Модели родительского поведения

6 моделей поведения, о которых нужно забыть матерям

6 моделей поведения, о которых нужно забыть матерям

Каждая мама, воспитывая ребенка, старается дать ему самое лучшее. Но без ошибок не обходится ни одно дело, тем более такое сложное. Психологи Генри Клауд и Джон Таунсенд выделили 6 типов матерей, поведение которых негативно отобразится на взрослой жизни ребенка. Это 6 отклонений от правильного процесса воспитания. Прочитав про 6 типов, вы поймете, какие ошибки в отношениях с ребенком нельзя допускать.

Матерь занимает одно из главных мест в жизни каждого человека. Под «мамой» психологи имеют в виду или родную мать, или человека, взявшего на себя функции матери: это может быть тетя, бабушка, свекровь, няня…

Отношения с мамой в детстве влияют на будущее ребенка, ведь именно она закладывает фундамент личности, мировоззрения человека и его привычки. Матерь может стать не только источником добра и заботы, но и причиной серьезных психологических проблем. Перед вами – 6 моделей поведения, которых нужно избегать.

Такой подход к воспитанию создаст множество проблем уже взрослому человеку. Ребенок матери-«призрака» растет с чувством постоянного одиночества – и из-за этого не умеет доверять людям. Он считает, что может положиться только на себя. Близкие люди такого человека никогда не узнают о его мыслях и чувствах. Ведь человек не научился ими делиться. Отсюда – ощущение недоверия, недосказанности. Окружение будет обвинять его в замкнутости, но просьбы «открыться» не приведут ни к чему, кроме агрессии. Так происходит разрыв отношений, и однажды человек остается в полном одиночестве. Чтобы научить ребенка общаться – с ним нужно разговаривать, научить поддержке можно только поддерживая. Лучшее воспитание – это собственный пример.

Из-за таких отношений человек привыкает молчать о проблемах, не высказывать негатив, а все глубже прятать его в себе. Как в детстве: не плакать, чтобы не расстроить маму. Результат – депрессии и неврозы. Невысказанность морально губит человека. Во взрослой жизни ему будет сложно принимать решения – в ответственной ситуации он оказывается «парализованным» чувствами. Все силы уходят на то, чтобы спрятать от других свои переживания. Могут возникать фобии или приступы паники – человека пугает сама возможность трудностей в будущем. «Главное – не сделать людям хуже», – думает он и вредит в первую очередь себе.

Во взрослом возрасте человек, воспитанный властной матерью, не умеет говорить «нет», потому что запрет на собственные желания и мнения давно закрепился в сознании. Такому человеку трудно самостоятельно контролировать жизнь, он рассеянный и неорганизованный. Ведь его характер формировался в условиях, что рядом существует тот, кто все решит. Человек не чувствует себя хозяином своей жизни, не может определиться с выбором и не знает своих способностей. В любой ситуации ему трудно проявить себя. Взрослый наконец-то хочет найти себя настоящего, но ему трудно ответить на вопрос «кто же я на самом деле и чего хочу».

Перфекционизм матери человек переносит во взрослую жизнь. Он тяжело переживает неудачи, считая, что ошибаться не имеет права. Любой провал может вызвать депрессию. Свои ошибки человек предпочитает скрывать от окружающих. Иногда такие люди могут занять ответственную должность на работе, но чаще они не достигают профессиональных высот – ведь ими руководит панический страх сделать неправильный шаг. Им легче просто выполнять поручения. При этом, отлично справившись с какой-либо задачей, человек ждет от начальства и сотрудников громких восхищений (как делала мама), но не получает их. Отсюда – новый комплекс: «раз никто не хвалит, значит, я недостаточно хорош».

Человек, воспитанный «охотницей» в любом общении стремиться показать себя как можно лучше, выглядеть «супергероем». Вот только окружение может воспринимать это как завышенную самооценку, самовлюбленность. А человек не понимает, где допустил ошибку, ведь он хотел как лучше. Он даже самым близким не может показать себя настоящего, постоянно скрываясь за маской «хорошего я». Но и «плохое я» требует «выхода наружу». Поэтому человек ищет компанию, в которой можно показать вторую сторону себя. И самое страшное для него – если два круга общения пересекутся. Отсюда возникает потребность контролировать людей вокруг и постоянное напряжение. Человек все время начеку – иллюзию «идеальности» нужно поддерживать каждую минуту.

Имя этого типа матери намекает на американскую рекламу кредитной карточки. Карточка называется «Американский экспресс», а в рекламе есть слова – «Не покидайте дом без нее!» Это и есть главная фраза. Матерь такого типа всеми силами не дает уйти от себя даже взрослому ребенку. В детстве и подростковом возрасте мама запрещает ребенку любую активность вне дома: «Как, ты хочешь встретить Новый год с друзьями? Это семейный праздник, мы должны быть вместе». Вместо летнего лагеря ребенок годами ездит на дачу с родителями, вместо кружков после школы – сидит за компьютером дома. Чем старше становится ребенок – тем серьезнее возникают конфликты. Человек хочет исследовать внешний мир – а его всеми способами замыкают в привычном пространстве.

Мать -«босс» похожа на «Властную мать». Но если «властная» воспринимает ребенка как свое продолжение и контролирует каждый шаг, то «босс» приказывает, пытаясь наставить на путь праведный. «Босс» относится к родительским обязанностям со всем ответственностью, но во многом «перегибает палку». Матери-«боссы» обо всем имеют свое мнение, смело идут по жизни и «твердо стоят на ногах». Эти же качества они хотят привить своим детям. Только способ выбирают неправильный – подавление личности. Такая мать считает себя учителем, обязанным преподнести ребенку «школу жизни». Подать однозначно, без вариантов. Есть только авторитет (мама), которому нужно подчиняться, ведь «мама лучше знает, больше прожила, сталкивалась с такой ситуацией…» Девиз таких матерей: «Ты остаешься моим ребенком и в 30, и в 50 лет». Никто не спорит, но только ребенок – не означает подчиненный.

Мать -«босс» хочет дать ребенку все лучшее, и это заслуживает уважения. Но таким мамам необходимо воспринимать ребенка с точки зрения равенства. Смотреть на маленького человека – и заглядывать будущее, видеть взрослого в нем. Придет момент – и человек перестанет нуждаться в маминых наставлениях. Пока еще есть время – смело помогайте, советуйте ребенку. Но помня: поддержка – не диктатура.

Воспитание ребенка – ответственный и сложный процесс. Но результат обязательно оправдает усилия. Успехов вам!

Источник:
6 моделей поведения, о которых нужно забыть матерям
Психологи выделили 6 типов матерей, поведение которых негативно отобразится на взрослой жизни ребенка. Это 6 отклонений от правильного процесса воспитания. Прочитав про 6 типов, вы поймете, какие ошибки в отношениях с ребенком нельзя допускать.
http://miridei.com/sucess-ideas/sovety/6-modelej-povedeniya-o-kotoryh-nuzhno-zabyt-materyam/

Модели родительского поведения

Поведение ребенка с родителями. Влияние поведения родителей на ребенка.

Каждая семья имеет свое представление о воспитании детей. Поведение родителей и ребенок всегда взаимосвязаны. В результате многочисленных исследований были выявлены интересные взаимосвязи между тем, как родители воспитывают детей, поведением родителей и тем, какой характер формируется у ребенка. В зависимости от выбранного стиля воспитания можно выделить четыре модели поведения родителей.

Рассмотрим модели поведения родителей и их влияние на ребенка:

1. Потакающие родители – это очень любящие, но совершенно нестрогие. В такой семье нет запретов, родители все позволяют, чтобы не травмировалась нежная психика ребенка. Детям таких родителей свойственна неуверенность в себе, низкая самооценка. Они не знают, где границы дозволенного, хотя и знают, что их любят.

2. Равнодушные родители – это наихудшая из всех комбинаций моделей поведения родителей и их влияния на ребенка. Они не любят, не дисциплинируют, не учат и не наставляют своих детей. Дети растут сами по себе, родителям нет до них дела. В такой семье практически нет никаких отношений, кроме отчуждения. Одно из отличительных свойств этих родителей – отсутствие внимания. В основном, это родители, которые находятся в зависимости, а возможно, они пережили в своей жизни насилие или психологическую травму. Они и сами от этого страдают, и заставляют страдать детей, не в состоянии дать им ни воспитания, ни любви. Такое отношение наносит детской психике огромный ущерб. У детей появляются проблемы в отношениях с людьми, они нуждаются в помощи психологов.

3. Властные родители – никак не демонстрируют свою любовь и привязанность, от них никогда невозможно услышать слов любви и похвалы, зато они строго дисциплинируют и наказывают своих детей. Из-за того, что есть четкие границы, а любви большой недостаток, такие дети склонны к бунту и неповиновению, а только подрастают, грубо пытаются дать отпор. Хотя они хорошо знают свои обязанности, но постоянно испытывают на себе давление родителей. Это поведение родителей ведет к тому, что ребенок из такой семьи стремится уйти как можно раньше.

4. Уважаемые родители – строгие и устанавливающие границы, но в то же время, очень любят своих детей и открыто показывают свою любовь. Этот стиль воспитания характеризуется тесным общением. В такой семье родители являются авторитетом, есть дружба, постоянный контакт, забота. Вместе с жесткими границами и строгостью есть также обилие любви. Такой стиль воспитания формирует у детей высокую самооценку и умение уверенно решать проблемы. Дети вырастают уравновешенными. В подобных семьях вырастают замечательные, послушные дети, которые всегда поддерживают со своими родителями хорошие отношения.

Это был краткий экскурс о том, как взаимосвязаны поведение родителей и ребенок.

Источник:
Модели родительского поведения
Поведение ребенка с родителями. Влияние поведения родителей на ребенка. Каждая семья имеет свое представление о воспитании детей. Поведение родителей и ребенок всегда взаимосвязаны. В результате многочисленных исследований были выявлены интересные взаимосвязи между тем, как родители воспитывают детей, поведением родителей и тем, какой характер формируется у ребенка. В зависимости от выбранного стиля воспитания можно выделить четыре модели поведения родителей.
http://portal.psymodelling.ru/povedenie-roditeley-i-rebenok/

НАЦИОНАЛЬНЫЕ МОДЕЛИ РОДИТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ В РОССИИ: ТРАДИЦИОННЫЙ И ИННОВАЦИОННЫЙ АСПЕКТ

Библиографическая ссылка на статью:
Грицай Л.А. Национальные модели родительского поведения в России: традиционный и инновационный аспект // Современные научные исследования и инновации. 2013. № 5 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2013/05/24559 (дата обращения: 07.02.2019).

В последние годы в отечественной философско-педагогической литературе широко обсуждается вопрос о необходимости укрепления института семьи.

Кризисная ситуация, в которой оказалась современная российская семья, требует глубокого анализа вопросов педагогической подготовки к родительству в современном социуме: формирования мотивационной сферы будущих родителей; педагогического просвещения, включающего в себя освоение знаний, умений и навыков обучения и воспитания детей; педагогического сопровождения и оказания педагогической помощи семье с детьми, а также внимательного изучения проблем родительского поведения супругов, формирующегося под влиянием собственных родителей и социального окружения [1].

Применительно к последнему мы можем говорить об определенных моделях родительского поведения, характерных для русской национальной культуры.

Следует отметить, что в нашей работе понятие «педагогическая модель» рассматривается как модель воспитания, позволяющая представить на высоком уровне абстракции психолого-педагогическую систему во всех характеристических аспектах объекта.

Изучив определенное количество источников: исторических документов, летописей, фольклорных, художественных и философско-педагогических произведений, отражающих отечественные историко-культурные представления о значении родительства, мы можем выделить пять основных моделей родительского поведения:

Содержание народно-бытовой модели родительского поведения отражено народной педагогике, фольклоре и этнографических исследованиях. Следует отметить, что почтительное отношение к родительству, заложенное в народном понимании, связывалось особенностями образа жизни наших предков [2].

Как отмечает В.Н. Дружинин, для Древней Руси ХII–ХIV веков было характерно «аграрно-мистическое мироощущение», предполагавшее культ Матери-Земли, рода и родительства [3, с. 53]. Исходя из этой особенности мировоззрения, восточнославянским племенам было присуще «родовое сознание», которое, по мнению исследователей, проявлялось в уважительном отношении, как к старшим членам семьи, так и предкам; в этом ключе ценностями семейной жизни выступали:уважение к старшим, доброта, сила духа, смелость, трудолюбие, взаимопомощь [4].

Подтверждает данное положение анализ произведений древнерусской литературы, русских народных сказок и пословиц, проведенный Е.В. Кричевской, который выявил достаточно высокую ценность родительства в жизни народа, а также приоритетную роль матери в воспитании детей [5, с. 11].

Сущность христианско-аксиологической модели родительского поведения тоже нетрудно рассмотреть, изучив важнейшие исторические и литературные памятники христианства: книги Ветхого и Нового Заветов, послания апостолов, жития святых, всевозможные поучения, слова и т.д.Более того, в православной традиции сформировалось особое восприятие семьи как Малой Церкви,обеспечивающей духовное единство всех ее членов. Впервые в человеческой истории союзу мужчины и женщины был передан божественный смысл «единства во плоти», неразрывного внешними обстоятельствами и продолжавшегося в детях. По справедливому суждению Р.А. Лопина, «единство христианской семьи – есть единство судьбы», при котором супружество «образует единое психологическое пространство семьи, в котором муж, жена, дети живут во взаимном доверии и уважении, вместе преодолевая жизненные трудности» [5, с. 274.].

Нужно заметить и то обстоятельство, что идеал совершенных отношений между родителями и детьми был определен и в библейских текстах Нового Завета. Отношения Бога и людей уподоблялись отношениям между Любящим Отцом и детьми. Более того, Христос, называя Себя Сыном Божьем, во всем следовал воле Бога-Отца, в притчах повествуя своим ученикам об идеале земного семейного устройства, продолжающегося в Царствии Небесном.

Таким образом, в сочетании народно-бытовой и христианско-аксиологической моделей кХIV–ХV векам на Руси сформировалась новая модель родительского поведения, которую мы можем обозначить как национальную. Сущность данной модели заключалась в переосмысление языческого идеала родительства под воздействием православного христианства, что привело к возникновению ярко выраженных архетипов отцовства и материнства. И если идеальные качества отца обретали свои истоки в образе любящего Бога и Христа, то высокое почитание материнства исходило из сочетания культа Матери-Сырой-Земли и Богородицы.

Сложившаяся национальная традиция ценностного понимания родительства и родительского поведения в значительной степени определила направление развития русской семьи на несколько столетий вперед. И, несмотря на все исторические перипетииXIV–XVII вв., родительство в структуре ценностных ориентаций русских людей сохраняло свое высокое назначение.

Однако русское общество стремительно развивалось: период становления Московского государства сменился приходом царя-реформатора Петра I, который избрал для России западный путь развития, превратив свое государство в империю с ярко выраженным делением граждан на сословия.

Это привело к возникновению следующей модели родительского поведения, обозначенной нами как сословная. В то время в России существовало три основных сословия: дворянство, купечество, крестьянство. И если крестьянские и купеческие семьи в целом сохраняли традиционный национальный образ семейной жизни, то многие дворяне приняли за идеал европейскую модель родительского поведения, которая сводилась к отчуждению детей от семьи, их эмоциональному отвержению и гипопротекции.

Ребенок с рождения отдавался на руки кормилец, нянек и гувернеров, родители же его воспитанием фактически не занимались. Так, например, у Ю.М. Лотмана читаем: «Семья в начале XVIII века очень быстро подверглась поверхностной европеизации. Женщина стала считать нужным, модным иметь любовника, без которого она как бы “отставала” от времени. Кокетство, балы, танцы, пение – вот женские занятия. Семья, хозяйство, воспитание детей отходили на задний план. В результате ребенок вырастал почти без матери» [7, с. 51].

Однако во многом под воздействием славянофильства тенденция подобного попустительского родительского поведения среди дворянства к середине XIX века стала ослабевать, взамен ее окрепло стремление к возрождению национально-ценностного отношения к родительству.

И, наконец, последняя – государственная – модель родительского поведения возникла уже в советской России. По мнению историков и социологов, СССР, будучи во многом тоталитарным государством, активно вмешивался в семейные отношения, встав на место мужчины-отца [3, с. 49].Итогом подобной политики государства стало «исключение мужского начала из семейного быта и замена его полным вмешательством государства в дела семьи; государство стало третьим углом в семейном треугольнике, отчуждая женщину от мужчины – мужа – отца, лишая его самих основ мужского начала; в результате мужчина был оттеснен из семейной жизни и утратил свою функцию» [6, с. 275].

Таким образом, мы рассмотрели пять основных моделей родительского поведения, которые, на наш взгляд, сохраняют свое значение и для современных россиян.

Однако в сегодняшней ситуации функциональность всех этих моделей в большей или меньшей степени ослабляется. Российское общество расколото, что проявляется, в том числе и в кризисе современного родительства. И путь преодоления этого кризиса – выбор одной эталонной модели родительского поведения, несущей в себе главные для нации ценности родительства, либо создание новой на основе уже сформированных моделей, учитывающей реалии нашего времени [8].

Источник:
НАЦИОНАЛЬНЫЕ МОДЕЛИ РОДИТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ В РОССИИ: ТРАДИЦИОННЫЙ И ИННОВАЦИОННЫЙ АСПЕКТ
В статье изучается родительство как социокультурный феномен, его значение в системе жизненных ориентаций россиян. Определяются национальные модели родительского поведения русских людей, их традиционные черты и инновационные изменения. Особое внимание делается на изучении кризиса родительства в современном российском обществе. Также рассматриваются возможные пути его преодоления.
http://web.snauka.ru/issues/2013/05/24559

Родительские модели поведения и дети

Родительские модели поведения и дети, а точнее детское поведение — это звенья одной цепи.

Родители – это люди, которых ребенок возводит в ранг Богов, а значит, их поведение он «по умолчанию» считает правильным. Это первый и главный для него пример подведения в жизни. Часто в садике или в школе дети дают оценки событиям и людям, умно рассуждают словами своих родителей, так как своих умозаключений по различным вопросам они еще не имеют.

Наблюдаемые в семье взаимоотношения ребенок переносит на общение со сверстниками в садике, в школе. Ребенок крепко усваивает установки и модели поведения родителей. И если в детстве он слышит, что папа ругает свою работу и хочет скорее — на пенсию, то во взрослой жизни ребенок будет тоже так рассуждать. Если дети видели неуважительное отношение родителей друг к другу, с большой вероятностью, они будут демонстрировать тоже самое по отношению к противоположному полу сначала в школе, а потом и во взрослой жизни.

Все, что делают родители, то правильно для ребенка, а значит можно и ему.

Но возможен и внутренний конфликт, когда родители говорят ребенку, что правильно — одно, а делают совсем другое. В моей практике дети часто задавали вопросы: почему родители учат их чему-то, а сами так не делают и даже делают все наоборот?

Наверняка, все мы хотя бы раз были в роли таких детей или родителей. Поделитесь своими мыслями в комментариях.

Конечно, ситуация не безысходна. В ней есть глубокий смысл и для детей, и для родителей. Родителям следует быть очень внимательными к себе, ведь родительские модели поведения и дети, как причина и следствие, неразрывно связаны друг с другом. Родителям придется быть честными с собой, соизмерять свои слова с поведением. Иначе, детям в дальнейшем , возможно,придется осознанно пересматривать модели поведения, взятые от родителей.

Как родительские модели взаимоотношений с семье влияют на ребенка, читайте здесь.

Статья: Родительские модели поведения и дети. Поделитесь ссылкой на статью в соцсетях.

Источник:
Родительские модели поведения и дети
Родительские модели поведения и дети, а точнее детское поведение — это звенья одной цепи.Родители – это люди, которых ребенок возводит в ранг Богов, а значит, их поведение он «по умолчанию» считает правильным. Это первый и главный для него пример подведения в жизни.
http://live-in-joy.ru/semya/povedenie-roditelej-i-povedenie-rebenka.html

Типы взаимодействия родителей в соответствии с моделью поведения детей

Типы взаимодействия родителей в соответствии с моделью поведения детей

Модель поведения II. Властная. Родители, дети которых следовали модели поведения II, получили более низкие оценки по выделенным параметрам. Они больше полагались на строгость и наказания, относились к детям с меньшей теп­лотой, меньшим сочувствием и пониманием, редко общались с ними. Они жестко контролировали своих детей, легко применяли свою власть, не побуждали детей выражать свое собственное мнение. Эта модель была названа властной.

Примеров подобной модели в мировой литературе, пожалуй, больше всего — это и об­ращение с детьми Плюшкина, и тираническая мамаша из «Господ Головлевых» и — если обратиться к более современным образам — многие персонажи произведений Людмилы Петрушевской.

Модель поведения III. Снисходительная. Родители, дети которых следовали модели поведения III, были снисходительными, нетребовательными, неорганизованными, плохо налаживали семейный быт. Они не поощряли детей, относитель­но редко и вяло делали замечания, не обращали внимания на воспитание незави­симости ребенка и его уверенности в себе. Эта модель была названа снисходи­тельной.

Яркий пример такой модели обрисован в романе Айрис Мэрдок «Черный принц» — су­пружеская чета Баффинов, писатель Арнольд и его жена Рейчел, мало занимаются воспи­танием дочери Джулиан, даже в 17 лет считают ее ребенком, но при этом не обращают внимания на ее сложный характер и проблемы, которые он порождает.

Любая деформация семьи приводит к отрицательным последствиям в развитии личности ребенка. Можно выделить два типа деформации семьи: структурную и психологическую. Структурная деформация семьи — не что иное, как наруше­ние ее структурной целостности. В наши дни это обычно связано с отсутствием одного из родителей (когда-то ранее о такой деформации говорилось и при отсут­ствии в семье бабушек и дедушек).

Французский писатель Эрве Базен полностью посвятил свой роман «Анатомия одного развода» тому, как калечит психику четверых детей разрыв их родителей — художника Луи и домохозяйки Алины.

Психологическая деформация семьи связана с нарушением системы межлич­ностных отношений, а также системы отрицательных ценностей, асоциальных установок и т. п. Сюда можно отнести самые разные факторы — от жажды нако­пительства до алкоголизма.

Долгое время считалось, что структурная деформация семьи является важней­шей причиной нарушения личностного развития ребенка. Это подтверждалось и статистическими данными (как зарубежными так и отечественными): выборки подростков просоциальной и асоциальной, в том числе и криминальной направ­ленности существенно отличаются между собой по критерию «полная — непол­ная семья».

В настоящее время все большее внимание уделяется фактору психологической деформации семьи. Многочисленные исследования убедительно свидетельствуот, что психологическая деформация семьи, нарушение системы межличностных отношений и ценностей в ней оказывают мощнейшее влияние на негативное развитие личности ребенка, подростка, приводя к различным личностным деформа­циям — от социального инфантилизма до асоциального и делинквентного поведе­ния.

Дисгармоничное развитие некоторых черт характера ребенка может зависеть от особенностей семейных взаимоотношений. Если родители недооценивают спе­цифику характера детей, конфликтность может не только усилиться, но и привес­ти к развитию патохарактерологических реакций, неврозов, формированию пси­хопатического развития на базе акцентуированных черт. Некоторые типы акцен­туаций наиболее чувствительно реагируют или особенно уязвимы в отношении определенных типов семейных отношений. А. Е. Личко выделяет несколько типов неправильного воспитания.

Гипопротекция — недостаток опеки и контроля, истинного интереса к делам, волнениям и увлечениям подростка. Особенно неблагоприятны при акцентуаци­ях по гипертимному, неустойчивому типу и конформному типам.

Доминирующая гиперпротекция — чрезмерная опека и мелочный контроль. Не приучает ребенка к самостоятельности и подавляет чувство ответственности и долга. Особенно неблагоприятна для акцентуаций по психастеническому, сен-ситивному и астеническому типам, усиливает у них астенические черты. У гипер-тимных подростков приводит к резкой реакции эмансипации.

Потворствующая гиперпротекция — недостаток надзора и некритическое отношение к нарушениям поведения у подростков. Это отношение способствует развитию неустойчивых и истероидных черт.

Воспитание в культе болезни — это ситуация, при которой болезнь ребенка, даже незначительное недомогание, предоставляет ему особые права и ставит его в центр внимания семьи. Культивируется эгоцентризм и рентные установки.

Когда в семье присутствует эмоциональное отвержение, ребенок ощущает, что им тяготятся. Эта установка тяжело сказывается на лабильных, сенситивных и астенических подростках, усиливая черты этих типов. Возможно заострение черт и у эпилептоидов.

Условия жестких взаимоотношений выражается в срывании зла на подрост­ке и душевной жестокости. Способствует усилению черт у эпилептоидов и разви­тию эпилептических черт на основе конформной акцентуации.

Условия повышенной эмоциональной ответственности состоят в том, что на ребенка возлагаются недетские заботы и завышенные требования. Очень чув­ствительным оказывается психастенический тип, черты которого заостряются и могут переходить в психопатическое развитие или невроз.

Противоречивое воспитание — это несовместимые воспитательные подходы различных членов семьи. Такое воспитание может оказаться особенно травмиру­ющим для любых типов акцентуаций.

Отношение к семье в ходе взросления меняется. В процессе социализации группа ровесников в значительной степени замещает родителей (по выражению X. Ремшмидта, происходит «обесценивание» родителей). Перенос центра социа­лизации из семьи в группу ровесников приводит к ослаблению эмоциональных связей с родителями. Необходимо заметить, что замечания относительно «обес­ценивания» родителей в подростковом и юношеском возрасте являются очень рас­пространенными и даже, можно сказать, стали общим местом. Например, для под­росткового возраста описана специальная поведенческая особенность «реакция эмансипации». Исследователи неоднократно делали попытки объяснить ее с эволюционно-биологической точки зрения. Однако не следует преувеличивать: гипер­болизация идеи о «замещении родителей» группой сверстников мало соответству­ет реальной психологической картине.

Судя по данным исследований, родители как центр ориентации и идентифика­ции отступают для подростков на второй план — но лишь в определенных облас­тях жизни. Для большинства молодых людей родители и особенно мать остаются главными эмоционально близкими лицами.

Резюме

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Каковы пути социализации личности в семье?

2. Как влияет стиль родительского поведения на социальное развитие ребенка? Какие модели родительского поведения вы знаете?

3. Что такое структурная и психологическая деформация семьи?

4. Каково влияние структурной и психологической деформации семьи на развитие личности?

5. Как изменяется роль и значение семьи по мере взросления ребенка?

Источник:
Типы взаимодействия родителей в соответствии с моделью поведения детей
Типы взаимодействия родителей в соответствии с моделью поведения детей Модель поведения II. Властная. Родители, дети которых следовали модели поведения II, получили более низкие оценки по
http://studopedia.ru/9_118746_tipi-vzaimodeystviya-roditeley-v-sootvetstvii-s-modelyu-povedeniya-detey.html

Четыре стиля родительского поведения

Дайана Бомринд использовала для классификации стилей родительского поведения три измерения. Она выделила три его различных стиля: авторитетный, авторитарный и либеральный. Чтобы продемонстрировать полную картину, мы добавим к ним еще один стиль воспитания — безразличный. Все эти стили обобщаются в таблице. Однако следует помнить, что это общие тенденции, а не абсолютные категории; в различных ситуациях стиль родительского поведения может меняться.

Авторитарные родители тщательно контролируют поведение своих детей и обычно проявляют мало теплоты к ним. Они жестко придерживаются правил. В только что описанной ситуации их ответом на просьбу дочери был бы, скорее всего, отказ, сопровождаемый такими утверждениями, как: «Правила есть правила» или «Я так сказал!» Если ребенок начинает спорить или настаивать на выполнении просьбы, родители могут рассердиться и прибегнуть к наказанию, возможно физическому. Они отдают команды и ожидают, когда все будет выполнено; такие отец и мать избегают долгих объяснений со своими детьми. Авторитарные родители ведут себя так, словно установленные ими правила высечены на камне и не могут меняться ни при каких обстоятельствах. Все стремления ребенка к автономии в этом случае могут оказаться для него крайне фрустрирующими (фрустрация — переживание неудачи, очень неприятное состояние).

Безразличные родители не устанавливают границ и не отличаются проявлениями теплоты и одобрения, возможно потому, что им нет дела до своих детей или их собственная жизнь переполнена стрессом и проблемами и у них не остается энергии для обеспечения поддержки и осуществления руководства своими детьми.

Воздействие стилей родительского поведения на ребенка

Как было показано Бомринд и последующими исследователями, дети авторитарных родителей отличаются замкнутостью и робостью, почти или совсем не стремятся к независимости, обычно угрюмы, непритязательны и раздражительны. В подростковом возрасте они, особенно мальчики, могут чрезвычайно бурно реагировать на запрещающее и карающее окружение, в котором их растили, становясь иногда непослушными и агрессивными. Девочки же чаще остаются пассивными и зависимыми.

Хотя чрезмерное попустительство со стороны родителей противоположно гипертрофированным запретительным тенденциям, оно не обязательно приводит к противоположным результатам: дети либеральных родителей также могут быть непослушными и агрессивными. Кроме того, они склонны потакать своим слабостям, импульсивны и часто не умеют вести себя на людях. Иногда такой ребенок становится активным, решительным и творческим человеком.

Было обнаружено, что дети авторитетных родителей адаптированы лучше других. По сравнению с остальными такой ребенок более уверен в себе, полностью себя контролирует и социально компетентен. Со временем у этих детей развивается высокая самооценка, а в школе они учатся гораздо лучше, чем те, кто воспитывался родителями с другими стилями поведения.

Наиболее неблагоприятная ситуация у детей безразличных родителей. Когда попустительство сопровождается открытой неприязнью и отсутствием теплоты, ребенка ничто не удерживает от того, чтобы дать волю своим самым разрушительным импульсам.

Однако влияние родительских стилей на детей может существенно различаться в разных культурах и субкультурах, и мы не можем сказать, что один какой-то стиль является наилучшим. Более того, методы, посредством которых авторитетные родители передают свои стандарты поведения, могут в разных культурах выглядеть по-разному. Некоторые исследователи также отмечают, что ряд элементов авторитарного стиля воспитания имеет свои преимущества. Например, традиционные китайские родители часто описываются авторитарными и осуществляющими сильный контроль, в то же время «тренинговый подход», применяемый ими при воспитании, способствует высоким академическим достижениям их детей.

В полных семьях родители иногда придерживаются различных стилей поведения. Например, при так называемом традиционном стиле воспитания родители исполняют роли, закрепленные давней традицией за мужчиной и женщиной. Отец может быть достаточно авторитарным, а мать — заботливая и разрешающая. Здесь влияние одного родителя уравновешивается влиянием другого.

Источник:
Четыре стиля родительского поведения
В статье описываются 4 стиля родительского поведения: авторитетный, авторитарный, либеральный и безразличный (индифферентный).
http://xn--b1aiechzsbakee9j.su/deti/133-stili-roditelskogo-povedeniya.html

(Visited 1 times, 1 visits today)

COMMENTS

[an error occurred while processing the directive]
[an error occurred while processing the directive]
[an error occurred while processing the directive]
[an error occurred while processing the directive]
[an error occurred while processing the directive]