливыми и обоснованными. Демократический стиль наиболее эффективен для воспитания — учитывая потребности ребёнка в положительных эмоциях и признании, родители используют внушение и убеждение при доброжелательности и любви. Нарушение системы семейного воспитания, дисгармония отношений «мать-дитя» ведут к возникновению неврозов у детей.

А.Е. Личко и Э.Г. Эйдемиллер выделили следующие типы семейного воспитания детей, которые формируют негативные акцентуации характера:

— гипопротекция (гипоопека): отсутствие заботы о ребенке, он практически предоставлен самому себе и чувствует себя брошенным;

— гиперпротекция: навязчивая чрезмерная забота блокирует инициативу и самостоятельность ребенка либо в виде доминирующей гиперпротекции (игнорирование реальных потребностей ребенка и жесткий контроль над его поведением), либо в виде потворствующей гиперпротекции (выполнении всех потребностей и капризов ребенка, играющего роль кумира семьи);

— эмоциональное отвержение: неприятие родителями ребенка во всех его проявлениях в явной и скрытной форме (насмешка, ирония);

— жестокие взаимоотношения: явные (наказания, физическая агрессия, побои) и скрытные (эмоциональная враждебность, холодность, издеватель-ские оскорбления);

— повышенная моральная ответственность: завышенные требования к ребенку, делегация ребенку опеки и заботы над другими членами семьи.

Неправильное воспитание усиливает потенциальные расстройства ре-бенка. А.С. Спиваковская выделила следующие типы неблагополучных семей, использующих необдуманные воспитательные воздействия:

-«семья-санаторий» — мелочная опека, жесткий контроль и чрезмерная защита от мнимых опасностей ведут к нервным срывам ребенка и реакции протеста;

— «семья-крепость» — подчеркнуто правильное, излишне принципиальное поведение родителей ведет к безынициативности и неуверенности ребенка в себе;

-«семья — третий лишний» — эмоционально преувеличенно значимыми являются супружеские отношения, у ребенка формируется чувство неполноценности, ненужности и брошенности. Именно в таких семьях получил распространение синдром опасного обращения с детьми (СООД) в широком спектре от физического насилия до недостаточно продуманных педагогических воздействий.

В психологической литературе понятия «стиль родительского отношения», «тип семейного воспитания», «родительская позиция» очень часто рассматриваются как синонимы. В данной работе под стилем семейного воспитания понимают многомерное образование, включающее когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты, опираясь на определение А.Я. Варги, которая описывает родительское отношение как целостную систему разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ребенком, особенностей восприятия и понимания характера ребенка, его поступков (А.Я. Варга).

Выбираемый же стиль отношения к ребенку зависит от жизненного стиля личности родителя, т.е. от значения, которое человек придает миру и самому себе, его целей, направленности его устремлений и тех подходов, которые он использует при решении жизненных проблем. А стиль родительского отношения в свою очередь оказывает непосредственное влияние на формирование стиля жизни ребенка, т.к. жизненный стиль формируется очень рано (до пяти лет) (А.Адлер).

Классической считается работа G.H Brody, выполненная в рамках клинического подхода. Наблюдая видеомагнитофонные записи 4-х часового общения матери с ребенком, она выделила 4 типа материнского отношения:

1 тип — мать легко и органично приспосабливается к потребностям ребенка. Для нее характерно поддерживающее, разрешающее поведение.

2 тип — сознательно мать старается приспособиться к потребностям ребенка, но из-за напряженности и отсутствия непосредственности в общении с ребенком ее попытки часто безуспешны. Мать чаще доминирует, чем уступает.

3 тип — в основе материнства — чувство долга. В отношении с ребенком отсутствует интерес, теплота, спонтанность. Инструмент — жесткий контроль.

4 тип — мать ведет себя неадекватно возрасту и потребностям ребенка. Ее воспитательные воздействия непоследовательны и противоречивы.

По мнению автора, наиболее вредным для ребенка оказался 4-й стиль материнства, т.к. постоянная непредсказуемость материнских реакций лишала ребенка мира стабильности и провоцировала повышенную тревожность.

J.A. Simpson, W.S. Rholes, J.S. Nelligan выделяют 3 типа роди-тельского отношения:

— спокойная мать, преимущественно использующая похвалу как ин-струмент воспитания;

— экзальтированная мать с широкой амплитудой эмоциональных реакций на любые мелочи в поведении ребенка;

— «социальная» мать — для нее характерна легкая отвлекаемость от ребенка на любые стимулы.

Э.Н. Болдуин выделил два стиля родительского воспитания: демократический и контролирующий.

Демократический стиль характеризуется следующими параметрами: высокая степень вербального общения между родителями и детьми, вклю-ченность детей в обсуждение семейных проблем, успешность ребенка при готовности родителей всегда прийти на помощь, стремление к снижению субъективности в видении ребенка.

Контролирующий стиль предполагает существенные ограничения поведения ребенка при отсутствии разногласий между родителями и детьми по поводу дисциплинарных мер, четкое понимание ребенком смысла ограничений.

Требования родителей могут быть достаточно жесткими, но они предъявляются ребенку постоянно и последовательно и признаются ребенком как справедливые и обоснованные (Г.Крайг).

D.Baumrind, R.E. Larzelere, P.A. Cowan выделили четыре параметра изменения родительского поведения, ответственных за описанные паттерны детских черт.

Родительский контроль: при высоком уровне родители предпочитают оказывать большое влияние на детей, способны настаивать на выполнении своих требований, последовательны в них. Контролирующие действия направлены на модификацию проявлений зависимости у детей, агрессивности, развитие игрового поведения, а также на более совершенное усвоение родительских стандартов и норм.

Второй параметр — родительские требования, побуждающие к развитию у детей зрелости; родители стараются, чтобы дети развивали свои способности в интеллектуальной, эмоциональной сферах, межличностном общении, настаивают на необходимости и праве детей на самостоятельность.

Третий параметр — способы общения с детьми в ходе воспитательных воздействий: родители стремятся использовать убеждение с тем, чтобы до-биться послушания, обосновывают свою точку зрения и одновременно готовы обсуждать ее с детьми, выслушивают их аргументацию. Родители с низким уровнем чаще прибегают к крикам, жалобам и ругани.

Четвертый параметр — эмоциональная поддержка: родители способны выражать сочувствие, любовь и теплое отношение, но действия и эмоциональное отношение направлены на содействие физическому и духовному росту детей, они испытывают удовлетворение и гордость от успехов детей.

Наши наблюдения показывают, что комплекс черт компетентных детей соответствует наличию в родительском отношении всех четырех измерений — контроля, требовательности к социальной зрелости, общения и эмоциональной поддержки, т. е. оптимальным условием воспитания является сочетание высокой требовательности и контроля с де-мократичностью и принятием.

Следовательно, наиболее распространенным механизмом формирования характерологических черт ребенка, ответственных за самоконтроль и социальную компетентность, выступает интериоризация средств и навыков контроля, используемых родителями.

Источник:
Стиль родительского отношения
Аутизм
http://autism.com.ua/library/%D0%A1%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/%D0%9E%D1%81%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D1%8B%D0%B5-%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%BB%D0%B8-%D0%B4%D0%B5%D1%82%D1%81%D0%BA%D0%BE%252D%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D1%81%D0%BA%D0%B8%D1%85-%D0%BE%D1%82%D0%BD%D0%BE%D1%88%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B9/details.html

Стиль родительского отношения матерей и отцов детей дошкольного возраста

Стиль родительского отношения матерей и отцов детей дошкольного возраста

2.2 Стиль родительского отношения матерей и отцов детей дошкольного возраста.

Результаты исследования стилей родительского отношения матерей и отцов детей-дошкольников представлены в таблице 2.1.

Таблица 2.1. Стили родительского отношения матерей и отцов детей дошкольного возраста

Вначале считался процент положительных ответов на каждую из шкал опросника у каждого конкретного родителя, а затем вычислялся средний показатель ответов отдельно у мам и отдельно у пап.

При анализе особенностей родительского отношения было выявлено следующее:

На первом месте по частоте использования стиля родительско-детских отношений как у матерей, так и у отцов стоит «кооперация», т.е. социально желательный образ родительского отношения. Мамы (как они считают) используют этот стиль в 93,15% случаев, папы – 87,5% случаев. Судя по этим высоким показателям, можно сказать, что как мамы, так и папы заинтересованы в ребёнке, в его планах. Они высоко ценят его способности, стараются поддерживать своих детей и испытывают чувство гордости за них.

На втором месте по частоте использования стиля родительско-детских отношений– «симбиоз», который отражает сокращение межличностной дистанции в общении с ребёнком. Мамы используют этот стиль в 59,30% случаев, папы – в 59,05% случаев, что является средними показателями по этому стилю. И те, и другие, адекватно оценивают своё присутствие рядом с ребёнком, стремятся в меру оградить его от трудностей, неприятностей. Родители испытывают беспокойство и повышенную тревогу за ребёнка, если есть на то причина. В меру предоставляют ребёнку самостоятельность.

На третьем месте по частоте использования стиля родительско-детских отношений, как у мам, так и у пап – «авторитарная гиперсоциализация». Отцы используют этот стиль в 55,25% случаев, мамы — в 54,30% случаев. В целом, как мамы, так и папы, стараются не сильно навязывать ребёнку свою волю, а действуют по принципу: «Всё хорошо в меру». Они прислушиваются к своим детям, в меру требуя послушания и дисциплины, но при этом не пускают жизнь ребёнка на самотёк.

На четвёртом месте по этому стилю – «отвержение». Как у мам (37,5%), так и у пап (35,55%) низкие показатели. Это свидетельствует о том, что только иногда родители могут воспринимать ребёнка плохим, не приспособленным, испытывать к нему обиду, злость, досаду; могут не доверять ребёнку.

Реже всего родителями используется стиль «маленький неудачник». У матерей — 19,38% случаев, у отцов — 18,33% случаев, т.е. родители редко могут несерьезно воспринимать своих детей, иногда дети могут казаться родителям неумелыми и неуспешными, но в целом показатели отцов и матерей по этой шкале соответствуют нормальному восприятию родителями своих детей.

Таким образом, проранжировав стили отношения и интерпретировав их, можно сказать, что как матери, так и отцы знают правильный стиль воспитания, несклонны к отвержению ребёнка, редко считают своих детей слабыми и неуспешными, но в некоторых случаях склонны навязывать ребёнку свою волю или ощущая тревогу за ребёнка, ограждать его от трудностей жизни.

2.3 Специфика родительско-детских отношений с точки зрения ребёнка-дошкольника

Родительско-детские отношения с точки зрения ребёнка-дошкольника изучались с помощью методики “Рисунок семьи”.

Результаты анализа детских рисунков представлены в таблице 2.2.

Таблица 2.2. Характеристика родительско-детских отношений на основании рисунка семьи

Источник:
Стиль родительского отношения матерей и отцов детей дошкольного возраста
Читать тему online: Стиль родительского отношения матерей и отцов детей дошкольного возраста по предмету Психология. Размер: 50.71 КБ.
http://www.kazedu.kz/referat/140999/2

COMMENTS