Межличностные отношения детей в семье

Межличностные отношения в семье ребенка с особыми нуждами

Межличностные отношения в семье ребенка с особыми нуждами

Рубрика: 8. Педагогическая психология

Дата публикации: 05.02.2015

Статья просмотрена: 105 раз

Абдиназарова Н. Э. Межличностные отношения в семье ребенка с особыми нуждами [Текст] // Актуальные вопросы современной психологии: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2015. ? С. 88-90. ? URL https://moluch.ru/conf/psy/archive/157/7254/ (дата обращения: 10.03.2019).

Семья ребенка с особыми нуждами представляет собой специфический объект исследования в психологии семейных отношений. С одной стороны, как любая семья, она может быть определенным образом охарактеризована с точки зрения своей структуры, функций, стадии жизненного цикла, существующей системы коммуникаций. С другой стороны, наличие особой проблематики, а именно, нетипичного развития одного из ее членов, накладывает характерные штрихи на жизнь семьи и каждого ее члена. При этом отношения внутри семьи могут демонстрировать различные варианты адаптации к этой проблеме — как консолидирующие семью, так и приводящие к ее дисфункции.

Солодянкина О. В. выделяет два типа семей в зависимости от их отношения в проблеме инвалидности ребенка:

– Семьи, в которых отношение к проблеме носит конструктивный характер. Они не углубляются в длительные переживания случившегося, а пытаются более эффективно приспособиться к новым условиям, наладить семейный быт, общение и изменить свое отношение к возникшей проблеме. Конструктивное отношение — это результат эмоциональной адаптации всех членов семьи: они принимают проблему. Критические моменты в таких семьях тоже случаются, тем не менее родители уже успели выработать позитивные установки по отношению к себе, своему ребенку, что позволяет им формировать у него такие навыки, которые помогут взаимной адаптации.

– Семьи, в которых отношение к проблеме носит деструктивный характер. Это может выражаться в форме игнорирования проблем («Это не мои, а его проблемы — пусть выкарабкивается сам»); жестокого обращения и эмоционального отвержения ребенка; акцентуации на проблеме.

Деструктивное отношение к проблеме в сочетании с нарушениями детско-родительских коммуникаций препятствует процессу реабилитации ребенка и ведет к появлению у него поведенческих отклонений.

Для ребенка семья — это самые близкие люди, принимающие его таким, какой он есть, независимо от социального статуса, состояния здоровья и индивидуальных особенностей. Это то место, где можно решить возникшие проблемы, найти помощь, понимание и сочувствие. Но та же семья может стать причиной формирования негативных качеств в ребенке, препятствовать его адаптации в меняющихся жизненных условиях. Функции семьи могут быть нарушены в результате влияния весьма широкого круга факторов, в том числе особенностей личности ее членов и взаимоотношений между ними, определенных условий жизни семьи, нарушения структуры семьи.

Можно выделить следующие особенности семьи ребенка с нарушениями развития:

1. Нарушения временной перспективы функционирования семьи.

2. Искажение семейного взаимодействия.

3. Повышенная уязвимость членов семьи в результате хронического стресса, переживаемого ими.

4. Изменения в жизненном цикле семьи: продление некоторых стадий и отсутствие других.

5. Дефицит самореализации у супругов, в особенности у жены, и их чрезмерная вовлеченность в родительские роли.

6. Сужение круга семейного функционирования, снижение социального статуса семьи.

7. Более высокий риск возникновения поведенческих и эмоциональных нарушений у братьев и сестер ребенка с нарушениями развития.

Проблема и в том, что родителям ребенка с нарушениями в развитии бывает чрезвычайно сложно показать ему, что они принимают и любят его таким, какой он есть. В такой ситуации родители не должны отдаляться от ребенка и обвинять себя в том, что они не испытывают чувств, которых ребенок ожидает и заслуживает. На этой стадии развития семья должна принять ребенка и помочь ему адаптироваться к окружающей — физической и социальной — среде.

Ситуация может усугубляться по мере того, как у жены будут возрастать требования по поводу помощи в уходе за ребенком, а у мужа накапливаться ощущения того, что жена и ребенок мешают его работе. Постоянное беспокойство, сосредоточенность внимания на ребенке создает у отца ощущение «лишнего» в семье, чувство, что его «используют». Отцы, в отличие от матерей, имеют меньшие возможности сделать напрямую что-либо полезное для ребенка, так чтобы проявить свою любовь, заботу и обеспокоенность. Напряженность взаимоотношений увеличивается, и более 50 % семей в этот период распадается.

Но возможен и другой вариант развития событий. В семьях, где ребенок представлен как идентифицированный пациент, его симптомы часто маскируют конфликт между родителями. Допустим, у супругов имеется ряд нерешенных проблем, и их брак находится под угрозой. Появление «проблемного» ребенка может переключить внимание родителей на преодоление возникших трудностей и даже заставить на время забыть о разногласиях в способах их решения. Такие супруги демонстрируют сотрудничество в отношении к этой ситуации, и если она продлится достаточно долго, то может возникнуть впечатление об идеальной семье, где существует только одна проблема — «болезнь» ребенка.

Время поступления ребенка в школу также может сопровождаться наступлением кризиса в семье. Способы коммуникации в семье уже довольно стереотипны, и они не приспособлены к ситуации пребывания ребенка вне дома. К тому же перед матерью нередко встает проблема возвращения на работу, так как ребенок уже не требует такого непрерывного внимания. Такая перспектива становится пугающей, если женщина к этому времени уже в значительной степени дисквалифицировалась.

В то же время семья встроена в более крупные социальные структуры. Она — часть системы убеждений, ценностей и типов поведения, заданных обществом. Большинство семей в решении своих проблем в повседневной жизни сталкиваются с непониманием и пренебрежением окружающих, ощущают равнодушие и безразличие.

Не будем забывать о том, что реакции на нарушения у детей — продукты социума, формирующиеся на протяжении всей жизни. Если мы действительно хотим помочь семье, мы должны делать это на ее условиях, в контексте ее системы понятий. Только с помощью такого системного подхода мы можем надеяться улучшить качество жизни обычных семей, в которых рождаются дети с «необычными» потребностями.

1. Барнз Дж. Г. Социальная работа с семьями в Англии. — М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1993.

2. Бенеш Л. Психологическая природа мужского насилия // Вестник психосоциальной и корекционно-реабилитационной работы.№ 3,1995.

3. Козлов А. А. Социальная работа за рубежом: состояние, тенденции, перспективы. — М., Флинта-МПСИ,1998.

4. Мельниченко С. А. Предотвращение жестокости по отношению к женщинам и детям// Семья в России. № 2,1995.

5. Минухин С., Фишман Ч. Техники семейной терапии. — М.: НФ «Класо», 1998.

6. Социальная работа с семьей /Под ред. Т. В. Шеляг. — М.: Институт социальной работы, 1995.

7. Социально-правовые проблемы борьбы с насилием /Ом.юрид.ин-т.-Омск.,1996.

Источник:
Межличностные отношения в семье ребенка с особыми нуждами
Межличностные отношения в семье ребенка с особыми нуждами Рубрика : 8. Педагогическая психология Дата публикации : 05.02.2015 Статья просмотрена: 105 раз Абдиназарова Н. Э.
http://moluch.ru/conf/psy/archive/157/7254/

Межличностные отношения в семье»

Школа семейной поддержки
Тема: «Межличностные отношения в семье»
Ничто не действует в младых душах детских

сильнее всеобщей власти примера, а между всеми

другими примерами ничей другой в них не впеча –

тливается глубже и тверже примера родителей.

У человека довольно продолжительное детство: проходит немало времени, прежде чем маленький ребенок превратиться во взрослого самостоятельного члена общества. И все это время он остро нуждается в родительской семье, которая является самым важным и влиятельным фактором социализации.

Помимо сознательного, полноценного и целенаправленного воспитания, которое дают ему родители, на ребенка воздействует вся внутрисемейная атмосфера, причем эффект этого воздействия с возрастом накапливается, преломляясь в структуре личности.

Давно известно, что появление эмоциональных расстройств, нарушений поведения и других психологических проблем связано с рядом неблагоприятных событий в детстве. Семейные конфликты, недостаток любви, смерть одного из родителей или развод, родительская жестокость или непоследовательность в системе наказаний могут стать сильными психотравмирующими факторами. Поэтому очень важно, чтобы в семье ребенок получал эмоциональную поддержку, заботу, тепло и ласку самых близких для него людей – родителей.

Ему совсем небезразличны отношения между родителями. Как бы мал он ни был, а всё отлично чувствует, чутко воспринимает их лад и ссоры. Любовь родителей друг к другу может стать главным воспитательным фактором, воздействующим на ребёнка. А равнодушное отношение членов семьи между собой и к ребёнку часто порождают у последнего безотчётный страх, настороженность, а потом и жестокость.

Очень важно и то, что окружающие люди не только воспитывают его, — они живут рядом, у него на глазах, со всеми своими радостями и печалями, и он видит и слышит массу вещей, вовсе не адресованных ему, но оказывающих сильнейшее воздействие на детскую психику. Где же ещё в столь яркой и понятной ему форме может ребёнок наблюдать такие отношения, как любовь, сплочённость, близость, доверие, готовность пожертвовать чем-то для другого?! Здесь он видит всё это, здесь этому учится.

Лучшим средством воспитания правильных отношений является личный пример отца и матери, их взаимное уважение, помощь и забота, проявления нежности и ласки. Если дети видят хорошие отношения в семье, то, став взрослыми, и сами будут стремиться к таким же красивым отношениям.

Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести в различных ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему мы учим ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой. (Если Ваш ребенок видит, что его мама и папа, которые каждый день твердят ему, что лгать нехорошо, сами того не замечая, отступают от этого правила, все воспитание может пойти насмарку.)

Особую роль играет семья в воспитании ребенка – дошкольника, поскольку эта первая и часто почти единственная среда, формирующая его личность. Дошкольное детство- период высокой чувствительности ребенка к воспитательным воздействиям и влияниям среды. В этом возрасте создается основа, на которой строится все последующее воспитание и обучение.

Дошкольник видит себя глазами близких взрослых, его воспитывающих. Если оценки и ожидания в семье не соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям ребенка, его представление о себе кажутся искаженными.

П.Ф. Лесгафтом было выделено и описано несколько типов детей, закономерности формирования характера которых обусловлены особенностями семейного микроклимата и образцом поведения родителей, которые своим личным примером оказывают разрушающее воздействие на становление личности ребенка.

Порождается в семье, где всегда за глаза говорят одно, а в глаза – другое, проявляют лицемерие, двойную мороаль, хвастают своей ловкостью в достижении собственной выгоды и демонстрируют пренебрежение к людям.

Формируется там, где семья видит в ребенке будущего гения, стимулирует соперничество, желание первенствовать, чувство тщеславия и превосходства над другими.

Спокоен, внимателен. Не терпит зла и насилия, защищает других. Не любит подарков, не обращает внимание на свою внешность и одежду. Там, где между супругами сложились отношения спокойной любви, где постоянно объясняют, почему следует поступать так, а не иначе, где приучают к посильному труду, вырастает ребенок добродушного типа. Членами таких семей присущ альтруизм, гуманизм, чувство сопереживания к другим.

Мягко-забытый тип (заласканный)

Лишен инициативы, в нем сильно развито стадное чувство, как правило, находится под влиянием более сильного. Выдаст друга не из-за выгоды, а потому, что спросили. Сам не может решить простой проблемы. Ребенок такого типа вырастает в семье, где все делалось за него, удовлетворялись все желания, где его без конца ласкали, угождали, стараясь сделать тихим, смирным, послушным. Воля, инициатива подавлялись, в результате чего сформировался эгоизм.

Злостно- забитый тип угрюм и подозрителен отношении к старшим, на ласки отвечает резкими движениями. Движения вообще угловаты и резки. Друзей не выдает, но вместе с тем имеет склонность мучить животных. Любит зрелища, связанные с дракой, травлей животных и т.п. Развивается в семье, где царит жестокость, отсутствуют ласка и тепло, где родители считают, что главный принцип воспитания – держать ребенка в «ежовых рукавицах.»

Угнетенный тип смирен и тих, озабочен и скромен, трудолюбив, стесняется похвалы. Стойко переносит лишения и преодолевает препятствия. Надежный товарищ. Нечестолюбив, но любое дело обязательно доводит до конца. Спокоен и наблюдателен. Всегда стремится с лихвой оплатить услугу. Правдив и строг в исполнении обязанностей, перечеркивает общая пассивность, неспособность устанавливать отношения с людьми в силу чрезмерной замкнутости. Такой ребенок обычно становится ведомым в отношениях с другими и подчиняется тому, кто первым обратит на него внимание.

Естественно, не все характерологические особенности детей того или иного типа, выделенные П.Ф. Лесгафтом, следует воспринимать как непреложную истину. Тем не менее, следует согласиться с тем, что взаимоотношения в семье и личность родителей, пример их поведения являются важным факторами формирования личности ребенка.

Как известно, социальному поведению дети обучаются путем моделирования ролей, то есть программируют себя по образцу и подобию взрослых, главным образом, своих родителей.

Экскурсии и походы всей семьёй в лес, на речку, за грибами и ягодами, на рыбалку оставляют неизгладимые впечатления, которые пронесёт ребёнок через всё жизнь. При общении с природой ребёнок удивляется, радуется, гордится тем, что он видел, слышал пение птиц, — в это время и происходит воспитание чувств. Чувство прекрасного, интерес к красоте помогают воспитанию потребности беречь прекрасное и создавать его. Большую воспитательную силу имеет эстетика быта. Дети не только пользуются домашним уютом, но вместе с родителями учатся его создавать. В воспитании чувства прекрасного немалая роль принадлежит манере правильно и красиво одеваться.

Успех воспитания в семье может быть обеспечен в том случае, когда созданы благоприятные условия для роста и всестороннего развития ребёнка.

Таким образом, для того, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательное влияние семьи на воспитание ребенка необходимо помнить внутрисемейные психологические факторы, имеющие воспитательное значение:

  • Принимать активное участие в жизни семьи;
  • Всегда находить время, чтобы поговорить с ребенком;
  • Интересоваться проблемами ребенка, вникать во все возникающие в его жизни сложности и помогать развивать свои умения и таланты;
  • Не оказывать на ребенка никакого нажима, помогая ему тем самым самостоятельно принимать решения;
  • Иметь представление о различных этапах в жизни ребенка;
  • Уважать право ребенка на собственное мнение;
  • Уметь сдерживать собственнические инстинкты и относиться к ребенку как к равноправному партнеру, который просто пока что обладает меньшим жизненным опытом;
  • С уважением относиться к стремлению всех остальных членов семьи делать карьеру и самосовершенствоваться.

Тест Слушаем своего ребенка .

Умение слушать и слышать – неотъемлемая часть таланта воспитателя. Без этого родитель не может установить нормальные взаимоотношения с детьми. Этот тест для мам и пап, которые хотят убедиться в том, что они умеют слушать своего ребенка.

Теперь подсчитайте полученные баллы.

9-14 баллов – вы плохо слушаете своего ребенка. Может быть, недооцениваете пользу, которую можно извлечь из разговора?

15-21 баллов –вы слушаете ребенка не всегда и не очень внимательно. Для вас беседа с ним не главное в жизни. Из-за этого вы многое упускаете в ваших взаимоотношениях.

22-27 баллов – вы обладаете редким качеством – умением слушать и слышать. Разговаривать с вами – ребенку одно удовольствие. Ваш собеседник всегда может почерпнуть от вас много полезного. В трудных ситуациях он всегда может обратиться за разъяснением и советом в первую очередь к вам.
Выберите наиболее подходящий для вас вариант ответа .
1. Задают ли вам ваши дети вопросы типа: «Почему ветер дует?» и т.д.

а) часто –3 б)никогда-1 в)всегда-2
2.Выслушав ребенка, вы задаете ему вопросы

а) да, всегда –2 б)иногда –3 в)никогда –1
3.После обсуждения с ребенком какой- то проблемы, случалось ли вам изменить свою точку зрения?

а)да, довольно часто –2 б)иногда –3 в)никогда-1
4.Когда вы разговариваете с ребенком, то

а) больше говорите вы –1 б) больше говорит ребенок – 2 в)вы оба говорите примерно поровно-3
5.Ребенок хочет поделится с вами какой-то новостью, которая вас не интересует. Что вы подумаете?

а)что потеряете ценное время –1 б)что сможете на него повлиять –2 в)что сможете ему помочь –3
6.Если при разговоре с ребенком смысл ускользает от вас, то вы:

а)остановите ребенка и попросите объяснить непонятное –3

б)отметите про себя неясное, а потом спросите об этом в конце разговора –3

в)не будете уточнять подробности, потому что не столь важно –1
7. Можете ли вечером повторить то, что ребенок рассказывал вам утром?

а)да, всегда – 3 б)да, но часто необходимо время, чтобы вспомнить –2 в)нет, не могу –1

а)его рассказам-3 б)другим источникам –2, в)не в курсе –1
9.Какова, по вашему, цель беседы или разговора?

а)лучше узнать мнение собеседника –2 б)высказать свою точку зрения –1

Источник:
Межличностные отношения в семье»
У человека довольно продолжительное детство: проходит немало времени, прежде чем маленький ребенок превратиться во взрослого самостоятельного члена общества
http://dogmon.org/mejlichnostnie-otnosheniya-v-semee.html

Положение ребёнка в системе межличностных взаимоотношений в семье

Положение ребёнка в системе межличностных взаимоотношений в семье

Определение причин ранения психики ребенка. Исследование сущности правильного воспитания. Характеристика комфортности положения ребёнка в семье для его развития. Анализ типов семейных взаимоотношений: диктата, опеки, невмешательства, сотрудничества.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

«Положение ребёнка в системе межличностных взаимоотношений в семье»

Каждый ребенок представляет собой индивидуальный мир. У каждого свои способности, возможности, потребности. Потенциальные возможности их развития далеко не одинаковы. А потому нельзя подходить в воспитании ко всем детям с мерками, рассчитанными на какую-то усредненную личность. Нередко в семье ребенок выполняет роль, предопределенную для него взрослыми.

Возможно и другое объяснение: «кумир семьи», сам того не зная, выполняет функцию цементирующего фактора, поддерживающего семейный очаг. Истинного взаимопонимания, эмоциональной поддержки друг друга в семье нет, но все заинтересованы в сохранении видимости благополучия, и общее восхищение ребенком превращается в символ семейного «единства».

Иногда ребенок выполняет другую роль — «мамино (папино, бабушкино и т. д.) сокровище». Она похожа на роль «кумира семьи», но в данном случае ребенок является не всеобщим, а чьим-то личным кумиром. За навязыванием ребенку подобной роли может таиться немало сложных психологических причин. Вот одна из них, довольно распространенная. Мать, не удовлетворенная своим супружеством, пытается «излить» на ребенка всю присущую ее натуре страстность, нежность, жертвенность (то же самое подчас происходит и с папой). Ребенок при этом ставится в нелегкое положение.

Он прекрасно чувствует особое отношение к нему кого-то одного из взрослых, но страдает из-за отсутствия такого же отношения со стороны других. Ребенок, сделавшийся «бабушкиным (или дедушкиным) сокровищем», подчас воспринимается своими родителями так, словно его «подменили» («а все бабушкино влияние!»). Ребенку мучительно «разрываться» между несколькими старшими, отчетливо при этом сознавая, что с одним надо вести себя не так, как с другими.

Роль чьего-то любимца, навязываемая ребенку, зачастую свидетельствует об остром соперничестве между взрослыми. В таком случае мама образует с ребенком (чаще с мальчиком) «коалицию» против папы и при этом недальновидно радуется, когда ребенок отзывается о нем пренебрежительно или его не слушается. Встречается сходный союз папы с дочерью против мамы. Все это, мягко говоря, проявления педагогической неграмотности и безответственности родителей.

Нередко взрослые задают ребенку вопрос: «Кого ты больше любишь?» Удовлетворяя таким образом свое тщеславие, они при этом травмируют ребенка, воспитывают у него лицемерие и изворотливость.

За приписыванием ребенку роли чьего-то «сокровища» иногда скрывается и мучительная изолированность кого-либо из старших. Так, бабушка, которую собственные взрослые дети не балуют вниманием, ищет и находит утешение во внуке, компенсируя этой взаимной привязанностью недостаток эмоционального тепла по отношению к ней в семье.

В некоторых семьях ребенок выполняет роль «паиньки». Обычно всех радует воспитанный, послушный, примерный ребенок: с ним и хлопот меньше и больше оснований для родительской гордости. От ребенка ждут, в первую очередь, соблюдения приличий; эти ожидания он и подтверждает своим образцовым поведением. За это он старшими вознаграждается. Какова внутренняя жизнь ребенка, до этого, в сущности, никому в семье нет дела. Не так уж редки случаи, когда ребенок, образцовый дома, к искреннему недоумению своей семьи неожиданно совершает противоправные поступки.

Часто, навязывая ребенку роль «паиньки» и обязывая его поддерживать семейный престиж, родители тешат свое самолюбие. При этом у ребенка формируются завышенные притязания к самому себе и страх несоответствия своих достижений этим притязаниям. Если вначале каждый «промах» в поведении ребенка ставится ему на вид, то впоследствии он сам ставит себе в вину любую, даже малейшую неудачу в жизни.

В детстве ребенок этим, можно сказать, подводит всю семью; став взрослым, он усматривает в неподтверждении своих ожиданий собственную неполноценность, несостоятельность. Таким образом, когда ребенок «слишком хорош», это отнюдь не всегда свидетельство правильного воспитания.

Возможна роль «болезненного ребенка». Конечно, есть немало детей, здоровье которых требует особого внимания. Однако можно наблюдать и такую картину: долго болевший ребенок выздоровел и хотел бы чувствовать себя равным со всеми другими детьми, однако кто-то в семье упорно начинает считать его слабым, болезненным и требовать от остальных такого же отношения к нему.

Видимо, взрослым не удается или не хочется ломать сложившийся стереотип их взаимоотношений с ребенком. Куда легче обращаться с ним как с больным, продолжая привычно хлопотать вокруг него (режим, лекарства и т. д.), чем искать новые формы контакта.

Существуют негативные роли, с помощью которых фиксируется низкая ценность ребенка в семье. Прежде всего, необходимо выделить роль «ужасного ребенка». Ребенок, вынужденный играть эту роль (ибо таковы ожидания старших), воспринимается в семье как субъект, создающий лишь хлопоты и напряженные ситуации. Он непослушен, своеволен, расхлябан, лишен чувства долга и даже злонамерен, поскольку многие его поступки можно рассматривать как действия «назло взрослым». Все в семье призывают его к порядку бесконечными выговорами и наказаниями. Поскольку же часто это не эффективно, ребенок кажется взрослым еще более «ужасным». Так у него появляется роль «мучителя».

Конечно, встречаются дети, исходный психический склад которых представляет немалые трудности для воспитателя. Взрослые иногда перелагают друг на друга вину за «распущенность» ребенка. Кое-кто из старших использует такого рода обвинения для того, чтобы самоустраниться от заботы о ребенке («вы его распустили, сами за него и отвечайте!») или чтобы изолировать кого-либо из членов семьи — скажем, бабушку либо отца ребенка — ведь они «попустительствуют» его капризам. Наиболее горько наблюдать случаи, когда приписывание ребенку роли «ужасного» или «мучителя» является способом изолировать его самого от семьи.

Пример: в семье есть ребенок от первого брака; рождается новый — на нем концентрируются все нежные чувства взрослых, а на старшего никто не обращает внимания. Старший ребенок не может не реагировать на это обидой и ревностью.

Эти чувства рано или поздно выходят наружу в виде так называемых «реакций протеста» (непослушание, капризы, действия назло). Такими реакциями он, по существу, стремится вернуть себе утраченное внимание взрослых. Взрослые, однако, объявляют ребенка «ужасным» и тем самым оправдывают его изоляцию

Такой ребенок подчас выступает в семье и в роли «козла отпущения». Взрослые разряжают на нем свою агрессивность, Ведь это безопаснее, чем срывать зло друг на друге. Ребенок при таком обращении с ним может из «ужасного» превратиться в «забитого»: он начинает бояться наказания за любое свое высказывание и любой поступок. Такому ребенку нередко приходится исполнять еще одну роль — «путающегося под ногами.»: он чувствует, что всем мешает и вызывает у домашних одно раздражение.

Психику ребенка ранит и деформирует необходимость исполнять в семье только что описанные роли.

Может ли ребенок стать послушным, если к нему так относятся?

И наконец, еще одна аномальная детская роль (впрочем, в современных семьях она встречается все реже) — «Золушки». Из ребенка откровенно делают прислугу в доме, а все лучшее, включая поощрения, принадлежит в семье другим детям либо взрослым. К сожалению, в жизни эта ситуация разрешается не так благополучно, как в известной сказке Ш. Пьерро. Ребенок, вынужденный играть эту роль, вырастает приниженным, неуверенным в себе, завистливым и несамостоятельным.

В статье рассмотрели ошибки воспитания, совершаемые взрослыми главным образом подсознательно, иногда даже с глубоким убеждением, что они делают ребенку добро. Иногда взрослый помнит, что именно так воспитывали его самого. И он рассуждает следующим образом: «Ведь и меня «гоняли», и даже били в детстве, а человеком сделали!»

Подобное «воспитание» подчас искажает характер либо закрепляет врожденные психические аномалии ребенка.

В нормальной семье ребенку не уготованы никакие роли. Его любят — вот он иногда и чувствует себя «кумиром семьи». На следующий день ребенок совершил шалость или проступок— и его воспринимают как «ужасного ребенка», наказывают. Стараясь вернуть себе расположение взрослых, он делается «паинькой» и при этом подчас «хитрецом». Видя, что хитрости его легко разоблачаются, а причины примерного поведения понятны взрослым, ребенок с легкостью «выходит из роли» и снова делается самим собой. Все эти роли он исполняет с удовольствием, но не застревает ни на одной из них, поскольку никто его к этому не вынуждает, а самому ему выступать в одной и той же роли попросту скучно. Бывает он и «мучителем», и «путающимся под ногами», но все это мимолетно; спустя пару часов он опять «кумир семьи».

Комфортность положения ребёнка в семье для его развития

Конфликтная ситуация между родителями — различные подходы к воспитанию детей.

Первая задача родителей — найти общее решение, убедить друг друга. Если придется идти на компромисс, то обязательно, чтобы основные требования сторон были удовлетворены. Когда один родитель принимает решение, он обязательно должен помнить о позиции второго.

Вторая задача — сделать так, чтобы ребенок не видел противоречий в позициях родителей, т.е. обсуждать эти вопросы лучше без него.

Дети быстро “схватывают” сказанное и довольно легко маневрируют между родителями, добиваясь сиюминутных выгод (обычно в сторону лени, плохой учебы, непослушания и т.д.). Родители, принимая решение, должны на первое место ставить не собственные взгляды, а то, что будет более полезным для ребенка.

В общении у взрослых и детей вырабатываются принципы общения:

1) Принятие ребенка, т.е. ребенок принимается таким, какой он есть.

2) Эмпатия (сопереживание) — взрослый смотрит глазами ребенка на проблемы, принимает его позицию.

3) Конгруэнтность. Предполагает адекватное отношение со стороны взрослого человека к происходящему.

Родители могут любить ребенка не за что-то, несмотря на то, что он некрасив, не умен, на него жалуются соседи. Ребенок принимается таким, какой он есть. (Безусловная любовь)

Возможно, родители любят его, когда ребенок соответствует их ожиданиям. когда хорошо учится и ведет себя. но если ребенок не удовлетворяет тем потребностям, то ребенок как бы отвергается, отношение меняется в худшую сторону. Это приносит значительные трудности, ребенок не уверен в родителях, он не чувствует той эмоциональной безопасности, которая должна быть с самого младенчества.(обусловленная любовь) Ребенок может вообще не приниматься родителями. Он им безразличен и может даже отвергаться ими (например, семья алкоголиков). Но может быть и в благополучной семье (например, он не долгожданный, были тяжелые проблемы и т. д.) необязательно родители это осознают. Но бывают чисто подсознательные моменты (например, мама красива, а девочка некрасива и замкнута. Ребенок раздражает ее.

Типы семейных взаимоотношений:

В каждой семье объективно складывается определенная, далеко не всегда осознанная ею система воспитания. Здесь имеется в виду и понимание целей воспитания, и формулировка его задач, и более или менее целенаправленное применение методов и приемов воспитания, учет того, что можно и чего нельзя допустить в отношении ребенка. Могут быть выделены 4 тактики воспитания в семье и отвечающие им 4 типа семейных взаимоотношений, являющиеся и предпосылкой и результатом их возникновения: диктат, опека, “невмешательство” и сотрудничество.

Диктат в семье проявляется в систематическом поведении одними членами семейства (преимущественно взрослыми) инициативы и чувства собственного достоинства у других его членов.

Система межличностных отношений в семье, строящаяся на признании возможности и даже целесообразности независимого существования взрослых от детей, может порождаться тактикой “невмешательства”. При этом предполагается, что могут сосуществовать два мира: взрослые и дети, и ни тем, ни другим не следует переходить намеченную таким образом линию. Чаще всего в основе этого типа взаимоотношений лежит пассивность родителей как воспитателей.

Сотрудничество как тип взаимоотношений в семье предполагает опосредствованность межличностных отношений в семье общими целями и задачами совместной деятельности, ее организацией и высокими нравственными ценностями. Именно в этой ситуации преодолевается эгоистический индивидуализм ребенка. Семья, где ведущим типом взаимоотношений является сотрудничество, обретает особое качество, становится группой высокого уровня развития — коллективом.

Большое значение в становлении самооценки имеет стиль семейного воспитания, принятые в семье ценности.

3 стиля семейного воспитания:

При демократическом стиле прежде всего учитываются интересы ребенка. Стиль “согласия”.

При авторитарном стиле родителями навязывается свое мнение ребенку. Стиль “подавления”.

При попустическом стиле ребенок предоставляется сам себе.

Неадекватность также может проявляться с завышенной самооценкой. Это происходит в семье, где ребенка часто хвалят, и за мелочи и достижения дарят подарки (ребенок привыкает к материальному вознаграждению). Ребенка наказывают очень редко, система требования очень мягкая. Адекватное представление — здесь нужна гибкая система наказания и похвалы. Исключается восхищение и похвала при нем. Редко дарятся подарки за поступки. Не используются крайние жесткие наказания.

Третий вариант — “уход от реальности”. Наблюдается в тех случаях, когда у детей демонстративность сочетается с тревожностью. Эти дети тоже имеют сильную потребность во внимании к себе, но реализовать ее не могут благодаря своей тревожности. Они мало заметны, опасаются вызвать неодобрение своим поведением, стремятся к выполнению требований взрослых. Неудовлетворенная потребность во внимании приводит к нарастанию еще большей пассивности, незаметности, что затрудняет и так недостаточные контакты.

При поощрении взрослыми активности детей, проявлении внимания к результатам их учебной деятельности и поисках путей творческой самореализации достигается относительно легкая коррекция их развития.

4 способа поддержки конфликтных ситуаций:

1. Уход от проблемы (чисто деловое общение)

2. Мир любой ценой (для взрослого отношения с ребенком дороже всего). Закрывая глаза на отрицательные поступки, взрослый не помогает подростку, а наоборот — поощряет отрицательные формы поведения ребенка.

3. Победа любой ценой (взрослый стремиться выиграть, пытаясь подавить ненужные формы поведения ребенка. Если он проигрывает в одном, то будет стремиться выиграть в другом. Эта ситуация бесконечна.)

4. Продуктивный (компромиссный вариант). Этот вариант предполагает частичную победу и в одном и в другом лагере. К этому обязательно нужно идти вместе, т.е. это должно стать результатом совместного решения.

После развода родителей мальчики нередко становятся неуправляемыми, теряют самоконтроль, проявляя одновременно завышенную тревожность. Эти характерные черты поведения особенно заметны в течение первых месяцев жизни после развода, а к двум годам после него сглаживаются. Такая же закономерность, но с менее выраженными отрицательными симптомами наблюдается в поведении девочек после развода родителей.

Таким образом, для того, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательное влияние семьи на воспитание ребенка необходимо помнить внутрисемейные психологические факторы, имеющие воспитательное значение:

Принимать активное участие в жизни семьи;

Всегда находить время, чтобы поговорить с ребенком;

Интересоваться проблемами ребенка, вникать во все возникающие в его жизни сложности и помогать развивать свои умения и таланты;

Не оказывать на ребенка никакого нажима, помогая ему тем самым самостоятельно принимать решения;

Иметь представление о различных этапах в жизни ребенка;

Уважать право ребенка на собственное мнение;

Уметь сдерживать собственнические инстинкты и относиться к ребенку как к равноправному партнеру, который просто пока что обладает меньшим жизненным опытом;

С уважением относиться к стремлению всех остальных членов семьи делать карьеру и самосовершенствоваться.

Размещено на Allbest.ru

Общее понятие речи: понятие, функции, виды. Развитие речи у ребёнка до 3-х лет в семье. Методика исследования развития речи ребёнка до 3-х лет в семье. Описание выборки и методический инструментарий.

дипломная работа [37,4 K], добавлен 03.06.2008

Исследование особенностей воздействия национального воспитания на развитие детей на примере еврейской культуры. Способы и стили родительского воспитания. Роль и влияние общения в семье на развитие психики ребенка. Анализ взаимоотношений родителей и детей.

курсовая работа [32,3 K], добавлен 01.12.2010

Подходы к описанию особенностей развития детей в связи с их положением в семье. Конкуренция и конфликтность между сиблингами. Особенности межличностных отношений сиблингов в семье как фактора возможного возникновения неврозов у младших школьников.

курсовая работа [61,9 K], добавлен 08.07.2014

Характеристика основных типов семейных взаимоотношений: опека, тактика «невмешательства», сотрудничество. Отличительные черты стилей семейного воспитания: демократического, авторитарного, попустительского. Переходный возраст и проблемы, им обусловленные.

реферат [39,3 K], добавлен 12.01.2011

Роль возраста и пола во взаимоотношениях между детьми в семье. Типы детско-родительских отношений. Социально-педагогические проблемы воспитания подростков в семье. Формы взаимодействия педагогов и родителей по формированию взаимоотношений детей.

курсовая работа [79,8 K], добавлен 16.09.2017

Взаимоотношения в семье как фактор благополучия ребенка. Экспериментальное выявление характера взаимоотношений в семье и уровня развития личностных качеств, способствующих реализации социальной роли семьянина. Опасность гиперсоциализации, инфантилизации.

курсовая работа [39,1 K], добавлен 11.02.2012

Исследование родительско-детских отношений в современной психологии. Демократический, пояснительный и содействующий стили родительского поведения. Влияние семейных взаимоотношений на развитие личности ребенка и качество успеваемости ребенка в школе.

курсовая работа [403,6 K], добавлен 29.03.2015

Формирование личности младшего школьника в семье. Характеристика многодетной семьи. Изучение основных причин возникновения семейных конфликтов. Психологические особенности детей из конфликтных семей. Профилактика и способы разрешения семейных конфликтов.

дипломная работа [703,3 K], добавлен 13.03.2013

Условия, методы и приемы воспитания ребенка в семье. Основные условия успеха в воспитании детей в семье. Наличие нормальной семейной атмосферы, авторитета родителей, правильного режима дня. Своевременное приобщение ребенка к книге, чтению и к труду.

контрольная работа [26,1 K], добавлен 22.06.2011

Изучение самочувствия, настроения, значимых проблем и отношений женщин в дородовый период. Эмоциональное отношение мужей и жен к детям. Разработка рекомендаций для супругов, направленных на улучшение взаимоотношений в период ожидания и рождения ребёнка.

курсовая работа [56,1 K], добавлен 17.01.2014

Работы в архивах красиво оформлены согласно требованиям ВУЗов и содержат рисунки, диаграммы, формулы и т.д.
PPT, PPTX и PDF-файлы представлены только в архивах.
Рекомендуем скачать работу.

Источник:
Положение ребёнка в системе межличностных взаимоотношений в семье
Определение причин ранения психики ребенка. Исследование сущности правильного воспитания. Характеристика комфортности положения ребёнка в семье для его развития. Анализ типов семейных взаимоотношений: диктата, опеки, невмешательства, сотрудничества.
http://revolution.allbest.ru/psychology/00507796_0.html

COMMENTS