Психология эгоизма

Интегральная психология

«Если же путь, который, как я показал, ведет к этому, и кажется весьма трудным, однако, все же его можно найти. Да он и должен быть трудным, ибо его так редко находят. В самом деле, если бы спасение было у всех под руками и могло быть найдено без особого труда, так как же могли бы почти все пренебрегать им? Но все прекрасное так же трудно, как и редко».

Почему мы решили уделить внимание именно этим свойствам человеческой личности на страницах нашего сайта? Выделить для их изучения отдельный раздел?

Свойство альтруизма кажется нам чем-то непонятным и совершенно бесполезным. Эгоизм — что-то до боли знакомое, особенно мешающее нам в наших близких и обидное, при уличении нас в проявлении этого качества.

С другой стороны, если мы вглядимся пристальнее в законы природы, мы обнаружим, что вся природа функционирует по законам альтруизма. Самые очевидные примеры: все клетки в нашем теле функционируют лишь на благо всего организма, вся неживая, растительная и животная природа функционируют ради поддержания баланса общей природной системы.

Если же мы еще пристальнее вглядимся в причины всех наших человеческих проблем и страданий и не побоимся посмотреть правде в глаза, то мы увидим, что причина их находится внутри нас самих. И причина эта — свойство человеческого эгоизма, проявляющееся в самых различных видах и самым безобразным образом отравляющее нашу жизнь.

Возможно, что именно в изучении этих двух противоположных феноменов: эгоизма и альтруизма, откроются новые возможности в поиске новых путей помощи человеку.

Проживая свою жизнь, проходя через серию событий своей жизни, человек выносит определенный итог о том, кто он и почему все это с ним происходит? И как знать, может быть, переход из одного свойства в другое: от эгоизма к альтруизму — это как раз то, чему должен научиться каждый человек.

Практически все фундаментальные психологические теории оперируют этими феноменами: «эгоизм» и «альтруизм», называя их по-своему, и изучая их под тем или иным углом.

В подборке статей на эту тему Вы сможете познакомиться с обзором основных психологических теорий личности с точки зрения их взглядов на эти два феномена. Так же мы постарались подобрать труды специалистов и психологов, изучавших эти свойства человеческой природы.

Карл Юнг, основоположник Аналитической теории говорил, что чем более мы осознаем себя посредством самопознания и действуем в соответствии с этим, тем более слои личного бессознательного, накладывающиеся на коллективное бессознательное уменьшаются. Таким образом: «в процессе индивидуации возникает сознание, которое не порабощено мелким, излишне чувствительным миром вещных интересов. Расширенное сознание — это уже не тот раздражительный, эгоистический комок личных желаний, страхов, надежд и амбиций, который всегда нуждается в компенсации или исправлении с помощью противоположных тенденций бессознательного, это функция отношений с миром объективности, выводящая индивидуума в абсолютное, связующее и неразрывное общение с широким миром. Индивидуация означает лучшее и более полное исполнение коллективных качеств и целей человеческого бытия» (К.Г. Юнг, 1928).

Источник:
Интегральная психология
интегральная психология, Интегральная психология. Изучение феноменов эгоизма и альтруизма. Елена Наймарк. Женщины добрее мужчин, Интегральная психология. Природа человека. Нарицын Н.Разумный эгоизм
http://i-psy.ru/content/blogcategory/15/123/

Психология эгоизма

Эгоизм в человеческих взаимоотношениях. Эгоизм как нормальное качество психически здорового и имеющего нормальную самооценку человека. Несформированность регуляции поведения. Степени проявления эгоизма. Потребности каждого конкретного человека.

«Субъективный локус контроля» по Роттеру. Статистическое исследование взаимосвязи уровня эгоизма и экстернализма личности. Особенность проявления эгоизма у различных по социальному статусу, уровню благосостояния, гендерному и возрастному показателю людей.

Межличностные и групповые конфликты. Возникновение конфликта, способы его измерения и выхода из конфликтной ситуации. Справедливость как основополагающий фактор сохранения равновесного состояния общественных отношений. Понятия «альтруизм» и «эгоизм».

Характеристика конфликтогенов, играющих главную роль в возникновении конфликтов. Основные типы конфликтогенов по Егидесу: нарушение правил, стремление к превосходству, проявления эгоизма. Персональные, организационные, производственные конфликтогены.

Пессимистический взгляд Артур Шопенгауэра на взаимоотношения между людьми в процессе общения и взаимодействия. Принцип эгоизма. Причины и последствия болезненных привязанностей человека. Соблюдение дистанций, умение человеком разбираться в людях.

Факторы формирования национальной психологии русского народа, особенности национального менталитета. Проблема национального эгоизма. Борьба народа за выживание в невероятно трудных условиях. Система ценностей русского человека. Национальный эгоизм.

Определения любви, данные Э. Роттердамским, Э. Фроммом и древними философами. Любовь к себе как основа любви к другим. Соотношение любви и эгоизма. Отличия любви и привязанности. Признаки любви: самоотдача, доверие. Неотъемлемая часть любви — боль.

Дошкольное детство (3-7 лет). Кризис 7 лет. Агрессивность, упрямство детей дошкольного возраста. Дух противоречия. Эмоциональная неуравновешенность. Неврозы детей, причины и следствия. Эгоизм, эгоцентризм дошкольника.

Идеи американского психолога Абрахама Харольда Маслоу. О понятии «пирамиды потребностей». Основные проблемы в удовлетворении человеческих потребностей на примере человека, имеющего проблемы со слухом. Базовые, познавательные потребности и возможности.

Влияние эмоций и желаний на состояние здоровье человека, возможности управления ими. Основные разрушительные страсти человека. Причины проявления суицида среди подростков. Влияние здорового образа жизни на психологическое и физическое развитие человека.

Образцы житейской мудрости в отношении семьи. Советы: как изменить свои привычки и побороть эгоизм. Развод как социально-психологический феномен, его связь с изменением типа отношений в современной семье. Необычные рецепты счастливого и успешного брака.

Источник:
Психология эгоизма
Эгоизм в человеческих взаимоотношениях. Эгоизм как нормальное качество психически здорового и имеющего нормальную самооценку человека. Несформированность регуляции поведения. Степени проявления эгоизма. Потребности каждого конкретного человека. Психология, русский язык
http://allbest.ru/k-3c0a65635a3ac69b5d43a89421206d27.html

Психология эгоизма

«… в опросах специалистов через «Литературную газету» в 1990 г. я попробовал вычленить «человека биологического» из нашего конкретного, социального, и получить количественные данные для модели личности.

Для этого в анкете из 40 пунктов читателям задавались вопросы, составленные исходя из моей гипотезы о механизмах психики, с альтернативными и градуальными вариантами ответов.

Мы получили около 4000 ответов, рассортировали их по профессиям и выбрали «экспертную группу» — из психологов, педагогов, врачей, юристов, то есть, людей, имеющих отношение к психологии. Таких набралось около пятисот. Затем по анкетам провели статистический анализ. Данные опросов были опубликованы в популярных журналах.

Впрочем, я не столь наивен, чтобы поверить в практическую ценность этих ответов и моделей. Но что сделаешь? На то и наука! […]

Общественные потребности являются биологической основой этики. Полностью это признали 56%, частично 26%, отвергли — 18% (из числа ответивших определённо).

Превалирование эгоизма над альтруизмом — в десять раз — признали почти все.

Количественная мера эгоизма отразилась в таких цифрах: люди, в среднем, готовы отдавать для своих детей 15% дохода, детям в своем городе — 1,5%, в своей стране — 1%, а детям в Африке – 1%

Эгоизм, как и властолюбие, связаны с лидерством: «за» 80%. Культура сдерживает эгоизм: «за» 81%. В коллективе эгоизм уменьшается незначительно. Но, в принципе, коллективизм ценится не очень высоко: за хороший коллектив граждане готовы жертвовать всего 7% дохода. Образование на это не влияет.

Только 40% согласились, что у «слабых» людей есть потребность объединяться против «сильных». Ещё 71% признали потребность в вере».

Амосов Н.М., Моё мировоззрение, М., «Аст»; Донецк «Сталкер», 2003 г., с. 42-43.

Источник:
Психология эгоизма
«… в опросах специалистов через «Литературную газету» в 1990 г. я попробовал вычленить «человека биологического» из нашего конкретного, социального, и получить количественные данные для модели
http://vikent.ru/enc/4766/

COMMENTS