Почему раньше в семьях было много детей

LJ Magazine

Предрассудки и суеверия шли рука об руку с недостатком чистоплотности. Во многих семьях, где были барышни-невесты, существовало поверье, что черные тараканы предвещают счастье и быстрое замужество, а потому очень многие помещицы нарочно разводили их: за нижний плинтус внутренней обшивки стены они клали куски сахара и черного хлеба. И в таких семьях черные тараканы по ночам, как камешки, падали со стен и балок на спящих детей. Что же касается других паразитов, вроде прусаков, клопов и блох, то они так искусывали детей, что лица очень многих из них были всегда покрыты какою-то сыпью.

При таком же отсутствии каких бы то ни было здравых понятий ребенок переходил в последующую стадию своего развития. Подрастая, он более всего стремился попасть в людскую, — в ней было веселее, чем в детской: тут горничные, лакеи, кучера, кухонные мужики, обедая, сообщали друг другу новости о только что слышанных происшествиях в семьях других помещиков, о романических приключениях его родителей. Притягивала ребенка к себе людская и потому, что она в то же время служила кухнею для господ. Тут обыкновенно валялись остатки от брюквы, репы, а осенью множество кочерыжек, так как в это время года шинковали капусту, заготовляя ее на зиму в громадном количестве. Этою сырою снедью помещичьи дети объедались даже и тогда, когда в окрестных деревнях свирепствовала дизентерия».

Похожая ситуация наблюдалась и в воспитании царских детей. Об этом можно почитать в книге Веры Боковой » Детство в царском доме»:
» Детская смертность в те времена была чудовищно высокой не только у простых смертных, но и у царей. Так, из шестерых детей, рожденных Ивану Грозному его первой женой, кроткой Анастасией Романовой, выжили лишь два младших сына; из десяти детей Михаила Романова уцелели пятеро, в том числе всего один сын, и т. д.».
» Царских детей холили и баловали без меры. Первый год жизни они почти не покидали своих комнат, даже

В связи с этой темой припоминается рассказ Чехова «Спать хочется». Орущий ребенок, засыпающая нянька.
Пойду окно открою, что ли.

Источник:
LJ Magazine
Я всегда удивлялась, почему раньше так часто умирали дети? Из 12-13 детей до взрослого возраста могли дожить 4-5, и это было обычным делом. Господь дал, Господь и взял. Похоронили, живем дальше. Сейчас читаю мемуары Водовозовой На заре жизни, и многое для меня прояснилось. Привожу два…
http://natella-tale.livejournal.com/4582.html

Многодетная семья: современная и дореволюционная

Семьи, имеющие много детей, живут в настоящем времени, какое бы оно ни было. И опыт традиционной (дореволюционной) российской семьи нынешней семье не вполне подходит. Ведь Россия была страной в основном аграрной. А сейчас большинство жителей, а значит и многодетных семей – горожане. Второй тип традиционной многодетной семьи – семья дворянская или купеческая, тоже не вполне совпадает с современным «подвидом» многодетной семьи. В чем различия дореволюционной и современной многодетной семьи?

По улице слона водили
Большинство семей в дореволюционной России были многодетными. Вспомните, сколько детей было в семье прабабушки? А прапрабабушки? Да, доживали до взрослого возраста отнюдь не все, не у всех были свои дети. Но если родители были живы и относительно здоровы, то у них редко рождалось меньше 3 (а то и 5) детей.

Родственники, соседи, знакомые – все вокруг были многодетными. И как раз обратная ситуация – малодетность – воспринималась как исключение. «Что, всего один у них сын? Так ясно, хозяин болеет (здоровье у хозяйки слабое) …» или «Рано она овдовела, детей всего двое (трое)». Теперь же на многодетных родителей нередко смотрят со смесью любопытства и испуга: экая диковина, около одной матери четверо ребятишек: «по улице слона водили»…

Вспомните семейные фото начала века: вокруг родителей сколько стояло детей? Сейчас этот жанр не в моде.

Итак, современное отношение к многодетной семье извне совершенно иное, и это не может не влиять на внутреннее самосознание членов семьи, больших и маленьких. Наверное, стоит вырабатывать толерантность, то есть устойчивость к оценкам извне – как восторженным, так и осуждающим.

Много детей – мало взрослых

В современной многодетной семье сокращена внешняя поддержка со стороны родственников. Родители нередко оказываются один на один перед «численно превосходящими силами противника». Совсем иначе было в традиционной семье. Детей тогда рождалось немало, но и взрослых было достаточно. Имелись братья-сестры отца и матери, многочисленные бабушки-дедушки-сватья-кумовья, а также бездетные тетушки.

Вывод: планируйте и старайтесь организовать помощь извне. Это не стыдно, это необходимо и нормально. А если помощников у вас все же нет – учитесь распределять собственные силы и планировать отдых. Помните, «синдром выгорания», хроническая переработка одна из главных опасностей современных многодетных родителей.

Имеющиеся взрослые старшего поколения могут не радоваться тому, что детей много. А ведь особенно пока дети еще малы, родителям очень нужна моральная поддержка извне, одобрение значимых взрослых. Нам нужно, чтобы наших детей хвалили, одобряли сам факт их существования. Чтобы рядом, хотя бы иногда, оказывались близкие люди, которым эти дети тоже были бы интересны. Нам нужно, чтобы кто-нибудь говорил: да, вы все делаете правильно.

Вывод: вам обязательно нужна будет «группа поддержки» — взрослые люди, разделяющие ваше мировоззрение (священники, единомышленники, просто сочувствующие) и образ жизни друзья, семьи, имеющие детей.

Сегодняшний город – не дореволюционная деревня

Большинство российских семей до революции проживало вне городской черты. Ритмы жизни, естественно, были совершенно иные. А самая энергоемкая часть дня современной многодетной мамы прогулка не представляла вообще для взрослых проблемы. Из-за того, что пространство не было замкнутым, меньше было и ссор между детьми.
Аргумент «у моей прабабушки было 12 и ничего» работает ограниченно. Некоторые вещи (например, степень здоровья) просто нельзя сравнивать.
В отличии от дореволюционной деревни ребенок сегодня воспринимается не как потенциальный помощник, работник (поскорее подрастай, да в работу поспевай), а как существо, в которое довольно долго надо вкладываться.

Нагружая ребенка мы, родители, можем всякий раз испытывать неудобство ведь сами-то мы росли в праздности. А в большой семье дел невпроворот, родительских рук подчас не хватает. Не делиться обязанностями по дому с детьми маловозможно (маме просто не успеть), недальновидно (родителей должно хватить надолго) и нечестно (ведь есть много такого, с чем ребенок вполне в состоянии справиться). Но привлекая детскую помощь, надо знать меру, не забывать, что это все же дети, и благодарить за участие.

Гувернантка, нянька, кучер и кухарка

Большая семья – большой образовательный проект

Если еще 100 лет назад образование получали только самые одаренные и мотивированные из детей из среднеобеспеченных слоев, то теперь образование всеобщее. И многодетные родители, в силу своего родительского профессионализма, хотят дать детям непременно самое лучшее, качественное образование с самых ранних лет.

Особенно «достается» страшим детям. А ведь если в семье растут 3-5 детей с разницей в возрасте в несколько лет, то их школьное образование может растянуться не на одно десятилетие.

Если в течение учебного года ритм жизни всей семьи ненормально высок из-за того, что вы пытаетесь посетить с каждым ребенком как можно больше занятий, то на домашний очаг сил явно хватать не будет. А что будут помнить подросшие дети? Постоянные гонки с одного занятия на другое.

«Образование любой ценой» лучше не делать девизом многодетных родителей. Мерой включенности каждой конкретной семьи в образование и развитие детей должно служить, прежде всего, количество сил у родителей – им нельзя надрываться ни на чем, тем более на детском образовании, а также природный уровень способностей у детей. Не стоит прыгать выше головы.

Аналогов нет
Современная многодетная семья – абсолютно новый социальный, культурный, психологический и педагогический феномен. «Спешите видеть! В истории впервые!!».

Современная большая семья живет на пепелище разрушенного в советские годы института семьи традиционной. Критерием благополучности или не благополучности нашего с вами «лонгитюдного жизненного эксперимента» видимо станет то, какими вырастут наши дети. А еще вернее – какие семьи они смогут создать. Захотят ли и они иметь большую семью? Возникнет ли новая традиция? Или нынешняя многодетная волна – лишь реакция на воцерковление?
Останутся ли наши выросшие дети в лоне церковном, захотят ли они повторить родительский путь вот критерий нашего успеха, а не внешняя оценка или соответствие определенным образовательным стандартам.

Парадоксальность – не значит невозможность и нежизнеспособность. И если изложенные выше мысли помогут отсечь то наносное, лишнее, что мешает спокойно жить сегодня родителям больших семейств – я буду рада.

Источник:
Многодетная семья: современная и дореволюционная
Семьи, имеющие много детей, живут в настоящем времени, какое бы оно ни было. И опыт традиционной (дореволюционной) российской семьи нынешней семье не вполне подходит. Ведь Россия была страной в основном аграрной. А сейчас большинство жителей, а значит и многодетных семей – горожане.
http://www.pravmir.ru/mnogodetnaya-semya-sovremennaya-i-dorevolyucionnaya/

Почему многодетная семья – это печально, а не круто


Пять лет подряд у нашей страны была одна весьма странная забава – говорить, что рождаемость со времён СССР превысила смертность. Пять лет, если не больше, видимо, чтобы мы до конца уверовали в это. А какой главный рецепт для восстановления демографических коллапсов? Правильно, высокая рождаемость и многодетные семьи. Насчёт последних возникает множество вопросов. Наше правительство и всевозможные деятели кричат какую-то ересь про традиционную русскую семью, про крестьянские семьи, в которых было по 13 детей и про счастливых матерей-героинь, выглядящих несчастными и усталыми.

Мы не Китай: территории много, населения мало. Ну, как мало, комфортных для проживания районов в нашей стране немного. Из далёких северных городов ровными колоннами люди переезжают на юга, поближе к водичке и теплу. Более того, большинство городов не может полностью обеспечить своих жителей жилплощадью. А цены на квартиры такие, что материнского капитала не хватит. Конечно, если нарожать четверых, то хватит на однушку в новостройке. В тесноте да не в обиде, как говорится, вшестером, зато как у предков! Вот радости-то! Хоть в федеральном законе и обещано выдавать многодетным семьям землю под жилищное строительство, на самом деле землю раздают неохотно.


Вообще, для совсем уж традиционной картины стоит отметить, что детей должно быть гораздо больше, у матери после 30-ти должен развиться хронический мастит или выпадение матки – популярные в русских селениях и в многодетных семьях болезни. А что должно быть с главой семейства? Он должен быть нервным, усталым и грустным, потому что если ты не получишь миллиардного наследства или не ворочаешь капиталами, то тебе придется работать часов по двенадцать в сутки, чтобы прокормить эту ораву, как, впрочем, и работали традиционно кормильцы традиционных семей. И не будет тебе ни экстрима, ни радостей житейских, ни дорогой выпивки, ни походов в спортзал, потому что тупо будет некогда и не на что.

Владимир Соловьев, например, является счастливым обладателем восьмерых детей. У его святейшества Охлобыстина – 6. У Абрамовича – 8, у Мика Джаггера – 7, и далее по списку. Их любят ставить в пример (да и они сами не прочь), только забывают напоминать, что дети эти от разных браков. Ну, да Бог с ними, с этими разными браками, эти люди зарабатывают достаточно, чтобы на Новый год получить не новые носки, а хорошие подарки. Хотя даже им приходится пахать, как папам Карло. Гастролировать с моноспектаклями, сниматься в дерьме, говорить то, с чем они не согласны. Но они зарабатывают достаточно, тогда как в бедных семьях детей все чаще и чаще отбирают органы опеки. Это при том, что родители – нормальные, непьющие люди. Просто бедные. Будь готов не вылезать из непосильной работы, а лучше найди себе ещё подработку.

И забудь про отдых. Можешь сколько угодно умиляться своим «плодам любви», но не забывай, что дети доставляют много проблем. А ещё они растут, кричат, балуются, им всем нужно уделить внимание. Пришёл домой измотанный – и снова в бой. Не думай, что дома тебе удастся побыть в тишине. И не надейся отдохнуть в отпуск, надейся, что он у тебя вообще будет – вдруг какая-нибудь подработка подвернется.

Проще говоря, гораздо дешевле обойдётся презерватив, чем содержание ребёнка. У молодых родителей наблюдается одна идиотическая черта: они думают, что ребёнок – это очень весело и просто. Через пару месяцев они начинают «сплавлять» их дедушкам и бабушкам.


Большинство детей, как это часто бывает, нежеланные. Кто-то боится делать аборт по религиозным соображениям, кто-то по морально-этическим (как так, это ведь убийство), а кто-то из страха, что потом не получится забеременеть. Ладно в деревнях, там иной раз фельдшера нет, а любить-то хочется, и чаще всего любится под зелёным змием, а в такие минуты сложно себя контролировать.
Но чаще всего причина кроется в дамском идиотизме. Напуганная дама, узнав, что внутри неё сидит кто-то, по каким-то известным только ей причинам обретает уверенность и оставляет ребёнка. Таким образом, рождается множество нежеланных детей.

Редко кто рожает от искреннего «чадолюбия», некоторые делают это из религиозных побуждений, некоторые видят в этом свою миссию, но некоторые просто не умеют себя контролировать. Так или иначе, на детей у родителей времени не остаётся, да и где его брать, если нужно тупо зарабатывать. Воспитанием занимаются старшие сестры и братья, иногда никто, дети сами себе предоставлены, потому как у старших не всегда просыпается ответственность за младших. Родителям трудно уделить внимание каждому, в семье зарождается ревность, в итоге все заканчивается печально, кретинизмом и бандитизмом. Не у всех получается воспитать ораву нормально. Каково проверять уроки у четверых детей сразу?

Нам любят показывать смущённых родителей, окруженных не менее смущённой толпой детей, которые перед камерой слаженно, словно гномики из мультфильма про Золушку, помогают родичам. Увы, на деле не всегда так получается. Старший сын – в тюрьме, старшая дочь к 18 годам во второй раз родила. И нормально, как-то живут. Как-то…

Самая печальная особенность – в многодетной семье велика вероятность иметь ребенка с особенностями. Вероятнее всего, хотя бы один ребенок будет инвалидом просто по закону больших чисел. Готов ли ты к такому? Многие не готовы, с таким ребёнком гораздо сложнее, некоторые и здоровых деток воспитать нормально не могут.
Не забывай, что организм жены тоже перестанет быть привлекательным после третьих родов. Это ведь не игрушки, это серьёзное дело, организм женщины хоть и создан для деторождения, но сильно выматывается. Проблемы с зубами, позвоночником, растяжки – это лишь малое.


Даже наличие двух очаровательных карапузов сильно бьёт по бюджету. Детские товары по законам рынка стоят столько же, сколько и взрослые. Вроде как захочется купить своему чаду лицензированную форму сборной Германии, но, чтобы остальные трое не завидовали, нужно что-то купить и им. И покушать было бы неплохо.

Можно сколько угодно говорить про традиционную семью, про счастье, сплочённость. Только вот дети общаются со своими сверстниками, которые могут себе позволить ходить по воскресениям в боулинг, ездить на море, играть в компьютер, а у тебя на это денег нет. Ты не о ценностях думай, а о том, что в наш более-менее развитый век у твоих же детей будут развиваться комплексы. И попробуй им объяснить, чем наличие 4-х братьев, которых иногда дома не бывает, лучше отдельной комнаты.

Мы уверены, что ты не станешь одним из тех немытых полупьяных обрыганов из сюжетов «Пусть говорят», плодящих по пьяни будущих отщепенцев и преступников, что у тебя хватит ума нарожать столько детей, сколько ты сможешь содержать.

Раньше большая семья была необходима. Был высок процент детской смертности, выживали немногие, а те, кто выживал, помогали по хозяйству. Это были работники, которые трудились за еду в буквальном смысле. К тому же, сейчас более-менее отпала необходимость в династических браках и браках по расчёту. Так что хватит смотреть на многодетных мусульман, завидовать им. У них общество по-другому устроено: во многих мусульманских странах даже детдомов нет, не оставляют своих. У нас так жить пока не получается. Так что, прежде чем умиляться своим плодам любви, задумайся, а не обречёшь ли ты их на нищую жизнь, сумеешь ли ты дать им достойное воспитание и образование. И о себе подумай, сможешь ли ты прожить без удовольствий, жертвуя всё на детей?

Не забудь главное: помощи ждать неоткуда, государственная помощь погоды не сыграет. Обрати внимание, что все призывы «плодиться», кроме улучшения демографии, ничего не обещают. Забавно, тут 146 миллионам хорошую жизнь гарантировать не могут, но призывают увеличивать число детей.

Не подумай, что мы какие-то чайлдфри. У нас нет ненависти к детям. Напротив, именно о них мы и волнуемся. Несчастливые дети вырастают в несчастливых взрослых. Вот почему ты видишь эти унылые лица в общественном транспорте.

В идеале нужно ввести ограничения, позволяя заводить многодетные семьи только людям с большим достатком. Когда беднота плодит бедноту, выходит весьма печально.

Источник:
Почему многодетная семья – это печально, а не круто
Не подумай, что мы какие-то чайлдфри. У нас нет ненависти к детям. Напротив, именно о них мы и волнуемся.
http://brodude.ru/pochemu-mnogodetnaya-semya-eto-pechalno-a-ne-kruto/

Почему раньше в семьях было много детей

САЙТ ДЛЯ ОБЩЕНИЯ ЛЮДЕЙ МУДРОГО ВОЗРАСТА

Многодетная русская семья. Как справлялись наши предки.

Многодетная русская семья до революции считалась вечной темой, и у этого феномена, конечно, далеко не одна причина, и, конечно, пресловутая неспособность к семейному планированию здесь вообще ни при чем.

Экономические основы многодетности

Природно-климатические условия центральной России были не столь благоприятными, как в Европе, и даже как на российском Юге, и накладывали отпечаток на семейное благополучие крестьянской семьи. Если во Франции землевладелец занимался сельскохозяйственным производством с февраля по ноябрь, то, например, в Рязанской губернии на полевые работы погода отводила время с апреля-мая по август-сентябрь.

Князь Щербаков подсчитал, что средняя семья, имея 2.5 десятины, при урожае сам-3 жила впроголодь, и, лишь вырастив сам-4, могла продать в среднем 17 пудов зерна. Между тем кроме ржи и овса, занимающих до 80% всей пашни, необходимо было вырастить еще лён, горох, чечевицу, гречу, просо и многое другое. Таким образом, у одной семьи не было возможности содержать престарелых и больных родителей. Сделать это можно было вскладчину, за счет пяти-шести дворохозяйств. Иначе говоря, родители только многодетных семей, подняв на ноги нескольких кормильцев, имели в старости гарантированный кусок хлеба и кринку молока.

Бог дает детей – даст и на детей

Конечно, очень важными были и религиозные представления о детях, но преувеличивать их тоже не стоит, потому что, может быть, у современных православных в среднем детей и побольше, чем по стране, но говорить о многодетности, конечно, нельзя.

Уже в наши дни протоиерей Андрей Юревич, настоятель Крестовоздвиженского собора Лесосибирска, на своем примере показал принципы формирования многодетной семьи, по которым жила Россия до революции. «Будучи многодетным, ты много чего не сможешь себе позволить – но на это надо идти, и идти осознанно, — считает отец Андрей. — Вспомним, что говорил святой царь Давид: Я был молод и состарился, и не видал праведника оставленным и потомков его просящими хлеба».

По словам священника, «грешно пытаться решать за Бога кому появляться на свет». Именно этим правилом руководствовались в русских семьях, которые до революции чаще всего были многодетными. Но тут тоже надо отметить, что процесс сокращения семьи хоть и пошел гигантскими темпами в новейшее время, начался столетиями раньше.

«В далеком средневековье крестьяне жили большими патриархальными семьями из 15-20 человек: престарелые родители, женатые сыновья с детьми и внуками – три-четыре поколения родственников, — пишет историк Рябцев. — В XVII в. преобладали семьи не более 10 человек, состоящие, как правило, из представителей двух поколений – родителей и детей».

Сроки

Средняя продолжительность жизни в те времена была небольшой, женились поэтому рано. По своду церковных правил — «Кормчей книге», которая, начиная с XVIII века, регулировала семейные отношения, считалось, что девушка могла выйти замуж в 13 лет, а юноша имел право жениться в 15 лет.

Материнство — основа воспитания

В «Записках русского крестьянина» уроженца села Карачун Задонского уезда Воронежской губернии Столярова рассказывается о роли матери в крестьянской семье. Он особо подчеркивал, что именно женщина решала все бытовые проблемы детей. В частности, в её обязанности входило изготовление одежды и продуктовое планирование. Немецкий этнограф Иоганн Георги, путешествуя по России, отмечал, что мать часто имела больше авторитета в семье, чем отец. Она мирила детей, говорила, кому и где спать, и, главное, учила братьев и сестер друг друга любить.

В мемуарах земских врачей и учительниц Давыдовой, Дмитриевой и Кайдановой подчеркивалось, что русские матери в многодетных семьях любили всех своих детей также же трогательно, как и женщины, у которых был один ребенок. «Было удивительно видеть, как дети жались к своей измученной матери, — писала Давыдова. – И она никого не забывала, каждого гладила по голове, даже старшего почти взрослого сына, который располагался чуть поодаль от стайки девочек и мальчиков. Чем младше был ребенок, тем ближе он сидел к маме. И это правило никем не оспаривалось».

Дед да бабка — практические воспитатели

Профессор кафедры педагогики начального обучения Московского педагогического госуниверситета Диляра Латышина в книге «История педагогики» пишет: «В деревнях часто можно было встретить на улице едва ступающего босыми ножками ребенка в одной коротенькой рубашонке. С корочкой хлеба в руке расхаживал он под окном избы, около которого сидела с работой мать, изредка на него поглядывая».

Именно поэтому была велика роль дедушки и бабушки, которые стремились передать детям полезные знания. Часто это делалось через народные сказки, в которых рассказывалось об опасностях, исходящих от огня, рек и лесов. Так страх перед водяным, серым волком или другими «злыми героями» являлся своеобразным психологическим тормозом для вездесущего деревенского мальчишки, зачастую представленного самому себе. Зато с девяти-десяти лет его можно было встретить одного в лесу, в поле, он ходил в соседнее село и возвращался иногда поздно ночью без всякого страха.

Духовное воспитание

Весь процесс воспитания в многодетной семье был подчинен установлению правильных, добрых и здоровых отношений сотрудничества и поддержки.

До семи лет это были сказки, — все мы помним поучительную и захватывающую историю о сестрице Аленушке и братце Иванушке. Более взрослым детям читали жития святых. В первую очередь вспоминали Георгия Победоносца и Алексея Божьего человека, воплотивших идеальные черты святости, героизма и смирения.

Источник:
Почему раньше в семьях было много детей
ДОСТОЙНАЯ ЖИЗНЬ НА ПЕНСИИ
http://mypensiya.mirtesen.ru/blog/43117564122

Почему раньше в семьях было много детей

Внук спрашивает деда:
— Дед, а почему раньше рождалось детей много, а сейчас по одному на семью?
Дед отвечает:
— Потому что раньше целовали в губы, а ебали в пизду, а сейчас все наоборот.

Ой вот не надо писю не лизал не мужик! !

Внук спрашивает деда:
— Дед, а почему раньше рождалось детей много, а сейчас по одному на семью?
Дед отвечает:
— Потому что раньше целовали в губы, а ебали в пизду, а сейчас все вейперы.

Внук спрашивает деда:
— Дед, а почему раньше рождалось детей много, а сейчас по одному на семью?
— Не знаю, — ответил дед, облизывая брови.

Внук спрашивает деда:
— Дед, а почему раньше рождалось детей много, а сейчас по одному на семью?
Дед отвечает:
— Потому что восемь миллиардов человек, тебя вот тоже надо было абортировать

Ебет как-то дед внука и приговаривает: «Видишь теперь, почему сейчас много детей не рождается»

Внук спрашивает деда:
— Дед, а почему раньше рождалось детей много, а сейчас по одному на семью?
Дед отвечает уклончиво: мол, иди ты на хуй.

Внук спрашивает деда:
— Дед, а почему раньше рождалось детей много, а сейчас по одному на семью?
Ничего не сказал дед, лишь подвернул языком штаны

Внук спрашивает деда:
— Дед, а почему раньше рождалось детей много, а сейчас по одному на семью?
Дед отвечает:
— Понимаешь, внучок, причины низкой рождаемости часто видят в «низком уровне жизни», «разрушении семейных ценностей», «бездуховности» и т.п. В качестве позитивного примера иногда приводят мусульманские страны, где «рождаемость растет». В действительности все это неверно.

Как показывают данные статистики, низкий уровень жизни к уменьшению рождаемости не имеет никакого отношения. Как раз наоборот, бедные страны, имеют более высокую рождаемость по сравнению с богатыми. Точно также внутри одного общества рождаемость среди богатых граждан в большинстве стран ниже, чем среди бедных. Обеспеченность жилищными условиями, как показывает статистика, также не влияет на рождаемость.

Все разговоры о бедности, как причине нежелания рожать детей, имеют чисто психологическую подоплеку. Человеку некомфортно признаться, что он не хочет заводить детей из эгоистических побуждений ? поэтому в ход идут аргументы о материальном неблагополучии. К примеру, один из православных благотворительных фондов предлагал существенную материальную поддержку бедным семьям, в которых женщина решила сделать аборт. Подавляющее большинство женщин отказались.

Причины снижения рождаемости действительно имеют материальную подоплеку, однако дело совсем не в бедности.

«Кризис семьи» также не является причиной снижения рождаемости. Как известно, традиционные виды семейных отношений подверглись наибольшим изменениям в странах Скандинавии, где в настоящее время порядка 50% детей рождается вне брака. Тем не менее, рождаемость в скандинавских странах не ниже среднеевропейского уровня и существенно выше, чем в Японии, в которой семейные отношения подверглись трансформации лишь в слабой степени. К примеру, Исландия — одна из немногих развитых стран, где уровень рождаемости обеспечивает воспроизводство поколений (выше двух детей на женщину), но при этом почти две трети детей рождается вне брака.

С «упадком духовности» ? аналогичная ситуация. К примеру, рождаемость в таких «высокодуховных» странах, как Иран и Тунис опустилась ниже уровня простого воспроизводства поколений. В Иране рождаемость сейчас ниже чем в «бездуховной» Америке и такая же, как в «антисемейной» Франции. Еще 30 лет назад высокую рождаемость в южных странах Европы связывали с более высокой религиозностью. Теперь же рождаемость в этих странах опустилась ниже среднеевропейского уровня. Аналогично, резкий спад рождаемости идет сейчас в Латинской Америке, Египте, Алжире, Марокко — странах весьма религиозных.

Межрелигиозные различия также не играют определяющей роли. В Индии мусульманская часть населения имеет более высокую рождаемость, чем индуистская, но специальные исследования показали, что мусульманские и индуистские семьи равного социального положения и материальной обеспеченности имеют равную рождаемость (т.е. религиозность сама по себе не заставляет больше рожать, а лишь препятствует социальной адаптации, что приводит к бедности и большей рождаемости). Сохранение высокой рождаемости в Пакистане не есть результат действия религиозных установок, а лишь результат отставания в развитии ? свыше половины населения этой страны неграмотно.

Религиозно-культурные факторы способны задержать развитие общества, а значит и отсрочить демографический переход. Расплачиваться за это приходится отставанием от более развитых стран и экономической зависимостью от них. Но если развитие все-таки происходит, то рождаемость падает независимо от религиозных убеждений.

Во всех мусульманских странах, достигших определенного уровня развития, рождаемость резко падает. Например, если в 1965 году в Тунисе на одну женщину приходилось в среднем 7 детей, то в 1995 году их стало 3, а сегодня ? 1,75. Похожие процессы идут и в России ? в Дагестане рождаемость упала с 5,5 в 1960г. до 2,05 сейчас. Очень высокая рождаемость сохраняется среди коренного населения Саудовской Аравии, но в реальной экономике там работают, в основном, приезжие. Коренные саудовцы сохраняют свой традиционный и «многодетный» образ жизни исключительно за счет нефтяных доходов.

Единственное, от чего зависит уровень рождаемости, — это степень развития страны. Те страны, где большинство населения зарабатывает на жизнь вне сельского хозяйства (причем именно интенсивно работает, а не живет за счет нефти), неизбежно снижают рождаемость. Низкая рождаемость наблюдается во всех странах, где доминирует индустриальный и постиндустриальный тип экономики.

В традиционном аграрном обществе дети рассматривались, прежде всего, как дополнительные рабочие руки в хозяйстве. Поэтому рождение детей имело экономический смысл, поскольку люди работали с раннего детства. В условиях натурального хозяйства увеличить суммарный доход семьи можно было, как правило, только одним способом ? создавая новых работников путем рождения детей. Именно материальная выгода налич

Источник:
Почему раньше в семьях было много детей
Внук спрашивает деда: — Дед, а почему раньше рождалось детей много, а сейчас по одному на семью? Дед отвечает: — Потому…
http://baneks.site/%D0%B2%D0%BD%D1%83%D0%BA-%D1%81%D0%BF%D1%80%D0%B0%D1%88%D0%B8%D0%B2%D0%B0%D0%B5%D1%82-%D0%B4%D0%B5%D0%B4%D0%B0-%D0%B4%D0%B5%D0%B4-%D0%B0-%D0%BF%D0%BE%D1%87%D0%B5%D0%BC%D1%83-%D1%80%D0%B0%D0%BD%D1%8C%D1%88%D0%B5-%D1%80%D0%BE%D0%B6%D0%B4%D0%B0%D0%BB%D0%BE%D1%81%D1%8C/

Почему раньше в семьях было много детей

Об отношении к многодетности в обществе написано и сказано многое. Кто-то нормально воспринимает семью, в которой больше трех детей, кто-то — раздраженно смотрит вслед, бормоча классическое «нарожали!» Но наиболее нервно и болезненно воспринимает современных многодетных поколение нынешних «бабушек».

Нынешнее поколение бабушек, активно отрицающих многодетность, знают ее по своему детскому опыту или опыту своих родителей. Это живые воспоминания о многодетности в очень тяжелых условиях, вызванных последствиями революций, гражданской войны, коллективизации, репрессиями.

В разных городах, с разным воспитанием и уровнем образования они мыслят и говорят о многодетности одинаково — агрессивно. Почему так происходит, пытается разобраться психолог, мать 10 детей Екатерина Бурмистрова.

Представители поколения, родившегося после войны, в конце сороковых, в пятидесятые, начало шестидесятых годов — сами, как правило, не единственные в семье. Было много людей из действительно больших семей. И уж тем более их родители (десятых, двадцатых годов рождения прошлого века) — почти все из многодетных семей.

То есть нынешнее поколение бабушек(тех самых, которые родились примерно в пятидесятые), активно отрицающих многодетность, знают ее по своему детскому опыту или опыту своих родителей. Это живые воспоминания о многодетности в очень тяжелых условиях, вызванных последствиями революций, гражданской войны, коллективизации, репрессиями, событиями Великой Отечественной. Тяжелый быт в коммуналках, переезды…

У каждого в багаже — история про то, почему не надо иметь много детей, основанная на том, как страшно было во время Великой Отечественной, как тяжело — после нее. Спасение от немцев, гибель отца на фронте (или — в сталинских лагерях), когда пришлось матери тянуть пятерых детей — это же не отдельные случаи, что-то подобное происходило почти в каждой семье. У прабабушки моей знакомой было тринадцать детей. Семью, у которой было крепкое хозяйство, раскулачили. Десять детей погибло. Прабабушка одна подняла оставшихся детей. Ни у кого из них уже не было много детей. И дальше — по цепочке.

Фото: Oleksandra, photosight.ru

Бабушка другой знакомой — младшая среди пятерых детей. Ее отца — крепкого крестьянина — раскулачили и расстреляли, мать пошла на заработки и сгинула. Детям пришлось выживать самим. И став взрослым они родили по одному-два ребенка… Представителей того самого поколения, которое сейчас многодетность отрицает.

То есть их отрицание многодетности — не теоретические воззрения, а — гораздо глубже. Память, закрепленная в поколениях о том, как нельзя справиться с ситуацией.

У следующих поколений появилась формулировка «мы не могли себе этого позволить». Именно с послевоенного поколения активно начались аборты.

— Неужели память поколений так сильна? Ведь дети, родившиеся в 50-60-е годы не испытали таких лишений, что их родители, их бабушки, дедушки. Тем более, когда они сами начали рожать своих детей, чаще одного, реже — двух, ситуация в стране была достаточной стабильной…

— Кроме этой памяти было еще много чего: разрушение культурных кодов, исчезновение деревенского быта. В принципе, в городской среде не нужно много детей, от них только одно неудобство. Это в крестьянской семье, которая живет натуральным хозяйством, чем больше рук, тем лучше. Сельское население сильно сократилось после коллективизации, после войны.

А в городской много детей — нарушение нормы. Квартиры маленькие, общественный транспорт явно не удобен для того, чтобы перевозить семьи с несколькими детьми, детей нужно водить на кружки, а когда их (детей) много — это уже не просто, дети сами не гуляют, лишь «выгуливаются» со взрослыми…

К тому же — уменьшилась детская смертность, и если раньше люди, рожая детей, не знали, сколько их доживет до взрослого возраста, то теперь у них появилась какая-то уверенность: «вот родим одного, и он у нас будет…» Раньше рожали 10, выживало 4, сегодня, несмотря на то, что наше здравоохранение занимает в мировых рейтингах низкие строчки, детей умирает гораздо меньше.

Сейчас ребенок — это такой долгосрочный проект, который должен быть успешным. У родителей — масса обязательств, чтобы вложить в ребенка максимум. Раньше не было такого чувства, что родители детям что-то должны.

Понятно, что многодетность нынешних молодых, чаще православных, граждан, очень может раздражать старшее поколение. Мне кажется, в их ощущениях — и чувство вины, и осознание, что ведь ничего уже не вернуть, не изменить, детородный возраст прошел. И нынешние многодетные делают то, от чего их мамы и бабушки отказались. И потому — неприятие, до остроты, многодетности.

И — начинается: «Вы ведь не справитесь, мы еле одного на ноги поставили!».

У людей этого поколения накрепко засели в голову мысли по поводу того, как нужно справляться с детьми, что им нужно отдавать все внимание. Отчасти это от того, что они сами недополучили подобное.

Нынешним многодетным, которые были или единственными детьми в своей семьи, или имели брата или сестру, приходится на собственном опыте узнавать, что такое многодетность.

У нас дом под Козельском, и вот как-то, когда у меня родился только третий или четвертый ребенок, я иду по улице, на лавочке сидит старушка. И она мне говорит: «Деточка, да что ж ты делаешь! Ты же сама не съешь и им не дашь!» Действительно искренне переживающая бабушка была в своей семье пятым ребенком и очень хорошо помнит свое нелегкое детство.

В той же деревне молочница — двенадцатый ребенок. У нее — одна дочка, которая родила ей одну внучку. Будучи двенадцатой в семье, пережив невероятные лишения, она внутренне сделала вывод, что жить, поднимать детей — это невероятно тяжело. Ведь речь тогда шла не о том, смогут ли дети получить высшее образование. Нужно было как-то всех прокормить… И став взрослой, она решила, что ее дети не должны так нуждаться. Потому — родила одного ребенка, чтобы дать ему все «по высшему разряду». Цепочка пошла дальше.

Таких историй — множество. Те, кто был пятым, двенадцатым в окловоенные годы, родили по одному ребенку. И не потому, что их родительские семьи были плохие. Наоборот, в семьях чаще были прекрасные отношения. Просто катаклизмы XX века очень ударили по семье. Многие семьи пережили потерю близких, семьи переехали из деревни в город, из одной части страны — в другую, что привело к утрате общих родственных связей, поддержки со стороны большой семьи —бабушек-дедушек, братьев-сестер, дядь-теть и так далее.

— По одному — два ребенка принято рожать и в странах Европы…

— Да, изменение подхода к воспитанию — общеевропейский процесс. Хотя за рубежом не было таких культурно-исторических сломов, как у нас… Сейчас родителям нужно не просто дать жизнь ребенку, как это было у наших бабушек. Ему обязательно следует еще дать образование, квартиру, машину….

Нынешние многодетные, в большинстве случаев, это все детям дать не могут. И поэтому они — нарушители, которые пытаются вернуться к тому, что было до войны. Они нарушители сложившийся культурной традиции, согласно которой ребенок — получатель всех благ семьи.

Сейчас все меньше мы можем увидеть ситуацию советских фильмов 50-х годов, когда молодая девушка приезжала в Москву с имуществом, состоящим из одного чемоданчика. Она сама выходила в большую жизнь, получала профессию. Сейчас, если родители не обеспечили обучение в институте, отдых заграницей два раза в год и отдельное жилье, они оцениваются как плохие родители. Причем речь — уже о выросшим ребенке. А нынешние многодетные как будто все это отрицают, своей жизнью словно бросают вызов окружающим.

Мне кажется, люди, которые рожают по многу детей, поняли, ухватили что-то такое, какую-то другую суть. Это следующий шаг после слома традиции многодетности. Или это какой-то другой шаг. Современная российская многодетность — неисследованное явление.

И оно вызывает отторжение. Потому что это не норма, «не по-нашему». Еду как-то в лифте, и женщина из подъезда спрашивает: «Так вы мама этих детей? Как же так, вы же русская женщина?!»

— В семидесятые годы государство вроде поддерживало многодетных, давало медали, звания. То есть, по идее, повышало престиж. Но престиж так и не рос. Почему?

— Проблема, которую мы обсуждаем, очень многопластова, с глубокими социальными корнями. Православное меньшинство, которое решается рожать, является нарушителем естественного движения социальных процессов. Притом я не говорю, что это прогресс. Скорее — речь о регрессе. У нас же стремительно сокращается население: короткой продолжительность жизни, низкая рождаемость. Депрессия нации.

Дети, которых мы рожаем, по сути, никому не нужны.

Идешь по улице, и детям никто не радуется, никто не улыбается, реагируют с раздражением.

Причем негативное отношение к детям в нашем обществе — несознательное. Маленькие дети, в основном, раздражают.

Если вы поедете в метро с маленьким ребенком и он начнет капризничать, у восьмидесяти процентов взрослых людей будет реакция: «Какой невоспитанный, он нам мешает ехать!» Мало кто посмотрит с сочувствием, с пониманием.

В других странах, не обязательно далеких, отношение другое. Например, в Сербии, или в восточных странах, которые входили в состав Союза. Для них дети — это что-то радостное, не обременяющее.

Почему у нас все иначе? Может быть, особенности национального характера, который воспитывается в достаточно суровых климатических условиях? А может быть потому, что распространено воспитание в семье одного — двух детей. То есть период, когда человек соприкасается с маленькими детьми, получается довольно коротким. Пять — семь лет, и ты уже «отстрелялся», младенцев близко не видишь…

К тому же увеличивается возраст, когда начинают рожать. Поколение менеджеров сначала заработают на квартиру, состоятся в профессии. Потом — родили, в детский сад отдали, на работу вышли и — все.

Когда вышла моя книга о беременности, муж стал предлагать: «Давай подарим одним знакомым, другим». А я, несмотря на то, что в моем окружении много многодетных, рожающих, понимаю, что многие из перечисленных им вряд ли когда еще родят, и дарить им книгу даже как-то неудобно.

У нас очень много людей, которые далеко от детей, забыли, какими может быть их поведение, реакции.

Еще жестко реагируют на детей те, кто делал аборты.

— Поколение родителей — не рожали много детей. Их дети — пытаются рожать. То есть в каком-то смысле — вновь нет связи поколений?

— В этом смысле преемственность налицо. Ведь на самом деле многодетные — узкая прослойка, а не массовое явление в обществе. И в основном — речь о Москве, где уровень жизни — выше, и где больше единомышленников, понимающих, что на самом деле дети — это благо.

В провинции ситуация иная.

И количество многодетных семей в целом по России не увеличивается

Источник:
Почему раньше в семьях было много детей
Оботношении кмногодетностивобществе написано исказано многое. Кто-то нормально воспринимает семью, вкоторой больше трех детей, кто-то— раздраженно смотрит вслед, бормоча классическое «нарожали!» Нонаиболее нервно иболезненно воспринимает современных многодетных поколение нынешних «бабушек»…
http://www.dar-rogdeniya.ru/2012/11/26/semya/narozhali-pochemu-ne-lyubyat-mnogodetnyh

COMMENTS