Психология семьи с особым ребенком

Особенный ребенок: взаимоотношения в семье

Семья – малая социальная группа, основанная на супружеском союзе и род­ственных связях-отношениях – супружества, родительства, родства людей, живущих вместе и ведущих общее хозяйство. Когда в семье рождается ребенок с ограниченными возможностями здоровья – вся семейная система претерпевает серьезные изменения.

Надежда ДОЛЖИКОВА,
председатель областной территориальной психолого-медико-педагогической комиссии, практический психолог, дипломированный специалист Международной школы психологического консультирования, психотерапии и ведения групп

Дети с ограниченными возможностями здоровья живут и развиваются в контексте семьи, где любое событие, происходящее с одним человеком, непременно затрагивает остальных. Для того чтобы понимать, что же такое семейные взаимоотношения, рассмотрим их в контексте четырех понятий: подсистемы, сплоченность, адаптивность и коммуникации.

Подсистемы

Семья, рассматривается как сложная система отношений между отдельными ее членами. Это супружеские отношения – муж и жена, родительские – родитель и ребенок; сиблинговые – отношения братьев, сестер; отношения родителей и прародителей. На семью также влияют взаимодействия с другими родственниками, с друзьями, со специалистами, с общественными учреждениями (дошкольное учреждение, школа и т.д.). Все эти отношения различны по характеру и влияют как на каждого отдельного члена семьи, так и на качество отношений внутри каждой подсистемы.

Что происходит с отношениями в семье и с эмоциональным состоянием каждого при рождении ребенка с отклонениями в развитии? Часто рождение такого ребенка воспринимается семьей как трагедия. Стрессовые переживания родителей связаны с тем, что их ребенок «не такой, как все». Негативное восприятие оказывает сильнейшее давление на психику членов семьи и, в итоге, постепенно начинают деформироваться супружеские отношения (появляются взаимные обвинения и упреки), отношения семьи с социумом (семья изолируется), система ценностей и уклад жизни. Ожидания членов семьи в связи с будущим ребенка оказываются тщетными и рушатся в один миг, а осмысление происшедшего и обретение новых жизненных ценностей растягивается порой на длительный период.

Как показывают многочисленные исследования, эмоциональное воздействие стресса на женщину, родившую больного ребенка, неизмеримо больше, так как отец в основном обеспечивает экономическую базу для существования семьи, продолжает работать, чтобы прокормить семью.

У матерей часто наблюдаются негативные эмоциональные проявления: истерики, депрессивные состояния, нервные срывы. Страхи, одолевающие женщин по поводу будущего ребенка, рождают чувство одиночества, потерянности и ощущение «конца жизни». Матери находятся с такими детьми постоянно. Они жалуются на обилие повседневных забот, связанных с ребенком, что ведет к повышенной физической и моральной нагрузке, подтачивает силы, вызывает утомление.

Отцы чаще всего подавляют свои чувства либо выражают их в искаженной форме – форме неконтролируемого гнева. Также мужчины, по мнению исследователей, справляются со стрессом, стараясь больше времени проводить вне дома (например, с головой погружаются в работу). У матерей более широкий диапазон выражения эмоций: печаль, слезы, гнев. Женщины чаще обсуждают эти чувства с близкими, друзьями, а также другими матерями, которые имеют схожие проблемы.

Братья и сестры (сиблинги) эмоционально переживают ситуацию рождения больного ребенка, и зачастую через какое-то время у них появляются поведенческие нарушения. Нормально развивающиеся братья и сестры чувствуют дефицит внимания родителей. Несмотря на то, что они чаще всего любят и искренне жалеют брата или сестру с нарушениями в развитии, но при этом все равно чувствуют обиду из-за огра­ничения заботы и теплоты от родителей и считают эту ситуацию несправедливой. Иногда у братьев и сестер ребенка с ограниченными возможностями здоровья наблюдаются проблемы во взаимоотношениях со сверстниками, появляется чувство одиночества.

Исследователи выявили, что негативное влияние рождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья на сиблинга может выразиться в:

  • невозможности планирования увеселительных мероприятий, отдыха;
  • финансовых ограничениях в образовании детей в связи с необходимостью лечения и ухода за особым ребенком;
  • чувствах неудобства, стыда и исключения со стороны своих сверстников.

Братья и сестры детей с тяжелыми нарушениями в развитии могут испытывать вину и брать на себя обязанности по уходу за ним, испытывая стыд за то, что сами здоровы. Это может привести к появлению манипуляций со стороны инвалида. Вместе с тем, показано, что здоровые братья и сестры могут испытывать отвращение к необходимости ухаживать за больным, особенно когда эта необходимость сопровождается отсутствием внимания со стороны родителей.

Семья постепенно пытается изолировать себя от общества, сужая круг знакомых и друзей. Чаще всего это происходит из-за личных предубеждений и негативных установок родителей ребенка. Возникает страх осуждения, непонимания, неприятия ребенка, появляется чувство стыда за «особенности» ребенка, растет недоверие к близким людям, обесценивается их желание помочь и поддержать.

К сожалению, супружеские отношения при рождении и воспитании особого ребенка могут «дать трещину». Часть семей не выдерживает такого испытания и распадается, что оказывает отрицательное воздействие на процесс формирования личности ребенка с отклонениями в развитии.

Стресс, возникший в результате комплекса необратимых расстройств у ребенка, может вызывать различные заболевания у его матери. Возникает патологическая цепочка: недуг ребенка вызывает психогенный стресс у его матери, который в той или иной степени провоцирует возникновение у нее соматических или психических заболеваний.

Отношения могут деформироваться не только в супружеской подсистеме, но и в отношениях с родителями матери или родителями отца. Бабушки и дедушки также сильно переживают рождение в семье ребенка с отклонениями в развитии, но в силу возрастных особенностей и невозможности смириться с ситуацией, они могут обвинять своих детей в том, что они не смогли воспроизвести здоровое потомство, что для них это слишком неподъемная ноша и т.д. Случается, что прародительская подсистема отстраняется от воспитания внуков из-за невозможности принять факт рождения и воспитания в семье ребенка с особенностями.

Анализируя переживания родителей, у которых появился ребенок с ограниченными возможностями здоровья, выделяют следующие стадии принятия диагноза:

  1. Шок и отрицание – это первая реакция. Родители, которые, естественно, готовились к рождению здорового ребенка, долго не могут оправиться от шока. Они переживают стадию стресса, которая постепенно приводит их к мысли о невозможности реализоваться как родителю, нежеланию думать о будущем и потери чувства безопасности.
  2. Постепенное принятие реальности, совладание с проблемой. Эта стадия затягивается на неопределенное время (у всех по-разному). Эта стадия не всегда приводит к принятию, но позволяет достичь психологического равновесия хотя бы в минимальной степени.
  3. Стадия формирования реалистичных установок, во время которого родители принимают инвалидность своего ребенка и ее последствия. К сожалению, далеко не все родители достигают этой стадии.

Рассмотрим отдельные этапы проявления реакций, которые наиболее часто встречаются у родителей ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Отрицание – наиболее типичная реакция родителей на поставленный врачом диагноз о наличии у ребенка отклонений в развитии, выражающееся в неверии в существование болезни. Члены семьи могут сомневаться в компетентности врача, поэтому они ищут возможность получить консультации других специалистов в этой области. В основе такого поведения лежит отчаянная надежда на то, что первоначальный диагноз ошибочен.

Необходимо помнить, что длительная задержка в признании родителями диагноза может лишить ребенка своевременного лечения, необходимой ему психолого-педагогической и коррекционной помощи.

Специалисты должны сделать все возможное, чтобы помочь семьям не задерживаться на данной стадии кризисной ситуации и постепенно смириться с мыслью о том, что у их ребенка имеются особые нужды, которые должны удов­летворяться.

Гнев – это тоже одна из наиболее часто встречающихся защитных реакций родителей на раннем этапе осознания ими состояния их ребенка. Обычно она возникает на почве ощущения беспомощности, безысходности и разочарования, как в самом себе, так и в своем ребенке. Это состояние становится неестественным, если длится слишком долго или несправедливо направлено на ребенка. Столкнувшись с проблемой проявления родительского гнева, специалисты должны уметь смягчить его. Например, как можно раньше привлечь родителей к работе по оказанию помощи ребенку, познакомить с другими семьями, имеющими детей со сходными проблемами.

Невротическое чувство вины – это тоже часто встречающаяся реакция родителей на сообщение врача об особенностях их ребенка. По мнению Ханса Гарднера, зачастую оно перерастает во всепоглощающее страдание и переживания родителей по поводу их проступков и ошибок, которые, как они полагают, и привели к заболеванию ребенка.

Эмоциональная адаптация. Именно на этом этапе родители «умом и сердцем» принимают болезнь своего ребенка. И хотя на этом этапе тоже случаются кризисные моменты, тем не менее, родители уже выработали позитивные установки, которые помогут им в дальнейшем обеспечить будущее своего ребенка.

Сплоченность

Если отношения характеризуются гиперопекой и гипервовлеченностью членов семьи в жизнь друг друга, если члены отдельных подсистем не имеют достаточной автономии и свободы, формируются зависимые механизмы поведения, мешающие пол­ноценному личностному развитию, формированию таких важных качеств, как ответственность, умение планировать свою жизнь, понимать потребности других ее членов и учитывать их ожидания. Семья, имеющая ребенка с ограниченными возможностями здоровья, в такой ситуации испытывает сильный страх перед самостоятельными действиями ребенка, что мешает развитию у него способности действовать и жить.

В разобщенных семьях, где вовлеченность некоторых членов семьи в жизнь больного ребенка и тех, кто его окружает, сведена до минимума (например, отец, который избегает супружеских и родительских взаимодействий из-за отклонений развития ребенка) присутствуют такие состояния как отчужденность, отверженность, одиночество.

Семьи, имеющие баланс между переплетенностью и разобщенностью, характеризуются контрактным порядком отношений. Члены такой семьи способны как на тесные связи, доверительные отношения, так и на определенную автономность, независимость. Свобода в принятии решений, сочетается с умением согласовывать с другими свои желания, намерения, решения и при необходимости находить компромисс.

Адаптивность

Адаптивность (гибкость) связана со способностью изменяться в ответ на стрессовую ситуацию. Семьи, трудно переживающие любые изменения, испытывают трудности, приспосабливаясь к новой ситуации, связанной с необходимостью заботиться о ребенке со значительными нарушениями развития. Например, жесткая роль отца-кормильца не позволит ему разделить с женой тяжесть домашних хлопот, за­нятий с ребенком. В этом случае мать, заботясь о ребенке, будет вынуждена посвящать ему все свои силы, оставляя без внимания других членов семьи. Такая семья окажется подверженной риску разрушения любых внутрисемейных связей.

Семья, живущая без особых правил и принципов, в которой часто нарушают и меняют те немногие правила, которые все же существуют, подвержена резкому колебанию эмоциональных состояний. Это та ситуация, когда от чувств эмо­циональной близости и сплоченности возможен резкий переход к враждебности и разобщенности. Так называемые «эмоциональные качели» создают ситуацию неизвестности, неопределенности, которая, в свою очередь, формируя чувство тревоги, способствует развитию неврозоподобных состояний.

Коммуникации

Коммуникации – взаимодействия членов семьи между собой. Они могут быть ясными и понятными, когда есть договоренность о том, как живет семья, что и как делает каждый из ее членов. Где потребности каждого равноценны по отношению к потребностям любого другого члена семьи. Это – правильно выстроенные взаимодействия.

Иногда члены семьи считают одного человека, например ребенка с отклонениями в развитии, единственным источником их собственных «бед», и он негласно вынужден нести бремя ответственности за несчастья семьи.

Это ложное «оправдание» бездействию в решении личных трудностей или трудностей, связанных с разрушением отношений в какой-либо из подсистем семьи. Именно эти нерешенные проблемы являются истинными источниками переживаний. Членам семьи следует понять, что их проблемы не объясняются такими простыми при­чинно-следственными факторами.

Функции, которые должны реализовываться в любой семье:

  • рождение и воспитание детей;
  • осуществление связи между поколениями, сохранение и передача детям ценностей и традиций семьи;
  • удовлетворение потребности в психологическом комфорте и эмоциональной поддержке, тепле и любви;
  • создание условий для развития личности всех членов семьи;
  • удовлетворение сексуально-эротических потребностей;
  • удовлетворение потребности в общении с близкими людьми.

Семья, готовая выполнять все вышеперечисленное, поможет тем самым ребенку справляться с трудностями, напряжениями, нарушениями и чувствовать себя полноправным членом семьи. Это значит, что и привилегии и ограничения, и поощрения и наказания – все на общих основаниях – «всем или никому». У ребенка и мысли не будет о том, что он другой, если близкие научатся, незаметно для него, оберегать его и при этом создавать все доступные возможности освоения и постижения окружающего мира. Родители научатся сами и научат других членов семьи вместе жить, трудиться, играть, вместе преодолевать трудности и оказывать друг другу поддержку, радоваться жизни, уступать и настаивать на своем – то есть жить полноценной жизнью.

Есть замечательные слова, которые следует вспоминать чаще: «Если я не могу изменить мир – я меняю мысли о нем и становлюсь счастливым»

Ссылка на сайт и на книгу обязательна, преследуется по закону об авторском праве.
Copyright © Мамино счастье 2016-2018

Источник:
Особенный ребенок: взаимоотношения в семье
Мамино счастье – это книга ответов на самые значимые, острые и актуальные вопросы, которые возникают у мамы после рождения ребенка.
http://www.xn--80aeabmonymc5bc.xn--p1ai/articles/osobennyj-rebenok-vzaimootnosheniya-v-seme.html

Психологические особенности семей, воспитывающих ребенка с особыми образовательными потребностями Текст научной статьи по специальности — Психология

Психологические особенности семей, воспитывающих ребенка с особыми образовательными потребностями Текст научной статьи по специальности «Психология»

Аннотация научной статьи по психологии, автор научной работы — Арбатская Кира Игоревна, Устинова Наталья Александровна

Похожие темы научных работ по психологии , автор научной работы — Арбатская Кира Игоревна, Устинова Наталья Александровна,

PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS OF THE FAMILIES WITH CHILDREN WITH SPECIAL EDUCATIONAL NEEDS

Текст научной работы на тему «Психологические особенности семей, воспитывающих ребенка с особыми образовательными потребностями»

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ВОСПИТАНИЯ

ББК Ч490.264+Ю957.65 ГРНТИ 15.41.47 Код ВАК 13.00.03

Арбатская Кира Игоревна,

студентка 2 курса магистратуры, Уральский государственный педагогический университет, педагог-психолог первой квалификационной категории Государственного автономного учреждения «Реабилитационный центр «Талисман»»; 620010, г. Екатеринбург, ул. Грибоедова 14/а; e-mail: starkova-kira@mail.ru.

Устинова Наталья Александровна,

кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии образования, Институт психологии, Уральский государственный педагогический университет; 620017, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26; e-mail: ustinova-natulya@inbox.ru.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СЕМЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ РЕБЕНКА С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: психологические особенности; психология семьи; дети с особыми образовательными потребностями; семейное воспитание; детско-родительские отношения; психологическая помощь; особые образовательные потребности.

Arbatskaya Kira Igorevna,

Master’s Degree Student , Ural State Pedagogical University, Educational Psychologist of the first qualifying category of the State Autonomous Institution «Rehabilitation Centre «Talisman», Ekaterinburg, Russia.

Ustinova Natalia Aleksandrovna,

Candidate of Psychology, Associate Professor of Department of Psychology of Education, Institute of Psychology, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia.

PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS OF THE FAMILIES WITH CHILDREN WITH SPECIAL EDUCATIONAL NEEDS

KEYWORDS: psychological characteristics; psychology of family; child with special educational needs; family upbringing; child-parent relations; psychological assistance; special educational needs.

characteristics of families with children with special educational needs; in their studies they stress the effect of social environment on growth of children and general psychological climate in families. There are definitions of different psychological characteristics: psychological climate, contentment of the marriage, way of education, identity and stability of the family, unity and flexibility of the family system, individual psychological characteristics of the family partners. There are examples of how each psychological characteristic can influence education, growth and personality of children with special educational needs.

ными потребностями на психологическую помощь и сопровождение их родителей.

В качестве основной теоретической базы исследования был рассмотрен системный подход к изучению семьи. Исследованием психологических особенностей семей, воспитывающих детей с особыми образовательными потребностями, занимались многие авторы, которые в своих работах делали упор на воздействие, оказываемое социальной средой на развитие ребенка, и общий психологический климат в семье. В. В. Ткачева отмечает, что семья является первичным социальным окружением для ребенка и принятие семьей является важнейшим условием принятия его обществом [9].

Ю. Е. Алешина из понятия социально-психологического климата семьи выводит более узкую психологическую особенность — субъективную удовлетворенность супругов браком, она демонстрирует отношение людей к собственному брачному со-

© Арбатская К. И., Устинова Н. А., 2017

быми образовательными потребностями отмечаются нарушения в личностном развитии из-за того, что родители используют неправильные стили воспитания [4].

ции напряженность от особенностей ребенка выше. По мере взросления ребенка адаптация семьи повышается, приобретая более нормативный уровень [6].

ем, виной и растерянностью [13].

Таким образом, основываясь на системном подходе, нами был обобщен комплекс основных психологических особенностей семей, воспитывающих детей с особыми образовательными потребностями, оказывающих влияние на успешное воспитание, развитие и становление личности ребенка, к которым относятся:

1) неблагополучный внутрисемейный психологический климат;

2) неудовлетворенность браком;

3) стиль семейного воспитания — гиперопека;

4) нарушение семейной идентичности;

5) разобщенный уровень семейной сплоченности и хаотичный уровень семейной адаптации;

6) индивидуальные психологические особенности семейных партнеров — низкий адаптационный потенциал личности, некритичное восприятие действительности, низкий уровень самооценки, внутриличностный конфликт, хронический стресс.

Систематизация социально-психологических теорий и концепций отечественных и зарубежных авторов, затрагивающих проблему психологических особенностей семей, воспитывающих детей с особыми образовательными потребностями, в современном обществе выявляют необходимость включить в фокус внимания, помимо реабилитации детей с особыми образовательными потребностями, психологическое сопровождение и коррекцию психоэмоционального состояния родителей, повышение социальной адаптации семьи.

1. Алешина Ю. Е., Гозман Л. Я., Дубровская Е. М. Социально-психологические методы исследования супружеских отношений : спецпрактикум по социальной психологии. — М. : МГУ, 1987. — 120 с.

2. Аккерман Н. Семейный подход к супружеским расстройствам [Электронный ресурс] // Журнал практический психологии и психоанализа. — 2004. — № 1. — Режим доступа: http://archive.is/yzw83 (дата обращения: 10.10.2016).

3. Добрынина О. А. Проблема формирования благоприятного социально-психологического климата семьи : автореф. дис. . канд. психол. наук. — М., 1993.

4. Добряков И. В., Церетели С. В. Значение перинатальных факторов в формировании типа семейного воспитания здорового ребенка и ребенка с детским церебральным параличом // Психологические проблемы современной российской семьи : мат-лы Всерос. науч. конф. — Ч. 2. — М., 2003. — С. 178-180.

5. Калугина Е. Л. Удовлетворенность браком и супружеские ценности в семье после рождения второго ребенка // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. Серия : Гуманитарные науки: Педагогика. Психология. Социальная работа. Акмеология. Ювенология. Социокинетика. -2011. — Т. 17. — № 4. — С. 230-234.

6. Красильникова Е. Д. Психологические особенности семей, воспитывающих детей с различными вариантами нарушения психического здоровья // Вопросы психического здоровья детей и подростков (Научно-практический журнал психиатрии, психологии, психотерапии и смежных дисциплин). -2012 (12). — № 2. — С. 114-123.

7. Лидерс А. Г. Психологическое обследование семьи : учеб. пособие-практикум для студ. фак. психологии высш. учеб. заведений. — 2-е изд., стер. — М. : Академия, 2007. — 432 с.

8. Никольская И. М. Клиническая психология и психотерапия семьи и детства в парадигме биопсихосоциальной модели болезни и здоровья // Сборник мат-лов. Всерос. науч.-практ. конф. с междунар.участием «Клиническая психология в здравоохранении и образовании»; 24-25 ноября 2011 г. — М. : МГМСУ, 2011. — С. 68-74.

9. Ткачева В. В. Исторический экскурс в проблему семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии // Психология семьи и больной ребенок : учеб. пособие : хрестоматия. — СПб. : Речь, 2007. — С. 15-18.

10. Хайрудинова Р. И. Личностные особенности и адаптивные ресурсы родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации инклюзивного образования

[Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. — 2015. — № 6. — Режим доступа: https: //www.science-education.ru/ru/article/view?id=22744 (дата обращения: 09.10.2016).

11. Черников А. В. Системная семейная терапия: Интегративная модель диагностики. — М. : Класс, 2001. — 208 с.

12. International Standard Classification of Education ISCED [Electronic resource] // UNESCO Institute for Statistics Canada, 2011. — Mode of access: http://uis.unesco.org (date of access: 15.10.2016).

13. Heiman T. Parents of Children with Disabilities: Resilience, Coping, and Future Expectations // Journal of Developmental and Physical Disabilities. -2002. — June. — Vol. 14. — № 2. — P. 127-137.

14. Klein S., Schive K. You Will Dream New Dreams: Inspiring Personal Stories by Parents of Children With Disabilities. — Kensington Publishing Corporation, 2001. — 278 p.

15. Reichman N. E., Corman H., Noonan K. Impact of Child Disability on the Family Matern // Child Health J. — 2008. — № 12 (6). — P. 679-683.

16. Reichman N. E., Corman H., Noonan K. Effects of child health on parents’ relationship status // Demography. — 2004. — № 41. — P. 569-584.

17. Swaminathan S., Alexander G., Boulet S. Delivering a very low birth weight infant and the subsequent risk of divorce or separation / / Maternal and Child Health Journal. — 2006. — № 10 — P. 473-479.

18. Taub D. J. Understanding the Concerns of Parents of Students with Disabilities: Challenges and Roles for School Counselors / / Professional School Counseling Journal. — 2006. — October. — № 10 (1). — P. 52-57.

1. Aleshina Yu. E., Gozman L. Ya., Dubrovskaya E. M. Sotsial’no-psikhologicheskie metody issledovaniya su-pruzheskikh otnosheniy : spetspraktikum po sotsial’noy psikhologii. — M. : MGU, 1987. — 120 s.

2. Akkerman N. Semeynyy podkhod k supruzheskim rasstroystvam [Elektronnyy resurs] // Zhurnal praktich-eskiy psikhologii i psikhoanaliza. — 2004. — № 1. — Rezhim dostupa: http://archive.is/yzw83 (data obrashcheni-ya: 10.10.2016).

3. Dobrynina O. A. Problema formirovaniya blagopriyatnogo sotsial’no-psikhologicheskogo klimata sem’i : avtoref. dis. . kand. psikhol. nauk. — M., 1993.

4. Dobryakov I. V., Tsereteli S. V. Znachenie perinatal’nykh faktorov v formirovanii tipa semeynogo vospi-taniya zdorovogo rebenka i rebenka s detskim tserebral’nym paralichom // Psikhologicheskie problemy sov-remennoy rossiyskoy sem’i : mat-ly Vseros. nauch. konf. — Ch. 2. — M., 2003. — S. 178-180.

5. Kalugina E. L. Udovletvorennost’ brakom i supruzheskie tsennosti v sem’e posle rozhdeniya vtorogo rebenka // Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta im. N. A. Nekrasova. Seriya : Gumanitarnye nauki: Pedagogika. Psikhologiya. Sotsi-al’naya rabota. Akmeologiya. Yuvenologiya. Sotsiokinetika. — 2011. — T. 17. — № 4. — S. 230-234.

6. Krasil’nikova E. D. Psikhologicheskie osobennosti semey, vospityvayushchikh detey s razlichnymi variantami narusheniya psikhicheskogo zdorov’ya // Voprosy psikhicheskogo zdorov’ya detey i podrostkov (Nauchno-prakticheskiy zhurnal psikhiatrii, psikhologii, psikhoterapii i smezhnykh distsiplin). — 2012 (12). — № 2. — S. 114123. . . . . . . . . ..

7. Liders A. G. Psikhologicheskoe obsledovanie sem’i : ucheb. posobie-praktikum dlya stud. fak. psikhologii vyssh. ucheb. zavedeniy. — 2-e izd., ster. — M. : Akademiya, 2007. — 432 s.

8. Nikol’skaya I. M. Klinicheskaya psikhologiya i psikhoterapiya sem’i i detstva v paradigme biopsikhosotsi-al’noy modeli bolezni i zdorov’ya // Sbornik mat-lov. Vseros. nauch.-prakt. konf. s mezhdunar.uchastiem «Klinicheskaya psikhologiya v zdravookhranenii i obrazovanii»; 24-25 noyabrya 2011 g. — M. : MGMSU, 2011. — S. 68-74.

9. Tkacheva V. V. Istoricheskiy ekskurs v problemu sem’i, vospityvayushchey rebenka s otkloneniyami v razvitii // Psikhologiya sem’i i bol’noy rebenok : ucheb. posobie : khrestomatiya. — SPb. : Rech’, 2007. — S. 15-18.

10. Khayrudinova R. I. Lichnostnye osobennosti i adaptivnye resursy roditeley, vospityvayushchikh detey s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov’ya v usloviyakh realizatsii inklyuzivnogo obrazovaniya [Elektronnyy resurs] // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. — 2015. — № 6. — Rezhim dostupa: https: //www.science-education.ru/ru/article/view?id=22744 (data obrashcheniya: 09.10.2016).

11. Chernikov A. V. Sistemnaya semeynaya terapiya: Integrativnaya model’ diagnostiki. — M. : Klass, 2001. — 208 s.

12. International Standard Classification of Education ISCED [Electronic resource] // UNESCO Institute for Statistics Canada, 2011. — Mode of access: http: //uis.unesco.org (date of access: 15.10.2016).

13. Heiman T. Parents of Children with Disabilities: Resilience, Coping, and Future Expectations // Journal of Developmental and Physical Disabilities. -2002. — June. — Vol. 14. — № 2. — P. 127-137.

14. Klein S., Schive K. You Will Dream New Dreams: Inspiring Personal Stories by Parents of Children With Disabilities. — Kensington Publishing Corporation, 2001. — 278 p.

15. Reichman N. E., Corman H., Noonan K. Impact of Child Disability on the Family Matern // Child Health J. — 2008. — № 12 (6). — P. 679-683.

16. Reichman N. E., Corman H., Noonan K. Effects of child health on parents’ relationship status // Demography. — 2004. — № 41. — P. 569-584.

17. Swaminathan S., Alexander G., Boulet S. Delivering a very low birth weight infant and the subsequent risk of divorce or separation / / Maternal and Child Health Journal. — 2006. — № 10 — P. 473-479.

18. Taub D. J. Understanding the Concerns of Parents of Students with Disabilities: Challenges and Roles for School Counselors / / Professional School Counseling Journal. — 2006. — October. — № 10 (1). — P. 52-57.

Источник:
Психологические особенности семей, воспитывающих ребенка с особыми образовательными потребностями Текст научной статьи по специальности — Психология
В представленной статье предпринята попытка обобщить данные по психологическим особенностям семей, воспитывающих ребенка с особыми образовательными потребностями, и сместить акцент внимания с реабилитации и коррекции детей с особыми образовательными потребностями на психологическую помощь и сопровождение родителей. Семьи, имеющие детей с особыми образовательными потребностями, нуждаются в особой социально-психологической поддержке. Многолетний опыт работы в детском реабилитационном центре «Талисман» (г. Екатеринбург) дал возможность в полной мере наблюдать психологические трудности семей, имеющих ребенка с особыми образовательными потребностями. Процесс адаптации ребенка с особыми образовательными потребностями к социальной среде занимает длительный период жизни и часто вынуждает родителей жить, удовлетворяя потребности ребенка, оставаясь не в состоянии уделять внимание своим собственным интересам, потребностям, возможностям реализации, что не может не сказываться на процессе воспитания. В данной статье раскрываются теоретические аспекты изучения психологических особенностей семей, воспитывающих ребенка с особыми образовательными потребностями. Исследованием психологических особенностей семей, воспитывающих детей с особыми образовательными потребностями, занимались многие авторы, которые в своих работах делали упор на воздействие, оказываемое социальной средой на развитие ребенка, и общий психологический климат в семье. Дана характеристика различным психологическим особенностям семьи: внутрисемейный психологический климат, удовлетворенность супругов браком, стиль семейного воспитания, идентичность и стабильность семьи, сплоченность и гибкость семейной системы, индивидуальные психологические особенности семейных партнеров. Приведены примеры, каким образом каждая представленная психологическая особенность может влиять на воспитание, развитие и становление личности ребенка с особыми образовательными потребностями.
http://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskie-osobennosti-semey-vospityvayuschih-rebenka-s-osobymi-obrazovatelnymi-potrebnostyami

Психологическое сопровождение семьи, воспитывающей «особого» ребенка

Психологическое сопровождение семьи, воспитывающей «особого» ребенка

Анна Кондрякова
Психологическое сопровождение семьи, воспитывающей «особого» ребенка

Семья – домашний очаг,

где человека всегда любят

и принимают таким, какой он есть.

Психологическое сопровождение семьи, воспитывающей «особого» ребенка.

Семья является главным фактором в развитии и формировании всесторонне развитой личности ребенка.

Но иногда в семьях рождаются дети с особыми потребностями.

Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) — физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

В таких случаях семья особенно нуждается в консультировании и психокоррекционной работе, как с родителями, так и с ребенком.

Главная цель в работе с родителями — создание необходимых условий для формирования ответственных взаимоотношений с семьями воспитанников и развития компетентности родителей (способности ими разрешать разные типы социальнo — педагогических ситуаций, связанных с воспитанием особого ребенка); обеспечение права родителей на уважение, понимание и принятие на участие в жизни центра.

Основные задачами психолога в работе с такими родителями является:

• Установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника;

• Объединение усилий для развития и воспитания детей;

• Создание атмосферы взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;

• Активизация и обогащение воспитательных умений родителей;

• Поддержка их уверенности в собственных педагогических возможностях.

Работа строится на следующих принципах взаимодействия:

• Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями.

• Сотрудничество, а не наставничество (создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи, демонстрация заинтересованности педагогического коллектива разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь)

• Динамичность (формы и направления работы должны меняться)

ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ ДЕТЕЙ С ОВЗ должны быть направлены на улучшение взаимодействия семьи и специалистов психолого – педагогического сопровождения и тесно взаимосвязаны между собой.

ВЗАИМОПОЗНАНИЕ И ВЗАИМОИНФОРМИРОВАНИЕ СОСТОИТ ИЗ НЕПОСРЕДСТВЕННОГО И ОПОСРЕДОВАННОГО ОБЩЕНИЯ

1. Непосредственное общение включает в себя:

беседы (индивидуальных и групповых)

консультации (индивидуальных и групповых)

родительские собрания в нетрадиционной форме (круглый стол, тренинг)

2. Опосредованное общение строится на получении информации из различных источников:

психологических газет

журналов (рукописных, электронных)

интернет-сайтов (учреждения, органов управления образованием)

переписки (в том числе электронной).

Непрерывное обучение и взаимодействие с родителями состоит из лекций, семинаров, мастер-классов, проектов, игр и др. Все они направлены на улучшение совместной деятельности педагогов, родителей и детей.

Ученые выделили периоды связанные со стрессами в семьях имеющих «особого» ребенка.

1. Рождение ребенка.

При рождении такого ребенка после получения точного диагноза идет эмоциональное привыкание, информирование других членов семьи.

2. Школьный возраст.

Ребенок растет, достигает школьного возраста и возникает необходимость в выборе формы обучения, дальнейшего устройства, переживание реакции сверстников, организация внешкольной деятельности.

3. Подростковый возраст.

На первый план выходят проблемы с сексуальностью, переживание изоляции от сверстников, планирование будущей занятости.

4. Период «выпуска». Привыкание к семейной ответственности, выбор проживания, переживание дефицита возможностей в его социализации.

5. В постродительский период идет перестройка взаимоотношений в семье, взаимодействие со специалистами по месту пребывания ребенка.

Реакция родителей, когда они узнают, что у них «особый» ребенок, может быть разной:

1. Гнев возникает на почве ощущения беспомощности, безысходности и разочарования, как в самом себе, так и в своем ребенке.

2. Отрицание наиболее типичная реакция на врачебный диагноз — неверие в существование болезни.

3. Чувство вины переживания по поводу совершенных ошибок, которые по их мнению, привели к болезни.

4. Эмоциональная адаптация — заключительный этап принятия болезни своего ребенка.

1. В период эмоциональной адаптации на первой стадии — ШОКА, родители испытывают чувство агрессии, отрицания проблемы, поиска «виноватого». В семье растет напряженность, ухудшается социально-психологический климат.

2. СТАДИЯ СКОРБИ по здоровому ребенку, которого нет.

Семья уже понимает свою значимость и ответственность за ребенка, но чувствует беспомощность в вопросах воспитания, ищет совета у специалистов.

3. СТАДИЯ АДАПТАЦИИ к ситуации.

Родители входят в ситуацию, начинают строить жизнь с учетом того, что в семье «особый» ребенок.

Семьи с «особым» ребенком делятся на семьи которые понимают проблему и не понимают проблему. Если семья понимает проблему и принимает ее у них развита социальная активность и они ищут помощь. Если семья не понимает проблему и не принимает ее, то такая семья закрывается от социума и создается мульти сложная ситуация.

Информация, необходимая для организации поддержки семьи.

Работа с семьями оказавшимися в ситуации ребенка с ОВЗ начинается с анамнеза (информации, необходимой для организации поддержки семьи)

Состав семьи, возраст, профессии

Образовательный и культурный уровни взрослых

Общая семейная атмосфера, характер семейных взаимоотношений, степень эмоциональной близости

Приоритеты в воспитании, согласованность взрослых в требованиях к ребенку

Выявление стадии адаптации семьи к ситуации рождения ребенка с проблемами

Готовность родителей к сотрудничеству со специалистами

С помощью анамнеза психолог моделирует позицию родителей «особого» ребенка.

Модели формирования позиции родителей «особого ребенка».

ПЕРВЫЙ ЭТАП направлен на привлечение родителей к коррекционно-развивающему процессу (важно убедить, что никто, кроме родителей, не поможет)

НА ВТОРОМ ЭТАПЕ формируется увлечение родителей процессом развития ребенка (важно показать ежедневные достижения, обучить отрабатывать задания специалистов)

НА ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОМ ЭТАПЕ формируется творческий подход родителей к обучению и развитию (важно показать возможность родительских исследований)

Результатами успешного психолого-педагогического взаимодействия с родителями являются:

— нормализация эмоционального состояния ребенка (стабилизация ЭВС, повышение уровня работоспособности, снижение уровня тревожности, повышение уровня познавательной активности и осведомленности, формирование адекватной самооценки).

И как результат достижения ребенка, способствуют улучшению микроклимату в семье, взаимоотношениям с окружающим миром и как следствие стабилизации психо – эмоционального состояния родителей, что и способствует созданию в семье благоприятной коррекционно — развивающей среды.

Такое сотрудничество помогает родителям применять полученные знания и умения в работе со своими детьми и принимать своего ребенка таким, какой он есть – во всех его проявлениях.

Помощь семьям с особыми детьми — это не только лечение работа специалистов, но, прежде всего — огромный повседневный труд родителей, освещенный их любовью и проводимый на основе приобретенных специальных знаний. От родителей требуется большое мужество, но это путь к счастью их ребенка! И, наша задача, сопровождать их на этом пути!

Благодарю за внимание!

Педагог — психолог Кондрякова А. А.

Психологическое сопровождение детей с ОВЗ Ребенок, развитие которого осложнено дефектом, не просто менее развит, чем его нормальные сверстники, он развит иначе. Л. С. Выготский.

Алгоритм сопровождения педагогом ДОУ семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ Алгоритм сопровождения педагогом ДОУ семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ 1. Установление контакта отношений с семьёй, воспитывающей ребенка.

Комплексное сопровождение ребенка с проблемами в развитии Ключевые слова: расстройство аутистического спектра, кохлеарный имплант, методика PECS, коммуникация. Багнюк Елена Сергеевна, педагог-психолог.

Консультация для педагогов «Психологическое сопровождение детей с опережающим развитием в группах младшего возраста» ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОПЕРЕЖАЮЩИМ РАЗВИТИЕМ В ГРУППАХ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В современных теоретических концепциях.

Психологическое сопровождение ребёнка с ОВЗ в условиях в ДОУ Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 67 «Аистёнок» Старооскольского городского округа Психологическое.

Психологическое сопровождение участников ОО. Коррекция агрессивного поведения в дошкольном образовательном учреждении Коррекция агрессивного поведения в дошкольном образовательном учреждении Педагог – психолог МБДОУ «Д/с «Подснежник» г. Абакан Машукова.

Родительское собрание «Психологическое здоровье ребенка» Видео Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Радуга» рабочего поселка Сосновоборск Родительское.

Родительское собрание «Психологическое здоровье ребенка через совместную продуктивную деятельность» Родительское собрание на тему: «Психологическое здоровье ребенка через совместную продуктивную деятельность». В период дошкольного возраста.

Советы родителям особого ребенка Люди, вступающие в брак и создающие семью полны самыми приятными и радостными ожиданиями от предстоящей семейной жизни. В воображении рисуется.

Источник:
Психологическое сопровождение семьи, воспитывающей «особого» ребенка
Психологическое сопровождение семьи, воспитывающей «особого» ребенка
http://www.maam.ru/detskijsad/statja-na-temu-psihologicheskoe-soprovozhdenie-semi-vospityvayuschei-osobogo-rebenka.html

Ребенок с особыми потребностями в семье: системный семейный подход

Ребенок с особыми потребностями в семье: системный семейный подход

Как в западных, так и в отечественных современных исследованиях, посвященных взаимоотношениям в семье, воспитывающей особого ребенка, наблюдается тенденция к выходу за пределы диады мать-ребенок, расширению круга включенных в исследование родственников, к изучению семьи в целом (например: Ткачева В.В., 2004; Hornby G., Seligman M., 1991; Воусе G.C., Behl D., 1991; Trute В., 1991). Эта задача оказывается весьма непростой, поскольку для ее осуществления отсутствует удобная теоретическая база и набор понятий.

Семья, воспитывающая ребенка с особыми потребностями, стала объектом изучения специалистов смежных областей (психиатров, психологов, дефектологов) сравнительно недавно, во 2-й половине XX века. При этом семья изучается, с одной стороны, как сама по себе требующая психологической помощи из-за стресса, вызванного появлением в семье особого ребенка. С другой стороны, особую семью рассматривают как среду, в которой растет и развивается особый ребенок, помогающую или препятствующую его адаптации и социализации. Тесная связь между этими двумя подходами самими исследователями далеко не всегда осознается. Однако очевидно, что только в психологически благополучной семье особый ребенок может получить то, что ему необходимо для вхождения в социум и дальнейшей как можно более полноценной жизни.

Третий, также немаловажный вопрос — вопрос об «особости» семей с особым ребенком. Почему вообще мы считаем, что эти семьи — какие-то другие? И до какой степени они отличаются от остальных семей? Рождение любого ребенка с точки зрения системной семейной теории является стрессом, заставляющим измениться семейную систему для его преодоления. Рождение особого ребенка — больший стресс, так как к обычным переменам добавляется шок от поставленного диагноза, дополнительные заботы по уходу за ребенком, чувство стыда перед обществом, чувство вины, потребность в дополнительном материальном обеспечении и т.д. Нередко длительный стресс ведет к нарушению внутрисемейных отношений, психическим и психосоматическим расстройствам членов семьи, возможно, к частичной утрате семьей своих функций — ко всему тому, что в системной семейной психотерапии называют дисфункциональность.

Однако и такой стресс может быть преодолен, дисфункциональная динамика не обязательна. Безусловно, особому ребенку требуется больше внимания и ухода, возможно, что для его развития лучше подходит другая, более опекающая родительская позиция, чем для здорового ребенка. Поэтому результаты исследований, свидетельствующие о гиперопеке со стороны родителей, не более чем констатируют факт, но еще не являются свидетельством наличия нарушения в семье. О границах допустимой гиперопеки сложно судить в количественном нормативном ключе.

Системная семейная терапия, появившаяся как терапевтическое направление в 50-е годы XX в. привнесла в понимание проблем семьи с особым ребенком именно то, чего так не хватало исследователям: удобный методологический аппарат и целостный системны взгляд, основанные на теории систем Л. фон Берталанфи (1973). Одна из наиболее полных работ о семьях с особыми детьми с точки зрения теории системной семейной терапии написана еще в 1989 году Милтоном Селигманом и Розалин Бенжамин Дарлинг. Эта книга обобщает весь опыт теоретических подходов и эмпирических исследований семей с особыми детьми на 1989 год в США. Вслед за ее авторами рассмотрим основные понятия системной семейной теории в связи с семьей, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ СИСТЕМНОЙ СЕМЕЙНОЙ ПСИХОТЕРАПИИ И ИХ ПРИЛОЖЕНИЕ К СЕМЬЯМ С ОСОБЫМ РЕБЕНКОМ

Основными аспектами рассмотрения семьи в системной семейной теории являются семейная структура и семейное взаимодействие.

Семейную структуру описывают такие понятия как состав семьи, культурный стиль и идеологический стиль.
Особенности состава семьи, такие как наличие далеких родственников, которые могут и не жить с семьей в одной квартире; семья с родителем-одиночкой; семьи с безработным кормильцем; семьи, у одного из членов которых есть пристрастие к алкоголю или наркотикам, психическое заболевание; семьи, ценности которых длительное время находятся под влиянием умершего члена семьи — все это может влиять на то, насколько хорошо семья справляется с трудностями, связанными с появлением особого ребенка. Исследований, подтверждающих это, немного. Например, одно из исследований семейного стресса свидетельствует, что большие семьи чаще находятся под угрозой стресса (TruteB., 1991).

Культурные убеждения — возможно, самый статичный компонент семейной структуры и может играть важную роль в формировании ее идеологии, паттернов взаимодействия и приоритетов функционирования. На культурный стиль могут влиять этнические, расовые или религиозные факторы, а также социоэкономический статус. Со ссылкой на исследование Schorr-Ribera (1987) авторы утверждают, что культурно-обусловленные убеждения могут влиять на то, как семья адаптируется к ребенку с особыми потребностями, а также на использование или не использование помощи специалистов и специальных учреждений и на уровень доверия к ним.

Идеологический стиль влияет на механизмы совладания в семье. Совладание понимается как любой ответ, организованный для снижения уровня стресса. Совладание может направить семью по пути изменения ситуации или изменения воспринимаемого значения ситуации. Понимание потенциально дисфункциональной стратегии совладания идет от известного исследования Houser (1987), показывающего, что отцы подростков с умственной отсталостью в сравнении с контрольной группой отцов детей без отклонений, демонстрируют больший уход и избегание для преодоления тревоги. Авторы McCubbin и Patterson делят стили совладания на интервальные и экстернальные стратегии.

Интервальные включают пассивную оценку (проблема решиться сама собой через некоторое время) и рефрейминг (изменение отношения, установка конструктивно жить в сложившейся ситуации), экстернальные включают социальную поддержку (возможность использовать семейные и внесемейные ресурсы), духовную поддержку (использование духовных объяснений, совета священника) и формальную поддержку (использование ресурсов сообщества и профессионалов).

Семейное взаимодействие не ограничивается идеей взаимовлияния членов семьи друг на друга. Авторы разбирают четыре аспекта семейного взаимодействия: подсистемы, сплоченность, адаптация и коммуникация.

Следует иметь в виду, что уровень сплоченности и адаптации семьи меняется в зависимости от стадии жизненного цикла семьи, а также под влиянием отдельных событий семейной истории (Черников А., 2001). Поэтому не только сложившаяся семейная структура может влиять на то, как семья реагирует на появление особого ребенка, но также появление в семье особого ребенка может значительно изменять характер ее структуры.

Коммуникация — одно из важных понятий в системной теории. Ее сторонники считают, что проблемы коммуникации — это результат неправильного функционирования системы, и что конкретные люди в них не виноваты. Соответственно, терапевтическая работа направлена на изменение паттернов взаимодействия, а не на изменение людей. В семьях с особым ребенком, так же, как и во всех остальных, часто наблюдается тенденция винить в проблемах одного из членов семьи. Это в меньшей степени провоцирует тревожность, чем анализ дисфункциональной коммуникации, за возникновение которой все члены семьи несут ответственность.

Семейные функции являются, по мнению авторов, продуктами семейного взаимодействия. Они отражают результат семейного взаимодействия в терминах способности удовлетворять потребности членов семьи. Успешное выполнение функций требует значительной взаимозависимости между семьей и внесемейным сообществом. Кроме того, семьи отличаются тем, какую степень важности они приписывают той или иной функции и тем, от кого ожидают выполнения каждой из функций. Основные функции следующие:

Особый ребенок в семье, особенно с сильным нарушением, может увеличить потребительские потребности, не увеличивая при этом производительные возможности семьи. Как следствие, особый ребенок может быть обеспечен лучшей средой в ущерб другим членам семьи. Кроме того, потенциально возможно, что особый ребенок изменит идентичность семьи, уменьшит способность зарабатывать, ограничит рекреационные и социальные мероприятия и повлияет на карьерный выбор. Можно проследить, как особый ребенок может влиять на семью, рассматривая отдельно каждую функцию.

Все, что сказано нами выше, акцентирует внимание на негативных аспектах семьи с особым ребенком. Но равновероятно, что ребенок с особыми потребностями может оказать позитивное влияние на семейные функции, семейное взаимодействие и ценности, о чем свидетельствуют некоторые американские исследования (Seligman M., Darling R.B., 1989). Некоторые авторы говорят о роли учителя, которую часто приходится выполнять родителю ребенка с особыми потребностями. Важно помнить, что образовательная функция — только одна из многих функций семьи.

ВОЗМОЖНЫЕ ВАРИАНТЫ ДИСФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ДИНАМИКИ В СЕМЬЯХ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ОСОБОГО РЕБЕНКА

Основываясь на понятиях системной семейной теории, Seligman M., Darling R.B. (1989) описывают возможные варианты дисфункциональной динамики, которые могут быть вызваны появлением особого ребенка в семье. Разные школы семейной терапии по-разному понимают норму и патологию в функционировании семьи, в значительной степени этот вопрос остается на усмотрение конкретного терапевта (Николе М., Шварц Р., 2004). Но все же можно сформулировать некоторые общие принципы: структурная иерархия, эффективная коммуникация и стадиальность семейной жизни.

Особый ребенок может получать чрезмерное внимание как наиболее нуждающийся член семьи. Как результат, другие члены семьи (например, сиблинги, супруг) могут испытывать недостаток внимания и заботы, гнев к родителям и «привилегированному» члену семьи, могут чувствовать себя обиженными и нелюбимыми. Они могут отреагировать свой гнев в попытках привлечь к себе внимание. Попытки, которые они используют, могут еще больше отдалить их от членов семьи, повышая таким образом вероятность деструктивного поведения.

Прародители, которые не могут смириться с наличием дефекта у своего внука, в значительной мере добавляют родителям забот. Родители разрываются между естественной склонностью принять и любить своего ребенка и давлением со стороны прародителей, призывающих отстраниться от него или даже поместить в специальное учреждение. Такой сценарий вызывает интрапсихический конфликт у обоих родителей, конфликт родителей друг с другом, конфликт родителей со своими собственными родителями и/или свояками. Родители должны сделать сложный и болезненный выбор, встав на чью-то сторону.

Семьи, которые чувствуют на себе клеймо со стороны общества, рискуют оказаться изолированными, замкнутыми и одинокими. Хотя опасность лежит вне семьи, восприятие окружения как недружелюбного может вызвать напряжение внутри нее. Основной фактор риска возникает, когда члены семьи начинают интернализовывать воспринимаемые негативные оценки общественности и считать себя недостойными.

Недостаток профессиональной помощи и социальных служб может также оказывать разрушающий эффект на структуру семьи. Семьи чувствуют себя никому не нужными и чрезмерно обремененными заботами, что в свою очередь вызывает стресс в семье.

Уже существующее напряжение в проблемной семье может с рождением особого ребенка усилиться. Хрупкие семьи не могут выдержать дополнительного стресса, а особый ребенок — это еще одно, к тому же постоянное, бремя.

Часто описывается ситуация, когда родители, ожидавшие здорового ребенка, получают ребенка с отклонениями в развитии и испытывают шок оттого, что необходимо менять свою жизнь, планы, ожидания и т.п.

Есть данные, что родители могут испытывать трудности в поддержании адекватных психологических границ, касающихся личной жизни ребенка, и что они могут затрудняться поддерживать друг друга, особенно в вопросах взаимодействия с особым ребенком. Участие родителя в коррекции может также нарушить привычные психологические границы между родителем и ребенком.

Появление ребенка с особыми потребностями может неблагоприятно пересекаться с индивидуальным развитием членов семьи и семьи в целом. Особый ребенок может быть серьезным бременем для молодоженов, обретающих семейную идентичность. Переходные периоды в развитии ребенка и семьи могут вызывать напряжение, когда семье угрожают перемены. Например, решение подростка с особыми потребностями жить самостоятельно в общежитии колледжа может значительно потревожить сплоченную гиперопекающую семью. Другие вехи развития (поступление или окончание школы и т.д.) могут также вызывать напряжение.

Важный вклад в дисфункцию вносит постоянное нарушение границ путем вмешательства членов семьи в сферы, которые принадлежат другим членам. Примером может служить гиперопекающая контролирующая мать, которая мешает участию отца в жизни особого ребенка, нарушая таким образом родительскую роль отца.

Описанные в системной семейной теории варианты дисфункциональной динамики, связанной с появлением особого ребенка в семье, носят также описательный и гипотетический характер, поскольку являются обобщением конкретных клинических случаев или теоретическими построениями. Они далеко не исчерпывают весь спектр возможной дисфункциональной динамики, проявление которой во многом зависит от индивидуальной особенности конкретной семьи, однако представляют огромную ценность для осуществления практической работы с семьями и оказания психологической помощи.

Системная семейная психотерапия, безусловно, предлагает чрезвычайно удобный набор понятий для описания семейной системы, охватывающий все сферы жизнедеятельности семьи, направленный на как можно более полное описание и объяснение конкретных случаев, построение по каждому терапевтических гипотез. Такой подход делает невозможным статистическое эмпирическое исследование, изучающее, обычно, один или несколько параметров семейной системы и ищущее общие закономерности. Для полного глубокого понимания особой ситуации, в которую попадают семьи с особым ребенком, мы считаем необходимым панорамный системный взгляд на семью.

Trute B. «Child and Parent Predictors of Family Adjustment in Households Containing Young Developmentally Disabled Children». Family Relations, 0197-6664, July 1, 1990, Vol.39, Issue 3: P. 292-298 — EBSCOhost PsycINFO Database.

Источник:
Ребенок с особыми потребностями в семье: системный семейный подход
Статьи по детской психологии. Аннотации и полнотексты статей, тезисы конференций и результаты психологических исследований
http://childpsy.ru/lib/articles/id/10296.php

COMMENTS