Младший ребенок в семье психология

Как порядок рождения детей в семье влияет на развитие их личности

Как порядок рождения детей в семье влияет на развитие их личности

Уже достаточно давно установлено, что порядок рождения оказывает значительное влияние на формирование черт характера ребенка и его дальнейшую судьбу. И помимо таких характеристик детей, как старший и младший, психология предлагает дополнительные характеристики – единственный ребенок и средний.

Тем не менее, хотя нас интересует психология отношений в семье с двумя детьми, отбрасывать характеристики единственного и среднего ребенка не стоит. Ведь если двое детей рождаются с разницей более чем в шесть лет, то оба малыша считаются единственными детьми и соответствуют их психотипу. Тогда как рождение еще одного малыша переведет второго – младшего ребенка на положение среднего и в зависимости от этого также скорректирует его психотип. Многие психологи и психотерапевты ищут корни наших поступков и проблем в детстве, и порядок рождения ребенка в семье – достаточно информативный фактор для понимания характера взрослого человека.

Психологические теории относительно порядка рождения детей в семье

Как уже говорилось, порядок рождения ставит детей в положение старшего и младшего. Те черты, которые приобретает старший ребенок, личность которого изменилась с рождением второго малыша, и те черты характера, которые приобретает личность младшего ребенка, — взаимосвязаны. И старший и младший ребенок попадают в свою, особенную ситуацию, которая характеризуется совокупностью психологических, социальных, биологических и прочих факторов развития. Порядок рождения детей в семье, где всего два малыша, это — два совершенно отличных друг от друга жизненных сценария. В каждом из них есть и достоинства, и слабые места, которые нуждаются в коррекции. Давайте попробуем разобраться в том, что говорят известные ученые про эту проблему.

Зигмунд Фрейд о роли семьи в формировании личности

Известный всему миру, психиатр Зигмунд Фрейд был одним из самых первых ученых, кто утверждал тот факт, что позиция ребенка относительно его братьев или сестер является краеугольным фактором формирования его личности. А так же и то, что старшие и младшие дети в любой семье обладают рядом одинаковых черт характера. Именно это и приводит к радикальным отличиям характеров двух детей, растущих у одних и тех же родителей.

Альфред Адлер – связь порядка рождения и личностных качеств

Создателем же этой теории заслуженно считается Альфред Адлер — порядок рождения детей в семье и развитие их личности были им исследованы, а полученные данные систематизированы и уложены в единую систему. Именно он предположил, что в любой семье положение ребенка по старшинству имеет типичные сходные проблемы, которые к тому же в большинстве семей решаются практически одинаково.

Адлер был уверен, что понимание личности отдельного человека немыслимо без контекста той атмосферы, в которой он вырос, учитывая структуру семьи и порядок его рождения в ней. В соответствии с порядком рождения изменяются и запросы, и потребности ребенка.

Будучи первопроходцем в этом исследовании, А. Адлер классифицировал некоторые порядковые позиции, которые может занимать ребенок в семье: старший ребенок в семье, младший из двоих детей, средний ребенок, младший из трех и более детей, и единственный ребенок. Самое главное, что в ходе этого исследования он доказал, что дети, чей порядок рождения в семье одинаков, имеют схожий психотип, а вот дети, рожденные в одной семье, различаются по характеру именно в связи со своим положением по старшинству.

Эту проблему изучал и достаточно известный в мире психолог, доктор Леман Кевин — порядок рождения ребенка в семье оказался весьма влиятельным фактором для всей судьбы человека, включая и его карьеру, и его социальные связи. Леманом написана книга, которая получила лаконичное название «Порядок рождения», в которой глубоко, но с юмором рассказывается о влиянии очередности рождения на всю человеческую жизнь. Особое внимание уделяется взаимосвязи личностных качеств, формирующихся под воздействием порядка рождения и карьерных предпочтений.

Например, примечательно, что из их космонавтов, побывавших в космосе, практически все были первыми детьми в семье, и лишь двое – единственными. Так как лидерские качества у первенцев развиваются намного лучше. А вот коммерческая и актерская деятельность лучше удается средним и младшим отпрыскам семейств. Очередность рождения оказывает огромное влияние не только на характер, но и на то, с кем он вступит в брак, с кем он общается, каким родителем он будет.

Изучив более тысячи семей, Уолтер Тоумен констатировал, что модель поведения у любого человека во многом определяется очередностью его рождения в семье. Единственные, старшие, младшие или единственные дети по большому счету имеют сходные черты характера и личности. И хотя это не является абсолютным стереотипом, но общая предрасположенность обстановки в семье вырисовывают довольно-таки типичную картину.

Еще одним наблюдением было предпочтение в семьях какого–либо пола ребенка, чаще всего – сыновей. Если в семье есть старшая сестра, на нее довольно часто перекладывается значительная часть функций родителей, тогда как младший братишка почти всегда окружен славой и высокими ожиданиями родителей. Примечательно, что семьи, где только девочки более охотно решаются на еще одного ребенка, чем родители двух или более сыновей (во всяком случае, в 1976 году, когда проводились исследования).

Особенности личности старшего и младшего ребенка в семье

Но самое главное, что интересует родителей, это то, как связаны порядок рождения и личность конкретно их ребенка. Каким образом изменит личность старшего ребенка появление братика или сестрички, на какие черты характера вы подтолкнете второго малыша, решив вопрос о его появлении на свет. Как скажется разница между вашими детьми в психологическом формировании личностных черт. Давайте пройдемся по тем психотипам, которые диктует порядок рождения в семье каждого ребенка.

Изначально ваш малыш был первым – и единственным. И, может быть, он еще таким и остается даже при наличии братика или сестрички. Ведь не стоит забывать о том, что дети, разница в рождении которых составляет более шести-семи лет, имеют превалирующие характеристики единственного ребенка и дополнительно те качества, которые присущи их настоящему порядку рождения. Чаще всего это связано с тем, что в жизни старшего школьника родители уже не играют главенствующей роли, круг интересов давно вышел за пределы семьи, а основные черты характера и личности закладываются как раз до шести лет.

Единственный ребенок в семье, как уже неоднократно замечено психологами, помещается семьей и ближайшим окружением на своеобразный пьедестал. Ожидания родителей и родственников целиком возложены на его плечи, тем не менее, огрехи ему легко прощаются. Отсутствие конкуренции и необходимости бороться за родительское внимание сказывается и на том, что ребенок вынужден в основном ориентироваться на взрослый образец поведения. Именно понимание взрослых становится одной из основных задач единственного ребенка в семье. К слову, решать задачи и находить пути оптимального их решения так же в его характере.

Единственные дети в семье остро ощущают свою уникальность, и их требования к жизни весьма высоки. Но и работать над собой эти дети любят и умеют, так как стараются оправдать как надежды своих родителей, так и собственные амбиции. Тем более, что возможностей для интеллектуального развития у них больше, чем у остальных, ведь никто не пожалеет ни денег, ни времени, ни сил на дополнительное образование единственного ребенка.

Однако есть и подводные камни, с которыми могут сталкиваться родители единственного ребенка. Помимо эгоцентричности и эгоизма, может развиваться излишняя привязанность к родителям и возникновение состояние, которое называется «выученная беспомощность» — что чревато во взрослом возрасте инфантильностью вашего чада и нежеланием жить своим умом. Ведь, находясь под непрестанной опекой близких, ребенок не имеет самостоятельности и у него не так много возможностей научиться строить отношения с окружающими.

Из этого порочного круга есть два выхода – либо ребенок, вырастая, остается по-детски беспомощным, либо прикладывает все свои силы, становясь состоятельным и компетентным взрослым человеком.

Черты характера единственного ребенка:

  • Обостренное чувство справедливости, четкое разделение добра от зла.
  • Обладают высокой мотивацией на достижение цели.
  • Высокий уровень эмпатии, способности понимать окружающих людей.
  • Обладают сильным чувством собственного достоинства и исключительным самоуважением.
  • Довольно проблематично сходятся с новыми людьми, сложно завязывают близкие отношения.
  • Имеют тягу к одинокому образу жизни.
  • Они склонны к эгоистичности и эгоцентризму.
  • Низкая потребность в аффилиации.
  • Обладают потребностью идти навстречу другим людям, чтобы заслужить одобрение.
  • Очень ценят собственную независимость.
  • Не пугаются неудач, спокойно преодолевая трудности на пути к цели.

Как уже писалось, первенец, который первые шесть-семь лет был один в семье, сохранит психологические установки единственного ребенка. Тем не менее, в любом случае при появлении второго малыша психология старшего ребенка претерпевает изменения в той или иной степени.

Чаще всего первенец проходит три стадии:

Приверженцы теории А. Адлера склонны отмечать в старших детях некую нарочитую правильность, они послушны и действуют сообразно правилам, установленным в семье. Совестливость и ответственность у старшего ребенка хорошо развиты. Из-за этого нередки случаи, когда первенцы, вырастая, становятся очень тревожными людьми.

Старшие дети консервативны, чтут традиции и не прощают ошибок. Однако оценка других людей, в противоречии к этому, очень значима для них.

Чаще всего, первые дети лучше учатся, их тесты IQ почти всегда выше среднего, чему виной не только высокий интеллект, но и амбиции, стремление быть первыми, сильная мотивация на достижение успеха. Статистика утверждает, что среди знаменитостей более 65% являются старшими или единственными детьми в семье, ведь конкуренция проявляет лидерские качества.

Черты характера старшего ребенка:

  • Старшие дети легко и охотно соблюдают правила.
  • Стремятся к успеху и имеют высокую мотивацию, но при препятствиях способны бросить начатое.
  • В их характере присутствуют добросовестность и ответственность.
  • Старшие дети, чаще всего, серьезнее младших.
  • Их отличает завидное упрямство.
  • Они консервативны и склонны к соблюдению традиций.
  • Нетерпимы.
  • Зависимы от чужого мнения.
  • Старшим детям свойственен высокий уровень интеллекта.
  • Первенцы осторожны и склонны к сотрудничеству.

Личность младшего ребенка складывается уже совершенно в других условиях. Он никогда не был один в семье – с самого рождения у него уже была семья из мамы, папы и старшего ребенка. Его характер и личность противоположны характеру первенца – второй ребенок, чаще всего, оптимистичен и независим, и любит сваливать ответственность на других.

Тем не менее, младший ребенок – отличный манипулятор и провокатор. Он не имеет столько жизненного опыта и знаний, как старший, в силу разницы в возрасте, поэтому для самоутверждения предпочитает спортивную деятельность или искусство. Тем более, ориентация у них идет на себя, любимых, тогда как ожидания других людей и их мнение мало волнуют младшеньких детей.

По мнению автора книги «Семья глазами ребенка», написанной Г.Т. Хоментаускасом, у младшего ребенка в семье, где двое детей, есть три основные стратегии поведения:

  • Конкуренция. «Я буду более любим и ценен для родителей, если смогу превзойти старшего брата или сестру. Для этого хороши абсолютно все средства».
  • Бунт, направленный против ограничений родителей. «Я хочу быть таким, какой я есть. Принимайте меня таким».
  • Нахождение в тени старшего ребенка. «Смотрите, я совсем никчемный. Оставьте меня в покое!».

Младшие дети не сталкивались с появлением «конкурента» из роддома, и часто находятся в положении любимчиков у всей семьи. Зачастую, список обязанностей младших детей невелик, им потакают, балуют, и относятся весьма снисходительно, что влечет к формированию личности зависимо-импульсивного типа.

Возможно, именно из-за этого они менее тревожны и эмоционально устойчивее старших детей. А также они общительны, беспечны, но, в тоже время, практичны. Из них получаются отличные коммерсанты.

Черты характера младшего ребенка:

  • Младшие дети оптимистичны и жизнерадостны.
  • Отличаются независимым характером.
  • Беспечны и склонны избегать ответственности.
  • Младшие дети склонны к иждивенческой жизненной позиции.
  • Они весьма импульсивны и склонны к аффективным реакциям.
  • В тоже время могут быть драчливы и враждебны.
  • Общительны и дружелюбны, легко заводят близкие отношения.
  • Практичны.
  • Склонны манипулировать людьми. Провокаторы.
  • Опасаются поражений и неудач.
  • У них выражено желание конкурировать.

Никто не застрахован от третьего ребенка, и даже если двое детей – предел ваших мечтаний, стоит немного прояснить ситуацию, как чувствует себя ребенок, ставший средним, и как такое положение скажется на формировании его личности.

Второй ребенок, пусть и не оказывался безраздельным хозяином любви и внимания родителей, тем не менее, вытесняется появившимся младенцем. И как мы знаем, чем больше неизвестных фактором – тем больше вариаций, именно поэтому средние дети наименее изучены, так как влияет и возраст между всеми детьми, и их количество, и их градация по половому признаку.

Тем не менее, именно у средних детей в семье наибольшие сложности с самоопределением, они являются и младшими – и уже старшими, сочетая в себе черты обоих психотипов. Не имея авторитета более умелого и сильного старшего ребенка, а так же, не обладая беззащитностью и зависимостью младшего ребенка, средние дети теряют способность идентифицировать себя и чувствуют себя потерянными.

В зрелом возрасте средние дети склонны к безынициативности и зависимости мышления от других. Именно у них в семье самая низкая мотивация к достижению успеха, а вот ощущения несправедливости жизни может преследовать таких детей и во взрослом возрасте.

Средние дети отчаянно нуждаются в родительском внимании, и если для этого необходимо совершить что-то немыслимое, или просто иметь раздражающие привычки – они это сделают. Тем не менее, если разница в возрасте у детей большая, то все эти проявления во многом сойдут на нет, ведь средний ребенок уже побывал малышом, и теперь вынужденная взрослость не так его тяготит, тем более, что в его жизни уже есть старший ребенок, и друзья, и сторонние увлечения.

Знать личностные особенности, которые обуславливает порядок рождения, это лишь некоторая верхушка айсберга под названием «семья». Описанные закономерности формирования характера детей в зависимости от очередности их рождения – не фатальны, легко подаются коррекции, особенно теми родителями, кто вник в суть противоречий, так влияющих на судьбы ваших малышей. Пусть знание основных тенденций развития поможет вам произвести правильное распределение ролей в семье, а главное – любите. Именно любовь способна преодолеть все сложности и отогреть сердца ваших детей уверенностью в себе и мире.

Источник:
Как порядок рождения детей в семье влияет на развитие их личности
В этой статье вы найдете всю информацию по теме «как порядок рождения детей в семье влияет на развитие их личности». Даже такая простая вещь, способна кардинально изменить личность ребенка.
http://dvoye-detey.ru/otnosh/kak-poryadok-rozhdeniya-detey-v-semye-vliyayet-na-razvitiye-ikh-lichnosti.html

Как порядок рождения детей влияет на их дальнейшую судьбу

Как порядок рождения детей влияет на их дальнейшую судьбу

Экология жизни. Дети: Многочисленные наблюдения показывают, что психологические характеристики детей во многом определяются тем, являемся ли мы старшим, младшим, средним или единственным ребенком в семье.

«У старинушки три сына:

Старший умный был детина,

Средний был и так и сяк,

Младший вовсе был дурак»

Многочисленные наблюдения показывают, что психологические характеристики детей во многом определяются тем, являемся ли мы старшим, младшим, средним или единственным ребенком в семье. Оказывается, что порядок рождения задает для нас определенную колею, по которой осуществляется наше развитие.

Австралийским психологом Уолтером Тоуменом было проведено в начале семидесятых годов классическое исследование на эту тему. Он изучил тысячи семей и неизменно обнаруживал, что, несмотря на большие различия в ценностях, образовательном уровне или материальном достатке этих семей, люди, занимающие одинаковые позиции в структуре семьи, имеют очень похожие характеристики.

Есть две группы факторов, которые определяют становление психологических характеристик детей с разным порядковым номером. Во-первых, одни и те же родители склонны по-разному реагировать на появление первого и последующего ребенка и иметь по отношению к ним совершенно различные ожидания. Во-вторых, на формирование различий между детьми сильно влияет их место среди братьев и сестер. Оно во многом и предопределяет характер складывающихся между детьми отношений.

Первые дети — это нечто новое, непознанное и интересное для родителей, поэтому психологические характеристики детей с номером «один» сильно выделяются. Они зачастую оказываются для них «подопытными кроликами». В отличие от других, эти дети с самого начала получают громадную заботу и внимание со стороны взрослых. Их самочувствие и поведение постоянно волнуют окружающих. Родители с энтузиазмом берутся воспитывать ребенка, но им еще не хватает практики общения с детьми. Как правило, родители много ожидают от своих первенцев и относятся к ним с нежностью, но и наказывают их строже. С более поздними детьми родители ведут себя спокойнее и их ожидания более реалистичны.

Первенцы, как правило, показывают более высокие результаты в тестах на интеллект, чаще получают высшее образование. Они также охотнее подчиняются просьбам родителей и других взрослых. Говоря о психологических характеристиках детей, родившимся позже, необходимо отметить, что им приходится больше стараться, чтобы наладить отношения со старшими сиблингами. Может быть поэтому, они более популярны среди сверстников и восприимчивы к новизне.

Порядок рождения серьезно влияет на выбор карьеры и партнера по браку.

Тоумен считает, что для стабильного супружества большое значение имеет то, в какой мере в нем повторяется положение, которое каждый из супругов занимал среди своих братьев и сестер.

В связи с этим можно выделить комплиментарный, некомплиментарный и частично комлиментарный браки.

Комплиментарный брак — это ситуация, когда старший ребенок из одной семьи женится или выходит замуж за младшего ребенка из другой семьи.

Некомлиментарный — это брак двух старших или двух младших детей. Частично комлиментарный брак — это супружество среднего и единственного ребенка со старшими или младшими детьми.

Тоумен полагает, что в комлиментарном браке старшего и младшего ребенка супругам легче договориться и подстроиться друг под друга, так как они воспроизводят свой опыт взаимоотношений с братьями и сестрами. Они играют в браке комлиментарные, то есть дополнительные, роли — один заботится, другой принимает заботу, один планирует, другой осуществляет эти планы и т.д. Их связи тем прочнее и продолжительные, чем больше отношения обоих партнеров напоминают их положение в семьях родителей. В некомплиментарных браках двое старших детей могут бороться за власть, а двое младших — перекладывать друг на друга ответственность.

Для брака двух младших детей может наступить особенно трудное время после рождения их собственного ребенка, когда возникнет необходимость в длительном проявлении заботы и распределении обязанностей. При прочих равных условиях в некомлиментарном браке требуется больше времени и усилий, чтобы договориться и действовать согласованно.

Попробуем коротко описать психологические характеристики детей, с разным порядковым номером рождения. Эти описания конечно же не утверждают, что ребенок всегда должен быть именно таким. Это вероятностные описания и они лишь сообщают, что обычно люди бывают именно такими, так как находятся в той или иной характерообразующей ситуации.

Итак, старшему ребенку в семье обычно больше других детей свойственны ответственность, добросовестность, честолюбие. Он склонен брать на себя часть родительских функций, заботясь о младших братьях и сестрах, особенно в случае болезни и потери родителей. Он может чувствовать себя ответственным за семейное благосостояние, продолжение семейных традиций и часто развивает в себе лидерские качества.

Рождение следующего ребенка приводит к лишению его исключительной позиции в обладании любовью матери и часто сопровождается ревностью к сопернику. Старшие дети, особенно мальчики, чаще других наследуют профессию отца и деда, и с ними семья в большей степени связывает успехи в карьере. Акцент на высокие достижения делает старшего ребенка более серьезным, стремящимся к совершенству и менее склонным к играм, чем другие. Поэтому, довольно распространенной проблемой старших детей является тревога не оправдать чьи-либо ожидания. Им бывает трудно расслабиться и получать удовольствие от жизни.

Некоторые вариации в психологической характеристике детей с номером один, возникают в связи с его полом и наличием у него только братьев или только сестер. Так, например, старший брат братьев не так легок в общении, как старший брат сестер, и больше предпочитает мужскую компанию, в которой ему нарвится быть лидером. Обычно он становится строгим и консервативным отцом. Старший брат братьев редко бывает с кем-то в близких отношениях. Он не признает этого и не просит об этом, но ему нравится, когда женщины заботятся о нем.

Лучшей парой для него может быть младшая сестра братьев, которая очень любит мужчин. Хуже всего, если он выберет старшую сестру сестер. Между ними могут возникнуть сексуальные конфликты и столкновения из-за старшинства. Так как каждый из них не имел опыта взаимоотношения с сиблингами противоположного пола в родительской семье, они могут плохо понимать потребности друг друга. Наиболее реализованным он чувствует себя, занимая ответственный и важный пост, будучи политическим деятелем, законодателем, президентом компании, летчиком-испытателем или профессиональным военным.

Старший брат сестер очень предупредителен с женщинами и неизменно внимателен к ним. Он легче, чем старший брат братьев, приспосабливается к некомлиментарному браку. Обычно жена для него оказывается более важной, чем дети, хотя он хороший отец — внимательный и не слишком строгий. Чем больше у него сестер, тем сложнее ему завязывать дружбу с мужчинами или оставаться с одной женщиной на протяжении всей жизни. Обычно он бывает хорошим работником, особенно, если его окружают женщины: в театре, церкви, педиатрии, гинекологии, рекламе или общественных отношениях. Он любит быть лидером, но не авторитарен, легок в обращении, стремится, чтобы работа была выполнена, но не в ущерб отношениям.

Старшая сестра сестер обычно бывает яркой, независимой и сильной личностью. Она склонна быть хорошо организованной, доминирующей и с трудом принимает советы или помощь от других. Обычно она старается угодить своим родителям хорошим поведением и аккуратностью. Чем больше у нее сестер, тем меньше шансы на удачный брак или даже на брак, как таковой.

Ее лучшим партнером будет младший брат сестер, который привык к присутствию в своей жизни сильных женщин.

Она может заботиться о нем, не встречая с его стороны серьезных возражений. Единственный сын может оказаться для нее иногда хорошей парой, так как не привык к общению на равных и принимает ее в роли матери. Когда у старшей сестры сестер появляются дети, она часто теряет интерес к мужу. Ее ближайшими подругами бывают обычно младшие и средние сестры. Так как старшие сестры обычно имеют много схожего, то они хорошо понимают друг друга и прекрасно ладят до тех пор, пока не займутся каким-нибудь общим делом, где у них обязательно возникнет силовая борьба.

Старшая сестра братьев гораздо больше, чем старшая сестра сестер ориентирована на взаимоотношения с мужчинами. Если у нее было много братьев, то ей бывает непросто остановиться на одном мужчине. Даже выйдя замуж, она предпочитает иметь много друзей мужчин и устанавливать над ними опекунство.

Она может с радостью бросить собственную работу, чтобы позаботиться о муже: она ставит ему жизненные цели, она ведет хозяйство и заботится о его детях. Старшая сестра братьев обычно хочет иметь детей. Они становятся для нее второй после мужа «любимой игрушкой», а если это мальчики, то иногда даже первой. На работе старшая сестра братьев может прекрасно действовать как посредник при разрешении конфликтов и оказывать тонкое влияние на своего шефа -мужчину.

Если она занимает руководящее положение, она обычно выполняет свои обязанности с большим вниманием и тактом, распределяя работу между сотрудниками так, чтобы высвободить себе личное время.

Для младшего ребенка гораздо больше свойственны беззаботность, оптимизм и готовность принимать чужое покровительство. Для членов своей семьи он может так навсегда и остаться малышом. К его достижениям родители, как правило, относятся менее требовательно. Как писал один основателей психоанализа Альфред Адлер: «Положение младшего брата всегда чревато опасностью быть избалованным и остаться семейным ребенком. Он может стать артистом, или, как результат сверхкомпенсации, развить огромные амбиции и бороться за то, чтобы быть спасителем всей семьи».

У младшего ребенка могут возникнуть проблемы с самодисциплиной и трудности в принятии решений, поскольку рядом всегда был кто-то старший и мудрый, чтобы позаботиться о его делах. Так как он привык быть в семье самым маленьким, то он знает, что силой в близких отношениях ничего не добьешься, и часто вырабатывает обходные пути достижения желаемого, демонстративно обижаясь или пытаясь очаровать. Если в семье его чрезмерно опекали, то он может оказаться бунтарем и, выбирая партнером по браку старшего ребенка, бороться впоследствии против его контроля. Младший ребенок, с которым хорошо обращались в детстве, обычно легок в обращении и популярен среди друзей.

Больше других младших детей, роль бунтаря склонен играть младший брат братьев. Многие знаменитые авантюристы и бандиты были младшими сыновьями. Если вспомнить традиции средневековья, то земельный надел и замок доставались старшему сыну, а младшие уходили искать приключений в крестовые походы. Неслучайно также, что библейский блудный сын был младшим ребенком в семье.

Младший брат братьев очень общителен, но обычно резок с женщинами, которых слегка побаивается. Старшая сестра братьев или средняя сестра, имеющая младшего брата является для него лучшей парой. Труднее всего ему ужиться с младшей сестрой сестер. Ни один из них не привык к противоположному полу и не хочет брать на себя ответственность за детей и домашнее хозяйство. Однако, он может стать своим детям хорошим товарищем, особенно, если это мальчики, поскольку ему легко играть с ними на равных.

Друзья для него важнее, чем жена и дети. Он часто бывает непредсказуем: в один момент он может быть в хорошем настроении, а в следующий — придти в ярость. Обычно он не строит долгосрочных планов, живя под влиянием момента и своих мгновенных желаний. Поскольку он не может соперничать в интеллекте со старшими братьями до достижения зрелого возраста, он часто обращается к физической активности, такой как спорт или танцы, или же к творчеству — живописи, театру. Он лучше работает, соревнуясь с другими или имея руководителя, внимательного к его потребностям.

Младший брат сестер часто находится в привилегированном положении и всю жизнь находится под опекой женщин. Исследования показывают, что многие родители хотели бы иметь хотя бы одного мальчика и будут продолжать попытки, пока он не появится. Поэтому, зачастую он единственный ребенок мужского пола, желанный для родителей. Благодаря своей особой позиции ему обычно не надо много трудиться, чтобы выделиться. Он лучше работает в тех областях, где работа строго регламентирована и не требует самостоятельности. Чем больше у него сестер, тем ему труднее выбрать единственную спутницу жизни.

Лучшей парой будет для него старшая сестра братьев, которая умеет заботиться о мужчинах и мечтает стать женой великого человека, независимо от того, сделал ли он что-нибудь великое или нет. Детям он часто навязывает свое мнение. Намного легче младший брат сестер строит отношения с дочерьми, чем с сыновьями, так как воспринимает их как соперников. Иногда он вообще предпочитает не иметь детей, особенно если находится в браке с другим младшем ребенком.

Младшая сестра сестер склонна быть спонтанной, легкомысленной, веселой и любящей приключения, независимо от возраста. Она может быть капризной, неорганизованной и временами даже взбалмошной. Она любит соревноваться с мужчинами, но обычно флиртует и играет исключительно женскую роль. Часто она пытается превзойти старших сестер в привлекательности и в том, кто раньше выйдет замуж. Однако, она не склонна сильно обременять себя заботой о детях, ожидая от них самих помощи. У нее легкий стиль общения с детьми, который им очень нравится.

Ее лучшими подругами часто бывают старшие сестры сестер. Несмотря на то, что она упорно стремится быть привлекательной для мужчин, младшая сестра сестер устанавливает с женщинами более близкие взаимоотношения. Иногда она может быть творческой личностью, но слишком неустойчива и непредсказуема. Гораздо лучше ей удается направить свои способности, если есть более опытный человек, который может ей помочь. Она может быть хорошим исполнителем, если занимается автоматической работой, требующей, однако, высокого качества, например, занимая должность секретаря или диктора телевиденья.

Младшая сестра братьев, так же как и младший брат сестер часто занимает привилегированное положение в своей родительской семье, что отличает психологиечкую характеристику детей этого типа. Она является оптимистичной, привлекательной и увлекающейся женщиной. Обычно она удачно выходит замуж и воспринимает мужа, как некий ценный приз. Иногда она бывает слишком покорной, хотя также может быть эгоистичной.

Младшая сестра братьев чувствует себя среди мужчин в полной безопасности и оказывается хорошей супругой. Иногда она конкурирует с мужчинами и вызывает у них раздражение, но всегда может смягчить ситуацию юмором и ласковой улыбкой. Она может иметь детей лишь для того, чтобы угодить своему мужу, но обычно становится хорошей матерью. Настолько хорошей, что сыновья оказываются чересчур привязанными к ней. Подруги не играют важной роли в ее жизни, и женщины часто относятся к ней как к сопернице. Она редко бывает увлечена карьерой. Когда она работает, ей лучше всего быть под руководством старшего мужчины.

Единственный ребенок оказывается одновременно и самым старшим и самым младшим в семье. В результате такие дети имеют многие свойства старшего ребенка, но могут сохранять в себе детские качества до зрелого возраста.

Более, чем какой либо другой, единственный ребенок наследует характеристики родителя того же пола. Например, девочка, мать которой была младшей сестрой братьев, окажется более непостоянной и склонной к флирту, чем та, у которой мать была старшей сестрой сестер.

Поскольку родители склонны возлагать большие надежды на своего единственного ребенка, как и на старшего, он обычно отличается в школе и в последующих областях приложения сил, стремясь к лидерским позициям. Будучи исключительным фокусом внимания, единственные дети часто очень тесно привязаны к родителям на протяжении всей своей жизни и испытывают большие трудности в обретении независимости.

Имея меньше возможностей для игры с другими детьми, единственный ребенок уже в детстве может походить на маленького взрослого. Кроме того, он достаточно комфортно будет чувствовать себя в одиночестве. Так как у единственного ребенка меньше опыта разрешения конфликтов с другими детьми, то, занимая руководящую должность, он склонен быть авторитарным. Единственный ребенок плохо приспособлен к равным взаимоотношениям. В своей семье они часто ощущают себя маленьким принцем или принцессой. Наиболее статистически неблагоприятный прогноз в браке двух единственных детей. Каждый из них не привык к противоположному полу и оба хотят, чтобы другой играл роль родителя. Они часто склонны перекладывать на партнера по браку заботу о детях.

Важно отметить, что чем меньше разница в возрасте между детьми, тем выраженнее типичные характеристики старших и младших детей в силу их острой конкуренции и попыток найти свою «экологическую нишу» в семейной системе. Если разница в возрасте более пяти-шести лет, то каждый из детей по своим характеристикам будет приближаться к единственному ребенку, хотя к ним будут добавляться некоторые качества той позиции, к которой он ближе всего. Например, старшая сестра брата, которая на восемь лет старше его, будет скорее единственной дочерью, каковой она и была на протяжении восьми лет, но в ее поведении будут заметны и черты старшей сестры братьев.

Средний ребенок может демонстрировать психологические характеристики детей как младшего, так и старшего или их комбинации. Если семья многодетная, то черты средних детей во многом зависят от того, в группе каких детей они родились: среди младших или среди старших и какова разница в возрасте между ними. Промежуточная позиция средних детей стимулирует развитие у них социальных навыков. Они часто умеют вести переговоры и ладить с различными людьми, поскольку были вынуждены научиться жить в мире со старшими и младшими братьями и сестрами, наделенными разными характерами.

Однако, часто средний ребенок, если он только не является единственным мальчиком или единственной девочкой в семье, вынужден бороться за то, чтобы быть замеченным и получить свою роль в семейной системе. Если все дети одного пола, то средний ребенок находится в самом проигрышном положении. Он получит меньше всего внимания и будет наиболее тревожным и самокритичным. Такие дети бывают лишены авторитета старших детей и спонтанности младших. Альфред Адлер, автор теории о комплексе неполноценности и сам будучи вторым сыном в большой семье, писал: «Средний ребенок в семье находится под постоянным давлением с обеих сторон — борясь за то, чтобы опередить своего старшего брата, и боясь, что его догонит младший.»


Большое значение также имеют установки родителей относительно пола ребенка. В большинстве культур оказывают предпочтение сыновьям. Старшая сестра в семье может нести ответственность за воспитание младших детей и принимать на себя родительские функции, в то время как следующий за ней брат будет получать славу и высокие родительские ожидания.

Приведем несколько примеров известных людей для иллюстрации представленных здесь характерологических стереотипов порядка рождения.

Очевидно, что напористые Борис Ельцин и Раиса Горбачева — в своих семьях старшие дети. А вот мастер политических компромиссов Михаил Горбачев — средний ребенок.

Неустанно трудящийся над выстраиванием вертикали власти Владимир Путин — единственный сын. Ну, а Максим Галкин, пародирующий их всех с замечательным юмором, естественно — младший ребенок.

Бывают ли исключения из правил, когда характер ребенка не соответствует типичному стереотипу? Конечно, и таких отклонений немало. Однако, во-первых, многие черты все равно повторяются, несмотря на видоизменение ряда других характеристик. А, во-вторых, за подобными исключениями всегда стоят определенные обстоятельства, понимание которых помогает глубоко осмыслить индивидуальный путь каждой конкретной семьи.

Например, в одной московской семье было двое сыновей: 8 и 4 лет. В этот момент родители развелись и очень скоро у мамы родился в новом браке еще один ребенок. Старший сын не принял отчима, стал плохо учиться, ухудшилось поведение. Он не закончил школу, пошел в армию, где совершил правонарушение и попал в дисбат. Проблемы продолжились и после армии. Постоянные конфликты с милицией приходилось решать его среднему брату, который взял на себя роль ответственного старшего ребенка в семье. В настоящий момент средний сын — глава семейного бизнеса. Он материально поддерживает родителей и на его деньги получает образование младший сын от второго брака матери.

В этой семье, в силу определенных семейных событий, типичные роли старшего и среднего ребенка претерпели существенные изменения. Очевидно, однако, что правила для того и нужны, чтобы лучше понимать исключения. опубликовано econet.ru

Автор: Черников Александр, из книги «Современный ребенок. Энциклопедия взаимопонимания»

Источник:
Как порядок рождения детей влияет на их дальнейшую судьбу
Экология жизни. Дети: Многочисленные наблюдения показывают, что психологические характеристики детей во многом определяются тем, являемся ли мы старшим,
http://econet.ru/articles/119837-kak-poryadok-rozhdeniya-detey-vliyaet-na-ih-dalneyshuyu-sudbu

Психологические особенности старшего, среднего и младшего ребенка

Психологические особенности старшего, среднего и младшего ребенка

Сиблинговая позиция средних и младших детей уникальна: они никогда не испытывают шока в лишение трона.

Если первый ребенок в семье для родителей скорее эксперимент, новый опыт, то каждый следующий ребенок автоматически получает меньше внимания и становится «привычным».

Старший и младший всегда являются любимцами семьи.

Старшая сестра братьев

  • Старшей сестре братьев, тяжелее остановить свой выбор на одном мужчине, для ее комфортного состояния, важно наличие толпы поклонников.
  • Что касается мужчин в жизни старшей сестры братьев, то чем больше у нее братьев, тем вероятнее, что мужчина во взрослой жизни будет восприниматься ею как «любимая игрушка».
  • Даже выйдя замуж, она предпочитает каким-либо образом иметь в своей жизни других мужчин и добровольно включает функцию «опекунство».
  • Мужчин скорее устраивает, как «свой парень», ведь она не будет конкурировать с ними за место под солнцем, и с радостью заменит им маму, будет поддерживать во всех жизненно важных начинаниях. Соответственно, роль «мамочки» — может погаситьу мужчины романтический пыл, желание добиваться и завоевывать.

Выбор мужа старшей сестрой братьев

Наилучший выбор — младший брат сестер. В такой паре привычно и понятно такое распределение ролей: она будет вести и воспитывать его, когда он пожелает.

Если старшая сестра братьев остановит свой выбор на старшем брате братьев, то в наследство получит возможность постоянно споритьо том, кто хозяин в доме. С появлением детей, напряжение в такой семейной паре снижается, поскольку обоим нравится, когда рядом есть младшие.

Старший брат братьев

  • Старший брат братьев — это однозначно лидер, ему нравится быть главным во всех областях жизни. Присутствует постоянное стремление к совершенству, поэтому легкодобивается успеха.
  • Хороший руководитель, пользуется авторитетом среди мужчин.
  • Он может стать удачным законодателем, министром, экономистом, политическим деятелем, астронавтом, президентом компании или страны.
  • Всегда трепетное отношение к своей собственности и собственной персоне.
  • Старший брат братьев — это строгий, консервативный отец для своих детей.

Выбор жены старшим братом братьев

Ему нравится, когда о нем заботятся женщины. Старший брат братьев много ожидает от жены, но получает обычно мало. Наилучший выбор — младшая сестра братьев, которая очень любит мужчин. Хорошей супругой может стать для него старшая сестра братьев, которая будет проявлять материнскую заботу. В такой семейной паре могут возникать разногласия на тему: «Я знаю лучше!». Если старший брат братьев выберет в жены старшую сестру сестер, их отношения будут напоминать отношения двух монархов, вынужденных жить в одной крепости.

Старший брат сестер

  • Старший брат сестер очень галантен и внимателен к женщинам.
  • Для своих детей хороший, внимательный, но не слишком строгий отец. В семейной жизни жена для него оказывается более важной, чем дети.
  • Чем больше у него сестер, тем труднее ему завязать дружбу с мужчинами или оставаться с одной женщиной на протяжении всей жизни.

Выбор жены старшим братом сестер

Наилучшая пара — младшая сестра братьев. Младшая сестра сестер безоговорочно подчинится его авторитету. Выбирая в жены старшую сестру братьев, возможны конфликты из-за позиции лидерства в семье, до появление детей. При рождении ребенка старшая сестра братьев уступает лидерство мужу, и все свое внимание переключает на воспитание детей. Наиболее трудная для старшего брата сестер — брак с старшей сестрой сестер.

Основные характеристики младшего ребенка

  • Младший ребенок он же и последний. Он малыш, и автоматически становится баловнем семьи. Может быть окружен не только вниманием и заботой родителей, бабушек и дедушек, а и заботой старших братьев и сестер. Ему достается все.
  • Никогда не воспринимается как взрослый, обычно ему приходиться донашивать старые вещи братьев и сестер. Он может испытывать чувство зависимости.
  • Младшим детям тон задают старшие братья и сестры. Цель младшего обойти старших. Младшие дети самые лучшие пловцы, музыканты.
  • Младшие дети получают в наследство авантюризм, демонстративность и умение манипулировать (ведь силой у старших ничего не добьешься). У средних и младших детей сложности в принятии решения и проблемы с самодисциплиной.

Младшая сестра сестер

  • Младшая сестра сестер склонна быть спонтанной, легкомысленной, веселой и любящей приключения.
  • С мужчинами любит флиртовать и играет исключительно женскую роль.
  • Чем больше у нее сестер, тем больше она связана с подругами и меньше с мужчинами, в частности с мужем.

Выбор мужа младшей сестрой сестер

Для счастливого брака — лучшим выбором может быть старший брат сестер, который способен справиться с ней, принимая все ее хитрости. А вот старший брат братьев может быть не слишком хорошей парой, недостаточно опыта взаимоотношений с противоположным полом.

Основные характеристики среднего ребенка

  • Позицию среднего ребенка называют»сандвич». Средние дети могут наследовать характеристики, как старших детей, так и младших. По отношению к младшим наследуют характеристики старших детей, а по отношению к старшим наделены характеристиками младших.
  • Средним детям приходится постоянно бороться, чтобы опередить старшего и боятся, чтобы его не догнал младший, что хорошо развивает в них социальные навыки. В самостоятельной жизни такие люди, лучше всех умеют проводить переговоры и налаживать коммуникацию.

Особенности сиблинговой позизиции «средний ребенок»:

  • если все девочки в семье, то характеристика чистая;
  • когда сиблинговая позинция «средний ребенок» позиция девочки между мальчиками — то позиция уникальна, еще называют «позиция принцесы»: от старшего брата — забота и защита, а от младшего брата — внимание и восхищение (сестра как авторитет).

Наше представление о жизни в значительной мере зависит от занимаемого места в детстве среди сестер и братьев. Любому из нас понятнее и ближе та ситуация, которая напоминают обстановку в родительской семье. Но, независимо от сиблинговой позиции, главное, чтобы ваша семья развивалась и проживала все свои жизненные циклы, следуя японской мудрости: «Муж с женой должны быть подобны руке и глазам: когда руке больно — глаза плачут, а когда глаза плачут — руки вытирают слезы«.

Источник:
Психологические особенности старшего, среднего и младшего ребенка
Сиблинговая позиция средних и младших детей уникальна: они никогда не испытывают шока в лишение трона. Если первый ребенок в семье для родителей скорее эксперим …
http://www.b17.ru/article/94068/

Старшие и младшие дети в семье

Детские психологи считают, что жизненный путь и будущие жизненные установки каждого ребенка существенным образом зависят от его положения в семье. Именно опыт внутрисемейных отношений позволяет ребенку впервые сделать выводы о смысле и ценностях жизни, оценить себя по сравнению с другими и испытать чувство принадлежности или отторжения.

Система отношений и особенности поведения ребенка, опираясь на которые, он пытается найти свое место в группе, в значительной степени определяются тем, как он интерпретирует свою позицию в семье. При этом логика такой интерпретации может быть понятна только самому ребенку и никому другому.

Нет двух таких детей, которые, будучи рождены в одной и той же семье, выросли бы в совершенно идентичной семейной атмосфере. Также не существует и двух детей, к которым их родители относятся или любят совершенно одинаково.

Это миф, что родители в равной степени любят всех своих детей.

Они могут любить всех своих детей, но каждый ребенок занимает в их сердце особое место. На первого ребенка родители обычно реагируют иначе, чем на второго или третьего.

Конечно, связь между характером детей и порядком их рождения в семье, хотя и существует, но не является абсолютной. Самый младший ребенок может демонстрировать характер, который чаще всего встречается у самого старшего ребенка, а самый старший ребенок может вести себя так же, как обычно ведет себя самый младший ребенок в семье. При чем поведение этих детей будет зависеть от того, как они воспринимают себя в семейной группе и каким образом пытаются найти там свое место.

Семейную структуру следует рассматривать как поле, на котором происходит развитие личности ребенка.

Когда в семье один ребенок, то ему обычно свойственна большая, чем у других детей, чувствительность к тем правилам, которые устанавливают его родители, и он старается соответствовать их ожиданиям. Такие дети склонны мерить себя по взрослым стандартам, поскольку у них братьев и сестер, с которыми они могли бы себя сравнивать. Детская психология говорит — единственный ребенок часто имеет более традиционные установки, он ставит перед собой далеко идущие цели и впоследствии может претендовать на лидирующие позиции. Роль единственного ребенка в семье обладает как рядом преимуществ, так и рядом недостатков.

В преимущества входят:

  • Единственному ребенку родители обычно могут дать больше материальных благ, чем нескольким детям.
  • У родителей больше времени на ребенка.
  • Родители проявляют к ребенку больше внимания.
  • Ребенку не грозят переживания из-за того, что его место любимчика занял другой ребенок.
  • Ребенку никогда не придется конкурировать с братьями и сестрами.
  • Ребенок может находиться в центре внимания расширенной семьи – бабушек, дедушек, тетей, дядей и других.

К недостаткам относятся следующие:

Старшие дети обычно наделены большей ответственностью, большими правами и обязанностями (в том числе правами наследования имущества, титула и статуса). Старшие дети – это продолжатели традиций: они ответственны, часто консервативны, стремятся к достижениям, беспокоятся за честь семьи и ее репутации.

Хотя самый старший ребенок может проявлять ряд черт характера, присущих единственному ребенку – поскольку в течение некоторого времени он и был единственным ребенком. Самые старшие дети обычно более честолюбивы и имеют более традиционные установки, по сравнению с родившимися вторыми или третьими. Появление в семье другого ребенка почти всегда несет угрозу для самого старшего ребенка. До появления второго ребенка самому старшему ребенку не было необходимости делиться с кем-либо родительским вниманием и заботой.

Одной из наиболее выделяемых черт характера старшего ребенка является его потребность быть первым всегда и во всем, чтобы ни в коем случае не уступить занимаемую позицию. Если ребенку не удается быть первым при помощи позитивного поведения, то он может попытаться остаться первым посредством негативного поведения, чтобы родители больше беспокоились о нем, чем о других детях. Многие из них считают, что обладают правом получать особое внимание и занимать особое положение в семье.

Но, в общем, самые старшие – хорошие дети, обладающие чертами характера и навыками, которые вызывают одобрение у взрослых.

Позиция второго ребенка может оказаться весьма неуютной. По сравнению с ним все кажутся большими и совершенными. Второй ребенок обычно очень настроен на конкуренцию, на то, чтобы догнать, если не перегнать старшего брата и сестру.

Второй ребенок никогда не испытывает периода безраздельного внимания родителей. Он может восставать против доминирующего положения первенца. В большинстве случаев второй ребенок – полная противоположность первому. Если первенец пассивен, то второй обычно активен. Если первый ребенок готов к сотрудничеству, то второй может иметь проблемы с поведением.

Многие родители уверены, что эти дети уже родились с разными личностными особенностями и темпераментами. Необходимо понять, что эти различия являются следствием конкуренции между детьми. Поняв это, родители должны удерживаться от сравнения детей и не ссылаться на одного как на образец другого.

Самый младший всегда занимает особое место в семье. В основном их балуют и защищают все члены семьи. В зависимости от того, как семья реагирует на самого младшего ребенка, он может прийти к заключению, что такое положение, при котором он остается слабым и зависимым, — удобная позиция, поскольку позволяет использовать в своих целях всех и каждого. Или же ребенок хочет сравняться со всеми «гигантами» семьи и становится серьезным, хорошо успевающим учеником, добивается самых высоких результатов среди своих братьев и сестер.

Часто самые младшие дети верховодят в семье. Они устанавливают требования и диктуют другим. Если их требования не удовлетворяют, то они устраивают скандал. Очень часто они в конце концов получают то, что хотели, потому что родители требуют, чтобы старшие дети уступили младшему, поскольку он «еще мал и ничего не понимает». Таким образом, самый младший ребенок может стать тираном.

С другой стороны, самые младшие дети не так зависят от своих родителей, когда хотят развлечься или составить с кем-то компанию. Самые младшие часто формируют теплые, доверительные отношения со всей семьей. Они также легко вступают в контакт с другими детьми в школе или по соседству.

При этом самые младшие дети иногда испытывают приниженность своего положения относительно старших братье и сестер, ибо их не воспринимают серьезно и к ним не прислушиваются.

Детская психология говорит:

  • Младший ребенок не был травмирован появлением новорожденного. Родители от младшего ребенка гораздо меньше ожидают и оказывают на него меньше давления. Поэтому он меньшего достигает.
  • Младший ребенок – это часто романтический герой, авантюрист, нарушитель традиций, которому приходится пробиваться самому.

Автор — детский психолог Ольга Владимировна СЕРГАЧЕВА.

Источник:
Старшие и младшие дети в семье
Детские психологи считают, что жизненный путь и будущие жизненные установки каждого ребенка существенным образом зависят от его положения в семье. Именно опыт внутрисемейных отношений
http://deti-club.ru/psishologi_06

Старший и младший ребенок в семье: отношения между детьми после появления малыша

Старший и младший ребенок в семье: отношения между детьми после появления малыша

Это связано с тем, что младший ребенок в семье зачастую отвлекает на себя больше внимания родителей. Но правильно построенные отношения между детьми в семье позволяют воспитывать в них различные положительные качества. Поэтому старший и младший ребенок в семье должны быть равноправными и не чувствовать свою отверженность со стороны родителей.

Когда в семье появляется второй ребенок, он чаще всего становится любимчиком. Вторая беременность и роды вызывают у родителей меньше тревожных чувств, они более спокойно относятся к малышу. У них уже есть опыт, поэтому рождение второго ребенка происходит более осознанно и эмоционально. На фоне всего этого не стоит забывать про отношения старших и младших детей в семье, уделять этому вопросу максимум внимания.

Старшие дети не испытывают такой радости, которую испытывают их родители по поводу появления нового члена семьи. Между детьми зачастую возникает дух соперничества и ревности. Поначалу ребенок воспитывается как единственный, только он получает всю любовь и заботу родителей, и тут вдруг ему приходится делить эту любовь с братом или сестрой. Ревность старшего ребенка к младшему укрепляется и возрастает с тем, как развивается новорожденный малыш. Меняются и условия воспитания. Если первенец в семье является центром внимания, родители заботятся только о нем, удовлетворяют только его потребности и желания, то с появлением второго ребенка он теряет все преимущества положения единственного, а это довольно травмирующий для малыша опыт.

Если к моменту появления второго ребенка первенец еще не достиг 5-летнего возраста, это травмирует его в большей степени, нежели того, который достиг 5-6-летнего возраста, так как в последнем случае он уже не так зависим от родителей, большинство его интересов уже выходят за рамки отношений с мамой и папой. Ситуация упрощается еще больше, если в семье появляется второй ребенок противоположного пола, в таком случае отсутствует прямое сравнение детей, у них меньший дух соперничества.

Стоит обратить внимание на то, что из-за привычки во всем полагаться только на себя, рассчитывать только на свои силы, а также вследствие повышенной серьезности старшие дети могут испытывать трудности в приобретении друзей. Они очень остро реагируют на всякого рода критику, которую чаще рассматривают как унижение, но в то же время сами бывают довольно критичны и нетерпимы к ошибкам других.

Реакция старшего ребенка на рождение младшего в семье: как его подготовить

Реакция старшего ребенка на рождение младшего чаще всего является первично негативной и резкой. Процесс адаптации первенца к изменившейся ситуации в связи с рождением второго ребенка не всегда легкий и безболезненный, для ребенка это большой стресс. Правильно поступают те родители, которые заблаговременно готовят первенца к появлению в семье новорожденного. Например, разъясняют доступным для ребенка языком возможные изменения в семье, связанные с тем, что произойдет рождение младшего ребенка в семье, даже проигрывают их, когда же появляется второй малыш, сохраняют привычные для старшенького ритуалы родительского внимания, чтобы у него не было сомнения в том, что он по-прежнему значим для родителей. О том, как подготовить старшего ребенка к рождению младшего брата или сестры, можно узнать далее в этой статье.

Психологи отмечают, что сегодня среди младших детей все меньше можно встретить любимчиков, родители в большей степени стараются адекватно распределить свое внимание между детьми.

Чтобы избежать конкуренции между детьми, а также дать возможность и младшему ребенку почувствовать себя лидером в каком-то деле, родители должны с большим вниманием отнестись к их личностным проявлениям. Как это понимать? Практически во всех семьях дети посещают разные кружки, секции и дополнительные занятия. Но если старший ребенок ходит на музыку, английский и танцы, то не стоит и младшего отдавать туда же. Более полезным для обоих детей будет, если родители разграничат сферы их деятельности. Они будут достигать успехов в разных видах деятельности, и каждый из них получит от родителей похвалу и одобрение за собственные достижения.

Как наладить отношения между детьми в семье при конфликте старшего и младшего ребенка

Большинство специалистов сходятся во мнении, что появление второго ребенка улучшает общий климат семьи, но источником стресса для родителей может стать конкуренция между детьми. Конфликт старшего ребенка и младшего может быть скрытым или открытым, в любом случае он требует вмешательства родителей.

Конечно, все семьи разные, поэтому не существует универсальных правил воспитания, с помощью которых можно было бы наладить отношения между детьми в семье и избежать нападок со стороны старшего ребенка на младшего или манипуляций младшего (ябедничества, хвастовства и пр.) Но попробуйте придерживаться нескольких простых рекомендаций для семей, в которых двое детей.

С их помощью можно сформировать правильное отношение старшего ребенка к младшему и позволить им обоим развивать в полной мере свои личностные качества.

  • Старший ребенок обладает приоритетом над младшим.
  • Каждый ребенок должен знать, в чем его индивидуальность, чувствовать свою ценность и уникальность для обоих родителей.
  • Любовь родителей к одному ребенку не должна быть меньше, чем ко второму.
  • Поощрять не соперничество и конкуренцию между детьми, а вовлекать их в сотрудничество.

Не стоит винить старшего ребенка в проблемах и неприятностях младшего, так как это не добавит любви между ними, отобьет всякую охоту старшего сидеть с младшим. Также неправильно унижать старшего в глазах младшего, потому как это может вызвать ответные чувства у старшего ребенка, но направлены они будут не на родителей, а на брата или сестру. Нежность и благодарность, проявляемые родителями по отношению к первенцу, способны предотвратить появление ревностных чувств со стороны старшего.

Чувство братства — вот что должны стараться воспитать мудрые родители в своих детях. Это ценное приобретение во взрослой жизни не раз пригодится и одному, и второму ребенку, и тогда в случае неудачи они придут за помощью друг к другу, а не к посторонним людям.

Оцените тему статьи

Будем очень признательны,если оставите свою оценку

Источник:
Старший и младший ребенок в семье: отношения между детьми после появления малыша
Как наладить отношения между старшими и младшими детьми в семье при появлении малыша: как подготовиться
http://ladycharm.net/2018/10/starshij-i-mladshij-rebenok-v-seme/

COMMENTS