Психология тема семья

ПСИХОЛОГИЯ СЕМЬИ

Как социальная группа семья решает задачи, которые касаются лиц, которые ее составляют, а также те, что касаются непосредственно общества. Благодаря репродуктивной функции семья обеспечивает воспроизводство общества. Кроме того, брак является принятой обществом формой удовлетворения сексуальных потребностей людей. Взрослые члены семьи, выполняя в обществе Профессиональные функции, своим трудом создают экономические основы существования семьи, обеспечивают его материальные и культурные потребности. Семья выполняет обслуживающую и попечительский функции в отношении своих членов, обеспечивая им предоставление различных услуг, а также заботясь о тех, кто нуждается в помощи (дети, старые или больные и инвалиды). Таким образом в семье удовлетворяются альтруистические потребности.

Семья воспитывает для общества новых граждан, передавая им язык, основные формы поведения, национальные традиции и обычаи, моральные и духовные ценности. Семья выполняет соціалізуючу функцию. Социализации испытывают не только дети, которые благодаря ей уростають в общество, а именно супругов, поскольку адаптация к брачных, родительских и других семейных ролей — это также соціалізуючий процесс. Одновременно он удовлетворяет родительские потребности в воспитании детей и обогащает новым социальным опытом личности брачных партнеров.

Семья способствует сохранению психического здоровья общества благодаря выполнению психогигиенической функции, которая заключается в обеспечении чувства стабильности, безопасности, эмоционального равновесия, а также условий для развития личности своих членов. Стабильная, хорошо функционирующая семья позволяет каждому лицу, которая ее составляет, удовлетворять такие потребности, как любовь, эмоциональная близость, аффиляция, понимание и уважение, признание и тому подобное. В такой семье индивид имеет условия для самореализации, самоутверждения, обогащения и развития своей личности Итак, семья существенно влияет на своих членов, удовлетворяя их потребности — биологические, эмоциональные, психосоциальные и экономические.

Изменения, происходящие в жизни семьи, тесно связаны с изменениями и преобразованиями в обществе, частью которого она является. Разные социальные сдвиги, индус гріалізація, урбанизация, профессиональная работа женщин, изменения в материальной и духовной культуре, обусловленные научно-техническим прогрессом, улучшением средств коммуникации и тому подобное, влияют на семью. В частности, они вызывают изменения ролей и позиций в пределах семьи, ценностных ориентаций, норм и способов поведения, уклада семейной жизни вообще

Каждая семья создает собственную мікрокультуру на основе общесемейных ценностей, традиций, обычаев, норм и правил поведения. Брачная пара, развивая собственный стиль жизни, опирается при этом на устоявшиеся в конкретном обществе нормы, а также те, заимствованные из родительских семей и обогащенные опытом своей самостоятельной жизни.

Семья как малая социальная группа испытывает определенные динамических преобразований, связанных главным образом с течением жизни индивидов. В развитии каждой семьи можно выделить несколько фаз: начальная фаза супружеской жизни — до рождения первого ребенка; три родительские фазы, охватывающие периоды роста и воспитания детей; фаза, когда дети стали социально зрелыми и отделяются от родителей; пенсионное супругов. Переход из одной фазы в другую характеризуется изменением структуры семьи, ее функций, перестройкой внутрисемейных отношений и взаимодействия в соответствии с новыми задачами, которые возникают в различные периоды семейной жизни.

В начале каждой фазы может создаваться специфическая кризисная ситуация, связанная с приспособлением членов полыни до новых семейных задач и функций, изменением ролей и позиций. Изменения в количественном и возрастном составе семьи вызывают преобразование всех ее функций — экономической, защитной, психологической, социализирующей и др. Это требует пересмотра предыдущего образа жизни семьи. Успешное функционирование семьи в новых условиях обогащает лиц, которые ее составляют, новым опытом и свидетельствует об их адаптивные возможности.

Психологический анализ семьи как малой социальной группы, условий и механизмов ее функционирования предполагает изучение ценностных ориентаций супругов, которые являются одним из конституюючих семью факторов, регулирует взаимоотношения супругов, определяющее их отношение друг к другу, к детям, других людей, окружающего мира вообще. Расхождения в индивидуальных системах ценностных ориентаций супругов является главным препятствием для семьи, ее полноценного функционирования. Острые конфликты, возникающие на этой почве, делают невозможным нормальное внутрисемейное общение и создают опасность для существования семьи.

Система ценностных ориентаций семьи не является постоянной в течение всего ее жизненного цикла. Общесемейные ценности не всегда включают в себя ценностные ориентации каждого из супругов. Диапазон ценностных ориентаций отдельных лиц семьи может быть уже или шире от общесемейных. Чем более широкий объем индивидуальных ценностей супругов, тем больше у них возможностей для взаимопонимания, то есть для единства.

Расхождения в системах ценностных ориентаций супругов могут служить почвой для многих семейных конфликтов, в частности таких, как конфликт семейных ролей, борьба за лидерство в семь и, конфликт как средство снятия напряжения, конфликт как защита собственного «Я». В основе каждого из них лежит противоречие между сложившимися до брака ценностными представлениями каждого из супругов о ролевые функции мужа и жены в семье и способы их реализации. Конфликт может возникнуть и в результате столкновения привычных для каждого из супругов путей и способов удовлетворения социокультурных, интеллектуальных, эстетических других потребностей, стремление отстоять свою индивидуальность, попытки согласовать представление о себе с мнением партнера.

Конфликтная ситуация в сфере ценностных ориентаций, что препятствует созданию взаимоприемлемой системы семейных ценностей более широкого объема, чем индивидуальные, делает невозможным интеграцию семьи, а следовательно и выполнения ею своих обязанностей, создает опасность для ее существования. Вызывая напряжение в семейных отношениях, конфликты ценностных ориентаций дезинтегрують семью.

Большинство существующих типологий семей разработана на основе выявленных особенностей спілкувати? и межличностных отношений в семье, обусловливающие определенное взаимодействие членов семейной группы и присущие только ей способы влияния супругов друг на друга и на детей. На этой основе семьи условно разделяют на несколько полярных типов.

По характеру психологической и ценностно-ориентационной единства различаются гармоничные и дисгармоничные семьи. Первые, Кроме того, делятся на естественно и искусственно гармоничные. Естественно гармоничные семьи характеризуются совпадением целей, мотивов, эмоциональных и познавательных установок членов семейной группы, благодаря чему обеспечивается их психологическая совместимость. В искусственно гармоничных семьях согласие является результатом сознательных усилий членов семьи. В таких семьях заметно стремление приспособиться друг к другу, порой ценой ограничения собственных потребностей, привести их в соответствие к потребностям и запросам других членов семейной группы.

Дисгармоничным семьям присуща расхождения в системах ценностных ориентаций, потребностей, мотивов и целей членов семейной группы. Адаптация их друг к другу ситуативная, перманентная, а то и декларативная. Ролевые обязанности в таких семьях нередко выполняются из принуждения, что создает психологическое напряжение в семейном общении. Эмоциональная дистанция между мужчиной и женщиной и другими членами семьи создает благоприятную почву для возникновения психологической несовместимости, а следовательно, и межличностных конфликтов.

Общение в альтруистичных семьях основывается на сознательном признании каждым членом семьи ответственности за благосостояние других. Поведение членов семьи зачастую идет вразрез с собственными нуждами и запросами — по принципу «жить для других». Каждый в такой семье является ценностью сам по себе, а не потому, что дает какую-то пользу, то есть создает для семьи материальное благополучие и обеспечивает ей высокий социальный статус и др. Даже члены семьи, которые нарушают принятые в ней нормы поведения, не становятся изгоями, наоборот, им всячески помогают найти правильный путь.

По количеству и характеру коммуникативных связей различаются открытые и закрытые семьи. В открытых личностная направленность не ограничивается лишь кругом семейных интересов и целей. Члены семьи включены в различные социальные связи Спецификой открытой семь и стремление к новым контактам. Благодаря этому повышается их социально-защитный потенциал. Они имеют возможность компенсировать неудачу в одной общественной сфере переключением своих интересов в другую.

Закрытые семьи является коммуникативно самодостаточными. Количество внесемейных социальных контактов у них слишком ограничена, и, как правило, они не стремятся к их расширению. Главное — это твоя семья и родственные связи, а все остальное-фон, на котором проходит жизнь. Собственная семья занимает первое место в иерархии семейных ценностей.

в Зависимости от адаптивных ресурсов семьи, и способности приспосабливаться к изменчивости условий жизни выделяют гибкие и инертные (консервативные) семьи. Гибкий тип семьи характеризуется способностью быстро переориентироваться, если этого требуют новые условия жизни. Инертные семьи, наоборот, ригидные и консервативные относительно переоценки и изменения уже устоявшихся стандартов поведения.

По характеру распределения власти выделяют семье єдиновладні (авторитарные) и демократические. В первых власть сосредоточена в руках кого-то одного — мужа, жены и др. В связи с этим важнейшие решения принимаются только с одобрения этого члена семьи. Социологи по этому показателю разделяют современные семьи на неопатріархальні и неоматріархальні.

Для демократических семей характерна либо равноправие всех членов семьи в принятии решений, или функциональное распределение власти: в одних сферах жизни главную роль играет мужчина, в других — женщина, в третьих — кто-то из родителей супругов или старшие дети.

Выделение авторитарных и демократических типов семей имеет существенное значение для оценки ресурсов семейного воспитания, но в условиях, когда известны другие характеристики общения и межличностных отношений. Так, в интегрированных, гармоничных, эмоционально объединенных, с альтруистическими установками семьях вопрос распределения власти вообще не возникает. Семейная иерархия, которая сложилась, воспринимается членами семьи как естественная и оптимальная, независимо от того, авторитарная она или демократическая. В дезінтегрованих семьях единовластие может служить источником постоянного психологического напряжения в семейных отношениях.

Классификация семей по приведенным шестью полярными признаками несколько условная. Характеризуя семью как тот или иной тин, принимают во внимание преимущество какого-либо одного признака взаимоотношений в семейной группе и абстрагируются от всех других. Следовательно, чистые семейные типы — это научная абстракция, которая нужна для понимания сути явления. В жизни обычно встречаются смешанные типы, в которых взаимоотношения характеризуются сочетанием различных признаков в определенном соотношении. Поэтому для диагностики семейных отношений с мстою оказания семье психологической помощи целесообразно определять тип семьи по доминирующим признаком, например так: «скорее интегрирована, чем разобщена, и т. п.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Витек Карел, Проблемы супружеского благополучия / Пер. с чеш. Москва, 1988

2. Волкова А. II., Трапезникова Т. М. Методические проблемы диагностики супружеских отношений // Вопр психологи 19К5. № 5.

3. Тозман Л. Я. Психология эмоциональных отношений Москва, 1987

4 Джеймс М. Брак и любовь / Пер с англ Москва. 1985,

5. Ковалев С. В. Психология современное семьи. Москва, 1988.

6. Левкович В. П., Зуськова А. Э. Методика диагностики супружеских отношений // Вопр психологии 1987 №4.

7 Психологическая культура семейных отношений: Методические материалы Москва. 1988. 8. Рыбаченко В. Ф. Грани совместимости. Киев, 1987.

9 Столин В. В. Психологические проблемы основы семейной терапии // Вопр. психологии. 1982. № 4.

10. Титаренко В. Я. Семья и формирование личности. Москва. 1987.

11. Эйдемиллер Э. Г., Юстицкий В. Г. Семейная психотерапия Ленинград. 1989.

Источник:
ПСИХОЛОГИЯ СЕМЬИ
Как социальная группа семья решает задачи, которые касаются лиц, которые ее составляют, а также те, что касаются непосредственно общества. Благодаря репродуктивной функции семья обеспечивает
http://studbooks.net/37299/psihologiya/psihologiya_semi

Психология семьи: о чем должна знать молодежь

Все знают, что означает термин семья. Многие науки дают определение, отображающее значимые стороны данного явления. Психология семьи утверждает, что это небольшое социальное объединение людей, между членами которого существуют супружеские или родственные отношения, общий быт и взаимная ответственность.

Семьей называют небольшую частичку общества, которая, считаясь социальным явлением, живет по собственным законам, но и повинуется нормам общественной жизни.

Людей во все времена волновали вопросы внутрисемейных отношений. Они были и останутся безграничным источником сюжетных линий в произведениях художественной литературы.

Значимыми категориями данной ячейки общества считаются ее функции, структура и динамика.

Во все времена семье отводилось множество предназначений. Их основные виды — репродуктивная, воспитательная, эмоциональная и другие функции. Все они взаимосвязаны, тесно переплетаются между собой, и иногда одна вытекает из другой. Какие-то виды уходят, а что-то появляется в зависимости от ступени развития семьи, и возникающих новых социальных условиях.

Одна из основных функций – репродуктивная, которая представляет собой продолжение рода.

Сейчас она притягивает всеобщее внимание. Это связано с серьезным спадом рождаемости и сокращением численности населения. Многие специалисты задаются вопросом, сколько детей должны иметь супруги чтобы осуществлялось воспроизводство населения страны.

В прежние времена в нашей стране в семьях было много детей. На сегодняшний день ситуация сильно изменилась. Большинство семейных пар планируют всего одного ребенка, редко встретишь у супругов двое или трое детей.

Психологи считают, что всему виной вторая демографическая революция. Благодаря современной медицине уровень детской смертности снизился, но одновременно уменьшились показатели рождаемости. Супруги могут заранее планировать, количество детей, которых они смогут вырастить и воспитать.

Со спадом уровня рождаемости начала изменяться сама структура семейных отношений. В одной семье сейчас редко проживают вместе представители нескольких поколений, как это было раньше.

Репродуктивная функция ведет к появлению воспитательной. Именно в семье происходит формирование поведения и характера человека. В семье воспитываются не только представители младшего поколения, но и взрослые ее члены. Психологиотмечают, что немаловажным фактором считается количество детей у супругов. Процесс воспитания одного ребенка – задача довольно сложная. Как считают многие специалисты, среди основных причин стоит отметить следующие обстоятельства:

  • единственный в семье малыш окружен повышенным вниманием, он хорошо одет и ухожен, у него больше игрушек, он воспитывается в лучших материальных условиях. Он избалован вниманием родителей;
  • имея средние способности, он и учиться должен лучше, но часто все происходит наоборот. Родители не способны предъявлять адекватные требования к своему единственному чаду;
  • такие дети вырастают капризными, обидчивыми и невнимательными к окружающим. Следовательно, прилагая больше усилий к воспитанию единственного дитя, родители получают результат не такой, на какой рассчитывали.

Там, где воспитывается несколько детей, формируется естественная атмосфера взаимопонимания. Старшие дети отвечают за младших, стремятся заботиться о них, учатся любить и дружить, учитывая интересы других.

Разумеется, влияние семейных отношений на детей в разные годы различно. Особенно оно важно для детей раннего возраста: до трех лет малыш сильно подвержен влиянию родных и близких и особенно матери. Поэтому даже в самом хорошем детском учреждении не возможно дать ребенку то, что дают полноценные семейные отношения.

На сегодняшний день ведется много разговоров о рождении ребенка ради получения материнского капитала. Относительно нравственности данного явления существуют разные мнения.

Данная функция подразумевает следующие характеристики семейных отношений: обеспечение материального благосостояния, удовлетворение основных потребностей, работа по дому, забота о здоровье. Значение данной функции наравне с остальными определяется уровнем экономического развития общества и его культурной составляющей. Большинство трудностей в современных семьях связано с экономическим кризисом в государстве. Родителям очень трудно обеспечить соответственный материальный уровень в семье.

На семейные взаимоотношения эта функция оказывает различное влияние. При правильном распределении обязанностей по дому происходит укрепление семейных отношений. Однако при нарушении справедливости в распределении этой работы появляется неудовлетворение семейной жизнью у того, кто ее выполняет. Это обстоятельство становятся основанием для конфликтных ситуаций.

В настоящий момент острой является проблема управления. Все чаще во главе становится женщина. В ее руках находится бюджет, она воспитывает детей, организует досуг и работает на производстве или в офисе. Мужчины все чаще занимают пассивную позицию в момент решения семейных вопросов. Этот дисбаланс приводит к нарушению психологического равновесия.

Благодаря этой функции, удовлетворяются потребности в таких важных чувствах, как любовь, взаимное уважение, а также в должном признании, эмоциональной поддержке и психологическом содействии. Благодаря эмоциональной функции сохраняется психическое здоровье членов семьи. Она полностью раскрывается в благоприятных межличностных отношениях. В тех семействах, где преобладает атмосфера отчуждения, нельзя говорить о полном исполнении функции.

Под этим понятием подразумевают совместное проведение досуга, а также духовное развитие. Она реализуется в результате близкого общения, посредством которого старшее поколение приобщает детей к достижениям науки и культуры, делится накопленным нравственным опытом. Также рекомендуем вам прочитать статью «Психология общения и семья»

Посредством этой функции реализуется контроль за исполнением социальных норм членами семьи. Особенно это необходимо тем, кто по причине своего возраста или болезни не может отвечать за свое поведение. На сегодняшний день она претерпела некоторые изменения: повышение толерантности по отношению к нормам поведения в браке и семье. В наше время появление внебрачных детей не осуждается, измены и разводы воспринимаются с пониманием.

Сексуально-эротическая функция реализует сексуальные и эротические потребности семейной пары. Значимым является факт, что в семье осуществляется регулирование сексуального поведения, таким образом, происходит обеспечение биологического воспроизводства общества.

Социальная психология подчеркивает, что существование такой ячейки общества как семья зависит от реализации этих функций.

Нарушения функций семьи — это особенности (факторы) деятельности, которые препятствуют исполнению ее предназначения. Психологические характеристики ее членов и взаимоотношения между ними, некоторые условия жизни оказывают пагубное воздействие. Что может произойти при нарушении функций? Конечно же, неудовлетворенность семейной жизнью, множество конфликтных ситуаций, предательство, а затем часто следует развод.

По аналогии с человеческой жизнью, семья переживает рождение, существование во времени, и затем она исчезает в какой-то период. Она также имеет свои фазы развития. Важность каждой функции изменяется в зависимости от фазы существования семьи. На каких-то этапах некоторые функции являются существенными, а некоторые отходят на задний план. Рождение детей выдвигает на первый план функцию воспитания и ведения хозяйства. Для молодой пары на первом месте стоит секс, а пожилым родителям уже не нужно воспитывать детей и необходимость в воспитательной функции отпадает.

Еще одно значимое понятие семейной психологии – это структура. Структура семьи — это состав, численность, взаимоотношения между ее членами. Детальный анализ структуры помогает определить, как реализуются функции, выявить руководителя и исполнителей, понять принцип распределения прав и обязанностей между ее членами. Понимая структуру, можно установить семьи, возглавляемые одним из ее членов, или где в управлении участвует каждый ее представитель. Для первого случая характерен авторитарный принцип отношений, а для второго демократический. В нашем обществе самая широко распространенная структура — семья, включая взрослых (супруги, иногда кто-то из старшего поколения) и дети.

При изменении структуры, в частности, развода или кончины супруга, происходит нарушение функций.

Семья имеет свой жизненный цикл, который начинается с момента заключения брака. Он проходит через определенные периоды жизни и исчезает в случае развода или смерти супруга. Функции и структура семейных отношений изменяются в зависимости от стадий жизнедеятельности.

Семейные психологи выделяют несколько стадий жизнедеятельности данной ячейки общества на основе наличия детей в семье, их возраста. В каждом периоде имеются свои задачи и острые моменты, с которыми необходимо справиться для перехода на следующую ступень развития. Наиболее известна система «стадий».

На первой стадии люди переживают процесс зарождения семьи. Начинается он с момента вступления в брак, и длится до тех пор, пока не появится первый малыш. До рождения детей молодые супруги решают множество проблем. Наиболее важными из них являются адаптация молодой пары к семейной жизни и психологическим тонкостям друг друга. На этом этапе завершается сексуальная адаптация и притирка характеров, решаются материальные проблемы. На данной стадии начинают формироваться отношения молодой пары с родственниками, и особенно, если они вынуждены жить с родителями. Этот период адаптации чрезвычайно сложен и порождает сильный эмоциональный стресс. Многие молодые пары не выдерживают напряжение и разводятся.

Особое значение на этой стадии приобретает воспитательная функция. Психология выделяет следующие составляющие, связанные с возрастом детей: малыш до одного года, дошкольник, подросток. На каждой новой ступени для родителей появляются новые задачи, которые требуют различных качеств характера, умений и навыков воспитателей.

На третьем этапе происходит завершающий процесс. Он начинается в момент, когда дети покидают семью родителей, чтобы начать жить собственной жизнью. Наблюдается сильное противодействие повзрослевших детей воспитательному влиянию родителей. Пожилые люди сталкиваются с нарушением взаимоотношений со своими детьми. Воспитательную функцию не нужно больше осуществлять. Осиротевшие супруги испытывают кризис пустого гнезда.

Этап сопровождается пиком разводов. Прошли 17-25 лет брака, в течение этого периода родители жили для детей, а теперь остались одни. Все противоречия супругов вышли на поверхность. Для мужчин характерным является кризис среднего возраста, для женщин также свойственно проявление гормональных изменений. Этот период любопытен тем, что с одной стороны проявляется кризис семейной жизни, а с другой развивается ситуация, при которой у каждого ее представителя свой переломный момент. Дети переживают состояние эго идентичности, чтобы найти себя и отвоевать самостоятельность; родителям за 40 – они начинают подводить итоги. Развивается непростая ситуация. Супругам сложно принять то, что у них уже взрослые дети, живущие собственной жизнью. В публикациях по психологии указывают, что на семейную жизнь эти события накладывают тяжелый отпечаток. Очередной кризис зрелости может быть смертельным для семейной жизни, брак распадается.

Подойдя к стадии завершения жизненного цикла, супругам необходимо решать новые задачи: пожилым родителям нужно отпустить своих детей, и начать осваивать новые роли — бабушек и дедушек. По данным статистики, основной проблемой этого возраста является потребность в собственном признании, должном уважении, особенно со стороны взрослых детей. Физические силы постепенно ослабевают, для пожилых людей становится все более важным отдых, так как они сталкиваются с серьезными проблемами из-за слабого здоровья.

Семья — это сложная система отношений, влияющих на физическое и психо-эмоциональное состояние, личное счастье человека и воплощение его планов. С точки зрения психологии семьи на начальных, важнейших ступенях развития данная ячейка общества считается единственной, а позднее одной из наиболее важных социальных групп, куда входят люди. Семейные неурядицы переживаются сильнее, чем аналогичные ситуации в других социальных группах.

Семейные отношения имеют гибкую структуру. В результате изменений в одной области отношений начинается цепная реакция изменений в других областях. Проблемы одного человека неизбежно влияют на остальных членов семьи. Узнайте больше о причинах возникновения проблем в семье, чтобы их решить или избежать их возникновения.

Люди отличаются открытостью и ранимостью ко всем видам семейных влияний. Исследователи психологии современной семьи отмечают, что в семье индивид является более открытым для воздействия со стороны других членов; его слабость становится очевидной, что делает его более уязвимым. Обиды, получаемые в семье от близких родственников, переживаются чрезвычайно остро. Последствия бывают трагическими. В наше время молодые люди выбирают разные формы совместного проживания: это и гражданский брак и брак по расчету и брак по любви. Узнайте больше на нашем сайте в чем плюсы и минусы различных видов супружества, а также познакомьтесь с советами психологов. Желаем вам удачи в построении гармоничных отношений!

Источник:
Психология семьи: о чем должна знать молодежь
Психология семьи сложна и многогранна. Она исследует все аспекты внутрисемейных отношений, выявляет закономерности семейного общения и причины их нарушения
http://lyubov-semya.ru/psihologiya-semi-o-chem-dolzhna-znat-molodezh/

СЕМЕЙНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

СЕМЕЙНАЯ ПСИХОЛОГИЯ – раздел современной психологии, изучающий развитие человека в семейном окружении, психологические особенности внутрисемейных взаимоотношений, психологические механизмы адаптации семьи в социуме.

Семейная психология, основывается на данных исследований в социологии семьи, различных отраслей психологического знания, семейной психотерапии, психологического консультирования, психопрофилактической и социальной работе с семьями.

Дает психологическую характеристику здоровой семьи и семейной патологии, а также способствует практическому применению этого знания в ходе психологической помощи семьям, выступая в качестве научно-психологической основы для последней. Данные, которыми располагает психология семьи, являются основанием для формирования различного рода социальных и психологических программ, направленных на помощь семье. Они также служат источником разработки научных принципов подготовки специалистов, работающих с семьей, коррекции внутрисемейных взаимоотношений.

Предмет семейной психологии – специфика психологического подхода к изучению семьи как системы межличностных взаимодействий, ее структуры (половозрастной и ролевой) и функций (защита индивида от манипулятивных воздействий общества и приспособление его к жизни в этом обществе).

Семейная система психологически характеризуется такими свойствами как целостность, повторяющиеся образцы взаимоотношений, функционирование и развитие по собственной логике, независимо от окружающих условий. Внутрисемейные межличностные взаимодействия способствуют как ассимиляции культурных схем общества в структуру личности, так и приспособлению внутреннего мира индивида к культурным схемам общества (что, однако, не всегда содействует преодолению разъединенности разных сторон личностного бытия, но иногда усугубляет эту разорванность). Иногда происходит образование личностных комплексов, «тени» (по К.Юнгу), различного рода психологических проблем, кризисов и конфликтов.

Психологически помочь семье – значит способствовать тому, чтобы внутрисемейные взаимоотношения были отрегулированы в позитивную сторону, а это значит – чтобы семья помогала каждому ее члену эффективно развиваться. Негативному в семье необходимо противопоставить позитивное в ней, как в содержательно-процессуальном, так и в ценностно-культурном контекстах. Изучение психологических особенностей дисфункциональной и здоровой семьи – ключевой вопрос психологии внутрисемейных отношений.

Образцы поведения, которые обычно считают патологическими и рассматривают в качестве показателей нездоровой семьи, могут быть обнаружены и в каждой «нормальной» семье – действительно существенные различия лежат в интенсивности, степени ригидности (способности к изменению) негативных признаков и проблем, а не в самом их существовании. Семьи, мир которых наполнен различного рода фобиями по поводу «ненормальности», старающиеся избежать всех патологий, обычно становятся жертвами этой ригидности.

Четкая дистанция между поколениями – один из основных компонентов в структуре хорошо функционирующей семьи (ее не следует путать с негибкими внутрисемейными иерархическими структурами). Ясно, что родители и дети не равны между собой с точки зрения таких понятий как «власть» и «ответственность». Взаимно солидарные родители представляют собой как бы позвоночный столб семьи, обеспечивающий ощущение безопасности для детей. Однако здоровая семья основывается не на доминировании родителей над детьми, а на том, что сила первых обеспечивает безопасность для вторых. Поскольку эта сила четко осознается и не подвергается сомнению, родителям нет необходимости всегда открыто проявлять и непрерывно доказывать ее существование как детям, так и самим себе. Они поощряют открытость по отношению к игре, ролевому экспериментированию – творчеству в общении.

Именно потеря супружеского «мы» делает развод столь разрушительным и супружескую неверность столь деструктивной (хотя все здоровые браки обычно испытывают десятки эмоциональных разводов). Развод объявляет «мы» фикцией, утверждает его несуществующим в юридическом аспекте, но в эмоционально-психологической плоскости невозможно вернуть обратно тот эмоциональный вклад, который вложен в партнера. Можно принять решение более не жить вместе, но отменить то, что уже произошло – невозможно.

Вместе с тем развод негативно отражаются на детях, хотя для современной психологии семьи остается открытым вопрос о том, какая среда менее комфортна для ребенка – семья с одним родителем или с конфликтующими родителями. Исследования показывают, что одинокие родители менее нежны со своими детьми, уделяют им меньше времени, менее психологически доступны из-за необходимости выполнения других социальных ролей. Это приводит к тому, что ребенок больше времени проводит на улице со всеми ее опасностями – преступлениями, алкоголем, наркотиками, небезопасным сексом.

При рассмотрении влияния развода на самих супругов, описываются такие негативные психологические явления как реакции горя, обвинения бывшего партнера, чувство собственной вины за неудачный брак, чувство незащищенности перед лицом социальных, экономических и психологических проблем, социальная изоляция, депрессия и т.д. Все это, в конечном счете, ведет к созданию психологически небезопасной и нестабильной среды, в которой воспитывается ребенок.

Начиная с психоаналитической традиции, которая впервые рельефно осветила значение детско-родительских отношений в формировании личности, многие авторы (Дж.Боулби, Р.Фэйрбэйрн, М.Эйнсворт и др.) придавали особое значение типам семейных отношений, в которых воспитывались вступившие в брак мужчина и женщина. В частности, Э.Коген и Ш.Роговин выделяют три типа привязанности ребенка к матери (в родительских семьях): защищающий, избегающий и амбивалентный, полагая, что супружеские конфликты могут быть разрешены через их осмысление (см. ПСИХОАНАЛИЗ).

Ребенок с «защищающим типом привязанности» с осторожностью относится ко всему новому, ему постоянно необходима поддержка и внимание матери: он довольно быстро привыкает к незнакомой обстановке и людям, но все это при условии, что мать находится рядом. Такие дети, вырастая, относятся к окружающим с открытостью и доверием: они обычно хорошие слушатели, хотя часто обладают ригидной системой ценностей.

Ребенок с «избегающим типом привязанности» ведет себя «игнорирующе» по отношению к матери, т.е. ее присутствие и внимание не имеют для него особого значения. Когда, например, отсутствующая мать возвращается, он избегает контактов с ней, даже взглядом. В новой, незнакомой обстановке такой ребенок чувствует себя достаточно комфортно, не проявляя признаков беспокойства. Вырастая, такие дети обычно сталкиваются с проблемами установления дружеских отношений. Дружба развивается у них лишь на основе общности интересов.

Ребенку с «амбивалентным типом привязанности» не по душе незнакомая обстановка, в ней он испытывает тревожность, и ему необходима защита матери. Но как только он осваивается в новой ситуации, материнская забота оказывается не столь важна для него. Сталкиваясь с неожиданным поведением матери или окружающих, дети с этим типом привязанности оказываются в состоянии замешательства. Во взрослом возрасте люди с таким типом привязанности легко устанавливают дружеские отношения с окружающими. При этом они настолько импульсивны и склонны сомневаться в истинности дружеских чувств, что малейшее рассогласование интересов может сильно их расстроить, нарушив отношения с близкими людьми.

Перенимая, выучивая определенный стиль привязанности, дети затем используют его в своих взаимоотношениях с людьми во взрослой жизни, в том числе и с партнерами по браку. Объектом привязанности теперь становится муж или жена, и именно сходства и/или различия типов привязанности являются причиной возникающего непонимания между партнерами. Существенно, что в разных стилях привязанности нет ничего плохого или хорошего – они такая же часть нас, как например, физические особенности или темперамент. Каждый стиль привязанности – это определенные образцы поведения, «язык» выражения чувств и мыслей. И если люди не умеют распознавать «языки» друг друга, возникают проблемы в их общении.

Современный кризис супружества связан также с изменением гендерных ролей. Т.Рил вводит понятие «психологический патриархат», под которым имеется ввиду, в отличие от патриархата «социального», иерархическая система взаимоотношений, в которой нет места любви и нежности.

«Психологический патриархат» проводит строгое разделение между мужественностью и женственностью: первая связывается с силой, логикой, агрессивностью, независимостью, ориентациями на достижение цели, нечувствительностью, а вторая – со слабостью, эмоциональностью, зависимостью, ориентацией не на результат, а на процесс, сверхчувствительностью. Д.Б.Миллер называет «психологический патриархат» моделью взаимоотношений «доминирования» («pover over») в отличие от модели сопричастности («being with»). Эта модель помещает субъекта выше или в сторону от его ближайшего окружения вместо того, чтобы рассматривать его как составную часть этого окружения.

Чувствительность к другим, способность разделять чувства близкого человека – этого сейчас женщины ждут от мужчин, но подобные свойства, по сути дела, не являются частью мира современного мужчины, которому трудно быть нежным и поддерживать достаточный уровень интимности со своими близкими. Культура воспитывает его как соревнующегося с другими мужчинами и подавляет проявления нежности и заботы. Что значит быть настоящим мужчиной? Заниматься спортом, иметь успех у женщин, уметь дать сдачи, не показывать своих чувств, пить много пива, модно одеваться, много зарабатывать. С детского сада мальчика учат сдерживать свои эмоции (особенно сильные), не показывать, что ему больно, не просить помощи и не заботиться о других самому. Такое сдерживание естественных чувств может оказать травмирующее влияние на развивающуюся личность мальчика, особенно на ее коммуникационные аспекты.

Девочек воспитывают так, чтобы они ориентировались на общение (в частности, в традиционных культурах им разрешается показывать свои страдания), мальчиков же воспитывают так, чтобы они были нацелены на достижения. Согласно Т.Рилу, главный парадокс мужской жизни заключается в том, что для того, чтобы он чувствовали свою самоценность, мужчина должен быть «солдатом, застегнутыми на все пуговицы». В мире мужчин «ты либо победитель, либо проигравший, либо внизу, либо наверху, контролируешь – либо сам под контролем – или самодостаточный мужчина, или баба, девчонка».

Феминистки много сделали для того, чтобы женщины почувствовали себя более свободными от их традиционных половых ролей. Что же касается мужчин, то уже с детства мальчики стесняются проявлять черты, приписываемые противоположной половой роли. Гендерные проблемы – хороший пример того, как культура и история общества влияют на психологическую специфику внутрисемейных взаимоотношений. См. также ГЕНДЕРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ; ПОЛ И ГЕНДЕР.

Вообще же постсоветская семья, по сравнению с советской в нравственно-психологическом смысле характеризуется тем, что, с одной стороны ориентируется на общечеловеческие ценности, а с другой – на более четко, по сравнению с советским временем, очерченные отечественные духовно-культурные регулятивы.

Не только современное российское общество, но и мир в целом сейчас находятся под опасным воздействием центробежных сил непрекращающейся борьбы за территории, гуманитарную помощь, приоритеты тех или иных культурных прерогатив и т.д. Поэтому так необходимо приобщение индивидов и семей к полифонии всечеловеческих и отечественных культурных ценностей и традиций, многовекового позитивного опыта психологической мудрости. Поэтому становящаяся семейная психология, в особенности отечественная, должна стремиться к тому, чтобы, рассматривая индивида как неповторимое, редкостное, самоценное существо, создать образ позитивной семьи, которая защищает индивида на всех этапах его жизненного пути от манипулятивных воздействий той конкретной социальной группы, в которую индивид включен, где борьба за ресурсы часто оказывается важнее самой человеческой жизни (см. ПОЗИТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ).

Проблематика семейной психологии тесно взаимодействует с разными отраслями психологии (см. ПСИХОЛОГИЯ). Клиническая психология рассматривает внутрисемейные отношения как один из основных факторов в причинах возникновении психической аномалии. Неразвитость и разрушение эмоциональных отношений с ближайшим семейным окружением является механизмом развития пограничной личностной структуры – сложившихся в патологических условиях ригидных образцов поведения и межличностных связей.

Семья с социально-психологической точки зрения – малая группа, которая основывается на браке, кровном родстве или на усыновлении и осуществляет совместную жизнедеятельность. Здесь исследуются циклы развития семьи, ее ролевая и властная структура, стабильность и устойчивость отношений в семье, особенности выбора брачного партнера, установки на брак и семью, конфликты, взаимоотношение семьи с более широким социальным контекстом и т.д. Психология личности включает в круг своего рассмотрения проблемы психологической специфики развития личности в семейном окружении, детско-родительские отношения, формирования в онтогенезе личности установок на брак и семью. Педагогическая психология интересуется психологическими аспектами взаимодействия образовательных учреждений и семьи, эффективностью различных приемов семейного воспитания, разрабатывает научно-психологические основ семейной педагогики.

Роль нравственно-психологических регулятивов во внутрисемейных отношениях, а также средства, которые на протяжении истории использовались в рамках религии для помощи семье изучаются психологией религии. За многими конфликтами в семье лежит вопрос о смысле жизни, который не имеет универсального разрешения в рамках секулярного гуманизма, но адекватно разрешался в традиционных религиях до тех пор, пока (в 19 в. это стало уже очевидно) человеческая жизнедеятельность усложнилась настолько, что религия сама превратилась в нравственно-психологическую проблему. Фанатизм, нетерпимости, жестокости к инакомыслящим и сомневающимся очень существенно не только для взаимоотношений внутри больших социальных групп, но также и в ходе непосредственных межличностных взаимодействий, в особенности между родственниками, в семье.

Тема семьи неизменно присутствует также в таких отраслях психологического знания как психологии развития, дифференциальная психология, психогенетика, психология труда, юридическая психология, сравнительная психология, историческая психология, военная психология, экономическая психология и т.д.

В качестве самостоятельной отрасли современного психологического знания семейная психология все еще находится в стадии становления, и для ее успешного развития необходимо проделать большой объем работы, переосмыслить упомянутые выше разделы психологического знания, а также данные смежных дисциплин (в особенности семейной психотерапии), и, вместе с тем, непрерывно собирать собственный конкретно-психологический материал.

Источник:
СЕМЕЙНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
СЕМЕЙНАЯ ПСИХОЛОГИЯ – раздел современной психологии, изучающий развитие человека в семейном окружении, психологические особенности внутрисемейных взаимоотношений, психологические механизмы адаптации семьи в социуме. Семейная психология, основывается на данных исследований в социологии семьи, различных отраслей психологического знания, семейной психотерапии, психологического
http://www.krugosvet.ru/enc/gumanitarnye_nauki/psihologiya_i_pedagogika/SEMENAYA_PSIHOLOGIYA.html

COMMENTS