Лекция об отношениях в семье

Вводная лекция психология семейных отношений как раздел психологии Развитие науки о семье и исторические изменения семьи и брака

Вводная лекция психология семейных отношений как раздел психологии Развитие науки о семье и исторические изменения семьи и брака

Психология семейных отношений как раздел психологии

Развитие науки о семье и исторические изменения семьи и брака

Семье и браку посвящено множество исследований с древно­сти до наших дней. Еще античные мыслители Платон и Аристо­тель обосновывали свои взгляды на супружество и семью, крити­ковали тип семьи своего времени и выдвигали проекты ее преоб­разования.

Наука располагает обширной и достоверной информацией о характере семейных отношений в истории развития общества. Из­менение семьи эволюционировало от промискуитета (беспоря­дочных половых связей), группового супружества, матриархата и патриархата до моногамии. Семья переходила от низшей формы к высшей по мере того, как общество поднималось по ступеням развития.

Опираясь на этнографические исследования, в истории чело­вечества можно выделить три эпохи: дикость, варварство и циви­лизацию. Каждая из них имела свои общественные институты, до­минирующие формы отношений между мужчиной и женщиной, свою семью.

Большой вклад в изучение динамики семейных отношений в истории развития общества внесли швейцарский историк И.Я. Бахофен, написавший книгу «Материнское право» (1861), и шот­ландский юрист Дж.Ф. Мак-Леннан, автор исследования «Пер­вобытный брак» (1865).

Позднее сложилась пуналуальная семья — групповой брак, ох­ватывавший братьев с их женами или группу сестер с их мужьями. В такой семье исключалась половая связь между сестрами и брать­ями. Родство определялось по материнской линии, отцовство было неизвестно. Такие семьи наблюдал Л. Морган в индейских племе­нах Северной Америки.

Затем сформировался полигамный брак: многоженство, много­мужество. Дикари убивали новорожденных девочек, из-за чего в каждом племени был избыток мужчин, а женщины имели не­сколько мужей. В этой ситуации, когда родство по отцовской ли­нии определить было невозможно, сложилось материнское право (право на детей оставалось за матерью).

Многоженство возникло из-за значительных потерь мужчин во время войн. Мужчин было мало, и они имели нескольких жен.

Ведущая роль в семье перешла от женщины (матриархат) к мужчине (патриархат). По своей сути патриархат был связан с наследственным правом, т.е. с властью отца, а не мужа. Задача женщины сводилась к рождению детей, наследников отца. От нее требовалось соблюдение супружеской верности, поскольку мате­ринство всегда очевидно, а отцовство — нет.

В кодексе вавилонского царя Хаммурапи за несколько тысяче­летий до нашей эры была провозглашена моногамия, но вместе с тем закреплено неравенство мужчин и женщин. Господином в моногамной семье стал мужчина-отец, заинтересованный в том, чтобы удержать собственность в руках кровных наследников. Со­став семьи значительно ограничивался, от женщины требова­лась строжайшая супружеская верность, а прелюбодеяние жес­токо каралось. Мужчинам, однако, разрешалось брать наложниц. Подобные законы издавались в древние и средние века во всех странах.

Многие ученые-этнографы отмечали, что всегда как антитеза моногамии существовала проституция. В некоторых обществах была распространена так называемая религиозная проституция: вождь племени, священник или иной представитель власти имел право провести с невестой первую брачную ночь. Господствовало убеж­дение, что священник, пользуясь правом первой ночи, освящал супружество. Великой честью для молодоженов считалось, если правом первой ночи пользовался сам король.

В исследованиях, посвященных проблемам семьи, прослежи­ваются основные этапы ее эволюции: почти у всех народов счет родства по матери предшествовал счету родства по отцу; на пер­вичной ступени половых отношений наряду с временными (крат­кими и случайными) моногамическими связями господствовала широкая свобода брачных сношений; постепенно свобода поло­вой жизни ограничивалась, уменьшалось число лиц, имеющих брачное право на ту или иную женщину (или мужчину); динами­ка брачных отношений в истории развития общества заключалась в переходе от группового брака к индивидуальному.

Взаимоотношения родителей и детей также трансформирова­лись на протяжении истории. Различают шесть стилей отношений к детям.

Инфантицидный — детоубийство, насилие (с древности до IVв. н.э.).

Бросающий — ребенка отдают кормилице, в чужую семью, в монастырь и пр. (IV-XVII вв.).

Амбивалентный — дети не считаются полноправными членами семьи, им отказывают в самостоятельности, индивидуальности, «лепят» по «образу и подобию», в случае сопротивления жестоко наказывают (XIV—XVII вв.).

Навязчивый — ребенок становится ближе родителям, его пове­дение строго регламентируется, внутренний мир контролируется (XVIII в.).

Социализирующий — усилия родителей направлены на подго­товку детей к самостоятельной жизни, формирование характе­ра; ребенок для них — объект воспитания и обучения (XIX — начало XX в.).

Помогающий — родители стремятся обеспечить индивидуальное развитие ребенка с учетом его склонностей и способностей, нала­дить эмоциональный контакт (середина XX в. — настоящее время).

В XIX в. появляются эмпирические исследования эмоциональ­ной сферы семьи, влечений и потребностей ее членов (прежде всего работы Фредерика Ле Пле). Семья изучается как малая груп­па с присущими ей жизненным циклом, историей возникнове­ния, функционирования и распада. Предметом исследования ста­новятся чувства, страсти, умственная и нравственная жизнь. В исторической динамике развития семейных отношений Ле Пле констатировал направление от патриархального типа семьи к не­стабильному, с разрозненным существованием родителей и детей, с ослаблением отцовского авторитета, влекущим дезоргани­зацию общества.

Далее исследования взаимоотношений в семье концентриру­ются на изучении взаимодействия, коммуникации, межличност­ного согласия, близости членов семьи в различных социальных и семейных ситуациях, на организации семейной жизни и факторах устойчивости семьи как группы (работы Ж.Пиаже, З.Фрейда и их последователей).

Развитие общества детерминировало изменение системы цен­ностей и социальных норм брака и семьи, поддерживающих рас­ширенную семью, социокультурные нормы высокой рождаемо­сти были вытеснены социальными нормами низкой рождаемости.

Национальные особенности семейных отношений

До середины XIX в. семья рассматривалась как исходная мик­ромодель общества, социальные отношения выводились из се­мейных, само общество трактовалось исследователями как раз­росшаяся вширь семья, причем как патриархальная семья с со­ответствующими атрибутами: авторитарностью, собственностью, субординацией и т.п.

В этнографии накоплен обширный материал, отражающий на­циональные особенности отношений в семье. Так, в Древней Гре­ции доминировала моногамия. Семьи были многочисленными. Действовало табу инцеста. Отец был господином своей жены, де­тей, сожительниц. Мужчины пользовались большими правами. Женщины за измену подвергались суровой каре, однако спарта­нец мог отдать свою жену любому гостю, который его просил об этом. Дети других мужчин оставались в семье, если это были здо­ровые мальчики.

В Древнем Риме приветствовалась моногамия, но внебрачные связи были широко распространены. Согласно законам римского права, брак существовал исключительно для деторождения. Боль­шое значение придавалось свадебной церемонии, чрезвычайно до­рогой, расписанной до мелочей. Авторитет отца был исключи­тельным, дети подчинялись только ему. Женщина считалась частью имущества мужа.

Наука располагает обширной информацией о влиянии христи­анства на институт семьи во многих странах мира. Церковная докт­рина освящала моногамию, сексуальную чистоту, целомудрие, предавала анафеме многоженство и многомужество. Однако на практике духовенство далеко не всегда следовало церковным ка­нонам. Церковь превозносила девственность, воздержание при вдовстве, добродетельное супружество. Браки христиан с иновер­цами считались греховными. Либеральное отношение к ним было лишь в период раннего христианства, поскольку считалось, что с помощью брака христианин может обратить в истинную веру еще одного заблудшего.

На раннем этапе христианства супружество считалось частным делом. В дальнейшем закрепилась норма вступления в брак с со­гласия священника. Даже вдова не могла снова выйти замуж без его благословения.

Церковь диктовала и правила сексуальных отношений. В 398 г. Карфанесским собором было принято решение, по которому де­вушка должна была хранить девственность три дня и три ночи после свадьбы. И только впоследствии было разрешено вступать в половые сношения в брачную ночь, но только при условии упла­ты церковного сбора.

Формально христианство признавало духовное равенство жен­щины и мужчины. Однако в действительности положение жен­щин было приниженным. Лишь некоторые категории женщин — вдовы, девственницы, служащие в монастырях и больницах — имели авторитет в обществе, находились на привилегированном положении.

В России семейные отношения стали объектом изучения лишь в середине XIX в.

Источниками исследования служили древнерусские летописи и литературные произведения. Историки Д.Н. Дубакин, М.М. Ко­валевский и другие дали глубокий анализ семейно-брачных отно­шений в Древней Руси. Особое внимание уделялось изучению се­мейного кодекса «Домостроя» — литературного памятника XVI в., изданного в 1849 г.

В 20-50-е гг. XX столетия в исследованиях отражались тенден­ции развития современных семейных отношений. Так, П.А. Соро­кин проанализировал кризисные явления в советской семье: ос­лабление супружеских, родительско-детских и родственных свя­зей. Родственные чувства стали менее прочной связью, чем партийное товарищество. В этот же период появились работы, посвященные «женскому вопросу». В статьях А.М. Коллонтай, на­пример, провозглашалась свобода женщины от мужа, родителей, от материнства. Психология и социология семьи были объявлены буржуазными лженауками, несовместимыми с марксизмом.

С середины 50-х гг. психология семьи начала возрождаться, появились теории, объясняющие функционирование семьи как системы, мотивы вступления в брак, раскрывающие особенности супружеских и родительско-детских отношений, причины семей­ных конфликтов и разводов; стала активно развиваться семейная психотерапия (Ю.А. Алешина, А.С. Спиваковская, Э.Г. Эйдемиллер и др.).

С возникновением христианской модели семьи (XII-XIV вв.) изменились отношения между домочадцами. Мужчина стал без­раздельно властвовать над ними, все были обязаны ему подчи­няться, он нес ответственность за семью. Взаимоотношения суп­ругов в христианском браке предполагали четкое осознание каждым членом семьи своего места. Муж как глава семьи был обязан не­сти груз ответственности, жена смиренно занимала второе место. Ей предписывалось заниматься рукоделием, домашней работой, а также воспитанием и обучением детей. Мать и дитя были не­сколько обособлены, предоставлены самим себе, но вместе с тем ощущали незримую и грозную власть отца. «Воспитывай дитя в запретах», «любя сына, увеличивай ему раны» — написано в «Домострое». Главные обязанности детей — абсолютное послуша­ние, любовь к родителям, забота о них в старости.

В сфере межличностных отношений супругов доминировали родительские роли над ролями эротическими, последние не со­всем отрицались, но признавались малозначительными. Жена дол­жна была мужу «уноровить», т.е. действовать в соответствии с его желаниями.

К семейным удовольствиям, по «Домострою», относятся: уют в доме, вкусная пища, почет и уважение со стороны соседей; осуждаются блуд, сквернословие, гнев. Осуждение людей значи­мых, уважаемых считалось страшным наказанием для семьи. Зави­симость от людского мнения — основная черта национального характера семейных отношений на Руси. Социальному окружению нужно было демонстрировать семейное благополучие и строжайше запрещалось разглашать семейные тайны, т.е. существовало два мира — для себя и для людей.

У русских, как и у всех восточных славян, долгое время преоб­ладала большая семья, объединявшая родственников по прямой и боковой линиям. Такие семьи включали деда, сыновей, внуков и правнуков. Несколько брачных пар совместно владели имуще­ством и вели хозяйство. Руководил семьей наиболее опытный, зрелый, трудоспособный мужчина, имевший власть над всеми членами семьи. У него, как правило, была советница — старшая женщина, которая вела хозяйство, но не имела такой власти в семье, как в XII-XIV вв. Положение остальных женщин было и вовсе незавидным — они были практически бесправны, не насле­довали никакого имущества в случае смерти супруга.

К XVIII в. в России нормативной стала индивидуальная семья из двух-трех поколений родственников по прямой линии.

На рубеже XIX-XX вв. исследователями был зафиксирован кризис семьи, сопровождаемый глубокими внутренними проти­воречиями. Авторитарная власть мужчины была потеряна. Семья утратила функции домашнего производства. Нормативной моделью стала нуклеарная семья, состоящая из супругов и детей.

В восточных и южных национальных окраинах дореволюцион­ной России семейная жизнь строилась в соответствии с патриар­хальными традициями, сохранялось многоженство, неограничен­ная власть отца над детьми. У некоторых народов существовал обычай брать калым — выкуп за невесту. Нередко родители заклю­чали сделку еще в младенчестве невесты и жениха или даже до их рождения. Наряду с этим практиковалось похищение невест. По­хитив или купив жену, муж становился ее полноправным вла­дельцем. Участь жены была особенно тяжкой, если она попадала в семью, где у мужа уже имелось несколько жен. В мусульманских семьях среди жен существовала определенная иерархия, порож­дающая соперничество и ревность. У восточных народов развод был привилегией мужчины, осуществлялся он очень легко: муж просто выгонял жену.

У многих народностей Сибири, Севера и Дальнего Востока в течение длительного времени сохранялись пережитки родового строя и полигамии. Люди находились под сильным влиянием ша­манов.

Современные исследования семейно-брачных отношений

В настоящее время проблемам супружества — родительства — родства уделяют больше внимания не только в теории, но и на практике. В работах Ю.И. Алешиной, В.Н. Дружинина, С.В. Кова­лева, А.С. Спиваковской, Э.Г. Эйдемиллера и других ученых подчеркивается, что семья прямо или косвенно отражает все изменения, происходящие в обществе, хотя и обладает относительной самостоятельностью, устойчивостью. Несмотря на все изменения, потрясения, семья как социальный институт устояла. В последние годы ее связи с обществом ослабли, что отрицательно повлияло как на семью, так и на общество в целом, которое уже испытыва­ет потребность в восстановлении прежних ценностей, изучении новых тенденций и процессов, а также в организации практиче­ской подготовки молодежи к семейной жизни.

Психология семейных отношений развивается в связи с зада­чами профилактики нервных и психических заболеваний, а также проблемами семейного воспитания. Вопросы, рассматриваемые семейной психологией, разнообразны: это проблемы супружеских, родительско-детских отношений, взаимоотношений со старшими поколениями в семье, направления развития, диагностика, се­мейное консультирование, коррекция отношений.

Семья является объектом исследования многих наук — социо­логии, экономики, права, этнографии, психологии, демографии, педагогики и др. Каждая из них в соответствии со своим предме­том изучает специфические стороны функционирования и разви­тия семьи. Экономика — потребительские аспекты семьи и учас­тие ее в производстве материальных благ и услуг. Этнография — особенности уклада жизни и быта семей с различными этниче­скими характеристиками. Демография — роль семьи в процессе воспроизводства населения. Педагогика — ее воспитательные воз­можности.

Интеграция этих направлений изучения семьи позволяет по­лучить целостное представление о семье как о социальном явле­нии, сочетающем в себе черты социального института и малой группы.

Психология семейных отношений концентрирует внимание на исследовании закономерностей межличностных отношений в семье, внутрисемейных отношений (их устойчивости, стабильно­сти) с позиций влияния на развитие личности. Знания законо­мерностей позволяют проводить практическую работу с семьями, диагностировать и помогать перестраивать семейные взаимоотно­шения. Основные параметры межличностных отношений — ста­тусно-ролевые различия, психологическая дистанция, валентность отношений, динамика, устойчивость.

Семья как социальный институт имеет свои тенденции разви­тия. В наши дни отказ от традиционного требования к семье в его однозначной последовательности: брачность, сексуальность, про-креация (рождение, появление на свет) — уже не считается нару­шением социокультурных норм (рождение ребенка вне брака, сек­суальные отношения до брака, самоценность интимных отношений мужа и жены и т.д.).

Многие современные женщины не воспринимают материнство как исключительно брачный атрибут. Одна треть семей считает рождение ребенка помехой супружеству, причем женщины в боль­шей степени, чем мужчины (соответственно — 36 и 29 %). Появи­лась социокультурная нормативная система — прокреативная этика: в брак вступать предпочтительно, но необязательно; иметь детей желательно, но отсутствие их не аномалия; сексуальная жизнь вне брака не смертный грех.

Новым направлением в развитии психологии семейных отно­шений является разработка ее методологических основ, опора на которые позволяет избежать фрагментарности, случайности, ин­туитивности. Согласно основному методологическому принципу системности, семейные отношения представляют собой структу­рированную целостность, элементы которой взаимосвязаны, вза­имообусловлены. Это супружеские, родительско-детские, детско-родительские, детско-детские, прародительско-родительские, прародительско-детские отношения.

Важный методологический принцип — синергетический — позволяет рассматривать динамику семейных отношений с по­зиций нелинейности, неравновесности, с учетом кризисных пе­риодов.

В настоящее время активно разрабатывается семейная психоте­рапия, опирающаяся на системный, научный подход, интегриру­ющая накопленный опыт, выявляющая общие закономерности терапии семей с нарушениями взаимоотношений.

Источник:
Вводная лекция психология семейных отношений как раздел психологии Развитие науки о семье и исторические изменения семьи и брака
Семье и браку посвящено множество исследований с древно­сти до наших дней. Еще античные мыслители Платон и Аристо­тель обосновывали свои взгляды на супружество и семью, крити­ковали тип семьи своего времени и выдвигали проекты ее преоб­разования.
http://refdb.ru/look/2347051.html

Лекция об отношениях в семье


лектор Олег Генадиевич Торсунов

Содержание лекции
1. Принцип семейных отношений
2. Мужское и женское начало
3. Роль мужчины в семье
4. Роль женщины в семье
5. В чем настоящий разум мужчины и женщины?
6. Правило выбора спутника жизни
7. Беззащитность перед близкими в семейных отношениях
8. Чего никогда не должна делать жена
9. Чего никогда не должен делать муж
10. Четыре принципа целомудрия женщины
11. Принцип возраста
12. Отношения с мужчинами до замужества
13. Деятельность мужа и жены
14. Взаимоотношения с детьми
15. Взаимоотношения мужа и жены
16. Принцип всепрощения
17. Принцип воспитания
18. Принцип слушания
19. Принцип гуны благости
20. Принцип семейного очага
21. Принцип защиты
22. Вопросы и ответы

ВЗАИМООТНОШЕНИЯ В СЕМЬЕ

Наше обсуждение я хотел бы начать с вопроса ко всем вам: «Что мешает нормальным отношениям в семье?»
«Социальные проблемы мешают нормально относиться друг к другу». Еще какие варианты? «Планеты виноваты». Дальше? «Отсутствие знания своих обязанностей». Еще есть какие-то варианты ответов? «Различие в характерах». «Мало примеров нормальных семейных отношений». «Бездуховность». В принципе, каждый из вас по-своему прав.
Веды утверждают, что семейные отношения нарушаются из-за отсутствия знаний о своих обязанностях, природе и духовной сущности. Человек, не имеющий таких знаний, неминуемо будет портить отношения.

Принцип семейных отношений

Мужское и женское начало

Роль мужчины в семье

Роль женщины в семье

В чем настоящий разум мужчины и женщины?

Правило выбора спутника жизни

Беззащитность перед близкими в семейных отношениях

Чего никогда не должна делать жена

Чего никогда не должен делать муж

Четыре принципа целомудрия женщины

Отношения с мужчинами до замужества

Следующий принцип. Женщина любит больше всего (именно женщина, а не мужчина) того человека, который у нее был первый, именно в плане близких отношений. Она способна довериться и покориться этому человеку гораздо больше, чем всем остальным, поэтому следующий принцип — и это очень важный момент — женщина не должна иметь никого до замужества. Чтобы создать крепкую семью, она должна избегать отношений, контактов с мужчинами до замужества. Иначе неминуемо семья не будет крепкой или женщине будет очень трудно создать крепкую семью, потому что женщина верит первый раз очень сильно, в следующий раз — послабее, а потом совсем слабо. В зависимости же от того, насколько женщина верит человеку, настолько будут тверды семейные отношения. Думаю, это ясно. Важно понять этот принцип.

Вопрос: Скажите, пожалуйста, насколько большую ли роль для нормальных семейных отношений играет уровень образования мужчины?
Ответ: Не так важно, насколько мужчина будет образован, важно, насколько он будет ответственен. Поэтому надо давать ему больше самостоятельности, больше возможности лидировать в обществе и дома тоже, давать возможность ему решать все проблемы и наказывать его сурово, чтобы он понял, как не надо делать. То есть принцип лидерства надо воспитывать в мужчине. Ни в коем случае нельзя делать его «послушайкой», чтобы он сам не принимал никаких решений в жизни, он будет несчастным человеком.

Деятельность мужа и жены

Взаимоотношения с детьми

Взаимоотношения мужа и жены

Принцип всепрощения очень важен в семье. Сколько раз можно прощать мужа? Иисус Христос говорит, что не семь, а семижды семь раз. Это принцип, который основан на законе кармы. Если родственник, муж или жена, совершает какой-то плохой поступок по отношению ко мне, то это означает, что я заслужил или заслужила это в своей прошлой жизни. То есть надо понять, что он является орудием в руках моей судьбы. На основе этого принципа надо прощать.

Принцип гуны благости

Тема принципов гуны благости очень большая, можно много вопросов обсуждать. Самое главное — понять принципы. Принцип гуны благости — действовать в благости, стараться помогать друг другу, действовать с любовью, заниматься своим делом, жить не друг для друга в семье, а вместе для какой-то цели. Не замыкаться друг на друге… Когда в семье муж с женой замыкаются друг на друге, то отношения с окружающими людьми нарушаються, их волнуют только свои личные вопросы, они говорят: «Нам никто не нужен, мы одни». В этом случае они создадут себе большие проблемы. Это отношения в страсти, это означает, что как они замкнулись на хорошем, так и на плохом они тоже замкнутся, и станут камнем преткновения друг для друга, им будет очень трудно потом общаться друг с другом. Если же они идут к одной цели вместе, хотят жить для общества, помогать всем, то семья будет процветать.

Принцип семейного очага

Вопросы и ответы

Вопрос: Что если мужчина долго встречается с женщиной и не хочет создавать семью?
Ответ: Если мужчина не будет создавать семью, а только встречаться с женщиной и обещать ей: «Ну, ничего, ничего. Потом, позже», — то значит он женщиной в следующей жизни родится.

Вопрос: А если они будут в гражданском браке?
Ответ: Это глупость. Женщина не должна допускать такого. Она говорит: «Сначала штамп в паспорте, потом брак». То есть никаких гражданских браков, только законные отношения. Все. Если женщина так не делает, то сама создает себе проблемы. Какой смысл жить с таким мужчиной, который уже заранее не берет на себя ответственность? Все ясно с самого начала. Если он не хочет законных отношений, значит он не берет ответственность. Надо быть очень глупой, чтобы не понять этого. Это значит, что он не реализует свою цель в мужском теле. Цель жизни в мужском теле — это взять ответственность на себя.

Вопрос: А если человек не глупый, а просто неопытный?
Ответ: Что значит неопытный? Глупый или неопытный — в чем разница заключается? Какая разница?

Вопрос: Если у жены очень напряженные отношения с мужем, не получается изменить ситуацию или себя, то может для женщины лучше не заводить детей?.
Ответ: Нет, почему? Ей надо иметь детей, просто надо понять принцип. Принцип такой: человек всегда, в любую секунду может начать заниматься самоосознанием, и Бог поможет ему на этом пути. Если человек искренен, то Бог может дать ему все возможности. Он оттянет плохую карму на то время, когда человек получит знание и силу, чтобы с этим бороться. Бог даст все возможности, даст зеленую дорогу. Все по милости Бога происходит.

Вопрос: Насколько это хорошо, если в брак вступают люди разных национальностей?
Ответ: Не имеет значения, можно строить отношения между людьми любых национальностей.

Вопрос: Но ведь не национальность же делает кого-то лучшим?
Ответ: Несомненно. Не принадлежность к какому-либо народу, а знание улучшает. Если наш народ будет знать, как правильно жить, тогда он будет жить лучше. Сейчас люди в Индии более культурны, у нас — меньше. Вы не можете этого не признавать, если вы были там, изучали это. У нас меньше культуры, посмотрите на людей — о чем может быть речь? Если там больше культуры, значит, они улучшают обстановку на Земле…

Вопрос: Насколько это хорошо, если в брак вступают люди разных национальностей?
Ответ: Не имеет значения, можно строить отношения между людьми любых национальностей.

Вопрос: Но ведь не национальность же делает кого-то лучшим?
Ответ: Несомненно. Не принадлежность к какому-либо народу, а знание улучшает. Если наш народ будет знать, как правильно жить, тогда он будет жить лучше. Сейчас люди в Индии более культурны, у нас — меньше. Вы не можете этого не признавать, если вы были там, изучали это. У нас меньше культуры, посмотрите на людей — о чем может быть речь? Если там больше культуры, значит, они улучшают обстановку на Земле…

Вопрос: Скажите, а как женщине исправить ситуацию, как помочь мужу, если он ведет себя неправильно, например, пьет?
Ответ: Как помочь? Смирением, даже если он выпивает, все равно — смирением. Детям говорить: «У отца не удалась жизнь», — или еще что-нибудь. Должно быть смирение и подчинение отцу. Как только вы станете так делать, ваш муж перестанете пить постепенно, он начнет вас уважать сначала, потом перестанет пить. Стукнет кулаком по столу, потом головой об стол стукнется несколько раз и скажет: «Все. » И постепенно бросит. Вопрос только в вашей силе женской, насколько вы свои женские качества проявите…

Более подробно тема семейных отношений рассматривается О.Г. Торсуновым в семинаре «Секреты гармонии в семье», прочитанный в Киеве 2002 г.

Создание семьи
Обязанности мужчины в семье
Обязанности женщины в семье
Особенности взаимоотношений между мужчиной и женщиной
Зачатие и воспитание детей
Внутренние причины конфликтов в семье
Внешние причины конфликтов в семье
Методы борьбы с семейными трудностями

Более подробно содержание лекций вы можете просмотреть здесь.

[Ведическая коллекция]
1998 WEB Design Yadu-srestha das

Источник:
Лекция об отношениях в семье
Ведическая коллекция: на странице находятся разнообразные материалы (книги, статьи, музыка, аудиолекции), которые объеденены одной тематикой — они связаны с ведической культурой, философией, религией, что основаны на Ведах, самых древних книгах знаний
http://vedic.narod.ru/semya.html

Психология семейных отношений

Современные браки все чаще заканчиваются разводами. Это связано не только с экономическим прогрессом, благодаря которому семья перестала быть способом выживания: девушка может сама себя обеспечить, а мужчина – обустроить личный быт. Рождение детей вне брака или неполная семья больше не порицаются обществом, а процедура развода проста как никогда. Поэтому психология семейных отношений как наука, рассматривающая проблемы семьи, а также способы ее сохранения, стала особенно актуальной.

Этапы развития семейных отношений между мужем и женой

Семейные отношения – это не статичное состояние, а непрерывно развивающийся процесс. Кризисы, конфликты – такая же его составляющая, как любовь или уважение. Любое развитие ненемыслимо без отказа от старых форм и правил, поэтому супругам нужно быть готовым к переменам. Любая пара проходит несколько этапов отношений, каждый из которых длится несколько месяцев или лет:

  1. Влюбленность или «конфетно-букетный» период. Это время, когда мужчина и женщина стараются покорить друг друга и, находясь под влиянием страсти, склонны идеализировать, иметь завышенные ожидания в отношении семейной жизни. Недостатки второй половинки либо не замечаются вовсе, либо воспринимаются необъективно. Существенная роль отводится внешним данным, манере поведения, общественному статусу партнера.
  2. Привыкание или притирки. Пара уже живет вместе какое-то время, и на первый план выходят приоритеты, жизненные ценности и интересы каждого. Несоответствия в этих вопросах ставят двоих в позицию противостояния, ссоры и конфликты – частый спутник в отношениях. Если мужчина или женщина не способны принять и понять друг друга, развод неизбежен.
  3. Компромиссы. Если пара успешно преодолела предыдущий этап, наступает время устойчивых семейных отношений. Это не всегда гарантирует удовлетворение обоим партнерам, т.к. компромисс в семье достигается разными способами (равноправие, подчинение, смирение, давление и т.д.) – каждый из супругов выбирает и играет свою роль, которая устраивает всех в той или иной степени.
  4. Обыденность и рутина. Постепенно семейные отношения теряют страсть, становятся предсказуемыми. Скука в общении так же опасна, как и взрыв эмоций на предыдущих. Супруги устают друг от друга, теряют смысл в продолжении семейных отношений, начинают искать приключения на стороне.
  5. Зрелая семья. Если мужчина и женщина успешно преодолели первые 4 уровня, приходит время для осознанных семейных отношений, которые не всегда держатся на любви. Зачастую цементом таких отношений выступают взаимное уважение, опыт совместного преодоления трудностей, общие интересы (в том числе материальные), а также страх одиночества.

Кризис семейной жизни – неизбежный переход на новый виток отношений. Не нужно этого бояться, но подготовиться, научиться идти на уступки и брать на себя ответственность стоит, если есть цель сохранить семью. Специалисты выделяют несколько периодов семейных отношений:

Супружеская измена (Почему супруги изменяют друг другу)

Измена может случиться на любом этапе семейных отношений. Изредка причиной загула мужчины становится банальное физическое влечение с совокупности с низкими моральными принципами (когда желание получить удовольствие «здесь и сейчас» превышает чувство семейного долга перед женой). Однако гораздо чаще предпосылкой к измене становятся такие факторы как:

  • сексуальная неудовлетворенность или скука в постели;
  • неуверенность в себе, потребность в признании своей привлекательности в глазах противоположного пола;
  • недостаток духовной близости, душевное одиночество, когда «не с кем поговорить»;
  • нарушение личного пространства, потребность почувствовать себя свободным;
  • напряженная обстановка в семье, потребность психологической разрядки, необходимость снять стресс;
  • потребность в защите: семья не является тылом, один из партнеров не чувствует стабильности (в деньгах или чувствах) и пытается найти ее на стороне.

Если человек получает в семейных отношениях все необходимое (любовь, уважение, сексуальное удовлетворение, признание, понимание, заботу, физический и моральный отдых, стабильность), желание искать кого-то на стороне не возникает. Простить измену способен не каждый, но постараться предупредить такой поворот событий – задача обоих супругов.

Крепкая семья – это всегда труд мужчины и женщины, ведь чтобы построить доверительные близкие отношения и сохранить брак на долгие годы, одной любви мало. Уважение и способность к компромиссам – вот главные ключики к семейному счастью. Еще один секрет психологии счастливых отношений – не стоит пытаться избегать семейных ссор, ведь это почти нереально, лучше научиться правильно разрешать возникающие конфликты. Специалисты по психологии семейных отношений дают следующие советы для тех, кто хочет сохранить семью:

  • показывайте свою любовь как можно чаще (если не словами, то поступками);
  • не пытайтесь переделать вторую половинку – это давление, которое рано или поздно будет принято в штыки;
  • не сравнивайте супруга ни с кем – каждый человек индивидуален;
  • не молчите о проблемах, которые вас волнуют (ваша половинка, скорее всего, не догадывается, что у вас в голове, а игра в молчанку – это тупик).

Если дошло дело до ссоры, специалисты по психологии советуют помнить:

  • не нужно обобщать и припоминать старые обиды;
  • говорите только то, что собирались сказать (конкретизируйте);
  • сдерживайте эмоции (обидное слово, сказанное сгоряча, запоминается надолго);
  • умейте прощать.

Понимание психологии семейного конфликта – первый шаг к его разрешению. Посмотрев данное видео, вы узнаете о психологических предпосылках трудностей в семье. Точка зрения и советы специалистов подскажут, как понять партнера во время кризисного периода, что предпринять для успешного преодоления конфликтов в семейных отношениях.

Источник:
Психология семейных отношений
Психология семейных отношений поможет выяснить причины проблем и пути их решения. Но во взаимоотношениях между мужем и женой существуют этапы взлетов и кризисов, узнайте, какие
http://sovets.net/2902-psikhologiya-semeinykh-otnoshenii.html

COMMENTS