Понятие родительской позиции

Книга предназначена для студентов и аспирантов психологов, социальных работников и социальных педагогов

Книга предназначена для студентов и аспирантов психологов, социальных работников и социальных педагогов. Материалы мо­гут быть полезны специалистам в области практической психоло­гии образования

Типичная родительская позиция — это позиция «над», «сверху». Взрослый обладает силой, опытом, независимостью. В противо­положность ему ребенок — физически слаб, неопытен, полностью зависим. Идеальный вариант родительской позиции, к которому должны стремиться супруги — это равенство позиций. Оно озна­чает признание активной роли ребенка в процессе его воспитания (А. С. Спиваковская, 2000) [158].В большинстве случаев внимание исследователей направлено на изучение неблагоприятных роди­тельских позиций, складывающихся в функционально несосто­ятельных семьях и имеющих негативные последствия для форми­рования личности подростков (А. В. Желтова, 2002):

попустительско-снисходительная позиция; демонстративная позиция; жестко-авторитарная позиция; увещевательная позиция; отстраненно-равнодушная позиция; потакающая позиция; непоследовательная позиция.

В зарубежной психологии существует четыре теоретических подхода, в рамках которых исследуются родительские установки (Е. А. Савина, 2003). В первом подходе родительские установки отождествляются с каузальными атрибуциями, которые опосреду­ют родительское поведение [143].

Происхождение атрибуций связано с конкретной практикой воспитания ребенка и с историей жизни самого родителя. При­чинное объяснение детского поведения родителями обусловлива­ет конкретные воспитательные практики (Dix & Gruesec, 1985).

Родительские установки рассматриваются в русле ииформаци-онио-процессуального подхода. Согласно этой модели родительские представления рассматриваются как медиатор, который фильтру­ет опыт взаимодействия с ребенком и затем результирует в опреде­ленные родительские стратегии (Mills, Rubin, 1990). Rubin & Mills утверждают, что изменения в родительских представлениях зави­сят от увеличивающегося знания родителями детских характери­стик. По мере взросления ребенка матери становятся все менее за­интересованы в дополнительной информации, их поведение чаще всего опирается на те представления, которые сформировались в

первые годы жизни ребенка. Таким образом, установки остаются достаточно стабильными во времени.

Третий подход, в рамках которого изучаются родительские установки, это конструктивистский подход. В отличие от преды­дущих, здесь родительские установки рассматриваются как на­чальная точка для взаимодействия родителя и ребенка. Основная идея этого подхода состоит в том, что родители самостоятельно конструируют собственные идеи о детстве, о развитии ребенка, о сущности воспитания, хотя и используют для этого различные ис­точники (McGillicuddy-De Lisi, 1980).

Наконец, четвертый подход, транзактный, подчеркивает роль культуры как источника родительских установок и представлений (Palacios, 1990). J. Palacios, в частности, выделил традиционный, современный и парадоксальный типы в зависимости от образа жизни родителей. Традиционный наблюдается для сельских жите­лей, для которых характерны пессимистические ожидания и ми­нимальная вера в возможность влиять на развитие ребенка. Для современного городского типа родителей характерна вера в воз­можность влиять на развитие ребенка. Родители парадоксального типа не рассматривают себя в качестве главной фигуры в развитии ребенка, а верят в детерминизм среды.

Втранзактном подходе культура рассматривается в качестве ре­гулирующего контекста в семейной системе. Семейные ритуалы и традиции образуют семейный культурный код, который регулиру­ет взаимодействие между членами семьи. Родительские установки рассматриваются как часть семейного кода (Samcrorff & Fiese, 1992). Согласно транзактному подходу родительские установки рассматриваются как достаточно статичные феномены, мало от­крытые для изменений.

Большинство зарубежных исследователей (Rubin & Mills, Ru­bin, 1990; Samcrorff & Fiese, 1992) указывают на относительную статичность родительских позиций в их трактовке как системы установок. Тем не менее эмпирические данные об эффектив­ных родителях подростков указывают на динамичность их ро­дительских позиций по отношению к ребенку (Т. Gordon, 1993, R. & D. Bayard, 1996).

Анализ теоретических работ показывает, что термины: роди­тельская позиция, представления, установки, отношение, воспита-

ние употребляются как синонимы, а это представляется не совсем корректным и указывает на отсутствие исследований, посвящен­ных определению сущностных характеристик данного психологи­ческого феномена. Тенденция трактовки родительских позиций на основе категории отношения является устойчивой. Однако в каждом из подходов отражается какой-то один тип отношений ро­дителя. С нашей точки зрения родительская позиция может быть рассмотрена как целостная система отношений родителя.

Родительская позиция — это система отношений родителя (отца, матери): к своему ребенку, себе как родителю (отцу, мате­ри), родительской роли, родительству в целом и к воспитательной практике. Она обусловливает совокупность родительских устано­вок и мотивов, которыми родители руководствуется в воспитании ребенка; систему целей и ценностей, на которые направлено се­мейное воспитание, и тем самым определяет характер воспита­тельной практики в семье.

Отношение к родительству в целом может характеризоваться через призму его восприятия родителями как: счастливое, при­носящее гордость и радость; тяжелое, приносящее неприятности; требующее усилий по саморазвитию, самоизменению личности отца и матери; способствующее их самореализации.

Отношение к родительской (отцовской, материнской) роли про­является в принятии, отвержении, либо амбивалентном отноше­нии как к своей роли, так и роли другого родителя; адекватном принятии собственной родительской роли (отца или матери), при этом важно не только принятие собственной роли, но и роли партнера. Непринятие роли отца приводит к изменению роди­тельской позиции матери. Сначала она становится неустойчивой в плане социально-ролевой адекватности, а затем перверсивной. Подобный механизм срабатывает и у отцов.

Отношение к себе как родителю, как показало наше исследо­вание, во многом совпадает с личностным отношением. В этом случае чаще всего проявляются такие дихотомии, как уверенный-неуверенный, уступчивый-доминантный, добросердечный-требо­вательный, доверчивый-недоверчивый.

Отношение к ребенку может быть эмоционально уравновешен­ным либо с излишней концентрацией внимания на ребенке, либо

отстранение равнодушным. Возможен вариант противоречивого отношения родителей к своему ребенку, изменчивость которого определяется достижениями или неудачами ребенка, настроением родителей и многими другими факторами.

Отношение к воспитательной практике проявляется в ответ­ственности или безответственности родителей; последовательно­сти или непоследовательности их воспитательных воздействий на ребенка; в их воспитательной уверенности или неуверенности.

Согласно теоретическим положениям системного подхода и накопленным эмпирическим фактам, очевидно, что все виды от­ношений родителя, трансформируются в родительскую позицию как систему отношений, в которой изменение любого элемента приводит к изменению других элементов и системы в целом. Дру­гими словами, если меняется отношение к ребенку, то это отра­жается на отношении к родительской роли, родительству, воспи­тательной практике, себе как родителю и т. п. При изменении родительских позиций подвергаются трансформации все другие отношения родителя. На основании критериев отношений роди­теля можно представить типологию родительских позиций ро­дителей подростков (табл. 34).

В таком случае адекватная родительская позиция будет харак­теризоваться эмоционально уравновешенным отношением отца и матери к подростку и принятием ими дифференцированных ро­дительских ролей. Родители этой категории воспринимают роди-тельство как счастливое, приносящее радость, гордость за своих детей. Они характеризуют себя как уверенного, добросердечного, доверяющего ребенку, но требовательного родителя. Этот тип по­зиции обусловливает ответственное, последовательное и уверен­ное отношение родителей к воспитательной практике.

Неадекватные родительские позиции находятся на противо­положных полюсах — потакающая и отстраненная. Кроме того, у части родителей позиция несформирована. Она может носить противоречивый характер — неустойчивая позиция. Ее главными признаками является противоречивое отношение к ребенку; ам­бивалентность в принятии роли одним или обоими родителями; неуверенность родителя; амбивалентное отношение к родитель-ству как приносящему радость и счастье и требующему больших усилий по саморазвитию, самоизменению. Этот тип позиции об­условливает безответственное, непоследовательное, неуверенное отношение родителей к воспитательной практике.

Потакающая родительская позиция характеризует неуверен­ного, добросердечного, уступчивого, недоверяющего ребенку ро­дителя; она связана с гипертрофией родительской роли, приводит к излишней концентрации внимания на ребенке. Такие родители определяют родительство как тяжелое, приносящее неприятно­сти. Этот тип позиции также обусловливает безответственное, не­последовательное, неуверенное отношение родителей к воспита­тельной практике.

Излишне требовательная родительская позиция связана с кон­центрацией внимания на ребенке, .гипертрофией родительской роли, восприятием родительства как сферы самоутверждения, не­доверчивостью, доминантностью, излишней требовательностью родителей. Этот тип позиции обусловливает повышенную мо­ральную ответственность, последовательное и уверенное отноше­ние родителей к воспитательной практике, которую они считают правильной.

Отстраненная родительская позиция обнаруживает себя в рав­нодушном отношении к ребенку; доминантности и недоверчиво-

сти родителя; отвержении родительской роли. Родителям свой­ственно рассматривать родительство как требующее саморазвития или слишком больших изменений в себе. Этот тип позиции об­условливает последовательно безответственное и уверенное отно­шение родителей к воспитательной практике.

Последний тип неадекватной родительской позиции связан с путаницей ролей отца и матери, тенденцией к доминированию, излишней концентрацией на ребенке одного и неуверенностью, отстраненностью другого родителя. Этот тип позиции мы назва­ли перверсивный, он обусловливает непоследовательное, безответ­ственное уверенное у одного родителя и неуверенное у другого ро­дителя отношение к воспитательной практике.

На наш взгляд, адекватная родительская позиция обусловлена целями развития личности подростка и родителей, самореализа­ции в родительстве. Ее ведущими мотивами являются: сохранение отношений с ребенком и другим родителем, помощь, сотрудниче­ство. Главная ценность — личность. Родительская установка может быть выражена формулой «Вместе мы можем и должны . Воспи­тательная практика семьи характеризуется позитивным настроем.

Потакающая родительская позиция обусловлена целями со­хранения отношений с ребенком и самоутверждения отца и/или матери через родительство. Ее ведущими мотивами являются мо­тивы страха, избегания неудач, конкуренции с другим родителем, консолидации с ребенком, мотивы помощи. Личность ребенка является сверхценностью для родителя при низкой ценности его собственного «Я». Родительская установка может быть выражена формулой «Родитель должен, ребенок сам не может. ». Воспита­тельная практика семьи характеризуется гиперпротекцией, ин-фантилизацией ребенка.

Отстраненная родительская позиция обусловлена конкуриру­ющими целями: гиперсоциализации ребенка и самоутверждения отца и/или матери через родительство. Ее главные мотивы — это мотивы конкуренции родителей между собой, превосходства ро­дителей над ребенком. Имеет место конкуренция ценностей: низ­кая ценность ребенка и сверхценность родителей. Родительская установка может быть выражена формулой «Ребенок должен и мо­жет. ». Воспитательная практика семьи характеризуется автоном­ностью детей.

Неустойчивая родительская позиция обусловлена конкуриру­ющими целями: гиперсоциализацией ребенка и самоутвержде­нием отца и/или матери через родительство. Ее ведущие мотивы: избегание неприятностей и компенсация собственных недостат­ков. Наблюдается сверхценность родителя при низкой ценности ребенка. Родительская установка может быть выражена формулой «Родитель и ребенок должны, но не всегда могут. ». Воспитатель­ная практика семьи характеризуется непоследовательностью.

Перверсивная родительская позиция обусловлена целью само­утверждения отца и/или матери через родительство. Ее главные мотивы: конкуренция родителей между собой, власть, избегание неудач. Имеет место конкуренция ценностей: низкая ценность ребенка и одного из родителей, сверхценность другого родителя. Родительская установка может быть выражена формулой «Ребе­нок должен, один родитель не может, другой родитель обязан. ». Воспитательная практика семьи характеризуется враждебностью.

Итак, родительская позиция может быть рассмотрена как систе­ма отношений родителя, которая обусловливает характер воспита­тельной практики в семье. В качестве этих отношений выступают: отношения родителя (отца, матери) к своему ребенку, себе как роди­телю (отцу, матери) и родительству в целом.

Как система отношений родительские позиции включают также совокупность родительских установок и мотивов, которыми он руко­водствуется в воспитании ребенка — это система целей и ценностей, на которые направлено семейное воспитание.

На основе критериев отношения можно выделить одну адекват­ную и пять неадекватных родительских позиций (потакающая, излиш­не требовательная, отстраненная, неустойчивая и перверсивная).

Различные типы родительских позиций как системы отноше­ний родителя обусловлены определенными родительскими целями, ценностями, установками и мотивами. В свою очередь они придают воспитательной практике семьи специфичный характер. Таким об­разом, родительская семья является важнейшим фактором социали­зации и развития личности ребенка. Она обладает определенными механизмами влияния на подрастающую личность. Влияние семьи зависит от ее воспитательного потенциала и других объективных и субъективных факторов. При этом родительские позиции в семейном воспитании выполняют регулятивную функцию.

4.3. Особенности семейного воспитания в неполной семье*

Одним из отрицательных последствий трансформации брач-но-семейных отношений в ходе адаптации к социальным переме­нам, происходящим сейчас в обществе, является увеличивающее­ся число разводов, неполных семей, одиноких матерей.

Семья, в которой ребенок воспитывается одним родителем, в наше время стала обычным явлением. Сегодня женщина не так нуждается в поддержке мужа в социальном и экономическом пла­не. Общество давно уже не осуждает матерей-одиночек. Энергич­ные, предприимчивые женщины добиваются ничуть не меньших профессиональных успехов, чем мужчины.

Поданным Госкомстата РФ, каждая шестая российская семья — неполная. В семьях без одного или обоих родителей живут более 5 млн. детей, или 13 % от общей численности детей до 18 лет. Одна­ко более детальный научный анализ статистических данных пока­зывает, что в России при существующем уровне внебрачной рож­даемости, разводимости, овдовении и повторной брачности около половины детей какую-то часть своего детства и отрочества (до 18 лет) проводят в условиях неполной семьи (А. С. Синельников, 1994). Основаниями возникновения неполных семей являются:

— рождение и воспитание ребенка одинокой матерью;

— смерть одного или обоих родителей;

— лишение родительских прав одного или обоих родителей;

— фактический уход из семьи одного родителя. Неполной семьей признается семья, состоящая из одного ро­дителя (либо их заменяющего лица) и детей.

Наиболее распространенной формой неполной семьи являет­ся семья без супружества, когда только один из родителей, обычно мать, воспитывает детей. Согласно переписи населения 1989 года, в нашей стране 4 890 тыс. неполных семей — это матери с детьми, и 403 тыс. — отцы с детьми. При анализе влияния структуры семьи на воспитание и формирование личности ребенка учет внутрен­них различий неполных семей является существенным.

* В этом параграфе использованы материалы диссертационного исследова­ния И. В. Борисовой , А. М. Демидова, М. В. Нуховой [34, 54,110].

Среди неполных материнских семей следует различать:

— семьи, потерявшие отца в результате его смерти;

— семьи с матерью-одиночкой;

— семьи после развода.

Семьи, распавшиеся вследствие смерти члена семьи, состав­ляют особую группу неполных семей, стоящих несколько особ­няком, поскольку распад здесь непреднамеренный. По мнению В. А. Юницкого (1992), психологические особенности детей, вос­питывающихся в таких семьях, детерминированы фактом пережи­вания горя, а не воспитанием в неполной семье. Однако и в этом случае не удается избежать последствий, общих для всех распав­шихся семей:

— удар по эмоциональной защищенности;

— уменьшение эффективности семьи из-за утраты члена се­мьи с его специфической ролью и обязанностями;

— появление отклонений от нормальной семейной модели с точки зрения окружающих.

Второй распространенной причиной возникновения непол­ной семьи является рождение внебрачного ребенка. Одинокая мать обычно не поддерживает связей с отцом ребенка, чаще испытыва­ет чувство одиночества и ощущает повышенную ответственность за ребенка, превращающуюся в сверхопекающее поведение.

Наиболее частая причина появления неполной семьи — раз­вод. Отношение ученых к проблеме влияния развода на развитие личности ребенка не является однозначным. Так, сторонники тео­рии привязанности, уделяющие особое внимание взаимоотноше­ниям ребенка с матерью, считают, что развод для детей не имеет большого значения, поскольку львиная доля ухода за детьми даже в полных семьях обеспечивается не отцом, а матерью. Роль отца, как правило, ограничивается игрой и развлечениями.

Накапливающиеся в психологии факты не только подтверж­дают влияние развода родителей на последующее развитие и по­ведение детей, но и указывают, что это воздействие может оказать­ся даже более значительным, чем смерть родителя. Под разводом обычно понимаются тот момент, когда супруги прекращают со­вместное проживание, и один из них уходит из дома. Однако бо­лее точным было бы отношение к разводу как к процессу, который

разворачивается во времени, начинается задолго до разрыва. Во многих случаях это довольно продолжительный период конфлик­та между супругами.

Дети, втянутые в ссоры родителей, попадают в тяжелый «кон­фликт лояльности». С одной стороны, они как и прежде любят своих родителей, с другой — вынуждены опасаться, что не оправ­дают ожиданий, могут потерять любовь одного из них (Г. Фигдор, 1995).

Дж. Валлерштейн и Дж. Келли (1989) свидетельствуют, что ре­шению родителей развестись часто предшествует длительный пе­риод неуверенности ребенка, приводящий к резкому прерыванию процесса его развития, которое может способствовать значитель­ному нарушению психологического и социального функциониро­вания ребенка.

Таким образом, на развитие личности ребенка оказывают вли­яние не только развод и воспитание в неполной семье, но и его жизнь в семье до развода, поскольку разведенная семья задолго до разделения родителей уже не является благополучной семьей.

Однако следует признать ошибочным мнение, что отсутствие

отца совершенно устраняет из воспитания отцовскую роль. Необ­ходимо признать, что отсутствие отца не может не воздействовать на воспитание, не может специфически не окрашивать взаимоот­ношения с ребенком.

В семейном воспитании детей без отца могут быть выделены три типа отношений. Первый тип определяется желанием матери никогда не упоминать об отце и строить воспитание так, как будто его никогда и не было. Такой стиль можно считать целесообраз­ным лишь в ситуации, когда ребенок действительно не знал отца, и мать приняла решение о рождении ребенка и его будущем вос­питании самостоятельно. Однако и в такой ситуации маме следует дать определенные разъяснения ребенку, когда он будет способен их понять. И чем раньше мать даст доступные ребенку объясне­ния, тем лучше. Если же дети знали отца, помнят его, строить вос­питание, делая вид, что его просто нет и никогда не было, вряд ли разумно.

Третий тип воспитания без отца, наиболее разумный и бла­гоприятный, связан с созданием у ребенка представления об отце как обычном человеке, у которого имеются определенные досто­инства, но были и недостатки, слабости. Это трудная позиция для

матери, но самая приемлемая для воспитания ребенка. Она требу­ет от матери необыкновенной выдержки, самоконтроля, умения подавлять свои непосредственные эмоции, преодоления горечи от пережитой несправедливости или обиды. Если мать последо­вательно и сознательно реализует такую позицию в отношениях с ребенком, это позволяет в значительной степени преодолеть основные трудности воспитания, связанные с отсутствием отца. Подобная ситуация не только не вызовет осложнений, но и создаст правильный эмоциональный фундамент для воспитания. Ребенок может спокойно и благоразумно воспринимать материнский авто­ритет независимо от сложившихся семейных обстоятельств.

Правильная позиция по отношению к отсутствующему отцу — это только одна из сторон специфичности воспитания в неполной семье. Помимо этого, одинокой матери необходимо разрешать и другие задачи. Как известно, в полной семье мать выполняет функцию эмоционального фона семьи, создает теплую семейную атмосферу близости, доверительности и понимания. А отец в боль­шей мере представляет функцию нормативного контроля, создает систему оценок, осуществляет регуляцию поведения.

В семье, где единственный воспитатель — мать, ей необходимо осуществлять обе эти функции. Следует помнить, что попытка все скомпенсировать, заменить одной собой обоих родителей чаще всего оказывается безуспешной. Правильнее, осуществляя воспи­тание, позаботиться о наиболее полном воплощении именно мате­ринской функции, поскольку при попытке выполнять все задачи, как правило, ни одна не выполняется успешно. Все это означает, что в неполной семье матери особенно внимательно следует отно­ситься к созданию и поддержанию с ребенком (любого возраста) подлинного, глубокого контакта и понимания.

Источник:
Книга предназначена для студентов и аспирантов психологов, социальных работников и социальных педагогов
Типичная родительская позиция — это позиция «над», «сверху». Взрослый обладает силой, опытом, независимостью. В противо­положность ему ребенок — физически слаб, неопытен, полностью зависим.
http://refdb.ru/look/1382110-p19.html

Понятие родительской позиции

Одним из важнейших факторов, формирующих гармонически развитую личность ребенка, являются воспитательные позиции родителей, определяющие общий стиль воспитания.

В описании типологии семейного воспитания принято изучение воспитательных родительских установок и позиций. В общем виде были сформулированы оптимальная и неоптимальная родительские позиции.

Оптимальная родительская позиция отвечает требованиям адекватности, гибкости и прогностичности.

Адекватность родительской позиции может быть определена как умение родителей видеть понимать индивидуальность своего ребенка, замечать происходящие в его душевном мире изменения.

Гибкость родительской позиции рассматривается как способность перестройки воздействия на ребенка по ходу его взросления и в связи с различными изменениями условий жизни семьи.

Прогностичность родительской позиции означает, что не ребенок должен вести за собой родителей, а наоборот, стиль общения должен опережать появление новых психических и личностных качеств детей.

В дисгармоничных семьях, там, где воспитание ребенка приобрело проблемный характер, довольно отчетливо выявляется изменение родительских позиций по одному или по всем трем выделенным показателям. Родительские позиции неадекватны, утрачивают качества гибкости, становятся повышенно устойчивыми, неизменчивыми и непрогностичными.

Воспитательные позиции родителей — это характер эмоционального отношения отца и матери к ребенку. Выделяют следующие основные типы:

? эмоционально-уравновешенное отношение к ребенку (оптимальный стиль поведения родителей): родители воспринимают ребенка как формирующуюся личность с определенными возрастными, половыми и личностными особенностями, потребностями и интересами. Основой этих отношений является уважение взрослым ребенка. Родители выражают ребенку свои чувства, категоричность и настойчивость, но при этом сохраняют необходимую для него степень свободы и независимости. Взрослый воспринимает ребенка как личность. Межличностные отношения родителей и детей строятся на основе взаимодействия и взаимопонимания;

? концентрация внимания родителей на ребенке (нежелательный стиль родительского поведения): семья существует ради ребенка. Родители проявляют постоянную гиперопеку по отношению к ребенку. Они постоянно контролируют поведение ребенка, ограничивают его социальные контакты, стремятся давать советы, навязывают общение. В этом случае родительские позиции заключаются в следующем: чрезмерная уступчивость; неадекватность понимания личности ребенка; общение с ребенком как с младенцем (не учитывая его возрастные особенности); неспособность адекватно воспринимать степень социальной зрелости и активности ребенка; неумение руководить детьми; духовная отдаленность отца и матери от ребенка;

? эмоциональная дистанция между родителями и ребенком (нежелательный стиль родительского поведения). Дистанция означает психологическую отдаленность взрослых от детей — редкие и поверхностные контакты с ребенком, эмоциональное равнодушие к нему. Отношения родителей и детей не приносят взаимного удовлетворения, так как в основе своей имеют ориентацию взрослых «найти на ребенка управу», не понимая его индивидуальных особенностей, потребностей и мотивов поведения.

Стили семейного воспитания — это типичные модели отношений между взрослыми и детьми в семьях. Отношения определяются по степени напряженности и последствиям негативного влияния на воспитание детей.

Патология семейных отношений продуцирует широкий спектр аномалий в психическом и нравственном развитии ребенка. Разумеется, эти аномалии, возникающие в условиях неблагополучных семейных отношений, не есть следствие только их. Они могут возникать под влиянием целого ряда побочных явлений, которые либо становятся причиной самой конфликтности, либо действуют на нее в качестве катализатора, например, низкая духовная культура родителей, их эгоизм, пьянство и т. п.

А. С. Спиваковская предлагает следующую классификацию неблагоприятных типов отношений в семье:

1. «Внешне спокойная семья».

В этой семье события протекают гладко, со стороны может показаться, что отношения ее членов упорядочены и согласованы. Однако за благополучным «фасадом» скрываются длительно сильно подавляемые чувства друг к другу.

2. «Вулканическая семья».

В этой семье отношения изменчивы и открыты. Супруги постоянно выясняют отношения, часто расходятся, чтобы вскоре нежно любить и опять относиться друг к другу искренне и нежно. В этом случае спонтанность, эмоциональная непосредственность преобладают над чувством ответственности. Хотят того родители или нет, специфическая эмоциональная атмосфера семьи оказывает постоянное воздействие на личность ребенка.

Для такого типа характерна ограниченность рамками семейного круга с дисгармоничными внутренними связями. Отношение к детям в такой семье жестко регламентируется, необходимость ограничения связей вне семьи приводит к жесткой фиксации всевозможных ограничений. В семьях по типу «крепости» любовь ребенка все более приобретает условный характер, он любим только тогда, когда оправдывает возложенные на него семейным кругом требования. Подобная семейная атмосфера и тип воспитания приводят к повышению неуверенности ребенка в себе, к безынициативности, иногда усиливают протестные реакции и поведение по типу упрямства и негативизма. Семья по типу «крепости» ставит ребенка в противоречивую позицию, ситуацию внутреннего конфликта, вызванного рассогласованием между требованиями родителей и окружения и собственным опытом ребенка. Следствием отношений в такой семье является невротизация ребенка.

В таких семьях стабильность удерживается путем специфического «театрализованного образа жизни». В центре внимания такой семьи всегда заключены игра и эффект. Как правило, один из супругов в подобных семьях испытывает острую потребность в признании, в постоянном внимании, поощрении, он остро испытывает дефицит любви. Демонстрируемая посторонним любовь и забота о ребенке не спасает от остро ощущаемого детьми чувства, что родителям не до них, что выполнение ими своих родительских обязанностей — формальная необходимость, навязываемая социальными нормами. В театрализованном образе жизни семьи часто возникает особое отношение к ребенку, связанное со стремлением скрыть его недостатки и несовершенства. Все это приводит к ослаблению самоконтроля, потере внутренней дисциплины. Отсутствие подлинной близости с родителями формирует эгоистическую направленность личности.

6. «Семья — третий лишний».

Возникает в тех случаях, когда личностные особенности супругов, стиль их взаимодействия составляют особую значимость, а родительство бессознательно воспринимается как помеха супружескому счастью. Так возникает стиль отношений с ребенком по типу скрытого непринятия. Воспитание детей в подобных ситуациях приводит к формированию неуверенности в себе, безынициативности, фиксации на слабостях, детям свойственны мучительные переживания собственной неполноценности при усиленной зависимости и подчиняемости родителям. В таких семьях у детей часто возникают опасения за жизнь и здоровье родителей, они с трудом переносят даже временное разлучение с ними, с трудом адаптируются в детских коллективах.

7. Семья с «кумиром».

Возникает тогда, когда забота о ребенке превращается в единственную силу, способную удержать родителей друг с другом. Ребенок оказывается центром семьи, становится объектом повышенного внимания и опеки, завышенных ожиданий родителей. Желание уберечь ребенка от жизненных трудностей приводит к ограничению самостоятельности, чему в значительной степени способствует бессознательная тенденция замедлить взросление ребенка, поскольку уменьшение опеки угрожает разрыву семейной группы. При таком воспитании дети становятся несамостоятельными. Вместе с этим возрастает потребность в позитивных оценках, детям недостает любви. Требования признания любой ценой порождает демонстративность поведения. Критичное осознание собственных личностных качеств заменяется негативными оценками других, ощущениями несправедливости и жесткости окружающих.

Порождается несогласованностью жизненных целей и планов супругов. Воспитание ребенка приобретает черты непоследовательности, и мир для ребенка предстает разным, порой с противоречивыми сторонами. Мелькание масок повышает чувство тревожности. Несогласованность действий родителей, например повышенная требовательность отца при гиперопеке и всепрощении матери, вызывает растерянность ребенка и расщепление его самооценки.

Источник:
Понятие родительской позиции
Одним из важнейших факторов, формирующих гармонически развитую личность ребенка, являются воспитательные позиции родителей, определяющие общий стиль воспитания. В описании типологии семейн
http://murzim.ru/nauka/pedagogika/26521-roditelskie-pozicii-i-stili-semeynogo-vospitaniya.html

Родительская позиция

Родительская позиция — направленность родительского поведения, в основе которой лежит сознательная или бессознательная оценка ребенка, которая выражается в способах и формах взаимодействия с детьми. Исследователи выделяют три свойства оптимальной родительской позиции, способствующей благоприятному психическому развитию ребенка:

  • 1
  • адекватность — умение родителей видеть и понимать особенности ребенка, его индивидуальность, а также осуществлять воспитание на основе этой оценки;
  • гибкость — способность изменять воспитательные воздействия в процессе взросления ребенка или в связи с различными изменениями условий жизни семьи;
  • прогностичность — способность родителей прогнозировать, предвидеть появление у ребенка новых личностных качеств, в том числе и обусловленных семейным воспитанием.

Позицию родителей детей с нарушением развития по невротическому типу отличает неадекватность, ригидность и «сиюминутность» и отсутствие ирогно- стичности.

к двум-трем месяцам «диалог» налаживается. Родители и ребенок приспосабливаются друг к другу, мама начинает различать оттенки плача и выражения лица, она уже хорошо догадывается, есть он хочет, спать или просто на ручки. Колесо крутится дальше, с каждым поворотом добавляя ребенку доверия к родителям: вот и на этот раз помогли, и на этот, и еще, и всегда. И никто не знает, через сколько точно поворотов, но где-то к концу первого полугода жизни мы видим, что происходит нечто очень значимое в отношениях между ребенком и его взрослым. Ребенок начинает доверять [1] .

  • [1] Петрановская Л. В. Тайная опора. Привязанность в жизни ребенка. М.: ACT, 2015.

Источник:
Родительская позиция
Родительская позиция — направленность родительского поведения, в основе которой лежит сознательная или бессознательная оценка ребенка, которая выражается в способах и формах взаимодействия с
http://studme.org/170246/psihologiya/roditelskaya_pozitsiya

Родительские установки и их детерминация

Родительские установки и их детерминация. Родительская позиция. Родительское отношение

В системе внутрисемейных взаимоотношений действует ряд ожиданий и установок, транслируемых родителями в процессе взаимодействия с детьми. Следует различать родительские установки у человека, еще не имеющего детей, и установки родителей в отношении к своим детям.

В первом случае речь идет о предрасположенности определенным образом воспринимать и относиться к детям вообще. Родительская установка к своим детям включает в себя: ценности, восприятие ребенка и самих родителей, представления и ожидания, связанные с развитием ребенка.

По мнению Ю.Б. Алешиной и Л.Я. Гозмана, родительские установки и ожидания включают три уровня презентации, касающиеся:

1) репродуктивных установок (предрасположенность); 2) установок и ожиданий в детско-родительских отношениях; 3) установок и ожиданий в отношении образа собственного ребенка / детей.

Родительские установки имеют трех компонентную структуру.

1. Когнитивный компонент — совокупность знаний и идей, рассматривающихся в качестве достоверных и использующихся родителями для построения стратегии и тактики воспитания.

2. Оценочный — представляющий собой оценку ребенка и ситуации воспитания и определяющий эмоциональное отношение к ребенку.

3. Поведенческий, включающий в себя реализацию намерений вести себя определенным образом по отношению к ребенку, проявляющийся в конкретной практике, в стиле воспитания.

Таким образом, можно определить родительские установки как систему родительского эмоционального отношения к ребенку, восприятие ребенка родителем и способов поведения с ним.

Изучение воспитательных родительских установок дало возможность сформулировать понятие оптимальной и неоптимальной родительской позиции. Оптимальная родительская позиция отвечает требованиям адекватности, гибкости и прогностичности. Адекватность родительской позиции определяется как умение родителей видеть и понимать индивидуальность своего ребенка, замечать происходящие в его душевном мире изменения. Гибкость родительской позиции рассматривается как способность перестройки воздействия на ребенка по ходу его взросления и в связи с различными изменениями условий жизни семьи. Прогностичность родительской позиции означает, что не ребенок должен вести за собой родителей, а поведение родителей должно опережать появление новых психических и личностных качеств детей.

Процесс становления родительского отношения связан с двумя основными периодами — до рождения собственного ребенка и после его рождения. Первоначально основными механизмами формирования родительского отношения являются интериоризация моделей родительского поведения, закрепленных в культуре, и идентификация с родителем того же пола. При этом период ожидания ребенка является переломным в формировании родительского отношения. Будущие родители сначала бессознательно повторяют роли своих родителей, пока не смогут вести себя по отношению к своему ребенку как самостоятельные отец и мать, В дальнейшем основным механизмом формирования родительского отношения является сопоставление образа идеального родителя (Я-идеальное) с представлениями о себе как о родителе (Я-реальное), результаты сравнения могут оказывать влияние на все компоненты родительского отношения.

А.Я. Варга понимает родительское отношение как многомерное образование и выделяет в его структуре четыре образующих: 1) интегральное принятие либо отвержение ребенка; 2) межличностная дистанция («симбиоз»); 3) формы и направления контроля (авторитарная гиперсоциализация); 4) социальная желательность поведения.

Родительское отношение к ребенку и детское отношение к родителю реализуется через воздействие родителя, направленное на ребенка и ребенка на родителя. Процесс взаимодействия в детско-родительских отношениях (ДРО) А.И. Захаров описывает через понятия «требовательность», «строгость», «последовательность» или ее отсутствие, отражающие определенный фон, на котором разворачивается конкретный способ (прием) детско-родительского воздействия. Используемые во взаимодействии способы могут качественно меняться как по мере возрастного развития субъектов ДРО, так и в зависимости от конкретной ситуации, однако каче­ство оказываемого воздействия будет определяться его характером. Проявления жесткости или мягкости могут быть ситуативными, протекать в короткие сроки, определяясь контекстом, или длительными во времени, несущими хроническую фиксированную форму.

По мнению Е.О. Смирновой, «родительское отношение по своей природе амбивалентно, противоречиво и включает два противоположных начала: 1) безусловное, или личностное, которое содержит такие факторы, как принятие, любовь, сопереживание и т. д.; 2) условное, или предметное, включающее объективную оценку, контроль, направленность на воспитание определенных качеств. Соотношение личностного и предметного начал меняется по мере взросления ребенка в сторону преобладания предметного начала. При этом личностное начало как составная часть родительского отношения никогда не исчезнет. Именно ответственность за будущее ребенка порождает оценочную позицию, превращая ребенка в объект воспитания.

Л.С.Сииваковская пишет о внутренней конфликтности детско-родительских отношений: взрослеющий ребенок стремится к отделению от родителей, которые всячески пытаются его удержать возле себя, при этом желая его развития и взросления. И наконец, существенная особенность детско-родительских отношений заключается в постоянном их изменении с возрастом ребенка и неизбежном отделении ребенка от родителей.

С. Броди по результатам проведенного исследования выделяет 4 типа материнского отношения. Первый тип — матери легкой органично приспосабливались к потребностям ребенка. Для них характерно поддерживающее, разрешающее поведение. Второй тип — матери сознательно старались приспособиться к потребностям ребенка, Они чаще доминировали, а не уступали. Третий тип — матери этого типа не проявляли большего интереса к ребенку. Основу материнства составляло чувство долга. Не было теплоты, в основном жесткий контроль. Четвертый тип — характеризуется непоследовательностью, матери допускали много ошибок, их реакции на поступки детей были противоречивыми.

А. Роэ и М. Сигельман выделили шесть типов родительского отношения, в основе которых лежат два структурных фактора: эмоциональный (принятие-отвержение и концентрация чувств на ребенке) и поведенческий (автономия-контроль). Когнитивный фактор авторы не включили в свое исследование. Сочетание этих факторов дают шесть типов родительского отношения: отвержение, безразличие, гиперопека, сверхтрсбователыюсть, устойчивость и активная любовь.

Отвержение — непринятие ребенка как конкретной личности, отношения холодные, унижающие. Цель запретов – ограничение контактов с ребенком.

Безразличие — холодное отношение, но без враждебности. Родители уделяют ребенку внимание только в ситуации настойчивого требования со стороны ребенка. Родительская забота распространяется в основном на удовлетворение физических потребно-

Гиперопека или тревожное отношение — стремление оградить ребенка от трудностей или неприятностей. Самостоятельность и независимость не поощряются или даже наказываются. При этом ребенок занимает центральное, привилегированное место и семье. Отношения с ним эмоционально насыщены.

Сверхтребователъность — родительское отношение отличает доминантность. Основное средство воспитания — введение запретов и ограничений. Основная задача родителя — формирование в ребенке определенных важных для родителя качеств и способностей.

Устойчивость — восприятие ребенка как части общей жизненной ситуации. Родители охотно занимаются с ребенком, но не делают особых усилий, чтобы воспитывать его. Эмоциональное отношение устойчивое и позитивное,

Активная любовь или помогающее отношение — родители посвящают ребенку много времени, стараются помочь в стремлении ребенка к независимости и самостоятельности. Занимают партнерскую позицию.

Источник:
Родительские установки и их детерминация
Родительские установки и их детерминация. Родительская позиция. Родительское отношение В системе внутрисемейных взаимоотношений действует ряд ожиданий и установок, транслируемых родителями в
http://studopedia.org/14-82824.html

COMMENTS