Показатели родительского поведения

Влияние стиля родительского поведения на развитие ребенка

Влияние стиля родительского поведения на развитие ребенка

Сегодня существуют разные описания стилей родительского воспитания. Так, А. Я. Варга и В. В. Столин рассматривают родительское отношение к ребенку как систему разнообразных чувств, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним. Они выделили пять типов родительско-детских отношений: принятие-отвержение, кооперацию, симбиоз, авторитарную гиперсоциализацию, воспитание по типу «маленький неудачник». Для диагностики этих отношений был создан тест-опросник, в котором каждый тип отношений представлен в виде отдельной шкалы.

Шкала «Принятие-отвержение» характеризует интегральное эмоциональное отношение к ребенку. Один полюс шкалы соответствует положительному отношению родителя к ребенку. Родитель уважает индивидуальность ребенка, симпатизирует ему, одобряет его планы и интересы, стремится как можно больше времени проводить с ребенком. Другой полюс шкалы соответствует отрицательному восприятию ребенка. Родитель видит его плохим, неприспособленным, неудачливым. Ему кажется, что ребенок не добьется успеха в жизни из-за низких способностей, небольшого ума, плохих наклонностей. Родитель испытывает по отношению к ребенку злость, досаду, раздражение, обиду.

Шкала «Кооперация» измеряет желание родителя помогать и сочувствовать ребенку. При высоких баллах по шкале родитель высоко оценивает интеллектуальные и творческие способности ребенка, испытывает чувство гордости за него. Он поощряет инициативу и самостоятельность ребенка, старается быть с ним на равных.

Шкала «Симбиоз» отражает межличностную дистанцию в общении с ребенком. Высокие показатели свидетельствуют о желание ощущать себя с ребенком единым целым, стремиться удовлетворять все потребности ребенка, ограждать его от всех трудностей жизни. Родитель постоянно чувствует тревогу за ребенка, ребенок кажется ему маленьким и беззащитным. Тревога усиливается, если ребенок начинает проявлять самостоятельность.

Шкала «Авторитарная гиперсоциализация» показывает форму и направление контроля за поведением ребенка. При высоком балле по этой шкале в родительском отношении отчетливо просматривается авторитаризм. Родитель требует от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины. Он старается навязать ребенку свою волю, не в состоянии встать на его точку зрения. За проявление своеволия ребенка сурово наказывают.

Шкала «Маленький неудачник» демонстрирует в отношении к ребенку уровень его инфантилизации. При высоких значениях по данной шкале родители приписывают ребенку личную и социальную несостоятельность. Его видят младше своего реального возраста. Ребенок представляется неприспособленным, неуспешным, открытым для дурных влияний. Родитель не доверяет своему ребенку и старается его оградить от трудностей жизни и строго контролировать его действия.

В американской психологической литературе распространена типология стилей родительского поведения, разработанная Дианой Бом- ринд. Она выделила основные характеристики родительского стиля, характерные отдельно для матерей и отдельно для отцов. Они во многом похожи, хотя есть и отличия.

Ключевые характеристики родительского стиля матерей

Ключевые характеристики родительского стиля у отцов

2. Поощрение независимости и проявлений индивидуальности ребенка

2. Поощрение независимости и проявлений индивидуальности ребенка

Ключевые характеристики родительского стиля матерей

Ключевые характеристики родительского стиля у отцов

3. Пассивное принятие

3. Пассивное принятие

5. Уверенное, надежное родительское поведение

3. Поддержка нонконформизма

Помимо этих ключевых характеристик, Д. Бомринд выявила ключевые характеристики общего стиля родительства (характерного и для мужчин, и для женщин):

  • 1. Родители ожидают, что ребенок примет участие в выполнении домашних обязанностей.
  • 2. Родители обогащают окружающую среду ребенка.
  • 3. Директивность воздействий на ребенка.
  • 4. Не поощряется эмоциональная зависимость.
  • 5. Не поощряется инфантильное поведение.

Д. Бомринд использовала выявленные ключевые характеристики для определения связи родительских стилей с характеристиками поведения ребенка. При этом большинство ключевых характеристик она свела к трем основным стилям: авторитарному, авторитетному и либеральному. Более подробный анализ взаимосвязей стиля родителей с психологическими особенностями ребенка будет дан ниже.

Реальная степень родительского влияния на ребенка, по мнению И. С. Кона, зависит от целого ряда факторов и условий:

На стиль родительского воспитания, помимо культурно-исторических факторов, может влиять и уровень социального класса семьи ребенка. В исследовании А. Анастази было обнаружено, что родители, принадлежащие к более высокому социальному классу, более эмоционально теплы и более позитивно настроены по отношению к своим детям, чем родители, у которых социальный класс ниже. Дети из семей с более низким социально-экономическим положением были склонны приписывать взрослым людям в общем и учителям в частности некоторую враждебность. А. Анастази считает, что вследствие своих разобщенных отношений с родителями такие дети оказываются в школе в невыгодном положении, учитывая то, что они не доверяют взрослым (см.: [6. С. 376]).

Вопросы и задания для самопроверки

  • 1. Как влияет на формирование личности ребенка отсутствие в семье отца?
  • 2. Сравните роль отца и матери на разных стадиях развития ребенка.
  • 3. Какие семейные факторы влияют на формирование творческих способностей у детей?
  • 4. Какие семейные факторы увеличивают вероятность неблагоприятного развития личности ребенка?
  • 5. Чем схожи и чем различаются стили воспитания отцов и матерей согласно исследованию Д. Бомринд?
  • 6. Какие условия жизни могут ослабить влияние семьи на личность ребенка?
  • 1. Абрамова, Г. С. Алгоритмы работы психолога со взрослыми / Г. С. Абрамова. — М., 2003.
  • 2. Кон, И. С. Ребенок и общество / И. С. Кон. — М., 1988.
  • 3. Педагогическая психология / под ред. Н. В. Клюевой. — М., 2004.
  • 4. Семья в психологической консультации: опыт и проблемы психологического консультирования / под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина. — М., 1989.
  • 5. Варга, А. Я. Типы неправильного родительского отношения: автореф. дис. . канд. психол. наук / А. Я. Варга. — М., 1987.
  • 6. Диксон, У. Двадцать великих открытий в детской психологии / У. Диксон. — СПб., 2004.
  • 7. Дружинин, В. Н. Психология общих способностей / В. Н. Дружинин. — СПб., 1999.
  • 8. Крайг, Г. Психология развития / Г. Крайг. — СПб., 2001.
  • 9. Общая психодиагностика / под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина. — М., 1987.

Источник:
Влияние стиля родительского поведения на развитие ребенка
Влияние стиля родительского поведения на развитие ребенка Сегодня существуют разные описания стилей родительского воспитания. Так, А. Я. Варга и В. В. Столин рассматривают родительское отношение
http://studme.org/142258/psihologiya/vliyanie_stilya_roditelskogo_povedeniya_razvitie_rebenka

Закономерности воспитания ? 10

Закономерности воспитания ? 10. Условия развития личности

Выделяют следующие показатели родительского поведения (Э.Г. Эйдемиллер).

1. Уровень протекции в процессе воспитания.

Речь идет о том, сколько сил, внимания, времени родители уделяют воспитанию подростка. Наблюдаются два отклонения уровня протекции: чрезмерная (гиперпротекция) и недостаточная (гипопротекция). При гиперпротекции подросток находится в центре внимания семьи, и семья стремится к максимальному удовлетворению его потребностей. Этот тип воспитания содействует развитию истероидных и гипертимных черт характера у подростка. При недостаточной протекции (гипопротекции) усиливаются черты эпилептоидной акцентуации характера, а у подростков с эмоционально-лабильной, сензитивной и астеноневротической акцентуациями характера могут формироваться процессы декомпенсации и невротические расстройства.

2. ^ Степень удовлетворения потребностей подростка – в какой мере деятельность родителей настроена на удовлетворение потребностей подростка, как материально-бытовых, так и духовных. «Спартанское воспитание» – пример высокого уровня протекции и низкого удовлетворения потребностей подростка. В степени удовлетворения потребностей также возможны два отклонения: потворствование и игнорирование потребностей подростка.

3. ^ Количество требований к подростку в семье .

Требования к подростку – неотъемлемая часть воспитательного процесса. Это обязанности подростка и требования-запреты. Невыполнение требования подростком предусматривает санкции (от мягкого осуждения до сурового наказания). Формы нарушения системы требований к подростку различны.

4. ^ Количество требований-запретов .

Требования-запреты, т. е. указания на то, что подростку делать нельзя, определяют прежде всего степень самостоятельности подростка, возможность самому выбирать способ поведения. И здесь возможны два отклонения: чрезмерность и недостаточность требований-запретов.

Чрезмерность требований-запретов стимулирует у стеничных подростков развитие реакции эмансипации, у менее стеничных провоцирует развитие черт сензитивной и психастенической акцентуаций.

Недостаточность требований-запретов стимулирует развитие подростка по гипертимному и особенно неустойчивому типам.

5. ^ Строгость санкций .

Чрезмерность санкций (жесткий стиль воспитания). Для этих родителей характерна приверженность к строгим наказаниям, чрезмерная реакция даже на незначительные нарушения.

Минимальность санкций. Родители склонны обходиться без наказаний или применяют их редко. Они уповают на поощрения, сомневаются в результате любых наказаний.

^ 6. Неустойчивость стиля воспитания .

Резкая смена стиля воспитания – переход от очень строгого к либеральному и наоборот – часто встречается в семьях подростков с отклонениями характера. Такой стиль содействует формированию упрямства, склонности противостоять любому авторитету. Родители таких подростков, как правило, признают значительные колебания в воспитании, однако недооценивают размах и частоту этих колебаний.

Негативные особенности родительского поведения являются причиной формирования отклоняющегося поведения и невротичного состояния детей.
^

86. Основные направления деятельности классного руководителя в работе с учащимися и их родителями

Основная задача классного руководителя (общая с задачами родителей) – создать условия для свободного развития физических и духовных сил учеников, руководствуясь интересами детей и их возрастными потребностями, защитить от всех неблагоприятных факторов, мешающих этому.

Классный руководитель должен знать проблемы физического и психического здоровья своих учеников и сделать все возможное, чтобы и родители, и ученики не боялись рассказывать классному руководителю о своих трудностях.

^ На первое место работы педагога выносятся проблемы физического здоровья учащихся.

Для обеспечения нормального физического здоровья школьников классный руководитель работает по следующим направлениям:

– просвещение детей по программе «Здоровье»;

– привлечение к этой деятельности преподавателя физической культуры, родителей;

– подготовка и проведение классных мероприятий, направленных на развитие осознания учениками самоценности здоровья;

– информация для родителей о специфике физического развития, вынесение вопросов сохранения физического здоровья на родительские собрания, привлечение специалистов-медиков к просветительской и практической работе с родителями учеников и самими учениками.

^ Второе направление деятельности классного руководителя – общение.

Классный руководитель должен воспринимать детей как носителей автономного индивидуального внутреннего мира и поэтому быть простым в общении, добрым в оценке, спокойным и несуетливым в организации дела, т. е. профессионально компетентным.

Культура, как и вся жизнь, постоянно изменяется, находится в постоянном развитии. Задача педагога – помочь учащимся понять, что без принятия культурных ценностей мира, без их освоения они не смогут состояться во взрослой жизни.

^ Третье направление деятельности классного руководителя – это познавательная сфера жизни ребенка.

Для решения этой проблемы нужно обратить внимание на: выработку совместно с семьей единой тактики в развитии учебных умений ученика, его познавательной активности, его будущего профессионального определения; осуществление мероприятий, расширяющих кругозор и познавательные интересы ученика, стимулирующих любознательность, исследовательское мышление; проведение психолого-педагогических консилиумов, разрабатывающих программы коррекции общеучебных умений отдельных учащихся и всего класса; организацию классных часов по совершенствованию у учащихся учебных умений и возможностей, саморазвитию.

^ Четвертое направление деятельности классного руководителя – это семья, в которой растет, формируется, воспитывается ученик. Классный руководитель должен помнить, что, воспитывая ученика, он влияет в первую очередь на воспитательный потенциал семьи. Объектом профессионального внимания выступает не сама семья и не родители ребенка, а семейное воспитание. Именно в этих рамках рассматривается его взаимодействие с родителями. Педагогу необходимо знать, какова сфера материального бытия ребенка, каков образ его жизни, каковы традиции и обычаи семьи.

Таким образом, классным руководителем реализуется функция родительского просвещения и корректировка семейного воспитания – именно той стороны, которая имеет отношение к ребенку, режиму жизни и деятельности ребенка, обеспечивающие и коррекцию личности родителей.

Источник:
Закономерности воспитания ? 10
Закономерности воспитания ? 10. Условия развития личности Выделяют следующие показатели родительского поведения (Э.Г. Эйдемиллер). 1. Уровень протекции в процессе воспитания . Речь идет о
http://edushk.ru/filosofiya/19026/index.html?page=44

Столяренко Л

Столяренко Л.Д., Самыгин С.И. Экзаменационный экспресс-справочник. 100 экзаменационных ответов по педагогике — файл n1.doc

Родительско-детское взаимодействие в значительной мере зависит от материнского отношения к ребенку, т.е. «репертуар», «тональность» действий матери, адресуемых ребенку, порождают у него соответствующие ответные действий и переживания. Структура родительски-детского взаимодействия насыщает субъективный опыт ребенка, формирует базисный слой, эмоциональную сферу ребенка, подкрепляя одни переживания и ослабляя, даже угнетая другие. Эмоции ребенка начинают, в свою очередь, опосредовать его связи с окружающим миром, они задают тип эмоционального поведения, динамику и избирательность его поведения в детской и даже последующей взрослой жизни.

Материнское отношение как сложное, системно организованное качество поведения матери является результатом взаимодействия многочисленных мотивационных отношений:

1) совокупность ранее сложившихся у матери установок и ценностных ориентации как устойчивых конструктов сознания в отношении ребенка (ребенок как самоценность или отношение к нему занимает подчиненное положение в иерархии других мотивационных отношений — профессиональных, престижных и т.д);

2) особенности структуры личности матери, ее преобладающих черт (например, рационализм или эгоистичность, или эмпатийность, чувствительность, внушаемость и т.д.);

3) система мотивационных отношений как результат конкретных способов взаимодействия между ребенком и родителями.

Можно выделить параметры взаимодействия :

— характер действий матери, адресованных ребенку, и соответственно характер ответных действий ребенка;

— характер эмоциональных переживаний матери, вызванных взаимодействием с ребенком и соответственно ответные эмоциональные проявления в поведении ребенка;

Параметры материнского отношения :

— выраженность в поведении матери эмоций, адресованных ребенку и их модальные характеристики (поддержка, подавление, отвержение, или агрессия);

— эмоциональность матери в целом (неэмоционалы эмоциональная, но уравновешена, аффективная, конфлш ная);

— психологическая дистанция между матерью и ребевд (эмоциональная дистанция, пространственно-физическая станция и пр.);

— доминирующие реакции реального взаимодействия (вербальный контакт, тактильный и зрительный контакт и т.п.);

— способность матери к поддержанию комфортного стояния ребенка в условиях стресса (умеет ли защитить столкновении с опасностью, агрессивной средой).

Возможно выделение 4 типов материнского отношения;

— эмоционально поддерживающее и принимающее;

По характеру доминирующих эмоций в каждом из поведения материнского отношения могут быть выделены разные варианты:

— в эмоционально поддерживающем отношении быть варианты — оптимистическое, спокойное и ypai шенное отношение; либо с проявлениями пессимизма, депрессии; либо аффективное, неуравновешенное, взрывчатое;

— в эмоционально подавляющем отношении возможны варианты — рациональное, форсированно развивающее, отношение; либо тревожное, депрессивное; либо с повышенной моральной ответственностью, с гиперсоциальной ориентацией;

— в эмоционально отвергающем отношении возможны варианты: властно-авторитарное, либо властно-подавляющее, либо безучастно-равнодушное, либо конфликтное;

— в жестко агрессивном отношении возможны варианты: пренебрегающее, принижающе-уничижающее отношение; либо с садистскими тенденциями, либо с проявлениями насилия.

Исследования Сирса показали, что поведение и воспитательный стиль родителей влияет на формирование различных форм зависимого поведения ребенка. Сирс выделяет 5 форм зависимого поведения:

• «Поиск негативного, отрицательного внимания» — ребенок привлекает внимание с помощью ссор, неподчинения указаниям родителей и требованиям, проявляет агрессивность. Эта форма поведения ребенка возникает, если проявляется: прекращение внимания к ребенку со стороны матери («занятая мать» в отличие от «внимательной матери»); слабость ограничительных требований; сильное участие в воспитании отца, поскольку он не доверяет матери; такое поведение может проявляться у «папиных дочек», которые привязаны к отцу и разлука с ним вызывает у них проявления зависимости агрессивного типа. Снисходительность родителей и слабое расположение отца к сыну, пренебрежение к сыну — обусловливают агрессивно-зависимое поведение мальчиков.

• «Поиск постоянного подтверждения» — извинения, просьбы, обещания, поиск защиты, утешения, помощи или руководства со стороны родителей. Эта форма зависимого поведения связана с высокими требованиями достижений со стороны обоих родителей. Если отец для девочки более значимая фигура, чем мать, если девочка чувствует ревность к матери и сталкивается с высокими требованиями матери, и с высокими стандартами достижений, предъявляемыми отцом, то иждивенчески-зависимое поведение ярко проявляется у девочек. У мальчика подобный стиль поведения возникает, если мать холодна, выдвигает ограничительные требования, не поощряет самостоятельность и зависимость ребенка.

• «Поиск позитивного внимания» — поиск похвалы, включает усилия, направленные на получение одобрения от окружающих людей. Указанная форма зависимого поведения формируется, если мать проявляет терпимость по отношению к поведению дочери, поощряет зависимость «от поиска похвалы» у дочери и считает, что она на нее похожа, если мать мало участвует в уходе за дочерью, но показывает строгость к проявлениям агрессивности и сексуальности дочери; указанное поведение у мальчиков является следствием длительнй фрустрации. А самостоятельность у мальчиков формирует! при отсутствии условий для зависимости от похвалы, всле| ствие терпимости родителей, их редких наказаний ребенка!

• «Пребывание поблизости» — постоянное присутствие ребенка возле другого ребенка, или группы детей, либо взрослых. У девочек эта форма поведения возникает при отсутствии ограничительных требований и малом ожидании родителя» зрелого поведения у дочери. Если мать оценивает сына кака менее зрелого, проявляет недостаточные требования в отношении чистоплотности, строго следит за проявлением aгрессивности у сына, невысоко оценивает мужа, не доверяя ему потому, что он действует в противоположном направлении, то это приводит к инфантилизации мальчика из-за не пределенности для него, какое именно поведение заслуживает поощрения.

• «Прикосновение и удержание» — обнимание, прикосновение, удерживание других ребенком; такая форма зависимого поведения проявляется, если мать и отец лишены тревожности и требовательности и наблюдается атмосфера инфантилизации.

Успех каждого метода воспитания, подчеркивает, что зависит от умения родителей найти средний путь. Правильным должны стать: ни слишком сильная, ни слишком слабая зависимость, ни слишком сильная, ни слишком слабая идентификация. В школьные годы зависимость ребенка от семьи уменьшается, а от учителя и группы сверстников — возрастает, но эти изменения определяются прежним опытом ребенка, сформировавшимися формами зависимого поведения. В целом ребенок ведет себя так, как он был воспитан своими родителями. По Сирсу, детское развитие — зеркало практического воспитания ребенка

Выделяют следующие показатели родительского поведения (Эйдемиллер):

1. Уровень протекции в процессе воспитания. Речь идет о том, сколько сил, внимания, времени родители уделяют воспитанию подростка. Наблюдаются два отклонения уровня протекции: чрезмерная (гиперпротекция) и недостаточная (гипо-протекция). О гиперпротекции говорим тогда, когда родители уделяют подростку крайне много сил, времени, внимания, когда его воспитание стало центральным делом в жизни родителей, основным, чему посвящена жизнь. Гипопротекция — случай крайне пониженного уровня протекции. Подросток при этом оказывается на периферии внимания родителей, до него «руки не доходят», родителю «не до него». За него берутся лишь время от времени, когда случается что-то серьезное

3. Количество требований к подростку в семье. Требования к подростку — неотъемлемая часть воспитательного процесса. Это и «обязанности» подростка, т. е. задания, которые под сток выполняет (учеба, уход за собой, участие в организации быта, помощь другим членам семьи). Далее, это — требования-запреты (то, чего подросток не должен делать). Невыполнение требования подростком предусматривает санкции от мягкого осуждения до сурового наказания. Формы нарушения системы требований к подростку различны. Рассмотрим нарушения в системе обязанностей подростка — в количестве этих обязанностей:

— Чрезмерность требований (обязанностей) — повышенная моральная ответственность. Требования к подростку в этом случае очень велики, непомерны, не соответствуют его возможностям, не только не содействуют развитию личности, напротив, ставят его под угрозу. Особенно важны два случая чрезмерности обязанностей. В одном на подростка перекладывается более или менее значительная часть обязанностей родителей (ведение хозяйства, уход за малолетними детьми). Такие родители, как правило, осознают, что подросток очень загружен, но не видят чрезмерности нагрузки. Они уверены к тому же, что этого требуют обстоятельства, в которых семья находится в данный момент.

В другом случае от подростка ожидают значительных не соответствующих его способностям успехов в учебе или, других престижных занятиях (художественная самодеятельность, спорт и т. п.).

— Недостаточность обязанностей подростка (в этом случае подросток имеет минимальное количество обязанной в семье, трудно привлечь подростка к какому-нибудь делу по дому).

4. Количество требований-запретов. Требования-запреты, т.е. указания на то, что подростку делать нельзя, определяют прежде всего, степень самостоятельности подростка, возможность самому выбирать способ поведения. И здесь возможно два отклонения: чрезмерность и недостаточность требований-запретов.

Чрезмерность требований-запретов (доминирование): этом случае подростку «все нельзя». Перед ним ставится огромное количество требований, ограничивающих его свободу и самостоятельность. Такое положение стимулирует у стеничных подростков развитие реакции эмансипации (протеста против родителей и любого авторитета), у менее стеничных провоцирует развитие черт сензитивной и психастенической акцентуаций. Родители стремятся подавить даже самостоятельность мысли подростка).

Недостаточность требований-запретов к подростку (в этом случае подростку все можно. Даже если и существуют какие-то запреты, подросток легко нарушает их. Он сам определяет время возвращения вечером домой, круг друзей, вопрос о курении и употреблении спиртных напитков. Он ни за что не отчитывается перед родителями. Родители при этом не хотят или не могут установить какие-либо рамки в его поведении. Такое воспитание стимулирует развитие подростка по гипер-тймному и, особенно, неустойчивому типам).

5. Строгость санкций. Чрезмерность санкций (жесткий стиль воспитания). Для этих родителей характерна приверженность к строгим наказаниям, чрезмерная реакция даже на незначительные нарушения.

Минимальность санкций. Родители склонны обходиться без наказаний или применяют их редко. Они уповают на поощрения, сомневаются в результате любых наказаний.

6. Неустойчивость стиля воспитания. Резкая смена стиля воспитания (смена воспитательных приемов) — переходит очень строгого к либеральному и, наоборот, переход от значительного внимания к подростку к его эмоциональному от-вержению — относительно часто встречается в семьях подростков с отклонениями характера. Такой стиль, по наблюдению немецкого психиатра К. Леонгарда, содействует формированию таких черт, как упрямство, склонность противостоять любому авторитету. Родители таких подростков, как правило, признают значительные колебания в воспитании подростка, однако недооценивают размах и частоту этих колебаний.

Негативные особенности родительского поведения являются причиной формирования отклоняющегося поведения и невротичного состояния детей. Например, потворствующая гиперпротекция (потворствование + повышенная протекция).

Подросток в центре внимания семьи, и семья стремится к максимальному удовлетворению его потребностей. Этот метод воспитания содействует развитию истероидных и гиперпротекцных черт характера у подростка.

Доминирующая гиперпротекция (доминирование + перпротекция). Подросток в центре внимания родителей, которые отдают ему массу сил и времени, в то же время лишая его самостоятельности, ставя многочисленные ограничения и запреты. У гипертимных подростков такое воспитание усиливает реакцию эмансипации. При психастенической, сензитивной, астено-невротической акцентуации характера оно усиливает астенические черты.

Эмоциональное отвержение образуется сочетанием по женной протекции, игнорированием потребностей ребени нередко проявляется в жестоком обращении с подростков крайнем варианте — это воспитание по типу Золушки. При таком типе воспитания усиливаются черты эпилептоида акцентуации характера, а у подростков с эмоционально-лабильной, сензитивной и астено-невротической акцентуациями характера могут формироваться процессы декомпенсации и невротические расстройства.

Повышенная моральная ответственность образуется воспитанием высоких требований к подростку с пониженным вниманием к нему родителей, меньшей заботой о нем. Этот метод воспитания стимулирует развитие черт психастенической центуации характера.

Безнадзорность. Пониженная протекция + пониженный уровень удовлетворения потребностей + пониженный уровень требований к подростку + пониженное число запретов. Подросток предоставлен сам себе, родители не интересуются и не контролируют его. Такое воспитание особенно неблаго- приятно при акцентуациях по гипертимному, неустойчивому и конформному типам.

Источник:
Столяренко Л
Название: Столяренко Л.Д., Самыгин С.И. Экзаменационный экспресс-справочник. 100 экзаменационных ответов по педагогике; Файл: n1.doc; Дата: 16.09.2012 13:47; Размер: 1018kb.
http://nashaucheba.ru/v53461/%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%BB%D1%8F%D1%80%D0%B5%D0%BD%D0%BA%D0%BE_%D0%BB.%D0%B4.,_%D1%81%D0%B0%D0%BC%D1%8B%D0%B3%D0%B8%D0%BD_%D1%81.%D0%B8._%D1%8D%D0%BA%D0%B7%D0%B0%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D1%8D%D0%BA%D1%81%D0%BF%D1%80%D0%B5%D1%81%D1%81-%D1%81%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BE%D1%87%D0%BD%D0%B8%D0%BA._100_%D1%8D%D0%BA%D0%B7%D0%B0%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D1%85_%D0%BE%D1%82%D0%B2%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%B2_%D0%BF%D0%BE_%D0%BF%D0%B5%D0%B4%D0%B0%D0%B3%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D0%BA%D0%B5?page=37

COMMENTS