Особенности брачно семейных отношений

Брачно-семейные отношения

Понятие семьи и семейного права

Семья в юридическом смысле – это группа лиц, взаимные права и обязанности которых возникают в связи с кровном родством, вступлением в брак и усыновлением (удочерением).

Семейное право – это отрасль права, которая регулирует имущественные и личные неимущественные отношения, вытекающие из состояния брака, родства или принятия детей в семью.

Принципы семейного права:

— Добровольность брачного союза мужчины и женщины

— Равенство прав супругов в семье

— Разрешение внутренних вопросов семьи по взаимному согласию

— Приоритет семейного воспитания детей

— Обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи

— Запрет ограничения прав граждан, вступающих в брак, по признакам расовой, социальной, религиозной и национальной принадлежности

Брак – это надлежаще оформленный свободный и добровольный союз мужчины и женщины, имеющий целью создание семьи.

Условия действительности брака:

1) Взаимное согласие лиц, вступающих в брак.

2) Достижение брачного возраста (в России устанавливается в 18 лет, однако при наличии уважительных причин органы местного самоуправления по месту государственной регистрации брака вправе по просьбе лиц, желающих вступить в брак, разрешить вступить в брак лицам, достигшим возраста 16 лет. Порядок и условия, при наличии которых вступление в брак в виде исключения с учетом особых обстоятельств может быть разрешено до достижения возраста 16 лет, могут быть установлены законами субъектов РФ).

3) Отсутствие близких родственных связей у будущих супругов.

Не могут вступать в брак родственники:

— по прямой восходящей или нисходящей линии (родители и дети, дедушка, бабушка и внуки),

— полнородные и неполнородные (имеющие общих отца или мать) братья и сестры,

— усыновители и усыновленные.

4) Дееспособность лиц вступающих в брак.

5) Отсутствие уже зарегистрированного брака у одного из будущих супругов.

Брак прекращается в следующих случаях:

1. Смерть одного из супругов.

2. Объявление одного из супругов умершим в установленном законом порядке.

Для того чтобы объявить лицо умершим необходимо наличие следующих обстоятельств:

§ Отсутствие данного лица в месте своего постоянного жительства, по общему правилу, в течение 5 лет,

§ Проведение органами внутренних дел оперативно-розыскных мероприятий по установлению места нахождения данного лица, которые не увенчались успехом.

§ Обращение заинтересованных лиц в суд с заявлением об объявлении данного лица умершим.

В случае объявления лица умершим брак с ним прекращается.

Если лицо, объявленное умершим затем возвращается, то брак с ним может быть восстановлен по обоюдному согласию бывших супругов.

3. Прекращение брака путем его расторжения.

Брак может быть расторгнут в органах ЗАГСа или в судебном порядке.

Семейный кодекс предусматривает одно ограничение прав на расторжение брака (ст. 17 СК). Муж не имеет права без согласия жены возбуждать дело о расторжении брака во время беременности жены и в течение года после рождения ребенка.

Расторжение брака в органах ЗАГСа происходит в следующих случаях:

§ Взаимное согласие супругов, не имеющих общих несовершеннолетних детей,

§ По заявлению одного из супругов, если другой супруг признан судом недееспособным,

§ По заявлению одного из супругов, если другой супруг признан судом безвестно отсутствующим (срок безвестного отсутствия должен составлять не менее одного года),

§ По заявлению одного из супругов, если другой супруг осужден за совершение преступления к наказанию в виде лишения свободы на срок свыше трех лет.

Расторжение брака в судебном порядке осуществляется следующим образом:

— Если существует взаимное согласие на расторжение брака супругов, которые имеют общих несовершеннолетних детей, то суд не выясняет мотивы расторжения брака, а решает следующие вопросы:

а) Определение места проживания детей,

б) Определение размеров алиментов,

в) Раздел совместно нажитого имущества.

— Если нет взаимного согласия на расторжение брака, то суд выясняет мотивы расторжения брака. Расторжение брака производится, если судом установлено, что дальнейшая совместная жизнь супругов и сохранение семьи невозможны. При рассмотрении дела о расторжении брака при отсутствии согласия одного из супругов на расторжение брака суд вправе принять меры к примирению супругов и вправе отложить разбирательство дела, назначив супругам срок для примирения в пределах трех месяцев. Расторжение брака производится, если меры по примирению супругов оказались безрезультатными и супруги (один из них) настаивают на расторжении брака.

Расторжение брака производится в судебном порядке также в случаях, если один из супругов, несмотря на отсутствие у него возражений, уклоняется от расторжения брака в органе ЗАГСа (отказывается подать заявление, не желает явиться для государственной регистрации расторжения брака и др.).

Брак, расторгаемый в органах ЗАГСа, прекращается со дня государственной регистрации расторжения брака в книге регистрации актов гражданского состояния, а при расторжении брака в суде – со дня вступления решения суда в законную силу.

92.54.94.84 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Источник:
Брачно-семейные отношения
Понятие семьи и семейного права Семья в юридическом смысле – это группа лиц, взаимные права и обязанности которых возникают в связи с кровном родством, вступлением в брак и усыновлением
http://studopedia.ru/3_187430_brachno-semeynie-otnosheniya.html

Особенности брачно-семейных отношений в Древнем Риме

Особенности брачно-семейных отношений в Древнем Риме

Положение женщины и брачно-семейные отношения в Древнем Риме

Преданность являлась неотъемлемой частью бытия римлянина, а ей сопутствовал своего рода слепой инстинкт собственности на землю и семью, между которыми не проводилось строгого разграничения. Когда ораторы периода ранней республики изображали римскую матрону как образец благородства и добродетели, они упускали из виду тот факт, что это являлось следствием не только самопожертвования, но и инстинкта самосохранения. Вплоть до конца I в. до н.э. муж по закону мог убить свою жену за супружескую измену. При определенных обстоятельствах жена могла быть приговорена к смерти, даже если ее не поймали на месте преступления. Если она выпивала больше определенного (чисто символического) количества вина считалось, что это указывает на ее аморальность, и за это она могла получить развод. Основаниями для развода служили также «упрямство и отвратительное поведение», не говоря уже о бесплодии.

Как и повсюду в древнем мире, в Риме жены и дети считались собственностью своих родственников мужского пола. Но в Риме было одно отличие: воспитание детей и ведение домашнего хозяйства считалось только частью всех обязанностей женщины. От нее ожидалось более активное и обширное участие в делах семьи. Это было своего рода продолжением неолитической ситуации, вероятнее всего связанным с той огромной скоростью, с которой Рим превратился из рассеянного общества, основной единицей которого была семья (и экономический вклад женщины в дела этого общества был весьма существенным), в цивилизованное государство, которое при более плавном развитии и большей зависимости от разделения труда со временем ограничило бы круг занятий женщины исключительно домашними обязанностями.

Одним из следствий этого стало то, что жизнь женщины оказалась менее изолированной, чем в других обществах той эпохи; другим — то, что женщина достаточно хорошо знала себе цену и обладала определенной уверенностью в своих делах.

Для многих женщин этого было вполне достаточно. В Древнем Риме большое количество женщин охотно отказывались от свободы в обмен на удобства интеллектуальной и эмоциональной зависимости.

Защита семейного пространства, каким бы ограниченным оно ни было, многим женщинам казалась более желанной, чем свобода и независимость. Но несмотря на это, даже те женщины, которые не испытывали склонности к эмансипации, были способны признать, что их жизнь могла бы стать легче. И те, с виду невинные и чисто формальные, поправки, которые с помощью женщин были приняты к законам о браке, привели римлянок в конце концов к возможности потакать всем своим желаниям, что имело далеко идущие последствия История древнего Рима. Под редакцией Кузищина В.И. — Москва: Изд-во «Высшая школа», 1993. — С.167..

В Древнем Риме традиционно существовали три формы брака. Первая форма, (confarreatio), была приблизительным эквивалентом современного католического брака; такой брак отличался пышными церемониями и расторгнуть его было крайне сложно. Вторая форма, (coemptio), — пережиток обычая покупать невесту, который был похож на современный брачный ритуал и предназначался для тех, у кого не было денег на дорогие украшения. В обоих случаях невеста переходила прямо из рук отца в руки мужа — in manum, как гласил формальный текст договора, — вместе со своим имуществом (если таковое было) и приданым. Отныне она полностью принадлежала семье мужа, и если она каким-то образом нарушала брачные законы, ей предстояло держать ответ перед семейным советом семьи мужа, а не родной семьи.

Третья форма брака, (usus), — законный брак, заключавшийся только по истечении года совместной жизни. В более древние времена такой брак, должно быть, не пользовался большим уважением. Будущие супруги проходили своего рода испытательный срок, что было вполне приемлемо, если союз превращался в постоянный, но, если связь прерывалась, это подлежало осуждению. До истечения испытательного срока женщина принадлежала к семье отца; и только после заключения брака она переходила в собственность мужа целиком Косарев А.И. Римское право. — М., 2006. — С.78..

Эта форма брака представляла собой достаточно большую отдушину, которой можно было воспользоваться людям, стремившимся к независимости. В представлении римлян «совместная жизнь» означала буквально следующее: если женщина уходила из дома своего будущего мужа более чем на три дня и три ночи подряд, то испытательный срок следовало отсчитывать заново. Проявляя некоторую изобретательность и осторожность, женщина могла откладывать момент, когда она по закону станет собственностью мужа, выйдя из своей родной семьи. Такая система предназначалась для тех случаев, когда невеста в возрасте тринадцати-четырнадцати лет должна была выйти замуж за малознакомого ей мужчину.

В этом случае за менее тяжкое преступление, чем супружеская измена, ее ожидал выговор от отца, а не суровое наказание, избранное на совете семьи мужа.

Если бы данная система содержала в себе выгоды только для невест, она никогда бы не смогла стать популярной. В действительности такая форма брака была выгодна и для отца невесты, так как он сохранял контроль над ее имуществом и мог удержать из ее приданого значительную долю в случае, если брак не состоится. Для римлян, чрезвычайно озабоченных проблемой сохранения крупных земельных владений, такой довод в пользу рассматриваемой формы брака был неопровержимым.

Постепенно сложился обычай, по которому жена оставалась под защитой своего отца. Формальные выгоды такого положения дел были налицо, но возникали и другие последствия. Хотя дочь римлянина официально могла находиться «в его руках», он редко мог присматривать за ней, а если присмотр все же существовал, то, как правило, он был чисто символическим; когда дочь достигала 25-летнего возраста, считавшегося в Риме возрастом вступления в зрелость, надзор отца над дочерью превращался в простую формальность.

Таким образом, к концу III в. до н.э. женщина в той или иной степени обрела свободу, выйдя из-под неусыпного присмотра; во всяком случае, на это жаловались ее современники-мужчины. Развитие общества в Древнем Риме достигло той фазы, когда женщина была готова не только жаловаться, но и дать себе такую волю в поступках, какая испугала бы благородных и добропорядочных матрон более раннего периода.

Источник:
Особенности брачно-семейных отношений в Древнем Риме
Особенности брачно-семейных отношений в Древнем Риме Положение женщины и брачно-семейные отношения в Древнем Риме Преданность являлась неотъемлемой частью бытия римлянина, а ей сопутствовал
http://vuzlit.ru/803327/osobennosti_brachno_semeynyh_otnosheniy_drevnem_rime

Понятие брачно-семейных отношений

ОТЧЕТ

о прохождении практики №3

Выполнил(а): студент(ка) 4 курса,

Бояркина Галина Вячеславовна

Руководитель практики: к.психол.н., доцент Тхоржевская Людмила Владимировна

Введение

Актуальность. Семейно-брачные отношения представляют собой особый интерес для исследователей, поскольку семья является одним из фундаментальных институтов общества, придающим ему стабильность и способность восполнять население в каждом следующем поколении. Состояние семьи является одновременно как следствием, так и причиной целого ряда процессов, происходящих в современном обществе. Она не просто испытывает на себе мощное влияние всех действующих факторов
социальной динамики, но во многом и сама эти факторы определяет и воспроизводит.

Современные исследования в области семьи говорят о наличии множества негативных тенденций ее развития. Происходит усиление таких негативных процессов, как: деградация семейного образа жизни, распространение альтернативных форм брачно-семейных отношений, снижение престижа семьи, потребности иметь детей, рост числа разводов и т. д. Исследователи в своих мнениях сходятся в том, что эти процессы свидетельствуют об изменении семейных ориентаций и ценностей в современном обществе [6].

Развитие современного российского общества невозможно представить без стабильных семейных отношений, которые во многом зависят от стабильности общества, от социальной политики, проводимой государством в отношении семьи. Проблема изучения брачно-семейных установок современной молодежи является весьма актуальной, учитывая важную роль

молодежи в воспроизводстве социально-демографической структуры страны.

Характерные для современного этапа развития общества процессы

индустриализации и глобализации, изменения в системах социальных ролей,

общепринятых норм, ценностей и установок затронули все социальные

институты, в том числе и семью. В последние десятилетия семейные

отношения изменяются под влиянием многочисленных внутрисемейных и

внешних, социальных, факторов, которые приводят к трансформации

ценностных ориентаций и взглядов на брак и семью у молодежи [12].

Семья – это первичная ячейка социальной общности людей,

построенная на браке или кровном родстве, а также один из самых древних

социальных институтов. Семья представляет собой сложное общественное

явление, в котором соединяется всё многообразие форм общественных

отношений и процессов. Ни одно другое социальное образование не может

удовлетворить столько разнообразных человеческих, индивидуальных и

общественных потребностей, как семья. Она представляет собой такую

социальную группу, которая накладывает свой отпечаток на всю жизнь

человека. Именно в семье происходит первое знакомство человека с миром,

правилами и нормами, существующими в нем; именно семья дает ему

непосредственное знание о жизни в целом, её идеалах и ценностях [10].

Помимо этого, современная семья характеризуется достаточно внушительным процентом разводов, ростом числа сожительств, которые становятся все более популярными среди молодежи.

К внутренним изменениям относятся все большее возрастание индивидуальных потребностей в иерархии жизненных ценностей супругов;

увеличение ценности партнерских отношений в браке; ослабление различий

мужских и женских ролей, как в семье, так и вне ее; усиление тенденции к

нуклеарности семьи и, как следствие, ослабление родственных связей [1].

Цель исследования.Определить отношение молодежи к семье и ее готовности к созданию семьи.

Гипотеза:Представления о брачно-семейных отношениях у молодежи связано с их представлениями о любви и симпатии, о семейных ролях, а так же связано с их ценностными ориентациями, которые носят деструктивный характер.

Задачи исследования:
1) Выявить ценностные ориентации молодежи;
2) Определить готовность молодежи к созданию семьи;
3) Выявить личностные факторы, влияющие на желание вступить в брак;
4) Выявить преграды, стоящие перед молодыми парами, при создании семьи;
5) Факторы, влияющие на мнение относительно семьи.

Предмет исследования: Представления о брачно-семейных отношениях у молодежи: о любви и симпатии; семейных ролях и ценностных ориентациях.

Объект исследования: 75 испытуемых в возрасте 18-30 лет с различным опытом семейных отношений.

Психодиагностические методики:Шкала любви и симпатии (автор З. Рубин, модификация Л.Я. Гозмана и Ю.Е. Алешиной);

методика Рокича «Ценностные ориентации»;

Семейные роли и опросник распределения ролей в семье

(Ю.Е.Алешина, Л.Я.Гозман, Е.М.Дубовская).

Методы исследования:наблюдение, беседа и анкетирование.

Понятие брачно-семейных отношений

Г. Ф. Шершеневич указывал: «Семья есть постоянное сожительство мужа, жены и детей, то есть представляет собой союз лиц, связанных браком, и лиц, от них происходящих» [Шершеневич Г.Ф. c. 259]. При всем этом он особенно подчеркивал, что «физический и нравственный склад семьи создается помимо права. Юридический момент необходим и целесообразен в области имущественных отношений членов семьи» [Шершеневич Г.Ф. c. 259]. Русский философ Н. Бердяев определял сущность семьи в том, что она «всегда была, есть и будет позитивистским мирским институтом благоустройства, биологическим и социальным упорядочиванием жизни рода» [Бердяев, Н. c. 257].

Социолог А. Г. Харчев полагает, что семью можно определить как исторически конкретную систему взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми, как малую социальную группу, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью, социальная необходимость которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения [Харчев, А.Г. Брак и семья в СССР / А.Г. Харчев. – М, 2010., c. 75].

Когда мы говорим о важнейших социальных институтах, то в числе первых называем семью. Семья — главный институт человеческого общества. В свою очередь институт семьи включает множество более частных институтов, а именно: институт брака, институт родства, институт материнства и отцовства, институт собственности, институт социальной защиты детства и опеки и другие.

Брак – институт, регулирующий отношения между полами. В обществе сексуальные отношения регулируются комплексом культурных норм. Конечно, половые отношения могут происходить вне брака, а сам брак может существовать и без них. Однако именно брак в человеческом обществе считается единственно приемлемой, социально одобренной и закрепленным законом формой не только разрешенных, но обязательных сексуальных отношений супругов [7].

Таким образом, можно сделать вывод, что брачно-семейные отношения являются специфическими общественными отношениями, которые предполагают существование некоторых особенностей их развития.

К наиважнейшим функциям семьи и брака относятся следующие:

1) воспроизводство населения – физическое и духовно-нравственное воспроизводство человека в семье;

2) воспитательная функция – социализация молодого поколения, поддержания культурного воспроизводства общества;

3) хозяйственно-бытовая – поддержание физического здоровья членов общества, уход за детьми и престарелыми членами семьи;

4) экономическая – получение материальных средств одних членов семьи для других, экономическая поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов общества;

5) функция духовного общения – развитие личностей членов семьи, духовное взаимообогащение;

6) социально-статусная – предоставление определенного статуса членам семьи, воспроизводство социальной структуры;

7) досуговая – организация рационального досуга, взаимообогащение интересов;

8) эмоциональная – получение психологической защиты, эмоциональной поддержки, эмоциональная стабилизация индивидов и их психологическая терапия;

9) функция первичного социального контроля – моральная регламентация поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности, а также регламентация ответственности и обязательств в отношениях между супругами, родителями и детьми [7].

Источник:
Понятие брачно-семейных отношений
ОТЧЕТ о прохождении практики №3 Выполнил(а): студент(ка) 4 курса, Бояркина Галина Вячеславовна Руководитель практики: к.психол.н., доцент Тхоржевская Людмила Владимировна Введение
http://megalektsii.ru/s15354t10.html

Социально-психологические особенности семейных отношений

Социально-психологические особенности семейных отношений. Фазы супружеских отношений. Формы брачно-семейных отношений. Семейные роли. Классификация профилей брака

Фазы супружеских отношений:

2.Романтизация отношений. На этой фазе возлюбленные находятся в отношениях симбиоза, воспринимают в фигуре партнера только достоинства, смотрят друг на друга «сквозь розовые очки».

3.Индивидуализация стиля супружеских отношений. Формирование правил.

4.Стабильность/изменяемость. Супруги ежедневно проходят через различные испытания, каждый день отвечая на вопросы: чему отдать предпочтение? повторить то, что уже стало правилом, или попробовать создать новое?

5.Фаза экзистенциальной оценки. Супруги подводят итоги совместной жизни, выясняют степень удовлетворенности/неудовлетворенности прожитыми годами, готовятся вместе или порознь к последнему переходу.

Формы брачно-семейных отношений: групповой брак, полигамия, полиандрия, моногамия.

Одним из признаков институциализации семьи является наличие ролей, которые выполняют члены семьи. Семьянин – одна из социальных ролей человека в обществе. Причем в семье каждый может выполнять несколько ролей одновременно: супружеские роли – жена, муж; родительские – мать, отец и т.д. Любой человек в семейной структуре является и ребенком (сыном, дочерью), и супругом (мужем или женой), и родителем и т.д. Распределение и исполнение ролей в семье зависит от типа семьи.

Хорошо известна классификация профилей брака на симметричный, комплиментарный и метакомплиментарный. В симметричном браке оба супруга имеют равные права, никто не подчинен другому. Проблемы решаются путем соглашения, обмена или путем компромисса. В комплиментарном браке один распоряжается, дает приказания, другой подчиняется, ожидает совета или инструкции. В метакомплиментарном браке ведущего положения достигает партнер, который реализует собственные цели путем подчеркивания своей слабости, неопытности, неумелости и бессилия, манипулируя таким образом своим партнером.

Профили брака, предложенные В. Сатир, построены на моделях коммуникативных отношений. На основании анализа вербальных и телесно-звуковых признаков она выделяет 5 коммуникативных моделей общения между супругами:

5. Уравновешенный или гибкий

30. Категория «успешность брака». Признаки успешных брачно-семейный отношений. Факторы семейной прочности

Категория «успешность брака» с точки зрения социологического подхода к семье включает в себя следующие компоненты: характер и степень выполнения социальных функций; характер и степень выполнения индивидуальных функций; степень удовлетворенности супругов отношениями между ними и между другими членами семьи; степень и характер влияния семьи на развитие личности каждого из взрослых членов; степень стабильности брака (субъективная оценка вероятности развода).

Факторы семейной прочности – это такие типы взаимоотношений, межличностные нормы поведения и компетенции, социальные и психологические характеристики, которые позволяют говорить о соответствии семьи своему предназначению.

Взаимоответственность. В прочных семьях она означает, что и семья в целом ответственна за то, чтобы каждый ее член достиг раскрытия своих возможностей, но не в ущерб развитию других.

Духовная близость – вера в позитивность взаимодействия людей, которая позволяет членам семьи доверять друг другу, учиться любить и быть любимыми. Однако наличие духовной близости не означает отсутствия проблем.

Взаимообщение. Правильное общение предполагает взаимную ясность и откровенность между говорящим и слушающим. В прочных семьях развиваются сложные способы коммуникации.

Положительная взаимооценка – результат взаимодействия, взаимоответ-ственности, духовной близости, правильного взаимообщения и других факторов. Она заключается в способности распознавать красоту, положительные качества других и давать им понять, что вы цените эти качества.

Совместное времяпрепровождение, пожалуй, довольно существенный источник удовлетворения членов семьи. Оно имеет две главные характеристики: качество и количество.

Позитивное поведение в критических ситуациях. Все вышеперечисленные факторы определяют внутреннее содержание прочности семьи, служат ее основой и помогают ей преодолевать стрессы, предотвращать множество конфликтов и кризисов. Прочные семьи способны пережить тяжелое для них время и даже еще более сплотиться.

Большинство авторов выделяют субъективные и объективные факторы стабильности семьи.

Субъективные факторы стабильности предполагают готовность к браку и семейной жизни – социально-психологическое образование в структуре личности, интегрирующее принятие ценностей семьи как социального института, личностные знания и умения в области психологии семейных отношений, семейной педагогики.

31. Сущность понятия «готовность к браку». Подготовка молодежи к семейной жизни: сущность, цель, основные компоненты подготовки подрастающего поколения к семейной жизни

Готовность к браку — интегральная категория, включающая целый комплекс аспектов:

1. Формирование определенного нравственного комплекса — готовность личности принять на себя новую систему обязанностей по отношению к своему брачному партнеру, будущим детям.

2. Подготовленность к межличностному общению и сотрудничеству. Семья является малой группой, для нормального ее функционирования требуется согласованность ритмов жизни супругов.

3. Способность к самоотверженности по отношению к партнеру.

4. Наличие качеств, связанных с проникновением во внутренний мир человека — эмпатийный комплекс.

5. Высокая эстетическая культура чувств и поведения личности.

6. Умение разрешать конфликты конструктивным способом, способность к саморегуляции собственной психики и поведения.

Подготовка молодежи к семейной жизни представляет собой комплекс всесторонних взаимодействий с родителями, учителями, сверстниками, с другими людьми, со средствами культуры и массовой информации, в результате которых происходит осознание особенностей брачно-семейных взаимоотношений, развитие соответствующих чувств, формирование представлений, взглядов, убеждений, качеств и привычек, связанных с готовностью к браку и семейной жизни.

Подготовка подрастающего поколения к семейной жизни должна включать следующие основные аспекты.

1. Социальный, раскрывающий политику государства в области брачно-семейных отношений и демографии.

2. Нравственно-этический, включающий воспитание следующих нравственных качеств.

3. Правовой, ориентированный на ознакомление с основами законодательства о браке и семье.

4. Психологический, формирующий понятия о личностном развитии, об особенностях психологии межличностных отношений юношества, о психологических основах брака и семейной жизни, умения понимать психологию других людей; развитие чувств, необходимых для супружеской и семейной жизни; владение навыками общения.

5. Физиолого-гигиенический, включающий знания физиологических особенностей мужского и женского организмов; особенностей половой жизни, вопросов личной гигиены и др.

6. Педагогический – формирование представлений о роли семьи в воспитании детей.

7. Хозяйственно-экономический – вооружение знаниями о бюджете семьи, культуре быта, умениями вести домашнее хозяйство и т. д.

Содержание, принципы и направления процесса подготовки подрастающего поколения к семейной жизни

Подготовка молодежи к семейной жизни представляет собой комплекс всесторонних взаимодействий с родителями, учителями, сверстниками, с другими людьми, со средствами культуры и массовой информации, в результате которых происходит осознание особенностей брачно-семейных взаимоотношений, развитие соответствующих чувств, формирование представлений, взглядов, убеждений, качеств и привычек, связанных с готовностью к браку и семейной жизни.

Принципы подготовки подрастающего поколения к семейной жизни:

? принцип дифференцированного подхода к организации процесса подготовки подростков к семейной жизни (процесс подготовки ориентируется на возрастные, половые, социальные и индивидуально-личностные особенности включенных в него подростков);

? принцип субъектности включения подростка в процесс его подготовки к семейной жизни (ориентация на формирование рефлексивной позиции участников, работу по повышению мотивации к активному включению в предлагаемые виды деятельности);

? принцип создания эмоционально положительной атмосферы в процессе подготовки (необходимость обеспечения комфортного самочувствия подростка в процессе формирования его готовности к семейной жизни);

? принцип создания условий для самореализации подростка в процессе подготовки (создание условий для реализации социально значимых свойств и качеств личности, поощрение успехов и достижений участников процесса, удовлетворение от общения со сверстниками, наличие положительных эмоций в процессе совместной деятельности);

? принцип ориентации подготовки на интересы и потребности подростков (необходимость изучения данных интересов и потребностей, организация различных видов деятельности, в которых этот потенциал может реализоваться).

Направления процесса подготовки к семейной жизни:

Первый блок — психологическая и практическая подготовка молодого поколения к семейной жизни. Она включает в себя освещение нравственно-психологической стороны семейных отношений: мотивов вступления в брак и создания семьи, ответственного отношения к женитьбе и замужеству, осознанный выбор партнера.

Второй блок — формирование педагогических знаний, умений и навыков воспитания детей. Дети являются неотъемлемой составляющей семьи. Большинство конфликтов в молодых семьях происходит по причине столкновения различных позиций и взглядов в воспитании детей.

Третий блок — половая ориентация и обучение половой гигиене, психология и физиология половых отношений. Многие ученые говорят о том, что разрушителем семей с полным правом можно назвать половую неграмотность, часто влекущую за собой невротические расстройства и болезни.

Источник:
Социально-психологические особенности семейных отношений
Социально-психологические особенности семейных отношений. Фазы супружеских отношений. Формы брачно-семейных отношений. Семейные роли. Классификация профилей брака Фазы супружеских отношений:
http://mylektsii.ru/5-108541.html

COMMENTS