Проблема единственного ребенка в семье

Воспитание единственного ребенка в семье: проблемы и ожидания Текст научной статьи по специальности — Психология

Воспитание единственного ребенка в семье: проблемы и ожидания Текст научной статьи по специальности «Психология»

Аннотация научной статьи по психологии, автор научной работы — Джиоева Г.Х.

Статья посвящена актуальной проблеме современного семейного воспитания , трудностям, неизбежно встающим перед родителями на пути воспитания единственного ребенка . В большинстве семей единственный ребенок растет с чувством сильной защищенности и опеки в кругу семьи. Он знает, что родители живут ради него и любят только его одного. Как сделать, чтобы особые привилегии единственных детей не сослужили им плохую службу в дальнейшей взрослой жизни? Все это зависит от отношения родителей к единственному ребенку и их поведения.

Похожие темы научных работ по психологии , автор научной работы — Джиоева Г.Х.,

PARENTING THE ONLY CHILD IN THE FAMILY: PROBLEMS AND EXPECTATIONS

The article is devoted to the urgent problem of modern family upbringing, the difficulties that inevitably arise in front of parents on the path of raising the only child. In most families, the only child grows with a sense of strong protection and care in the family. They know that parents live for them and their parents love only them. How can we ensure that the special privileges of the only children do not serve them badly in their later adulthood? All this depends on the relationship of parents to the only child and their behavior.

Текст научной работы на тему «Воспитание единственного ребенка в семье: проблемы и ожидания»

?УДК 378 ДЖИОЕВА Г.Х.

кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии, Северо-Осетинекий государственный университет имени K.JI. Хетагурова E-mail: dzhioeva_55@mail.ru

UDC378 DZHIOEVA G.H.

Candidate of Pedagogical Sciences, associate professor, Department of Education and Psychology, North Ossetian State University named K.L. Khetagurov E-mail: dzhioeva_55@mail.ru

ВОСПИТАНИЕ ЕДИНСТВЕННОГО РЕБЕНКА В СЕМЬЕ: ПРОБЛЕМЫ И ОЖИДАНИЯ PARENTING THE ONLY CHILD IN THE FAMILY: PROBLEMS AND EXPECTATIONS

Статья посвящена актуальной проблеме современного семейного воспитания, трудностям, неизбежно встающим перед родителями на пути воспитания единственного ребенка. В большинстве семей единственный ребенок растет с чувством сильной защищенности и опеки в кругу семьи. Он знает, что родители живут ради него и любят только его одного. Как сделать, чтобы особые привилегии единственных детей не сослужили им плохую службу в дальнейшей взрослой жизни? Все это зависит от отношения родителей к единственному ребенку и их поведения.

Ключевые слова: семейное воспитание, воспитание единственного ребенка, воспитательный потенциал семьи, трудности воспитания единственного ребенка.

The article is devoted to the urgent problem of modern family upbringing, the difficulties that inevitably arise in front ofparents on the path of raising the only child. In most families, the only child grows with a sense of strong protection and care in the family. They knmv that parents live for them and their parents love only them. How can we ensure that the special privileges of the only children do not serve them badly in their later adulthood? All this depends on the relationship of parents to the only child and their behavior.

Keywords: family education, the upbringing of the only child, the educational potential of the family, the difficulties of raising the only child.

Несмотря на выгодные позиции России в мировых демографических рейтингах некоторые родители по-прежнему предпочитают иметь только одного ребенка. Многие такую ситуацию объясняют, прежде всего, социально-экономическими проблемами. Другая часть достаточно обеспеченного населения жалуется на недостаток времени для воспитания детей. Отстаивая свою позицию, родители единственного ребенка ссылаются на то, что одного ребенка гораздо легче содержать, больше времени можно посвящать его воспитанию.

Несомненно, в отличие от детей из многодетных семей, единственный ребенок имеет возможность получать больше внимания со стороны родителей, но этот вопрос следует рассматривать и с другой позиции. Как отмечают многие ученые (С.А. Амбалова, М.И. Бекоева, А.Д. Гусова, Т.А. Подольская, С.А. Русс), интеллектуальное развитие единственного ребенка часто опережает развитие ровесников: он раньше других детей начинает говорить, читать, считать, складывать, поскольку родители имеют возможность уделять ему больше внимания и стараются развивать его способности, формировать интерес к окружающему миру. Разумеется, единственный ребенок в семье раньше проходит путь психологического созревания, участвуя в семейных делах взрослых. Но, в то же время, раннее психологическое взросление может стать чрезвычайной нагрузкой для ребенка. Положение становится еще

сложнее, если ребенок живет в неполной семье. По мнению Т.А Куликовой, все свое внимание родитель сосредотачивает на ребенке и фактически отгораживает его от окружающего пространства и, прежде всего, от группы сверстников [6].

Какие проблемы могут ожидать такого ребенка в будущем7 По мнению A.C. Спиваковской, если единственный ребенок — мальчик, то он будет держаться за маму даже будучи взрослым. Свою счастливую семью ему создать будет сложно, так как, по его мнению, ни одна женщина с его мамой не сможет сравниться ни в чем. Если единственный ребенок — девочка, то в подростковом возрасте такая дочь становится настоящей соперницей для матери: чтобы обрести независимость и освободиться от опеки матери, девочка-подросток не может найти другого пути, кроме открытого конфликта в семье [10].

Единственные дети, как отмечают некоторые исследователи (К.Е. Игошев, Г.М. Минковский), не так легко вступают в контакт с незнакомыми людьми и в меньшей степени способны к сочувствию и сопереживанию по сравнению с детьми, имеющими братьев и сестер [5]. Отрицательно сказываются на единственных детях издержки их воспитания. Как правило, пишет С.А. Амбалова, помимо родителей, в семье есть еще и мощная группа взрослой поддержки — бабушки, дедушки и т.п. [1]. Чем больше взрослых, тем больше опеки и взаимоисключающих требований. Это повышает чув-

© Джиоева Г.Х. © Dzhioeva G.H.

Ученые записки Орловского государственного университета. №3 (76), 2017 г. Scientific notes of Orel State University. Vol. 3 — no. 76. 2017

ство собственной значимости ребенка (А. Д. Гусова), заостряет самолюбие |4|.

Известно, что в семье единственный ребенок очень часто вырастает эгоистом, самолюбивым человеком. С первых дней жизни на нем сосредотачиваются внимание и заботы всего семейства, вся любовь мамы, папы, дедушки, бабушки. Но как бы ни старались родители воспитать его самым умным, самым красивым, самым счастливым, — это чаще всего не всегда удается. Наоборот, как бывает часто, единственный и самый драгоценный ребенок вырастает и не таким уж способным, некоммуникативным, здоровым, нетрудолюбивым, а уж любви и заботы от него родители подчас не получают и малой толики. Панически боясь болезней, единственного ребенка охраняют от малейшего дуновения ветерка, чрезмерно закутывают. не дают попрыгать, побегать, не говоря уже об активных занятиях спортом. И в результате ребенок тепличный, не закален, плохо способен сопротивляться инфекциям и другим малоприятным воздействиям.

его психическому развитию. При этом его балуют, холят, чрезмерно ласкают, ограничивают его общение со сверстниками и т.д. В результате этого он обязательно будет сталкиваться с очень серьезными проблемами и разочарованием, особенно когда окажется за пределами дома и семьи, поскольку и от других людей будет ожидать такого же трепетного внимания и отношения, к которому привык в родительском доме [3]. По такой же причине он излишне требовательно и придирчиво начинает относиться к самому себе, многие мелочи кажутся ему слишком большими и непреодолимыми.

Родителям любого ребенка следует владеть знанием психологии развития ребенка, знать о возрастной периодизации развития детской психики и сознания. В процессе его воспитания добиваться того, чтобы он прошел через все ступеньки естественного, природой заложенного жизненного пути. Ему необходимо создать соответствующие условия для взаимодействия с обществом, с жизнью, которые естественным путем формируются в многодетных семьях [6].

Родители, воспитывающие одного ребенка, живут в напряжении и испытывают необъяснимый страх. Их ребенок является одновременно и первым, и последним, он — их единственная надежда, единственный шанс проявить родительские способности и чувства, поэтому они стремятся выполнить все максимально правильно. Привязанность родителей к единственному ребенку, их озабоченность его завтрашним днем значительно повышаются. Эта чрезмерная близость заставляет и родителей и ребенка неустанно заботиться о том, как доставить друг другу радость. Замечено, что когда один попадает в беду или чем-то сильно огорчен, другой ощущает эмоциональный дискомфорт. При таких отношениях, когда родители стараются любой ценой дать своему ребенку все самое лучшее, ребенок чувствует себя обязанным отвечать ожиданиям матери и отца.

Таким образом, единственный ребенок в семье чаще всего бывает окружен чрезмерным вниманием родителей и других взрослых членов семьи. Однако известно, что такая гиперопека может порождать детские страхи, которые во взрослой жизни переходят в настоящие комплексы. В результате вчерашний ребенок оказывается в жизни недостаточно способным на смелые, решительные действия и поступки, чаще вырастает одиноким, неуверенным в себе человеком.

Родителям всегда надо помнить, что для психического развития ребенка необходимо создавать условия для самостоятельного решения посильных для него жизненные задач, принятия необходимых решений в различных ситуациях. Ребенку не обойтись без так называемых «дворовых приключений», допускающих и разорванной одежды, и пачкания лица и рук и даже уличных «дружеских» драк. Совершенно осознанно родители навязывают ему роль образцового ребенка, не похожего на остальных. Такое отношение к нему несет для ребенка опасность превратиться из избалованного существа в неуверенного в себе, чувствующего себя отчужденным от общества, несамостоятельного человека.

1. Амбалова С.А. Личность и ее приобщение к социальному миру //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 1 (14). €. 9-11.

2. Бекоева M.IL, Хуриева ALIO. Институт родительства как психолого-педагогический феномен: материнское и отцовское воспитание //Вестник Северо-Осетинского государственного университета имени Коста Левановича Хетагурова. 2014. № 3. С. 127-132.

3. Бурцева К.А. Особенности воспитания единственного ребёнка в семье //Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2015. №22. С. 214-216.

4. Гусова А.Д. Психологические особенности современной семьи //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. №2 (15). С. 206-209.

5. Нгошев К.Е., МинковстшГ.М. Семья, дети, школа. М. 2004. 485 с.

6. Куликова ТА. Семейная педагогика и домашнее воспитание. М: Академия, 2007. 232 с.

7. Подольская Т.А., Гусова А.Д. Влияние семейных отношений на развитие личности ребенка //Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. №3 (16). С. 158-160.

8. Рождественская Н.А. Негармоничные стили семейного воспитания и восприятие родителями своих детей //Вестник МГУ. Психология. 2012. №2. С. 113-115.

9. Русс С.А. Влияние стилей семейного воспитания на личностное развитие единственных детей //Образование и саморазвитие. 2007. Т. 4. № 6. С. 201-208.

10. Спиваковская А.С. Как быть родителями: о психологии родительской любви. М.: Академия, 2005. 455 с.

1. Ambalova SA. Personality and its involvement in the social world //Azimuth of scientific research: pedagogy and psychology. 2016. Vol. 5. No. 1 (14). Pp. 9-11.»

Источник:
Воспитание единственного ребенка в семье: проблемы и ожидания Текст научной статьи по специальности — Психология
Статья посвящена актуальной проблеме современного семейного воспитания, трудностям, неизбежно встающим перед родителями на пути воспитания единственного ребенка. В большинстве семей единственный ребенок растет с чувством сильной защищенности и опеки в кругу семьи. Он знает, что родители живут ради него и любят только его одного. Как сделать, чтобы особые привилегии единственных детей не сослужили им плохую службу в дальнейшей взрослой жизни? Все это зависит от отношения родителей к единственному ребенку и их поведения.
http://cyberleninka.ru/article/n/vospitanie-edinstvennogo-rebenka-v-semie-problemy-i-ozhidaniya

Особенности восп в семье одного ребенка1

1 . особенности воспитания одного ребенка в семье.

С рождения единственные дети воспитываются в особой атмосфере. Окруженные только взрослыми людьми, они приобретают более узкий личностный опыт по сравнению с теми детьми, которые имеют братьев и сестер. Психологи еще в прошлом столетии скептически относились к подобной структуре семьи. Но эта однозначная оценка не вполне обоснованна, и в наши дни встречает немало возражений.

Единственный ребенок в семьена протяжении длительного времени общается близко только с взрослыми людьми. Но один в «стране великанов» – это непросто. Ребенок не имеет возможности повседневно сравнивать себя с братьями и сестрами примерно такого же возраста. Постоянно видя перед собой только недосягаемых и знающих обо всем взрослых, ребенок остро переживает личную слабость и детское несовершенство. В результате потери контроля над ситуацией, у ребенка может уйти вера в собственные силы.

Единственный ребенок постоянно находится в поле зрения родителей. Проявляя бдительность, они отмечают моменты, когда у него что-либо не получается, и если возникают малейшие трудности, родители торопятся оказать посильную помощь. В результате подобного отношения ребенок со временем начинает чувствовать собственную беспомощность.

Единственный ребенок не имеет возможности близкого общения со сверстниками, что нередко приводит к формированию у него неверной самооценки. Единственный ребенок склонен считать себя незаурядной личностью, ставить себя выше окружающих. В школе часто раскрывается завышенное самомнение ребенка, но он изо всех сил стремиться поддержать фальшивый образ самого себя.

Из-за отсутствия возможности общения с братьями и сестрами, единственным детям сложнее найти общий язык со сверстниками. Они не имеют полноценного опыта общения в детском коллективе, не знают, как приспосабливаться к потребностям других детей, не стремятся учитывать их интересы. Нередко единственный ребенок от сверстников отличается и своим лексиконом. В его речи присутствует немало терминов, взрослых выражений, часто не понятных ему самому и сверстникам, он с трудом понимает шутки других детей.

Эти особенности приводят к тому, что единственные дети имеют меньшую популярность среди сверстников, что, безусловно, влияет на формирование личности ребенка. Испытывая дефицит близкого общения с детьми, единственные дети уже в раннем возрасте начинают искать новые контакты. Они уговаривают родителей, чтобы им «подарили» или «купили» сестренку или братика, либо страстно желают завести домашнее животное.

Но, кроме недостатков, в ситуации воспитания единственных детей имеются и положительные стороны. Родители дают им больше внимания и любви. Только если родители «перегибают» с воспитательным процессом, не уступают инициативе ребенка, не предоставляют ему возможности испробовать свои силы, самому справляться с возникшими препятствиями, вреда будет гораздо больше, чем пользы. К сожалению, тенденция большинства родителей именно такова: так как ребенок у родителей один. Но встречаются родители, у которых получается преодолеть свою «слабинку» и создать для ребенка нормальные условия для гармоничного развития.

Родители единственного ребенка имеют высокие шансы развить его способности, проявлять больше внимания к его внутреннему миру, его мыслям и переживаниям. Чем ближе родители к ребенку, тем активнее они влияют на формирование его личности.

Итак, мы выяснили, что отрицательные и положительные аспекты родительского воспитания в семьях с единственным ребенком оставляют наиболее яркий отпечаток в его личности. В социальном плане единственные дети имеют ряд преимуществ над сверстниками. Их развитию и обучению уделяется больше времени, для этой цели привлекаются репетиторы, дети посещают различные кружки. В будущем единственные дети получают лучшую материальную поддержку, что играет важную роль для начала самостоятельной жизни.

Особенности воспитания единственного ребенка в семье. На этот счет существует две наиболее распространенные точки зрения. Первая: единственный ребенок оказывается более эмоционально устойчив, нежели другие дети, потому, что не знает волнений, связанных с соперничеством братьев. Вторая: единственному ребенку приходится преодолевать больше трудностей, чем обычно, дабы приобрести психическое равновесие, потому что ему не достает брата или сестры. Что бы там ни говорили психологи, жизнь одного — единственного ребенка в семье нередко складывается так, что подтверждает именно эту, вторую, точку зрения. Трудности, однако, не являются абсолютно неизбежными, и тем не менее встречаются настолько часто, что было бы глупо их не замечать.

2. позитивные особенности в восп. ед. реб.

Несмотря на повышение рождаемости и увеличения количества детей на детских площадках многие семьи ограничиваются одним ребенком. Некоторые родители делая выбор в пользу одного ребенка выходят из соображения о недостаточном материальном состоянии, другие, более обеспеченные – жалуются на недостаток времени.

Родители единственного ребенка считают, что он не будет нуждаться ни в чем, будет лучше развиваться и не лишен их внимания, как дети из многодетных семей. Они в чем-то правы, есть и другая сторона медали.

Интеллектуальное развитие единственного ребенка опережает ровесников, он не только раньше начинает говорить, но и читать, поскольку ему родители уделяют много внимания и стараются развить его способности.

Обычно, такой ребенок рано «взрослеет», умеет на равных общаться со взрослыми и выражать свое мнение. У таких детей довольно высокая самооценка. Также, считается, что единственный ребенок вырастет эмоционально устойчивым, поскольку не волнуется в связи с соперничеством с братьями и сестрами [6, c. 33].

Имея много возможностей он может полностью реализовать себя и занять достойное место в обществе.

3. неготивные особенности

В тоже время, единственный ребенок может испытывать трудности при общении с другими детьми, тяжелее вливается в коллектив. Родители часто чрезмерно оберегают своего ребенка, стараются предугадать его желания, поэтому такому ребенку трудно решать сложные задачи и справляться со стрессами. Кроме того, он может разочароваться в людях, поскольку ждет от них того же внимания и уступок, которые делали его родственники. Особенно это ярко проявляется в школе, где от учителя ребенок ждет того же отношения, что и от родителей и не умеет делить его внимание с одноклассниками. А если в семье ставятся интересы ребенка превыше всего, он может не только вырасти эгоистом, но и не уметь учитывать интересы других.

Очень часто на единственного ребенка возлагаются большие надежды или с помощью него родители хотят осуществить свои не реализованные мечты и задумы. Все это накладывает отпечаток на психику ребенка, а не в состоянии оправдать надежды родителей он становиться подавленным и неуверенным.

Единственный ребенок очень скоро становится центром семьи. Заботы отца и матери, сосредоточенные на этом ребенке, обыкновенно превышают полезную норму. Любовь родительская в таком случае отличается известной нервозностью. Болезнь этого ребенка или смерть переносится такой семьей очень тяжело, и страх такого несчастья всегда стоит перед родителями и лишает их необходимого спокойствия. Очень часто единственный ребенок привыкает к своему исключительному положению и становится настоящим деспотом в семье. Для родителей очень трудно бывает затормозить свою любовь к нему и свои заботы, и волей — неволей они воспитывают эгоиста.

Для развития психики каждый ребенок требует душевного пространства, в котором он мог бы свободно передвигаться. Ему нужна внутренняя и внешняя свобода, свободный диалог с окружающим миром, чтобы его не поддерживала постоянно рука родителей. Ребенку не обойтись без испачканного лица, разорванных штанов и драк.

Единственному ребенку часто отказано в таком пространстве. Осознано или нет, ему навязывают роль образцового ребенка. Он должен особенно вежливо здороваться, особенно выразительно читать стихи, он должен быть образцовым чистюлей и выделяться среди других детей. Относительно него строятся честолюбивые планы на будущее. За каждым проявлением жизни ведется внимательное, с затаенной озабоченностью, наблюдение. Недостатка в хороших советах ребенок не испытывает на протяжении всего детства. Такое отношение к нему несет опасность, что единственный ребенок превратится в избалованного, несамостоятельного, неуверенного в себе, переоценивающего себя, разбросанного ребенка

4. проблемы родителей при воспитании одного ребенка

Для развития психики каждый ребенок требует душевного пространства, в котором он мог бы свободно передвигаться. Ему нужна внутренняя и внешняя свобода, свободный диалог с окружающим миром, чтобы его не поддерживала постоянно рука родителей. Ребенку не обойтись без испачканного лица, разорванных штанов и драк.

Единственному ребенку часто отказано в таком пространстве. Осознано или нет, ему навязывают роль образцового ребенка. Он должен особенно вежливо здороваться, особенно выразительно читать стихи, он должен быть образцовым чистюлей и выделяться среди других детей. Относительно него строятся честолюбивые планы на будущее. За каждым проявлением жизни ведется внимательное, с затаенной озабоченностью, наблюдение. Недостатка в хороших советах ребенок не испытывает на протяжении всего детства. Такое отношение к нему несет опасность, что единственный ребенок превратится в избалованного, несамостоятельного, неуверенного в себе, переоценивающего себя, разбросанного ребенка.

Единственный ребенок, как правило, опережает сверстников в интеллектуальном развитии, ведь ему одному достаются все силы, все время и внимание родителей и родственников. Такие дети раньше начинают говорить, читать, с ними много занимаются, стараясь развивать любые способности.

Находясь преимущественно во взрослой компании, ребенок часто слышит серьезные разговоры и учится на равных общаться с взрослыми. Он привыкает, что с его мнением считаются, его самооценка при этом повышается. Но многие взрослые признаются себе: воспитывая одного ребенка, трудно избежать сложностей и перекосов. И то, что в большой семье дети получают естественным путем, в процессе общения, игры, благодаря необходимости выстраивать отношения с самыми разными людьми, единственный ребенок может получить благодаря лишь каким-то специальным усилиям, предпринятым взрослыми.

Психологи советуют родителям в первую очередь понять, почему они больше не хотят детей. Это важно. Заводить ребенка не ради него самого, не ради его жизни, а для себя — нередкий вариант. В этом случае все ожидания, все надежды переносятся на единственного ребенка, родители его не принимают таким, каков он есть, а формируют идеальный образ и встраивают малыша в искусственную схему. Это может привести к отклонениям в поведении и развитии ребенка. Нужно признать, что ребенок — совершенно отдельное существо, он имеет право на свой путь развития и очень нуждается в уважительном к себе отношении [18, c. 350-355].

Единственному ребенку нужно предоставлять те способы взаимоотношений с людьми и с жизнью, которые естественным путем формируются в больших семьях. И хорошо бы еще взрослым знать об основных возрастных периодах детского развития, чтобы не вынуждать ребенка перескакивать через ступеньки этого естественного, природой

Многие родители, вспоминая свое нерадужное садовское детство, не хотят того же для своих детей. В лучшем случае ребенок идет в сад перед поступлением в школу. Если у вас один ребенок, отдайте его в детский сад и желательно не позже четырехлетнего возраста. Ему очень нужен коллектив!

Родители, у которых всего один ребенок, живут в сильном напряжении. Их ребенок одновременно и первый и последний, он — их единственный шанс проявить родительские способности, поэтому они стремятся выполнить все правильно.

Озабоченность родителей и привязанность к ребенку возрастают, если этот ребенок единственный, ведь в этом случае родители и ребенок «настроены» друг на друга. Тесная близость заставляет обе стороны неустанно заботиться о том, как доставить друг другу радость. Часто один ощущает эмоциональный дискомфорт, когда второй попадает в беду или чем-то расстроен.

При таких интенсивных отношениях часто случается, что родители искренне хотят дать своему чаду все самое лучшее, а ребенок чувствует себя обязанным соответствовать ожиданиям родителей.

Живя под неослабным родительским вниманием, ребенок относится к ним как к самым важным людям в мире и наслаждается таким же отношением к себе [15, c. 17].

Союз двух родителей и одного ребенка кажется нерушимым, и, когда развод разбивает такую семью, ребенок переживает сильное потрясение.

Разрушен мир, вращавшийся вокруг него. Теперь рядом с ним стало одним родителем меньше, чтобы разрешать его проблемы. Так как живущая с ним мама теперь больше занята и менее доступна, она откладывает или вообще отказывается выполнять просьбы, которые раньше удовлетворялись автоматически. Единственный ребенок вынужден приспосабливаться к реакциям матери, которые кажутся новыми и малоприятными. Часто у единственного ребенка в семье развод отбирает немало из того, к чему он привык.

Единственному ребенку может быть больно видеть родителей поодиночке, потому что, находясь с одним из них, он скучает по второму. Ребенок тоскует по старому уютному триединству, которое они некогда составляли вместе. Эта боль становится неизмеримо больше, если разведенные родители не могут избавиться от обид друг на друга. Их продолжающееся противостояние разрывает верное детское сердце и порождает глубокий внутренний конфликт. Такие близкие, такие любимые — чью сторону принять? Величайшую радость разведенные родители могут доставить своему единственному ребенку, примирившись друг с другом, и чем скорее, тем лучше. Помните о том, что единственные дети особенно тяжело переносят развод.

Помимо воздействия развода, есть общие особенности, свойственные большинству единственных детей, которые порой могут стать причиной для беспокойства. Это само ощущение единственности, влекущее за собой трудности эмансипации, социализации, принятия общественных норм.

Большинство единственных детей четко себя осознают (это относится и к первым детям, которые некоторое время тоже были единственными). Их самовыражение и саморазвитие поощряются, их интересы и возможности принимаются близко к сердцу. Их усилия поощряются, успехи вознаграждаются [17, c. 185-187].

Пользуясь повышенным вниманием и поддержкой родителей, они могут быстро проникнуться преувеличенным чувством собственной значимости, их самооценка, как правило, завышена. В отношениях с людьми единственные дети часто считаются со своим мнением в гораздо большей степени, чем с чужим. В таком случае их приходится учить уважать обоснованные нужды других.

Источник:
Особенности восп в семье одного ребенка1
1 . особенности воспитания одного ребенка в семье. С рождения единственные дети воспитываются в особой атмосфере. Окруженные только взрослыми людьми, они приобретают более узкий личностный опыт
http://studfiles.net/preview/5707413/

Проблема единственного ребенка в семье

Самопознание в школе

Родители – первые воспитатели – имеют самое сильное влияние на детей. Еще Ж.-Ж. Руссо утверждал, что каждый последующий воспитатель оказывает на ребенка меньше влияния, чем предыдущий. Родители являются предыдущими по отношению ко всем остальным; воспитателю детского сада, учителю начальных классов и учителям-предметникам. Им самой природой отдано преимущество в воспитании детей. Обеспечение семейного воспитания, его содержательные и организационные аспекты являются вечной и очень ответственной задачей человечества.

Глубокие контакты с родителями создают у детей устойчивое жизненное состояние, ощущение уверенности и надежности. А родителям приносят радостное чувство удовлетворения.

В здоровых семьях родители и дети связаны естественными повседневными контактами. Это такое тесное общение между ними, в результате которого возникает душевное единение, согласованность основных жизненных устремлений и действий. Природную основу таких отношений составляют родственные связи, чувства материнства и отцовства, которые проявляются в родительской любви и заботливой привязанности детей и родителей.

К сожалению, ускоренный темп современной жизни, ее урбанизация наряду с постоянно повышающейся ответственностью и жесткостью социально ролевых предписаний, неблагоприятными тенденциями в социально-психологической динамике развития семьи, недостаток нравственно-этических начал в отношениях взрослых, низкая социально-психологическая культура общения приводит к нарушению семейных отношений. Все это отрицательно влияет на воспитание детей и формирование их личности.

Огромный вклад в изучение семейных отношений внес А.С. Макаренко, который разработал важнейшие вопросы семейного воспитания. В «Книге для родителей» А.С. Макаренко показывает, что семья является первичным коллективом, где все являются полноправными членами со своими функциями и обязанностями, в том числе и ребенок.

В целом, можно сказать, что проблемы семейного воспитания изучаются многими учеными, которые освещают данную проблематику с разных аспектов, одним из таких вопросов является проблема воспитания единственного ребенка в семье. На этот счет существует две наиболее распространенные точки зрения. Первая: единственный ребенок оказывается эмоционально более устойчив, нежели другие дети, потому что не знает волнений, связанных с соперничеством братьев и сестер. Вторая: единственному ребенку приходится преодолевать больше трудностей, чем обычно, дабы приобрести психическое равновесие, потому что ему не достает брата или сестры. Но что бы ни говорили психологи, сама жизнь единственного ребенка в семье нередко подтверждает именно вторую точку зрения. Трудности, однако, не являются абсолютно неизбежными и, тем не менее, встречаются настолько часто, что было бы неразумно их не замечать.

Бесспорно, родители, имеющие единственного ребенка, обычно уделяют ему чрезмерное внимание. Они слишком заботятся о нем только потому, что он у них один, тогда как на самом деле он всего лишь первый. Немногие способны спокойно, со знанием дела обращаться с первенцем так, как мы держимся потом с последующими детьми. Главная причина тут – неопытность. Имеются, однако, и другие основания, обнаружить которые не так-то легко. Если не касаться некоторых ограничений физического порядка, одних родителей пугает ответственность, которую накладывает на них появление детей, другие опасаются, что рождение второго ребенка скажется на их материальном положении, третьи, хотя никогда не признаются в этом, просто не любят детей, и им вполне достаточно одного сына или одной дочери.

Для развития психики каждый ребенок требует душевного пространства, в котором он мог бы свободно передвигаться. Ему нужна внутренняя и внешняя свобода, свободный диалог с окружающим миром, чтобы его не поддерживала постоянно родительская рука. Ведь ребенку не обойтись без испачканного лица, разорванных штанов и незначительных потасовок с друзьями.

Однако единственному ребенку зачастую отказано в таком пространстве. Осознанно или нет, ему навязывается роль образцового ребенка: он должен особенно вежливо здороваться, особенно выразительно читать стихи… быть лучше всех и выделяться среди других детей. Относительно него строятся честолюбивые планы на будущее. За каждым проявлением жизни ведется внимательное, с затаенной озабоченностью, наблюдение. Такое отношение родителей ведет к тому, что единственный ребенок может превратиться в избалованного, переоценивающего себя, несамостоятельного, неуверенного в себе, пассивного ребенка.

Всех этих плачевных результатов гиперопеки может и не быть, при условии соблюдения родителями основополагающего правила поведения с единственным ребенком в семье – никакой исключительности! Это правило должно стать законом для каждой семьи, где растет единственный ребенок. Тогда ребенок имеет все шансы прожить полноценное детство со всеми его радостями и трудностями и стать самобытной, зрелой личностью, гармонично взаимодействующей с собой и с миром.

Источник:
Проблема единственного ребенка в семье
Самопознание в школе Родители – первые воспитатели – имеют самое сильное влияние на детей. Еще Ж.-Ж.
http://parents.ozin-ozi-tanu.kz/article/show/id/42

Проблема единственного ребенка в семье

  • Главная
  • Полезная информация
  • ЕДИНСТВЕННЫЙ РЕБЕНОК В СЕМЬЕ: ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ И ТРУДНОСТИ ВЗРОСЛЕНИЯ

ЕДИНСТВЕННЫЙ РЕБЕНОК В СЕМЬЕ: ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ И ТРУДНОСТИ ВЗРОСЛЕНИЯ

Рассмотрим те положительные моменты, которые оказывают благотворное влияние на душевный мир и развитие единственного в семье ребенка.

Благодаря своему особому положению в семье он получает гораздо больше ласки, внимания и заботы со стороны взрослых, чем в случае, если в семье имеется несколько детей. А если учесть еще и то обстоя­тельство, что к его воспитанию подключаются бабушки и дедушки, то он буквально «купается» в любви. Отмечая положительную сторону, такого отношения к единственному ребенку в семье, специалисты считают, что он оказывается более эмоционально устойчивым, нежели другие дети, потому что не знает волнений, связанных с соперниче­ством братьев и сестер. По мнению А. Адлера, позиция единственного ребенка уникальна — у него нет брата или сестры, с которыми ему при­ходилось бы конкурировать.

Характерная черта именно единственных детей — стремление к совершенству, доходящее порой до крайности (перфекционизм). По­этому они бывают крайне расстроены, если не преуспевают во всем, чем занимаются.

Исследователи выяснили, что единственные дети в семье чаще предпочитают интеллектуальную и исследовательскую деятельность. Родители могут проявлять повышенную заботу о единственном ребен­ке и беспокоятся о его физической безопасности. Возможно, поэтому единственные дети в семье скорее проявят интерес к интеллектуально­му труду, чем к физической активности. К тому же единственный ребе­нок в семье получает больше времени и внимания, чем те, у кого есть братья и сестры. Кроме того, родители могут обращать его внимание на те области, где возможна престижная карьера, например медицина или юриспруденция.

Вместе с тем следует отметить, что в воспитании единственного ребенка возникает множество проблем, разрешить которые должным образом родителям не всегда удается, что не может не отразиться на их душевном самочувствии и на формировании личности самого ребенка.

За определенные преимущества, которыми наделяется единственный ребенок в семье, ему приходится расплачиваться целым рядом обяза­тельств, которые на него возлагают родители. С другой стороны, и сами родители нередко страдают не меньше своего ребенка, беспокоясь по любому поводу за его самочувствие, успехи, достижения, опасаясь ошибок, промахов и затруднений, с которыми он может столкнуться.

Единственный ребенок очень скоро становится центром семьи. Заботы отца и матери, сосредоточенные на этом ребенке, обыкновен­но превышают полезную норму. Любовь родительская в таком случае отличается известной нервозностью. Болезнь этого ребенка или смерть переносится такой семьей очень тяжело, и страх такого несчастья всег­да стоит перед родителями и лишает их необходимого спокойствия. К заботе родителей подключаются многие дедушки и бабушки, которые души не чают в единственном внуке или внучке. Но гиперопека, как известно, порождает детские страхи. Детям передается тревожность взрослых. Известно, что те, кого чересчур сильно опекали и контроли­ровали в детстве, во взрослом возрасте бывают, не способны на смелые, решительные поступки.

Очень часто единственный ребенок привыкает к своему исклю­чительному положению и становится настоящим деспотом в семье. Такой «детоцентризм» приводит к формированию потребительской психологии: дети начинают считать родных своим придатком, суще­ствующим лишь для того, чтобы удовлетворять их потребности и при­хоти. Особенно ярко это проявляется в подростковом возрасте, когда наступает кризис, связанный с обостренным чувством взрослости.

Считается, что у единственного ребенка больше возможностей для интеллектуального развития, но это распространенное заблужде­ние. Единственные дети мало играют или совсем не играют в ролевые игры. Им не у кого научиться, не с кем играть, ведь взрослые не могут ему заменить сообщество сверстников, в котором он приобретает доступный его возрасту социальный опыт. А пробел в таких играх пагубно отражается на всем развитии ребенка, в том числе и интеллек­туальном. Ведь именно такая игра дает маленькому человеку объемное представление о мире.

Единственный ребенок является только воспитуемым в родитель­ской семье, поэтому не знает, что такое заботиться о младшем. Его малейшее желание сразу же исполняется многочисленными родствен­никами, поэтому он привык только принимать помощь, но не думает о том, что и другие тоже нуждается в ней, поэтому не стремится никому ни в чем помогать. Став взрослым, он сохраняет позицию единствен­ного, обожаемого ребенка во взаимоотношениях со сверстниками, с коллегами и даже в отношениях со своим брачным партнером.

Сложившуюся в семье позицию превосходства во взаимоотноше­ниях с родителями и другими родственниками единственный ребенок пытается навязать и своему социальному окружению за пределами се­мейной группы. Он долго находился под контролем и защитой любя­щих родителей и ожидает такой же заботы и защиты от других. Главной особенностью этого стиля жизни становится зависимость и эгоцен­тризм. Такой ребенок на протяжении всего детства продолжает быть средоточием семьи, а в дальнейшем как бы пробуждается и открывает для себя, что больше не находится в центре внимания. Единственный ребенок никогда ни с кем не делил своего центрального положения, не боролся за эту позицию с братом и сестрой. В результате у него бывают трудности во взаимоотношениях со сверстниками.

У детей из таких семей совсем другой социальный опыт. При стол­кновении с жизнью за пределами дома такой ребенок часто получает психологическую травму. Попав в детский сад или придя в первый класс, он по привычке ждет, что его будут выделять из окружающих. И когда этого не происходит, сначала огорчается, а затем начинает пере­живать по этому поводу, что далеко не лучшим образом сказывается и на его учебных успехах, и на эмоционально-психическом состоянии.

Отрицательные стороны воспитания единственного ребенка за­ключаются в том, что он не привык к сложностям других людей, по­этому на протяжении всей жизни наиболее комфортно чувствует себя в одиночестве.

Единственный ребенок — действительно сложная проблема вос­питания. В нем родители дольше склонны видеть малыша, а он до со­вершеннолетия считает собственный инфантилизм, чуть ли не главным своим достоинством, ведь до поры до времени это предоставляет ему в родительском доме немалые привилегии. Он много времени проводит среди взрослых, нередко принимает участие в обсуждении проблем, которые ему недоступны, ради того, чтобы еще раз услышать восторги окружающих в свой адрес. Ранняя «взрослость» проявляется у него лишь в чрезмерном скепсисе и словесных оценках. Единственный ребенок в семье часто становится жертвой родительского эгоизма, который выражается в преувеличении его возможностей и достижений.

Даже педагогически подготовленные родители нередко бывают охва­чены родительским тщеславием до такой степени, что наносят прямой ущерб формированию личности ребенка, его своевременной грамот­ной профессиональной ориентации и т.п.

Поскольку единственный ребенок не привык к близкому обще­нию с другими детьми, он часто не знает, как вести себя в интимных отношениях позже, когда женится или выходит замуж. Он не воспри­нимает «пики» и «спады» в повседневной жизни с другими и поэтому с трудом принимает и понимает нормальные изменения настроения. Он не может свыкнуться с тем, что человек, который сердится на него сейчас, скоро будет смеяться и шутить. Это не значит, что единствен­ный ребенок не любит других людей и не может входить в группу, но наиболее предпочтительна для него собственная компания.

Имея меньше возможностей для игры с другими детьми, един­ственный ребенок обычно менее игрив и даже в детстве может походить на миниатюрного взрослого. Ранние взрослые разговоры дают ему вы­сокое развитие речевых навыков, но в зрелом возрасте он оказывается наименее разговорчивым. Легкого подшучивания (и принятия шуток) с социально равными людьми единственный ребенок не понимает. Од­нако, хотя привыкание к человеку для установления нормальных отно­шений в детстве требует у единственного ребенка значительного време­ни, в период взрослости большинство из них прекрасно адаптируются.

Более чем какой-либо другой ребенок, единственный ребенок наследует характеристики своего родителя того же пола. Фактически, единственный ребенок может повторять характеристики родителя одного с ним пола, пока не столкнется с трудностями или стрессом, выявляющими собственные свойства единственного ребенка.

Источник:
Проблема единственного ребенка в семье
Когда речь заходит об однодетных семьях и воспитании в них единственного ребенка, возникает множество противоречий в толко­вании положительных и отриц…
http://molodezh79.ru/item/707-edinstvenniyiy-rebenok-v-semiye-osobennosti-vospitaniya-i-trudnosti-vzrosleniya

COMMENTS