Отношение ребенка к родителям характеристика

Отношение ребенка к родителям характеристика

Многие задают вопрос по написанию характеристики на ребенка. Ее часто требуют на ПМПК, при оформлении попечительства, лишении родительских прав и т.д. Иногда не хватает «фраз» для описания имеющихся данных, да и просто полезно иметь образцы, для ускорения работы. Характеристика должна быть нейтральной, констатирующей факты, без оценочных выражений. Примерный план и образцы

реальных характеристик из практики ниже.

План составления характеристики.

на Ф.И. ребёнка_____________________ _________________________________________

Сведения о семье.

Возраст родителей, состав семьи, условия воспитания, профессии родителей. Тип детско-родительских отношений (гиперопека, авторитарность, гармонические отношения, попустительский стиль воспитания, отвержение)

Личностно-характерологические, типологические и эмоционально-волевые особенности

Активный, подвижный – инертный, медлительный.

Спокойный, уравновешенный – возбудимый, неуравновешенный

Вступает в контакт (легко, охотно, медленно, с трудом)

Отношение к лидерству в группе сверстников (стремится к первенству, признается другими за лидера, официальный или неформальный лидер)

Проявляет ли инициативу в играх, занятиях или следует примеру других, или пассивен.

Отношение к товарищам (конфликтное, дружелюбное, доброжелательное)

Отмечаются: повышенная эмоциональная возбудимость, раздражительность, вялость, заторможенность и др.

Преобладающее настроение на занятиях (жизнерадостное, подавленное, без особого оттенка)

Отмечаются ли резкие колебания настроения в течение дня

Имеются ли трудности поведения и как они проявляются

Проявляются ли элементы негативизма, агрессивности.

Характер волевой сферы (развита достаточно, слабая)

Проявляет ли ребенок настойчивость при встречающихся трудностях

Интересы и склонности. В каких видах деятельности они проявляются.

Отношение ребенка к ведущей деятельности (активность, заинтересованность, трудолюбие, аккуратность, пассивность, безразличие, небрежность)

Активность речевого общения (соответствует норме, повышена, снижена, отмечается замкнутость, негативное отношение к речевому общению, проявления аутизма).

Устойчивость внимания (способен к длительному сосредоточению внимания на предмете или быстро отвлекается)

Характер отвлечения (отвлекается на внешние раздражители или в отсутствие внешних раздражителей)

Переключаемость внимания (быстрая, легкая, замедленная, затрудненная)

Общий уровень развития произвольного внимания (соответствует возрасту, ниже возрастной нормы, очень низкий)

Запоминает быстро или медленно, с трудом

Запоминает надолго, быстро забывает

Характеристика вербальной памяти (достаточная, недостаточная)

Отмечаются ли трудности в запоминании новых слов, синтаксических конструкций, текстового материала

Ориентирование в быту, развитие навыков самообслуживания

Запас знаний об окружающем мире, о живой и неживой природе, о явлениях природы, о причинно-следственных связях в природе

Уровень сформированности представлений о себе, о своей семье

Уровень зрительной ориентировки на свойства и качества предметов: цвет, форму, величину, пространственные отношения, целостное восприятие предмета

Состояние наглядно-действенного (на практике) и наглядно-образного (творчество) мышления

Элементы развития логического мышления

Недостаточность процесса обобщения, снижения уровня обобщения; Лабильность (повышенная истощаемость, неустойчивый способ выполнения, ускорение темпа)

Инертность (чрезмерная обстоятельственность, детализированность, вязкость, выраженная тугоподвижность)

Разноплановость (рассуждения о предмете в разных плоскостях)

Резонерство («глубокое рассуждение о мелком предмете»; ограниченность словаря, эгоцентризм, шаблонность)

Нарушение саморегуляции (невозможность целенаправленно организовывать мыслительные действия; нарушение последовательности действий)

Уровень сформированности речи

Состояние артикуляционного аппарата (дизартрия), занимается ли с логопедом

Активный словарный запас (малый, достаточный)

Общий уровень развития речи (наличие фразовой речи: использует распространенные фразы, употребляя различные синтаксические конструкции и обороты; фразы односложные, предложения не распространенные)

Сформированность грамматического строя речи (нарушение грамматического строя речи, согласованности частей речи, нарушение слоговой структуры)

Работоспособность на занятиях

Включается в работу (быстро, медленно, с трудом)

Во время занятий работает сосредоточенно или отвлекается

Характер отвлечения (на внешние раздражители, в отсутствие раздражителей)

Спад работоспособности отмечается (через 5-10 минут после начала занятия, к середине занятия, к концу занятия)

Утомление наступает (в начале, в середине, в конце занятий)

Субъективные и объективные признаки утомления (спад работоспособности, повышенная отвлекаемость, понижение качества работы, увеличение количества ошибок, полный отказ от работы, жалобы на усталость, появление головокружения, головных болей и т.д.)

Общее заключение: (общий уровень психического развития соответствует возрастному уровню, ниже возрастного уровня. На первый план выступает незрелость….. Поведенческие нарушения….. Трудности социализации…. и т.д.).

Дата _________ Подписи __________

ХАРАКТЕРИСТИКА XXXXXXX Дениса XXXXXXXXXXX

__ октября 20___ г.р.,

проживающего по адресу г. _____, ул. __________

Денис поступил в детский сад в 2009г.

Характеристика семьи. Неполная семья, один ребенок. Занимаются воспитанием ребенка мама и бабушка, которые идут на контакт с воспитателем, детским садом. Мама является авторитетной личностью.

Общее состояние здоровья ребенка. Рост: 102см – норма. Вес: 17 кг. Пропорционален.

Моторное развитие: неловкий. Перенесенные болезни: ветряная оспа. Травмы, ушибы: нет

Культурно-гигиенические навыки. Сам не застегивает пуговицы, шнурки завязывать и развязывать не умеет, ложку держит правой и левой рукой, карандаш держит не правильно. Ест избирательно, неаккуратно, требуется докармливание. Пищу глотает, не пережевывая.

Игры и интересы. Любит играть на музыкальных инструментах, неосмысленно нажимая на клавиши, мягкими игрушками. В сюжетно – ролевых играх не участвует. К своим игрушкам относится с интересом, не ломает, но и другим играть не дает. Проявляет интерес к новым игрушкам, тайком забирая их домой. Игру сопровождает звукосочетаниями.

Черты характера. В детский сад идет с интересом, любит играть с некоторыми детьми. На обращения воспитателя никак не реагирует, только пристально смотрит в глаза. Свободное время проводит в одиночестве, играя сам с собой. Другим ребятам не помогает. Обидчив, жалуется на других детей с плачем. Дети в группе практически его не замечают. Радуется своим успехам, хлопая в ладоши.

Характеристика обучаемости. Овладение программными требованиями: полностью ни одним разделом программы не овладел, больший интерес вызывает «Мир искусств – рисование». Речевое и математическое развитие вызывают наибольшее затруднение.

Есть сложности в восприятии материала. Тип мышления наглядно – действенный.

Особенности учебной деятельности и поведения. Не активен, не внимателен, не включается в работу. В работе на занятиях не участвует, но дисциплину не нарушает. При любых затруднениях за помощью не обращается, просто сидит, не выполняя. Лучше организует ребенка – поощрение. Общественные поручения вообще не выполняет. Настойчив.

Особенности познавательной сферы. Познавательное развитие ниже возрастной нормы. Восприятие цвета, формы на среднем уровне развития. Восприятие времен года, внимание, воображение, моторика, мышление – на низком уровне развития. Зрительно-моторная координация нарушена.

Состояние речи: речь тихая, звукопроизношение нарушенное. Слоговая структура слов, словарный запас, грамматический строй речи несколько ниже возрастной нормы. Связная речь не соответствуют возрасту.

Заведующий МАДОУ ___ ______________________ .

Ф. И. ребенка: XXXXXXXXXXXX Соня, Дата рождения

Девочка очень общительная, эмоциональна, любознательна, на занятиях проявляет активность и стремление узнать что- то новое. Спокойно идет на контакт как со сверстниками так и со взрослыми, знает правила общения, умет управлять своим поведением, знает что можно и чего нельзя.

Хорошо адаптируется к новой обстановке. Имеет элементарный запас сведений о себе, соей семье, быте, умеет ими пользоваться.

Процессы восприятия сформированы по возрасту, однако восприятие пространства формируется с затруднением ( знает . но применить в задании затрудняется).

Уровень развития памяти высокий. При запоминании не нуждается в многократном повторении предлагаемого материала. Особые трудности в удержании информации и порядка зрительного и слухового ряда не возникают.

Уровень развития внимания (объем и устойчивость) соответствуют возрастной норме. Легко переключается с одного вида деятельности на другой, но очень часто отвлекается на внешние раздражители

Ребенок владеет мыслительными операциями. Умеет обобщать и дефференцировать предметы и явления окружающего мира, умеет планировать свою деятельность и осуществлять самоконтроль.

Состояние фонематического слуха и восприятия находятся на высоком уровне.

Педагог — психолог _____________.

на воспитанницу МДОУ № ___

Девочка малообщительная, спокойная. На занятиях не проявляет активность, но задания выполняет старательно. На контакт идет избирательно и по инициативе взрослого. Ребенок предпочитает индивидуальные игры. Умет управлять своим поведением, знает что можно и чего нельзя. Даша увлекается изобразительной деятельностью, любит рисовать, вырезать, раскрашивать. Ценит красоту и изящество.

Адаптация усложнена частыми соматическими заболеваниями.

Имеет элементарный запас сведений о себе, своей семье, быте, умеет ими пользоваться. Навыки самообслуживания хорошо развиты.

Познавательные процессы (восприятие, память, внимание, мышление) находятся на среднем уровне возрастной нормы.

Нарушение экспрессивной стороны речи.

Воспитанием девочки занимается дедушка-опекун XXXXXXXXXXX. Непосредственное участие в воспитании принимает бабушка. Они находятся в постоянном контакте с воспитателями, интересуются проблемами девочки, ее успехами.

Заведующий МДОУ № _______

На воспитанника МДОУ № __

Мальчик очень активный, общительный, очень подвижный. На занятиях неусидчив, но программу усваивает. Хорошо контактирует с взрослыми и детьми. Ребенок предпочитает подвижные игры.

Артем увлекается машинками, подвижными играми, любит физкультурные занятия и прогулки.

Адаптация проходила легко. Посещает сад меньше года.

Имеет достаточный словарный запас, соответствующий возрасту. Навыки самообслуживания хорошо развиты.

Познавательные процессы (восприятие, память, мышление) находятся на среднем уровне возрастной нормы. Внимание и произвольность поведения низкая. Моторика и общая координация в норме. Путает пространственные ориентиры.

Воспитанием мальчика занимается дедушка ____________. Активное участие в воспитании принимает бабушка. Они находится в постоянном контакте с воспитателями, интересуются проблемами Артема, его успехами.

Заведующий МДОУ № _______

на воспитанника МДОУ № _____

XXXXXXXXX Армана, _________ года рождения.

Ребенок посещает детский сад с 2,5 лет.

Мальчик активный, любознательный, послушный. Любую просьбу воспитателя выполняет самостоятельно. Со взрослыми и сверстниками идет на контакт, проявляет инициативу. В играх с детьми активен, принимает участие в совместных играх.

На занятиях эмоционально откликается, но речевой активности не проявляет. В детском саду ребенок не говорит, общается с помощью «детского языка» и отдельных слов. Но, по словам бабушки, дома ребенок разговаривает, переставляя слоги.

Навыки самообслуживания соответствуют возрастным нормам. Ребенок опрятен, ухожен.

Все показатели познавательно развития ниже возрастной нормы.

Воспитанием ребенка занимается бабушка. Она находятся в постоянном контакте с воспитателями, интересуется проблемами мальчика, его успехами.

Заведующий МДОУ № _______

проживающую по адресу г. _______ ул. ___________________

Посещает МАДОУ № _____ города _________ с августа 20______г.

Характеристика семьи . Семья у Ксении многодетная, полная, имеет еще 2 старших сестры и брата. Воспитанием детей занимаются оба родителя. Взаимодействие с воспитателем и детским садом не осуществляется.

Общее состояние здоровья ребенка . Соотношение частей тела пропорциональное. Моторное развитие слабое: Ксюша неловка, неуклюжа. Наблюдается энкопрез.

Самообслуживание : расстёгивать и застегивать пуговицы, завязывать шнурки она не умеет; одевается и раздевается с помощью взрослых. Пищу ест правой рукой, но ее приходится докармливать, может поперхнуться едой, давится и выплевывает пищу.

Игры и интересы. Играет Ксюша в саду одна или повторяет игровые действия за другими детьми. Во время игры молчит. Устойчивого интереса к предметно – практической деятельности не проявляет. Любимых игрушек и игр у девочки не наблюдается, свои игрушки в сад не приносит, но часто чужие игрушки прячет у себя в шкафчике, чтоб унести домой. Друзей у девочки нет, возможно, из – за того, что она не общается и не разговаривает, замкнута в себе, молчалива, редко улыбается.

Обучаемость. Ксюша рассеянна, невнимательна, замкнута. Часто бывает не в настроении. Имеются проблемы с усвоением учебного материала. На контакт с воспитателями не идет, концентрации внимания на занятиях нет, ребенок быстро утомляется. Дисциплину не соблюдает, не всегда выполняет задания и просьбы воспитателя. Общественные поручения выполняет не с первого раза, ей нужно несколько раз объяснить, что от нее требуется. Тип мышления наглядно – действенный.

Особенности познавательной сферы. Познавательное развитие ниже возрастной нормы. Воображение, моторика – на низком уровне развития. Сенсорное развитие не соответствует возрасту, т.к. девочка не различает цвета, формы предметов. Диагностика затруднена из-за отсутствия речи.

Состояние речи: речь тихая, звукопроизношение нарушенное. Слоговая структура слов, словарный запас, грамматический строй речи ниже возрастной нормы. Связная речь не соответствуют возрасту.

Заведующий МДОУ № _______

XXXXX Дениса XXXXXX,

проживающего по адресу г. XXXXX, ул. XXXXXXXXXX.

Характеристика семьи. Денис проживает с мамой, папой и сестрой в частном домовладении. Жилищные условия удовлетворительные. У ребенка есть все необходимое для жизни, развития и обучения. Занимаются воспитанием оба родителя. которые являются для ребенка авторитетными личностями.

Общее состояние здоровья ребенка. Антропометрические данные соответствуют норме. У Дениса 1-я гр. здоровья, ребёнок часто болеет.

Культурно – гигиенические навыки. Навыки самообслуживания сформированы слабо: в детском саду не желает самостоятельно одеваться, раздеваться, пользоваться столовыми приборами. Во время еды неаккуратен. Но в соответствии с возрастом, Денис умеет содержать свою одежду в чистоте, пользоваться платком, расчёской, застёгивать пуговицы, завязывать шнурки.

Игры и интересы. Мальчик предпочитает спортивные игры. В игре с детьми всегда спокоен и уступчив. Никогда не проявляет инициативы к составлению сюжета, выбору ролей. В коллективные подвижные игры с правилами играет с удовольствием. В основном играет сам, любимые игрушки – машины.

Черты характера. Взаимоотношения с детьми группы хорошие, ровные. Денис спокойный, отзывчивый и уравновешенный. Часто проявляет заниженную самооценку к себе, замыкается (из-за нарушения речевого развития), чувствует себя неуверенно. Обидчив. Своим успехам радуется. Поощрение стимулирует. При любых затруднениях за помощью не обращается.

Особенности учебной деятельности и поведения. На занятиях Денис дисциплинирован, внимательно слушает информацию. Мальчик занимается по программе старшей группы.

Развитие элементарных математических представлений не соответствует возрасту. Испытывает трудности в запоминании цифр и счете предметов. Затрудняется в соотнесении числа предметов с цифрой. Знает, но не называет геометрические фигуры, не может их классифицировать и преобразовывать. Не владеет знанием последовательности дней недели, текущих месяцев, сезонов.

Речевое развитие не соответствует возрасту.

Изобразительная деятельность ребенка развита удовлетворительно. Мелкая моторика — на среднем уровне. Денис не очень любит рисовать, разукрашивать в детском саду.

Мальчик любит конструировать постройки из строителя, бумаги и природного материала, не испытывает большие трудности в создании постройки.

Ребёнок очень любит трудиться. Он всегда готов всем помогать во всем. Предпочитает хозяйственно-бытовой труд. К трудовым поручениям относится ответственно, доводит начатое дело до конца.

Состояние речи: звукопроизношение нарушенное. Слоговая структура слов сформирована недостаточно. Фонематические процессы на стадии формирования. Лексический и грамматический строй речи ниже возрастной нормы. Связная речь не соответствуют возрасту.

Особенности познавательной сферы. Память развита удовлетворительно. Логическое мышление развито слабо: затрудняется в классификации предметов, в поиске закономерностей, плохо ориентируется в схемах и лабиринтах. Внимание рассеянное.

Источник:
Отношение ребенка к родителям характеристика
Многие задают вопрос по написанию характеристики на ребенка. Ее часто требуют на ПМПК, при оформлении попечительства, лишении родительских прав и т.д. Иногда не хватает фраз для описания имеющихся данных, да и просто полезно иметь образцы, для ускорения работы. Характеристика должна …
http://www.psixologicheskoezerkalo.ru/kak-napisat-xarakteristiku-na-rebenka.html

Характер эмоционального отношения ребенка к родителю Виды привязанности

Характер эмоционального отношения ребенка к родителю Виды привязанности;

Проблема формирования положительного аффективного отношения ре­бенка к близкому взрослому (родителям) является одной из наиболее ак­туальных в психологии развития и психологии личности (3. Фрейд, Э. Эриксон, К. Хорни, Дж. Боулби, М. Эйнсворт, А. Валлон, Л.С. Выгот­ский, М.И. Лисина, Д.Б. Эльконин). В отечественной психологии пробле­ма формирования первой социальной потребности ребенка — потребности в социальном контакте — подверглась всестороннему изучению. Было до­казано, что она связана с эмоционально-позитивным переживанием ребен­ка и основана на удовлетворении близким взрослым потребности ребенка в новых впечатлениях, а механизмом ее формирования является опережа­ющая инициатива взрослого, создающего зону ближайшего развития ре­бенка [Лисина, 1986].

В зарубежной психологии проблема формирования аффективного отно­шения к близкому взрослому (матери и отцу) связывалась с удовлетворени­ем врожденного сексуального влечения (3. Фрейд), с формированием чувст­ва базового доверия к миру (Э. Эриксон), с удовлетворением взрослым ‘потребности ребенка в чувстве безопасности (К. Хорни). Последний тезис — о роли взрослого в обеспечении защиты, безопасности и протекции — был принят как основополагающий постулат концепции привязанности Дж. Бо­улби, в рамках которой дано теоретическое объяснение механизмов форми­рования эмоционально-позитивного отношения ребенка ко взрослому.

Боулби, основываясь на эволюционной и этологической теориях, рас­сматривал привязанность как модель поведения, обеспечивающую дости­жение и сохранение контактов с близким взрослым, удовлетворяющим по­требность ребенка в безопасности, а поведение привязанности — как кибернетическую систему с контролем и обратной связью, считая, что ре­бенок активен в поиске близости со значимой фигурой взрослого. Лишь ус­тановление ребенком необходимой близости и удовлетворение потребнос­ти в безопасности открывает возможность для его познавательной активности и исследования ситуации. Фундаментальным тезисом теории привязанности является предположение об интернализации ребенком «ра­бочей модели» образа значимого взрослого, которая приобретает ориентирующее значение и, выделяя родителя, придает контакту с ним исключи­тельное для ребенка значение.

Сенситивным периодом для формирования привязанности является пер­вый год жизни ребенка. Примерно в 6-10 месяцев, в связи со становлением первой формы «сохранения объекта», у ребенка возникает избирательность в отношении взрослых, происходит объективирование фигуры родителя как предмета привязанности. Если до 12 месяцев привязанность оказывается не­сформированной, то психическое развитие ребенка нарушается.

Можно выделить следующие этапы формирования привязанности:

• 0-6 месяцев — начало реализации потребности в контакте и близости со взрослым, необходимых для выживания ребенка, в форме поведенчес­кой модели привязанности;

•6-12 месяцев — на основе формирования «сохранения объекта» со­хранение образа матери как объекта поведенческой модели привязанности. Начало отделения своих от чужих. На чужих взрослых у ребенка 6-7 ме­сяцев возникает реакция страха. Интернализация образа матери и четкое выделение фигур привязанности;

•до 2 (3) лет — возникновение и развитие реакции на сепарацию и раз­луку с матерью. Сепарация в этом возрасте выступает как фактор риска, провоцирующий развитие невротической потребности в любви. Формиро­вание определенного вида привязанности, обусловленного особенностями материнского поведения и историей развития ребенка (наличием случаев сепарации).

Надежная привязанность полностью удовлетворяет потребность ребен­ка в безопасности, характеризуется высокой степенью позитивного эмоци­онального взаимопринятия, близостью и интенсивностью взаимодействия, Реакцией дистресса на сепарацию и положительной эмоциональной реакцией на воссоединение, высокой степенью познавательной активности ре­бенка.

Тревожно-амбивалентная (протестующая) привязанность характеризу­ется неуверенностью ребенка в получении помощи и поддержке со сторо­ны взрослого, тревожностью как основной характеристикой эмоциональ­ной связи, поведенческой стратегией поиска контакта и близости со взрослым, реакцией выраженного дистресса на отделение от взрослого и амбивалентным реагированием (радостью и гневом) на воссоединение с объектом привязанности, реакцией резкого снижения познавательной ак­тивности в угрожающей ситуации, т.е. в ситуации разлуки с близким взрос­лым. Реакции протеста на разлуку со взрослым ярко выражены либо в фор­ме «мнимой смерти», либо импульсивно-агрессивного поведения.

При тревожно-избегающем типе привязанности, как и в предшествую­щем случае, главной характеристикой эмоциональной связи будет тревож­ность. Ребенок склонен к ожиданию отвержения со стороны взрослого, к уверенности в отсутствии помощи со стороны взрослого. В силу всего это­го ребенок предпочитает стратегию избегания взрослого, что находит отра­жение в особенностях его реагирования на сепарацию и воссоединение со взрослым. При воссоединении ребенок демонстрирует избегание или от­вержение взрослого. Познавательная активность ребенка также оказывает­ся ограниченной стратегией избегания.

Тревожно-дезорганизованный тип привязанности отличается восприя­тием ребенком мира как враждебного и угрожающего. Страх вызывает и близкий взрослый, и предметная ситуация. Доминирование тревоги и стра­ха вызывает дезорганизацию, непредсказуемость и хаотичность поведения ребенка.

В ряде исследований было показано, что ненадежная привязанность ве­дет к нарушениям развития Я, низкой самооценке и самопринятию, высокой эмоциональной неустойчивости, страхам, высокой тревожности, де­прессии, росту делинквентности поведения [Bowlby, 1988; Ainsworth, 1982; Crittenden, 2000]. Таким образом, особое значение приобретает вопрос об условиях формирования надежной безопасной привязанности.

Привязанность формируется в диадическом отношении ребенка с близ­ким взрослым, обеспечивающим первому заботу, протекцию и безопас­ность. Тип привязанности в значительной мере определяется базовыми ха­рактеристиками матери или другого близкого взрослого, проявляющимися в общении и совместной деятельности с ребенком. Такими базовыми каче­ствами матери, обусловливающими формирование надежной привязанно­сти, являются:

•эмоциональное принятие ребенка и способность коммуницировать его в действии (любовь и уважение личности ребенка);

•чувствительность, сенситивность к поведению ребенка; способность выделять те особенности его поведения, которые сигнализируют о его по­требностях, нуждах и желаниях;

•понимание состояния ребенка и причин этого состояния, адекватный когнитивный образ ребенка;

•респонсивность в отношении потребностей ребенка, отзывчивость ма­тери как умение адекватно реагировать на состояние и нужды ребенка;

•постоянство, последовательность, непротиворечивость поведения ма­тери, обеспечивающая ребенку возможность ориентироваться в поведении матери и адекватно отвечать на него;

•высокий уровень субъектности общения: субъектная ориентация материна ребенка, а не отношение к нему как к объекту ухода и манипуляций. Постро­ение материнского поведения и взаимодействия с ребенком с учетом его активности и потенциальных возможностей. Примером такой субъектности может служить различное поведение матери в отношении близнецов, учитывающее их индивидуально-личностные особенности [Crittenden, 2000].

Исследование качеств матери, необходимых для формирования надеж­ной безопасной привязанности и развития предметной деятельности ребен­ка, обнаружило некоторые закономерности [Попцова, 1994]. Так, нарушения респонсивности (гипертрофированная или недостаточная отзывчивость) и низкая субъектность общения даже при условии высокой степени эмоцио­нального принятия ребенка матерью приводят к замедлению темпа психиче­ского развития ребенка, а низкая степень эмоционального принятия и отзыв­чивости матери в сочетании с субъектно-ориентированным общением — к отставанию ребенка в развитии.

Броуди выделяет четыре типа установок матери в отношении воспитания, определяющих модели ее взаимодействия с ребенком.

1. Легкое приспособление матери к потребностям и поведению ребенка. Мать адекватно и легко меняет свои воспитательные методы в соответствии с новыми ситуациями и новыми возможностями ребенка, хорошо понимает его потребности; для нее характерен положительно-эмоциональ­ный тон общения и взаимодействия с ребенком. Девизом таких матерей яв­ляется «Воспитание — это радость в жизни».

2.Сознательное целенаправленное приспособление матери к поведе­нию ребенка, требующее мобилизации всех ее сил. Высокая тревожность, связанная с ее опасениями оказаться недостаточно эффективной и компе­тентной матерью. «Воспитание ребенка — это большая ответственность».

3.Материнская установка определяется прежде всего чувством долга и ответственности. Уровень эмоционального принятия ребенка достаточно низкий. Характерно отношение матери к воспитанию как к тяжелой рабо­те, которую необходимо выполнить несмотря ни на что. «Воспитание — это мой крест и мой долг».

4.Поведение матери неадекватно потребностям ребенка. Причинами такой неадекватности являются низкий уровень сенситивности и понимания ребенка матерью и, соответственно, низкий уровень респонсивности и отзывчивости. Часто наблюдается изменение эмоционального отношения к ребенку от положительно-эмоционального в сторону амбивалентного, и да­же отвержения ребенка. Воспитание для таких матерей — тяжелая кара, представляющаяся явно незаслуженным наказанием! К этой группе можно отнести матерей, которые предпочитают общение лишь с одной возрастной группой детей, например любящих детей и испытывающих к ним нежность, лишь пока они маленькие. Как правило, в этом последнем случае формиру­ется ненадежная, избегающая или дезорганизованная привязанность.

П. Криттенден [2000] изучала развитие привязанности в контексте за­щитных стратегий личности в дошкольном, младшем школьном и подрост­ковом возрастах. Вслед за Боулби автор исходит из представления о том. что с возрастом ребенок становится все более активным участником взаи­модействия с близким взрослым, защитные стратегии его поведения все более опосредуются складывающимся у него умственным образом диадического отношения ребенок — взрослый. Выбор стратегии переработки опыта общения и построения защитного поведения — когнитивной или аф­фективной — определяет дальнейшее развитие привязанности.

Надежная привязанность, основанная на чувстве безопасности, с возра­стом находит выражение во все более широком спектре форм поведения, реализуемых ребенком в отношении близкого взрослого (родителя). На­дежная, безопасная привязанность реализуется в детско-родительских от­ношениях, основывающихся на взаимоуважении партнеров, взаимопони­мании и эмоциональном принятии. В совместной деятельности и общении наблюдаются хороший уровень кооперации, высокая степень автономии и эмоциональной дифференциации ребенка.

Сдержанная привязанность также основана на чувстве безопасности, но носит более дистантный характер. Ребенок кажется самостоятельнее, чем в предшествующем случае, реальная интенсивность и плотность детско-родительского взаимодействия гораздо ниже. За дистантностью взаимодей­ствия скрыта осторожность ребенка, его опасения стать объектом отрица­тельной оценки взрослого, потерять любовь и привязанность. Ребенок очень чувствителен к оценкам взрослого, особенно негативным, и к наказа­нию. Родительское отношение воспринимается ребенком скорее по типу отцовской любви, т.е. любви, обусловленной выполнением требований, обязательств, любви, которую надо заслужить. Сдержанная привязанность является типом переходным от надежной привязанности к избегающей.

Реактивный тип привязанности занимает промежуточное место между привязанностью надежной и амбивалентной, характеризуется очень высо­кой степенью эмоциональной насыщенности отношений и лабильностью, неустойчивостью эмоциональных состояний. Ребенок постоянно ждет от родителя подтверждения любви, очень чувствителен к поощрениям, испы­тывает повышенную потребность в ласке и одобрении.

Амбивалентная (тревожно-протестующая) привязанность порождает аффективные формы переработки конфликта неудовлетворенности ребенка характером отношений с родителями. Борьба за любовь, внимание и заботу родителя принимает явно выраженную аффективную форму. Налицо фено­мен «капризного ребенка», трудности родительско-детского взаимодействия и в ряде случаев обращение родителей за психологической помощью.

Амбивалентная привязанность отличается стремлением ребенка кон­тролировать взрослого, использованием манипулирования, угроз, шанта­жа, взывания к жалости. Ребенок выбирает угрожающую либо умиротво­ряющую стратегию воздействия на поведение родителей. В случае угрожающей стратегии борьба за внимание родителей ведется такими средствами, как капризы, шум, крик, угрозы, агрессия, настаивание на сво­ем. В случае умиротворяющей стратегии — демонстрация своей беспомощ­ности, зависимости от родителей, неспособности выжить без их заботы и участия, «игра на чувствах» родителя. Например, ребенок провинился и, чтобы избежать наказания и получить подтверждение родительской любви и принятия, намеренно демонстрирует родителю преувеличенное чувство вины: «Я буду плакать, пока ты меня не простишь».

Криттенден выделяет также типы привязанности, лежащие в погранич­ной области и за пределами нормы: пунитивно-соблазняющий, угрожаю­ще-параноидальный, промискуитетный (неразборчивый), компульсивно-изолирующийся.

Пунитивно-соблазняющий тип привязанности представляет собой крайние формы привязанности амбивалентной, где пунитивный тип пред­полагает применение тактики наказания ребенком родителя («Ты меня се­годня ругала, я с тобой больше разговаривать не буду»), нанесения ущерба й проявление физической и вербальной агрессии. Например, капризный ребенок, настаивая на своем, кусается до крови, дерется, использует бран­ные слова и т.д. «Соблазняющий» вариант поведения предполагает уста­новление отношений типа: «Если ты со мной будешь хорошим, то я тебе. » (предложение благ и привилегий).

Угрожающе-параноидальный тип привязанности характеризуется низ­ким уровнем базового доверия к миру, враждебностью, ожиданием угрозы. Поведение ребенка строится по принципу: «Все против меня, все враги, все хотят причинить мне вред, надо нанести удар первым». Например, ребенок никогда не попросит игрушку, не возьмет ее просто, а всегда толкнет, уда­рит, отберет. Нередко он избирает себе жертву из членов семьи (обычно ба­бушек, дедушек) и начинает целенаправленно ее изводить.

Поскольку типы привязанности, развиваясь и трансформируясь на протя­жении жизненного пути личности, составляют основу построения ею близких межличностных отношений, то, по мнению Криттенден [Crittenden, 2000], ха­рактер отношения родителя к ребенку будет определяться типом привязаннос­ти. Соответственно, в рамках детско-родительских отношений будет возрастать вероятность формирования взаимодополняющих реверсивных диадических сочетаний типов привязанности. Например, родитель, демонстрирующий по­ведение по типу беспомощности, будет индуцировать у ребенка поведение типа компульсивной заботы; или родитель, защитное поведение которого строится По типу навязчивого послушания, будет провоцировать формирование у ребен­ка угрожающе-пунитивного типа привязанности.

Анализ особенностей внутренней позиции ребенка в отношении роди­телей позволяет выделить различные варианты переживания ребенком детско-родительских отношений [Хоментаускас, 1985]. Четыре типа внут­ренней позиции ребенка, определяемой его восприятием отношения к не­му родителей и особенностями отношения его самого к родителям, пред­ставлены в табл. 3.

Источник:
Характер эмоционального отношения ребенка к родителю Виды привязанности
Характер эмоционального отношения ребенка к родителю Виды привязанности; Проблема формирования положительного аффективного отношения ре­бенка к близкому взрослому (родителям) является одной из
http://studopedia.su/15_86_harakter-emotsionalnogo-otnosheniya-rebenka-k-roditelyu-vidi-privyazannosti.html

Характеристика ребенка взаимоотношения с родителями

Характеристика ребенка взаимоотношения с родителями

Характеристика ребенка взаимоотношения с родителями

В каждой семье объективно складывается определенная, далеко не всегда осознанная ею система воспитания. Здесь имеется в виду и понимание целей воспитания, и формулировка его задач, и более или менее целенаправленное применение методов и приемов воспитания, учет того, что можно и чего нельзя допустить в отношении ребенка. И. В. Гребенниковым выделено 4 тактики воспитания в семье и отвечающие им 4 типа семейных взаимоотношений, являющиеся и предпосылкой и результатом их возникновения: диктат, опека, «невмешательство» и сотрудничество.

Межличностные отношения – психологические отношения, основанные на взаимной готовности субъектов к определенному типу неформального взаимодействия и общения, сопровождающегося чувством симпатии – антипатии. В межличностных отношениях участвуют механизмы восприятия и понимания друг друга.

Родители в семье такого типа считаются главными, им принадлежит основная доля власти и ответственности. Но при решении важных семейных вопросов интересы и мнения детей учитываются. В семье принято уважительное отношение друг другу независимо от возраста. Семья характеризуется существованием определенных традиций, правил и ценностей, которые обсуждаются и поддерживаются всеми участниками. Ребенок хорошо знает свои ограничения, полномочия и зону своей ответственности. В семье преобладает теплый эмоциональный климат, конфликтные или сложные ситуации не замалчиваются, а обсуждаются и решаются конструктивно.

Ребенок является центром семьи, замыкая всех на своей персоне. Большинство его желаний удовлетворяются, часто даже до того, как они были осознаны и озвучены им самим. Ребенок ограждается от любых трудностей, забот, негативных эмоций и неприятностей. К нему не предъявляется никаких требований, обязанностей, просьб. Он живет в основном своими интересами и потребностям, не принимая во внимание чувства и желания остальных членов семьи.

Особенности межличностных отношений подростка с родителями

Демократичные родители ценят в поведении подростка и самостоятельность, и дисциплинированность. Они сами предоставляют ему право быть самостоятельным в каких-то областях его жизни; не ущемляя его прав, одновременно требуют выполнения определенных обязанностей. Контроль, основанный на теплых чувствах и разумной заботе, обычно не слишком раздражает подростка; он часто прислушивается к родительским объяснениям, почему не следует делать одно и нужно сделать другое. Формирование взрослости при таких отношениях проходит без особых переживаний и конфликтов.

Данные, которые приводит Г. Крайг, говорят о том, что общность ценностей по-разному влияет на подростков в зависимости от того, чьи ценности, отца или матери, они разделяют. По сравнению с отцами матери склонны к более частым и широким контактам с ребенком и поэтому располагают большей информацией о меняющихся качествах и само восприятии подростков, чем отцы. По этой причине в восприятии компетентности подростка матерью и им самим больше общего, чем в восприятии отца и подростка.

Характеристика ребенка взаимоотношения с родителями

«Семья — третий лишний». В такой семье эмоционально преувеличенными значимыми являются супружеские отношения, а ребенку родители склонны внушать чувство неполноценности, фиксируя внимание на недостатках и несовершенствах, что опять же порождает у ребенка чувство неуверенности в себе, безынициативность, мучительные переживания собственной неполноценности при усиленной зависимости, подчинённости родителям. У таких детей часто возникают опасения за жизнь и здоровье родителей, они с трудом переносят разлуку с ними и с трудом находят контакт с окружающими [кн. 12с.45].

5) «Семья — санаторий». Мелочная опека, жесткий контроль и чрезмерная защита от мнимых опасностей. В результате — чрезмерные перегрузки нервной системы ребенка, при которых возникают нервные срывы, формируются эмоциональные особенности по типу повышенной чувствительности, раздражительности. При повышенном контроле и опеке у детей усиливаются реакции протеста, повышается агрессивность и появляется желание решительного изменения ситуации [кн. 6с.38].

. (имя, отчество отца) страдает алкогольной зависимостью, воспитанием сына не занимается. На этой почве в семье часто происходят конфликты, зафиксированы случаи физического насилия со стороны отца по отношению к сыну. Интерес к жизни ребенка отсутствует и в периоды трезвости отца. Чаще всего он (отец) проводит время с друзьями, у телевизора или не появляется дома на протяжении длительного времени. На рекомендации педагогов не реагирует, ведет себя нетактично и грубо.

Выполнение функций родительства, психологическая атмосфера в семье — все это влияет на развитие подрастающего поколения. Именно поэтому адекватное представление этих характеристик помогает понять, насколько реализованы потребности ребенка и справляются ли родители с возложенными на них обязанностями в целом.

Взаимоотношения Андрея с родителями и другими членами семьи доброжелательные и сотруднические. Семья эффективно влияет на ребенка, используя при этом правильные методы воспитания. В семье создаются максимальные условия для формирования устойчивых черт характера студента.

Из индивидуальной беседы с Андреем (анкета КОС, изучение темперамента по анкете А.В.Белова) выяснилось, что у него доминируют сангвинистические качества, он коммуникативен, вежлив, доброжелателен, чему способствует влияние семьи и университета. Он обладает организаторскими способностями.

Э. Фромм определяет эмоциональное отношение родителей к ребенку как феномен родительской любви. По мнению же В.А. Сухомлинского, «родительская любовь – это способность чувствовать сердцем тончайшие духовные по­требности человека, которая передается от отца и матери ребенку без каких-либо слов и объяснений, передается примером». Любовь к своему сыну или дочери является движущей силой его развития и способствует удовлетворению его витальных потребностей. Р.В. Овчарова отмечает, «что недостаток любви в ранние годы жизни влечет за собой эмоциональное недоразвитие человека. Личность, сформировавшуюся в результате депривации родитель­ской любви, характеризует чувство внутренней пустоты; ей при­суща потребность в том, чтобы о ней заботились, которая ставит человека в зависимость, а также страстное стремление к контакту и близости. Такие люди личностно незрелы».

А.Я. Варга, В.В. Столин считают, что родительское отношение – это система разнообразных чувств по отношению к своему ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера личности ребенка, его поступков. Е.Г. Силяева предполагает, что «родительское отношение указывает на взаимную связь и взаимозависимость родителя и ребенка». О.М. Любимова пишет, что «родительское отношение – это субъективно-оценочное, сознательно-избирательное представление о ребенке, которое определяет особенности родительского восприятия, способ общения с ребенком, характер приемов воздействия на него».

Характеристика семьи: особенности, правила составления и образец

  • Родители симпатизируют ребенку. Они стараются воспитывать его в соответствии с общепринятыми нормами, но не оказывают давления.
  • Не замечается заинтересованности в собственных планах ребенка. Таким образом, чувства гордости за него родители не испытывают, но и строгой критики не наблюдается.
  • Все потребности ребенка удовлетворены, но ребенок предпочитает проводить больше времени вне дома в компании сверстников.
  • Никакие чувства и желания ребенка не подавляются, их воспринимают с уважением.
  • Отмечается некоторое давление на ребенка в плане успеваемости в школе.
  • Родителями выбрана позиция не ограждать ребенка от трудностей. С раннего возраста его приучают к необходимости самостоятельно решать проблемы и находить выход из сложных ситуаций.

Для того чтобы составить качественно нормативный документ, педагогу или социальному работнику нужен образец или шаблон будущего документа. Типовая форма, по которой составляется характеристика на семью ребенка, включает в себя личные данные каждого члена семьи. Сюда входит Ф.И.О., дата рождения и возраст, образование, а также место работы или учебы. Если семья проживает совместно с бабушками, дедушками или другими родственниками, сведения о них также должны быть включены в характеристику.

. (имя, отчество отца) страдает алкогольной зависимостью, воспитанием сына не занимается. На этой почве в семье часто происходят конфликты, зафиксированы случаи физического насилия со стороны отца по отношению к сыну. Интерес к жизни ребенка отсутствует и в периоды трезвости отца. Чаще всего он (отец) проводит время с друзьями, у телевизора или не появляется дома на протяжении длительного времени. На рекомендации педагогов не реагирует, ведет себя нетактично и грубо.

Семья неполная. Кроме отца, с учеником проживает бабушка, . (ФИО бабушки), . года рождения, пенсионерка. Мать . (имя, фамилия учащегося) лишена родительских прав, пребывает в местах лишения свободы. Семья проживает с однокомнатной квартире, принадлежащей бабушке. Жилищно-бытовые условия — неудовлетворительные: квартира требует ремонта, отключено отопление, ребенок не имеет места для занятий. Материальное положение семьи также неудовлетворительное, живут на пенсию бабушки и временное пособие по безработице отца. Ребенок часто не обедает в школе, носит одежду, не соответствующую сезону.

Отношения родителей и детей с годами складываются в определенные типичные варианты независимо от того, осознаются они или. Такие варианты начинают существовать как реальности отношений. Причем их можно представить в определенной структуре – последовательных стадиях развития. Типы отношений возникают постепенно. Родители же обращаются к педагогу, психологу, как правило, по поводу возникшей «вчера», «неделю назад» тревожной конфликтной ситуации. То есть они видят не процесс развития отношений, не их последовательность и логику, а, как им кажется, внезапный, необъяснимый, удивительный случай.

Дети ожидают от родителей глубинного, пристального интереса к их внутреннему миру, учета их возрастных индивидуальных особенностей. Возрастные особенности – это характерные для того или иного возрастного периода анатомо-физиологические и психологические особенности. А под индивидуальностью человека имеется в виду существенное своеобразие его основных свойств и качеств.

Источник:
Характеристика ребенка взаимоотношения с родителями
Характеристика ребенка взаимоотношения с родителями В каждой семье объективно складывается определенная, далеко не всегда осознанная ею система воспитания.
http://urpiter.ru/pereplanirovka/harakteristika-rebenka-vzaimootnosheniya-s-roditelyami

COMMENTS