Курсовая психологические особенности взаимоотношений дошкольников с родителями

Курсовая психологические особенности взаимоотношений дошкольников с родителями

Курсовая психологические особенности взаимоотношений дошкольников с родителями

Работ в текущем разделе: [ 10070 ] Дисциплина: Психология На уровень вверх

Тип: Курсовая работа | Цена: 650 р. | Страниц: 30 | Формат: doc | Год: 2012 | Купить | Получить демо-версию работы бесплатно

Данная работа была успешно защищена, продается в таком виде, как есть. Изменения, а также индивидуальное исполнение возможны за дополнительную плату. Если качество купленной готовой работы с сайта не соответствует заявленному, мы ВЕРНЕМ ВАМ ДЕНЬГИ или ОБМЕНЯЕМ на другую готовую работу. Данная гарантия действует в течение 48 часов после покупки работы.

Вы можете получить её по электронной почте (отправляется сразу после подтверждения оплаты в течение 3-х часов, в нерабочее время возможно увеличение интервала). Для получения нажмите кнопку «купить» выше.

Также работу можно получить в московском офисе, либо курьером в любом крупном городе России (стоимость услуги 600 руб.). Желаете просмотреть часть работы? Обращайтесь: ICQ 15555116, Skype dip-master, E-mail info@dip-shop.ru. Звоните: (495) 972-80-33, (495) 972-81-08, (495) 518-51-63, (495) 971-07-29, (495) 518-52-11, (495) 971-76-12, (495) 979-43-28.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ИЗУЧАЕМОЙ ПРОБЛЕМЫ 5

1.1. Психологические особенности детей дошкольного возраста 5

1.2. Особенности детско-родительских отношений. Влияние взаимоотношений с родителями на личность ребенка 8

ГЛАВА 2. ОПИСАНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ И АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ 18

2.1. Описание выборки и методов исследования 18

2.2. Анализ результатов исследования 20

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 28

Актуальность проблемы. Развитие личности ребенка происходит в среде межличностных отношений. Совокупность внешних факторов определяет особенности процесса социализации личности ребенка и формирования адаптационных механизмов к социальной среде. Данный процесс носит многовариантный характер, крайние варианты которого способны оказывать психотравмирующее воздействие на личность ребенка, приводить к формированию асоциальных и делинквентных форм поведения.

Особенности детско-родительских отношений, стиль семейного воспитания — являются психологическим пространством интерпсихических схем межличностного взаимодействия, переходящих затем во внутренний план и становящихся интрапсихическими (по Л.С.Выготскому). Таким образом, особенности взаимоотношений родителя с ребенком могут быть прочно усвоены последним и стать основой формирования его личностных и поведенческих особенностей.

Изучение влияния семьи и семейных отношений на развитие личности отражено в работах отечественных психологов и психотерапевтов: В.М.Воловика, А.М.Захарова, И.М.Марковской ,Т.М.Мишиной, В.К.Мягер, А.С.Спиваковской, Э.Г.Эйдемиллера, В.Юстицкиса, и др., и зарубежных исследователей — А.Адлера, Н.Аккермана, О.Баха, С.Минухина, Ф.Райса, К.Роджерса, В.Сатир и др. В настоящее время большинством научных школ и направлений признана важная роль семьи и семейных взаимоотношений в формировании личности дошкольника.

Человек не может существовать изолированно, вне человеческого общества. Как существо социальное, человек постоянно взаимодействует с другими людьми. Ему необходимы разнообразные контакты — общественные, внутрисемейные и т.д. людям приходится вступать в различные отношения с социумом, независимо от их социально-экономического положения, мировоззрения и т.д. поэтому стоит проблема отношений (общения) между сверстниками, между взрослыми и детьми, ведь общение является средством обучения и воспитания.

В современной науке наблюдается ярко выраженная тенденция к целостному, интегральному исследованию индивидуальности. Проблема активности также является актуальной в связи с требованиями времени, с условиями жизни в современном обществе, требующими максимальной реализации потенциальных возможностей человека.

Каждый возрастной период развития личности имеет одной из своих характеристик ведущую активность, обладающую системообразующей функцией в структуре интегральной индивидуальности. В этом плане дошкольный возраст является недостаточно изученным и актуальность этой проблемы — несомненна — именно в этом возрасте происходит формирование основ личности и индивидуальности.

Объектом исследования является личность ребенка дошкольного возраста.

Предмет исследования — особенности детско-родительских отношений.

Проблема исследования определяется недостаточностью разработки и вариативности методик коррекции вариантов неблагоприятных детско-родительских отношений.

Целью данного исследования является изучение особенностей детско-родительских отношений в дошкольном возрасте.

1. Теоретический анализ психологических особенностей дошкольного возраста.

2. Теоретический анализ исследований в области детско-родительских отношений.

3. Проведение эмпирического исследования и анализ результатов.

1. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. — М.: Наука, 1980. 287 с.

2. Арановская — Дубовис Д.М., Заика Е.В. Идеи А.В.Запорожца о развитии личности дошкольника. //Вопросы психологии, 2006, №5. с. 45-48.

3. Бариленко Н.Б. Становление взаимоотношений у старших дошкольников в совместной деятельности. // Вопросы психологии. 2004. №4. с. 9.

4. Бодалев А.А. Личность и общение. — М.: Педагогика, 1983. — 312 с.

5. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — М.: Просвещение, 2001. — 217 с.

6. Божович Л.И. Психологические закономерности формирования личности в онтогенезе //Вопросы психологии, 2005, №6. с. 12-14.

7. Божович Л.И., Славина Л.С. Случаи неправильных взаимоотношений ребенка с коллективом и их влияние на формирование личности. // Вопросы психологии, 20066, №1. с. 23-25

8. Брудный А.А. О смысловых компонентах общения. / В сб. «Проблема общения в психологии». — М.: Просвещение, 2001. — 245 с.

9. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. — СПб.: Питер, 1999. — 654 с.

10. Выготский Л.С. Педагогическая психология. — М: Просвещение, 2002. — 254 с.

11. Выготский Л.С. Развитие личности и мировоззрения ребенка /Психология личности: тексты. — М., Наука, 2002. — 265 с.

12. Галигузова Л.Н. Формирование потребности в общении со сверстниками у детей раннего возраста. //Вопросы психологии, 2005. №5. с. 11-15.

13. Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения: от 1 года до 7 лет. — М.: Просвещение, 2002. — 324 с.

14. Детская психология: Учеб. пособие/ Под ред. Я. Л. Коломинского, Е. А. Панько, А. Н. Белоуса и др. Минск.: Университетское, 1988. — 412 с.

15. Диагностика готовности детей к обучению в школе. — Анализ поведения. Методическое пособие для воспитателей и методистов дошкольных учреждений./ Под ред. В.М.Астапова — М.: «Знание России», 2003. — 50 с.

16. Изучение личности дошкольника. /Сост. Лавровская И.В. — Киров, «Информационный центр», 2001. — с. 89-92.

17. Ильенков Э.В. Что же такое личность? С чего начинается личность?. — М.: Наука, 2003. — 115 с.

18. Ильина А.И. О динамических качествах общительности //Вопросы психологии, 2007, №5. с. 34-35

19. Исенина Е.И. Начальный период развития речи у детей: проблемы и гипотезы // Вопросы психологии, 2007, №2. с. 15-19

20. Килоева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. — Ярославль, 2007. с. 16-19

21. Коломинский Я.Л. Малая (контактная) группа как универсальная система непосредственного межличностного общения. / В сб. «Генетические проблемы социальной психологии»: под ред. Я.Л.Коломинского и М.И.Лисиной. — Минск, Изд-во «Университетское», 2005. — 236 с.

22. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. Минск: Изд-во БГУ им. В.И.Ленина. с. 56-95.

23. Кошелева А. О контактах со сверстниками //Дошкольное воспитание. 1990, №11. с. 12.

24. Критская В.П., Мелешко Т.К. Дефицит потребности в общении и особенности развития личности. //Психологический журнал, Том 18, №3, 2007. С. 98 — 108.

25. Критская В.П., Мелешко Т.К. Дефицит потребности в общении и особенности развития личности. //Психологический журнал, Том 18, №3, 2007. С. 98 — 108.

26. Лисина М.И. и др. Развитие общения дошкольников со сверстниками. — М.: Педагогика, 1989. с. 239.

27. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. — М.: Педагогика, 1986.-144 с.

28. Лисина М.И., Капчеля Г.И. Общение со взрослыми и психологическая подготовка детей к школе. — Кишинев, «Штиница», 2007. — 298 с.

29. Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика (ранний и дошкольный возраст). Советы педагогам и родителям по подготовке и обучению детей с особыми проблемами в развитии. — М.: Владос, 1997. — 304 с.

30. Мухина В.С. Детская психология: Учеб. Для пед. ин-тов / Под ред. Л.А.Венгера. М.: Просвещение, 2005. — 187 с.

31. Мухина В.С. Психология дошкольника. — М. Наука, 1973. — 345 с.

32. Непомнящая Н.И. Становление личности ребенка 6-7 лет. — М.: Педагогика, 1992. — 287 с.

33. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. — М.: Тривола, 1995. — 368 с.

34. Общение и его влияние на развитие психики дошкольников /Под ред. М.И.Лисиной. — М., 1974.

35. Отношения между сверстниками в группе детского сада / Под ред. Т.А.Репиной, — М. Просвещение, 1978. — С. 34-40.

36. Петровский А. В. Личность в психологии: парадигма субъективности. — Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. — 509 с.

37. Психология дошкольника. Хрестоматия. /Сост. Г.А.Урунтаева. — М.: «Академия», 1997. — 384 с.

38. Психология дошкольника. Хрестоматия. /Сост. Г.А.Урунтаева. — М.: «Академия», 1997. — 384 с.

Источник:
Курсовая психологические особенности взаимоотношений дошкольников с родителями
ВВЕДЕНИЕ ГЛАВА ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ИЗУЧАЕМОЙ ПРОБЛЕМЫ Психологические особенности детей дошкольного возраста Особенности детско родительских отношений Влияние взаимоотношений родителями личность ребенка ГЛАВА ОПИСАНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ Описание выборки
http://dip-shop.ru/mod/shop/kursovaia_rabota_psihologiia_osobennosti_detsko-roditelskih_otnoshenij_v_doshkolnom_vozraste_2012_30_217092_791890.html

Приложение А

Приложение А. Исследование типов темперамента дошкольников 47

Приложение Г. Таблица №2 Результат теста «Самооценка» 52

Приложение Д. Тест – опросник «Насилие в семье» 53

Приложение Ж. Таблица №3 «Результаты теста» 54

Анализ педагогической литературы и потребностей практики позволил нам сформулировать проблему нашего исследования следующим образом: каковы особенности взаимоотношений в различных по структуре семьях и их социально-педагогическое влияние на развитие ребенка?

Ее решение составило цель нашей работы. Объект исследования – взаимоотношения в различных по структуре семьях. Предметом исследования стали проблемы, возникающие в процессе формирования ребенка в указанных условиях.

Проблема, цель и предмет исследования предопределили следующие его задачи:

а) Дать понятие семьи как жизнедеятельной системы;

б) Выявить особенности струкруры семьи, ее отражение на детях;

в) Рассмотреть негативные аспекты семейных взаимоотношений и их влияние на развитие ребенка;

г) Изучить имеющийся теоретический материал, определить аспекты по изучаемому вопросу, провести исследовательскую работу, используя психологический инструментарий. Попытаться дать рекомендации родителям.

При выполнении работы используется: метод сбора информации, анализа, обобщения. Теоретическая значимость работы состоит в том, что собран и систематизирован материал по проблеме исследования. Новизна настоящего исследования заключается в том, что в нем впервые учитывается взгляд ребенка на свое воспитание и на взаимоотношения в семье. Практическая значимость работы определяется возможностью использовать представленные материалы на практических занятиях, в работе педагогов не только с детьми, но и их родителями. Структура работы соответствует поставленным целям и задачам. Работа состоит из Введения, в котором определяется актуальность проблемы, намечается цель и задачи, определяется теоретическая и практическая значимость.

Анализ собранных материалов позволил нам сформулировать общую гипотезу исследования: влияние структуры семьи на развитие ребенка вполне неоднозначно и в каждом из конкретных случаев несет определенный характер, а отклонения от здоровых взаимоотношений членов семьи оставляет отпечаток на психике формирующейся личности, последствия которого влияют на всю жизнь.

1 Суть и смысл семьи.

Семьей называется основанное на кровном родстве, браке или усыновлении объединение людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью за воспитание детей; члены семьи часто живут в одном доме [1].

Среди основных функций семьи следует отметить социализацию детей, хотя в ней принимают участие и другие группы. По мере возникновения и развития общества и государства, всеобщего благосостояния коренным образом изменились функции семьи по обеспечению благосостояния ее членов.

Если детей можно было произвести в колбах-инкубаторах, как цыплят, то семья никогда не стала бы социальным институтом, находящимся под защитой государства. Сходитесь – расходитесь как на танцах, коль скоро это касается только вас. Но пока человек остаётся человеком и человеческое общество – человеческим, для воспроизводства потомства homo sapiens по образу и подобию родителей, как в психологическом, так и в социальном отношении существует только одна колба-инкубатор – семья (сегодня, разумеется, в органическом единстве с общественными учреждениями обучения и воспитания подрастающего поколения). Семья и в этом смысле – непреходящая ценность человеческого общества. Ибо все прочие способы нечеловечны, бесчеловечны.

В прошлом понятия «семья» и «дети» были неразрывно связаны между собой, и такая связь казалась само собой разумеющейся. Бездетность во все времена и у всех народов мира представлялась таким же тяжелым несчастьем, как слепота, глухота, немота. Сейчас иногда люди услышав, что ребенок всегда и при всех обстоятельствах дает взрослому больше, чем тот ему, не верят, хотя имеют вполне обычных детей и внуков. Не может быть! Это ребенок-то дает? Это капризное, орущее существо, на заботу о котором надо положить столько сил? Ну что он может дать?

Оказывается очень много. Гораздо больше, чем обычно думают: он помогает человеку стать Человеком, делает его жизнь полнее, полноценнее. Все это – одни только слова, слышатся порой возражения. Раньше ребенок был помощником, с малых лет трудился по-взрослому и быстро «окупал» заботы о нем в первые годы жизни. Когда он подрастал и его женили или выдавали замуж, он становился союзником, притом незаменимым, в разных трудностях жизни. А под старость это была «живая пенсия» — единственная твоя надежда и опора, случись что с тобой: других пособий не существовало. Вот детей и рождали, сколько могли. А сейчас они разве помощники? Устраивай, устраивай, покупай, покупай без конца, а потом – в один миг внук на твою же шею. А пенсия теперь у всех своя собственная, ее государство платит [2].

Одна из основных социальных потребностей каждого человека – в самоутверждении, в том, чтобы к нему относились с уважением, чтоб хоть в чем-то был Учителем. Это – не честолюбие. Это – нормальная потребность нормального человека, и, если она не удовлетворяется или удовлетворяется недостаточно, психика человека страдает так же жестоко, как если бы его унижали.

Ребенок со своими собственными потребностями в знаниях, навыках, наконец просто в покровительстве со стороны старшего словно нарочно создан для полноценного удовлетворения потребности взрослого в самоутверждении.

Не каждому дано быть профессором для студентов в университете. Но каждому можно – и для полноценной жизни даже нужно – стать в точности таким же по сути профессором для детей в своей семье, вообще для детей. Ежедневные стог тысяч «почему» ребенка приводят иного родителя в раздражение. А вечером, в обычном застольном пустословии, он тщетно пытается привлечь к себе внимание окружающих сущим вздором.

Та истина, что семья имеет решающее влияние на ребенка, особенно в ранний, дошкольный период его жизни, что семейное воспитание во многих отношениях задает тон всему процессу становления и развития личности, кажется, никем уже не ставится под сомнение. Однако пока что остаются в тени и мало исследуются те факторы, стороны, особенности жизнедеятельности семьи, которые оказывают на семейное воспитание и его результаты различное влияния .

Общество не сможет существовать, если в каждом поколении двух родителей будет сменять один и все больше семей станут вовсе отказываться иметь детей. Разъяснить, что человек обкрадывает себя, добровольно отказывая себе в счастье иметь детей. Инстинкты — инстинктами, а соблазн «проскочить» жизнь, не обременяя себя детьми, возрастает. Стало быть, на помощь инстинктам должно призвать разум.

Дети — суть и смысл семьи. Потому что они — наше будущее. И завтра, и через много лет.

2 Формирование личности – процесс управляемый

Семейное воспитание — более или менее осознаваемые усилия по взращиванию ребенка, предпринимаемые старшими членами семьи, которые направлены на то, чтобы младшие члены семьи соответствовали имеющимся представлениям о том, каким должен быть и стать ребенок, подросток. Воспитание растущего человека как формирование развитой личности составляет одну из главных задач семьи.

Преодоление отчуждения человека от его подлинной сущности, формирование духовно развитой личности не совершается автоматически. Оно требует усилий со стороны родителей, и эти усилия направляются как на создание материальных возможностей, объективных социальных условий, так и на реализацию открывающихся на каждом этапе новых возможностей для духовно-нравственного совершенствования человека. В этом двуедином процессе реальная возможность развития человека как личности обеспечивается всей совокупностью материальных и духовных ресурсов семьи.

Ребенок постоянно включен в те или иные формы общественной практики; и если отсутствует ее специальная организация, то воспитательное воздействие на ребенка оказывают наличные, традиционно сложившиеся ее формы, результат действия которых может оказаться в противоречии с целями воспитания.

Исторически сформировавшаяся система воспитания обеспечивает присвоение детьми определенного круга способностей, нравственных норм и духовных ориентиров, соответствующих требованиям конкретного общества, но постепенно средства и способы организации становятся непродуктивными.

И если данному обществу требуется формирование у детей нового круга способностей и потребностей, то для этого необходимо преобразование системы воспитания, способной организовывать эффективное функционирование новых форм воспроизводящей деятельности. Развивающая роль системы воспитания при этом выступает открыто , делаясь объектом специального обсуждения, анализа и целенаправленной организации.

Формирование человека как личности требует от семьи постоянного и сознательно организуемого совершенствования системы воспитания, преодоления застойных, традиционных, стихийно сложившихся форм. Такая практика преобразования сложившихся форм воспитания немыслима без опоры на научно-теоретическое психологическое знание закономерностей развития ребенка в процессе онтогенеза, ибо без опоры на такое знание существует опасность возникновения волюнтаристского, манипулятивного воздействия на процесс развития, искажения его подлинной человеческой природы, техницизм в подходе к человеку.

Суть подлинно гуманистического отношения к воспитанию ребенка выражена в тезисе его активности как полноправного субъекта, а не объекта процесса воспитания [3]. Собственная активность ребенка есть необходимое условие воспитательного процесса, но сама эта активность, формы ее проявления и, главное, уровень осуществления, определяющий ее результативность, должны быть сформированы, созданы у ребенка на основе исторически сложившихся образцов, однако не слепого их воспроизведения, а творческого использования.

Следовательно, важно так строить педагогический процесс, чтобы родители руководили деятельностью ребенка, организуя его активное самовоспитание путем совершения самостоятельных и ответственных поступков. Родители обязаны помочь растущему человеку пройти этот – всегда уникальный и самостоятельный – путь морально-нравственного и социального развития. Воспитание представляет собой не приспособление детей, подростков, юношества к наличным формам социального бытия, не подгонку под определенный стандарт. В результате присвоения общественно выработанных форм и способов деятельности происходит дальнейшее развитие – формирование ориентации детей на определенные ценности, самостоятельности в решении сложных нравственных проблем. “Условие эффективности воспитания – самостоятельный выбор или осознанное принятие детьми содержания и целей деятельности” [4].

Под воспитанием понимается целенаправленное развитие каждого растущего человека как неповторимой человеческой индивидуальности, обеспечение роста и совершенствования нравственных и творческих сил этого человека, через построение такой общественной практики, в условиях которой то, что у ребенка находится в зачаточном состоянии или пока только составляет возможность, превращается в действительность. “Воспитывать – значит направлять развитие субъективного мира человека”, с одной стороны, действуя в соответствии с тем нравственным образцом, идеалом, который воплощает требования общества к растущему человеку, а с другой стороны, преследуя цель максимального развития индивидуальных особенностей каждого ребенка. Как указывал Л.С.Выготский, “учитель с научной точки зрения- только организатор социальной воспитательной среды, регулятор и контролер ее взаимодействия с каждым учеником” [5;98 ].

Показательно, что накопительница психологического опыта-литература устами виднейших своих представителей многократно провозглашала эту истину. Так, Л.Н.Толстой полагал, что признание права “другого” непросто на участие в “борьбе за существование”, а на событие с самим собой и, более того, утверждение собственной жизнью бытия этого “другого” становится осуществлением разумения в межличностных отношениях и в итоге единственным критерием нравственного прогресса. “…Допустив только возможность замены стремления к своему благу стремлением к благу других существ, — писал он в трактате “О жизни”, — человек не может невидеть и того , что что это – то самое постепенное, большее и большее отречение его личности и перенесение цели деятельности из себя в другие существа и есть все движение вперед человечества” [6].

Просветительская ориентация в педагогике уступила место более реалистичной, хотя никто не отрицал важность нравственного просвещения и знания как такового в процессе духовного развития личности.

Однако нравственное формирование личности не равно нравственному просвещению. Установлено, что ценностно – ориентированная внутренняя позиция ребенка возникает не как итог некоторых “педагогических воздействий” или даже их системы, а в результате организации общественной практики, в которую он включен. Однако организация общественной практики воспитания личности ребенка может быть ориентирована двояко. Один тип направлен на воспроизведение уже сложившегося социального характера. Такому типу организации соответствует приспособление педагогического процесса под уже достигнутый уровень психического развития ребенка. Подобная организация воспитания ни в коей мере не соответствует целям построения гуманного общества, поскольку здесь требуется решение задачи преобразования сознания человека.

В связи с этим, отечественные ученые и педагоги-практики исходят из того, что воспитание (в том числе и обучение) не может плестись “в хвосте детского развития”, ориентируясь на его вчерашний день, а должно соответствовать “завтрашнему дню детского развития”. В этом тезисе четко отражается принцип подхода к психическому развитию личности как к управляемому процессу, который способен создавать новые структуры личностных ценностей растущих людей.

Управление процессом воспитания, осуществляемое как целенаправленное построение и развитие системы задаваемой многоплановой деятельности ребенка, реализуется педагогами, вводящими детей в “зону ближайшего развития” [7]. Это означает, что на определенном этапе развития ребенок может продвигаться дальше не самостоятельно, но под руководством взрослых и в сотрудничестве с более умными “сотоварищами”, а уж затем и вполне самостоятельно.

Целенаправленное формирование личности человека предполагает ее проектирование, но не на основе общего шаблона, а в соответствии с индивидуальным для каждого человека проектом, учитывающим его конкретные физиологические и психологические особенности. Не может быть колебаний, писал А.С.Макаренко, — стремиться ли к воспитанию смелых, честных, настойчивых или малодушных, трусливых и лживых [8].

При этом особое значение приобретает учет внутренних побудительных сил, потребностей человека, его сознательных стремлений. Именно на этой базе появляется возможность и правильно оценить личность.

Главная цель развития личности – полная реализация человеком самого себя, своих способностей и возможностей, полное самовыражение и самораскрытие. Но эти качества невозможны без участия других людей, они невозможны путем противопоставления себя людям, они абсолютно невозможны в изоляции и противопоставлении себя обществу, без обращения к другим людям, предполагающего их активное соучастие в этом процессе.

Воспитание воли — один из основных моментов в процессе воспитания. Воля человека воспитывается постепенно – он должен научиться выполнять дела и поступки, которые ему совершать не хочется, но надо. От умения выполнять требования окружающих к способности самому формулировать и выполнять их – таков путь развития воли у человека.

Таким образом, основными психологическими качествами, лежащими в основании развитой личности, являются активность, стремление к реализации себя и сознательное принятие идеалов общества, превращение их в глубоко личные для данного человека ценности, убеждения, потребности.

3 Социально – педагогические аспекты развития личности.

Важной категорией для понимания процесса развития ребенка во времени служит введенная Л.С. Выгодским понятие социальной ситуации развития – определенного соотношения условий социальной среды и внутренних условий формирования личности.

Развитие в подходе Л.С. Выгодского характеризуется наличием качественных новообразований, которые подчинены своему ритму и на различных этапах требует особой меры. Поэтому реальным основанием периодизации развития являются внутренние изменения самого развития. В культуре, современной Л.С Выгодскому, да и в настоящее время, существует две полярные (и множество находящихся между ними ) концепций развития:

а) Развитие как реализация, комбинирования и модификация врожденных, унаследованных задатков;

б) Развитие как непрерывных процесс самодвижения, характеризующийся, в первую очередь, непрестанным возникновением и образованием нового не существовавшего не прежних стадиях.

Главными критериями развития выступают новообразования, характеризующие сущность каждого возраста. При этом под возрастным новообразованием понимается новый тип строения личности и его деятельности, психологические, социальные изменения, которые впервые возникают на данной возрастной ступени и которые в самом главном и основном определяют сознание ребенка и его отношение к окружающей среде (социальной и физической), его внутреннюю и внешнюю жизнь, весь ход его развития в данный период.

Л.С. Выгодскому принадлежит идея о неравномерности процесса развития, о двух его типах:

а) Медленное, постепенное накапливание изменений – литический период;

б) Резкие, бурные взломы кризисы развития.

Кризис, по Л.С. Выгодскому, является необходимым периодом развития, в ходе которого происходит разрушение старых и образование новых форм, которые будут существовать на протяжении последующего литического периода развития. Поэтому во время кризисного этапа на протяжении относительно коротко промежутка времени (месяц, год) происходят резкие и капитальные сдвиги и смещения, изменения и переломы в личности ребенка. Развитие принимает бурный, стремительный, катастрофический характер [9].

Основными чертами кризисных этапов развития, отличаемых исследователями, являются:

а) Нечеткость границ периода;

б) Относительная трудновоспитуемость детей в состоянии кризиса;

в) Негативных характер развития, на первый план выдвигаются процессы отмирания и свертывания того, что образовалось на предыдущих стадиях.

Значит, самым существенным содержанием развития в кризисе будет возникновение новообразований, носящих переходный характер. Эти новообразования не входят в интегральную структуру будущей личности и отмирают вместе с наступлением следующего возраста.

Таким образом, главным критерием и основанием периодизации детского развития выступают новообразования, относящиеся к сфере деятельности, отношений и освоенных ребенком социальных пространств.

Уровень достигнутого развития характеризуется таким понятием как возраст – целостное динамическое образование, которое определяет роль и удельный вес каждой частной линии, компонента развития. Личность, развиваясь, изменяется как целая в своем внутреннем строении и движении, изменение каждой части личности определяется законами изменения целого.

Развитие характеризуется определенной динамикой – совокупностью всех тех законов, которыми определяется период возникновения, изменения и сцепления структурных новообразований каждого возраста.

Для понимания особенностей развития на различных этапах и его механизмов необходимо учитывать социальную ситуацию развития – своеобразное, специфическое для данного возраста, исключительное, естественное и неповторимое отношение между ребенком и окружающей его действительностью, прежде всего социальной.

Социальная среда по Л.С. Выгодскому является источником возникновения всех специфических человеческих свойств личности, развитие ребенка, которое совершается в процессе реального взаимодействия идеальных и наличных форм. Их понимания сути социальной ситуации развития и роли социальной среды следует существование оптимальных возрастных периодов, индивидуальных для каждого ребенка, для обучения различным видам деятельности. Обучение, каким образом, опирается не столько на уже созревшие функции и свойства ребенка, сколько не созревающие, находящиеся в зоне ближайшего развития. Ребенок развивается в самом процессе обучения, а не завершает известный цикл развития. Процесс обучения как сотрудничество ребенка со взрослым есть частный случай взаимодействия идеальной, предлагаемой взрослым и наличной форм жизнедеятельности.

Идеи Л.С. Выгодского, продолжение и развитие его последователями Д.Б. Элькониным, В.В. Давыдовым, Б.Д. Элькониным и другими, позволили построить следующую типологию возрастов, содержание ведущих деятельностей и кризисов.

Таблица 1 Этапы возрастного развития личности.

Источник:
Приложение А
Министерство образования Российской Федерации КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Социально-гуманитарный факультет Кафедра философии КУРСОВАЯ РАБОТА по дисциплине _________________________________________
http://stud-baza.ru/osobennosti-vzaimootnosheniy-v-razlichnyih-po-strukture-semyah-i-ih-sotsialno-pedagogicheskoe-vliyanie-na-razvitie-rebenka-kursovaya-pedagogika

Психологические особенности родительских отношений к единственному ребёнку дошкольного возраста в семье

Психологические особенности родительских отношений к единственному ребёнку дошкольного возраста в семье

Министерство образования и науки Российской Федерации.doc

Министерство образования и науки Российской Федерации

ФГБОУ ВПО «Глазовский государственный педагогический институт

им. В.Г. Короленко»

Факультет педагогического и художественного образования

Психологические особенности родительских отношений к единственному ребёнку дошкольного возраста в семье.

Исполнитель: Щепина Анастасия.

Студентка группы 3.631 гр

Научный руководитель: Касимова Н.Г.

Глава 1. Детско – родительские отношения к единственному ребёнку в семье.

    1. Понятие и сущность детско – родительских отношений…………………………
    2. Детско – родительские отношения……………………………
    3. Особенности родительских отношений к единственному ребенку в семье…….

Глава 2. Исследования психологических особенностей родительских отношений к единственному ребёнку…………………………………………………….

2.1. Организация исследования детско – родительских отношений в семье……

2.2. Результаты исследования родительских отношений к единственному

Список используемой литературы…………………………………………………… ….

Актуальность темы: в настоящие время проблема детско – родительских отношений как фактора психофизического благополучие детей в условиях семьи приобретает особую актуальность, так как является одной из важнейших составляющих государственной политики сохранение здоровья нации.

Единственные дети с самого рождения развиваются в особенной атмосфере. Окруженные долгое время лишь взрослыми, они получают более ограниченный личностный опыт по сравнению с детьми, имеющими братьев и сестер. Психологи начала нашего века очень скептически относились к такой семейной структуре. С.Холл говорил, что быть единственным ребенком — это уже иметь болезнь в себе, постоянно цитировались в специальной и популярной литературе. Однако такая однозначная оценка недостаточно обоснованна и в последнее время встречает все больше возражений.

Целью нашей работы является изучение психических особенностей отношения родителей к единственному ребёнку.

  1. рассмотреть понятие и сущность детско-родительских отношений.
  2. выявить особенности родительского отношения к единственному ребенку в семье;
  3. определить методики исследования психологических особенностей отношений к единственному ребенку в семье;

Предметом исследования является детского – родительские отношения.

Объектом исследования является семья с единственным ребёнком ребенком.

Гипотезой исследования является изучение психических особенностей отношения родителей к единственному ребёнку.

Практическая значимость работы заключается в раскрытии психологических особенностей родительского отношения к единственному ребенку.

Теоретическая значимость работы содержится в анализе социально-психологического состояния взаимоотношении родителей с единственным ребенком.

Методы исследования: тест- опросник родителей, анкета для родителей, анкета для детей.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав и заключения.

Источник:
Психологические особенности родительских отношений к единственному ребёнку дошкольного возраста в семье
Психологические особенности родительских отношений к единственному ребёнку дошкольного возраста в семье Министерство образования и науки Российской Федерации.doc Министерство образования и
http://myunivercity.ru/%D0%9F%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F/%D0%9F%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5_%D0%BE%D1%81%D0%BE%D0%B1%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8_%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D1%81%D0%BA%D0%B8%D1%85_%D0%BE%D1%82%D0%BD%D0%BE%D1%88%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B9_%D0%BA_%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D0%BD%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%BC%D1%83/57691_1325387_%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%86%D0%B01.html

Психологическое исследование личностных особенностей родителей с различным стилем отношения к ребенку

Психологическое исследование личностных особенностей родителей с различным стилем отношения к ребенку

Министерство образования и науки Украины

национальный педагогический университет

Психологическое исследование личностных особенностей родителей с различным стилем отношения к ребенку

Яценко Анны Игоревны

Специальность 6.040100 – «психология»

Курс 3, группа 2

РАЗДЕЛ 1. Психология развития личности родителей, ребенка и взаимоотношений родителей и детей

1.1 Краткий обзор психологических подходов к работе с родительско- детскими отношениями, существующих в рамках различных теоретических концепций

1.2 Виды консультативной психологической помощи семье

1.3 Факторы, влияющие на становление детской психики

1.4. Родительские стили воспитания и установки

1.5 Факторы, влияющие на формирование родительских установок и стилей воспитания

1.6 Общение родителей и детей как детерминант развития ребенка

1.7 Социально-психологические типы личности ребенка, которые соответствуют определенному стилю семейного воспитания

РАЗДЕЛ 2. Экспериментальное исследование изучения характерологических черт личности родителя и их влияние на стиль отношения к ребенку

2.1 Обоснование замысла исследования. Цели, задачи, гипотеза

2.2 Организация и ход исследования

2.3 Результаты исследования и их обсуждение

2.4 Обсуждение результатов

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Влияние родителей на развитие ребенка очень велико. Дети, растущие в атмосфере любви и понимания, имеют меньше проблем, связанных со здоровьем, трудностей с обучением в школе, общением со сверстниками, и наоборот, как правило, нарушение детско-родительских отношений ведет к формированию различных психологических проблем и комплексов.

Казалось бы, никто не вправе посягать на традиционную роль родителей в воспитании своих детей, в выборе форм и методов родительских воспитательных воздействий. Однако многочисленные факты того, что дети стали жертвами или оказались перед угрозой смерти от рук собственных родителей становятся последнее время обычными и не могут не вселять тревогу.

Жестокое отношение к детям сегодня превратилось в обычное явление: до 10% жертв насилия погибает, у остальных появляются отклонения в физическом, психическом развитии, в эмоциональной сфере. Это не только наносит непоправимый вред здоровью ребенка, травмирует его психику, тормозит развитие его личности, но и влечет за собой другие тяжелые социальные последствия, формирует социально дезадаптивных, инфантильных людей, не умеющих трудиться, не способных создать здоровую семью, быть хорошими родителями. В настоящее время это стало серьезной социальной и общечеловеческой проблемой.

В психологической литературе представлено большое количество работ, изучающих типы отношения родителей к ребенку в связи с их влиянием на развитие его личности, особенностей характера и поведения (Боулби, 1988; Гарбузов, 1990; Захаров, 1995; Эйнсуорт, 1963; и др.)

В них описываются качества матери, способствующие формированию прочной и непрочной привязанности ребенка; выявляются характеристики «оптимальной матери» или «достаточно хорошей матери», рассматриваются различные модели родительского поведения.

Убедительны и демонстративны наблюдения и исследования, посвященные влиянию неправильных или нарушенных родительских отношений, например, материнской депривации (И. Ландгмеер, З. Матейчик, 1985; Е.Т. Соколова, 1981; Д. Боулби 1953; М. Д. Эйнсуорт, 1964).

В отечественной науке и практике детско-родительские взаимоотношения изучали: А.Я. Варга, В.В. Столин, А.С. Спиваковская и др. В отечественной литературе предложена широкая классификация стилей семейного воспитания подростков с акцентуациями характера и психопатиями, а также указывается, какой тип родительского отношения способствует возникновению той или иной аномалии развития (А.Е. Личко, 1979; Э.Г. Эйдемиллер, 1980).[4;56]

Из обзора литературы хорошо видно, что к нарушению темпа психического развития ребенка приводит сочетание неоднородных факторов. Эти факторы часто находятся в различном сочетании друг с другом, с преобладанием того или иного вида дефицитарности и психогенных влияний. Выделение роли каждого из них представляет практический интерес, так как позволяет найти более точные диагностические критерии для диагноза психического развития ребенка. Роль семейного фактора (особенно влияния личностных качеств родителей на стиль отношения к ребенку) по сравнению с остальными, на наш взгляд вызывает наибольший интерес. Это и определило тему настоящей работы.

Объект исследования – стиль отношения родителей к ребенку.

Предмет исследования – психологические особенности личности родителей с различным стилем отношения к ребенку.

Цель исследования – изучить взаимосвязь личностных особенностей родителей со стилкм воспитания своего ребенка.

дать теоретическое обоснование гипотезы и замысла эмпирического изучения проблемы;

организовать и провести психологический эксперимент;

обосновать замысел и описать процедуру экспериментального изучения личных особенностей родителей и стилей воспитания;

провести количественный и качественный анализ полученных на выборке испытуемых родителей старших дошкольников эмпирических данных относительно выраженности определенных черт родителей и использование ими стилей воспитания;

содержательно обобщить результаты теоретико-экспериментального исследования.

РАЗДЕЛ 1. ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ, РЕБЕНКА И ВЗАИМООТНОШЕНИЙ РОДИТЕЛЕЙ И ДЕТЕЙ

1.1 Краткий обзор психологических подходов к работе с родительско-детскими отношениями, существующих в рамках различных теоретических концепций

Как правило, психологические подходы в работе с родителями существуют в рамках определенных теоретических концепций. Рассмотрим наиболее известные из них.

Необходимость обращения к работе с родителями в практике консультирования детского развития впервые была декларирована в рамках психодинамического подхода. Важной заслугой психоаналитического направления является то, что его основатели обращали внимание на ранний опыт взаимодействия родителей с детьми и на различные виды психической травматизации в детском возрасте (3. Холл, А. Фрейд, К. Хорни) Сведения, полученные в работах Т. Адорно, В. Шутца, Дж. Боулби, Э. Эриксона, М. Эйнсворт и др., снискали широкую популярность и признание. Они подчеркивали важность ухода за детьми в раннем возрасте и гуманного к ним отношения.

Одним из пионеров исследования взаимодействия взрослого с ребенком по праву можно считать Альфреда Адлера. Адлерианское направление в работе с родителями имеет свои методы, способы и приемы в работе с родителями и детьми, оно в значительной мере социально направлено и может рассматриваться как отличное от психоаналитического подхода. В 1919 году А. Адлер основал в Вене психопедиатрический центр, где он развивал свой инновационный консультационный подход и работал с детьми, родителями и преподавателями. Ансбахер полагал, что именно Адлер впервые официально и публично использовал понятие «семейная терапия».[13;87]

Проблемы воспитания всегда волновали Адлера; одна из его первых психологических работ называлась «Врач как воспитатель» (1904). В 1912 году вышла другая его статья — «Воспитание родителей». В этой статье, как справедливо замечает Е.В. Сидоренко, содержатся идеи, которые во многом предвосхищают многие современные направления психологии. Вот рекомендации Адлера по воспитанию умственно здорового ребенка (цитируется по Е.В. Сидоренко).[12;77]

«1. Воспитатель или родитель должен завоевать любовь ребенка. Главнейший помощник воспитания — любовь. Любовь ребенка — безусловная гарантия его воспитуемости.

2. Лучшая поддержка в развитии ребенка — его уверенность в собственных силах. Уверенность ребенка в себе, его личностная смелость — величайшее счастье для него.

3. Слабые и болезненные дети легко теряют уверенность в себе, так же как и избалованные и излишне опекаемые дети.

4. Ни при каких обстоятельствах ребенок не должен бояться своего воспитателя.

5. Что касается дисциплинарных мер, то похвала и награда предпочтительнее наказания. Если наказания невозможно избежать, то оно должно информировать ребенка о том, что он сделал неправильно, и концентрировать его внимание на лучших способах поведения.

6. Вместо того чтобы требовать слепого подчинения, следует в максимально возможной степени оставлять за ребенком свободу решения».

Среди наиболее важных результатов общественного признания психологии А. Адлера стало появление семейных консультаций и семейных образовательных учебных групп, призванных помочь семьям установить демократический жизненный стиль, основанный на принципах социального равенства и общественного интереса. В США стимулом для этого движения во многом послужили работы и личный энтузиазм Р. Дрейкуса, ученика А. Адлера. Он впервые организовал консультирование родителей при Центре им. Авраама Линкольна в Чикаго в 1939 году.

Актуальность идей Адлера и Дрейкуса, несомненно, связана с тем кризисом, в котором оказались семьи в первой половине нашего столетия. Традиционные методы воспитания, устанавливающие взаимоотношения между родителями и детьми по принципу превосходства и подчинения, оказались довольно неэффективными. С развитием демократической социальной системы и борьбы за социальное равноправие в Соединенных Штатах Америки идея равенства охватила общество настолько, что дети тоже смотрят на себя как на социально равных взрослым, и по этой причине авторитарные методы воспитания обречены на неудачу. Разговор с детьми «сверху вниз» приводит к тому, что дети в свою очередь так же «сверху вниз» говорят с родителями. Этот тип взаимодействия можно наблюдать в семьях с различной степенью напряженности.

Рудольф Дрейкус положил начало организации дискуссионных групп из живущих по соседству родителей (Дрейкус и Зольц, 1964). Он способствовал разработке идеи «семейного совета» как одного из средств, которое помогает установить атмосферу любви и доверия в доме. Дрейкус считал, что родителям в своей деятельности следует опираться на такие принципы, как: принцип логических и естественных последствий, принцип отказа от применения силы, принцип принятия и реакции на потребность детей, а также принцип оказания поддержки детям.[32;106]

Источник:
Психологическое исследование личностных особенностей родителей с различным стилем отношения к ребенку
Влияние родителей на развитие ребенка очень велико Дети, растущие в атмосфере любви и понимания, имеют меньше проблем, связанных со здоровьем, трудностей с обучением в школе, общением со сверстниками, и наоборот, как правило, нарушение детско-родительских отношений ведет к формированию различных психологических проблем и комплексов , страница 1
http://works.doklad.ru/view/SuwMyd-YZxw.html

COMMENTS