Позитивные детско родительские отношения

Выстраивание партнерских отношений ДОУ с родителями с целью оптимизации детско-родительских отношений как условие личностного развития ребенка

Выстраивание партнерских отношений ДОУ с родителями с целью оптимизации детско-родительских отношений как условие личностного развития ребенка

Рубрика: 4. Дошкольная педагогика

Дата публикации: 04.02.2015

Статья просмотрена: 5677 раз

Логинова Е. В., Шиврина Е. В., Александрова И. А. Выстраивание партнерских отношений ДОУ с родителями с целью оптимизации детско-родительских отношений как условие личностного развития ребенка [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2015. ? С. 79-84. ? URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/147/7304/ (дата обращения: 11.03.2019).

Семья и дошкольная организация — два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но, для всестороннего развития ребенка, необходимо их взаимодействие. Приоритет семейного воспитания требует новых отношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество», «взаимодействие», «партнерство». Необходимо создать такие условия в детском саду, которые бы позволили родителям стать действительно равноответственными участниками образовательного процесса.

Ключевые слова: взаимосотрудничество, партнерство, выстраивание эффективных партнерских отношений, взаимодействие ДОУ и семьи с целью личностного развития дошкольника, активные формы работы с родителями, портфолио семьи.

Семья и дошкольная организация — два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие. Н. А. Менчинская, А. В. Петровский, А. С. Макаренко доказали: эти социальные институты — воспитательные феномены, каждый из которых помогает ребенку приобрести социальный опыт. Только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения малыша в большой мир. Единая позиция педагогов и родителей в понимании перспектив и взаимодействия между ними — важнейшие условия развития ребенка.

В дошкольной организации ребенок получает образование, приобретает навык взаимодействия с социумом, умение планировать собственную деятельность. Однако насколько эффективно ребенок будет овладевать этим, зависит от семьи. Гармоничное развитие дошкольника без активного включения родителей в образовательном процессе вряд ли возможно.

Семья для ребенка — среда обитания и воспитания, где решаются основные педагогические задачи. Эффективность воспитания детей во многом зависит от уровня педагогической грамотности, педагогической образованности и компетентности родителей. Именно их пример, и личные качества определяют результативность воспитательной функции семьи. Важность семейного воспитания обуславливает необходимость взаимосотрудничества.

Нововведения государственной политики в области образования повлекло за собой признание положительной роли семьи в воспитании детей и необходимости взаимодействия с ней. Роль родителей и образовательной организации закреплены в нормативно-правовых документах:

— Конституции РФ. Принята 12.12.1993 [1,с38]

— Семейный кодекс РФ (СК РФ) от 29.12.1995 N 223-ФЗ [3,с63]

— Закон РФ «Об образовании в РФ» от (29 декабря 2012 г.) № 273, (с изм. и доп., вступ. в силу с 21.10.2014) [3,с44]

— Приказ Министерства образования и науки Российской Федерацииот 17.10.2013 г. N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» [4]

Из этого следует, что семья и детский сад, как первая ступень общественного образования, должны идти вместе по одному пути. Так как эффективность воспитания ребенка, овладения им общечеловеческими ценностями, как условия личностного развития зависит от выстраивания партнерских отношений, умения дополнять друг друга, поддерживать, оказывать помощь. Признание приоритета семейного воспитания требует новых отношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество», «взаимодействие», «партнерство».

Взаимодействие — это универсальная форма движения, развития, определяет существование и структурную организацию любой материальной системы, процессы воздействия объектов друг на друга, их взаимную обусловленность и порождение одним объектом другого. [5,с.24]

Сотрудничество — тип взаимоотношений людей в процессе деятельности, характеризующийся согласованностью, слаженностью мнений и действий. Оно возможно только на основе единства, внешне проявляется во взаимной доброжелательности, взаимном доверии и признании достоинств друг друга. [8,с. 60]

— взаимосвязными действиями индивидов, направленными на достижение общих целей, обоюдной выгодой для взаимодействующих сторон; [12, с.9]

— соучастием во всех делах, интересом друг к другу, оптимизмом и взаимным доверием в общении; [10, с.44]

— согласованностью индивидуальных действий, взаимной поддержкой, оптимальным управлением на основе партнерства, обусловленного взаимным доверием, уважением друг к другу. [9, с.264]

Партнерство — определенная форма взаимодействия, сотрудничества, взаимоотношений в процессе достижения совместно поставленных целей, в основе которых лежат следующие принципы:

— равноправие партнеров при принятии решений; выбор путей решения задач на основе доверия и компромисса;

— уважение и взаимный учет интересов, толерантность к позиции партнера;

— взаимовыгодность и заинтересованность сторон в сотрудничестве;

— добровольность принятия взаимных обязательств;

— равноответственность сторон за выполнение принятых обязательств. [11,с.168]

Современные ученые отмечают важность взаимодействия и сотрудничества педагогов и родителей для воспитания и развития детей дошкольного возраста. В своих работах, предлагают различные формы и методы плодотворного сотрудничества дошкольного учреждения и семьи. Т. Н. Доронова, Т. А. Маркова, Е. П. Арнаутова раскрывают необходимость саморазвития воспитателей и родителей.А. В. Козлова, предлагают интерактивные формы работы педагога с семьёй.

О. В. Солодянкина. Т. А. Маркова, Н. Ф. Виноградова, Г. Н. Година, Л. В. Загик, обращают внимание на содержание работы с семьей:

— единство в работе ДОУ и семьи с целью личностного развития детей;

— взаимное доверие во взаимоотношениях между педагогами и родителями;

— использование разнообразных форм работы с семьей в их взаимосвязи;

— индивидуальные и групповые формы работы с родителями.

Главный момент в контексте «семья — дошкольное учреждение» — личное взаимодействие педагога и родителей в процессе воспитания и развития конкретного ребенка в данной семье. В практической реализации данного аспекта возникает потребность в использовании традиционных форм сотрудничества с семьей, но дающих стабильно положительные результаты и внедрение инновационных технологий, направленных на установление партнерских отношений между педагогами и родителями.Поэтому, в первую очередь, при планировании работы с семьями воспитанников мы поставили перед собой следующие задачи:

— изучить семьи с целью выявления ее запросов, потребностей, нужд;

— создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки, с целью установления партнерских отношений с семьей каждого воспитанника.

Наша педагогическая деятельность по отношению к семье была направлена на:

— выстраивание позитивных детско-родительских отношений;

— объединение усилий по вопросам развития и воспитания детей;

— повышение педагогической, правовой культуры родителей; реализацию их педагогических умений;

— вовлечение родителей в деятельность ДОУ, как полноправных партнеров в воспитании собственного ребенка.

Для этого в детском саду созданы условия для организации единого пространства развития и воспитания ребенка. Совместная работа всех специалистов ДОУ по реализации образовательной программы обеспечивает педагогическое сопровождение семьи на всех этапах дошкольного детства, что дает родителям стать действительно равноответственными участниками образовательного процесса.

Работу с родителями в нашей группе планируем заранее, начинаем с анализа социального состава родителей, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в группе, в детском саду. Для этого ежегодно проводим мониторинг «Взаимодействие семьи и детского сада», опрос «Что я хочу узнать о воспитании?», личные беседы об интересах семьи, что помогает выстроить работу, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей.

Анализ ежегодного анкетирования «Взаимодействие семьи и детского сада» позволяет выделить три группы родителей:

Родители — активисты, с удовольствием участвуют в образовательном процессе, видят ценность любой работы детского учреждения.

Родители — исполнители, которые принимают участие при условии значимой мотивации

Родители — наблюдатели, не желают принимать участие в образовательном процессе ДОУ, выбрав позицию стороннего наблюдателя

Анализ опроса «Что я хочу узнать о воспитании?» позволил выделить потребности родителей

Максимально полную информацию о ребенке

Педагогические советы по общению с детьми, психологические и индивидуальные консультации

Рекомендации, как и чем лучше заниматься с ребенком дома

Рекомендации, какую литературу о воспитании ребенка этого возраста лучше прочитать

Приобретение практического опыта

Возможность обмена опытом с другими родителями группы

На основании изученных потребностей, интересов, пожеланий родителей мы составляем перспективный план по взаимодействию с семьями воспитанников на учебный год, включающий в себя традиционные, но эффективные формы и инновационные, используемые точечно и конкретно.

Родительские собрания. Нами используется технология проведения родительских собраний Е. В. Бачевой, которая способствует созданию доверительной атмосферы, помогает родителям откровенно говорить о проблемах. Формы проведения и организации: «Круглый стол», родительская гостиная, клуб по интересам, школа молодого родителя, детско-родительский клуб.

Информационный уголок представлен папками ширмами, папками –передвижками, информационными стендами. Для того, чтобы информация стала помощницей, действуют постоянные рубрики: «Это интересно», «Заботливым родителям — талантливых детей», «Советы доктора Айболита», «Наша реклама», «Советы от Фрекен-Бок», «Говорушечки», «Домисолька», «Говорят дети», «Поиграем», в которых помещаем практический материал, дающий возможность понять, чем занимается ребенок в детском саду, конкретные игры, в которые можно поиграть, советы, задания. Родитель может взять его домой для личного изучения, помощи ребенку.

Досуги, праздники, развлечения. Досуговое направление в работе с родителями самое привлекательное, востребованное, полезное, но и самое трудное в организации. Оно позволяет родителям увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях, апробировать разные подходы, посмотреть, как это делают другие, то есть приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родительской общественностью в целом. В группе проводятся традиционные, ежегодные праздники «День рождения группы», «Вместе весело шагать», «Мы счастливая семья», «Праздник дедушек и бабушек», «День защиты детей», «В гостях у осени», «Мама, милая мама»; развлечения «Семейные посиделки», «А ну-ка бабушки»; спортивные досуги «Семья — здоровый образ жизни».

Беседа «За закрытыми дверями». Данная форма работы подразумевает индивидуальную беседу с родителями воспитанника, затрагивая актуальную тему для развития ребенка.

Тематические выставки, организация индивидуальных мини выставок рисунков, изделий семей воспитанников и конкурсы: творческие, интеллектуальные, спортивные. Родители группы активно учувствуют в организации тематических выставок, конкурсов, приносят экспонаты, предоставляют изделия для персональных выставок.

Экскурсии с пользой. В походах, экскурсиях с детьми у родителей появляется возможность побыть с ребенком, завлечь, заинтересовать личным примером. Из этих экскурсий, походов дети возвращаются обогащенные новыми впечатлениями о природе, о городе, о своем крае. В этом году мы посетили Ботанический сад им Демидова, Людмилинскую скважину, музей ОАО «Уралкалий», Соликамское ТВ, съездили в увлекательное путешествие «Масленкино-Буренкино», в г. Усолье в дом-музей Строгоновых.

Газета. С целью информирования родителей о жизни группы ежемесячно вместе с детьми (иногда и при участии родителей) выпускается газета «Топ» — известия. Темы абсолютно разные, но всегда актуальные и важные.

Дни открытых дверей родителей, семейные квесты. Например, в этом году прошел семейный квест «Детский сад глазами детей»- где родители ненадолго становились детьми и путешествовали по станциям, выполняли различные творческие задания. В результате у родителей формировалось представление о том, чем же их ребенок занимается и как он развивается каждый день.

— «Родители — детям». Невозможно воспитать ребенка словами, только личный пример взрослого порождает в детях искрению заинтересованность. Поэтому мы используем такую форму работы с родителями, как «Родители — детям», где родители активно участвуют в образовательном процессе, по желанию проводят утреннюю гимнастику, подвижные игры, встречи с интересными людьми, мастер-классы.

Группа «Шустрики» в социальной сети «Одноклассники». Информация о ДОУ есть на официальном сайте, где каждый родитель может ознакомиться с уставом ДОУ, программой, реализуемой в дошкольном учреждении, найти полезную информацию от узких специалистов. В новостной ленте узнать о событиях детского сада, в рубрике вопрос-ответ задать вопрос администрации детского сада, узким специалистам, оставить свои отзывы и пожелания. Но, у нашей группы есть личная страничка в сети Интернет. Вступившие в группу родители могут узнать о событиях жизни группы, посмотреть фотоальбом, оставить свои комментарии, получить онлайн консультацию в любое удобное время, пообщаться с другими родителями группы.

Семейные творческие мастерские. Родители не только принимают участие в организованных нами мастер классах, но и сами проводят их, знакомят друг друга со своим хобби, увлечением, дают советы. Например, родители провели мастер-класс по декорированию деревянных изделий техникой «Декупаж», по изготовлению украшений в технике «Канзаши», декорирование ваз.

Социальные акции, марафоны. На данный момент мы участвуем во Всероссийском марафоне «Ангел добра».

Проектная деятельность. С особым интересом родители относятся к проектной деятельности. Данная деятельность увлекает их и детей, погружая в мир взаимодействия и сотрудничества, создавая условия для личностного развития не только детей, но и родителей, формирования таких качеств как ответственность, самостоятельность, активная жизненная позиция, инициативность. Нами были разработаны и реализованы педагогические проекты направленные как на детей, так и на родителей: «Верные друзья», «Такие разные буквы», «Космические просторы», «Динозавры», «Широкая Масленица», «Олимпийские кольца», «Белые журавли».

Хочется подробней остановиться на проекте «У счастья — дом семья» итогом, которого является портфолио семьи.

Портфолио семьи — современная форма работы с семьёй, способ самодиагностики и механизм её саморазвития. Это комплект материалов, объединяющий характеристики, достижения семьи, положительный опыт семейного воспитания.

Создание семейного портфолио — это процесс укрепления семейных ценностей, традиций и основ семьи, возвращение к ее историческим корням и возможность узнать прошлое, запечатлеть настоящее, помечтать, заглянув в будущее, проследить динамику и путь развития своего рода. Этот необычный способ фиксации семейных достижений позволяет отразить все интересное, что происходит в жизни семьи: положительные эмоции, творческие успехи, впечатления от совместных поездок, домашних дел и забот, семейные традиции, лучшие минуты счастливого времени, проведенного вместе. Более того, портфолио станет не только памятной вещью для каждой семьи, но и пригодится при планировании новых задумок и совместных мероприятий.

Ценность технологии «семейного портфолио» заключается:

— В том, что каждому дается возможность самореализоваться, самосовершенствоваться, творчески раскрыться, родители имеют возможность обратить внимание на проблемы и своевременно их решить, ребёнку даётся возможность почувствовать себя частью дружной семьи;

— в формировании положительной характеристики семьи;

— в совершенствовании положительных детско-родительских отношений;

— в возникновении потребности в сотрудничестве ДОУ и семьи;

— систематизируется и обобщается положительный опыт семейного воспитания.

Цель проекта: создание условий для самопознания, саморазвития, нравственного самосовершенствования ребенка и его семьи, укрепления детско-родительских отношений

Задачи деятельности по созданию проекта:

— Способствовать установлению партнёрских, сотруднических отношений ДОУ с семьёй каждого воспитанника.

— Развивать познавательно-речевые способности детей, активно включать их в творческо-поисковую деятельность.

— Оказать методическую помощь родителям при создании портфолио семьи

— Развивать интерес к истории своей семьи, семейным традициям.

— Способствовать сплочению, единению представителей разных поколений.

— Воспитывать чувство любви и гордости за свою семью, уважение к родителям.

— Способствовать проявлению креативности участников проекта.

— Развивать рефлексивные способности членов семьи.

Для того чтобы родители приняли участие в нашем проекте, мы соблюдаем ряд условий: добровольность, целеполагание, индивидуальность, систематичность в сборе информации.

Продукт проекта: портфолио семьи.

— Гармонизация отношений ребенок-родитель..

— Распространение социально-значимого опыта семейного воспитания.

— Мотивация родителей на воспитание уважения к общечеловеческим ценностям

Первоначально включились в реализацию проекта 15 % родителей. Творческая группа определила структуру портфолио, содержание, оформление, место хранения. Благодаря открытости, сейчас в творческой группе 45 % родителей. Портфолио постоянно пополняется. Дети очень любят рассматривать его странички, рассказывать о событиях. Каждая страничка вывешивается для ознакомления на шкафчик ребенка, а потом собирается в специальную папку.

В рамках деятельности группы были подобраны диагностики, разработаны анкеты для родителей, методическое обеспечение: конспекты родительских собраний, сценарии совместных праздников, консультативный материал, подобраны игры, картотека художественной литературы, музыкальная фонотека.

Например, портфолио одной семьи содержит такие разделы:

— «Семья — семь Я» на страницах своего портфолио: представление своей семьи, общие сведения, описание значения имен, рождение семьи, письма-признания.

— «Большая дружная семья» — были представлены генеалогическое древо, был представлен герб семьи, словарь терминов родства.

— «Семья глазами детей» — результатом ее стала мини-книжка «Моя семья»

— «Семейные традиции» — здесь папа и мама знакомили детей группы с личными хобби и увлечениями, своей профессией, представляли как традицию семейный праздник «Именины у Ани».

В презентации опыта семейного воспитания на родительских встречах семья стала инициатором оформления альбомов «Кулинарные рецепты семьи», «Книга народной мудрости».

1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) Статья 38.

2. Семейный кодекс РФ (СК РФ) от 29.12.1995 N 223-ФЗ Статья 63

3. Закон РФ «Об образовании в РФ» от (29 декабря 2012 г.) № 273, (с изм. и доп., вступ. в силу с 21.10.2014) Статья 44

4. Приказ Министерства образования и науки РФ (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

5. Большой Энциклопедический словарь, М, Мозаика, 2000.-345с.

6. Доронова Т. Н., Соловьева, Е.В., Жичкина А. Е. «Дошкольное учреждение и семья — единое пространство детского развития: методическое руководство для работников ДОУ». М.: Линка — Пресс, 2001 г.

7. Козлова С.Л, Куликова Т.А «Дошкольная педагогика» М: Издательский центр «Академия», 2001, -416с.

8. Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога).— Екатеринбург. В. С. Безрукова. 2000.

9. Психология индивидуального и группового субъекта/под ред.А. В. Брушлинского, М. И. Воловиковой.-М.: ПЕРСЭ, 2002.-368с.

10. Рыбакова, М. М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе; кн. для учителя/М. М. Рыбакова-М.: Просвещение, 1991–128с.

11. Социальное партнерство: Словарь справочник/ Руководители авт. Коллектива В. Н. Киселев, В. Г. Смольков.-М.: ОАО Изд. «Экономика», 1999.-232с.

12. Шакуров, Р. Х. Психологические основы педагогического сотрудничества/Р. Х. Шакуров. — СПб.,1994.-42с.

Источник:
Выстраивание партнерских отношений ДОУ с родителями с целью оптимизации детско-родительских отношений как условие личностного развития ребенка
Семья и дошкольная организация — два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но, для всестороннего развития ребенка, необходимо их взаимодействие. Приоритет семейного воспитания требует новых отношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество», «взаимодействие», «партнерство». Необходимо создать такие условия в детском саду, которые бы позволили родителям стать действительно равноответственными участниками образовательного процесса.
http://moluch.ru/conf/ped/archive/147/7304/

Научная статья по теме Позитивные детско-родительские отношения: сущность и специфика Философия

научная статья по теме Позитивные детско-родительские отношения: сущность и специфика Философия

Цена:

Авторы работы:

МАРГУН ИРИНА ПАВЛОВНА

СОРОКОУМОВА ЕЛЕНА АЛЕКСАНДРОВНА

Научный журнал:

Год выхода:

Текст научной статьи на тему «Позитивные детско-родительские отношения: сущность и специфика»

?Человек и общество

Е.А. СОРОКОУМОВА доктор психологических наук, профессор МГГУ им. М.А. Шолохова

И.П. МАРГУН аспирант МГГУ им. М.А. Шолохова*

Позитивные детско-родительские отношения: сущность и специфика

Психологи, работающие в русле позитивной психологии, полагают, что позитивные детско-родительские отношения складываются на основе трех компонентов: позитивной психологической культуры, эффективной ролевой структуры, позитивной семейной истории.

Что касается первого компонента, то можно отметить недостаточную проработанность данного понятия в современной психологии. Имеющиеся исследования по вопросам психологической культуры в основном затрагивают проблему психологической культуры личности, поскольку само понятие «психологическая культура» предполагает выделение индивида в качестве объекта исследования1. Между тем, если рассматривать семью как единый организм, то применение понятия «психологическая культура» становится правомерным. Психологическая культура семьи представляет собой не только сумму психологических культур членов этой семьи, но и психологическую культуру семейной структуры как единой системы, которая не должна в данном случае разделяться на отдельные компоненты.

С нашей точки зрения, психологическая культура семьи — одно из важнейших понятий семейной системы, поскольку семья развивается и функционирует в контексте межличностных отношений между членами семьи (внутренний контекст отношений) и между членами семьи и другими лицами (внешний контекст отношений).

Мы настаиваем на том, что демонстрируемая многими исследователями тенденция к ограничению функционального пространства психологической культуры и отождествлению этого пространства лишь со спектром функций культуры общения является неправомерной. Психологическая культура предполагает не только общение, но и обращение с другими членами семьи, а также лицами вне семейной системы в целом. Однако согласно существующему на сегодняшний день научно-понятийному аппарату наиболее близкими по значению понятиями являются «культура общения» и «коммуникативная культура»2.

Усваивая семейную культуру, члены семьи овладевают специфическими для данной семьи способами обращения с другими людьми и с самими собой, т.е. становятся субъектами семейной системы. Исходя из этого, психологическая культура семьи является компонентом семейной системы, частью общей культуры семьи. Уровень психологической культуры семьи непосредственно влияет на семейную структуру — чем выше психологическая культура, тем устойчивее семейная структура, тем она эффективнее.

Анализ позитивной психологической культуры семьи предполагает рассмотрение ее компонентов.

* Сорокоумова Елена Александровна, e-mail: CEA51@mail.ru, Маргун Ирина Павловна, e-mail: irinamargun@yandex.ru

1 См.: Романов К.М., Романова О.Н. Психологическая культура человека. Саранск, 2007.

2 См.: Шибутани Т. Социальная психология. М., 1969.

3 См.: Карабанова О.А. Психология семейных отношений. Самара, 2001.

у человека подобных позитивных качеств, а не попытку родителей выдать желаемое за действительное, что также приведет к искажению взаимодействия как с самим ребенком, так и с окружающими по поводу ребенка. Необходимо отметить, что стереотипы, искажающие взаимодействие, могут не только возникать внутри семейной системы и касаться индивидуально какого-либо члена семьи, но и привноситься извне, как правило, из родительских семей (все мужчины пьют, женщины глупее мужчин, мужчина должен много зарабатывать). Такие стереотипы более абстрактны и тяжелее искореняются.

Поведенческий компонент, иначе называемый регулятивно-практическим, представляет собой сумму практических навыков и умений, посредством которых осуществляется воздействие членов семьи друг на друга и на окружающих. Эти навыки и умения могут быть реализованы как вербально, так и не вербально, но в любом случае они оказывают существенное влияние на эффективность семейной системы. Позитивная психология подчеркивает важность таких составляющих регулятивно-практического компонента, как моральная поддержка, похвала, сочувствие, разумная критика, просьба и т.д. Очевидно, что если дети знают, что могут рассчитывать на моральную поддержку своих родителей в сложных ситуациях, они скорее поделятся с ними своими переживаниями, не будут изолироваться от семьи в случае каких-либо проблем, нарушая эффективность семейной системы.

Ценностно-смысловой (духовно-нравственный) компонент может быть определен как сочетание ценностей и смыслов семьи, на основе которых строятся отношения между членами семьи и между семьей и остальными людьми. Например, если для данной семьи наивысшей ценностью являются дети, то в такой семье дети находятся в центре системы и на них направлена основная позитивная энергия. В том случае, если для мужа и жены наивысшей ценностью являются дети, а семья является бездетной, семейная система разваливается, поскольку отсутствует смыслообразующий центр. В такой ситуации важной оказывается помощь психолога. Специалист может помочь бездетной паре сформировать новый смыслообразующий центр, т.е. определить другие ценности, которые смогут объединить и укрепить семью.

Необходимо отметить, что в нашей культуре смыслообразующий центр семьи очень часто формируется за счет отношения к детям. Так, проведенный нами опрос 100 супружеских пар показал, что в 60% случаев именно дети являются наивысшей ценностью и основной причиной создания семьи.

Надо сказать, что создание семьи ради рождения детей не предполагает в обязательном порядке способности родителей построить эффективное взаимодействие с ними. Стиль взаимодействия во многом зависит от отношения родителей к детям. Исследователи выделяют несколько основных типов отношения родителей к детям, каждый из которых имеет как положительные, так и отрицательные стороны.

Родители могут относиться к детям как к себе подобным. Такое отношение практически всегда является залогом доверительных дружеских отношений, но при этом существует опасность нарушения необходимой субординации в системе родители — дети и возникновения излишней фамильярности (дети начинают называть родителей по имени, открыто саботировать их решения, пытаться управлять родителями в своих интересах в ущерб интересам семьи и т.д.).

Еще одной деструктивной формой отношения родителей к детям является отношение с позиции благодетеля. Родители при таком отношении могут добросовестно (иногда чрезмерно) выполнять свои родительские обязанности, стремясь обеспечить ребенку наилучшие условия жизни, но при этом постоянно подчеркивают значимость своих усилий в общении с ребенком. Тем самым обязанность родителей сознательно или подсознательно выдается ими за благотворительность. Худшим вариантом развития событий при подобном отношении является определение для себя позиции благодетелей родителями, которые недобросовестно относятся к своим родительским обязанностям. При этом каждое редкое действие,

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

ЦЫНЦАРЬ АННА ЛЕОНИДОВНА — 2012 г.

ГУБАНОВА АЛЕКСАНДРА ЮРЬЕВНА, КОЛОСОВА ЕЛЕНА АНДРЕЕВНА — 2014 г.

Источник:
Научная статья по теме Позитивные детско-родительские отношения: сущность и специфика Философия
В статье рассматриваются детско-родительские отношения как предмет изучения в рамках позитивной психологии. Приводятся основные критерии, определяющие позитивные детско-родительские отношения. Анализируются пути достижения позитивных детско-родительских отношений и причины, влияющие на их формирование.
http://naukarus.com/pozitivnye-detsko-roditelskie-otnosheniya-suschnost-i-spetsifika

Позитивные детско-родительские отношения: миф или реальность?

Позитивные детско-родительские отношения: миф или реальность?

По мнению специалистов – это реальность. Детям свойственно ошибаться и делать глупости, долг взрослых – их исправлять. Дело житейское. Исправлять, но как? И что исправлять? Иногда сам ребёнок может не видеть вообще никакой проблемы, если не считать вашей неадекватной, на его взгляд, реакции. Он-то ничего плохого не хочет, он меньше всего хочет вас расстроить, разозлить или обидеть. Он просто ведёт себя так, как ему удобнее, легче, привычней, безопасней, как это делают его сверстники.

Давайте договоримся сразу: мы не будем ставить задачу изменить ребёнка, влиять на его сверстников, критиковать, рекомендовать и т.д. Мы попробуем сделать его неприемлемое для нас поведение приемлемым. Не идеальным и удобным для нас – просто терпимым, чтобы оно перешло в разряд мелких проблем (Л.Петрановская), то есть изменим своё отношение к поведению ребёнка. Дети очень сильно зависят от нас, взрослых, от наших взглядов на воспитание, от наших принципов, даже от нашего сиюминутного настроения.

Ребёнок с каждым годом становится всё более продвинутым экспертом по собственным родственникам. Он знает, к кому с каким вопросом надо подойти, как с кем разговаривать, у кого какие слабые места и «больные мозоли». И эти знания позволяют ему довольно неплохо устраивать свои дела: получить нужную вещь, отправиться спать пораньше или прийти домой попозже, когда-то улизнуть от домашних обязанностей, когда-то получить поддержку и помощь, то есть побыть «маленьким и бедненьким»; когда-то получить больше самостоятельности, «карт-бланш» на свои новые затеи и т.д. Это вовсе необязательно манипуляции – скорее, коммуникативная компетентность, умение общаться и договариваться.

Семьи, в которых коммуникативная компетентность, прежде всего взрослых, высока, живут практически без скандалов. Семьи, в которых не научились понимать друг друга и быть «экспертами по родственникам», нередко выясняют отношения и разрешают противоречия более грубыми способами: криком и руганью, дракой.

Как формируется у ребёнка коммуникативная компетентность? Конечно, в общении с нами, взрослыми. Чем больше времени мы проводим с ребёнком, чем более открыты и искренни с ним, чем чаще говорим о своих чувствах, о том, что нам нравится и не нравится и почему, тем лучше для ребёнка. Чем сложнее, тоньше, разнообразнее обратная связь, которую получает ребёнок от взрослых в ответ на каждый свой поступок, тем лучше условия его коммуникативного развития. Он нам подражает. При этом одно из важнейших условий успеха – отсутствие тотального стресса, постоянного страха за неправильно сделанную или несделанную работу, чувства одиночества. Потому что если ребёнок боится своих родителей или почти их не видит, естественно, ему не до тонкостей общения, у него формируется грубое, примитивное коммуникативное поведение (истерики, крики, агрессия, ступор и т.д.).

Ну а если при этом родители осуществляют тотальный контроль? Что? Где? Когда? Почему? И никаких нейтральных тем в общении, т.е. ребёнок всегда под микроскопом и под психологическим давлением. Может, выпустим его на время из поля своего внимания? Определимся, что важно, а что мелочи. Давайте в течение нескольких дней запишем в блокнот, что ваш ребёнок делал «не так». А потом честно спросим себя, что из этого списка по-настоящему отравляет вам жизнь, что портит будущее ребёнка? Уверяю вас, половина «детских грехов» будет неактуальной через неделю.

Давайте признаемся, что некоторые «детские грехи» нам выгодны, т.к. мы получаем право быстро и без больших рисков «разгрузиться» (он мал, он должен меня слушаться). Никто из наших детей нам ничего не должен. Совершая ошибки, любой из них хочет и требует к себе уважения, наших заверений в благосклонном к себе отношении. Да, они переоценивают собственные идеи и достижения, ведут себя с нами деспотично и некорректно, как нам кажется. Однако они способны подчиниться, принять наказание, если не будет прямого давления, если будет игра, игровое упражнение, поручение, нестандартная мотивация; если вы сумеете удержать себя от прямых приказов, непрошенных советов, критики и оскорблений.

А если уж случился конфликт, если ребёнок не принимает ни вас, ни других членов семьи как партнёров, поиграйте.

Например, игра «Бродячие репортёры». Цель: взять интервью у каждого члена семьи, увидеть каждого близкого ребёнку человека как индивидуальность, узнать его интересы и предпочтения. К концу игры ваш ребёнок будет иметь информацию о свойствах характера, интересах и симпатиях каждого из членов семьи, сможет глянуть на вас другими глазами, понять логику ваших требований.

Или, например, игра «Три мушкетёра». Цель: узнать особенности характера и пристрастия членов семьи, объединиться, отвечать друг за друга, защищать друг друга. Даже если вас только трое в семье, объединяйтесь, находите общее, защищайте друг друга; ну а если вас двое – привлеките кого-то из семейного резерва или из друзей своего ребёнка. Не скупитесь на объективную похвалу и не забывайте о формирующей силе родительского ожидания. Мы не отдаём себе отчета, насколько наши дети на самом деле пластичны и послушны. Они могут не слушать, что мы там говорим, но отношения с нами так важны для них, что на наше настроение, чувства, состояние, они отреагируют обязательно. Очень важно, чего мы ждём от детей и как мы о них думаем. Что посеем, то и пожнём.

Не забывайте, позитивные детско-родительские отношения формируются нами, зависят от нас, от уровня нашей компетентности.

Храмченко А.П. — психолог отделения семейного устройства и сопровождения замещающих семей БУСО ХМАО-Югры «Центр социальной помощи семье и детям «Юнона»

Источник:
Позитивные детско-родительские отношения: миф или реальность?
По мнению специалистов – это реальность. Детям свойственно ошибаться и делать глупости, долг взрослых – их исправлять. Дело житейское. Исправлять, но как? И что исправлять? Иногда сам ребёнок может не видеть вообще никакой проблемы, если не считать вашей неадекватной, на его взгляд, реакции. Он-то ничего плохого не хочет, он меньше всего хочет вас расстроить, разозлить или
http://detkino.ru/content/pozitivnye-detsko-roditelskie-otnosheniya-mif-ili-realnost

Практические рекомендации по нормализации детско-родительских отношений

Практические рекомендации по нормализации детско-родительских отношений

Кроме родительского тренинга и совместных детско-родительских игр, специалистам часто приходится разъяснять индивидуальные психологические особенности детей, а также типичные возрастные закономерности в развитии личности. В таких беседах родителей знакомят с психолого-педагогическими приёмами, играми, занятиями, пригодными для домашнего использования. Информация предлагается родителям в рекомендательной форме. Родители могут сами выбрать, что для них приемлемо. Такой демократичный стиль общения дефектолога с родителями позволяет эффективней построить деловое сотрудничество в воспитании и развитии ребёнка.

Целью таких бесед может являться смягчение негативного эмоционального опыта матери, связанного с рождением ребёнка с ЗПР; уменьшение доминантности и излишней концентрации на ребёнке; повышение эмоционального принятия ребёнка; изменение восприятия ребёнка в сторону более позитивного и оптимистичного; освоение матерью эффективных воспитательных стратегий, а также посильное участие в программах развития ребёнка.

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Развитие умения общения с детьми

Помните, что для ребёнка с ЗПР наиболее действенными будут средства убеждения «через тело»:

  • — лишение удовольствия, лакомства, привилегий;
  • — запрет на приятную деятельность, прогулки и т.д.;
  • — приём «выключенного времени» (досрочное отправление в постель).

Помните, что вслед за наказанием необходимо позитивное эмоциональное подкрепление, знаки «принятия». В коррекции поведения ребёнка большую роль играет методика «позитивной модели», заключающаяся в постоянном поощрении желательного поведения ребёнка и игнорировании нежелательного.

Помните, что у ребенка с ЗПР невозможно добиться исчезновения гиперактивности, импульсивности и невнимательности за несколько месяцев и даже за несколько лет, та как это — патология, требующая своевременной диагностики и комплексной коррекции. Признаки гиперактивности исчезают по мере взросления, а импульсивность и дефицит внимания могут сохраняться и во взрослой жизни.

Но всё-таки, по нашему мнению, родительская любовь и профессионализм специалистов помогут ребёнку справиться с любыми трудностями.

Поведение в процессе общения с детьми

Помните, нужно дать понять вашему ребёнку, что вы его принимаете таким, какой он есть. Старайтесь употреблять такие выражения: «Ты самый любимый», «Мы любим, понимаем, надеемся на тебя», «Я тебя люблю любого», «Какое счастье, что ты у нас есть».

Помните, что каждое ваше слово, мимика, жесты, интонация, громкость голоса несут ребёнку сообщение о его самоценности. Стремитесь создать у вашего ребёнка высокую самооценку, подкрепляя это словами: «Я радуюсь твоим успехам», «Ты очень многое можешь».

Помните, что родители, которые говорят одно, а делают другое, со временем испытывают на себе неуважение со стороны детей.

Помните, прежде чем начать общаться с вашим ребёнком, нужно занять такое положение, чтобы видеть его глаза. В большинстве случаев вам придется садиться на корточки.

Помните, что высказывать своё отношение к поведению ребёнка нужно без лишних объяснений и нравоучений. Выберите правильное, своевременное обращение к нему, например: «Саша, Сашенька, сын, сынок…».

Помните, что необходимо проявлять полную заинтересованность к ребёнку в процессе общения. Подчеркивайте это кивком, восклицаниями. Слушая его, не отвлекайтесь. Сконцентрируйте на нём всё внимание. Предоставляйте ему время для высказывания, не торопите его и не подчеркивайте своим внешним видом, что это уже вам неинтересно.

Помните, что многие из тех установок, которые они получают от вас, в дальнейшем определяет их поведение. Не говорите своему ребёнку того, чего бы вы ему на самом деле не желали.

Помните, что в общении с детьми следует использовать разнообразные речевые формулы (прощания, приветствия, благодарности). Не забывайте утром приветствовать ребёнка, а вечером пожелать ему «спокойной ночи». Произносите эти слова с улыбкой, доброжелательным тоном и сопровождайте их тактильным прикосновением. Обязательно, хоть за маленькую услугу, оказанную ребёнком, не забывайте поблагодарить его.

Помните, нужно адекватно реагировать на проступки детей:

спросите ребенка о том, что произошло, попытайтесь вникнуть в его переживания, выяснить, что явилось побудительным мотивом для его действий, и понять его;

не сравнивайте ребёнка с другими детьми, например: «Сынок, посмотри, какой Миша молодец».

Помните, чтобы правильно организовать взаимоотношения детьми в процессе общения, необходимо преодолевать:

  • — барьер занятости (вы постоянно заняты работой, домашними делами);
  • — барьер взрослости (вы не чувствуете переживания ребёнка, не понимаете его потребности);
  • — барьер «воспитательных традиций» (вы не учитываете изменившиеся ситуации воспитания и уровень развития ребёнка, пытаясь продублировать педагогические воздействия собственных родителей);
  • — барьер «дидактизма» (вы постоянно пытаетесь поучать детей).

Совершенствуйте коммуникативные умения ваших детей:

  • — если ребёнок забывает говорить речевые этикетные формулы (приветствия, прощания, благодарности), то напомните ему об этом, например: «Сынок, поздоровайся с тётей» и т.д.;
  • — для развития умения устанавливать контакт с собеседником предложите детям игровую ситуацию;
  • — для развития умения понимать настроение и чувства другого предложите ребёнку понаблюдать за кем-либо из родственников, например: «Посмотри внимательно на маму. Как ты думаешь, какое у неё настроение? (Грустное.) Давай придумаем, как её можно развеселить»;

для развития у детей чувства эмпатии используйте сюжеты сказок. Попытайтесь узнать у детей: «Что хорошего в сказке? Есть ли хорошие герои? Назови. Есть ли плохие? Кто они? А почему они плохие? Что хорошего может произойти со сказочными героями?»

Старайтесь читать и всегда обсуждать сказки, опираясь на такие вопросы:

Кто из героев больше всего понравился?

На кого хочется быть похожим?

8На кого из друзей похож персонаж?

Кого бы ты хотел похвалить в этой сказке?

Кто самый добрый? Почему?

Предложите детям самим сочинить сказку:

  • а) «сказка по-новому» — за основу берётся старая сказка, но детям предлагается наделить героев противоположными качествами (лиса становится послушной; заяц хитрым…);
  • б) «салат из сказок» — соединяются несколько сказок в одну (Кащей встречает зайчика и отправляется в избушку к Бабе Яге, где Иванушка играется с яблочками). Вариантов переплетений может быть множество, главное — не забывать о первых героях;
  • в) «сказка — калька» — главные герои сказки остаются, но попадают в другие обстоятельства — фантастические, невероятные («лиса и заяц обитают на летающей тарелке; Золушка живёт в девятиэтажном доме» и т.д.);
  • г) «продолжи сказку, придумай ей конец» (если бы петух не выгнал лису из избушки; если бы Иван-Царевич не победил Кащея; если бы Алёнушка не смогла спасти своего братца и т.п.).

Предложенные нами практические рекомендации были ориентированы на

  • — снижение симбиотической зависимости ребенка с ЗПР от матери с целью нормализации отношений с другими членами семьи;
  • — включение членов семьи в психолого-педагогический процесс.

Таким образом, разработанные практические рекомендации, направленные на формирование конструктивных отношений в системе «родители — ребенок с ЗПР» позитивно изменяют характер взаимодействия ребенка в семейном коллективе. Значимыми являются и такие данные:

  • — коррекция недостатков родительского отношения позволила установить теплый эмоциональный фон взаимодействия с ребенком, наметить конструктивные модели родительского поведения;
  • — сплочение родительской группы, вследствие осознания общности проблем детей и стремления к их разрешению, оказало существенное влияние на гармонизацию сфер внутрисемейных отношений и отношений между семьей и внешним окружением.

Источник:
Практические рекомендации по нормализации детско-родительских отношений
Практические рекомендации по нормализации детско-родительских отношений Кроме родительского тренинга и совместных детско-родительских игр, специалистам часто приходится разъяснять индивидуальные
http://vuzlit.ru/1043119/prakticheskie_rekomendatsii_normalizatsii_detsko_roditelskih_otnosheniy

COMMENTS