Основные характерные черты семьи

Основные характерные черты семьи

Рассмотрим основные характерные черты представленных правовых семей с акцентом на отличительных особенностях славянской правовой семьи, ее месте на правовой карте мира.

К наиболее старым, «классическим» правовым семьям относятся семьи общего права и романо-германская (континентальная), принадлежащие к западной юридической традиции.

Общее (англо-саксонское) право исторически сложилось в Англии. Общее право оправдывает свое название тем, что оно, во-первых, действовало на территории всей Англии (период его становления — X—XIII века) в виде судебных обычаев, возникавших помимо законодательства, и, во-вторых, оно распространялось на всех свободных подданных короля в гражданском судопроизводстве. Обобщая судебную практику в своих решениях, судьи руководствовались нормами уже сложившихся отношений и на их основе вырабатывали свои юридические принципы. Совокупность этих решений, точнее, принципов, на которых они основывались (прецедентов), была обязательной для всех судов и, таким образом, составила систему общего права.

Специфика общего права состоит в: 1) отсутствии кодифицированных отраслей права и 2) наличии в качестве источника права громадного количества судебных решений (прецедентов), являющихся образцами для аналогичных дел, рассматриваемых другими судами. ^Кроме общего права, в структуру английского права входят статутное право (законодательство) и «право справедливости».

Норма общего права носит казуистический) (индивидуальный) характер, ибо она есть «модель» конкретного решения, а не результат законодательного абстрагирования от отдельных случаев. Общее право приоритетное значение придает процессуальным нормам, формам судопроизводства, источникам доказательств, ибо они составляют одновременно механизм правообразования и механизм правореализации.

Важным признаком общего права выступает автономия судебной власти от любой иной власти в государстве, что проявляется в отсутствии прокуратуры и административной юстиции.

В настоящее время наряду с общим правом в странах англо-саксонской правовой семьи широкое развитие получило законодательство (статутное право), источником которого являются акты представительных органов, что свидетельствует о сложных процессах эволюции данной правовой семьи. Однако исходные принципы организации правовая система, например, Англии сохраняет с XIII века до сих пор.

Романо-германская правовая семья. Исторические корни этой правовой семьи относятся к римскому праву (1 в. до н. э. —VI в. н. э. ). В качестве основного источника она использует писаное право, т. е. юридические правила (нормы), сформулированные в законодательных актах государства. Законодатель (орган государственной власти) в связи с этим должен осмыслить общественные отношения, обобщить социальную практику, типизировать повторяющиеся ситуации и сформулировать в нормативных актах общие модели прав и обязанностей для граждан и организаций. На правоприменителей (это наименование весьма точно для данной правовой семьи отражает роль и функции юристов), и прежде всего суд, возлагается обязанность точной реализации этих общих норм в конкретных судебных, административных решениях, что, в конечном счете, обеспечивает единообразие судебной или административной практики в масштабе всего государства.

Судья романо-германской правовой семьи не обязан следовать ранее принятому решению другого суда за исключением судебной практики Верховного и (или) Конституционного суда. Но и в этом случае высшие судебные инстанции не вправе создавать своими решениями новые нормы, а могут лишь толковать имеющиеся в нормативно-правовых актах.

Такое положение, когда семья общего права имеет черты, присущие семье континентального права (писаное право), а последняя использует некоторые механизмы англо-саксонской правовой семьи (судебная практика), свидетельствует о глубоких взаимосвязях мирового правового развития, известном единстве правового регулирования в рамках, в частности, европейской цивилизации.

Значительным своеобразием обладают правовые системы, основанные на традиционном и религиозном регулировании, где право не рассматривается как результат рациональной деятельности человека, а тем более государства. Различают так называемые традиционные правовые системы (построенные на обычном праве) и религиозные правовые системы (мусульманское, индусское право). К странам традиционного права относят Японию, государства Тропической Африки

и некоторые другие. В основе религиозной правовой системы лежит какая-либо система вероучения.

Так, источниками мусульманского права являются Коран, сунна и иджма. Коран — священная книга ислама и всех мусульман, состоящая из высказываний пророка Магомета, произнесенных им в Мекке и Медине. Наряду с общими духовными положениями, проповедями, обрядами там есть и установления вполне нормативно-юридического характера.

Сунна — мусульманское священное предание, рассказывающее о жизни пророка и представляющая собой сборник норм-традиций, связанных с поведением и высказываниями пророка, которые должны служить образцами для мусульман. Иджма — третий источник мусульманского права — комментарии ислама, составленные его толкователями — докторами мусульманской религии. Эти комментарии восполняют пробелы в религиозных нормах. Окончательное толкование ислама дается в иджме, поэтому коран и сунна непосредственного юридического значения не имеют. Практики ссылаются на сборники норм, соответствующие иджме.

Мусульманское право сформировалось в глубоком средневековье и с тех пор проделало существенную эволюцию с точки зрения развития своих источников. Характерные черты этого права — архаичность, казуистичность, отсутствие писаных систематизированных норм во многом сглажены принятием в новейшее время законов, кодексов — продуктов деятельности государства.

Другой широко распространенной системой религиозного права является индусское право. Оно распространяется практически на всех выходцев из Индии и так же, как мусульманское право, тесно связано с религией — индуизмом. В содержание этой системы входят обряды, верования, идеологические ценности: мораль, философия, которые нормативно закрепляют определенный образ жизни и общественное устройство. Индуизм сформировался в глубокой древности— почти две тысячи лет назад, однако сохранил свое регулирующее значение до настоящего времени. В этом качестве индуизм выступает элементом государственно-правовых отношений современного, в частности, индийского общества. Особенную роль индусское право играет в сферах, где влияние религии до сих пор наиболее ощутимо — семейных, наследственных отношениях, кастовом статусе человека и т. д.

Главной тенденцией развития как обычного (традиционного), так и религиозного (мусульманского и др. ) права является усиление роли закона как источника права. Однако эта тенденция реализуется на фоне неснижающегося значения традиционных и особенно религиозных норм, и даже в известной мере — их возрождения в качестве ведущей нормативной системы общества, что весьма характерно для исламских государств.

Славянская правовая семья. Выделение славянской правовой семьи в качестве самостоятельной ветви правовой цивилизации имеет определенную новизну и поэтому нуждается в дополнительном обосновании.

Особенностью приведенного варианта структуры правовых семей, включающей самостоятельную семью славянского права, является стремление отразить подход уже известных типологий, выделяющих в отдельную рубрику славянскую правовую семью, так и изменения юридической карты современной Европы. Из представленной классификации не выпадает (в отличие от некоторых современных трактог. ок’) нормативный регион и соответственно правовая общность, образуемая странами в основном славянского этнического происхождения, относимыми в свое время к социалистической правовой семье.

Речь идет о государствах бывшего социалистического содружества — СССР, ГДР, СФРЮ, Польше, Болгарии,. Венгрии, Чехословакии, Румынии, которые составляли, в частности, по мнению французского компаративиста Р. Давида, особую семью социалистического права ‘.

Основанием для выделения этой правовой общности в качестве отдельной, специфичной правовой семьи были, в свое время, социально-экономические и идеологические критерии, находившие концентрированное выражение в понятиях «общественно-экономическая формация», «социальный строй общества», который с помощью права стремилась утвердить и развивать государственная (политическая) власть названных стран. В традиционной для нашей науки классификации правовых семей на семьи общего, романо-германского (континентального), традиционно-обычного, религиозного и социалистического права использовалось сразу несколько, довольно разнохарактерных критериев — от технико-юридических до социально-экономических и идеологических.

Такая классификация соответствовала устоявшимся научным подходам и главное — государственно-правовым реалиям мира. Поэтому она была общепризнанной в советской юридической литературе ‘.

В настоящий период данная типология нуждается в определенных уточнениях, вытекающих из новой политической, социально-экономической и духовной ситуации, сложившейся в правовом мире в связи с распадом СССР, европейской социалистической системы, эволюцией общественно-политического строя стран, входивших в зону социалистического права.

Фундаментальные изменения, происшедшие в конце 80-х— начале 90-х годов в восточноевропейских странах, появление на политической карте новых государств — новой России, объединенной Германии, новой Югославии, самостоятельных Чехии, Словакии, Хорватии, Македонии, Украины, Белоруссии и других — свидетельствует о необходимости теоретического анализа положения, сложившегося в правовом пространстве некогда единого социалистического сообщества Восточной Европы.

Главный вопрос — какова природу национальных правовых систем стран бывшего социалистического лагеря? Какими критериями необходимо пользоваться, чтобы с достаточной точностью выразить их правовую природу и соотнести ее со спецификой уже имеющихся правовых общностей? По сути дела, речь идет о новой политической, социально-экономической и, соответственно — законодательно-юридической ориентации государств, вошедших в полосу своего социального обновления. Эта ориентация имеет стратегически важное значение для судеб национальных государственно-правовых систем России, Украины, Белоруссии, Молдавии, Грузии, Казахстана, других ныне независимых и самостоятельных стран, их правовых культур.

Поэтому данный вопрос уже сейчас представляет собой большую не только теоретическую, но и геополитическую, идеологическую, международно-практическую сложность.

Правовой аспект этой проблемы в нашей литературе только еще начинает осознаваться и обсуждаться. Существует точка зрения, согласно которой правовые системы стран, входивших в социалистическое содружество, ранее принадлежали к романо-германской правовой семье и поэтому сейчас* речь идет лишь о их «возвращении» в это сообщество ‘. Надо сказать, что на этой позиции основаны сейчас официальная юридическая политика подавляющего большинства новых государств, включая Россию, их внешнеполитические ориентации, концепции реформирования своего социально-экономического уклада.

Однако принятие данной позиции будет означать, что бывшие социалистические страны и прежде всего республики СССР — ныне самостоятельные государства, должны постепенно (или как можно быстрее) интегрироваться в западный мир: его политику, идеологию, экономику, систему духовно-нравственных ценностей.

Между тем события последних лет, в том числе конкретная практика международного поведения Запада по вопросам конфликта в бывшей Югославии, экономических отношений с Россией, стратегии в военной области, после распада Варшавского договора и т. д. , заставляют пересмотреть романтические иллюзии постсоветского «медового месяца» России и Европы. Очень скоро выяснилось, что Запад по-прежнему воспринимает Россию, в целом славянский мир, даже в их новом политико-идеологическом и социально-экономическом качестве как значительно отличающуюся от его цивилизации геополитическую общность с существенно иными культурно-историческими, религиозно-этическими и морально-психологическими ценностями, объективно диктующими как Западу, так и России собственные, часто весьма различные друг от друга политические, экономические, гуманитарные, правовые позиции.

Более того, фактическая политика западных стран сводится к тому, что «возвращение» новообразованных государств возможно только на условиях политического и культурного ассимилирования бывшего СССР и его бывших союзников, выражающегося в лучшем случае в стратегии «покровительства», «вразумления» или просто игнорирования России, а в худшем — давления, дискриминации и грубого политического, экономического и даже военного диктата.

Можно ли в сфере государства и права не принимать во внимание эту реальность и вновь, теперь на новый лад, уходить в теоретические абстракции европоцентризма? Вряд ли станет, жизнеспособной социальная система, не сумевшая преодолеть дисгармонию и асимметрию своего правового статуса со всеми иными частями национальной духовной культуры, развивающейся вопреки политической «ориентации» по собственным историческим закономерностям. Сохранение диссонанса права и национальной культуры фактически означает пролонгацию в новых условиях глубокого культурного раскола, имевшегося в сферах политики, экономики и права бывшего СССР, который не смог «примирить» свой классовый европоцентризм с исконными основами национальной культуры.

Поэтому вопрос о необходимости «возвращения» России и республик бывшего союза в романо-германский правовой мир после распада семьи социалистического права вовсе не так очевиден, как иногда представляется.

Делать вид, что обособленность социалистического права была лишь следствием ошибочных классовых заблуждений политического руководства СССР, g исчезновением ко- -торого уходит и вся культурно-правовая специфика стран бывшего социалистического мира есть крайне узкий политический позитивизм, имеющий мало общего с действительными тенденциями правового развития России.

Сущность ее правовой системы нельзя сводить лишь к характеру используемых ею юридических источников и на этом основании причислять отечественную правовую систему к романо-германскому правовому ареалу. Между правовыми семьями нет резкого водораздела: идет постоянный процесс взаимообмена, использования аналогичных форм, что, однако, не говорит об элиминации коренных культурно-исторических границ основных правовых цивилизаций.

Для того, чтобы определиться в правовой природе бывших социалистических стран и, соответственно, продолжить исследования этого аспекта глобальной правовой типологии, недостаточно традиционных технико-юридических и социально-экономических критериев. Историческая и этнокультурная специфика России, других восточноевропейских стран требует учета в компаративистских исследованиях в качестве фактора дифференциации правовых семей в большей степени, чем это было ранее, этноправовых и культурно-исторических особенностей правового регулирования.

Введение таких критериев показывает, что в сфере права социалистическая система была весьма неоднородной:

в нее входили страны, принадлежащие к разным культурно-историческим общностям: славянской, западноевропейской, восточной.

Поэтому в настоящее время не может идти речь о каком-то огульном, коллективном ^возвращении» всех «новых» восточноевропейских государств в лоно романо-германской правовой культуры. Для одних это будет нормальным, закономерным процессом продолжения своей политической и правовой идентичности (Восточная Германия, Польша, Румыния, Чехия и т. д. ), хотя и здесь далеко не все ясно и очевидно до сих пор; для других такое решение станет противоестественным вмешательством в их историческую судьбу, чреватым элиминацией этносоциальной специфики правовой культуры.

Так, славянская правовая общность основывается на значительной культурно-исторической специфике правовых ценностей славянских стран.

Существует, конечно, нечто общее для всех государств, народов, правовых систем, но это общее в качестве исходных предпосылок имеет особенное, национальное, которое и должно стать дополнительным измерением права славянских народов. Только так правовое регулирование может приобрести твердую предметную и методологическую основу и перестать быть лишь фарватером произвольно меняющихся политических установок. Устранив жесткие формационно-типологические перегородки внутри российского права, появляется возможность более глубокого познания его природы, по сути дела, нового измерения его теории и истории.

Категория славянской правовой семьи отражает целостный правовой феномен, имеющий глубокие национальные, духовные, исторические и социальные юридические основания в правовой культуре России и ряда восточноевропейских стран. ‘Восточные и южные славяне, имевшие уже в VI — IX вв. свои государственные образования, сформировали основы самостоятельной культурной традиции и стали «прямыми» наследниками Византийской империи, которая длительное время была оплотом православия и восточноевропейской культуры.

Самобытность славянской правовой семьи и прежде всего российской правовой системы обусловлена не столько технико-юридическими, формальными признаками, сколько глубокими социальными, культурными, государственными началами жизни славянских народов. К таким началам, имеющим методологическое значение для анализа отечественного права, можно отнести следующие.

1. Самобытность русской государственности, не поддающаяся элиминации даже после длительных и массированных включений иностранных управленческих и конституционных форм. Для русского права всегда была исключительно важной связь с государством. Необходимо исследовать природу целостности права и государства в русской правовой культуре, не стремясь втиснуться каждый раз в «естественноправовой» шаблон с его противопоставлением феноменов «позитивного» и «разумного».

2. Особые условия экономического прогресса, для которого характерна опора на коллективные формы хозяйствования: крестьянскую общину, артель, сельскохозяйственный кооператив, — которые основывались на специфической трудовой этике, взаимопомощи, трудовой демократии, традициях местного самоуправления.

3. Формирование особого типа социального статуса личности, для которого свойственно преобладание коллективистских элементов правосознания и нежесткость линий дифференциации личности и государства. В этой черте нет, скорее всего, ничего упречного, и попытки повесить на нее соответствующий ярлык напоминают стремление бороться с самой жизнью. Нужно раскрыть природу этой особенности соотношения личности и государства в русской правовой культуре и обратить ее на службу человеку.

4. Тесная связь традиционной основы права и государства со спецификой православной ветви христианства с ее акцентами не на мирском жизнепонимании Бога и человека (католицизм) и тем более благословении стяжательства (протестантизм), а на духовной жизни человека с соответствующими этическими нормами (нестяжание, благочестие и т. д. ).

Что касается источников (форм) права, то через Византию (Восточно-Римскую империю) юридические источники славянской правовой семьи унаследовало законодательные традиции римского права и таким, своего рода, «кружным путем» примыкают к романо-германской правовой семье (хотя испытывали и прямое соприкосновение с ней через рецепцию германского права).

Ведущий элемент славянской правовой семьи—российская правовая система. Ее историческими, региональными и юридическими источниками выступают два таких различных, на первый взгляд, законодательных массива, как право Российской империи и советское право, чья противоположность, однако, во многом была связана лишь со специфическими особенностями права СССР, обусловленными социалистической идеологией. Вне рамок этой идеологии (которая также во многом имеет национальную детерминацию) можно говорить о достаточно преемственном процессе развития одной и той же правовой системы России.

В результате столь сложного переплетения нормативного материала различной идеологической природы, в том числе включения многих западных правовых ценностей, российское право пришло в сложное состояние начала новой этапной эволюции, что, однако, не устраняет его исконных культурно-национальных основ, упомянутых ранее.

Российская правовая система в перспективе будет идентифицироваться в качестве основы правовой семьи восточнославянских и части тюркских народов бывшего Союза ССР. Право России по самой ее правокультурной сущности — это сердцевина своеобразной юридической экосистемы, которая нуждается в регенерации всех своих государственных, политических, социально-духовных элементов. Уйти куда-то из этой макрокультуры — на Запад, на Восток, как того иногда желают произвольно мыслящие политики, вряд ли возможно. Необходимо уяснить свое собственное место в мировом геоправовом пространстве.

Источник:
Основные характерные черты семьи
45. Основные правовые семьи народов мира: Рассмотрим основные характерные черты представленных правовых семей с акцентом на отличительных особенностях славянской правовой семьи, ее месте на правовой карте мира. К наиболее старым, «классическим» правовым семьям относятся семьи общего права и … — —
http://pravo.studio/gosudarstva-prava_1066-teoriya/osnovnyie-pravovyie-semi-narodov-82170.html

Психологические особенности современной семьи

Семья является первой в жизни человека социальной группой или общностью. Именно благодаря ей происходит его приобщение к ценностям культуры, осваиваются первые социальные роли, приобретается опыт поведения в обществе. Именно в семье делаются первые шаги, переживаются первые радости и разочарования. Из этой социальной группы человек выходит в большой мир, и всегда может вернуться в нее обратно, если в этом мире ему по каким-либо причинам становится неуютно.

Под семьей понимают социальную общность людей, основанную на браке или же на кровном родстве. Это небольшая группа людей, связанных между собой взаимной помощью, общим бытом, а также правовой и моральной ответственностью.

Под семьей подразумевают также лиц, которые проживают вместе, ведут совместное хозяйство и имеют отношения родства или же опекунства. Но в то же время данная ячейка — вовсе не простой набор индивидуумов. В этом сложном социальном образовании каждый из его членов является не только частью группы, но и неповторимой личностью. Не такой уж и простой является и сама семья. И не случайно ее проблемы являются темой исследования социологов и философов, правоведов и демографов, экономистов и историков, медиков и педагогов.

По мнению социальных психологов, столь важная ячейка общества выступает основным регулятором отношений, складывающихся между людьми. Те моральные и этические нормы, которых придерживается та или иная этническая группа, задают определенные эталоны мужа и жены, отца и матери по отношению к своим детям, а дочери и сына — по отношению к родителям.

С точки зрения социальных психологов, семья — это социальная группа, которая соответствует ценностям современного общества. При этом она объединяется в процессе совокупных отношений, которые проявляются в любви, интимности и привязанности.

Ведущую роль в этой социальной ячейке общества играют супруги. Со временем они становятся родителями. В связи с этим особенности современной семьи состоят в том, что ее функции социологи условно делят на две группы. Первая из них включает супружеские обязанности, а вторая – родительские. Что они представляют собой?

В группе супружеских функций находятся духовные (культурные) категории отношений, а также хозяйственно-бытовые. Особенности современной семьи заключены и в том, что оба супруга принимают самое активное участие в организации жизнедеятельности своей малой общности. В этом заключается управленческая функция. Помимо этого социологами выделен еще целый ряд видов участия супругов в жизни созданной ими семьи. Оно заключается в функции по осуществлению первичного социального контроля, эмоциональной, сексуально-эротической и т.д. Специалистами выделены и другие особенности современной семьи — ее функции представительского характера. Они заключаются в том, что оба супруга представляют свою общность в учреждениях, организациях, других семьях и т.д.

В группу родительских функций входят функции продолжения рода и воспитания своих детей, опеки и содержания несовершеннолетних, а также недееспособных или нетрудоспособных членов семьи.

На сегодняшний день наша страна находится под воздействием кризиса. Падение экономического уровня затронуло не только самые важные системы, позволяющие нормально функционировать обществу.

Кризис напрямую отразился и на российских семьях, выступающих одним из важнейших социальных факторов при определении жизнестойкости государства, общества и нации. И этой проблеме уделяется большое внимание, ведь от того, какими будут психологические особенности семьи в современном обществе, зависит, прежде всего, характеристика того поколения, которое будет жить и трудиться в 21 веке.

Особенности семьи в современном обществе затронуты во многих публицистических изданиях. В них говорится о том, что в течение последних десятилетий основная ячейка социума претерпела ряд серьезных изменений. Причем это касается не только нашей страны, но и большинства других государств.

Если описать особенности современной семьи кратко, то они касаются таких черт:

— падения рождаемости;
— усложнения межличностных отношений;
— постоянного роста разводов, что является причиной существования семей неполных или с неродными родителями;
— постоянное распространение внебрачных отношений.

Особенности современной российской семьи состоят в снижении ее материального достатка, ухудшении психического и физического здоровья родителей и детей, а также в росте числа одиноких женщин и мужчин.

В прежние времена эта малая общность людей объединялась посредством чисто формальных внешних факторов. Ими служили такие категории, как нравы и закон, традиции и общественное мнение. Особенности современной семьи состоят в том, что ее единство, как правило, зависит только от личных отношений между всеми ее членами, а именно от их взаимопонимания и привязанности, уважения и взаимного участия, преданности, любви и симпатии. Эти чувства укрепляют прочность малого социума.

В настоящее время нередко высказывается мнение о том, что социальная ячейка общества является пережитком прошлого, и ее следовало бы заменить на что-либо другое. Однако, несмотря на кризисные ситуации и потери, психологические особенности современных семей заключены в том, что они начинают приспосабливаться ко все изменяющимся условиям общества.

При этом их значение вовсе не исчезает, а можно даже сказать о том, что возрастает. Именно семья является самой лучшей средой, позволяющей воспитать подрастающее поколение. Часто она выступает своеобразным эмоциональным убежищем, в котором могут найти моральное удовлетворение взрослые люди. Именно поэтому приложение усилий в оказании помощи семьям, а также в решении их социальных, экономических и прочих проблем, является уместнее разговоров, осуждающих этот якобы устаревший и изживший себя институт.

Большинство специалистов придерживаются мнения о том, что существующие проблемы современной семьи и особенности современной семьи свидетельствуют о наличии подлинного кризиса в малой ячейке общества. Причем подобный кризис становится все отчетливее и ярче при росте социально-экономического развития общества. Особые трудности испытывают молодые семьи. Именно они на сегодняшний день нуждаются в поддержке и во внимании не только со стороны государства, но и со стороны социально-психологической практики и науки.

Многие специалисты подчеркивают такие особенности современной семьи, как ее шаткость и ранимость. В стране наблюдается много разводов. Но даже в сохранившихся семьях порой не утихают внутренние конфликты и коллизии. И влияние этих негативных явлений на подрастающее поколение является достаточно сильным. Это особенно проявляется в тех случаях, когда родители не пытаются уберечь своего ребенка от взаимных обид и ссор.

Всем нам хорошо знаком традиционный гендерный стереотип малой ячейки общества. Согласно ему мужчина является кормильцем и главой семьи, а женщина – хранительницей очага, женой, матерью и воспитательницей детей.

В итоге у человека создается женское окружение. Оно состоит из мамы, бабушки, няни, воспитательницы, одноклассниц и учительниц. Образуется своеобразный перекос. Женщины оказывают постоянное давление на взрослеющих мужчин. Результатом этого становятся такие негативные явления, как неполные семьи, неуважение к родителям, утрата родственных связей с двоюродными сестрами и братьями и т.д.

В каждой семье существует определенное распределение функций и ролей. Все это тесно связано с таким понятием, как лидерство. В настоящее время главой семьи считают того из супругов, чье психологическое влияние было признано в добровольном порядке. В связи с этим психологи выделяют три формы семьи, которые имеют место в современном обществе:

1. Симметричная. Это семья, в которой оба супруга обладают равноправием и не подчиняются друг другу. Все возникающие проблемы они решают согласованно, идя по пути компромисса или обмена мнениями.
2. Комплементарная. В такой семье существует единовластие. Другими словами, один из супругов отдает распоряжения, а другой слепо ему подчиняется.
3. Мегакомплементарная. В семье подобного типа один из супругов добивается своей цели благодаря манипулированию другим при подчеркивании своих слабостей, бессилия и неопытности.

При определении особенностей современной семьи психологи выделяют некоторые стороны ее благополучия. К ним относят:

— психобиологическую совместимость, включающую в себя взаимное влечение и взаимоуважение, готовность обоих супругов к созданию семьи, ответственность и долг, самообладание, гибкость и т.д.;

При рассмотрении всех вышеперечисленных факторов может быть определена психологическая совместимость или несовместимость супругов.

Каковы, по мнению психологов, перспективы существования малой ячейки общества? Особенности развития современной семьи позволяют рассматривать ее будущее вполне позитивно. И это несмотря на существование целого ряда негативных явлений и тенденций, обусловленных наличием кризисного состояния.

— рост равноправия супругов;
— расширение свободы выбора как для мужчин, так и для женщин;
— утверждение равенства во взаимоотношениях;
— увеличение возможности контактов между различными поколениями;
— ориентация людей на создание семьи.

Источник:
Психологические особенности современной семьи
Семья является первой в жизни человека социальной группой или общностью. Именно благодаря ей происходит его приобщение к ценностям культуры, осваиваются первые социальные роли, приобретается опыт поведения в обществе. Именно в семье делаются первые шаги, переживаются первые радости и разочарования. Из этой социальной группы человек выходит в большой мир, и всегда может вернуться в нее обратно, если в этом мире ему по каким-либо причинам становится неуютно.
http://fb.ru/article/316600/psihologicheskie-osobennosti-sovremennoy-semi

Семья как социальный институт

Семья как социальный институт. Характерные черты семейного воспитания

Глава 1. Семья как социальный институт…………………………………..4

    1. Понятие о воспитании……………………………………………..4
    2. Характерные признаки семьи, ее структура и функции………. 5

Глава 2. Особенности семейного воспитания………………………………8

2.1 Роль родителей в развитии ребенка……………………………. 8

2.2 Особенности формирования личности…………………………..9

Список используемой литературы…………………………………………13

Семья является одним из пяти фундаментальных институтов общества, придающим ему стабильность и способность восполнять население в каждом следующем поколении. Одновременно семья выступает малой группой – самой сплоченной и стабильной ячейкой общества. На протяжении своей жизни человек входит в состав множества самых разных групп – в группу сверстников или друзей, школьный класс, трудовой коллектив, спортивную команду – но лишь семья остается той группой, которую он никогда не покидает.

Поэтому когда мы говорим о важнейших социальных институтах – столпах общества, то в числе первых называем семью. Семья – главный институт общества. В свою очередь институт семьи включает множество более частных институтов, а именно институт брака, институт родства, институт материнства и отцовства, институт собственности, институт социальной защиты детства и опеки и другие.

Актуальность темы обусловлена тревожным состояним современной российской семьи, сложностью демографической ситуации в сегодняшней России, необходимостью приобщения общества к осмыслению семейных ценностей, проблем сиротства при живых родителях, целях социальной и демографической политики в РФ.

Семья и брак относятся к явлениям, интерес к которым всегда был устойчивым и массовым. Несмотря на всю изобретательность человека, огромное разнообразие политических, экономических и прочих организаций, практически в каждом обществе, начиная от примитивнейшего племени и кончая сложным социальным строем современного развитого государства, семья выступала и выступает как отчетливо выраженная социальная единица.

Глава 1. Семья как социальный институт

Воспитание — единый целостный процесс и человек по частям не воспитывается. Содержанием воспитания является формирование социально-ценностных отношений к себе, людям, миру.

Воспитание в широком значении представляет собой целенаправленный, организованный процесс, обеспечивающий всестороннее, гармоничное развитие личности, подготовку её к трудовой и общественной деятельности.

Понятие «воспитание» в узком значении тождественно понятию «воспитательная работа», в процессе которой формируются убеждения, нормы нравственного поведения, черты характера, воля, эстетические вкусы, физические качества человека.

Если воспитание в широком понимании включает и процесс познания действительности, и формирование отношения к ней, то воспитание в узком понимании охватывает только область отношений и поведения.

Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.

Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей — матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.

Главное в воспитании маленького человека — достижение душевного единения, нравственной связи родителей с ребенком. Родителям ни в коем случае не стоит пускать процесс воспитания на самотек и в более старшем возрасте, оставлять повзрослевшего ребенка наедине самим с собой.

Семья — это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль. У тревожных матерей часто вырастают тревожные дети; честолюбивые родители нередко так подавляют своих детей, что это приводит к появлению у них комплекса неполноценности; несдержанный отец, выходящий из себя по малейшему поводу, нередко, сам того не ведая, формирует подобный же тип поведения у своих детей и т.д.

В связи с особой воспитательной ролью семьи возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательные влияния семьи на воспитание ребенка. Для этого необходимо точно определить внутрисемейные социально-психологические факторы, имеющие воспитательное значение.

    1. Характерные признаки семьи, ее структура и функции

Семья — малая группа, основанная на кровнородственных связях и регулирующая отношения между супругами, родителями и детьми, а также ближайшими родственниками. Отличительным признаком семьи является совместное ведение домашнего хозяйства.

Семья как социальный институт проходит ряд этапов, последовательность которых складывается в семейный цикл или жизненный цикл семьи.

Формирование семьи происходит в несколько этапов:

1) вступление в брак – образование семьи;

2)начало деторождения – рождение первого ребенка;

3) окончание деторождения – рождение последнего ребенка;

4) «пустое гнездо» – вступление в брак и выделение из семьи последнего ребенка;

5) прекращение существования семьи – смерть одного из супругов.

На каждом этапе семья обладает специфическими социальными и экономическими характеристиками.

Структура семьи – совокупность отношений между ее членами, которая включает: — структуру родства; структуру власти и лидерства; структуру ролей;структуру коммуникаций.

Со структурой семьи тесно связаны порядок и уклад ее жизни, ее обычаи и традиции, а также ее взаимоотношения с другими семьями и со всем обществом.

Семья всегда выполняет целый ряд функций, среди которых важнейшими являются репродуктивная, воспитательная, хозяйственно-экономическая и рекреативная.

Репродуктивная функция семьи выполняет две задачи: общественную — биологическое воспроизводство населения, и индивидуальную — удовлетворение потребности в детях. В ее основе — удовлетворение физиологических и сексуальных потребностей, побуждающих людей противоположных полов объединяться в семейный союз. противоположность полов, по мнению Э. Дюркгейма, — это не только базисное основание, на котором строится брачный союз, но и основная причина нравственной близости в семье. По мощности воздействия на стабильность семейно-брачных отношений она сильнее даже такого фактора, как кровное родство. Э. Дюркгейм анализирует отношения полов с позиций разделения труда. Ограниченное вначале только сексуальными функциями, оно постепенно распространилось на многие другие.

Следующая важнейшая функция семьи — экономическая и хозяйственно- бытовая. Суть этой функции с общественной точки зрения заключается в поддержании несовершеннолетних и нетрудоспособных членов общества, с индивидуальной — в получении материальных средств и хозяйственно-бытовых услуг одними членами семьи от других.

Рекреативная, восстановительная функция направлена на восстановление и укрепление физических, психологических, эмоциональных и духовных сил человека после трудового рабочего дня. Эта функция недостаточно изучена, но ученые располагают достоверными фактами, доказывающими положительное влияние семьи на здоровье супругов. Супружество оказывает более благоприятное воздействие на здоровье супругов, причем на организм мужчины больше, чем женщины. А потерю одного из супругов тяжелее переносят мужчины, нежели женщины.

Все функции семьи тесно взаимосвязаны, но их соотношение и удельный вес могут быть различными.

Глава 2. Особенности семейного воспитания

2.1 Роль родителей в развитии ребенка

Каждый из родителей видит в детях свое продолжение, реализацию определенных установок или идеалов. И очень трудно отступает от них.

Конфликтная ситуация между родителями — различные подходы к воспитанию детей.

Для родителей важно, во-первых — найти общее решение, убедить друг друга. Если придется идти на компромисс, то обязательно, чтобы основные требования сторон были удовлетворены. Когда один родитель принимает решение, он обязательно должен помнить о позиции второго.

Во-вторых — сделать так, чтобы ребенок не видел противоречий в позициях родителей, т.е. обсуждать эти вопросы лучше без него.

Дети быстро «схватывают» сказанное и довольно легко маневрируют между родителями, добиваясь сиюминутных выгод (обычно в сторону лени, плохой учебы, непослушания и т.д.).

Родители, принимая решение, должны на первое место ставить не собственные взгляды, а то, что будет более полезным для ребенка.

В общении у взрослых и детей вырабатываются принципы общения:

1) Принятие ребенка, т.е. ребенок принимается таким, какой он есть.

2) Эмпатия (сопереживание) — взрослый смотрит глазами ребенка на проблемы, принимает его позицию.

3) Конгруэнтность — предполагает адекватное отношение со стороны взрослого человека к происходящему.

Родители могут любить ребенка не за что-то, несмотря на то, что он некрасив, не умен, на него жалуются соседи. Ребенок принимается таким, какой он есть.

Возможно, родители любят его, когда ребенок соответствует их ожиданиям, когда хорошо учится и ведет себя, но если ребенок не удовлетворяет тем потребностям, то ребенок как бы отвергается, отношение меняется в худшую сторону. Это приносит значительные трудности, ребенок не уверен в родителях, он не чувствует той эмоциональной безопасности, которая должна быть с самого младенчества (обусловленная любовь).

Ребенок может вообще не приниматься родителями. Он им безразличен и может даже отвергаться ими (например, неблагополучная семья). Но может быть и в благополучной семье (например, он не долгожданный, были тяжелые проблемы и т. д.) необязательно родители это осознают, бывают чисто подсознательные моменты.

Эффективность родительства как института социализации личности обеспечивается тем, что оно носит постоянный и длительный характер, продолжается всю жизнь, пока живы родители — дети.

2.2 Особенности формирования личности

Свои первые жизненные уроки человек получает в семье, именно здесь под влиянием сложившегося окружения начинает происходить и формирование его будущего характера.

Большое значение в становлении самооценки имеет стиль семейного воспитания, принятые в семье ценности.

Выделяют три стиля семейного воспитания:

При демократическом стиле, прежде всего, учитываются интересы ребенка. Стиль «согласия». При авторитарном стиле родителями навязывается свое мнение ребенку. Стиль «подавления». При попустическом стиле ребенок предоставляется сам себе.

Источник:
Семья как социальный институт
Семья как социальный институт. Характерные черты семейного воспитания Глава 1. Семья как социальный институт…………………………………..4 Понятие о воспитании……………………………………………..4 Характерные
http://stud24.ru/pedagogy/semya-kak-socialnyj-institut-harakternye/296896-887394-page1.html

Статья по теме: Особенности современной семьи

Статья предназначена для педагогов ДОУ

Особенности современной семьи

Необходимость поиска заработка, перегрузки на работе, сокращение свободного времени у родителей приводят к ухудшению их физического и психического состояния, повышенной раздражительности, утомляемости, стрессам. Свои эмоции родители привычно выплескивают на детей, при этом в вину ребенку ставятся как внешние проблемы, так и домашние неурядицы. Ребенок попадает в ситуацию полной зависимости от настроения, эмоций и реакций родителей, что сказывается на его психическом здоровье.

Рассмотрим черты, присущие современной семье.

2. Современные данные свидетельствуют о том, что в воспитании ребенка отнюдь не всегда выручает материнский инстинкт – особым образом сформированная установка, которая закладывается в детстве. Если научения образцу материнского поведения у девочки в детстве не происходит, мы получаем то, что называют «депривированным материнством», проявляющимся не только в индивидуальных стилях поведения, но и находящим отражение в социальных процессах (рост числа домов малютки, беспризорных детей и т.п.). Мама со спящим инстинктом материнства – это, как правило, неласковая и не понимающая своего ребенка женщина. Возможно, ей проще откупится от ребенка, потому что психологическую, душевную близость она не умеет создавать. Возникает феномен социального сиротства.

Материнство имеет свои особенности. С эволюционной точки зрения – это вариант родительской сферы поведения, присущий женскому полу и приобретающий самостоятельную функцию, специфику в виде охраны, заботы, выхаживания, воспитания ребенка; обеспечения со стороны матери адекватной заботы о потомстве. Формирование такой способности и способов удовлетворения этой потребности в онтогенезе проходит сложный путь. Современные исследования выделяют несколько этапов становления материнства:

1 этап – отношения ребенка (девочки) с собственной матерью, начиная с раннего детства. В этот период формируется понимание сути детско-родительского взаимодействия;

2 этап – игровой, или этап общения со сверстниками (игры в семью, когда проигрываются отдельные компоненты родительского поведения);

3 этап – подражание. Реальное участие в отношении к живому ребенку; наблюдение за поведением взрослого и ребенка, анализ характера этих отношений;

4 этап – реальное взаимодействие с собственным ребенком (включает подэтапы: беременность, постнатальный период и др.).

Депривированное материнство реализуется (по крайней мере, на некоторых этапах) в условиях невозможности полноценной эмоциональной связи с ребенком. Оно обнаруживает себя в самых разных вариантах, например: нездоровые матери, психологическая неготовность к материнству, негативный опыт матери во взаимоотношениях с собственными родителями, личностные особенности и др.

Дети гневливы, капризны, агрессивны, гиперактивны, потому что «заброшены» родителями, их потребность в привязанности, близости не удовлетворена. С другой стороны, ребенок с отклонениями в развитии часто не способен «включить» мать и ее материнский инстинкт не получает необходимого первотолчка. Ребенок «не цветет» довольством, значит, у матери чахнут материнские чувства, следовательно, ребенок получает от нее еще меньше эмоциональной поддержки и т.д. Впрочем, разве так уж принципиально, по чьей вине начинается порочный круг, осложнения всегда печальны.

Матери больных детей чаще связывают свои собственные переживания со здоровьем – болезнью ребенка, а не с достижениями ребенка в разных сферах жизнедеятельности. Болезнь ребенка сужает эмоциональный опыт матери, что нередко проявляется в ее стереотипах эмоционального поведения с ребенком. Помощь следует направлять и на снижение проявлений тревожности и страхов у родителей, и на формирование адекватных представлений о заболевании и своей роли в его патогенезе.

Глубина чувств между ребенком и родителями определяет все его дальнейшее развитие. Именно эмоционально-личностное общение чаще всего страдает в дисфункциональных семьях.

Источник:
Статья по теме: Особенности современной семьи
Статья предназначена для педагогов ДОУ
http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2014/03/12/osobennosti-sovremennoy-semi

Типы семей

Для каждого человека естественным желанием является иметь семью. Это один из инстинктов человека, который заставляет находить себе пару для продолжения своего рода. Все семьи абсолютно разные, для того чтобы этот союз состоялся, необходимо выполнение и соблюдение многих правил.

Определение этого понятия можно дать по-разному.

Семья – это группа людей, которые живут вместе.

Семья – это сплоченный коллектив, который объединяют общие интересы.

Если открыть словарь, то там можно прочитать, что: «Семья – основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общим бытом, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью…».

Типы семей могут быть разными. Классифицировать их можно по различным признакам, поэтому встречаются непохожие подходы к этому вопросу.

Независимо от вида и типа, все семьи должны выполнять некоторые функции. К основным относятся:

  1. Продолжение рода, а, значит, воспроизведение общества.
  2. Воспитательная. Проявляется в материнстве и отцовстве, взаимодействии с детьми и их воспитании.
  3. Хозяйственно-бытовая. На уровне семьи происходит удовлетворение материальных потребностей всех членов семейства – в еде, питье, одежде и так далее.
  4. Эмоциональная. Удовлетворение потребностей в уважении, любви, психологической защите.
  5. Духовное общение. Совместная трудовая деятельность, отдых всей семьей.
  6. Первичная социализация. Семья должна обеспечивать выполнение социальных норм своими членами.

Из этих функций видно, что традиционный тип семьи обладает всеми признаками социальной культуры. Главными из которых являются способность к воспроизводству, разделение труда, наследование и развитие культурных ценностей.

Как каждый организм состоит из клеток, так и все общество построено из семей. Разве будет здоров человек, если его клетки не в порядке? Так и все общество нельзя назвать здоровым, если имеются неблагополучные семьи.

Разные исследователи подходят к классификации по-разному. Чаще всего, чтобы охарактеризовать формы и типы семьи, за основу берут следующие признаки.

  1. Размер семьи. То есть, учитывается количество ее членов.
  2. Тип:
  • Нуклеарная семья, содержащая пару родителей и их детей.
  • Сложная. Проживают вместе еще и представители старшего поколения, например, бабушки, дедушки. Иногда можно встретить несколько брачных пар, проживающих вместе.

    3. Количество детей:

    • Моногамные семьи, состоящие из двух партнеров.
    • Полигамные имеют одного партнера, обремененного несколькими брачными обязательствами.

    5. По половой принадлежности супругов.

    6. По месту положения человека.

    • Родительская семья.
    • Репродуктивная. Собственная семья, созданная человеком.

    7. Место проживания.

    • Патрилокальная семья проживает с родителями мужа или жены.
    • Пеолокальная проживает отдельно от родителей.

    Если захотеть, то можно еще называть типы современных семей, но это уже отклонение от правил.

    Еще совсем недавно стать настоящей и признанной семьей можно было только после регистрации брака. В настоящее время многое изменилось в сознании людей, поэтому на сегодняшний момент браком считается не только тот, который заключен в ЗАГСе (церкви). Имеется несколько их разновидностей:

    1. Церковный. Супруги клянутся в любви и верности «перед Богом». Раньше только такой брак считался действительным, сейчас чаще всего сразу после официальной регистрации некоторые пары предпочитают повенчаться в церкви.
    2. Гражданский брак. Оформляется в ЗАГСе, основные типы семей возникают именно после его заключения.
    3. Фактический. Партнеры просто проживают вместе, не оформляя свои отношения официально. Как правило, такие браки не имеют юридической силы и во многих странах не признаются.
    4. Морганатический брак. Образование семьи людьми разного социального уровня.
    5. Временный союз. В некоторых странах он является достаточно распространенным, заключается согласно брачному договору на определенный срок.
    6. Фиктивный брак. Партнеры, как правило, не планируют создание настоящей семьи, есть только материальная или юридическая выгода.
    7. Полигиния. Когда мужчина официально имеет несколько жен. В России такие браки запрещены.
    8. Однополый брак. В некоторых странах приняты законы, разрешающие вступать в брак лицам одного пола.

    Исторически сложилось разделять семьи в зависимости от распределения обязанностей и лидерства на следующие типы:

    1. Патриархальная семья. Считаются наиболее распространенными, главой является мужчина, его главная обязанность — содержать и обеспечивать жену и детей.

    Типы семей могут быть разными, но взаимоотношения между ее членами никто не отменял. Еще известный философ Гегель рассматривал несколько типов отношений в ячейке общества:

    • Между женщиной и мужчиной.
    • Родителями и детьми.
    • Братьями и сестрами.

    Первый тип, по мнению автора, не имеет человечности, потому что все отношения построены на основе животного инстинкта, то есть сексуального удовлетворения. Людьми партнеры становятся в процессе воспитания детей и труда на благо своей семьи.

    Нуклеарный тип семьи как раз и подразумевает наличие обоих родителей и детей. Отношения между ними могут складываться по-разному. Часто бывает так, что дочери больше оказываются привязанными к отцам, а сыновья, наоборот, к маме.

    Все здесь зависит от стиля воспитания. Желательно, чтобы родители имели единое мнение по этому вопросу.

    Взаимоотношения между братьями и сестрами порой складываются непросто. Все зависит от разницы в возрасте, особенностей воспитания и отношения родителей. Они часто допускают ошибку, когда предъявляют разные требования к детям, тем самым способствуют нарастанию враждебности между ними.

    Еще совсем недавно было обыденностью, когда под одной крышей проживали несколько поколений сразу. Хотя и сегодня можно встретить такие семьи, всему виной нехватка средств для приобретения собственного жилья.

    Нуклеарный тип семьи стал постепенно вытеснять патриархальную ячейку и становится господствующим видом. Такая семья имеет некоторые особенности:

    • Малая численность.
    • Ограниченность эмоционального опыта.
    • Больше свободы и способность уединиться.

    Возникает вопрос о том, почему такие семьи стали преобладать. Совместное проживание нескольких поколений требует от каждого умения находить компромисс, готовность выполнять поручения старших членов семьи.

    С одной стороны, в патриархальной семье есть все предпосылки для формирования коллективизма, но в то же время практически полностью уничтожается индивидуализм.

    В нуклеарной семье проживает, как правило, два поколения, то есть родители и их дети. Часто отношения между членами строятся на основе демократии, поэтому у каждого может быть собственное личное пространство.

    Несмотря на распространенность таких семей, статистика неумолимо свидетельствует о большом количестве разводов в них. Все чаще стали практиковаться отношения без регистрации брака, даже рождение детей не может заставить некоторых мужчин повести свою избранницу в ЗАГС.

    Это говорит о том, что на первое место ставится личный комфорт и удобство, а общественно мнение не играет значения. Стремление к свободе и наличию личной жизни приводит к тому, что даже между членами одной семьи отсутствует взаимопонимание, поддержка.

    Все чаще встречаются случаи, когда молодое поколение предпочитает отправить своих стареньких родителей в дом престарелых, вместо того, чтобы ухаживать за ними. Детей на воспитание отдают в детские сады и няням, а раньше этим занимались бабушки и дедушки.

    Нуклеарная семья является отражением процессов, протекающих в нашем обществе, а это, к сожалению, способствует и разрушению государственных традиций.

    При создании своей семьи каждый хочет, чтобы отношения в ней были равноправными. Это естественное желание, но на практике такое случается не всегда.

    Семья партнерского типа подразумевает следующее:

    1. Финансовое равноправие. Зарабатыванием денег занимаются оба супруга, бюджет общий. Все траты предварительно обсуждаются.
    2. Воспитание подрастающего поколения. Эта обязанность ложится на плечи обоих супругов, если мама готовит ужин, то папа контролирует выполнение домашних заданий.

    Если вы планируете иметь такую семью, то все заранее необходимо обговаривать, чтобы потом не возникали недоразумения.

    Чистые партнерские семьи встречаются достаточно редко, потому что всегда имеется перевес на какую-либо сторону по некоторым вопросам.

    Исходя из количества разводов в нашей стране, нетрудно предположить, что количество семей с одним из родителей будет только увеличиваться.

    Как правило, воспитание детей ложится на плечи матери, в некоторых случаях этот процесс доверяют отцам.

    Стать матерью-одиночкой – это значит попасть в непростую жизненную ситуацию. Но в этом положении имеются и свои плюсы:

    • Избавление от неудачного брака.
    • Возможность распоряжаться своей жизнью.
    • Эмоциональный подъем от ощущения свободы и начала новой жизни.
    • Моральное удовлетворение от работы.
    • Уважение своих детей за достигнутые профессиональные успехи.

    Несмотря на все плюсы, проблем в неполных семьях также достаточно:

    • Материальные трудности. Если раньше муж был добытчиком и кормильцем, то сейчас все эти обязанности ложатся на женские плечи.
    • Большая нагрузка. Кроме профессиональной деятельности есть еще и домашние обязанности, которые никто больше не выполнит.
    • Недостаток времени. Мать-одиночка не может позволить себе пойти с подругами в кино или кафе, она все время занята работой или детьми.

    Не всем детям посчастливилось жить и воспитываться в семье со своими родными родителями. Некоторые попадают в приемные, которые можно разделить наследующие типы семей:

    • Усыновление. Ребенок становится полноценным членом семьи со всеми правами и обязанностями. Бывают случаи, что за всю свою жизнь он так и не узнает, что воспитывается приемными родителями.
    • Опека. В семью берут малыша для воспитания. Биологические родители не освобождаются от обязанности по его содержанию.
    • Патронат. Ребенка отдают в профессионально замещающую семью, перед этим подписывается договор между органами опеки, семьей и учреждением для детей-сирот.
    • Приемная семья. Детей передают в семью на определенный срок, который оговаривается в договоре.

    Для некоторых детей приемная семья порой становится лучше, чем родная, в которой родители ведут аморальный образ жизни и воспитанием подрастающего поколения не занимаются.

    Такие семьи могут разительно отличаться друг от друга. Среди них выделяют две группы:

    1. Асоциальные семьи. В них родители ведут разгульный образ жизни, пьют, занимаются наркоманией, поэтому на воспитание детей у них просто не остается времени. Сюда же можно отнести родителей, которые сознательно занимаются преступной деятельностью.
    2. Респектабельные семьи. Они внешне совершенно не отличаются от обычных семей, но семейные устои и принципы не позволяют воспитать полноценного гражданина и нормальную личность. Сюда можно отнести семьи сектантов, которые не пускают ребенка в школу по каким-то своим соображениям.

    Каждый сам создает свою семью, только от вас зависит, какие отношения сложатся между детьми и родителями, а также супругами. Типы семей могут быть разными, но уважение друг к другу, взаимопомощь, любовь и сострадание являются общечеловеческими качествами, которые должны проявляться в каждой ячейке общества.

    Источник:
    Типы семей
    В определенный период своей жизни каждый создает свою семью. Типы семей могут быть разными, но только вы сами решаете, какие отношения постороить в своей маленькой ячейке общества.
    http://www.syl.ru/article/169590/new_tipyi-semey-formyi-i-tipyi-semi

    Характеристика современной семьи: структура, виды, функции современной семьи

    Характеристика современной семьи: структура, виды, функции современной семьи

    Структура современной семьи

    Структура семьи включает численный и персональный состав ее членов, а также совокупность семейных ролей и различных взаимоотношений между ними (супружеские отношения, детско-родительские, супругов и их родителей, отношения между детьми, отношения бабушек и дедушек с их внуками).

    Подсистема родителей появляется с трансформацией супружеской пары после рождения ребенка. В свою очередь, родительская подсистема изменяется, приспосабливается к возрастным особенностям детей. Кроме того, родительская подсистема обязана учитывать потребности всех растущих в семье детей, что, естественно, сопряжено с целым рядом трудностей, обусловленных не только возрастными, но и индивидуально-психологическими характеристиками, а также половыми различиями.

    Подсистема детей предоставляет ребенку возможность быть лишь ребенком, позволяет изучать отношения сверстников, воспитывать способность к согласованию и приспособлению. С. Минухин называет эту подсистему социальной лабораторией, где можно экспериментально общаться без ответственности и компетенции, стесняющих общение взрослых. Детское общение становится своеобразной экспериментальной площадкой, позволяющей сформировать у ребенка необходимые коммуникативные умения и навыки для последующего самостоятельного установления контактов и со сверстниками, и с взрослыми. [3, с. 20].

    Виды современной семьи.

    Первый тип — это «традиционная семья». В таких семьях стержнем системы являются не межличностные, а социально и культурно заданные отношения между ее членами.

    Второй исторически сложившийся в Европе XVIII—XIX веков тип семьи — так называемая «детоцентрическая семья». Здесь межличностные отношения, стремление к формированию близких и теплых, эмоционально насыщенных контактов.

    Таким образом, ребенок с самого начала занимает в такой семье центральное, главенствующее место.

    Третий тип известный социолог С.И. Голод назвал «супружеской семьей», основой которой является связь между супругами.

    17. По характеру общения и эмоциональных отношений в семье браки классифицируются на симметричный, комплементарный и метакомплементарный.

    В симметричном брачном союзе оба супруга имеют равные права, никто из них не подчиняется другому. Проблемы решаются путем соглашения, обмена или компромисса. В комплементарном браке один распоряжается, дает приказания, другой подчиняется, ожидает совета или инструкции. В метакомплементарном браке ведущего положения достигает партнер, который реализует собственные цели путем подчеркивания своей слабости, неопытности, неумелости и бессилия, манипулируя, таким образом, своим партнером.

    Американский психолог и психотерапевт К. Витакер выделяет следующие виды семей:

    Сделанные в семейную жизнь вложения не подлежат возврату, как безотзывный взнос. Никто не имеет права на основной капитал, партнеры могут пользоваться только процентами по своему усмотрению, либо пополняя ими исходный капитал, либо переводя их на отдельный счет.

    3. Социальная семья. Под семьей здесь подразумевается только то, что между партнерами существует взаимосвязь, обусловленная либо общими интересами, либо профессиональной деятельностью, либо необходимостью поддержания контактов на уровне делового партнерства. Эмоциональной привязанности может не быть, встречи от случая к случаю. Отношения такого рода в семье неизбежно имеют конец, который оформляется на основе мирной договоренности с использованием уже существующих, хорошо известных принципов общественного урегулирования подобных ситуаций. Внутри социальной семьи может возникать отрицательная динамика, но, как правило, она не переходит в войну, поскольку на первом месте стоят корпоративные интересы, да и длительность союза заведомо ограничена временными рамками. В какой-то степени этот союз напоминает приемную семью.

    Многие ученые отмечают, что наиболее прогрессивной и максимально соответствующей современным условиям является эгалитарная семья, предполагающая полное и подлинное равноправие супругов во всех без исключения вопросах семейной жизни.

    В отдельную группу следует выделить неблагополучные семьи. Научная литература не дает четкого определения понятию «семейное неблагополучие», так как причина его возникновения и формы проявления довольно многообразны. В содержание этого понятия вкладывают разный смысл и называют такие семьи по-разному: «неблагополучная», «трудная», «деструктивная», «дисфункциональная», «неуправляемая» и т. п.

    Неблагополучные семьи различны по своим социальным установкам, своим интересам, но сам стиль жизни этих семей, поведение взрослых, их настроенность таковы, что влекут за собой отклонения в нравственном, развитии ребенка. С учетом социальных установок, превалирующих интересов, жизненного стиля и особенностей поведения взрослых психотерапевт В.В. Юстицкий выделяет такие типы семейно-брачных союзов, как «недоверчивая семья», «легкомысленная семья» и «хитрая семья». Именно этими метафоричными названиями он обозначает определенные формы скрытого семейного неблагополучия.

    «Недоверчивая семья». Характерная черта такой семьи — повышенная недоверчивость к окружающим (соседям, знакомым, сослуживцам, работникам учреждений, с которыми представителям семьи приходится общаться).

    «Легкомысленная семья» отличается беззаботным отношением к будущему. Члены такой семьи тяготеют к сиюминутным удовольствиям, планы на будущее у них, как правило, неопределенны. Даже если кто-то и выражает неудовлетворенность настоящим и желание жить иначе, то не задумывается о том, как это можно сделать. В такой семье не любят рассуждать о том, что и как следовало бы изменить в своей жизни, больше склонны «притерпеться» к любым обстоятельствам, не способны и не желают преодолевать трудности. Здесь, как правило, не умеют, да и не стремятся интересно организовать свой досуг. Предпочтение отдается занятиям, не требующим каких-либо усилий. Главное развлечение — просмотр телепередач (смотрят невнимательно и все без разбора), вечеринки, застолье. Выпивка, как наиболее легкое и доступное средство для получения сиюминутного удовольствия, легко прививается в семьях такого типа.

    «Легкомысленная семья» почти постоянно находится в состоянии внутреннего разлада, противоречия очень легко переходят в многочисленные конфликты. Ссоры мгновенно вспыхивают по любому пустяку.

    Дети в таких семьях вырастают с недостаточным уровнем волевой регуляции и организованности, их тянет к примитивным развлечениям. Проступки они совершают чаще всего по причине бездумного отношения к жизни, отсутствия твердых принципов и недостаточного умения проявить свои волевые качества.

    В «хитрой семье» в первую очередь ценят предприимчивость, удачливость и ловкость в достижении жизненных целей. Главным считается умение добиваться успеха кратчайшим путем, при минимальной затрате труда и времени. При этом члены такой семьи легко переходят границы допустимого поведения. Законы и нравственные нормы для них нечто относительное. Члены семьи могут заниматься различными видами деятельности сомнительной законности.

    Еще одна характерная особенность такой семьи — стремление использовать окружающих в своих целях. Эта семья умеет произвести впечатление на человека, который ей нужен, и озабочена тем, как создать себе широкий круг полезных знакомых.[3, с. 26].

    Функции современной семьи

    Основной функцией семьи является репродуктивное, биологическое воспроизводство населения (А.Г. Харчев). [11, с. 273].

    Демографическая ситуация в Беларуси сегодня складывается таким образом, что уровень смертности превышает уровень рождаемости. В последние годы наблюдается тенденция увеличения доли семей, состоящих из двух-трех человек. Дети, по высказыванию таких семей, — это возможные ограничения свободы родителей: в образовании, работе, повышении квалификации, реализации своих способностей.

    Установка на бездетность, к сожалению, не просто имеется, она все больше распространяется на супругов детородного возраста. Это обусловлено растущими материально-экономическими трудностями, духовно-материальным кризисом, в результате которого в системе ценностей приоритетными становятся престижные вещи (машина, породистая собака, вилла и пр.), и другими причинами.

    Можно выделить ряд факторов, обусловливающих сокращение размеров семьи: падение рождаемости; тенденция к отделению молодых семей от родительских; увеличение доли семей с одним родителем в результате роста разводов, овдовений, рождения детей одинокими матерями; качество здоровья населения и уровень развития здравоохранения в стране.

    Но кроме этой существует целый ряд социальных функций семьи. Это:

    Экономическая и хозяйственно-бытовая функция. Исторически семья всегда была основной хозяйственной ячейкой общества. Охота и хлебопашество, ремесло и торговля могли существовать, так как в семье всегда было разделение функций. Традиционно женщины вели домашнее хозяйство, мужчины занимались ремеслами. В век научно-технической революции многие стороны жизни людей, связанные с повседневным обслуживанием: приготовление пищи, стирка, уборка, пошив одежды и т. д. — частично были переложены на сферу бытовых услуг.

    Экономическая функция была связана с накоплением богатства для членов семьи: приданое для невесты, калым для жениха, вещи, передаваемые по наследству, страхование на свадьбу, на день совершеннолетия, накопление денежных средств.

    Социально-экономические изменения, происходящие в нашем обществе, вновь активизируют экономическую функцию семьи в вопросах накопления имущества, приобретения собственности, приватизации жилья, наследования.

    Функция первичной социализации. Семья является первой и главной социальной группой, которая активно влияет на формирование личности ребенка. В семье переплетаются естественно-биологические и социальные связи родителей и детей. Эти связи очень важны, ибо они определяют особенности психики и первичную социализацию детей на самом раннем этапе их развития.

    Являясь одним из важных факторов социального воздействия, конкретной социальной микросредой, семья оказывает влияние в целом на физическое, психическое и социальное развитие ребенка. Роль семьи состоит в постепенном введении ребенка в общество, чтобы его развитие шло сообразно природе человека и культуре страны, где он появился на свет. Обучение ребенка тому социальному опыту, который накопило человечество, культуре той страны, где он родился и растет, ее нравственным нормам, традициям народа — прямая функция родителей.

    Воспитательная функция — социализация молодого поколения. [11, с. 273].Важную роль в процессе первичной социализации играет воспитание ребенка в семье, поэтому мы эту функцию выделим отдельно. Родители были и остаются первыми воспитателями ребенка.

    Воспитание детей в семье — сложный социально-педагогический процесс. Он включает влияние всей атмосферы и микроклимата семьи на формирование личности ребенка. Возможность воспитательного взаимодействия на него заложена уже в самой природе отношения родителей к детям, сущность которого заключена в разумной опеке, сознательной заботе старших о младших. Отец и мать проявляют заботу, внимание, ласку к своему ребенку, защищают от жизненных невзгод и трудностей. Существуют различные по характеру требования родителей и особенности взаимоотношений родителей и детей.

    Требования родителей реализуются в их сознательной воспитательной деятельности с помощью убеждения, определенного образа жизни и деятельности ребенка и т. д. Личный пример родителей — важнейшее средство влияния на воспитание детей. Его воспитательное значение основывается на присущей детскому возрасту склонности к подражанию. Не имея достаточных знаний и опыта, ребенок копирует взрослых, подражает их действиям. Характер отношений родителей, степень их взаимного согласия, внимания, чуткости и уважения, способы решения различных проблем, тон и характер разговоров — все это воспринимается ребенком и становится образцом для его собственного поведения.

    Непосредственно опыт ребенка, приобретенный в семье, в младшем возрасте становится подчас единственным критерием отношения ребенка к окружающему миру, людям.

    Но и в условиях семьи воспитание может быть деформированным, когда родители больны, ведут аморальный образ жизни, не обладают педагогической культурой. Семья воздействует на развитие личности детей не просто самим фактом своего существования, а благоприятным морально-психологическим климатом, здоровыми отношениями между ее членами.

    Рекреационная и психотерапевтическая функции. Смысл их заключается в том, что семья должна быть той нишей, где человек мог бы чувствовать себя абсолютно защищенным, быть абсолютно принятым, несмотря на его статус, внешность, жизненные успехи, финансовое положение и т. д.

    Изречение «мой дом — моя крепость» хорошо выражает ту мысль, что здоровая, неконфликтная семья — наиболее надежная опора, наилучшее убежище, где можно хоть на время укрыться от всех тревог внешнего мира, отдохнуть и восстановить свои силы.

    Традиционная модель, когда жена встречала мужа у домашнего очага, безропотно снося все обиды и раздражение своего повелителя, уходит в прошлое. Подавляющее большинство женщин сегодня тоже работают и тоже приносят в свой дом груз усталости. Наблюдения показывают, что полнее всего силы восстанавливаются в семейной обстановке, в общении с близкими, детьми. Совместный отдых вместе с детьми — фактор, благотворно влияющий на крепость семьи.

    Таким образом, существование человека в настоящее время организовано в форме семейного образа. Каждая из функций может быть с большим или меньшим успехом реализована вне семьи, но совокупность их может выполняться только в семье. [5 с. 177] (Схема 1)

    Источник:
    Характеристика современной семьи: структура, виды, функции современной семьи
    Характеристика современной семьи: структура, виды, функции современной семьи Структура современной семьи Структура семьи включает численный и персональный состав ее членов, а также
    http://vuzlit.ru/712838/harakteristika_sovremennoy_semi_struktura_vidy_funktsii_sovremennoy_semi

COMMENTS