Социальные отношения ребенка

Задачи социального развития дошкольника

Наверняка многие взрослые знают, что основы личности закладываются в раннем детстве. Дошкольный возраст — период формирования социального развития и поведения, важный этап социального воспитания. Итак, каким же должно быть социальное воспитание ребенка и какая роль в этом детского дошкольного учреждения?

Социальное развитие ребенка — это усвоение традиций общества, культуры, среды, в которой малыш растет, формирование его ценностей, навыков общения.

Еще в младенческом возрасте дитя устанавливает первые контакты с окружающим его миром. Со временем учится налаживать контакты с взрослыми и доверять им, управлять своим телом и поступками, строить свою речь и оформлять ее словами. Для формирования гармоничного социального развития ребенка надо уделять ему и его любопытству максимум времени и внимания. Это общение, объяснения, чтение, игры, словом, вооружение максимумом информации о человеческой среде, правилах и нормах общения, поведения.

Семья на первом этапе является главной ячейкой передачи опыта и знаний, накопленных ранее. Для этого родители малыша, его бабушки и дедушки обязаны создать в доме оптимальную психологическую атмосферу. Это атмосфера доверия, доброты, взаимного уважения, которые и называются первичным социальным воспитанием детей.

Общение — ключевой фактор социального становления личности малыша. Коммуникация лежит в основе социальной иерархии, что проявляется в отношениях „дети-родители”. Но главным в этих отношениях должна быть любовь, которая начинается еще с утробы матери. Не зря психологи говорят о том, что желанный ребенок — это счастливый, уверенный в себе и в перспективе успешный в социуме человек.

Социальное воспитание — основа социального развития. Именно в дошкольном возрасте происходит формирование системы взаимоотношений между детьми и взрослыми, усложняются виды детской деятельности, формируется совместная деятельность детей.

В раннем детстве малыши усваивают широкий круг действий с предметами, они открывают для себя способы употребления и применения этих предметов. Это «открытие» и приводит ребенка к взрослому как носителю способа выполнения этих действий. А еще взрослый становится образцом, с которым малыш себя сравнивает, которого наследует, повторяет его действия. Мальчики и девочки внимательно изучают мир взрослых, выделяя взаимоотношения между ними, способы взаимодействия.

Социальное воспитание дошкольника — это постижение мира человеческих отношений, открытие ребенком законов взаимодействия между людьми, то есть норм поведения. Стремление дошкольника стать взрослым и взросление заключается в подчинении своих действий принятым в обществе нормам и правилам поведения взрослых людей.

Социальное воспитание дошкольников — это умение жить в коллективе сверстников, уважение к взрослым, соблюдение норм поведения в общественных местах, на природе, в гостях.

Поскольку в своем большинстве родители — люди занятые и работающие (учащиеся), то важную роль в социальном развитии девочек и мальчиков дошкольного возраста играет детский сад и воспитатели.

Социальное развитие детей в детском саду – это целенаправленное формирование ценностей и традиций, культуры и норм поведения в обществе. Это и усвоение ребенком этических норм, формирование любви к природе и всем окружающим людям. Такие задачи социального развития, охватывающие деятельность в детском дошкольном учреждении.

Играя и общаясь с взрослыми, ребенок учится сосуществовать с другими, жить в коллективе, учитывать интересы членов этого коллектива. В нашем случае — группы детского сада.

Если кроха посещает детсад, то в его социализации активное участие принимают воспитатели и музработники, няни и физруки.

Малыш доверяет воспитателю и наделяет его авторитетом, поскольку вся жизнь мальчика и девочки в детском саду зависит от него. Поэтому нередко слово воспитателя будет главенствующим над словом родителей. «А воспитательница сказала, что так делать нельзя!», — такую фразу и ей подобные часто приходится слышать родителям. Это говорит о том, что воспитательница действительно является авторитетом для детишек. Ведь она устраивает интересные игры, читает книжки, рассказывает сказки, учит петь и танцевать. Воспитательница выступает судьей в детских конфликтах и спорах, она может помочь и пожалеть, поддержать и похвалить, а может и поругать. То есть поведение воспитателя служит для воспитанника образцом в разных ситуациях, а слово воспитателя — руководством в действиях, поступках, взаимоотношениях с другими детьми.

Социальное развитие в детском саду может происходить только в созданной воспитателем теплой атмосфере отношений между детьми. Благоприятный климат в группе — это когда дети чувствуют себя раскованно и свободно, когда их слышат и ценят, хвалят и корректно дают замечания. Хороший воспитатель умеет сделать так, что ребенок чувствует себя значимым в коллективе сверстников, сохраняя индивидуальность. У него таким образом формируется чувство собственного достоинства и веры в себя. Он знает, что на него надеются на утреннике, что он обязан помочь няне и вовремя полить цветы при дежурстве. Словом, социальное развитие ребенка — это умение жить в коллективе, добросовестно выполнять порученные обязанности и готовиться к более серьезному и взрослому этапу социальных отношений — учебе в школе.

Источник:
Задачи социального развития дошкольника
Что такое социальное воспитание и развитие детей дошкольного возраста? В чем его задачи и какую роль играют родители, детский сад и воспитатели?
http://nashidetki.net/vospitanie-detej/sotsialnoe-razvitie-detej-doshkolnogo-vozrasta.html

Материал (старшая группа) по теме: Ребенок в мире социальных отношений

Материал (старшая группа) по теме:
Ребенок в мире социальных отношений

В современной педагогике большое внимание уделяется вопросам социализации школьников и подростков, т.е. их адаптации и последующей интеграции в мир общественных отношений. Не менее актуальны, на наш взгляд, проблемы социализации дошкольников. Одно из важнейших направлений социального развития, обеспечивающее успешный переход в новый жизненный этап (школьную жизнь), — развитие коммуникативной компетентности ребенка

Ребенок в мире социальных отношений

Социально-нравственное воспитание детей пятого года жизни направлено на дальнейшее развитие умения понимать окружающих людей, проявлять к ним доброжелательное отношение, стремиться к общению и взаимодействию.

Так же основной путь социально-нравственного воспитания состоит в активном практическом приобщении дошкольников к доступным формам гуманного и культурного поведения.

Воспитывая доброжелательное и заботливое отношение к окружающим, педагог постоянно обращает внимание детей на эмоциональное состояние того или иного сверстника, объясняет, какие чувства он испытывает и почему возникли такие переживания. Вызвав сочувствие к сверстнику (скучает по дому, огорчен болезнью друга, новенький не может сам справиться и т.п.), воспитатель побуждает детей активно проявить заботу, радуется добрым поступкам детей.

Основой социально-нравственного воспитания является доброжелательное отношение воспитателя к каждому ребенку, умение поддержать в группе спокойную, жизнерадостную обстановку. Добрая улыбка воспитателя, искренний доброжелательный тон. Образная, эмоциональная речь становятся для средних дошкольников образцом культуры общения, которому они подражают.

Каждый ребенок должен знать элементарные культурного поведения: быть вежливым, внимательным, делиться игрушками. Знать, что в детском саду все игрушки общие, у всех равные права на них; игрушки надо беречь, тогда они дольше служат детям; если игрушка сломалась, надо попросить воспитателя ее починить.

Понимать, что детям бывает грустно и одиноко, если сверстники не приглашают их в игру, в общие дела, поэтому надо быть внимательным к своим товарищам по группе (подойти, поговорить, предложить игрушку)

успешного социального взаимодействия

В современной педагогике большое внимание уделяется вопросам социализации школьников и подростков, т.е. их адаптации и последующей интеграции в мир общественных отношений. Не менее актуальны, на наш взгляд, проблемы социализации дошкольников. Одно из важнейших направлений социального развития, обеспечивающее успешный переход в новый жизненный этап (школьную жизнь), — развитие коммуникативной компетентности ребенка, включающей в себя следующие составляющие.

  1. Адекватные эмоциональные проявления
  2. Уверенность в себе и своих возможностях
  3. Усвоение определенных норм и общечеловеческих ценностей.

В своей практике воспитатели используют ситуативные игры-истории с элементами драматизации, направленных на обогащение дошкольника навыками эффективного социального взаимодействия. Все игры имеют одинаковую структуру.

  1. Беседа с постановкой проблемной задачи (обсуждение причин ссор, отражающие тематику игры)
  2. Подготовка к инсценированию стихотворения.
  3. Инсценировка-драматизация проблемной ситуации.
  4. Обсуждение проблемы (направлено на понимание детьми ситуации, дети проговаривают проблему своими словами).
  5. Поиск путей выхода из проблемной ситуации (ответ на вопрос «Как помирить друзей, избежать ссоры?»).
  6. Театрализация ситуации с внесенными изменениями.
  7. Подведение итогов, выводы.

Основная задача, которую предстоит решить детям в ходе игры, — помочь героям не поссориться. Взаимное сопротивление, эгоизм, часто встречающиеся в среде дошкольников, когда никто не хочет и не умеет уступать и договариваться, ведут к использованию антигуманных средств общения (грубость, жестокость и т.д.), что может отрицательно отразиться на образовательном процессе в целом. Данная форма игры дает эффективность в развитии показателей коммуникативной компетенции.

Отсутствие шаблонности в действиях героев, разнообразие ситуаций, схожесть их с жизненными дают ребенку возможность выбора способа решения проблемы, не опираясь на присвоенные герою черты характера (неверные решения могут принимать оба героя. Они являются нейтральными героями, действия которых не предопределены их характерами. Нет заведомо «плохих» и «хороших» героев).

Серия таких игр-историй направлена на развитие следующих умений:

  1. Сопереживать (отзывчивость)
  2. Помогать, проявляя терпимость к чужим ошибкам и оплошностям.
  3. Искать выход из сложных коммуникативных ситуаций, не избегая их.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое пособие поможет воспитателям ДОУ спланировать свою работу по патриотическому воспитанию детей.

Непосредственно образовательная деятельностьРазвитие социальных представлений о мире людей, нормах взаимоотношений, с взрослыми и сверстниками, эмоций и самосознания. Ребенок входит в мир социал.

Социально-коммуникативное развитие дошкольника на сегодняшний момент является одним из приоритетных направлений в деятельности детских садов. Создание условий для реализации данного направ.

Социально-коммуникативное развитие дошкольника на сегодняшний момент является одним из приоритетных направлений в деятельности детских садов. Создание условий для реализации данного направ.

данная рабочая программа разработана для детей 3-4 лет.

памятка, где описаны рекомендации для родителей по взаимодействию с детьми с ОВЗ.

Круглый стол «Ребенок входит в мир сциальных отношений&quot.

Источник:
Материал (старшая группа) по теме: Ребенок в мире социальных отношений
В современной педагогике большое внимание уделяется вопросам социализации школьников и подростков, т.е. их адаптации и последующей интеграции в мир общественных отношений. Не менее актуальны, на наш в
http://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2012/07/24/rebenok-v-mire-sotsialnykh-otnosheniy

Отношения в детском коллективе: социальная роль ребенка

Отношения в детском коллективе: социальная роль ребенка

Отношения между людьми в любом коллективе, в том числе в детском, по неписанным законам социума строятся по принципу иерархии. Практически все дети, даже в самых благополучных классах, имеют свои социальные роли. Насколько они позитивные и комфортные для ребенка? И что могут сделать взрослые, чтобы обеспечить благополучное пребывание своих детей в коллективе?

В любом детском коллективе есть дети популярные и не очень. Есть общительные и активные, а есть скромные и застенчивые. Одни стремятся занять первые позиции в коллективе, а других вполне устраивает второй план. Но так или иначе, каждому ребенку в классе обязательно отводится своя социальная роль.

В некоторых случаях она зависит от характера и воспитания детей, а иногда ярлыки присваиваются в результате единичных ситуаций и избавиться от них бывает очень сложно. Если коллектив определил роль для отдельного ребенка, то и поведение от него ожидается соответствующее, более того, его к нему подталкивают. Однако, зачастую, самому ребенку выгодна определенная позиция, даже если она на первый взгляд и не кажется самой лучшей. Кстати, и престижная роль может оказаться не самой комфортной. Каковы же плюсы и минусы каждого типа отношений и в чем состоит задача родителей?

С любимцами хотят дружить все — как мальчики, так и девочки. Они с рождения обладают коммуникативными способностями — не обижают других, но и себя обижать не позволяют, имеют авторитет, но не пытаются подчинить себе остальных детей. Они любимы, уважаемы, с ними приятно общаться. Часто таких детей большинством голосов выдвигают старостами класса.

Положительные стороны такой позиции в том, что у любимчиков практически со всем коллективом складываются хорошие отношения. Поэтому в школу они ходят с желанием, им нравится сама возможность формирования отношений с одноклассниками.

Опасность в том, что желание оставаться постоянно позитивным для всех, в будущем может отразиться на личной жизни. Из опасения разочаровать других, в будущем приводит к отказу от того, что может быть по-настоящему дорого человеку.

Чем могут помочь такому ребенку родители? Прежде всего объяснить, что в отдельных случаях стоит поступать так, как хочется, даже если подобные действия могут вызвать недовольство окружающих. Невозможно постоянно быть хорошим и удобным для всех.

К этой категории принадлежат дети с богатым внутренним миром, являющиеся по своей натуре интровертами. Им не требуется общественное признание и подтверждение их значимости. Они не ищут общения, не строят отношений, отличаются самостоятельностью, отлично выполняют письменные работы, однако не приветствуют публичных выступлений. В классе особой активностью не отличаются по той причине, что это не представляет для них интереса. Порой им недостает уверенности в собственных силах.

В чем преимущества тихони? Им не обязательно взаимодействовать с окружающим миром. Однако, при этом, есть возможность сосредоточиться на тех вещах, которые интересны им по-настоящему.

Опасность такого поведения состоит в замкнутости и неумении в будущем строить полноценные отношения с окружающими. Родители должны помочь ребенку стать активнее и научить выгодно использовать свои сильные черты характера. Крайне важно, чтобы у тихони был хороший друг: в таком случае он не будет ощущать себя несчастным и одиноким.

Очень часто формирование отношений у детей, кардинально отличающихся от ровесников чертами характера, особенностями внешнего вида или привычками поведения имеет определенные сложности. Они становятся в коллективе белыми воронами, то есть изгоями. В отдельных случаях причинами этого могут стать религиозность или низкий материальный уровень родителей. Одноклассники дают им обидные прозвища и не берут в свою компанию. Плюс этой позиции в том, что ребенок имеет право не считаться с общественным мнением и в любой ситуации поступать так, как ему хочется. Это воспитывает индивидуальность. Недостаток в том, что за ним закрепляется обидный ярлык, в результате чего, ребенок может вырасти забитым и трусливым. Взрослые должны постараться убедить его в том, что быть особенным — это хорошо, и найти способ помочь ему повысить свою самооценку.

Хулиган — это отрицательный герой, хотя он тоже способен занимать позицию лидера. Ребенок хочет привлечь к себе внимание, а поскольку формирование отношений на позитивной основе — это не его конек, то делает это при помощи хулиганских выходок. Ровесники идут за таким лидером в зависимости от сложившейся ситуации. Проблема, между прочим, произрастает из семьи: отрицательному лидеру не достает внимания в собственной семье, причем в большинстве случаев его даже не пытаются наказать за проступки. По этой причине он не осознает, что причиняет зло людям.

Выгода этой роли в том, что дети получают желанное внимание. Они упорно доказывают учителям, ровесникам и, прежде всего, себе то, что тоже являются личностью.

Но проблема в том, что асоциальная основа отношений в обществе может войти в привычку. Хулигану не составляет труда причинить страдания другому человеку.

Родители должны в корне перестроить систему воспитания. Основа отношений с ребенком должна строиться на поощрении хороших поступков и наказании хулиганских выходок. Кроме того, родители должны всегда интересоваться его успехами и делами, но только делать это искренне, а не ради галочки.

Лидерами в коллективе становятся дети, имеющие ярко выраженные организаторские способности. Это сильные личности, умеющие брать на себя ответственность за общие дела. Лидера не всегда любят, но его слушаются, боятся и уважают. Лидером способен стать кто угодно — будь то отличник либо отъявленный хулиган. Важно то, что этот ребенок способен увлечь других собственными идеями и без особых усилий оказать влияние на мнение большего числа ровесников. Правда, этим детям иногда приходится несладко — всегда находятся завистники, которые будут портить отношения лидера с другими.

Плюс лидерства в том, что ребенок регулярно получает подтверждение в признании, а это хороший посыл для дальнейших достижений.

А минус — невозможность проигрыша, иначе его свергнут с пьедестала. Для лидера такая ситуация слишком болезненная, поэтому он всегда находится в напряжении. Взрослые в такой ситуации должны убедить ребенка в том, что поддержка важна от нескольких настоящих товарищей, а не от всего класса.

Особенности поведения подлиз: чем могут помочь родители?

Подлиза не против быть лидером, но ему не хватает для этого ни сил, ни личных качеств. Поэтому предпочитает другую основу отношений — держаться поближе к лидеру. Подлиза труслив, он боится быть обиженным, поэтому и ведет себя подобным образом. Такие дети могут абсолютно искренне восхищаться ярким и харизматичным лидером. Однако часто из опасения потерять удобную позицию поступают вопреки собственному мнению.

Такая позиция хороша тем, что всегда имеется защита, а еще возможно погреться в лучах славы признанного лидера.

Бесспорно, гибкость в отношениях, а также умение подстраиваться под собеседника являются полезными качествами для общения. Но плохо то, что ребенок не имеет собственного мнения. Помимо того, существует риск, что маленький подхалим и во взрослой жизни станет добиваться поставленных целей не действиями, а лестью и ложью.

Родители должны учить ребенка быть ответственным и доказывать, что он сам личность, без «крутой» поддержки.

Какие бы сложности не возникали в отношениях, ребенку очень важно чувствовать родительскую поддержку. Необходимо помочь ему принять тот факт, что все люди разные, между ними часто возникает недопонимание, и невозможно нравиться всем одновременно. Главное — не бояться отстаивать свою позицию и уметь находить компромиссы.

Источник:
Отношения в детском коллективе: социальная роль ребенка
Основы отношений между детьми. Влияние родительского воспитания и личных качеств ребенка на формирование отношений в детском коллективе.
http://medaboutme.ru/mat-i-ditya/publikacii/stati/razvitie_ditey/otnosheniya_v_detskom_kollektive_sotsialnaya_rol_rebenka/

Отношения между детьми в детском саду

Отношения между детьми в детском саду. Первые роли и иерархия

Ты – сапожник, ты – портной,
я – терминатор, а ты кто такой?

Дети такие интересные. В любой группе детского сада можно найти явного и скрытого лидера, «подчиненного», агрессивного, застенчивого и просто рубаху-парня. Родители часто даже и не подозревают, какая роль отведена их ребенку, какие эмоции он испытывает, почему ведет себя так, а не иначе. Как складываются отношения в группе пятилетних детей и от чего зависят, поговорим в этой статье.

Девочки обычно играют отдельно от мальчиков, но и в их коллективе есть какая-то иерархия.
Те, кто знает правила игры в «дочки-матери», обычно объединяются в небольшие стайки, те, кто не согласен с этими правилами или выдвигает какие-то свои – в стороне. Марина, например, упрямая девочка, часто не подчиняется общим законам, поэтому держится особняком или играет с мальчиками, почему-то они ее всегда охотно принимают в игру. И не только принимают, а очень любят, на вопрос: «Кто станет в пару с Мариной?», – желающих мальчиков всегда несколько, может, потому, что она удивительно красива и по-своему женственна?

Миша – немного агрессивный мальчик, часто выкрикивает воинственные фразы, грозится всех заколоть мечом, обычно мальчики не принимают его в игру, видимо, не знает правил. Зато Миша – лучший друг армянской девочки Маруси, воспитывающейся в соответствии с национальными традициями, где женщина должна быть женственной и подчиняться мужчине. Но самое интересное, что в тандеме Миша-Маруся, командует как раз таки Маруся. А вот с девочками Маруся не играет совсем, они ее сторонятся, может, потому что она слишком примитивно мыслит?

Группа детского сада – первый социальный опыт ребенка, и от того, как сложатся отношения с первой в его жизни общественной формацией, во многом зависит последующий путь его личностного и социального развития. Но по какому принципу распределяются роли в коллективе, и как можно повлиять на скрытую иерархию? С этими вопросами я обратилась к психологу детского сада № 5 г. Томска Ждановой Ольге Николаевне:

– Уже, начиная со средней группы детского сада, в кругу детей возникают устойчивые избирательные отношения. Одни становятся более предпочитаемыми, другие – менее. В связи с этим выделяется несколько социальных статусов детей.

Предпочитаемые – те дети, которые находятся в группе в атмосфере любви и поклонения. Их ценят за внешние данные, обаяние, быстрое реагирование в разных ситуациях и лояльность, за уверенность, способность без колебаний брать на себя ответственность, не бояться риска.

Принятые – особенно не выделяются, простые и открытые для общения, им доверяют, с ними советуются, хотят играть, хотя никакими сверхспособностями они не обладают.

Пренебрегаемые – не принятые в игру, они часто чувствуют равнодушие или неприязнь одногруппников. Чаще всего это драчуны, задиры, с ними не хотят играть именно из-за этого.

Изолированные – это тихони, которых не видно и не слышно, они не участвуют в общих играх, отказываются от всего, что им предлагают, если такой ребенок не пришел в детский сад, его отсутствия могут не заметить.

В процессе общения детей разных статусов возникают конфликтные ситуации, в ходе которых тот или иной ребенок выбирает близкий по духу тип поведения:

Это проблемные дети, они обижаются с поводом и без повода, отравляя жизнь себе и другим. Ведь непрощенные обиды разрушают дружбу. Обида начинает проявляться в пятилетнем возрасте, так как в этом возрасте возникает потребность в признании и уважении сверстника. Феномен обиды – способ самоутвердиться.

Отличаются повышенной чувствительностью к оценке окружающих и обостренным ожиданием этой оценки. Удача на короткое время успокаивает их, но в случае неудачи обостряется всплеск робости и смущения. Ребенок неуверен в своих действиях и в их оценке. С одной стороны он хочет привлечь к себе внимание, с другой стороны, боится выделиться из толпы.

Таких детей выделяет стремление привлечь к себе внимание любым возможным способом. Они активны в общении, отношения с другими детьми являются для них средством самоутверждения, как правило, они стремятся любыми способами получить положительную оценку себя и своим поступкам. Противопоставляя себя сверстнику, они, таким образом, выделяют свое «Я».

Агрессивные дети

Для таких детей другой ребенок выступает как противник, конкурент, как препятствие, которое надо устранить. Агрессивные дети практически не отличаются от сверстников, они используют вполне адекватные способы общения, но при этом проявляют незаурядную изобретательность, придумывая формы нанесения ущерба. Такое отношение отражает особый склад личности и ее направленности, которая предполагает специфическое восприятие другого как врага.

У одних детей агрессия мимолетна, импульсивна, не отличается особой жестокостью и используется для привлечения внимания сверстников. У других – агрессия используются для достижения конкретной цели (получить желанную игрушку) и имеет устойчивые формы. У третьих – мотивацией агрессии является намеренное причинение вреда сверстникам (агрессия как самоцель) и проявляется в наиболее жестоких формах насилия. Часто происходит нарастание частоты и жестокости агрессии от первой группы к третьей. Однако, несмотря на различия, всех агрессивных детей объединяет одно общее свойство – невнимание к другим детям, неспособность видеть и понимать другого.

По сути, всех проблемых детей объединяет одна общая цель – фиксация на оценке самого себя, сосредоточенность на собственной ценности, «что Я значу для других». Распределение ролей зависит от личностных качеств и внутреннего благополучия ребенка. Если маленький человек чувствует недостаток или избыток внимания, давление со стороны взрослого, он попытается самоутвердиться в кругу сверстников тем способом, который ему наиболее доступен. Избежать иерархии почти невозможно, в группе всегда есть ведущие и ведомые, по этому принципу устроено общество в целом. Взрослый человек, воспитатель, учитель, организатор может лишь способствовать сплочению группы. Участие в публичных общественных мероприятиях, в совместных ролевых играх без соревновательного начала, безусловно, создает атмосферу принятия и примирения между конфликтующими детьми.

Хотите узнать мнение психолога относительно воспитания детей?

По оценкам исследователей, наиболее предпочитаемые дети в группе – это те, которые готовы помочь, где нужно, уступить, выслушать, поддержать общее дело. Даже находясь в позиции обиженного, они предпочитают решать вопросы мирным путем, не наказывая и не обвиняя других. Чуткость, внимание, отзывчивость, щедрость, бескорыстность, умение сопереживать – вот те нравственные качества, за которые ценят, если их нет, ребенок рискует стать изгоем в обществе. Популярных детей отличает не интеллект, не творческие и не организаторские способности, а, прежде всего доброжелательность.

После индивидуальных нравственных качеств ребенка следующим по популярности стоит критерий – общность интересов, и здесь чаще всего разделение на подгруппы происходит по половому признаку. Взаимные симпатии возникают, исходя из схожих внешних жизненных обстоятельств, эмоционального благополучия, речевой культуры и способности ребенка к общения вообще.

Общительность – это отчасти наследственная черта характера, но многие психологи склонны считать, что наличие или отсутствие оной определяется ранним жизненным опытом малыша. Если в первые месяцы жизни он получил достаточно тепла, заботы, ласки, любви, то обрел чувство доверия к миру, которое и делает его активным, смелым, общительным. В отличие от сверстника, выросшего в режиме кормления и ласки по часам. Еще одной из важных причин отсутствия общительности является демографический кризис. Многие дети растут без братьев и сестер, что обедняет социальный опыт ребенка, его мышление и предпочтения. Коллективные игры заменяет игра в одиночку, иногда даже не с игрушками, а с компьютером. В результате чего прослеживается рост агрессивности и эмоциональная глухота к нуждам другого ребенка.

Предпочтение ребенка в группе предполагает знание общих правил игры и умение играть по этим правилам. А также способность исполнять разные роли в игре: роль слушателя, исполнителя, ответственного и роль принимающего главные решения. Последнюю играет, как правило, лидер группы.

Энергичность, красноречие и напористость еще не гарантируют того, что за тобой потянутся окружающие. Встречаются дети, которые умеют говорить, общительны, обаятельны, компетентны в том или ином вопросе, доброжелательны, уверены в себе, но они – не лидеры в группе. В дошкольном возрасте лидера в группе выделяет лишь одна черта – способность увлечь за собой сотоварищей. Он умеет ставить собственные цели, не боится незнакомых ситуаций, смел, азартен, первым начинает какое-то дело, а остальные следуют его примеру. Именно такой наш Данил, абсолютно бесстрашный (хотя сам он, наверно, еще и не подозревает об этом) и инициативный.

Почему некоторые дети становятся отверженными в коллективе?

Дезориентация ребенка в социальных отношениях окружающих, незнание правил игры и нежелание следовать им является основной причиной отверженности в группе. Когда малыш не понимает соотношение ролей в коллективе, почему не всегда можно высказывать свое мнение и почему надо подчиняться лидеру группы, на него обрушиваются насмешки и агрессия. Если ребенок не улавливает связи между своими действиями и реакцией окружающих детей, значит, у него нет необходимого опыта общения, он не умеет договариваться. Наличие или отсутствие этого качества определяет степень включенности в игру. Поэтому одни дети легко и непринужденно входят в любую компанию, а другие – вечно в стороне. Приобретение опыта социального общения происходит постепенно и не без участия взрослого.

Ребенок может быть отвергнут сверстниками и по той простой причине, что он неприятен внешне. Например, полный, неповоротливый, некрасивый, неопрятный, плохо одет, шмыгает носом, имеет какие-либо дефекты – бородавки, болячки, косоглазие, хромоту, непропорциональное телосложение, изуродованные части тела или инвалидность. Какими бы гуманными ни были на этот счет взгляды взрослого, у ребенка свое видение. «Особенных» детей другие дети не принимают не только в игру, но и в свое общество. Поэтому без чуткого руководства взрослого, без специальной организованной работы здесь не обойтись. Коллектив оказывает положительное влияние на индивидуальное развитие личности только в том случае, когда положение малыша в системе межличностных отношений благополучно. О том, как добиться такого положения при участии взрослых, – в следующей статье.

Источник:
Отношения между детьми в детском саду
Как складываются отношения в группе пятилетних детей и от чего зависят, поговорим в этой статье.
http://www.sibmedport.ru/article/8762-otnoshenija-mezhdu-detmi-v-detskom-sadu-pervie-roli-i-ierarhija/

Семья с особым ребенком: внутренние процессы и социальные отношения

Семья с особым ребенком: внутренние процессы и социальные отношения

Изоляция и близость

Вокруг семьи буквально вырастает крепостная стена, ее граница «запирается», устанавливаются жесткие правила общения с окружающим миром. При этом внутри семьи часто наблюдаются хаос и нарушение границ. Такая внутрисемейная обстановка не способствует развитию особого ребенка и оказывается неблагоприятной для всех членов семьи, затрудняя их индивидуальный рост. Его братьям и сестрам довольно рано может быть определена роль тех, кто в дальнейшем обязательно возьмет на себя попечение и заботу об «особом» брате, тех, кто будет жить вместе с ним, когда родителей не станет. Я знаю некоторые семьи, где второго ребенка сознательно рожали для обеспечения в будущем заботы об особом ребенке.

Вместе с тем, поскольку на каком?то этапе нарушение ребенка скрепило семью, то улучшение его состояния и ослабевание проблем, казалось бы, столь долгожданные, могут восприниматься как угроза семейной целостности и представлениям о себе. Иногда эти улучшения состояния вызывают смятение и панику. Если эти переживания станут слишком сильными, то семья может даже принять решение прекратить лечение и занятия.

Внутри семьи часто устанавливается «политика молчания». Обсуждение трудностей и тяжелых переживаний связаны с резким возрастанием тревоги. Иногда у членов семьи возникает опасение, что, если начать говорить и обсуждать беспокоящие темы, это может поставить под угрозу само существование семьи. Тревога бывает настолько интенсивной, что отнимает все силы и на общение их просто может не оставаться. Мне известно много историй семей, где родители никогда не обсуждают между собой или с другими детьми, что они чувствуют в связи с проблемой. Но эти чувства есть. Молчание способно разрушить близость и доверие между родными людьми.

Другой аспект изоляции – ощущение, что нигде и ни у кого нет такого горя и никто не может понять, что значит иметь такого ребенка. Часто возникает чувство острого, предельного одиночества. Собственная боль настолько сильна, что это как бы стирает осознание того, что в жизни окружающих, близких и далеких, боль тоже может присутствовать. Что вокруг много людей, которые переживают не менее сильное горе, например смерть или тяжелую болезнь самых дорогих людей и другие серьезные проблемы. Но это как бы выпадает из сознания, закрывая возможности даже гипотетического объединения с другими людьми. Так, не только внешняя социальная среда оказывается недружественной человеку, но и сам он не чувствует близости с другими людьми, удаляется от них, закрывается в собственных переживаниях.

Как специалисты, мы можем создавать возможности для появления новых связей или обновленияуже имеющихся,для преодоления одиночества, нового переживания общности, пониманияи сопереживания другим.Особую роль в этом процессе могут сыграть семейное консультирование и родительские группы, где создается особое пространство диалога, в котором опыт и переживания людей могут быть приняты, разделены с другими.

Пассивность и активность

В нашей культуре обычно декларируется ценность активной позиции, но на практике зачастую формируется и поддерживается пассивная. Это, в частности, проявляется в распространенной практике взаимодействия специалистов с семьями. Родителей мало привлекают к процессу принятия решений, игнорируют их нужды и желания, скрывают информацию. Представление профессионалов о том, кто такой «хороший клиент», часто основано на качествах, связанных с пассивностью. Он – прежде всего «пациент», то есть терпеливый. Он – послушный и удобный, задает мало вопросов, ни о чем не просит и делает то, что ему говорят. Стоит ли потом удивляться и жаловаться на его зависимость и пассивность?!

Часто родители приходят на первые встречи с рассказом о том, что они не способны влиять на ситуацию и бессильны что?либо изменить. Семейное и индивидуальное консультирование, участие в родительских группах и занятиях с ребенком, привлечение к обсуждению коррекционно?развивающих программ позволяют родителям осмыслить те ситуации их жизни, в которых были проявлены инициатива, ответственность, способность действовать и сила, и актуализировать эти возможности. Вместе с тем хотелось бы сказать, что инициатива и ответственность, особенно когда они только начинает появляться, очень хрупки и требуют особой поддержки со стороны окружающих.

Страх и мужество

«Что будет через год?», «Примут ли нас и нашего ребенка наши друзья и близкие, и как будут реагировать незнакомые?», «Останемся ли мы вместе, несмотря на трудности, выстоим ли?», «Хватит ли у нас денег, чтобы оплатить необходимые занятия?» и т. д. Вот те вопросы, которые мучают семьи, где есть ребенок с особенностями развития. И, может быть, самый страшный из них: «Что будет с ним, когда мы не сможем больше заботиться о нем?»

Сильные переживания, невозможность контроля, сложности внутрисемейных отношений, неясность будущего (в том числе отсутствие «нормальной» жизненной перспективы, которую имеют семьи с обычными детьми) вызывают страх.Это чувство возникает как сигнал крайней опасности и приводит к блокированию любого прикосновения к тому, что может быть опасно, будь то действие или размышление. Страх сопровождается ощущениями собственной слабости.

По мере того как чувство вины ослабевает и перестает играть центральную роль в переживаниях родителя, появляется возможность принятия ответственности. Человек начинает участвовать сам в построении будущего, устраивая свою жизнь и жизнь своего ребенка. И страх постепенно отступает; сила, мужество, стойкость, смелость становятся признаваемы, доступны и начинают использоваться как ресурс.

Потеря и обновление

Понимание того, что у ребенка есть нарушения, часто вызывает ощущение потери.Это касается и потери возможностей самого ребенка, понимание и принятие того, что для него очень многое останется недоступным. Это и переживание потери собственных надежд, которые связаны с образом «обычного» родителя «обычного» ребенка. Для некоторых людей переживание потери может быть столь сильно, что они чувствуют себя не способными вернуться к жизни. Особенностью такого травматичного опыта является то, что создается разрыв в привычном течении, переживании и осмыслении жизни, как бы разбивающий жизнь на «до» и «после». Жизнь «до» подвергается переосмыслению, либо обесцениваясь, либо оцениваясь как невозвратное, навсегда утерянное. Это, как правило, накладывает отпечаток на всю последующую жизнь. К тому же прежний опыт, ресурсы, модели поведения и т. д. оказываются неприемлемыми для разрешения нынешних сложностей.

Отношения с мужем тоже изменялись, она стала воспринимать их как по?настоящему близкие, поскольку они выдержали такие испытания; ее ощущение заботы, преданности и доверия возросло. Их духовные поиски, которые начались с попыток осмыслить потерю, через несколько лет привели к более полному пониманию присутствия Высшего начала в мире. «Если бы не наш младший сын, не знаю, что было бы с нами теперь», – сказала она в завершение. Так, вместе с опытом потери появилось новое переживание ценности и смысла.

Тяжесть и облегчение

Тем, кто заботится о других, самим нужна помощь и поддержка, которая бы приносила облегчение.Не случайно во многих странах помимо лечебных, образовательных, досуговых центров существуют специальные центры дневной заботы и попечения, куда такого ребенка можно отвести на время от нескольких часов до пары дней, чтобы иметь возможность заняться собой, работать, поехать отдохнуть, побыть наедине с супругом.

Облегчение может дать и изменение понимания смысла происходящего события [3], и принятие ребенка и его возможностей, появление способности видеть крохотные шаги в улучшении его состояния и развития. В этом случае облегчение связано с изменением отношения и со способностью влиять на состояние ребенка. Облегчение довольно часто может быть связано с небольшим упрощением ситуации: с приобретением ребенком новых навыков, позволяющих ему быть более самостоятельным, с появлением социального работника, который помогает маме, или с наличием более удобной коляски, пандуса в подъезде, специальных приспособлений в туалете и ванне и др.

Иногда возможность облегчения приходит вместе с появлением области интересов, не связанных с заботой о ребенке. Надо, правда, заметить, что появление такой не зависимой от ребенка сферы интересов может сопровождаться усилением чувства вины («Я не должен ехать отдыхать, потому что это предательство», «Я не должен доверять ребенка няне, потому что она не позаботится о нем как следует»). Но большинству родителей все же удается найти баланс между голосом вины и желанием большей полноты жизни. Если у родителей формируется такой опыт «независимости», они замечают, что когда возвращаются к ребенку после отдыха или собственных занятий, их отношения становятся лучше, а забота о ребенке более полной.

Бессмысленность и смысл

Нарушение развития бросает вызов способности обнаруживать и порождать смыслы. Многие жизненные истории людей, соприкоснувшихся с этими проблемами, поражают тем, что, несмотря на периоды отчаяния, боли, бессмысленности,в них описывается борьба за создание смысла.И эта способность создавать смысл и борьба за его наличие в жизни и есть поступок человека перед лицом того, что его пугает, лежит вне пределов его власти и контроля. Именно здесь проявляется наша человеческая активность и ответственность. Именно это является началом и сутью духовного пути, на который мы можем выйти благодаря трудностям и потерям. В этом заключается дар, который мы получаем через тяжелые испытания.

Как консультанты, мы не знаем ответы на те вопросы, которые ставят люди, обращающиеся к нам за помощью. Но мы можем предоставить для отдельных членов семьи, семей в целом, целых сообществ особое пространство беседы, в котором возможно поднимать и обсуждать вопросы о смысле, ценностях, значениях и пониманиях. Это пространство подобно строительным лесам, которые дают возможность возводить здание смысла.

Эти эмоционально значимые темы помогают рассказать о переживаниях и пути, который проходит семья, имеющая особого ребенка. По существу эти темы являются универсальными, поскольку возникают при столкновении человека с любой тяжелой жизненной ситуацией, и не специфичны именно для семей, где есть ребенок с нарушениями. Эти темы могут стать для человека шагами на пути его изменения и осмысления событий своей жизни.

Благодарю Ирину Долотову за поддержку и помощь в написании этой статьи.

Литература

Ваништендалъ С.«Резильентность», или Оправданные надежды. Раненый, но не побежденный. Женева: BICE, 1998.

Фюр Г.«Запрещенное» горе. Минск: Минсктиппроект, 2003.

McDaniel S., Hepworth J., Doherty W.J.The Shared Emotional Themes of Illness //Journal of Family Psychotherapy. Vol. 10 (4). 1999. P. 1-8.

«Сборник. Особое детство. Шаг навстречу переменам» 2006г.

[1] Выше мы описывали, как чувство вины способно действовать «по кругу». Что касается взаимоотношения «Я» и чувства вины, то чувство вины разрушает «Я» изнутри, подвергает сомнению право «Я» на существование. Страх блокирует любуюдеятельность, ставит запрет на нее как на опасную. Он как бы «сжимает» «Я» в точке, сохраняя его в целостности, вынося опасность наружу, вне «Я». Страх дает право на бездействие, но через некоторое время и бездействие может вызывать чувство вины. Таким образом, часто страх и чувство вины оказываются в связке. Это значит, что реакции страха, с одной стороны, преувеличиваются, а с другойстороны – возникают ситуации ложной тревоги.

[2] Потеряв что?то, поняв, что нечто стало невозможным, человек испытывает тоску. Войдя с ней в контакт, человек может ощутить, увидеть то, что было для него, возможно, скрыто и в чем он не отдавал себе отчета, но что на самом деле обладало для него большой ценностью.

[3] Например, можно считать, что ребенок с нарушениями – это «божья кара», «наказание за грехи», а можно понять, что этот ребенок имеет собственную судьбу, связанную с судьбой других членов семьи, но вместе с тем и не зависимую от них.

Источник:
Семья с особым ребенком: внутренние процессы и социальные отношения
Вокруг семьи буквально вырастает крепостная стена, ее граница «запирается», устанавливаются жесткие правила общения с окружающим миром. При этом внутри семьи часто наблюдаются хаос и нарушение границ.
http://www.pravmir.ru/semya-s-osobym-rebenkom-vnutrennie-processy-i-socialnye-otnosheniya/

Социальные отношения ребенка

Л.Ф.Обухова. Детская (возрастная) психология >> Отношения принуждения навязывают ребенку систему правил обязательного характера.

Для того, чтобы осознать свое «Я» необходимо освободиться от принуждения, необходимо взаимодействие мнений. Это взаимодействие сначала невозможно между ребенком и взрослым, потому что неравенство слишком велико. Ребенок старается подражать взрослому и в то же время защищать себя от него, а не обмениваться мнениями. Только индивиды, считающие друг друга равными, могут осуществлять «развивающий» взаимный контроль. Такие отношения появляются с момента установления кооперации среди детей.

При кооперировании возникает потребность приспособиться к другому лицу. Столкновение своей мысли с чужой вызывает сомнение и необходимость доказательства. Благодаря установлению отношений кооперации происходит осознание существования других точек зрения. Вследствие этого формируются рациональные элементы в логике и этике, Пиаже считал установление этих отношений необычайно важным фактом. По его мнению, социальная жизнь создает необходимость логических норм

Одно из важнейших понятий в системе психологических взглядов Пиаже — понятие социализации. По его мнению, термин «социальный» имеет два разных смысла. Существуют социальные отношения между ребенком и взрослым. Взрослый для ребенка — источник воспитательных воздействий, он передает ему культуру общества. Ребенок воспринимает взрослого как источник специфически человеческих чувств. При таком понимании термина — ребенок социален с самого начала.

Кроме этих отношений существуют социальные отношения между самими детьми (отношения кооперации) и между ребенком и взрослым (отношения принуждения), которые Пиаже называет социализацией. Будучи с самого начала существом социальным, ребенок социализируется только постепенно. Согласно Пиаже, процесс социализации не регрессирует, а, наоборот, прогрессирует. Социальные отношения детей от 2 — х до 7 — ми лет представляют собой минимум социализации. У ребенка еще не сформированы орудия социализации, он не осознает свое «Я», не координирует точки зрения других людей со своей собственной. Для этого еще не сформирован соответствующий интеллектуальный аппарат и моральные принципы.

В психологии известно другое понимание социализации, введенное в науку французской социологической школой: «социализация» как «очеловечивание» под влиянием воспитания, как «воздействие поколения взрослых на поколение молодых» (Э. Дюркгейм). Человек появляется на свет в качестве природного, асоциального существа. Воспитание, социализация создает в нем новое существо. Оно накладывается на биологическую природу человека, вытесняя свойственные ребенку как природному существу способы мышления. Для индивида такое воспитание выступает как давление, принуждение.

По Пиаже, социализация — это процесс адаптации к социальной среде, состоящий в том, что ребенок, достигнув определенного уровня развития, становится способным к сотрудничеству с другими людьми благодаря разделению и координации своей точки зрения и точек зрения других людей. Социализация обусловливает решающий поворот в психическом развитии ребенка — переход от эгоцентрической позиции — к объективной.

Социальная жизнь, как ее понимает Пиаже, начинает играть прогрессивную роль в развитии ума довольно поздно, лишь на тех этапах, когда складываются отношения кооперации. Только с установлением этих отношений Пиаже связывает овладение ребенком нормами поведения и мышления. Такой перелом в развитии наступает около 78 лет.

До этого периода взаимодействие субъекта с миром вещей и людей подчиняется законам, которые Пиаже описывает в терминах биологического приспособления. Он прямо указывает, что корни умственных операций надо искать в биологии.

Каждое внешнее влияние предполагает со стороны субъекта два дополняющих друг друга процесса: ассимиляцию и аккомодацию. Ассимиляция и аккомодация — корни двух антагонистических тенденций, которые проявляются, когда организм встречается с чем — то новым. Ассимиляция состоит в приспособлении объекта к субъекту, при котором объект лишается своих специфических черт. («Ребенок — раб прямого восприятия»). Аккомодация, напротив, заключается в приспособлении прежде сформировавшихся реакций субъекта к объекту с переходом к новым способам реагирования. По своим функциям эти процессы противоположны.

На протяжении ранних стадий развития любая умственная операция будет представлять собой компромисс между двумя тенденциями — ассимиляцией и аккомодацией. Первичную ассимиляцию Пиаже называет «деформирующей», потому что при слиянии нового предмета со старой схемой его черты искажаются, а схема благодаря аккомодации изменяется. Антагонизм ассимиляции и аккомодации порождает необратимость мысли.

Когда ассимиляция и аккомодация начинают дополнять друг друга, мышление ребенка меняется. Переход от «реализма» к объективности, реципрокности, релятивности основывается на прогрессивном взаимодействии ассимиляции и аккомодации. Когда между двумя тенденциями устанавливается гармония, появляется обратимость мысли, освобождение от эгоцентризма. Любое логическое противоречие, с точки зрения Пиаже, это результат генетически существующего конфликта между аккомодацией и ассимиляцией. Такая ситуация, по его мнению, биологически неизбежна.

Благодаря чему же между ассимиляцией и аккомодацией устанавливается гармонический синтез? Они спонтанно связаны друг с другом с самого начала своего функционирования. И если в течение долгого времени остаются антагонистами, то это происходит только

Такова гипотеза о развитии интеллекта, которую Пиаже наметил в своих ранних работах. Но она представляет собой всего лишь один аспект в развитии интеллекта. Здесь изучается, когда и при каких условиях ребенок начинает осознавать свою собственную субъективность, отделять субъект от объекта, находить место собственной точки зрения в системе возможных других, понимать реципрокность и относительность этих точек зрения. Это эволюция интеллекта в аспекте сознания.

В этой гипотезе наибольший интерес представляет первый в истории детской психологии экспериментальный анализ интеллектуальной позиции ребенка — его эгоцентрической умственной позиции. Открытие эгоцентризма — первое крупное достижение Пиаже в области детской психологии. Оно принесло ему как ученому всемирное признание.

В автобиографии Пиаже писал, что, опубликовав свои первые работы, он не принял достаточных предосторожностей, касающихся формы представления своих заключений, полагая, что они мало будут читаться и послужат, главным образом, в качестве документации для позднейшего синтеза, который будет адресован более широкой аудитории. Однако, вопреки его ожиданиям, эти работы читались и обсуждались так, как если бы были последним словом но этому вопросу. «Этот неожиданный шумный прием заставил меня почувствовать некоторую неловкость, поскольку я вполне отдавал себе отчет, что все еще не организовал свои идеи и едва лишь приступил к их предварительному изложению. . . В молодости не подозреваешь, что в течение долгого времени о тебе будут судить по первым работам и что только очень добросовестные люди будут читать последующие», — писал Пиаже впоследствии.

Л.Ф.Обухова. Детская (возрастная) психология. М., 1996.

Источник:
Социальные отношения ребенка
Л.Ф.Обухова. Детская (возрастная) психология >> Отношения принуждения навязывают ребенку систему правил обязательного характера. Для того, чтобы осознать свое «Я» необходимо освободиться от
http://azps.ru/hrest/85/1484531.html

COMMENTS