Методы взаимодействия родителей и детей

Взаимосвязь и взаимодействие семьи и ДОО

Взаимосвязь и взаимодействие семьи и ДОО. Методы взаимодействия ДОО с родителями.

Актуальной сегодня является ориентация в содержании общения на проблемы, влияющие на развитие детей, учет запросов и пожеланий родителей в знаниях. Так же это доверительность отношений между педагогами и родителями, личная заинтересованность. Реализация этого принципа подразумевает отказ от критики собеседника, умение заинтересовать его, нацелить на анализ собственной воспитательной деятельности.

Важным в настоящее время является реализация принципа открытости детского сада для родителей. Этот принцип предполагает, что родители могут иметь возможность свободно, по своему усмотрению, в удобное для них время знакомиться с деятельностью ребенка в ДОУ, стилем общения воспитателя с дошкольниками, включаясь в жизнь группы.

Вовлечение родителей в педагогический процесс учреждения называется «открытость ДОУ внутрь».Сотрудничество ДОУ с социальными институтами, его открытость влияниям микросоциума, т. е. «открытость ДОУ наружу», также является сегодня одним из направлений деятельности ДОУ.

К новым принципам взаимодействия относится вариативность содержания, форм и методов образования родителей. Современный родитель нуждается в изучении как новых тем, так и старых в новом звучании.

Однако наряду с сообщением знаний важно формировать родителей как педагогов. Поскольку взаимодействие на современном этапе не ограничивается педагогическим просвещением, мы уточняем и расширяем понятие «взаимодействие» такой характеристикой, как способность родителей к рефлексии.

Задача формирования у родителей одного из компонентов педагогической рефлексии– умения самокритично оценить себя как воспитателя, свою воспитательную деятельность, встать на место воспитуемого, посмотреть на ситуацию его глазами. Это особенно актуально для молодых отца и матери, поскольку у них только начинает складывать родительская позиция. От сформированности этого умения зависит характер взаимоотношений родителей и ребенка, успех их дальнейшей воспитательной деятельности.

К методам формирования педагогической рефлексии, то есть осознанного отношения к воспитанию относятся:

· анализ педагогических ситуаций;

· анализ собственной воспитательной деятельности;

· решение педагогических задач;

· метод домашних заданий;

· игровое моделирование поведения.

Сформированные у родителей стремление понять ребенка, умение творчески применять полученные педагогические знания будут способствовать появлению взаимопонимания между ними, эмоционально-положительного, осознанного, нравственно-мотивированного отношения ребенка к требованиям взрослого.

Сегодня и всегда содержание взаимодействия педагогов и родителей определяется целями и задачами воспитания подрастающего поколения, стоящими перед обществом, приоритетностью общественного или семейного воспитания.

К новым подходам к взаимодействию относится учет личного опыта родителей.

К новым подходам взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи относится формирование родительской компетентности, которая предполагает интегрирование разных аспектов личного родительского опыта: когнитивного; эмоционального; сенсорного; коммуникативного; рефлексивного и др. Компетентность включает в себя не только когнитивный компонент, но и эмоциональный, и поведенческий, то есть умение применять полученные знания на практике. Качество родительской компетентности будет обнаруживаться в способности взрослого находить в любой ситуации общения точный и искренний совместный язык контакта с ребенком, что позволит взрослому оставаться во взаимосвязи с ним. Когда выбор реагирования на поведение дошкольника осознан родителями, он становится свободным от привычных стереотипных реакций и «автоматизмов»поведения.

В настоящее время активно используется метод проектов, когда родители подключаются к выполнению определенной части общего задания, например, по ознакомлению дошкольников с родным городом. Они собирают информацию об архитектуре, названиях улиц, площадей, делают зарисовки, фотографии и др. Затем представляют свои работы на общем мероприятии. Этот метод способствует сближению родителей, детей и педагогов. Сейчас участники педагогического процесса активно используют мультимедиа, Интернет.

Применяемые методы активизациипредполагают возникновение интереса к предлагаемому материалу, ассоциаций с собственным опытом, желания родителей активно участвовать в обсуждении. Методы активизации, или активные методы, уменьшают давление шаблонов и стереотипов.

Пример методов активизации родителей в процессе взаимодействия:

· вопросы к родителям в связи с излагаемым материалом;

· постановка дискуссионных вопросов;

· предложение для обсуждения двух различных точек зрения;

· использование видеоматериалов, аудиозаписи детских высказываний.

Благодаря их применению родители могут чувствовать себя в отношениях с другими комфортнее и безопаснее, так как начинают получать друг от друга обратную связь и эмоциональную поддержку.

Таким образом, в настоящее время существуют разные подходы к взаимодействию педагогов ДОУ и родителей, многие из которых, не являясь по сути новыми, приобретают сегодня новое звучание и актуальность. Эти методы формируют родительскую позицию, повышают их активность, актуализируют полученные ими знания. Их можно использовать в процессе общения педагога с родителями в условиях дошкольного образовательного учреждения на групповых родительских собраниях, в ходе индивидуальных бесед и консультаций.

Дата добавления: 2018-05-09 ; просмотров: 86 ; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

Источник:
Взаимосвязь и взаимодействие семьи и ДОО
Важным в настоящее время является реализация принципа открытости детского сада для родителей… Вовлечение родителей в педагогический процесс учреждения называется… К новым принципам взаимодействия относится вариативность содержания форм и методов образования родителей…
http://studopedia.net/5_16874_vzaimosvyaz-i-vzaimodeystvie-semi-i-doo-metodi-vzaimodeystviya-doo-s-roditelyami.html

Выявление привычных способов взаимодействий родителей и детей

Выявление привычных способов взаимодействий родителей и детей

Достоверным источником информации о семье, о характере взаимоотношений между ее членами может послужить выполнение ребенком какого-то практического задания в присутствии близкого человека, с его участием или последующим привлечением для обсуждения. Целесообразно предварительно сообщить, что взрослый может помогать ребенку и вообще обращаться с ним свободно, как дома.

В качестве задания можно использовать любой диагностический тест, соответствующий возрасту ребенка (например, «Совместный тест Роршаха», «Рисунок семьи»), игры-головоломки. Родители могут быть участниками или просто наблюдателями. Независимо от того, какое задание получают дети и родители, у воспитателя, психолога или социального работника появляется возможность наблюдать за ними со стороны. В одних случаях предметом анализа становится поведение взрослого – характер его действий и реакции на деятельность ребенка.

Специалист отмечает поведение взрослого в следующие моменты выполнения задания:

— когда ребенок ошибается;

— когда он в чем-то затрудняется (подсказывает, подбадривает, успокаивает, ругает);

— после выполнения задания (как успешного, так и неудачного).

Беседа с родителями после выполнения задания дает дополнительный материал, свидетельствующий об их отношении к ребенку, оценке его возможностей.

Многие взрослые не всегда умеют правильно оценить деятельность ребенка, даже когда она приводит к наглядному успеху. В беседе после выполнения задания они выражают свое представление скорее о ребенке, чем о проявленных им возможностях. Сделать вывод об объективности их суждений специалисту помогает сопоставление высказанных родителями мнений и своих заметок. А главное, таким образом добывается незаменимый в своей достоверности материал о тактике родителей при взаимодействии с ребенком и о принятом в семье способе регуляции его активности.

4.1.3. Методика «Кинетический рисунок семьи»

Работа по методике «Кинетический рисунок семьи», активно используемая в качестве диагностического и коррекционного средства. Когда родители еще не готовы к ассимилированиютребований коррекционной работы и психологический запрос о помощи со стороны специалистов еще не сформирован, совместная деятельность взрослых и детей, их диалог по поводу рисунка представляют доступную и информативную форму коррекционной работы.

Диагностику по методике «Кинетический рисунок семьи» должен проводить психолог. Ребенка просят нарисовать семью, но не так, как на семейной фотографии, где все сидят рядом и смотрят в объектив, а чтобы она выглядела как в жизни, когда все собираются дома и чем-то занимаются. На словах «все» и «каждый» делается особый акцент, поскольку это определяет общее стратегическое решение рисунка.

Обобщение результатов тестирования дает материал для выделения наиболее часто повторяющихся и одновременно отличающихся друг от друга типов семей.

Как правило, эти типы определяются следующими характерными чертами.

1. «Единение». Изображаются все члены семьи. Между ними отсутствуют условные барьеры и преграды. Впечатление психологической близости домочадцев достигается иногда ценой нарушения требований реальности (отец, находящийся на работе, может тем не менее помещаться в центре домашнего очага). Семья выступает как единство, в котором каждый из домочадцев хотя и наделен собственной ролью, но рассматривается как часть семейной целостности. В рисунке обычно много света, преимущественно вечернего, поскольку именно в это время семья собирается вместе. Свет – один из самых важных признаков связи. Еще одна примета таких рисунков – члены семьи заняты общим делом, что-то делают вместе, находясь в общем семейном пространстве.

3. «Группировки». В общей семейной целостности ребенок находит более узкие и сплоченные внутрисемейные союзы, группировки. Они состоят из тех близких людей, к которым дети тяготеют, с чьей привязанностью друг к другу они вынуждены смириться или, напротив, чей круг хотят закрепить. Для мальчиков более характерно выделение подсистемы «Я – папа», для девочек – «Я – мама». В ряде случаев девочки выделяют подсистему братьев и сестер.

4. «Капсулирование». На рисунках этого типа ребенок изображает себя в замкнутом со всех сторон, словно капсула, пространстве. Образ капсулы не всегда бросается в глаза, принимая видимость легко узнаваемых предметов, деталей интерьера. Ими могут быть прямоугольник ковра, шкаф, кровать. Эти предметы кроме прямой практической функции наделяются еще одной, очень важной для смыслового ряда рисунка: они изолируют автора от других членов семьи. Субъективно это не всегда сигнал тревоги. Ребенок может чувствовать себя в капсуле совсем неплохо. Но объективно капсула – это знак того, что жизненные связи ребенка пусть и не полностью, но все же нарушены, ослаблены, деформированы. «Капсулирование» перекликается по смыслу с такими типами семьи, как «купе», «группировки», но его символика более кульминационна. В замкнутом пространстве капсулы может находиться не только автор рисунка, но и кто-то еще из семьи.

5. «Семейная фотография». Этот рисунок имеет среднее между «единением» и «купе» значение. Как в «единении», здесь представлены все члены семьи, между ними нет барьеров, но, как в «купе», каждый выступает автономно.

6. «С птичьего полета». Авторы таких рисунков смотрят на свое семейное прибежище как бы с высоты. При этом выделяются два весьма различающихся их подтипа. Одному свойственна центробежная тенденция в отношении семейной системы, другому – центростремительная. Но и в том и в другом случае границы семьи четко очерчены и отделяют ее от внешнего мира. В обоих случаях дети отстранено наблюдают за обитателями своего домашнего гнезда и за собой в их кругу.

Сами по себе типы изображения семьи, за исключением, пожалуй, последнего и «капсулирования», не дают повода для оценочного подхода: они не являются ни плохими, ни хорошими и могут быть как-то интерпретированы только в совокупности с другими, логически связанными фрагментами рисунка, то есть в целостном смысловом контексте. Вместе с тем материалы рисунков раскрывают особенности личностного развития детей в семье, одновременно выявляя восприятие ими семейной ситуации. Организация расшифровки рисунков может помочь истолковать их символику и получить дополнительную информацию об их смысле. Для этого психолог использует:

— беседу с ребенком по поводу рисунка сразу после того, как он был сдан;

— сочинение родителей (только по их согласию);

— разговор с родителями тех детей, чьи рисунки вызывают наибольшую тревогу.

В диалоге с родителями прояснение смысла рисунка приобретает характер коррекционного воздействия. Предметом обсуждения становится стрессогенная семейная ситуация. Ее смысл, каким он видится ребенку, сопоставляется с тем, которых представляется родителям. Психолог объясняет родителям, что в рисунке их ребенка отражена информация о семье, содержащаяся в его подсознании.

Одно из правил такого обсуждения – его пошаговый характер. Психолог не столько «выдает» истолкование, сколько старается подвести к нему самих родителей.

Источник:
Выявление привычных способов взаимодействий родителей и детей
Выявление привычных способов взаимодействий родителей и детей Достоверным источником информации о семье, о характере взаимоотношений между ее членами может послужить выполнение ребенком какого-то
http://studopedia.ru/19_264400_viyavlenie-privichnih-sposobov-vzaimodeystviy-roditeley-i-detey.html

Методы и формы взаимодействия педагогов ДОУ с родителями воспитанников

Методы и формы взаимодействия педагогов ДОУ с родителями воспитанников

За тысячелетнюю историю человечества сложились две ветви воспитания подрастающего поколения: семейное и общественное. Каждая из этих ветвей, представляя социальный институт воспитания, обладает своими специфическими возможностями в формировании личности ребенка. Семья и дошкольные учреждения — два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие. Дошкольное учреждение играет важную роль в развитии ребенка. Здесь он получает образование, приобретает умение взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, организовывать собственную деятельность. Однако, насколько эффективно ребенок будет овладевать этими навыками, зависит от отношения семьи к дошкольному учреждению. Гармоничное развитие дошкольника без активного участия его родителей в образовательном процессе вряд ли возможно.

Поскольку взаимодействие семьи и дошкольного учреждения играет важную роль в развитии ребенка и обеспечении преемственности дошкольного и школьного образования, необходимо детальное изучение представлений родителей и педагогов друг о друге, их влияния на взаимодействие и разработка рекомендаций, которые помогли бы повысить эффективность этого взаимодействия. В связи с этим, вопрос поиска и осуществления методов и форм взаимодействия дошкольного учреждения с семьей на сегодняшний день является одним из самых актуальных.

В своих трудах А. С. Макаренко писал: » Поручиться за то, что семья может воспитывать, как хочет, мы не можем. Мы должны организовать семейное воспитание, и организующим началом должна быть школа как представительница государственного воспитания. Школа должна руководить семьей». Макаренко призывал педагогические коллективы изучать жизнь детей в семье с целью улучшения их быта и воспитания, а также влияния на родителей.

Педагоги часто сетуют на то, что сейчас родителей ничем не удивишь. Но как показывают проведенные исследования О. Л. Зверевой, а позже эти данные были подтверждены Е.П. Арнаутовой, В. П. Дубровой, В. М. Ивановой, отношение родителей к мероприятиям зависит прежде всего от постановки воспитательно-образовательной работы в детском саду, инициативы администрации, от ее причастности к решению вопросов педагогического просвещения родителей.

Идеи взаимодействия семейного и общественного воспитания развивались в работах В.А. Сухомлинского, в частности, он писал: «В дошкольные годы ребенок почти полностью идентифицирует себя с семьей, открывая и утверждая себя и других людей преимущественно через суждения, оценку и поступки родителей». Поэтому, подчеркивал он, задачи воспитания могут быть успешно решены в том случае, если образовательное учреждение поддерживает связь с семьей, если между воспитателями и родителями установились отношения доверия и сотрудничества.

В середине XX в. большое внимание начало уделяться сочетанию общественного и семейного воспитания. Исследования прошедшего столетия конкретизировали содержание, формы и методы педагогического просвещения родителей и позволили выработать ценные рекомендации для педагогов. В конце XX в. начинает уделяться внимание взаимодействию дошкольного учреждения и семьи. Ведётся поиск новых, нетрадиционных форм сотрудничества с родителями. В настоящее время идет перестройка системы дошкольного воспитания, и в центре этой перестройки стоят гуманизация и деидеологизация педагогического процесса. Целью его отныне признается не воспитание члена общества, а свободное развитие личности.

В основе новой концепции взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность. Уходит в прошлое официально осуществляемая в нашей стране политика превращения воспитания из семейного в общественное.

«Семья — дошкольное образовательное учреждение» — личное взаимодействие педагога и родителей по поводу трудностей и радостей, успехов и неудач, сомнений и размышлений в процессе воспитания конкретного ребенка в данной семье. Неоценима помощь друг другу в понимании ребенка, в решении его индивидуальных проблем, в оптимизации его развития.

Содержание работы дошкольного учреждения с родителями воспитанников состоит в следующем:

1) повышение психолого-педагогических знаний родителей (семинары, индивидуальные и групповые консультации, практикумы);

2) вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс (родительские собрания, совместные творческие дела, помощь в укреплении материально-технической базы);

Формы и методы работы с родителями направлены на повышение педагогической культуры родителей, на укрепление взаимодействия дошкольного учреждения и семьи, на усиление ее воспитательного потенциала.

Главное — донести до родителей знания. Суще­ствуют традиционные и нетрадиционныеформы общения педаго­га с родителями дошкольников. Традиционные формы подразделяют­ся на коллективные, индивидуальные и наглядно-информацион­ные.
К коллективным формам относятся родительские собрания, конференции, «Круглые столы» и др. Групповые родительские собрания — это действенная форма работы воспитателей с кол­лективом родителей, форма организованного ознакомления их с задачами, содержанием и методами воспитания детей опреде­ленного возраста в условиях детского сада и семьи.

Дело, конечно, не в названии проведения формы работы с родителя­ми. Сейчас собрания вытесняются новыми нетрадиционными формами, такими как «Устный журнал», «Педагогическая гос­тиная», «Круглый стол» и др. Хочется предостеречь педагогов от увлечения развлечениями: некоторые считают, что с родителя­ми надо попить чаю, провести игры. В этом случае педагогичес­кое содержание «уходит». Целесообразно сочетать разные формы работы, например, после проведения развлекательных меропри­ятий с родителями можно организовать беседы и собрания. На общих родительских собраниях обсуждаются проблемы воспита­ния детей. Целесообразно провести экскурсию по ДОУ, позна­комить родителей со специалистами, с объяснением профиля и задач учреждения; можно издать буклет, рекламу, рассказываю­щие о конкретном учреждении.

К индивидуальным формам относятся педагогические беседы с родителями; это одна из наиболее доступных форм установления связи с семьей. Беседа может быть как самостоятельной формой, так и применяться в сочетании с другими, например, она может быть включена в собрание, посещение семьи. Цель педагогиче­ской беседы — обмен мнениями по тому или иному вопросу; ее особенность — активное участие и воспитателя и родителей. Бесе­да может возникать стихийно по инициативе и родителей и педа­гога. Последний продумывает, какие вопросы задаст родителям, сообщает тему и просит их подготовить вопросы, на которые бы они хотели получить ответ. Планируя тематику бесед, надо стре­миться к охвату по возможности всех сторон воспитания. В ре­зультате беседы родители должны получить новые знания по во­просам обучения и воспитания дошкольника.

В настоящее время практикой накоплено многообразие нетради­ционных форм, но они еще недостаточно изучены и обобщены. Схему классификации нетрадиционных форм предлагает Т.В. Кротова. Ав­тором выделяются следующие нетрадиционные формы: информа­ционно-аналитические (хотя они по сути приближены к методам изучения семьи), досуговые, познавательные, наглядно-информа­ционные. Они представлены в таблице.

Нетрадиционные формы организации общения педагогов и родителей

Наименование

С какой целью используется эта форма

Формы проведения общения

Выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их пе­дагогической грамотности

Проведение социологи­ческих срезов, опро­сов, «Почтовый ящик»

Установление эмоцио­нального контакта между педагогами, родителями, детьми

Совместные досуги, праздники, участие родителей и детей в выставках

Ознакомление родителей с возрастными и психоло­гическими особенностями детей дошкольного возра­ста. Формирование у роди­телей практических навы­ков воспитания детей

Семинары-практику­мы, педагогический брифинг, педагогиче­ская гостиная, прове­дение собраний, кон­сультаций в нетради­ционной форме, устные педагогические журналы, игры с пе­дагогическим содержа­нием, педагогическая библиотека для роди­телей

Наглядно-ин­формационные: информацион­но-ознакоми­тельные; ин­формационно-просветительские

Ознакомление родителей с работой дошкольного уч­реждения, особенностями воспитания детей. Формирование у родите­лей знаний о воспитании и развитии детей

Информационные про­спекты для родителей, организация дней (не­дель) открытых две­рей, открытых про­смотров занятий и дру­гих видов деятельности детей. Выпуск газет, организация мини-биб­лиотек

В настоящее время, в связи с перестройкой системы дошкольного образования, практические работники ДОУ ищут новые, нетрадиционные формы работы с родителями, основанные на сотрудничестве и взаимодействии педагогов и родителей. Актуальными задачами продолжают оставаться индивидуальная работа с семьей, дифференцированный подход к семьям разного типа, забота о том, чтобы не упустить из поля зрения и влияния специалистов не только трудные, но и не совсем благополучные в каких-то конкретных, но важных вопросах семьи. Приведем примеры некоторых из них.

Посещение семьи ребенкамного дает для ее изучения, установления контакта с ребенком, его родителями, выяснения условий воспитания. Поведение и настроение ребенка (радостный, раскованный, притихший, смущенный, приветливый) также помогут понять психологический климат семьи.

День открытых дверей, являясь достаточно распространенной формой работы, дает возможность познакомить родителей с дошкольным учреждением, его традициями, правилами, особенностями воспитательно-образовательной работы, заинтересовать ею и привлечь к участию. Проводится как экскурсия по дошкольному учреждению с посещением группы, где воспитываются дети пришедших родителей. Можно показать фрагмент работы дошкольного учреждения (коллективный труд детей, сборы на прогулку и др.). После экскурсии и просмотра руководитель или старший воспитатель беседуют с родителями, выясняют их впечатления, отвечают на возникшие вопросы.

Беседы проводятся как индивидуальные, так и групповые. И в том и в другом случае четко определяется цель: что необходимо выяснить, чем можем помочь. Содержание беседы лаконичное, значимое для родителей, преподносится таким образом, чтобы побудить собеседников к высказыванию. Педагог должен уметь не только говорить, но и слушать родителей, выражать свою заинтересованность, доброжелательность.

Консультации.Обычно составляется система консультаций. Проводятся индивидуальные или групповые консультации для родителей. На групповые консультации можно приглашать родителей разных групп, имеющих одинаковые проблемы или, наоборот, успехи в воспитании (капризные дети; дети с ярко выраженными способностями к рисованию, музыке). Индивидуальная консультация эта форма самая распространенная и эффективная. На индивидуальных консультациях родители более охотно и откровенно рассказывают о тех огорчениях и беспокойствах, которые их тревожат. Консультации можно проводить по инициативе педагога (устное приглашение при встрече или по телефону, письменное приглашение) или по инициативе самих родителей.

Целями консультации являются усвоение родителями определенных знаний, умений; помощь им в разрешении проблемных вопросов.
Родители, особенно молодые, нуждаются в приобретении практических навыков воспитания детей. Их целесообразно приглашать на семинары-практикумы и открытые занятия. Такие формы работы дают возможность рассказать о способах и приемах обучения и показать их: как читать книгу, рассматривать иллюстрации, беседовать о прочитанном, как готовить руку ребенка к письму, как упражнять артикуляционный аппарат и др. Также позволяют избежать многих конфликтов, вызванных незнанием и непониманием родителями специфики учебной деятельности).

Родительское собрание основная форма работы с родителями. В котором концентрируется весь комплекс психолого-педагогического взаимодействия образовательного учреждения и семьи. Собрания проводятся групповые и общие (для родителей всего учреждения). Общие собрания организуются 2-3 раза в год. На них обсуждают задачи на новый учебный год, основные направления и итоги образовательной работы, вопросы физического воспитания и проблемы летнего оздоровительного периода; знакомят с нормативно-правовыми документами о дошкольном учреждении.

На общих собраниях выступают: заведующая ДОУ, старший воспитатель, врач, психолог, логопед, может быть приглашен юрист. Предусматриваются выступления родителей.

Групповые собрания проводятся раз в 2-3 месяца. Тематика и методика собрания должны учитывать возрастные особенности детей, уровень образованности и заинтересованности родителей, цели и задачи воспитания, стоящие перед ДОУ. На обсуждение выносят 2-3 вопроса (один вопрос готовит воспитатель, по другим можно предложить выступить родителям или кому-то из специалистов). Ежегодно одно собрание целесообразно посвящать обсуждению семейного опыта воспитания детей.

Родительские конференции.Основная цель конференции — обмен опытом семейного воспитания. Родители заранее готовят сообщение, педагог при необходимости оказывает помощь в выборе темы, оформлении выступления. На конференции могут выступить специалисты (психолог, логопед, медработник).

Родительские чтения – очень интересная форма работы с родителями, которая дает возможность родителям не только слушать лекции сотрудников ДОУ, но и изучать литературу по проблеме и участвовать в ее обсуждении. Родительские чтения можно организовать следующим образом: на первом собрании в начале учебного года родители определяют психолого-педагогические и социально-нравственные вопросы, которые их наиболее волнуют. Воспитатель группы собирает информацию и анализирует ее. С помощью старшего воспитателя и других специалистов подбираются книги, в которых можно получить ответ на поставленный вопрос. Родители читают рекомендованные книги, а затем используют полученные в них сведения в родительских чтениях. Особенностью родительских чтений является то, что, анализируя книгу, родители должны изложить собственное понимание вопроса и изменение подходов к его решению после прочтения книги.

Родительские вечера – форма работы, которая прекрасно сплачивает родительский коллектив. Родительские вечера проводятся в группе 2–3 раза в год без присутствия детей. Родительский вечер – это праздник общения с родителями друга своего ребенка, это праздник воспоминаний младенчества и детства собственного ребенка, это поиск ответов на вопросы, которые перед родителями ставит жизнь и собственный ребенок. Темы родительских вечеров могут быть самыми разнообразными. Главное, они должны учить слушать и слышать друг друга, самого себя, свой внутренний голос.

Примерные темы родительских вечеров:

1. Рождение ребенка и первый год его жизни и развития.
2. Первые книжки ребенка.
3. Будущее моего ребенка. Каким я его вижу?
4. Друзья моего ребенка.
5. Праздники нашей семьи.
6. «Можно» и «нельзя» в нашей семье.
7. Традиции и обычаи нашей семьи.
8. Песни, которые пели и поют наши дети.

Формы вечеров позволяют не только высказывать свое мнение по предложенным темам, но и услышать нечто полезное для себя в рассуждениях других родителей, взять на вооружение в свой воспитательный арсенал что-то новое, интересное.

Семейные клубы. В отличие от родительских собраний, в основе которых назидательно-поучительная форма общения, клуб строит отношения с семьей на принципах добровольности, личной заинтересованности. В таком клубе людей объединяет общая проблема и совместные поиски оптимальных форм помощи ребенку. Тематика встреч формулируется и запрашивается родителями. Семейные клубы — динамичные структуры. Они могут сливаться в один большой клуб или дробиться на более мелкие, — все зависит от тематики встречи и замысла организаторов.
Семья и детский сад имеют свои особые функции и не могут заменить друг друга. Важным условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьей и детским садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей, педагогов, что особенно необходимо при подготовке детей в школу.

Семья является институтом первичной социализации. Дошкольное учреждение входит в систему опосредованного, или формального, окружения ребенка и представляет собой институт вторичной социализации. Все этапы процесса социализации тесно связаны между собой.
В настоящее время необходимость общественного дошкольного образования не вызывает ни у кого сомнений. В последние годы к дошкольным учреждениям предъявляются повышенные требования.

Отношения дошкольного учреждения с семьей должны быть основаны на сотрудничестве и взаимодействии при условии открытости детского сада внутрь (вовлечение родителей в образовательный процесс детского сада) и наружу (сотрудничество ДОУ с расположенными на его территории социальными институтами: общеобразовательными, музыкальными, спортивными школами, библиотеками и т.д.).
Основная цель всех форм и видов взаимодействия ДОУ с семьей установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.

Таким образом, взаимодействие детского сада с семьей можно осуществлять по-разному. Важно только избегать формализма.

Источник:
Методы и формы взаимодействия педагогов ДОУ с родителями воспитанников
Основная цель всех форм и методов взаимодействия ДОУ с семьей — установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать; также повысить педагогическую культуру родителей, усилить и укрепить воспитательный потенциал семьи.
http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/664060/

Специфика позиции родителей при различных типах взаимодействия с детьми дошкольного и младшего школьного возраста 1251

Специфика позиции родителей при различных типах взаимодействия с детьми дошкольного и младшего школьного возраста 1251

Согласно современным представлениям о специфике реализации родительскодетского взаимодействия и позиция ребенка, и позиция родителя носят активно-действенный характер. Активно-действенная позиция отражается в том числе и в складывающемся в результате взаимодействия ориентирующем образе детско-родительских отношений. У ребенка образ детско-родительских отношений включает в себя отражение и принятие форм межличностных отношений с родителем, личностноориентирующий образ Я, личностно-ориентирующий образ родителя [2, 3]. Образ детско-родительских отношений носит регулирующий, контролирующий, направляющий характер в построении тактик взаимодействия.

В контексте изучения особенностей детско-родительских отношений описана обширная феноменология стилей семейного воспитания с точки зрения учета определяющей позиции родителя в этом процессе.

Позиция родителя включает в себя такие компоненты, как особенности эмоциональной связи с ребенком, мотивы и ценности родительства, стиль взаимодействия с ребенком, способы разрешения проблемных ситуаций, способы социального контроля [1, 3]. Разработкой критериев выделения стилей воспитания занимались многие отечественные и зарубежные исследователи (Д. Браумрид, А.Е. Личко, Э.Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис, А.Я. Варга и др.), но всё еще остается недостаточно изученной проблема формирования у ребенка образа детско-родительских отношений и соотнесения особенностей образа с тактиками реализации взаимодействия ребенка с родителем.

В нашем исследовании* сделана попытка выделения типов детско-родительского взаимодействия и проведения сравнительного анализа образа детско-родительских отношений у ребенка и родителя. Изучение позиции родителя в этих отношениях проводилось с помощью проб на совместную деятельность, родительского сочинения в форме неоконченных предложений и анкетирования родителей [6, 7, 8, 9]. Особенности позиции ребенка изучались также с помощью проб на совместную деятельность, рисунка семьи и сюжетно-ролевой игры «Семья» [4, 5, 6, 9].

В исследовании принимали участие 75 детско-родительских диад с детьми старшего дошкольного возраста. На основании кластерного анализа результатов пробы на совместную деятельность методом К-средних в исследовании выделена эмпирическая типология детско-родительского взаимодействия. Выборка испытуемых разделилась на пять групп (табл. 1), статистически значимо различающихся по типам взаимодействия родителя и ребенка (уровень значимости p Скопировать

Источник:
Специфика позиции родителей при различных типах взаимодействия с детьми дошкольного и младшего школьного возраста 1251
В статье представлены результаты исследования, посвященного проблеме образа детско-родительских отношений у ребенка и родителя и отношения этого образа с тактиками реализации взаимодействия между ребенком и родителем. В исследовании была предпринята попытка выделить типы детско-родительского взаимодействия и проведен сравнительный анализ образа детско-родительских отношений у ребенка и родителя. Для изучения позиции родителя использовались пробы на совместную деятельность, родительское сочинение в форме неоконченных предложений и анкетирование родителей; для изучения позиции ребенка – рисунки семьи и сюжетно-ролевая игра «Семья». По итогам исследования были выделены 5 типов взаимодействия родителя и ребенка (конфликтный, гармоничный, дистантный, «доминирующий родитель – подчиняющийся ребенок», «доминирующий ребенок – подчиняющийся родитель»), даны их характеристики, выявлены особенности воспитательной позиции, характерные для каждого из типов взаимодействия.
http://psyjournals.ru/psyedu/2006/n1/Shvedovskaja_full.shtml

COMMENTS