Система семейных отношений

Идеальная система семейных отношений

В семье всё взаимосвязано, она очень похожа на организм человека, то есть сбой одного органа приводит к нарушению другого. Такие же изменения влияют на ваше настроение, самочувствие и общее состояние в семье. Не существует ни одного слова или действия, с помощью которого можно было легко справиться с семейной проблемой.

Проблемы в семье всегда поддаются решению, главное — иметь желание их решить. Вот несколько примеров семейных «заболеваний».

Синдром хронической усталости, то есть, человек здоров, но чувствует себя без сил. Он не радуется жизни, окружающие его раздражают. Отсутствие общих интересов, усталость друг от друга появляются через два года семейной жизни. Причинами могут стать: стремление к профессиональным достижениям и рост материальной независимости, когда семья остаётся просто «местом», куда человек постоянно приходит. Это происходит от недостатка теплоты, то есть каждый понимает, что он также хорошо может проводить время и с другими людьми, и поэтому это всё может привести к неустойчивым отношениям в семье. Чтобы этого не произошло, необходимо сознательно сохранять отношения, трудиться над ними. Введите в свою жизнь какие-то мелочи, которые будут доставлять удовольствие всей вашей семье, больше общайтесь со своими домочадцами.

Функциональные семейные расстройства. В течение определённого времени в семье возникает непонимание, разногласия в системе воспитания детей, во взглядах на жизнь и другие. Поэтому очень плохо, когда супруги не могут прийти к общему мнению, и ещё хуже, если всё это вызывает длительные конфликты. В дальнейшем, это приведёт к разрыву отношений, меняя жизнь в худшую сторону. И такое встречается довольно часто.

Случается так, что даже незначительная ссора может закончиться распадом отношений. И самое главное, что начальную тему для ссоры никто не может вспомнить. Поэтому необходимо научиться ограничить ссоры во времени и в пространстве. Это нелегко для мужчин, так как они ссоры в семье переживают очень тяжело. Но для женщин вполне посильно, так как они могут быстро поменять своё поведение и настроение. Необходимо, позабыв о равенстве полов, начинать мириться, так как речь идёт о восстановлении мира и гармонии в семье.

Ни люди, ни семьи не застрахованы от неприятностей. Небольшие удары судьбы приводят к неприятным ощущениям, сильные вызывают острую боль, которая может притупиться, а может и остаться на долгие годы. Каждый человек в своей жизни на всё реагирует по-разному.

Чтобы семейные отношения были гармоничными, больше общайтесь, любите, доверяйте друг другу, ведь всегда можно найти компромисс, который избавит вас от ненужных ссор.

Источник:
Идеальная система семейных отношений
В семье всё взаимосвязано, она очень похожа на организм человека, то есть сбой одного органа приводит к нарушению другого. Такие же изменения влияют на ваше
http://www.garmoniazhizni.com/2015/05/28/sistema-semejnyh-otnoshenij/

Семейная система: Чего не должны знать про вас дети

Семейная система: Чего не должны знать про вас дети

Иерархия – один из параметров семейной системы, призванный устанавливать порядок, определять принадлежность, авторитет, власть в семье и степень влияния одного члена семьи на других.

Нарушения иерархии в семейной системе

Иерархия – один из параметров семейной системы, призванный устанавливать порядок, определять принадлежность, авторитет, власть в семье и степень влияния одного члена семьи на других.

Одно из положений иерархии заключается в том, что в семье родители несут ответственность за детей и имеют всю власть в нуклеарной семье.

Триангуляция — эмоциональный процесс между двумя людьми, который имеет тенденцию вовлекать в отношения третьего. В нарушенной семье, где внутренние границы размыты, родители могут иногда делать детей своими эмоциональными партнерами. Это перевернутая иерархия, при которой статус ребенка в семье равен родительскому.

Пример: «Дочь-подружка». Мама общается с дочерью на равных, как партнеры, как подруги, что приводит к психологическому дискомфорту у ребенка, к смешению ролей, к ослаблению силы ребенка.

В норме сила ребенка должна направляться в социум, использоваться для общения со сверстниками, друзьями и сиблингами (братьями, сестрами).

В случае, когда мама начинает делиться с дочкой тем, какие у неё плохие отношения с папой, как они конфликтуют, делится своими подозрениями относительно измен отца, в душе у ребенка начинает происходить сумятица.

Когда мама становится дочери подругой, в глазах дочери это снижает ее авторитет и, как следствие, дочь непроизвольно эмоционально присоединяется к отцу. Ребенок не хочет слышать подобных вещей, ему тяжело слушать негативные вещи про одного из родителей. В результате дочь старается дистанцироваться от матери. То же происходит и в случае излишне доверительных, товарищеских отношениях одного из родителей с сыном.

Чего не должны знать про вас дети

Затрагивая тему избыточной откровенности в общении с детьми, следует сразу обозначить, чего в норме не должны знать дети.

Дети не должны знать про личные интимные подробности и тайны родителей. В первую очередь это касается сексуальных отношений. Метафорически это звучит так:

«Дверь супружеской спальни для детей должна быть плотно заперта»

Да, дети знают, что дверь эта есть, и на этом – всё.

Также дети не должны знать о добрачных романах, отношениях, влюбленностях родителей. Рассказывая о своих добрачных отношениях детям, мать забирает силу отца и настраивает детей против себя.

То же касается отца, дети не должны знать о его добрачных отношениях. Если имел место брак и дети спросили об этом, имеет смысл сообщить только факт брака и это не должно глубоко фиксироваться, дабы не вызвать тревогу у детей и их сомнения в устойчивости союза родителей.

Теперь вернемся к нарушениям иерархии в семейной системе.

Термин парентификация произошел от английского слова «parents» — родители. В буквальном смысле это означает, что дети функционально становятся родителями собственным родителям. Это вариант перевернутой иерархии часто возникает в случае алкоголизма, или наркомании одного или обоих родителей.

Пример: Если отец химически зависимый и в семье есть сын, то он часто замещает созависимой матери отца. Отец и мать в такой семье зачастую, инфантильные, поэтому ребенок вынужден стать единственным взрослым и нести ответственность за семью, ее существование и гомеостаз. Он принимает решения, он отвечает за границы семьи, делая их жесткими.

Жесткие границы в этом случае выглядят примерно так: никто не должен узнать, что отец зависимый, поэтому никого нельзя звать в дом, ни с кем нельзя делиться происходящим в семье. У такого ребенка, как правило, нет друзей, он ведет замкнутую «взрослую» жизнь. Это перевернутая иерархия, при которой статус ребенка в семье выше родительского.

Другой пример парентификации: в случае ранней смерти матери, дочь функционально заменяет ее и, как следствие, перестает быть дочерью. Она выполняет много домашних женских дел с раннего возраста, ухаживая за отцом и поддерживая его. Так и не познакомившись полноценно с ролью дочки, вырастая, она чаще всего становится функциональной мамой своему мужу.

Нарушение иерархии в сиблинговой подсистеме

Происходит как следствие парентификации, когда старший ребенок берет на себя ответственность за родительскую подсистему, он также берет ответственность и за детскую подсистему (младших детей).

Или другой вариант: когда только в детской подсистеме нет иерархии, нет ведущего и ведомого, старшие и младшие дети на равных. Происходит это, когда один родитель жестко, авторитарно влияет на детей, объединяясь в коалицию с детской подсистемой и ослабляя тем самым другого родителя.

Пример: Папа, который проводит много времени со своими сыновьями разного возраста (спорт, шахматы, рыбалка), не дифференцируя их на старший-младший, а мама при этом находится вне их занятий. В таком случае мама, ощущая себя ослабленной, испытывает раздражение на коалицию отец-сыновья и ищет с кем создать свою коалицию, например со своими родителями или психотерапевтом.

Стоит отметить, что наряду с дисфункциональными коалициями, объединяющими родителя и ребенка, есть и здоровые варианты – это коалиции «по горизонтали», к ним относятся внутрисемейные коалиции между супругами и между сиблингами.

Уважаемые Родители!

Источник:
Семейная система: Чего не должны знать про вас дети
Иерархия – один из параметров семейной системы, призванный устанавливать порядок, определять принадлежность, авторитет, власть в семье и степень влияния одного
http://econet.ru/articles/176843-semeynaya-sistema-chego-ne-dolzhny-znat-pro-vas-deti

Семья как система: законы и особенности

Семья, с точки зрения системной семейной терапии, представляет систему. Вообще, система – это кибернетическое понятие и суть его сводится к следующему. Несмотря на то, что система состоит из отдельных частей, она функционирует на новом уровне и ее функционирование нельзя свести к суммарному функционированию ее членов. Это правило называется «целое больше, чем сумма его частей». Семья Ивановых – это нечто большее, чем Маша Иванова и Саша Иванов. Семья Ивановых обладает новыми потребностями и целями, отличными от личных потребностей мужа и жены.

Другой особенностью является взаимное влияние каждого из членов системы друг на друга и систему в целом. В семье вообще не действует обычная линейная причинная связь, типа «муж пришел поздно, поэтому я разозлилась». В семье всегда работает круговая причинность, типа «я отказала мужу в ласке, поэтому он пришел поздно, тогда я разозлилась и ушла ночевать к маме. Мужу снова не хватило внимания, и он вовсе перестал приходить ночевать».

Семью, как систему, можно сравнить с целостным живым организмом, имеющим свои желания и потребности. И эти желания оказываются более весомыми, чем потребности ее отдельных членов. Поэтому в семье люди ведут себя по-особому. Часто так оказывается, что кто-то из семьи понимает неадекватность своего поведения и реакций, но ничего изменить не может. Потому что его реакции задаются семейной системой и той ролью, которая ему в ней отводится. Я, как психотерапевт, часто сталкиваюсь такой проблемой, что человек жалуется на свою неуспешность, ищет, часто подолгу, причины в себе, занимается самокопанием и самоедством, а при ближайшем рассмотрении оказывается, что проблема то не в нем, а в структуре семейной системы. Он оказывается своего рода «мусорной корзиной», в которую его, не вполне благополучная система сбрасывает весь негатив.

В системной терапии такая ситуация называется «идентифицированный пациент». Смысл таков, что патология находится не в этом конкретном человеке, а в семейных взаимоотношениях. Чаще всего идентифицированными пациентами становятся дети, подростки и другие, наиболее зависимые и несамостоятельные члены семьи. Наличие нездорового члена помогает как-то стабилизировать семью, потому что все хорошее оказывается «в нас, в семье», а все плохое «в нем». Распространенный пример, «мы (семья) – интеллигентные люди, а он – алкоголик (бездельник, психбольной)». Если же попытаться интегрировать слабого члена системы, то всей семье придется тоже изменять свой семейный миф, а здесь есть серьезные трудности.

Как видите, перед семьей стоит непростая задача и можно выделить два типа семейных систем по признаку того, как они могут разрешить эти противоречия. Семьи бывают функциональные и дисфункциональные.

Функциональная семья способна выдержать все типичные кризисы семейной жизни. Эта лодка способна продержаться и в штиль и в ураган. В функциональной семье развитие каждого из ее членов является приоритетным. Муж поддерживает жену в ее начинаниях, она его. Важный момент, в функциональной семье самые сильные эмоциональные связи располагаются по горизонтали: между мужем и женой, между братом и сестрой. Вертикальные эмоциональные связи, например, между мамой и сыном, должны быть на втором месте. Поэтому, распространенная гордость мамы, что она «всю себя посвятила детям» – это признак дисфункциональной семьи, которая может развалиться при ближайшем кризисе.

В функциональной семье используются функциональные стабилизаторы. Стабилизаторы семейной системы – это определенные стереотипы взаимодействия, которые приводят семью к равновесию. Функциональные стабилизаторы – это общие интересы, досуг, благополучные дети и их развитие.

В дисфункциональной семье все по-другому. Эмоциональные связи между супругами часто стоят на втором, а то и последнем месте. Часто мать, недовольная своим мужем, всю себя посвящает детям. Дети и их проблемы, обычно выступают негативным стабилизатором во взаимоотношениях. Вообще, детские трудности, страхи, болезни – это не проблемы детей, а проблемы взаимоотношений.

Дети очень чувствительны к невысказанным сложностям семьи и бессознательно сами играют ту роль, которую от них требует поддержание семейного гомеостаза. Например, родители все время ссорятся о том, как им воспитывать сына, который не хочет в школу. Если убрать все эти ссоры вокруг ребенка, то часто оказывается, что и поговорить то им больше не о чем. Другой вариант, у ребенка детская астма. Мама с папой постоянно ругаются и замолкают только тогда, когда у ребенка приступ. Так болезнь ребенка позволяет сохранить равновесие в семье.

Алкоголизм – это, обычно, семейная проблема. Ссоры вокруг пьянства часто служат способом выпустить пар и не касаться реальных сложностей во взаимоотношениях. Муж в этом случае часто проявляет пассивную агрессию. Классическая ситуация, он в трезвом виде молча терпит недовольство жены, а тут напьется и…понеслось. В этом случае важно, чтобы жена проявляла крайнюю нетерпимость к алкоголю. В моей практике был случай, когда на прием явились теща с новоиспеченной женой и начали сетовать на алкоголизм молодого мужа. Выясняется, что муж позволяет себе бутылку пива по выходным. Я спрашиваю: «Это которая полтора литра?». «Нет, — отвечают, обычная, ноль пять». Вот так мужья и становятся алкоголиками. Это конечно, утрированный случай, но жизненный.

Следующий признак дисфункциональной системы – это незавершенные эмоциональные связи вне текущей семьи. Главное правило гласит – эмоциональные отношения в текущей семье важнее всех предыдущих. Поэтому мамы, папы, бывшие жены и даже дети от бывших жен должны оставаться на втором месте. Если у мужа или жены сильная эмоциональная связь с матерью, она каждый день звонит и интересуется, то эта связь будет растягивать новую пару подобно магниту.

В отношениях со свекровью и тещей все тоже достаточно просто. Если, например, свекровь наседает на невестку, то это потому и только потому, что муж не дает матери прямого указания: « Мама, это моя женщина, я ее люблю и я хочу, чтобы ты к ней относилась доброжелательно и уважительно». Напротив, такой муж осознанно или неосознанно поддерживает соперничество между двумя важными для него женщинами. То же самое справедливо и для тещи и бывших супругов.

Часто бывает, что жена во время ссор переезжает к родителям. Это тоже признак нестабильной семьи и делать этого не следует. Если семья сможет перенести все свои сложности без пространственного разрыва, то это даст ей шанс для гармоничного существования в будущем и воспитания здоровых детей.

Перевести семейную систему из дисфункционального состояния в функциональное можно, хотя и сопряжено с рядом трудностей. Главное, на мой взгляд, желание договариваться, возможность принятия собственных ошибок и работа над патогенными стереотипами взаимодействия. Часто появляется борьба за то, кто должен сделать первый шаг, т.е. озвучить проблему и начать поиск ее решения.

С одной стороны, мужчины чаще обращаются на терапию с семейными трудностями, когда ощущают себя «главой семьи», а глава семьи это не тот, кто больше зарабатывает, а тот, кто себя осознает ответственным за семью, ее существование и развитие. С другой стороны, у женщин, в силу психологических особенностей гораздо больше возможностей для эмоционального принятия и примирения. Так что, если действовать сообща, то результат не заставит себя долго ждать.

Источник:
Семья как система: законы и особенности
Семья, с точки зрения системной семейной терапии, представляет систему. Вообще, система это кибернетическое понятие и суть его сводится к следующему. Несмотря н …
http://www.b17.ru/article/61111/

Системный подход в семейной психологии

В рамках системного подхода семья рассматривается как социальная система, объединяющая группу людей и их взаимоотношения, т.е. это комплекс элементов и их свойств, находящихся в динамических связях и отношениях друг с другом. Семейная система первична по отношению к своим составляющим — часто то, что происходит в семье, не зависит от намерений и желаний людей, а подчиняется правилам функционирования семейной системы [Варга А.Я., 2001].

Семья представляет собой открытую систему, элементы которой взаимодействуют друг с другом и с окружающими системами. Вследствие действия «прямых и обратных связей» с внешними биологическими и социальными системами семья является постоянно развивающейся системой. Внешние силы могут оказывать положительное или отрицательное влияние на семью, в свою очередь последняя воздействует аналогичным образом на другие системы. Таким образом, семейная система стремится, с одной стороны, к сохранению сложившихся связей, с другой — к развитию и переходу на более высокий уровень функционирования.

Функционирование семейной системы определяется взаимосвязанным действием двух законов —закона гомеостаза и закона развития.

Согласно закону развития, каждая семья проходит свой жизненный цикл — последовательность смены событий и стадий. Каждая семья, согласно организмическому взгляду, проходит стадии своей трансформации от возникновения (рождения) до прекращения жизнедеятельности (смерти). В литературе описываются системы периодизации развития семьи с различными стадиями жизненного цикла [Варга А.Я.; Карабанова О.А., 2001; Николе М., 1984; Черников А. В., 2001; Эйдемиллер Э.Г., 1999].

Но все они выделяют следующие стадии:

  1. добрачный период — стадия монады (взрослый вне брачного союза);
  2. образование новой семейной пары — стадия диады;
  3. семья с маленькими детьми (включает в себя стадию триады, появление нескольких детей, выход детей во внешний мир — сад, школу);
  4. семья с детьми подросткового возраста;
  5. стадия отделения детей от родителей;
  6. семья после отделения детей (стадия диады).

Условиями, определяющими содержание той или иной стадии, являются некоторые обязательные для этой системы события (например, брак), задачи (рождения и воспитания детей), а также изменение физического возраста людей и соответственные изменения стадий психического развития. Эти стадии универсальны для любого общества, но их прохождение имеет свою специфику, обусловленную традициями и культурой каждой отдельной страны [Варга А.Я., 2001; Карабанова О.А., 2001].

Основной задачей стадии монады является эмоциональное отделение детей от семьи родителей, приобретение ими профессии и финансовой независимости. На этой стадии молодому человеку важно приобрести опыт самостоятельной жизни, проверить на практике правила, усвоенные в родительской семье.

Специфика российской семьи заключается в том, что эта стадия, как правило, отсутствует — у нас распространены двухпоколенные, а не однопоколенные семьи, вследствие чего молодой человек не вырабатывает своего отношения к правилам, которые были предложены его родительской семьей. Он усваивает эти правила, а потом транслирует их своей семье.

Для успешного прохождения второй стадии (диады) супругам необходимо совместно выработать систему семейных ценностей, осуществить распределение ролей, занять определенную позицию в обществе и установить отношения с расширенной семьей, что часто обусловливается общественно-культурным влиянием.

В российской действительности очень распространенной моделью является вхождение молодого супруга в новую семью на правах ребенка, что препятствует формированию диадического самосознания, новых — супружеских — ролей. Происходит ассимиляция семейных правил «принимающей семьи».

Появление детей — стадия семьи с маленькими детьми — предполагает перестройку структурно-функциональных особенностей семьи, изменение функций и обязанностей ее членов. Формируются родительские позиции, вырабатывается воспитательная политика, выстраиваются новые отношения с расширенной семьей с включением ролей бабушек и дедушек как прародителей. С появлением второго (и т.д.) ребенка семейная система вынуждена опять же перестраиваться. При этом формируется подсистема детей, причем порядок рождения детей, разница в их возрасте значительно влияют на положение детей в семье и их функции.

На этой стадии происходит также знакомство детей социальными институтами — детским садом, школой. Успешность адаптации ребенка в новой социальной среде является индикатором успешности функционирования семейной системы.

В российских семьях в воспитании детей велика роль прародителей, что часто приводит к смешению ролей в семье, образованию межпоколенных (дисфункциональных) коалиций, распространены случаи, когда функциональными матерями являются бабушки.

Основной задачей семьи с детьми подросткового возраста является пересмотр системы детско-родительских отношений, признание за ребенком права на самостоятельность. Эта стадия обычно совпадает с кризисом среднего возраста родителей и кризисом пожилого возраста прародителей, что требует максимальной мобилизации ресурсов семьи для обеспечения эмоциональной поддержки всем членам семьи. Эта стадия характеризуется особой уязвимостью семейной системы.

В российской действительности особенно важно предоставление самостоятельности подросткам, так как проблема дифференциации от родителей является очень актуальной. При этом семья выступает в качестве определенного демпфера, обеспечивая относительно стабильную систему представлений, норм и ценностей, что очень важно в условиях быстрых социализационных изменений, характерных для данного возраста. По исследованиям С. А. Баклушинского [Психология развития, 2001], подростки, для которых семья остается наиболее значимой частью их социальной сферы, в большей степени склонны воспринимать социальную ситуацию как стабильную и устойчивую, а и х Я-концепция более адекватна и устойчива, чем у тех их сверстников, для которых семья менее значима.

Целью прохождения стадии отделения детей от родителей является построение отношений между родителями и детьми по типу «взрослый —взрослый» — отношений двух людей без эмоциональной зависимости. Значение полной эмоциональной сепарации от родителей велико: если этого не происходит (сепарация частичная, неполная), то у детей велика вероятность проекции сепарации на собственный брак. Перед супругами возникает необходимость заново выстраивать диадные отношения.

Стадия семьи после отделения детей связана прежде всего с вхождением супругов в завершающий период онтогенетического развития — период старения и старости, необходимостью пересмотра своих ролей и функций, поддержания интересов и видов активности.

Прохождение жизненного цикла представляет собой смену периодов кризисов развития и периодов стабилизации в жизни семьи и является так называемым «горизонтальным стрессором» [Эйдемиллер Э.Г., 1999].

В системной семейной терапии существует понятие «идентифицированный пациент» — «член семьи, отклоняющееся поведение и психологические проблемы которого являются непосредственным поводом обращения семьи к психотерапевту» [Системная семейная терапия, 2002, с. 88].

Симптомы появляются, если имеет место смещение или нарушение процесса прохождения жизненного цикла семьи, как средства уравновешения «застрявшей» системы. «Идентифицированный пациент» может появиться в семье как при попытке сохранения гомеостаза во время прохождения какой-либо стадии жизненного цикла, так и при разрешении конфликта неадекватным способом. Две наиболее важные функции симптомов — морфостатическая и морфогенетическая [Системная семейная терапия, 2002; Черников А. В., 2001].

Морфостатическая функция — блокирование отрицательных эмоций между членами дисфункциональной семьи создает ситуацию перенапряжения, вследствие чего у одного из членов семьи формируется симптом, позволяющий семье редуцировать напряжение и тем самым сохранять семейный гомеостаз. Симптом, как правило, возникает у того, кто имеет низкий статус в семье, лишен власти и прав, материально зависим. Такими лицами чаще всего оказываются пожилые люди, женщины, дети.

Морфогенетическая функция симптома — позитивная обратная связь, отклонение в сторону усиления колебаний семейной системы, целью которой является изменение семейной системы, переход на другую стадию.

Симптом играет огромную роль в жизни дисфункциональной семьи — часто вся деятельность такой системы направлена на его поддержание. Снятие симптома может привести к усугублению внутрисемейной ситуации, поэтому центральный вопрос семейной психотерапии заключается не в том, как избавиться от симптома, а в том, что произойдет, если он исчезнет; как будет функционировать система после исчезновения симптома и какую цену ей придется за это заплатить.

При выстраивании картины функционирования семейной системы особую роль играют стратегии описания внутрисемейных процессов. Выделяют линейные и циркулярные процессы. Линейность и циркулярность представляют собой контрастные подходы в установлении связи между событиями. Наиболее очевидное различие между ними состоит в структуре связей между элементами паттернов поведения. Если линейные паттерны представляют собой последовательности типа: А->В->С, то циркулярные формируют закрытые петли и являются возвратными: А-> В->С->А и т.д. или АВ, ВС, СА [Черников А. В., 2001].

Важное отличие этих паттернов касается понятий времени и значения. Линейность неразрывно связана с идеей непрерывности времени, установления причинно-следственных отношений. Циркулярность же основана на взаимоотношениях элементов. Циркулярные объяснения основаны на том, что элементы значат друг для друга и как изменения одного подразумевают изменения другого. Когда идентифицируются циркулярные паттерны или выдвигаются циркулярные гипотезы, временные последовательности проецируются на область настоящего и имеют значение с точки зрения функционирования «здесь и теперь». Циркулярные объяснения чаще используются для понимания психических событий, а линейные являются лучшими для понимания физических событий.

Циркулярные описания являются системными, так как они предполагают больше альтернатив для терапевтических действий. Сохранение гомеостаза в семейных системах, несомненно, является циркулярным процессом.

Таким образом, семья играет большую роль в жизни отдельной личности и общества в целом. Являясь важнейшим элементом социального плана развития каждого человека, семья не только обеспечивает личностное развитие отдельного индивида, но и играет ведущую роль в формировании патогенных ситуаций и психических нарушений [Шапиро А.З., 1994; Эйдемиллер Э.Г., 1999].

Системный подход показывает, что проблема конкретного члена семьи является индикатором дисфункциональности семейной системы в целом, семья рассматривается как единица психологического воздействия [Черников А. В., 2001].

Семья представляет собой гибкую систему, реагирующую на внешние и внутренние воздействия структурно-функциональными изменениями. Без этих изменений функционирование семьи является дисгармоничным, препятствующим личностному росту членов семьи, компенсирующим возникающее напряжение появлением и закреплением симптомов [Аккерман Н., 1982; Сатир В., 2000; Системная семейная терапия, 2002].

Источник:
Системный подход в семейной психологии
В рамках системного подхода семья рассматривается как социальная система, объединяющая группу людей и их взаимоотношения, т.е. это комплекс элементов и их
http://pro-psixology.ru/psixologicheskoe-obsledovanie-semi/570-sistemnyj-podxod-v-semejnoj-psixologii.html

Структура семьи, система семейных отношений

Семья это самая малая ячейка общества. Благополучие общества в целом невозможно рассматривать без создания благополучных условий в семье. Именно с этим связан глубокий интерес общества и государства к вопросам семьи, отраженный в концепции семейной политики. Для укрепления института семьи создаются специальные социальные службы, государственные и общественные организации.

Вопрос семейных отношений не может не волновать каждого из нас так как все мы являемся частью семьи и каждый мечтает о создании своей семьи. Когда люди строят свои ожидания о будущей семейной жизни, они хотят достичь в браке удовлетворения своих потребностей и обрести счастье. Существует определенная зависимость между удовлетворенностью в браке и конфликтностью в семье, а так же это влияет и на количество разводов. Для достижения гармонии отношений между мужем и женой, необходимо научиться разрешать конфликты т.к. счастливый брак это не тот брак, где нет конфликтов, но тот в котором их умеют решать. Молодые люди, желающие вступать в брак, и супружеские пары нуждаются в консультировании по вопросу семейных конфликтов.

Вопросами семейных отношений и семейных конфликтов посвящено много работ ученых в области социологии, психологии и социальной работы.

«Современная семья и ее проблемы служат объектом исследования ряда наук — психологии, педагогики, социологии, демографии, экономики». 8, с.3 Объектом исследования данной работы являются семейные (супружеские) отношения и семейные конфликты. А предметом исследования являются причины семейных конфликтов.

Семейные отношения влияют на многие сферы жизни. Люди, испытывающие неудовлетворенность в семье и находящиеся в напряженном состоянии, а так же испытывающие конфликт в семье имеют потенциальную опасность к заболеваниям, асоциальному поведению, снижению производительности и продуктивности труда, совершению преступлений и разводу. Знание причин возникновения конфликтов и их типологии помогает правильно поставить социальный диагноз и оказать необходимую социальную помощь. Деятельность социального работника в такой ситуации направлена на оказание помощи в преодолении конфликта. Избежать и предотвратить все конфликты невозможно, но важно научить правильно вести себя в конфликтной ситуации, чтобы разрешать конфликты вовремя и эффективно.

Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник:
Структура семьи, система семейных отношений
Семья это самая малая ячейка общества. Благополучие общества в целом невозможно рассматривать без создания благополучных условий в семье. Именно с этим связан глубокий интерес общества и государства
http://vikidalka.ru/2-8477.html

COMMENTS