Особенности детско родительских отношений

Детерминанты индивидуальных особенностей детско- родительских отношений

Детерминанты индивидуальных особенностей детско- родительских отношений

Разнообразие и вариативность детско-родительских отношений в конкретных семьях обусловлены вкладом многих детерминант (факторов). К настоящему времени достаточно хорошо изучены и продолжают активно изучаться такие детерминанты, как история развития родителя; его эмоционально-личностные особенности; социально-психологические факторы: возрастные, профессиональные, экономические, национальные; особенности супружеских отношений; мотивация родительства и детско- родительского общения.

Рис. 4.5. Детерминанты индивидуальных особенностей детско-родительских

отношений сти и сепарации». Например, при недостатке заботы и внимания в детстве наш внутренний ребенок может испытывать враждебность к «маленькому конкуренту», претендующему на его комфорт; мать, которая воспитывалась чрезмерно требовательной матерью, может испытывать враждебность к «требовательности» младенца. Маленький ребенок легко вызывает страх, гнев или раздражение, так как «открыто проявляет все те грехи, с которыми шла борьба в детстве родителя: маленькие дети эгоистичны, ревнивы, сексуальны, неряшливы, вспыльчивы, упрямы, жадны и т.п. Если родитель несет на себе груз вины за эти грехи, ему трудно оставаться к ним терпимым». Таким образом, опыт взаимодействия с реальным ребенком актуализирует эмоциональный опыт родителя [2] .

2. Эмоционально-личностные особенности родителей. Эта детерминанта изучена наиболее разносторонне, так как в наибольшей степени соответствует логике детоцентрированных ценностей в культуре: от того, какой характер у родителя, в развитии личности ребенка зависит слишком многое. Среди всего многообразия характерологических и личностных черт родителей, описанных в литературе, можно отметить потенциально неблагоприятные для воспитания ребенка. При этом стоит понимать, что они неблагоприятны не сами по себе, а лишь в той мере, в какой затрудняют принятие и адекватное восприятие ребенка в конкретной ситуации его развития. Рассмотрим различные подходы к изучению этого фактора.

А. И. Захаров на основе анализа характерологических особенностей создал целую портретную галерею, куда вошли образы матерей детей с неврозами: «Царевна Несмеяна», «Снежная Королева», «Спящая Красавица», «Унтер Пришибеев», «Наседка», «Вечный ребенок». Неблагоприятные личностные черты матерей и отцов автор объединил в следующие группы:

слабость личности’, повышенная ранимость и сензитивность, затруднения в принятии решений, мнительность, застревание на переживаниях, повышенная тревожность и беспокойство, непереносимость ожидания и неопределенности;

  • ригидность личности’, обостренное переживание ответственности, доминирование чувства долга, чрезмерная принципиальность и «моральность», трудность принятия и проигрывания ролей, некритичное слияние с внешними нормами и стереотипами, гиперсоциальность, недостаток эмоциональной непосредственности и теплоты;
  • закрытость личности’, недостаточная общительность и эмоциональная отзывчивость, сдержанность в проявлении чувств, преобладание само- защитного типа реакций в ответ на фрустрацию;
  • конфликтность личности’, внутренняя неудовлетворенность, упрямство, негативизм, обидчивость, проблемы самоконтроля, психическая напряженность [3] .

В исследовании моделей современного материнства, выполненном С. В. Трушкиной [4] , были выявлены связи между характерологическими особенностями матерей и особенностями развития их детей раннего возраста:

педагогическая нормативная модель материнства (НММ): матери отличаются высокой мотивацией к успеху и повышенной чувствительностью к оценке себя и ребенка со стороны окружающих, проявляют черты гиперсоциализирующего поведения; дети при этом демонстрируют отставание в развитии общения и речи, часто реагируют на действия взрослых с недоверием и негативизмом;

партнерская НММ: матери эмпатийны и нетревожны по отношению к детям, психическое развитие которых соответствует возрасту, у них отмечается склонность к конфликтности и своенравие;

психологическая НММ: матери убеждены в своей полной ответственности за успех материнства; дети активны и компетентны в общении, проявляют черты независимости и своенравия, их психическое развитие соответствует возрасту при опережающих показателях развития игры и речи;

  • феминная НММ: матери не склонны добиваться от ребенка определенных результатов, развитие детей напрямую зависит от вклада других членов семьи: если те включались в воспитание, то ребенок был развит по возрасту, в других случаях были снижены показатели по развитию речи и навыков самообслуживания;
  • жертвенная НММ: дети самоотвергающих матерей проявляют высокие показатели уровня тревоги, некомпетентность в общении; матери в наименьшей степени удовлетворены собой в родительской роли;
  • устраняющаяся НММ: дети отставали в развитии по большинству показателей и имели высокую тревожность, проявляли противоречивые чувства к матери.

Другие эмоционально-личностные особенности родителей как значимые для процесса взаимодействия с ребенком отметила А. С. Спиваков- ская [5] . Вслед за представителями гуманистического подхода (К. Роджерс,

В. Сатир) она обратила внимание на вклад в детско-родительские отношения не столько черт характера родителей, сколько их способности к самопринятию. Самопринятие можно описать как переживание общего внутреннего благополучия, удовлетворенности собой и жизнью, которые, в свою очередь, связаны с тем, что человек хорошо знает себя, свои возможности, принимает их, признает, следовательно, его самовосприятие характеризуется дифференцированностью и адекватностью. Человек с низким самопринятием не удовлетворен собой и своей жизнью, склонен отрицать, отвергать или проецировать часть знаний о себе; часто его представления о себе имеют искаженный и размытый характер. Самопринятие родителя обеспечивает два важнейших условия осуществления родительских функций: способность принимать ребенка (эмоциональный аспект) и способность воспринимать его адекватно, без искажений (когнитивный аспект).

С точки зрения теории привязанности, опыт первичной привязанности как основа всей эмоциональной сферы является значимым фактором, во многом определяющим эмоциональный компонент будущего родительства взрослого человека (Дж. Боулби, К. X. Бриш, П. Криттенден) (см. подпараграф 2.2.2).

В системной модели семьи М. Боуэна важной личностной характеристикой является степень дифференцированности. Низкая личностная дифференцированность рассматривается как потенциально неблагоприятная особенность родителей, затрудняющая различение причин и следствий, события и отношения к нему, личного опыта и опыта другого, в том числе ребенка, и обусловливающая высокий уровень эмоциональной реактивности родителей и большое количество его проекций в общении с ребенком. Например, ребенок получил двойку, а родитель не в состоянии разобраться в ситуации, помочь ему, так как сразу впадает в тревогу или гнев; слабо дифференцированная мать заботится о ребенке на основе своей тревоги, а не потребностей ребенка.

  • 3. Особенности супружеских отношений. Супружеские отношения родителей являются важным компонентом семейной ситуации развития ребенка, так как представляют собой:
    • — модель партнерских отношений, которой он может обучаться;
    • — материал для формирования полоролевой идентичности;
    • — актуальные условия жизни: от супружеских отношений во многом зависят общая психологическая атмосфера в семье и качество родительства.

Особенности супружеских отношений и удовлетворенность ими оказывают влияние на особенности родительской подсистемы, но, конечно, не прямо и не линейно. В практике психологической помощи семье прослежены следующие связи: чем более дисфункциональны супружеские отношения, тем с большей вероятностью эта дисфункция распространится на детско-родительскую сферу; чем более отношения супругов переживаются как удовлетворяющие, тем вероятнее, что супружеская и родительская подсистемы дифференцированы друг от друга (супруги проясняют свои отношения вне ребенка, с удовольствием проводят время друг с другом и т.п.), а родительская подсистема также функциональна.

Супружеская дисфункция может распространиться на сферу детско- родительского общения путем механизма триангуляции (см. подпараграф 2.3.2). Например, муж и жена не всегда проясняют свои отношения, так как для них это может стать трудной или опасной ситуацией, однако время от времени предъявляют претензии друг другу в связи с проблемами ребенка или его «неправильным» воспитанием. Воспитание в таком случае становится областью разрядки напряженности, возникшей между супругами. Родительские споры о том, как правильно воспитывать ребенка, часто являются свидетельством скрытого супружеского конфликта.

Другим механизмом распространения напряженности супругов в сферу детско-родительского взаимодействия является проекция супружеской дисфункции па ребенка. Например, если ребенок какими-либо чертами напоминает «проблемного» супруга — реально или в представлении родителя, — весь заряд негативных эмоций и недовольства может выплескиваться на него. В данном случае личность ребенка становится областью разрядки напряженности, возникшей между супругами, а проекция и приписывание ему нежелательных качеств часто сопровождается и борьбой с этими качествами.

Сама динамика супружеских отношений создает определенные условия, в которых реализуется родительство. Например, напряженность в детско- родительской сфере чаще наблюдается на определенных этапах развития супружества: на стадиях добрачных отношений, конфронтации и кризиса середины жизни, или экспериментирования с независимостью. Наиболее благоприятные условия для общения с ребенком складываются на стадиях компромисса, зрелого супружества, «ренессанса» супружеских отношений [6] .

4. Мотивы родительства. Родительство как деятельность основано на иерархической системе мотивов, включающей мотивы смыслообразующие и побудительные, «только знаемые» и «реально действующие» (А. Н. Леонтьев), осознаваемые (сознательные намерения) и неосознаваемые. Рассмотрим классификацию мотивов родительства и воспитания ребенка, предложенную А. С. Спиваковской [7] .

В первую группу входят мотивы, отражающие ценностное отношение к ребенку и реализующие потребности в привязанности и обретении смысла жизни у взрослого. Они являются важнейшими смыслообразующими мотивами родительства, создающими внутренние условия, готовность быть вовлеченным в общение с ребенком, переживать удовольствие от этого общения, оценивать нужды ребенка как приоритетные, когда это необходимо.

К группе социальных мотивов родительства относятся мотивы долга и социального самоутверждения. В их основе лежат потребности в социальном признании (социальной состоятельности) и самоуважении взрослого. На основе этих мотивов разворачивается активность родителя, стимулирующая в развитии ребенка социально востребованные качества и навыки, что является важным условием его социальной компетентности и успешности. Однако если социальная мотивация становится для родителей сверхценной, то ребенок выступает для них скорее как объект воспитания, чем как уникальная личность, индивидуальность, а в родительском поведении доминирующими становятся черты гиперсоциальности и чрезмерной требовательности.

Гармоничное (сбалансированное) соотношение мотивов родительства трех описанных групп, встроенное в мотивационную систему взрослого, обеспечивает его успешность и сопровождается переживанием удовлетворения от общения с ребенком. О нарушениях мотивационной основы родительства можно говорить, например, в случаях доминирования мотивов одной группы при бедности мотивационной системы взрослого в целом, а также при конфликтности внутри мотивационной системы (например, конфликт потребности в тесной связи с ребенком и стремления быть эффективным родителем, воспитывающим самостоятельную личность).

К настоящему времени в психологии наиболее разработана проблематика ресурсов либо травматизации детей в связи с их взаимоотношениями с родителями. Значительно менее изучены ресурсы личностного развития, которые сами взрослые обретают в своем родительстве, а также почти неисследованной остается ситуация фрустрации жизненно важных потребностей родителя в связи с воспитанием ребенка. Фрустрация (а иногда и депривация) может охватывать достаточно широкий спектр потребностей, субъективная значимость которых различается, в частности, в зависимости от личностной зрелости родителя — потребность в сне и отдыхе, безопасности, общении с друзьями, личных достижениях, карьере, профессиональном росте [9] .

5. Психологический возраст родителей. Психологический возраст характеризуется качественным своеобразием системы высших психических функций, специфичными именно для него новообразованиями личности, мотивационными приоритетами и задачами развития. С этой точки зрения очевидно, что родительство имеет возрастные особенности [10] .

Стоит предположить, что сензитивным (оптимальным) для начала родительской карьеры является возраст ранней взрослости, когда, с одной стороны, в целом разрешены задачи первого этапа жизненного цикла семьи — «монады» (см. параграф 4.2). С другой стороны, в этот период вместе с родительской ролью происходит освоение и других социально значимых ролей — супружеских и профессиональных, что может взаимно обогащать каждую из них, сопровождаясь переживанием удовлетворения от собственной продуктивности и постепенно приводя к качественным изменениям личности уже взрослого человека. В этот период родительство может быть рассмотрено как один из путей (способов) взросления и развития (Е. И. Захарова, Э. Эриксон, Д. Левинсон, Р. Пэк, Р. Хейвигхерст).

Еще более позднее родительство («поздние» дети) также характеризуется спецификой, на которую в психологии одним из первых обратил внимание А. Адлер. Он выделил такие мотивационные факторы, как страхи одиночества и потери смысла жизни у женщины, компенсируемые ею через гиперопеку и чрезмерную вовлеченность в жизнь ребенка (см. выше о факторе мотивации детско-родительского общения). Однако, кроме эмоционально-мотивационных детерминант довольно распространенных черт позднего родительства — тревоги за ребенка, стремления участвовать во многих сторонах его жизни, стремления к сохранению совместности с ним, — несомненно важную роль играют факторы когнитивной зрелости, которые также приводят взрослого к кризису середины жизни: это понимание связи между действием и результатом, причиной и следствием, поступком (событием) и его последствиями.

Представленность системы «действие — результат» в сознании взрослого человека в каждодневном общении с ребенком проявляется, например, в том, что родитель легко представляет множество возможных исходов действий ребенка, а в случае его высокой ценности особенно легко представляются тревожные последствия. Например, ребенок спокойно качается на качелях, а мать уже представила варианты его падения: тревога растет, ребенка хочется подстраховывать, ее поведение становится излишне опекающим, ограничивающим. Совокупностью эмоциональных и когнитивных факторов объясняется тот факт, что доминирование, вовлеченность в жизнь детей увеличивается в возрастной группе матерей после 40 лет по сравнению с 20—30 годами.

6. Социально-психологические факторы. К этой группе относится множество самых разных аспектов социально-культурного контекста жизни семьи: профессиональная реализация родителей, социально-экономический статус семьи, национальные и религиозные ценности и убеждения и многое другое. Все эти условия составляют специфику социальной ситуации взрослых, что, в свою очередь, так или иначе отражается на построении ими детско-родительских отношений (см. теорию экологических систем У. Бронфенбреннера [13] ). Вклад этих внешних по отношению к семье факторов представлен лишь отдельными эмпирическими исследованиями.

Источник:
Детерминанты индивидуальных особенностей детско- родительских отношений
Детерминанты индивидуальных особенностей детско- родительских отношений Разнообразие и вариативность детско-родительских отношений в конкретных семьях обусловлены вкладом многих детерминант
http://studme.org/153720/psihologiya/determinanty_individualnyh_osobennostey_detsko_roditelskih_otnosheniy

Основные характеристики детско-родительских отношений

Основные характеристики детско-родительских отношений

Детско-родительские отношения составляют важнейшую подсистему от­ношений семьи как целостной системы и могут рассматриваться как непре­рывные, длительные и опосредованные возрастными особенностями ре­бенка и родителя отношения.

Детско-родительские отношения как важнейшая детерминанта психического развития и процесса социализации ребенка могут быть определены следующими параметрами:

•характер эмоциональной связи: со стороны родителя — эмоциональное принятие ребенка (родительская любовь), со стороны ребенка — привязан­ность и эмоциональное отношение к родителю. Особенностью детско-ро­дительских отношений по сравнению с другими видами межличностных отношений является их высокая значимость для обеих сторон;

•мотивы воспитания и родительства;

•степень вовлеченности родителя и ребенка в детско-родительские от­ношения;

•удовлетворение потребностей ребенка, забота и внимание к нему ро­дителя;

•стиль общения и взаимодействия с ребенком, особенности проявления родительского лидерства;

способ разрешения проблемных и конфликтных ситуаций; поддержка автономии ребенка;

социальный контроль: требования и запреты, их содержание и количе­ство; способ контроля; санкции (поощрения и подкрепления); родитель­ский мониторинг;

•степень устойчивости и последовательности (противоречивости) се­мейного воспитания.

Интегративные показатели детско-родительских отношений:

•родительская позиция, определяемая характером эмоционального принятия ребенка, мотивами и ценностями воспитания, образом ребенка, образом себя как родителя, моделями ролевого родительского поведения, степенью удовлетворенности родительством;

•тип семейного воспитания, определяемый параметрами эмоциональ­ных отношений, стилем общения и взаимодействия, степенью удовлетво­рения потребностей ребенка, особенностями родительского контроля и степенью последовательности в его реализации;

образ родителя как воспитателя и образ системы семейного воспита­ния у ребенка. Этот показатель стал предметом научного исследования и широкого обсуждения сравнительно недавно. Возникновение интереса к изучению позиции ребенка в системе детско-родительских отношений обусловлено тем, что ребенок, как и родитель, является их активным уча­стником. Изменение воспитательной парадигмы от отношения к ребенку как объекту воспитания к гуманистической установке — ребенок как субъ­ект воспитания и равноправный участник отношений, произошедшее в последней четверти XX в. в общественном сознании, является основой пере­смотра концепта детско-родительских отношений в сторону все большего «учета позиции самого ребенка как активного творца этих отношений».

Характер эмоциональных отношений

Термин «привязанность» (attachment) используется для обозначения отношения ребенка к родителю. В современной психологии теория привязанности Дж. Боулби является общепризнанной и наиболее авторитетной в исследовании феномена любви ребенка к родителю. Подчеркнем, что са­ма теория привязанности в рассмотрении характера отношения ребенка к родителю (близкому взрослому), выходя за пределы чисто эмоционально­го аспекта, включает в рассмотрение также закономерности развития по­знавательной деятельности и умственного развития ребенка в зависимости от особенностей детско-родительского взаимодействия.

В континууме значений эмоционального отношения родителя к ребен­ку можно выделить несколько вариантов отношений, от безусловно поло­жительного до открыто негативного полюса.

•Безусловное эмоциональное принятие ребенка (любовь и привязан­ность «несмотря ни на что»). Безусловное принятие предполагает диффе­ренциацию родителем личности ребенка и его поведения. Отрицательная оценка и осуждение родителем конкретных поступков и действий ребенка не влечет за собой отрицания его эмоциональной значимости и снижения самоценности его личности для родителя. Такой тип эмоционального отно­шения наиболее благоприятен для развития личности ребенка, поскольку обеспечивает полное удовлетворение потребностей ребенка в безопаснос­ти, любви, заботе и в аффилиации в отношениях с родителями.

•Условное эмоциональное принятие (любовь, обусловленная достиже­ниями, достоинствами, поведением ребенка). В этом случае любовь роди­теля ребенок должен заслужить своими успехами, примерным поведением, выполнением требований. Любовь выступает как благо, награда, которая не дается сама собой, а требует труда и старания. Лишение родительской любви — достаточно часто используемый вид наказания в подобных случа­ях. Подобный тип родительского отношения провоцирует у ребенка воз­никновение тревоги и неуверенности.

• Амбивалентное эмоциональное отношение к ребенку (сочетание пози­тивных и негативных чувств, враждебности и любви).

•Индифферентное отношение (равнодушие, эмоциональная холод­ность, дистантность, низкая эмпатия). В основе такой позиции лежит не-сформированность материнской позиции, инфантильность и личностная незрелость самого родителя.

• Скрытое эмоциональное отвержение (игнорирование, эмоционально- негативное отношение к ребенку).

• Открытое эмоциональное отвержение ребенка.

Источник:
Основные характеристики детско-родительских отношений
Основные характеристики детско-родительских отношений Детско-родительские отношения составляют важнейшую подсистему от­ношений семьи как целостной системы и могут рассматриваться как
http://allrefrs.ru/5-44560.html

Особенности детско-родительских отношений у дошкольников

Особенности детско-родительских отношений у дошкольников

Определяющая роль семьи обусловлена ее глубоким влиянием на весь комплекс физической и духовной жизни растущего в ней человека. Семья для ребенка является одновременно и средой обитания, и воспитательной средой. Влияние семьи, особенно в начальный период жизни ребенка, намного превышает другие воспитательные воздействия. Родители приводят ребенка в школу, общественные организации, знают друзей своего ребенка, первыми знакомят его со средствами массовой информации, литературой и искусством.

Это позволяет нам убедиться в том, что успешность формирования личности обусловливается, прежде всего, семьей. Чем лучше семья влияет на ребенка, тем выше результаты физического, нравственного, трудового, интеллектуального и эмоционального воспитания и развития личности. Поэтому от родителей требуется умение говорить с детьми, понимать язык их жестов, терпеливо и доступно объяснять суть происходящих явлений, значения слов и поступков, как можно полнее удовлетворяя жажду ребенка в понимании сложного мира человеческих отношений.

Для того, чтобы понять специфику детско-родительских отношений дошкольников, обратимся к основным психологическим характеристикам дошкольного возраста.

Ведущая деятельность дошкольника – игра. Характер игры меняется вместе с развитием ребенка. До трех лет игра представляет собой манипулирование предметами. Собственно игра возникает в три года, когда ребенок начинает мыслить образами – символами реальных предметов, явлений и действий.

На первом этапе игра представляет собой копирование действий и поведения взрослых. Игрушки в это время являются моделями предметов, с которыми «играют» взрослые. Это так называемая сюжетная игра. К правилам игры ребенок еще не чувствителен.

В среднем дошкольном возрасте возникает ролевая игра, она преобладает вплоть до шести-семи лет. Сюжет отходит на второй план, главное для ребенка – ролевая идентификация. В игре ребенок имеет возможность прожить то, что является для него недоступным в жизни взрослых. Основной единицей игры является мнимая ситуация. Существенным моментом для мнимой ситуации является перенос значения одного предмета на другой. Л.С.Выготский говорит о расхождении видимого пространства и смыслового поля. Игра осуществляется не в видимом, а в смысловом поле. Это означает, что ребенок действует в игре с тем, чем предмет является по смыслу, а не по свойствам (например, играет с палкой вместо лошади).

В старшем дошкольном возрасте появляется игра по правилам. Ролевая идентификация утрачивает привлекательность, роли становятся чисто игровыми. В проигрывании ролей преобразуются действия ребенка и его отношение к действительности.

Новообразованиями дошкольного возраста являются пять комплексов готовности к школьному обучению.

1. Коммуникативная готовность. Она заключается в том, что ребенок может нормально взаимодействовать с людьми по правилам, нормам. В дошкольные годы социализация детей позволяет им преодолеть агрессивность, они становятся более внимательными, заботливыми, готовыми сотрудничать с другими детьми. Но для дошкольника симпатия и антипатия остаются более значимыми, чем нормы и правила. У дошкольника активно формируются нравственно-этические категории. Различаются понятия «хороший – плохой», «добро – зло», «красивый – некрасивый», «правда – ложь». Развито чувство стыда, отвращения к чему-либо. Ребенок хорошо понимает правила поведения, запреты, но еще не всегда может контролировать чувства и желания [].

3. Технологическая оснащенность. Имеется в виду наличие у ребенка минимума знаний, умений, навыков (ЗУН), позволяющих обучаться в школе. Традиционно под ЗУН понимается умение читать, считать, писать, но главный аспект познавательной готовности – высокий уровень воображения, которое развивается в игре (В.В.Давыдов).

4. Личностная готовность проявляется в самоактуализации. Это значит, что человек открывает себя с радостью, что он такой, какой есть, а главное – с любовью и восторгом. Для девочек самоактуализация еще в раннем детстве выступает в виде привлекательности, для мальчиков – в виде эффективности. Это следствие культурных образцов.

Под влиянием самоактуализации у дошкольников складываются основные структуры личности: притязания личности, «Я»-концепция, перспективы личности, иерархия побуждений. Основы гуманистической направленности в формировании личности закладываются в дошкольные годы. Доверие и сочувствие являются начальными слагаемыми эмпатии – способности сопереживания, сострадания, понимания эмоционального состояния другого человека, его мыслей и чувств. Доверительный контакт помогает ребенку в будущем самостоятельно справляться с возникающими трудностями. И столь чувствительный в дошкольном возрасте образ «Я» будет укрепляться, развиваться, а не тормозиться и слабеть [].

5. Уровень эмоционального развития. У ребенка дошкольника наблюдается повышенная восприимчивость к эмоциональному состоянию взрослых, особенно к раздраженному тону. При отсутствии страха наказания и доверительном контакте возможны замечания детей: «Не говори со мной таким голосом». Подобные фразы указывают на развитое чувство собственного достоинства, являющееся одним из самых ценных приобретений образа «Я».

Эмоциональная сторона детско-родительских отношений в значительной степени предопределяет благополучие психологического развития ребенка и реализацию воспитательного потенциала родительства. Эмоциональное отношение родителя к ребенку квалифицируется как феномен родительской любви (Э.Фромм), причем в современной психологии четко разделяют эмоциональное отношение к ребенку матери и отца, выступающее как материнская или отцовская любовь. Наряду с понятием родительской любви используется термин «принятие» (А.Рое, М.Сегелман, А.И.Захаров, Д.И.Исаев, А.Я.Варга), характеризующий аффективную окраску отношения родителя к ребенку и признание его самоценности. Эмоциональная близость определяет аффективный знак отношения (симпатия – антипатия) и эмоциональную дистанцию между родителем и ребенком (В.В.Столин).

Воспитание эмоций ребенка начинается с самого раннего детства. В условиях семьи складывается присущий только ей эмоционально-нравственный опыт: убеждения и идеалы, оценки и ценностные ориентации, отношение к окружающим людям и к разным родам деятельности. Предпочитая ту или иную систему оценок и эталонов ценностей, как материальных, так и духовных, семья в значительной степени определяет уровень и содержание эмоционального и социально-нравственного развития ребенка.

По мнению многих исследователей (М.И.Буянов, Х.Джайнот, В.А.Ильин, Е.В.Котова, Е.Б.Насонова, В.Сатир, Г.Т.Хоментаускас, А.И.Захаров), неблагополучие в детско-родительских отношениях ведет к увеличению числа детей с различными нарушениями в эмоциональной сфере.

Эмоциональная сфера, как сложно организованная система регуляции поведения человека, имеет большую значимость для психического развития дошкольника. Именно в дошкольном возрасте усложняется эмоциональная жизнь ребенка: обогащается содержание эмоций, формируются высшие чувства [].

Хорошо развитый дошкольник – это человек с богатым и разнообразным эмоциональным миром, он глубоко чувствует, его переживания, прежде всего, тесно связаны с отношениями в кругу близких. Он непосредственно, активно выражает чувства, легко плачет и быстро успокаивается, его настроение во многом зависит от обстоятельств, радость не знает границ, печаль безутешна, страх глубок, удивление безмерно, смех заразителен. Преобладают жизнерадостность и спонтанность в выражении чувств и желаний. Ярко проявляются привязанность, симпатия, как и чувство неприязни, антипатии [].

Эмоциональная сфера современных дошкольников развита достаточно слабо []. Отсюда возникают проблемы в общении со сверстниками и взрослыми. К сожалению, эмоциональная недостаточность нередко оказывается причиной деструктивных детско-родительских отношений, что в свою очередь может привести к различным психо-эмоциональным нарушениям: эмоциональной неустойчивости, враждебности, агрессивности, страхам, тревожности.

Эмоциональный опыт дошкольника из дружной и большой семьи, как правило, полный и разносторонний. Родителей и детей в таких семьях связывают глубокие отношения ответственности и взаимной зависимости, диапазон утверждаемых ценностей достаточно широк, но ключевое место в них занимает человек и отношение к нему.

Эмоциональный опыт может быть существенно ограниченным у ребенка из неполной семьи или при отсутствии у него братьев и сестер. Недостаточная реальная практика участия в жизни других детей, пожилых людей, о которых необходимо заботиться, является важным фактором, сужающим рамки эмоционального опыта.

Приобретаемый в условиях семьи эмоциональный опыт может быть не только ограниченным, но и односторонним. Такая односторонность складывается обычно в тех условиях, когда члены семьи озабочены развитием в ребенке отдельных качеств, кажущихся исключительно значимыми, например развитием интеллекта, и при этом не уделяется существенного внимания другим качествам, необходимым ребенку как будущему гражданину.

Наконец, эмоциональный опыт ребенка может быть неоднородным и даже противоречивым. Такое положение имеет место тогда, когда ценностные ориентации главных членов семьи совершенно разные. Пример такого рода воспитания может дать семья, в которой мать прививает ребенку чуткость и отзывчивость, а отец считает подобные качества пережитком и «культивирует» в ребенке лишь силу, возводя это качество в ранг первостепенных.

Для формирования полного эмоционального опыта ребенка в семье очень важны нижеперечисленные аспекты [].

1) Эмоциональный микроклимат семьи. Микроклимат семьи определяется характером взаимоотношений её членов, и в первую очередь родителей. Разлад родителей наносит огромный вред настроению ребенка, его работоспособности, взаимоотношениям со сверстниками.

2) Представление родителей об идеальных качествах, которые они желают видеть у своего ребенка в недалеком будущем. Большинство родителей считают важными те качества ребенка, которые прямо или косвенно связаны с интеллектуальным развитием: усидчивость, сосредоточенность, самостоятельность, прилежание, желание учиться, добросовестность. Реже можно слышать о таких качествах, как доброта, внимание к окружающим.

3) Переживания родителей по поводу тех или иных качеств, обнаруженных в собственном ребенке.

4) Акцент со стороны родителей на избирательность ребенка в отношении к занятиям, разным видам деятельности. Любит ли он играть и в какие игры, как долго может заниматься этим; любит ли мастерить, клеить, вырезать, конструировать; сохраняет ли свои поделки или выбрасывает и ломает их.

5) Привлечение ребенка к участию в будничных делах семьи: уборке квартиры, приготовлению еды, стирке. Поощряя ребенка за незначительную помощь, подчеркивая его причастность к общим проблемам и заботам семьи, родители вызывают положительные эмоции у ребенка, пробуждают социально необходимые качества личности.

6) Понимание родителями их роли в совместной с ребенком деятельности. Распределяя с ребенком действия, чередуя их, включая его на равных в выполнение посильных дел, родители способствуют развитию его личностных качеств, таких как внимание к ближним, умение прислушаться и понять другого, откликнуться на его просьбы, состояние.

Устойчивое внимание родителей к личностным качествам детей, к взаимоотношениям со сверстниками, к культуре их отношений и эмоциональных проявлений укрепляет в сознании дошкольников социальную значимость и важность этой особой сферы – сферы эмоционального отношения к другим людям.

Наказание и поощрение со стороны взрослых имеют побудительную силу для ребенка дошкольного возраста. Психологи утверждают, что воспитание в условиях строгих, но противоречивых требований и запретов, которые влекут за собой наказание, может способствовать возникновению невроза, навязчивых состояний и психастений.

В то же время замечено, что у детей дошкольного возраста, воспитанных в климате доброжелательности и поддержки, имеется больше возможности для развития своей активности, самостоятельности. В такой семье ребенок может свободно проявлять радость и горе. Родители, которые стремятся изолировать своего ребенка от детского окружения, лишая его самостоятельности, обрекают его на неуверенность в себе. Для таких родителей характерно постоянное навязчивое назидание и морализирование с целью приучения к хорошему, положительному; оскорбление, унижение, физическое наказание ребенка за промахи и неудачи.

Изучение проблемы возникновения негативных эмоций у детей показало, что большое значение в формировании агрессивности играет мера наказания ребенка []. Дети старшего дошкольного возраста должны уметь справляться с агрессивностью. У детей до 3 лет отмечаются обычные проявления темперамента с короткими вспышками гнева, настоящая агрессивность для детей не характерна. Пик ее приходится на 4,5 года, а затем постепенно убывает. К началу школьного возраста дети усваивают нормы поведения, которые способствуют ослаблению агрессивности. Родители могут ускорить этот процесс, прививая детям навыки социального общения и стимулируя чувствительность к переживаниям других.

В дошкольном возрасте ребенок вступает в период развития, сенситивный для формирования и укрепления у него мотивации достижения успеха. В связи с этим, ребенок активно добивается похвалы.

Родителям необходимо быть искренними в отношениях с детьми, правдивыми в словах и чувствах, выполнять обещания. Все это укрепляет веру детей в искренность отношений. Отсутствие физических наказаний, угроз и жестоких моральных предписаний способно породить чувство доверия к взрослым. В этом случае ребенок не будет бояться быть откровенным, рассказывать о своих проступках и делиться своими переживаниями, заботами, неудачами. Другими словами, он будет испытывать чувство безопасности, уверенности и благодарности за отзывчивость взрослых, за умение понять его.

Источник:
Особенности детско-родительских отношений у дошкольников
Особенности детско-родительских отношений у дошкольников Определяющая роль семьи обусловлена ее глубоким влиянием на весь комплекс физической и духовной жизни растущего в ней человека. Семья для
http://lektsii.org/15-24157.html

COMMENTS