Модели взаимоотношений в семье

Модели взаимоотношений супругов в семье

1.1 Понятие семьи

Поскольку семья выступает как базовое, фундаментальное условие функционирования общества, как важнейший элемент его самоорганизации, необходимо четко определить, какое содержание включается в это понятие, в чем сущность семьи, каково ее глубинное назначение, тем более, что в научной и популярной литературе утвердилось представление, что эта первичная ячейка общества как специфическая форма организации личной жизни, быта и потребления призвана в первую очередь обеспечить воспроизводство населения, а то и детопроизводство. Такой акцент на демографической стороне этого многослойного и многофункционального социального организма уводит от понимания внутренних противоречий его развития, истоков и механизмов кризиса.

Как видим, только совокупность названных отношений в рамках единого целого представляет собой семью. Отношения эти очень разнородны, противоречивы, а порой и не совместимы, поскольку выражают духовное и материальное, возвышенное и будничное. В силу этого семья как сложное социокультурное явление заключает в себе как факторы развития, так и источники противоречий, конфликтов, кризисов. В то же время, чем полнее реализуется в семейном союзе совокупность разнородных отношений, чем теснее их взаимосвязь, тем прочнее семья. Всякое же ослабление, свертывание, выпадение одной из подсистем целостного комплекса связей отрицательно сказывается на устойчивости семьи, делает ее более уязвимой для разрушительных тенденций.

И хотя семья с момента своего возникновения, будучи изначально сложным социальным явлением, органически включала в себя и природно-биологические, и нравственные, психологические, и экономические аспекты жизнедеятельности, влияние их на организацию ее жизни на протяжении развития человеческого общества было далеко не однозначно.

В первобытном обществе семья отпочковалась от рода на основе преимущественно заботы о детях, обеспечения их выживания. Период цивилизации порождает патриархальный тип семьи, который можно определить как семью-домохозяйство, в которой доминирует общее ведение хозяйства при сохранении многообразия прочих связей. К средним векам относится возникновение в Европе современного типа супружеской семьи, в которой при всей важности целостного комплекса разнообразных связей в супружеских отношениях ощутимо нарастает роль и значение духовных, нравственно-психологических начал.

Безусловно, изменение это проявляется лишь как тенденция, ибо и для современных молодых людей в основе семейного союза могут лежать разные социально значимые ценности, как и различное понимание сущности и назначения семьи. Она может создаваться на разных ценностных основах: и по расчету, и на романтических побуждениях, и как духовный союз или союз — товарищество, скрепленный единством взглядов, отношениями дружбы и взаимоуважения и т.п.

И все же большая часть молодых людей, как свидетельствуют исследования социологов, заключают браки по любви, отдавая предпочтение нравственно-психологическим и духовным отношениям в семье. Утрата чувств любви при этом рассматривается как достаточное основание для развода.

Однако стремление создать семью, основанную на любви, еще не гарантирует ее от возникновения конфликтов и кризисов. Более того, оно неотвратимо ставит человека перед духовно-нравственным выбором: удовольствия и беспечность или долг и ответственность, эгоцентризм или способность поступиться своими желаниями, интересами, и в конечном итоге стремление обеспечить личную независимость или готовность корректировать свое поведение, привычки, сложившийся уклад жизни в интересах единства семьи. Нередко этот выбор делается не в ее пользу. Статистика показывает, что разводов меньше в семьях, созданных по расчету, а не по любви. Здесь изначально отношения между супругами развиваются на конкретной, приемлемой для обоих основе, лишены непредсказуемости и завышенных требований.

Так что же, любовь не может быть надежным основанием для семьи? Надо сказать, что это специфическое, уникальное чувство всегда завораживало своей загадочностью, непостижимостью рациональным рассудком. Есть разные подходы к его объяснению. Теория «крылатого эроса» А.Коллонтай определяет любовь как неустойчивое чувство, легко приходящее и столь же легко уходящее, «как ветер мая». Создатель русской физиологической школы И.М.Сеченов в книге «Рефлексы головного мозга» исследует любовь с точки зрения физиологии. Он объясняет ее как аффект, страсть, которые не удерживаются длительное время, по крайней мере не более нескольких месяцев. Такие же или подобные точки зрения можно встретить как в современной литературе, так и в практике отношений нынешней молодежи.

Очевидно, что это понимание любви не может быть положено в основу анализа семейных отношений, поскольку вытекает из объяснения природы этого чувства у отдельного его носителя — автономного человека.

Чувства человека нельзя рассматривать изолированно от влияния социума: его традиций, моды, обычаев, нравов и т.п. Человек — существо социальное. Он живет в обществе, которое само состоит из множества сообществ: ассоциаций, социальных институтов, объединений, группировок, больших и малых коллективов, находящихся между собой в определенных взаимоотношениях. Весь этот живой, динамичный социальный фон отражается не только на сознании, но и на характере чувств человека, его поведении, ценностных ориентациях. Он же в значительной степени влияет на «микроклимат» семьи, характер отношений между супругами: может задавать высокий нравственный настрой или же распространять на семью метастазы болезни общества, усиливая ее неустойчивость.

Здесь, на наш взгляд, содержится принципиальный момент, касающийся методологии анализа проблемы: искать ли истоки кризиса семьи в индивидуальных характерах супругов, их личностных качествах или же рассматривать семью как неотъемлемую часть в первую очередь того социального образования, из которого она вырастает и черты которого наследует и несет в себе.

Таким образом, мы вступаем в сложный мир такого практически забытого социального явления, как род. Именно он порождает семью, задает ей ориентиры развития, выпускает в самостоятельную жизнь и в то же время продолжает удерживать ее множеством незримых нитей в сфере своего влияния. Каждая семья на древе рода — это важная почка, которая, развиваясь, приносит в общую копилку рода свой опыт, энергию и знания, комплекс разнообразных качеств и свойств души и тела, которые входят, как говорится, в плоть и кровь рода, в его генетический фонд. При этом сама семья получает необходимую поддержку рода во всех планах бытия: материальном, нравственном, духовном.

Надо иметь в виду, что семья вырастает из двух родов: по мужской и женской линии. Она несет в себе не только их физические качества (цвет волос, глаз, форму носа, пропорции тела и т.п.), но и питается от их духовного источника. Устремленность к высшим идеалам или, напротив, заземленность устремлений, альтруизм или эгоизм, совестливость или душевная черствость у молодых людей часто имеют родовые корни. Чем полнее семья впитала лучшие качества и свойства родов, их ценностные ориентации, традиции, обычаи, чем глубже приняла в себя их дух и назначение, тем богаче ее внутренняя жизнь, тем она устойчивее и стабильнее.

Сущность и смысл семьи, таким образом, состоит не просто в воспроизводстве населения или детопроизводстве, как считают некоторые социологи, а в продлении рода в самом широком смысле слова. Семья выступает как связующее звено поколений рода во всех планах бытия. Через нее род развивает заложенные в его природе душевно-духовные качества. Через семью род реализует себя, свое назначение, воплощает, выражает и развивает свою физическую, психологическую, духовно-нравственную сущность, материализуется в ее действиях, образе жизни.

При таком подходе каждая конкретная семья перестает восприниматься как социальное явление, имеющее и начало, и неизбежный конец. Она получает еще одну систему координат, отражающую по вертикали глубину и прочность связей с родом (в том числе и на генетическом уровне) как носителем общего социального опыта, мудрости, социальных ориентиров и ценностей, наконец, самого духа рода. В памяти рода, в его вере семья обретает бессмертие. Освещенный светом высших духовных начал, человек в ней поднимается над природно-биологическими инстинктами, преодолевает свой эгоцентризм.

Преимущества этого подхода в том, что он позволяет акцентировать внимание не на частных проявлениях проблемы семьи, а видеть ее в контексте развития того социума, из которого она вырастает.

Семью, ее происхождение, сущность изучают многие науки: социология, политическая социология, психология, педагогика, демография, право, этика, политология, история и другие. В литературе можно найти разные определения семьи.

А.Г.Харчев определяет семью как основанное на браке и кровном родстве объединения людей, связанное общностью быта и взаимной ответственностью.

По существу семья представляет систему отношений между мужем и женой, родителями и детьми, имеющую исторически определенную организацию. Ее основные признаки:

а) брачные или кровно родственные связи между всеми ее членами;

б) совместное проживание в одном помещении;

в) общий семейный бюджет.

Юридическая сторона, юридическое оформление здесь не выступает непременным условием.

И другие признаки не так уж четки: сколько времени надо прожить совместно, какую часть от личного бюджета каждого из членов семьи включает весь семейный бюджет и т.д. И это при том, что такие признаки, казалось бы, наиболее фиксируемы. Что же тогда говорить о той тонкой системе взаимоотношений, которая превращает семью в особое духовное образование.

Как ни парадоксально, но именно все это, не столько постигаемое разумом, сколько воспринимаемое интуитивно, и составляет стержень семьи.

Хорошая семья – один из важнейших компонентов человеческого счастья. В хорошей, крепкой семье заинтересовано общество. Хотя образование семьи, вступление в брак регулируется правом, ведущее место в нем принадлежит морали. Многие стороны брака контролируются только совестью вступающих в него людей.

Брак – это историчес ки обусловленная, санкцион ированная и регулируемая обществом форма отношений между полами, между мужчиной и женщиной, устанавливающая их права и обязанности по отношению друг к другу их детям, своему потомству, родителям.

Иными словами брак – это традиционное средство формирования семьи и общественного контроля. Своеобразным социальным ориентиром для совести вступающих в брак есть нравственные нормы, обобщенные в практике современной семьи:

— регистрация брака соответствующими государственными органами есть не только юридический акт, но и форма принятия моральных обязательств, вытекающих из брака. Есть сотни тысяч семей, не зарегистрированных в органах ЗАГСа. Никто не принуждается к заключению брака, но всякий должен подчиняться законам брака:

— морально оправданным есть тот брак, который заключается по взаимной любви;

— решение о вступлении в брак должно принадлежать только вступающим в него;

— необходимо быть социально и психологически подготовленным к вступлению в брак.

Нравственно регулируется не только вступление в брак, но и развод.

Если между супругами исчезли взаимные уважение, дружба, любовь и семья не выполняет свои функции, то расторжение брака есть нравственным. Здесь развод лишь официально фиксирует то, что уже произошло – распад семьи.

В семейных отношениях в силу их сложности, интимности и индивидуальности возникает множество противоречий, которые могут регулироваться только с помощью морали. Нравственные нормы, регулирующие семейные противоречия, просты, но емки по содержанию и значимости. Вот основные из них: взаимная любовь между супругами; признание равенства; забота и чуткость в отношениях; любовь к детям, воспитание и подготовка их к трудовой социально полезной жизни; взаимопомощь во всех видах деятельности, в том числе и бытовом труде.

Требование взаимной любви, равенства и взаимопомощи супругов – основа, от которой зависит решение многочисленных вопросов, ежедневно возникающих в семье и проявляющихся в столкновении различных интересов, мнений.

Особую важность представляет моральная обязанность по воспитанию детей. Выполнение семьей функции воспитания детей может успешно осуществляться, если в семье устанавливается атмосфера дружбы, взаимоуважения, взаимопомощ и, разумной требовательности к детям, уважение к труду.

Благотворно влияет на человека лишь здоровая, благополучная семья, создание которой требует значительных усилий и определенных качеств личности. Неблагополучная же скорее усугубляет, ухудшает его положение. Немало неврозов и других психических заболеваний, аномалий имеют свои источники именно в семье, во взаимоотношениях между супругами.

Соперничество — взаимоотношения между людьми, характеризующиеся состоянием явной или скрытой борьбы за власть, любовь, престиж, признание, материальное преуспевание, реализацию внутреннего потенциала человека.

Тот кто соперничает, стремится воплотить на практике принцип «Выиграл — проиграл». При этом тот, кто соперничает легко может оказаться в ситуации «Проиграл — выиграл» или хуже того «Проиграл — проиграл».

Источник:
Модели взаимоотношений супругов в семье
1.1 Понятие семьи Поскольку семья выступает как базовое, фундаментальное условие функционирования общества, как важнейший элемент его самоорганизации, необходимо четко определить, какое
http://freepapers.ru/18/modeli-vzaimootnoshenij-suprugov-v-seme/207485.1323015.list1.html

МОДЕЛИ СЕМЕЙНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ КАК ПРЕДМЕТ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА

МОДЕЛИ СЕМЕЙНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ КАК ПРЕДМЕТ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА

MODELS OF FAMILY INTERACTION AS SUBJECT OF THE SOCIOLOGICAL ANALYSIS

Alena Bernhard

postgraduate of Belarusian state university faculty of philosophy and social sciences Sociology department,

АННОТАЦИЯ

В статье представлены различные классификации моделей семьи, основанные на супружеском взаимодействии и детско-родительских отношениях. Рассмотрены результаты авторского социологического исследования ценностных ориентаций студенческой молодежи Беларуси на брак и семью. Дана авторская классификация и интерпретация моделей семьи (детоцентристская, партнерская, разобщенная).

ABSTRACT

The article presents different classifications of family models based on marital interaction and child-parent relationships. The results of the author’s sociological research of Belarus youth’s value orientation on marriage and family are considered. The author’s classification and interpretation of family models (child-centered, collaborating, dissociated) are given.

Ключевые слова: семья, модель семьи, детоцентристская модель семьи, партнерская модель семьи, разобщенная модель семьи, односторонняя и двусторонняя гипопротекция, гиперпротекция, нормопротекция.

Keywords: family, family’s models, child oriented model, partner’s model, separated model, one-sided and two-sided hypo patronage, hyper patronage, normal patronage.

Современной тенденцией является не столько создание семьи с традиционными устоями, сколько союза двух людей, основанного на партнерстве и общих интересах. Эгалитарные и патриархальные семьи характеризуются различными моделями семейного взаимодействия.

По мнению белорусской исследовательницы проблем семьи и брака С.Н. Буровой, социальная сущность семьи преломляется и конкретизируется через деятельность и личности ее членов: мужчин и женщин, взрослых и детей. Изменение положения мужчин и женщин в обществе, отношения к детям и старикам влияет и на сущностные характеристики семьи. Семья, так или иначе, отражает все то, что происходит в обществе. Но это не только отражение широких социальных перемен, но и одновременное способствование им [1, с. 425].

Модель семьи – схема супружеских и детско-родительских отношений, описывающая характер взаимодействия и коммуникации между членами семьи. В нашем исследовании выделены детоцентристская, партнерская и разобщенная модель семьи.

В книге «Семья и брак: социологический анализ» С.И. Голод акцентирует внимание на детоцентристской и супружеской модели семьи, по его мнению, детоцентристский тип семьи является первостепенным аспектом в трансформации моногамии, вследствие повышения материальной и духовной заботы о детях, поддерживанию стремления ребенка к разностороннему развитию. Вместе с тем, изменение социального положения женщин способствует возникновению новой супружеской (партнерской) модели семьи [2, с. 158].

Л.Б. Шнейдер в работе «Семейная психология» рассматривает супружескую (демократическую) модель семьи как эталон брачно-семейных отношений, по ее мнению, цель в этой семье – взаимное доверие и принятие, наблюдается относительная автономия членов семьи. Воспитательное воздействие осуществляется по горизонтали, а не по вертикали, как в авторитарных семьях, детско-родительские отношения строятся на равных. В таких семьях дети вырастают уверенными в себе, эмоционально устойчивыми, доброжелательными, самостоятельными и активными [3, с. 486].

Весной 2016 г. автором проводилось исследование ценностных ориентаций на брак и семью студенческой молодежи Беларуси. Выборочная совокупность исследования составила 600 студентов (51,2 % девушек и 48,8 % юношей) 3–4 курса университетов г. Минска (БГУ, БГПУ им. М. Танка, БГЭУ, БГТУ), сбор информации проводился методом анкетного опроса. Основными критериями отбора студенток и студентов были следующие: пол, курс обучения, специальность (техническая, гуманитарная). В данном исследовании студенческая молодежь представлена из всех областей Республики Беларусь.

В нашем исследовании классификации моделей семьи основана на межличностном взаимодействии супругов, детей и родителей; коммуникации между членами семьи и стилях воспитания детей.

  1. В семье, где внимание сосредоточено на детях, семейные отношения
  • строятся вокруг интересов ребенка, в центре семейных забот является ребенок. Семье, в которой родители готовы сделать все возможное ради благополучия детей, характерно проявление гиперпротекции (гиперопеки). Такая модель семьи является детоцентристской (рис. 1 и рис. 2).

Рисунок 1 Детоцентристская модель семьи, характеризующаяся двусторонней гиперпротекцией

Рисунок 2 Детоцентристская модель семьи, характеризующаяся односторонней гиперпротекцией (неполная семья)

По данным нашего исследования опрошенные студенты, ориентированные на детоцентристскую модель семьи, соглашались со следующими суждениями: Родители обязаны делать все лучшее для своих детей, даже если это будет для них финансово затруднительно (всего 66,2 %, из них 32 % девушек и 34,2 % юношей), Свободное время мужчина и женщина должны проводить совместно со своими детьми (всего 38 %, из них 18,7 % девушек и 19,3 % юношей), Основным мотивом вступления в брак является рождение и воспитание детей (всего 81,4 %, из них 43,9 % девушек и 37,5 % юношей).

  1. В семье, где внимание супругов направлено на межличностное взаимодействие, отношения выстраиваются вокруг коммуникации между брачными партнерами, для которых первостепенное значение принимает взаимная поддержка, совместное времяпрепровождение, общие интересы и увлечения. В такой семье взаимодействие родителей и ребенка может характеризоваться нормопротекцией или гипопротекцией (гипоопекой) гиперпротекция в таких семьях наблюдается значительно реже. В данном случае модель семьи является партнёрской (рис. 3, рис. 4).

Рисунок 3 Партнерская модель семьи, характеризующаяся двусторонней нормопротекцией

Рисунок 4 Партнерская модель семьи, характеризующаяся гипопротекцией

Молодые люди, ориентированные на партнерскую модель семьи, соглашались со следующими суждениями: Муж – это тот человек, которому жена должна доверять в первую очередь (всего 82,5 %, из них 41,3 % девушек и 41,2 % юношей), Основным мотивом вступления в брак является потребность в любви и признании (всего 75,4 %, из них 41 % девушек и 34,4 % юношей), Взаимное доверие является гарантом стабильности брачно-семейных отношений (всего 70,2 %, из них 36,2 % девушек и 34 % юношей).

  1. В семье, где внимание супругов направлено на внесемейную деятельность, брачные партнеры предпочитают проводить свой досуг отдельно друг от друга. Такие семьи разобщены, у каждого из партнеров свои интересы, взаимоотношения с детьми чаще выстраиваются по принципу односторонней или двусторонней гипопротекции (гипоопеки). Такая модель семьи является разобщённой (рис. 5, рис. 6).

При ориентации на разобщенную модель семьи респонденты соглашались со следующими суждениями: Взгляды супругов на различные вопросы жизни не должны всегда совпадать (всего 79,1 %, из них 40,8 % девушек и 38,3 % юношей), Муж и жена должны проводить свое свободное время отдельно друг от друга (всего 39 %, из них 21,7 % девушек и 17,3 % юношей), Наличие друзей другого пола является условием стабильности брачно-семейных отношений (всего 1,4 %, из них 0,7 % девушек и 0,7 % юношей).

Рисунок 5 Разобщенная модель семьи, характеризующаяся односторонней гипопротекцией

Рисунок 6 Разобщенная модель семьи, характеризующаяся двусторонней гипопротекцией

В семьях, где присутствует односторонняя гипер- или гипопротекция, проявление сверхзаботы или выстраивание большой дистанции в отношениях с ребенком характерно для одного из родителей, также односторонние взаимодействия формируются в неполных семьях.

Проводя анализ ориентации студентов на одну из трех моделей семьи, подсчет суждений осуществлялся по каждой анкете, в результате оценивалось модальное значение трех групп индикаторов, соответствующих детоцентристской, партнерской или разобщенной модели семейного взаимодействия.

В ходе анализа данных исследования выявление типов и моделей семьи осуществлялось по каждой студенческой анкете, оценивалось модальное значение индикаторов данных моделей. Был отмечен небольшой процент совмещения моделей семьи, что характерно для бинарной модели семьи, которая иллюстрирует переход от традиционного к современному типу брачно-семейных отношений, где с одной стороны важны партнерские отношения, а с другой стороны первостепенны интересы ребенка.

Таблица 1.

Модели семьи студенческой молодежи Беларуси (%)

Источник:
МОДЕЛИ СЕМЕЙНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ КАК ПРЕДМЕТ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА
Бернгард Е.В. МОДЕЛИ СЕМЕЙНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ КАК ПРЕДМЕТ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА // Наука вчера, сегодня, завтра № 8(30).
http://sibac.info/conf/science/xxxvii/58853

Модели семейных отношений

РЕФЕРАТ НА ТЕМУ: «МОДЕЛИ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ».

Демократический стиль характеризуется гибкостью. В результате дети лучше понимают родителей, растут разумно послушными, инициативными, с развитым чувством собственного достоинства.

Семья — главная ячейка общества. Она играет чрезвычайную роль в его жизнедеятельности — через физическую и социокультурную смену поколений обеспечивает возможность существования общества. В семье создается больше общественное богатство — человек. Здесь она рождается и формируется как личность. Это и клетка, из которой начинается любое государство. Нет страны без семьи, семейно-родственных отношений.

Без семьи невозможно воспроизводства населения, его социализация и, наконец, невозможно образование всех других социальных институтов. Именно уровень развития семьи вместе с характером труда предопределяют общественный порядок, по которому живут люди в разных странах, в разных исторических условиях.

Время функционирования семьи является результатом специфических социальных процессов, происходящих в обществе. Итак, семья — это как промежуточное состояние между обществом и индивидом.

Социально-педагогический патронаж — это личная работа социального работника с неблагополучными ячейками общества. Социально-педагогический патронаж заключается в общении с людьми, которые по каким-то причинам стали социально неблагополучными, посещениях семей, в которых люди нуждаются в психологической помощи, медицинского ухода, социальной помощи.

Успешность социальной работы с молодой семьей обеспечивается благодаря учету типа семьи. Ведь каждая семья, которая относится к тому или иному типу, имеет свои типичные особенности, а значит требует различных видов социальной помощи, применения определенных форм и методов работы. Следует отметить, что в научной литературе типология семей достаточной степени не разработана, не определены основные признаки, которые должны быть положены в основу определения типологии семей. Однако определение типов семей необходимое для практической деятельности учреждений образования, социальных служб для молодежи.

Различные типы семей, имеющих проблемы во взаимоотношениях, воспитании детей, организации своей жизнедеятельности, нуждающихся в социальной помощи, поддержки, в том числе материального обеспечения, организации быта, решения проблем репродуктивного здоровья, свободного времени.

Я считаю целесообразным определять типы семей в зависимости от функций, которую выполняет семья. И в то же время следует отметить, что какую-то конкретную семью можно отнести к разным типам, в зависимости от того, под каким углом зрения она рассматривается. Итак, исходя из основных функций семьи, можно назвать следующие типы семей:

1. Зависимости от выполнения материально-экономической функции:

    • по уровню материальной обеспеченности — бедные, малообеспеченные, обеспеченные, богатые
    • за профессиональной принадлежностью, уровнем образования, возрастом, отношением, к религии и по особым условиям семейной жизни — семье рабочих, служащих, актеров, учителей и др..; студенческие семьи, несовершеннолетних; баптистов, мусульман; моряков, космонавтов, высококвалифицированных спортсменов, геологов и др..

2. Зависимости от выполнения жилищно-бытовой функции, по структуре семьи и особенностей проживания:

    • по составу семьи (структурой): неполные, простые нуклеарной (родители и дети), сложные (родители, дети, дедушки, бабушки — в различных вариантах); большие (родительская пара, несколько детей со своими семьями — три и более супружеских пар).

3. В зависимости от исполнения демографической функции:

    • по количеству детей в семье: инфертильни (бездетные), однодетные, Малодетные (2 ребенка), многодетные (3 и более детей до 16 лет)
    • по однородности социального вклада: однородные (семья состоит из представителей одинаковых социальных слоев — рабочие семьи, семьи интеллигентов, семьи ученых и т.д.) — их насчитывают до 70 процентов; разнородные семь ‘й (члены семьи имеют разное образование, профессию. В таких семьях в их членов общих интересов меньше) по региональным принципом (городские, сельские)
    • по продолжительности супружеской жизни — семьи молодоженов (до 1 года)

семьи с продолжительностью супружеской жизни от 1 до 3 лет, и т.п.

Некоторые авторы такую типологию рассматривают несколько иначе и выделяют этапы жизненного цикла, учитывающие продолжительность совместного проживания и возраст ребенка: молодые семьи, семьи с детьми определенного возраста, семьи пенсионеров.

В зарубежной литературе определяются соответственно такие типы семей: семья двокарьерна (супруги — профессионалы) семья среднего класса, семьи цветных (в США), межнациональные семьи, семьи безработных , гомосексуалистов, эмигрантов, национальных меньшинств в зоне конфликта и др..

4. В зависимости от исполнения коммуникативной функции:

5. Зависимости от выполнения воспитательной функции:

    • благополучные
    • неблагополучные (в том числе, внешне благополучные)
    • семьи группы риска.

Таких типологий можно назвать значительно больше. Кроме того, в рамках каждого типа можно еще определить отдельные виды семей. Например, виды неблагополучных (внешне благополучные, неполные). Свои типы имеют также городские, сельские семьи. Но в основном семьи смешанные, в которых сочетаются несколько типов и видов. Например, городские семьи могут иметь разный уровень материальной обеспеченности, различный характер взаимоотношений, разную структуру. Или неполная семья может быть материально обеспеченным или бедной, с хорошими взаимоотношениями в семье или плохими т.д..

С точки зрения социальной работы наибольшего внимания со стороны социальных служб нуждаются семьи, которым нужна социально- психологическая, социально-педагогическая помощь. К таким относятся типы семей, в зависимости от выполнения ими воспитательной функции. Это так называемые неблагополучные семьи. К неблагополучным относятся семьи, которые полностью или частично утратили свои воспитательные возможности по тем или иным причинам. В результате этого в таких семьях объективно или субъективно складываются неблагоприятные условия для воспитания ребенка. Эти семьи характеризуются определенными негативными проявлениями:

    • родители злоупотребляют спиртными напитками, наркоманы, ведущие аморальный образ жизни, вступают в конфликт с морально-правовыми нормами общества (т.е. предполагают различные виды правонарушений)
    • с низким морально-культурным уровнем родителей
    • неполные семьи
    • со стойкими конфликтами во взаимоотношениях между родителями
    • внешне благополучные семьи, которые допускают серьезные ошибки, просчеты в системе семейного воспитания вследствие низкой педагогической культуры и необразованности. Причем, такие ошибки и просчеты в системе семейного воспитания носят не ситуативный, а устойчивый характер. То есть в таких семьях постоянно нарушаются определенные педагогические требования.

К внешне благополучным можно отнести семьи, в которых:

а) общение родителей с детьми носит формальный характер

б) отсутствует единство требований к ребенку

в) бесконтрольность со стороны родителей за успеваемостью и поведением ребенка или контроль носит односторонний характер

г) чрезмерная родительская любовь

д) чрезмерная строгость в воспитании, применение физических наказаний

есть) имеет место насилие в отношении к женщине, ребенка

ж) не учитываются в процессе семейного воспитания возрастные и индивидуально-психологические особенности личности ребенка.

последнее время стали обращать на себя внимание семьи так называемых «новых украинских», которые основное внимание сосредотачивают на собственном бизнесе, а семейное воспитание у них сводится к покупке детям дорогих игрушек, одежды, выдачи крупных сумм денег. Им не хватает времени для увеличения духовного, морального воздействия на ребенка.

Семейное неблагополучие негативно сказывается на формировании личности ребенка. Детское воспитание в условиях негативного эмоционально-психологического семейного микроклимата определяется ранней утратой потребности в общении с родителями, эгоизмом, замкнутостью, конфликтностью, упрямством, неадекватной самооценкой (завышенной или заниженной), озлобленностью, неуверенностью в своих силах, недисциплинированностью, побегами из дома, бродяжничеством и др.. Все это свидетельствует, что дети из неблагополучных семей имеют больше причин для пополнения рядов трудновоспитуемых, правонарушителей, наркозависимых.

Благополучная семья крепкая своими внутренними связями, высоким уровнем координации. В такой семье существуют взаимопонимание, взаимное уважение, между всеми ее членами, положительная моральная атмосфера, общность взглядов на большинство сфер духовной жизни, учет в семейной жизни интересов каждого, душевных переживаний, психологическая взаимная поддержка, трудовая содружество, удовлетворения чувства собственного достоинства, своей значимости, взаимное доверие, доброта, отзывчивость, рациональные способы решения всех семейных проблем, понимание задач семейного воспитания и др..

Но семья положительно влияет на формирование личности ребенка, помогает ребенку чувствовать себя равноправным членом семейного коллектива, где ее любят, она имеет в семье свои права и свои обязанности; к его потребностям относятся с пониманием. Такая семья создает душевный комфорт, избавляет от нервных переживаний. Именно в таких семьях дети больше ценят и советы родителей, подражают им личный пример. В нормальной семейной обстановке ребенок вырастает доброжелательной, гуманной, способной к сочувствию, спокойной, оптимистичной, хорошим товарищем, с чувством юмора, имеет твердые этические правила. Итак, для нормального развития ребенка нужна счастливая, полноценная семья, счастливы между собой родители, родители и дети.

Источник:
Модели семейных отношений
РЕФЕРАТ НА ТЕМУ: «МОДЕЛИ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ». Демократический стиль характеризуется гибкостью. В результате дети лучше понимают родителей, растут разумно послушными, инициативными, с развитым
http://yaneuch.ru/cat_16/modeli-semejnyh-otnoshenij/352106.2530820.page1.html

Основные модели отношений между супругами

Существует множество моделей семейной жизни, из которых желательно выбрать одну и руководствоваться ею на протяжении всей жизни. Ведь Вам придется решать иногда сложные семейные проблемы, уметь правильно разделять семейный бюджет, планировать покупки и средства на отдых, поэтому подберите для себя роль согласно одной из моделей семьи.

Предлагаем самые распространенные модели семейных отношений:

Главный в семье — мужчина
В такой семье все главные решения принимает мужчина, женщина занимает второстепенную роль. По наезженному стереотипу в такой семье мужчина должен, естественно, зарабатывать больше, чтобы обеспечивать семью, принимать смело решения и добиваться их нормального исполнения. Для жены в данном случае отводится роль домохозяйки. Однако будьте внимательны — Вы можете слишком вжиться в эту роль, что забудете напрочь о себе, своих интересах, чувствах. Для мужчины такая женщина может стать попросту неинтересной, поскольку она становится вполне предсказуемой и примитивной.

Мужчина привыкнет к тому, чтобы воспринимать все ее действия как должное, при этом не испытывая никакой благодарности за создание уюта, поддержание чистоты в доме. Общими темами для разговоров в такой семье может стать обсуждение повышение цен на рынке на продукты или соседских сплетен.

Конечно семейная жизнь с домохозяйкой размеренная и спокойная, но вот только проблема в том, что и интимная жизнь такой женщиной воспринимается как должное. Большим минусом сексуальной жизни такой пары может быть то, что мужчине очень быстро надоест отсутствие какого-то разнообразия, эмоций, страсти. И спустя некоторое время ему захочется уже обратить свой взор на милых кокеток в откровенных платьях и мини-юбках, которые не ставят основной целью своей жизни уборку и ежеминутное смахивание пыли с домашних шкафов.

Сплошной матриархат
Есть женщины, которые не слишком любят возиться с тряпкой в руках целый день или мыть кастрюли, и поэтому они, в большинстве случаев, впадают в другую крайность — мечтают о полном матриархате в семье. По их твердому убеждению, мужчина не сможет ничего сделать без их помощи, опеки, поэтому они контролируют каждый его шаг. Это такая себе «заботливая мамочка», которая думает, что партнеру обязательно нужна ее поддержка и помощь, иначе он обязательно сделает что-то не так.

Женщина преследует лишь только одну цель — завоевать любовь своего мужчины, чтобы он убедился в том, что не сможет обойтись без нее, что она просто незаменима в его жизни. И поэтому, по ее мнению, он ее никогда не бросит.

Но чем больше Вы сюсюкаетесь с мужчиной, тем больше это его раздражает и выводит из себя. Все трепетные чувства убивает эта чрезмерная опека, и прежнее сексуальное желание уже не такое сильное. Поэтому партнер видит только два выхода из сложившейся ситуации — либо привыкнуть к данному поведению своей супруги либо же просто сменить партнершу.

Демократия
Как еще один вариант семейных отношений — демократия в семье. Это значит, что супруги более независимы и в то же время равноправны, у них примерно одинаковый материальный доход. Они принимают решения вместе, при этом учитывая мнения и пожелания второй половинки. Такая модель отношений помогает женщине нести свое высокое призвание «быть Женщиной», при этом не учитывая материальное положение семьи.

Такая женщина очень непредсказуемая, нельзя наперед угадать ее дальнейшие действия, поэтому она не перестает быть интересной для своего мужчины. Она не склонна к абсолютному помешательству на чистоте и «владению» мужем, это женщина с чувством собственного Я, которое должны учитывать и окружающие.

Помните, что при выборе одной модели семьи не нужно руководствоваться принципом «как у всех, так и у меня». Каждая семья — это уникальный и неповторимый союз, со своими правилами и жизненными принципами, поэтому не бойтесь принять патриархальную или матриархальную модель. Ведь главное то, чтобы рядом был надежный и верный мужчина, ради которого Вы с радостью захотите прилагать любые усилия.

Источник:
Основные модели отношений между супругами
Если Вы хотите жить со своим супругом в любви и согласии, Вам нужно подумать, какую модель семьи нужно выбрать для себя.
http://modna.com.ua/articles/osnovnye-modeli-otnoshenij-mezhdu-suprugami

Отношения в семье: равенство или патриархат?

Какими должны быть отношения в семье — партнерскими, при которых супруги все делают вместе, или с разделением всех обязанностей и расходов? А может быть в доме должен быть один «хозяин» — мужчина, а жене следует отвести второстепенную роль?

Говорят, что существует три типа счастливого брака — партнерский, традиционный и восточный. Какие отношения подходят конкретной паре? Здесь очень важно сделать правильный выбор. Ведь от того, как супруги будут строить отношения в семье, зависит их личное счастье. Как выглядит каждый вид отношений, расскажем на примере:

Молодые вступают в брак, когда у них практически ничего нет, кроме молодости и понимания того, что эти отношения — на всю жизнь. Как правило, в таких семьях муж работает, а жена занимается домашним хозяйством. Звезд с неба не хватают, но живут тихо-мирно.

Супруги делают все вместе — оба работают, и оба занимаются домашними делами. Зачастую и платят за все поровну. Если жена хочет шубу — она сама на нее зарабатывает, также, как и муж на машину. Общего бюджета нет, у каждого свой кошелек.

Главная задача жены — сделать счастливым мужа. Его желания для нее — закон. Обязанность мужа — обеспечение благосостояния и безопасности семьи.

Некоторые женщины признают исключительно традиционный брак, и только одна мысль о западной модели отношений в семье их приводит в неописуемый ужас. Возьмем, к примеру, американскую семью — все обязанности они делят поровну, готовят по очереди. А иногда просто заказывают еду на дом или идут в кафе. Кстати, оплачивают все это тоже вдвоем. Уборка — совместное мероприятие, ну а если нанимают домработницу, то оплачивают ее услуги в складчину. Ну что это за семья такая?

Или шведы — воспитанием детей занимаются оба родителя, а не только мама, которая уже света белого не видит от того, что ей помимо работы приходится тащить на себе весь быт и заботу о малышах? А «шведский» папа делает с ними уроки или водит на кружки, даже если пришел с работы уставший. Возможны ли такие отношения в семье, которые некоторым русским женщинам кажутся нереальными?

Многие женщины постсоветского периода видели только традиционную модель отношений с мужчиной после заключения брака на примере своих родителей — оба супруга работают, а вечером муж лежит на диване перед телевизором, а у жены, готовой свалиться от усталости, начинается вторая смена — готовка, уборка, стирка и так далее. И эти отношения они называют любовью, да еще и удивляются: «Разве партнерство — это семья?». Тогда какие отношения с мужчиной они считают нормальными? Когда женщина, смирившись с инфантильностью мужа, взваливает на себя всю домашнюю работу? Что ж, можно покориться и тащить, пока сил хватит. А можно посмотреть на эти отношения с другой стороны и задать себе вопрос: «Какой на самом деле должна быть счастливая семья? Как я могу стать счастливой?».

В случае партнерской модели отношений воспитание детей не является обязанностью женщины. Этим занимаются оба супруга. Например, в других странах мужчины вполне могут находиться в декретном отпуске по уходу за ребенком, а женщины выходят на работу. В нашей стране такое тоже возможно, но подобные случаи довольно редки. Кроме того, в случае развода дети не остаются «автоматически» с матерью. Ребенок может жить и с отцом. Это называют совместной опекой.

Партнерские отношения никого ни к чему не обязывают. Кроме, конечно, обязательств по отношению к детям. Причем эти самые обязательства каждый из партнеров определяет на свое усмотрение. Но друг другу супруги не предъявляют претензий и не выносят мозг упреками.

А в традиционных и восточных семьях воспитание детей и уход за ними неизменно ложится на плечи женщины.

Традиционный брак отличается от партнерского еще и тем, что первый вариант выбирают, как правило, люди инфантильные, эмоционально незрелые. В большинстве случаев это «психологические подростки», которые предпочитают подчиняться чужим правилам и обычаям. Им сложно жить своим умом и принимать самостоятельные решения. Мнение окружающих для таких людей важнее, чем собственное благосостояние.

А вот люди психологически взрослые предпочитают самостоятельно строить свою жизнь, руководствуясь собственными интересами, а не мнением общества и каких-то авторитетов. Они, как правило, выбирают партнерский брак, то есть два супруга договариваются, каким образом они будут строить отношения в семье.

Чтобы определить подходящую модель брака, нужно задать себе главный вопрос: «Зачем мне нужна семья?». И еще:

  • Я хочу создать семью для того, чтобы родить и воспитать детей?
  • Зачем мне отношения с мужчиной, который не хочет иметь детей?
  • А зачем мне вообще нужен муж?

Если женщина считает, что смысл семьи в рождении и воспитании детей, а муж готов в поте лица трудиться на благо семьи, тогда супругам подойдет традиционная модель брака.

А если в приоритете счастливая жизнь с любимым человеком и супруги просто хотят быть вместе, если равенство партнеров — это гарантия самоуважения, а дети — весомая «прибавка» к счастью, но не абсолютная цель, то в этом случае больше подойдет вариант партнерского брака.

Так какой же все-таки брак лучше? А что удобнее — туфли или пальто? Эти вещи нельзя сравнивать. Каждая пара делает собственный выбор, самостоятельно определяя курс своего корабля под названием «семья».

В некоторых случаях семьи, изначально выбравшие традиционную модель отношений, через некоторое время переходят к партнерской. Обычно так случается, когда брак заключается в юном возрасте. Через некоторое время старый уклад жизни становится тесным и не соответствующим целям и желаниям двух взрослых людей.

А вот партнерский брак вряд ли может когда-то стать традиционным. И восточный брак останется таким же. Как говорят: «С характером послушной жены нужно родиться».

Источник:
Отношения в семье: равенство или патриархат?
Как должна вести себя женщина в отношениях с мужчиной – подчиняться либо быть равноправной? Распределение обязанностей в отношениях.
http://medaboutme.ru/obraz-zhizni/publikacii/stati/otnosheniya/otnosheniya_v_seme_ravenstvo_ili_patriarkhat/

COMMENTS