Особенности супружеских взаимоотношений

Особенности супружеских взаимоотношений

В рамках психологии взаимоотношений в семье акцент обычно делается не столько на социагьно-психологический момент, сколько на сексуально-психологический, хотя они теснейшим образом друг с другом связаны, предопределяя друг друга. Это означает, что характер социально-психологических отношений неизбежно проявляется в особенностях психосексуального поведения супружеских партнеров.

В литературе отмечается множество моделей супружеского пове­дения партнеров, некоторые из них приводятся ниже.

Партнер демократической ориентации. Этот супруг, ориентиро­ванный на равноправие. Он ожидает равенства прав и равенства обя­занностей.

«Романтик». Этот супруг ожидает душевного согласия, хочет . создать крепкие узы любви. Важное значение для него имеют сен­тиментальные символы. Чувствует себя обманутым, если его партнер отказывается играть с ним в романтические игры.

«Родительский» партнер. В супружестве он неосознанно реализует тенденцию к повторению модели семьи своих родителей. Безоговорочное принятие родительской модели является для такого партнера выгодным и удобным, так как отказ от нее лкшает его уверенности в себе. Подобное стремление к повторению модели отношений своих родителей сохраняется даже тогда, когда излишне выраженные тенденции травмировали его в детстве.

«Детский» партнер. Призносит в супружество некоторую спон­танность, непосредственность и радость, однако одновременно при-

о,бретает власть над супругом своим «детским» способом, т.е. проявлением слабости и беспомощности.

«Рационалист». Этот партнер следит за проявлением эмоций, точно соблюдает права и обязанности. Он ответствен и трезв в оценках, хорошо приспосабливается к жизни, несмотря на то , что его супруг не ведет себя таким же образом.

«Товарищ». Он хочет быть сотоваришем и ищет для себя такого же спутника, с которым мог бы разделить повседневные заботы, прожить жизнь. Не претендует на романтическую любовь, принимает как неизбежное обычные тяготы семейной жизни.

«Независимый». Сохраняет в браке определенную дистанцию по отношению к своему супругу. Стремится избежать излишней интимности в отношениях и хочет, чтобы партнер относился с уважением .к этим его требованиям.

Супружество с двусторонней зависимостью. Это союз пассивно-зависимого мужа с пассивно-зависимой женой. Союз, в котором «оба не умеют плавать и топят друг друга, толкая под воду». Оба супруга мечтают о любви, и каждый из них думает, что в браке он дает больше, нежели получает. Оба ведут себя как дети. Никто из них не догадывается проявить достаточный интерес к проблемам другого.

Паранойяльные супружеские отношения. Проявляются в двух раз­новидностях: муж с паранойяльными проявлениями, а жена со склон­ностью к депрессии, и наоборот — жена с паранойяльными наклоннос­тями, а муж с тенденцией к депрессии. Предмет паранойяльной озабо­ченности — неверность супруга и, как следствие, — ревность, по­дозрительность, слежка, допросы.

Открытое партнерство. Основные принципы супружеских взаимо­отношений и взаимодействий:

строить жизнь на основе настоящего, исходя из реалистических желаний;

иметь собственный стиль жизни;

планировать будущее, думая о старости и не отказываться от радостей в настоящем;

относиться с уважением к личной жизни партнера, не навязы­ вать ему своего мнения и вкусов, не обижаться на него, если он не жаждет постоянно делать для другого партнера что-то приятное;

не ждать, что один партнер угадает мысли другого и интуитивно почувствует его переживания, а открыто говорить о них;

научиться делиться друг с другом как положительными, так и негативными чувствами, без критических оценок;

не придерживаться слепо ролей, традиционно считающихся мужскими или женскими, пробовать менять роли;

принимать как само собой разумеющееся право каждого на собственные интересы и увлечения, которые другой может не разде­ лять, а также на свой круг друзей, в том числе и противоположного пола;

снести забор, который вызывает чувство, что по другую его сторону «трава зеленее»;

принять как аксиому, что в супружестве должна быть неподчи­ ненность, а справедливое распределение ответственности и благ;

представлять другому возможность жить согласно его картине мира и не стремиться его переделывать против его шли;

знать себе цену и не позволять другому унижатьсвое достоинство;

доверять друг другу. «Статическое» доверие, вытекающее из концепции закрытого брака («я верю, что она будет мне верна»), необходимо дополнить «динамическим» доверием, предполагающим уважение к внесемейным интересам («я верю ей, даже если бы она была мне неверна»);

— помнить о главном: «Мне доставляет радость видеть тебя счастливой» или «Я счастлив, если счастлива ты».

Может быть и несколько иной взгляд на модели супружеского поведения основных психологических типов — в большей степени акцентированный на сексуальность.

Эпилептоидный супруг. Сексуальное желание высокое, но любовь к порядку и почтение к запретам блокируют любые «недозволенные» разнообразия в сексе. Такой супруг все время ограничивает свои желания рамками консервативных форм, для него характерны механически осуществляемые действия, дающие только ему самому сексуальное удовлетворение. Его партнер при этом — за пределами сферы внимания. Глубокий личностный контакт супругов отсутствует. Чтение специальной литературы может убедить такого партнера, что для здоровья друг друга и для нормальной интимной жизни необходимо сексуальное удовлетворение обоих и что для этого необходимы такие-то определенные действия. Тогда он будет действовать в соответствии с этой программой, но опять же чисто механически — ведь он делает это для здоровья, для порядка.

Паранойяльный супруг. Секс для него — исключительно средство удовлетворения. Ему также свойственна механоцентрическая установка, т.е. последовательное выполнение ряда действий, приводящих его к удовлетворению. К физическому и духовному слиянию с супругом такой партнер не стремится. О том, чтобы

принести удовольствие другому, паранойяльный просто не задумывается.

Гипертимный супруг. Высоко сексуален, умеет получать удо­вольствие сам и давать его партнеру. Создает очень приятный фон для интимного общения. У супругов такого типа практически не бывает сексуальных расстройств, так как они-очень свободны в проявлениях сексуальности, не ограничивают себя никакими запретами. В жизни у них обширные и многосторонние ексуальные контакты: «все, что приятно, — полезно» или «красиво и этично все, что по взаимному удовольствию и обоюдному согласию». И конечно, эти люди бесконечна уверены в себе.

Истероидный супруг. Без любви такие партнеры на интимные отношения не идут. И хотя сексуальные контакты у них обширные, разносторонние, в каждый конкретный момент они искренне любят предмет обаяния, хорошо с ним общаются. В сексе изобретательны, способны устраивать кз интимного контакта истинный праздник. Истероид в сексе очгнь любит, чтобы все было как в сказке, все до самого конца прекрасна.

Шизоидный супруг. Сексуальность шизоида низкая, несколько холодная, механистическая, лишенная эмоционального компонента.

Психастеноидный супруг. Малотребовательный партнер в сексе. Довольствуясь блеклыми физиологическими ощущениями, истинное удовлетворение они получают от сознания того, что доставляют наслаждение партнеру. В этом для них суть сексуальности.

Гипотымный супруг. Мало сексуальный партнер, как правило, не довольный супружескими отношениями.

Сензитивный супруг. В сексе сензитивы ценят прежде всего эротический компонент — тихую ласку, нежность, возможность ощу­тить защищенность и эмоциональную близость. Настроены на то, что­бы давать радость партнерам, а не требовать ее для себя.

Источник:
Особенности супружеских взаимоотношений
В рамках психологии взаимоотношений в семье акцент обычно делается не столько на социагьно-психологический момент, сколько на сексуально-психологический, хотя они теснейшим образом друг с другом
http://studfiles.net/preview/4582790/page:58/

Особенности супружеских взаимоотношений

В.С Соловьев писал, что «семья — малая социальная группа, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, то есть отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, проживающими вместе и ведущими совместное хозяйство. Родственные связи могут быть трех видов: кровное родство (братья и сестры), порождение (родители — дети), брачные отношения (муж — жена, супруги) 7, С.59.

Система семейных отношений сложная структура. Карабанова говорит, что: «семья включает две основные подсистемы: подсистему супружеских отношений и подсистему детско-родительских отношений. Между супружеской и детско-родительской подсистемами существуют взаимосвязи и взаимообусловленность. Когда в семье воспитывается несколько детей, выделяется также детская подсистема сиблинговых отношений (отношений братьев и сестер)» 7, С.59

Содержание отношений внутри семьи определяет основные типы семей. Типы рассматриваются исходя из различных подходов к семье и отношениям в ней.

По внутренней иерархии и распределению власти О.А Карабанова приводит три типа семьи:

1) Патриархальный тип — авторитет родителей над детьми, главенство мужа.

2) Детоцентристский тип — равноправие супругов, близость супругов и детей, воспитательная функция

3) Супружеский тип — забота о развитии каждого из супругов (и детей) как автономной личности 7, С.13.

Применительно к супружеским отношениям А. Г Харчев. писал:

« Психологическая сторона брака является следствием того, что человек обладает способностью понимать, оценивать и эмоционально переживать как явления окружающего мира, так и свои собственные потребности. Она включает в себя как мысли и чувства супругов по отношению друг к другу, так и объективное выражение этих мыслей и чувств в поступках и действиях» [18, С.35].

Л. Б. Шнейдер писала, что супружеские отношения первичны по происхождению, они создают основу функционирования и развития семьи. Существует несколько подходов к анализу особенностей взаимоотношений между супругами [18, С.47].

Л. Б. Шнейдер выделял типы межличностных партнерских отношений, которые включают такие партнерские роли, как эгалитарный, «романтический», рациональный, партнер-родитель, партнер-ребенок и независимый партнер.

1. Эгалитарный партнер стремится к равноправию, к справедливости в межличностных отношениях, к четкому распределению обязанностей с соблюдением равных прав партнеров.

2. Ожидания «романтического» партнера связаны с душевным согласием, единством переживаний романтического характера, с установлением отношений любви. Главное в семье для романтического партнера — это постоянные проявления любви, принимающей сентиментальный характер. Создаются определенные ритуалы выражения чувств к партнеру, приобретающие обязательный характер, сентиментальные символы, особый язык коммуникации.

3. Для рационального партнера характерен деловой подход к решению семейных проблем, преобладание «холодного расчета». Рациональный партнер четко и скрупулезно соблюдает права и обязанности, проявляет высокую адаптивность к изменяющимся условиям. Для него характерны прагматизм, трезвость ума, чувство долга, ответственность и даже заботливость, но вместе с тем аффективная чувствительность — способность к эмпатии, эмоциональному пониманию и сопереживанию крайне низка.

4. Партнер-родитель и партнер-ребенок соответствуют по описанию типам Родитель и Ребенок Э. Берна. «Родитель» присваивает себе право принимать решения, заботиться, опекать, поддерживать, воспитывать, осуществлять социальный контроль. «Ребенок» — спонтанен, непосредственен, зависим и беспомощен, с готовностью принимает заботу и поддержку.

5. Независимый партнер проявляет стремление установить и сохранить дистанцию в супружеских отношениях, закрыть от партнера мир собственных интимных переживаний. «Отгораживание» от партнера и стремление к обособлению и независимости в некоторых случаях ставят под сомнение единство семьи как целостной системы [18, С.47].

Автор считает, что сочетания партнерских позиций в браке могут быть конгруэнтными, комплиментарными и конфликтными, обуславливая гармоничность/дисгармоничность и эффективность/неэффективность межличностного взаимодействия в семье. Варианты конгруэнтного сочетания включают отношения эгалитарных, независимых, романтических и рациональных партнеров. Комплиментарным является сочетание «Родитель» — «Ребенок». Конфликтность позиций задается сочетаниями романтический — рациональный партнеры, родительский — независимый партнеры, «родитель» — «родитель». Наконец, некомплиментарными являются сочетания “ребенок — ребенок”, “равноправный — романтический” и пр. Очевидно, что наиболее неблагоприятным будет конфликтное сочетание позиций [18, С.47].

О.А Карабанова отмечает, что в зависимости от особенностей распределения ролей, главенства и характера взаимодействия выделяют традиционную, эгалитарную, демократическую и двухкарьерную семью 7, С.25.

Традиционная авторитарная семья характеризуется единоличным главенством супруга авторитарного типа и традиционным распределением ролей с четкой дифференциацией мужских и женских семейных ролей 7, С.22.

Эгалитарная семья — семья без главенства и четкого распределения ролей и обязанностей, с аморфной и неоформленной ролевой структурой. Как правило, эгалитарная семья — это молодые супруги без детей. Рождение детей требует от супругов структурирования позиций и распределения ролей, поэтому на смену эгалитарному типу приходит традиционный или демократический 18, С.55.

Демократическая (партнерская) семья характеризуется равноправием супругов, совместным главенством с разделением функций, гибкостью в распределении ролей и обязанностей и готовностью к изменению ролевой структуры семьи на основе учета интересов каждого из партнеров и семьи в целом [18, С.55].

«Двухкарьерная» семья — семья, в которой ценности карьеры и профессиональной самореализации значимы для обоих супругов, и признаются в равной мере приоритетными как для самого себя, так и для супруга. Двухкарьерная семья представляет собой молодой тип семьи, обусловленный процессами изменения места женщины в производстве и социально-политической жизни общества. Двухкарьерная семья — это демократическая семья, характеризующаяся единством ценностей и карьерными устремлениями обоих супругов [18, С.57].

Анализируя типы супружеских отношений нужно упомянуть о психологической совместимости в семье. Эта проблема рассматривается, как способность поддерживать и сохранять друг с другом нормальные семейные отношения, действовать как слаженный коллектив, готовый к совместному решению задач, стоящих перед семьей.

Л.Б Шнейдер по результатам исследований структурной совместимости, пришла к выводу, что индивидуально-психологические и личностные особенности супругов совсем не определяют стабильность семьи и совместимость супругов. Главным является представления о целях брака, о характере исполнения семейных ролей, о правах и обязанностях супругов [18, С. 156].

Л.Б. Шнейдер подчеркивала, что наиболее важными психологическими особенностями брачных партнеров являются черты характера и личности супругов, определяющие их способность воспринимать и понимать других людей, предсказывать их поведение, внимательно и заботливо к ним относиться: прежде всего направленность на другого, то есть учет его интересов, желаний, вкусов и привычек и действенное сочувствие, стремление прийти к нему на помощь [18].

Супружеские пары всегда имеет реальные возможности для повышения уровня взаимной совместимости, путем самовоспитания, сближения брачно-семейных представлений, высокой культуры взаимоотношений [18].

Таким образом, можно утверждать, что в семейных отношениях существуют три подсистемы: супружеская, детско-родительская, братско-сестринская. В зависимости от того, какой тип отношений в семье, существуют определенные отношения между супругами и детьми. Эти типы влияют на обстановку в семье, конфликтность, а также на удовлетворенность браком в целом.

Источник:
Особенности супружеских взаимоотношений
В.С Соловьев писал, что «семья — малая социальная группа, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, то есть отношениях между мужем и женой,
http://psy.bobrodobro.ru/27695

Особенности супружеского общения

Становление семьи – это не только реализация идеальных представлений о браке, которые сложились у будущих супругов, но и реальная жизнь двух, а затем и нескольких людей.

В первые годы брака (в особенности если период предбрачного знакомства был коротким) негативную роль может играть идеализация партнера. Идеализация необоснованно завышает ожидания, предъявляемые к партнеру и к взаимодействию с ним. Осознание того, что реальный человек не соответствует идеальному образу, играет деструктивную роль, приводит к глубокой неудовлетворенности партнером, собой, отношениями в целом. В дальнейшем все это при неумении или нежелании наладить взаимодействие с учетом нового, уже более реального образа партнера приводит к распаду отношений.

Легенда может иметь четкую связь с культурными мифами, такими как идеализированные представления о браке и семейной жизни, преподносимые по телевидению, в фильмах и литературе. Некоторые наиболее распространенные мифы (легенды):

  • 1) счастливые супруги не спорят, большинство людей находят удовлетворение всех своих потребностей в системе семьи;
  • 2) пространственная близость необходима для сплоченности семьи. Этот миф создает огромные проблемы в тех случаях, когда отсутствие кого-либо из членов семьи является неизбежным в случае вступления в брак, смерти, поступления детей в учебные заведения и т.д.;
  • 3) в благополучных браках супруги всегда все рассказывают друг другу;
  • 4) люди, которые действительно любят друг друга, должны знать о всех желаниях и потребностях партнера;
  • 5) появление ребенка, любовной связи или получение развода разрешит все проблемы.

Семейный миф – одно из противоречивых явлений в мировоззрении каждого члена семьи, поскольку одновременно способствует как стабилизации взаимоотношений в семье, так и их дезорганизации. Семейный миф может формироваться и проявляться как в супружеских, так и в детско-родительских отношениях. Влияние родительского отношения на формирование семейного мифа у ребенка может дать перспективную возможность управлять процессом образования наиболее адекватных представлений о семье, о других членах семьи и о себе как о члене семьи.

О гендерных отношениях в формировании супружества, или наличии особенностей взаимоотношений между мужчинами и женщинами, свидетельствуют гендерные исследования: понятие «пол» стали использовать только как демографическую категорию, а «гендер» – как термин, отражающий социально-обусловленную природу мужского и женского. Современный брак в значительной степени отличается по своему содержанию от института семьи предыдущих исторических эпох, в том числе претерпела значительные изменения и природосообразная, функциональная соподчиненность мужчины и женщины в супружестве. Учеными Н. Г. Храмовой и В. И. Щеголь выделены наиболее оптимальные, социально целесообразные образы гендерных отношений супругов (см. табл. 5).

Субъективный опыт человека и процесс его активного саморазвития позволяют выделить социально-психологический аспект формирования супружеских отношений как наиболее фундаментальный в его гендерном самосознании. Результаты исследований в области гендерной социализации приводят к очевидному выводу о том, что особенности мужской и женской поло-ролевой идентификации в супружестве специфически отражаются на положении человека в обществе, его личной и профессиональной судьбе. В этом смысле они очень важны в отражении процессов, происходящих в современном мире, основным направлением развития которого является все возрастающая потребность в духовно-нравственном становлении личности.

Супружеские роли подразделяются на три основных вида: традиционные, товарищеские и роли партнеров. Первичная ролевая адаптация обязательно включает согласование представлений о характере и распределении семейных обязанностей. Первая особенность адаптации заключается

Гендерные отношения супругов

Источник:
Особенности супружеского общения
Становление семьи – это не только реализация идеальных представлений о браке, которые сложились у будущих супругов, но и реальная жизнь двух, а затем и нескольких людей. В первые годы брака (в
http://studme.org/53420/sotsiologiya/osobennosti_supruzheskogo_obscheniya

Понятие супружеские и семейные отношения

Коми Государственный Педагогический Институт

Педагогика и Методика Начального Образования

(Педагогика и Психология)

Кафедра: Психология развития

Контрольная работа на тему:

Студентка 3 курса

Этапы супружеских отношений.

Предбрачное ухаживание. 5

Этапы супружеских отношений. 7

Этапы семейных отношений. 11

Список литературы. 15

Современная наука не дает четкого определения понятия «молодая семья». Ученые вкладывают различное содержание в данное понятие: возраст супругов, стаж совместной жизни и т. д. Изучив мнение исследователей, мы предложили считать «молодым» супружество с брачным стажем до 10 лет.

Об особенностях характера супругов свидетельствует их отношение к работе, окружающим людям, собственности, к самим себе и родственникам.

Объект: развитие супружеских отношений в молодой семье.

Предмет: особенности супружеских отношений в молодой семье на различных этапах ее становления и функционирования.

Цель: выявить особенности развития супружеских отношений на различных этапах становления и функционирования молодой семьи.

Гипотеза: становление супружеских отношений в молодой семье происходит соответственно этапам адаптации, трансформации и стабилизации этих отношений. Особенности развития супружества определяются более серьезными преобразованиями социально-психологического и психологического уровней межличностных отношений,

чем духовных ценностей или характеристик индивидуальности.

В рамках цели и выдвинутой гипотезы определены следующие теоретические и эмпирические задачи:

1. Осуществить теоретико-методологический анализ состояния изученности особенностей становления супружеских отношений в молодой семье.

2. Скомпоновать батарею диагностических методик, позволяющую с достаточной надежностью выявить особенности супружеских отношений.

3. Определить особенности супружеских отношений на разных уровнях в процессе развития и функционирования молодой семьи, выделить и описать этапы становления молодой семьи в зависимости от брачного стажа.

4. Выявить ведущие детерминанты благоприятного становления супружеских отношений.

Этапы супружеских отношений

Период ухаживания, строго говоря, не является стадией жизненного цикла семьи. Но от успешности его протекания зависит в итоге существование семьи, так как его конечной целью является заключение брака. Для того чтобы эта цель была достигнута, молодые люди должны справиться со следующими задачами:

Научиться устанавливать близкие интимные отношения;

Научиться ритуалу ухаживания, т.е. характерному для данной культуры ролевому поведению в полоролевых взаимодействиях;

Освоить свою собственную сексуальность: научиться идентифицировать сексуальные импульсы и управлять ими;

Определить для себя, хотят ли они вообще вступать в брак и создавать традиционную семью или более подходящих для них является какой-либо иной способ проживания жизни.[3.стр 105]

Это важный этап при подготовке к браку и выборе супруга. Роль этого этапа претерпела существенные изменения в настоящем столетии, так что теперь существует сильная тенденция к пренебрежению предбрачным ухаживанием у современных юношей и девушек (у последних во многом вынужденно). С. В. Ковалев выделяет три важнейшие функции этого периода, которые соответственно отражают три основные и хронологически относительно последовательные этапа начала семейной жизни.

Это эмоциональный потенциал последующей семейной жизни, запас чувств, из которого супруги будут черпать силы и радость в трудные периоды брака. Причем важна именно совместность впечатлений, ибо иначе переживающий трудные минуты жизни супруг будет обращаться не к общему, а к индивидуальному светлому прошлому, обрекая себя тем самым на мысленное одиночество вдвоем, которое никогда не проходит бесследно для супружеского союза.

2. Узнавание друг друга и одновременно уточнение и проверка принятого решения. Вера в «перевоспитание» другого в процессе совместной жизни в большинстве случаев оказывается несостоятельной. Как правило, всем тем, кто утверждал, что еще до вступления в брак был осведомлен о слабостях характера избранника, но «закрыл на это глаза», ожидая, что эти слабости исчезнут в процессе совместной жизни, пришлось разочароваться в своих исходных понятиях. Зато представители стабильных семей, изначально считавшие, что их характеры хорошо подходят друг другу, единодушно утверждали обратное, то есть улучшение соответствия характеров с течением совместной жизни. [1.стр 48]

По мнению С. В. Ковалева, следует обратить внимание на:

· особенности семейного уклада избранника (его прасемьи), которые кажутся ему естественными;

· способность возможного избранника к преодолению неизбежных в браке препятствий;

· подготовленность будущего партнера к выполнению обиходных семейных функций (и своему принятию степени этой подготовленности).

Главное на этапе узнавания — проверка своих чувств и чувств другого, а также оценка возможной совместимости. Для определения возможной совместимости наиболее важна проверка функционально-ролевого соответствия (анализ взаимных брачно-семейных представлений, идущих от прасемьи). Следует обратить внимание на складывающийся стиль взаимоотношений и общения (насколько он приемлем для последующей жизни), на уровень понимания друг друга, на взаимную способность к преодолению конфликтов.

3. Третья функция и, соответственно, третий этап предбрачного ухаживания — это проектирование семейной жизни: определение материально-бытовых условий и определение уклада семьи. [1.стр 49]

Первый этап: на первом этапе наших отношений мы испытываем сильную романтическую любовь. Мы захвачены ею, мысли о любимом мужчине владеют нашим сознанием. Романтическая любовь расцветает, когда мы не можем проводить с нашим избранником столько времени, сколько нам хочется, когда мы постоянно тоскуем по его обществу, когда мы стремимся полностью завладеть его разумом и сердцем. Романтическая любовь нуждается в препятствиях, которые надо преодолевать, и испытаниях, которые приходится выдерживать. Романтическая любовь существует благодаря воображению. Испытывая её, мы способны видеть нашего избранника более красивым и умным.

Второй этап любви: делая шаги к прочному союзу, мы преодолеваем препятствия, признаем, что стремимся к моногамным отношениям. Что происходит, когда наш избранник соглашается? Романтическая любовь тотчас начинает угасать. Она отодвигается на задний план повседневной жизнью. Мы выясняем, кто забыл закрыть тюбик с зубной пастой и положить на место рулон с туалетной бумагой.

В тот момент, когда романтическая любовь оказывается реализованной — прежде всего в эмоциональном плане, — она становится менее сильной. Поскольку мужчина уже не думает о том, обретет ли он когда-нибудь объект своей любви, одна из главных компонент романтической любви исчезает. Если раньше вы совершали только романтические поступки, то теперь ваше поведение меняется коренным образом. Вы думаете о стирке, счетах, приготовлении пищи и уборке квартиры. Ваша общая жизнь перестает состоять из романтических вечеров при свечах.

Вы внезапно обнаруживаете, что брак — это не одно бесконечное свидание. В период ухаживания ваше общение было более качественным. Вы встревожены реальностью и спрашиваете себя о том, куда ушла любовь. Муж уже не дарит вам цветы. Вы не готовите обеды в сексуальном наряде. Вам кажется, что вы погружаетесь в болото финансовых проблем и забот о детях.

Ни одной паре не удается сохранять романтические отношения более пяти лет. Это правило выполняется независимо от того, встречаетесь вы или живете вместе. Пять лет — предельный срок для влюбленности, которая расцветает благодаря ощущению неуверенности.

Третий этап: все розы окончательно отцвели. Романтическая любовь отсутствует уже длительное время. Вы начинаете замечать недостатки партнера, о которых раньше не подозревали. Его раздражают ваши черты, которые раньше казались очаровательными.

Вы сомневаетесь в том, что сможете прожить всю жизнь с этим далеко не идеальным человеком. В вашей голове возникают мысли о внебрачной связи. Вы спрашиваете себя, не думает ли о том же ваш партнер.

Вы оба восстаете против компромиссов, на которые пошли. Вы сожалеете об упущенных возможностях и неосуществленных мечтах. Вы обвиняете партнера в том, что он помешал вам обрести желаемое.

Источник:
Понятие супружеские и семейные отношения
Современная наука не дает четкого определения понятия «молодая семья». Ученые вкладывают различное содержание в данное понятие: возраст супругов, стаж совместной жизни и т. д. Изучив мнение исследователей, мы предложили считать «молодым» супружество с брачным стажем до 10 лет. , страница 1
http://works.doklad.ru/view/12krU3JNIpk.html

Характеристика супружеских взаимоотношений

Типы взаимодействия в семье

10. Родительская позиция. Готовность молодых родителей к рождению ребёнка.

Выделяют следующие критерии, по которым можно определить степень готовности к родительству.

1. Должны хотеть ребенка. Причем это должно быть на уровне потребности в заботе, в ухаживании, которая без труда будет удовлетворяться при появлении малыша в доме. Материнство (или отцовство) должно занять в системе ценностей достойное место, ведь родительство всегда требует чем-то поступиться, от чего-то отказаться ради крохи, особенно когда он полностью от вас зависит. Если вы не испытываете радость, оставаясь дома с малышом вместо того, чтобы пойти с друзьями в кино, то рискуете своим позитивным отношением к нему, ведь в ваших глазах он начинает восприниматься как обуза и помеха вашей жизни.

2. Должны не только хотеть, но и уметь заботиться о ребенке. Готовиться к родительству (не путать с подготовкой к родам) нужно заранее, после рождения будет уже не до этого.

3. Будущая мама должна достичь эмоциональной автономии от своих родителей, иметь собственные взгляды и ценности. Иначе происходит подмена: молодая мама при воспитании ребенка во всем ориентируется на своих родителей, и как результат — малыш получает «суррогатную» мать в виде бабушки.

4. Значимым критерием готовности к родительству является способность самим обеспечить ребенка. В жизни может произойти всякое, поэтому полагаться лишь на своего партнера — неоправданная стратегия. Конечно, во Дворце бракосочетания все выходят замуж «навсегда», но ведь в жизни всякое бывает. Следовательно, без профессии — никуда.

5. Последнее, что немаловажно для родительской готовности, — иметь позитивный опыт любви, полученный в своей семье. Если же его нет, то нужно осознать и переработать негативный опыт, чтобы в душе не было обид на своих родителей. Итак, когда стать мамой (папой), решать, конечно же, только самим будущим родителям. Необходимо понимать, что с появлением малыша на свет забот существенно прибавится, придется полностью поменять ритм жизни (во всяком случае, в первое время), а также отказаться от каких-то привычек, поступиться своими интересами во благо крохи. Однако, как бы там ни было, все трудности с лихвой окупятся счастьем родительства.

11. Родительские учтановки и Стиль воспитания
Родительские установки — это определенный взгляд на свою роль родителя, включающий в том числе и репродуктивный компонент установки, основанный на когнитивном, эмоциональном и поведенческом компонентах. Родительские ожидания тесно связаны с родительскими установками; они предполагают право ожидать от других признания их ролевой позиции родителей, соответствующего поведения окружающих, согласованного с их ролью, а также вести себя соответственно ожиданиям окружающих.

Родительские установки и ожидания включают три уровня презентации:

  • «мы — родители» (репродуктивные установки супругов в аспекте их отношений);
  • «мы — родители нашего ребенка» (установки в детско-родительских отношениях);
  • «это — наш ребенок» (установки и ожидания в отношении ребенка/детей).

Первый уровень: характеризуется прежде всего наличием репродуктивной установки и ее особенностями. В основе возникновения репродуктивной установки «лежит потребность в детях как особое психологическое состояние индивида» (Дружинин В. Н., 2000, с. 270). Это общепринятое мнение, однако среди ученых нет единой точки зрения ни на характер этой потребности, ни на ее место среди других. Большинство исследователей сходятся на том, что дети аккумулируют и удовлетворяют целую совокупность потребностей.

Потребность в детях не является биологически предопределенной, естественной. А. И. Антонов (1973) полагает, что у человека нет «инстинкта размножения» или любого другого инстинкта, непосредственно побуждающего к рождению детей. Это доказывается фактом сознательного вмешательства человека в репродуктивный цикл, исключающий автоматизм появления детей.

Потребность в детях — это «устойчивое социально-психологическое образование в личности, обусловленное, во-первых, устремлением иметь типичное для данного общества число детей в семье; во-вторых, чадолюбием, то есть глубоко усвоенными установками по отношению к детям вообще. Репродуктивная установка представляет собой прежде всего нормы относительно числа детей в семье» (А. И. Антонов, 1973, с. 62).

В. В. Бойко (1988) рассматривает три составляющие репродуктивной установки:

1. поведенческий элемент установки, выраженный реальным репродуктивным поведением и планируемым репродуктивным поведением;

2. эмоционально-оценочный аспект, представляющий собой совокупность взглядов, суждений, позиций человека в отношении численности собственной семьи;

3. когнитивный элемент установки, относящийся к тем сторонам суждений и поведения, которые обусловлены наличием определенных знаний об объекте, по отношению к которым проявляется установка.

На формирование потребности в детях и, соответственно, на формирование репродуктивной установки оказывает влияние целый ряд условий: образ жизни семьи, распространенные в обществе и особенно среди ближайшего окружения типичные нормы, касающиеся количества детей; образ жизни родительской семьи и количество детей в ней; установки каждого из супругов на количество и пол детей, на детей как помощников и опору в старости, на продолжение своего рода, семьи, фамилии, на самореализацию в детях и т. д. (Л. И. Савинов, 1996).

Еще одной ипостасью проявления установок и ожиданий первого уровня являются установки и ожидания супругов по отношению друг к другу как к родителю, то есть здесь речь идет о гласном или негласном распределении функций и ролей. Сопоставление установок и ожиданий по отношению к супругу-родителю влияет, с нашей точки зрения, на удовлетворенность браком.

Второй уровень: реализуется в стиле воспитания. Сюда входят установки супругов, обусловленные их воспитательными предпочтениями, взглядами на родительскую роль, предпочтениями той или иной системы наказаний и поощрений, гибкостью в общении (смена позиции ведущего и ведомого), взглядами на инициативность ребенка и т. п.

Третий уровень: касается непосредственно образа самого ребенка, созданного родителями, и тесно связан с удовлетворенностью родительской ролью. Именно на этом уровне происходит постоянное сопоставление (осознанное или неосознанное) идеального образа ребенка с объективной реальностью. Результат такого сопоставления выражается в родительском отношении, влияет на него.

Таким образом, родительские установки и ожидания представлены на трех уровнях.

  • Первый уровень — «мы — родители» касается репродуктивной установки и взаимоотношений супругов-родителей и определяет реальное и желаемое количество детей, а также субъективную удовлетворенность браком.
  • Второй уровень — «мы — родители нашего ребенка» касается установок и ожиданий в детско-родительских отношениях и реализуется в стиле семейного воспитания.
  • Третий уровень — «это — наш ребенок» касается установок и ожиданий в отношении ребенка/детей и находит свое выражение в родительском отношении.

Следует отметить, что родительские установки и ожидания, как и все социальные установки, являются установками на цели и средства деятельности в сфере родительства и, соответственно, включают три аспекта: когнитивный, эмоциональный и поведенческий. Когнитивный аспект касается знаний и представлений о репродуктивной норме общества, о распределении родительских ролей, а также включает реальный и идеальный образ ребенка. Эмоциональный аспект представляет собой совокупность взглядов, суждений, оценок, а также доминирующий эмоциональный фон в реализации родительских установок и ожиданий. И, наконец, поведенческий аспект родительских установок и ожиданий реализуется в репродуктивном поведении, во взаимоотношениях супругов, в родительском отношении, стиле семейного воспитания.

Одна из наиболее ранних систематических классификаций родительских установок, отражающая также влияние родительской позиции на развитие ребенка, предложена в 1937 г. О. Коннер

Источник:
Характеристика супружеских взаимоотношений
Типы взаимодействия в семье 10. Родительская позиция. Готовность молодых родителей к рождению ребёнка. Выделяют следующие критерии, по которым можно определить степень готовности к
http://mylektsii.ru/11-35150.html

COMMENTS