Психологическое здоровье детей и родителей

Влияние семьи на психику и психологическое здоровье ребенка

Влияние семьи на психику и психологическое здоровье ребенка

Влияние семьи на психологическое здоровье ребенка столь же высоко, как и влияние внутрисемейных отношений на формирование детской личности. Именно здесь создаются предпосылки для того или иного психосоматического недуга, закладываются основы характера и оттачивается способность противостоять будущим непростым ситуациям, прожить без которых, к сожалению, невозможно. О том, как семья влияет на здоровье ребенка в эмоциональном плане, и пойдет речь в этом материале.

Роль семьи в формировании и сохранении психологического здоровья детей

Семья — это целостная система, и отношения между всеми членами в ней взаимосвязаны. В основе брака находятся отношения мужчины и женщины, в которые затем вплетается появившийся ребенок. Во многих случаях, если между супругами сложные взаимоотношения, негативное влияние внутрисемейных отношений на ребенка вызывает у детей психосоматозы. Часто именно в таких ситуациях один из родителей не принимает ребенка и не уделяет ему внимания, и в случае психосоматики ребенку поможет выздороветь только коррекция отношений между супругами.

Отношения в семье нуждаются в коррекции, если создается длительное нервно-психическое напряжение. Оно приводит к нарушению жизнедеятельности семьи как единого организма.

Каждая семья выделяет определенные аспекты жизни, и на разных этапах развития у нее появляются разные потребности и цели. Не всегда они совпадают у всех членов семьи. Порой они не осознают своих истинных потребностей и подчиняются интересам других, что приводит к межличностным и внутриличностным конфликтам.

Как отношения в условиях семьи влияют на психологическое здоровье ребенка

Психологический климат в семье на здоровье ребенка влияние оказывает самое непосредственное. Если между родителями общая неудовлетворенность, несоответствие потребностей и ожиданий реальным возможностям, между ними возникают конфликты. Если взрослые не понимают ситуации в семье и отрицают проблемы, то появляются депрессии, неврозы, алкоголизм.

Семейная тревожность отражается на поведении членов семьи и особенностях общения между ними. Она часто проявляется в переживаниях по поводу здоровья, особенно ребенка. В основе негативного влияния семьи на психику ребенка лежат беспомощность и неспособность что-либо сделать для улучшения семейных взаимоотношений, противостоять неблагоприятным непредвиденным обстоятельствам. К нарушению отношений в семье приводит чувство вины у одного из ее членов. Он считает себя виновником всех бед, и ему кажется, что другие обвиняют во всем именно его. На самом деле это может не соответствовать действительности.

Внутренний конфликт у одного из членов семьи может возникнуть в связи с возлагаемой на него повышенной ответственностью. Появляющееся при этом повышенное нервно-психическое напряжение распространяется на всю семью и порождает противоречия, конфликты и болезни. И конечно же, такая ситуация во внутрисемейных отношениях оказывает влияние на психическое развитие ребенка.

В задачи семейной психотерапии входят: помочь всем обратившимся дать себе ответ на вопрос «Кто я?», научить доверять друг другу, понимать язык тела, эффективно общаться и обсуждать возникающие проблемы, чтобы правильно распределить роли в семье и наладить взаимоотношения, способствующие счастью и сохранению здоровья.

Влияние внутрисемейных отношений на психику и эмоциональное самочувствие ребенка

В здоровой семье, где роли между мужчиной, женщиной и детьми распределены психологически правильно, сохраняется подвижное равновесие. Ощущается позитивное влияние семьи на психическое благополучие ребенка. Каждый член поддерживает общее семейное «Мы», в основе которого лежат общие ценности, любовь, теплые чувства и привязанность, объединяющие и позволяющие быть собой. Члены семьи способны видеть возникающие трудности и их причины и самостоятельно разрешать конфликты. Они со временем меняются, но при этом сохраняют отношения и укрепляют свою семью.

В здоровой семье структура власти всегда имеет иерархию и отличается гибкостью. В ней имеются свои семейные правила, которые понятны всем и которых стараются придерживаться. Влияние внутрисемейных отношений на эмоциональное состояние ребенка в этом случае сугубо позитивно. Родители представляют собой стабильную пару, дистанцированную от старшего поколения. Они настроены на развитие и воспринимают перемены позитивно, выполняют свои функции по отношению к ребенку и не перекладывают на него ответственность. Супруги проявляют по отношению друг к другу уважение, честность, доверие и у них есть желание быть вместе. Объединяют в первую очередь их общие духовные ценности, интересы, разные взаимодополняющие личностные качества, умение договариваться по разным вопросам.

В гармоничной семье одни из значимых целей супругов связаны с воспитанием детей. Для каждого из них важно, чтобы у ребенка были отец и мать. Они допускают, что другой супруг может развиваться, и изменяются вместе с ним. Психологическое здоровье ребенка в условиях такой семьи устойчиво, ведь в семейные цели входят совместное проведение досуга, наполненное содержанием общение, создание домашнего очага. Все разногласия на пути к этим целям они преодолевают и приспосабливаются к различным жизненным ситуациям.

Влияние внутрисемейных отношений на эмоциональное состояние и психическое развитие ребенка

В таком положении семья может существовать долго, порождая всеобщие неврозы и другие психосоматические болезни, и приходит к разводу. Спасти семью и здоровье ребенка помогает коррекция ролевого поведения, которая способствует улучшению отношений, в первую очередь, между супругами.

Внутрисемейные отношения и эмоциональное самочувствие ребенка тесно взаимосвязаны, но все родители это понимают. В семье с нарушенной гармонией всегда возникают вопросы «Кто главный?», «Кто должен это делать?», «Кто виноват?», и никто не желает брать на себя ответственность по разрешению конфликта. Если противоречия между супругами являются субъективными, возникли в результате заблуждения, недопонимания, то можно восстановить в отношениях равновесие и вернуть в семью гармонию.

Влияние проблем и конфликтов в семье на здоровье ребенка

Наиболее частыми проблемами семей, оказывающими влияние на детей, являются:

  • ожидание от партнера большего в связи с ошибочным выбором, основанном на том, что он заменит или будет напоминать мать или отца;
  • часто возникающая растерянность;
  • обсуждение значимых вопросов не с партнером, а с родителями;
  • разочарование;
  • супружеские измены и предстоящий развод;
  • проживание в гражданском браке как способ избежать ответственности.

Для поддержания стабильности в семьях с неблагоприятным психологическим климатом возникают защитные механизмы. Они заставляют всех поддерживать единство и не позволяют увидеть реальность. Например, в семье складываются мифы о том, что «мы замечательная семья, а другие этого не понимают», «у нас слабенький болезненный ребенок, и мы все делаем для него», «у нас непослушный ребенок, ничего не можем с ним поделать» и др. Таким образом, супруги отказываются понять свои взаимоотношения, проявляют нежелание что-либо изменить и оправдываются перед другими. За этими мифами скрываются неосознаваемые недовольство друг другом, отрицательные эмоции, в том числе страх и вина, боязнь ответственности.

При наличии проблем, чтобы устранить негативное влияние конфликтов в семье на ребенка, необходимо принимать решения, а супруги не умеют обсуждать вопросы, находить компромиссы, уступать, брать на себя ответственность. Это связано с их культурным уровнем развития и сложившимися традициями, хотя при желании наладить отношения и сохранить семью этому никогда не поздно научиться.

Конфликты в семье и последующие за этим неврозы и психосоматозы происходят при нарушениях межличностного взаимодействия. Негативное влияние внутрисемейных отношений на психику ребенка происходит в том случае, если члены семьи не в состоянии выразить свои чувства или искажают их. Если в процессе общения они подают друг другу противоречивые вербальные и невербальные сигналы (т.е. слова у них расходятся с их смыслом, мимикой, жестами и даже поступками). Между супругами возникают в общении и интимной жизни барьеры. Наконец, они начинают манипулировать друг другом и втягивать в свои отношения ребенка.

В этом случае восстановить гармоничные отношения и психологическое здоровье ребенка в семье помогает желание понять друг друга и применение навыков эффективного общения. В первую очередь необходимо отказаться от агрессивных высказываний — угроз, приказов, назиданий, инструкций и т.п. Не стоит на партнера навешивать ярлыки, давать ему напрямую негативные оценки, критиковать поведение. Не подойдут для налаживания отношений также советы, утешения, допросы, попытки отвлечь внимание от проблемы. Гармонизации влияния семьи на психологическое здоровье детей помогут сопереживание, эмоциональная поддержка и подтверждение любви.

Источник:
Влияние семьи на психику и психологическое здоровье ребенка
Влияние внутрисемейных отношений на эмоциональное состояние ребенка и его психическое развитие
http://vkapuste.ru/?p=8055

Консультация для родителей Секреты психологического здоровья дошкольника

Консультация для родителей «Секреты психологического здоровья дошкольника»

Консультация для родителей

«Секреты психологического здоровья дошкольника»

Забота о воспитании здорового ребенка является приоритетной в работе нашего дошкольного учреждения. Здоровый и развитый ребенок обладает хорошей сопротивляемостью к вредным факторам среды и устойчивостью к утомлению, он социально и физиологически адаптирован.

По определению ВОЗ, «здоровье это полное физическое, психическое и социальное благополучие, а не только отсутствие болезней и физических дефектов». Современная статистика свидетельствует: здоровье детей от рождения к моменту поступления в школу ухудшается, что отрицательно влияет на процесс усвоения образовательной программы.

Что же такое психологическое здоровье? И какого ребенка можно назвать психологически здоровым?

Психологически здоровый ребенок – это дружелюбный, находчивый, веселый, смышленый, активный, самостоятельный, доброжелательный, уверенный, добрый, открытый, честный, любознательный, решительный, участливый, сопереживающий.

Психологическое здоровье ребенка — это один из критериев здоровья в целом. На современном этапе развития общества ускорился темп жизни, жизненный уровень многих семей понизился. В связи с этим повысилась агрессивность людей, от этого страдают, в первую очередь, наши дети. Многие родители загружены работой, учебой — вследствие этого дети часто остаются без внимания. Они испытывают дефицит общения с близкими им людьми, переживают постоянные стрессы, потому что не удовлетворяются их базовые потребности: в родительской любви, ласке, защищенности.

В результате этого нарастает напряженность, появляется агрессивность и озлобленность сначала на родителей, потом на всех окружающих. Поэтому необходимо на ранних стадиях обучать детей цивилизованным способам выхода гнева и саморегуляции поведения, чтобы к 5-6 годам у ребенка сформировалась правильная социальная ориентация, развилась способность к адаптации и саморегуляции.

В психологических исследованиях выделяются осложненные варианты психического развития детей, например, те, которые встречаются чаще всего:

• невротические состояния проявляются в эмоциональных срывах, неустойчивости поведения, агрессивности или же вялости, апатичности. Они связаны иногда с плохим самочувствием, усталостью или с конкретной эмоциогенной ситуацией (отобрали любимую игрушку, обидели). Разрешается ситуация, поправляется здоровье, и нежелательные проявления проходят. Однако дети с подобными реакциями входят в группу риска, у них может развиться невроз;

• аутизм — проявляется в замкнутости, отстраненности, в погруженности в собственный, непонятный для окружающих, мир. Эмоции стерты, мимика невыразительна, с детьми трудно, а порой невозможно вступить в общение. Такие дети мало разговаривают, не играют со сверстниками. Им совсем не свойственны ни эмоциональное сопереживание, ни сочувствие кому-либо;

• гиперактивность с нарушением внимания — носит характер синдрома, то есть целого блока специфических проблем. Дети подвижны, расторможены, импульсивны, у них недостаточно развиты процессы внимания, им трудно сосредоточиться, снижена работоспособность, повышена утомляемость, плохо развиты движения руки. Такие дети, несмотря на достаточно высокий уровень способностей, плохо учатся, постоянно конфликтуют со сверстниками, им невыносимо трудно что-либо делать совместно с другими.

Основными способами снижения всех этих состояний являются игры, хоровое пение, творческая деятельность (лепка, рисование, пересказ, придумывание сказок, сочинение стихов), аутогенная тренировка, упражнения на устойчивость к стрессу, психогимнастика.

Игра для ребенка — это естественное состояние, играми он удовлетворяет непреодолимую потребность в движении, проявляет творческие силы, развивает свои способности, воспитывается с нравственной стороны и, наконец, приобретает массу всевозможных знаний.

Игры очень разнообразны: дети играют в одиночку и группами; со строительным материалом, в настольные игры, сюжетно-ролевые, театрализованные, подвижные, хороводные и музыкальные игры.

Игры могут быть свободными, когда дети играют во что хотят и как хотят. Они дают материал для наблюдений: в них ярко выступают индивидуальные черты каждого ребенка. Организованные игры тоже знакомят с детьми, а также служат для развития внимания, находчивости, умения управлять собой и подчиняться правилам, а главное — для развития чувства товарищества.

Главный совет, который можно дать родителям дошкольников – играйте вместе с детьми.

Вместе играя, вы сможете построить и оздоровить ваши взаимоотношения. В игре лучше всего создается безопасная обстановка для общения людей, независимо от их характера и возраста. Шутки и веселье рождают сердечность, совместная игра может совершенно неожиданно перейти в наполненную ощущением праздника жизнь.

Вот некоторые советы родителям по организации совместной деятельности:

• сыграйте для ребенка какую-нибудь роль из его любимого произведения, пригласите ребенка присоединиться, но не настаивайте на его участии;

• спойте вместе детскую песенку;

• проговорите детские считалочки;

• имитируйте вместе танцы животных (кенгуру, лягушки и других);

• постройте вместе домик из песка или конструктора;

• почитайте вместе книжки;

• послушайте вместе аудиокассеты с записями детских произведений;

• поиграйте в подвижную игру.

Кроме того, обратите внимание на важность и еще нескольких моментов:

1. Ребенку необходим спокойный, доброжелательный психологический климат.

2. Правильно организованный режим дня — домашний режим ребенка должен быть продолжением режима дня детского сада.

3. Полноценное питание — включение в рацион продуктов, богатых витаминами А, В, С, Д, минеральными солями.

4. Закаливание ребенка в условиях семьи.

5. В выходные дни обязательно гуляйте с детьми. Пусть на прогулке ребенок больше двигается, играет в подвижные игры.

Источник:
Консультация для родителей Секреты психологического здоровья дошкольника
Скачать: Консультация для родителей "Секреты психологического здоровья дошкольника"
http://www.metod-kopilka.ru/konsultaciya-dlya-roditeley-sekreti-psihologicheskogo-zdorovya-doshkolnika-79250.html

Методическая разработка родительского собрания — Роль семьи в сохранении психологического здоровья детей

Методическая разработка родительского собрания «Роль семьи в сохранении психологического здоровья детей»

Разработка родительского собрания с презентацией.

Роль семьи в сохранении психологического здоровья детей

Здравствуйте, уважаемые родители! Я рада вновь видеть Вас. Надеюсь, что сегодняшняя встреча принесёт всем нам радость общения и заставит задуматься об очень важных вопросах воспитания детей.

Эпиграфом к нашему сегодняшнему разговору я взяла слова Л. Н. Толстого:

« Счастлив тот, кто счастлив у себя дома».

Прежде чем начать разговор, я хотела бы провести небольшой тест. Прошу Вас взять в руки чистые листы бумаги, внимательно слушать меня и точно выполнять инструкции.

не открывая глаз, согнуть лист пополам;

не открывая глаз, согнуть еще раз пополам;

не открывая глаз, оторвать верхний правый угол;

не открывая глаз, оторвать нижний правый угол;

не открывая глаз, оторвать верхний левый угол.

Откройте глаза и посмотрите, что у Вас получилось. Скорее всего, узоры у всех будут различными, хотя инструкция звучала для всех одинаково.

Вывод: Мы все очень разные, разные характеры, разные взгляды на жизнь, но есть одно, что объединяет нас, — это наши дети. Фигуры, сделанные Вами, не похожи друг на друга. Вот так же и наши дети все разные, но самые родные и любимые.

Работа в группах.

Представьте своего ребёнка, его лицо, глаза, улыбку.

Продолжите фразу: « Мой ребёнок лучший, потому что…»

(высказываются: группа1, группа 2, группа 3,группа 4, группа 5)

Действительно, для каждой мамы свой ребёнок в любом возрасте самый красивый, самый ласковый, самый родной, самый лучший. Родители мечтают о счастливом будущем своего малыша.

Если воспользоваться приемом психологов, то можно представить себе, что ре- бёнок – это чаша. И задача родителей её наполнить. Мало наполнить чашу, важно, чтобы она не расплескалась, не разбилась, а становилась с каждым годом еще лучше и богаче.

Каким вы хотите видеть своего ребенка? Какими чертами характера он будет обладать?

Наверное, каждый из вас мечтает, чтобы его ребенок вырос здоровым, сильным, умным, честным, справедливым, благородным, заботливым, любящим. И никто из родителей не пожелает ребенку стать лживым, лицемерным, подлым.

От нас во многом зависит, каким человеком станет ребёнок.

Тема нашей беседы: Роль семьи в сохранении психологического здоровья детей

Тема семьи волновала людей во все времена. Каждая семья сама решает, как воспитывать своего ребенка. Единого мнения в этом вопросе нет. Каждый взрослый может сыграть огромную роль в жизни ребенка – созидательную или разрушительную.

Психологическое здоровье или нездоровье ребёнка связано с психологической атмосферой семьи, и зависит от характера взаимоотношений в семье.

Ещё в древности один поэт сказал:

«Ребёнок учится тому,

Что видит у себя в дому,

Родители пример ему.

Кто при жене и детях груб,

Кому язык распутства люб,

Пусть помнит, что с лихвой получит

От них всё то, чему их учит».

Совсем недавно я провела классный час, где дети рассуждали, что такое счастливая семья.

Послушайте высказывания детей.

Семья – это замечательное слово, которое означает уют, тепло, поддержку близких. Семья даёт первые и главные уроки любви, понимания, доверия, веры.

В семье с благоприятным психологическим климатом каждый её член относится к остальным с любовью, уважением и доверием, к родителям — еще и с почитанием, к более слабому — с готовностью помочь в любую минуту. Основным условием воспитания является личный пример родителей. Если ребёнок ежедневно видит в семье тёплые, заботливые, уважительные отношения, то он обязательно перенесёт их в свою жизнь. (Психологи считают, что ребёнка нужно обнимать не менее 12 раз в день.)

Важными показателями благоприятного психологического климата семьи являются:

стремление ее членов проводить свободное время в домашнем кругу;

беседовать на интересующие всех темы;

вместе выполнять домашнюю работу;

подчеркивать достоинства и добрые дела каждого;

открытость семьи, гостеприимство.

Эмоциональное благополучие способствует нормальному развитию личности ребёнка, формированию чувства уверенности и защищённости, выработке у него положительных качеств, хорошего отношения к другим людям.

Портрет психологически здорового ребёнка:

обладает уверенностью, адекватной самооценкой;

способен к сопереживанию;

испытывает чувство привязанности, любви в ответ на аналогичные

общителен, стремится к взаимодействию со сверстниками;

доброжелателен к людям.

Что считается неблагоприятным психологическим климатом в семье?

К сожалению, очень часто в 1 класс стали приходить дети педагогически запущенные, с больной нервной системой, которые хотят, но не умеют учиться, которые не хотят учиться, не умеют управлять собой. Почему так происходит? Причин много.

слабое физическое развитие;

дефицит общения с родителями (с детьми не занимаются или дети живут с бабушкой);

частые конфликтные ситуации в семье;

Во многих семьях родителям не хватает времени на общение с детьми.

(Ролик «Брошенные дети часто живут с родителями»)

Если взрослые члены семьи постоянно ссорятся, скандалят, испытывают тревожность, напряженность, отчуждение, то это негативно сказывается в первую очередь на детях, на их поведении, отношении к окружающим, успеваемости. У малыша могут развиваться признаки стрессового состояния. Чтобы вовремя помочь своему ребёнку, надо их знать.

Работа в группах.Обсуждение.

-Давайте попытаемся определить признаки стрессового состояния ребёнка.

Трудности с засыпанием, неспокойный сон

Участившаяся беспричинная обидчивость, слезливость или, наоборот, проявление агрессии (жалобы, обзывания)

Участившиеся случаи невнимательности, рассеянности

Частое проявление упрямства, капризов

Навязчивые привычки – сосание пальца, обгрызание ногтей, накручивание волос на палец

Стойкое нарушение аппетита или, наоборот, переедание

Стремление к уединению

Невротические проявления: моргание глазами, подергивание плеч, ног, дрожание рук

Дневное или ночное недержание мочи

Если Вы замечаете что-то из перечисленного у своего ребёнка, возможно, стоит обратиться к специалистам.

Давайте проверим, умеете ли Вы поставить себя на место ребёнка, взглянуть на происходящее его глазами, учесть его точку зрения?

Закончите предложения так, как, на ваш взгляд, закончил бы Ваш ребёнок:

«Мне бывает очень радостно, когда…»

«Я очень грущу, когда…»

«Мне бывает страшно, когда…»

«Я сержусь, когда…»

«Мне бывает стыдно, когда…»

Сравните Ваши ответы и ответы, данные вашими детьми (родителям раздаются анкеты детей).

Степень совпадения ответов будет говорить о Вашей способности взглянуть на происходящее глазами ребёнка, о понимании его эмоционального состояния.

Одним из главных условий полноценного развития ребёнка является психологическая защищённость- осознание того, что его любят в любых жизненных ситуациях. Взрослым следует научиться контролировать свои действия и поступки. Взвешивать каждое слово, научиться любить и понимать своих детей, и результаты не заставят себя долго ждать.

И пусть тот опыт, который вы сегодня приобрели, поможет вам в общении с детьми.

(Ролик «Заповеди для родителей»)

Спасибо за внимание!

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«Любя своих детей, учите их любить вас, не научите – будете плакать на старости лет — вот, по-моему, одна из самых мудрых истин материнства и отцовства».

Чаще показывайте детям, как вы их любите, не скрывайте этого.

Как можно больше времени проводите вместе с детьми, со своей семьёй. Обсуждайте прожитый день, делитесь проблемами, советуйтесь друг с другом.

Старайтесь знать друзей вашего ребёнка. Знать где и с кем он играет, проводит время.

Обсуждайте возникшие проблемы спокойно, без крика и раздражения; тогда ваш ребёнок ничего не будет от вас скрывать.

Не бойтесь попросить совета у вашего ребёнка – это сблизит вас.

Не заставляйте ребёнка доверять ему свои тайны. Этим вы ничего не добьётесь.

Доверять вам будут, если вы будете не просто родителями, а друзьями, способными понять и сопереживать.

Будьте примером для ребёнка: ведь как вы относитесь к своим родителям, так и к вам будут относиться в старости.

Помните, что ребёнок – это гость в вашем доме, который со временем покинет родное гнездо. И надо воспитывать так, чтобы он никогда не забывал свою семью и тепло своего родного дома.

Если родители с раннего детства не научились ребёнку говорить «Нет!», то их жизнь может превратиться в нескончаемую дорогу в ад.

Чаще бывайте в школе. Не забывайте слова известного педагога В.Сухомлинского: «Наиболее полноценное воспитание, как известно, школьно-семейное».

Если ребенка постоянно критикуют, он учится….(ненавидеть)

Если ребенок живет во вражде, он учится… (быть агрессивным)

Если ребенок растет в упреках, он учится… (жить с чувством вины)

Если ребенок растет в терпимости, он учится… (понимать других)

Если ребенка хвалят, он учится… (быть благородным)

Если ребенок растет в честности, он учится… (быть справедливым)

Если ребенок растет в безопасности, он учится… (верить людям)

Если ребенка поддерживают, он учится… (ценить себя)

Если ребенка высмеивают, он учится… (быть замкнутым)

Если ребенок живет в понимании и дружелюбии, он учится… (быть отзывчивым, находить любовь в этом мире)

Типы воспитания, негативно влияющие на психику детей

Наверное, любой из нас не прочь хоть для кого-то стать кумиром, пускай на миг. и, говоря об этом типе воспитания, невольно кажется — ребенку повезло: он обожаем, он действительно любим, любим не просто, а без предела. Любая прихоть ребенка — закон. Во всех поступках его мама с папой находят лишь незаурядность, и даже шалости «кумира» неповторимы. Такой ребенок, твердо веря в свою исключительность, растет капризным, своевольным эго­истом, лишь потребляя и не желая отдавать взамен.

Опережая своих сверстников в запросах, «кумир» семьи нередко отстает от них в элементарных навыках развития: он не способен сам умыться и одеться, родители освобождают ребенка от всех обязанностей. И это скажется впоследствии, когда настанет трудовая жизнь.

Такой ребенок лишен самостоятельности и не стремится к ней. Ребенок привык повиноваться и следовать советам взрослых, которые продумали всю жизнь его до малейших мелочей «разработали», её маршрут, невольно превращаясь в диктаторов. Они, не сознавая этого, из самых благих побуждений диктуют каждый шаг ребёнку и контролируют его во всём, наверно, даже в мыслях. Вознося его до небес, они не только любуются ребенком, но и «готовят» вундеркинда. Он хочет оправдать надежды. И чтобы он их оправдал, его оберегают не только от превратностей судьбы, но и от дуновения любого ветерка. А раз оберегают, значит, он и вправду большая ценность и, ве­ря в это, ребенок возносит свою персону, день ото дня лишь погружаясь в оранжерейный климат своей семьи: гиперопека лишает творческого начала.

Жизнь по подсказкам — существование. Довольно часто гиперопека приводит к бурной реакции про­теста.

Другая крайность наших воспитательных воз­действий. Ребёнок предоставлен сам себе. Он ощущает себя ненужным, лишним, нелюбимым. Родители лишь временами вспоминают, что он есть, и уделяют ему минимум внимания. А он способен хоть за капельку внимания на всё. Его потребности во­обще никто не хочет удовлетворить. Вынужден сам думать о себе, завидуя всем детям.

Всё это отражается на психике ребенка, и он со време­нем вдруг начинает ощущать себя неполноценным. И этот комплекс, комплекс собственной неполноценности ребенка, пре­следует его потом всю жизнь.

«Воспитание в культе болезни»

Такой тип воспитания обычно встречается тогда, когда ребенок болеет достаточно серьезным хроническим заболеванием или когда родители, боясь, что ребенок вдруг внезапно, заболеет, трясутся в ужасе над ним, предупреждая все его желания, а он, воспринимая всякую болезнь как свою привилегию, дающую ему особые права, невольно спекулирует создавшимся положением и злоупотребляет им.

Он ждет от всех сочувствия и сострадания, И даже «борется» за это. Такие дети, вырастая, часто с трудом могут приспособиться к действительности.

Они, нередко выбирают путь приспособленцев или подхалимов. Их участь — участь слабовольных и изнеженных людей.

Родитель! Люби свое дитя! Но не слепо. Не потакая его капризам, а требовательно и нежно, воспитывая ЛИЧНОСТЬ.

Просмотр содержимого презентации
«Презентация Microsoft Office PowerPoint»

«Счастлив тот, кто счастлив у себя дома»

«Мой ребёнок лучший, потому что …»

Роль семьи в сохранении психологического здоровья детей

Показатели благоприятного психологического климата семьи: — стремление её членов проводить свободное время в домашнем кругу; -беседы на интересующие всех темы; — желание вместе выполнять домашнюю работу; -подчеркивать достоинства и добрые дела каждого; -открытость семьи, гостеприимство.

Портрет психологически здорового ребёнка: — обладает уверенностью, адекватной самооценкой; -способен к сопереживанию; -испытывает чувство привязанности, любви в ответ на аналогичные чувства родителей; -общителен, стремится к взаимодействию со сверстниками; -доброжелателен к людям.

Неблагоприятный психологический климат в семье: -слабое физическое развитие;дефицит общения с родителями (с детьми не занимаются или дети живут с бабушкой);частые конфликтные ситуации в семье;пьющие родители;неполные семьи;

Признаки стрессового состояния ребёнка: -Трудности с засыпанием, неспокойный сон -Частая усталость -Участившаяся беспричинная обидчивость, слезливость или, наоборот, проявление агрессии (жалобы, обзывания) -Участившиеся случаи невнимательности, рассеянности -Беспокойство, непоседливость -Частое проявление упрямства, капризов -Навязчивые привычки – сосание пальца, обгрызание ногтей, накручивание волос на палец -Стойкое нарушение аппетита или, наоборот, переедание -Стремление к уединению -Невротические проявления: моргание глазами, подергивание плеч, ног, дрожание рук -Дневное или ночное недержание мочи

Источник:
Методическая разработка родительского собрания — Роль семьи в сохранении психологического здоровья детей
Разработка родительского собрания с презентацией.
http://kopilkaurokov.ru/nachalniyeKlassi/meropriyatia/mietodichieskaia_razrabotka_roditiel_skogho_sobraniia_rol_siem_i_v_sokhranienii_

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ.

КРИТЕРИИ. УГРОЗЫ. ФАКТОРЫ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ СОХРАНЕНИЮ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ.

Растить здоровых детей — это подлинное искусство, которое приходится совершенствовать всю жизнь. Здоровье ребенка для его родителей составляет главную заботу, а порой и тревогу.

Применительно к детям дошкольного возраста основными показателями сформированности психологического здоровья являются процесс адаптации при поступлении в ДОУ, уровень развития коммуникативных навыков, уровень положительной мотивации к социально важной для данного возраста деятельности, отсутствие отклонений в поведении.

По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей, за последнее время число здоровых дошкольников уменьшилось в 5 раз и составляет лишь 10% среди поступающих в школу. По наблюдениям педагогов начальной школы дети оказываются все более подготовлены интеллектуально, и менее эмоционально устойчивы и спокойны.

Даже родившийся здоровым, ребенок нуждается в постоянном медицинском наблюдении, особенно в период раннего развития и в дошкольном возрасте. При этом родители ребенка должны быть защитниками его здоровья и активными помощниками профессиональных медиков. Однако для этого родителям необходимы определенные знания об особенностях развития детей в разные возрастные периоды, чтобы в нужный момент распознать те или иные признаки заболевания.

Сегодня не вызывает сомнения тот факт, что практически все дети требуют той или иной психологической поддержки, поскольку находятся под воздействием ряда неблагоприятных факторов, что может приводить к ухудшению здоровья детей – как физического, так и психологического.

Не все болезни у детей имеют явные внешние признаки и поэтому распознаются не сразу. Выявить причину происхождения конкретного заболевания у ребенка может только врач, индивидуально и скрупулезно, учитывая самые разнообразные факторы, способствующие внешнему проявлению болезни.

Болезненная ранимость, плаксивость, обидчивость, конфликтность и агрессия, низкий уровень самостоятельности и одновременно с тем высокая тревожность – это только часть проблем, с которыми приходится сталкиваться педагогу начальной школы.

Комплекс этих проблем возникает у детей не в связи с поступлением в 1 кл., а за долго до этого.

Ребёнок — индикатор семейных отношений. От того, какие отношения складываются в семье, зависит мировосприятие ребёнка, его отношения с окружающими людьми, личностные особенности. Семья является сложной социальной системой и, как всякая система, стремится к равновесию, гармонии, что является основным признаком психологического здоровья ребенка и всех ее членов.

Психологическое здоровье является необходимым условием функционирования и развития ребенка в процессе жизнедеятельности; представляет собой динамическую совокупность психических свойств человека, обеспечивающих гармонию между потребностями человека и общества, являющихся предпосылкой ориентации индивида на выполнение своей жизненной задачи. С одной стороны, оно является условием адекватного выполнения человеком своих возрастных, социальных и культурных ролей, с другой стороны, обеспечивает ему возможность непрерывного развития в течение всей его жизни.

Психологическое здоровье содержит следующие компоненты: физическое, психическое, социальное и нравственное здоровье.

В детском возрасте закладывается фундамент личности, формируются её основные качества: физическое и психическое здоровье, культурный, нравственный и интеллектуальный потенциал. Качества, которыми наделен ребенок, особенно в самом начальном периоде жизни, являются наиболее важными и прочными; позже изменить их достаточно сложно, а в ряде случаев – практически невозможно.

Соматическое заболевания (дефекты психического развития).

Факторы, влияющие

Ребенок – кумир семьи»

Все разрешено, твои интересы – главные, ты – лучший.

Что происходит впоследствии:

Ребенка не интересуют желания и интересы других людей. Он видит мир только с позиции собственных интересов. Не умеет общаться со сверстниками, понимать требования взрослых.

Именно такие, причем нередко хорошо интеллектуально развитые дети, не могут адаптироваться в школьной среде, а в дальнейшем с трудом справляются с реальностью жизни.

Как все»

У родителей нет общей жизни с детьми, нет настроения или времени ими всерьез заниматься. Подобное положение отвечает нынешней реальности. Мама и папа целый день на работе. Вместе только вечером или в выходные дни. У родителей свои дела. А дети привыкли сами использовать свободное время так, чтобы не навлекать на себя лишний раз недовольство старших.

Подобное отношения приводят к неуверенности в своих силах, низкой самооценке, подавленности или агрессии и др. неблагоприятным проявлениям.

А. Багадуин выделяет такие стили родительского воспитания, которые отражаются на развитии и здоровье ребенка: демократический, контролирующий и смешанный.

Демократический стиль характеризуется высоким уровнем восприятия ребенка, хорошо развитым вербальным общением с детьми, верой в самостоятельность ребенка в сочетании с готовностью помочь ему в случае необходимости. В результате такого восприятия дети отличаются умением общаться со сверстниками, активностью, агрессивностью, стремлением контролировать других детей (причем сами не поддаются контролю, хорошим физическим развитием.

При контролирующем стиле воспитания родители берут на себя функцию контроля за поведением детей: ограничивают их деятельность, но поясняют суть запретов. В этом случае детям бывают присущи такие черты, как послушаемость, нерешительность, неагрессивность.

При смешанном стиле воспитания дети чаще всего характеризуются как послушные, эмоционально-чувствительные, неагрессивные, нелюбопытные, с бедной фантазией.

Рекомендации,

способствующие сохранению психологического здоровья ребенка:

1. Принимайте и уважайте своего ребенка таким, какой он есть;

2. Недовольство действиями ребенка не должно быть систематическим. Контролируйте свое поведение;

3. Активно выслушивайте его переживания и потребности;

4. Будьте не рядом с ним, а вместе с ним;

5. Не вмешивайтесь в занятия, с которыми он справляется;

6. Помогайте, когда просит;

8. Делитесь своими чувствами;

9. Справедливо разрешайте конфликты;

10. Обнимайте не менее 8 раз в день, так как ребенок должен чувствовать Вашу любовь и ласку.

И тогда его психологическому здоровью ничего не угрожает!

В заключении хотелось бы напомнить Вам, уважаемые родители и педагоги, что только совместными усилиями мы поможем нашим детям стать тем гармонично развитым человеком, речь о котором велась выше – жизнерадостными, творческими, открытыми, чего я Вам и нам искренне желаю!

УДАЧИ ВАМ В ВОСПИТАНИИ ВАШИХ ДЕТОК!

С уважением, педагог-психолог – Кузяева О.В.

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Папиллярные узоры пальцев рук — маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Источник:
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ. КРИТЕРИИ. УГРОЗЫ. ФАКТОРЫ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ СОХРАНЕНИЮ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ. Растить здоровых детей — это подлинное искусство, которое приходится
http://cyberpedia.su/8x38b7.html

Психологическое и эмоциональное здоровье и состояние детей дошкольного возраста

Психологическое и эмоциональное здоровье и состояние детей дошкольного возраста

Часто психическое здоровье человека и его гармонию с собой и окружающим миром называют адаптацией. Как же понять, хорошо ли адаптирован ребенок дошкольного возраста и в норме ли его психическое здоровье?

Существует несколько критериев, по которым можно определить, что ребенок дошкольного возраста хорошо адаптирован:

  • исключены крайности в поведении: малыш не гиперактивен, но и не пассивен;
  • нет возвращения к бывшим привычкам: постоянно пил из чашки, но вдруг потребовал бутылку и т. п.;
  • не отстает в развитии от сверстников;
  • засыпает и кушает без истерик;
  • самостоятелен и самокритичен по годам.

Родителям важно понять, что плохая адаптация детей дошкольного возраста (от 3-х лет) может отрицательно сказаться на их развитии в дальнейшем и повлиять на психическое здоровье.

Особенно важно психическое здоровье детей и подростков, что обусловлено рядом сильно влияющих на него причин:

  1. Завышенные требования родителей.
  2. Отрицательные оценки в школе.
  3. Физическая и психическая неподготовленность первоклассника к школьным нагрузкам.
  4. Нервное напряжение и ссоры в семье.

Методы формирования психического здоровья детей дошкольного возраста

Поддержать и сохранить психологическое здоровье детей родители могут, используя психолого-педагогические технологии.

Психическое здоровье детей и подростков играет важную роль в развитии воспитанной, свободной и раскрепощенной личности в будущем. Психологически здоровый человек не стесняется обратиться за помощью к родителям, правильно и четко формулирует свои цели и мысли, имеет собственное мнение. Как же добиться взаимопонимания?

Прежде всего, хорошее здоровье детей дошкольного возраста обусловлено спокойным климатом в семье, взаимопониманием и уважением. Если вы хотите, чтобы психическое здоровье Ваших детей было в норме, следуйте приведенным ниже правилам и советам.

Любовь, понимание и терпение к нашим детям помогут им в любой ситуации, будь то проблема или грандиозное событие!

На каждом этапе возрастного развития ребенка, его психическое здоровье отличается. Так, если малыш до 3-4 лет тяжело переносит расставание с мамой, то в 6 лет – это уже проблема. Апатия, быстрая утомляемость, скука, сонливость, отсутствие интереса и внимания – вот лишь некоторые тревожные признаки. Проблемы, вызывающие перечисленные состояния должны быть обнаружены и решены в кротчайшие сроки.

Родители должны помнить, что следует ограничивать времяпровождение детей перед телевизором. Просмотр взрослых передач и фильмов может нарушить психическое здоровье и привести к возникновению агрессии. Это ограничение касается и компьютера: дети до 12 лет плохо разграничивают виртуальную и действительную реальности.

Как правильного общаться с ребятами дошкольного возраста

Общение с малышами дошкольного возраста основывается на жизнерадостности, юморе и эмоциях. Дети до 6-7 лет особенно зависят от отношения родителей и обращения с ними окружающих людей. Критикуя и высмеивая его и остальных людей, Вы учите осуждать. а постоянно подбадривая, даете уверенность в себе и умение оценивать. Некоторые правила общения с детьми, которые помогут сформировать крепкое психическое здоровье детей:

  1. Когда ребенок чем-то занят и увлечен, не мешайте ему, если он сам не попросит Вас о помощи.
  2. Когда малыш дошкольного возраста просит Вас помочь ему, сделайте только то, что тот просит. Не нужно выполнять все за него. Так он постепенно приучится к самостоятельности.
  3. Не отдавайте приказов, не командуйте и не угрожайте. Пусть в случае его непослушания он будет уверен, что его не накажут, а только применят определенные санкции.

Для детей дошкольного возраста эмоциональная реакция на действительность очень важна: она регулирует его психическое и физическое самочувствие. При дефиците эмоций его работоспособность и активность снижаются.

Тренинги помогают улучшить психическое состояние детей

Школьники и даже дети дошкольного возраста часто сталкиваются с «неразрешимыми» проблемами. Дети дошкольного возраста часто бывают гиперактивными и, наоборот, тяжело переносят даже недолгое расставание с родителями. Дети постарше сталкиваются с непониманием со стороны сверстников и семьи, не могут правильно организовать свое время. Помочь справиться с проблемами может профессиональный психолог.

В процессе работы используются различные психологические приемы и способы воздействия. В процессе тренингов могут применяться обучающие и психотерапевтические методы. Анализ поведения и действий ребенка, исходя из его позиции и учитывая психическое состояние – одна из целей работы психолога с ним.

Психологическое здоровье детей дошкольного возраста напрямую зависит от позитивного восприятия окружающего мира и наличия целей. Задачей родителей является помочь малышу поставить цель и достичь ее. Можно «достигать» цель вместе. Отсутствие перспективы приводит к возникновению скуки, напряжения и ухода в себя. У подростков эта проблема может приводить к курению, увлечению алкоголем.

Родители должны учить с детства находить правильный выход из любой ситуации. Для поддержания психического здоровья детей важно наличие источников положительных эмоций.

Из всего вышеперечисленного можно сделать вывод: сохранить здоровье детей дошкольного и школьного возраста и обеспечить хорошее эмоциональное развитие могут родители. Достаточно просто принимать активное участие в воспитании ребенка и создать максимально комфортные условия для его жизни.

(6 оценок, средняя: 4,83 из 5)

Источник:
Психологическое и эмоциональное здоровье и состояние детей дошкольного возраста
Психическое и психологическое здоровье ребенка в наши дни. Критерии адаптации ребенка в окружающей среде. Формирования психики детей дошкольного возраста.
http://rebenokzdorov.com/zdorovye/psihicheskoe-sostoyanie-detey.html

Родительское собрание — Психологическое здоровье ребенка в условиях семьи

Родительское собрание «Психологическое здоровье ребенка в условиях семьи»

Цели:

  • сформировать у родителей понятие о здоровье как многоаспектной характеристике;
  • показать роль стиля воспитания в сохранении здоровья семьи и профилактике
  • отклонений в дальнейшем развитии ребёнка.

Участники: родители

Форма проведения: родительское собрание в форме групповой работы (столы и стулья заранее расставлены в 4 группы)

Методы: лекция, мозговой штурм, работа в группах

Продолжительность: 1 час

Рассматриваемые вопросы: Формулировка понятия здоровья в «Концепции ВОЗ…». Факторы здоровья. Критерии физического, психического, социального и нравственного здоровья. Взаимосвязь психики и здоровья. Психосоматические заболевания. Роль межличностных отношений и эмоциональных состояний в сохранении здоровья ребёнка. Психологический климат семьи и способы его поддержания. Возможные нарушения психологического здоровья ребёнка. Стили родительского воспитания.

Семья является важнейшим институтом становления человека как личности. Именно в ней ребёнок получает первый опыт общения, социального взаимодействия. На протяжении какого-то времени семья вообще является единственным местом получения такого опыта. Затем в жизнь человека включаются такие социальные институты такие, как детский сад, школа, улица. Однако и в это время семья продолжает оставаться одним из важнейших факторов социализации личности.

В настоящее время подростки и молодёжь оказались в сложном положении. Разрушены ценностные ориентиры, утратилась связь между поколениями, резко изменились стереотипы поведения, СМИ и телевидение демонстрирует негативные примеры взаимоотношений между членами семьи, нестабильность в стране, неопределённость, сложности в трудоустройстве, стрессовые ситуации также оказывает отрицательное влияние. Всё это приводит к риску вовлечения детей в употреблении психоактивных веществ (ПАВ), что нередко ведет к ранней инвалидизации и смерти несовершеннолетних.

Задача школы – помочь родителям в воспитании успешного человека, ориентированного на здоровый образ жизни и не нуждающегося в приеме ПАВ.

Наше сегодняшнее собрание посвящено проблеме сохранения психологического здоровья ребёнка в условиях семьи и профилактике отклонений в развитии ребёнка.

«Давайте познакомимся. Вам необходимо представиться следующим образом: назвать свое имя и отчество, а также имя и класс Вашего ребёнка. Например: «Я, Ирина Валентиновна, мама Оксаны из 4 а класса», «Меня зовут Сергей Петрович, я папа Миши из 5 б класса» и т.д.»

Здоровье – одна из важнейших ценностей человека. Это находит отражение в пословицах, поговорках, афоризмах, народной мудрости: «Здоровье не всё, но всё без здоровья ничто», «Здоров будешь — все добудешь», «Здоровье — всему голова, всего дороже», «Здоровье не купишь — его разум дарит», «Здоровья за деньги не купишь», «Тысячу вещей нужны здоровому человеку и только одно больному – здоровье» и др.

Прежде чем мы начнем разговор о психологическом здоровье семьи и ребенка, давайте определим, что же включается в понятие «здоровье».

«Сейчас я вам предлагаю в течение 2 минут подумать и ответить на вопрос «Что значит здоровье лично для меня?» Затем каждый из вас выскажется по кругу. Например: «Здоровье – это мои дети» или «Здоровье – это активность» и т.д. Желательно не повторяться и говорить то, что ещё не было озвучено».

Каждый родитель говорит по кругу одно определение здоровья. Ведущий на доске или ватмане фиксирует все определения. Если родителей не очень много, можно попросить высказать свои определения по второму кругу.

Всё, что вы сказали верно, здоровье — понятие многогранное и включает в себя различные аспекты жизнедеятельности человека.

Определение здоровья, данное Всемирной организацией здравоохранения, звучит так:

Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических недостатков»

Важным в определениях здоровья является отношение к нему как к динамическому процессу, что допускает возможность управлять им.

Основываясь на определении ВОЗ, выделяют следующие компоненты здоровья: физическое, психическое, социальное и нравственное здоровье.

Родители заранее разделены на четыре группы, каждая из которых должна подобрать из предложенных вариантов критерии физического, психического, социального и нравственного здоровья, написанные на отдельных карточках, и обосновать свой выбор.

Ведущий подводит итог:

Важно отметить, что все составляющие здоровья взаимосвязаны и нарушения в одном из компонентов приводит к возникновению нарушений в другом. Так, если, например, человек узнает, что у него рак, то это приводит не только к изменению в органах и тканях, но и к изменению эмоционального состояния, его отношений с окружающими (человек замыкается, меньше общается, а возможно и наоборот), изменяется и система ценностей. В этом случае говорят о связи психики и соматики (тела).

Информация ведущих «Психосоматические заболевания детей»

Психосоматические заболевания, в том числе и у детей, — ведущая медико-социальная проблема века. Неуклонно возрастает число детей, страдающих бронхиальной астмой и сахарным диабетом, заболеваниями желудочно-кишечного тракта и желчного пузыря, болезнями мочевыводящих путей, расстройствами со стороны сердечно-сосудистой системы, нейродермитом и многим другим. Все это — психосоматические заболевания, когда психическое и соматическое (телесное) неразрывно связаны в происхождении и клинической картине заболеваний.
К классическим психосоматическим заболеваниям, называемым «святой семеркой»(«Holly seven», относят болезни, роль психологических факторов, в развитии которых считается доказанной:

  • гипертония,
  • язвенная болезнь 12-перстной кишки,
  • бронхиальная астма,
  • сахарный диабет,
  • нейродермиты (экзема, псориаз),
  • ревматоидный артрит,
  • язвенный колит.

Первые проявления психосоматических состояний взрослого человека, как правило, имеют корни в детском возрасте.

Причины появления психосоматических заболеваний у детей сложны. Та или иная система организма ребенка может оказаться врожденно или прижизненно ослабленной. Однако во всех случаях при психосоматических заболеваниях на первое место как их основная причина выходят неблагоприятные особенности формирующейся личности, препятствующие нормальной адаптации ребенка в дошкольных учреждениях и в школе, среди сверстников, и тягостные переживания, психическая травматизация.

Нервничают, нестабильны родители — нервничает и нестабилен ребенок. Напряжен темп жизни матери — торопят, тормошат, рано поднимают с постели и ребенка. Чрезвычайно перегружена школьная программа, и дети проводят за партой, письменным столом восемь-десять часов в сутки. Задается темп учебы, непосильный для медлительных, ослабленных и уставших.

Усложняются семейные отношения, а страдают от этого в первую очередь дети. Усложняются и отношения между детьми, отражая напряженность межличностных отношений взрослых.

Родители требуют успешного усвоения всех предметов, а у детей различны способности к ним. Взрослые выбирают профессию по склонностям и способностям, а дети должны успевать и по гуманитарным, и по точным предметам. Один ребенок плачет перед уроком математики, другой — перед уроком литературы или физкультуры. Взрослый может уйти, убежать от невыносимой для него ситуации на работе или в семье, а ребенку этого не дано. И дети страдают, страдают более чем взрослые. И детство, которое должно быть счастливым, счастливое отнюдь не у всех детей.

Одни дети протестуют, отказываются посещать школу, агрессивны в семье; другие капитулируют, пассивны и как бы глупеют, соглашаясь на роль «несчастья семьи, дурачка»; третьи испытывают страхи, впадают в невроз; четвертые, не зная счастья и безмятежности детства, включаются в борьбу за отличную успеваемость, за первенство в классе, за престижную школу, за лидерство. Но все они без исключения страдают от этого.

Ситуация, когда родители, если у ребенка болен желудок, убеждены в необходимости лечения только желудка, забывая, что нет изолированно больного желудка в целостном организме, непростительна. Забывая о неразрывной связи психического и телесного, используют лекарства «для желудка», держат ребенка на диете, добиваются путевки на курорт, но, оставляя в неприкосновенности основную причину болезни — переживания ребенка, не излечивают, а лишь залечивают его психосоматическое заболевание, поскольку это не желудок плохо переваривает пищу.

К возникновению психосоматического риска ведет, прежде всего, неправильное воспитание. Можно выделить следующие типы «неправильного «воспитания:

    • эгоцентрическое воспитание:
    • воспитание по типу неприятия:
    • сверхсоциализация ребёнка;
    • тревожно-мнительное воспитание. .

Что же следует предпринять родителям?

Они должны своевременно заметить начало психосоматического развития. Необходимо устранить неправильное воспитание, начиная перевоспитание с самих себя. Других путей нет.

Врачи древневосточной медицины справедливо полагали, что каждая отрицательная эмоция имеет в организме своего адресата. Гнев, например, разрушает печень и желчный пузырь, тоска и печаль — легкие, тревога — сердце, страх — почки и т.д. Современная психосоматическая медицина безоговорочно признает пагубное влияние отрицательных эмоций на внутренние органы, и причина большинства болезней человека прямо или косвенно связана с тягостными переживаниями.

Самое важное в профилактике психосоматических болезней — предотвратить рождение болезнетворной неудовлетворенности. Естественно, с целью профилактики психосоматических заболеваний родители непрестанно учат ребенка не создавать проблем на пустом месте, а разрешать их, если они возникают. Это трудно и для взрослого, но в этом состоит умственное воспитание и этому учат с раннего возраста. Речь идет о тех доверительных, добрых и умных беседах с детьми, которые ведет отец с сыном, а мать с дочерью с пяти лет. Беседы базируются на конкретных случаях, которыми так богата жизнь. Это не нравоучения, а доступный ребенку анализ ситуаций.

Родители, например, говорят: «Ну, вот ты обидел Петю, и Петя больше к тебе не придет. Надо идти мириться. » Или: «Не плач, а сделай еще раз, и у тебя все получится. » Тут и сказки с ясным смыслом, и примеры из жизни, и, главное, пример собственного поведения как лучшее воспитание. Умению разрешать проблемы учат уже в колыбели, когда ручку младенца направляют к желаемому предмету и помогают ему. Вся проблема в том, чтобы не делать это молча, а объяснять, как добрый учитель, чтобы не делать за ребенка то, что он способен сделать сам.

Ребенка учат преодолевать препятствия, неудачи и боль. Итак, все, что касается здоровья и болезни ребенка, очень непросто. Но любовь к нему рождает в родителях ту мудрость, которую называют мудростью сердца. И, поняв дитя сердцем, возможно, не только предотвратить психосоматическое заболевание, но и излечить его.

Большинство психологов считают, что психологическое здоровье или нездоровье ребёнка неразрывно связано с психологической атмосферой, или климатом семьи, и зависит от характера взаимоотношений в семье.

Психологический климат семьи можно определить как характерный для той или иной семьи более или менее устойчивый эмоциональный настрой, который является следствием семейной коммуникации.

Психологический климат в семье определяет устойчивость внутрисемейных отношений, оказывает решительное влияние на развитие, как детей, так и взрослых. Он не является чем-то неизменным, данным раз и навсегда. Его создают члены каждой семьи, и от их усилий зависит, каким он будет, благоприятным или неблагоприятным.

Когда члены семьи испытывают тревожность, эмоциональный дискомфорт, напряженность, отчуждение, и даже конфликтность межличностных отношений, когда члены семьи относятся отрицательно один к другому, им присуще чувство незащищенности в этом случае говорят о неблагоприятном психологическом климате в семье. Все это препятствует выполнению семьей одной из главных своих функций — психотерапевтической, снятия стресса и усталости, а также ведет к депрессиям, ссорам, психической напряженности, дефициту в положительных эмоциях. Если члены семьи не стремятся изменить такое положение к лучшему, то само существование семьи становится проблематичным.

Многие западные исследователи считают, что в современном обществе семья утрачивает свои традиционные функции, становясь институтом эмоционального контакта, своеобразным «психологическим убежищем». Отечественные ученые также подчеркивают возрастание роли эмоциональных факторов в функционировании семьи.

Основным условием нормального психосоциального развития ребёнка признается спокойная и доброжелательная обстановка, создаваемая благодаря постоянному присутствию родителей, которые внимательно относятся к эмоциональным потребностям ребёнка, беседуют с ним, поддерживают дисциплину, осуществляют необходимое наблюдение.

Характер внутрисемейных отношений, нравственно-психологический климат семьи оказывают большое влияние на становление личности ребенка. Усваивая нормы поведения и отношений родителей, дети начинают в соответствии с ними строить свои отношения с близкими людьми, а затем переносят навыки этих отношений и на окружающих людей, товарищей, учителей. Если же в семье нет единства в воспитании ребенка, если нарушаются важные педагогические принципы уважения к ребенку и требовательности к нему, то создается почва для неправильного становления характера человека.

Эксперты ВОЗ на основе анализа результатов многочисленных исследований в различных странах убедительно показали, что нарушения психического здоровья гораздо чаще отмечаются у детей, которые страдают от недостаточного общения со взрослыми и их враждебного отношения, а также у детей, которые растут в условиях семейного разлада.

У детей в те или иные периоды под влиянием определенных ситуаций могут появиться нарушения эмоциональной сферы или поведения. Например, могут возникнуть беспричинные страхи, нарушения сна, нарушения, связанные с приемами пищи и пр. Обычно эти нарушения носят временных характер. У некоторых же детей они проявляются часто, упорно и приводят к социальной дезадаптации. Такие состояния могут быть определены как психические расстройства.

Неврозы у детей не возникают, если родители вовремя справляются со своими личными проблемами и поддерживают теплые взаимоотношения в семье, любят детей и добры к ним, отзывчивы к их нуждам и запросам, просты и непосредственны в обращении, позволяют детям выражать свои чувства и вовремя стабилизируют возникающие у них нервные напряжения, действуют согласовано в вопросах воспитания, принимая во внимание соответствующие полу ориентации и увлечения детей.

Тип семейного воспитания и родительские установки определяют особенности личности и поведения ребенка. В родительской позиции выделяются две важнейшие переменные — эмоциональное принятие и контроль.

От стиля отношения родителей к ребенку зависят воспитательная и эмоциональная функция семьи. Выделяют 4 стиля отношений: от отвержения до любви, от отсутствия контроля до его наличия (классификация стилей взята из газеты «Школьный психолог» №5 февраль 2000 г.):

  • авторитетный (принимающий, демократический);
  • авторитарный (отвергающий ребенка, деспотичный, враждебный);
  • либеральный (бесконтрольный, попустительский);
  • индифферентный (властный, бессердечный, иногда наблюдается полное безразличие к ребенку).

Авторитетный стиль

Родители признают и поощряют растущую автономию своих детей. Отношения теплые. Открыты для общения и обсуждения с детьми установленных правил поведения; допускают изменения своих требований в разумных пределах. Миры взрослого пересекаются, но перекрывают друг друга. Ребенок и взрослый имеют общие интересы, цели, но и свои личные потребности; они равны, уважают друг друга.

Авторитарный стиль

Отношения холодные. Отдают приказания и ждут, что они будут в точности выполнены. Закрыты для постоянного общения с детьми; устанавливают жесткие требования и правила, не допускают их обсуждения; позволяют детям лишь в незначительной степени быть независимыми от них. Ребенок «внутри», родитель подавляет ребенка, контролирует всю его жизнь.

Либеральный стиль

Слабо или совсем не регламентируют поведение ребенка; безусловная родительская любовь. Отношения теплые. Открыты для общения с детьми, однако доминирующее направление коммуникации — от ребенка к родителям; детям предоставлен избыток свободы при незначительном руководстве родителей; родители не устанавливают каких-либо ограничений; дети буквально садятся на шею родителям.

Вся жизнь родителя подчинена нуждам и потребностям ребенка, его прихотям, своей жизни родитель не имеет.

Индифферентный стиль

Не устанавливают для детей никаких ограничений; безразличны к собственным детям.
Закрыты для общения; из-за обремененности собственными проблемами не остается сил на воспитание детей; родители проявляют безразличие к жизни ребенка. Их миры существуют параллельно и не пересекаются, у каждого своя личная жизнь, свои проблемы и неудачи.

Работа в группах «Последствия стилей воспитания для ребёнка»

Каждой группе дается один из стилей воспитания (на карточках даётся графическое изображение и описание стиля). В течение 5 минут группе необходимо подумать и ответить на вопрос «Какие качества сформируются в ребенке при данном стиле воспитания?», «К каким последствиям для ребенка приведет данный группе стиль воспитания? Приблизительные ответы на вопросы. Учитель подводит итог после выступлений всех групп.

Диагностика родителей по тесту «Стратегии семейного воспитания»

«С помощью этого нехитрого теста попробуйте оценить свою собственную стратегию семейного воспитания. Из 4-х вариантов ответа выберите наиболее предпочтительный для Вас». Диагностика проводится анонимно. ,

Групповая работа «Способы и средства поддержания здоровья семьи»

«В течение 5 минут определить, какие существуют средства и способы поддержания здоровья семьи как комплексного понятия».

Желающие родители высказываются по поводу семинара, форме проведения, полезности обсуждаемой информации. Психологи желают родителям терпения и здоровья их семьям.

Источник:
Родительское собрание — Психологическое здоровье ребенка в условиях семьи
Разработка родительского собрания по теме, основанная на практическом опыте автора.
http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/571399/

COMMENTS