Основные формы семейных отношений

ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ И ФОРМЫ СЕМЕЙНО-БРАЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ

ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ И ФОРМЫ СЕМЕЙНО-БРАЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Семья — это первичная ячейка социальной общности людей, основанная на браке или кровном родстве, один из самых древних социальных институтов, возникший значительно раньше классов, наций, государств.

Семья представляет собой сложное социальное явление, в котором переплетаются многообразные формы социальных отношений и процессов. Трудно сравнить с ней любое другое социальное образование, в котором удовлетворялось бы столько разнообразных человеческих и общественных потребностей. Семья представляет собой социальную группу, которая накладывает свой отпечаток на всю жизнь человека. Поэтому по отношению к семье не так легко предпринять объективное научное исследование. Как отметил американский социолог Гуд, «мы знаем о семье слишком много, чтобы исследовать ее объективно».

Первой исторической формой семьи можно считать материнскую семью в составе рода в эпоху матриархата; иногда ее называют тотемической семьей. Это была сравнительно большая группа ближайших родственников по женской линии в первых четырех-пяти поколениях. В семье такого типа сущест- вал групповой брак, отец детей не всегда мог быть установлен, и потому происхождение определялось по материнской линии.

Домовая община как форма семьи существовала у всех индоевропейских народов и дожила до наших дней (Южная Индия, Тибет). Она отличается совместным проживанием нескольких поколений в одном большом доме. В зависимости от того, по какой линии определяется происхождение, выделялись материнская и отцовская домовые общины. Если главой рода является женщина, то в совместном доме живут лишь родственники по женской линии, а мужья женщин — членов общины живут в семьях своих матерей и посещают своих жен в определенных случаях. В этих общинах часто встречалась полиандрия (т.е. многомужество). Понятно, что отцовская домовая община включала в себя родственников по отцовской линии. Встречалась и билатеральная домовая община, в которой происхождение определялось и по отцовской, и по материнской линиям.

Моногамная патриархальная семья — это семья, в которой главой семьи и собственником имущества является отец. Непосредственной причиной перехода к такому типу семьи считается появление частной собственности и связанного с нею вопроса о наследовании.

Индивидуальная (нуклеарная, моногамная) семья — самая распространенная форма семьи в современном мире. Она отличается тем, что является не только общественной, но и юридически признанной, образуется в результате правового акта — бракосочетания гражданского или церковного либо того и другого.

Надо отметить, что число членов семьи имеет постоянную тенденцию к уменьшению. Типичная современная семья — муж, жена, один-двое детей. Наряду с уменьшением числа членов семьи изменяется и характер взаимоотношений между ее членами. Большая экономическая самостоятельность супругов ведет к равноправию и большей самостоятельности каждого из них. Ослабление эмоциональных связей сопровождается ростом числа разводов, дети лишаются полноценного родительского воспитания, что, конечно же, способствует возникновению новых проблем в обществе.

Кроме того, отмечается увеличение внебрачных союзов, где семья предстает как отдельная ячейка общества, но в то же время не является правовым институтом. Трансформация семьи влияет и на взаимоотношения между родителями и детьми. Прежде всего это проявляется в том, что решение родителей имеет все меньший вес в деле заключения браков их детьми, дети перестают быть носителями семейных традиций. Социальные условия позволяют им и без опоры на традиции семьи утвердиться в обществе. Современная семья все больше трансформируется в социальную общность, в основе которой — брачная связь, построенная на любви и взаимном уважении.

Брак — это санкционированная и регулируемая обществом форма отношений между мужчиной и женщиной, определяющая их права и обязанности по отношению друг к другу и к детям.

Первой формой общественного регулирования половых отношений считается дуально-родовой, или групповой, брак, характерный для ранней стадии первобытного общества. Групповой брак был отношением между родами (а не между лицами). Всякие половые связи внутри рода были строжайше запрещены (экзогамия), т.е. групповой брак выражался в том, что муж и жена не жили вместе и не принадлежали к одному хозяйственно-бытовому коллективу.

В дальнейшем групповой брак между членами разных родов сузился до лиц, принадлежавших одному поколению, и затем постепенно сменился парным браком. Вначале при парном браке супруги, вероятно, жили отдельно, затем муж стал переходить в род жены (матрилокальный брак), а позже жена — в род мужа (патрилокальный брак), имущество было раздельным, сохранялись пережитки группового брака.

Переход к земледелию и скотоводству повысил хозяйственную роль мужчины, в результате чего парный брак упрочивается и дает начало моногамному браку, укрепляющему целостность семьи. В ходе исторического развития основной формой брака становится именно моногамия; у ряда народов она сочетается с полигамией, однако распространение последней сокращается.

Заключение браков и выбор брачного партнера происходит под определяющим влиянием социальных и экономических факторов.

В рабовладельческих государствах брак был признан лишь для свободных граждан, резко осуждались брачные связи свободных с рабынями.

В феодальных обществах господствовали гомогамные браки, особенно среди правящих классов или сословий. Браки между крепостными обычно заключались по воле помещика. Усиление социальной и особенно экономической функции семьи способствовало усложнению порядка заключения брака, которому предшествовала договоренность о его материальных условиях (выкуп, приданое). Ответственность и инициатива при заключении брака, а также выбор брачного партнера становятся функциями главы семьи.

Развитие индустриального общества, сопровождающееся ростом образования и втягиванием женщины в общественное производство, привело к новым изменениям брака:

  • 1) процесс секуляризации (освобождение от церковного влияния в общественной деятельности) приводит к постепенной замене церковного брака гражданским браком;
  • 2) заключение брака упрощается, облегчается процедура развода;
  • 3) рост общего и специального образования повышает брачный возраст;
  • 4) растет число мужчин и женщин, не вступающих в брак, увеличивается число добрачных связей и незаконнорожденных детей.

В ходе культурно-исторического развития изменялась не только форма семейно-брачных отношений, но и само содержание этих отношений, в частности между мужем и женой.

С возникновением моногамии это изменение в большей степени носило качественный характер.

Брак в древности. Возникновение городской цивилизации, развитие навыков письма и чтения привели к первым письменным законам о браке, появившемся в Древнем Вавилоне. Брак в те времена являлся и экономической сделкой: будущий муж должен был выкупить девушку у ее отца. Во всех древних культурах брак-соглашение и брак-сделка были обычным явлением.

В Древнем Египте брак также заключался по экономическим или политическим соображениям. Часто в брак вступали братья и сестры, чтобы не делить наследственную землю или наследуемые семьей государственные посты.

Первая историческая форма моногамии — патриархальная семья — управляется отцом, включает его потомков, их жен и детей, а также домашних рабов.

История знает и эпоху матриархата, когда в древнем обществе главенствующее положение занимала женщина, но на то были свои особые причины. Когда было наложено жесткое табу на кровосмешение, образовался род как новая форма семьи, в основу которой как уже отмечалось, был положен принцип родства по материнской линии. Ввиду того что мужья и жены были общими, отцовскую линию проследить было фактически невозможно, и поэтому действительно кровными родственниками можно признать было только мать и ее детей, которые оставались при ней и составляли ее, материнский, род.

В период матриархата наследование всегда шло по женской линии, а в брачных соглашениях собственность жениха часто передавалась во владение невесты. Многие фараоны женились в связи с этим на своих сестрах и даже дочерях, так как это помогало сохранить трон, династию и наследство.

Так Клеопатра (69—30 гг. до н.э.) сначала была женой своего старшего брата, затем, после его смерти, — младшего. Каждый этот брак давал им право владеть Египтом.

Первые законы римского права приписываются Ромулу, легендарному основателю Рима. В соответствии с этими законами женщина, соединенная с мужчиной священными узами брака, должна была стать частью его имущества. Закон предписывал женам полностью приспосабливаться к характеру своих супругов, а мужей — управлять женами как необходимым своим имуществом. Законы Рима гласили, что брак существует исключительно ради деторождения, а также ради того, чтобы неделимой осталась семейная собственность. Много веков спустя римское право легло в основу английского законодательства, которое по-прежнему закрепляло за мужьями большие права.

В период рабовладения в Древней Греции было известно четыре типа женщин: 1) жрицы — служительницы различных культов, «мистические» женщины; 2) матроны — респектабельные, замужние женщины, матери детей (мужа называла на «вы», за измену могла поплатиться жизнью или продавалась в рабство); 3) рабыни, являвшиеся наложницами плебеев; 4) гетеры — образованные и одаренные женщины (так называемые женщины для наслаждения).

Нравы в Древней Спарте иллюстрируются следующим примером. Спартанец разрешал вступать в половую связь со своей женой любому мужчине, который его об этом просил. Женщина при этом оставалась в доме мужа, рожденный ею ребенок от постороннего мужчины также оставался в семье (если это был крепкий, здоровый мальчик). Объяснимо это с точки зрения единственной цели брака спартанцев, которая заключалась в рождении детей.

С появлением частной собственности женщина становится бесправной домашней прислугой с многочисленными хозяйственными обязанностями, она не может даже распоряжаться личным имуществом без разрешения мужа, а в случае его смерти власть в доме переходила к сыну.

По свидетельствам историков, женщина могла делить с мужем ложе, но не трапезу. В Древней Греции красивая женщина стоила несколько голов рогатого скота.

Европейский брак в эпоху Средневековья и Возрождения. На протяжении IV и V вв. Европа постоянно подвергалась нашествию северных племен варваров, которые приносили свои представления о браке, свои брачные обряды. Например, в соответствии с традициями германских племен брак был моногамным, а супружеская неверность как мужа, так и жены строго каралась моралью и законом. Французские племена, напротив, одобряли полигамию и разрешали куплю-продажу невест. При этом почти у всех варварских племен считалось, что брак существует ради семьи, ради сексуального и экономического удобства.

С переходом от племенной к национальной общности, по мере усиления королевской власти феодальные вожди постепенно утрачивали свою абсолютную власть, в том числе и право принимать решение о браках своих вассалов и смердов.

Средние века овеяны ореолом рыцарства. Однако в брачной сфере ситуация выглядела следующим образом: рыцари должны были жениться на дамах своего круга. По существу, брак был социально-экономической сделкой: с одной стороны, девушка «продавала» свою девственность, целомудрие, а с другой — мужчина брал на себя обязательства содержать и обеспечивать ее и будущих детей. Для аристократии брак был политическим актом, лучшим средством увеличить свое влияние и могущество. То же отношение к браку существовало и среди цеховых мастеров средневековых городов и купечества.

Представления о серенадах требуют уточнения в том плане, что их, как правило, распевали под окном чужих жен. Но в то время, как женатый мужчина пел под окном чужой жены, под окном его собственной жены мог находиться другой. Представление о трубадурах Средневековья неплохо совмещается с образом рогоносца.

В эпохи Возрождения и Реформации стали возможны браки, основанные на добровольном союзе. Одновременно стала распространяться и более либеральная точка зрения на брак, появились новые духовные и сексуальные веяния.

Семья в библейские времена. Исследователи древнееврейской семьи обнаружили в ней элементы фратриархата (когда главой является старший брат), матриархата, но в целом уклад древнееврейской семьи патриархален. Муж был хозяином своей жены: он спал с нею, она рожала ему детей и он имел абсолютную власть над потомством.

Семья не была замкнутой: в нее входили все кровные родственники, а также слуги, рабы, приживалки, вдовы, сироты, имеющие отношение к семье. Все они находились под защитой семьи. Если урон, нанесенный семье, был настолько серьезен, что требовалась месть, это становилось прерогативой «искупителя», «избавителя». Могла осуществляться кровная месть — вендетта.

«Брачный сговор» совершался членами семьи или их официальными представителями. Жених уплачивал семье невесты мохар (выкуп, компенсацию) — отчасти чтобы как-то компенсировать потерю дочери, но в основном из-за того, что все дети, которых она в будущем родит, будут членами семьи мужа.

В большинстве случаев жених не видел невесты до тех пор, пока брак не был заключен. На свадьбе происходил обмен дарами.

И мужчины, и женщины вступали в брак молодыми. Смешанные браки имели место, но не поощрялись. Целью брака было укрепление семьи, предпочтительно состоящей из особ мужского пола. Внебрачные связи были запрещены, и за измену или блуд полагалось наказание.

Существовало четкое различие значимости мужчины и женщины. Мужчина обладал большей свободой и ценностью в глазах общества. Предназначением женщины было вынашивать и рожать детей для своего мужа и помогать ему во всех его делах. Она должна делать его счастливым, удовлетворять его сексуальные потребности и во всем следовать его приказам. Социального статуса у женщины практически не было, и все решения принимались мужчинами. Многие женщины, чтобы высказать свои требования, пользовались во внутрисемейных ситуациях психологическими средствами, высказывая свои претензии, однако идеалом всегда оставалась женщина покорная.

Языческая семья. Примером семьи, характерной для языческой культуры, является русская семьяХ—XII вв. Отношения мужа и жены строились не на отношениях «доминирования- подчинения», а «на изначальной конфликтности», как подчеркивает В.Н. Дружинин в своей работе «Психология семьи».

Женщина обладала свободой, как добрачной, так и в браке. Ограничивалась не только власть отца, но и власть мужа. Женщина имела возможность развода и могла вернуться к матери и отцу. В семьях главную роль играла «большуха» — старшая, наиболее трудоспособная и опытная женщина, обычно жена отца или старшего сына, ей подчинялись все младшие мужчины большой семьи. При этом мужчина отвечал за внешнее природное и социальное пространство, женщина доминировала во внутреннем пространстве — доме и семье.

Аналогичную картину можно увидеть, как считает В.Н. Дружинин, в большинстве других языческих цивилизаций, например в древнегреческой. В античной мифологии соблюдается паритет полов: мужские и женские божества равноправны, а отношения между ними сложны и неоднозначны, включая и борьбу.

В отношениях же родителей и детей дети занимали подчиненное положение.

Христианская модель семьи. Победа христианской модели семьи над языческой характеризуется сменой типов отношений между отцом, матерью и ребенком.

В период раннего христианства были радикально изменены многие законы о браке. Например, под запретом оказались полигамные браки и левират — обычай, обязывающий брата умершего жениться на его вдове.

Патриарх — глава рода, отец семейства, выполняет и функции вождя. Слияние ролей отца и вождя, как и отца и учителя, является характерной чертой патриархальной культуры.

Интересно, что в католицизме особое значение имеет культ Богородицы, Девы Марии, напротив, почти все протестантские вероучения игнорируют какую бы то ни было ее роль. Семья протестантов — это отношение мужчины к мужчине: отца к сыну, хозяина к наследнику, потенциально равному. Протестантский деятель Мартин Лютер (1485—1546) выступал против традиционного таинства брака, считал, что целью брака является рождение детей и совместная жизнь супругов во взаимной верности. Отношение к женщине (жене, супруге, дочери) осталось за пределами сферы отношений, освященных религией. Вместе с тем к XVII в. в Германии, Голландии и Шотландии стал распространяться взгляд на семейные отношения как духовное единство мужа и жены.

Некоторые ограничительные традиции в брачных отношениях, принятые в Европе, были перенесены в Новый Свет первыми поселенцами. Например, догматическое осуждение Кальвином интимных удовольствий господствовало в умах американцев, особенно пуритан, в течение многих лет. Антисексуальные и морализаторские установки достаточно долго господствовали в колониях. В начале периода колонизации браки заключались исключительно из соображений удобства. Женщины занимали бесправное, подчиненное положение.

По мере того как в США женщины получали все больше прав, отношение к браку радикально менялось. Этому способствовали сначала борьба женщин за избирательные права, а в дальнейшем набирающее силу феминистское движение.

В христианском писании большее внимание уделяется взаимоотношениям супругов, нежели родителей и детей, и тем более сексуальным отношениям. Последние принимаются как неизбежная данность, хотя в некоторых стихах мы можем встретить совет вообще избегать сексуальных отношений.

Внутрисемейные отношения по «Домострою». Термин «семья» в ее современной трактовке «Домострой» не знает. Он использует слово «дом», обозначая его как некое единое хозяйственное и духовное целое, члены которого находятся отношениях господства-подчинения, но являются необходимыми для нормальной жизни домашнего организма.

Обязанность главы семьи — забота о благосостоянии дома и воспитании, в том числе и духовном, его членов. Жена обязана сама заниматься рукоделием и знать всю домашнюю работу, с тем чтобы учить и контролировать слуг. Кроме того, она занимается воспитанием и обучением дочерей (обучение сыновей — обязанность отца). Все решения, связанные с «домовым строительством», муж и жена принимают совместно. Они должны обсуждать семейные проблемы ежедневно и наедине.

Роль жены и матери в «Домострое» оценивалась высоко. Жена в «Домострое» — регулятор эмоциональных отношений в семье, она же отвечает за семейную благотворительность. Домострой рекомендует жене «мужу уноровить», т.е. поступать сообразно его желаниям и представлениям. Из текста следует, что в семейных отношениях осуждаются всякие «неподобные дела: блуд, сквернословие и срамословие, и клятва, и ярость, и гнев, и злопамятство».

Любовь к детям в «Домострое» рассматривается как чувство вполне естественное, так же как и забота об их телесном благополучии, менее распространенной считается забота о духовном развитии чад. Однако по своему положению в семье они ближе к слугам, чем к родителям. Главная обязанность детей — любовь к родителям, полное послушание в детстве и юности и забота о них в старости. Избивающий родителей подлежит церковному отлучению и смертной казни.

Источник:
ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ И ФОРМЫ СЕМЕЙНО-БРАЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ
ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ И ФОРМЫ СЕМЕЙНО-БРАЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ Семья — это первичная ячейка социальной общности людей, основанная на браке или кровном родстве, один из самых древних социальных институтов,
http://studref.com/354067/sotsiologiya/istoricheskie_tipy_formy_semeyno_brachnyh_otnosheniy

Современные формы брака и семьи: основные понятия и краткая характеристика

Современные формы брака и семьи: основные понятия и краткая характеристика

Семья — маленькое государство, здесь свои законы и правила. Поэтому в обществе встречаются разнообразные формы брака, типы и виды семей. Давайте глубже разбираться в этих понятиях.

Даже если вы сторонник известной фразы, что браки заключаются на небесах, то работать над сохранением мира и гармонии в семье приходится в реальной жизни здесь и сейчас. Создание полноценной семьи не происходит во дворце бракосочетания.

Прежде всего, стоит уяснить, что «брак» и «семья» — это разные термины, но между ними существует взаимосвязь. Брак — союз, созданный и зарегистрированный по законам определенной страны.

После его заключения у супругов возникают юридические права и обязанности. А на основе брачного союза возникает более глубокое понятие — «семья». Не все отношения в семье поддаются регулированию со стороны права.

Она затрагивает личные отношения, интим, регулировать которые невозможно даже при наличии брачного контракта. Она включает в себя и отношения с детьми, с многочисленными родственниками, с близкими людьми.

Семья может возникнуть и вне брака, многие считают, что штамп в паспорте ни на что не влияет, и люди не спешат узаконивать семейные отношения. Такие союзы не попадают под законодательство страны. Они еще могут называться «гражданскими».

В неофициальном виде союза остаются нерешенными следующие вопросы:

Он хорош как «испытательный этап» перед свадьбой, он дает большую свободу и позволяет лучше узнать вторую половинку, ее взгляды на жизнь.

Случается, что в гражданском браке люди живут всю жизнь, но это скорее исключение, чем норма. Если говорить кратко, то семья — союз мужчины и женщины, который возникает на основе брачного союза.

А отличительные особенности семейных отношений это:

  • совместное проживание;
  • общность интересов;
  • ведение домашнего хозяйства;
  • ответственность за членов семьи;
  • взаимные обязанности.

Самой распространенной формой брака является традиционная семья. Для нее характерны любовь, дружба, уважение и поддержка всех членов семьи.

Это, конечно, зависит вас и вашей второй половинки, ведь сама регистрация отношений не дает данные прелести по умолчанию. Существуют также и нетрадиционные формы брачных союзов со своими признаками и особенностями.

Нестандартные семьи имеют свои особенности по сравнению с традиционными формами:

  • наличие детей не является нормой;
  • нестабильность отношений;
  • отсутствие сексуальной преданности;
  • распределение власти.

Формы нестандартных семейных отношений:

Социология классифицирует семью на определенные типы и виды. Так выделяют моногамию (союз мужчины и женщины) и полигамию (несколько партнеров в супружестве). К полигамии относят групповой брак, многомужество и многоженство.

Семьи можно также разделить на:

  • простые или нуклеарные (в состав входят родители и дети);
  • сложные (состоит из нескольких поколений).

Если говорить про способ выбора партнера, то семьи классифицируются на:

  • эндогамные (предполагается заключение союза между людьми одной и той же группы);
  • экзогамные (между людьми одной и той же группы запрещается).

Важным является выбор места жительства молодых супругов. Супруги могут жить у родителей мужа, жены или отдельно, поэтому выделяют патрилокальные, матрилокальные и неолокальные соответственно.

В зависимости от того, кому принадлежит власть, выделяют:

  • матриархат (женская власть);
  • патриархат (власть мужчины);
  • демократичные отношения (равенство супругов).

Каждая семья имеет свои принципы воспитания детей, согласно которым семьи можно разделить на:

  • авторитарные (безоговорочный авторитет родителей);
  • либеральные (во главе стоят желания ребенка);
  • демократичные (синтез желаний родителей и ребенка).

При вступлении в брак пара несет определенные цели.

Выделяют три типа семьи согласно преследуемым целям:

  • традиционные. Здесь преобладают классические ценности, в приоритете стоит продолжение рода;
  • гедонистические. Цель жизни — получение удовольствия. Пара может быть с детьми или без них, но рождение детей не является главной задачей;
  • личностно-ориентированные. В союзе большое внимание уделяется карьере, личностному развитию, финансовому благополучию.

Порядок официальной регистрации отношений в России

Одним из условий заключения брака является возраст человека. Так, законодательно разрешено жениться совершеннолетним, то есть с 18 лет.

Однако при существовании уважительных причин вступить в брак можно с 16, а в отдельных регионах России и с 14 лет. К таким причинам относится беременность или уже родившийся ребенок.

Закон запрещает вступать в брак в следующих случаях:

Если вы решились на столь важный шаг и соответствуете вышеперечисленным условиям, то вам необходимо идти в ЗАГС для подачи заявления. При подаче заявления должны присутствовать как мужчина, так и женщина.

Не забудьте взять паспорта и оплатить госпошлину, и уже через месяц вы можете официально считаться мужем и женой. Документ, который отражает образование союза — свидетельство о заключении брака.

Оно выдается в отделе ЗАГС, а в паспорт вносятся штампы о заключении брачного союза. Большинство девушек при заключении брака берут фамилию супруга, однако при желании можно остаться со своей фамилией, можно выбрать двойную. Мужчина также может выбрать фамилию жены.

Бракосочетание может происходить не только в учреждениях ЗАГС, его можно перенести на дом или в медицинскую организацию, однако для этого следует иметь веские причины. Регистрация союза возможна на исторических объектах на платной основе.

Пара также может заключить брачный договор. Именно он определит порядок раздела имущества после развода. Его можно заключить как перед браком, так и после его регистрации.

Бракосочетание — важное событие в жизни человека, поэтому важно изучить все нюансы заключения брака, чтобы не омрачить столь радостное событие.

Дорогие читатели, информация в статье могла устареть, воспользуйтесь бесплатной консультацией позвонив по телефонам: Москва +7 (499) 350-74-42 , Санкт-Петербург +7 (812) 309-71-92

Источник:
Современные формы брака и семьи: основные понятия и краткая характеристика
Современные формы брака и семьи имеют свою специфику. Ознакомившись с основными понятиями и краткой характеристикой форм брака, можно проследить принципиальные отличия разных типов брачных союзов.
http://prozakon.guru/semejnoe-pravo/brak/formyi.html

Формы брачно-семейных отношений

В современном обществе люди все чаще принимают решения не вступать в брак как можно дольше или вообще не регистрировать официально отношения. Основным изменением в семейно-брачных отношениях стала одинаковая равноценность мужчины и женщины для общества, сознательный отказ от многодетной семьи путем регулирования деторождения. Наиболее распространенными формами брачно-семейных отношенийявляются традиционная или патриархальная, детоцентристская, неполная, внебрачная, альтернативная.

Последняя форма становится все более распространенной. Все чаще мужчина, находясь в браке, имея жену и детей, которых материально поддерживает, в то же время имеет ещё и отношения вне брака. Все чаще стала встречаться такая форма отношений, где супруги проживают отдельно друг от друга

Для детоцентристской формы отношений главным являются дети, они-то и являются основным приоритетом. Семья перестала быть структурой, которая подавляет личную индивидуальность.

Для обеспечения надежности и крепости супружеского семьи, приходится больше работать над отношениями, нежели тем семьям, которые держатся на детях, и уж тем более патриархальным. Власть в семье размыта, традиции отсутствуют или неопределенны.

Весьма заметной формой семейно-брачных отношений стали семьи, где главой семьи по разным причинам становится женщина. Несмотря на все сказанное, наиболее удачной считается традиционная патриархальная семья, хотя и они подвержены действию факторов, влияющих на прочность брака и семьи, среди которых алкоголизм, конфликт поколений, которые зачастую вынуждены проживать совместно, неумение жить мирно, без споров.

Каждый член семьи пытается развиваться как личность, если раньше главным была семья, то сейчас видно смещение приоритетов в пользу индивидуальности. Из-за уменьшения числа детей в семье также наблюдается ослабление семейных ценностей, утеря традиций, которые передаются из поколения в поколение. Все это сопровождается ростом числа разводов, что ведет к возникновению проблем в обществе. Заметно увеличение отношений, которые существуют без официальной регистрации брака. При разводе, супруги часто обращаются к адвокатам, чтобы как можно реже встречаться в суде с другой стороной.

Изменение модели отношений в семье влияет и на взаимоотношения между родителями и детьми. Мнение родителей имеет все меньший вес в деле заключения браков их детьми, а имеющиеся социальные условия позволяют им и без опоры на традиционную семью утвердиться в обществе.

Источник:
Формы брачно-семейных отношений
Каждый член семьи пытается развиваться как личность, если раньше главным была семья, то сейчас видно смещение приоритетов в пользу индивидуальности
http://blogforlady.com/semya/formy-brachno-semejnyx-otnoshenij

Формы семейно-брачных отношений

В настоящее время выделяются следующие, наиболее распространенные формы или типы брачно-семейных отношений:

1. Брачно-семейные отношения на основе честной контрактной системы.

Оба супруга четко представляют, чего они хотят от брака, и рассчитывают на определенные материальные выгоды. Цементируют и помогают решать жизненно важные проблемы сами условия контракта. Эмоциональная привязанность, которую трудно назвать любовью, но которая все-таки есть в таком союзе, как правило, с течением времени усиливается. Люди, вступившие в такой брак, имеют наиболее мощную практическую поддержку от партнера во всех начинаниях — поскольку и жена, и муж преследуют собственную экономическую выгоду. В таких брачно-семейных отношениях степень свободы каждого из супругов максимальная, а личная вовлеченность — минимальная: исполнил условия контракта — волен делать, что хочешь.

2.Брачно-семейные отношения на основе нечестного контракта.
Мужчина и женщина пытаются извлечь из брака односторонние выгоды и тем самым наносят ущерб партнеру. Говорить о любви здесь тоже не приходится, хотя часто в таком варианте брачно-семейных отношении она бывает односторонней (во имя которой супруг, понимая, что его
обманывают и эксплуатируют, все терпит).

3.Брачно-семейные отношения по принуждению.

Один из супругов «осаждает» другого, и тот либо в силу определенных жизненных обстоятельств, либо из жалости, наконец, соглашается на компромисс. В подобных случаях тоже сложно говорить о глубоком чувстве: даже со стороны «осаждающего» скорее преобладают амбициозность, желание обладать объектом поклонения, азарт. Когда такой брак наконец заключается, «осаждающий» начинает считать супруга своей собственностью. Ощущение свободы, необходимое в браке и семье в целом, здесь абсолютно исключено. Психологические основы существования такой семьи так деформированы, что компромиссы, которых требует семейная жизнь, невозможны.

4.Брачно-семейные отношения как ритуальное исполнение
социально-нормативных установок.

В определенном возрасте люди приходят к выводу, что все вокруг замужем или женаты и что настало время создавать семью. Это брак без любви и без расчета, а лишь следование определенным общественным стереотипам. В таких семьях нечасто создаются предпосылки для длительной семейной жизни. Чаще всего такие брачно-семейные отношения складываются случайно и так же случайно распадаются, не оставляя глубоких следов.

5.Брачно-семейные отношения, освященные любовью.

Два человека соединяются добровольно, поскольку не представляют своей жизни друг без друга. В браке по любви ограничения, которые принимают на себя супруги, сугубо добровольные: им приятно проводить свободное время вместе, с членами своей семьи, нравится делать что-то хорошее друг для друга и для остальных членов семьи. Брачно-семейные отношения в этом варианте — высшая степень объединения людей, когда дети рождаются в любви, когда любой из супругов сохраняет свою самостоятельность и индивидуальность при полной поддержке второго.

На взаимоотношения в семье оказывают влияние внешние и внутренние факторы. К внешним относится совокупность материальных и духовных условий, существующих в данном обществе. К внутренним факторам, способствующим успешной деятельности семьи, относятся индивидуальные психологические особенности партнеров. Особую; значимость приобретают основные жизненные ориентации или; жизненные стратегии семейных партнеров:

— внутренний контроль — внешний контроль;

— ориентация на общественные нормы — на себя;

— принятие противоречий — их неприятие;

— чувство собственного достоинства — неверие в себя.

К другим факторам, стабилизирующим семейные отношения, относят:

— постоянное стремление партнеров к сохранению семьи;

— желание и способность партнеров к согласованным действиям на
благо семьи;

— инициативность каждого супруга в решении семейных проблем и
реальный вклад каждого в общественные дела;

— разумное сочетание разнообразных личных целей и потребностей с общесемейными делами и потребностями;

-стремление в трудную минуту к эмоциональному единению
и сплочению;

— эстетическая привлекательность (внешний вид, манера поведения и

— способность эмоционально согреть супруга, т.е. вести себя так,
чтобы создать атмосферу доверия, непринужденности, сердечности.

Подходы к организации семейного досуга

Учреждения социально-культурной сферы, направленные на работу с семьей, обладают значительным педагогическим потенциалом для взаимодействия с институтом семьи, развитием и совершенствованием ее функций.

Эпоха коренных изменений во всех сферах общественной жизни самым серьезным образом отразилась на социально-культурной сфере. Современный кризис, поразивший страну, обострил и более явно выявил проблемы как учреждений социально-культурной сферы, так и каждой семьи. Непосредственное вмешательство в процессы функционирования семьи на современном этапе развития рекреативной деятельности не представляется возможным из-за сложности разработки методик работы и образовательных программ, общего уровня развития духовной культуры современного общества.

Практически все современные семьи испытывают затруднения или же не имеют возможности эффективно их разрешать. Потребности членов семьи должны стать социальным заказом для учреждений социально-культурной сферы. Но не все неудовлетворенные потребности могут быть объектами деятельно­сти данных учреждений. Учреждениям культурно-досуговой сферы необходимо конкретизировать актуальные неудовлетворенные потребности семьи, разработать доступные эффективному воздействию формы социально-культурной работы.

В этих условиях перед структурами социально-культурной сферы стоит задача выработки жизнеспособной социально востребованной программы деятельности. Одним из наиболее интересных и перспективных направлений в реорганизации деятельности социально-культурной сферы является изменение ее культурно-просветительной парадигмы.

Появляется ряд исследований, в которых конкретизируется социальная парадигма обновления социально-культурной деятельности. Одним из путей в решении этой задачи может стать создание такой традиционной формы, как семейный клуб, но с новым содержанием.

Источник:
Формы семейно-брачных отношений
В настоящее время выделяются следующие, наиболее распространенные формы или типы брачно-семейных отношений: 1. Брачно-семейные отношения на основе честной контрактной системы. Оба супруга
http://infopedia.su/5x8bf2.html

(Visited 1 times, 1 visits today)

COMMENTS

[an error occurred while processing the directive]
[an error occurred while processing the directive]
[an error occurred while processing the directive]
[an error occurred while processing the directive]
[an error occurred while processing the directive]