Отношение родителей к образованию

Отношение родителей детей дошкольного возраста к качеству образования в детском саду

Отношение родителей детей дошкольного возраста к качеству образования в детском саду

Отношение родителей детей дошкольного возраста к качеству образования в детском саду

Настоящий исследовательский проект реализован Московским центром качества образования Департамента образования города Москвы при участии Института социологии образования РАО. Исследование направлено на выявление мнений о качестве образования трех групп респондентов: учителей московских образовательных учреждений; родителей московских школьников; родителей детей, воспитывающихся в дошкольных образовательных учреждениях.

Данный социологический опрос представляет собой второй этап мониторингового исследования, посвященного проблемам качества образования. На первом этапе мониторинга (в августе 2007 года) был проведен опрос 128 учителей и 188 родителей московских школьников.

Разработанная анкета для родителей дошкольников представляет собой, с одной стороны, новый (пилотажный) инструмент, а с другой — составляющие ее вопросы были неоднократно апробированы в ряде социологических исследований, проведенных Институтом социологии образования РАО.

Как и на первом этапе мониторинга, в 2008 году социологический опрос был проведен среди посетителей ежегодной «Школьной ярмарке «От А до Я» в Манеже», проходившей в период 15–28 августа в Москве. В итоге общую выборку исследования составили 464 респондента, среди которых 145 респондентов — учителя московских школ; 161 респондент — родители учащихся школ; 158 респондентов — родители детей дошкольного возраста, воспитывающихся в дошкольных образовательных учреждениях.

Данный раздел направлен на выявление мнений родителей о ценностных приоритетах в деятельности современной школы.

Удовлетворенность родителей различными аспектами деятельности детского образовательного учреждения и отношение к условиям качественного образования

Отвечая на вопрос об удовлетворенности детским садом (Нравится ли Вам детский сад, который посещает(ал) Ваш ребенок?), подавляющее большинство родителей (64,7%) указывают, что детский сад им «нравится и все в нем устраивает». Наряду с этим заметим, что каждый третий (31,4%), оценивая в целом позитивно деятельность детского сада, склонен указывать на отдельные недостатки. И, наконец, явно выраженных негативных оценок («детский сад меня абсолютно не устраивает») немного – 3,8%.

Вместе с тем стоит отметить, что негативные оценки, касающиеся деятельности детского сада, встречаются существенно чаще в группе родителей с высоким образовательным статусом. Так, например, если высокообразованные родители выбирают вариант «детский сад меня абсолютно не устраивает» в 6,7% случаев, то среди родителей со средним и средним специальных образованием таких ответов нет вообще (р?0.04).

С целью уточнения удовлетворенности родителей различными аспектами деятельности детского сада им предлагалось оценить по пятибалльной шкале (1 – «явно неудовлетворительно», 5 – «очень хорошо») условия реализации воспитательного процесса в детском саду, который посещает их ребенок. Полученные материалы показывают, что в целом родители дают позитивные оценки. Так, качество работы педагогов с детьми оценивается в 4,1 балла, качество питания ребенка – 4,1 балла, санитарно-гигиенические условия содержания ребенка в детском саду – 4,0 балла, качество медицинских услуг – 3,9 балла и, наконец, материальная оснащенность детского сада – 3,9 балла. Таким образом, родители оценивают условия содержания их ребенка в детском саду как «хорошие».

Наряду с приведенными выше средними балльными оценками, стоит более детально рассмотреть, какова доля тех родителей, кто дает сдержанные или выраженные негативные оценки, – оценки от 3 баллов и ниже по предложенной пятибалльной шкале. Подобный анализ показывает, что картина оказывается не столь благополучной, как она выглядит на первый взгляд. Действительно, если качеством питания в целом удовлетворены 16,3% отпрошенных родителей, то качеством работы педагогов недовольны уже 18,8%, т. е. каждый пятый родитель. Не удовлетворены санитарно-гигиентическими условиями содержания ребенка 21,1%, а материальной оснащенностью детского сада – 26,7%. Каждый третий роди,0%) дал весьма негативную оценку качеству медицинских услуг, предоставляемых в дошкольном учебной учреждении.

Помимо оценки родителями реальных условий воспитания своего ребенка, важно рассмотреть и их представления о тех условиях, которые необходимы для обеспечения качественного образования в современном детском саду (см. таблицу 22).

Таблица 22. Мнения родителей детей дошкольного учреждения об условиях, необходимых для обеспечения качественного образования в современном детском саду (%)

Условия, обеспечивающие качество образования

Высокий профессиональный уровень педагогов

Обеспечение психологического комфорта детей в воспитательном и образовательном процессе

Высокий уровень материально-технической оснащенности детских садов (наличие развивающих игр, оснащенность спортивного зала и пр.)

Использование новых педагогических технологий в обучении и воспитании

Обеспечение безопасности и здоровьесбережения детей в дошкольном образовательном учреждении

Пересмотр содержания воспитательных и обучающих программ

Участие общественности и родителей в образовательном процессе

Привлечение внебюджетных финансовых средств в детский сад

Из представленных в таблице данных видно, что в качестве важных условий, которые позволят повысить качество образовательного процесса в детском саду, родители выделяют следующие: «высокий профессиональный уровень педагогов» (63,4%), «обеспечение психологического комфорта детей в воспитательном и образовательном процессе» (54,2%), «использование новых педагогических технологий в обучении и воспитании» (47,1%) и «обеспечение безопасности и здоровьесбережения детей в дошкольном образовательном учреждении» (30,1%).

В ходе анализа данных было выявлено, что сегодняшние родители дошкольников явно недооценивают роли родительского соуправления в процессе обеспечения качественного образования, а также его возможностей при корректировке содержательных аспектов образовательного процесса и решении финансовых вопросов, связанных с привлечением дополнительных денежных средств в ДОУ. Лишь 9,2% опрошенных родителей отметили «участие общественности и родителей в образовательном процессе» в качестве важного аспекта качественного образования. В целом отмеченный результат свидетельствует о том, что необходимо уделять больше внимания развитию системы родительского соуправления в дошкольном образовательном учреждении.

Сравнение мнений родителей разного возраста по данному вопросу показало, что основные различия здесь прослеживается относительно такого варианта ответа, как «привлечение дополнительных внебюджетных финансовых средств в детский сад». Если в группе родителей старше 40 лет доля указавших на важность данного условия для обеспечения качественного образования составила 17,4%, то в группах моложе 30 лет и от 30 до 40 лет – таких оказалось всего 4,2 и 4,4% соответственно (р?0.03).

Оценка родителями качества образовательных услуг в ДОУ

С целью выявления удовлетворенности родителей качеством образовательных услуг, предоставляемых в детском саду, в ходе опроса их просили оценить содержание занятий, проводимых с их ребенком. В целом полученные материалы показали, что более половины респондентов отметили, что «объем содержания занятий вполне адекватен возрасту ребенка» (56,5%). Тем не менее каждый третий опрошенный дал негативные оценки содержанию занятий (29,2%). Причем из них 20,1% указали, что «объем содержания занятий недостаточен для детей данного возраста», а 9,1% зафиксировали, что занятия наоборот «слишком перегружены содержанием и не соответствуют возрасту ребенка». В то же время следует обратить внимание на то, что почти каждый седьмой родитель не смог оценить содержание занятий, поскольку плохо представляет себе, как они проходят (14,3%).

Особым образом проявляется влияние социально-стратификационных факторов на мнения родителей. Так, родители из слабых по своему социальному статусу групп (со средним образованием, малообеспеченные) чаще, по сравнению с родителями с высшим образованием и высоким материальным достатком, отмечают, что они плохо представляют, как проходят занятия с их ребенком в детском саду, и в поэтому не могут оценить их. Эти данные объясняют и закономерность другой выявленной нами тенденции, которая заключается в том, что родители из слабых социальных групп чаще затрудняются с оценкой адекватности содержания занятий возрасту их ребенка. Приведенные тенденции отображены на рисунке 10.

Рисунок 10. Оценка содержания занятий, проводимых с ребенком в детском саду, родителями из разных социальных групп (%).

Обращение к вопросу об удовлетворенности родителей формой проведения занятий в детском саду показывает, что здесь доля тех, кто «вполне удовлетворен» ею, оказывается несколько выше, чем при оценке содержания занятий – 64,6%. Процент мало удовлетворенных формой проведения занятий составил 21,3%, а тех, кто вообще ею не удовлетворен – 21,3%. Плохо представляют, как проходят занятия и не могут их оценить, 8,6% опрошенных респондентов. Причем интересно, что доля плохо информированных о формах проведения занятий наиболее высока в группе родителей старше 40 лет (26,1%). Среди родителей моложе 30 лет таких всего 6,8% (р=0.02).

Помимо общей оценки удовлетворенности качеством занятий с ребенком мы просили респондентов оценить по пятибалльной шкале (1 – «неудовлетворительно», 5 – «очень хорошо») качество обучения их ребенка на занятиях в детском саду по отдельным направлениям: развитие речи, обучение грамоте, развитие элементарных математических представлений, формирование представлений о природе, конструирование, эстетическое развитие, физическая культура, патриотическое воспитание (см. таблицу 23).

Таблица 23. Оценка родителями качества обучения их ребенка на занятиях в детском саду по отдельным направлениям (средний балл)

Источник:
Отношение родителей детей дошкольного возраста к качеству образования в детском саду
Отношение родителей детей дошкольного возраста к качеству образования в детском саду Отношение родителей детей дошкольного возраста к качеству образования в детском саду Настоящий
http://pandia.ru/text/78/044/26809.php

Отношение родителей к образованию

Отношения школы современной семьи в вопросах образования детей

Родители учащихся становятся все более активными заказчиками образовательных услуг, обладающими собственным пониманием качественного и полезного для своего ребенка школьного образования. Именно заказчиками, но не партнерами и участниками самого процесса. Объективность их выбора школы и вуза для своего ребенка, важных и не очень учебных предметов, отношение к полученным оценкам и проблемам школы заставляет думать, что большинство из них к образованию относится на уровне обыденных представлений, не вникая в сложные педагогические споры и рассуждения.

Современная семья часто упрекается школьными педагогами (78 % из них) в недостаточном внимании к школьным проблемам их детей. Около 70 % родителей недостаточно высокого мнения о профессиональных и личностных качествах школьных учителей.

Создается ощущение, что родители затаили со своих юношеских лет «досаду» на школу, понимая, при этом, что без школы жить станет невозможно, ведь ребенка надо куда-то деть на время работы. Но это их ребенок и его необходимо защищать, в том числе и от «вредных училок».

Насколько обоснованы эти взаимные упреки? Что в них от общего раздражения жизненными трудностями, а что — объективные процессы, происходящие как со школой, так и с семьей? Для ответа на эти вопросы потребуется разобраться в том, какие изменения испытывает современная российская семья.

В сегодняшней России социологи условно выделяют три типа семьи. Во-первых, это авторитарная традиционная семья (жена зависит от мужа, дети — от родителей, дети воспитываются в условиях подчинения родительской воле).

Во-вторых, это детоцентристская семья, переход к которой в нашей стране происходил с 50-х годов (в странах Европы — с XIX века). Это семья с 1-2 детьми, в которой на детей тратится от 1/3 до 1/2 семейного бюджета, а родительское отношение к ним лучше всего характеризуется словом «опека». В-третьих, с 70-х годов у нас начинает проявляться европейская супружеская семья, связанная не столько отношениями родства и родительскими обязанностями, сколько отношениями супружеского партнерства.

Иначе говоря, семья заводится не только ради детей, и взрослые не собираются полностью жертвовать своими интересами ради них. Такая семья пытается создать и партнерские отношения между детьми и взрослыми. Члены такой семьи часто независимы в своих интересах, потребностях, здесь мало выработанных правил и контроля. Как бы ни относиться к этим типам семьи, но опыт Запада показывает, что возврат к авторитарной семье маловероятен. Постепенно она и детоцентристская семья будут вытесняться современной партнерской. Но это не означает, что в ближайшие годы будут забыты основные модели современного семейного воспитания — диктат, опека, отчуждение детей. История семьи не определяет полностью стиль семейного воспитания. Поэтому школа сегодня может пониматься и как центр педагогического просвещения родителей. Той функции, которую современная школа чаще всего не может и не хочет на себя брать.

Достаточно представить себе фантастическую ситуацию полной финансовой, материально-технической и моральной поддержки нынешней отечественной школы государством. Есть высокие (на уровне всего общества) зарплаты педагогов, школа насыщена техническими средствами и выглядит как процветающий офис, работа педагога считается одной из самых престижных, а правительство громогласно заявляет (в очередной раз), что без образования у страны нет будущего. Будет ли необходима такой школе поддержка родителей — спонсорская, делами, пониманием? Вряд ли. В лучшем случае, родителей будут раз в четверть вызывать на собрание, чтобы «взгреть» за успеваемость и поведение ребенка. [30]

А вот в реальных условиях на эту поддержку все-таки надеются (вдруг родители «прозреют» и начнут помогать школе?), а ее отсутствие очень удобно объясняет, почему школа не может решить многие чисто педагогические проблемы. Надеяться, что родители начнут помогать школе из соображений альтруизма или поймут пользу школы, не приходится. Для родителей школа — государственное учреждение с профессионалами, обязанными заниматься их детьми (насколько успешно — другой вопрос). Поэтому можно еще много десятилетий выражать индивидуально или коллективно свою любовь к школе и ее замечательным педагогам в ходе торжественных актов и в СМИ, легче школе и педагогам от этого не станет. Эта школа «чужая» для родителей, но другой, в большинстве случаев, для них и их детей нет. [12]

Имеются классификации современной семьи. [8] Ее подразделяют на:

молодую семью с присущими ей проблемами жилья, отношений с родителями, взаимных отношений, детей, недостатка средств и поиска дополнительных источников доходов, с большой вероятностью развода;

материнскую семью (семьи матерей-одиночек). Чаще среди них встречаются матери, работающие либо в сфере неквалифицированного тру да, либо имеющие высшее образование;

многодетные семьи подразделяются на сознательно выбравшие этот вариант и семьи, где не запланировано родились двойни-тройни, семьи, возникшие от слияния двух неполных семей (отец с детьми, мать с детьми), семьи, где дети являются средством получения социальных льгот.

Особое значение принадлежит молодым семьям, имеющим детей школьного возраста. На создание семьи сегодня больше ориентированы женщины. Мужчины чаще стремятся получить лишь партнера для секса, женщины, реже, — «спонсора», на содержании которого будут находиться она и дети. Большое распространение получил «гражданский брак» в форме взаимовыгодного неформального соглашения.

Таким образом, современная российская семья в условиях кризиса перестает играть для человека роль места общения и поддержки. Все это, несомненно, сказывается на отношении к детям.

Социологами замечено, что более критически относятся к своим детям те родители, которые не участвуют серьезно в их воспитании. Наоборот, те из них, кто проверяет задания, интересуется детской жизнью, оценивают своих детей более объективно. В целом, лишь 15 % родителей склонны нести личную ответственность за недостаточное воспитание своих детей, остальные списывают неудачи на недостаток способностей детей и неудачную работу школы.

Отношение родителей к школе таково.63 % — за существование разных типов школ, но 60 % видят главную задачу школы только в обучении и лишь 15 % — в воспитании. Высокий уровень знаний, получаемых ребенком при благоприятном отношении со стороны учителей — критерий родительского удовлетворения школой. Лишь 10 % родителей приемлют наказания в школе. Родители сформировали за последние 10 лет устойчивый набор котирующихся у них образовательных областей (экономика, право, информатика, иностранный язык). Они не готовы сегодня всерьез помогать школе, прийти туда лишний раз.42 % готовы участвовать в уборке класса, 31 % — принять дома одноклассников своего ребенка,20 % — провести занятия по интересующей родителей теме с ребятами класса, где учится их ребенок. Около 50 % родителей отрицательно относятся к развитию платных образовательных услуг в школе, при этом около 30 % понимают их неизбежность. [12]

Взрослые озабочены решением материальных проблем, и дети все более предоставлены сами себе, что заставляет родителей перекладывать на школу ответственность и за детский досуг. Тенденция к росту неполных и социально неблагополучных семей в обществе, видимо, будет сохраняться. Проблемы матерей-одиночек (по материалам социологических опросов), больше связаны с вопросами материального обеспечения ребенка, нежели с его воспитанием и школой. Только каждая четвертая женщина этой категории надеется на будущий брак, то есть, большинство рассчитывает на себя. Поэтому они не видят для себя возможности овладевать педагогическими знаниями.

Социологами исследовались взгляды на семью не только родителей, но и детей. [24] Вот итоги:

— Чем старше дети, тем менее значимым и эмоционально светлым видится им пребывание в семье.

— Дети сегодня слабо включены в жизнь семьи, плохо представляют свои обязанности, но чутко ощущают главенство в семье, степень ее конфликтности, настроение родителей.

— Ответы детей и анкеты родителей фиксируют относительную скудость педагогических приемов современного семейного воспитания. Большинство бесед — основного приема — сводится к вопросам учебы. Родители культивируют послушание и подчинение как основные детские достоинства. Высок уровень наказаний и неоправданных поощрений, компенсирующих недостаток родительского внимания.

Все вышесказанное приводит к выводу о сокращении ценности детства в семье. Существенным является противоречие между занятостью родителей и необходимостью для детей психологического комфорта и общения с родителями. Семья все меньше служит психологическим убежищем для ребенка.

История российской педагогики показывает, что в России долгое время формировалось отношение только к школьному воспитанию как полноценному в сравнении с воспитанием домашним. Социальная занятость родителей в советскую эпоху породила растущий от поколения к поколению педагогический инфантилизм родителей, перекладывание ответственности за воспитание на школу. Школа же традиционно использует воспитание и обучение словом, под которым часто подразумевается абсолютно неэффективное «чтение детям морали». Школа не может стать для ребенка домом, семьей, в лучшем случае, это будет хороший детский дом. Школа готовит ребенка к встрече с социумом, семья же смягчает для ребенка этот, порой болезненный, процесс, создавая (в идеале) ребенку эмоциональный комфорт, недостижимый в массовой школе. Попытка их подменить друг друга обречена на провал, ибо их социально-педагогические роли различны.

Выводы к I главе

Возможными сферами совместной работы школы и родителей сегодня могут стать:

1. Работа по познанию подростком себя, круга своих интересов (понимаемая не только как профориентация).

2. Поощрение детских инициатив в общественно-полезной деятельности при поддержке родителей.

3. Всестороннее и грамотно выстроенное педагогическое просвещение родителей по всему спектру проблем современной молодежи.

4. Совместное с родителями индивидуальное психологическое диагностирование и консультирование подростков в рамках психолого-педагогического консилиума.

Источник:
Отношение родителей к образованию
Отношения школы современной семьи в вопросах образования детей Родители учащихся становятся все более активными заказчиками образовательных услуг, обладающими собственным пониманием
http://studbooks.net/1895558/pedagogika/otnosheniya_shkoly_sovremennoy_semi_voprosah_obrazovaniya_detey

Отношение родителей к обучению дошкольников

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УО «БРЕСТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра психологии развития

Отношение родителей к обучению дошкольников

студентка 4-го курса

Глава 1 Теоретические основы становления и развития родительских позиций

    1. Представления родителей о ребенке и о своей роли в его жизни………5
    2. Родительская позиция как система отношений родителя……………….8
    3. Типология родительских позиций……………………………………….14
    4. Влияние типа родительского отношения на готовность к школьному обучению у детей дошкольного возраста……………………………… 20

Глава 2 Эмпирическое исследование по изучению отношения родителей к обучению детей среднего и старшего дошкольного возраста

2.1. Изучение потребностей и ожиданий родителей в обучении детей среднего и старшего дошкольного возраста с помощью анкетирования…………………………………………… ………………………24

2.2. Изучение отношения родителей к образу ребенка, потребностям и ожиданиям родителей относительно обучения детей среднего и старшего дошкольного возраста с помощью методики «Родительское сочинение»…………………………………………………… …………………29

Список используемых источников…………………………………………….. 40

Важнейшей задачей системы дошкольного воспитания является всестороннее развитие личности ребёнка и подготовка его к школе. Высокие требования к организации воспитания и обучения интенсифицируют поиски новых, более эффективных психолого-педагогических подходов, нацеленных на приведение методов обучения в соответствие с требованиями жизни. В этом контексте готовность детей-дошкольников к обучению в школе имеет особое значение.

Актуальность проблематики детско-родительских отношений и их влияние на развитие ребенка неоднократно рассматривалась в работах отечественных и зарубежных психологов ( А.С.Спиваковская, М.Ушакова, К.Н. Белогай, А.Я. Варга, В.В. Столин, Р.В. Овчарова, Е.О. Смирнова и др.).

Ценностное отношение родителей к качеству образования детей обусловлено внутренними мотивами, связанными с системой ценностных ориентаций родителей, и внешними условиями, связанными с требованиями социума к интеллектуальному развитию ребенка. Возрастание требований социума к интеллектуальному развитию ребенка оказывает влияние на изменение ценностного отношения родителей к качеству образования. В этом и представляется актуальность темы курсовой работы.

Цель нашего исследования — выявить отношение родителей к обучению детей в среднем и старшем дошкольном возрасте.

Объект исследования – родительская позиция.

Предмет исследования – отношение родителей к обучению детей среднего и старшего дошкольного возраста.

  1. Охарактеризовать представления родителей о ребенке и о своей роли в его жизни.
  2. Выявить типы родительских позиций и их влияние на развитие личности ребенка на основе анализа психолого-педагогической литературы.
  3. Описать влияние типа родительского отношения на готовность к школьному обучению у детей дошкольного возраста.
  4. Изучить потребности и ожидания родителей в обучении детей среднего дошкольного возраста.
  5. Изучить потребности и ожидания родителей в обучении детей старшего дошкольного возраста.
  6. Сравнить потребности и ожидания родителей в обучении детей среднего и старшего дошкольного возраста.

Методы исследования: теоретико-методологический анализ психолого-педагогической литературы по изучаемой проблеме, анкетирование; методика «Родительское сочинение».

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ РОДИТЕЛЬСКИХ ПОЗИЦИЙ

1.1 Представления родителей о ребенке и о своей роли в его жизни

Проблема взаимодействия взрослого с ребенком занимает в психологии одно из центральных мест, это обусловлено осознанием исключительной роли взрослого в развитии ребенка. Как отечественные, так и зарубежные авторы говорят о значимой роли родителей в жизни ребенка, о специальной подготовке близких к выполнению практических функций, подразумевая, что родитель – лучший педагог для собственного ребенка. В настоящее время широкое распространение получили различные модели помощи родителям по организации эффективного взаимодействия с ребёнком (Т. Гордон, Х. Джайнотт, И.М. Марковская) [10].

Создатели моделей основываются на том, что многие родители достаточно хорошо осознают недостатки своей воспитательной системы, но им часто не хватает элементарной психологической грамотности, чтобы решить свои проблемы. При этом не задается вопрос: «Действительно ли родитель знает своего ребенка?», «Действительно ли он лучший педагог?» и что именно родитель может и должен передать ребенку. Конечно, в какой-то мере своего ребенка знают все родители, однако не всегда это знание является систематичным, полным, и не всегда взрослый руководствуется этим знанием в ситуации взаимодействия.

У родителей, погруженных в бытовые проблемы, занятых на работе, поглощенных многочисленными обязанностями, часто не остается времени и сил на совместную деятельность с ребенком. Дефицит общения, взаимодействия приводит к отсутствию четких знаний и представлений о психофизических особенностях ребенка, его интересах и способностях, достижениях и неудачах в процессе развития.

Очевидно, что психическое развитие детей возможно только в условиях взаимодействия с взрослым и во многом определяется характером его отношений с социальным окружением.

По А.Н.Леонтьеву, от этих отношений зависят не только успехи и неудачи ребенка, в них самих заключены радости и огорчения, они имеют силу мотива [11]. Потребности, интересы, склонности личности являются, прежде всего, результатом того, как человеку удается взаимодействовать с совершенно конкретной окружающей средой и насколько эта среда позволяет человеку проявлять его индивидуальность, как в предметной деятельности, так и при взаимодействии с другими людьми. Сущность взаимодействия взрослого и ребенка реализуется в понятии зоны ближайшего развития. С одной стороны, создание взрослым зоны ближайшего развития является условием психического развития ребенка, с другой стороны, переход от уровня ближайшего развития на уровень реального развития и возникновение нового уровня ближайшего развития составляет содержание развития ребенка.

Концептуальная модель взаимодействия взрослого и ребенка, основанная на сущностных характеристиках данной категории предложена И.Е.Валитовой и З.Р.Железняковой [3; 6]. При взаимодействии с ребенком взрослый выступает как носитель культуры и посредник в ее усвоении ребенком, поэтому по своему определению взаимодействие взрослого и ребенка не является взаимосвязью равных участников.

Роль взрослого состоит в том, что он должен так участвовать в совместной деятельности, чтобы организация и регуляция, которую он вначале осуществляет, превратилась бы в саморегуляцию и самоорганизацию ребенка. Для того чтобы взаимодействие носило развивающий характер, взрослый до начала его осуществления должен определить цели и задачи взаимодействия, исходя из двух оснований: уровня наличного развития ребенка, и уровня его ближайшего развития. Цели и задачи могут быть выстроены в зависимости от значимости их реализации для процесса психического развития ребенка. Определение целей и задач развития предполагает ориентацию взрослого в фактах, закономерностях и механизмах психического развития ребенка, и в основных показателях развития в определенном возрасте.

Значимая роль в процессе взаимодействия отводится рефлексивной стороне, которая предполагает формирование образа себя и образа другого как участников и образа ситуации взаимодействия. При этом участник взаимодействия связывает свои воздействия с изменениями, которые происходят в другом, в самом себе и в результатах взаимодействия, что приводит к развитию каждого из участников.

Исходя из вышеописанных теоретических положений, можно утверждать, что на процесс взаимодействия будет оказывать влияние представление взрослых о ребенке, о себе как родителе, а также представление о своей роли в жизни ребенка, то есть значимым становится то, на что ориентируются взрослые в процессе взаимодействия. Поскольку, вступая во взаимодействие с ребенком, значимые взрослые руководствуются разными мотивами, то это задает разный образ ребенка, который впоследствии определяет всю структуру совместной деятельности.

Источник:
Отношение родителей к обучению дошкольников
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ УО «БРЕСТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Кафедра психологии развития Отношение родителей к обучению дошкольников студентка 4-го курса
http://referat911.ru/Psihologiya/otnoshenie-roditelej-k-obucheniju-doshkolnikov/178650-2282441-place1.html

Статья «Формирование партнерских отношений педагога и родителей в современных условиях дополнительного образования»

Статья ««Формирование партнерских отношений педагога и родителей в современных условиях дополнительного образования».

Елисеева Светлана Борисовна,

методист, педагог дополнительного образования

МБОУДОД ДТДМ г.о. Тольятти, Самарская область.

«Формирование партнерских отношений педагога с родителями в современных условиях дополнительного образования»

«Знание приобретешь, никогда не пропадешь».

Проанализировав предыдущий опыт работы с родителями, пришли к выводу, что для сотрудничества, прежде всего, необходимо расширить зону ознакомления родителей с деятельностью творческих объединений отдела, с ролью Дворца в образовательной и общественной жизни района, города. То есть создать своеобразный фундамент. Эта большая работа проводится и педагогами, и методистами отдела по направлениям:

1. Маркетинг. 2. Реклама. 3. Коммуникационная деятельность.

4. Эффективное использование педагогами Интернет ресурсов .

Создание групп в социальной сети «Вконтакте», в социальной сети педагогических работников. Такие у нас есть у многих коллективов.

Итак, родитель получил информацию, делает свой выбор, и, приводя ребенка в творческое объединение, хочет получить качественную образовательную услугу. Он ждет этого от пеагога. И здесь необходима презентация педагогического мастерства педагогом. Он должен продемонстрировать тот высокий уровень своей профессиональной деятельности, которой владеет, способности управлять этой деятельностью на высоком профессиональном уровне и свои личные позиции. Это первый кирпичик дома. От этого зависит останеться ребенок в творческом объединении или нет.

«Какой мастер, такие и ученики».

Демонстрация достижений обучающихся в форме портфолио.

Демонстрация портфолио педагогов.

Благодаря этим усилиям и работе педагогов, в отделе появилась такая тенденця, что родители ведут детей не просто заниматься творчеством в наши объединения, а идут на конкретного педагога.

Следующий кирпичик нашего общего дома сродни пословице

«Дружная семья не знает печали».

Выстраивание партнерских отношений – самый трудоемкий этап. Чтобы родители, стали нашими активными партнерами, необходимо инициирование активности участия семьи в процессе развития ребёнка творческого, духовно-нравственного. Содержание и формы взаимодействия определяются в процессе планирования совместной деятельности родителей и детей в начале учебного года и корректирование этой деятельности в течение года в каждом творческом объединении. Перед педагогами ставится задача — способствовать единению, сплочению семьи, формированию навыков их совместной деятельности и общения. Решение данной проблемы возможно только при наличии у педагогов знаний о разнообразии форм работы с семьей. Поэтому в отделе организована обучающая деятельность в этом направлении: проводятся творческие

мастерские, где опытные педагоги делятся мастерством, семинары, предлагается методический материал, проводятся индивидуальные консультации. Взаимодействие педагога и родителей обеспечивается с одной стороны вовлечением родителей в организацию учебно-воспитательного процесса и с другой в управление творческим объединением.

1. Информирование родителей о ходе образовательного процесса:

свободный доступ к образовательным программам и планам работы, информационные стенды, информация на сайте Дворца, объявления, индивидуальные и групповые консультации педагогов, родительские собрания.

В творческих объединениях обучающиеся ведут дневники, в которых педагог ставит отметку о работе на занятии и родитель всегда может видеть успехи своего ребенка после каждого занятия. Раздаются творческие домашние задания для родителей с детьми, позволяющие укреплять доверительные отношения с ребенком, и одновременно поучаствовать в образовательном процессе. Педагоги еженедельно проводят «родительскую летучку», на которой родители узнают об успехах своих детей, практикуется присутствие родителей на занятии, изготовление раздаточного материала к занятиям, помощь в оформлении и подготовке выставок детских работ, коллективный просмотр выполненных работ после занятия с обсуждением.

2 . Фестивальная и конкурсная деятельность в творческом объединении -это еще одно средство, с помощью которого устанавливаются партнерские отношения с родителями. В отделе нет ни одного коллектива, который бы не проводил эту деятельность, надо отметить, что некоторые педагоги со своими воспитанниками в течение года участвуют в 5 и более конкурсах и фестивалях. Педагоги разъясняют родителям о необходимости участия в конкурсах и не только для того, чтобы показать образовательный результат и получить оценку жюри. Участие в конкурсах и фестивалях мощное средство в формировании позитивных социальных интересов у обучающихся и четких представлений о базовых духовно-нравственных ценностях.

3. Концертная деятельность.

Привлечение родителей к организации и участию в концертах и мероприятиях, практикуется дежурство родителей во время таких мероприятий.

4. Пополнение и укрепление материально-технической базы. Изготовление костюмов, фото и видеосъемка. Предоставление транспорта для поездок- все это присутствует в творческих объединениях, в которых педагоги ведут большую работу с родителями.

«Веселье делу не помеха»

Говоря о формировании таких ценностей важно отметить, что в отделе проводятся с привлечением родителей социально значимых мероприятий. Это концерты в Доме ветеранов труда, в реабилитационном центре, концерты и мероприятия ко Дню матери, Дню пожилого человека, Дню защитника Отечества, 8 марта, Дню Великой Победы. В этом году провели фестиваль творческих работ «Моя веселая семья», порадовало не только количество участников, но и творчество родителей, некоторые работы были настолько

интересны и оригинальны, что пришлось присуждать призовые места и готовить подарки. К 70-летию Победы родители совместно с детьми в творческих объединениях готовили работы для участия в городской акции «Книга памяти». Участие в таких мероприятиях способствуют формированию у обучающихся мотивов нравственного поведения и четких представлений о духовно-нравственных ценностях, поэтому в отделе этой работе уделяется большое значение и планируем ее разнообразить.

«Все за одного, а один за всех, тогда и в деле будет успех».

Все больше родителей в наших творческих объединениях не просто зрители, а выступают в роли участников образовательного процесса.

Все проводимые мероприятия позволяют продемонстрировать родителям творческие возможности детей, их успехи и достижения и как следствие устойчивый интерес не только детей, но и родителей к занятиям творчеством своих детей. Формы, виды, средства, которые используют педагоги в работе с семьей, позволяют педагогам отдела эффективно взаимодействовать с родителями как с единомышленниками и партнерами. Родители же приобретают опыт педагогического сотрудничества, как с собственным ребенком, так и с педагогом и другими родителями.

Итог этой работы в отделе: высокий образовательный результат, обучающиеся творческих объединений отдела являются неоднократными победителями самых разных Международных и Всероссийских конкурсов, постоянными участниками городских мероприятий; формирование позитивных социальных интересов, обучающиеся наших творческих объединений постоянные участники различных акций, марафонов, благотворительных мероприятий;

п о вышение мотивации обучающихся к занятию творчеством, укрепление интереса. Подтверждение этого — сроки обучения в наших творческих объединениях от 3 до 8 лет.

«Семья сильна, когда над ней крыша одна».

Какой дом без крыши. Наша крыша – это наши самые активные родители. Те, кто не только думает о будущем своих детей, об их образовании, но и откликается своим взаимодействием на стремления педагогов отдать все свое педагогическое мастерство своим воспитанникам. Мы бесконечно благодарны родителям и ни одного из них не оставляем без внимания.

Источник:
Статья «Формирование партнерских отношений педагога и родителей в современных условиях дополнительного образования»
Cкачать: Статья " Формирование партнерских отношений педагога и родителей в современных условиях дополнительного образования .
http://infourok.ru/statya-formirovanie-partnerskih-otnosheniy-pedagoga-i-roditeley-v-sovremennih-usloviyah-dopolnitelnogo-obrazovaniya-1142296.html

Хорошистка: хорошие советы и рекомендации для женщин

Хорошистка: хорошие советы и рекомендации для женщин

Как отношение родителей к учителю влияет на процесс обучения?

В последние годы профессия учителя нередко теряет свою популярность в глазах учеников и их родителей. Дети перестают их уважать, и многие позволяют себе на уроках заниматься посторонними делами. В некоторых учебных заведениях преобладают озлобленные учителя и неуправляемые дети.

Причиной этого может послужить отношение родителей к педагогу. Никогда не обсуждайте при ребенке свое отношение к учителю, особенно в младших классах. Ученик поступил в школу, чтобы получать знания, и учитель для него должен быть авторитетом.

В старших классах у детей складывается свое мнение, к кому как стоит относиться, но вы не должны настраивать ученика против педагога. Всегда старайтесь повысить его авторитет в глазах ученика. Если у вас появились вопросы или недовольство, поговорите с учителем наедине.

Возможно, преподаватель сообщит вам, что ребенок начал отставать от своих одноклассников. Ученик может этого не понимать, и у него складывается мнение, что ему занижают оценки. В таких случаях репетитор по математике или другому предмету поможет укрепить знания. Часто у детей возникают проблемы с иностранным языком, который они начинают изучать в начальных классах, и не все родители могут оказать им посильную помощь.

Независимо от того, нравится вам преподаватель или нет, школьник должен видеть в нем наставника, к которому нужно относиться с уважением. Это элементарное правило поведения по отношению к взрослому человеку. Уважая педагога, ребенок не сделает ему больно и будет хорошо вести себя на уроке. Он сможет получить необходимые знания, которые помогут продолжить обучение и получить высшее образование.

Некоторые дети идут на поводу у своих одноклассников и придумывают небылицы, чтобы им не попало от родителей. Они могут наговаривать на учителя, что поставил незаслуженно двойку. Ребенку нужно доверять, но в такой ситуации посетите школу, поговорите с классным руководителем. Найдите возможность пообщаться с другими родителями, узнайте их мнение о вашем учителе. Если не удается наладить отношения и ребенок продолжает жаловаться, переведите его в параллельный класс. Крайняя мера – переход в другую школу.

Учителей, которых необходимо отстранить от общения с детьми, не так много. Проводите беседы дома с ребенком и научите его вести себя корректно с педагогом. От этого зависит, с каким настроением ученик посещает школу и какой уровень знаний он получит.

Источник:
Хорошистка: хорошие советы и рекомендации для женщин
Как отношение родителей к учителю влияет на процесс обучения?
http://horoshistka.ru/2018/01/kak-otnoshenie-roditelej-k-uchitelyu-vliyaet-na-protsess-obucheniya/

COMMENTS