Особенности внутрисемейных отношений

Внутрисемейные отношения

На сегодня в психологии достаточно распространенной является позиция, с которой семья рассматривается как система. При таком подходе проблема одного из членов семьи — уже не его личная проблема, а проблема семейной системы. В ней можно выделить ряд подсистем, которые желательно различать.

В качестве основных подсистем в семье следует различать супружеские отношения (муж — жена), родительские (родитель — ребенок), детские (старшие дети — младшие дети), а также отношения между семьями родителей супругов и их собственной. Неразличение супругами этих подсистем также является причиной ухудшения брачно-семейных отношений. Какие же основные отличия можно выделить при сравнении этих подсистем? Рассмотрим некоторые из них. Кроме собственных разработок, я буду использовать некоторые положения Б. Хеллингера.

Супружеская и родительская подсистемы

А) Супружеские отношения — это отношения непосредствен но между мужем и женой, а родительские опосредованы ребенком (рис. 6).

Рис. 6. Схема семейной системы

Если бы не было ребенка, то не было бы и родительских отношений. Отсюда следует вывод о том, что в супружеских отношениях муж и жена сами решают, согласно их договоренностям, кто из них «хороший», а кто «плохой». Муж может сказать жене: «Ты плохая жена». На родительском же уровне сказать: «Ты плохая мать» — может только сам ребенок. Поэтому здесь критика супругами друг друга как родителей, возможно, не имеет оснований.

Важно, чтобы у ребенка были отдельные отношения с каждым из родителей. Если мать начинает говорить отцу о том, как воспитывать ребенка, то она начинает образовывать отдельное «Мы» с ребенком и вставать между ним и отцом. Поведение каждого из родителей — это вопрос личной ответственности. В родительских отношениях каждый занимается собой как родителем. После развода дети должны остаться с тем из родителей, кто больше уважает в детях другого родителя.

Другая крайность — когда родитель постоянно сообщает ребенку, например, дочери, какой она должна быть, чтобы ее «взяли замуж». В этом случае, если отец (или мать) знает, какой должна быть «настоящая жена» и воспитывает дочь соответствен но этому («Иначе тебя никто замуж не возьмет»), происходит усиление супружеских отношений между отцом (матерью) и дочерью. Если в этом случае критерии супружеского поведения задает мать, то именно она и является для дочери образцом «настоящего мужа».

Если же мать говорит дочери, какого мужа она достойна, то значит, мать неосознанно ищет другого мужа для себя. В этом случае, чтобы отдать «должное» матери, девушки иногда выбирают мужа согласно ее характеристике. У такого мужа будут очень хорошие отношения с тещей, но сама девушка в браке будет чувствовать себя свободной.

Б) Между супружескими и родительскими отношениями должна проходить четкая граница. Происходящее между супругами не должно касаться детей. Тем более нельзя рассказывать об абортах или о том, что «папа тебя не хотел». Не надо спрашивать ребенка о том, надо ли выходить замуж или разводиться. Надо поступать так, как считаете нужным.

Серьезные проблемы возникают, когда кто-либо из родите лей начинает вовлекать ребенка в свой конфликт с супругом. Например, мать рассказывает дочери, какой папа плохой муж (рис. 7).

Рис. 7. Схема процесса нарушения границ семейных подсистем

Такую вовлеченность часто приходится замечать на консультации. Например, девушка утверждает, что ее папа был «плохой». Спрашиваю, почему. — «Он постоянно пил, маме денег не давал, гулял направо и налево и т. д.», — уверенно отвечает она. Если вслушаться, то это речь не дочери, а ее матери как жены. Оказавшись вовлеченной в конфликт, дочь взяла на себя сторону матери. Теперь она смотрит на отца не своими глазами, а глаза ми своей матери. За счет того, что супружеские и родительские уровни оказались смешаны, отрицание дочерью роли «мужа» у родителя приводит к отрицанию его в роли «отца». Плата за смешение отношений состоит в том, что девочка психологически осталась без отца. Ее неудовлетворенное детское состояние будет приводить к тому, что, даже став взрослой, она под видом мужчины неосознанно будет искать себе нового, «хорошего» отца.

Приведу другой пример смешения. Женщина на консультации вспомнила, как в детстве мать периодически посылала ее утихомиривать пьяного отца. Дочь служила своего рода буфером в их отношениях. Она успокаивала отца, укладывала его спать и сама иногда спала рядом с ним. Это привело к тому, что в ее детском сознании она стала воспринимать себя как младшая жена. Естественно, в ее собственной семейной жизни это повлекло за собой серьезные последствия.

Если происходит смешение супружеских и родительских отношений, то у ребенка возникает впечатление, что это его семья, и он равноправный, наряду с супругами, член семьи. Подобный вариант может быть усугублен, когда, например, жена отдает предпочтение ребенку, а не мужу. Ребенок, в этом случае, считает себя не на равных, а даже выше мужа. Например, критика при детях пьющего мужа может сформировать у ребенка чувство превосходства над отцом, которое усиливается наблюдением за его беспомощным состоянием. Все это приводит к повышению ответственности ребенка («Я теперь за папу») и, как следствие, усилению «супружеских» отношений с матерью (рис. 8).

Рис. 8. Схема процесса обесценивания отца

Это не зависит от пола ребенка, более того, часто такое переплетение вызывает формирование мужественной установки у девочки. Она тоже может выполнять роль «функционального» мужа. Но так как сексуальные отношения с родителем куль турой запрещены, то дочь под видом замужества находит мужчину-«донора». После рождения ребенка, как правило, происходит развод, и дочь приносит его (ребенка) своим родителям.

В) Развод возможен только на супружеском уровне, но не на родительском. Наглядным примером смешивания двух под систем является такая фраза, как: «Когда мои папа и мама раз велись…» Я долгое время на консультациях не обращал внимания на эту фразу, но однажды она меня здорово зацепила. Я задумался и понял, что развод возможен только у мужа и жены, а не между родителями. Страх детей при разводе взрослых заключается, прежде всего, в опасении потери одного из родите лей, потому что детям трудно разделять супружеский и родительский уровень. Ребенку важно объяснить, что развод про исходит у мужа и жены, а как папа и мама они с ним не расстанутся.

Путаница этих отношений создает проблему и у супругов. Это выражается в словах: «Я бы давно от нее ушел, но у нас же дети!» Приходится объяснять клиентам, что развод — это изменение отношений только на супружеском уровне, а родителями они остаются навсегда.

Г) Супружеские отношения имеют приоритет над родительскими. Сточки зрения системной теории, если в ней появляется новый элемент, то он должен считаться с теми, которые были до него. Появившийся раньше имеет преимущества перед тем, кто приходит позже.

Из этого следует, что любовь к ребенку должна идти через любовь к партнеру, то есть партнерские отношения имеют приоритет перед родительскими. Ошибкой бывает то, что если в партнере что-то не ладится, родитель начинает искать недостающее в ребенке. Происходит путаница: отец ищет в ребенке то, что не соответствует отношениям с супругой — ребенок приходит в замешательство. Самое приемлемое, это когда отец любит в ребенке свою жену, также и у жены — любовь к сыну идет через мужа. Отец должен показывать дочери, что он жену ценит больше, чем ее: «Вырастешь, станешь такой же красивой, как мама». Партнерские отношения должны давать силы на родительские.

Достаточно распространена ситуация, когда при появлении ребенка, на котором жена концентрирует все свое внимание, у мужа начинают возникать романы «на стороне». Жена возмущена изменой мужа, но она сама первая «изменила» мужу с ребенком.

Д) Возникновение инцеста связано с проблемами между мужем и женой. Если на супружеском уровне у мужа и жены возникает отторжение друг друга, то в качестве компромисса дочь неосознанно предлагает себя, либо жена предоставляет дочь мужу.

Детско-родительские подсистемы

Долги наши: долг родителей перед детьми

Одна из проблем, с которой обращаются достаточно час то, — чувство вины у родителей перед детьми и чувство долга у детей перед родителями.

Рассмотрим сначала первую ситуацию. Она обычно выражается в таких жалобах, как: «Я не могу обеспечить детям все, что им необходимо. Мало уделяю им внимания, редко с ними играю и т. п. Я — плохая мать (плохой отец)». На самом деле плохих родителей не бывает. Но чтобы прийти к такому выводу, необходимо предварительное исследование этого вопроса. Начинаю с того, что обращаю внимание клиента на очевидное. Родители дают детям две вещи: во-первых, они дают им жизнь и, во-вторых, создают условия для жизни.

Затем с согласия клиента я задаю диагностический вопрос: «Как вы считаете, что важнее — жизнь или условия жизни?» Для многих этот вопрос оказывается совсем не простым.

На более глубинном уровне чувство вины перед детьми является отражением критической позиции по отношению к собственным родителям и скрытой обиды на них. Механизм формирования такого перехода следующий. Критичность по отношению к родителям свидетельствует о том, что у ребенка сформирован некоторый идеал родителей, так как любая оценка-это всегда сравнение. Затем, когда ребенок вырастает и сам становится родителем, он попадает в ловушку собственного идеала. Теперь он сам должен соответствовать своим детским требованиям, для того чтобы стать «хорошим» родителем. По этому чувство вины перед детьми является следствием скрытой критики своих родителей.

Если клиент согласен, что жизнь приоритетна в любом случае, тогда я предлагаю оценить ее, хотя бы и в рублях. Абсурдность этого предложения очевидна, сумма получается колоссальная. Получается, что сразу после рождения ребенок получает этот «миллион рублей». По сравнению с этой суммой, с жизнью, все остальное уже второстепенно. О каком родительском долге может идти речь? Поэтому плохих родителей не бывает по определению.

Я думаю, что в этой ситуации также присутствует элемент смешивания роли родителя и роли воспитателя. Плохих родителей не бывает, но бывают плохие воспитатели. Воспитатель — это профессия, которую надо где-то осваивать. Желательно, чтобы эти роли исполняли разные люди, так как родители любят, а воспитатели — воспитывают.

Иногда складываются драматические обстоятельства. На пример, ко мне обратился мужчина, находящийся в предразводной ситуации. У него были достаточно сложные отношения с женой, но от развода его удерживала мысль о детях. Мы с ним подробно рассмотрели семейную систему, выяснили, что раз вод — это расставание супругов, а не родителей и детей. Но его чувство вины перед детьми по-прежнему оставалось. В дальнейшем разговоре выяснилось, что, оказывается, у него было, как он выразился, «два отца». Первый отец (он назвал его «биологическим») ушел сразу после того, как он родился. Потом появился другой мужчина, взял на себя роль отца и выполнял ее хорошо. Его он называл «настоящий отец» и высоко оценивал его положительное влияние на свое развитие.

Мужчина упрямо не соглашался с тем, что отец должен быть всего один, и тот, кого он называл «биологическим», и есть его настоящий отец. Эта двойственность в восприятии роли отца и стала причиной его проблемы, связанной с трудностью принять решение о разводе. Развод символически походил на повторение ситуации ухода его отца. Обида на отца проецировалась на ситуацию в его собственной семье. Путь к изменению ситуации лежал в принятии «биологического» отца как отца настоящего, а второго «отца» — всего лишь как воспитателя.

Долги наши: долг детей перед родителями?

Вторая ситуация связана с чувством долга перед родителя ми. Когда начинаешь выяснять, откуда появилось осознание этого долга, обычно отвечают: «Родители дали мне жизнь», «Они меня любили», «Они меня воспитали» и т. п. При такой установке оказывается, что жизнь человека делится на две части. В первой ребенок «получает» от родителей, а во второй должен «отдавать». Получается, что ребенок — это «полезное домашнее животное». Сначала его выращивают и откармливают, а потом используют для себя.

Наличие в сознании такой установки существенно осложняет возможности ребенка в построении отношений с внешним миром, противоположным полом, в создании своей семьи. Если я должник, то для того, чтобы создать семью, я должен, как честный человек, сначала расплатиться с родительской. Долг ребенка слишком большой! Туда входят как материальные, так и душевные затраты. Но это еще как-то можно подсчитать. А как расплатиться за данную жизнь? Тут уж остаешься должником до самой смерти родителей. Иногда сами родители усиливают чувство вины напоминанием о том, насколько дети обязаны им за все, что они для них сделали.

Еще один драматический пример. Молодая женщина жила вдвоем с матерью. Как только у нее завязывались отношения с мужчинами, мать тут же заболевала. В итоге отношения с молодыми людьми заканчивались, так как мать нуждалась в заботе. В итоге эта женщина смогла выйти замуж только после смерти своей матери. Ей к тому времени было уже за пятьдесят, и сама она уже не могла стать матерью.

При таком подходе отношения «родители — дети» представляют собой замкнутую систему, которая сама себя изживает (рис. 9)

Рис. 9. Ложная модель детско-родительских отношений

Но можно посмотреть на эту проблему шире. Тогда мы увидим, что у наших родителей тоже были родители. Они дали им и жизнь, и любовь, и материальное обеспечение. Получается, что наши родители все уже давно получили от своих родителей, и их требования от нас предполагают уже двойную оплату. По этому долг перед родителями, в принципе, остается, но он передается не им обратно, а вперед, своим детям. В этом случае, образно говоря, вместо болота мы получаем все усиливающийся поток реки. А река не должна идти вспять (рис. 10).

Рис. 10. Схема развивающих детско-родительских отношений

Обычно ситуация воспитания ребенка как должника связана с тем, что родители считают, будто их родители чего-то им не додали. Поэтому формирование у ребенка желания восполнить долг перед родителями является включением его в конфликт родителей со своими родителями.

Родитель как «ребенок» и ребенок как «родитель»

Межсемейные подсистемы

Подсистемы «личная семья — семья родителей»

С точки зрения системных законов, новая система приоритет на относительно предыдущей. Когда человек вырастает и женится, его новая семья должна быть для него более важной, чем родительская. Логично, что при конфликте между матерью и женой муж должен выбрать и поддерживать позицию жены. Нарушение этих системных законов может привести к большому количеству недоразумений в семейной жизни. Как оговорил К. Витакер, «чтобы жениться, надо сначала развестись со своей семьей».

Сложность дифференцирования своей семьи от родительской связана с особенностями воспитания, когда в первой семье присутствует смешение супружеских и родительских отношений. Поэтому попытка создания своей семьи нередко оказывается неуспешной, так как остается притяжение семьи родителей.

В моей практике был случай, когда молодая женщина пришла с жалобой на мужа. Хотя он живет с ней, но продолжает поддерживать тесные отношения с матерью. Это выражается в том, что семейный бюджет он строит с учетом потребностей не только их семьи, но и материнской. Например, если он купил телевизор в свою семью, то считает, что и матери тоже надо купить. Также он распоряжается и зарплатой: половину в дом, половину матери. Если учитывать то, что у этого мужчины имеет место «брак» с мамой, то его поведение вполне логично. Две семьи для него «слились» в одну. Жена является «второй женой», так как первой является мама.

Решение этой ситуации лежит в рассмотрении супругами брака не как увеличения одной системы (материнской семьи), а как создание другой системы (своей семьи). В этом случае приоритетной становится своя семья. Тогда у молодого человека не две жены (старая и II молодая), а есть и мама, и жена. Еще один пример. Ко мне обратилась молодая девушка, родители которой являются крупными предпринимателями: — Мне купили машину. Но я на ней постоянно вожу маму, а сама не могу пользоваться. Кроме этого, мама укоряет меня тем, что папа на меня потратился.

— Может, Вам прямо спросить маму: «Чья же это машина?» — предложил я.

— Не могу, — ответила она.

Потом девушка стала жаловаться, что родители заставляют ее постоянно приезжать домой, чтобы кормить собаку. Я спросил, чья это собака. Она ответила, что не знает, может, и ее.

— А если Вы уедете от родителей, то собаку заберете? — спросил я.

Она ответила, что, конечно же, нет.

— Получается, что собака не Ваша, — сделал вывод я.

— У вас все «как бы». Как бы моя машина. Как бы моя собака. Может, и жизнь как бы Ваша?

Она помолчала, а потом вздохнула:

— Да, родителей. Мне всегда говорили, наша семья — это святое. Родители в ответе за меня, а я в ответе за родителей.

— ВАША семья? Это не Ваша семья. Вы член этой семьи, но она принадлежит родителям.

— Как это так?! Это же моя семья! — воскликнула она с удивлением.

— Попробую объяснить на примере. Рабочий трудится на заводе. Но он же не может сказать, что это его завод. Предприятие принадлежит директору, он за него отвечает, а не рабочий. Если завод встанет, то рабочий может уйти на другой завод или основать собственный завод.

— То есть я могу создать собственную семью? — задумалась она.

Приоритет супружеских отношений над родительскими не обходим для того, чтобы у ребенка был стимул создать свою семью.

Источник:
Внутрисемейные отношения
На сегодня в психологии достаточно распространенной является позиция, с которой семья рассматривается как система. При таком подходе проблема одного из членов семьи — уже не его личная проблема, а
http://psy.wikireading.ru/63214

ОСОБЕННОСТИ ВНУТРИСЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Задачи изучения темы:

1. Раскрыть особенности внутрисемейных условий, в которых воспитываются дети с умственной отсталостью.

2. Раскрыть особенности психологического сопровождения семей, воспитывающих детей с умственной отсталостью.

3. Учить анализировать источники теоретического характера.

Форма отчетности: письменные планы-конспекты.

Вопросы и задания к изучению темы:

Студенты выбирают одну из тем и готовят сообщение по теме:

1. Рождение ребенка с нарушениями в развитии, как фактор, влияющий на жизнедеятельность семьи.

2. Особенности взаимоотношений в семьях воспитывающих детей с умственной отсталостью.

3. Влияние внутрисемейных отношений и стилей воспитания на развитие детей с умственной отсталостью.

4. Социальная адаптация семей, воспитывающих детей с умственной отсталостью.

5. Виды (формы) психологической работы с родителями детей с ограниченными возможностями в специальных учреждениях?

6. Психологическое сопровождение семей, воспитывающих ребенка-инвалида, стиль общения специалистов с родителями.

7. Основные направления помощи детям с тяжелой интеллектуальной недостаточностью в условиях их семейного воспитания.

8. Права и льготы детей-инвалидов и их родителей (опекунов, попечителей).

Литература.

1. Антонов В.В. О роли контакта с матерью в психическом развитии ребенка / В. В. Антонов // Журнал невропатологии и психиатрии им. С.С. Корсакова.– 1975.– № 10.

2. Белопольская Н.Л. Некоторые вопросы психолого-педагогического консультирования семей, имеющих детей с отклонениями в интеллектуальном развитии / Н. Л. Белопольская // Дефектология.– № 5, 1984.– С. 15.

3. Маллер А.Р. Родителям о детях с глубокой умственной отсталостью / А. Р. Маллер // Дефектология.– 1991, № 5.

4. Маллер А.Р. Педагогическая этика в работе с семьей ребенка-инвалида / А. Р. Маллер // Дефектология.– 1995, № 5.

5. Маллер А.Р. Ребенок с ограниченными возможностями : кн. для родит. / А. Р. Малер.– М., 1996.

6. Мастюкова Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии / Е. М. Мастюкова.– М., 1992.

7. Мишина Г.А. Особенности взаимодействия родителей с детьми раннего возраста с психофизическими нарушениями / Г. А. Мишина // Дефектология.– 2000.– № 4.

8. Семаго М.М. Социально психологические проблемы семьи ребенка-инвалида с детства / М. М. Семаго.– М., 1992.

9. Спиваковская А.С. Обоснование психологической коррекции неадекватных родительских позиций / А. С. Спиваковская // Семья и формирование личности.– М., 1981.

10. Ткачева В.В. К вопросу о создании системы психолого-педагогической помощи семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии / В. В. Ткачева // Дефектология.– 1999.– № 3.– С. 30.

11. Шипицина Л.М. Необучаемый ребенок в семье и обществе / Л. М. Шипицина.– СПб.: Дидактика Плюс, 2002.

12. Чарова О.Б., Савина Е.А. Особенности материнского отношения к ребенку с интеллектуальным недоразвитием / О. Б. Чарова. Е. А. Савина // Дефектология.– 1999.– № 5. С. 34

И др. литература по выбору студента…

ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ

УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДОШКОЛЬНИКОВ.

Задачи изучения темы:

1. Раскрыть особенности развития личности нормального и аномального ребенка.

2. Учить анализировать источники теоретического характера.

Форма отчетности: письменные планы-конспекты.

Вопросы и задания к изучению темы:

1. Недоразвитие формирования ведущих мотивов и их соподчинения.

2. Недостаточность коммуникативной деятельности как показателя личностного развития.

3. Развитие самосознания и отношения к себе.

4. Недоразвитие произвольности как одного из существенных качеств личности.

5. Особенности общего процесса социализации и знаково-символической деятельности умственно отсталых детей.

Литература.

1. Шамко Л.Ю. Формирование представлений о социальных явлениях у умственно отсталых дошкольников / Л. Ю. Шамко // Дефектология.– 1994.– № 4.

2. Коррекционное обучение как основа личностного развития аномальных дошкольников / под ред. Л. П. Носковой.– М., 1989.

3. Катаева А.А. Влияние обучения на формирование личности аномального ребенка / А. А. Катаева // сб. Воспитание аномальных детей в дошкольных учреждениях / под ред. Н. Г. Морозовой.– М., 1978.– С. 13-20.

4. Коррекционное обучение как основа личностного развития аномальных дошкольников / под ред. Л. П. Носковой.– М., 1989.

5. Морозова Н.Г. О нравственном воспитании детей в специальных дошкольных учреждениях /Н. Г. Морозова // сб. Воспитание аномальных детей в дошкольных учреждениях. / под ред. Н. Г.Морозовой.– М., 1978.– С. 3-12.

6. Соколова Я.Л. Формирование элементарных нравственных чувств и привычек у умственно отсталых дошкольников в процессе игр / Я. Л. Соколова / сб. Воспитание аномальных детей в дошкольных учреждениях / под ред. Н. Г.Морозовой.– М., 1978.– С. 3-12.

7. Морозова Н.Г. Особенности поведения аномальных детей дошкольного возраста / Н. Г. Морозова // Особенности поведения аномальных детей дошкольного возраста с недостатками слуха и интеллекта : сб. науч. тр. / под ред. Л. П. Носковой.– М., 1984.– С. 17-30.

8. Намазбаева Ж. И. Некоторые особенности личности учащихся вспомогательной школы / Ж. И. Намазбаева.– Алма-Ата, 1985.

9. Эмоционально-волевые процессы и познавательная деятельность умственно отсталых детей: сб. науч. тр.– М., 1993.

Дата добавления: 2015-10-19 ; просмотров: 321 . Нарушение авторских прав

Источник:
ОСОБЕННОСТИ ВНУТРИСЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Задачи изучения темы: 1. Раскрыть особенности внутрисемейных условий, в которых воспитываются дети с умственной отсталостью. 2. Раскрыть особенности психологического сопровождения семей,
http://studopedia.info/10-53049.html

Особенности внутрисемейных отношений онкологических больных

Особенности внутрисемейных отношений онкологических больных

Дата публикации: 07.02.2017 2017-02-07

Статья просмотрена: 237 раз

Василенко А. А. Особенности внутрисемейных отношений онкологических больных // Молодой ученый. ? 2017. ? №6. ? С. 192-194. ? URL https://moluch.ru/archive/140/39427/ (дата обращения: 10.03.2019).

В статье представлен опыт исследования особенностей внутрисемейных отношений онкологических больных в зависимости от формы заболеваний (рак молочной железы, рак желудочно-кишечного тракта). Доказано, что характер межличностных отношений больных с разными формами онкологического заболевания имеют свою специфику.

Ключевые слова: онкологическое заболевание, психологические особенности онкобольных, внутрисемейные отношения

Постановка диагноза — тяжелейший стресс. Неясность этиологии, возможность летального исхода, сложность лечения, а также влияние известия о заболевании на межличностные отношения с окружающими — все это сильно воздействует на состояние больного. В подобной ситуации родственники и друзья могут стать ресурсом для полноценного восстановления, а могут и наоборот — стать дополнительным стрессовым фактором, ухудшающим эмоциональное состояние больного, и, как следствие, снизить шансы на выздоровление. Таким образом, значимость исследований внутрисемейных отношений онкобольных нам видится крайне значимой и актуальной.

Исследование было проведено на базе КГБУЗ «Краевой клинический центр онкологии» г. Хабаровска. В исследовании приняли участие 12 онкологических больных пациентов. В первую группу вошли пациенты, больные раком желудочно-кишечного тракта (ЖКТ), общей численностью 7 человек, во вторую группу вошли пациенты с раком молочной железы, общей численностью 5 человек. Группы уравнены по возрасту (средний возраст), социальной ситуации (больные состоят в браке, имеют хотя бы одного из родителей), материальному благополучию (жилищные условия и уровень достатка) и культурно-образовательному уровню (все имеют профессиональное образование и до болезни работали в сфере услуг). Исследование внутрисемейных отношений проведено с участием членов семьи (супруги, один из родителей). Вначале исследования были продиагностированы онкологические больные, а затем их родственники.

Эмпирические методы, примененные в исследовании: опросник «Анализ семейной тревоги» (ACT); метод «Незаконченные предложения» (тест Сакса-Леви); тест Т. Лири (диагностика межличностных отношений); «Цветовой тест отношений» (ЦТО). Для выявления значимости различий в имеющихся показателях мы использовали критерий Манна-Уитни (U).

Основные выводы по проведенному исследованию:

Полученные нами данные позволяют по-новому рассмотреть особенности внутрисемейных отношений онкологических больных в зависимости от формы заболевания. Материалы могут быть использованы специалистами помогающих профессий (психологами, социальными работниками, медицинскому персоналу) онкологических центров при проведении просветительской и коррекционной работы с онкологическими больными пациентами и их семьями. Вместе с тем считаем свое исследование не завершенным Дальнейшее изучение может быть организовано в следующих направлениях:

– сравнительное исследование особенностей внутрисемейных отношений онкологических больных на разных стадиях заболевания;

– гендерное исследование особенностей внутрисемейных отношений онкологических больных;

– исследование влияния болезни на характер детско-родительских отношений.

Источник:
Особенности внутрисемейных отношений онкологических больных
В статье представлен опыт исследования особенностей внутрисемейных отношений онкологических больных в зависимости от формы заболеваний (рак молочной железы, рак желудочно-кишечного тракта). Доказано, что характер межличностных отношений больных с разными формами онкологического заболевания имеют свою специфику.
http://moluch.ru/archive/140/39427/

Семья с зависимостью

Семья с зависимостью. Особенности внутрисемейных взаимоотношений, влияние на формирование личности ребёнка

Изучение взрослых психопатических личностей показало, что в их воз­никновении очень велика роль психических травм раннего детства.

В нашем обществе нет статистических данных о том, сколько человек яв­ляются алкоголезависимыми и сколько детей воспитывается в «алкогольных» семьях, хотя совершенно очевидно, что число детей группы риска увеличивает­ся с каждым годом. В этом трагическом процессе немаловажную роль играют неблагополучные семьи, где один или оба родителя подвержены или склонны к алкоголизации. Как отмечают психологи (Б. С. Братусь, В. Д. Москаленко, Е. М. Мастюкова, Ф.Г. Углов и др.), взрослые в такой семье, забыв о своих роди­тельских обязанностях, целиком и полностью погружаются в «алкогольную субкультуру», что сопровождается потерей общественных и нравственных цен­ностей и ведет к социальной и духовной деградации. В конечном итоге семьи с химической зависимостью становятся социально и психологически неблагопо­лучными, что проявляется в виде следующих признаков:

¦ члены семьи не уделяют внимания друг другу, в особенности роди­тели детям; родители плохо относятся к детям, либо вообще их не замечают;

¦ вся жизнь характеризуется непостоянством и непредсказуемостью, а отношения между членами — ригидностью и деспотичностью;

¦ члены семьи озабочены отрицанием реальности, им приходится тща­тельно скрывать неприятные семейные тайны от окружающих;

¦ в правилах семьи значительное место занимают запреты свободно выражать свои потребности и чувства, используются эмоциональные репрес­сии.

Жизнь детей в подобной семейной атмосфере становится невыносимой, превращает их в социальных сирот при живых родителей.

Исследователями «алкогольных» семей описано пять основных характе­ристик, частично совпадающих с приведенными выше. Внимание при этом ак­центируется на тех из них, которые больше всего сказываются на личностном становлении ребенка.

1. Размытость, нечеткость границ своего »я». Поскольку вся жизнь семьи неупорядочена, непредсказуема, то дети часто не знают, какие их чувства нормальны, а какие — ненормальны, теряют »твердость психологической почвы под ногами». Амбивалентность касается многих сторон жизни семьи. Это при­водит к нечеткости границ личности.

2. Отрицание. Многое в жизни алкогольной семьи построено на лжи, поэтому ребенку бывает трудно распознать правду. Взрослые пытаются отри­цать негативный характер событий, происходящих в семье, из-за чего ребенок перестает понимать, что на самом деле совершается вокруг него.

3. Непостоянство. Поскольку потребности ребенка удовлетворяются от случая к случаю, не в полном объеме, и он испытывает дефицит внимания к себе со стороны взрослых, то у него появляется закономерное желание того, чтобы им занимались. Он пытается привлечь внимание к себе любыми доступ­ными способами, включая различные формы отклоняющегося поведения.

4. Низкая самооценка. Система воспитания в такой семье заставляет ребенка поверить в то, что он в какой-то степени виноват в происходящем. Все это произошло потому, что он был недостаточно хорошим, совершил много ошибок. В конце концов, он заслуживает все то плохое, что с ним приключа­ется. Так постепенно утрачивается самоуважение, а вина взрослых проецирует­ся на себя.

5. Недостаток информации о том, как функционируют здоровье се­мьи, в которых создаются подходящие условия для духовного роста, что позво­ляет каждому члену семьи иметь свои границы, уважаемые всеми. По-другому существует семья с алкоголезависимыми членами: атмосфера в ней нестабиль­ная, поскольку алкоголизм забирает много энергии, которая в норме направля­ется на поддержание благоприятного психологического климата и на создание здоровой окружающей среды для самореализации и самосовершенствования личности.

Как известно, своеобразным индикатором психологического климата се­мьи является эмоциональное состояние и поведение матери (жены). Естествен­но, она не может оставаться безучастной к тому, что происходит с ее мужем, отцом детей, болезненно переживает трагедию семьи и живет в постоянном страхе, что с кем-то из близких может случиться беда. Совместная жизнь с больным алкоголизмом приводит к серьезным характерологическим сдвигам у жены, комплекс которых обозначается специалистами таким термином, как со-зависимость.

Созависимость определяют как эмоциональное, психологическое и пове­денческое состояние, развившееся в результате длительной подверженности стрессу и использования подавляющих правил, которые не позволяют открыто выражать свои чувства, а также прямо обсуждать личные и межличностные проблемы. Главная характеристика созависимости — направленность личности вовне, что обусловлено ее заниженной самооценкой. Созависимыми могут быть как жены, так и любые другие члены семьи больного алкоголизмом и даже его близкие друзья. Сам больной зависит от алкоголя, а те, кто живет рядом с ним, зависят от его состояния.

Как же проявляется созависимость в алкогольной семье? Какие сферы ее жизнедеятельности затрагиваются в первую очередь. Каковы характерологиче­ские особенности созависимых членов семьи?

Во-первых, созависимые супруги не знают, где кончается личность одно­го и начинается личность другого. У жен размыты границы своего Я (в семье больного алкоголизмом вообще никто не знает своих границ), потому что вся жизнь вертится вокруг больного, и каждый воспринимает его проблемы как свои собственные. При этом всех заботит вопрос о том, какое впечатление со-зависимые члены семьи производят на окружающих. По этой причине кто-то из них, чаще всего жена, берет на себя всю ответственность за происходящее в доме, предполагая свою независимость в семье.

В-четвертых, созависимая жена, поглощенная заботой о пьющем муже, забывает о детях, которые больше, чем муж, нуждаются в ее участии и под­держке. Свое предназначение она видит в том, чтобы в одиночку »тащить се­мейный воз»: изо всех сил стремится содержать в порядке дом, одеть и накор­мить детей, но эмоционально остается для них недоступной. Вся ее энергия ушла на решение бытовых проблем, а на решение таких задач (в ее понимании второстепенных), как выслушивание и просто пребывание рядом с детьми, у нее не остается ни времени, ни сил.

В-пятых, многие поступки созависимых жен мотивированы страхом: они полны тревожных предчувствий, вечного ожидания плохого, потому что дейст­вия больных алкоголизмом непредсказуемы. В этих условиях из-за опасений, что с их близкими случится что-то неприятное или трагическое, они усиливают свой контроль, становясь все более ригидными.

В свою очередь ригидность может проявляться в нескольких разновидно­стях: на когнитивном уровне укладывается в дихотомии: или — или: все или ни­чего, любовь — ненависть и т.д. Поведенческая ригидность выступает как не­гибкость (стереотипность) ежедневных, рутинных действий. Духовная (мораль­ная) ригидность предполагает, что все оценки лежат в плоскости хорошего -плохого, а стандарты ожидаемого поведения абсолютны. Эмоциональная ри­гидность сказывается в том, что созависимые имеют тенденцию попадать в ло­вушку одного единственного чувства (например, вины, гнева, жалости). Обще­известна также ригидность ролевых функций в семьях больных алкоголизмом. На этом фоне у созависимых супругов появляется склонность судить и осуж­дать других.

Известно, что больные алкоголизмом часто используют отрицание как примитивный механизм защиты. В частности, пьющий муж отрицает причин­ную связь между своим пьянством и теми проблемами, которые возникают в результате этого. Созависимая жена также не видит связи между алкоголем и семейными проблемами. Она не может постичь, что ее собственное поведение усугубляет дисфункцию семьи. Отрицание этого сопряжено с большим психи­ческим напряжением и может вызывать острые чувства замешательства, вины, тревоги, ярости. Как пьющий не хочет, чтобы его расценивали как алкоголика, так и жена не желает быть признанной жертвой. Поэтому ни тот, ни другой не склонны искать информацию об алкоголизме, его вреде для здоровья и воз­можных путях и средствах избавления от алкогольной зависимости, поскольку это значило бы признать наличие у себя таких проблем.

Психологическое сходство созависимости и алкоголизма ученые видят также в том, что:

а) каждое из этих состояний представляет собой первичное заболевание;

б) и то, и другое состояние приводит к ухудшению и деградации в сома-
тической, психической, эмоциональной и духовной сферах;

в) без вмешательства в течение каждого из состояний оно может привести
к преждевременной смерти;

г) выздоровление от созависимости требует системного сдвига на харак-
терологическом уровне.

С учетом того, что созависимость, как и алкоголизм, оказывает деструк-тивое (разрушающее) воздействие на личность, с ней необходимо бороться. Но при этом важно уметь распознавать состояние созависимости среди подобных ему, так как проявления его довольно разнообразны и во многом схожи с внеш­ней симптоматикой других психических, соматических и эмоциональных со­стояний. В. Д. Москаленко, на основании анализа зарубежного опыта и обоб­щения результатов собственных исследований по данной проблеме, предлагает следующие критерии распознавания созависимости:

1. Индивид на протяжении длительного периода в прошлом подвергал­ся или все еще подвергается воздействию высокострессовой семейной ситуации (зависимость члена семьи от алкоголя, наркотиков; могут быть и другие стрес­сы).

2. Индивид сообщает о наличии, либо у него наблюдается проявление не менее 5 из следующих 8 признаков:

¦ страх (постоянная занятость проблемами других; непреходящая тревога, неприятные предчувствия; избегание риска во взаимоотношениях, свя­занное с недоверием к людям; контролирующее поведение; сверхответствен­ность; попытки манипулировать поведением других, в особенности «питей­ным» поведением);

¦ етыд /вина (непреходящее чувство стыда как за свое поведение, так и за поведение других; изоляция, чтобы скрыть «позор семьи»; ненависть к се­бе; фасад превосходства и вызывающей грубости для прикрытия пониженной самооценки);

¦ затянувшееся отчаяние (отчаяние и безнадежность в отношении изменения ситуации; пессимистический взгляд на мир; низкая самооценка и чувство поражения в жизни, что не соответствует реальным достижениям);

¦ гнев (постоянное чувство гнева на больного, на всю семью и на себя; страх потерять контроль в гневе; гнев, распространяющийся на все на свете; пассивно-агрессивное поведение, особенно в отношении больного алкоголиз­мом);

¦ отрицание (упорное отрицание источника семейных бед; настойчи­вая минимизация тяжести проблем; оправдание, защита пьющего от негатив­ных последствий);

¦ ригидность — затрудненность в изменении намеченной программы собственной жизни и деятельности (когнитивная ригидность; поведенческая ригидность, включая ролевую негибкость; ригидность морально-духовных принципов; эмоциональная ригидность — доминирование единственного аффек­та (вина, жалость к себе, гнев и растерянность);

¦ нарушение идентификации собственных потребностей (утрата способности заявлять о своих нуждах и заботиться об их удовлетворении; трудности в определении границ своего духовного Я; личная зависимость от социального окружения, необходимы другие для подтверждения самоценности, страх быть брошенной, беспокойство о том, что подумают другие);

смещение понятий (сомнения относительно того, что же является нормальным и может быть реальным; тенденция неверно распознавать и обо­значать чувства; легковерие, доверчивость; нерешительность, амбивалент­ность).

Источник:
Семья с зависимостью
Семья с зависимостью. Особенности внутрисемейных взаимоотношений, влияние на формирование личности ребёнка Изучение взрослых психопатических личностей показало, что в их воз­никновении очень
http://studopedia.ru/13_112302_semya-s-zavisimostyu-osobennosti-vnutrisemeynih-vzaimootnosheniy-vliyanie-na-formirovanie-lichnosti-rebenka.html

(Visited 1 times, 1 visits today)

COMMENTS

[an error occurred while processing the directive]
[an error occurred while processing the directive]
[an error occurred while processing the directive]
[an error occurred while processing the directive]
[an error occurred while processing the directive]