Особенности супружеских отношений

Изучение особенностей семейных отношений в семьях разных типов

Изучение особенностей семейных отношений в семьях разных типов

Дата публикации: 25.05.2018 2018-05-25

Статья просмотрена: 73 раза

Коринева В. Ю. Изучение особенностей семейных отношений в семьях разных типов // Молодой ученый. ? 2018. ? №21. ? С. 443-445. ? URL https://moluch.ru/archive/207/50777/ (дата обращения: 11.03.2019).

В статье рассматриваются отношения между партнерами внутри брачного союза. Анализируются типы семейных отношений и особенности их содержания. Автором выявлены типы отношений в семье, а также факторы, определяющие сущность и характер взаимоотношений супругов. В статье приводится анализ определяющих факторов для различных типов супружеских отношений, конкретизируется сущность отношений в перспективе их дальнейшего развития.

Ключевые слова: супружеские отношения, особенности отношений, типы браков, развитие отношений в браке, факторы и содержание отношений.

Изучение особенностей взаимодействия членов семьи обязательно опосредуется такой категорией психологии как «отношения», характеризующиеся определенной спецификой. Обращаясь к этимологии понятия «отношения», необходимо отметить, что данная категория не является узко и четко обозначенной с позиций составляющих ее характеристик. Она многогранна и включает в себя как совокупность чувств одного человека к другому, так и поведенческие паттерны, обусловленные спецификой реакций, особенности восприятия, понимания и оценивания действия и поступков внутри брачного союза [1, с. 296].

Основной формой отношений семейных отношений является брак, трансформирующийся в настоящее время в форму официальных и неофициальных отношений [2].

Данные отношения характеризуются специфическим психологическим содержанием, включающем широкий спектр факторов: от привлекательности супруга и психологических характеристик интимной близости до специфики проявления личностной идентификации и согласованности ценностно-смысловых ориентаций, а также выработки единого мировоззрения. Данные факторы обусловливают дальнейшую удовлетворенность или неудовлетворенность супружескими отношениями.

Анализ особенностей супружеских отношений позволяет понять, на основе проекций конструируются данные отношения и какие тенденции их развития возможны.

Так, например, различают родительскую проекцию, с которой связаны самые первые и самые сильные эмоции, остающиеся в подсознании на всю жизнь. В основе отношений могут лежать преимущества партнеров, личные качества, внутренний мир, а также и обладание деньгами и имуществом.

Существует также и ряд других проекций, корень которых лежит в раннем опыте социализации. К ним можно отнести: проекцию первой драмы, негативные эмоции от которой постоянно «ищут» своего повторения; проекцию физических черт и проекцию предпочтительного равенства, похожую на взаимовыгодный обмен; проекцию личностных свойств, также основанную на «зарубках» раннего сексуального импринтинга и мн. др. Таким образом, каждые супружеские отношения имеют свой собственный проекционный оттенок, требующий анализа оценки удовлетворенностью браком [3, c. 136].

Классификация типов брака позволяет говорить о характере супружеских отношений после того, как проходит стадия влюбленности и «обнажаются» все достоинства, недостатки супругов и происходит их объективная оценка партнерами. Так, различают гармонические типы отношений в семье, при которых проблемы не остаются нерешенными, имеет место согласованность мнений и пр.:

? традиционные семьи, характеризующиеся стабильностью и стремящиеся соответствовать общепризнаваемой концепции «как все»;

? партнерские семьи, характеризующиеся ответственностью, консолидацией усилий для осуществления общей стратегии сохранения отношений на должном уровне;

? гармонические семьи, характеризующиеся «идеальными» отношениями, согласованностью мнений без усилий, единством мировоззренческих взглядов;

? зависимые семьи, строящиеся на различных фобиях (страх одиночества, любовные аддикции, страх возможного отсутствия финансовой поддержки и пр.); в подобных семьях супружеские отношения могут классифицироваться следующим образом: тиранические (подавление супруга), жертвеннические («спасение» супруга, например, алкоголика и т. д.), родительские (мать-сын, отец-дочь, характеризующиеся чрезмерной опекой).

Дисгармонические типы отношений характерны для тех семей, в которых постоянно присутствует переживание одного или обоих супругов:

? иллюзорные семьи, внешне спокойные, но, тем не менее, характеризующиеся неудовлетворенностью;

? вулканические семьи, скандальные и выносящие проблемы на суд общественности;

? так называемые «санаторные» семьи, в которых наблюдается жертвование одного супруга здоровью и благополучию другого;

? союзнические семьи (или семьи-крепости), предъявляющие согласованные высокие требования ко всему и к детям, и ожидающие соответствия их взглядам и позициям;

? демонстративные семьи, характеризующиеся так называемым «показным счастьем», отношения в которых регулируется расчетом.

К дисгармоническому типу также относят семьи с кумиром (в которых центра чрезмерной любви находится в ребенке, что является своеобразной компенсацией отсутствия близких отношений с родителями), семьи-маскарады (в которых развиваются сопернические отношения между супругами), семьи-childfree (в которых действует добровольный отказ от детей).

Необходимо отметить, что супружеские отношения в семьях различных типов после заключения брака развиваются по-разному. Так, для супружеских отношений значимыми являются такие составляющие как: физическая привлекательность, сексуальность партнера; общность интересов, потребностей и ценностей; положение, социальный статус партнера; социальные навыки, умение выстраивать отношения, знание и понимание, основанные на уважении; финансовая составляющая, автономия, ориентация на собственные интересы [4, c. 145].

В процессе изучения особенностей супружеских отношений было установлено, что различные типы семейных отношений развиваются, в основном, по таким типам «сценариев» как:

? тип разочарования и супружеской отчужденности, при котором происходит неизбежное расставание партнеров или развиваются достаточно тяжелые и мучительные отношения внутри такого неудачного союза («сценарию» такого типа, как правило, подвержены зависимые тиранические и дисгармонические иллюзорные и вулканические семьи (65 %). Для таких типов отношений определяющим фактором становится ориентация на собственные интересы (68 %; р Подпишитесь на нашу рассылку: Подписаться

Источник:
Изучение особенностей семейных отношений в семьях разных типов
В статье рассматриваются отношения между партнерами внутри брачного союза. Анализируются типы семейных отношений и особенности их содержания. Автором выявлены типы отношений в семье, а также факторы, определяющие сущность и характер взаимоотношений супругов. В статье приводится анализ определяющих факторов для различных типов супружеских отношений, конкретизируется сущность отношений в перспективе их дальнейшего развития.
http://moluch.ru/archive/207/50777/

Особенности супружеских отношений

1.3 Особенности супружеских отношений в семьях молодого типа

В настоящее время, говоря о семейных отношениях, большое внимание уделяют семьям молодого типа. Большинство психологов и социологов, исследующих семейные отношения, подчеркивают важность начального периода развития семьи (И.Ф Гребенников, И.Ф Дементьева, М.С Мацковский, А. Г Харчев, Ричардсон Р., В. А Сысенко, Т. М Трапезникова, и др.). «Как и все живое, семья бывает наиболее слабой в момент возникновения» [22].

В отечественной психологии, как правило, используется периодизация развития семьи, предложенная В.А. Сысенко. Согласно этой периодизации, термин «молодая семья» понимается расширенно — «совсем молодые браки» — от 0 до 4 лет стажа и «молодые браки» от 5 до 9 лет [21].

В.А. Сысенко выделяет в качестве первого периода развития семьи первые год-два совместной жизни. На значимость именно этого отрезка жизненного цикла семьи указывает уже тот факт, что, по разным источникам, за это время распадается от 20% до одной трети всех семей.

Автор подчеркивает, что создание семьи начинается с выработки общего стиля жизни, с взаимного приспособления супругов, со сближения вкусов и т.п. Сближение вкусов, оценок у будущих супругов происходит, как правило, еще до вступления в брак. Молодые люди стремятся понять, принять, полюбить все, что дорого ему (ей). И в начале совместной жизни ярко проступает желание супругов к еще большему духовному сближению, сопереживанию, стремлению жить интересами друг друга [21].

Начало жизни, «медовый месяц» — особенно приятный по общему представлению этап развития семьи. Но на протяжении этого этапа изменяется интенсивность чувств супругов, устанавливается пространственная и психологическая дистанция между молодоженами и их генетическими семьями. Это обнаруживается в том факте, что около 2% распадающихся браков существовали не менее года. Малая часть таких разводов — новая, отрицательная информация о супруге. Около половины быстрых разводов связаны с обманом, а другая половина — с недостаточным знанием будущего супруга и его семьи. На протяжении времени, может возникнуть чувство ненужности, тесноты в общении друг с другом [21].

А.Н. Сизанов говорит о том, что стабильная семья может быть создана при определенной готовности молодых людей к семейной жизни. Автор утверждает, что понятие готовность к семейной жизни включает в себя социально-нравственную, мотивационную, психологическую и педагогическую готовность [22].

Автор утверждает, что социально-нравственная готовность к семейной жизни предполагает гражданскую зрелость (возраст, среднее образование, профессия, уровень нравственного сознания), экономическую самостоятельность, здоровье. Исследования показывают, что раннее заключение брака является важным фактором, влияющим на удовлетворенность отношениями между супругами. Создать семью можно в 18 лет, но наиболее благоприятный с медицинской точки зрения возраст вступления в брак — 20-22 года для девушек и 23-28 — для юношей (здесь учитывается тот факт, что мужской организм достигает полной зрелости позже женского [22].

Мотивационная готовность к семейной жизни включает в себя любовь как основной мотив создания семьи, готовность к самостоятельности, чувство ответственности за создаваемую семью, готовность к рождению и воспитанию детей. Известно, что большинство людей создают семью по любви. Таких семей, по данным социологов, примерно 70-75%. Без сильного чувства, без сердечного влечения, по рассудку создают семью 15-20% молодоженов. Около 5-10% создают семью по материальным соображениям (один из будущих супругов имеет машину, отдельную благоустроенную квартиру, хорошо оплачиваемую должность и т.п.) [22].

Л.Б Шнейдер отмечает, что психологическая готовность к созданию семьи — это наличие развитых навыков общения с людьми, единства или схожести взглядов на мир и семейную жизнь, умения создать здоровый морально-психологический климат в семье, устойчивости характера и чувств, развитых волевых качеств личности.

Педагогическая готовность к созданию семьи включает в себя педагогическую грамотность, хозяйственно-экономические умения и навыки, сексуальную воспитанность.

Л.Б Шнейдер продолжает свою мысль, что молодые люди пытаются руководствоваться установками родителей, а не своими потребностями и решениями, семейные ритуалы отождествлять с содержанием семейных отношений, попытками, демонстрируя лояльность к генетической семье, создавать свою, независимую от нее. Эту психологическую зависимость детей поддерживает чувство небезопасности родителей, которое толкает их постоянно контролировать детей и сопротивляться их самостоятельности. Контроль усиливает и осложняет психологические проблемы взрослых детей, в частности, свойственное многим молодым людям противоречие отношений к автономии, желание пользоваться опекой в одних областях семейной жизни и быть самостоятельными в других [18,С.217].

Существует и материальная зависимость молодых от родителей. Следует отметить, что психологическая зрелость достигается труднее, чем материальная.

Г.Т Хоментаускас подчеркивает, что при принятии совместных решений у молодых супругов, возникают проблемы. Выясняется, что им хватало и информации и ясного понимания своих интересов, но согласованно действовать они не могли, так как они не стремились к взаимопониманию. Это можно объяснить тем, что «неумение» найти решение опирается на эгоцентричное представление о семье и нежелание отказаться от своих привилегий и интересов. Нередко молодые супруги в борьбе за отстаивание себя, пытаются искренне переделать любимого в лучшую сторону, а точнее сделать его похожим на папу или маму, друзей. Если повезет — возможно, ему (ей) это удастся — переделать своего любимого, единственного и неповторимого. Но, он станет таким же, как все, и перестанет быть единственным и неповторимым [17,С. 124].

Во многих семьях в первый год жизни после заключения брака, появляется ребенок. Его появление в семье обеспечит возрастание психических и физических нагрузок, супругам придется приспосабливаться к новому образу жизни, к новым ролям, ограничениям общего досуга. Если все эти и другие задачи приходится решать, к ним прибавляются нерешенные проблемы из предыдущих этапов развития семьи, то вся ситуация становится стрессором.

Л.Б Шнейдер утверждает, что до рождения ребенка оба супруга имеют похожие возможности работать, учиться, общаться с близкими и друзьями. После рождения, даже очень много работающий отец встречается с друзьями, а мать некоторое время, в основном, заботится только о ребенке. Рождения ребенка как бы предлагает родителям новые возможности общения, сотрудничества, что является благоприятным и неблагоприятным воздействием на развитие семьи [18,С. 220].

Таким образом, семьи молодого типа являются достаточно устойчивыми, стабильными за счет положительного отношения молодых супругов, новизны. Супруги интересуются чувствами другого, понимают, что есть перспектива совершенствования отношений. В первый год жизни супругам приходится переживать стадию привыкания друг друга, на фоне чего могут возникнуть психические и физические нагрузки, которые отразятся на отношениях. При конфликтах у молодых супругов затрагиваются лишь малую часть жизнедеятельности, например, молодожены, конфликтующие из-за быта, могут быть удовлетворены общим досугом, интимными отношениями и т.п. Этим они и отличаются от семей, живущих долгое время вместе, ссоры которых затрагивают несколько сфер жизнедеятельности сразу. Молодые супруги довольно быстро могут прийти к компромиссу и тем самым улучшать семейные отношения.

Источник:
Особенности супружеских отношений
1.3 Особенности супружеских отношений в семьях молодого типа В настоящее время, говоря о семейных отношениях, большое внимание уделяют семьям молодого типа. Большинство психологов и социологов,
http://psy.bobrodobro.ru/27696

Особенности супружеских отношений на различных этапах становления молодой семьи Диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук

Особенности супружеских отношений на различных этапах становления молодой семьи Диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук

Сафина, Назифа Хуснулловна

1. Особенности супружеских отношений на различных этапах становления молодой семьи

1.1. Российская государственная Библиотека

Сафина, Назифа Хцснцлловна

Особенности супружеский отношений на различный этапан становления молодой семьи [Электронный ресурс]: Дис. . канд. псикол наук : 19.00.13, 19.00.05 .-М.: РГБ, 2005 (Из фондов Российской Государственной Библиотеки)

Псиколог и я разв ити я, акмеолог и я. Социальная псикология

Текст Воспроизводится по экземпляру, находящемуся в фонде РГБ:

Сафина, Назифа Хуснулловна

Особенности супружеский отношений на различный этапак становления молодой семьи

Российская государственная Библиотека, 2005 год (электронный текст).


¦¦ os

Казанский государственный университет

На правах рукописи

Сафина Назифа Хуснулловна

Особенности супружеских отношений на различных этапах

становления молодой семьи

Диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук

Специальность 19.00.13 — акмеология, психология развития 19. 00.05 — социальная психология

Научный рукодводитель: кандидат психологических наук, доцент СВ. Петрушин

Глава 1. Развитие супружеских отношений на различных этапах становления молодой семьи

  1. Брак и семья как объекты психологического исследования 10
  2. Супружеские отношения как центральный элемент современного брака и
    семьи 17
  3. Удовлетворенность браком — интегральный показатель благополучия
    супружеских отношений 23
  1. Описание уровней супружеских отношений в психологии 32
  2. Развитие супружеских отношений в молодом браке 69
    Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей супружеских отношений на
    различных этапах становления молодой семьи
  1. Обоснование методик, применяемых в исследовании, и характеристика
    выборки 84
  2. Исследование удовлетворенности браком супругов 89
  3. Исследование нейродинамических особенностей супругов 91
  4. Исследование особенностей развития супружеских отношений на
    психологическом уровне 93
  5. Исследование особенностей развития супружеских отношений на
    социально-психологическом уровне 105
  6. Исследование особенностей развития супружеских отношений на

социокультурном уровне 112

Библиографический список 129

Актуальность исследования вытекает из существенного возрастания роли семьи, усилении ее влияния на все стороны жизнедеятельности общества и конкретного че­ловека. Сложная социально-экономическая ситуация в стране, резкие перемены, про­исшедшие в жизни миллионов россиян за последние годы, крайне обострили пробле­му семейных взаимоотношений. Брак перестал быть пожизненным и легитимным: разводы, неполные семьи, матери-одиночки из исключений стали нормой. В период ранней взрослости (от 20 лет) мотивация брака очень высока, тем не менее 36% раз­водов приходится до 5 лет брачного стажа. Браки, заключаемые супругами в возрасте до 20 лет, расторгаются в 99,9% случаев.

На каждом новом этапе развития общества, когда происходит переоценка ценно­стей, возрастает интерес к проблемам семьи, морали, духовности. В то же время, в усложнившихся условиях современного бытия, семья как уникальный посредник ме­жду интересами личности и общества, оказалась в эпицентре общественных катак­лизмов. Переход к рыночным отношениям и связанные с этим апатия, обнищание не­малой части населения резко отразилась на самочувствии семьи, ее воспитательном потенциале, стабильности.

Указанные и другие социальные причины фактически привели к кризису семейных ценностей. Следствием этого кризиса являются разъединение старших и младших по­колений (нуклеаризация), широкое распространение малодетности, расширение оди­ночно-холостяцких форм существования. И если супружество, родительство, родство являются конституирующими семью отношениями, то в наше время наблюдается распад этого триединства. Проблема осложняется тем, что в данный момент институт брака переживает переходный период. Продолжается разрушение старых традицион­ных установок на брак, а новые еще не сформировались.

В этих условиях особенно тяжело выживать молодым семьям, где на серьезные трудности социально-экономического плана накладываются острые проблемы в суп­ружеских отношениях. Укрепление брака и гармонизация супружеских отношений, особенно в молодой семье, является одним из ведущих направлений в практической психологии. Для того, чтобы эффективно осуществлять помощь супругам, психолог-

консультант должен иметь четкое представление об особенностях межличностных, а особенно супружеских отношений в семье.

Таким образом, решение задач стабилизации брака и семьи, запросы практического консультирования остро требуют незамедлительных и серьезных психологических разработок, комплексного исследования всех аспектов формирования, развития и функционирования брака и семьи, глубокого изучения закономерностей и противоре­чий развития взаимоотношений молодых супругов, определения этапов становления молодой семьи, так как благоприятно складывающиеся отношения в начале семейно­го пути являются залогом построения успешного брака вообще

ношений (О.А. Добрынина, Н.Н. Обозов, А.Н. Обозова, СВ. Петрушин, Т.М. Трапез­никова), благополучный брак (Д.С.Уоллерстайн, У.Ф. Харли, Л.Б. Шнейдер).

Проблема заключается в том, что в этих исследованиях не содержится глубокого и многостороннего анализа особенностей становления и развития супружеских отно­шений разных уровней в молодой семье, до сих пор конкретно не определены этапы становления молодого супружества в связи с брачным стажем.

Недостаточная проработанность указанной проблемы в современной психологиче­ской науке предопределили тему, объект, предмет, цель и задачи диссертационного исследования, решение которых представляется актуальным как для психологии раз­вития, так и социальной психологии.

Объект исследования: развитие супружеских отношений в молодой семье.

Предмет исследования: особенности супружеских отношений в молодой семье на различных этапах ее становления и функционирования.

Цель исследования: выявить особенности развития супружеских отношений на различных этапах становления и функционирования молодой семьи.

Гипотеза исследования: становление супружеских отношений в молодой семье происходит соответственно этапам адаптации, трансформации и стабилизации этих отношений. Особенности развития супружества определяются более серьезными пре­образованиями социально-психологического и психологического уровней межлично­стных отношений, чем духовных ценностей или характеристик индивидуальности.

В рамках цели и выдвинутой гипотезы исследования определены следующие тео­ретические и эмпирические задачи:

  1. Осуществить теоретико-методологический анализ состояния изученности осо­
    бенностей становления супружеских отношений в молодой семье и создать не­
    обходимое теоретическое обоснование для предпринятого исследования.
  2. Скомпоновать батарею диагностических методик, позволяющую с достаточной
    надежностью выявить особенности супружеских отношений.
  3. Определить особенности супружеских отношений на разных уровнях в процес­
    се развития и функционирования молодой семьи, выделить и описать этапы
    становления молодой семьи в зависимости от брачного стажа.
  4. Выявить ведущие детерминанты благоприятного становления супружеских от­
    ношений.

6

Теоретико-методологической основой исследования выступают общенаучные принципы познания; комплексный, системный и субъектный подходы в исследова­нии;

исследования прогрессивного развития личности (Б.Г. Ананьев, А. Маслоу, С.Л. Ру­бинштейн), значимых межличностных отношений и общения (Ю.Е. Алешина, А.А. Кроник, В.Н.Мясищев, Н.Н. Обозов, В.Б. Столин, Э.Г.Эйдемиллер), межличностного влияния (Г.М. Андреева, А.А. Бодалев, А.Н.Обозова), эмоциональных отношений (Л.Я. Гозман) и молодой семьи (Ю.Е. Алешина, А.Я. Варга, С.И.Голод, СВ. Ковалев, С.Кратохвил, Т.М. Трапезникова, Л.Б. Шнейдер, Э.Г. Эйдемиллер).

Методы и методики исследования: в ходе теоретического и методологического обоснования проблемы использовались теоретические методы аналитического иссле­дования, позволяющие высказать предположения о причинно-следственной связи изучаемых явлений и выстроить логическую цепочку фактических доказательств и интерпретации полученных данных; эмпирические методы измерения и сравнения; статистические методы обработки результатов: анализ средних показателей, анализ достоверности сходства-различия средних по t-критерию Стьюдента между супруга­ми и тремя выделенными группами супругов; корреляционный анализ с использова­нием коэффициента Пирсона.

Оценка состояния супружеских отношений осуществлялась на основе диагностики с использованием батареи тестов, включавшей: тест-опросник удовлетворенности браком (В.В. Столина, Т.Л. Романовой, Г.П. Бутенко), тесты «Шкала любви и симпа­тии», «Общение в семье», «Распределение ролей в семье», «Измерение установок в семейной паре» (Ю.Е. Алешиной, Л.Я. Гозмана, Е.М. Дубовской), методики диагно­стики межличностных отношений Т. Лири, методики «Ценностные ориентации» Ро-кича и РОП (А.Н. Волковой), а также с помощью интервью, бесед, качественного и количественного анализа. Всего анализу подвергалось по 75 показателей обоих суп­ругов.

Эмпирическую базу исследования составили результаты диагностики обоих суп­ругов в 97 официально зарегистрированньж и совместно проживающих супружеских парах, распределенных в 3 группы по брачному стажу и благополучию-неблагополучию супружеских отношений. Исследование строилось по следующей схеме. На первом этапе был проведен анализ литературы и состояния разработанно-

сти проблемы. Было проведено пилотажное исследование, позволившее выделить ме­тодический инструментарий, определить гипотезу исследования. Дальнейшее прове­дение эмпирического исследования позволило получить основной объем данных, ста­тистическая обработка, обобщение, анализ и интерпретация которых позволили вы­делить этапы становления супружеских отношений и определить их особенности на этих этапах.

Надежность и достоверность результатов и обоснованность выводов обеспечива­лась разносторонним анализом психологической литературы по проблеме исследова­ния, теоретической обоснованностью и непротиворечивостью методологических по­ложений, согласованностью с общепринятыми представлениями других исследовате­лей, адекватностью используемых методов исследования и их соответствием целям и задачам, репрезентативностью выборок испытуемых, применением апробированных статистических методов обработки и анализа эмпирических данных и их интерпрета­ции на основе фундаментальных положений психологии.

Научная новизна исследования состоит в том, что впервые в качестве специаль­ного предмета исследования выступали особенности развития супружеских отноше­ний на различных этапах становления молодой семьи.

лодой супружеской пары в большей мере определяется изначальной совместимостью темпераментов и степенью согласованности установок и ценностных ориентации супругов. Выявлено, что для благополучных пар ведущее значение в супружеских взаимоотношениях имеют эмоциональные и межличностные отношения, а для небла­гополучных пар важны материальные, хозяйственно-бытовые отношения. Это два ти­па супружеских отношений, два типа брака: в благополучных парах — партнерский, в неблагополучных — традиционный.

Теоретическая значимость исследования. Полученные результаты дополняют научные представления о развитии супружеских отношений данными о серьезных преобразованиях на психологическом и социально-психологическом уровне, свиде­тельствующими о наличии определенных этапов в развитии супружеских отношений, а также расширяют теоретическую и эмпирическую базы психологии развития и со­циальной психологии за счет описания особенностей развития супружеских отноше­ний на различных этапах молодой семьи. Важным в теоретическом плане является вывод об особом этапе трансформации супружеских отношений, что позволяет ис­пользовать теоретические обоснования в практической работе психологов.

Практическая ценность работы состоит в том, что выделение этапов становления супружеских отношений позволяет повысить эффективность психологической помо­щи молодым супругам, учитывая их брачный стаж. Наряду с этим показано, что со­ставленная диагностическая батарея тестов с достаточной надежностью оценивает особенности супружеских отношений на различных уровнях взаимодействия, что по­зволяет наметить пути психологического сопровождения молодых супругов на раз­личных этапах становления и функционирования их семей. Результаты, полученные в исследовании, можно использовать в деятельности брачно-семейных консультаций, в просветительской работе, при оказании психологической помощи молодым добрач­ным и супружеским парам.

Апробация и внедрение результатов исследования. Работа выполнена в соответ­ствии с запросами городского загса, управления по делам молодежи и спорта и управления дошкольного образования г. Альметьевска Республики Татарстан.

Основные теоретические положения и практические результаты исследования докладывались на:

Глава 1. Развитие супружеских отношений на различных этапах становления молодой семьи

1.1. Брак и семья как объекты психологического исследования

Само человеческое существование, условия выживания, достижения благополучия связаны с пребыванием в согласии с природой человека. Отсюда вытекает законо­мерный вопрос о преодолении нашей отдельности в современном мире.

Настоятельное стремление одного человеческого существа к другому, возникнове­ние дружбы, любви, симпатии имеет своей основой родовое стремление человека к преодолению единичности и психической незавершенности. Наиболее полное психи­ческое продолжение и завершение человека в человеке достигается в отношениях мужчины и женщины, так как это «есть естественнейшее отношение человека к чело­веку». « Идея человечества никогда не может быть представлена в одном отдельно взятом мужчине или одной отдельно взятой женщине». Она «находит свое практиче­ское воплощение в браке», где « через телесную и нравственную связь обоих полов вновь восстанавливается целый человек». Подобный тезис выдвигает и Фихте : « не состоящая в браке персона — лишь наполовину человек» [26, С. 17-18].

Семейный образ жизни распространяется и утверждается повсеместно практически у всех народов по мере достижения ими соответствующего уровня развития. Именно при семейном образе жизни человек оказывается способным наиболее оптимально удовлетворять свои устойчивые жизнеопределяющие потребности как физического материального плана, так и душевно-эмоционального, тем самым освобождая макси­мум времени и жизненной энергии для собственно человеческого — духовного совер­шенствования и самореализации; того, что К. Юнг называет индивидуализацией, во-человечиванием, достижением Самости [39].

Главной формой возникновения семьи является брак — союз мужчины и женщины, заключаемый в установленном порядке и направленный на создание семьи, на приня­тие взаимных прав и обязанностей. Брак и семья — это не тождественные понятия. Понятие «семья» значительно шире понятия брак, а брачные отношения не исчерпы­вают собой все многообразие семейных. «Брак» как особое социальное и психологи-

ческое явление находится как бы в пределах более общего явления «семья», захваты­вая тот его аспект, который связан с взаимоотношениями между брачными партнера­ми — мужем и женой. Вместе с тем, юридически оформляя эти отношения, брак явля­ется тем генетически исходным состоянием, которое определяет развитие более сложных и многообразных семейных отношений. Все это наводит на мысль, что про­блема упрочения и стабилизации семейных отношений связана, в первую очередь, с устойчивостью супружеских отношений [3].

Отношения между супругами регулируются совокупностью норм и санкций инсти­тута брака. Одни нормы, обязанности и права носят юридический характер и регла­ментируются законодательством. Другие регулируются моралью, обычаями, тради­циями.

«Брак возник, — пишет А.Н. Волкова [26, С.42], — на определенном этапе развития общества из экономических нужд и как институт, осуществляющий воспроизводство населения, социальный и сексуальный контроль, как результат все большего подчи­нения отношений между полами условиям социально-экономического развития». В начале века К.Юнг высказал мысль, что брак — самая сложная форма человеческих отношений.

Большинство исследователей (А.Н. Волкова, СИ. Голод, Л.В. Карцева, Т.М. Тра­пезникова и др.) считают, что изменение брачных отношений, охватившее современ­ное общество, выражается в смене механизмов регуляции брачных отношений, функ­ций и мотивации брака при сохранении его формы (моногамии). Смещение брачных регуляторов из сферы юридических и религиозных ограничений в область социально-психологических норм является первым значительным преобразованием современно­го брака. Брачная мотивация освобождается от экономических, политических, рели­гиозных, престижных соображений, и возрастает роль индивидуалистических чувств при брачном выборе.

Второе изменение — смена взглядов на функции брака. Когда речь идет о функциях брака, имеется в виду социальное назначение этого института. С точки зрения обще­ства, цель брака — обеспечение контроля над воспроизводством населения и сексу­альным поведением. С точки зрения индивида, брак является межличностным отно­шением, удовлетворяющим потребности в чувственном наслаждении, эмоциональной привязанности и индивидуальной любви [49].

В настоящее время брак следует рассматривать скорее как социально — психологи­ческое отношение, чем как социальный институт. Институциональные формы регу­ляции брачных процессов утрачивают свое значение и на смену приходят социально -психологические, этические и моральные нормы как механизмы регуляции брака. Э.Г. Эйдемиллер [119, С.25] подчеркивает, что нынче « брак и половая близость все в большей мере идентифицируются с неформальным, т.е. по сути дела, не регулируе­мым извне межличностным отношением, которое по сути своей противостоит норме и регламентации».

Развитие форм брака тесно связано с развитием форм семейной организации, так что определенному типу брачных отношений соответствует особый тип семьи.

Современный этап развития семьи можно назвать кризисным. Смена регуляторов, типа, функций, размеров семьи проявляется в явлениях неустойчивости и дезоргани­зации семьи. Это находит свое выражение в росте разводов, дезертирств из семьи; па­дении рождаемости; росте числа неполных и неблагополучных семей; изоляции се­мьи от общества; росте незаконнорожденности, детской преступности; алкоголизма и наркомании; возрастании числа неврозов семейной и бытовой этиологии; падении

Источник:
Особенности супружеских отношений на различных этапах становления молодой семьи Диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук
Особенности супружеский отношений на различный этапан становления молодой семьи [Электронный ресурс]: Дис канд псикол наук : 19. 00. 13, 19. 00. 05. М.: Ргб, 2005
http://www.psihdocs.ru/osobennosti-suprujeskih-otnoshenij-na-razlichnih-etapah-stanov.html

Психологические особенности супружеских отношений у женщинс различным течением беременности

Психологические особенности супружеских отношений у женщин
с различным течением беременности

Ушакова Владислава Романовна

– соискатель ученой степени кандидата психологических наук на кафедре сексологии и медицинской психологии Харьковской медицинской академии последипломного образования.

– практический психолог Симферопольского городского клинического родильного дома № 2 (Крым).

Ключевые слова: осложненная беременность, супружеские отношения, внутрисемейные отношения, удовлетворенность браком.

Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.

Н.И. Олиферович, Т.А. Зинкевич-Куземкина, Т.Ф. Велента указывают, что ожидания ребенка переживается многими женщинами как стресс, эмоциональный кризис, поворотный пункт жизни или болезнь [36]. Изучение супружеских отношений на этапе беременности представляется важным, так как именно от благоприятного морально-психологического климата в семье зависит протекание беременности и психологическое состояние матери.

До сих пор в психологической литературе разрабатывались вопросы психологического климата в семье такими исследователями, как О.А. Добрынина, А.М. Евсеева, А.П. Ощепока, О.С. Сермягин, Е. Тийт, А.И. Кравченко, В.И. Добреньков, Е.В. Рощевская и др. [17; 18; 20; 26; 37; 39; 41; 45].

Под психологическим климатом семьи понимают обобщенную, интегративную характеристику семьи, которая отражает степень удовлетворенности супругов основными аспектами жизнедеятельности семьи, общим тоном и стилем отношений. Внутри группы как результат взаимодействия людей возникает это специфическое образование. Контакт между супругами, личностное общение и порождают качественно новые явления, которые встречаются в психологии отдельных индивидов, такие как совместимость, подражания, авторитет, групповые ценности [39]. Наряду с понятием «психологический климат» встречаются другие термины, которыми обозначают это явление: «эмоциональная (психологическая) атмосфера», «семейная атмосфера», «семейный климат», «социологический микроклимат».

Психологический климат семьи включает в себя две составляющие: эмоциональный контакт и психологическую совместимость. Характер эмоционального взаимодействия между супругами, детьми, родителями и детьми, а также уровень психологической совместимости ее членов определяют собой и климат в семье, поскольку являются его основными качественными характеристиками. Показателем же характера климата, его направленности и благополучия является общение в семье как социальной группе [46].

В качестве критериев благополучия обычно рассматривают:

– наличие установленных супружеских чувств (любви, симпатии, уважения друг к другу);

– наличие взаимопонимания, эмоционального и духовного единства;

– субъективное ощущение счастья, супружескую совместимость характеров, вкусов, интересов, ценностных ориентаций;

– ролевую согласованность супругов в реализации брачно-семейных функций;

– физическое и психическое здоровье обоих партнеров;

– удовлетворенность сексуальными отношениями;

– отсутствие конфликтов и ссор;

– устойчивость брака во времени, сохранение отношений в трудные времена;

– определенный уровень материального благополучия [32].

Часть этих критериев касается взаимоотношений между супругами (включая психофизиологический и духовный компоненты), часть ориентирована на аспекты их взаимодействия, часть опирается на объективную оценку выполнения семьей ее социальных функций, часть является субъективной оценкой супругами семейной жизни. По мнению Е. Тийта, основными являются ценности супругов и личностный уровень их взаимопонимания. Знание специалистами этих факторов позволяет прогнозировать успешность совместной жизни для супружеской пары на каждом этапе ее жизненного пути, а также ориентировать супругов в социально желаемом направлении [4].

Такие исследователи, как Д. Кутсар, N. Ackerman и R. Levinger, уделяли большое внимание вопросу о стабильности супружеских пар [1; 28; 56].

Стабильность семьи, по мнению Н. Аккермана, предусматривает сохранение идентичности во времени, контроль над конфликтами и способность семьи к изменению и дальнейшему развитию [2].

Р. Левингер рассматривал стабильность брака как результат баланса трех видов сил и предложил схему стабильности брака:

– внутреннее притяжение, связанное с привлекательностью индивидов друг для друга (любовь, дружеские отношения, финансовая поддержка, высокий социальный статус мужчины, престижность положения семейного человека, его большие возможности в различных сферах);

– внешняя поддержка брака (моральные обязанности в браке, опасения повредить карьере разводом, обязанности в отношении детей, трудности, связанные с социальной ролью одинокого человека, правовые барьеры, позор развода) — «социальные барьеры», которые противодействуют разводу;

– силы, противодействующие стабильности (другой партнер, конфликт карьеры и брачных обязанностей, противоречия между привязанностью к родителям и партнеру, привлекательность свободы от семейных обязанностей, стремление жить на свои средства и т.д.) [56].

Важнейшими параметрами супружеских отношений является удовлетворенность браком и особенности межсупружеского общения. При рассмотрении удовлетворенности браком мы придерживались точки зрения В.В. Столина, Т.Л. Романовой и Г.П. Бутенко, которые понимают удовлетворенность как некоторую обобщенную эмоцию, генерализованное переживание [42].

Проблема удовлетворенности браком и ее факторов занимает важное место в психологии семейных отношений. Значительный вклад в ее изучение внесли зарубежные (М. Аргайл, Р. Уинч, Р. Левис, Дж. Спаниер, Д. Олсон, П. Босс, Ф. Уолш) [8; 53; 57; 58; 60; 62] и отечественные (Ю.Е. Алешина, Т.В. Андреева, М.Ю. Арутюнян, А.Г. Лидерс, И.Н. Хмарук, А.Н. Волкова, Т.О. Гурко, М.М. Обозов, Т.В. Сенько, В.В. Столин, Е.М. Тийт и др.) [3; 5; 9; 12; 13; 16; 29; 35; 40; 43; 49] исследователи.

Относительно определения удовлетворенности браком существует два подхода: 1) соответствие между имеющимся и желаемым, то есть имеющегося с возможными альтернативами, если существующие отношения прекратились [59], и 2) отождествление удовлетворенности браком с субъективным чувством удовлетворения — неудовлетворения при оценке супругами всех аспектов брака [55].

Удовлетворенность браком рассматривается также как обобщенная эмоция, генерализованное переживание и отмечается, что данное устойчивое эмоциональное ощущение может проявляться как в эмоциях, так и в различных мнениях, оценках, сравнениях [42].

Выделяют общую удовлетворенность браком и удовлетворенность отдельными аспектами брака, состоящую из отдельных оценок его различных сторон в зависимости от требований, предъявляемых к личности партнера и к обстоятельствам семейной жизни [42].

На удовлетворенность браком влияет качество межличностных отношений, причем особо отмечается важность восприятия и оценки ролевой согласованности и ролевой адекватности партнера, т.е. ролевого соответствия тому, насколько успешным воспринимают свой брак сами партнеры. Что касается распределения ролей в семье, то оно прямо не связано с удовлетворенностью браком.

Существуют данные о том, что ролевая удовлетворенность партнеров тем выше, чем больше соответствие между оценками выполнения ролей партнером и ожиданиями в отношении него, а также чем выше оценка качества своего ролевого поведения и ролевого поведения партнера [25].

Исследователями особо отмечается тот факт, что для удовлетворенности браком важна успешная адаптация партнеров в субъект—субъектных отношениях, отмечается необходимость наличия между партнерами самораскрытия, глубокого взаимопонимания и принятия взглядов и поведения партнера, общих символов в процессе общения [38].

Исследования B.A. Chadwick, S.L. Albrecht и P.R. Kunz [52; 55] указывают на тесные связи между общим удовлетворением браком с оценкой ролевой адекватности супругов (или качеством исполнения ролей партнером), а также частотой разногласий с партнером по выполнению ролей. Ролевая удовлетворенность тем выше, чем больше соответствие между оценкой выполнения ролей партнером и ожиданиями в отношении него, чем выше оценка качества своего ролевого поведения и ролевого поведения партнера. Исследуемые отмечали, что распределение ролей в их семьях само по себе не связано с их удовлетворенностью браком и семейными ролями.

В частности, оценки супругами разных сторон своих отношений значимо связанны с подобием ролевых требований партнеров, ролевых соответствий супругов, т.е. сходством эталона с тем, как оценивается партнер, с пониманием требований партнера. Сходство ролевых ожиданий оказалась особенно важным для того, чтобы партнеры воспринимали изменения своих отношений после рождения ребенка как благоприятные [44].

В. Харли обнаружил следующие различия удовлетворенности браком. Для мужчин — это половое удовлетворение, совместный отдых, внешняя привлекательность жены, ведение женой домашнего хозяйства, моральная поддержка, восхищение жены мужем. Для женщин важнейшими оказались: романтическая атмосфера в семье, нежность в отношениях с мужем, финансовая поддержка и преданность мужа семье [48].

В психологической науке существует мнение, что супружеская неудовлетворенность является следствием неудовлетворенности потребностей, среди которых основные — это неудовлетворенность потребности одного или обоих супругов именно в эмоциональном плане, т.е. в положительных эмоциях. Эта неудовлетворенность сопровождается чувством отчуждения, эмоциональной холодности, отвращением, гневом и даже презрением [31].

В частности, Э.Г. Эйдемиллер и В.В. Юстицкис в совместной работе [51] утверждают, что характер травмирующего влияния неудовлетворенности браком в значительной степени проявляется через эмоциональные взрывы, встречающиеся в семьях такого типа, и нередко приводят к разрушению семьи. Он также зависит от степени осознанности данного состояния.

Алешина Ю.Е. в своей работе приводит данные Дж. Медлинг и М. Мак-Кэрри, которые утверждают, что экспериментально обнаружено сходство ценностей у супругов, что, в свою очередь, положительно связано с удовлетворенностью браком [3].

Т.В. Андреева, Шмотченко Ю.А. в исследовании удовлетворенности браком мужчин обнаружили, что удовлетворенность тем выше, чем более значима для них ценность эффективности в делах [6].

В исследованиях А.М. Шишкиной, проведенных под руководством Т.В. Андреевой, сопоставлены представления респонденток о соответствии своего мужа идеальному образу брачного партнера по степени их удовлетворенности браком. У женщин, которые в высокой степени удовлетворены браком, реальный партнер в целом соответствует идеалу, а в группе с низкой степенью удовлетворенности реальный партнер существенно отличается от идеала. У мужчин разрыв между реальным и идеальным представлением о жене выражен в меньшей степени как среди удовлетворенных, так и среди недовольных браком. Женщины более ориентированы на семью, но менее удовлетворены ею, мужчины же наоборот. Также прослеживается неудовлетворенность браком, характерная для женщин, чьи мужья в иерархии ценностей предпочли позицию «развлечения» позиции «счастье других» [5].

По мнению А.Н. Безруковой, на самочувствие беременной женщины влияют многие социально-психологические факторы, а именно: устойчивость семейного и социального положения, материальные и жилищные условия семьи, образование, эмоционально-этическая мотивация брака, ровные отношения с мужем и родителями, другими членами семьи [10].

Согласно Васильевой Е.В., меняется место беременной женщины в семейной системе, ее социальная идентичность, необходим переход от старых, хорошо знакомых ей ролей, к новым, неосвоенным [11].

Физическое недомогание беременных сочетается с раздражительностью, срывами, тревожностью. Адаптивное значение подобного самочувствия заключается в снижении активности и ограничении контактов с внешней средой, в том числе, и с семейным и социальным окружением.

Шнейдер Л.Б. утверждает, что поддержка семьи, которая обеспечивает так называемый «буферный эффект», и является важнейшим фактором профилактики дистресса у беременной женщины. Главная роль такой поддержки — укрепление веры в себя, в свои силы [14]. Как отметили Захарова А.И. и Булушева Е.А. эмоциональная пустота, чувство одиночества и непонимания со стороны других членов семьи способствуют усилению страхов, связанных с переживанием внутрисемейной ситуации, и приводят к потере уверенности в том, что в случае неблагоприятного исхода беременности женщина не останется одна со своей бедой [22].

В условиях отсутствия поддержки семьи у беременной женщины возможен ролевой конфликт. Беременность для женщины может выступать как сильный стрессор, как преграда, фрустрируя значимые для нее потребности (профессиональные, карьерные, привычного досуга, сексуальной привлекательности, др.). Беременность требует адаптации, времени, и результат ее зависит от готовности женщины к материнству и немало важным является готовность партнера к отцовству [23].

В работе Минухина С. и Фишмана Ч. указывается, что известие о появлении ребенка означает возникновение в семье новой структуры, что влечет за собой сложную реорганизацию супружеского холона системы «муж—жена» и в ряде случаев может ставить под угрозу существование всей системы семьи. Резкие физиологические, психологические и медико-психологические изменения в организме и личности женщины вызваны возникновением системы «мать—ребенок» (в зарубежной литературе — системы «беременная—пренейт») [34].

Менделевич В.Д. отмечает выраженную зависимость депрессии у беременной женщины от наличия психотравмирующих семейных факторов и серьезных опасений, связанных с рождением ребенка, и статистически достоверную зависимость депрессии беременной от таких психогенных факторов, как: высокий уровень нейротизма, психиатрически отягощенный анамнез, супружеские конфликты во время беременности, страхи в отношении плода, мысли об аборте в период беременности, страх потери во втором и третьем триместрах, курение во время беременности [33].

Удовлетворенность супружескими взаимоотношениями зависит от того, насколько и в какой степени каждый из супругов испытывает чувство радости, удовольствия от совместной жизни. В случае, если те или иные потребности личности не удовлетворяются или удовлетворяются в минимальной степени, могут происходить различные нарушения в системе жизнедеятельности личности [21].

Гурко Т.А. в своих исследованиях обнаружила, что в тех случаях, когда женщины довольны участием мужа в домашних делах, они чаще удовлетворены браком (50%, не удовлетворены — 19%). Напротив, недовольство отношением человека к хозяйственным делам четко коррелирует с неудовлетворенностью семейной жизнью (12% и 58% соответственно). По характеру распределения обязанностей все семьи распределены на 3 группы: со значительным, умеренным и слабым участием мужа в домашней работе. Оказалось, что число недовольных браком женщин существенно увеличивается при переходе от первой ко второй и третьей групп семей, а число довольных, наоборот, сокращается. Интересно, что в том же направлении, хотя и не так существенно, изменяется уровень удовлетворенности браком у мужчин. Видимо, если человек отстраняется от работы по хозяйству, жена постоянно выражает недовольство по этому поводу [15; 50].

Содержанием семейно-ролевой области супружеских отношений является сотрудничество брачных партнеров при реализации семейных функций. Функции семьи исторически изменчивы, что сопровождается изменением роли мужчины и женщины в семье, всего уклада семьи. Полнота и благополучие семейной жизни зависит от того, как партнеры могут обеспечить выполнение всех семейных функций. Неповторимость семейного уклада конкретной семьи определяется тем, какое место занимают и какое значение имеют те или иные виды семейной деятельности и как распределяются обязанности супругов при осуществлении конкретных видов семейной деятельности [47].

Реализация семейных функций требует согласия в представлениях о функции супругов в семье. Реализация семейных функций требует согласия в представлениях, кто и за какие стороны семейной жизни должен брать на себя инициативу и ответственность. Ролевые установки личности проявляются в том, какие из видов семейной деятельности она берет под свою ответственность и какие адресует партнеру. Ролевое несоответствие выражается в недовольстве мерой и активностью участия мужчины в ведении домашнего хозяйства, воспитании детей, инициативности при организации досуга и т.д. Проблема распределения семейной нагрузки между супругами — наиболее явный признак ролевого несоответствия [27].

Цель работы — выявить особенности супружеских отношений и внутрисемейных ролей у женщин в зависимости от течения беременности.

Контингент испытуемых и методы исследования

Исследование проводилось на базе перинатальной женской консультации Городского клинического родильного дома № 2 г. Симферополя. К исследованию были привлечены 250 беременных в возрасте от 20 до 37 лет на II триместре беременности. Из них основную группу составили 150 женщин с осложненным течением беременности. Возраст исследуемых в основной группе составлял от 20 до 37 лет (M=27,7±0,34). Группу сравнения составили 100 женщин с физиологическим течением беременности в возрасте от 22 до 32 лет (М=27,02±0,49).

При изучении анамнестических сведений и амбулаторных карт нами были определены основные осложнения течения беременности в основной группе:

1. Преэклампсия легкой степени (32%)
2. Компенсированные формы хронической экстрагенитальной патологии (25%)
3. Патология амниотической жидкости (10%)
4. Хронические воспалительные заболевания гениталий (20%)
5. Эндометриоз (13%).

Группы были согласованы с точки зрения возраста, срока беременности, образования, социальных и материально-бытовых условий. Все женщины готовились родить впервые.

Женщины, принявшие участие в исследовании, находились на дневном стационаре в женской консультации.

В рамках нашей медико-психологической поддержки семьи в период беременности с различным течением беременности осуществлялось многокомпонентное научное исследование женщин в несколько этапов. Целью экспериментального исследования беременных служило определение влияния удовлетворенности супружескими отношениями на состояние психоэмоциональной и личностной сферы и внутрисемейное взаимодействие в аспекте различного течения беременности женщин.

Акцент научного исследования сделан на определение взаимосвязи психологических факторов с физиологическим состоянием беременных и влияние психологических факторов на течение беременности.

Первым этапом работы была психообразовательная лекция для супружеских пар. Срок беременности женщин составлял 15—16 недель.

Вторым этапом было многокомпонентное научное исследование женщин с различным течением беременности, которое состояло из четырех частей.

Первое исследование в период ожидания ребенка осуществлялось после проведения психообразовательной работы и комплектования групп на 19—20 неделе беременности. Женщины с осложнением беременности находились на дневном стационаре на базе перинатальной женской консультации.

Учитывая цель исследования, на первом этапе диагностической работы женщины были разделены на две группы в зависимости от течения беременности: группа 1 — женщины с осложненным течением беременности (ОБ), группа 2 — женщины с физиологическим протеканием беременности (ФБ). Затем каждую группу разделили на 3 подгруппы в зависимости от отношения к беременности.

В основную группу вошли 3 группы женщин с осложненным течением беременности:

– с оптимальным типом психологического компонента гестационной доминанты (группа 1 ОТ ПКГД) составили 30 женщин,

– с эйфорийным и гипонозогнозтическим типами ПКГД (группа 2 ЭГ ПКГД) — 47 женщин,

– с тревожным типом ПКГД (группа 3 ТТ ПКГД) — 77 женщин.

В группу сравнения вошли 3 группы женщин с физиологическим течением беременности:

– с оптимальным типом психологического компонента гестационной доминанты (группа 1.1 ОТ ПКГД) составили 52 женщины,

– с эйфорийным и гипонозогнозтическим типами ПКГД (группа 1.2 ЭГ ПКГД) — 30 женщин,

– с тревожным типом ПКГД (группа 1.3 ТТ ПКГД) — 18 женщин.

Полученные на первом этапе работы результаты дали основание выявить особенности психоэмоционального состояния беременных, что, в свою очередь, в рамках проведенного исследования наталкивает на диагностику структуры многокомпонентной личностной сферы.

Следующим шагом было выявление особенностей супружеских отношений и внутрисемейных ролей женщин в зависимости от течения беременности. Это дало возможность исследовать влияние супружеских отношений на изменения психоэмоционального состояния и структуры личностной сферы в зависимости от течения беременности. Полученные результаты дали основание осуществить стратификацию испытуемых на группы в зависимости от удовлетворенности браком. Таким образом, мы получили 4 группы:

– группу 1 — не удовлетворены браком — с осложненным течением беременности (НБ ОБ) составили 96 женщин,

– группу 2 — удовлетворены браком — с осложненным течением беременности
(УБ ОБ) — 54 женщины,

– группу 3 — не удовлетворены браком — с физиологическим течением беременности (НБ ФБ) — 38 женщин,

– группу 4 — удовлетворены браком — с физиологическим течением беременности (УБ ФБ) — 62 женщины.

На третьем этапе работы осуществлялись мероприятия медико-психологической поддержки семьи в период ожидания ребенка, направленные на улучшение внутрисемейных отношений, гармонизацию супружеских отношений, улучшение эмоционального и психофизиологического состояния, корректировки компонентов личностной сферы, подготовки семьи к родам, осознание материнства и отцовства в супружеских парах.

Среди беременных НБ ОБ и НБ ФБ 70 женщин, которые изъявили желание принять участие в разработанной нами психокоррекционной программе, составили терапевтическую подгруппу (НБТ). Остальные 64, которые отказались от участия в психокоррекционной работе, составили контрольную подгруппу (НБК).

Четвертый этап работы (пятое исследование) был направлен на оценку эффективности предложенных мероприятий медико-психологической поддержки семьи в период ожидания ребенка. Результаты исследования позволили определить изменения в супружеских отношениях, отношении к беременности, психоэмоциональной и личностной сферах женщин с различным течением беременности после медико-психологического воздействия как отдельно на женщин, так и на супружеские пары.

Таким образом, исследование женщин в период ожидания ребенка происходило с 19 до 23 недели беременности и в 37 недель.

Дизайн исследования представлен на рис. 1.

На данном этапе исследования для определения особенностей супружеских отношений и внутрисемейных ролей беременных использовали такой психодиагностических инструментарий:

– опросник удовлетворенности браком [24, c. 316–318];

– методика изучения родительских установок PARI (отношение к семейной роли) (Parental Attitude Research Instrument) [24, с. 298–306].

Математическая обработка результатов проводилась с помощью ряда методов математической статистики (для вычисления которых использовался программный пакет IBM SPSS Statistics 21): методы описательной статистики (среднее арифметическое, медиана, мода, дисперсия, стандартное отклонение, размах); методы проверки значимости различий несвязанных выборок хи-квадрат, двухфакторной многомерный дисперсионный анализ; методы многомерной статистики: корреляционный анализ (с использованием коэффициента корреляции Спирмена, вычисления линейного коэффициента корреляции Пирсона). Независимыми переменными являются течение беременности (осложненное — физиологическое) и уровень удовлетворенности браком (высокий или низкий). При проверке статистических гипотез уровня значимости принимали p

Источник:
Психологические особенности супружеских отношений у женщинс различным течением беременности
Психологические особенности супружеских отношений у женщин с различным течением беременности Ушакова Владислава Романовна – соискатель ученой степени кандидата психологических наук на
http://medpsy.com/climp/2014_2_4/article09.php

ПСИХОЛОГИЯ СУПРУЖЕСТВА

Содержание главы позволит студенту сформировать следующие профессионалы! ы е ком п ете111 u 1 и:

  • • теоретические подходы к анализу супружества как психологического феномена;
  • • особенности и отличительные признаки супружеских отношений;
  • • динамику формирования отношений в супружеской паре;
  • • по наблюдаемым признакам определять, на каком этапе развития отношений находится конкретная пара;
  • • использовать полученные знания для определения влияния родительской семьи на супружеские отношения в новой семье;
  • • применять теоретические понятия психологии супружеских отношений к анализу реальных отношений и степени удовлетворенности ими;
  • • навыками прогноза отношений в паре па основе существующих динамических подходов;
  • • навыками анализа влияния супружеских отношений на другие семейные подсистемы: родительскую и сиблинговую;
  • • навыками анализа социально-демографических и культурных факторов, влияющих на успешность супружеских отношений.

Супружеские отношения составляют основу семейной структуры, от устойчивости и характера этих отношений прямо зависит характер отношений в двух других семейных осях: родительстве и братско-сестринских отношениях.

Супружеские отношения формировались исторически, менялись и продолжают меняться параллельно с социальной природой человека. Изменение супружеских отношений в историческом времени шло от приоритета биологической, сексуальной составляющей в период древней истории человека, к приоритету эмоциональной составляющей в период культуры рыцарства (Средневековье) и романтизма (конец XVIII — середина XIX в.). В настоящее время основным содержанием суиружеских/партнерских отношений становится синтез трех составляющих: сексуальности, эмоциональности и знания (узнавание и понимание партнера) с приоритетом когнитивного компонента.

Вопросы для размышления

  • • Почему любовные отношения занимают столь значительное место в человеческой культуре: в литературе, поэзии, живописи?
  • • Как вы воспринимаете любовные отношения — как вызов самообладанию, проверку зрелости, ловушку, в которую не стоит попадаться, или как великое чудо?
  • • Какое из описанных свойств супружеских отношений представляется вам ключевым для их понимания?
  • • Какое из свойств супружеских отношений может быть указано дополнительно к представленному перечню?
  • [1] Фромм Э. Искусство любить. М.: ACT, 2009.
  • [2] Годфруа Ж. Что такое психология? С. 285.

Источник:
ПСИХОЛОГИЯ СУПРУЖЕСТВА
Содержание главы позволит студенту сформировать следующие профессионалы! ы е ком п ете111 u 1 и: • теоретические подходы к анализу супружества как психологического феномена; •
http://studme.org/203621/psihologiya/psihologiya_supruzhestva

COMMENTS