Попустительский стиль взаимоотношений

Есть ли плюсы у попустительского стиля воспитания?

Рано или поздно почти все люди сталкиваются с проблемой воспитания детей. Подход к воспитанию детей у всех разный. Как говорится: сколько людей — столько и мнений. Однако в психологии давно изучается этот вопрос и ведется поиск наиболее подходящих методов воспитания, способствующих полноценному развитию ребенка.

Как известно, специалисты выделяют четыре стиля родительского воспитания:

  • авторитарный стиль (характеризуется излишне строгим контролем со стороны родителей, подавлением инициативы и воли ребенка);
  • демократический стиль (характеризуется партнерскими взаимоотношениями с ребенком, разделением полномочий, доверием и мягким контролем);
  • попустительский стиль (характеризуется невмешательством в дела ребенка, излишней свободой и отсутствием контроля со стороны родителей);
  • хаотический стиль (характеризуется отсутствием четкой линии поведения родителей, бессистемностью и неадекватностью действий применительно к одной ситуации).

Считается, что самый лучший стиль воспитания — демократический. Но не все так просто. Ведь ребенок не является роботом с заданной программой, ребенок — это маленькая личность со своими потребностями, особенностями и запросами, поэтому невозможно использовать только один стиль. К каждому ребенку нужен индивидуальный подход.

У данного стиля много недостатков, среди которых следующие:

  • родители не дают ребенку направления;
  • практически отсутствуют запреты и ограничения;
  • отсутствие четких правил поведения;
  • эмоциональная дистанция и холодность.

В процессе роста и развития ребенку требуется контроль и вмешательство взрослого, а также поддержка взрослого и эмоциональное общение, чего не могут дать родители, придерживающиеся попустительского стиля. Но все же по мере взросления ребенка родительское вмешательство должно становиться все меньше. Иначе о какой самостоятельности может идти речь?

Уже начиная с подросткового возраста, ребенок должен учиться самостоятельности, а также нести ответственность за свои поступки. Как раз с этого возраста просто необходимо включать элементы попустительского стиля воспитания, которые становятся преимуществами (при правильном применении):

  • свобода выбора;
  • признание за ребенком права на самостоятельность и самоконтроль;
  • корректировка устаревших правил поведения вместе с ребенком;
  • признание права подростка на интимность и соблюдение некоторой дистанции в эмоциональных взаимоотношениях.

Педагоги и психологи давно пришли к выводу, что придерживаться только одного стиля практически невозможно, так как ситуации бывают разные и требуют разного воздействия. В действительности родителям приходится использовать элементы из разных стилей, поэтому можно смело говорить о соединении стилей воспитания.

Авторитарно-попустительский стиль будет характеризоваться балансом между контролем и невмешательством. Но так как оба эти стиля предполагают эмоциональную холодность и дистанцию в отношениях, то при их смешении ребенок так и останется лишенным близости и доверительных взаимоотношений.

Если соединить демократический и попустительский стиль, то на фоне партнерских взаимоотношений и доверия может снизиться контроль со стороны родителей. Это хорошо в подростковом возрасте, но нежелательно с маленькими детьми.

На этот вопрос практически невозможно ответить, потому что все родители и дети разные. Каждая семья индивидуальна, поэтому нужно сформировать индивидуальный стиль воспитания, который будет одновременно стабилен и способен к развитию и усовершенствованию.

Несомненно, воспитание требует от родителей много времени и сил. Но глядя на своего здорового, счастливого и успешного ребенка, ни один родитель не пожалеет затраченной энергии. Ведь мечта любого родителя — чтобы его ребенок был полноценной личностью.

Источник:
Есть ли плюсы у попустительского стиля воспитания?
Рано или поздно, почти все люди сталкиваются с проблемой воспитания детей. Подход к воспитанию детей у всех разный. Как говорится: сколько людей — столько и мнений. Однако в психологии давно изучается этот вопрос и ищутся наиболее подходящие методы воспитания, способствующие полноценному развитию ребенка.
http://fb.ru/article/384345/est-li-plyusyi-u-popustitelskogo-stilya-vospitaniya

Попустительский стиль управления

Автор Татьяна в 10/04/2014 . Опубликовано Социальная психология Последнее обновление: 10/04/2014

Попустительский стиль управления коллективом известен также как либеральный. Это один из тех стилей управления, в которых лидеры абстрагируются от руководства как такового и позволяют членам группы самостоятельно принимать решения. Исследователи обнаружили, что, как правило, этот стиль управления приводит к низкой производительности каждого из членов коллектива.

Обычно попустительский стиль управления характеризуют:

  • незначительное количество либо полное отсутствие указаний от руководителя;
  • для подчинённых — полная свобода действий в ходе принятия решений;
  • инструменты и ресурсы, необходимые для решения задач коллектива предоставляются руководителем;
  • члены группы решают проблемы самостоятельно.

Попустительский стиль руководства может быть эффективным в ситуациях, когда члены группы имеют высокую квалификацию, мотивированы и способны работать самостоятельно. Несмотря на то, что слова «попустительство» и «невмешательство» подразумевают абсолютное отсутствие влияния лидера на группу, многие руководители всё-таки остаются открытыми и доступными для членов коллектива — стараясь, таким образом, проводить консультации и получать обратную связь.

Либеральный руководитель не самый лучший вариант в ситуациях, когда членам группы не хватает знаний или опыта, в такой ситуации просто безответственно заставлять подчинённых выполнять задачи и принимать сложные решения. Некоторые люди не способны самостоятельно установить оптимальные сроки сдачи работы, управлять своими собственными проектами и решать возникающие в ходе работы проблемы. В случаях, когда члены команды не ощущают достаточно уверенного руководства или не получают обратную связь от руководителей, проекты могут выполняться не по намеченному заранее плану, сроки могут быть сорваны.

Источник:
Попустительский стиль управления
Попустительский стиль управления коллективом известен также как либеральный. Это один из тех стилей управления, в которых лидеры абстрагируются
http://aboutyourself.ru/socpsixologiya/popustitelskij-stil-upravleniya.html

Стили взаимоотношений в семье

Система воспитания складывается в каждой семье индивидуально, в зависимости от протекания процессов жизнедеятельности в ней. Она включает в себя формулировку задач, осознание базовых целей воспитания и целенаправленное использование приемов и методов. Общий семейный уклад может и не осознаваться родителями в качестве полноценной воспитательной системы, однако при этом она может эффективно работать.

Среди тактик семейного воспитания можно выделить четыре (по типам отношений в семье):

  • диктаторская тактика;
  • тактика опеки;
  • тактика невмешательства;
  • тактика сотрудничества.

Тактика опеки также является весьма неоднозначным выбором. Если родители стремятся удовлетворить все потребности ребенка, оградить его от трудностей и забот, взяв их на себя, то основные цели воспитания не могут быть выполнены. Вместо активной помощи в формировании личности на первый план выходит угодничество. Такие дети не приспособлены к жизни в коллективе, не готовы к столкновению с реальным миром и настоящими трудностями. Вступив в переходный возраст, они начинают испытывать еще большие сложности, пытаясь протестовать против родительской позиции. Различные формы опеки, по сути, противоположны диктату, однако их негативное влияние на воспитание ничуть не меньше. Результат обеих тактик примерно одинаков: несамостоятельный ребенок, лишенный инициативы, отрешенный от социума и семьи.

Если в семье взрослые стремятся существовать независимо от детей, то можно говорить о тактике невмешательства. Миры взрослого и ребенка в таком случае почти не пересекаются. Такую родительскую позицию часто занимают пассивные люди.

Сотрудничество – самая эффективная тактика воспитания. Она подчиняет межличностные отношения совместной деятельности, ставит общие цели и задачи, что помогает преодолеть эгоистические устремления ребенка. Если отношения в семье построены на сотрудничестве, то семья превращается в группу высокого уровня – коллектив.

Стили семейных отношений базируются на перечисленных выше тактиках. Они очень важны для формирования самооценки ребенка.

Различают три основных стиля взаимоотношений в семье:

  • демократический;
  • авторитарный;
  • попустительский.

При демократическом воспитании в семье царит согласие, а интересы ребенка учитываются. Родители стремятся стимулировать в детях самостоятельность и способность соблюдать дисциплину в одно и то же время. Ребенок может сам принимать решения в отдельных сферах жизни, а родители требуют выполнения обязанностей, не лишая его прав. В демократических семьях также есть контроль, однако он основывается на разумной заботе и теплом чувстве.

Если родители избирают стиль подавления (авторитарный), то они стремятся навязать ребенку свое мнение и подавляют его желания. Они хотят беспрекословного подчинения. Причины запретов и указаний поясняются редко или не поясняются вовсе. Авторитарный тип семьи отличается контролем над всеми сферами жизни детей, часто некорректным. В результате дети замыкаются и даже не пытаются довериться взрослым, постепенно утрачивая самостоятельность и уверенность в себе. Многие дети приспосабливаются к такой ситуации, даже не стараясь бороться, другие идут на открытый конфликт. В обоих случаях дети не доверяют взрослым, имеют проблемы в общении со сверстниками, часто сами бывают жестокими, хотя их потребность в любви не удовлетворяется.

Для воспитания ребенка с адекватными представлениями о себе нужно уделять ему много времени. Правильная самооценка формируется тогда, когда детей оценивают положительно, однако не завышают оценку по отношению к сверстникам. Они хорошо знакомы с поощрением, но получают его не только в виде подарков. Если ребенком не занимаются, но требуют беспрекословного подчинения, негативно оценивают при посторонних, осыпают упреками и прилюдно наказывают, то у него формируется заниженная самооценка.

Пониженная самооценка часто формируется у детей в семьях, где они имеют большую свободу на грани бесконтрольности, где родители равнодушны к ним и друг к другу. Семейные отношения задают исходный уровень притязаний: если этот уровень высок, то ребенок ожидает только успеха, если нет – то он планирует будущее пессимистично, не ставит высоких целей и постоянно сомневается в себе. Также отношения могут порождать чувство тревожности: если родители сильно озабочены учебой, то ребенок начинает постоянно бояться сделать что-то плохо, неправильно. Точно такой же результат можно получить при предъявлении к детям завышенных, нереальных требований. Неуспех может закрепляться, порождая дальнейшие неудачи, поскольку ребенок начинает бояться проявить инициативу.

Источник:
Стили взаимоотношений в семье
Тактики воспитания. Основные стили воспитания в семье. Особенности формирования самооценки ребенка.
http://zaochnik.com/spravochnik/pedagogika/teorija-vospitanija/stili-vzaimootnoshenij-v-seme/

Тительский стиль

Цели ставит руководитель

Цели – результат группового решения при поддержке руководителя

Полная свобода для принятия индивидуальных и групповых решений, минимальное участие руководителя

Все задания выдает руководитель, при этом сотрудник не знает какое задание он получит следующий раз.

Устанавливается определенный порядок распределения работ. В зависимости от способностей и пожеланий работника руководитель может давать советы и предлагать другие работы.

Руководитель обеспечивает необходимыми условиями и материалами и по просьбе сотрудников, дает необходимую информацию

Руководитель лично награждает и наказывает работника, но сам в трудовом процессе не участвует.

Руководитель использует объективные критерии критики и похвалы, непосредственно участвует в работе группы.

Руководитель может давать спонтанные комментарии, оценка и регулирование деятельности работников отсутствует.

Высокая напряженность, возможно и враждебность

Свободная в большей части дружественная атмосфера.

Состояние произвола отдельных сотрудников.

Покорное, беспрекословное повиновение

Высокая групповая сплоченность, низкая текучесть кадров

Источник:
Тительский стиль
Цели ставит руководитель Цели – результат группового решения при поддержке руководителя Полная свобода для принятия индивидуальных и групповых решений, минимальное участие руководителя Все
http://studfiles.net/preview/5663438/page:2/

Характеристика стилей семейного воспитания

Тема «Характеристика стилей семейного воспитания» горячо обсуждаема в педагогической литературе. Но мы, родители, не всегда задумываемся о том, как надо воспитывать и какое влияние наши действия оказывают на развитие ребенка. Давайте поразмышляем. Ведь многие негативные последствия семейного воспитания можно предотвратить, зная основные характеристики стилей родительского поведения.

Выделяют 4 основных типа семейного воспитания:

  • Попустительский стиль (синонимы в других источниках: индифферентный, безразличный, гопоопека, равнодушие);
  • Либеральный (невмешательство, в некоторых источниках либеральный стиль приравнивается к попустительскому);
  • Авторитарный (автократический, диктат, доминирование);
  • Авторитетный (демократический, гармоничный стиль, сотрудничество).

Стили воспитания применяются родителями неосознанно, но их не может не быть. Отсутствие воспитания – тоже стиль.

Представим характеристику каждого стиля в виде таблицы, где в первой графе будут описаны действия родителей, во второй – поведение детей в результате применения стиля.

Попустительский стиль и его характеристика

Либеральный стиль и его характеристика

Авторитарный стиль и его характеристика

Демократический стиль и его характеристика

Вероятно, после ознакомления с характеристиками стилей, у вас возник вопрос: «Как же так? В нашей семье не применяется ни один из этих стилей!» или «В нашей семье все стили имеют место быть!» или «В нашей семье индивидуальный стиль воспитания!». И вы будете правы. Стили семейного воспитания не всегда применяются родителями в чистом виде. Например, в некоторых семьях сотрудничество порой может граничить с безразличием, диктат с невмешательством, в зависимости от ситуации.

Беспорядочное чередование стилей, непоследовательные действия родителей говорят о хаотическом воспитании. И наоборот, родители могут перестараться с заботой, и тогда сотрудничество перерастает в гиперопеку. В некоторых источниках можно встретить описание рассудительного и состязательного стилей, но их, опять же, можно рассматривать как варианты основных 4 стилей.

Так как же нужно воспитывать детей? Применение одного только демократического стиля не всегда бывает эффективным, хотя в плане развития личности он, безусловно, лучший.

Выбор стиля семейного воспитания прежде зависит от личности детей и родителей, от семейных традиций и нравственных устоев. Огромный отпечаток накладывают условия воспитания самих родителей. Сколько родителей – столько и мнений. А что Вы об этом думаете?

Вам понравилось? Нажмите кнопочку:

Источник:
Характеристика стилей семейного воспитания
Зная характеристики стилей, можно предотвратить многие негативные последствия семейного воспитания. Характеристика попустительского, либерального, авторитарного
http://uchitel76.ru/xarakteristika-stilej-semejnogo-vospitaniya/

COMMENTS