Любить возбуждать уважать

Карточка №1

Тяжело дыш…щий человек, мел…щий муку работник, пил…щие дерево рабочие, плещ…щиеся в воде ребятишки, кле…щий коробочку мальчик, знач…щееся по списку количество, бор…щийся с бурей экипаж, храбро сража…щийся полк, хлопоч…щая у печки хозяйка, растила…щаяся степь, стро…щееся здание, кол…щий дрова истопник, ненавид…щий нас враг, пряч…щийся ребёнок, трепещ…щая рыба, готов…щийся к зачётам студент, дремл…щий старик, слыш…щийся издали гудок, стел…щийся туман, ла…щая собака, спе…щий виноград, ре…щие знамёна.

От данных глаголов образуйте причастия настоящего времени, объясните написание суффиксов

Любить, возбуждать, уважать, волновать, слышать, редактировать, контролировать, ненавидеть, поддерживать, побуждать, изображать, вести, видеть, прерывать, забывать, рекомендовать, изменять.

От данных глаголов образуйте страдательные причастия прошедшего времени, объясните суффиксы причастий

Отпустить, осветить, посвятить, обидеть, рассмотреть, застрелить, расстрелять, погасить, замешать, замесить, развесить, развешать, купить, бросить, увенчать, обещать, поразить, обстрелять, затеять, раскроить, высмеять, посеять, склеить, обвешать, обвесить, утешить.

Тесто хорошо замеш…но. Он был замеш…н в неприятную историю. Окопы были обстрел…ны неприятелем. Подстрел…нная утка спряталась в тростнике. Стены комнаты были обкле…ны обоями. Потер…нная книга нашлась. Замеч…нные вовремя ошибки удалось быстро исправить. На засе…нных ранней весной полях дружно появились первые всходы. Работа была оконч…на своевременно. Бельё было высуш…но ветром. Лекция прослуш…на с глубоким вниманием.

Колебл…мые ветром, трепещ…щим румянцем, дыш…щие силой, ночу…щий обоз, беле…щих берёз, озаря…мая луной, дремл…щие своды, реж…щий свет, добыва…мый уголь, грохоч…щим водопадом, пыш…щее здоровьем лицо, маш…щий флажком связист, скач…щая лошадь.

Источник:
Карточка №1
Тяжело дыш…щий человек, мел…щий муку работник, пил…щие дерево рабочие, плещ…щиеся в воде ребятишки, кле…щий коробочку мальчик, знач…щееся по списку количество, бор…щийся с бурей экипаж, храбро
http://pandia.ru/text/80/352/1682.php

От глагола в неопределенной форме образуйте форму 3-го лица множественного числа настоящего времени и страдательные причастия настоящего времени

От глагола в неопределенной форме образуйте форму 3-го лица множественного числа настоящего времени и страдательные причастия настоящего времени .

Обозначьте в их суффиксы.С причастиями ,образованными от выделенных глаголов,составьте словосочетания
СЛОВА
Любить возбуждать уважать волновать слышать редактировать контролировать ненавидеть поддерживать побуждать изображать вести видеть прерывать забывать рекомендовать изменять)
Помогите пожалуйста

Любят, любимый, возбуждают, возбуждаемый, уважают, уважаемый, волнуют, волнуемый, слышат, слышимый, редактируют, редактируемый, контролируют, контролируемый, ненавидят, ненавидимый, поддерживают, поддерживаемый, побуждают, побуждаемый, изображают, изображаемый, ведут, ведомый, видят, видимый, прерывают, прерываемый, забывают, забываемый, рекомендуют, рекомендуемый, изменяют, изменяемый.

(3)Если это книга большая и ее читают долго, она превращается в друга семьи, ее герои оживают и входят в наш дом.

(4)Когда я смотрю на книги, что стоят у нас на полках, я могу их мысленно разделить на несколько отделов: настоящие фолианты, сочинения классиков, современные книги, справочники, словари, учебники и так далее. (5)Но я могу мысленно собрать вместе на особую полку книги, которые мы читали вместе и вслух. (6)Их мы знаем, помним, любим, как никакие другие.

(7)Как же выбрать время, чтобы несколько членов семьи могли сразу собраться за столом? (8)Не выбрать времени? (9)Находится же оно для того, чтобы вместе смотреть телевизор! (10)Разве мы не просиживаем перед ним иногда часами, даже когда ничего особенного не показывают? (11)Страница книги – это огромный экран, который и не снился самому лучшему телевизору!

(12)Советую вам, прошу вас, уговариваю – попробуйте! (13)Попробуйте читать дома вместе и вслух! (14)Было же что-то такое в совместном домашнем чтении, если о нем с волнением и благодарностью вспоминают люди разных поколений.

(15)Когда книгу читает вслух кто-нибудь из домашних, то, что происходит на ее страницах, отражается на лицах всех, кто собрался за столом. (16)Все чувства усиливаются и обостряются. (17)А тот, кто уже раньше читал эту книгу, читая ее теперь своим близким, испытывает радость, приобщая их к тому, что ему дорого, делясь тем, что принадле­жало ему одному и чем он теперь одаривает других. (18)Словом, попробуйте, и я надеюсь, я уверен: вы не пожалеете об этом.

(С. Львов)
Каково лексическое значение слова ФОЛИАНТ (предложение 4)?
1) пользующаяся большим спросом книга, издаваемая большим тиражом
2) старинная книга
3) книга с яркими иллюстрациями
4)толстая книга большого формата

Источник:
От глагола в неопределенной форме образуйте форму 3-го лица множественного числа настоящего времени и страдательные причастия настоящего времени
От глагола в неопределенной форме образуйте форму 3-го лица множественного числа настоящего времени и страдательные причастия настоящего времени . Обозначьте в их суффиксы.С причастиями
http://anglijskij-yazyk.neznaka.ru/answer/716121_ot-glagola-v-neopredelennoj-forme-obrazujte-formu-3-go-lica-mnozestvennogo-cisla-nastoasego-vremeni-i-stradatelnye-pricastia-nastoasego-vremeni/

От глагола в неопределенной форме образуйте форму 3-го лица множественного числа настоящего времени и страдательные причастия настоящего времени

От глагола в неопределенной форме образуйте форму 3-го лица множественного числа настоящего времени и страдательные причастия настоящего времени . Обозначьте в их суффиксы.С причастиями ,образованными от выделенных глаголов,составьте словосочетания СЛОВА Любить возбуждать уважать волновать слышать редактировать контролировать ненавидеть поддерживать побуждать изображать вести видеть прерывать забывать рекомендовать изменять) Помогите пожалуйста

От глагола в неопределенной форме образуйте форму 3-го лица множественного числа настоящего времени и страдательные причастия настоящего времени . Обозначьте в их суффиксы.С причастиями ,образованными от выделенных глаголов,составьте словосочетания СЛОВА Любить возбуждать уважать волновать слышать редактировать контролировать ненавидеть поддерживать побуждать изображать вести видеть прерывать забывать рекомендовать изменять) Помогите пожалуйста

Любят, любимый, возбуждают, возбуждаемый, уважают, уважаемый, волнуют, волнуемый, слышат, слышимый, редактируют, редактируемый, контролируют, контролируемый, ненавидят, ненавидимый, поддерживают, поддерживаемый, побуждают, побуждаемый, изображают, изображаемый, ведут, ведомый, видят, видимый, прерывают, прерываемый, забывают, забываемый, рекомендуют, рекомендуемый, изменяют, изменяемый.

Источник:
От глагола в неопределенной форме образуйте форму 3-го лица множественного числа настоящего времени и страдательные причастия настоящего времени
От глагола в неопределенной форме образуйте форму 3-го лица множественного числа настоящего времени и страдательные причастия настоящего времени . Обозначьте в их суффиксы.С причастиями ,образованными от выделенных глаголов,составьте словосочетания СЛОВА Любить возбуждать уважать волновать слышать редактировать контролировать ненавидеть поддерживать побуждать изображать вести видеть прерывать забывать рекомендовать изменять) Помогите пожалуйста
http://shpora.org/question/5229798-ot-glagola-v-neopredelennoy-forme-obrazuyte-formu-3-go-litsa-mnozhestvennogo-chisla-nastoyashchego-vremeni.html

Пособие для занятий по русскому языку в старших классах В

Пособие для занятий по русскому языку в старших классах В. Ф. Греков, В. В. Чижов

2) Окопы были обстрел..ны неприятелем. Подстреленная Утка спряталась в тростнике. 3) Стены комнаты были окле..ны светлыми обоями. 4) Потер..нная книга нашлась. 5) Замеч..нные вовремя ошибки удалось быстро исправить. 6) На засе..нных ранней весной полях дружно появились первые всходы.

7) Работа была оконч..на своевременно. 8) Бельё было быстро высуш..но ветром. 9) Лекция прослуш..на с глубоким вниманием. Перепишите, вставляя нужные причастия и согласуя их с существительными. Укажите устно, какие причастия действительные и какие — страдательные. 1) Школьный драматический кружок, … артистом городского театра, готовит новую постановку.

— Артист, … школьным драматическим кружком, тщательно разъясняет роль каждому участнику спектакля (руководящий, руководимый). 2) Юннаты, … большую работу по расширению пришкольного сада, написали о своём опыте в школьную стенгазету. — Большая работа, … юннатами, была подробно описана в школьной стенгазете (проделавший, проделанный). 3) Девушка, …

новую книгу, рассказывала подругам о своём впечатлении от неё. — Новая книга, … девушкой, была написана ярко и увлекательно (прочитавший, прочитанный). Новый прибор, … инженером, имеет большую ценность. — Инженер, … новый прибор, получил премию (изобретший, изобретённый). 5) Ветер, … облака, не утихал ни на минуту.

— Облака, … ветром, быстро неслись по небу (гонящий, гонимый). Перепишите. Страдательные причастия подчеркните одной чертой, действительные — двумя. Укажите устно неопределённую форму глагола, от которого образовано причастие, и объясните правописание суффиксов причастий. 1) Чуть шелестят листья берёз, едва колебл..мые ветром. 2) Зарево на дальних высотах трепещ.

щим румянцем отразилось. (Л.) 3) На мысли, дыш..щие силой, как бисер, нижутся слова (Л.) Люблю дымок спалённой жнивы, в степи ночу..щий обоз и на холме средь жёлтой нивы чету беле..щих берёз. (Л.) 5) Русалка плыла по реке голубой, озаря..ма полной луной. (Л.) 6) И вдруг пред витязем пещера; в пещере свет. Он прямо к ней идёт под дремл..щие своды. (П.) 7) После чёрного подземелья необычайно ярким кажется отражённый снегами, реж..щий глаза свет. (С.-М.) Добываемый уголь льётся непрерывным потоком, грохоч..щим водопадом валится в трюмы приставшего к пристани корабля. (С.-М.) 9) Пышущее здоровьем лицо Марии Андреевны покрылось бледностью. (Ф.) 10) Время от времени впереди на полотне появлялся маш..щий флажком связист. (А. Н. Т.) 11) Внезапно раздался топот скач..щей лошади (Т.) Перепишите. Причастия подчеркните одной чертой, а слова, к которым они относятся, — двумя. Сделайте морфологический разбор причастий из первых трёх предложений.

В БЕЛОЙ ПУСТЫНЕ Мы выходим на лёд, покрытый уже (исслеженный) снегом, ступаем на берег. Скользя по (осыпающийся) камням, поднимаюсь на высок.. насыпь, (протянувшийся) вдоль (открытый, голый) берега. Поправив за спиной руж..ё, заст..гнув плотно куртку, борясь с (тугой, дующий) в лицо ветром, я иду берегом. Я смотрю на камни, грудою (свалившийся) с берега в море. Солнечный луч, прорвавшись, освещает край (чёрный, нависший) тучи. Я поднимаю б..нокль вглядываюсь в (зыбл..щийся) глубину мёртвой пустыни. В (белый, сверкающий) поле движ..тся желт..ватое пятно. Чуждый (окружающий) миру, м..ячит в снеговой дымк.. «Седов». День и ночь, ночь и день между берегом и кораблём бегает шлюпка, (нагруженный) для устойчивости ящ..ками с винтовочными п..тронами. Хозяева (стро..щийся) станции по очеред.. сме — няю..ся на руле. (По И. Соколову-Микитову) § 54. Обзор правописания глаголов и причастий Перепишите.

Устно объясните написание гласных в окончаниях глаголов. Вымокн..те под дождем; ночу..т в палатке; смотр..шь мультфильмы; лома..т игрушки; растолч..шь зерно; долго продерж..мся; та..т на солнце; выпиш..т чек; соприкасаешься с действительностью; вид..те радугу; бре..тся в парикмахерской; колыш..тся на ветру; работа..т в забое; засыпа..

т в кроватке; преоблада..т в коллекции; бор..мся с волнами; уед..шь на взморье; дождик вымоч..т; отдыха..шь на диване; взбира..шься на гору; люб..т читать; ко- лебл..тся на ветру; пряч..тся в аллее; ручеек теч..т; незаметно подкрадыва..мся; стел..шь постель; сверка..т молния; броса..т вызов; леле..шь мечту; участвует в экспедиции; игра..т в песке; солнце печ..т; слыш..т голос; береж..м покой; туман расстила..тся; участвуешь в дискуссии; стро..т дом; тревож..тся о ребенке; иг — ра..те с опасностью; претворя..

тся в жизнь; грохоч..т автомобили; сильно печ..т; слыш..т гром. 1) Липким запахом ве..т полынь, спит черёмуха в белой накидке. (Ес.) 2) Та..т, сия..т луна в облаках. (Бун.) 3) Хмурыми осенними днями, когда не только не вид..шь, но и не чувствуешь солнца, забыва..шь о нём, — осенними днями не однажды случалось плутать в лесу. (М. Г.) 4) Ещё земли печален вид, а воздух уж весною дыш..т, и мёртвый в поле стебль колыш..т, и елей ветви шевелит. (Тютч.) 5) Готова к празднику семья: подарки кле..т сыновья для мамы, не жалея ни сил своих, ни клея. (Барт.) 6) По скатам, от самой вершины до подошвы, стел..тся пучки жёлтого пушистого ковыля. (Шол.) 7) Любите книгу: она облегчит вам жизнь, дружески помож..т разобраться в пёстрой и бурной путанице мыслей, чувств, событий, она науч..т вас уважать человека и самих себя, она окрыля..

т ум и сердце чувствами любви к миру, к человеку. (М. Г.) 8) В лесу вы дыш..те воздухом, который в двести раз чище и здоровее воздуха городов. (Пауст.) 9) Лениво та..т облака. (Тютч.) 10) По одёжке встречает, по уму провожает. (Посл.) Фыркает конь и ушами прядёт, брызж..т и плещ..т и дальше плывет. (Л.) 12) Блестят и та..т глыбы снега. (Тютч.) 13) На всём Севере не встретишь таких печальных лесов, как на Сиен-Томахе.

(Алд.) 14) Усеян ратниками дол, за строем строй теч..т. (П.) Хороший кузнец по пальцу не удар..т, искусная швея нитки не запута..т. (Посл.) 16) Штормовой ветер гон..т крупную зыбь. (В. К.) Перепишите. Устно объясните написание глагольных форм на — ться и — тся. Осмелит..ся утверждать; давай веселит..ся; остановит..ся у реки; уклониться от встречи; собака сильно кусает..ся; лист не колышет..

ся; не могла двигат..ся; пользоват..ся благосклонностью; легче сторговат..ся; собирался нагнут..ся; примирит..ся с потерей; щенок может кусат..ся; встречаться по утрам; стало казат..ся; легко решает..ся; тащит..ся обратно; оправдат..

ся перед ним; пришлось добират..ся пешком; поохотит..ся на заре; нечего бо — ят..ся; дотянут..ся до ветки. 1) Лиза хотела удалит..ся, Алексей удержал её за руку. (П.) 2) У первой избушки Владимир выпрыгнул из саней, подбежал к окну и стал стучат..ся. (П.) 3) Смелого пуля боит..ся, смелого штык не берёт. (Сурк.) 4) До вечера в саду толпит..ся народ, слышит..ся около шалаша смех и говор. (Бун.) 5) Слушает заяц: всё ему чудит..ся, будто кто-то шепчет..

ся сзади и крадёт..ся. (Пришв.) 6) Владимир начинал сильно беспокоит..ся. (П.) 7) Недаром говорит..ся, что дело мастера боит..ся. (Кр.) 8) Радует..ся жизни тот, кто знает и любит своё дело, смело думает о завтрашнем дне, не боит..ся трудностей, чувствует себя нужным человеком среди других людей и отдаёт им все свои силы. (Кас.) 9) Тонкий месяц опустился совсем низко. Он не светит, а только светиться. (В. К.) 10) Тишина нарушается только звоном комаров и всплесками рыб. (Алд.) 11) К ночи становится очень холодно и росисто.

(Бун.) 12) Между тем время шло, и мне уже пора было собираться в отъезд. (Т.) 13) Коршун реял над скотным двором, сделает круг и останови..ся в воздухе, чуть покачиваясь на крыльях. (М. Г.) 14) Человек должен трудит..ся, работать в поте лица, кто бы он ни был, и в этом одном заключае..ся смысл и цель его жизни, его счастье, его восторги.

Источник:
Пособие для занятий по русскому языку в старших классах В
Учебное пособие предназначается для занятий по русскому языку в старших классах общеобразовательной школы, а также для тех, кто хочет самостоятельно повторить курс русского языка. Его главная цель — помочь учащимся овладеть навыками грамотного письма. Основное место в книге занимает материал по орфографии и пунктуации. Орфографические и пунктуационные правила излагаются достаточно подробно и закрепляются значительным количеством упражнений различной степени сложности.
http://peregorodky-msk.ru/gdz/2017/12/posobie-dlya-zanyatij-po-russkomu-yazyku-v-starshix-klassax-v-f-grekov-v-v-chizhov/28/

ПРИЧАСТИЕ § 51

To

Примечание.У некоторых глаголов на -сти действительные причастия прошедшего времени образу­ются от основы настоящего (будущего) времени, например: вестиведут, ведший; зацвестизацве­тут, зацветший.

302. От данных глаголов образуйте и запишите возможные фор­
мы причастий.

Желать, бросать, бросить, рисовать, нарисовать, побе­дить, увязать, строить, построить, бороться, толкнуть, мыть, видеть.

303. Спишите, согласуя причастия с нужными по смыслу суще­
ствительными. Окончания причастий проверяйте подстановкой
вопросов.

Любоваться (бушующий) морем и (заходящий) в облака солнцем; беседовать о (строящийся) в городе стадионе; про­бираться сквозь (неистовствующий) в поле пургу; думать о (разыгравшийся) на дворе метели; рассказывать о (про­мчавшийся) над городом урагане; разговаривать с (возвра­тившийся) из похода туристом; наблюдать за (взбираю­щийся) на вершину горы альпинистами; обрадоваться (вер­нувшийся) из командировки брату.

304. Спишите, согласуя причастия с определяемыми существи­
тельными. Сделайте морфологический разбор выделенных при­
частий.

I. 1) Кружа над головой (мерцающий, взвизгиваю­
щий) шашку, Прокофий сбежал с крыльца. (Шол.) 2) Су­
женными глазами он [Телегин] глядел на воду, (вогну­
тый, пенящийся) дорогой (выбегавший) из-под парохода.
(А. Н. Т.) 3) Нет доверия более простого и (обогащаю­
щий), чем доверие к поэзии. (Берг.) 4) Много раз обма­
нывались мы, стараясь разглядеть на (приближавший­
ся) берегу признаки человеческой жизни. (С.-М.) 5) На­
конец самый зоркий из нас увидел (терявшийся)на
фоне каменного берега тоненькую стрелочку радиомач­
ты. (С.-М.) 6) Расцвеченный по-праздничному пёстры­
ми флагами, (надувавшийся) на ходу, ледокол входил в
бухту. (С.-М.)

II. 1) Узкая, длинная коса походила на огромную
башню, (упавший) с берега в море. 2) Тучи покрыли его
ровным тяжёлым пологом, (опустившийся) над во­
дой. 3) Пустынное море смеялось, играя (отражён­
ный) солнцем. 4) Маленькие игривые волны, (рождае­
мый) ласковым дыханием ветра, тихо бились о борт.
5) Тишина в степи содрогается от глухого грохота по-

езда, (идущий) к одинокой станции, (окружённый) тьмой. 6) В шорохе, (окружавший) нас, я услышал голос с берега.

(Из произведений М. Горького)

305. Спишите, согласуя причастия с существительными.

1) Каменщики, . дом, работают быстро и уверенно. — Вновь . здания красивы и удобны (строящий, строящий­ся). 2) Несколько классов были переведены во вновь . шко­лу. — Мы поблагодарили женщину, . нам дверь (открыв­ший, открывшийся). 3) Мать беседовала с . её ребёнка врачом. — Доктор подробно рассказал о . у него больном (лечивший, лечившийся). 4) Пассажиры спешили на . поезд. — Дежурный по станции, . поезд, дал сигнал (от­правляющий, отправляющийся). 5) Девочка, . ребёнка, чуть не перевернула санки. — Ребёнок, . в санках, весело смеялся (катавший, катавшийся). 6) Публика спешила на . легкоатлетические соревнования. — Спортсмены, . соревнование, готовились к старту (открывающий, откры­вающийся). 7) Путешественники с тревогой следили за . дождём. — Северный ветер, . мороз, постепенно стих (усиливавший, усиливавшийся).

306. Прочитайте, укажите обособленные и необособленные опре­
деления. Чем они выражены? Спишите, расставляя недостающие
знаки препинания; объясните их употребление. Сделайте морфо­
логический разбор выделенных слов.

1) Закованные в гранит волны моря подавлены громад­ными тяжестями скользящими по их хребтам бьются о бор­та судов. 2) По осыпанным известью доскам лесов обняв­ших красную громаду строившегося дома бойко полза­ют фигурки каменщиков. 3) Его [Челкаша] кипучая нервная натура жадная на впечатления никогда (не) пресы­щалась созерцанием этой тёмной широты бескрайной сво­бодной и мощной. 4) Длинный костлявый немного суту­лый он медленно шагал по камням. Его бурые усы густые и длинные то и дело вздрагивали. 5) Уставший от волне­ния я крепко заснул на полатях. 6) Тучи походили на вол­ны ринувшиеся на землю вниз кудрявыми седыми хребта­ми и на пропасти из которых вырваны эти волны и на заро-

ждавшиеся валы ещё (не) покрытые зеленоватой пеной бешенства и гнева,

(Из произведений М. Горького)

307. Спишите, расставляя знаки препинания. Обозначьте мор­фемный состав выделенных слов.

1) В Мещёрском крае можно увид..ть сосновые боры где так торжеств..но и тихо что бубе..чик заблудившейся коро­вы слыш..н очень далеко почти за километр. (Пауст.) 2) Егорушк.. нехотя глядел вперёд на лилов..ю даль и ему начинало казат( ? )ся что мельница машущая крыльями пр..ближает(?)ся. (Ч.)

§52. ПРАВОПИСАНИЕ СУФФИКСОВ ПРИЧАСТИЙ

1. В действительных причастиях настоящего
времени пишутся суффиксы:

а) -ущ-, -тощ-, если причастие образовано от глагола

I спряжения, например: идущий (идти, идут), рисующий
(рисовать, рисуют), смеющийся (смеяться, смеются);

б) -ащ-, -ящ-9 если причастие образовано от глагола

II спряжения, например: кричащий (кричать, кричат),
летящий (лететь, летят), строящийся (строиться, стро­
ятся).

2. В страдательных причастиях настоящего
времени пишутся суффиксы:

а) -ем-, если причастие образовано от глагола I спряже­
ния, например: исполняемый (исполнять, исполняют), ри­
суемый
(рисовать, рисуют);

б) -им-, если причастие образовано от глагола II спря­
жения, например: хранимый (хранить, хранят), слыши­
мый
(слышать, слышат).

Примечание. В книжной речи используются немногочислен­ные страдательные причастия настоящего времени с суффиксом -ом-, образованные от глаголов I спряжения, например: вес тиведутведомый.

3. В страдательных причастиях прошедшего времени
перед нн пишется а или я, если в неопределённой форме
глагола перед -тъ стоит а или я, например: задержать

7*

задержанный, обстрелятьобстрелянный. Если в не­определённой форме глагола перед -тъ стоит и или е, в страдательных причастиях прошедшего времени перед нн пишется е9 например: просмотретьпросмотренный, за­стрелитьзастреленный.

(О правописании нн и н в страдательных причастиях прошедшего времени см. § 53.)

308. Спишите, обозначая в каждом причастии суффикс и указы­
вая в скобках неопределённую форму, спряжение и форму 3-го

лица множественного числа того глагола, от которого данное при­частие образовано.

Образец. Клокочущий поток.Клокочущий (кло­котать, I спр., клокочут) поток. Красящийсямате­риал.Красящийся (краситься, II спр., красятся) мате­риал.

Тяжело дыш..щий человек, мел..щий муку работник, пил..щие дерево рабочие, плещущиеся в воде ребятишки, кле..щий коробочку мальчик, значащееся по списку коли­чество, бор..щийся с бурей экипаж, храбро сражающийся полк, хлопоч.-щая у печки хозяйка, расстилающаяся степь, стро..щееся здание, кол..щий дрова юноша, пряч..щийся ребёнок, трепещущая рыба, готовящийся к зачётам студент, дремл..щий старик, слышащийся издали гудок, стелющийся туман, ла..щая собака, спе..щий вино­град.

309. Спишите. Объясните правописание суффиксов причастий.

1) Природа жажд..щих степей его в день гнева породи­ла. (П.) 2) Шквал зарылся в зыбучей поверхности океана, окатив мостик хлещ..щими брызгами. (Нов.-Пр.) 3) Луна и звёзды исчезали перед блеском этого чудного, дыш..щего свежестью, радостного утра. (Стан.) 4) Глядя на весёлого спутника, на его румяное, пыш..щее здоровьем лицо, даже незнакомые люди невольно улыбаются. (С.-М.) 5) Внутри у меня всё дрожало от клокочущего смеха. 6) Поблёскивали лужицы от та..щего снега. (Н. О.) 7) В (полу)свете далеко видна черне..щая окрест мёртвая земля. (Бун.) 8) Встречая кол..щий взгляд маленьких глаз, она робко двигала бровя­ми. (М. Г.) 9) Печорин — человек решительный, алч..щий тревог и бурь. (Бел.) 10) Поэт, для которого всё сооб-

ща..мое редактором являлось новостью, внимательно слу­шал Михаила Александровича. (Булг.)

310.От глаголов неопределённой формы образуйте форму 3-го
лица множественного числа настоящего времени и страдательные
причастия настоящего времени. Обозначьте в них суффиксы.
С причастиями, образованными от выделенных глаголов, составь­
те словосочетания.

Любить, возбуждать, уважать,волновать, слышать, ре­дактировать, контролировать, ненавидеть,поддерживать, побуждать, изображать, вести, видеть, прерывать, забы­вать, рекомендовать,изменять.

311.От глаголов неопределённой формы образуйте и запишите
форму прошедшего времени единственного числа мужского рода
и страдательное причастие прошедшего времени. Обозначьте в
них суффиксы. С причастиями, образованными от выделенных
глаголов, составьте словосочетания.

Образец. Зажечьзажёг, зажжённый, зажжённый огонь.

Опустить, осветить, посвятить, обидеть, рассмотреть, за­стрелить, расстрелять, погасить, замешать, замесить, раз­весить, развешать, купить, бросить, увенчать, обещать, по­разить, обстрелять, подстрелить, затеять, раскроить,вы­смеять, посеять, склеить,обвешать, обвесить, утешить.

312. Спишите. К каждому выделенному причастию в скобках
укажите неопределённую форму того глагола, от которого оно об­
разовано.

1) Тесто хорошо замепь.но. Он был замеш..н в неприят­ную историю. 2) Стены комнаты были окле..ны светлыми обоями. 3) Потер..инаякнига нашлась. 4) Замеченныево­время ошибки удалось быстро исправить. 5) На засе..нных ранней весной полях дружно появились первые всходы. 6) Работа была оконченасвоевременно. 7) Бельё было бы­стро высуш-.новетром. 8) Лекция прослуш..нас глубоким вниманием.

313.Спишите, вставляя нужные причастия и согласуя их с суще­
ствительными. Укажите устно, какие причастия действительные
и какие страдательные.

1) Школьный драматический кружок, . артистом го­родского театра, готовит новую постановку. — Артист,

. школьным драматическим кружком, тщательно разъяс­няет роль каждому участнику спектакля (руководя­щий, руководимый). 2) Учащиеся . большую работу по расширению пришкольного сада, написали о своём опы­те в школьную стенгазету. — Большая работа, . школь­никами, была подробно описана в стенгазете (проде­лавший, проделанный). 3) Девушка, . новую книгу, рассказывала подругам о своём впечатлении от неё. — Новая книга, . девушкой, была написана ярко и увлека­тельно (прочитавший, прочитанный). 4) Новый прибор, . инженером, имеет большую ценность. — Инженер, . новый прибор, получил премию (изобретший, изобре­тённый). 5) Ветер, . облака, не утихал ни на мину­ту. — Облака, . ветром, быстро неслись по небу (гоня­щий, гонимый).

314. Спишите. Страдательные причастия подчеркните одной чер­
той, действительные — двумя. Укажите устно неопределённую
форму глагола, от которого образовано причастие, и объясните
правописание суффиксов причастий.

1) Чуть шелестят листья берёз, едва колебл-.мые вет­ром. 2) Зарево на дальних высотах трепещ..щим румянцем отразилось. (Л.) 3) На мысли, дыпь.щие силой, как бисер, нижутся слова. (Л.) 4) Люблю дымок спалённой жнивы, в степи ночу..щий обоз и на холме средь жёлтой нивы чету беле..щих берёз. (Л.) 5) Русалка плыла по реке голубой, озаря..ма полной луной. (Л.) 6) И вдруг пред витязем пе­щера; в пещере свет. Он прямо к ней идёт под дремл..щие своды. (П.) 7) После чёрного подземелья необычайно яр­ким кажется отражённый снегами, реж..щий глаза свет. (С.-М.) 8) Добываемый уголь льётся непрерывным пото­ком, грохоч..щим водопадом валится в трюмы приставше­го к пристани корабля. (С.-М.) 9) Время от времени впе­реди на полотне появлялся маш..щий флажком свя­зист. (А. Н. Т.) 10) Внезапно раздался топот скач..щей ло­шади. (Т.)

315. Спишите. Причастия подчеркните одной чертой, а слова, к
которым они относятся, — двумя. Сделайте морфологический
разбор причастий из первых трёх предложений. Найдите в тексте
тропы, определите их типы.

В белой пустыне

Мы выходим на лёд, покрытый уже (исслеженный) сне­гом, ступаем на берег. Скользя по (осыпающийся) камням, подн..маюсь на высок., насыпь, (протянувшийся) вдоль (открытый, голый) берега. Поправив за спиной руж..ё, заст..гнув плотно куртку, борясь с (тугой, дующий) в лицо ветром, я иду берегом. Я смотрю на камни, грудою (свалив­шийся) с берега в море. Солнечный луч, прорвавшись, осве­щает край (чёрный, нависший) тучи. Я поднимаю б..нокль, вглядываюсь в (зыбл..щийся) глубину мёртвой пустыни. В (белый, сверкающий) поле движется желт..ватое пятно. Чуждый (окружающий) миру, м..ячит в снеговой дымк.. «Седов».

День и ночь, ночь и день между берегом и кораблём бе­гает шлюпка, (нагруженный) для устойчивости ящ..ками с винтовочными п..тронами. Хозяева (стро..щийся) стан­ции по очеред.. сменяются на руле. (По И. Соколову-Ми-китову)

§ 53. КРАТКИЕ И ПОЛНЫЕ СТРАДАТЕЛЬНЫЕ ПРИЧАСТИЯ

В полных страдательных причастиях прошедшего вре­мени пишется два н, а в кратких — одно н: решитьре­шённаярешена, сделатьсделаннаясделана, ку­питькупленнаякуплена, читатьчитаннаячитана.

316. Образуйте полные и краткие страдательные причастия (в кратких используйте формы всех родов и множественного чис­ла), запишите, расставьте ударение; н и нн в причастиях под­черкните.

1) Организоватьорганизованныйорганизованорганизованаорганизованоорганизованы; основать, приковать, изжевать.

2) Внестивнесённыйвнесёнвнесенавнесе­новнесены; водворить, внедрить, заключить, испечь, перевезти, просветить, посвятить, решить.

3) Возложитьвозложенныйвозложенвозложе­навозложеновозложены; восстановить, добавить, до­пилить, заучить, обстричь, предусмотреть.

317. Спишите. Определите, каким членом предложения являет­ся каждое причастие.

В «Онегине» все части органически сочлене..ы, в из-бра..ой рамке романа своего Пушкин исчерпал всю свою идею, и поэтому в нём ни одной части нельзя ни изменить, ни заменить. «Герой нашего времени» представляет собой несколько рамок, вложе..ых в одну большую раму, которая состоит в названии романа и единстве героя. Части этого романа расположены сообразно с внутреннею необходи­мостью; но как они суть только отдельные случаи из жиз­ни хотя и одного и того же человека, то могли б быть за­мене..ы другими, ибо вместо приключения в крепости с Бэ­лой или в Тамани могли б быть подобные же и в других местах, и с другими лицами, хотя при одном и том же ге­рое. Но тем не менее основная мысль автора даёт им един­ство, и общность их впечатления поразительна. (В. Бе­линский)

§ 54. ПРАВОПИСАНИЕ Н И НН В ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ И ПРИЧАСТИЯХ

В прилагательных, образованных от глаголов, может писаться как н, так и нн. Пишется нн:

а) в прилагательных, образованных от страдательных
причастий на -ованный, -ёванный, например: организован­
ный, электрифицированный, балованный, корчёванный
и
т. д. (но: кованый, жёваный),

б) в прилагательных, образованных от глаголов с при­
ставками, например: поношенный (костюм), подержанные
(книги), растерянный (вид), умеренный (климат), от­
влечённое
(изложение), доверенное (лицо), отчаянный,
окаянный
и т. д.

Исключения: смышлёный (мальчик), названый (брат), посажёный (отец), а также существительное приданое;

в) в немногих прилагательных, образованных от бес­
приставочных глаголов несовершенного вида (иногда с
приставкой не-), например: желанный, священный, неслы­
ханный, нежданный, негаданный, нечаянный, невидан­
ный
и др.

Одно н пишется в прилагательных, образованных от бес­приставочных глаголов несовершенного вида, например: бе-шеный, жареный, копчёный, кошеный (луг), писаный (пи­саная красавица), ломаный (ломаная линия), краденый, ме­шаный, сеяный (сеяная мука), правленый (текст), мощёный (тротуар), кованый (сундук), топлёный (топлёное масло), тканый (тканая скатерть), непрошеный (гость), мороженое (мясо), а также существительное мороженое.

Эти бесприставочные прилагательные надо отличать от сходных с ними причастий, которые пишутся с двумя н. Такие причастия имеют при себе зависимые слова: ранен­ный (пулей), правленный (мною текст), писанные (людьми законы) и т. д.

Примечания: 1. Приставка не- на написание н или нн не влияет, например: званые гостинезваные гости; кипячёная воданекипячёная вода, вскипячённая воданевски пяченная вода.

2. Существительные на -ник, -ниц-а, образованные от глаголь­ных прилагательных с одним или двумя н или от страдательных причастий, соответственно пишутся с одним или двумя н, напри­мер: путаныйпутаникпутаница; учёныйученикученица; но: воспитанныйвоспитанник; посланныйпо­сланник.

О правописании н или нн в прилагательных, образован­ных не от глаголов, говорилось выше (см. § 44). 318. I. Спишите. Объясните (устно) написание н или нн.

Ране..ый боец — изране..ый солдат; сея..ая мука — по-сея..ое зерно; кипячё..ая вода — вскипячё..ое молоко; кра­шеный пол — покраше..ый забор; коше..ый или неко­ше..ый клевер — скоше..ая трава; стреля..ый воробей — подстреле..ая птица; пуга..ая ворона — испуга..ая лошадь; гашё..ая или негашё..ая известь — погаше..ый костёр; тка..ая скатерть — вытка..ый ковёр; жжё..ый кофе — со-жжё..ое письмо; копчё..ая колбаса — закопчё..ые сте­ны; балова..ый ребёнок — избалова..ое дитя — девочка избалова..а родителями; кова..ый меч — некова..ое желе­зо — скова..ые движения; стриже..ый мальчик — стри­женые под польку волосы — остриже..ая голова; дистиллирова. .ая вода, линова. .ая тетрадь, асфальтиро-ва..ая улица.

II. От данных слов образуйте существительные при помощи суф­фикса -ик или -иц-а и подчеркните н или нн. Составьте с ними словосочетания (устно).

Воспитанный, варёный, масленый, посланный.

319. Спишите. Объясните (устно) написание н или нн.

I. 1) День был серый и ветре..ый. Кругом пусты..ые жнивья и пашни. (А. Н. Т.) 2) В небольшом, оклее..ом бе­лым, совершенно пустом зале было светло, пахло масля..ой краской, на блестящем, краше..ом полу у стены стояли две китайские вазы. (А. Н. Т.) 3) На конюшни, сараи и кухни были употреблены полновес.ые брёвна, опре-делё..ые на вековое стояние. Всё было пригн..но плотно и как следует. (Г.) 4) С отчая..ым криком Никита кинул­ся на пол. (А. Н. Т.) 5) Смышлё..ый мальчишка понра­вился матросу. (Н. О.) 6) В сенях встретила его [Дубров­ского] няня и с плачем обняла своего воспита..ика. (П.) 7) Что такое станцио..ый смотритель? Сущий муче..ик четырнадцатого класса. (П.) 8) Зала и гости..ая были тем­ны. (П.)

И. 1) Иван Ильич и Даша поселились на хуторе в ма-за..ой хате. (А. Н. Т.) 2) Алексей развернул тряпочку, вы­нул вороне..ые часы. (А. Н. Т.) 3) Его нечёса..ые волосы ниспадали на глаза целой волной. (Ф. Ш.) 4) В доме были высокие комнаты с выбеле..ыми стенами и некрашеными полами. 5) Никогда не забуду я эту сказочную прогулку среди высоких сосен по песку, смеша..ому с хвоей. (Ф. Ш.) 6) Свеча была погашена. (Кор.) 7) Степь была пусты..а, ужасающе тиха. (Шол.)

320. Спишите, вставляя пропущенные буквы и знаки препина­
ния. Сделайте морфологический разбор выделенных слов.

Иногда я заст..вал его [Карла Ивановича] и в такие м..нуты когда он не читал; очки спускались ниже на боль­шом орли..ом носу голубые полузакрытые глаза смотрели с каким-то особе..ым выражением а губы грус(?)но улыба­лись. В комн..те тихо; только слышно его равномерное ды­хание и бой часов с егерем. На другой стене в..сели ланд­карты все почти изорва..ыено искусно подкле..ые рукою Карла Ивановича. На третьей стене в середине которой бы­ла дверь вниз с одной стороны в..сели две линейки: одна

изреза..ая, наша, другая нове..кая, собстве..ая, употреб­ляемаяим более для поощрения чем для линования, с дру­гой — чёрная доска.

В середине комнаты стоял стол покрытый оборв..ой чёр­ной клеёнкой из-под которой во многих местах виднелись края изреза..ые перочи..ыми ножами. Кругом стола бы­ло несколько некраш..ых но от долгого употребления зала-кирова..ых т..буретов. Последняя стена была зан..та тре­мя окошками. Вот какой был вид из них прямо под окна­ми дорога на которой каждая выб..ина каждый камеш..к каждая колея давно зн..комы и милы мне; за дорогой — стриже..ая липовая ал..ея из-за которой кое-где виднеется плетёный ч..стокол; через аллею вид..н и луг. (По Л. Тол­стому)

321. Спишите, вставляя пропущенные буквы, недостающие зна­ки препинания, раскрывая скобки. Определите синтаксическую роль выделенных слов.

Князь Андрей в этот безветре..ый августовский вечер лежал облокотившись на руку в разлома..ом сара.. де-ревн.. на краю которой расположился его полк. В отвер­стие слома..ой стены он гл..дел на шедш.. вдоль по забору полосу сорок, .(летних) берёз с обрубле..ыминижними суч(?)ями на в..дневшуюся (в)низу ветр..ую мельницу на ещё (не)скош..ое овся..ое поле на густой кустарник по ко­торому ра..т..лались многочисле..ые дымы костров и на (не)болыпую но извил., стую реч..нку протекавшую (не)под..лёку.

Как (не, ни)т..жела теперь к..залась князю Андрею его жизнь он так(же) как и накануне сражения семь лет тому назад (в)продолжени.. всего дня чу(?)ств..вал себя взволно-ва..ыми раздр..жё..ым.

Приказания на завтра отда..ыи получе..ыим и (в)те-чени.. этого вечера он (не, ни)кому (не)был нужен. Он знал что завтрашнее сражение должно быть самым страш-ным изо всех в которых он уч..ств..вал и которые бы­ли в его жизн.. и мысль о возможности смерти в пер­вый раз отч..тл..во пронеслась в его сознани.. . (По Л. Тол­стому)

Источник:
ПРИЧАСТИЕ § 51
To Примечание. У некоторых глаголов на -сти действительные причастия прошедшего времени образу­ются от основы настоящего (будущего) времени, например: вести — ведут, ведший; зацвести —
http://pdnr.ru/d74495.html

Упражнения по теме Причастие

Упражнения по теме «Причастие. Причастный оборот» 7 класс

Столичный учебный центр
г. Москва

Международные дистанционные олимпиады

для дошкольников и учеников 1-11 классов

17

Упражнения по теме «Причастие. Причастный оборот» 7 класс

Упражнение 1. Выпишите словосочетания в две колонки: а)с причастиями; б)с прилагательными.

Мокнувший под дождем; плакучая ива; седеющий старик; пенистый поток; бушующее море; шумный поток; цветочная клумба; висячий замок; дремучий лес; темневший горизонт; висящее белье; темная туча; растущий кустарник; спелые ягоды; летучий газ; цветущий сад; спеющий крыжовник; талый снег; текучая жидкость; текущий ручей; шумящий класс.

Упражнение 2. Спишите, определите падеж, выделите окончания у причастий и прилагательных, укажите суффиксы причастий.

Тихой весенней ночи; развесистый высокий дуб; зимним ясным днем; светлого голубого неба; свежим осенним утром; в старом сосновом лесу; в лесной таинственной глуши; по глухой дремучей тайге; под теплым летним дождем; в русской народной песне; красивой мелодией; барсучья нора; птичьих голосов; собачий мех; рыбачьей хаты; рыбачий промысел; лисья шуба; лисий хвост; заячий след; заячьего следа; ребячьи голоса; в дальнюю дорогу; в синем море; рыбачья лодка; охотничьи принадлежности; длинными осенними ночами; под низкими деревьями; у спокойной реки, густая желтеющая рожь; в лучах заходящего солнца; о надвигающейся грозовой туче; у бурлящей горной речонки; об упавшем осеннем листке; расчищенного песчаного берега; нависших свинцовых облаков; высокими растущими деревьями; в синеющем морском просторе; разросшегося колючего куста.

Упражнение 3. Распределите в два столбика причастия настоящего и прошедшего времени.

Упражнение 4. Спишите предложения, обозначьте причастные обороты. Выпишите словосочетания «причастие + зависимое слово»

Упражнение 5. Перепишите, вставляя нужные причастия и согласуя их с существительными. Укажите устно, какие причастия действительные и какие — страдательные.

1) Школьный драматический кружок, . . . артистом городского театра, готовит новую постановку.— Артист, . . . школьным дра­матическим кружков, тщательно разъясняет роль каждому участ­нику спектакля ( руководящий , руководимый). 2) Юннаты, . . . большую работу по расширению пришкольного сада, написали о своём опыте в школьную стенгазету.— Большая работа, . . . юн­натами, была подробно описана в школьной стенгазете (проделав­ший, проделанный). 3) Девушка, . новую книгу, рассказывала подругам о своём впечатлении от неё.— Новая книга,. . . девушкой, была написана ярко и увлекательно (прочитавший, прочитанный). 4) Новый прибор, . . . инженером, имеет большую ценность.— Инженер, .. . новый прибор, получил премию (изобретший, изобретённый), б) Ветер, . облака, не утихал ни на минуту,— Облака, . . . ветром, быстро неслись по небу (гонящий, гонимый).

Упражнение 6. От глаголов в неопределённой форме образуйте форму 3-го лица множествен­ного числа настоящего времени и страдательные причастия настоящего времени. Обозначьте в них суффиксы. С причастиями, образованными от выделенных гла­голов, составьте словосочетания.

Любить, возбуждать, уважать , волновать, слышать, редактиро­вать, контролировать, ненавидеть, поддерживать , побуждать, изоб­ражать, вести, видеть, прерывать, забывать, рекомендовать, из­менять.

Упражнение 7. Перепишите. Страдательные причастия подчеркните одной чертой, действи­тельные — двумя. Укажите устно неопределённую форму глагола, от которого образовано причастие, и объясните правописание суффиксов причастий.

1) Чуть шелестят листья берёз, едва колебл..мые ветром. 2)Зарево на дальних высотах трепещ..щим румянцем отразилось. (Л.) 3) На мысли, дыш..щие силой, как бисер, нижутся слова. (Л.) 4) Люблю дымок спалённой жнивы, в степи ночу..щий обоз и на холме средь желтой нивы чету беле..щих берёз. (Л.) 5) Русалка плыла по реке голубой, озаря..ма полной луной. (Л.) 6) И вдруг пред витязем пещера; в пещере свет. Он прямо к ней идёт под дремлю­щие своды. (П.) 7) После чёрного подземелья необычайно ярким кажется отражённый снегами, реж..щий глаза свет. (С.-М.) 8) Дог быва..мый уголь льётся непрерывным потоком, грохочущим водо­падом валится в трюмы приставшего к пристани корабля. (С.-М.) 9) Пыш..щее здоровьем лицо Марии Андреевны покрылось блед­ностью. (Ф.) 10) Время от времени впереди на полотне появлялся маш..щий флажком связист. (А. Н. Т.) 11) Внезапно раздался топот скач..щей лошади (Т.)

Упражнение 8. Перепишите. Причастия подчеркните одной чертой, а слова, к которым они относятся,— двумя, Сделайте разбор причастий из первых трёх предложений.

В БЕЛОЙ ПУСТЫНЕ.

Мы выходим на лёд, покрытый уже (исслеженный) снегом, сту­паем на берег. Скользя по (осыпающийся) камням, поднимаюсь на высок., насыпь, (протянувшийся) вдоль (открытый, голый) берега. Поправив за спиной руж..ё, заст. гнув плотно куртку, борясь с (тугой, дующий) в лицо ветром, я иду берегом. Я смотрю на камни, грудою (свалившийся) с берега в море. Солнечный луч, прорвав­шись, освещает край (чёрный, нависший) тучи. Я поднимаю б..нокль вглядываюсь в (зыбл. щийся) глубину мёртвой пустыни. В (белый, сверкающий) поле движ..тся желт..ватое пятно. Чуждый (окружаю­щий) миру, м..ячит в снеговой дымк…. «Седов».

День и ночь, ночь и день между берегом и кораблём бегает шлюп­ка, (нагружённый) для устойчивости ящ. ками. Хозяева (строящийся) станции по очеред. сменяю. ся на руле.

(По И. Соколову-Микитову.)

Упражнение 9. Образуйте полные и краткие страдательные причастия (в кратких исполь­зуйте формы всех родов и множественного числа), запишите и в соответствии с приведёнными образцами расставьте ударение; н и нн в причастиях под­черкните.

Организовать — организованный — организован — организована — организовано — организованы; основать, приковать, из­жевать.

Внестивнесённыйвнесёнвнесенавнесено — вне­сены; водворить, внедрить, заключить, испечь, перевезти, просве­тить, посвятить, решить.

Возложитьвозложенныйвозложенвозложенавоз­ложеновозложены; восстановить, добавить, допилить, заучить, обстричь, предусмотреть.

Упражнение 10. Перепишите, согласуя с выделенными словами данные в скобках распро­странённые определения. Место их до или после определяемого слова выбе­рите сами.

1) Дорога вьётся между двумя колеями (поросший зелёной придорожной травой). 2) Блюдца лилий и нити очень грациозны (идущий от них в глубину). 3) Солнце село, и на небе замерли лёгкие облака ( розовеющий от заката). 4) Откуда-то справа доно­сились звуки (чрезвычайно похожий на плач ребёнка). 5) По степи лошади шли медленно (густо заросший травой). 6) Пастух под­ходит к нашему костру (заночевавший в горах). 7) Мы плыли в тумане (закрывший берег и море). 8) В снежных просторах трудно определить расстояние (обманывающий неопытный глаз).

Источник:
Упражнения по теме Причастие
Cкачать: Упражнения по теме "Причастие. Причастный оборот" 7 класс
http://infourok.ru/uprazhneniya-po-teme-prichastie-prichastniy-oborot-klass-799298.html

(Visited 1 times, 1 visits today)

COMMENTS

[an error occurred while processing the directive]
[an error occurred while processing the directive]
[an error occurred while processing the directive]
[an error occurred while processing the directive]
[an error occurred while processing the directive]