Особенности поведения ребенка в семье

Единственный ребенок в семье

Единственный ребенок в семье. Особенности воспитания

Определенные трудности неизбежно встают на жизненном пути родителей единственного ребенка. В данной статье мы рассмотрим, каких подводных камней при воспитании единственного ребенка в семье следует ожидать, и какие существуют наиболее эффективные методы обхода этих подводных камней. Да, быть единственным объектом родительской любви и опеки – не самое легкое испытание для ребенка. Ребенок может наслаждаться любовью, он привыкает быть в центре внимания, привыкает к привилегиям. Но важно, чтобы это в дальнейшем не сослужило ему плохую службу. И здесь очень многое будет зависеть, конечно, от родителей.

За последние годы значительно возросло количество семей с единственным ребенком. Первого ребенка женщины решаются рожать все позднее, и зачастую препятствием для появления второго малыша становится возраст. В большинстве случаев женщины продолжают заниматься карьерой, а свой материнский долг считают уже исполненным. К тому же, обособленно живущие семьи (а сейчас таких большинство, редко пары остаются жить с родителями) не могут получать поддержку близких. Таким образом, двое детей и более становятся непозволительной роскошью.

Единственный ребенок – не значит одинокий. У него может быть много друзей среди сверстников, даже больше, чем у тех, кто имеет братьев и сестер. Единственный ребенок – не значит избалованный. Часто родители внимательно следят за тем, чтобы не разбаловать ребенка. Единственный ребенок не выпадает из семьи. Такие дети, как правило, принимают активное участие в делах и заботах семьи. Единственный ребенок требователен. Да, ничуть не более требователен, чем каждый нормальный ребенок. Единственный ребенок не вырастет одиночкой! Потому что такие дети особенно ценят дружбу, семейные связи, и трепетно к ним относятся.

Таких детей часто считают избалованными, эгоистичными – это не так. Просто им не приходится делить с братьями и сестрами родительское внимание. Помимо этого, родители могут выделить больше средств на одежду, игрушки, увлечения, путешествия ребенка, да и бабушки с дедушками дарят больше подарков единственному внуку. Невозможность иметь братьев и сестер в качестве друзей, действительно, является минусом, но зато единственный ребенок зачастую хорошо находит сам себе занятия, он более самостоятелен. Проводя много времени со взрослыми, он кажется взрослее своих лет.

По мере взросления ребенка потребность в общении с другими детьми будет выходить у него на первый план. Желание взаимодействовать с ровесниками станет проявляться все более отчетливо, однако от чрезмерной родительской опеки порой избавиться не так-то просто. Это может совпасть с критическим периодом в жизни ребенка, и тогда родители окажутся в замешательстве по поводу резко изменившегося поведения ребенка, в то время как оно будет являться абсолютно нормальным возрастным поведением. Ребенок может стать скрытным, раздражительным, менее охотно идти на контакт с родителями, проводить больше времени с друзьями. Он начинает приглашать в гости друзей, имеющих братьев или сестер – это помогает ребенку приобщаться к духу взаимопомощи и дружбы. Если компания приличная и не оказывает отрицательного влияния на сына или дочь, не препятствуйте таким встречам.

Согласно исследованиям, единственные дети в семье демонстрируют больше успехов, чем ребята из многодетных семей. Они раньше начинают читать, проявляют творческие наклонности, а в юности являются более развитыми и образованными, чем их сверстники, имеющие нескольких братьев и сестер.

Гиперопека естественна в том случае, когда ваши заботы сосредотачиваются на одном ребенке. Вы не даете ему упасть, когда он только-только начинает делать свои первые шаги, вы приходите на помощь, когда ребенок вступает в конфликт со сверстниками. Но, если вы всегда будете выигрывать его битвы и вмешиваться, то малыш не сможет грамотно и самостоятельно ориентироваться в окружающем мире. Поэтому, насколько возможно, постарайтесь минимизировать свои вмешательства, а также обращайтесь за советом к другим родителям, у которых несколько детей. Поинтересуйтесь, какие существуют для них границы вмешательства. Это поможет вам нащупать ту самую золотую середину, найти разумный баланс между опекой и гиперопекой, и в дальнейшем его придерживаться.

Для вас единственный ребенок может стать центром вселенной, что, скорее всего, повлечет для малыша сложности в его общении со сверстниками. Поэтому для единственного ребенка в семье особенно важна его ранняя социализация. Это учит ребенка разрешать конфликты, делиться с друзьями, что-то делать по очереди. Необходимо, чтобы ваш ребенок достаточно времени проводил в общении с ровесниками – например, на развивающих занятиях, на детских площадках, во дворе. Очень хорошо, если у ребенка есть двоюродные братья и сестры примерно того же возраста. Общение с ними принесет неоценимую пользу для социализации малыша.

Порой родители единственного ребенка ставят перед ним завышенные или даже недостижимые цели, поскольку один ребенок – одна-единственная возможность достичь в вопросах родительства определенных высот. Такие дети отчаянно стремятся всю жизнь порадовать своих родителей, заслужить их одобрение, становятся перфекционистами, забывая о собственных желаниях и стремлениях. Помните, что ваши требования должны соответствовать способностям ребенка. Не следует постоянно твердить ребенку, что он во всем должен быть лучшим. К примеру, если вы замечаете, что ваша дочь любит рисовать, это совсем не означает, что она обязана в будущем стать известной художницей, и не стремитесь сделать из нее таковую. Пусть просто наслаждается процессом.

Очень распространенная проблема в семьях с единственным ребенком. Подрастая, ребенок во всем полагается на родителей и боится делать самостоятельные шаги, боится даже думать самостоятельно и принимать собственные решения. Рекомендуется изначально предоставлять ребенку возможность выбора, еще в раннем возрасте. Например, пусть сам решает, какую сказку почитать сегодня вечером. Постарайтесь не забрасывать его советами во время игры – например, когда малыш собирает мозаику (какой кусочек следует выбрать) или когда рисует (какого цвета краска здесь больше подходит).

Итак, вам необходимо правильно организовать досуг ребенка, чтобы компенсировать то время, которое он проводит в одиночестве.

  1. Ребенок обязательно должен посещать детский сад, игровые площадки, где он будет социализироваться, общаясь с другими детьми.
  2. У ребенка должны быть товарищи по интересам, для этого запишите его в школу рисования, спортивную секцию, курсы иностранного языка и т.д.
  3. Поддерживайте связь с другими членами семьи, пусть ребенок общается с родственниками, особенно полезно общение с двоюродными братьями и сестрами.
  4. Приглашайте других детей в гости, пусть ребенок играет с ними, скорее всего, он также получит ответное приглашение.
  5. Встречайтесь с друзьями, у которых тоже есть дети примерного того же возраста.

Да, существует много причин, по которым родители решают иметь только одного ребенка. Однако такой выбор является ничуть не менее ответственным, чем выбор семей, в которых растут двое детей и более. Сложно ли воспитывать единственного ребенка? Пожалуй, не легче, чем быть единственным ребенком в семье.

Источник:
Единственный ребенок в семье
В данной статье мы рассмотрим, каких подводных камней при воспитании единственного ребенка в семье следует ожидать, и какие существуют наиболее эффективные методы обхода этих подводных камней.
http://paidagogos.com/edinstvennyiy-rebenok-v-seme-osobennosti-vospitaniya.html

О Семье и отношениях

Текст Семья и отношения«Причины плохого поведения ребенка в семье»:

В обществе появляются чрезмерно строгие родители, обделяющие своего ребенка вниманием. «Все позволяющие», которые в определенный момент времени теряют контроль над детьми и искренне не понимают, что послужило причиной этому. В итоге, как только дети немного подрастают, в семье начинают возникать спорные ситуации, вызванные плохим поведением подрастающего поколения. Главенствующим катализатором дурного поведения детей являются взаимоотношения в семье. Выяснить причинно-следственные связи можно при более детальном разборе аспектов детского непослушания.

Громкий, надрывающийся плач ребенка без видимых на то оснований. Основная цель ребенка – манипуляция родителями. Такая поведенческая особенность свойственна детям неуверенным в себе, которые таким образом стремятся заставить близких быть всегда с ними. Это вызвано безмерной опекой и, как следствие, боязнью ребенка делать самостоятельные шаги в процессе изучения окружающей среды. Изначально стоит немного физически отдалиться от ребенка, так как жалость будет стимулировать его неуверенность. Вера в малыша со стороны всех домочадцев, похвала за самые незначительные поступки и отсутствие критики приведут к достаточно быстрому изменению в поведении ребенка.

Агрессия, словесное издевательство. Это признаки внутренней боли ребенка на психологическом уровне. Задевая взрослых и причиняя им страдания, он воздает им за отсутствие возможности раскрыться и поделится переживаниями. Недостаток доверия между членами семьи – главный аспект такого процесса. Родительская забота, сопровождающаяся дружественными беседами о внутреннем мире чада, поможет ребенку защититься от его боли и скорректирует его состояние.

Поведение «умника», нескончаемые пререкания. Движущая сила – заслужить любовь родителей. Проявление спровоцировано отсутствием внимания к ребенку, тем самым он пытается доказать свою значимость в семье любым, даже негативным способом. Достаточно более частых объятий и вовлечения во все семейные обсуждения, чтобы дать ребенку ощущение признания его как равноправного члена семьи.

Стоит отметить, что наказания детей во всех ситуациях будет только усугублять отношения в семье, так как ребенок преследует правые для себя цели и расценит это как вызов к борьбе. Избежать наказаний и улучшить атмосферу в семье поможет только взаимопонимание и отслеживание всех предпосылок поведенческих изменений.

Источник:
О Семье и отношениях
Во все века основной задачей родителей было вырастить своего ребенка как полноценную гармоничную личность. С момента появления младенца н
http://otnosheniya.imysite.ru/78_prichiny_plohogo_povedeniya_rebenka_v_seme.htm

Особенности поведения приемных детей в возрасте трех лет

Особенности поведения приемных детей в возрасте трех лет

Приемные дети в этом возрасте, как правило, отличаются от своих сверстников в сенсорном, а также в интеллектуальном развитии. Такое отставание нельзя расценивать как большую проблему, но уделять внимание этому вопросу, безусловно, необходимо.

Воспитание приемных детей в трехлетнем возрасте имеет свои особенности, о которых мы и поговорим. Приемные дети отличаются от своих сверстников отсутствием инициативности. Это выражается в том, приемный ребенок не берет все подряд игрушки, предметы. Складывается впечатление, что трехлетний приемный ребенок не хочет исследовать окружающий его мир. Многие приемные дети очень часто малоактивны. Такая пассивность является вполне нормальным процессом. И если ребенок долго сидит на одном на месте, родителям не стоит принимать слишком активные меры по борьбе с такой пассивностью. Адаптация приемного ребенка к новой для него обстановке проходит определенное время, и поэтому ребенок почувствовав себя в безопасности, самостоятельно начнет интересоваться окружающим миром.

Многие приемные дети не хотят смотреть в лицо собеседнику. Это объясняется тем, что глазами, взглядом, люди производят обмен своими чувствами. Приемный ребенок еще не привык к искренности, к открытому общению. То есть, такое поведение для него является нормальным процессом. Что в таком случае делать родителям? Во-первых, не проявлять своего недовольства. Во-вторых, необходимо как можно чаще разговаривая с малышом смотреть ему в глаза.

Как мы отмечали выше, адаптация приемного ребенка – это дело времени.

Поэтому, приемные дети, впрочем, как и некоторые обычные, одинаково улыбаются, чтобы вы не делали. Таким образом, многим взрослым кажется, что ребенку абсолютно все равно, что делают его приемные родители. Это объясняется очень легко. Ребенок быстро учиться видеть, когда взрослый доволен, и боится расстроить маму или папу. Этим и объясняется улыбка на лице ребенка, которая часто кажется взрослым совершенно не к месту. Но пройдет время и ребенок научится проявлять свои чувства и свою волю.

Некоторые приемные родители сталкиваются с такой проблемой, как самонаказание ребенка. То есть, приемный ребенок в трехлетнем возрасте может сам себя отшлепать или ударить. В этом случае родителям нужно полностью отказаться от физических наказаний и со временем проблема самонаказания пройдет.

Еще одной особенностью поведения приемных детей в возрасте 3-х лет являются симптомы, внешне напоминающие симптомы аутизма. Например, приемный ребенок может мало общаться, что-то бормотать про себя, совершать монотонные движения, погружаться в себя. Такие симптомы, как правило, проявляются у детей, которые от природы очень впечатлительны, а также у малышей, которые обладают возбудимой нервной системой. Со временем это пройдет, и приемный ребенок станет открытым и активным.

Главное, понимать ребенка. Приемные родители всегда должны помнить, что их новый член семьи пережил огромный стресс, и адаптация приемного ребенка в новой семье требует некоторого количества времени. Любите и понимайте своих детей, и они обязательно ответят вам тем же.

Источник:
Особенности поведения приемных детей в возрасте трех лет
Приемные дети в этом возрасте, как правило, отличаются от своих сверстников в сенсорном, а также в интеллектуальном развитии. Такое отставание нельзя расценивать как большую проблему, но уделять…
http://mamapapia.ru/semejnaya-zhizn/priemnye-deti/osobennosti-povedeniya-priemnykh-detej-v-vozraste-trekh-let.html

Особенности развития детей в неблагополучных семьях, неполных семьях и вне семьи

Особенности развития детей в неблагополучных семьях, неполных семьях и вне семьи

Семейная среда является ключевой для развития человека с самого рождения. В младшем школьном возрасте возрастает роль социального окружения, не связанного с семьей, — в первую очередь учителей и сверстников. В то же время роль семьи остается весьма значимой: именно с семейными ценностями, установками, принятыми в семье способами взаимодействия сверяет ребенок свое поведение. Для адекватной оценки поведения младшего школьника необходимо учитывать семейную среду, в которой он развивается, и возможные нарушения этой среды, которые могут влиять на психологические особенности ребенка.

Остановимся на каждом типе неблагополучных семей подробнее.

Первое, на что необходимо обратить внимание: отсутствие в семье высокого дохода, известности и даже развод родителей сами по себе не являются неблагоприятными факторами. Ребенок может нормально развиваться в любой из перечисленных ситуаций. Описанные ниже тенденции только называют потенциальные риски для психологического дискомфорта ребенка.

Вторая тенденция заключается в том, что ребенок при полном внешнем благополучии и материальном комфорте частично или полностью лишен родительской теплоты и внимания. Ему не хватает простого человеческого общения. Очень часто уже в младшем школьном возрасте (а иногда и еще раньше) ребенка записывают во множество кружков, обязательно обучают как минимум одному иностранному языку. У ребенка есть любые игрушки и возможность полностью удовлетворять свои материальные потребности. При этом ребенок не чувствует себя нужным и значимым членом семьи. Часто такие дети, рисуя семью, изображают только родителей, т.е. фактически исключают себя из семейного взаимодействия. Ребенок становится социальной ролью, а не живым человеком. В более позднем возрасте такие дети могут начать стесняться своего богатства.

Необходимо отметить, что особую группу риска представляют семьи, где активно работают оба родителя. В силу того, что и мать и отец делают карьеру, эти семьи обычно бывают малодетными, а чаще всего в них имеется только один ребенок. Оба родителя живут в сильном хроническом стрессе, им самим необходимо как-то восстанавливать свои силы. На ребенка просто не остается времени. В младшем школьном возрасте такие дети обычно нуждаются в дополнительном внимании со стороны педагогов и воспитателей, так как несмотря на то, что они не способны осознать свое положение (внешнее благополучие при внутренней дисгармонии), им не хватает людей, которые могли бы заинтересоваться ими, а не богатством и социальным статусом их родителей.

Схожей по психологическим характеристикам группой являются дети из семей известных людей. Зачастую они сталкиваются с теми же проблемами, что и дети богатых родителей, но существуют и специфические особенности. В младшем школьном возрасте детям льстит то внимание, которое уделяется им. Основной риск в данном возрасте — фиксация данного поведения. Опасность заключается в том, что рано или поздно ребенок начнет осознавать: реально интерес проявляется не к нему, а к его родителям, и это может привести к серьезной травме. Некоторые дети до конца жизни не верят в собственную ценность. Для более гармоничного развития необходимо акцентировать внимание ребенка на его собственных достижениях, не связанных с деятельностью родителей.

Необходимо также отметить, что если ребенок не первый (а многодетные алкогольные семьи не редкость), то у него могут быть проблемы со здоровьем, выражающиеся, в частности, в задержках психического развития.

В семьях наркоманов дети рождаются крайне редко. Это связано с тем, что употребление наркотиков, особенно «тяжелых», в первую очередь сказывается на репродуктивной функции. Срок жизни наркоманов, как правило, невелик, и остаток своей жизни они проводят в поисках средств на наркотики. Если все-таки ребенок рождается, то у него очень мало шансов сформировать базовое доверие к миру. К младшему школьному возрасту дети, родившиеся в семьях наркоманов, чаще всего покидают свою семью. Их родители, скорее всего, погибают или окончательно теряют возможность исполнять родительские функции. Ребенок может находиться или в детском доме, или у родственников. И в том и в другом случае действуют уже другие закономерности психологического развития.

В случае гибели обоих родителей ребенка чаще всего берут к себе на воспитание родственники с одной из сторон. Его психологическое развитие ставится в зависимость от той среды, в которой он растет. В случае позитивного отношения к ребенку и наличия полной семьи (например, дяди и тети) негативные последствия потери собственных родителей почти полностью нивелируются. Нужно только помнить, что существует период нормального горевания, и у детей он вряд ли будет длиться меньше года.

После того как острый послеразводный кризис прожит, главной задачей родителей является поддержание доброжелательных контактов между собой и с ребенком. Понятно, что из триады мать-отец-ребенок навсегда выпадает звено мать—отец, что приводит к определенным психологическим сложностям в отдаленной перспективе, но при наличии взаимодействия отца с ребенком и матери с ребенком и отсутствии острого конфликта между бывшими супругами психологическое развитие ребенка будет в значительно мере протекать нормально. Именно поэтому неполные разведенные семьи можно отнести к семьям с открытой формой неблагополучия лишь условно.

Основной особенностью неполных внебрачных семей является отсутствие у ребенка примера отношений между мужчиной и женщиной. В младшем школьном возрасте данная особенность обычно никак себя не проявляет.

Развитие ребенка вне семьи протекает по принципиально иным механизмам. Здесь мы не будем рассматривать случаи нахождения ребенка вне воспитательного учреждения. У «детей улиц» младший школьный возраст может выделяться весьма условно, так как чаще всего они не идут в школу.

У детдомовских детей беднее спектр возможных реакций во фрустри- рующей ситуации; наиболее характерны ответная враждебность, обвинения, угрозы, упреки, жесткая привязанность к ситуации, неумение эмоционально отвлечься от фрустраторов, взять ответственность за самостоятельный поиск выхода.

Источник:
Особенности развития детей в неблагополучных семьях, неполных семьях и вне семьи
Особенности развития детей в неблагополучных семьях, неполных семьях и вне семьи Семейная среда является ключевой для развития человека с самого рождения. В младшем школьном возрасте возрастает
http://studme.org/112658/pedagogika/osobennosti_razvitiya_detey_neblagopoluchnyh_semyah_nepolnyh_semyah_semi

Отношения в семье и характер ребенка

Отношения в семье и характер ребенка.

Характер – слово древнегреческого происхождения и в переводе на русский язык означает «печать», «чеканка».

В сравнительно небольшом толковом словаре С.И. Ожегова свыше полутора тысяч слов для обозначения черт характера. Их можно разделить на три группы: отношение человека к себе, к окружающим, к делу.

Характер обнаруживает себя в поступках, поведенческих реакциях людей. До сих пор проблема соотношения «врожденного» и «приобретенного» остается открытой, но очевидно одно – именно характер отношений в семье определяет динамику личностного развития подростка.

Что родителям не нравится в их замечательных детях?

Вот несколько типичных жалоб:

-поздно ложится спать

-прибегает ко лжи

-не аккуратен на кухне

-берет без спроса одежду родителей

-одевается без вкуса

-часами занимает телефон

-постоянно угрюм и замкнут

-имеет плохих друзей

-слишком много времени проводит за ПК или ТВ

-валяется целыми днями и ничего не хочет делать

-уроки оставляет на потом

-приводит друзей домой, когда нас нет

-не помогает по хозяйству

-закатывает истерики или угрожает, огрызается, когда ему перечат

-не убирает в своей комнате

-дерется с братьями и сестрами

-то раздражительный, то в хорошем расположении духа

-не интересуется семейными проблемами

-часто просит деньги

Таким образом, выделяются следующие сферы жизни подростков, которые являются наиболее конфликтогенными:

-Социальная сфера жизни: выбор друзей и партнеров, проведение досуга, планирование будущего, инфантильное или апатичное поведение.

-Внешний вид и манеры поведения: употребляемые выражения-сленг, манера одеваться, наличие вредных привычек, а также асоциальное поведение-курение, алкоголь, наркотики, употребляемые выражения, лживость.

-Школа: успеваемость, посещаемость, общее отношение к учебе и учителям, поведение в школе.

-Поведение в семье: выполнение хозяйственных работ по дому, расходование денег, отношение к личным вещам, одежде, семейной собственности-жилью, мебели, бытовым приборам, демонстративное поведение по отношению к родителям, ссоры с братьями и сестрами, взаимоотношения с престарелыми родственниками и т. п.

Наверное, наибольшие проблемы у подростков возникают с родителями.

Что лежит в основе этих конфликтов отцов и детей?

Попробуем разобраться. Принято считать, что потребность в общении с родителями в подростковом возрасте снижается, уступая место потребности в общении со сверстниками. Однако как показывают некоторые данные необходимо различать общение формальное, регламентированное, посвященное вопросам дисциплины и успеваемости, и неформальное, т.е. не регламентированное общение с родителями.

Если первое вызывает у подростков острую неудовлетворенность, то потребность во втором не меньше, чем в общении со сверстниками, но удовлетворяется лишь на 30%. При этом выявлено, что общением с матерью удовлетворены только 31,7% подростков, а общением с отцами-12%. Причиной такого психологического барьера, возникающего между подростками и родителями, психологи называют неумение и нежелание выслушать, понять, принять ценность другого, а также уверенность в собственной непогрешимости.

«Они меня не слушают!»-самая распространенная (и совершенно справедливая) жалоба юношей и девушек на родителей. По оценкам подростков. Уровень понимания со стороны родителей, легкость общения и собственная откровенность с ними резко снижаются от 7-го к 9-му классу, и по всем параметрам родители значительно уступают друзьям.

Отношения к семье в ходе взросления меняются. В процессе социализации группа ровесников в значительной степени замещает родителей. Перенос центра социализации из семьи в группу ровесников приводит к ослаблению эмоциональных связей с родителями.

Недопонимание подростков их родителями часто вызвано нарушением роли подростка в семье. Он может играть роль:

-бэби, маленького ребенка

-хулигана, неисправимого, трудного

Эмоционально отношения в семье играют важную интегрирующую роль, благодаря которой члены семьи ощущают себя единой общностью и чувствуют теплоту и поддержку друг друга. Отношения любви и симпатии способствуют уменьшению переживаний, без которых не обходится жизнь и воспитание детей.

Нарушение эмоциональных отношений в семье оказывает негативное влияние на формирование личности подростка. Психологи выделяют два вида наиболее часто встречающихся нарушений эмоционального отношения к подростку.

«Неразвитость родительских чувств» выражается в нежелании иметь дело с подростком, поверхностным интересом к его делам. Родители часто жалуются, насколько утомительны родительские обязанности, что они отрываются от чего-то более важного и интересного. Причиной неразвитости родительских чувств могут быть, в частности, особенности семейного воспитания, например, то, что сам родитель в детстве был отвергнут своими родителями, не испытывал родительского тепла.

«Сдвиг в установках родителя по отношению к подростку обуславливается не реальными качествами подростка, а теми, которые родитель приписывает его полу-«вообще мужчинам» или «вообще женщинам». Тогда при наличии предпочтения, например, женских качеств наблюдается неосознанное неприятие подростка мужского пола, и наоборот. Это неприятие ощущается подростками и может вести к нарушениям полоролевой идентификации, использованию неадекватных защитных механизмов, невротическим реакциям.

Исходя из вышесказанного, родителям для успешного воспитания своего ребенка-подростка необходимо быть:

Адекватными, т.е. уметь видеть и понимать индивидуальность своего ребенка, представлять особенности его личности, эмоциональной, мотивационной сферы, характереологических проявлений, способность замечать происходящие в его душевном мире изменения.

Гибкими, т.е. способными к изменению воздействиями на ребенка по ходу его взросления или в связи с различными изменениями условий жизни семьи. Негибкая родительская позиция характеризуется склонностью к одной и той же модели поведения, нежеланием менять свои взгляды или обсуждать разные точки зрения.

Прогностичными, т.е. способными предвосхищать, прогнозировать появление новых психических и личностных качеств детей, в том числе и качеств, обусловленных семейным воспитанием. Непрогностичная, или «близорукая», модель взаимоотношений с подростками характеризуется склонностью учитывать только особенности сиюминутной ситуации или непосредственные последствия своих поступков и не задумываться над более отдаленными.

Важнейшей, еще недостаточно изученной характеристикой родителей как субъектов воспитания является мотивация отношения к ребенку и ее субъективное сознание. Воспитательная позиция родителей обусловлена сложным взаимодействием осознаваемых и неосознаваемых мотивов. Реально действующие мотивы, которые определяют отношения с детьми, могут вытесняться или быть поставлены в сознании родителей заменяющими, социально одобряемыми мотивами .

Источник:
Отношения в семье и характер ребенка
Скачать: "Отношения в семье и характер ребенка"
http://infourok.ru/otnosheniya-v-seme-i-harakter-rebenka-453463.html

Характеристика детей с различными видами поведения

Характеристика детей с различными видами поведения

Ольга Князева
Характеристика детей с различными видами поведения

Агрессивные дети. Что такое агрессивность? Слово «агрессия» (от лат. aggressio) означает нападение, приступ. Если открыть психологический словарь, то в нем можно найти такое определение данному термину. Агрессия — это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным, приносящее физический ущерб людям (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности и т. п.).

Психологи отмечают, что существуют две формы агрессии.

I. Доброкачественная агрессия — это настойчивое, невраждебное, самозащитное поведение. Оно проявляется в момент опасности и носит оборонительный характер. Как только опасность устранена, исчезает и проявление этой формы агрессии. Доброкачественная агрессия может обнаруживаться с первых месяцев жизни ребенка. Этот вид агрессии необходим для нормальной адаптации малыша к окружающей среде, помогает ему познавать мир, самоутверждаться.

2. Злокачественная агрессия — это враждебное, злобное поведение, которое причиняет боль другим людям. Конечно, гнев, ярость, желание отомстить тоже могут быть средством самозащиты, но они тем не менее приносят страдание и боль окружающим. Злокачествен-ная агрессия может возникнуть спонтанно. Эта форма агрессии не проявляется сразу после рождения, она активизируется в случае причинения ребенку боли или каких-либо неприятных переживаний, ощущений. Иногда же мы можем заметить, что ребенок получает удовольствие от того, что причиняет боль другому.

Агрессивные дети часто не могут сами оценить свою агрессивность. Они не замечают, что вселяют в окружающих страх и беспокойство, им, напротив, кажется, что весь мир: и окружающие дети, и взрослые — хочет обидеть именно их. Таким образом, получается замкнутый крут: агрессивные дети боятся и ненавидят окружающих, а те, в свою очередь, боятся их и стараются избегать встреч с маленькими забияками. Так произошло и в случае с Савелием.

Эмоциональный мир агрессивных детей недостаточно богат. В палитре их чувств в основном преобладают мрачные тона, а количество реакций даже на стандартные ситуации очень ограничено, причем чаще всего это защитные реакции. К тому же дети не могут посмотреть на себя со стороны и адекватно оценить свое поведение, особенно в раннем возрасте.

Причины появления агрессивности.

Причины могут быть самыми разнообразными. Некоторые соматические заболевания или заболевания головного мозга могут способствовать проявлению агрессивных качеств. Но, как показывает практика, в дошкольном детстве одной из причин возникновения агрессивности является нарушение детско-родительских отношений. Теплые отношения между родителями и ребенком, адекватные требования к нему, после-довательность в воспитании, согласованность требований к малышу со стороны всех членов семьи вряд ли спровоцируют агрессивное поведение.

Стиль воспитания в семье играет огромную роль, причем с первых дней жизни ребенка. Социолог Мид доказала, что в тех случаях, когда ребенка резко отлучают от груди матери и общение с матерью сводят к минимуму, у детей формируются такие качества, как тревожность, подозрительность, жестокость, агрессивность, эгоизм. И наоборот, там, где в общении с ребенком присутствует мягкость, ребенок окружен заботой и вниманием, эти качества у детей не вырабатываются. Если же в семье царит атмосфера враждебности, непримиримости, если мама и папа, мама и свекровь, бабушка и дедушка конфликтуют друг с другом, если упреки, глухое недовольство, открытые вспышки гнева являются обычными в семье, ребенок скорее всего будет перенимать именно такой стиль взаимодействия с окружающими. Он просто не будет иметь другого образца для своего поведения.

На становление агрессивного поведения также влияет характер наказаний, которые чаще выбирают родители в ответ на проявление гнева своего чада. В таких ситуациях родители могут применять два полярных метода воздействия: либо снисходительность, либо строгость. Оказывается, агрессивные дети одинаково часто встречаются и у слишком «мягких» родителей, и у чрезмерно строгих.

Застенчивые дети.

«Ну, чего ты боишься? Расскажи нам стишок, ведь ты его прекрасно знаешь! Нельзя быть таким трусливым». При этих словах ребенок весь сжимается от страха, пытается спрятаться за чью-нибудь спину, забыв все, что он действительно хорошо знает. Но взрослые стараются этого не замечать. Как много психических травм получают застенчивые дети от безграмотного, часто резкого обращения взрослых, в то время как они нуждаются в особой чуткости и терпимости со стороны окружающих. Опрос родителей 3 — летних детей показал, что та или иная степень застенчивости свойственна 42% дошкольников.

Как проявляется застенчивость?

Характеристика диагностической программы для детей с ЗПР по формированию представлений об окружающем мире Цель диагностической программы – выявление уровня сформированности представлений об окружающем мире детей среднего дошкольного возраста.

Характеристика зрительного восприятия детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью Сенсорное развитие у детей с выраженным нарушением интеллекта характеризуется недифференцированностью, узостью, значительно отстает по срокам.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности для детей средней группы по ознакомлению с видами транспорта «Паровоз» Тема: «ПАРОВОЗ» Образовательная область: «Познавательное развитие» Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое.

Конспект тематического занятия по ознакомлению детей с видами одежды во второй младшей группе «Платье для Золушки» Цель: Познакомить детей с различными видами одежды. Задачи: 1. Развивать связную речь, коммуникативность, память, моторику рук. 2. Воспитывать.

Консультация для родителей «Характеристика возрастных психологических особенностей детей раннего возраста» Консультация для родителей Тема «Характеристика возрастных психологических особенностей детей раннего возраста» Ранний детский возраст,.

Занятие по ознакомлению детей I младшей группы с видами домашних птиц «Вышла курочка гулять» Программное содержание: Обучающие задачи: Расширять представление детей о домашних птицах (курице, петухе, цыплятах, продолжать.

Открытое занятие по экспериментированию с различными материалами «Волшебные капельки» Открытое занятие по экспериментированию с различными материалами «Волшебные капельки» Цель: развивать познавательную активность детей,.

Психолого-педагогическая характеристика на детей логопедической группы Предлагаю пример написания психолого-педагогических характеристик на детей логопедических групп на ПМПК. Характеристика на Борисову Светлану.

Занятие по ознакомлению детей с видами насекомых «Разноцветные точки» Конспект занятия «Разноцветные точки» Программное содержание: 1. Задачи на развитие познавательных способностей: — обобщить представления.

Возрастная характеристика музыкальных особенностей детей шестого-седьмого года жизни ВОЗРАСТНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МУЗЫКАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТЕЙ. Шестой и седьмой год жизни. На шестом году жизни дети эмоционально, непринужденно.

Источник:
Характеристика детей с различными видами поведения
Характеристика детей с различными видами поведения
http://www.maam.ru/detskijsad/harakteristika-detei-s-razlichnymi-vidami-povedenija.html

COMMENTS